Мониторинг законодательства РФ за период с 18 по 24 февраля 2013 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2012 г. N 670 "Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности"
Обязательный экземпляр годовой бухотчетности можно направить в орган статистики в электронном виде по Интернету.
Экономические субъекты (кроме организаций госсектора и ЦБ РФ) обязаны представлять 1 экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту своей регистрации.
Установлен новый порядок ее подачи. Это обусловлено вступлением с 1 января 2013 г. в силу нового Закона о бухучете.
Обязательный экземпляр годовой бухотчетности представляется в составе бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Предусмотрена возможность направить эти документы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом должны использоваться сертифицированные средства усиленной квалифицированной электронной подписи.
Обязательный экземпляр бухотчетности следует подать не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода. При направлении в электронном виде датой подачи считается день отправки, зафиксированный органом статистики или оператором связи и указанный в извещении о получении.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 февраля 2013 г. Регистрационный № 27084.
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, вправе не применять ККТ
Указанные налогоплательщики могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Помимо этого, ФНС России напоминает также об отмене с 1 января 2013 года требования, касающегося обязательного наличия на корпусе ККТ знака "Государственный реестр" (Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1319).
Письмо ФНС России от 22.11.2012 N ЕД-4-3/19630@
"О направлении информации"
ФНС России подготовлены перечни документов, необходимые для получения социальных и имущественных налоговых вычетов по НДФЛ
Для получения социального и (или) имущественного налоговых вычетов в налоговую инспекцию необходимо представить налоговую декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) и пакет документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение соответствующего вычета.
В целях единообразного подхода к порядку представления наиболее востребованных налоговых вычетов подготовлены перечни документов, которые, согласно указанию ФНС России, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Письмо содержит перечни документов, необходимые, в частности, для получения: имущественного вычета при приобретении квартиры (на вторичном рынке, по договору долевого участия в строительстве), при приобретении земельного участка с расположенным на нем жилым домом; социального налогового вычета по расходам на обучение, на лечение и приобретение медикаментов.
Также в письме содержатся образцы заявления о распределении имущественного налогового вычета между супругами и заявления на возврат НДФЛ.
Письмо ФНС России от 18.02.2013 N ЕД-4-3/2650@
"О направлении письма Минфина России"
ФНС России разъяснен порядок составления счетов-фактур при оказании транспортно-экcпедиционных услуг
До сведения налоговых органов и налогоплательщиков доведено письмо Минфина России, в котором разъясняется, в частности, следующее:
- если по условиям договора транспортной экспедиции экспедитор за вознаграждение организует перевозку груза и от своего имени заключает договоры для оказания таких услуг, то счет-фактура составляется им только на сумму вознаграждения без указания стоимости услуг, приобретаемых им у третьих лиц от своего имени за счет клиента;
- порядок составления счетов-фактур по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, аналогичен порядку, установленному Правилами (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137) для комиссионеров (агентов) при оказании ими услуг по посредническим договорам (счета-фактуры выставляются с указанием стоимости всех услуг третьих лиц, возмещаемых клиентом, с отражением в самостоятельных позициях видов приобретаемых услуг).
Сообщен также порядок регистрации указанных счетов-фактур и разъяснены особенности применения клиентом вычетов НДС на основании полученных от экспедитора счетов-фактур.
Новые формы книг учета доходов и расходов для налогоплательщиков, применяющих УСН и патентную систему налогообложения, подлежат применению с 1 января 2013 года
В налоговые органы направлен приказ Минфина России, которым утверждены новая форма Книги учета доходов и расходов для налогоплательщиков, применяющих УСН, а также форма Книги для ИП, применяющих патентную систему налогообложения.
Отмечено также, что указанные формы Книг в налоговых органах не заверяются (предыдущая форма Книги учета доходов и расходов при применении УСН должна была быть прошнурована, пронумерована, а также заверена подписью должностного лица и печатью налогового органа).
<Письмо> ФНС России от 01.02.2013 N ОА-4-13/1415
Разъяснен порядок классификации по ТН ВЭД ТС фруктовых, овощных соков для детского питания в упаковках объемом более 0,35 л, ввозимых на территорию РФ
Согласно информации, полученной из ФТС России, при отнесении товара к определенной позиции ТН ВЭД ТС на уровне подсубпозиции должны также учитываться тексты вышестоящих позиций. Исходя из изложенного сообщается, что в позиции "прочие" (коды ТН ВЭД ТС 2009 12 000 9, 2009 41 100 9, 2009 50 100 9, 2009 61 100 8, 2009 71 200 9, 2009 90 390 0, 2009 90 410 8, 2009 90 510 8) могут включаться соки для детского питания в упаковках объемом более 0,35 л.
Письмо ФНС России от 01.02.2013 N СА-4-5/1393
"О направлении Единых рекомендаций"
В налоговые органы для использования в работе направлены Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда на 2013 год
Рекомендации разработаны в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
Одним из принципов установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений является равная оплата за труд равной ценности, недопущение дискриминации, различий и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников.
Письмо ФНС России от 11.02.2013 N ЗН-4-12/2002
"Об организации графика приема налогоплательщиков"
График приема налогоплательщиков в территориальных налоговых органах может быть изменен, но при этом количество часов, предусмотренных для приема граждан, должно соответствовать количеству часов, установленному Административным регламентом
"Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов..." утвержден Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н и устанавливает, в том числе, график работы налоговых органов, максимальный срок ожидания в очереди, а также максимальные сроки для оказания госуслуг по информированию налогоплательщиков и приему деклараций.
Сообщается, что с целью недопущения увеличения сроков ожидания в очереди в период пиковых нагрузок (декларационной компании, оплаты имущественных налогов и прочее) график приема налогоплательщиков в рабочие дни может быть продлен до 20.00 часов по решению руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа.
Письмо ФНС России от 11.02.2013 N АС-4-2/2040
"О направлении письма Минфина России"
ФНС России сообщает о мероприятиях налогового контроля в отношении доходов индивидуального предпринимателя, получающего оплату за оказанные услуги почтовым переводом
Для использования в работе налоговых органов направлено письмо Минфина России, в котором, в частности, сообщается, что в случае получения ИП наличных денежных средств почтовым переводом за оказанные услуги требования законодательства о применении ККТ не применяются.
В данной ситуации при проведении налоговых проверок для подтверждения доходов ИП налоговые органы вправе обратиться с запросом в ФГУП "Почта России" о предоставлении информации о количестве и сумме почтовых переводов денежных средств в отношении данного ИП.
При исчислении транспортного налога в отношении вертолетной техники подлежит применению паспортная мощность двигателей в номинальном режиме их работы
Налоговая база по транспортному налогу в отношении воздушных транспортных средств определяется в соответствии со статьей 359 НК РФ. Так, для воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
Согласно разъяснениям Росавиации налоговую базу в отношении вертолета следует определять как паспортную мощность двигателей в номинальном режиме их работы.
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
19.02.2013 Необоснованное привлечение посредников влечет отказ в признании расходов
Можно ли обойтись без посредников – выяснил ФАС Московского округа
Законность деятельности покупателя пива ООО «Евробир» была поставлена налоговым органом под сомнение. Закупка крупной партии пива вызвала сомнение в части обоснованности перечисления денежных средств контрагентам. В данном деле пришлось разбираться судьям. По показаниям представителей инспекции, налогоплательщик осуществлял закупку пива, ввозимого на территорию России импортерами. При этом закупка продукции происходила не напрямую, а через целую цепочку посредников. В стоимость товаров входили суммы на оказание маркетинговых услуг.
По заявлению общества, оно не отвечает за действия контрагентов, действовало добросовестно, все услуги и доставка пива имели место.
Разобравшись в материалах дела, суд опроверг показания представителей компании. Анализ структуры организаций показал наличие единого руководства их деятельностью, признаки взаимозависимости и согласованности действий. Кроме того, партнеры заявителя не обладали персоналом для оказания услуг и работ.
Привлечение посредников повлекло кратное увеличение стоимости продукции. Суд не нашел оснований для удовлетворения требований компании.
Постановление ФАС Московского округа от 08.02.2013 г. № А40-54652/12-99-310
Источник: Российский налоговый портал
19.02.2013 Чтобы избежать доначислений, компании пришлось предоставить даже бухгалтерские документы поставщика
Соблюдение порядка возмещения экспортного НДС проверил ФАС Московского округа
Осторожность при выборе поставщика помогла организации отстоять свои права в суде. Компания предоставила на проверку даже такие документы, как налоговые декларации по НДС от поставщика и его бухгалтерский баланс.
Из материалов дела следует, что по итогам налоговой проверки декларации по НДС компании было отказано в возмещении НДС по экспортным операциям с контрагентами. Налоговая инспекция ссылалась на наличие незаконной схемы получения налоговой выгоды (отсутствие реальности поставки товаров обществу, подписания документов от имени партнеров неустановленными лицами).
Чиновники не учли тот факт, что взаимоотношения предприятия с данными продавцами товаров неоднократно подвергались анализу и оценке. Суд Московского округа в своих решениях отказывал налоговой инспекции в удовлетворении ее заявления.
В ходе очередного заседания арбитражный суд отметил, что общество предоставило товарно-транспортные накладные, иные документы. Помимо этого, налогоплательщик располагал уставом, свидетельством о постановке на учет поставщиков товаров. Все это свидетельствует о принятии им надлежащих мер при выборе партнера. Жалоба инспекции в очередной раз была отклонена.
Постановление ФАС Московского округа от 07.02.2013 г. № А40-53628/12-91-299
Источник: Российский налоговый портал
19.02.2013 Поступление средств на расчетный счет ИП еще не говорит о получении им дохода
Налоговики расценили поступившие заемные средства как выручку предпринимателя
Проверка соблюдения правил признания доходов, закончилась для предпринимателя доначислением сумм единого налога по УСН. Инспекция оценила поступившие на счет денежные средства в качестве дохода от предпринимательской деятельности, для подтверждения в суд были предоставлены выписки со счета предпринимателя.
По заявлению самого налогоплательщика, эти деньги были получены им по договорам займа и не должны были учитываться при определении базы по УСН. Инспекция сослалась на недоказанность заключения предпринимателем договоров займа, обращала внимание суда на слабое финансовое положение предполагаемых заимодавцев. По мнению судей, факт получения денег должен быть подтвержден документально. Одно только наличие денег на счете не говорит о получении дохода.
Других доказательств инспекцией не предоставлено. Помимо этого, допрошенные свидетели подтвердили факт заключения договоров займа. ФАС Западно-Сибирского округа оставил жалобу налогового органа без удовлетворения.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2013 г. № А75-2156/2011
Источник: Российский налоговый портал
20.02.2013 Компания вправе пересчитать нормативы потерь по НДПИ с начала года
Высшие арбитры поддержали позицию налогоплательщика
19 февраля 2013 года состоялось заседание Президиума ВАС РФ, на котором рассматривался вопрос компании «УстьКутНефтегаз».
Напомним обстоятельства дела, общество в 2008 – 2009 годах осуществляло добычу углеводородного сырья и являлось плательщиком НДПИ. За 2008 год предприятие при расчете налога использовало нормативы потерь полезных ископаемых, которые были утверждены на 2008 год.
До утверждения нормативов потерь на 2009 год компания продолжала применять нормативы потерь, установленные на 2008 год. В октябре 2009 года нормативы потерь на 2009 год были утверждены. Стоит обратить внимание, что новые нормативы стали больше.
Предприятие сделало перерасчет НДПИ за весь 2009 год и подало уточненные декларации. Однако налоговики считают, что производить перерасчет компания не имела права. Спор решался в арбитражном суде.
Арбитры поддержали позицию налогоплательщика, но инспекция подала жалобу в ВАС РФ. Передавая дело на пересмотр, Высший арбитражный суд подчеркнул, что анализ судебной арбитражной практики по рассмотрению судами аналогичных споров свидетельствует о различном толковании одних и тех же положений гл. 26 НК РФ.
Например, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 26.08.2010 г. № А29-226/2010 сделал вывод, что в силу прямого указания подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ налогоплательщиками должны применяться нормативы потерь, действующие в период уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Возможность перерасчета сумм налога за налоговые периоды, предшествующие утверждению новых нормативов потерь, налоговым законодательством не предусмотрена.
В конечном итоге ВАС РФ принял позицию предприятия, заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Иркутской области было оставлено без удовлетворения.
Источник: Российский налоговый портал
21.02.2013 Амортизацию по недвижимости следует начислять после госрегистрации, так решил суд
Компания должна доказать право на уменьшение налоговой базы
Решением инспекции обществу был доначислен налог на прибыль. Приобретение скважины и железобетонного забора и постановку на учет данных объектов компания расценила как основание для начисления амортизации по данным объектам. Налоговый орган признал уменьшение налоговой базы на суммы амортизации незаконным. Расценив данное имущество как недвижимое, чиновники указали на обязательную регистрацию данных объектов. Только после подачи документов на регистрацию общество имело право начислять амортизацию.
В ситуации пришлось разбираться трем судебным инстанциям. По заявлению представителей компании, забор никоим образом не отвечает признакам недвижимого имущества, может транспортироваться без ущерба его назначения.
Как отметили судьи, данные объекты числятся в бухгалтерском учете организации в качестве основных средств. Помимо этого, из самого процесса создания имущества видно, что оно является результатом капитального строительства. Скважина и забор строились с привлечением подрядчиков, и имеют все признаки прочной связи с землей. ФАС Поволжского округа оставил жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2013 г. № А65-11200/2012
Источник: Российский налоговый портал
21.02.2013 Институт освобождения от НДС направлен на снижение налогового бремени
Предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым налогом на добавленную стоимость, такой вывод сделал ВАС РФ.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик решил применить освобождение от НДС и рассчитал выручку без учета доходов, полученных от операций, необлагаемых НДС. По мнению компании, для получения права на применение освобождения от обязанностей налогоплательщика согласно ст. 145 НК РФ следует учитывать только выручку от тех операций, которые подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
С мнением налогоплательщика не согласились судьи, рассматривавшие спор между организацией и ИФНС. Компания обратилась в ВАС РФ.
Как отметили высшие арбитры, право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
По смыслу указанной нормы институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые налогом на добавленную стоимость.
В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.
Постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 г. № 10252/12
Источник: Российский налоговый портал
22.02.2013 Предприниматель проявил «самостоятельность» при уплате НДС, за что и был привлечен к ответственности
Переход с УСН надо было подтвердить документально
Индивидуальный предприниматель еще в 2004 году начал применять упрощенную систему налогообложения. Однако, он в 2011 году выставлял счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Очевидно, это происходило по просьбе его клиентов.
ИП решил, раз он выставляет счета-фактуры, за которые он обязан уплатить НДС в бюджет, значит, он имеет полное право воспользоваться вычетом. Предприниматель подал налоговую декларацию по НДС, в которой сумма налога была заявлена к возмещению. Налоговики признали это ошибкой и привлекли ИП к ответственности. Спор рассматривался в арбитражном суде.
Судьи поддержали позицию налогового органа. ВАС РФ, отказывая предпринимателю в передаче дела на пересмотр, отметил, что бизнесмен не доказал факт перехода с УСН на общий режим налогообложения. Предпринимателем регулярно сдавались декларации по упрощенной системе.
Определение ВАС РФ от 14.02.2013 г. № ВАС-493/13
Источник: Российский налоговый портал
22.02.2013 Плательщик УСН выставил НДС – что делать?
Предприниматель на УСН не имеет право на вычет
В ФАС Поволжского округа рассмотрено дело по заявлению индивидуального предпринимателя. Оспаривая требование инспекции, налогоплательщик отстаивает право на вычет налога на добавленную стоимость. По его мнению, использование упрощенной системы налогообложения, не мешает по отдельным видам деятельности выставлять контрагентам налог и получать уменьшение НДС наравне с его плательщиками. Единогласное мнение судебных инстанций и налогового органа было иным.
Как указал суд, закон не позволяет применять одновременно УСН и общую систему налогообложения. В силу специальных норм налогового кодекса, если налогоплательщик предъявляет налог партнерам, он обязан уплатить его в бюджет. Данные суммы не должны «оседать» в кармане предпринимателя. В данном случае вычет субъекту УСН не положен.
Постановление ФАС Поволжского округа от 30.01.2013 г. № А12-13500/2011
Источник: Российский налоговый портал
22.02.2013 Малозначительность деяния должна учитываться при привлечении к ответственности
ФАС Поволжского округа оценил соразмерность наказания
Банк ОАО «НОКССБАНК» привлечено к ответственности за несвоевременное предоставление в налоговый орган выписки по счетам клиента. По показаниям свидетелей, задержка была вызвана сбоями в работе почтовой службы и в данных обстоятельствах нет вины компании, письма были предоставлены в почтовую службу вовремя.
Из материалов дела видно, что письмо с данными о счетах клиента было отправлено с опозданием. Об этом говорят отметки на почтовых конвертах, чеки об оплате почтовых услуг. Суд кассационной инстанции обратил внимание на то, что назначаемый за правонарушение штраф должен быть соразмерен деянию.
Оценив все «за» и «против», судьи отметили: налогоплательщик исполнил свою обязанность с незначительным опозданием, умысла не имел. В то же время, правонарушение и вина общества имели место. Смягчающие обстоятельства должны были быть учтены налоговым органом при назначении наказания. Кассационная жалоба налогоплательщика была отклонена со значительным уменьшением назначенного штрафа.
Постановление ФАС Поволжского округа от 30.01.2013 г. № А12-8329/2012
Источник: Российский налоговый портал
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
18.02.2013 Как платить за патент, если он получен сроком на полгода?
ИП, получившие патент на срок – более полугода, уплачивают за него двумя платежами
Как объяснил Минфин России, индивидуальные предприниматели, получившие патент на срок до шести месяцев (то есть от одного до пяти месяцев включительно), уплачивают сумму налога одним платежом в размере полной суммы.
А вот если ИП, получили патент на срок от шести месяцев до календарного года (то есть шесть месяцев и более), уплачивают сумму налога двумя платежами (первый платеж в размере одной трети суммы налога, второй платеж в размере двух третей суммы налога).
Письмо Минфина России от 04.02.2013 г. № ЕД-4-3/1458@
Источник: Российский налоговый портал
18.02.2013 Супруги вправе получить имущественный вычет в равных долях
Размер налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их письменным заявлением
Как объяснил Минфин России, в случае приобретения имущества в общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их письменным заявлением. Основание – абз. 25 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
В отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, распределяется между супругами – совладельцами в соответствии с их письменным заявлением.
Письмо Минфина России от 01.02.2013 г. № 03-04-05/7-87
Источник: Российский налоговый портал
19.02.2013 Реализацию сельхозпродукции в счет оплаты труда обложат НДС
Законопроект внесен в Госдуму
Правительство РФ внесло в Государственную думу проект закона об отмене нормы Налогового кодекса России об освобождении от налогообложения НДС операций по реализации продукции собственного производства в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельхозработы, передает ПРАЙМ.
Законопроект разработан в целях выполнения обязательств, принятых Россией в ходе переговоров по присоединению к ВТО.
Сейчас эта норма (подп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ) действует в отношении организаций, который занимаются производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%.
Источник: Российский налоговый портал
20.02.2013 Предприниматели, работающие «на себя», вправе уменьшить ЕНВД на страховые взносы в полной сумме
ИП, имеющий работников, не вправе уменьшать налог на страховые взносы, уплаченные «за себя»
УФНС по Ростовской области рассказало, что в соответствии с редакцией п. 2 ст. 346.32 НК РФ, действующей с 1 января 2013 г., налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную за налоговый период сумму ЕНВД:
– на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, уплаченную в данном периоде в соответствии с законодательством при выплате вознаграждений работникам;
– на сумму расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности за дни, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых законодательно установлено, в части, не покрытой страховыми выплатами;
– на сумму платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности, за дни, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых законодательно установлено.
Эти суммы могут уменьшить единый налог не более чем на 50 процентов. Из данного правила установлено исключение для индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физлицам. Такие налогоплательщики вправе уменьшить ЕНВД на сумму уплаченных в ПФР и ФФОМС взносов без ограничений.
При этом, как разъяснила ФНС России письмом от 31.01.2013 г. № ЕД-4-3/1333@, индивидуальный предприниматель, имеющий наемных работников, не вправе уменьшить сумму единого налога на страховые взносы, уплаченные за себя.
Таким образом, с 1 января 2013 г. предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения работникам, вправе уменьшить ЕНВД на сумму только тех взносов и платежей, которые перечислены в отношении работников.
Источник: Российский налоговый портал
20.02.2013 Сведения по форме 2-НДФЛ следует сдать своевременно
Справки 2-НДФЛ считаются представленными, если они фактически приняты налоговым органом
Не позднее 1 апреля 2013 года налоговые агенты обязаны представить сведения о доходах физических лиц за 2012 год по форме 2-НДФЛ, напомнило УФНС по Новосибирской области.
При представлении Сведений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи работодатель должен соблюсти следующий порядок электронного документооборота:
– после подготовки Сведений в соответствии с утвержденным форматом и требованиями настоящего Порядка подписывает файл квалифицированной электронной подписью и отправляет в зашифрованном виде в адрес налогового органа;
– в течение следующего рабочего дня с даты отправки Сведений налоговый агент получает подтверждение даты отправки от специализированного оператора связи или налогового органа и извещение о получении от налогового органа.
В течение десяти дней с даты отправки сведений налоговый орган направляет налоговому агенту «Реестр сведений о доходах физических лиц» в электронном виде, «Протокол приема сведений о доходах физических лиц» в электронном виде.
При этом, представленными считаются сведения, прошедшие форматный контроль и зафиксированные в Реестре, сформированном налоговым органом.
Таким образом, сведения по форме № 2-НДФЛ считаются представленными, если они фактически приняты налоговым органом, обработаны, прошли форматный контроль и не содержат ошибок. В реестре, направляемом налогоплательщику, отражаются только сведения, прошедшие все виды контроля и готовые к приему в информационный ресурс налогового органа. В реестре указывается дата представления в налоговый орган сведений, не содержащих ошибок. Эта дата считается налоговыми органами датой представления справок по форме № 2-НДФЛ.
Источник: Российский налоговый портал
20.02.2013 Реализация основного средства «раньше времени» при УСН: налог надо пересчитать
Учет в расходах остаточной стоимости ОС, приобретенных до перехода на «упрощенку», не предусмотрен
Как напомнил Минфин России, в случае реализации приобретенных основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов по УСН, налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами.
Если предприниматель продал основное средство со сроком полезного использования 10 лет до истечения указанного трехлетнего срока, то необходимо осуществить перерасчет налога.
Учет в расходах остаточной стоимости основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения и реализованных до истечения установленного срока их использования в период применения упрощенной системы налогообложения, ст. 346.16 НК РФ не предусмотрен.
Письмо Минфина России от 04.02.2013 г. № 03-11-11/50
Источник: Российский налоговый портал
20.02.2013 Налоговики отберут у ПФР право собирать страховые взносы
Соответствующий вопрос обсудят на ближайшем заседании в Открытом правительстве
Как пишет газета «Известия», на ближайшем заседании в Открытом правительстве будет обсуждаться вопрос об объединении администрирования социальных взносов и передаче его обратно из государственных внебюджетных фондов в ФНС России— как это было до 2010 г., когда действовал ЕСН.
С предложением лишить ПФР и два других социальных фонда функции по сбору взносов выступает «Деловая Россия». В ассоциации считают, что это упростит ведение бизнеса компания и как минимум в четыре раза уменьшит объем бумаги, которую они затрачивают на отчетность.
Стоит отметить, что в пресс-службе Открытого правительства подтвердили, что вопрос о передаче функций по сбору страховых взносов включен в повестку дня заседания, которое должно состояться в конце этой — начале следующей недели.
Источник: Российский налоговый портал
20.02.2013 Разъяснен порядок составления счета-фактуры при оказании транспортно-экcпедиционных услуг
Порядковый номер и дата счета-фактуры указываются экспедитором в соответствии с его индивидуальной хронологией
Федеральная налоговая служба направила письмо Минфина России от 29.12.2012 г. № 03-07-15/161 об оформлении счетов-фактур при оказании транспортно-экспедиционных услуг.
В данном письме финансовое ведомство рассказало о порядке составления счетов-фактур при оказании транспортно-экспедиционных услуг. В частности, Минфин объяснил, в каком случае выставленный счет-фактура не отражается в книге продаж у экспедитора и как по такому документу клиенту можно получить вычет НДС.
Письмо ФНС России от 18.02.2013 г. № ЕД-4-3/2650@
Источник: Российский налоговый портал
20.02.2013 НДФЛ при продаже имущества: как учесть расходы?
Налоговики дали объяснения
Федеральная налоговая служба (письмо ФНС России от 12.02.2013 г. № ЕД-4-3/2254@) объяснила, что при определении размера налоговой базы по НДФЛ вместо использования права на получение имущественного налогового вычета гражданин вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
При этом в случае, если сумма расходов на приобретение одного объекта превышает сумму доходов по этому объекту, получившийся остаток не может быть учтен при определении суммы облагаемого дохода по иным объектам. Такой остаток не учитывается при определении налогооблагаемой базы по НДФЛ в целом за налоговый период.
При получении доходов от продажи имущества налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ. О том, как ее заполнить, рассказано в нашей статье «Образец заполнения 3-НДФЛ при продаже имущества».
Источник: Российский налоговый портал
21.02.2013 Временная остановка деятельности: как пересчитать патент?
Налог будет рассчитан, исходя их периода фактического осуществления деятельности
Как правильно пересчитать стоимость патента, если предприниматель временно будет приостанавливать свою деятельность? Такой вопрос был рассмотрен на прошедшей 15 февраля 2013 года онлайн-конференции.
Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года, рассказал эксперт Российского налогового портала – адвокат Олег Пантюшов.
Если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, то налоговым периодом признается период с начала действия патента до даты прекращения такой деятельности, указанной в заявлении, представленном в налоговый орган.
Таким образом, налог будет рассчитан, исходя их периода фактического осуществления деятельности. В этой ситуации вновь перейти на патентную систему налогообложения по этому же виду предпринимательской деятельности будет возможно не ранее чем со следующего календарного года, объяснил эксперт.
Источник: Российский налоговый портал
21.02.2013 ЦБ РФ против введения налога на доход от вкладов в банки
Сергей Игнатьев не согласен с инициативой Минфина
Председатель Центробанка России Сергей Игнатьев не согласен с инициативой Минфина ввести налогообложение процентного дохода россиян по банковским депозитам, пишет РБК.
«Я знаю, что есть проект, который предлагает облагать налогом процентный доход по вкладам в размере, превышающем 1 млн руб. в год. Мне это не нравится», - говорит он.
Для того чтобы ввести налогообложение вкладов, необходимо создать мощнейшую информационную систему для получения информации по всем вкладчикам и вкладам во всех банках, отметил глава ЦБ РФ. Также нужно будет собирать сведения по вкладам россиян за границей.
Источник: Российский налоговый портал
21.02.2013 Установлен порядок сдачи отчетов в статистику
Обязательный экземпляр годовой отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода
В целях реализации ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» утвержден порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики.
Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть представлен:
– непосредственно в органы государственной статистики;
– в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
– в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Обращаем внимание – днем представления отчетности в органы государственной статистики считается:
– для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленной в органы государственной статистики непосредственно, – дата, указанная в отметке органа государственной статистики о ее принятии;
– для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, направленной заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
– для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленной в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, – дата отправки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическим субъектом, зафиксированная органом государственной статистики или оператором связи и указанная в извещении о получении.
Приказ Росстата от 29.12.2012 г. № 670
Источник: Российский налоговый портал
21.02.2013 Опубликован перечень документов для получения налоговых вычетов
ФНС представила образцы заявлений о распределении имущественного налогового вычета
Федеральная налоговая служба представила перечень документов, необходимый для получения социальных и имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. В письме также подготовлены образцы заявлений о распределении имущественного налогового вычета между супругами, заявлений на возврат налога.
Письмо ФНС России от 22.11.2012 г. № ЕД-4-3/19630@
Источник: Российский налоговый портал
22.02.2013 В какой срок надо оплатить НДФЛ от продажи автомобиля?
Сумму налога необходимо уплатить до 15 июля 2013 года
В адрес УФНС по Кабардино-Балкарской Республике поступил вопрос: в какой срок необходимо уплатить исчисленную сумму налога на доходы, полученные в 2012 году от продажи автомобиля?
Как разъяснили представители налоговой службы, сумму НДФЛ необходимо уплатить до 15 июля 2013 года. В случае, если будет пропущен срок уплаты, за каждый день просрочки налоговые органы исчислят пеню в размере 0,3% ставки рефинансирования Банка России от суммы неуплаченного налога за каждый день просрочки, а затем примут меры для взыскания задолженности.
Российский налоговый портал напоминает о том, если гражданин продал имущество, которое принадлежало ему на праве собственности менее трех лет, то он обязан задекларировать свой доход и подать налоговую декларацию 3-НДФЛ.
Доход, полученный при продаже имущества, может быть уменьшен на сумму имущественного вычета. Если имущество находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет, вычет предоставляется в сумме, не превышающей:
– для жилой недвижимости и земельных участков 1 млн руб.;
– для иного имущества 250 тыс. руб.
Вместо использования вычета сумму полученных доходов можно уменьшить на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Источник: Российский налоговый портал
22.02.2013 ИП будет признан плательщиком ЕНВД только при наличии заявления
Разъяснен порядок применения ЕНВД
УФНС по Тверской области обратило внимание на письмо Минфина России от 21.01.2013 г. № 03-11-11/11, в котором финансовое ведомство разъясняет порядок применения ЕНВД в 2013 году, в случае если индивидуальный предприниматель применял данный режим до 2013 года, но не подавал заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД.
В письме отмечается, что если ИП применялась система ЕНВД, в том числе представлялись налоговые декларации, но не было подано заявление о постановке на учет в качестве плательщика данного налога, то при желании продолжить в 2013 году уплачивать ЕНВД следует подать соответствующее заявление.
В случае, если предпринимателем заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД не подано до представления налоговой декларации за первый квартал 2013 года и при этом налоговый орган не уведомлен о переходе данного индивидуального предпринимателя на УСН или на патентную систему, то указанный индивидуальный предприниматель признается с 2013 года плательщиком общего режима налогообложения.
Источник: Российский налоговый портал
22.02.2013 Реализация театральных билетов освобождается от НДС
Освобождение от НДС применяется при реализации билетов при условии обеспечения учета их как бланков строгой отчетности
Минфин России напомнил, что от НДС освобождаются услуги в сфере культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Данное освобождение от НДС применяется при реализации театральных билетов на проводимые зрелищные мероприятия при условии обеспечения учета данных билетов как бланков строгой отчетности.
Что касается дополнительных услуг, в том числе по доставке, бронированию театральных билетов, то освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость таких услуг НК РФ не предусмотрено.
Письмо Минфина России от 04.02.2013 г. № 03-07-07/2235
Источник: Российский налоговый портал
22.02.2013 Патент действует в пределах того субъекта РФ, который указан в патенте
Как должен действовать ИП в случае грузоперевозки?
Индивидуальный предприниматель получил патент на оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом на территории Московской области. Может ли он оказать организации услуги по перевозке груза из Московской области во Владимирскую область и обратно?
Как объяснил Минфин России, патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. ИП, получивший патент в одном субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте.
В то же время, если договоры на оказание услуг по перевозке грузов заключаются в субъекте Российской Федерации, в котором получен патент, а в другом субъекте находится только пункт назначения, налогоплательщик вправе не подавать заявление на получение патента в другом субъекте Российской Федерации и, соответственно, вправе осуществлять указанный вид деятельности в рамках одного патента.
Письмо Минфина России от 07.02.2013 г. № 03-11-12/15
Источник: Российский налоговый портал
22.02.2013 Оказание услуг по перевозке футбольных болельщиков облагается НДС
Данные у слуги к перевозке пассажиров на городском транспорте отношения не имеют
Как объяснил Минфин России, услуги по перевозке футбольных болельщиков по заказу Департамента и при финансировании из городского бюджета, должны облагаться НДС. Нормы подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ в данном случае на такое услуги не распространяются.
Напомним, что на основании подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).
Письмо Минфина России от 05.02.2013 г. № 03-07-07/2476
Источник: Российский налоговый портал
22.02.2013 Предприниматели, применяющие патент, могут не устанавливать ККТ
Налоговики рассказали о преимуществах патентной системы
УФНС России по Астраханской области рассказало, чтобы получить патент, необходимо подать заявление на выдачу патента не позднее 10 дней до даты начала применения данного режима в инспекцию по месту регистрации предпринимателя.
Преимущества патентной системы налогообложения заключены в том, что налогоплательщики:
– могут приобрести патент на срок от одного месяца до года;
– освобождаются от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц и НДС по деятельности, облагаемой в рамках патентной системы. Но придется уплатить НДС при ввозе товаров, а также в рамках договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом и т.д.;
– не должны представлять налоговую декларацию;
– вправе не вести бухгалтерский учет, однако налогоплательщики должны вести налоговый учет доходов кассовым методом в книге учета доходов по патентной системе;
– вправе осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Источник: Российский налоговый портал
22.02.2013 ФСС РФ даны разъяснения по вопросам применения пониженных тарифов
Рассмотрены вопросы по начислению страховых взносов
Фонд социального страхования представил Обзор ответов на вопросы по применению положений Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласованный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации письмом от 12.12.2012 г. № 17-3/1017.
Фондом даны разъяснения относительно порядка начисления страховых взносов:
– на суммы компенсаций работникам научных организаций, имеющим ученую степень; суммы вознаграждений, выплачиваемых агентам в рамках агентских договоров;
– на часть прибыли организаций, распределенной между участниками обществ;
– на суммы выплат в пользу иностранных граждан, работающих в представительстве, расположенном за пределами РФ;
– на суммы компенсаций морального вреда и другие выплаты.
Письмо ФСС России от 18.12.2012 г. № 15-03-11/08-16893
Источник: Российский налоговый портал
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
НДС
Поставка товара осуществляется в обособленное подразделение покупателя.
Верно ли, что в строке "ИНН/КПП покупателя" счета-фактуры указывается КПП обособленного подразделения, а в строке "Грузополучатель и его адрес" указываются наименование и адрес обособленного подразделения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующим выводам:
1. Наименование и адрес грузополучателя в полученных от поставщиков счетах-фактурах должны соответствовать условиям договора поставки товара, первичным документам и фактической ситуации.
2. При приобретении товаров (работ, услуг) обособленными подразделениями в полученных от поставщиков счетах-фактурах должно быть указано КПП соответствующего подразделения.
3. Отражение в счете-фактуре дополнительной информации не будет являться основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.
Обоснование выводов:
Требования к оформлению счетов-фактур, НДС по которым принимается к вычету, изложены в п. 5 и п. 6 ст. 169 НК РФ, а также в Правилах заполнения счетов-фактур, указанных в Приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила).
1. Заполнение показателя строки 4 "грузополучатель и его адрес"
В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть отражены наименование и адрес грузополучателя.
На основании пп. "ж" п. 1 Правил в строке 4 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес.
Так как при этом не уточняется, что следует понимать под почтовым адресом, то на основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Согласно п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, почтовый адрес представляет собой место нахождения пользователя с указанием почтового индекса соответствующего объекта почтовой связи.
По мнению финансового ведомства, при заполнении показателя строки 4 "Грузополучатель и его адрес" счета-фактуры указывается адрес структурного подразделения организации (склада), куда нужно доставить груз. При этом под грузополучателем следует понимать организацию (ее структурное подразделение), на склад которых осуществляется фактическая приемка товаров (письма Минфина России от 13.04.2012 N 03-07-09/35, от 09.11.2006 N 03-04-09/18, от 10.08.2005 N 03-04-11/202).
Данную позицию поддерживают и налоговые органы (смотрите письма УФНС России по г. Москве от 19.05.2009 N 16-15/049391, от 20.03.2008 N 19-11/026593, от 23.01.2008 N 19-11/005123, от 24.04.2007 N 19-11/37426).
В соответствии с письмом УФНС России по г. Москве от 20.03.2008 N 19-11/026593 наименование грузополучателя должно соответствовать условиям договора поставки товара.
То есть, если в договоре в качестве грузополучателя указана головная организация, в строку вписывается наименование головной организации и ее адрес. Если же по условиям договора получателем груза является структурное подразделение, в строке указываются его наименование и почтовый адрес, то есть адрес подразделения, куда доставляется груз.
В то же время, по мнению контролирующих органов, так как счет-фактура составляется на основании первичного учетного документа - товарной накладной ТОРГ-12, при заполнении строки 4 счета-фактуры в части грузополучателя следует указывать данные, отраженные в соответствующих строках товарной накладной ТОРГ-12 (смотрите письма Минфина России от 13.06.2012 N 03-07-09/61, от 25.05.2012 N 03-07-14/54; УФНС России по г. Москве от 19.03.2012 N 16-15/23501, ФНС России от 21.01.2010 N 3-1-11/22).
При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственных операций, в том числе о лицах, осуществляющих операции по приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам (постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05). Поэтому в форме ТОРГ-12, составляемой при продаже (отпуске) товарно-материальных ценностей, следует указывать фактических грузополучателей и плательщиков.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 26.08.2008 N 03-07-09/24, в счете-фактуре необходимо указывать почтовый адрес, содержащийся в учредительных документах организации. При этом можно дополнительно отразить почтовый адрес склада, принадлежащего грузоотправителю (грузополучателю) на праве собственности или аренды и с которого (читай: на который) производилась отгрузка (читай: прием) товаров, и это не будет являться основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.
Специалисты Минфина России неоднократно указывали на то, что нормами главы 21 НК РФ отражение в счетах-фактурах дополнительных реквизитов (сведений) не запрещено (смотрите, например, письма Минфина России от 27.07.2012 N 03-07-09/93, от 23.04.2012 N 03-07-09/39).
Арбитражная практика свидетельствует о наличии претензий со стороны налоговых органов как в случаях указания адреса налогоплательщика, содержащегося в учредительных документах (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2008 N А33-808/2008, от 10.07.2008 N А19-12735/07-51, ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2007 N А56-36691/2006), так и в случаях указания адреса структурного подразделения (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.09.2008 N Ф08-5552/2008, ФАС Московского округа от 07.05.2007 N КА-А41/3396-07).
2. Заполнение показателя строки 6б "ИНН/КПП покупателя"
На основании пп. "л" п. 1 Правил в строке 6б счета-фактуры указываются идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя.
По мнению Минфина России и налоговой службы, при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего подразделения (смотрите письма Минфина России от 15.05.2012 N 03-07-09/55, от 13.04.2012 N 03-07-09/35, от 02.11.2011 N 03-07-09/36, от 14.01.2010 N 03-07-09/01, УФНС России по г. Москве от 20.03.2008 N 19-11/026593).
При этом, по мнению Минфина России, изложенному в письмах от 15.05.2012 N 03-07-09/55, от 26.01.2012 N 03-07-09/03, только в случае приобретения непосредственно головной организацией товаров (работ, услуг), которые в дальнейшем будут переданы обособленному подразделению, по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" в счете-фактуре указывается КПП головной организации.
К сведению:
В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Царева Александра
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
Облагаются ли НДС суммы штрафных санкций (пени, штрафы), полученные организацией от покупателя товара за нарушение условий оплаты по договору?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, штрафные санкции (пени, штрафы), полученные организацией от покупателя товара за нарушение условий оплаты, не должны облагаться НДС. Однако, учитывая наличие противоположной точки зрения контролирующих органов, не исключена вероятность того, что такую позицию организации придется отстаивать в судебном порядке.
Обоснование вывода:
На сегодняшний день по вопросу обложения НДС штрафных санкций (пени, штрафы), полученных продавцом товаров (работ, услуг) за нарушение условий договоров, существуют две точки зрения.
1-я точка зрения
На протяжении многих лет специалисты налогового и финансового ведомств придерживаются позиции, что штрафные санкции (пени, штрафы) за нарушение условий договоров, уплачиваемые продавцу товаров (работ, услуг), являются суммами, связанными с оплатой товаров (работ, услуг), а следовательно, увеличивают налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ (письма Минфина России от 17.08.2012 N 03-07-11/311, от 14.02.2012 N 03-07-11/41, от 04.07.2011 N 03-07-11/179, от 07.04.2011 N 03-07-11/81, от 11.01.2011 N 03-07-11/01, от 08.12.2009 N 03-07-11/311, от 28.04.2009 N 03-07-11/120, от 16.04.2009 N 03-07-11/107, от 16.03.2009 N 03-03-06/2/44, от 24.10.2008 N 03-07-11/344, от 07.10.2008 N 03-03-06/4/67, ФНС России от 09.08.2011 N АС-4-3/12914@, УФНС России по г. Москве от 28.04.2009 N 16-15/41799).
Обоснование позиции контролирующих органов заключается в следующем.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Следовательно, по мнению специалистов налогового и финансового ведомств, штрафные санкции, полученные организацией от контрагентов за нарушение условий, предусмотренных договорами, рассматриваются как денежные средства, связанные с оплатой товаров (работ, услуг). В связи с этим указанные штрафы и пени следует включать в налоговую базу по НДС.
В соответствии с п. 18 раздела II Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, при получении доходов, увеличивающих налоговую базу по НДС, организация-продавец выписывает счет-фактуру в одном экземпляре и регистрирует его в книге продаж. Счет-фактура по неустойке (штрафным санкциям) покупателю товаров (работ, услуг) не предъявляется.
2-я точка зрения
Судебные органы придерживается противоположного мнения по этому вопросу.
При этом позиция судебных органов основана на следующем. Взыскание неустойки в гражданском законодательстве связано с неисполнением или ненадлежащим исполнением гражданско-правовых обязательств независимо от формы (денежной или неденежной) этих обязательств и является мерой гражданско-правовой ответственности, применяемой за нарушение договорных обязательств, а не с оплатой товаров (работ, услуг).
Следовательно, суммы неустойки, как ответственность за просрочку исполнения обязательств по договору, не связаны с оплатой в смысле положения ст. 162 НК РФ, соответственно, не подлежат обложению НДС (постановления Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07, ФАС Московского округа от 01.12.2011 N Ф05-12728/11, от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09, от 13.11.2008 N КА-А40/10586-08, ФАС Уральского округа от 16.02.2009 N Ф09-464/09-С3, от 15.03.2007 N Ф09-1664/07-С2, ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2008 N А13-5448/2007, от 11.12.2006 N А05-7544/2006-34, Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 N 09АП-32719/11).
Выводы арбитражных судов в данном случае основаны на правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07: суммы неустойки как ответственность за просрочку исполнения обязательств, полученные от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара по смыслу налогового законодательства, поэтому обложению НДС не подлежат.
Таким образом, по нашему мнению, штрафные санкции (пени, штрафы), полученные организацией от покупателя услуг за нарушение условий оплаты, не должны облагаться НДС. Однако, учитывая наличие противоположной точки зрения контролирующих органов, не исключена вероятность того, что такую позицию организации придется отстаивать в судебном порядке.
При этом в суде соответствующий спор может быть с высокой степенью вероятности разрешен в пользу налогоплательщика, так как в большинстве своем судьи придерживаются позиции Президиума ВАС РФ. Однако если перспектива судебного разбирательства не устраивает налогоплательщика, то лучше обложить НДС суммы неустойки, полученные от покупателя, в добровольном порядке.
К сведению:
Налог на добавленную стоимость, исчисленный со штрафных санкций в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, исключается из состава доходов в целях налогообложения прибыли на основании п. 1 ст. 248 НК РФ (письмо Минфина России от 04.02.2011 N 03-03-06/1/67).
Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия хозяйственных ситуаций. Доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам, возмещения убытков или ущерба (подготовлено экспертами компании "Гарант").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильева Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
НДФЛ
Мать ребенка при его рождении в браке не состояла и не состоит до настоящего времени, но в свидетельстве о рождении присутствует запись об отце со слов матери.
Является ли мать ребенка единственным родителем? Можно ли предоставить ей вычет в двойном размере?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в свидетельстве о рождении ребенка сведения об отце записаны со слов матери при условии, что она не состоит в браке, то такая мать является единственным родителем и, следовательно, имеет право на стандартный налоговый вычет в двойном размере. Статус единственного родителя подтверждается соответствующей справкой из органов ЗАГСа.
Обоснование вывода:
Доходы, облагаемые по ставке 13%, могут быть уменьшены на стандартные налоговые вычеты, предусмотренные п. 1 ст. 218 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ).
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Следует учесть, что предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Понятие "единственный родитель" означает отсутствие у ребенка второго родителя, в том числе по причине смерти, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим (письма Минфина России от 12.04.2012 N 03-04-05/8-501, от 15.03.2012 N 03-04-05/8-303).
Так, в соответствии с разъяснениями Минфина России в письмах от 02.04.2012 N 03-04-05/3-413, от 14.04.2009 N 03-04-05-01/184 и т.д. для целей применения пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ понятие "единственный родитель" может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено и сведения об отце ребенка в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" вносятся в справку о рождении ребенка по форме N 25, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния", на основании заявления матери.
При заполнении бланка записи акта о рождении работники ЗАГСа фиксируют, на каком основании внесена запись об отце ребенка. В соответствии с содержанием записи акта о рождении заполняется Бланк свидетельства о рождении ребенка, поэтому женщина всегда может представить справку из органов ЗАГСа о том, на каком основании внесены сведения об отце ребенка в свидетельство о рождении (форма N 25, утвержденная постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274), этого будет достаточно, чтобы подтвердить статус единственного родителя.
Таким образом, если в свидетельстве о рождении ребенка сведения об отце записаны со слов матери при условии, что она не состоит в браке, то такая мать является единственным родителем и, следовательно, имеет право на стандартный налоговый вычет в двойном размере. Статус единственного родителя подтверждается соответствующей справкой из органов ЗАГСа.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
Разное
С 2013 года разрешено начислять амортизацию в налоговом учете по недвижимости, сданной в эксплуатацию, но не зарегистрированной в установленном порядке.
Можно ли начиная с 1 января 2013 года начислять амортизацию по тепловым сетям, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2013 года, но не зарегистрированы?
Трубопроводы (в том числе тепловые сети и т.п.) являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации (ст. 130 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.08.2010 N Ф03-5985/201, постановление ФАС Уральского округа от 14.04.2008 N Ф09-2383/08-С6).
Объект недвижимости, принадлежащий организации, не предназначенный для реализации, в случае, если его первоначальная стоимость превышает 40 000 рублей, для целей налогообложения прибыли следует рассматривать в качестве основного средства (п. 1 ст. 257 НК РФ). Условия признания объекта амортизируемым имуществом определены в п. 1 ст. 256 НК РФ.
Расходы, участвующие в формировании первоначальной стоимости основного средства, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль посредством начисления амортизации.
Порядок начала начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества установлен п. 4 ст. 259 НК РФ.
Как Вами справедливо отмечено, с 1 января 2013 года в данную норму Федеральным законом от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 206-ФЗ) внесены изменения.
Пункт 4 ст. 259 НК РФ в редакции Закона N 206-ФЗ звучит следующим образом: "Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации".
Таким образом, с 1 января 2013 года момент начала амортизационных отчислений в налоговом учете соответствует моменту начала начисления амортизации в бухгалтерском учете (письмо Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20) и определяется как 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию.
Однако до этой даты ситуация была иной. Дело в том, что до внесения изменений Законом N 206-ФЗ п. 4 ст. 259 НК РФ выглядел следующим образом: "Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию". При этом существовал п. 11 ст. 258 НК РФ (Законом N 206-ФЗ признан утратившим силу). Эта норма определяла, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Таким образом, до 1 января 2013 года нормы НК РФ не давали четкого ответа на вопрос о сроках начала амортизации по имуществу, право собственности на которое подлежит государственной регистрации. По данному вопросу существовало три точки зрения:
1. Амортизация по рассматриваемым ОС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, но не ранее 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получено подтверждение факта подачи документов на госрегистрацию прав. Обращаем внимание, что именно этой точки зрения придерживались официальные органы (письма Минфина России от 14.12.2011 N 03-03-06/1/823, от 14.02.2011 N 03-03-06/1/96, от 20.09.2010 N 03-03-06/1/598);
2. Амортизация таким ОС начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем его ввода в эксплуатацию, но не ранее чем в регистрирующий орган будут поданы документы на госрегистрацию права собственности на него. Данная позиция поддерживалась некоторыми судами (постановление ФАС Поволжского округа от 31.05.2011 N Ф06-3947/11 по делу N А06-4719/2010), представителями налоговых органов (письмо УФНС России по г. Москве от 28.12.2009 N 16-15/137360.2), а также специалистами финансового ведомства, правда, в более ранних по сравнению с приведенными выше разъяснениях (письма Минфина России от 29.07.2010 N 03-03-06/1/492, от 05.03.2010 N 03-03-06/1/118, от 07.12.2009 N 03-03-06/2/231);
3. Начисление амортизации по данным ОС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Этой точки зрения придерживались большинство арбитражных судов (смотрите, например, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2012 N 11АП-1039/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 N 09АП-2654/12, ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2011 N Ф01-408/2011, ФАС Северо-Западного округа от 13.05.2009 N А42-2083/2008, ФАС Центрального округа от 16.11.2010 по делу N А35-10007/2009), в том числе ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 6909/12).
Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах подлежат толкованию в пользу налогоплательщика. В связи с этим и с учетом позиции ВАС считаем, что и до 1 января 2013 года в налоговом учете можно было начать начисление амортизации по тепловым сетям с месяца, следующего за месяцам их ввода в эксплуатацию.
Тем не менее сомнения организации и ее желание перестраховаться, во избежание судебной тяжбы, вполне понятны. В этой связи в дальнейшем есть два варианта действий.
1. Признание факта неначисления амортизации до 2013 года правомерным
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
В рассматриваемой ситуации вполне можно говорить о том, что бухгалтер не начислял амортизационные отчисления, руководствуясь письменными разъяснениями Минфина России, данным неопределенному кругу лиц (например письмом Минфина России от 29.07.2010 N 3-03-06/1/492), соответственно, вины бухгалтера в ошибочном исчислении налога (завышения налоговой базы по налогу на прибыль) нет. Если следовать предложенной логике, с учетом того, что Законом N 206-ФЗ не предусмотрено распространение новой редакции п. 4 ст. 259 НК РФ на предыдущие налоговые периоды, получается, что начать начисление амортизации по тепловым сетям (введенным в эксплуатацию до 2013 года) организация вправе с 1 января 2013 года.
2. Признание факта неначисления амортизации ошибкой
Налоговый орган может посчитать, что и до 2013 года организация имела право на признание в составе налогооблагаемых затрат сумм амортизационных отчислений по тепловым сетям. В этом случае получится, что до 2013 года организация по собственному желанию не учла в целях налогообложения часть расходов на амортизацию. Нарушением это не является. Однако такой подход приведет к тому, что в дальнейшем полностью всю сумму амортизационных отчислений по тепловым сетям нельзя будет учесть в налоговом учете (от расходов в части, подлежащей учету до 2013 года, организация отказалась добровольно, перенести эти расходы на будущее нельзя - п. 1 ст. 272 НК РФ).
При таком взгляде на ситуацию организации необходимо внести исправления в налоговый учет.
Порядок исправления ошибок в налоговом учете регламентирован ст. 54 НК РФ, согласно которой при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
При этом абзацем 3 п. 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Как видим, в случае, если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы по налогу и излишней уплате налога, налогоплательщик вправе не вносить изменения в налоговый учет прошлого периода, а отразить необходимые исправления текущим периодом.
Обратите внимание! Однако применение абзаца 3 п. 1 ст. 54 НК РФ правомерно только в том случае, если по итогам каждого года, о котором идет речь (налоговые периоды, подлежащие корректировке), организация не получила убытка и своевременно уплачивала налог на прибыль в бюджет, так как в этих случаях говорить о том, что допущенная ошибка привела к излишней уплате налога, нельзя - налог фактически не был уплачен (смотрите письма Минфина России от 07.05.2010 N 03-02-07/1-225, от 23.04.2010 N 03-02-07/1-188, от 27.04.2010 N 03-02-07/1-193 и другие).
Так как в рассматриваемой ситуации признанная ошибка не приводила к занижению суммы налога на прибыль, налогоплательщик не обязан, но вправе внести необходимые изменения в налоговые декларации и представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации (абзац 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Для определения рыночной стоимости планируемых к реализации основных средств организация привлекает независимого оценщика, но реализовать оцененное основное средство не всегда получается.
Каков срок действия отчета оценщика, в течение какого времени можно ссылаться на него при определении рыночной стоимости?
Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль понесенные затраты на оценку основного средства, не реализованного в течение налогового периода?
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.
В отчете оценщика указывается дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (часть четвертая ст. 11 Закона N 135-ФЗ, п.п. 5, 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, далее - ФСО N 1).
Законодательство об оценочной деятельности не устанавливает срока действия отчета об оценке как такового. Вместе с тем п. 26 ФСО N 1 предусматривает, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев. Отметим, что судебная практика не во всех случаях рассматривает истечение указанного шестимесячного срока как однозначное свидетельство недостоверности сведений о рыночной стоимости объекта, содержащихся в отчете об оценке (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.11.2011 N Ф01-4554/11). При возникновении спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, спор может быть рассмотрен в судебном порядке (ст. 13 Закона N 135-ФЗ, решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2012 N А60-12493/2011).
Необходимо заметить, что перечень случаев, когда проведение независимой оценки объекта является обязательным, ограничен законодательством (ст. 8 Закона N 135-ФЗ). По общему правилу объекты основных средств, принадлежащие на праве собственности коммерческой организации, в связи с их отчуждением, обязательной оценке не подлежат. Для целей налогообложения применение в сделке цены, признаваемой рыночной, может иметь значение при совершении сделок между взаимозависимыми лицами (п.п. 1, 3 ст. 105.3 НК РФ), однако и в этом случае налоговое законодательство не обязывает налогоплательщика подтверждать цену сделки отчетом оценщика.
Общие критерии учета расходов при налогообложении прибыли предусмотрены п. 1 ст. 252 НК РФ. В соответствии с этой нормой в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются выраженные в денежной форме экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Подпункт 40 п. 1 ст. 264 НК РФ относит к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, на которые могут быть уменьшены доходы, полученные налогоплательщиком, платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.
Кроме того, пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет учесть при налогообложении прибыли расходы на консультационные и иные аналогичные услуги.
Отметим, что налоговое законодательство не конкретизирует виды сделок или объекты имущества, являющиеся предметом сделок, при совершении которых расходы на независимую оценку объектов могут быть учтены при налогообложении прибыли. Нормы НК РФ не исключают возможности уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы, связанные с проведением оценки объекта имущества, и в тех случаях, когда такая оценка в соответствии с законодательством не является обязательной.
Имеющиеся разъяснения специалистов Минфина России и налоговых органов свидетельствуют о том, что они занимают позицию, согласно которой расходы, связанные с экспертной оценкой имущества, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в качестве прочих расходов при условии их соответствия положениям п. 1 ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 07.10.2010 N 03-03-06/2/173, от 06.10.2009 N 03-03-06/1/649, Управления ФНС по г. Москве от 20.12.2004 N 26-12/83208).
Следовательно, возможность учесть для целей налогообложения прибыли расходы на оценку объектов основных средств в рассматриваемом случае зависит, в частности, от того, могут ли они быть признаны экономически оправданными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом необходимо иметь в виду, что эти критерии по существу являются оценочными и определяются в зависимости от многих обстоятельств, имеющих значение в конкретной ситуации.
Отметим, что относительно экономической обоснованности затрат Конституционный суд РФ в определениях от 04.06.2007 N 366-О-П и от 04.06.2007 N 320-О-П указал, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
Судебная практика подчеркивает, что по смыслу ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком затрат определяется не фактически полученными доходами налогоплательщика в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение доходов, а также спецификой деятельности налогоплательщика (постановление ФАС Центрального округа от 16.02.2009 N А54-1345/2008-С8).
В письме от 06.07.2007 N 01-02-03/03-311 Минфин России также подтвердил, что вопрос оценки эффективности и целесообразности затрат находится в ведении налогоплательщика как субъекта предпринимательской деятельности. При этом, по мнению Минфина России, критерий экономической оправданности расходов следует рассматривать во взаимосвязи с положением четвертого абзаца п. 1 ст. 252 НК РФ, в соответствии с которым расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Именно наличие связи произведенных расходов с предпринимательской деятельностью налогоплательщика является главным фактором для признания произведенных затрат экономически оправданными расходами.
То есть, если организация может доказать объективную направленность расходов на получение дохода, она вправе учесть такие расходы при налогообложении прибыли.
На наш взгляд, в рассматриваемом случае учет налогоплательщиком расходов на проведение оценки объектов основных средств небезоснователен. В соответствии со ст. 6 Закона N 135-ФЗ юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных этим федеральным законом. Рыночная цена объекта устанавливается для целей его продажи, иными словами, для определения объективных критериев формирования договорной цены, что, по нашему мнению, позволяет отнести проведение оценки к деятельности, направленной на получение дохода. Однако при этом должно учитываться реальное намерение организации совершить сделку с объектом. В связи с этим, как мы полагаем, проведение подготовительных мероприятий к сделке, включая привлечение независимого оценщика, организации целесообразно подтвердить документально с обоснованием их связи с планируемым экономическим эффектом.
Разумеется, возникновение разногласий с налоговым органом по вопросу о правомерности учета таких расходов в этой ситуации не исключено. Отметим, что в правоприменительной практике есть примеры поддержки судами позиции налогоплательщика, в том числе в случаях, когда неправомерность учета расходов на оценку объектов налоговый орган обосновывал тем, что такие объекты впоследствии не были реализованы (смотрите постановления ФАС Московского округа от 17.03.2009 N КА-А40/1737-09, ФАС Поволжского округа от 01.08.2007 N А12-20527/06, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского АО от 11.03.2008 N А75-18/2008).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: