Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 24 по 30 октября 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 18.10.2022 N 1850
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2018 г. N 1300"

Уточнен перечень ограничительных мер в отношении подсанкционных физических и юридических лиц

Постановлением Правительства РФ от 01.11.2018 N 1300 установлен перечень лиц, в отношении которых действуют специальные экономические меры.

Принятым постановлением в качестве таких мер дополнительно установлен запрет на совершение сделок, предусматривающих ввоз в РФ товаров, производителем, продавцом или отправителем которых являются подсанкционные лица (за исключением товаров, ввозимых физическими лицами для личного пользования).

Предусмотренные запреты применяются при наличии у лиц, осуществляющих реализацию специальных экономических мер, информации о том, что внешнеэкономические и (или) финансовые операции совершаются подсанкционными лицами либо в пользу подсанкционных лиц.

 

Постановление Правительства РФ от 20.10.2022 N 1874
"О мерах поддержки мобилизованных лиц"

Правительство утвердило отсрочку по уплате налоговых платежей для мобилизованных граждан

Лицам, призванным на военную службу в рамках частичной мобилизации, предоставлена отсрочка по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также продлены сроки предоставления налоговых деклараций и отчетов о движении денежных средств по счетам.

Кроме того, в частности, приостанавливается проведение мероприятий налогового контроля (за некоторыми исключениями), а также не применяются налоговые санкции по ряду статей НК РФ.

 

Постановление Правительства РФ от 24.10.2022 N 1891
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. N 251"

Постановление Правительства об утверждении товаров религиозного назначения, освобождаемых от НДС, приведено в соответствие с НК РФ

Изменения коснулись наименования перечня товаров в части уточнения категорий религиозных организаций, операции которых не подлежат налогообложению в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

 

Проект Постановления Правительства РФ "О единой предельной величине базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2023 г."

С 1 января 2023 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов может составить 1 917 000 рублей

Начиная с 2023 года для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам, устанавливается единая предельная величина базы для их исчисления.

Предельная величина базы устанавливается с учетом размера средней заработной платы в РФ на 2023 год, увеличенного в двенадцать раз, и применяемого к нему коэффициента, установленного пунктом 5.1 статьи 421 НК РФ в размере 2,3.

 

Проект Постановления Правительства РФ "Об индексации фиксированного размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения""

На 2023 год фиксированный размер страховых взносов на "травматизм" для налогоплательщиков на АвтоУСН составит 2217 рублей

Согласно проекту для страхователей, применяющих АвтоУСН, фиксированный размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит индексации в 1,087 раза.

Таким образом, в 2023 году размер страховых тарифов для указанных налогоплательщиков может составить 2217 рублей.


Приказ ФНС России от 20.09.2022 N ЕД-7-3/854@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2022 N 70650.

Утверждена новая форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Приказ содержит также формат налоговой декларации, представляемой в электронном виде, и порядок ее заполнения.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 08.12.2020 N КЧ-7-3/887@.

Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования. Налоговая декларация представляется за налоговый период, следующий за месяцем вступления настоящего приказа в силу.

 

Приказ ФНС России от 18.10.2022 N ЕД-7-26/945@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@"

Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с налоговыми органами, предусматривающие в том числе новые требования к его размеру

Установлено, что для документооборота по осуществлению информационной рассылки (групповой информационной рассылки) со стороны налоговых органов, размер транспортного контейнера не должен превышать 5 мегабайт, размер любого файла в транспортном контейнере не должен превышать 4 мегабайта. Исходный объем файлов, zip-архивы которых содержатся в транспортном контейнере, не должен превышать 4 мегабайта.

Кроме того, в новой редакции изложены:

Раздел IX приложения N 1 к унифицированному формату;

Таблица 16.5 приложения N 16 к унифицированному формату.

 

Приказ ФНС России от 27.09.2022 N ЕД-7-21/866@
"Об утверждении формы налогового уведомления"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.10.2022 N 70687.

С 1 января 2023 года будет применяться новая форма уведомления физлица об исчисленных налоговым органом суммах налогов

В утвержденной форме отражены поправки, внесенные в части первую и вторую НК РФ.

Утрачивает силу Приказ ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@.

 

Приказ ФНС России от 21.10.2022 N ЕД-7-26/967@
"Об утверждении рекомендуемых форматов перечня документов к требованию о представлении документов (информации), направляемому операторам электронного документооборота, и ответа на требование о представлении документов (информации), направляемое в налоговый орган операторами электронного документооборота в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"

Разработаны рекомендуемые форматы документов, используемых при направлении требования операторам электронного документооборота

Утверждены:

рекомендуемый формат перечня документов к требованию о представлении документов (информации), направляемому операторам электронного документооборота;

рекомендуемый формат ответа на требование о представлении документов (информации), направляемое в налоговый орган операторами электронного документооборота.

Приказ вступает в силу с 01.11.2022.

 

Указание Банка России от 14.09.2022 N 6235-У
"О внесении изменений в пункты 2.3 и 5.1 Положения Банка России от 22 марта 2018 года N 635-П"

Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2022 N 70621.

В состав арендных платежей при оценке обязательств по договорам аренды учитываются платежи (без НДС), обусловленные договором

Соответствующее уточнение внесено в Положение Банка России от 22 марта 2018 года N 635-П в целях реализации изменений, внесенных в пункт 7 ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды".

 

Указание Банка России от 14.09.2022 N 6236-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 4 сентября 2015 года N 491-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2022 N 70619.

С 1 января 2023 года вносится ряд изменений в Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования

В числе прочего скорректирован перечень общих требований к учету, применяемых страховщиком на последний календарный день отчетного периода, в части:

списания страховых резервов и доли перестраховщиков в страховых резервах, сформированных на конец предыдущего отчетного периода;

проведения оценки страховых резервов и доли перестраховщиков в страховых резервах по договорам с негарантированной возможностью получения дополнительных выгод;

тестирования на обесценение отложенных аквизиционных расходов.

Отменены положения, устанавливающие требование и порядок проведения проверки адекватности обязательств страховщика.

Установлено требование об отражении на счетах бухгалтерского учета стабилизационного резерва, сформированного в соответствии с законом о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования (N 260-ФЗ).

 

Указание Банка России от 14.09.2022 N 6237-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 487-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2022 N 70620.

Внесены уточнения в Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода НФО

В перечень некредитных финансовых организаций, предоставляющих отчет о финансовых результатах, включены ломбарды.

Актуализированы отдельные положения, связанные с образованием Фонда пенсионного и социального страхования.

Скорректированы символы доходов и расходов отчета о финансовых результатах для страховых организаций и обществ взаимного страхования.

Указание вступает в силу с 1 января 2023 года.

 

Указание Банка России от 14.09.2022 N 6238-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 486-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2022 N 70618.

Скорректированы наименования и порядок применения некоторых счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях

В частности, в новой редакции изложены наименования счетов N 338, N 33805, N 344, N 34401, N 34513, N 48401, N 60301 и N 60302.

Внесены уточнения в назначение счетов и порядок отражения операций, в том числе по договорам страхования и перестрахования, расчетов по налоговым обязательствам.

Указание вступает в силу с 1 января 2023 года.

 

<Письмо> Минфина России от 25.08.2022 N 27-04-15/82967
<По вопросу утверждения норм естественной убыли денатурированного этилового спирта при производстве спиртосодержащих полиграфических красок>

Минфин: необходимость утверждения норм естественной убыли денатурированного этилового спирта при производстве спиртосодержащих полиграфических красок отсутствует

С 1 сентября 2022 года при приобретении денатурированного этилового спирта производителем спиртосодержащих полиграфических красок возникает обязанность начислить акциз. При документальном подтверждении использования спирта по назначению начисленная сумма акциза подлежит вычету.

НК РФ не установлена возможность вычета суммы акциза, приходящейся на объем безвозвратных потерь спирта, допущенных в процессе производства красок.

В этой связи необходимость в утверждении норм естественной убыли спирта для указанных случаев отсутствует.

 

<Письмо> Минфина России от 05.10.2022 N 03-04-05/96040
<О налогообложении сумм возмещения организацией расходов работника по проезду до места командировки и обратно в случае, если дата, указанная в проездном документе, не совпадает с датой окончания командировки>

ФНС разъяснила, в каких случаях оплата проезда после даты окончания командировки не является доходом, облагаемым НДФЛ

Согласно общему правилу компенсация расходов на проезд до места служебной командировки и обратно не является доходом, подлежащим налогообложению.

Если работник возвращается из командировки позднее даты, указанной в приказе о командировании, оплата его обратного проезда облагается налогом в случае, если сразу после командировки работнику предоставляется отпуск, который он проводит в месте командирования.

Если же работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, оплата проезда от места проведения свободного времени до места работы не приведет к возникновению налогооблагаемого дохода.

 

<Письмо> ФНС России от 21.10.2022 N КВ-4-14/14189@
"Об организации учета физических лиц в налоговых органах на территориях новых субъектов Российской Федерации"

ФНС разъяснен порядок постановки на учет в налоговых органах на новых территориях

Сообщены сроки и особенности постановки на учет ИП, а также физлиц, не являющихся ИП, с учетом положений законодательства о признании физлица гражданином РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N СД-4-3/14268@
"О подаче уведомления при изменении места установки торгового аппарата"

ФНС сообщает о порядке подачи уведомления и уплаты торгового сбора при изменении адреса установки торгового (вендингового) аппарата

В случае использования вендингового аппарата представляется уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора по форме ТС-1 с признаком "1" по месту нахождения организации или месту жительства ИП. Об изменении адреса нахождения торгового (вендингового) аппарата направляется уведомление по форме ТС-1 с признаком "2", которое подается в случае изменения показателей объекта осуществления торговли.

Ставки торгового сбора устанавливаются в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

В случае изменения места нахождения аппарата в пределах одного квартала обязанность повторной уплаты торгового сбора за аппарат, имеющий один и тот же номер, не возникает.

 

<Письмо> ФНС России от 25.10.2022 N БС-4-11/14345@
<Об определении минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от обложения НДФЛ>

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимости в целях освобождения от НДФЛ необходимо исчислять с учетом актов, принятых субъектом РФ, в котором физлицо состоит на учете по месту жительства

Доходы от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения НДФЛ при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение установленного минимального предельного срока владения и более (в общем случае - 5 лет, в некоторых случаях - 3 года).

Если физлицо, состоящее на учете в налоговом органе одного региона, продает объект недвижимости, расположенный в другом регионе, в котором принят закон о снижении минимального предельного срока владения объектом недвижимости, то такой срок необходимо исчислять в соответствии с актом, принятым в субъекте РФ, в котором физлицо состоит на учете по месту жительства, независимо от наличия таких актов в регионе нахождения проданного имущества.

 

Письмо ФНС России от 18.10.2022 N БС-4-21/13923@
"Об изменении формы и формата сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах"

ФНС сообщает об изменении состава сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах, представляемых в налоговые органы

Изменения внесены Приказом ФНС России от 22.07.2022 N ЕД-7-21/671@, вступающим в силу с 01.01.2024.

В письме приведены основные изменения, внесенные данным приказом.


<Письмо> ФНС России от 18.10.2022 N КВ-4-1/13949@
<О едином налоговом платеже и едином налоговом счете>

При представлении сведений, необходимых для составления кассового плана, УФНС России по субъектам РФ следует учесть новые сроки уплаты налогов в бюджетную систему

С 1 января 2023 года предусмотрено обязательное применение организациями и ИП единого налогового платежа с внедрением сальдированного учета обязательств перед бюджетной системой.

С 2023 года устанавливается единый срок уплаты по налогу на прибыль, НДС, НДПИ, транспортному налогу, налогу на имущество организаций, УСН, страховым взносам - 28-е число.

Управления ФНС России по субъектам РФ должны обеспечить представление сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана исполнения соответствующего бюджета по доходам.

ФНС обращает внимание, что при реализации данной задачи при распределении утвержденного законом субъекта РФ прогноза поступлений на 2023 год в части налогов и сборов, администрируемых УФНС России по субъектам РФ, следует учесть установленные сроки уплаты вышеперечисленных налогов на единый налоговый счет.

 

<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N БС-4-21/14257@
"О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2022 N 1874 "О мерах поддержки мобилизованных лиц" (в части налогообложения имущества)"

Мобилизованным гражданам, не уплатившим до 1 декабря 2022 года имущественные налоги, будут направлены новые налоговые уведомления после увольнения с военной службы

В новом налоговом уведомлении будет указан срок уплаты налогов - не позднее 28-го числа включительно 3-го месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения мобилизованного лица с военной службы.

 

Письмо ФНС России от 14.10.2022 N БВ-4-7/13774@
"О возврате излишне уплаченной суммы налога"

ФНС даны разъяснения по вопросам определения действительных налоговых обязательств при выявлении схем "дробления бизнеса" и корректировки ранее вынесенных решений

Основываясь на правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, разъясняется, в частности, следующее:

суммы налогов, уплаченные элементами схемы "дробления бизнеса", должны учитываться при определении налоговых обязательств налогоплательщика - организатора схемы "дробления бизнеса";

если после учета указанных платежей в счет налога на прибыль организаций остается положительная разница (неучтенный остаток), то она подлежит учету при определении иных недоимок, включая косвенные налоги. При этом датами их "уплаты" будет считаться дата принятия решения по проверке.

Также сообщается, что приведенный в письме порядок надлежит применить в отношении решений по проверкам, которые: не вступили в силу; вступили в силу, но срок их обжалования не истек; в отношении которых отсутствует вступившее в силу решение суда первой инстанции (в случае их обжалования).

 

Письмо ФНС России от 21.10.2022 N БС-4-21/14195@
"О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций"

ФНС направлены контрольные соотношения показателей новой формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций

Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@. Новая форма применяется начиная с отчетности за 2022 год.

 

Письмо ФНС России от 26.10.2022 N БС-4-21/14405@
"О новой форме налогового уведомления"

Форма уведомления по налогам физлиц: что нового?

Новая форма налогового уведомления, предусматривает, в частности:

формирование реквизитов, необходимых для перечисления налогов в бюджетную систему в качестве единого налогового платежа;

указание коэффициента к налоговому периоду, предусмотренного пунктом 17 статьи 396 НК РФ;

формирование расписки о получении налогового уведомления на бумажном носителе (пункт 4 статьи 52 НК РФ).

 

<Информация> ФНС России
"Для мобилизованных лиц продлены сроки уплаты имущественных налогов"

Отложен срок уплаты имущественных налогов по налоговым уведомлениям, направленным в 2022 году физлицам, мобилизованным на военную службу

Уведомление, не оплаченное до 1 декабря 2022 года включительно, исполнять не требуется. Задолженность по указанным в нем налогам не возникает.

Новое налоговое уведомление будет направлено мобилизованному лицу после получения налоговым органом информации о его увольнении с военной службы.

Сообщен порядок оплаты налогов по новым уведомлениям.

 

<Информация> ФНС России
"Актуализирована форма декларации по акцизам на табак"

Обновленная форма декларации по акцизам на табак и сигареты представляется начиная с отчета за ноябрь 2022 года

Срок ее представления - до 25 декабря 2022 года.

Изменения в форму декларации внесены Приказом ФНС России от 26.08.2022 N ЕД-7-3/778@ и связаны с расчетом суммы акциза по сигаретам (папиросам).

 

<Информация> ФНС России
"Приняты меры по поддержке мобилизованных физических лиц и представителей малого и среднего бизнеса"

ФНС сообщает о новых сроках сдачи отчетности и уплаты налогов лицами, призванными в действующую армию

Отмечено, в частности, что в целях восстановления прежней деловой активности все сроки переноса уплаты налогов и сборов, рассрочки по их уплате, представления отчетности распространяются на период прохождения военной службы и на несколько месяцев после окончания мобилизации или увольнения с военной службы.

Приведен подробный перечень платежей с новыми сроками их уплаты и сроками представления отчетности.

Сообщается также, что в отношении мобилизованных предпринимателей приостанавливаются уже начатые выездные налоговые проверки, не могут быть назначены новые, в том числе валютные или по кассам, не могут быть заблокированы счета.

Кроме того, увеличиваются на шесть месяцев предельные сроки направления требования и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

24.10.2022 Дробление бизнеса с целью применения УСН: определяя недоимку, должны учесть уплаченные налоги

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.10.2022 № 301-ЭС22-11144 по делу N А43-21183/2020
Дело о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности передано на новое рассмотрение, поскольку суд не оценил довод заявителя о том, что нарушения, допущенные инспекцией при определении размера неуплаченных налогов, являются существенными, т.к. могли привести к возложению на общество произвольной обязанности по повторной уплате налога с дохода, в отношении которого уже было осуществлено налогообложение - налог ранее был уплачен иными участниками группы в отношении их общей (искусственно разделенной и консолидированной по результатам проверки) деятельности

Организации по итогам проверки доначислили налоги. Она обратилась в суд. Три инстанции поддержали ее позицию лишь частично. ВС РФ отправил дело на пересмотр. Организация входила в группу компаний и выполняла функции их единоличного исполнительного органа. При этом она применала УСН. Налоговый орган посчитал, что группу компаний создали для ухода от налогообложения путем дробления бизнеса и искусственного распределения выручки на подконтрольных лиц. Поэтому организации доначислили налоги по ОСН, объединив показатели деятельности всех юрлиц из этой группы. Как указал ВС РФ, если выявили дробление бизнеса с целью необоснованного применения УСН, налоговый орган вправе консолидировать доходы и исчислить налоги соответствующему плательщику по ОСН. При этом налоги, уплаченные участниками подобной группы, должны учитывать при исчислении недоимки по ОСН ее организатору. Это касается и доначисляемых штрафов и пени. Иначе налоги будут доначислены в излишнем размере, т. е. без учета уплаченных сумм.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.10.2022 Налогоплательщик не вправе требовать возврата налога по УСН, начисленного на доход, фактически полученный организатором группы компаний, если причиненный бюджету ущерб в полном объеме не возмещен

Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2022 № 234-ПЭК22 по делу N А66-1193/2019
Об отказе в передаче надзорной жалобы, отказе в передаче надзорной жалобы в Президиум Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что ему должен быть возвращен излишне уплаченный налог по УСН, т. к. в рамках другого дела установлено, что фактически доходы получал не он, а другое лицо. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что общество создало группу подконтрольных организаций, умышленно вовлекло в процесс выполнения строительно-монтажных работ подрядные организации, включая налогоплательщика. Фактически эти организации экономическую деятельность не вели, прикрывая деятельность общества. Обществу были доначислены налоги с реальной суммы полученного им дохода. Суд отметил, что ущерб, причиненный публично-правовым образованиям в результате совместных действий участников группы, в том числе налогоплательщика, не возмещен в полном объеме. Поэтому налогоплательщик не является лицом, чьи права и законные интересы нарушены в сложившейся ситуации, и он не вправе требовать возврата упомянутых сумм налога.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.10.2022 Налогоплательщик вправе заявить к вычету НДС после перевода контрагентов со спецрежимов на ОСН и доначисления им налогов, в т. ч. по операциям с налогоплательщиком

Определение Верховного Суда РФ от 25.08.2022 № 309-ЭС22-15668 по делу N А76-5674/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС, т. к. контрагенты взаимозависимы с ним, счета-фактуры выставляли без НДС. Суд, исследовав обстоятельства, признал позицию налогового органа необоснованной. Контрагенты налогоплательщика на момент выставления счетов-фактур не считали себя плательщиками НДС; впоследствии применение ими спецрежимов было признано незаконным, доначислены налоги по ОСН, в т. ч. по операциям с налогоплательщиком. После этого налогоплательщик заявил спорные вычеты. Поскольку реальность хозяйственных операций подтверждена, суд признал использование спорных вычетов по НДС правомерным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.10.2022 Ставка НДС 10% при ввозе в Россию медицинского товара не применяется, если он не внесен в Госреестр лекарств и отсутствует документ, подтверждающий регистрацию товара в установленном порядке

Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2022 № 305-ЭС22-12900 по делу N А40-89352/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что имеет право на применение ставки НДС 10% при ввозе на территорию РФ медицинских изделий. Суд, исследовав обстоятельства, признал позицию общества необоснованной. Спорный товар не внесен в Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения. Кроме того, у Общества отсутствует документ, подтверждающий регистрацию товара в установленном порядке уполномоченным органом. Суд признал недоказанным факт соблюдения обществом условий для применения ставки налога 10% при ввозе на территорию РФ спорного товара.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.10.2022 Адвокаты, одновременно зарегистрированные как ИП, вправе применять УСН только в отношении предпринимательской деятельности, не связанной с адвокатской

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23.08.2022 № АПЛ22-278
Решение об отказе в признании недействующим письма Федеральной налоговой службы от 2 ноября 2020 г. N СД-4-3/17969@ "О направлении письма Минфина России от 19 октября 2020 г. N 03-11-09/91070" оставлено без изменения

Налогоплательщик полагает, что является незаконным письмо ФНС, которым запрет на применение УСН распространен на всех адвокатов, в том числе тех, которые одновременно зарегистрированы в качестве ИП. Суд, исследовав обстоятельства, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Применение УСН при осуществлении адвокатской деятельности как адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, так и адвокатскими образованиями действующим законодательством не предусмотрено. При этом оспариваемое письмо не содержит разъяснений, ограничивающих применение физическим лицом УСН в отношении предпринимательской деятельности, не связанной с адвокатской. Письмо касается лишь вопроса, относящегося к запрету на применение УСН адвокатами в рамках осуществления ими адвокатской деятельности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

24.10.2022 Мобилизованных работников не надо включать в график отпусков

До 17 декабря 2022 года надо утвердить график отпусков на 2023 год. Мобилизованных туда включать не надо.

Действие трудового договора с мобилизованными работниками приостанавливается. А значит, приостанавливаются права и обязанности, установленные трудовым законодательством, кроме тех, что прописаны в новой статье 351.7 ТК РФ.

Такое разъяснение дает Роструд.

Кстати, время, на которое приостановлен трудовой договор мобилизованных и контрактников будет идти в стаж, дающий право на отпуск.

В течение шести месяцев после возобновления договора, сотрудник может взять отпуск в удобное для него время независимо от стажа работы.

Таким образом, вернувшись в компанию, сотрудник все равно пойдет в отпуск вне графика, даже если бы он в этом графике был.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.10.2022 Офисные здания облагаются налогом по кадастровой стоимости

До 1 января региональные власти утверждают перечень недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости. Если имущество, принадлежащее компании или ИП, есть в этом перечне, то налог по нему будет по кадастровой стоимости.

В перечень входят административно-деловые центы, ТЦ, а также нежилые помещения, в которых по ЕГРН или фактически размещаются:

офисы;

торговые объекты;

объекты общепита;

объекты бытового обслуживания.

Фактическое использование помещения для офисов, торговли, общепита признают, если не менее 20% общей площади используется для этих целей.

Если помещение не используется для размещения офисов, общепита и т.д., то его не должны включать в региональный перечень.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 07.10.2022 № 03-05-04-01/96848.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.10.2022 Только неочищенные овощи облагаются НДС 10%

Если овощи почистить от кожуры, то НДС по ним вырастет с 10% до 20%.

Об этом нюансе рассказал Минфин в письме от 13.09.2022 № 03-07-11/88517.

В общем случае овощи облагаются НДС по ставке 10% как продовольственные товары. Есть перечень таких товаров (постановление Правительства от 31.12.2004 № 908).

Но в этом перечне нет очищенных овощей. По мнению Минфина, такие овощи — и не овощи вовсе для целей НДС 10%.

Это продукция переработки. Поэтому для очищенных овощей действует ставка 20%.

Таким образом, если с картофеля, лука, моркови и свеклы снять кожуру, то НДС по ним вырастет вдвое — с 10 до 20 %.

Снижать ставку для таких продуктов не будут. Для покупателей цена все равно не изменится, потому что ее диктует рынок.

Ранее аналогичное разъяснение по ставке НДС на овощи Минфин давал в письме от 19.01.2022 № 03-07-07/2570.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.10.2022 В РФ вводят новый МСФО по страхованию

С 1 января 2023 года в России будет действовать новый МСФО по страхованию

На территории РФ введен новый МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Этот стандарт применяется в отношении годовых периодов, которые начнутся 1 января 2023 года или после этой даты. Если компания применит МСФО (IFRS) 17 в отношении более раннего периода, она должна раскрыть данный факт.

Допускается досрочное применение для компаний, которые применяют МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»  на дату первоначального применения МСФО (IFRS) 17 или до нее, говорится в приказе Минфина РФ от 20 апреля 2021 г. № 65н, пишет ГАРАНТ.

Источник: Российский налоговый портал

 

26.10.2022 Для расчета отпускных зарплату за год делят на 12 и на 29,3

При любом режиме работы расчет средней зарплаты для отпуска идет из фактически начисленной зарплаты и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска.

Ориентироваться надо на постановление Правительства от 24.12.2007 № 922.

Средний дневной заработок (СДЗ) для оплаты отпусков считают за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной зарплаты на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

СДЗ для оплаты отпусков в рабочих днях считают путем деления суммы начисленной зарплаты на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

Такое разъяснение дает Минтруд в письме от 14.09.2022 № 14-6/ООГ-5830.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.10.2022 ФНС объявила о расширении списка освобождаемых от НДС операций

Вступил в силу закон, который расширяет перечень освобождаемых от НДС операций

ФНС сообщила о расширении списка операций, которые освобождаются от налогообложения НДС. Соответствующие изменения вступили в силу с 1 октября 2022 года (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 323-ФЗ, подп. 39 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Так, в перечень включены операции по реализации имущества или имущественных прав физлицу, доходы от получения которых у него освобождаются от обложения НДФЛ. Исключение составляют операции по реализации денежных средств. Данная льгота касается только тех случаев, когда имущество или имущественные права были реализованы налогоплательщиком, который является зарубежной организацией или иностранной структурой без образования юрлица.

В этом случае речь идет об освобождении от НДФЛ доходов в виде полученных в нынешнем году в собственность имущества и имущественных прав от зарубежной компании, в отношении которой налогоплательщик являлся контролирующим лицом или учредителем по состоянию на 31 декабря 2021 года, при одновременном соблюдении определенных условий.

Источник: Российский налоговый портал

 

27.10.2022 Консультации по вопросам инвестиций не облагаются НДС

Услуги брокеров в рамках лицензируемой деятельности не облагаются НДС на основании пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК, если такие услуги входят в перечень. В нем есть услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций в финансовые инструменты.

Перечень утвержден постановлением правительства от 31.08.2013 № 761.

По закону о ценных бумагах, деятельность по инвестиционному консультированию – это оказание консультационных услуг в отношении:

ценных бумаг, сделок с ними;

заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Профучастник рынка ценных бумаг, который ведет деятельность по инвестиционному консультированию, именуется инвестиционным советником. Это может быть юрлицо или ИП, которые являются членами СРО и включены в единый реестр инвестиционных советников.

В этом реестре сейчас 210 компаний и ИП.

Таким образом, брокер не будет платить НДС за инвестиционные советы, если он включен в единый реестр инвестиционных советников, и оказывает такие услуги как своим клиентам, так и клиентам других брокеров.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 13.09.2022 № 03-07-07/88567.

Кстати, сейчас инвестиционные советники применяют только ОСНО, потому что УСН под запретом для профучастников рынка ценных бумаг. Но скоро это изменится. Готов проект поправок в НК.

Инвестиционные советники, не являющиеся кредитными организациями и не совмещающие деятельность по инвестиционному консультированию с иной профдеятельностью на рынке ценных бумаг, смогут применять УСН.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.10.2022 Ключевую ставку оставили на уровне 7,5%

Совет директоров ЦБ сегодня принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,5% годовых.

Новая ставка будет применяться с 31 октября.

В сообщении ЦБ говорится, что текущие темпы прироста потребительских цен в целом остаются низкими, способствуя дальнейшему замедлению годовой инфляции.

28 февраля ЦБ резко поднял ключевую ставку с 9,5% до 20%.

Потом ставка начала снижаться:

с 11 апреля – с 20% до 17%;

с 4 мая – с 17% до 14%;

с 27 мая – с 14% до 11%;

с 14 июня – с 11% до 9,5%;

с 25 июля – с 9,5% до 8%;

с 19 сентября – с 8% до 7,5%.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.10.2022 15 тыс. рублей в качестве нового налогового вычета можно впервые получить в этом году

Если в 2022 году вы потратили на фитнес или спортивные секции до 120 тыс. рублей и при этом платите НДФЛ, то можете вернуть 13% от затраченных на занятия спортом средств.

Максимальная сумма выплаты – 15 600 рублей.

Получить эти деньги можно в 2023 году, после сдачи 3-НДФЛ.

Если хотите вычет уже в 2022 году, то обратитесь с заявлением к работодателю. Но нужно подтвердить свое право на вычет. Для этого подайте в инспекцию документы, подтверждающие фактические расходы на фитнес и заявление о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов. Сделать это можно онлайн.

Не позднее 30 календарных дней инспекция направит заявителю и его работодателю уведомление о подтверждении права на вычет.

С этого момента компания перестанет удерживать с вашего дохода 13% НДФЛ, пока не исчерпает лимит в 15 600 рублей.

Необходимо, чтобы физкультурно-спортивная организация отвечала определенным требованиям и входила в перечень, утвержденный Минспортом.

Кроме того, деньги можно получить не только на себя, но и на детей. Тогда к пакету документов нужно добавить свидетельства о рождении.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Построенное здание было введено в эксплуатацию в августе 2022 года. В сентябре 2022 года были выявлены протечки кровли. Следовательно, сделали ремонт кровли.
Как учесть расходы на ремонт в бухгалтерском и налоговом учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работы по устранению протечки на кровле целесообразно рассматривать в качестве текущего ремонта.
Такие расходы в бухгалтерском учете отражаются на счетах учета затрат, а в налоговом - в составе прочих расходов.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Согласно подп. "ж" п. 5 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (далее - ФСБУ 26/2020) ремонт является одним из способов восстановления и улучшения имущества.
При этом ФСБУ 26/2020 не конкретизирует, затраты на какой именно вид ремонта (текущий или капитальный) следует включать в капитальные вложения.
В свою очередь, подп. "б" п. 16 ФСБУ 26/2020 устанавливает, что затраты на поддержание работоспособности или исправности основных средств, их текущий ремонт не включаются в капитальные вложения.
К капитальным вложениям не относятся также затраты на неплановые ремонты основных средств, обусловленные поломками, авариями, дефектами, ненадлежащей эксплуатацией, в той степени, в которой такие ремонты восстанавливают нормативные показатели функционирования объектов основных средств, в том числе сроки полезного использования, но не улучшают и не продлевают их (подп. "в" п. 16 ФСБУ 26/2020).
В п. 2 письма ФНС России от 15.12.2021 N БС-4-21/17609@ сказано, что затраты на ремонт, техническое обслуживание, технический осмотр, соответствующие требованиям п. 6 ФСБУ 26/2020 (кроме затрат, указанных в подп. "б" и "в" п. 16 ФСБУ 26/2020), относятся к капитальным вложениям.
Указанные в п. 16 ФСБУ 26/2020 затраты признаются расходами периода, в котором понесены (последний абзац этого пункта).
Определение понятия текущего ремонта применительно к зданиям и сооружениям содержится, например, в п. 3.12 Свода правил СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" (утвержден приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр), который указывает, что под текущим ремонтом понимается комплекс мероприятий, осуществляемый в плановом порядке в период расчетного срока службы здания (сооружения) в целях восстановления исправности или работоспособности, частичного восстановления его ресурса, установленной нормативными документами и технической документацией, обеспечивающих их нормальную эксплуатацию.
Из раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003 (утверждены постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170), приложения 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) (утверждены приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312) следует, что текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) отдельных элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В рассматриваемой ситуации речь идет об устранении протечек кровли. Полагаем, что у организации в этом случае имеются предпосылки для того, чтобы рассматривать такой вид ремонта в качестве текущего, который не приводит к увеличению срока полезного использования здания.
Тот факт, что ремонтные работы проводятся через месяц после ввода в эксплуатацию, на наш взгляд, не препятствуют такой квалификации работ.
С учетом изложенного выше мы придерживаемся позиции, что расходы на ремонт кровли, выполненный как подрядным способом, так и собственными силами, возможно учесть в составе расходов по обычным видам деятельности на основании абзаца 3 п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99). Такие расходы отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место (п. 18 ПБУ 10/99).
Иными словами, расходы связанные с ремонтом кровли, могут быть отражены на счетах учета затрат.

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. При этом налоговое законодательство при определении налоговой базы не ставит расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (смотрите письмо Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718).
Таким образом, в целях налогообложения прибыли важно отличать ремонт (текущий или капитальный), в частности, от работ по достройке, реконструкции, модернизации основных средств, которые приводят к изменению первоначальной стоимости.
Пункт 2 ст. 257 НК РФ устанавливает, что к работам по достройке, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Как видим, если работы нацелены на изменение технологического или служебного назначения основного средства, то такие расходы увеличивают первоначальную стоимость в целях налогообложения. Если же работы направлены на поддержание основного средства в рабочем состоянии, то данные работы могут рассматриваться как расходы на ремонт (смотрите также письма Минфина России от 13.01.2022 N 03-03-06/1/1123, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29, от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289, от 03.08.2010 N 03-03-06/1/518).
Очевидно, что устранение протечек на кровле не приводит ни к изменению технологического назначения здания (кровли), ни к повышению каких-либо технико-экономических показателей. Поэтому считаем, что по аналогии с бухгалтерским учетом устранение протечек на кровле в целях налогообложения целесообразно рассматривать в качестве ремонта и учитывать в составе прочих расходов в размере фактических затрат. Расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (п. 5 ст. 272 НК РФ).
При этом то обстоятельство, что ремонт проводится в месяце, следующем за месяцем ввода здания в эксплуатацию, значения для целей учета данных расходов не имеет.
В качестве документального подтверждения понесенных расходов могут использоваться, например:
- приказ на осмотр основного средства;
- заключение комиссии, производящей данный осмотр;
- дефектные ведомости, обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ;
- смета на проведение ремонта;
- договор с подрядной организацией:
- акт выполненных работ;
- акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств;
- первичные документы по передаче материалов в ремонт, начислению оплаты труда.
Разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений применительно к анализируемой ситуации нам обнаружить не удалось (смотрите также Энциклопедию решений. Учет текущего ремонта основных средств, Энциклопедию судебной практики. Налог на прибыль организаций. Расходы на ремонт основных средств (Ст. 260 НК) (п. 1.6. Если затраты осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то они учитываются единовременно в составе прочих расходов)).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет ремонта и содержания основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;
Энциклопедия решений. Учет расходов на ремонт основных средств;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств;
Энциклопедия решений. Учет текущего ремонта основных средств;
Вопрос: Учет затрат на капитальный, текущий ремонт в составе капвложений в связи с применением ФСБУ 26/2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2022 г.);
- Вопрос: Организация на общем режиме налогообложения арендует помещение у индивидуального предпринимателя. Условиями договора аренды закреплено, что капитальный ремонт проводится за счет арендатора. Протекает крыша. Ремонт дорогостоящий (письменное согласие арендодателя есть). Можно ли списать такие расходы единовременно, или их следует учитывать через механизм амортизации? ("ЭЖ Вопрос-Ответ", N 10, октябрь 2014 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

 

Организация имеет продовольственные магазины.
Как провести инвентаризацию в данных магазинах (какие документы необходимо составить, кто должен проводить инвентаризацию)? В случае обнаружения хищения, недостачи продуктов какие действия возможны со стороны собственника магазинов (работодателя) для привлечения к ответственности продавцов?

Порядок проведения инвентаризации (случаи, периодичность, сроки проведения, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации и т.п.) определяется экономическим субъектом самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ; п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н); п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания)).
Так, руководитель организации вправе назначить инвентаризацию при смене главного бухгалтера. Кроме того, он вправе проводить внеплановые, или внезапные, инвентаризации. Участники общества или акционеры могут назначить инвентаризацию при смене ее руководителя. Перечень случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, Законом N 402-ФЗ не установлен. Однако в силу ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ продолжает применяться п. 27 Положения N 34н.
В настоящее время при разработке порядка проведения инвентаризации организациям следует руководствоваться положениями Методических указаний в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ, а также Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н. Установленный в организации порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств закрепляется в приказе об учетной политике организации (п. 8 Положения N 34н, п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций", далее - ПБУ 1/2008).
Для проведения инвентаризации в компании должна быть создана комиссия. Ее назначает руководитель организации своим приказом (можно использовать типовую унифицированную форму ИНВ-22, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, или разработать на ее основе собственную). В состав комиссии включают представителей администрации фирмы, работников бухгалтерии, необходимых специалистов (например инженеров, экономистов, техников), работников службы внутреннего аудита. Также в нее могут войти представители аудиторских фирм, которые не являются сотрудниками компании. В этом случае они должны иметь доверенность на право участвовать в инвентаризации от той фирмы, которую они представляют. Отсутствие хотя бы одного из членов комиссии, утвержденного приказом руководителя компании в качестве такового, является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Согласно пп. 2.8, 2.10 Методических указаний при проведении мероприятий по инвентаризации имущества присутствие материально ответственных лиц обязательно. Аналогичные разъяснения Минфин России приводил в своем письме от 15.07.2008 N 07-05-12/16*(1).
Приказ о назначении комиссии регистрируют в специальном журнале (типовая унифицированная форма ИНВ-23). В нем, в частности, указывают реквизиты приказа о проведении проверки и назначении комиссии, ее состав (поименно), виды инвентаризируемого имущества и обязательств. На основании этих документов комиссия приступает к работе*(2).
Если по результатам проведения инвентаризации будет обнаружена недостача, виновные в причинении материального ущерба работники могут быть привлечены к материальной и (или) дисциплинарной ответственности.
2. Привлечение к материальной ответственности лиц, виновных в причинении материального ущерба.
Согласно ст. 232 ТК РФ каждая сторона трудового договора (и работодатель, и работник) обязана возместить другой стороне причиненный ею ущерб в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами Российской Федерации.
По общему правилу за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).
Но в случае, когда в должностные обязанности работников входит обращение с денежными, товарными и иными ценностями, с ними могут быть заключены письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности. В силу этих договоров на работников возлагается обязанность обеспечить сохранность переданных ценностей, а в случае причинения по их вине материального ущерба работодателю - обязанность возместить этот ущерб в полном размере (ст. 244 ТК РФ). В этом случае ограничения пределами среднего месячного заработка не действуют.
Таким образом, полная материальная ответственность состоит в обязанности работников, подписавших такие договоры, возместить причиненный ущерб в полном размере в случае недостачи того имущества, которое было вверено работникам.
В случае подписания договора о полной индивидуальной материальной ответственности работник, подписавший договор, единолично несет ответственность за вверенное ему имущество. Коллективная (бригадная) материальная ответственность может вводиться при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере (часть первая ст. 245 ТК РФ).
Необходимым условием наступления материальной ответственности работника является его вина в причинении ущерба (ст. 233 ТК РФ). Однако если по общему правилу обязанность по доказыванию вины работника возложена на работодателя, то в случае заключения с работником на законном основании договора о полной материальной ответственности вина работника в причинении ущерба работодателю презюмируется. Работодателю достаточно доказать наличие у конкретного работника (бригады) недостачи (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" (далее - постановление Пленума N 52), кассационное определение СК Пензенского областного суда от 14 февраля 2006 г. N 33-238).
Частью третьей ст. 245 ТК РФ установлено, что в случае заключения договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности член коллектива (бригады) для освобождения от материальной ответственности должен сам доказать отсутствие своей вины в недостаче ценностей.
Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника, перечислены в ст. 239 ТК РФ. Это возникновение ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Неисполнение работодателем такой обязанности может служить основанием для отказа в удовлетворении требований работодателя, если это явилось причиной возникновения ущерба (п. 5 постановления Пленума N 52).
До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку, в ходе которой:
- установить размер причиненного ущерба. Согласно части первой ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества;
- установить причины возникновения ущерба. С этой целью необходимо в том числе получить от работников письменные объяснения (ст. 247 ТК РФ). В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Для проведения проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, предусмотренном ТК РФ.
Порядок взыскания ущерба регламентирован в ст. 248 ТК РФ. Работник может добровольно возместить причиненный ущерб полностью или частично. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.
Допустим, работник отказался возмещать ущерб добровольно. Взыскание с виновного работника причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя (без обращения в суд) при соблюдении одновременно двух следующих условий:
1. Сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка работника;
2. С момента окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба не истек один месяц.
На основании такого распоряжения работодатель удерживает из заработной платы работника сумму причиненного ущерба. Напомним, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% (часть первая ст. 138 ТК РФ).
Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдается (сумма ущерба превышает средний месячный заработок работника; пропущен месячный срок вынесения распоряжения о взыскании), а работник отказывается возместить ущерб в добровольном порядке, работодатель имеет право обратиться в суд.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Днем обнаружения ущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, следует считать день подписания соответствующего акта или заключения. Об этом говорится в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. N 15.
3. Привлечение работника к дисциплинарной ответственности.
Если работник совершил дисциплинарный проступок, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (часть первая ст. 192 ТК РФ).
В п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (далее - Постановление Пленума N 2) разъяснено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей может заключаться в нарушении требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.
В соответствии с частью первой ст. 22 ТК РФ привлечение работников к дисциплинарной ответственности является правом работодателя. В п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 указано, что наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя. Таким образом, по общему правилу именно работодатель принимает решение о том, привлекать или нет работника к дисциплинарной ответственности.
Каждый работник самостоятельно отвечает за совершенный им дисциплинарный проступок, а право работодателя на привлечение виновного к дисциплинарной ответственности не поставлено законом в зависимость от привлечения других работников к ответственности за аналогичные нарушения. Поэтому приказ о наложении дисциплинарного взыскания не может быть признан незаконным только на том основании, что другие работники за такой же проступок наказаны не были (определения Московского горсуда от 08.02.2013 N 11-4211/13, Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.05.2011 N 33-1199).
Статьей 192 ТК РФ установлен перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к работнику:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой ст. 81, п. 1 ст. 336 или ст. 348.11 ТК РФ, а также пп. 7, 7.1 или 8 части первой ст. 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Соответственно, при увольнении по любому из указанных оснований работодателю необходимо соблюсти порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, предусмотренные ст. 193 ТК РФ.
Так, согласно подп. "г" п. 6 ст. 81 ТК РФ работник может быть уволен за совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Из части третьей ст. 192 ТК РФ следует, что увольнение работника по любому из указанных выше оснований является дисциплинарным взысканием.
Увольнение возможно только после того, как факт хищения (растраты и т.п.) установлен вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Месячный срок, в течение которого к нарушителю может быть применено дисциплинарное взыскание, в этом случае исчисляется со дня вступления в законную силу приговора суда.
Также в случае недоказанности вины работника в совершении дисциплинарного проступка, увольнение работника возможно по основанию, предусмотренному п. 7 части первой статьи 81 ТК РФ, относится к дисциплинарным взысканиям (часть третья ст. 192 ТК РФ). С учетом разъяснений Верховного Суда, содержащихся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, увольнение по данному основанию допускается, если:
а) работа сотрудника связана с непосредственным обслуживанием денежных или товарных ценностей (сотрудник осуществляет их прием, хранение, транспортировку, распределение и т.п.). Обязанности работника по непосредственному обслуживанию денежных или товарных ценностей определяются трудовым договором, договором о полной материальной ответственности, должностной инструкцией и другими документами;
б) действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Данный критерий является оценочным.
Судебная практика относит к таким действиям, например, хищение, прием и выдачу денежных средств без надлежащего оформления документов, обвешивание, обмеривание, обсчет, иной обман покупателя, фальсификацию данных о хозяйственных операциях, а также иные подобные нарушения работником установленных правил, инструкций, распоряжений работодателя (определение Рязанского областного суда от 11.11.2009 N 33-1866, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 10.12.2009, решение Кашинского городского суда Тверской области от 27.05.2008 N 2-108/2008, п. 10 Обобщения судебной практики по рассмотрению гражданских дел о восстановлении на работе за 2007 год, подготовленного Астраханским областным судом).
Однако даже если у работодателя есть основания для применения к виновному в совершении дисциплинарного проступка работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения, он вправе избрать для него более мягкий вид наказания - выговор или замечание, или вовсе не привлекать работника к дисциплинарному взысканию.
В процедуре применения дисциплинарного взыскания можно выделить следующие этапы:
1) фиксация дисциплинарного проступка;
2) истребование у работника письменного объяснения по факту совершенного им проступка, получение такого объяснения либо составление акта о непредоставлении работником объяснения;
3) учет тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен;
4) получение согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (при применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в отношении работника в возрасте до 18 лет, ст. 269 ТК РФ);
5) учет мнения представительного органа работников (в случаях, предусмотренных статьями 39373374405 ТК РФ);
6) издание приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности*(3).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Собственники дачных участков планируют арендовать земельный участок у реки и построить причал для собственных нужд. Для этих целей они создадут некоммерческое партнерство. Партнерство будет применять упрощенную систему налогообложения.
Каковы особенности организации и ведения бухгалтерского и налогового учета некоммерческой организацией (партнерством)? Обязана ли такая организация сдавать ежемесячно отчетность в ИФНС? Нужно ли сдавать отчетность в иные органы, осуществляющие контрольные, надзорные функции за деятельностью некоммерческих организаций?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У некоммерческой организации нет обязанности представлять отчетность ежемесячно в налоговый орган, отчетность представляется ежеквартально и (или) за год.
Отчетность представляется также в ПФР (в частности, форма СЗВ-М - ежемесячно), ФСС, Минюст России.
НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением организаций, указанных в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Обоснование вывода:
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) (общественных благ).
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства (п. 1 ст. 8 Закона N 7-ФЗ).
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации (п. 2 ст. 8 Закона N 7-ФЗ).
Некоммерческая организация (далее - НКО) ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. При этом НКО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами некоммерческой организации (п. 1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ)*(1).

Отчетность в налоговый орган

1. В налоговый орган по месту нахождения организации представляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, а также аудиторское заключение о ней в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту (подп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ, чч. 35 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)).
В составе обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации представляется бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств, приложения к балансу и отчету о целевом использовании средств (ч. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ). Подробнее можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Состав и формы годовой бухгалтерской отчетности, Энциклопедии решений. Адреса и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В орган государственной статистики годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется только организациями, указанными в пунктах 5 и 6 ч. 4 ст. 18 Закона N 402-ФЗ (ч. 7 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
Некоммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ (ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Например, если отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, то НКО не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (смотрите Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Энциклопедию решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности).
Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством РФ (ч. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. При этом руководитель организации, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением экономических субъектов, указанных в ч. 5 ст. 6 Законом N 402-ФЗ), может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
В целом бухгалтерский учет в коммерческих и некоммерческих организациях (за исключением госсектора) основан на одних и тех же законодательных нормах, общих федеральных стандартах, положениях по бухгалтерскому учету. Различия могут быть в отношении порядка учета отдельных объектов учета и отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных конкретных хозяйственных операций.
Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций обобщены в информации Минфина России от 24.12.2015 N ПЗ-1/2015. Смотрите также Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (приложение к письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355).
2. Организации, применяющие УСН, по итогам налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пп. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ) (подп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
При этом налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина РФ от 22.10.2012 N 135н (ст. 346.24 НК РФ).
Согласно п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению.
К таким целевым поступлениям относятся, например, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников недвижимости, жилищному кооперативу, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
В свою очередь, расходы, производимые за счет целевых поступлений, в том числе на приобретение (создание) имущества за счет этих средств, налогоплательщик не может учесть при налогообложении.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (смотрите Энциклопедию решений. Учет доходов при УСН, Энциклопедию решений. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы при УСН).
3. При выплате доходов физическим лицам представляется в налоговый орган расчет по форме 6-НДФЛ за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом, за год (со сведениями о доходах физических лиц) - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).
4. Даже если НКО не производит выплат в пользу физических лиц и у нее отсутствуют сотрудники в штате, ей следует представлять в налоговые органы расчет по страховым взносам ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (пп. 710 ст. 431 НК РФ, смотрите также письма Минфина РФ от 28.04.2020 N 03-15-06/34726, от 13.02.2019 N 03-15-06/8792, от 28.10.2019 N 03-15-05/82910, от 05.07.2019 N 03-15-05/49834, от 04.03.2019 N 03-15-06/13870, от 25.02.2019 N 03-15-05/12018). Сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы в составе расчета по страховым взносам.
При осуществлении определенных видов деятельности или наступлении определенных событий может возникнуть необходимость в представлении другой отчетности в налоговый орган. Подробнее можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Отчетность - 2022. Организации, применяющие УСН, Энциклопедии решений. Годовой отчет 2021. Организации, применяющие УСН.

ПФР

В ПФР представляется отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету:
- по формам СЗВ-М - ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), о каждом работающем застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, и др.) (смотрите в Энциклопедии решений. Лица, в отношении которых представляются сведения по форме СЗВ-М);
- СЗВ-СТАЖ - ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (пп. 2 и 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", смотрите также письма Минтруда РФ от 16.03.2018 N 17-4/10/В-1846, ПФР от 07.06.2018 N 08/30755, от 06.05.2016 N 08-22/6356).
Сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД формируются на всех зарегистрированных лиц, с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения, а сроки представления зависят от того, какое кадровое действие осуществлено. Как разъясняет Минтруд России, например, сведения о трудовой деятельности в отношении председателей товарищества собственников жилья и деятельности членов правления не представляются в информационную систему Пенсионного фонда РФ (письмо Минтруда России от 16.03.2020 N 14-2/В-269).

ФСС

Юридическое лицо любой организационно-правовой формы является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, далее - Закон N 125-ФЗ). Страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке в территориальное отделение ФСС по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС:
- на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ).

Минюст

Некоммерческая организация, учредителями (участниками, членами) которой не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, не имевшая в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, а также если поступления имущества и денежных средств такой некоммерческой организации в течение года составили до трех миллионов рублей, представляет в Минюст России (территориальный орган) заявление, подтверждающее ее соответствие п. 3.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В противном случае некоммерческие организации обязаны представлять в Министерство юстиции РФ документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, и другие документы (информацию), предусмотренные п. 3.1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ. Формы и сроки представления в Минюст России отчетности некоммерческих организаций определены приказом Министерства юстиции РФ от 30.09.2021 N 185.
Все некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности либо сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден приказом Минюста РФ от 07.10.2010 N 252.
С учетом указанного руководителю НКО следует принять решение о возможности вести бухгалтерский и налоговый учет лично или для этих целей необходим бухгалтер, либо лучше заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения