Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 21 по 27 ноября 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 21.11.2022 N 443-ФЗ
"О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В Налоговый кодекс внесены многочисленные изменения

В частности:

сахаросодержащие напитки признаются подакцизным товаром. Ставка акциза с 1 июля 2023 года - 7 рублей за 1 литр. Не будут признаваться подакцизными товарами специализированные напитки, прошедшие госрегистрацию, плодовые сброженные материалы, квасы с содержанием этилового спирта до 1,2 процента включительно, соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочная продукция, кисели и напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса или продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода;

уточняются правила взимания акциза на безалкогольное пиво (крепостью до 0,5% включительно). С 1 июля 2023 года ставка акциза на этот продукт - 0 рублей за 1 литр, при этом пиво не должно содержать в качестве компонента сахар (глюкозу, фруктозу, сахарозу, декстрозу, мальтозу, лактозу), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед, также количество углеводов в пищевой ценности такого пива не должно составлять более 5 граммов на 100 мл напитка;

освобождаются от налогообложения доходы в виде денежных средств и (или) иного имущества, безвозмездно полученных лицами, призванными на военную службу по мобилизации или проходящими военную службу по контракту, и (или) налогоплательщиками, являющимися членами семей указанных лиц, при условии, что такие доходы связаны с прохождением военной службы по мобилизации указанных лиц и (или) с заключенными указанными лицами контрактами;

уточняются особенности налогообложения предпринимательской деятельности мобилизованного лица, в отношении которой применялась патентная система налогообложения;

для организаций, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа и до 31 декабря 2022 года включительно осуществили экспорт хотя бы одной партии сжиженного природного газа на основании лицензии, в налоговых периодах 2023 - 2025 годов налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 34 процентов;

вводится временное увеличение налоговых ставок по НДПИ в отношении угля;

предусматривается, что с 1 января 2023 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в двенадцать раз, и примененного к нему коэффициента 2,3.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

 

Федеральный закон от 21.11.2022 N 440-ФЗ
"О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

С 1 января 2023 года освобождаются от обложения НДФЛ выплаты на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) на оплату услуг связи

Доходы добровольцев (волонтеров), не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на доходы физических лиц, определены в пункте 3.1 статьи 217 части второй Налогового кодекса РФ. Внесенными изменениями в перечень таких доходов включены услуги связи.

 

Федеральный закон от 21.11.2022 N 441-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"

С 1 января 2023 года на территории города Байконур можно будет применять спецрежим "Налог на профессиональный доход"

Эксперимент по применению данного налогового режима будет проводиться в период действия Договора аренды комплекса "Байконур" от 10 декабря 1994 года, но не позднее срока, установленного Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ.

 

Федеральный закон от 21.11.2022 N 442-ФЗ
"О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Установлен заявительный порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОР ДФО и свободного порта Владивосток

Плательщики страховых взносов, получившие после 1 января 2023 года статус резидента ТОР, расположенной на территории ДФО, или статус резидента свободного порта Владивосток, применяют единые пониженные тарифы страховых взносов в течение десяти лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором плательщик уведомил налоговый орган об использовании права на их применение. Плательщик может представить в налоговый орган соответствующее уведомление в течение трех лет со дня получения статуса резидента ТОР или СПВ.

Если плательщик не представил уведомление до истечения периода его представления, единые пониженные тарифы страховых взносов применяются таким плательщиком в течение десяти лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период представления указанного уведомления.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года.

 

Федеральный закон от 21.11.2022 N 444-ФЗ
"О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Увеличены размеры ставок сбора за пользование некоторыми объектами водных биоресурсов

Приводятся новые ставки сбора в рублях за одну тонну при вылове водных биоресурсов Дальневосточного, Северного, Балтийского, Каспийского, Азово-Черноморского бассейнов, а также внутренних водных объектов (рек, водохранилищ, озер). Предусматривается, что с 2025 года установленные ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов подлежат индексации на коэффициент-дефлятор на соответствующий календарный год.

Определены основания уменьшения суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, в числе которых: производство продукции высокой степени переработки на рыбопромысловых судах или предприятиях, предназначенных для производства рыбной и иной продукции, построенных на территории РФ; осуществление рыболовства с использованием новых судов рыбопромыслового флота, построенных после 1 января 2020 года на территории РФ и с даты окончания постройки которых прошло не более пяти лет; осуществление прибрежного рыболовства.

Установлено, что до 31 декабря 2027 г. сохраняется льготная ставка сбора в размере 15% от действующей для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, а также для рыболовецких артелей (колхозов). Определены критерии, которым должны соответствовать указанные хозяйствующие субъекты.

Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов плательщиками, получившими разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов до дня вступления в силу настоящего федерального закона, осуществляется в соответствии с порядком и ставками указанного сбора, действовавшими до дня его вступления в силу.

 

Проект Федерального закона N 239738-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

Предлагается внести уточнения в НК РФ с учетом результатов апробации нового механизма по уплате налогов с применением единого налогового счета

Законопроектом, в частности:

корректируется порядок формирования и учета на едином налоговом счете совокупной обязанности с учетом представленных уточненных налоговых деклараций (расчетов), а также обязательных платежей, по которым представлено заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки);

предусматривается порядок возврата денежных средств в размере положительного сальдо единого налогового счета налогоплательщика в случае его смерти;

устанавливается правило, согласно которому в случае выявления факта неправомерного неудержания налоговым агентом сумм НДФЛ, указанные суммы налога подлежат доначислению налоговому агенту;

изменяются сроки уплаты удержанного НДФЛ налоговым агентом по операциям с ценными бумагами;

устанавливается порядок корректировки совокупной обязанности на едином налоговом счете по состоянию на 1 января 2023 года;

с учетом введения института единого налогового счета уточняются положения закона о проведении эксперимента по применению налогового режима "Налог на профессиональный доход".

 

Постановление Правительства РФ от 18.11.2022 N 2090
"О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы"

С 1 января 2023 года для целей налогового учета сокращается максимальный срок полезного использования мусоровозов

Транспортное средство категории N, используемое для перевозки твердых коммунальных отходов (мусоровоз) (код ОКОФ "310.29.10.59.131), включено в четвертую группу со сроком использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Одновременно исключена из пятой амортизационной группы со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет позиция, касающаяся средств автотранспортных специального назначения прочих, не включенных в другие группировки, к которой ранее относились мусоровозы (теперь для мусоровозов в ОКОФ установлен отдельный код).

 

Постановление Правительства РФ от 18.11.2022 N 2094
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Актуализированы форма и правила заключения соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей

Также обновлена форма соглашения о создании новых производственных мощностей (об увеличении мощности, о модернизации, реконструкции действующих производственных мощностей) по глубокой переработке нефтяного сырья, и (или) природного газа, и (или) прямогонного бензина, и (или) средних дистиллятов и (или) о создании новых объектов основных средств, необходимых для обеспечения нефтяным сырьем нефтеперерабатывающих предприятий с высокой глубиной переработки, обеспечивающих своевременную модернизацию производства.

Реализованы положения Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Приказ Минфина России от 20.10.2022 N 153н
"О признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. N 32н "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2022 N 71031.

Признан утратившим силу приказ, которым были утверждены формы справок о непредставлении деклараций и об отсутствии операций по банковским счетам организации в течение последних 12 месяцев

Приказ Минфина России от 28.02.2006 N 32н признан утратившим силу в связи с тем, что Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438, во исполнение которого был принят приказ, утратило силу.

 

Приказ ФНС России от 20.10.2022 N ЕД-7-21/947@
"Об утверждении формы заявления о выдаче налогового уведомления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2022 N 71033)

С 1 февраля 2023 года применяется обновленная форма заявления о выдаче налогового уведомления на уплату налогов

На основании заявления налогоплательщик вправе получить налоговое уведомление в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр.

Признан утратившим силу Приказ ФНС РФ от 11.11.2019 N ММВ-7-21/560@.

 

Приказ ФНС России от 15.11.2022 N ЕД-7-21/1091@
"О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 12.11.2014 N ММВ-7-11/578@"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.11.2022 N 71053.

Приложение к порядку заполнения формы "Сведения о маломерных судах и об их владельцах" дополнено новыми кодами территорий

Для целей представления в налоговые органы сведений о маломерных судах приложение N 2 "Субъекты Российской Федерации и иные территории" дополнено четырьмя новыми кодами 90, 93 - 95.

 

Проект Приказа Минтруда России "О внесении изменений в Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденную Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 августа 2012 г. N 39н"

С 1 января 2023 года планируется внести уточнения в Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на "травматизм"

Вносимые изменения связаны с созданием Фонда пенсионного и социального страхования и предусматривают уточнение порядка использования данных, отраженных в формах сведений, представляемых работодателями.

Так, для расчета коэффициентов будут использоваться сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных медицинских осмотрах, отраженных страхователем в составе единой формы сведений, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Кроме того, поскольку для расчета показателей, указанных в пункте 2.1 методики, используются отчетные данные за три года, предшествующих текущему, предусматривается порядок использования для расчета данных формы 4-ФСС, и данных, содержащихся в сведениях о начисленных страховых взносах в составе единой формы.

 

<Письмо> ФНС России от 23.11.2022 N СД-4-3/15780@
"О направлении письма Минфина России от 14.11.2022 N 03-11-10/110702"

ФНС сообщает о порядке перехода налогоплательщиками, прекратившими применение УСН, на специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"

Утрата статуса индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, означает одновременное прекращение применения УСН.

Если индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве ИП, а затем встал на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НПД, то уведомление о прекращении применения УСН указанным налогоплательщиком может не представляться.

<Письмо> ФНС России от 23.11.2022 N СД-4-21/15782@
"О форме заявления о выдаче налогового уведомления и о внесении изменений в приложение к письму ФНС России от 30.11.2020 N БС-4-21/19653@"

Новое заявление физлица о получении налогового уведомления на бумажном носителе предусматривает возможность его получить, даже если нет доступа к ЛКН

Форма заявления утверждена Приказом ФНС от 20.10.2022 N ЕД-7-21/947@ и вступает в силу с 01.02.2023.

 

<Письмо> ФНС России от 23.11.2022 N СД-4-21/15784@
"О внесении изменений в пункт 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС сообщает о сроке вступления в силу новой льготы по налогу на имущество

На основании подпункта 12 статьи 374 НК РФ, не признается объектом налогообложения имущество, закрепленное за учреждениями, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, основными задачами которого являются материально-техническое обеспечение деятельности и социально-бытовое обслуживание Президента РФ.

Сообщается, что положение вступает в силу с 1 января 2023 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона N 443-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

 

<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>

Представлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ, принятых во II квартале 2022 года по вопросам налогообложения

Так, в частности, КС РФ при рассмотрении жалобы на неконституционность положений налогового и исполнительного законодательства, позволяющих, по мнению заявителя, взыскивать недоимку, числящуюся за лицом, прекратившим статус ИП, за счет средств его заработной платы, а не за счет доходов от предпринимательской деятельности, указал, что завершение исполнительного производства по той лишь причине, что должник принял решение о прекращении им предпринимательской деятельности, способствовало бы злоупотреблению должником своими правами.

Не может рассматриваться как противоречащее Конституции исполнение постановления налогового органа путем удержания денежных средств из заработной платы гражданина, при условии соблюдения гарантий судебной защиты и обеспечения базовых жизненных потребностей такого гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.

Также в обзоре приведены решения, касающиеся оспаривания конституционности, в частности:

пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, позволяющего налоговым органам произвольно истребовать документы и сведения о деятельности налогоплательщика за несколько налоговых периодов без проведения налоговых проверок, без указания конкретных сделок и обоснования необходимости их истребования;

статьи 94 НК РФ, допускающей выемку документов у контрагента налогоплательщика;

статей НК РФ и АПК РФ, препятствующих бывшему генеральному директору организации, привлеченной к налоговой ответственности, оспаривать соответствующее решение налогового органа и пр.

 

<Письмо> Минэкономразвития России от 02.11.2022 N Д13и-35734
"Об адаптации мер грантовой поддержки предпринимателей в условиях частичной мобилизации"

Минэкономразвития рассмотрены вопросы о реализации проектов субъектов МСП, получивших грантовую поддержку, в связи с проводимыми мобилизационными мероприятиями

Сообщается, в частности, о необходимости в срок до 15 ноября 2022 г. внести изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к предоставлению грантов, предусматривающие, в числе прочего: возможность продления срока реализации таких проектов, заключения дополнительных соглашений в части продления сроков использования грантов и достижения результатов их предоставления, возврата всей суммы гранта без наложения штрафных санкций; уменьшения значений результатов, смягчения требований по предоставлению отчетности.

Также Минэкономразвития напоминает:

об издании приказа от 10 октября 2022 г. N 555, предусматривающего необходимые изменения;

направлении рекомендаций субъектам РФ (письмо от 27 сентября 2022 г. N 36505-ТИ/Д13и) о внесении изменений в региональные нормативные правовые акты.


<Информация> Минфина России N ОП 17-2022
"Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации"

Межведомственной рабочей группой подготовлен обзор практики применения некредитными финансовыми организациями документов МСФО

В информации сообщается о следующих аспектах, связанных с началом применения МСФО:

указание на МСФО в случае отсрочки обязательного применения МСФО (IFRS) 17 и МСФО (IFRS) 9;

применение документа МСФО "Первоначальное применение МСФО (IFRS) 17 и МСФО (IFRS) 9 - Сравнительная информация".


<Информация> ФНС России
"1 декабря заканчивается срок представления отчетов по зарубежным счетам и иностранным электронным кошелькам"

Физлицам-резидентам необходимо до 1 декабря 2022 г. представить отчеты по зарубежным счетам (вкладам) и иностранным электронным средствам платежа за 2021 год

Решение о продлении срока представления отчетов было принято Правительством (Постановление от 28.05.2022 N 977).

ФНС напоминает о новом сроке представления отчетов и способах направления в налоговые органы.

Бесплатная программа для заполнения, а также форматы электронного отчета размещены на главной странице сайта ФНС России в разделе "Валютный контроль".

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

21.11.2022 Общество обязано исполнить требование налогового органа о представлении определенных документов вне рамок налоговых проверок, поскольку оно не вправе оценивать обоснованность возникшей у налогового органа необходимости в получении запрашиваемых документов

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2022-09-09 № А70-23150/21 по делу N А70-23150/2021

Общество полагает, что неправомерно привлечено к ответственности за непредставление документов вне рамок налоговых проверок, т. к. налоговым органом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для истребования документов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. В требованиях налоговым органом указаны все необходимые реквизиты документов (номера, даты, периоды, за которые их необходимо представить), а также сведения об исполнении конкретных сделок с определенными контрагентами общества. Формулировка требований является в достаточной степени конкретной и позволяет обществу индивидуализировать истребованные сведения и документы. Суд отметил, что налоговый орган не обязан сообщать контрагенту проверяемого лица причины, по которым он посчитал необходимым направить требование. В полномочия участника сделки, у которого истребуются документы, также не входит оценка обоснованности возникшей у налогового органа необходимости их получения. Поскольку в установленный срок требования обществом надлежащим образом не были исполнены, наличие препятствий для их исполнения не установлено, общество обоснованно привлечено к ответственности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

21.11.2022 Если предприниматель утратил право на применение ПСН, то ему доначисляется налог по также применяемой им УСН при отсутствии доказательств постановки его на учет в спорный период как плательщика ЕНВД

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2022-09-20 № Ф04-4868/22 по делу N А75-12429/2021

Налоговый орган доначислил предпринимателю налог по УСН в связи с превышением дохода по ПСН по видам деятельности "Сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества" и "Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли". Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения "доходы", впоследствии в отношении указанных видов деятельности были приобретены патенты. В ходе камеральной проверки первичной декларации по УСН было установлено, что доходы предпринимателя превысили доход, допустимый для применения ПСН, в связи с чем налоговый орган пересчитал налоги по УСН. Налогоплательщик, в свою очередь, предоставил уточненную декларацию по УСН, а также налоговые декларации по ЕНВД за спорные периоды. Вместе с тем доказательства, подтверждающие факт постановки предпринимателя на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД в данные периоды, не представлены. Соответственно, при утрате права на применение ПСН по всем видам деятельности обоснованно доначислен налог по УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.11.2022 Правило "один штраф за несколько аналогичных нарушений, выявленных за одну проверку" применяют не всегда

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2022-11-15 № 303-ЭС22-13406 по делу N А51-5046/2021 
Суд оставил без изменения судебное решение по делу о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности за непредставление в таможенный орган отчетности, поскольку суды пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации составление таможенным органом одного протокола об административном правонарушении о нескольких незаконных действиях общества, каждое из которых образует самостоятельный состав одного административного правонарушения, не является существенным нарушением при производстве

При проверке таможня выявила, что общество представило свыше 300 отчетов с недостоверными сведениями. Из-за этого составили один протокол об административном правонарушении и вынесли единое постановление. Штраф же назначили за каждое выявленное нарушение. Ссылаясь на незаконность поставления таможни, общество обратилось в суд. ВС РФ отклонил его доводы. КоАП РФ не запрещает составлять один протокол по нескольким однородным правонарушениям и выносить по ним единое постановление. Такое составление по итогам единой проверки одного протокола не является существенным нарушением при производстве по делу об АП. В данном случае представление каждого из отчетов с недостоверными сведениями являлось отдельным событием правонарушения и образовывало самостоятельный состав. Соответственно, штраф законно назначили за каждый такой выявленный факт нарушения. С 6 апреля 2022 г. КоАП РФ предусматривает, что назначают одно наказание за совершение нескольких аналогичных правонарушений, если их выявили в ходе одного контрольного мероприятия. Между тем это правило распространяется на тех, кто совершил правонарушения до упомянутой даты, но постановления о назначении им наказаний еще не исполнены. В данном деле общество уже исполнило постановление таможни. Поэтому приведенное правило не применяется.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.11.2022 Налоговый орган не вправе проводить осмотр и выемку в помещениях контрагента налогоплательщика, если не доказано, что они являются взаимозависимыми или иным образом аффилированными

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2022-08-08 № Ф05-17972/22 по делу N А40-132841/2021

Налоговый орган полагает, что правомерно провел осмотр помещений общества и выемку документов, т. к. установлена взаимосвязь между обществом и проверяемым налогоплательщиком через пересечение сотрудников, привлечение одних контрагентов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Доказательств того, что налогоплательщик является взаимозависимым или иным образом аффилированным лицом с обществом и другими организациями, на которые указывает налоговый орган, не представлено. Само по себе наличие между лицами договорных отношений не является основанием для проведения выемки (а равно и осмотра) документов и имущества контрагента. Таким образом, указанные налоговым органом доводы не могли служить основанием для осмотра и выемки имущества общества в связи с проведением контрольных мероприятий в отношении налогоплательщика. Следовательно, оснований для проведения выемки оборудования, принадлежащего обществу, у налогового органа также не имелось.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.11.2022 Проценты за пользование коммерческим кредитом, присужденные в пользу налогоплательщика арбитражным судом, учитываются в составе выручки для целей ведения раздельного учета по НДС

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2022-08-09 № Ф05-17696/22 по делу N А40-155602/2020

Налогоплательщик полагает, что предусмотренные договором подряда проценты не являются платой за пользование авансом, а относятся к гражданско-правовым санкциям, не формируют стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и, как следствие, не подлежат включению в состав выручки от реализации для целей ведения раздельного учета по НДС. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщиком были учтены по счету 91.01 "Прочие доходы" проценты за пользование коммерческим кредитом, присужденные в его пользу арбитражным судом. Такие проценты должны учитываться при расчете пропорции, применяемой для целей ведения раздельного учета сумм НДС, не подлежащих и подлежащих вычету.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.11.2022 Физическое лицо без статуса ИП имеет право на профессиональный вычет по НДФЛ при продаже имущества в рамках предпринимательской деятельности, даже если оно не раскрыло обстоятельства получения векселей, которыми ранее было оплачено это имущество

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2022-09-21 № Ф09-5929/22 по делу N А76-26490/2021

Налоговый орган полагает, что предприниматель не вправе воспользоваться профессиональным вычетом по НДФЛ за период, когда он вел предпринимательскую деятельность, но не обладал статусом ИП. Кроме того, им не подтверждены расходы на приобретение векселей, которыми оплачено реализованное в проверяемый период имущество. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Установлено, что деятельность налогоплательщика по продаже квартир носила характер предпринимательской, в связи с чем подлежала обложению НДФЛ, однако он вправе был воспользоваться правом на применение профессионального вычета ввиду несения расходов на приобретение спорного имущества. При приобретении данного имущества налогоплательщик в оплату предоставил векселя; доказательств использования вексельной схемы расчетов в целях получения необоснованной налоговой выгоды налоговым органом не представлено. Тот факт, что налогоплательщик в ходе проверки не раскрыл должным образом обстоятельства приобретения указанных векселей, в данном случае не имеет определяющего значения ввиду отсутствия у него обязанности по раскрытию обстоятельств приобретения имущества (ценных бумаг), которое впоследствии передано в качестве оплаты приобретаемых товаров.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.11.2022 Денежные средства, полученные предпринимателем от продажи нежилого помещения, передававшегося в аренду организациям и не предназначенного для использования в личных/семейных целях, учитываются в составе доходов по УСН

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2022-09-20 № Ф09-5982/22 по делу N А71-17879/2021

Налоговый орган полагает, что предприниматель неправомерно исключил из налоговой базы по УСН доход от продажи нежилого помещения. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Установлено, что нежилое помещение сдавалось налогоплательщиком в аренду или безвозмездное пользование коммерческим организациям, учредителем которых он являлся. Исходя из назначения и функциональных характеристик спорного нежилого помещения, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (а не с личными/семейными нуждами), суд пришел к выводу о необходимости включения полученного дохода от реализации спорного помещения в налоговую базу по УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

21.11.2022 Фиксированные взносы за 2022 год ИП должен заплатить до 9 января 2023 года

Так как 31 декабря 2022 года – выходной день, срок уплаты фиксированных страховых взносов ИП за 2022 год переносится на 09.01.2023.

Если доход ИП за 2022 год не превысит 300 тыс. рублей, то он платит взносы в таком размере:

на ОПС – 34 445 рублей;

на ОМС – 8 766 рублей.

Если доход превышает 300 тыс. рублей, то надо уплатить дополнительный взнос на ОПС в размере 1% от дохода, превышающего 300 тыс. рублей.

При этом общий размер взносов на ОПС за год не может превышать 8-кратного фиксированного размера страховых взносов на ОПС (275 560 руб.).

1-процентные взносы за 2022 года надо уплатить до 3 июля 2023 года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

21.11.2022 Религиозные организации и социальные НКО будут платить взносы по льготному тарифу 7,6%

Расширят перечень случаев для применения тарифа страховых взносов 7,6%.

Такое право дадут:

НКО на УСН, включенным в реестр СОНКО;

централизованным религиозным организациям;

религиозным организация, входящих в структуру централизованных религиозных организаций;

СОНКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.

Проект с поправками в статью 427 НК РФ опубликован на федеральном портале. Также разработан проект с соответствующими поправками в закон об ОПС № 167-ФЗ.

СОНКО может применять льготный тариф с 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения в реестр.

По действующим нормам на тариф 7,6 % уже имеют права:

НКО на УСН по соцобслуживанию, образованию, медицине;

благотворительные организации на УСН;

IT-компании;

участники СЭЗ в Крыму и Севастополе;

резиденты ТОСЭР;

резиденты СПВ;

резиденты ОЭЗ в Калининградской области;

организации, которые производят анимационную аудиовизуальную продукцию;

организации с деятельностью по производству радиоэлектронной продукции;

организации на Курильских островах;

студенты в студотрядах.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

22.11.2022 Путин определил особенности налогообложения в новых регионах

Глава государства подписал закон об определении особенностей налогообложения в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях

Президент России Владимир Путин подписал закон, который устанавливает особенности налогообложения на территориях новых субъектов России — Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей, передает ПРАЙМ.

В частности, граждане данных регионов могут беспошлинно оформить российские документы, включая паспорт и водительские права.

Документ определяет особенности исчисления и уплаты акцизов, определения налоговой базы и исчисления НДС, амортизации имущества и определения расходов, налогового учета по налогу на прибыль организаций, уплаты госпошлин на территориях этих четырех регионов. При этом признаются безнадежными к взысканию суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, учитываемые по состоянию на 1 января 2023 года таможенными органами, расположенными на территориях этих регионов.

Закон также устанавливает нулевую ставку НДС при поставках товаров в эти субъекты РФ и услуг по их перевозке (за исключением услуг по международной перевозке). От НДС и акцизов освобождается и ввоз в Россию товаров, «прибытие которых на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза состоялось» с 30 сентября по 10 ноября 2022 года, а их декларантом выступили организации, стоящие на налоговом учете в ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской области.

Источник: Российский налоговый портал

 

23.11.2022 Аренду авто у сотрудника можно включать в расходы, если она не фиктивная

Арендные платежи за арендуемое имущество, в том числе, аренда авто у сотрудника, входит в состав прочих расходов (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК).

Расходами признают затраты, которые:

обоснованы;

документально подтверждены;

направлены на получение дохода.

Минфин в письме от 24.10.2022 № 03-03-06/1/102614 сообщает, что если аренда авто у сотрудника соответствует этим критериям, ее можно учесть в расходах.

Но есть еще одно условие – отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ и выполнение условий статьи 54.1 НК РФ.

В этой статье говорится о недопустимости искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения.

То есть целью сделки по аренде не должна быть незаконная налоговая оптимизация.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

23.11.2022 В заявлении на регистрацию ККТ бизнес на АУСН указывает код для УСН

Обязанность по применению ККТ не зависит от режима налогообложения. Компания или ИП на АУСН регистрируют ККТ в общем порядке.

Для этого надо заполнить заявление. В него включают сведения из отчета о регистрации ККТ. В частности, там надо указать реквизит применяемых систем налогообложения (тег 1062).

Но в приказе ФНС, где приведен перечень типов систем налогообложения, нет кода для АУСН.

ФНС разъясняет, что в этом случае надо указывать код для УСН.

Способ кодирования типа систем налогообложения в теге 1062:

Номер бита

Тип системы налогообложения

Формат ПФ

0

Общая

ОСН

1

Упрощенная доход

УСН доход

2

Упрощенная доход минус расход

УСН доход – расход

3

Единый налог на вмененный доход

ЕНВД

4

Единый сельскохозяйственный налог

ЕСХН

5

Патентная система налогообложения

Патент

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

23.11.2022 Для налога на прибыль доходы считают по дате реализации

В общем случае дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) – это есть дата получения дохода для целей налога на прибыль.

Разъяснение дает Минфин в письме от 24.10.2022 № 03-03-06/1/102634.

Дату реализации определяют по п.1 ст. 39 НК РФ. Это день передачи прав собственности на товары, результаты работ.

При этом дата фактического поступления денег (или иного имущества в счет оплаты) значения не имеет.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.11.2022 Еда из столовой санатория не облагается НДС, даже если это деловой обед или торжественный ужин

Санаторий может готовить еду не только для отдыхающих, которым оказывают медицинские услуги. Неважно, кто ест приготовленные продукты. Важно, что еду готовит санаторий. НДС такая реализация не облагается.

Разъяснение дает Минфин в письме от 10.10.2022 № 03-07-07/97546.

Освобождение от НДС идет по пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ (реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций).

НДС по такой реализации не будет независимо от того, кому (лицам, получающим медицинские услуги, сотрудникам медицинского учреждения или иным лицам) в этом учреждении реализуются продукты питания.

Минфин рассмотрел ситуацию, когда в столовой санатория готовят еду, в том числе, для деловых обедов, торжественных ужинов, буфетного обслуживания.

Аналогичное разъяснение Минфин давал в письме от 16.12.2015 № 03-07-07/73871.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.11.2022 Для амортизации основных средств б/у имеет значение срок их использования бывшим собственником

Если купить не новое ОС (бывшее в употреблении), срок для амортизации линейным способом можно установить такой же, как был у предыдущего собственника. Но за минусом месяцев или лет эксплуатации.

Об этом сообщает Минфин в письме от 24.10.2022 № 03-03-06/1/102779.

Норму амортизации по такому ОС б/у следует установить с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного ОС предыдущими собственниками.

Если у продавца по этому ОС срок фактического использования равен сроку полезного использования или больше него, то покупатель сам определяет срок полезного использования этого ОС, учитывая требований техники безопасности.

Но при этом ОС б/у включают в состав той амортизационной группы, в которой они были у предыдущего собственника.

Специальный коэффициент к амортизации (например, при лизинге) в случае с б/у ОС не применяется.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация (общая системе налогообложения) передает материалы для переработки на сторону, при этом несет расходы по доставке материалов до и от переработчика силами привлеченного перевозчика. Переработчик наносит на материалы покрытие, которое необходимо для дальнейшего их использования в производственном процессе уже внутри организации. Как отразить в бухгалтерском учете и при налогообложении данные транспортные расходы? Учитываются ли данные расходы в стоимости передаваемых материалов? Согласно положениям учетной политики, материалы принимаются к учету по фактической себестоимости с учетом транспортно-заготовительных расходов.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете транспортные расходы на доставку материалов со склада организации-производителя до переработчика и обратно не следует включать в себестоимость материалов.
В данном случае транспортные расходы связаны не с приобретением МПЗ, а с технологическим процессом их переработки, доработки в целях получения в дальнейшем готовой продукции, поэтому считаем, что они не включаются в стоимость МПЗ в налоговом учете. В целях налогообложения прибыли они признаются расходами, связанными с производством и реализацией, в составе материальных расходов.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Для целей бухгалтерского учета материалы - это вид запасов. Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах организаций устанавливается ФСБУ 5/2019 "Запасы", утвержденном приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н.
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019 (п. 9 ФСБУ 5/2019). Согласно п. 10 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов, в том числе материалов, включаются фактические затраты:
- на их приобретение (создание);
- на приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования.
Порядок формирования себестоимости материалов зависит от способа и условий приобретения таких запасов.
Так, при поступлении материалов по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в фактическую себестоимость материалов включаются фактические затраты на их приобретение, приведение в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования (п. 10 ФСБУ 5/2019).
В фактическую себестоимость материалов при поступлении их за плату, в частности, могут включаться (п. 11 ФСБУ 5/2019):
- суммы, уплаченные или подлежащие уплате организацией поставщику при приобретении материалов. В данных суммах необходимо учитывать все скидки, уступки, вычеты, премии и льготы, предоставляемые поставщиком, при условии, что они непосредственно связаны с приобретением конкретной единицы учета запасов, признанных в бухгалтерском учете (смотрите Рекомендации Минфина России (приложение к письму от 18.01.2022 N 07-04-09/2185), письмо Минфина России от 06.12.2021 N 07-01-09/98963). При этом суммы налогов и сборов не включаются в фактическую себестоимость (п. 12 ФСБУ 5/2019);
- затраты на заготовку и доставку материалов до места их потребления (продажи или использования);
- затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик);
- иные затраты, связанные с приобретением материалов.
При этом в себестоимость материалов в соответствии с п. 18 ФСБУ 5/2019 не включаются затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения материалов.
На наш взгляд, говорить о том, что затраты необходимы для приобретения материалов и связаны с доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, можно только в том случае, если такого рода расходы осуществляются до поступления материалов на склад организации, т.е., например, материалы от поставщика напрямую поступают на склад переработчика и только после этого на склад организации.
Учитывая вышеизложенное, мы полагаем, что в бухгалтерском учете транспортные расходы на доставку материалов со склада организации-производителя до переработчика и обратно не следует включать в себестоимость материалов.
Транспортные услуги можно учесть в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Указанная сумма отражается по дебету счета учета затрат, в соответствии с учетной политикой организации и особенностями учета расходов на производство готовой продукции.

Налог на прибыль

Организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходы в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии со ст. 254 НК РФ к материальным расходам в том числе относятся затраты на приобретение:
- сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку) и на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).
Стоимость МПЗ, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ, письмо Минфина России от 22.07.2016 N 03-03-06/1/42943).
Иные затраты на приобретение МПЗ подлежат учету в их стоимости только в том случае, если для этих затрат не установлен специальный порядок учета. Так, например, не могут увеличивать стоимость МПЗ проценты по заемным средствам, полученным для приобретения МПЗ (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В данном случае транспортные расходы связаны не с приобретением МПЗ, а с технологическим процессом их переработки, доработки в целях получения в дальнейшем готовой продукции, поэтому считаем, что их следует учитывать в качестве затрат на приобретение работ и услуг производственного характера.
Транспортные услуги, как и затраты по переработке сырья, осуществленные сторонними организациями, в целях налогообложения прибыли признаются расходами, связанными с производством и реализацией, в составе материальных расходов как расходы на приобретение работ и услуг производственного характера (подп. 1 п. 2 ст. 253п. 1 ст. 254 НК РФ). Эти расходы признаются на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (п. 2 ст. 272 НК РФ).
В этой связи может возникнуть вопрос: к каким расходам (прямым или косвенным) относятся расходы на последующую транспортировку материалов с целью их доработки? Из анализа ст. 318 НК РФ следует, что к прямым расходам императивно отнесены материальные затраты, указанные в подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ, при этом в отношении транспортных расходов НК РФ не содержит однозначного указания на отнесение расходов к прямым или косвенным (смотрите постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2011 N Ф08-6073/11 по делу N А32-8834/2010).
Налогоплательщикам дано право самостоятельно установить в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг (письма Минфина России от 18.08.2020 N 03-03-07/72404, от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, от 07.12.2012 N 03-03-06/1/636, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/531). При этом можно утвердить перечень прямых расходов, который отличается от предложенного в ст. 318 НК РФ, исходя из специфики деятельности налогоплательщика (письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-07/21, от 07.02.2011 N 03-03-06/1/79, от 25.05.2010 N 03-03-06/2/101). Отметим, что перечень прямых расходов должен быть обоснован (письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-07/21). Смотрите также Вопрос: Признание затрат по доставке материалов автотранспортом от поставщика прямыми либо косвенными расходами организации в бухгалтерском и налоговом учете (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.).
Полагаем, что в этой ситуации можно воспользоваться рекомендациями Минфина, которые даны в письме от 02.05.2012 N 03-03-06/1/214: при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета (Переработка давальческих материалов (К.С. Стриж, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 6, июнь 2021 г.)).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет расходов на сырье и материалы (октябрь 2022);
Вопрос: Возможность учёта в составе текущих расходов бухгалтерского и налогового учёта транспортных услуг, связанных с доставкой материалов от поставщиков на центральные склады организации (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2022 г.);
Вопрос: Признание затрат по доставке материалов автотранспортом от поставщика прямыми либо косвенными расходами организации в бухгалтерском и налоговом учете (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.);
- Давальческая переработка материалов (Л. Иоффе, журнал "Практический бухгалтерский учет", N 5, 6, май, июнь 2018 г.);
Вопрос: Бухгалтерский учет транспортно-заготовительных расходов для субъектов малого предпринимательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.);
- О понятиях "существенность", "существенная информация", "существенный показатель" (Т.Ю. Кошкина, журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

НДФЛ

 

Физическое лицо в 2021 году получило доход в виде:
- зарплаты;
- процентов по предоставленному займу юридическому лицу;
- процентов по вкладу в банке;
- дивидендов.
Каждый налоговый агент начислил НДФЛ по повышенной ставке отдельно по каждой налоговой базе.
Однако из налоговой инспекции поступило уведомление о доплате НДФЛ, в котором все доходы суммированы в одну налоговую базу и предельная величина пять миллионов рублей учтена один раз.
Верно ли налоговый орган исчислил НДФЛ в 2021 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговые агенты верно исчисляли НДФЛ в 2021 году без объединения разных налоговых баз, в частности по доходам от долевого участия и основной налоговой базы (которую формируют в том числе доходы в виде оплаты труда), и без учета аналогичных доходов, выплаченных другими налоговыми агентами.
При этом говорить о неправомерных требованиях налогового органа в данном случае также не приходится - НК РФ предписывает определять окончательный размер налоговой ставки налоговым органом по итогам года с учетом совокупности всех доходов физического лица за налоговый период, в том числе формирующих разные налоговые базы и с тех, с которых НДФЛ удержан налоговыми агентами.

Обоснование вывода:
Налоговые агенты исчисляют НДФЛ с учетом особенностей, установленных ст. 226 НК РФ. Прежде всего, налоговый агент производит исчисление и уплату НДФЛ в отношении доходов, источником которых является он сам (пп. 12 ст. 226 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 или п. 3.1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
Абзацем третьим п. 3 ст. 226 НК РФ прямо установлено, что исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
Пунктом 1 ст. 224 НК РФ*(1) с 1 января 2021 г. налоговая ставка по НДФЛ установлена в следующих размерах (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ (далее - Закон N 372-ФЗ)):
- 13% - если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей;
- 650 тысяч рублей и 15% суммы налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, превышающей 5 миллионов рублей, - если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет более 5 миллионов рублей.
Указанная налоговая ставка (далее - "основная" налоговая ставка) подлежит применению в отношении совокупности всех доходов физического лица - налогового резидента РФ, подлежащих налогообложению, за исключением доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.125 и 6 ст. 224 НК РФ (не имеющим отношения к рассматриваемой ситуации)*(2). Это непосредственно указано в последнем абзаце п. 1 ст. 224 НК РФ.
В свою очередь, совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется основная налоговая ставка 13% (15%), включает в себя налоговые базы, перечисленные в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц - налоговых резидентов РФ отдельно. В их числе (подп. 1 и 9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ):
- налоговая база по доходам от долевого участия;
- основная налоговая база, которую формируют доходы, отдельно не поименованные в подп. 1-8.2 п. 2.1 ст. 210 НК РФ, но в отношении которых применяется основная ставка. В основную налоговую базу включаются, в частности, доходы в виде оплаты труда, вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, в том числе проценты по предоставленному организации займу, доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках. Смотрите письма ФНС России от 14.09.2021 N БС-4-11/13030@, от 28.07.2021 N БС-4-11/10619@, Минфина России от 09.03.2022 N 03-04-05/16975, от 17.02.2022 N 03-04-05/11247, от 07.09.2021 N 03-04-05/72373, от 18.02.2021 N 03-04-06/11095, от 15.02.2021 N 03-04-05/10107 и др.*(3).
Таким образом, по общему правилу для применения установленной п. 1 ст. 224 НК РФ налоговой ставки указанные в п. 2.1 ст. 210 НК РФ налоговые базы суммируются. Но при этом каждая из этих налоговых баз определяется отдельно.
Согласно п. 3 ст. 225 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
В соответствии с п. 1 ст. 225 НК РФ сумма налога по основной налоговой ставке 13% (15%) исчисляется следующим образом:
1) если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей, - как соответствующая налоговой ставке 13% процентная доля указанной суммы налоговых баз;
2) если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, составляет более 5 миллионов рублей, - как сумма 650 тысяч рублей и величины, равной соответствующей адвалорной налоговой ставке 15-процентной доле уменьшенной на 5 миллионов рублей суммы налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ.
Далее в этом же пункте сказано, что при исчислении суммы налога налогоплательщиком, признаваемым налоговым резидентом РФ, или налоговым агентом в отношении доходов в виде дивидендов, положения п. 1 ст. 225 НК РФ применяются с учетом особенностей, установленных пунктами 2 и 3 ст. 214 НК РФ.
В свою очередь, на основании п. 3 ст. 214 НК РФ (определяющего особенности уплаты НДФЛ с дивидендов российской организации) при определении суммы налога налоговым агентом в соответствии с настоящим пунктом в расчет совокупности налоговых баз для целей применения ставки, указанной в п. 1 ст. 224 НК РФ (13%/15%), не включаются налоговые базы, указанные в подп. 2-9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ. То есть в силу этой нормы НДФЛ с дивидендов исчисляется налоговым агентом по ставке, зависящей исключительно от размера налоговой базы по доходам от долевого участия*(4).
Кроме того, в отношении доходов, полученных в 2021 или 2022 году, частью 3 ст. 2 Закона N 372-ФЗ установлено специальное правило - при исчислении НДФЛ налоговыми агентами так называемые "прогрессивные" налоговые ставки применяются к каждой налоговой базе отдельно. Иными словами, в течение этих двух лет разные налоговые базы при расчете НДФЛ налоговым агентом не должны суммироваться.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что налоговая база по дивидендам и налоговая база по другим упомянутым в вопросе доходам, формирующим основную налоговую базу, определяются отдельно. При этом налоговый агент при расчете НДФЛ в отношении доходов 2021 года правомерно применил налоговую ставку 13% (15%) отдельно к дивидендам и отдельно к доходам в виде заработной платы в зависимости от размера соответствующей налоговой базы (основной налоговой базы или по доходам от долевого участия), без их суммирования. Это подтверждается письмами Минфина России от 31.03.2022 N 03-04-05/26331, ФНС России от 28.07.2021 N БС-4-11/10619@, от 14.09.2021 N БС-4-11/13030@, от 23.06.2021 N БС-4-11/8784@.
Вместе с тем п. 6 ст. 228 НК РФ предусматривает уплату НДФЛ на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, налогоплательщиками, для которых выполнено условие о том, что сумма налога, исчисленная налоговым органом в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, превышает совокупность:
- суммы налога, исчисленной налоговыми агентами;
- суммы налога, исчисленной налогоплательщиками исходя из налоговой декларации, в отношении доходов налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду,
- и суммы налога, исчисленной налоговым органом с доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ, а также доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов.
Таким образом, получается, что по итогам налогового периода налоговый орган действительно сравнивает общую сумму налога, исчисленную им в общем порядке, установленном ст. 225 НК РФ, с совокупностью сумм налога, исчисленных всеми налоговыми агентами в том числе по отдельным налоговым базам, и суммы налога, исчисленной физлицом по декларации. И на превышение направляет в адрес налогоплательщика уведомление о доплате НДФЛ.
При этом изложенные выше особенности исчисления НДФЛ при выплате физическому лицу доходов, в частности, в виде оплаты труда и дивидендов, относящихся к разным налоговым базам, касаются исключительно порядка расчета налога налоговыми агентами. Положения п. 3 ст. 214 и последнего абзаца п. 1 ст. 225 НК РФ, как и ч. 3 ст. 2 Закона N 372-ФЗ, не позволяют распространить этот механизм на исчисление налога налоговым органом в порядке ст. 225 и п. 6 ст. 228 НК РФ.
И даже в ситуации, когда доходы в виде дивидендов и в виде оплаты труда получены от одного налогового агента, либо организация располагает информацией о получении аналогичных доходов из других источников, налоговый агент лишен возможности самостоятельно суммировать налоговые базы, чтобы сразу исчислить налог по повышенной ставке 15% и удержать его из выплачиваемых доходов.
В то время как общий порядок расчета НДФЛ по итогам года требует доплатить налог, исчисленный налоговым органом по итогам налогового периода по сумме налоговых баз. Поэтому говорить о неправомерных требованиях налогового органа в данном случае не приходится.
Сказанное подтверждается свежим письмом ФНС России от 26.09.2022 N БС-4-11/12746@, которое поручено довести до нижестоящих налоговых органов. Здесь налоговая служба обращает внимание, что порядок, предусмотренный п. 3 ст. 2 Закона N 372-ФЗ, применяется в отношении доходов, полученных в 2021 или 2022 году, исключительно налоговыми агентами. Таким образом, в отношении доходов, относящихся к разным налоговым базам, полученных физическими лицами в 2021 или 2022 году, в том числе от налоговых агентов, налог с которых был исчислен ими отдельно по каждой налоговой базе в соответствии п. 3 ст. 2 Закона N 372-ФЗ, доплата налога должна быть произведена на основании налогового уведомления.
Ранее к аналогичному выводу приходил в своих интервью Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса. Говоря об изменениях в порядке исчисления НДФЛ, он разъяснял, что "окончательный размер налоговой ставки определяется налоговым органом с учетом совокупности налоговых баз по доходам физического лица за налоговый период и с учетом доходов от разных источников.
Если размер облагаемых доходов физического лица превысит 5 млн рублей, то НДФЛ с суммы превышения будет исчислен налоговым органом по ставке 15%. В таком случае НДФЛ должен быть уплачен физическим лицом на основании налогового уведомления, полученного от налогового органа (п. 6 ст. 228 НК РФ)". Например, смотрите в материалах: Изменения в налогообложении дивидендов: новые виды доходов, новые ставки (интервью с Разгулиным С.В., действительным государственным советником РФ 3 класса). - Специально для Системы ГАРАНТ, декабрь 2020 г.; О некоторых вопросах, связанных с перечислением НДФЛ и представлением расчетов по форме 6-НДФЛ (интервью с Разгулиным С.В., действительным государственным советником РФ 3 класса). - Специально для Системы ГАРАНТ, декабрь 2021 г.
При этом каких-либо дополнительных действий от налогового агента в такой ситуации не требуется. Доплата НДФЛ за 2021 год осуществляется налогоплательщиком по налоговому уведомлению самостоятельно в срок до 01.12.2022.
Для устранения сомнений напоминаем о праве налогоплательщика, как и налогового агента, на обращение за письменными разъяснениями в налоговую службу или в Минфин России (подп. 12 п. 1п. 3 ст. 21п. 2 ст. 24подп. 4 п. 1 ст. 32ст. 34.2 НК РФ). Обращение в ФНС можно сформировать через официальный сайт https://www.nalog.ru/ - электронный сервис "Обратная связь/помощь - Обратиться в ФНС России".

К сведению:
Дополнительно хотим обратить внимание на формулировки п. 6 ст. 228 НК РФ: в нем речь идет именно об "исчисленных" налоговыми агентами, а не удержанных суммах. Поэтому представляется, что если налоговый агент в текущем году по собственной инициативе решит удержать НДФЛ в повышенном размере исходя из совокупности рассматриваемых доходов, с тем чтобы в будущем "избавить" налогоплательщика от доплаты налога по итогам года, то такие действия, скорее всего, не принесут желаемого результата. Не исключаем, что такой налог будет квалифицирован как излишне удержанный, возврат которого производится налоговым агентом по правилам п. 1 ст. 231 НК РФ. Причем при наличии налогового агента возврат излишне удержанного налога не может быть произведен налоговым органом (письмо Минфина России от 27.12.2012 N 03-04-06/4-370, письмо ФНС России от 11.03.2021 N СД-3-11/1761@, п. 9 письма ФНС России от 16.04.2019 N СА-4-7/7164@ "О направлении обзора судебной практики ФНС за I квартал 2019 года" и др.). А значит, зачесть этот излишне удержанный налог в счет уплаты НДФЛ по налоговому уведомлению вряд ли получится.
Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Перерасчет НДФЛ и возврат излишне начисленных сумм налоговым агентом.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Вопрос: Применение налоговым органом ставок по НДФЛ для целей направления налогового уведомления по итогам года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2022 г.)
Вопрос: Применение прогрессивной ставки НДФЛ (15%) по дивидендам, если на момент их выплаты доход физического лица от этой же организации в виде зарплаты превысил 5 млн руб. (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.);
письмо Минфина России от 08.07.2022 N 03-04-09/65843 "Об НДФЛ при получении доходов от нескольких источников, в сумме превышающих 5 млн руб. за налоговый период, а также о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных платежей".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Организация является стартапом. Дата возникновения - 31.05.2022. Пока нет оборотов. Принят 1 сотрудник, но выплаты ему не начисляются.
Планируется производство и реализация дронов и программного обеспечения, которое позволит управлять ими.
Основной код ОКВЭД - 30.30, вспомогательные - 28.22, 28.99, 46.69, 62.01, 62.02, 62.03, 62.09, 72.19.
Организация хочет получить льготы, положенные компаниям в сфере ИТ.
Может организация получить аккредитацию? Что для этого нужно? Как передать в налоговые органы согласие на раскрытие налоговой тайны? Какие льготы по налогам и взносам действуют для компаний в сфере ИТ?


Организация не вправе получить государственную аккредитацию в области информационных технологий.
При этом факт отсутствия аккредитации не влияет на право организации применять льготы по НДС при наличии соответствующих оснований.
В случае устранения несоответствий условиям получения аккредитации организация сможет получить аккредитацию и воспользоваться правом на применение пониженных тарифов страховых взносов и ставки по налогу на прибыль (при соблюдении условий, предусмотренных НК РФ).
Порядок получения аккредитации и согласия на раскрытие налоговой тайны, а также условия применения пониженных тарифов страховых взносов и ставки по налогу на прибыль приведены ниже.

Обоснование вывода:

Аккредитация

Положение о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729 (далее - Положение),
Организация, имеющая статус стартапа, вправе получить государственную аккредитацию в области информационных технологий при соблюдении следующих условий (смотрите Информацию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 1 октября 2022 г. "Как получить аккредитацию стартапам"):
1. Основным видом деятельности организации является один из видов экономической деятельности, предусмотренных приложением N 1.
В случае если основным видом экономической деятельности организации является вид, которому в соответствии с ОКВЭД соответствуют коды 26.20.4, 46.51.2, 47.91.2, 58, 58.2, 59.14, 60.10, 60.20, 63.91, 73.20.1, 85.30, 85.41, 85.42, государственная аккредитация может быть предоставлена только при осуществлении организацией дополнительных видов деятельности, соответствующих кодам ОКВЭД, предусмотренным группами 62, 63 (подп. "а" п. 4 Положения);
2. Среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц - работников организации, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода, предшествующего дате подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в РФ или среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ, в котором зарегистрирована организация, за предпоследний квартал, предшествующий дате подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации.
Данное условие не распространяется на организации, созданные менее чем за квартал до подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации (подп. "б" п. 4 Положения);
Кроме того, требование о размере выплат не учитывается, если:
- доход организации с момента создания более 1 млн руб.;
- организация является правообладателем ПО, включенного в реестр российского ПО;
- организация имеет доход от реализации прав на ПО, включенного в реестр российского ПО, в течение года, предшествующего году подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации (п. 7 Положения);
3. По итогам года, предшествующего дате подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации, доля доходов от деятельности в области информационных технологий составляет более 30% всех доходов организации. В случае если организация подает документы для получения аккредитации в течение года, в котором она зарегистрирована, и доход организации превышает 1 млн рублей, доля доходов от деятельности в области информационных технологий должна составлять более 30% всех доходов организации за текущий год (подп. "в" п. 4 Положения).
Данное условие не применяется, если стартап одновременно соответствует следующим условиям:
- создан менее чем за 3 года до подачи заявления;
- его доход с момента создания менее 1 млн руб.;
- организация зарегистрирована в реестре стартапов субъекта РФ (если на территории субъекта РФ присутствует реестр стартапов) (п. 8 Положения, информация Минцифры России от 01.10.2022).
4. На официальном сайте организации в сети Интернет размещена информация о деятельности, осуществляемой данной организацией в области информационных технологий. Перечень таких сведений приведен в подп. "г" п. 4 Положения;
5. На момент подачи заявления о предоставлении государственной аккредитации организация обеспечивает возможность раскрытия сведений уполномоченному органу, представив в налоговые органы соответствующее согласие в порядке, утвержденном подп. 1 п. 1 и п. 2.3 ст. 102 НК РФ (подп. "д" п. 4 Положения);
6. Организация не соответствует критериям, указанным в п. 17 Положения. Применительно к рассматриваемой ситуации таким критерием может выступать наличие у лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа организации, неснятой или непогашенной судимости (подп. "е" п. 4 Положения).
В рассматриваемой ситуации основной вид деятельности организации, которому соответствует код ОКВЭД 30.30, не поименован в приложении N 1 к Положению и в п. 4 Положения.
Кроме того, организация создана более чем за квартал до подачи заявления на аккредитацию, а выплаты и иные вознаграждения в пользу единственного работника за последние 3 месяца не начислялись, то есть равны 0 руб.
В такой ситуации организация не имеет права на получение аккредитации в области информационных технологий.
В случае устранения приведенных несоответствий условиям получения аккредитации, организации следует предпринять следующие действия:
1. Зарегистрироваться в реестре стартапов субъекта РФ (если на территории субъекта РФ присутствует реестр стартапов и организация не зарегистрирована в нем), если доход от деятельности в области информационных технологий будет составлять 30% и менее всех доходов организации;
2. Разместить на официальном сайте организации информацию о деятельности, осуществляемой в области информационных технологий;
3. Представить в налоговые органы согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну;
4. Представить документы, необходимые для аккредитации:
- заявление о предоставлении государственной аккредитации;
- выписку из реестра стартапов, полученную в установленном уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ порядке, или справку о доходах от ИТ-деятельности;
- справку о согласии на раскрытие налоговой тайны;
- справку об отсутствии судимости у руководителя (пп. 6, 8, 11 Положения, информации Минцифры России от 11.10.2022, от 13.10.2022).

Представление согласия на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, в налоговые органы

Временные форма согласия на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок его направления (далее - Порядок) доведены письмом Федеральной налоговой службы РФ от 29.08.2022 N АБ-4-19/11332.
Так, согласие подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и направляется в налоговые органы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через сервисы и иные платформы ФНС России (п. 2 Порядка).
К согласию прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на подписание представляемого согласия (п. 4 Порядка).
Согласие считается принятым налоговым органом, если налогоплательщику (плательщику страховых взносов) или его представителю поступило подтверждение его приема в сервисах и иных платформах ФНС России либо по телекоммуникационным каналам связи поступила квитанция о приеме. При этом датой получения налоговым органом согласия является дата, указанная в подтверждении приема либо в квитанции о приеме (п. 28 Порядка).
Сведения о предоставленном согласии отображаются в личном кабинете налогоплательщика.

Льготы по налогам и взносам

НДС

В соответствии с положениями ст. 149 НК РФ от налогообложения освобождаются:
- передача исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ (ЕРРП), прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Освобождение не применяется, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки (письмо Минфина России от 18.02.2022 N 03-07-07/11653);
- передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора или договора коммерческой концессии (подп. 26.126.2 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, положения ст. 149 НК РФ не ставят возможность применения льгот в зависимость от статуса и наличия аккредитации у налогоплательщика. Льготы применяются при заключении соответствующих договоров и включении программы в ЕРРП.

Налог на прибыль

Для российских IT-организаций в 2022-2024 годах установлена налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%.
Условиями применения нулевой ставки являются следующие (п. 1.15 ст. 284 НК РФ):
- организация получила документ о государственной аккредитации;
- по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не менее 70% составляют доходы, перечисленные в п. 1.15 ст. 284 НК РФ.
Данные условия должны выполняться и вновь созданными организациями (письмо Минфина России от 21.01.2022 N 03-03-06/1/3410).
Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестает удовлетворять условиям применения нулевой ставки, то он лишается права на ее применение с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие.

Страховые взносы

Для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, установлены пониженные тарифы страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование - 6%;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5%;
- на обязательное медицинское страхование - 0,1% (подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ).
Пониженные тарифы применяются при соблюдении следующих условий:
- организация получила документ о государственной аккредитации;
- по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, не менее 70% составляют доходы от видов деятельности, перечисленных в п. 5 ст. 427 НК РФ.
Если по итогам расчетного периода организация перестает удовлетворять условиям применения пониженных тарифов, то она лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие (п. 5 ст. 427 НК РФ).

К сведению:
С 2023 года российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, будут применять единый пониженный тариф страховых взносов в размере:
- 7,6% - в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
- 0% - свыше единой предельной величины базы (п. 2.2 ст. 427 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Информация Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 1 октября 2022 г. "Ответы на часто задаваемые вопросы по новому порядку аккредитации";
- Информация Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 11 октября 2022 г. "Новая форма аккредитации ИТ-компаний доступна на Госуслугах";
- Информация Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 1 августа 2022 г. "Актуализирован реестр аккредитованных ИТ-компаний".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения