Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 18 по 24 сентября 2023 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)

Предложено продлить действие антикризисных мер, принятых в связи с недружественными действиями иностранных государств

Речь идет, в частности, о продлении на 2024 год действия мер:

принятых в целях поддержки заказчиков и участников госзакупок;

устанавливающих возможность проведения общего собрания акционеров, а также участников ООО в форме заочного голосования;

управомочивающих Правительство устанавливать порядок ввода в оборот, оборота и вывода из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, без нанесения на них средств идентификации в отдельных случаях, а также устанавливать дополнительные особенности изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов;

устанавливающих специальное правовое регулирование в сфере финансового рынка и корпоративных отношений;

позволяющих не проводить конкурс при назначении на должности государственной гражданской службы РФ, относящиеся к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей;

ряда иных мер.

 

Указ Президента РФ от 18.09.2023 N 693
"О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"

На 2024 год продлены отдельные специальные экономические меры в целях обеспечения безопасности РФ

Речь идет о мерах, предусмотренных Указом Президента РФ от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".

Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.

 

Указ Президента РФ от 18.09.2023 N 686
"О внесении изменений в перечень движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставных (складочных) капиталах российских юридических лиц и имущественных прав, в отношении которых вводится временное управление, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. N 302"

Дополнен перечень ценных бумаг, долей в уставных (складочных) капиталах российских юридических лиц, принадлежащих лицам недружественных иностранных государств, в отношении которых вводится временное управление

Росимуществу передаются обыкновенные акции акционерных обществ "Прайм Принт Москва", "Прайм Принт Екатеринбург", "Прайм Принт Новосибирск", "Прайм Принт Челябинск" и доли в уставном капитале ООО "Прайм Принт Воронеж".

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 13.09.2023 N 1490
"Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности"

Скорректированы особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности

Предусмотрено, что организации, обязанные раскрывать консолидированную финансовую отчетность (финансовую отчетность организаций, указанных в части 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности") в соответствии с Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности", вправе не раскрывать в указанной отчетности сведения согласно Постановлению Правительства от 04.07.2023 N 1102, а кредитные организации - также по перечню информации, утвержденному Постановлением Правительства от 07.09.2019 N 1173, в случаях, установленных указанными постановлениями.

Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства от 05.03.2020 N 232.

 

Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 N 1513
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Внесены поправки в акты Правительства по вопросам налогообложения медицинских изделий

Изменения направлены на решение проблемы с однозначным применением налоговой ставки к медицинским изделиям, выравнивание условий налогообложения продукции, предназначенной в том числе для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.

Поправки внесены в Постановление Правительства от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов", в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.

 

Проект Постановления Правительства РФ "О единой предельной величине базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2024 г."

С 1 января 2024 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов может составить 2 225 000 рублей

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам, на 2024 год единая предельная величина базы устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в РФ, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3.

 

Приказ ФНС России от 16.08.2023 N ЕД-7-21/543@
"О внесении изменений в приложения N N 2, 3 к Приказу Федеральной налоговой службы от 20.05.2022 N ЕД-7-21/420@"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2023 N 75246.

Обновлен порядок заполнения формы сведений о транспортных средствах и об их владельцах, представляемой в налоговые органы

Скорректирован также формат представления сведений.

Поправки внесены в целях организации взаимодействия налоговых органов с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, а также в связи с принятием Постановления Правительства от 28.06.2023 N 1051 "Об особенностях государственной регистрации самоходных машин и других видов техники и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)".

 

Приказ ФНС России от 16.08.2023 N ЕД-7-21/544@
"О внесении изменений в приложение N 3 к Приказу Федеральной налоговой службы от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2023 N 75247.

Актуализированы коды налоговых льгот по налогу на имущество организаций

Реализованы положения Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

 

Приказ ФНС России от 16.08.2023 N ЕД-7-21/546@
"Об утверждении формы уведомления о наличии на земельном участке жилищного фонда и (или) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, о площади части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, порядка ее заполнения и формата представления указанного уведомления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2023 N 75249.

Установлена форма уведомления о наличии на земельном участке жилищного фонда или объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, о площади части земельного участка, занятой объектом недвижимости, который не относится к жилищному фонду

Также утверждены порядок заполнения указанной формы и формат представления уведомления в электронной форме.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

Приказ ФНС России от 21.08.2023 N ЕД-7-21/563@
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений о транспортных средствах, находившихся в розыске в связи с угоном (хищением)"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2023 N 75269.

ФНС России утверждена форма "Сведения о транспортных средствах, находившихся в розыске в связи с угоном (хищением)"

Кроме этого, установлены:

порядок заполнения указанной формы;

формат представления сведений о транспортных средствах, находившихся в розыске в связи с угоном (хищением), в электронной форме;

порядок представления указанных сведений в ФНС России.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

Приказ ФНС России от 21.08.2023 N ЕД-7-21/564@
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и находящимся в его ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, и к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2023 N 75268.

С 1 января 2024 года устанавливается порядок представления в налоговый орган сведений об изъятых или ограниченных в обороте земельных участках, предоставленных органам санитарно-эпидемиологического надзора

Утверждены форма, формат, порядок заполнения и представления в налоговый орган по субъекту РФ сведений о кадастровых номерах земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и находящимся в его ведении органам и иным лицам и относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота (ограниченным в обороте), предоставленным для обеспечения обороны и безопасности.

 

Приказ ФНС России от 14.09.2023 N ЕД-7-23/632@
"Об утверждении Порядка ведения справочника статей Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогового мониторинга"

Определена процедура ведения справочника статей НК РФ для целей налогового мониторинга

Ведомственный справочник разработан в целях автоматизации проведения налогового мониторинга.

Он предназначен для использования в прикладной подсистеме "Налоговый мониторинг" АИС "Налог-3" и в информационных системах налогоплательщиков, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

 

Приказ ФНС России от 14.09.2023 N ЕД-7-23/633@
"Об утверждении Порядка ведения справочника регистров для целей налогового мониторинга"

Утвержден Порядок ведения справочника регистров для целей налогового мониторинга

Порядок утвержден в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 105.26 части первой НК РФ, а также в целях обеспечения исполнения положений приказов ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@, от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@.

Ведомственный справочник регистров для целей налогового мониторинга предназначен для использования в прикладной подсистеме "Налоговый мониторинг" АИС "Налог-3" и в информационных системах налогоплательщиков, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

 

Приказ Росстата от 18.09.2023 N 444
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за организациями-маркетплейсами"

Утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-маркетплейс (краткая) "Опросный лист обследования деятельности маркетплейсов"

Первичные статданные по форме представляют юрлица (кроме субъектов МСП) - организации, являющиеся владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), представившие отчет по форме N 1-ЦП "Сведения о цифровых платформах" (за 2022 год) с указанием сегмента рынка B2C (Business to Consumer).

В форму включаются данные в целом по юрлицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям организации независимо от их местонахождения.

 

Приказ Росстата от 31.07.2023 N 367
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов"

Обновлены формы ФСН для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов

Утверждены годовые формы с указаниями по их заполнению: N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов"; N 11 (сделка) "Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду"; N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций".

Утратят силу ранее утвержденные аналогичные формы.

 

Письмо ФНС России от 14.09.2023 N БС-4-21/11761@
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о кадастровых номерах земельных участков и нормативной цене земли, определенной в отношении земельных участков"

ФНС информирует об утверждении формы представления сведений о кадастровых номерах земельных участков и нормативной цене земли, определенной в отношении земельных участков

Рассмотрены положения Приказа ФНС России от 11.08.2023 N СД-7-21/533@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о кадастровых номерах земельных участков и нормативной цене земли, определенной в отношении земельных участков".

 

Письмо ФНС России от 14.09.2023 N СД-4-3/11773@
"О применении ст. 164 НК РФ для определения ставки НДС при реализации продовольственных товаров (кулинарные изделия вида сэндвич, включая гамбургер, чизбургер и аналогичные изделия)"

Разъяснен порядок определения ставки НДС при реализации определенных видов продовольственных товаров

Сообщается, что сэндвичи, включая гамбургеры, чизбургеры и иные аналогичные изделия, которым соответствуют коды группировки ОКПД2 10.85.19, не указаны в перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, и при их реализации применяется ставка НДС в размере 20 процентов.

 

Письмо ФНС России от 14.09.2023 N БС-4-21/11794@
"О форме и формате представления СФР в ФНС России сведений о лицах, указанных в подпункте 2 пункта 9.4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС сообщает о форме и формате представления сведений Социальным фондом России в налоговые органы о лицах, указанных в подпункте 2 пункта 9.4 статьи 85 НК РФ

Рассмотрены положения Приказа ФНС России от 11.08.2023 N СД-7-21/537@ "Об утверждении формы и формата представления в электронной форме сведений о лицах, указанных в подпункте 2 пункта 9.4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения указанной формы".

 

Письмо ФНС России от 18.09.2023 N БС-4-11/11858@
"Об уплате военными пенсионерами, осуществляющими предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность, страховых взносов за себя"

Даны разъяснения по вопросу уплаты военными пенсионерами, осуществляющими предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Сообщается следующее: учитывая, что лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой и получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, не являются страхователями и застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию с момента вступления в силу Федерального закона от 13 июня 2023 года N 257-ФЗ - с 24 июня 2023 года, то они также с 24 июня 2023 года не признаются плательщиками страховых взносов за себя.

За периоды до 24 июня 2023 года они обязаны уплатить страховые взносы в порядке, установленном статьей 430 НК РФ, в том числе за период с 1 января 2023 года по 23 июня 2023 года - в совокупном фиксированном размере, определенном пропорционально количеству календарных месяцев и дней в этом периоде.

 

Письмо ФНС России от 18.09.2023 N БС-4-11/11864@
"По вопросу прекращения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиков, являющихся военными пенсионерами"

Разъяснен порядок прекращения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров, самостоятельно обеспечивающих себя работой

Так, военному пенсионеру, получающему пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по рекомендуемой форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения.

Если в пенсионном удостоверении не указано, что пенсия назначена в соответствии с Законом РФ N 4468-1, то дополнительно представляется справка из федерального ведомства, осуществляющего пенсионное обеспечение лица, о подтверждении факта получения пенсии в соответствии с Законом РФ N 4468-1.

 

<Информация> ФНС России
"Утверждены порядки ведения справочников для налогового мониторинга"

ФНС России сообщает об утверждении порядков ведения справочников для целей налогового мониторинга

Для совершенствования и развития расширенного информационного взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиком разработана единая цифровая методологическая модель - Цифровой Налоговый кодекс.

Утверждены справочник контролей (этапов контролей), справочник регистров и справочник статей НК РФ для проведения налогового мониторинга.

С текстами порядков ведения указанных справочников можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России.


Информационное сообщение Минфина России от 14.09.2023 N ИС-учет-46
"Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии"

Минфином подготовлена информация по вопросам бухгалтерского учета налога на сверхприбыль

В частности, отмечается, что сумма налога на сверхприбыль, исчисленная налогоплательщиком в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ, и сумма обеспечительного платежа по этому налогу, перечисленная налогоплательщиком в бюджет в соответствии с этой же статьей, отражаются в регистрах бухгалтерского учета записями 2023 г. Фактические расчеты с бюджетом по налогу на сверхприбыль отражаются в регистрах бухгалтерского учета записями 2024 г.

 

<Информация> Минфина России N ОП 20-2023
"Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации"

Разъяснены вопросы применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в части представления обязательства и расхода по налогу на сверхприбыль в консолидированной финансовой отчетности

Налог на сверхприбыль, установленный Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 414-ФЗ, является налогом разового характера.

Отмечено, в частности, что, исходя из параграфа 5 МСФО (IAS) 12, в целях консолидированной финансовой отчетности налог на сверхприбыль рассматривается в качестве текущего налога.

Обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению в консолидированной финансовой отчетности начиная с момента, когда Федеральный закон N 414-ФЗ был фактически принят, т.е. в 2023 году. В промежуточной консолидированной финансовой отчетности обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению начиная с отчетности за 9 месяцев 2023 года.


<Информация> ФНС России от 20.09.2023 "Новая промостраница поможет разобраться в налоговых уведомлениях, направленных физическим лицам в 2023 году"

На сайте ФНС размещена новая промостраница о налоговых уведомлениях, направленных физическим лицам в 2023 году

Она содержит разъяснения по типовым вопросам - жизненным ситуациям: что такое налоговое уведомление, как его получить и исполнить, основные изменения в налогообложении имущества физлиц по сравнению с прошлым годом, как узнать о налоговых ставках и льготах, указанных в уведомлении, как ими воспользоваться, что делать, если налоговое уведомление не получено.


 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

18.09.2023 Счет-фактуру, подписанный неуполномоченным лицом, не примут к вычету по НДС. Проверьте скорее подписи

Налоговики из-за непонравившихся им подписей счет-фактурах часто снимают вычеты. И в данном вопросе суд поддержит инспекторов. Проверьте, есть ли доверенность на подпись у ваших сотрудников.

Если счета-фактуры за руководителя и главбуха подписывают другие работники, не уполномоченные приказом или доверенностью, то, при проверке инспекторы могут отказаться принимать налог к вычету по НДС.

В этом вопросе суды поддерживают позицию налоговиков (постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 9299/08 (дело № А40-16436/07-107-121), определение ВАС РФ от 14.12.2009 № ВАС-16306/09).

Логика судей такая: если счет-фактура, полученный покупателем от продавца, подписан лицом, не уполномоченным на то приказом или доверенностью, то это свидетельствует о том, что покупатель не проявил должной осмотрительности и осторожности при заключении сделки.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

19.09.2023 НДС, уплаченный страхователем подрядчику в связи с ремонтом застрахованного имущества, не возмещается страховой компанией, если нет доказательств того, что страхователь не может принять налог к вычету

Общество считает, что страховая компания должна возместить ему расходы, связанные с ремонтом застрахованного имущества, в полном объеме, включая НДС, уплаченный подрядчику.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной.
Ни заключенный договор страхования, ни Правила страхования не содержат условия, в соответствии с которым НДС подлежит обязательному возмещению страхователю независимо от возможности принятия его к вычету по данному налогу.
Общество не представило доказательства того, что заявленная к взысканию сумма НДС является для него некомпенсируемыми ему потерями (убытками), т. е. оно не может принять налог к вычету.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2023 г. N Ф05-12347/23 по делу N А40-135119/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

19.09.2023 По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля может быть увеличена сумма налоговых доначислений в рамках правонарушений, установленных в ходе проведения выездной проверки

Налогоплательщик полагает, что инспекция по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля увеличила суммы налоговых доначислений по акту проверки путем включения претензий по новым налоговым периодам (эпизодам).
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией получены документы в отношении товаров. Данные документы отсутствовали у инспекции в ходе выездной проверки и в связи с этим могли быть использованы только по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.
Дополнение к акту проверки не содержит сведений о новых по сравнению с актом нарушениях налогового законодательства. Доначисление сумм налогов в дополнении к акту произведено инспекцией в рамках правонарушений, установленных в ходе проведения выездной налоговой проверки.
При этом инспекцией были соблюдены права налогоплательщика по ознакомлению с дополнительными документами, получению дополнения к акту налоговой проверки, представлению возражений на указанные дополнения и участию в рассмотрении материалов налоговой проверки.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2023 г. N Ф05-10190/23 по делу N А40-34484/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

20.09.2023 Доход директора общества по договору аренды обществом транспортного средства без экипажа облагается НДФЛ, даже если он является плательщиком налога на профессиональный доход

Общество полагает, что правомерно не удержало НДФЛ при выплате директору вознаграждения по договору аренды транспортного средства без экипажа, т. к. арендодатель является плательщиком налога на профессиональный доход.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной.
Физическое лицо, оказывающее услуги, в частности, по сдаче в аренду движимого имущества организации, с которой оно состоит в трудовых отношениях, не вправе применять специальный налоговый режим.
Наличие трудовых отношений между обществом и директором подтверждено трудовым договором, а также сведениями из ЕГРЮЛ.
Поэтому доход, полученный директором в рамках исполнения обязательств по договорам аренды транспортного средства без экипажа, подлежит обложению НДФЛ.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2023 г. N Ф05-11044/23 по делу N А40-186718/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

20.09.2023 С налогоплательщика не подлежат взысканию уплаченные за него третьим лицом налоги, если в платежных документах указано только наименование налогоплательщика; не доказано, что он давал поручение третьему лицу на перечисление денежных средств, а также наличие налоговой задолженности

Истец полагает, что с ответчика подлежит взысканию неосновательное обогащение в виде уплаченной за него третьим лицом налоговой задолженности (право требования которой к истцу перешло по договору цессии).
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с истцом.
В платежных документах не указаны идентифицирующие ответчика сведения; не представлены доказательства того, что ответчик давал поручение третьему лицу на перечисление денежных средств; не доказано наличие долга ответчика по уплате налоговых платежей.
Само по себе осуществление платежей в адрес налогового органа с указанием на наименование ответчика не свидетельствует о том, что третье лицо погасило за ответчика задолженность; экономическая целесообразность такого погашения истцом не доказана.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2023 г. N Ф05-11335/23 по делу N А40-192039/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

21.09.2023 Если решение о доначислении налогов принято до 01.04.2022, то мораторий на начисление пени за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 не применяется

Налогоплательщик полагает, что ему излишне начислены пени за неуплату налогов по итогам выездной проверки.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а пени (как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога в установленный законом срок) подлежат начислению по дату фактической уплаты налога.
Довод налогоплательщика об отсутствии оснований для начисления пени за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 в связи с действием моратория на возбуждение дел о банкротстве отклонен, поскольку сумма пеней, указанная в решении, рассчитывается на дату его вынесения (до 01.04.2022), следовательно, в рассматриваемой ситуации мораторий не может быть применим.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2023 г. N Ф05-12413/23 по делу N А40-196281/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

22.09.2023 Суд признал незаконным доначисление управляющей компании НДС на стоимость тепловой энергии, безвозмездно переданной потребителям, т. к. разница в стоимости возникла в связи с тем, что оплата за ресурсы начисляется абонентам позднее в других налоговых периодах

Налоговый орган начислил управляющей компании НДС на сумму безвозмездно поставленной ей тепловой энергии и потом переданной потребителям, рассчитанной как разница между объемами поставленной тепловой энергии по данным налогоплательщика (по актам) и данными о фактически поставленной тепловой энергии жильцам домов.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной.
Налогоплательщик выставлял населению плату за коммунальные услуги по отоплению равномерно в течение года (по 1/12 от потребления прошлого года), в свою очередь сетевая компания выставляла акты и счета по услуге отопление только в течение отопительного периода и в соответствии с фактически отпущенным количеством ресурсов.
Спорная разница в стоимости тепловой энергии возникла не по причине того, что управляющая компания бесплатно реализует населению и арендаторам коммунальные ресурсы в виде тепловой энергии, а в связи с тем, что оплата за них начисляется абонентам позднее в других налоговых периодах. При этом показатели следующих периодов налоговым органом не анализировались.
Поэтому основания для начисления НДС по данному эпизоду отсутствовали.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 июня 2023 г. N Ф05-10026/23 по делу N А40-164110/2019

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

22.09.2023 Воздушные и кабельные линии, трансформаторные подстанции и другие объекты признаются движимым имуществом для целей налогообложения, если они могут быть перенесены, предназначены для функционирования независимо от их места положения

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно исключил из налоговой базы по налогу на имущество объекты недвижимого имущества (воздушные и кабельные линии, трансформаторные подстанции различного исполнения, распределительные устройства).
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной.
Критерием для признания имущества недвижимым является документально подтвержденный факт возведения такого имущества именно как объекта недвижимости в установленном порядке на земельном участке, предоставленном для строительства, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
Отнесение объекта к движимому имуществу производится с учетом конструктивных особенностей объекта и возможности его собрать и разобрать для переноса. В случае если объекты предназначены для функционирования независимо от их места положения, объекты признаются движимым имуществом.
Суд не установил признаков, которые позволили бы отнести спорные объекты к недвижимому имуществу.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2023 г. N Ф05-10886/23 по делу N А40-237615/2018

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

19.09.2023 Неуплаченные фиксированные взносы надо указывать в строках 140 – 143 декларации по УСН

Вы можете не платить фиксированные взносы за 2023 год в 2023 году. При заполнении декларации их можно смело отражать в строках 140, 141, 142, 143, где раньше вы отражали только уплаченные взносы.

Такое уточнение дает ФНС в своем Telegram-чате.

Заявленные к уменьшению страховые взносы отражают в строках декларации, предусмотренных для уплаченных страховых взносов, поясняет ФНС.

Напомним, сейчас для уменьшения налога по УСН «доходы» на фиксированные взносы факт их уплаты не играет роли.

Комментарий главного редактора «Клерка»

Вы можете:

отразить все фиксированные взносы сразу в строке 140, то есть уменьшить на все взносы налог за 1 квартал (если доход позволяет);

делить взносы поквартально по вашему усмотрению;

расчет за 1 и 2 кварталы оставить такими, как было у вас до нововведений, а уже в 3 квартале отразить всю сумму взносов, которую вы не отразили за первые два квартала.

Имейте в виду – взносы в фиксированном размере за 2023 год учесть в 2024 году не получится. Поэтому отражайте их в декларации по УСН за 2023 год, чтобы они «не сгорели».

Что касается взносов 1% за 2023 год, то их можно учитывать в уменьшение налога в любом квартале 2023 года, а можно – в 2024 году.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

19.09.2023 На предоплату и отгрузку можно пробить только один чек ККТ

Если покупатель не против, то в момент предоплаты можно сразу пробить чек с признаком способа оплаты «Полный расчет».

ФНС разрешила не пробивать два чека в момент 100% предоплаты и в момент передачи товара бизнесменам, которые учитывают доходы кассовым методом.

Они вправе ориентироваться на момент отражения выручки в налоговом учете.

Такие пользователи ККТ вправе сразу после получения 100% предоплаты формировать кассовый чек, в котором реквизит «признак способа расчета» (тег 1214) = «4» (полная оплата, в том числе с учетом аванса (предоплаты) в момент передачи предмета расчета).

В этом случае в момент передачи товара кассовый чек уже не надо формировать. Но нужно получить согласие покупателя на такой чек.

Для агентов по приему платежей такой способ формирования чеков недопустим, потому что они не выдают товар покупателю, а только принимают предоплату за товар.

Также в письме от 06.09.2023 № АБ-4-20/11334@ ФНС рассуждает про многочисленные сервисы формирования фискальных документов, которые оказывают услуги бизнесу, не имеющему ККТ. Их стало очень много. Все ли они одинаково полезны?

ФНС предупреждает, что использовать ККТ вне места расчетов можно только при торговле через интернет и оказании услуг вне торгового объекта.

Поэтому агент по приему платежей, действующий по поручению поставщика товара, применяющий ККТ только для безналичных расчетов в интернете, не может использовать такую ККТ для расчетов с клиентом в торговом объекте, кафе, ресторане, где клиент контактирует с поставщиком.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

20.09.2023 В Минфине пояснили, как перенести убытки при раздельном учете доходов

Согласно с практикой раздельного учета доходов и расходов убытки переносятся на будущее по каждому конкретному виду деятельности.

В соответствии с практикой раздельного учета доходов и расходов важно отметить, что убытки переносятся на будущее отдельно по каждому конкретному виду деятельности. Данное разъяснение содержится в сообщении Минфина России от 11.07.23 за номером 03-03-06/1/64666.

Напомним, что организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов как по видам деятельности, облагаемым по стандартной ставке 20%, так и по видам деятельности, облагаемым по другим ставкам. Это требование изложено в п. 2 ст. 274 НК РФ.

Порядок переноса убытков при исчислении налога на прибыль подробно изложен в статье 283 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 этой статьи, организации, получившие убытки в предыдущих налоговых периодах, имеют возможность зачесть в налоговую базу текущего налогового периода всю сумму убытка или ее часть.

Позиция Минфина заключается в том, что при ведении раздельного учета доходов и расходов убытки должны переноситься на будущее самостоятельно, конкретно в рамках соответствующего вида деятельности.

Источник: Российский налоговый портал

 

21.09.2023 В ФНС пояснили, как оформить чек при оплате товара бонусами

В ФНС рассказали, как правильно оформить кассовый чек, если покупатель оплачивает товар бонусами, полностью покрывая его стоимость.

Когда покупатель оплачивает товар с помощью своих бонусов и полностью покрывает стоимость, возникает вопрос о том, как правильно оформить кассовый чек. На этот вопрос ФНС дала ответ в письме от 15 сентября 2023 года под номером ЗГ-3-20/11971@.

Согласно Федеральному закону от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ, кассовый чек выдается или направляется покупателю в момент оплаты товаров, работ или услуг. Под оплатой понимается, в том числе, предоставление или получение иного вознаграждения за товары, работы или услуги. Если товар полностью оплачивается бонусами, то расчет считается проведенным встречным предоставлением.

При заполнении кассового чека и внесении соответствующих данных следует руководствоваться форматами фискальных документов, утвержденными приказом ФНС от 14 сентября 2020 года под номером ЕД-7-20/662@. В случае полной оплаты товара бонусами, цена товара (тег 1079), его стоимость (тег 1043) и сумма чека, учитывая встречное предоставление (тег 1217), указываются как «0 рублей», так как стоимость уже покрыта бонусами.

Источник: Российский налоговый портал

 

21.09.2023 Застройщик не платит НДС с поступлений от дольщиков, если стройка идет силами подрядчиков

Услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве освобождены от НДС (кроме услуг при строительстве объектов производственного назначения). Даже если это возмещение от будущих владельцев нежилых помещений.

Разъяснение дает Минфин в письме от 29.07.2023 № 03-07-07/71382.

Поступления в виде возмещения затрат застройщика на строительство объекта долевого строительства (многоквартирного дома с входящими в его состав нежилыми помещениями), не учитывают в базе по НДС.

Если дом строит генподрядчик, подрядчики, а сам застройщик никакие СМР не ведет, то передача застройщиком дольщикам построенного объекта (части объекта), не является операцией по реализации застройщиком товара или строительно-монтажных работ.

Соответственно, объекта налогообложения по НДС нет.

Ранее Минфин в письме от 24.04.2023 № 03-07-11/37349 пояснял, что услуги застройщика освобождены от НДС, но для работ по строительству объекта, выполняемых застройщиком при строительстве жилых домов, такой льготы нет.

В такой ситуации деньги, полученные застройщиком от дольщиков в порядке возмещения затрат на строительство объекта долевого строительства, включаются в налоговую базу по НДС как аванс.

То есть, если застройщик сам не строит, его услуги не облагаются НДС, если строит сам – облагаются.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

22.09.2023 Как ИП после перехода на ОСНО заявить вычет НДС по товару, непроданному при «упрощенке»

Индивидуальный предприниматель, который перешел с УСН с объектом налогообложения «доходы» на ОСНО, может учесть в налоговом вычете суммы «входного» НДС по товарам, непроданным и приобретенным в период действия УСН.

Индивидуальный предприниматель, перейдя с упрощенной системы налогообложения (УСН) с объектом налогообложения «доходы» на общий режим налогообложения (ОСНО), имеет ли право учесть в налоговом вычете суммы «входного» НДС по товарам, которые остались непроданными и были приобретены в период действия УСН? В Министерстве финансов считают, что это возможно (письмо от 28.07.23 № 03-07-11/71255).

Что касается разъяснения, то в пункте 6 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации говорится, что при переходе с УСН на ОСНО суммы НДС, которые были предъявлены налогоплательщику в период действия «упрощенки», могут быть учтены в налоговом вычете. Однако это разрешено только в том случае, если такие суммы не были учтены как расходы в период применения УСН.

Это положение Налогового кодекса РФ применимо к тем налогоплательщикам, которые использовали УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Такое толкование было подтверждено Конституционным судом России в определении от 22.01.14 № 62-О.

С другой стороны, Верховный суд России в определении от 24.05.21 № 301-ЭС21-784 указал, что факт использования УСН с объектом налогообложения «доходы» сам по себе не может служить препятствием для учета «входного» НДС при переходе на ОСНО. Суд отметил, что положения пункта 6 статьи 346.25 НК РФ не содержат такого запрета.

Таким образом, Министерство финансов предлагает ориентироваться на выводы Верховного суда, что позволяет индивидуальным предпринимателям учитывать суммы «входного» НДС по товарам, которые остались непроданными и были приобретены в период применения УСН-6%, при соблюдении необходимых условий, таких как наличие соответствующих счетов-фактур и использование товаров для операций, облагаемых НДС (согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 НК РФ).

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация как малое предприятие не применяет ПБУ 18/02.
Как и с применением каких проводок в таком случае организация должна начислять налог на прибыль? Как это делать в случае начала применения ПБУ 18/02?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Если организация не применяет ПБУ 18/02, налог на прибыль рассчитывается по данным налогового учета и отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- начислена сумма налога на прибыль за отчетный период.

2. В случае начала применения ПБУ 18/02, величина текущего налога на прибыль определяется одним из двух способов, установленным учетной политикой (п. 22 ПБУ 18/02):

на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете (абзац третий п. 22 ПБУ 18/02) (т.н. "способ отсрочки");

на основе налоговой декларации по налогу на прибыль (абзац четвертый п. 22 ПБУ 18/02) (балансовый метод). 

Обоснование вывода:

1. Если организация не применяет ПБУ 18/02, налог на прибыль рассчитывается по данным налогового учета и отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- начислена сумма налога на прибыль за отчетный период.

При этом величина текущего налога на прибыль по строке 2411 должна соответствовать сумме исчисленного налога по строке 180 листа 02 декларации по налогу прибыль организации.

2. Если же организация начала применять ПБУ 18/02, то для отражения в бухгалтерском учете сумм, влияющих на величину налога на прибыль, используются следующие показатели:

постоянные и временные разницы;

постоянные налоговые доходы и расходы (ПНД и ПНР);

отложенные налоговые активы и обязательства (ОНА и ОНО);

расход и доход по налогу на прибыль;

текущий налог на прибыль.

О постоянных разницах, ПНР и ПНД смотрите в материале: Учет постоянных разниц, постоянных налоговых доходов и расходов.

О временных разницах смотрите в материале: Учет временных разниц.

Об отложенных налоговых активах смотрите в материале: Учет отложенных налоговых активов.

Об отложенных налоговых обязательствах смотрите в материале: Учет отложенных налоговых обязательств.

При этом отражение налога на прибыль (текущего налога на прибыль) в бухгалтерском учете происходит в два этапа: сначала необходимо рассчитать налог на бухгалтерскую прибыль (условный расход (доход) по налогу на прибыль), а затем скорректировать его так, чтобы получилась сумма налога, отраженная в налоговой декларации (текущий налог на прибыль). При этом надо понимать, что отражение в отчетности самого налога на прибыль - не самоцель ПБУ 18/02. В конечном итоге пользователей бухгалтерской отчетности интересует корректное отображение чистой прибыли хозяйствующего субъекта, то есть (бухгалтерского) финансового результата.

В соответствии с п. 22 ПБУ 18/02 организация может закрепить в учетной политике один из двух способов определения величины текущего налога на прибыль:

1) на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете (метод отсрочки).

Согласно п. 21 ПБУ 18/02 текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.

Условным расходом (доходом) по налогу на прибыль является сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка) (п. 20 ПБУ 18/02).

О методе отсрочки смотрите в примере: "Как рассчитать текущий налог на прибыль (традиционным) методом отсрочки?" в Энциклопедии решений. Текущий налог на прибыль (строка 2411 отчета о финансовых результатах) (август 2023 г.);

2) на основе налоговой декларации по налогу на прибыль (балансовый метод).

В этом случае сумма текущего налога определяется не расчетным путем, как при первом способе, а по данным налоговой декларации. При этом организация не освобождается от выявления постоянных и временных разниц, образования постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств. Однако все эти показатели отражаются не на счетах бухгалтерского учета, а, например, в аналитических регистрах, в дополнительных ведомостях, таблицах и т.п. (п. 3 ПБУ 18/02).

О балансовом методе смотрите в примере: "Как применять балансовый метод?" в Энциклопедии решений. Учет налога на прибыль (август 2023 г.).

Таким образом, вне зависимости от того, применяет или не применяет организация ПБУ 18/02, сумма текущего налога на прибыль, отраженная по строке 2411 Отчета, не должна отличаться от суммы налога, отраженной в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Обратите внимание, что с 2020 года в п. 8 ПБУ 18/02 добавлена фраза о том, что временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

Иными словами, используется так называемый балансовый метод расчета временных разниц. Это означает, что выявлять временные разницы по каждой операции больше не обязательно (хотя из п. 3 ПБУ 18/02 не исчезло упоминание об учете ВР на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета).

Теперь сравнивать соответствующие налоговые и бухгалтерские показатели можно только на отчетную дату. Например, бухгалтерская остаточная стоимость внеоборотных активов (за минусом амортизации) на 31 декабря сравнивается с аналогичным показателем налогового учета. И таким же образом сравниваются сальдо по всем счетам активов и обязательств. Для реализации этого метода рекомендуем создать специальный регистр бухгалтерского учета в виде таблицы.

Результат сравнения (отклонение в ту или иную сторону) и покажет разницу, причем при сворачивании всех результатов на конец периода - только одну (ВВР или НВР), что приведет к необходимости сделать единственную проводку по отражению отложенного налога на прибыль (изменения ОНО или ОНА). Это снижает трудоемкость учета.

Пример определения расхода (дохода) по налогу на прибыль и связанных с ним показателей обоими методами приведен в приложении к ПБУ 18/02. Причем в информационном сообщении Минфина России подчеркивается, что оба метода правомерны, применять можно любой из них, только выбор надо закрепить в учетной политике. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Обзор изменений ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (с отчета за 2020 год) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, май 2020 г.);

Энциклопедия решений. Текущий налог на прибыль (строка 2411 отчета о финансовых результатах) (август 2023 г.);

Энциклопедия решений. Учет налога на прибыль (август 2023 г.);

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет прибыли (убытка). ПБУ 18/02 (август 2023 г.);

Вопрос: Заполнение строк 2410, 2411, 2412 ОФР при балансовом и при затратном методе ПБУ 18/02 при наличии постоянных разниц (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2022 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатов Дмитрий 

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

1. Нужно ли уплачивать НДС при реализации апартаментов по ДДУ?
2. При расчете налоговой базы по услугам застройщика какие затраты застройщика можно отнять от суммы денежных средств, полученных застройщиком от участников долевого строительства?
3. Нужно (можно) ли входной НДС возмещать у ИФНС?

1.Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ была уточнена льгота (подп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ) на услуги застройщика. В частности, льгота не будет распространяться на услуги застройщика при строительстве помещений, предназначенные для временного проживания без права на постоянную регистрацию (апартаменты), разрешение на строительство которых получено с 1 января 2024 года (п. 29 ст. 13 Закона). Следует отметить, что налоговая база по услугам застройщика определяется как сумма полученного застройщиком вознаграждения в виде экономии застройщика (суммы превышения инвестиционного взноса, полученного обществом как застройщиком от участников договоров о долевом участии в строительстве, над фактическими затратами по строительству объектов). При этом объект налогообложения может возникнуть только после ввода дома в эксплуатацию и сдачи объекта (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 09.02.2012 N Ф06-9/12 по делу N А65-13223/2011, Второго ААС от 06.03.2015 N 02АП-10117/14).

В отношении денежных средств, получаемых застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения его затрат на строительство объекта долевого строительства, ничего не изменилось. Они по-прежнему не подлежат включению у застройщика в базу по НДС при условии, что строительство осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика (письма Минфина России от 02.03.2023 N 03-03-06/1/17470, от 01.06.2022 г. N 03-07-07/51372, от 22.06.2022 N 03-07-07/59478, от 16.03.2020 N 03-03-06/1/19527, от 28.02.2020 N 03-07-10/14470).

Смотрите также:

Информация ФНС от 7 августа 2023 г.;

Учет у застройщика нежилых апартаментов (О.В. Давыдова, журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2023 г.);

Вопрос: Компания-застройщик (ОСН) осуществляет строительство комплекса апартаментов для физических лиц, состоящего из двух очередей. Для целей финансирования строительства привлекаются денежные средства дольщиков. Первая очередь введена в эксплуатацию (получено разрешение на ввод в эксплуатацию) в апреле 2019 года, но до сдачи объектов строительства дольщикам еще производились строительные работы. Кроме этого, осуществлялись расходы, которые относятся к обоим объектам (к уже введенному в эксплуатацию и к находящемуся в состоянии строительства). Каков порядок учета таких расходов для целей исчисления налога на прибыль и НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.);

Энциклопедия судебной практики. Использование застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору (Ст. 18 Закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

2. Налоговая база по НДС по услугам застройщика определяется после завершения строительства как сумма превышения денежных средств, полученных застройщиком от каждого участника долевого строительства над затратами застройщика по передаваемой части объекта недвижимости. Перечень затрат застройщика и какие-либо ограничения суммы затрат налоговое законодательство не содержит.

Перечень целей, на которые застройщик может использовать денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, установлен ст. 18 Закона N 214-ФЗ. На этот перечень при исчислении застройщиком налоговой базы по налогу на прибыль рекомендует ориентироваться и Минфин России в письме от 12.08.2021 N 03-03-06/1/64832. По нашему мнению, этот же перечень можно использовать и при определении услуг (экономии) застройщика в целях определения налогооблагаемой базы по НДС. Несмотря на то, что Минфин в упомянутом письме сообщил, что перечень является закрытым, формулировка иные расходы в п. 20 ч. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ дает основания полагать, что перечень открыт. При этом расходы, предусмотренные пп. 13, 17-20 ч. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ (которые представляют собой по сути расходы по содержанию застройщика), не могут составлять более чем 10% от проектной стоимости строительства (ч. 2 ст. 18 Закона N 214-ФЗ). Согласно п. 3 ч. 3 ст. 18.2 Закона N 214-ФЗ уполномоченный банк отказывает в проведении операции по расчетному счету застройщика в случае, если размер платежей по операции по оплате расходов, предусмотренных пп. 13, 17-20 ч. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ, понесенных за период строительства, в совокупности превышает 10% от проектной стоимости строительства.

Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 15.4 Закона N 214-ФЗ в случае заключения договоров участия в долевом строительстве с размещением денежных средств на счетах эскроу ст. 18 Закона N 214-ФЗ не применяется и, соответственно, ограничение установленное ч. 2 ст. 18 Закона N 214-ФЗ, также не применяется.

В этом случае перечень и сумма расходов застройщика могут быть ограничены положениями ст. 54.1 НК РФ. В частности, пункт 1 этой статьи не допускает уменьшение налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов). И если в рамках налогового контроля налоговым органом будет доказано наличие указанных обстоятельств (умышленность действий налогоплательщика, направленных на неуплату налога), налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме (п. 5 ст. 82 НК РФ, письма ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@, от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).

3. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Так как в связи с изменениями, внесенными в НК РФ федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ, деятельность Застройщика будет облагаться НДС, то, согласно п. 4 ст. 170 НК РФ, имеются предпосылки суммы НДС, предъявленные застройщику по товарам (работам, услугам) на содержание застройщика (аренда, коммунальные услуги офиса и т.д.), принимать к вычету.

Вместе с тем, поскольку расходы на строительство и содержание застройщика исключаются из налогооблагаемой базы по НДС по услугам застройщика, вычет НДС с расходов на содержание застройщика может привести к налоговым спорам.

Нами не обнаружено разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений в отношении перечня и ограничения расходов для целей исчисления НДС застройщиком, в также в отношении вычета НДС по услугам застройщика облагаемых НДС (до изменений внесенными в НК РФ федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ по строительству объектов производственного назначения). В этой связи наш ответ может рассматриваться исключительно как экспертное мнение.

Напомним о возможности обратиться за разъяснениями в Минфин России или налоговый орган (подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Кроме того, для получения консультации можно позвонить по единому номеру: 8 (800) 222-2222 (письмо ФНС России от 09.09.2021 N КВ-3-14/6138@). Обращения в письменном виде в Минфин России направляются по адресу: 109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, а также на сайте: https://minfin.gov.ru/ru/appeal/. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Косарева Ираида 

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Индивидуальный предприниматель на УСНО (доходы минус расходы) продает мебель в своем здании, которое приобреталось им как физическое лицо (для себя) в 2005 году. Расходы с этого здания в учет он не берет (ни коммунальные, ни бытовые). В 2023 году планирует продать данное здание.
Будет ли он уплачивать налог с продажи 15% как индивидуальный предприниматель, или должен продать здание как физическое лицо и не уплачивать никакой налог, так как здание находится в собственности более пяти лет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В данном случае есть все основания для отнесения дохода от продажи здания к доходам ИП от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемым в рамках УСН. 

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 2 и 5 ст. 224 НК РФ).

При определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пп. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), т.е. доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее также - доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Соответственно, доходы ИП от продажи имущества облагаются налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, в том случае, если такие доходы являются доходами, полученными от предпринимательской деятельности.

При этом Гражданское законодательство РФ не разделяет имущество физического лица на имущество, принадлежащее ему исключительно как гражданину, и имущество, принадлежащее ему исключительно как индивидуальному предпринимателю (смотрите постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П).

По мнению Минфина России, а также налоговых органов, если недвижимое имущество использовалось в предпринимательской деятельности ИП, применяющего УСН, то доходы от его продажи учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при УСН. При этом такие доходы освобождаются от НДФЛ на основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-11/1390, от 07.10.2013 N 03-11-11/41798, от 01.07.2013 N 03-11-11/24963, от 27.05.2013 N 03-11-11/19097, от 29.04.2013 N 03-11-11/15091, от 25.04.2013 N 03-11-11/14514, от 21.01.2013 N 03-11-11/15, ФНС России от 07.05.2013 N АС-3-3/1626@). В указанных разъяснениях обязанность по уплате налога по УСН не ставится в зависимость:

от видов предпринимательской деятельности, указанных при регистрации ИП в качестве такового;

от того, в каком статусе ИП приобретал недвижимое имущество (как ИП или как физическое лицо);

от факта использования/неиспользования имущества непосредственно перед продажей.

В то же время в других разъяснениях (смотрите письма Минфина России от 05.03.2022 N 03-04-05/16195, от 22.09.2021 N 03-11-11/76758, от 26.08.2021 N 03-04-05/68971, от 09.09.2020 N 03-11-11/79032, от 19.12.2017 N 03-11-11/84868, от 26.06.2013 N 03-11-11/24263, от 16.08.2012 N 03-11-11/247, от 10.05.2012 N 03-11-11/151, от 15.03.2012 N 03-11-11/83 и др., УФНС России по г. Москве от 05.03.2009 N 20-14/2/019833@) контролирующие органы указывают, что для учета дохода от продажи объекта недвижимости в составе налоговой базы при УСН должны выполняться два условия:

при регистрации предпринимателя в ЕГРИП указаны виды экономической деятельности, связанные с продажей недвижимости (по ОКВЭД);

недвижимое имущество использовалось в предпринимательской деятельности ИП.

ФНС России письмом от 07.05.2019 N СА-4-7/8614@ направила обзор судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения.

Налоговое ведомство указывает, что в каждом конкретном случае, оценивая обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, налоговым органам необходимо выяснять, использовалось ли имущество в предпринимательской деятельности, и определять, занимается физическое лицо предпринимательской деятельностью или реализует свое право на осуществление гражданско-правовых сделок.

В качестве примера было приведено определение Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 302-КГ16-5502 по делу N А74-3836/2015, в котором подтверждены выводы арбитражных судов, установивших, что нежилое помещение по своим функциональным характеристикам не было предназначено для использования в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В рассматриваемом случае подлежащее продаже здание использовалось в деятельности, приносящей доход (продажа мебели), причем данный доход облагался в рамках УСН. Эти факты, на наш взгляд, однозначно свидетельствуют о том, что данная недвижимость использовалась в предпринимательской деятельности. В связи с этим если данный объект недвижимости будет продан, мы не видим причин, по которым доход от его продажи не должен облагаться в рамках УСН у ИП-собственника.

Таким образом, считаем, что в данном случае есть все основания для отнесения дохода от продажи здания к доходам ИП от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемым в рамках УСН.

Вместе с тем налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

На основании подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при исчислении налога по УСН учитываются расходы на приобретение основных средств.

Согласно письму Минфина России от 23.12.2020 N 03-11-11/113232, при исчислении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, ИП не вправе учесть расходы на приобретение нежилого помещения, осуществленные им как физическим лицом до государственной регистрации в качестве ИП, так как данные расходы не связаны с предпринимательской деятельностью (письмо Минфина России от 08.12.2021 N 03-11-11/99609 (в сети Интернет), письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-11-11/52240).

Также, по мнению Минфина России, налогоплательщик не может уменьшить доходы от реализации на остаточную стоимость реализованных основных средств (письма Минфина России от 19.11.2020 N 03-11-06/2/100677, от 26.04.2019 N 03-11-11/30795).

При этом арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков.

В определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 18.05.2020 N 304-ЭС20-1243 по делу N А70-829/2019 (п. 7 письма ФНС России от 28.07.2020 N БВ-4-7/12120@) указано, что глава 26.2 НК РФ не содержит положений, которые бы ограничивали субъекта предпринимательства в возможности учета расходов на приобретение основных средств при определении налоговой базы по УСНО в зависимости от того, были эти расходы понесены физическим лицом до начала осуществления предпринимательской деятельности либо до начала применения данного специального налогового режима.

В постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 N 12АП-11789/22 по делу N А12-15102/2022 также указано, что в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при исчислении налога по УСН учитываются расходы на приобретение основных средств, независимо от того, приобретено основное средство до перехода на УСН или после. И если лицом, применяющим УСН, выбравшим в качестве объекта "доходы, уменьшенные на величину расходов", реализован объект основных средств, то по общему правилу налоговая база должна определяться как финансовый результат, полученный от произведенных налогоплательщиком вложений в приобретение основных средств, исключая при этом возможность повторного учета той части расходов, которые ранее были учтены для целей налогообложения в рамках иного (общего или специального) режима налогообложения. На основании правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2020 N 304-ЭС20-1243 по делу N А70-829/2019, суд сделал вывод о том, что налогоплательщик вправе был учесть расходы на приобретение основных средств, включая остаточную стоимость этих основных средств. При этом ссылки на письма Минфина России от 02.06.2021 N 03-11-06/2/43690, от 19.11.2020 N 03-11-06/2/100677, от 26.04.2019 N 03-11-11/30795 были отклонены судебной коллегией как имеющие информационно-разъяснительный характер. Судом было отмечено, что в других разъяснениях Минфин России приходил к выводу о том, что доходы от реализации можно уменьшить на остаточную стоимость проданного основного средства (письмо Минфина России от 24.10.2018 N 03-11-11/76344).

Также согласно постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 22.02.2022 N Ф06-13766/21 по делу N А12-7129/2021 (постановлению Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2022 N 12АП-9874/22 по делу N А12-7129/2021) налоговая база по УСН должна включать в себя как сумму полученного дохода от реализации спорного имущества, так и сумму произведенного ранее расхода.

Таким образом, несмотря на то, что прямых норм, позволяющих учесть в расходах стоимость основного средства (первоначальную или остаточную), НК РФ не содержит, с учетом судебной практики, основанной на выводах определения СК по экономическим спорам ВС РФ от 18.05.2020 N 304-ЭС20-1243 по делу N А70-829/2019, и в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ, по нашему мнению, размер расходов, которым ИП может уменьшить доходы от реализации помещения, может определяться в размере остаточной стоимости - разницы между первоначальной стоимостью объекта недвижимости и суммы амортизационных отчислений за весь период его использования, рассчитанной по правилам, установленным главой 25 НК РФ. Сумма амортизации, попадающая на период эксплуатации помещения при применении УСН "доходы минус расходы", также может включаться в расходы, учитываемые в целях налогообложения. К этому мнению мы пришли с учетом подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Так, при досрочной реализации основных средств в общем случае необходимо:

"убрать" из расходов уже списанную стоимость основных средств;

по правилам главы 25 НК РФ рассчитать амортизацию, которая включается в расходы (Вопрос: Последствия досрочной продажи объектов основных средств при УСН (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.)).

Таким образом, в случае, если ранее в расходы стоимость здания не включалась, мы считаем возможным включить в расходы ту часть амортизации, которая начислена с момента перехода на УСН "доходы минус расходы" до момента его продажи.

При этом такая позиция несет в себе риск спора с налоговым органом (смотрите Вопрос: ИП на УСН "доходы минус расходы" продал недвижимость, приобретенную до регистрации в качестве ИП, используемую после покупки в предпринимательской деятельности при УСН "доходы", а с 2022 года - при УСН "доходы минус расходы". Налогообложение при продаже данной недвижимости. Можно ли учесть расходы на покупку недвижимости?). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Налогообложение доходов ИП от продажи имущества, используемого в предпринимательских целях при УСН;

Энциклопедия решений. Расходы в виде стоимости основных средств, приобретенных до перехода на УСН;

Вопрос: Налогообложение продажи недвижимости ИП на УСН (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.);

Вопрос: ИП имеет в собственности офисное помещение, которое используется в предпринимательской деятельности. Оно было приобретено у физического лица в мае 2015 г. ИП начал осуществлять деятельность также в мае, но чуть позже (помещение предполагалось для офисного использования). Были затрачены личные деньги. Стоимость помещения - 3 млн руб. Помещение начало использоваться ИП в предпринимательской деятельности в 2018 году. С момента постановки на учет применяется УСН 15%. Может ли ИП в целях налогообложения учесть расходы на приобретение помещения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.) 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпилевая Ольга 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"МеталлоПрофиль
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения