Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 4 по 10 июля 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона N 155720-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части обеспечения равенства прав граждан при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"

Предлагается отказаться от предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Соответствующее изменение вносится в пункт 2.1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Реализация предложенных положений позволит обеспечить достаточный объем средств, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ.

 

Проект Федерального закона N 155724-8 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части обеспечения равенства прав граждан при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"

Из Налогового кодекса РФ планируется исключить положения, касающиеся предельной величины базы для уплаты страховых взносов на ОПС

Законопроектом предлагается внести в статьи 421, 425 и 431 Налогового кодекса РФ изменения, в соответствии с которыми страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (ОПС) будет облагаться вся сумма выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица без ограничения предельной величиной базы.

 

Проект Федерального закона N 77694-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (О внесении изменений в статью 259.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации) (текст ко второму чтению)

Законопроект N 77694-7 ко второму чтению дополнен новыми положениями, уточняющими условия применения налоговых преференций российскими IT-компаниями

При разработке проекта предлагалось предусмотреть возможность применять к основной норме амортизации повышающий коэффициент в отношении амортизируемых основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, а также в отношении НМА, являющихся исключительными правами на программы ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр.

Ко второму чтению внесены многочисленные дополнения, касающиеся уточнения условий освобождения от НДС исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, а также применения льготной ставки по налогу на прибыль для российских организаций, осуществляющих деятельность в области IT-технологий.

 

Проект Федерального закона N 160041-8 "О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Предложены дополнительные меры налогового стимулирования организаций, осуществляющих поддержку образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования

Законопроектом предлагается предоставить налогоплательщикам налога на прибыль организаций на основании закона субъекта РФ право на применение инвестиционного налогового вычета в размере не более 100 процентов суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим образовательные программы среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию.

 

Приказ ФНС России от 27.05.2022 N ЕД-7-17/449@
"Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2022 N 69132.

Скорректирован перечень государств (территорий), с которыми осуществляется обмен страновыми отчетами

Автоматический обмен страновыми отчетами осуществляется с компетентными органами иностранных государств (территорий) в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В перечень таких иностранных государств (территорий) включено семь новых юрисдикций: Азербайджан, Бахрейн, Гибралтар, Казахстан, Макао, Оман и Турция.

Исключена Великобритания и отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси).

 

Приказ ФНС России от 27.05.2022 N ЕД-7-17/450@
"Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2022 N 69146.

ФНС обновила Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией

Новый перечень включает 83 государства (включены, в частности, Албания, Бруней, Перу, Эквадор) и 12 территорий.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 03.11.2020 N ЕД-7-17/788@.

 

Приказ ФНС России от 01.07.2022 N ЕД-7-19/610@
"Об утверждении перечней услуг, доступных для налогоплательщиков в электронной системе управления очередью"

Утверждены новые перечни услуг, доступных в электронных системах управления очередью, при обращении в налоговые органы и в единый регистрационный центр

Одновременно признан утратившим силу Приказ ФНС России от 12.11.2012 N ММВ-7-12/838@ "Об утверждении перечней услуг, доступных налогоплательщикам в электронной системе управления очередью при непосредственном обращении в территориальные налоговые органы".

 

Приказ ФНС России от 07.06.2022 N ЕД-7-11/473@
"Об утверждении кодов видов доходов и вычетов, а также кодов выплат, не признаваемых объектом обложения страховыми взносами, и выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, для применения специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2022 N 69188)

Для применения АУСН утверждены коды видов доходов и вычетов, коды выплат, не признаваемых объектом обложения, а также не подлежащих обложению страховыми взносами

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 июля 2022 года.

 

Приказ Росстата от 01.07.2022 N 485
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями"

С отчета за 2022 год вводятся в действие новые формы для организации федерального статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями

Утверждены: форма N 7-травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях"; приложение к форме N 7-травматизм "Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев".

Формы предоставляют юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, кроме: финансовой и страховой деятельности, деятельности по операциям с недвижимым имуществом, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения, образования, деятельности домашних хозяйств как работодателей, недифференцированной деятельности частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления, деятельности экстерриториальных организаций и органов.

 

Постановление ФСС РФ от 26.05.2022 N 13
"Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2023 год"
Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2022 N 69101.

Для расчета скидок и надбавок к тарифам на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ФСС РФ утверждены значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2023 год

Значения основных показателей на очередной финансовый год рассчитываются и утверждаются ФСС РФ в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524.

Такими показателями являются:

- отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;

- количество страховых случаев на 1 тысячу работающих;

- количество дней временной нетрудоспособности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

 

Приказ ФСС РФ от 10.06.2022 N 226
"О внесении изменений в Технологию приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной подписи, утвержденную Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. N 19"

Обновлен формат передачи в электронном виде расчета 4-ФСС

Обновление формата связано с утверждением новой формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 4-ФСС) Приказом ФСС РФ от 14.03.2022 N 80.

Кроме того, в новой редакции изложено также описание контрольных соотношений показателей логического контроля к расчету 4-ФСС.

 

<Письмо> ФНС России от 01.07.2022 N СД-4-3/8340@
"О применении АвтоУСН"

ФНС сообщает о сроках перехода на применение АвтоУСН и уплате налога за первый налоговый период

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП признаются перешедшими на АвтоУСН с даты постановки на учет в налоговом органе, если уведомление о применении АвтоУСН направлено не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет.

Налоговый орган уведомляет о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода (календарного месяца) не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

ФНС сообщает, что сумма налога, подлежащая уплате за первый налоговый период, включается в следующий налоговый период, в случае если постановка на учет произведена в одном календарном месяце, а уведомление о переходе на специальный налоговый режим произошло в пределах установленного срока, в следующем календарном месяце.

 

<Письмо> ФНС России от 23.06.2022 N БС-4-21/7786@
"Об Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.06.2022 N 1450-О"

Обществу отказано в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав пунктом 6 статьи 376 НК РФ

Положения указанной нормы предусматривают возможность уменьшения налоговой базы по налогу на имущество организаций на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию сооружений инфраструктуры воздушного транспорта.

Общество не производило капитальные вложения в строительство, реконструкцию, модернизацию аэропорта. Он был приобретен как готовый объект, введенный в эксплуатацию предыдущим владельцем.

Определением Конституционного Суда РФ N 1450-О обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании.

 

<Письмо> ФНС России от 28.06.2022 N СД-4-3/8056@
"О применении вычетов по НДС"

ФНС даны разъяснения, касающиеся вычетов сумм НДС по товарам, приобретенным для выполнения работ, местом реализации которых не признается территория РФ

Указано, в частности, что действующими положениями НК РФ для подтверждения правомерности принятия к вычету сумм НДС по товарам, приобретенным для выполнения работ, местом реализации которых не признается территория РФ, обязанность по представлению в налоговый орган таможенных деклараций (их копий), подтверждающих вывоз таких товаров с территории РФ, не предусмотрена.

 

<Информация> ФНС России
"Единый налоговый платеж стал доступен для бизнеса"

С 1 июля по 31 декабря 2022 года проводится пилотный проект ФНС России по внедрению единого налогового платежа для бизнеса

Особым порядком смогут воспользоваться плательщики, которые с 1 по 30 апреля 2022 года подали в налоговый орган соответствующее заявление и провели совместную сверку расчетов, по результатам которой нет разногласий. Применение указанного порядка позволит плательщикам при уплате налогов указывать только свой ИНН и сумму платежа. Перечисленные денежные средства будут автоматически распределены по нужным обязательствам, включая налоги, страховые взносы, авансовые платежи, пени, штрафы и др.

 

<Информация> ФНС России от 01.07.2022 "В четырех регионах запускается автоматизированная упрощенная система налогообложения"

С 1 июля 2022 года в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан введен новый налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (АУСН)

Начать применять АУСН могут вновь зарегистрированные организации и ИП, подавшие уведомление в налоговый орган.

Действующие налогоплательщики также вправе подать уведомление, но перейти на АУСН они смогут с 1 января 2023 года.

ФНС сообщены также условия, при соблюдении которых налогоплательщики вправе перейти на данный налоговый режим, порядок уплаты налога и преимущества АУСН.

 

<Информация> ФНС России
"Налоговая политика и практика: об условиях освобождения от налогообложения не относящихся к недвижимости машин и оборудования организаций"

Даны разъяснения об особенностях освобождения от налогообложения средств производства (машин и оборудования)

Сообщается, в частности, что оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств. Исключение - случаи, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и сооружений и включаются в их состав. Например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, канализации.

Следовательно, исключения из объекта налогообложения, предусмотренные ранее действовавшими подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ, применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым организациями на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не составных частей капитальных сооружений и зданий.

Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного Суда РФ от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241, от 17.05.2021 N 308-ЭС20-23222, от 28.09.2021 N 308-ЭС21-6663 применительно к освобождению от налогообложения оборудования по производству древесных гранул, распределительно-трансформаторной подстанции (энергоустановки), линии розлива минеральной воды.

Рассматриваемые выводы необходимо отграничивать от налогообложения объектов, относящихся к недвижимому имуществу. Например, в Определении от 16.07.2021 N 305-ЭС21-10787 Верховный Суд РФ указал, что спорные объекты с учетом отраслевых требований к устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов относятся к капитальным сооружениям. Они спроектированы и смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах, постаментах, опорах), наличие которых обеспечивает прочную связь с землей, а также обеспечивают единый технологический цикл.

В Определении Верховного Суда РФ от 28.06.2021 N 308-ЭС21-9321 отмечается неверное применение льготы по налогу за 2018 год в отношении объекта основных средств "Система очистки и отвода сточных вод ГРЭС". Суды установили, что такой объект соответствует понятию "недвижимое имущество", поскольку фактически образует единый недвижимый комплекс, имеет инженерно-технические связи с другими объектами недвижимости и участвует в едином технологическом процессе работы ГРЭС.

 

<Информация> ФНС России
"Оплатить товары и услуги самозанятого теперь можно безналично в приложении "Мой налог"

Самозанятые лица могут в мобильном приложении "Мой налог" подключить услугу эквайринга для онлайн-оплаты товаров или оказываемых ими услуг

Чтобы воспользоваться услугой, необходимо в приложении "Мой налог" в разделе "Платежи" ознакомиться с услугами эквайринга, предоставляемыми кредитными организациями - партнерами ФНС, и подключить соответствующий сервис.

При формировании счета в разделе "Новая продажа" станет доступен способ оплаты "Онлайн-оплата".

 

<Информация> ФНС России от 04.07.2022 "Для подтверждения вычетов по НДС не нужно представлять таможенные декларации по приобретенным для выполнения работ за границей товарам"

НДС по товарам, приобретенным в России для выполнения работ за пределами ее территории, подлежит вычету на основании счетов-фактур

Это касается случаев, когда, например, подрядчик выполняет строительные работы за пределами РФ, но материалы для их выполнения приобретает на ее территории. Продавцы по таким материалам выставляют счета-фактуры и предъявляют НДС. Подрядчик - покупатель материалов вправе заявить НДС к вычету после принятия указанных товаров на учет и при наличии первичных документов.

При этом обязанность представлять в налоговый орган таможенные декларации (или их копии), подтверждающие вывоз товаров, для подтверждения правомерности применения вычетов по НДС не предусмотрена.

 

<Информация> ФНС России
"Заключившие соглашения о защите и поощрении капиталовложений компании присоединятся к налоговому мониторингу"

ФНС: для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) отменены пороговые критерии для вступления в налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг проводится на основании заявления, полученного от участника СЗПК.

Налоговый орган уведомит об этом орган исполнительной власти, подписавший соглашение.

Доступ к документам участник СЗПК должен предоставить в течение первого года проведения налогового мониторинга.

При проведении мониторинга наряду с правильностью исчисления налогов, сборов и страховых взносов будут проверяться также фактические затраты, по которым предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.

 

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

06.07.2022 Налоговая база по налогу на прибыль для застройщиков определяется по объекту в целом, а не исходя из дохода от реализации отдельных помещений

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.06.2022 № Ф06-18373/22 по делу N А12-7/2021

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком-застройщиком не уплачен налог на прибыль с дохода от реализации объектов недвижимости. Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной. Установлено, что налогоплательщик являлся застройщиком многоквартирного жилого дома (МКД). Налогоплательщиком реализованы два жилых помещения. Признавая решение налогового органа недействительным, суд подчеркнул, что налоговая база для организаций-застройщиков должна определяться исходя не из доходов и расходов от реализации квартир, а из итоговой величины финансового результата (прибыли или убытка). Финансовый результат застройщика от использования средств дольщиков по целевому назначению определяется в целом по объекту строительства (МКД), а не по каждой квартире в отдельности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

06.07.2022 Проверили законность разъяснений по обложению НДФЛ процентов по вкладам

Решение Верховного Суда РФ от 30.05.2022 № АКПИ22-216
Об отказе в иске о признании недействующим письма Минфина России от 20 ноября 2020 г. № 03-04-07/101287

С 2021 г. ввели обложение НДФЛ процентов по вкладам в части, превышающей пороговое значение. Последнее рассчитывают как произведение 1 млн. руб. и ключевой ставки ЦБ РФ. Минфин России разъяснил, что такие доходы учитывают при определении базы за тот налоговый период, в котором они были фактически получены. Если по условиям договора проценты зачисляют в счет пополнения того же вклада клиента, доход учитывают в налоговом периоде, в котором они зачислены. ВС РФ счел, что такие разъяснения законны. Они не изменяют и не дополняют нормы НК РФ. Так, доходы в виде процентов по вкладам в банках учитывают при определении базы по НДФЛ за налоговый период, в котором они фактически получены. Доходы от уплаты таких процентов, которые выплачивают или зачисляют на счет в банке после 1 января 2021 г., т. е. в налоговом периоде за 2021 г., облагаются налогом при условии, что общая сумма вкладов одного налогоплательщика составляет 1 млн. руб.и более. Получение такого дохода связано не с периодом его формирования в предыдущем налоговом периоде, а с датой фактического зачисления на счет либо днем получения. Подобные суммы, полученные после 1 января 2021 г., учитываются в налоговом периоде за 2021 г.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

06.07.2022 Нарушение сроков проведения налоговой проверки само по себе не нарушает права налогоплательщика на стадии взыскания доначисленных налогов

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2022 № Ф05-5146/22 по делу N А40-36310/2021

По мнению налогоплательщика, требование об уплате доначисленной задолженности и решение о взыскании незаконны, поскольку приняты с нарушением сроков из-за затягивания проверки и вынесения решения по ее результатам. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогоплательщика. Срок на принудительное взыскание задолженности налоговым органом не нарушен. При этом само по себе возможное нарушение сроков проведения налоговой проверки, оформления решений не имеет безусловного юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности. В данном случае действия налогового органа, связанные с продлением срока вынесения решения, направлены на соблюдение прав налогоплательщика, связанных с его ознакомлением с материалами, поступившими в налоговый орган после окончания дополнительных мероприятий налогового контроля.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

06.07.2022 Общество обязано представить документы налоговому органы вне рамок налоговой проверки, если в требовании отражен перечень истребуемых документов, информация о конкретных счетах-фактурах

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2022 № Ф05-5359/22 по делу N А40-69393/2021

Налоговый орган привлек общество к ответственности за непредставление документов и сведений в отношении его контрагентов, указанных в требовании. По мнению общества, требование не содержит сведений о какой-либо проверке, проводимой у контрагентов, а также обоснованной необходимости в получении запрашиваемых документов. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией общества. В требовании о представлении документов (информации) отражен перечень документов, информация о конкретных счетах-фактурах, а также указано, что истребование документов проводится вне рамок проведения налоговых проверок. Данная формулировка в требовании о предоставлении документов (информации) является в достаточной степени конкретной и позволяющей обществу индивидуализировать истребованные налоговым органом документы. Более конкретные реквизиты запрашиваемых документов не могут быть известны налоговому органу. Отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

06.07.2022 Налоговую базу по НДС при реализации годных остатков транспортных средств страховая компания должна рассчитывать исходя из полной стоимости реализуемых остатков

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2022 № Ф05-8116/22 по делу N А40-132492/2021

Налоговый орган доначислил страховой компании НДС в связи с занижением налоговой базы при реализации годных остатков транспортных средств (ГОТС). Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа. Поскольку спорные ГОТС в деятельности, освобождаемой от налогообложения, не использовались, и операции по реализации спорных ГОТС не являются услугами по страхованию, сострахованию и перестрахованию, соответственно, отнесение указанных операций к деятельности, освобождаемой от налогообложения НДС, является ошибочным. Поэтому общество при реализации ГОТС не вправе рассчитывать налоговую базу по НДС по "межценовой разнице". Соответственно, налоговую базу по НДС при реализации ГОТС страховая компания должна рассчитывать исходя из полной стоимости реализуемых ГОТС.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

07.07.2022 Налоговый орган вне рамок налоговой проверки вправе запрашивать у общества документы и информацию в отношении его работника, даже если они содержат персональные данные

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.06.2022 № Ф03-2021/22 по делу N А51-6884/2021

По мнению общества, налоговый орган вне рамок налоговой проверки не вправе истребовать документы и информацию в отношении его работника (трудовой договор, сведения о работе и об увольнении, контактные данные); это является нарушением законодательства о персональных данных. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Требование выставлено по результатам проведенного налоговым органом анализа движения денежных средств по расчетным счетам общества, в ходе которого выявлено неоднократное перечисление денежных средств за указанного работника другой организации. Суд пришел к выводу, что необходимость в представлении документов обусловлена потребностью получения налоговым органом информации относительно конкретных сделок. Сам по себе факт наличия у истребуемой информации признаков персональных данных не влечет отказ в ее представлении уполномоченному органу в порядке, установленном действующим законодательством.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

07.07.2022 При несоблюдении положений о премировании, установленных в локальном акте организации, выплаченные сотрудникам премии могут быть исключены из расходов по налогу на прибыль

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.05.2022 № Ф03-1519/22 по делу N А59-1863/2021

По мнению налогоплательщика, его затраты на премирование сотрудников соответствуют критериям расходов по налогу на прибыль, так как связаны с его производственной деятельностью и являются экономически обоснованными. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Премии выплачены по основанию "производственные показатели работы компании". Согласно Положению о премировании такое премирование может осуществляться по итогам успешной работы предприятия за год, однако в соответствующие периоды налогоплательщиком был получен убыток. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что выплаченные премии не соответствуют критериям, установленным в локальных актах налогоплательщика, следовательно, неправомерно отнесены на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

04.07.2022 За 10,5 месяцев работы положена компенсация отпуска, как за полный год. Это следует еще из правил 1930 года

Если сотрудник проработал 10 месяцев 20 дней, этот стаж округляют до 11 месяцев. А за 11 месяцев положена полная компенсация за неиспользованный отпуск.

Разъяснение дал Роструд в письме от 22.06.2022 № ПГ/15718-6-1.

Правила подсчета дней компенсации за отпуск приняты еще в 1930 году. Этот документ применяется до сих пор.

По нему увольняемые по любым причинам работники, проработавшие не менее 11 месяцев (стаж, дающий право на отпуск), получают полную компенсацию, то есть за 28 дней.

А значит, в такой ситуации высчитывать пропорцию (28/12×11) не надо.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

05.07.2022 Кассовый чек станет первичным документом без одного обязательного реквизита

Чек ККТ и бланк строгой отчетности будут фигурировать в законе о бухучете как первичные документы.

Это позволит упростить процедуру признания расходов, считает Минфин. Компании и ИП без проблем смогут обосновать расходы с использованием чека ККТ.

Проект опубликовали на федеральном портале.

Поправки предусматривают, что кассовый чек (БСО) может не содержать один обязательный реквизит для первички — ФИО и подпись ответственных лиц.

Все остальные реквизиты там должны быть.

Напомним, обязательные реквизиты первички перечислены в ст. 9 закона о бухучете № 402-ФЗ.

Это такие реквизиты:

наименование документа;

дата составления;

наименование компании;

содержание факта хозяйственной жизни;

величина натурального и денежного измерения;

наименование должности ответственного лица.

Новая норма заработает с 2024 года.

Что еще меняют по ККТ — читайте здесь.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

05.07.2022 Предоплата за услуги гостиниц не облагается НДС, даже если она получена до 1 июля

С 1 июля 2022 года турбизнес (в том числе гостиницы) применяет ставку НДС 0%. Эта норма действует и в том случае, если ранее была получена предоплата за раннее бронирование.

В ситуации разбирался Минфин в письме от 22.06.2022 № 03-07-11/59461.

По статье 167 НК (п.1) момент определения базы по НДС — это наиболее ранняя из дат (отгрузки или оплаты). При этом по ст. 154 НК с аванса не будет НДС, если он идет в счет отгрузки по ставке 0%.

Кроме того, одновременно с введением льготы по НДС для турбизнеса в НК прописали норму о моменте определения налоговой базы (п. 9.2 ст. 167 НК).

Для гостиниц это последнее число налогового периода, то есть последний день квартала.

Минфин сообщает, что предоплата, полученная гостиницей до 1 июля 2022 года, в налоговую базу по НДС не включается.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

05.07.2022 Билеты и путевки для освобождения от НДС не будут бланками строгой отчетности

Сейчас реализация входных билетов на мероприятия, а также путевок в санатории не облагается НДС при условии, что билеты и путевки являются бланками строгой отчетности. Упоминание про БСО уберут из ст. 149 НК.

Минфин подготовил поправки. Проект опубликован на федеральном портале.

Речь идет о таких необлагаемых НДС операциях:

реализация входных билетов и абонементов в театры, на зрелищно-развлекательные мероприятия, аттракционы в зоопарках, океанариумах и парках культуры, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок;

реализация входных билетов и абонементов на спортивные мероприятия;

услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха.

Билеты и путевки по-прежнему будут нужны. Но они уже не будут бланками строгой отчетности.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

06.07.2022 Порог подконтрольных денежных операций подняли до миллиона рублей

Раньше он составлял 600 тысяч.

Сейчас Росфинмониторинг проверяет все сделки свыше 600 тыс. рублей. Законопроект увеличивает эту границу до 1 млн. рублей.

Также увеличится порог по сделкам с недвижимым имуществом — с 3 млн до 5 млн рублей.

Госдума приняла изменения в третьем чтении.

ЦБ считает, что такое увеличение сократит нагрузку на финансовые организации и их клиентов, не снижая при этом эффективность российской «противолегализационной» системы.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

06.07.2022 Госдума одобрила объединение ПФР и ФСС

Соответствуюзий закон принят в третьем чтении

Госдума России в третьем чтении приняла законопроект, который объединяет ПФР с ФСС, и создание с 1 января 2023 единого фонда, пишет РБК.

Согласно документу, с 2023 года в РФ установят единые тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что это позволит повысить максимальные размеры выплат по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По оценкам Минтруда, к 2025 году их максимальный размер вырастет в полтора раза.

Кроме того, введение единого тарифа позволит тем, кто работает по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), оформлять больничные и получать выплаты по беременности, родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет, что в данный момент доступно только работникам с трудовым договором.

Источник: Российский налоговый портал

 

08.07.2022 Чтобы выбрать одну обособку из многих для уплаты НДФЛ, хватит одного уведомления

Если у вас несколько обособок в одном городе, платить НДФЛ можно через какую-то одну. Чтобы ее выбрать, надо подать одно уведомление в одну ИФНС. Дальше налоговики сами между собой разберутся.

За разъяснением обратилась наша подписчица в разделе «Клерк.Консультации».

У организации открылось два ОП в одном муниципальном округе, одно из них выбирается для уплаты НДФЛ.

«Надо ли подавать уведомления в оба ОП?», — интересуется бухгалтер.

Разъяснение дала наш эксперт Надежда Камышева.

Уведомление (КНД 1150097) надо подать только в инспекцию того подразделения, через которое фирма будет перечислять НДФЛ и сдавать 6-НДФЛ.

Налоговики по месту нахождения других подразделений будут проинформированы в автоматическом режиме.

Такая схема описана в письме ФНС от 16.12.2019 № БС-4-11/25885@.

В уведомлении есть поле «Код налогового органа» раздела «Организация и ее обособленные подразделения, расположенные на территории одного муниципального образования».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

09.07.2022 Обновили список работодателей со средней категорией риска. Проверки возобновят в 2023 году

Роструд разместил перечень юрлиц и ИП, чью деятельность отнесли к категории среднего риска.

Узнать, какие работодатели попали в перечень со средней категорией риска, можно на сайте Роструда.

От присвоенной категории риска зависит периодичность плановых проверок. Для категории среднего риска на проверку могут прийти не чаще чем один раз в 5 лет.

До конца 2022 года ввели мораторий на большинство плановых и внеплановых проверок. На нарушение моратория по плановым проверкам можно жаловаться. Но в 2023 году проверки возобновят.

В 2022 году Роструд вправе прийти с проверкой, если есть угроза жизни работника или тяжкого вреда здоровью. Проверять можно только с одобрения прокуратуры.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

На счете 01.1 осталось оборудование, приобретенное в 2019 году, стоимостью 44 720 руб., амортизация - 19 700 руб.
Какими бухгалтерскими проводками данное оборудование перевести на забалансовый счет? В течение какого времени инвентарь и мебель, которые были приобретены до 2022 года и которые числятся на счете 10.9, можно перевести на забалансовый счет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стоимость оборудования, приобретенного в 2019 г., которое в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывалось в составе основных средств, но в соответствии с ФСБУ 6/2020 "Основные средства" таковым не является, списывается с баланса в межотчетный период с использованием счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Если стоимость инвентаря и мебели, отраженная на счете 10 "Материалы", не является существенной величиной, то в настоящий момент времени она подлежит списанию в дебет счет 91, субсчет "Прочие расходы".

Обоснование вывода:

Списание стоимости оборудования

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год организациями в обязательном порядке применяются ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее - ФСБУ 6/2020, Стандарт) и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (п. 1 ч. 1 ст. 2п. 2 ч. 1 ст. 23ч. 11 ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 2 приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н).
Для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся признаками, установленными п. 4 ФСБУ 6/2020.
Для целей бухгалтерского учета основные средства подлежат классификации по:
- видам (например, недвижимость, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь);
- группам.
При этом группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования (абзац второй п. 11 ФСБУ 6/2020).
Стоимостного критерия для отнесения имущества к объектам основных средств в бухгалтерском учете ФСБУ 6/2020 не устанавливает. Кроме того, в этом стандарте исключено указание на установление стоимостного лимита в отношении отдельных единиц активов, а также указание на измерение стоимостного лимита в денежных единицах (Рекомендация Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств" (принята 29.03.2021) (далее - Рекомендация Р-126/2021-КпР)).
В то же время ФСБУ 6/2020 вводит требование об установлении лимита отнесения актива к основным средствам с учетом существенности информации о рассматриваемых активах.
Так, согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может не применять ФСБУ 6/2020 в отношении основных средств, имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах, то есть в отношении "малоценных" активов. Затраты на приобретение или создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Решение об этом раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией*(1).
По нашему мнению, под стоимостью в п. 5 ФСБУ 6/2020 подразумевается первоначальная стоимость ОС, т.к. в данном пункте речь идет о приобретении и создании таких активов. На момент приобретения (создания) известна только первоначальная стоимость ОС.
Таким образом, установленный организацией лимит стоимости малоценных активов должен сравниваться с первоначальной стоимостью рассматриваемых в вопросе активов.
То есть организация с 2022 года может принять решение учитывать затраты на приобретение малоценных активов со сроком эксплуатации свыше 12 месяцев и первоначальной стоимостью менее лимита, установленного в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020, как расходы периода, в котором такие активы были приобретены. При этом организация должна обеспечить надлежащий контроль (в том числе с использованием забалансового учета) наличия и движения таких активов применительно к порядку, установленному ФСБУ 5/2019 "Запасы" для запасов организации (смотрите письмо Минфина России от 15.12.2021 N 07-01-09/102450), то есть как это предписано нормой п. 8 ФСБУ 5/2019 в отношении учета наличия и движения находящихся у организации инструментов, инвентаря, спецодежды, тары и т.д., переданных в производство (эксплуатацию).
Таким образом, при применении нормы п. 5 ФСБУ 6/2020 организации следует соблюсти условие об обеспечении надлежащего контроля за наличием и движением активов, информацию о которых она признает несущественной.
В силу п. 48 ФСБУ 6/2020 последствия изменения учетной политики организации в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 отражаются ретроспективно, то есть так, как если бы новый Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни (в частности, с даты приобретения основных средств)*(2).
В соответствии с п. 49 ФСБУ 6/2020 для облегчения перехода на новый порядок учета ОС в бухгалтерской отчетности, начиная с которой применяется ФСБУ 6/2020, организация может не пересчитывать связанные с основными средствами сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости ОС на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному, в данном случае на 31.12.2021). Смотрите также информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29.
Как видим, организация вправе не пересчитывать сравнительные показатели в бухгалтерской отчетности за периоды до 2022 года, а единовременно скорректировать балансовую стоимость основных средств на начало 2022 года. При этом избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2020.
То есть организация в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 может принять решение произвести единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на 1 января 2022 года в соответствии с п. 49 ФСБУ 6/2020*(3).
При применении ретроспективного или упрощенного способа отражения изменений учетной политики, связанных с переходом на ФСБУ 26/2020, объекты, которые в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе основных средств, но в соответствии с ФСБУ 6/2020 таковыми не являются (первоначальная стоимость которых от 40 тыс. руб. до 100 тыс. руб.), списываются с использованием счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (п. 14 и п. 15 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" и абзац 4 п. 49 ФСБУ 6/2020), за исключением случаев переклассификации таких объектов в другой вид активов.
Таким образом, организации в межотчетный период следует списать балансовую стоимость актива в составе ОС, который имеет первоначальную стоимость ниже лимита, установленного организацией, на нераспределенную прибыль.
При этом под балансовой стоимостью объекта основных средств понимается его первоначальная стоимость, уменьшенная на суммы накопленной амортизации и обесценения (п. 25 ФСБУ 6/2020).
Так как последствия перехода на применение ФСБУ 6/2020 должны быть впервые отражены в бухгалтерской отчетности за 2022 год, операция по списанию основных средств со стоимостью менее установленного лимита не должна оказывать влияние на финансовый результат 2021 года. Иными словами, считаем, что данная операция должна быть проведена в межотчетный период (между 31 декабря 2021 года и 1 января 2022 года), то есть за 2021 год отчетность подается еще без корректировок.
При этом имущество, используемое организацией в течение периода более 12 месяцев, не может учитываться в составе запасов (п. 3 ФСБУ 5/2019). В связи с этим организация не имеет права перевести малоценные активы в состав материально-производственных запасов.
С учетом изложенного при списании балансовой стоимости рассматриваемого в вопросе актива, который в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывался в составе основных средств, но в отношении которого с 01.01.2022 организация не должна применять ФСБУ 6/2020, ей следует произвести следующие записи по счетам:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств"*(4) Кредит 01
- 44 720 руб. - списана первоначальная стоимость актива, который до применения ФСБУ 6/2020 учитывался в составе ОС;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- 19 700 руб. - списана сумма начисленной амортизации по активу, который до применения ФСБУ 6/2020 учитывался в составе ОС;
Дебет 84 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- 25 020 руб. - уменьшена стоимость основных средств на стоимость актива, в отношении которого ФСБУ 6/2020 не применяется.

Списание в расходы инвентаря и мебели

В общем случае до вступления в силу ФСБУ 6/2020" недорогое (стоимостью менее 40 000 руб.) имущество могло быть отнесено в целях бухгалтерского учета к МПЗ (абзац четвертый п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). Соответственно, учет такого "малоценного" имущества до вступления в силу ФСБУ 5/2019 "Запасы" следовало вести в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов".
При этом активы, принятые к учету в качестве МПЗ, подлежали включению в расходы организации при вводе их в эксплуатацию на основании ранее действующих норм пп. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н. То есть в момент ввода в эксплуатацию фактическая себестоимость МПЗ списывалась (в зависимости от направления использования) с кредита счета 10 в дебет счетов производственных затрат (расходов на продажу, расходов для нужд управления). С этой целью учетной политикой устанавливался порядок учета таких объектов после ввода их в эксплуатацию. Такой контроль в отношении "малоценных" ОС может быть реализован посредством:
- ведения количественного учета с отражением имущества за балансом,
- применения документов по учету материалов (смотрите письмо Минфина России от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98).
Смотрите также Энциклопедию решений. Учет приобретения "малоценных" основных средств, учитываемых в качестве МПЗ, до 31 декабря 2021 года.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации стоимость активов со сроком службы более 12 месяцев и стоимостью не более 40 тыс. руб. необходимо было списать в расходы в момент их начала использования.
В случае несвоевременного списания в расходы стоимости такого имущества необходимо учитывать следующее.
Поскольку речь в данном случае идет не об ОС, а об активах, отраженных на счете, то списание стоимости такого имущества осуществляется не в связи с требованиями п. 48 или 49 ФСБУ 6/2020 и не является изменением учетной политики, оказывающим существенное влияние на финансовое положение организации (п. 15 ПБУ 1/2008), а также не является исправлением существенных ошибок (подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010)). Поэтому списывается остаточная стоимость таких объектов не на счет 84, а на прочие расходы (счет 91) и отражается в финансовой отчетности за 2022 год, в т.ч. в Отчете о финансовых результатах в строке "Прочие расходы".
Так, в соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010 неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации признается ошибкой.
Согласно п. 4 ПБУ 22/2010 выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению.
На основании п. 39 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н) изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, в данном случае связанных с неотнесением в расходы стоимости переданных в эксплуатацию малоценных средств, отражаемых в составе МПЗ.
Исходя из общего принципа корректировки информации, содержащейся в бухгалтерском учете, прежде всего следует учесть характер операции по внесению исправлений: является ли она существенной или несущественной.
Полагаем, что в данном случае ошибка в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период не может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период, поэтому она признается несущественной (с учетом п. 3 ПБУ 22/2010).
Если ошибка не является существенной, то на основании п. 14 ПБУ 22/2010 такая ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода, то есть на счете 91, субсчет "Прочие доходы" или субсчет "Прочие расходы" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н)*(5).
Таким образом, активы со сроком службы более 12 месяцев, стоимостью не более 40 тыс. руб., и фактически используемые организацией до 2021 года, подлежат списанию со счета 10 "Материалы" в момент обнаружения ошибки на счет 91 (если общая стоимость таких активов несущественна)*(6).
С учетом изложенного рассматриваемую в вопросе ошибку следует исправлять согласно ПБУ 22/2010 путем отражения прочего дохода в текущем периоде.
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 10
- списаны в состав прочих расходов материалы по фактической себестоимости.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Переход на ФСБУ 6/2020 для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021);
- Вопрос: Особенности перехода на применение ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 6/2020 для малого предприятия (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.);
Вопрос: Как с учетом последних изменений учитывать активы со сроком службы более 12 месяцев, учтенных на счете 10 "Материалы" до 01.01.2021? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.)
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет основных средств и капитальных вложений в соответствии с ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет "малоценных" основных средств.
Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

В 4 квартале 2021 года был отражен документ реализации. Организация уплатила НДС. В 1 квартале 2022 года выяснилось, что был ошибочно отписан товар, сделали сторно документа реализации в 1 квартале 2022 года. Данный документ сторно учли в декларации по НДС в 1 квартале 2022 года.
Можно ли было учесть сторно реализации в 1 квартале 2022 года без сдачи уточненной декларации НДС за 4 квартал 2022 года, или необходимо было сдать уточненную декларацию за 4 квартал 2021 года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае внесение исправлений возможно только путем внесения изменений в книгу продаж прошлого периода (4 кв. 2021 года). Исправления вносятся путем составления дополнительного листа к книге продаж. Обязанности по представлению уточненной декларации (за 4 кв. 2021 года) нет, но в случае ее непредставления излишне начисленный НДС (по ошибочному счету-фактуре) необходимо будет уплатить в бюджет.

Обоснование вывода:
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1137) утверждены формы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок (продаж) при расчетах по НДС, утверждена форма корректировочного счета-фактуры, применяемого при названных расчетах, а также установлены правила заполнения перечисленных документов.
Для регистрации счетов-фактур, выставленных при реализации товаров, (выполнении работ, оказании услуг), предназначена книга продаж (п. 1 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением N 1137, далее - Правила ведения книги продаж).
Порядок внесения исправлений в книгу продаж четко регламентирован п. 3 и п. 11 Правил ведения книги покупок. Из данных норм следует, что при необходимости внесения изменений в книгу продаж (после окончания текущего налогового периода) регистрация счета-фактуры производится в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений (абзац 3 п. 3 Правил заполнения книги продаж).
При этом в книге продаж аннулируется запись по ошибочно выставленному счету-фактуре (п. 11 правил заполнения книги продаж).
Алгоритм регистрации в книге продаж исправленного и нового счетов-фактур с помощью дополнительного листа будет следующим:
1. В строку "Итого" переносятся итоговые данные по графам 14-19 из книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован ошибочный счет-фактура (за 4 квартал 2021 года).
2. Во второй строке производятся записи данных по счету-фактуре, подлежащие аннулированию. Данные указываются точно так же, как они отражены в аннулированном счете-фактуре, но с отрицательным значением (со знаком минус).
В строке "Всего" дополнительного листа книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован ошибочный счет-фактура (за 4 квартал 2021 года), подводятся итоги по графам 14-19. С этой целью из строки "Итого" вычитаются показатели, подлежащие аннулированию.
Данные из строки "Всего" используются для внесения изменений в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок (искажений), допущенных в истекшем налоговом периоде (п. 5 Правил заполнения дополнительного листа книги продаж, применяемой при расчетах по НДС (утверждена Постановлением N 1137), п. 2 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС (утвержден приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).
Как следует из п. 1 ст. 81 НК РФ, недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, и обнаруженные налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации, не влекут за собой обязанности представления уточненной налоговой декларации. В такой ситуации подача уточненной налоговой декларации является правом, но не обязанностью налогоплательщика.
В данном случае организация ошибочно выставила счет-фактуру, т.е. завысила сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, контрагенту этот счет-фактура не направлялся. Очевидно, что такая ошибка не влечет за собой занижение суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации организация может не принимать действий по исправлению допущенной в декларации ошибки.
Как и любая иная декларация, декларация по НДС подлежит обязательной камеральной проверке (п. 1 ст. 88 НК РФ). Такая поверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Приказом Минфина России от 17.07.2014 N 61н "Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" в числе иных утверждено Типовое положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю. В соответствии с данным документом в полномочия территориального органа ФНС входит, в частности, осуществление автоматизированной сверки, сравнительного и перекрестного анализа сведений об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС.
Т.е. при камеральной проверке предоставленных налогоплательщиками деклараций по НДС предусмотрены их сверка и перекрестный анализ.
Однако в рассматриваемой ситуации контрагент ошибочно выставленный счет-фактуру не получал, соответственно в представленной им декларации этот счет-фактура не значится. Как следствие, в подобных ситуациях рассматриваемая ошибка, с большей долей вероятности не выявляется. Если же по каким-то причинам налоговый орган такую ошибку все-таки обнаружит, то следует учесть, что в случае, если при налоговой проверке выявлены расхождения между сведениями из книги покупок покупателя и книги продаж продавца, то указанные расхождения могут быть урегулированы посредством представления пояснений продавца (организации) в соответствии с письмом ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395 (смотрите письмо ФНС России от 25.03.2019 N СД-4-3/5268@). В любом случае, повторим, обязанности по представлению уточненной декларации по НДС не возникает. Вместе с тем нужно понимать, что отказ от представления уточненной декларации повлечет за собой, по сути, невозможность возмещения из бюджета излишне уплаченного НДС. Говоря простым языком, если ошибку не исправить, "лишний" счет-фактура так и будет числится как верный, и, соответственно, НДС по нему должен быть уплачен. Исправление допущенной ошибки, в силу прямых законодательных норм, возможно только путем внесения исправлений в книгу продаж прошлого периода (составлением дополнительного листа).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Индивидуальный предприниматель находится на общей системе налогообложения.
Может ли он снимать со счета денежные средства как доход предпринимателя? Установлены ли какие-либо ограничения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
ИП вправе по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, хранящимися на его расчетном счете, переводить эти средства на свой текущий счет, снимать их со счета и использовать на любые цели, в том числе не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Наличные деньги, полученные ИП с банковского счета, могут без ограничений расходоваться им на личные (потребительские) нужды.

Обоснование вывода:
ГК РФ не разделяет имущество (в том числе денежные средства) физического лица на имущество, принадлежащее ему исключительно как гражданину, и имущество, принадлежащее ему исключительно как ИП. Регистрация физического лица в качестве предпринимателя не влечет обособления части имущества этого лица, поскольку факт государственной регистрации в качестве предпринимателя не означает возникновения нового субъекта с обособленным имуществом, а предпринимательская деятельность гражданина является деятельностью самого гражданина (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 26.08.2011 N 20-14/2/083177@).
В определении от 15.05.2001 N 88-О КС РФ, основываясь на п. 1 ст. 23ст. 24ст. 25 ГК РФ, выразил следующую правовую позицию: поскольку юридически имущество ИП, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, он отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (письмо Минфина России от 03.10.2019 N 03-02-07/1/75974).
Иными словами, обязательства ИП, связанные с его предпринимательской деятельностью, не обособляются от его прочих обязательств как физического лица. Поэтому гражданин, зарегистрированный в качестве предпринимателя, продолжает под своим именем осуществлять права и исполнять обязанности, возникшие у него до такой регистрации, он также отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, приобретенным как до, так и после такой регистрации.
Гражданин, имея статус ИП, использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод (п. 4 постановления КС РФ от 17.12.1996 N 20-П, постановления ФАС Центрального округа от 17.03.2010 N А62-7448/2009, ФАС Уральского округа от 27.02.2010 N Ф09-972/10-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2008 N А38-407/2008-4-53, письмо МНС России от 06.07.2004 N 04-3-01/398). И наоборот, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не имеют обособленного имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.04.2011 N А15-1197/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.09.2010 N А74-1370/2010). Это касается любого имущества, принадлежащего лицу, зарегистрированному в качестве ИП (постановления ФАС Уральского округа от 29.03.2012 N Ф09-981/12 по делу N А76-11260/2011, от 10.06.2009 N Ф09-3754/09-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2012 N Ф02-18/12 по делу N А33-9549/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.11.2010 по делу N А70-13094/2005, Восемнадцатого ААС от 17.07.2012 N 18АП-5812/12 и другие).
Таким образом, денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности, принадлежат ИП как гражданину, и он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению (ст. 128209 ГК РФ). Аналогично ИП может использовать в предпринимательской деятельности денежные средства, принадлежащие ему как физическому лицу, при этом не имеет значения, за счет каких источников получены данные денежные средства.
Сказанное подтверждается и официальными разъяснениями представителей Минфина России и налоговых органов. Так, в письме УФНС по г. Москве от 17.10.2005 N 18-12/3/74603 отмечается, что обязанность налоговых органов по осуществлению контроля над направлениями расходования доходов, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя после налогообложения, действующим законодательством не предусмотрена. А в письме УФНС России по г. Москве от 28.05.2009 N 20-14/2/054094 также разъяснено, что денежные средства, которые остались на расчетном счете индивидуального предпринимателя после уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, могут быть использованы им на личные нужды. При этом уплачивать НДФЛ с указанных средств не следует, так как налогообложение сумм денежных средств, снятых с расчетного счета индивидуального предпринимателя для использования их в личных нуждах, в НК РФ не предусмотрено. Вывод о том, что денежные средства, которые остались на расчетном счете индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, могут быть использованы им на личные нужды, при этом обязанности по уплате НДФЛ у предпринимателя не возникает, представлен в письмах Минфина России от 22.04.2016 N 03-11-11/23843, от 19.04.2016 N 03-11-11/24221, от 11.08.2014 N 03-04-05/39905, от 21.08.2013 N 03-11-11/34286, от 03.02.2009 N 03-11-09/35, от 25.11.2008 N 03-04-05-01/441, от 11.12.2006 N 03-11-05/270, УФНС России по г. Москве от 24.09.2012 N 20-14/089723@.
Таким образом, ИП вправе по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, хранящимися на его расчетном счете, переводить эти средства на свой текущий счет, снимать их со счета и использовать на любые цели, в том числе не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (смотрите дополнительно определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 25.09.2012 N АПЛ12-511).
По поводу снятия наличных отметим, что на ИП распространяются требования указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства". Вместе с тем данные Указания никак не ограничивают право ИП распоряжаться денежными средствами, хранящимися на его расчетном счете, в том числе снимать их со счета и использовать на любые цели, которые посчитает нужным, включая цели, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Иными словами, наличные деньги, полученные ИП с банковского счета, могут без ограничений расходоваться им на личные (потребительские) нужды (смотрите дополнительно письмо Банка России от 02.08.2012 N 29-1-2/5603).
Кроме того, законодательством РФ в настоящее время для ИП не установлены лимиты на снятие наличных или перевод денежных средств на собственные счета. В то же время нужно иметь в виду, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами (в частности на банки), обязаны исполнять требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Предприятие на УСН планирует оплатить перелет бизнес-классом учредителю и сотруднику (не командировка).
Какие налоги нужно будет уплатить? Если это командировка, то можно ли приобретать билеты уровня "бизнес"?

Расходы на проезд сотрудников в командировку и обратно при осуществлении перелета бизнес-классом могут быть учтены при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСН. Если же сотруднику перелет оплачивается не в связи с направлением в командировку, а по обстоятельствам, не связанным с финансово-экономической деятельностью (например, директору приобретаются авиабилеты для перелета по его личным нуждам), расходы на такой перелет учесть в целях налогообложения нельзя. То же самое касается оплаты перелета стороннему лицу - учредителю в случае, если он не является сотрудником организации. Учет расходов на командировки учредителей положениями НК РФ не предусмотрен.
От обложения НДФЛ освобождаются суммы оплаты организацией фактически произведенных и документально подтвержденных расходов работника на проезд к месту командирования и обратно, в том числе бизнес-классом, при условии, что подобные расходы произведены с ведома и согласия работодателя. Если оплата перелета сотрудника, в том числе бизнес-классом, производится для его личных нужд, никак не связанных с деятельностью организации, то в этом случае с сумм, уплаченных за перелет, необходимо уплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Кроме того, НДФЛ необходимо уплачивать в случае, если производится оплата перелета учредителя, причем в такой ситуации не имеет значения, в производственных или личных целях осуществляется перелет. Страховые взносы с сумм оплаты перелета учредителя (если он не является сотрудником) уплачивать не нужно.

УСН

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения при УСН доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения вправе учесть расходы на командировки (подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Они принимаются к учету при условии соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и в порядке, предусмотренном подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ для исчисления налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
Положения НК РФ не содержат ограничений в размере возмещения сумм оплаты проезда сотрудника организации к месту командировки и обратно. Обязательным в данном случае является наличие оправдательных документов, подтверждающих обоснованность расходов. В связи с этим при наличии проездных билетов решения (приказа, распоряжения) работодателя о возмещении работнику расходов на проезд к месту командировки и обратно могут быть учтены при расчете налога по УСН в фактически произведенном размере.
Учитывая изложенное, считаем, что при соответствии расходов на перелет в условиях повышенной комфортности (бизнес-классом) критериям п. 1 ст. 252 НК РФ они могут быть учтены в целях налогообложения. Смотрите дополнительно письмо УФНС России по г. Москве от 26.08.2014 N 16-15/084374, где прямо указывается, что организация вправе отнести на расходы в целях налогообложения прибыли стоимость билетов в бизнес-классе для состоящих в штате командированных сотрудников при наличии соответствующих подтверждающих документов. Ранее аналогичные выводы в отношении расходов на проезд к месту командировки делали и в финансовом ведомстве (письма Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/93, от 21.04.2006 N 03-03-04/2/114).
Вместе с тем, на наш взгляд, во избежание налоговых рисков можно предусмотреть в соответствующем локальном акте организации возможность оплаты проезда сотрудников в командировку, в том числе воздушным транспортом повышенной комфортности (бизнес-класс).
Также акцентируем внимание, что положения подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержат условий о том, что для признания в налоговом учете затрат на командировку командировка должна иметь какой-либо положительный результат, например, подписание договора с контрагентом, ради заключения которого сотрудник ездил в данную командировку. В ст. 252 НК РФ идет речь о направленности расходов на получение дохода, а не о необходимости наличия положительного результата. Поэтому, независимо от того, достигнуты цели командировки или нет (был заключен договор или нет), расходы на нее, включая расходы на проезд, в том числе бизнес-классом, учитываются в целях налогообложения.
Если же сотруднику перелет оплачивается не в связи с направлением в командировку, а по обстоятельствам, не связанным с финансово-экономической деятельностью (например, директору приобретаются авиабилеты для перелета по его личным нуждам), расходы на такой перелет учесть в целях налогообложения нельзя. В этом случае затраты не будут являться экономически оправданными (ст. 252 НК РФ). Кроме того, в п. 29 ст. 270 НК РФ прямо указано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату, в частности, на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий. То же самое касается оплаты перелета стороннему лицу - учредителю в случае, если он не является сотрудником организации. Учет расходов на командировки учредителей положениями НК РФ не предусмотрен.

НДФЛ и страховые взносы

В соответствии с абзацем одиннадцатым п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). При этом абзацем 12 п. 1 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения.
Пунктом 2 ст. 422 НК РФ предусмотрено, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.
Приведенные нормы, как видим, так же как и подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, не содержат каких-либо ограничений, связанных с выбором транспорта, которым осуществляется проезд. Не установлены и максимальные, минимальные суммы рассматриваемой компенсации.
Таким образом, от обложения НДФЛ освобождаются суммы оплаты организацией фактически произведенных и документально подтвержденных расходов работника на проезд к месту командирования и обратно, в том числе бизнес-классом, при условии, что подобные расходы произведены с ведома и согласия работодателя. Повторим, в соответствующем локальном акте организации целесообразно закрепить возможность оплаты проезда сотрудников в командировку, в том числе воздушным транспортом повышенной комфортности (бизнес-класс). Смотрите дополнительно письма Минфина России от 30.12.2011 N 03-04-06/6-364, от 15.08.2013 N 03-04-06/33238.
Также отметим, что возможность применения освобождения от уплаты страховых взносов и НДФЛ никак не связана в НК РФ с возможностью принятия или непринятия расходов на проезд к налоговому учету. Т.е. если по каким-то причинам организация примет решение рассматриваемые расходы при расчете налога по УСН не учитывать, суммы оплаты проезда при соблюдении вышепоименованных условий все равно не будут облагаться НДФЛ и страховыми взносами. Кроме того, обращаем внимание, что для применения возможности освобождения от уплаты страховых взносов и НДФЛ не имеет никакого значения результат командировки: достигнуты ли цель, в связи с которой сотрудник был направлен в командировку, заключен ли договор с контрагентом или нет.
Что касается ситуаций, когда оплата перелета сотрудника, в том числе бизнес-классом, производится для его личных нужд, никак не связанных с деятельностью организации, то в этом случае оснований для неисчисления НДФЛ и страховых взносов не имеется. Т.е. с сумм, уплаченных за перелет, необходимо уплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Кроме того, НДФЛ необходимо уплачивать в случае, если производится оплата перелета учредителя, причем в такой ситуации не имеет значения, в производственных или личных целях осуществляется перелет. Ст. 217 НК РФ не предусматривает норм, позволяющих не облагать НДФЛ доход в виде сумм оплаты командировочных расходов физического лица, не являющегося сотрудником организации. Поэтому с такого дохода (ст. 211 НК РФ) НДФЛ должен быть уплачен в общеустановленном порядке.
Отметим, что в отличие от НДФЛ, страховые взносы с сумм оплаты перелета учредителя (если он не является сотрудником) уплачивать не нужно. Дело в том, что Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за рядом предусмотренных исключений):
- в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
- по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
- по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Организация и ее учредитель не состоят в трудовых отношениях, также между ними не заключены и указанные выше договоры гражданско-правового характера. Соответственно, суммы оплаты за перелет учредителя не признаются объектом обложения страховыми взносами, и, как следствие, не облагаются страховыми взносами. При этом не важно, с какой целью был осуществлен данный перелет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения