Мониторинг законодательства РФ за период с 11 по 17 марта 2024 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
Президент подписал закон о расчетах цифровыми финансовыми активами во внешней торговле
Согласно закону утилитарные цифровые права могут использоваться в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами.
В законе о ПОД/ФТ предусмотрено, что операция по передаче утилитарных цифровых прав, и (или) ЦФА, и (или) гибридных цифровых прав подлежит обязательному контролю в случае, если указанные цифровые права используются в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами.
Банк России вправе запросить у лица, выпустившего ЦФА, или у оператора информационной системы, в которой осуществляется их выпуск, сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего ЦФА.
В Законе "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы" предусмотрено, что обеспечение возможности совершения финансовых сделок по приобретению ценных бумаг получателем финансовых услуг допускается только при наличии положительного результата тестирования, за исключением определенных случаев.
ФНС направлена новая рекомендуемая форма документа "Уведомление о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи показаний"
Направляемая настоящим письмом форма применяется по мере ее реализации в Прикладной подсистеме "Контрольная работа" АИС "Налог-3". Ориентировочный срок реализации - март 2024 г.
ФНС разъяснены условия, при которых сахаросодержащие напитки, упакованные для реализации в полимерную тару, будут являться подакцизным товаром
Сахаросодержащими признаются напитки, упакованные в потребительскую упаковку, состав которых определен подпунктом 23 пункта 1 статьи 181 НК РФ.
Требования к объему потребительской упаковки не установлены.
Поэтому напитки, соответствующие установленным НК РФ условиям и упакованные для реализации в полимерную тару объемом более 1,5 литра (4, 5 или 30 литров), будут являться подакцизным товаром.
ФНС сообщает о применении обновленной версии формата счета-фактуры и введении формата универсального передаточного документа (УПД)
Информация подготовлена в связи с утверждением Приказа ФНС России от 19.12.2023 N ЕД-7-26/970@, которым в числе прочего: закреплено понятие "универсальный передаточный документ" и предусмотрена возможность использования формата данного документа; внесены изменения в структуру имени файла обмена (маршрутизации); уточнен перечень оснований формирования счета-фактуры; в связи с расширением с 01.10.2023 состава реквизитов прослеживаемости введен новый элемент с сокращенным наименованием "СтТовБезНДСПрослеж"; предусмотрена возможность указания дополнительных сведений и пр.
Сообщается, что формат, утвержденный Приказом ФНС России 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@ (версия 5.01), приведенный в приложении N 2 к Приказу N ЕД-7-26/970@, может быть использован до 01.04.2025. После этой даты следует применять только новый формат (версия 5.02).
ФНС разъяснила, как ИП рассчитать сумму страховых взносов в случае переезда с присоединенной территории на территорию иного субъекта РФ
В случае изменения места жительства такой плательщик уплачивает страховые взносы (на ОПС и ОМС) в совокупном фиксированном размере в следующем порядке:
- за период постановки на учет и осуществления деятельности на присоединенной территории в соответствии с пунктом 1.3 статьи 430 НК РФ;
- за период постановки на учет в ином субъекте РФ в соответствии с пунктом 1.2 статьи 430 НК РФ.
Приведен пример расчета страховых взносов (в том числе если доход плательщика за расчетный период превысил 300 000 рублей) с учетом пропорции, учитывающей количество календарных дней нахождения на учете в соответствующих субъектах.
Обновлены контрольные соотношения показателей расчета утилизационного сбора
Форма расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2021 N ЕД-7-3/1044@.
Контрольные соотношения учитывают изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 17.10.2023 N 1722 в Правила исчисления и уплаты утилизационного сбора.
Письмо ФНС России от 07.03.2024 N ЕА-4-15/2652@
"О направлении информации"
ФНС направлены рекомендуемые формат и порядок направления банковской гарантии в форме электронного документа
Также в приложениях к настоящему письму содержатся формы и форматы заявлений, предусмотренных статьями 74.1, 176.1, 203.1 НК РФ.
Формы и форматы документов подготовлены в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2024 года Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ, предусматривающего в числе прочего возможность применения электронной банковской гарантии в целях обеспечения обязанности по уплате налогов.
Даны разъяснения по вопросу заполнения раздела 3 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
Сообщается, в частности, что если в результате обработки отходов в рамках специализируемого (лицензируемого) вида деятельности образуются иные виды отходов производства, то юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), являющееся образователем таких отходов (и имеющее на данные отходы разрешительную документацию), в случае их передачи на размещение либо осуществляющее самостоятельное их размещение, является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении данных отходов.
В связи с тем, что в разделе 3 формы декларации о плате не предусмотрен столбец для указания количества отходов, направленных на обработку, то, по мнению Минприроды России, при его заполнении лицами, передающими отходы на обработку, помимо информации о наименованиях, классах опасности отходов целесообразно вносить информацию:
- о количестве отходов, образованных за отчетный период (столбец 6);
- о количестве отходов, утилизированных в отчетном периоде, в том числе переданных в целях их утилизации (столбец 7) или о количестве отходов, обезвреженных в отчетном периоде, в том числе переданных в целях их обезвреживания (столбец 8).
Значения столбцов 6 и 7 (8) в таком случае должны совпадать. Соответственно, в столбце 12 "Размещено в отчетном периоде, передано другим организациям в целях размещения" должно оказаться нулевое значение. При нулевом значении в столбце 12 столбцы 13 - 26 формы раздела 3 декларации о плате не заполняются.
Проверка соответствия сведений, указанных плательщиком в декларации о плате, в том числе со сведениями учета в области обращения с отходами за отчетный период, осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами.
<Информация> ФНС России
"Утверждены форматы обязательных реестров по нулевой ставке НДС"
В сервисе "Офис экспортера" в конце марта 2024 года появятся новые формы реестров для подтверждения нулевой ставки НДС
Нулевая ставка НДС при экспорте товаров будет подтверждаться электронными реестрами, формы и форматы которых утверждены Приказом ФНС России от 26.12.2023 N ЕД-7-15/1003@.
Сообщается, что ознакомиться с приказом, а также изучить формы, форматы, XSD-схемы и порядок заполнения и представления реестров можно на сайте ФНС России.
<Информация> Минфина России от 11.03.2024 "Определены условия для обмена заблокированными активами в соответствии с Указом N 844"
Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ определила условия для обмена заблокированными активами в соответствии с Указом N 844
Условия опубликованы на сайте организатора торгов ООО "Инвестиционная палата" https://vykupicb.investpalata.ru/.
Сообщается, что расчеты по сделкам (операциям), осуществляемым в соответствии с утвержденными условиями, должны быть завершены в срок до 1 сентября 2024 года.
<Информация> Минфина России от 11.03.2024 "Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила налоговые поправки в части реализации ОННП"
Минфин сообщает о планируемых поправках в НК РФ
Одобренный правительственной комиссией законопроект включает в себя меры, направленные на оптимизацию налогового администрирования, повышение социальной направленности НДФЛ, а также положения, направленные на поддержку российских компаний.
Так, например:
вместо ИНН или персональных данных физлица законопроектом предусматривается возможность указывать номер записи единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ;
планируется сокращение "пороговых" требований к участникам налогового мониторинга;
уточняются виды доходов, облагаемые НДФЛ, и дополняются расходы, по которым можно заявить налоговый вычет;
отдельные уточнения коснутся также налога на прибыль, имущественных налогов, страховых взносов и условий применения ЕСХН.
<Информация> Банка России от 11.03.2024 "Выкуп иностранных ценных бумаг" (вопросы-ответы)
Банком России подготовлены ответы на некоторые вопросы о выкупе иностранных ценных бумаг в рамках Указа N 844
В частности, разъяснено, какие ценные бумаги участвуют в выкупе, как подать заявку на их продажу, как будет рассчитываться начальная стоимость иностранных ценных бумаг, можно ли предъявлять к выкупу заблокированные иностранные бумаги, переданные в доверительное управление, и как будет происходить процесс выкупа заблокированных бумаг.
Предполагается, что процесс выкупа иностранных бумаг завершится до 1 сентября 2024 года.
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
13.03.2024 Доходы от предоставления работодателю имущества в аренду могут облагаться налогом на профессиональный доход
Налоговый орган полагает, что общество обязано было исполнить обязанность по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с доходов его работников за аренду оборудования.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.
Обществом были выплачены доходы своим работникам, которые являются плательщиками налога на профессиональный доход.
Получателями с данных доходов был уплачен налог.
Суд пришел к выводу, что выплаты, производимые в рамках договора аренды, не подпадают под ограничение, установленное законом в отношении спорных доходов, поскольку арендодатель не совершает каких-либо действий по заданию арендатора, а плата взимается не за оказание арендодателем услуг, а за то, что сам арендатор пользуется объектом аренды.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 января 2024 г. N Ф06-12137/23 по делу N А55-646/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
13.03.2024 О реальности сделок свидетельствуют результаты инвентаризации, в ходе которой установлен факт наличия на складе налогоплательщика товаров, поставленных спорными контрагентами
Налогоплательщик полагает, что налоговые обязательства были уменьшены им на законных основаниях.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогоплательщика правомерной.
Установлено, что им были представлены договоры, спецификации, счета-фактуры и товарные накладные о приобретении ТМЦ у контрагентов. ТМЦ были приняты к учету и использованы для производства продукции налогоплательщика, поставленной заказчикам на основании участия в тендерах.
Налогоплательщиком также был представлен отчет специалиста с выводами об использовании при изготовлении продукции ТМЦ, закупленных у спорных контрагентов.
Кроме того, реальность поставки подтверждается результатами проведенной налоговым органом инвентаризации, в ходе которой был установлен факт наличия на складе налогоплательщика товаров, поставленных спорными контрагентами.
Допрошенные свидетели подтвердили, что контрагенты являлись поставщиками, были найдены через интернет и специализируются на поставке спорных ТМЦ. Доводы налогового органа о том, что никто из свидетелей не знаком с директорами спорных контрагентов, у них нет контактов и ФИО представителей этих организаций, были признаны судом несостоятельными, поскольку не доказано, что в силу должностного положения сотрудники должны были обладать такой информацией.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 января 2024 г. N Ф06-12606/23 по делу N А55-37569/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
14.03.2024 Применение пониженной ставки налога по УСН было признано правомерным, поскольку прекращение статуса ИП и повторная регистрация не являлись злоупотреблением правом
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не соответствовал критериям для применения пониженной ставки налога по УСН.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.
Законом субъекта РФ предусмотрено, что право на применение льготы имеют только налогоплательщики, зарегистрированные после внесения изменений в закон. Налогоплательщик имел статус ИП ранее, но затем снялся с учета и вновь зарегистрировался уже после вступления в силу изменений в закон о праве на пониженную ставку.
Было доказано, что налогоплательщик прекращал статус ИП в связи с поступлением на муниципальную службу, в рамках которой занятие предпринимательской деятельностью запрещено законом. Налогоплательщик вновь зарегистрировался как ИП после увольнения со службы уже после вступления в силу норм о применении пониженной ставки налога по УСН и вправе был применять данную ставку.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 февраля 2024 г. N Ф06-113/24 по делу N А72-5400/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
14.03.2024 Денежные средства, выданные работникам под отчет, расходование которых документально не подтверждено, облагаются НДФЛ
Налоговый орган считает, что общество неправомерно не удерживало НДФЛ из денежных средств, выданных работникам под отчет, расходование которых в производственных целях документально не подтверждено.
Суд, исследовав материалы дела, согласился с налоговым органом.
Обществом не представлены документы, подтверждающие расходование подотчетных денежных средств, полученных работниками, а также доказательства, подтверждающие оприходование обществом товарно-материальных ценностей в установленном порядке.
Суд пришел к выводу, что спорные денежные средства являются доходом работников и подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2024 г. N Ф05-33130/23 по делу N А40-278850/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
14.03.2024 Выходное пособие при увольнении в связи с болезнью, не превышающее трехкратный размер среднемесячного заработка, страховыми взносами не облагается
СФР считает, что страхователь неправомерно не включил в базу по страховым взносам компенсации при увольнении по причине болезни.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами фонда не согласился.
Трудовые договоры, заключенные между работодателем и работниками, прекращены в связи с признанием работников полностью неспособными к трудовой деятельности в соответствии с медзаключениями, выданными в установленном законом порядке.
Спорные суммы, выплаченные при увольнении, являются выходным пособием, формой компенсации работникам в связи с расторжением трудового договора, установленной ТК РФ.
Компенсационная выплата в виде выходного пособия, не превышающего трехкратный размер среднего месячного заработка работника, взносами не облагается.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 января 2024 г. N Ф05-31979/23 по делу N А40-124732/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
14.03.2024 СФР обязан пересмотреть страховой тариф исходя из документов о реально осуществляемой деятельности, представленных страхователем с нарушением срока
СФР считает, что страховой тариф правильно установлен исходя из видов деятельности, указанных в ЕГРЮЛ, т. к. заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности страхователь представил за пределами установленного срока.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами фонда не согласился.
Суд указал, что фонд не вправе лишить страхователя возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложенными документами даже с нарушением установленного срока. Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности экономического основания не имеют.
Право фонда самостоятельно отнести деятельность страхователя к виду экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска не является санкцией за нарушение страхователем сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности. Это мера гарантирует права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 января 2024 г. N Ф05-33126/23 по делу N А40-156506/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
15.03.2024 Страхователь, не сообщивший об увольнении работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, обязан возместить СФР излишне выплаченное пособие
СФР считает, что страхователь обязан возместить ему убытки, образовавшиеся в связи с излишней выплатой пособия, т. к. он не сообщил об увольнении работника, получавшего пособия.
Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами фонда.
В связи с непредставлением страхователем сведений о прерывании работником отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет в связи с прекращением трудовых отношений фонд излишне рассчитал и выплатил застрахованному лицу пособие по уходу за ребенком. Переплата в выплате пособия возникла по причине ненадлежащего исполнения обществом обязанностей страхователя.
Осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений и неисполнение застрахованным лицом своих обязанностей не освобождает страхователя от ответственности за непредставление документов, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2024 г. N Ф07-20188/23 по делу N А56-35992/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
15.03.2024 ВС РФ счел законным разъяснение по применению НДФЛ при продаже недвижимости
Оспаривалось письмо с разъяснениями о том, как определять минимальный предельный срок владения недвижимостью для освобождения от НДФЛ при ее продаже.
По НК РФ для освобождения от НДФЛ при продаже недвижимости она должна быть в собственности не менее определенного срока. При отдельных условиях такой период составляет 3 года, в остальных случаях - 5 лет. При этом регионы могут сокращать 5-летний срок вплоть до 0 для всех или отдельных налогоплательщиков и (или) объектов.
В оспариваемом акте ФНС России разъяснила, как следует решать вопрос о налогообложении, когда физлицо, состоящее на налоговом учете в одном регионе, продает недвижимость в другом субъекте Федерации. При этом срок владения объектом составляет от 3 до 5 лет. В таком случае надо руководствоваться актами региона, где налогоплательщик поставлен на учет.
ВС РФ счел, что такая позиция верна.
Для применения НДФЛ при постановке на учет физлица приоритетным признают место его жительства, а не нахождения его имущества, т. к. налог он уплачивает по адресу своего проживания.
Также такой подход учитывает бюджетное законодательство. Доходы от НДФЛ зачисляют в региональные и местные бюджеты, за счет которых органы власти и предоставляют в т. ч. налоговые вычеты, льготы. Регион может уменьшить минимальный предельный срок владения объектом только применительно к тем налогам, которые зачисляются в бюджет его и входящих в его состав муниципалитетов.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2024 г. N АПЛ23-523 Решение об отказе в признании недействующим письма Федеральной налоговой службы от 25 октября 2022 г. N БС-4-11/14345@ оставлено без изменения
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
15.03.2024 Тяжелое финансовое положение налогоплательщика, полная компенсация ущерба, причиненного государству, неблагоприятная экономическая обстановка и осуществление благотворительной деятельности могут быть обстоятельствами, смягчающими ответственность за умышленную неуплату налога
По мнению инспекции, налогоплательщик необоснованно принял к вычету НДС путем участия в схеме по минимизации налоговых обязательств с использованием организаций, подконтрольных единому центру. При этом нет обстоятельств, смягчающих ответственность за умышленную неуплату налога.
Суд, исследовав обстоятельства дела, по существу согласился с налоговым органом, но уменьшил размер штрафа.
Основаниями для снижения штрафа являются следующие обстоятельства: активное участие предприятия в деятельности региона, его благотворительная деятельность, тяжелое финансовое положение.
Как отметил суд, общество вносило активный вклад в благосостояние одного из субъектов РФ благодаря своей благотворительной деятельности и поддержке некоммерческих организаций. Также суд учел полную компенсацию ущерба, причиненного государству, неблагоприятную экономическую обстановку.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2023 г. N Ф05-34406/22 по делу N А40-155132/2021
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
12.03.2024 В ФНС напомнили, кто и когда платит НДФЛ с подарка
В 2023 году налогоплательщик получил подарок. Нужно ли ему подавать декларацию 3-НДФЛ? Ответ зависит от того, кем и какой подарок был сделан.
В 2023 году налогоплательщик получил подарок. Обязан ли он уплатить налог на доходы и подать декларацию 3-НДФЛ? Ответ на этот вопрос зависит от того, кем и какой подарок был сделан. Пояснения по этому вопросу представлены на сайте Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области.
Если подарок был предоставлен организацией или индивидуальным предпринимателем, то в соответствии с законодательством налог на доходы физических лиц не облагается подарками от организаций и индивидуальных предпринимателей (в том числе работодателей) общей стоимостью не превышающей 4 000 рублей в год. Однако НДФЛ следует уплатить с той части стоимости подарка, которая превысила 4 000 рублей. В случае, если работодатель по каким-либо причинам не удержал НДФЛ, он должен уведомить об этом налогоплательщика и налоговый орган не позднее 25 февраля следующего за истекшим налоговым периодом года. В таком случае налогоплательщику придется уплатить указанную сумму не позднее 1 декабря следующего за истекшим налоговым периодом года.
Если подарок был получен от родственника, то он не облагается НДФЛ, независимо от его вида и стоимости. Понятие родственник включает в себя супругов, родителей и детей (в том числе усыновителей и усыновленных), дедушек, бабушек и внуков, а также полнородных и неполнородных братьев и сестер.
Если подарок был сделан другим физическим лицом, не являющимся родственником, то НДФЛ придется уплатить с полученного в дар недвижимого имущества, транспортного средства, акций, долей, паев, а также цифровых финансовых активов и цифровых прав, включающих одновременно финансовые и утилитарные права. Остальные подарки, в том числе в денежной форме, не облагаются НДФЛ.
Если одаряемый получит доход, который не освобожден от НДФЛ, он обязан самостоятельно рассчитать сумму налога, заполнить и подать декларацию 3-НДФЛ, а также уплатить НДФЛ в бюджет. Декларацию за 2023 год необходимо подать не позднее 2 мая 2024 года, а налог уплатить — не позднее 15 июля 2024 года. Декларацию можно подать на бумаге лично в налоговую инспекцию или через МФЦ, отправить почтовым отправлением с описью вложения или в электронной форме через портал Госуслуг или личный кабинет на сайте ФНС.
Источник: Российский налоговый портал
12.03.2024 Упрощенцы должны учитывать основные средства по ФСБУ 6/2020. Предприниматели в том числе
ИП не ведут бухучет, но должны следить за остаточной стоимостью основных средств, которую считают по нормам бухучета. То есть – по ФСБУ 6/2020.
Дело в том, что на УСН установлен лимит ОС – 150 млн рублей. Если у ИП есть дорогая коммерческая недвижимость, его право на УСН может оказаться под вопросом.
Нужно высчитать остаточную стоимость ОС по правилам бухучета — письмо Минфина от 11.02.2022 № 07-01-10/9691.
То, что для УСН лимит основных средств считают по ФСБУ 6/2020, Минфин сообщал в письме от 05.12.2022 № 03-11-11/118632.
Причем для УСН остаточную стоимость надо считать по данным бухучета по тем ОС, которые признаются амортизируемым имуществом.
К такому имуществу не относятся земельные участки. Поэтому их для лимита по УСН не учитывают.
Личная недвижимость ИП (квартира, жилой дом), которая не используется в бизнесе, также не идет в расчет для лимита УСН.
Кстати, власти планировали увеличить лимит ОС на УСН до 200 млн рублей. Такое изменение заложено в основные направления налоговой политики.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
13.03.2024 Когда объект учета подпадает под ФСБУ 25/2018
Чтобы объект бухучета считался объектом аренды в рамках ФСБУ 25/2018, должны соблюдаться 4 условия. Причем одновременно.
Вот эти условия:
Определенный срок аренды.
Предмет аренды идентифицируется, и арендодатель по своему усмотрению не может заменить его.
Арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды.
Арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды.
Минфин в письме от 15.01.2024 № 07-01-09/2000 также сообщает, что надо ориентироваться на рекомендации аудиторам по проведению аудита бухотчетности за 2021 и за 2022 год. Эти документы размещены на сайте Минфина.
В них приводится пример, когда есть право изменять то — как и для какой цели используется актив (это 4-е обязательное условие).
Это такие права арендатора:
право на изменение вида продукции, производимой предметом аренды;
право на изменение момента производства продукции, места производства продукции;
право на изменение решения о выпуске продукции и о количестве такой продукции.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
14.03.2024 В срочном трудовом договоре нет причины «срочности»: признают ли его недействительным?
Роструд пояснил, надо ли указывать причину заключения срочного трудового договора и является ли договор недействительным в случае отсутствия такого указания.
Роструд в своем телеграм-канале разъяснил, нужно ли указывать причину заключения срочного трудового договора и является ли договор недействительным без такого указания.
По закону, срочный трудовой договор заключается в случаях, когда невозможно установить трудовые отношения на неопределенный срок с учетом характера работы или условий ее выполнения, или по соглашению сторон (ст. 59 ТК РФ). При составлении срочного договора следует указать его срок действия и причину заключения на определенный срок, например, замещение временно отсутствующего основного работника (ст. 57 ТК РФ).
Если в срочном трудовом договоре пропущена причина, но стороны имели основание для заключения его на определенный срок, это не делает договор недействительным. Вместо этого, его можно дополнить недостающей информацией или условиями путем заключения дополнительного соглашения (ст. 57 ТК РФ).
Источник: Российский налоговый портал
14.03.2024 Можно ли удалять реквизиты в счете-фактуре: Минфин
Счет-фактура, выставленный от имени организации, должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером этой организации.
Удаление полей «Индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное лицо» и «Реквизиты свидетельства о госрегистрации ИП» при выставлении счета-фактуры организацией не считается нарушением. Это объясняется тем, что счет-фактура, выставленный от имени организации, должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером этой организации или другим уполномоченным лицом.
Соответственно, счет-фактура, выставленный от имени индивидуального предпринимателя, должен быть подписан самим ИП или его уполномоченным лицом. Один и тот же счет-фактура не может быть одновременно подписан как руководителем/главным бухгалтером организации, так и индивидуальным предпринимателем.
Источник: Российский налоговый портал
15.03.2024 При расчете отпускных прошлую зарплату надо индексировать, только если повышение было общим
При расчете отпускных берут зарплату за предыдущие 12 месяцев. Если раньше был один оклад, а к моменту отпуска – уже другой (выше), то и прошлую зарплату надо проиндексировать для расчета отпускных.
Но индексацию учитывают не всегда.
Корректировка среднего заработка идет только в том случае, когда тарифные ставки, оклады повышают всем работникам организации, филиала, подразделения.
Если у конкретного работника было персональное повышение, его не учитывают. Если повышение было только у некоторых сотрудников, его тоже не учитывают (письмо Минтруда от 26.02.2024 № 14-1/ООГ-1018).
Как учитывать индексацию, смотрите в нашей таблице.
Когда произошло повышение зарплаты |
Как учитывать при расчете отпускных |
Пример |
в расчетный период |
выплаты, начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период, повышают на коэффициенты индексации (их считают для каждого месяца) |
Отпуск с 18.03.2024. Повышение зарплаты было с 01.10.2023. Повышать надо выплаты с 01.04.2023 по 30.09.2023 |
после расчетного периода до наступления отпуска |
повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период |
Отпуск с 18.03.2024. Повышение зарплаты было с 01.03.2024. Повышать надо средний заработок за период с 01.04.2023 по 31.03.2024. |
в период сохранения среднего заработка |
часть среднего заработка повышается с даты повышения зарплаты до окончания этого периода |
Отпуск с 18.03.2024 по 14.04.2024. Повышение зарплаты произошло с 01.04.2024. Повышать надо средний заработок с 01.04.2024 по 14.04.2024 |
В 2024 году в силу вступил целый ряд новых правил по расчету зарплаты, пособий и компенсаций дистанционным работникам, а также появились новые коды доходов для 6-НДФЛ и РСВ.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Бухгалтерский учёт
Бухгалтерский и налоговый учет представительских расходов
Организация планирует провести организационно-практическую конференцию с целью презентации нового прибора для медицинских анализов. Будут выступать три-четыре спикера с докладами, а также будет возможность посмотреть, как работает прибор в лаборатории.
Предполагаются расходы на проезд (авиа- и железнодорожные билеты, проживание, трансфер, ужин, также во время проведения мероприятия будет организован кейтеринг (25 человек гостей)).
Предприятие малое, является официальным дистрибьютором производителя оборудования на территории РФ.
Как расходы отразить в рамках бухгалтерского и налогового учета? Какие подтверждающие документы необходимы для принятия расходов?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете представительские расходы признаются расходами по обычным видам деятельности. Никаких ограничений по видам и размерам представительских расходов в бухгалтерском учете нет.
В налоговом учете представительские расходы в соответствии с закрытым перечнем учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. В отношении признания расходов на проживание приглашенных лиц представительскими есть риски споров с налоговыми органами.
Ни положения по бухгалтерскому учету, ни налоговое законодательство не содержат указаний об объеме и порядке заполнения документов, подтверждающих представительские расходы. Примерный перечень обосновывающих документов предлагает Минфин в своих разъяснениях. Подробнее в обосновании.
Обоснование позиции:
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете представительские расходы признаются расходами по обычным видам деятельности (пункты 5, 7 ПБУ 10/99).
Никаких ограничений по видам и размерам представительских расходов в бухгалтерском учете нет.
Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
При этом расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99).
Представительские расходы отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат или расходов на продажу (если организация занимается торговой деятельностью) в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Налоговый учет
В соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ представительские расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Пунктом 2 ст. 264 НК РФ установлено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание следующих лиц:
- представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
- участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.
По мнению Минфина России, к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами, являющимися как фактическими, так и потенциальными клиентами организации (смотрите письма Минфина России от 05.07.2019 N 03-03-06/1/49848, от 03.06.2013 N 03-03-06/2/20149).
Место проведения представительских мероприятий не имеет значения.
В п. 2 ст. 264 НК РФ приведен конкретный перечень представительских расходов, а именно:
- расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах (смотрите также письмо Минфина России от 21.09.2020 N 03-03-07/82582, от 22.01.2019 N 03-03-06/1/3120);
- транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
- буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Таким образом, в ст. 264 НК РФ содержится закрытый перечень затрат, которые относятся к представительским, поэтому иные виды расходов (на организацию развлечений и отдыха) представительскими не считаются и налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшают.
Расходы на проживание приглашенных лиц не упомянуты в составе представительских расходов. В письме Минфина РФ от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796 указывается, что расходы на проживание гостей не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. В письме Минфина РФ от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235 отмечено, что расходы на оплату проживания участников иностранной делегации не могут быть учтены в составе представительских расходов. В письме УФНС РФ по г. Москве от 06.12.2007 N 21-11/116748 указано, что действующим налоговым законодательством не предусмотрена возможность признания в качестве представительских расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль российской организации затрат на проживание.
Таким образом, признание расходов на проживание приглашенных гостей представительскими с большой долей вероятности приведет к спорам с налоговыми органами (смотрите также материал: Можно ли учесть затраты на оплату проезда и проживания приглашенных лиц как представительские расходы? (Джаарбеков С.М.). - Специально для Системы ГАРАНТ, февраль 2023 г.)).
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Затраты сверх указанного лимита в целях налогообложения не учитываются (п. 42 ст. 270 НК РФ).
При этом если организация применяет метод начисления, то для расчета предельного размера представительских расходов надо учитывать начисленную сумму расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ).
При расчете налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 7 ст. 274, ст. 315 НК РФ). Следовательно, в течение налогового периода сумма расходов на оплату труда, которая признается в целях налогообложения, будет увеличиваться. А значит, будет изменяться и лимит представительских расходов, который может быть учтен в целях налогообложения.
Поэтому сверхнормативные представительские расходы, которые не были признаны организацией при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены ею в последующих отчетных периодах текущего календарного года.
Документальное оформление
Ни положения по бухгалтерскому учету, ни налоговое законодательство не содержат указаний об объеме и порядке заполнения документов, подтверждающих представительские расходы. Следовательно, такие расходы могут быть подтверждены первичными документами, содержащими все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Первичными документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются представительские расходы, в частности, являются:
- приказ (распоряжение) руководителя о проведении представительского мероприятия;
- отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются цель представительских мероприятий, результаты их проведения, иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели;
- первичные документы, подтверждающие факт приобретения и оплаты товаров (работ, услуг) на представительские цели (договоры, счета, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), кассовые и товарные чеки, авансовый отчет и др.).
В целях налогообложения прибыли документы должны подтверждать как факт осуществления расходов, так и их экономическую обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Смотрите также письма Минфина России от 18.02.2021 N 03-03-06/1/11266, от 10.04.2014 N 03-03-РЗ/16288, от 16.11.2009 N 03-03-06/1/759, от 27.05.2009 N 03-03-06/1/351, определение ВАС РФ от 20.02.2008 N 16343/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 N А56-338/2007, от 14.08.2007 N А56-3739/2006.
Примерный перечень документов для подтверждения представительских расходов также содержится в письмах Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26, от 13.11.2007 N 03-03-06/1/807. Для экономического обоснования затрат составляются внутренние распорядительные документы организации, которые издаются, как правило, в виде приказов руководителя и содержат, например:
- план представительского мероприятия с указанием цели, места и сроков его проведения;
- смету представительских расходов;
- список официальных лиц организации, которые будут участвовать в переговорах, с указанием ответственного за их проведение;
- порядок выдачи сумм на представительские расходы под отчет.
Итоговые документы должны подтверждать сам факт проведения представительского мероприятия (это может быть, например, протокол переговоров с указанием обсужденных вопросов и достигнутых договоренностей), а также свидетельствовать о понесенных затратах (авансовый отчет, отчет о представительских расходах, акт о выполнении услуг по проведению мероприятия). Аналогичное мнение приведено в письме ФНС России от 08.05.2014 N ГД-4-3/8852: помимо первичных учетных документов, подтверждающих факт приобретения товаров, работ, услуг (в том числе прилагаемых к авансовому отчету), достаточно любого первичного документа, отвечающего критериям ст. 9 Закона N 402-ФЗ, из содержания которого следует, что данные приобретения использованы при проведении мероприятий, предусмотренных п. 2 ст. 264 НК РФ.
Так, в отчет о представительских расходах рекомендуется включать информацию о целях представительских мероприятий и результатах их проведения, дате и месте проведения, программе, составе приглашенной делегации и участников принимающей стороны, величине расходов на представительские цели. Документ об осуществлении представительских расходов должен содержать конкретную информацию о суммах произведенных расходов и быть утвержден руководителем организации (смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@).
При этом сами расходы (в случае приобретения товаров (услуг) на представительские цели подотчетным лицом) могут быть подтверждены, например, кассовыми и товарными чеками, актами приема-передачи товаров (оказания услуг) и т.д., а также авансовым отчетом. При заключении договора со сторонней организацией (например с предприятием общественного питания) документальным подтверждением представительских расходов могут служить договоры, акты выполнения работ (оказания услуг), счета-заказы и пр.
В заключение отметим, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет представительских расходов (февраль 2024 г.);
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет представительских расходов (февраль 2024 г.);
- Энциклопедия решений. Представительские расходы в целях налогообложения прибыли (февраль 2024 г.);
- Позитивные "представительские" подвижки (А. Веселов, журнал "Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2019 г.);
- Вопрос: Компания устраивает выездные презентации для деловых партнеров в загородных клубах, пансионатах, на теплоходах. Влияет ли место проведения таких мероприятий на признание представительских расходов в налоговом учете? (журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 8, август 2015 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гнатюк Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Налог на имущество
Налог на имущество при списании объекта незавершенного строительства
Организация на основании распоряжения директора списала объект незавершенного строительства. Объект незавершенного строительства облагался налогом на имущество исходя из его кадастровой стоимости. Начинаются работы по демонтажу этого объекта.
Есть ли у организации основание для освобождения от уплаты налога на имущество в отношении объекта имущества, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости в случае его списания?
Если да, то какие документы необходимо представить в налоговый орган в качестве основания для освобождения от уплаты налога на имущество?
Если нет, то когда у организации возникнет основание для освобождения от уплаты налога на имущество по списанному объекту незавершенного строительства, налоговая база по которому определяется исходя из его кадастровой стоимости?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении объекта незавершенного строительства налог на имущество прекращает начисляться с 1-го числа месяца, в котором завершен снос (демонтаж) этого объекта, что должно быть подтверждено документально. В налоговый орган можно подать заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения.
Обоснование вывода:
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ объектами обложения налогом на имущество признается недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ. Иное может быть предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (среди них объекты незавершенного строительства (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ)) определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с п. 4.1 ст. 382 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога на имущество прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.
Рассмотрение налоговым органом заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, в том числе направление запроса сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и рассмотрение такого запроса, направление налогоплательщику уведомления о прекращении исчисления налога на имущество в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3.1 ст. 362 НК РФ.
Если налогоплательщик не представил в налоговый орган заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения, исчисление налога на имущество прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами.
К сведению:
Минфин России в письме от 23.05.2022 N 03-05-05-01/47596 указал, что п. 4.1 ст. 382 НК РФ применяется в отношении объектов имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. ФНС России уточнила: п. 4.1 ст. 382 НК РФ не содержит условий о его применении исключительно в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости (письмо ФНС России от 26.07.2022 N СД-4-21/9645@).
Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, порядок ее заполнения, а также формат представления такого заявления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 16.07.2021 N ЕД-7-21/668@.
В состав заявления включаются (п. 3 порядка заполнения):
- лист с информацией об объекте налогообложения по налогу на имущество организаций, в отношении которого представляется заявление (далее - объект налогообложения).
Лист с информацией об объекте налогообложения заполняется по каждому объекту налогообложения отдельно (п. 16 порядка заполнения).
В поле 5.3 "Дата гибели или уничтожения объекта налогообложения" указывается месяц и год гибели или уничтожения объекта налогообложения в соответствии с документом, подтверждающим факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, сведения о котором указаны в заявлении. Для указания месяца и года предусмотрены два поля: месяц и год (например, "02.2022") (п. 20 порядка заполнения).
На основании п. 21 порядка заполнения в поле 5.4 "Сведения о документе, подтверждающем факт гибели или уничтожения объекта налогообложения" указываются сведения о документе, подтверждающем факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (поля 5.4.1 - 5.4.4 со сведениями о документе, подтверждающем факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, могут не заполняться, если такой документ приложен к заявлению).
В поле 5.4.1 указывается полное наименование документа (например, справка органа государственного пожарного надзора, акт обследования объекта, уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства, иное).
В поле 5.4.2 указывается полное наименование органа (организации, лица), выдавшего документ.
В поле 5.4.3 указывается дата составления документа.
В поле 5.4.4 указывается (при наличии) номер документа.
Таким образом, в отношении объекта незавершенного строительства налог на имущество прекращает начисляться с 1-го числа месяца, в котором завершен снос (демонтаж) этого объекта, что должно быть подтверждено документально. В налоговый орган можно подать заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга
Ответ прошел контроль качества
УСН
В бухгалтерском балансе недвижимость числится с 01.11.2014. С какой даты в 2024 году при продаже помещения можно будет не пересчитывать налоговую базу по УСН?
ООО в 2014 году по договору купли-продажи приобрело нежилое помещение. В бухгалтерском балансе помещение числится с 01.11.2014. Организация в 2014 году применяла УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". В феврале 2024 года принято решение продать помещение. Организация в 2024 году применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".
С какой даты в 2024 году при продаже помещения можно будет не пересчитывать налоговую базу по УСН, не доплачивать налоги при УСН за десять лет и не начислять пени?
Пунктом 3 ст. 346.16 НК РФ определено, что в случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов:
- до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения десяти лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пеней.
Как видим, формулировки данной нормы несколько противоречивы. Из дословного прочтения, получается, что по основным средствам со сроком полезного учета до 15 лет срок считается с момента учета расходов на приобретение. При этом закон не разъясняет, о каком именно моменте учета расходов идет речь: о моменте первоначального или полного признания расходов на приобретение основного средства (п. 3 ст. 346.16, подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Существует мнение, что речь идет о моменте полного признания в налоговом учете расходов на приобретение основных средств, и три года следует считать с даты, когда расходы уменьшали налоговую базу в последний раз. Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нет.
Что касается основных средств со сроком использования свыше 15 лет, то из дословного прочтения нормы следует, что считать нужно от даты приобретения, т.е. в данном случае с 01.11.2014, соответственно истекает этот срок 01.11.2024 (п. 3 ст. 6.1 НК РФ).
Отметим, что официальных разъяснений по данной теме также обнаружить не удалось, поэтому сказанное является исключительно нашим экспертным мнением. В связи с этим хотим напомнить о праве обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за соответствующими письменными разъяснениями (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: