Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 1 по 7 июля 2024 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 03.07.2024 N 904
"О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908"

Жир молочный включен в перечень видов товаров, реализация которых облагается НДС по ставке 10%

В раздел "Молоко и молокопродукты (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда)" перечня кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых НДС по ставке 10% при реализации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, включена новая позиция, классифицируемая кодом 10.51.30.400 Жир молочный.

 

Постановление Правительства РФ от 29.06.2024 N 887
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 372"

В новой редакции изложена позиция, классифицируемая кодом 8475 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, перечня технологического оборудования, ввоз в РФ которого не подлежит налогообложению НДС

Речь идет о перечне технологического оборудования, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 372.

Согласно новой редакции освобождается от уплаты НДС ввоз в РФ: секционных стекольных формовочных машин типа AL; комплексного технологического оборудования для производства стеклотары на базе секционной стеклоформующей машины MVP-CHUDA.

 

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Правительство планирует уточнить коды медицинских товаров для целей применения ставки НДС 10%

Уточнения связаны с изменениями в классификаторе ОКПД 2.

Так, раздел II перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 688, предлагается дополнить позицией "22.22.14.190 Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс прочие".

Кроме того, согласно проекту утратит силу сноска к позиции с кодом 32.50.50.190 ***, согласно которой код ОКПД 2, отмеченный знаком "<***>", применяется только в отношении пеленок одноразовых, подгузников и прокладок урологических.

В пояснении к проекту говорится, что код "32.50.50.190" был детализирован из кода "32.50.50.000", поэтому его включение в перечень в полном объеме не приведет к расширению номенклатуры медицинских товаров, которым будет предоставляться преференция в виде пониженной ставки НДС.

Предполагается, что изменения, предусмотренные проектом (в части, касающейся кодов медицинских товаров в соответствии с ОКПД 2, за исключением кодов 22.22.14.000 и 22.22.14.190), будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.

 

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил взимания экологического сбора, в том числе его исчисления, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора"

Предложены правила взимания экологического сбора в отношении производителей и импортеров товаров, а также утилизаторов

Правилами устанавливается порядок взимания, исчисления, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора.

В приложениях приводятся формы необходимых документов, в том числе актов, заявлений и решений уполномоченного органа.

Проектом предусматривается, что правила применяются в отношении товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации и которые произведены на территории РФ или ввезены на территорию РФ с 1 января 2024 г. до 31 декабря 2024 г. и с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2031 г.

 

Приказ ФНС России от 15.04.2024 N ЕД-7-14/306@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@"
Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2024 N 78748.

С 1 января 2025 года применяется обновленная форма уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет по месту нахождения одного из обособленных подразделений организации

В новой редакции изложены форма (формат) и порядок заполнения формы уведомления.

В соответствии с данной формой российские организации уведомляют налоговый орган о выборе инспекции для постановки на учет по месту нахождения одного из обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам.

 

Письмо Минфина России от 25.06.2024 N 03-07-08/59144
"О применении с 1 июля 2024 года налога на добавленную стоимость при оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации"

Минфин информирует о порядке применения НДС при оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также оказании транспортно-экспедиционных услуг

Сообщается, что в соответствии с абзацем десятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ (в редакции Закона N 92-ФЗ) в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (от порта или пограничных станций на территории РФ) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ, применяется ставка НДС в размере 0% при условии представления документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ.

Таким образом, порядок применения НДС в отношении вышеуказанных услуг начиная с 1 июля 2024 года не изменится.

 

<Письмо> ФНС России от 21.06.2024 N ЕА-4-15/7010@
"О реестрах, предусмотренных п. 15 ст. 165 НК РФ (за исключением абзаца десятого п. 15 ст. 165 НК РФ)"

ФНС: с 1 июля изменяются рекомендуемые формы (форматы) представления реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 НК РФ, для подтверждения ставки НДС 0 процентов

Сообщается, что приказ, формы, форматы и порядок заполнения и представления реестров, а также xsd-схемы размещены на сайте ФНС по адресу: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/14984747/.

Письмо ФНС России от 13.03.2024 N СД-4-15/2857@ отменено.

 

<Письмо> ФНС России от 27.06.2024 N Д-5-15/61@
"О работе территориальных налоговых органов при реализации положений пп. 22 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС рассмотрен вопрос о применении налогоплательщиками налоговой ставки 0 процентов в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 164 НК РФ

Согласно указанной норме налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) российскими судоремонтными предприятиями (организациями) по ремонту морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания и судов рыбопромыслового флота при условии заключения инвестиционного соглашения о развитии и модернизации собственных производственных мощностей.

Даны поручения территориальным налоговым органам в части исполнения вышеуказанной нормы.

 

<Письмо> ФНС России от 27.06.2024 N БС-4-21/7260@
"Об изменении порядка заполнения формы "Сведения о государственных воздушных судах и об их владельцах"

ФНС информирует об изменении порядка заполнения формы "Сведения о государственных воздушных судах и об их владельцах"

Сообщается об официальном опубликовании приказа ФНС России от 18.03.2024 N ЕД-7-21/205@ "О внесении изменения в порядок заполнения формы "Сведения о государственных воздушных судах и об их владельцах", утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 29.12.2022 N ЕД-7-21/1284@".

Приказом внесены изменения в пункт 30 порядка заполнения формы "Сведения о государственных воздушных судах и об их владельцах", согласно которым указанная форма сведений заполняется по каждой организации, за которой закреплено (было закреплено) государственное воздушное судно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 

<Письмо> ФНС России от 25.06.2024 N КВ-4-14/7156@
<О постановке на учет в налоговом органе иностранного лица>

ФНС направлены формы заявлений, используемых для налогового учета организаций и ИП, осуществляющих реализацию товаров ЕАЭС посредством электронной торговой площадки

Сообщается о внесении изменений в пункт 4.6 статьи 83 и статью 84 НК РФ в части учета иностранных лиц, указанных в пункте 1 статьи 174.3 НК РФ (иностранные продавцы), вступающих в силу в отношении организаций - с 01.07.2024; в отношении ИП - с 01.01.2025.

Кроме того, статья 83 НК РФ дополнена положением, касающимся учета иностранных организаций - налоговых агентов, указанных в пункте 1.1 статьи 226 НК РФ.

Приведены рекомендуемые формы документов для налогового учета иностранных продавцов, а также даны разъяснения по вопросам постановки на учет иностранных продавцов и иностранных налоговых агентов.

 

<Письмо> ФНС России от 28.06.2024 N БС-4-11/7351@
"О направлении информации"

Даны разъяснения о порядке предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ при продаже транспортного средства

При исчислении НДФЛ сумма дохода, полученная от продажи транспортного средства, может быть уменьшена на размер имущественного налогового вычета (подпункт 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ) или на сумму расходов по приобретению транспортного средства - денежных средств, уплаченных продавцу при покупке ТС (подпункт 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ).

При этом отмечено, что расходы на погашение процентов по целевым займам (кредитам), использованным на приобретение транспортного средства, не могут быть учтены в составе расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Изложенная позиция согласована с Минфином.

 

<Письмо> ФНС России от 01.07.2024 N БС-4-21/7396@
"О составе сведений в целях применения налоговых ставок по земельному налогу, установленных в соответствии с абзацами вторым - четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации"

Направлены разъяснения Минфина об источниках сведений, касающихся целевого использования земельных участков, для целей применения налоговых ставок по земельному налогу

Сообщается в числе прочего, что в целях применения налоговых ставок по земельному налогу в качестве источника сведений, подтверждающих неиспользование по целевому назначению земельного участка, предназначенного для сельхозпроизводства, а также использование земельного участка в предпринимательской деятельности, могут также рассматриваться: постановления по делам об административных правонарушениях; решения судов, вступившие в законную силу; представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений; предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований; представления, постановления, предостережения, вынесенные органами прокуратуры в рамках прокурорского надзора.

 

Письмо ФНС России от 01.07.2024 N СД-4-3/7429@
"О направлении КС по налогу на прибыль"

ФНС направлены обновленные контрольные соотношения показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

Контрольные соотношения разработаны для показателей налоговой декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@.

 

<Письмо> Минспорта России от 24.06.2024 N Исх-03-3-07/10196
<О некоторых особенностях предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при оплате физкультурно-оздоровительных услуг>

Сообщено о необходимости привлечения физкультурно-спортивных организаций и ИП к информационному взаимодействию с налоговыми органами в целях предоставления физлицам социального налогового вычета по НДФЛ

Право налогоплательщиков на получение вычета по НДФЛ в части понесенных расходов на физкультурно-оздоровительные услуги предусмотрено подпунктом 7 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

Сведения, представляемые по расходам физлиц, произведенным начиная с 2024 года, используются для получения налогового вычета у работодателей в течение текущего года, а начиная с 01.01.2025 будут использоваться для подтверждения права на вычет в упрощенном порядке при представлении налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

Отмечено, что уже сейчас возможно формирование сведений о фактических расходах налогоплательщиков в электронной форме в программном обеспечении ФНС России "Налогоплательщик ЮЛ" (https://www.nalog.gov.ru/rn77/program/5961229/).

О получении социальных налоговых вычетов в упрощенном порядке можно ознакомиться на промо-странице "Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ" (http://www.nalog.gov.ru/rn77/ndfl_easy/).

 

<Информация> Минфина России от 03.07.2024 "Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок к законопроекту о совершенствовании налоговой системы"

Минфин сообщает о ключевых поправках, предлагаемых Правительством ко второму чтению законопроекта о совершенствовании налоговой системы

В числе предлагаемых изменений отмечены, в частности:

пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 5% для ИТ-организаций до 2030 года;

возможность применения повышенного коэффициента 2 к расходам в отношении прав пользования российскими программами для ЭВМ;

предоставление регионам права в 2025 - 2030 годах устанавливать для малых технологических компаний пониженные ставки налога на прибыль, зачисляемого в их бюджеты;

преобразование "курортного сбора" в "туристический налог" с предоставлением муниципалитетам права определять необходимость его введения;

в целях недопущения роста цен на лекарства предлагается акциз на фармсубстанцию этилового спирта принимать к вычету при производстве определенных лекарственных средств;

предлагается также уточнить некоторые параметры исчисления НДПИ на добычу угля и руды, используемой при производстве минеральных удобрений, а также акциза на газ, применяемого при производстве аммиака;

предложена корректировка размеров госпошлины за совершение отдельных юридически значимых действий.

 

<Информация> ФНС России
"В июле наступает срок уплаты авансовых платежей по налогам на имущество организаций за II квартал"

ФНС: авансовые платежи по транспортному и земельному налогам, а также налогу на имущество за II квартал 2024 года должны быть перечислены организациями не позднее 29 июля

Одновременно отмечены случаи, когда сроки уплаты авансовых платежей по указанным налогам могут отличаться от указанного выше срока.

Также даны разъяснения, касающиеся представления в налоговые органы уведомлений об исчисленных суммах авансовых платежей по налогам на имущество за II квартал текущего года.

 

<Информация> ФНС России
"С 1 июля продавцы товаров из ЕАЭС должны уплачивать НДС в России"

ФНС: с 1 июля 2024 года организации, зарегистрированные в странах ЕАЭС, реализующие в РФ товары через электронные торговые площадки, обязаны встать на учет в налоговом органе РФ и уплачивать НДС с таких продаж

Соответствующие дополнения предусмотрены новой статьей 174.3 НК РФ.

НДС исчисляется продавцами и посредниками из ЕАЭС исходя из расчетной налоговой ставки в размере 16,67% или 9,09%. Налоговая декларация представляется ежеквартально до 25 числа, а налог уплачивается до 28 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Сообщается также об электронных сервисах, через которые заполняется заявление о постановке на учет, подается налоговая декларация, уплачивается налог и осуществляется взаимодействие с налоговым органом.

 

<Информация> ФНС России
"С 30 июня изменяется порядок определения налогового органа, который принимает решение об отсрочке/рассрочке по налогам"

ФНС информирует, что с 30 июня меняется сумма, от которой зависит, какой налоговый орган будет рассматривать заявление об отсрочке/рассрочке по налогам

Если сумма в заявлении на отсрочку/рассрочку не превышает 50 млн рублей, то его будет рассматривать региональное УФНС России по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица. Если сумма больше или если в течение календарного года в отношении заинтересованного лица уже было принято решение о предоставлении отсрочки/рассрочки, то заявление будет рассматривать Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом.

Отсрочка/рассрочка на уплату налогов предоставляется как физическим лицам, так и юрлицам и индивидуальным предпринимателям. Обратиться можно через личные кабинеты или по телекоммуникационным каналам связи с приложением необходимого комплекта документов.


 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

02.07.2024 Субсидии, не являющиеся целевым финансированием, подлежат учету в составе доходов по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН

По результатам проверки инспекция доначислила обществу налог, уплачиваемый в связи с применением УСН. По мнению инспекции, общество неправомерно не учло в составе доходов сумму субсидии, полученной на приобретение основных средств.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Спорная субсидия не является целевым финансированием и, как следствие, не подлежит освобождению от налогообложения.
Следовательно, общество должно было учесть сумму субсидии в составе доходов для целей УСН, а налоговый орган правомерно доначислил сумму налога.

 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 мая 2024 г. N Ф02-2155/24 по делу N А69-1831/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

02.07.2024 НДС с полученного аванса может быть принят к вычету только после фактического возврата контрагенту суммы, ранее полученной в счет оплаты по расторгнутому договору

Практика высших судебных органов

По результатам камеральной проверки НДС инспекция установила неправомерное завышение налогоплательщиком налоговых вычетов, заявленных в связи с расторжением договора купли-продажи объектов. В возмещении соответствующей суммы налога было отказано.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Для случаев возврата товара законом установлены специальные правила корректировки ранее начисленных продавцом сумм налога посредством их заявления к вычету. Вычеты производятся только после осуществления двусторонней реституции, то есть после возврата сторонами всего полученного по сделке.
В свою очередь контрагентом налогоплательщика расторжение договора купли-продажи не подтверждено. Документы, подтверждающие возврат денежных средств, ранее полученных налогоплательщиком от покупателя, не представлены.
Следовательно, инспекция правомерно отказала налогоплательщику в возмещении сумм НДС.

 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2024 г. N Ф03-1883/24 по делу N А73-9664/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.07.2024 Расходы, понесенные в связи с созданием карьера, включаются в первоначальную стоимость основного средства и учитываются для целей налога на прибыль посредством амортизации

По результатам проверки налоговый орган доначислил обществу налог на прибыль. По мнению налогового органа, общество неправомерно единовременно учло в расходах по налогу на прибыль затраты на формирование основных средств, в том числе карьера.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Тот факт, что карьер относится к основным средствам, подтвержден материалами дела и обществом не опровергнут.
Следовательно, общество должно было учитывать спорные суммы затрат, понесенных на создание будущего основного средства, в его первоначальной стоимости. С момента ввода карьера в эксплуатацию общество вправе учитывать понесенные ранее расходы для целей налога на прибыль посредством амортизации.

 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 мая 2024 г. N Ф02-2178/24 по делу N А78-7422/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.07.2024 Арендодатель, перешедший на УСН, не вправе требовать от арендатора уплаты НДС, входящего в состав арендной платы, если договором предусмотрена возможность уменьшения арендной платы на сумму НДС

Арендодатель обратился в суд с требованием о взыскании с арендатора задолженности по арендной плате. Арендатор против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на то, что арендодатель применяет УСН. В этой связи задолженность по уплате арендной платы в размере, соответствующем сумме НДС, отсутствует.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией арендатора.
Из буквального толкования условий договора следует, что если арендодатель по каким-либо причинам перестанет быть плательщиком НДС, то сумма постоянной части арендной платы подлежит уменьшению на входящую в нее сумму НДС.
В этой связи арендодатель, не являющийся плательщиком НДС, не вправе требовать с арендатора уплаты НДС, входящего в состав арендной платы.

 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2024 г. N Ф02-1037/24 по делу N А33-20061/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

04.07.2024 Денежные средства, снятые директором с расчетного счета, не израсходованные на нужды организации и не возвращенные, облагаются НДФЛ и страховыми взносами

По мнению налогового органа, страхователь неправомерно не начислял НДФЛ и страховые взносы на денежные средства, снятые директором с расчетного счета, не возвращенные и не израсходованные на нужды организации.
Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами налогового органа.
Установлено, что денежные средства, поступившие на расчетный счет от заказчиков за выполненные работы, снимались директором наличными денежными средствами. При этом доказательств использования указанных средств для расчетов с контрагентами общества не представлено.
При условии доказанности получения директором денежных средств и отсутствии достоверных документов, подтверждающих их использование в деятельности общества или возврат, у физического лица возникает доход, подлежащий обложению НДФЛ и взносами.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2024 г. N Ф06-3237/24 по делу N А57-30985/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.07.2024 Налогоплательщик не вправе применять пониженную ставку налога по УСН, предусмотренную законом субъекта РФ, если в налоговую декларацию не включил выручку от льготируемого вида деятельности

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не имел права на применение пониженной налоговой ставки по УСН.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
По закону субъекта РФ право на применение пониженной ставки налога по УСН предоставлялось организациям и ИП, осуществляющим предпринимательскую деятельность по основному виду экономической деятельности с определенным кодом ОКВЭД.
Налогоплательщик осуществлял заявленный в ЕГРИП основной вид деятельности, дающий право на применение пониженной ставки.
Однако в налоговую декларацию по УСН за проверяемый период выручку от льготируемого вида деятельности налогоплательщик не включил, а отразил доход от деятельности по ОКВЭД, которые законом как дающие право на пониженную ставку не предусмотрены.
Суд подчеркнул, что условия для применения пониженной ставки налогоплательщиком не выполнены.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2024 г. N Ф06-2848/24 по делу N А49-2746/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.07.2024 Расходы по УСН по авансовым отчетам работников не могут быть приняты, если не представлены кассовые чеки на приобретение товаров, подтверждение оприходования ТМЦ; у налогоплательщика нет транспортных средств, тогда как заявлены затраты на ГСМ и ремонт автотранспорта

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком завышены расходы по УСН в связи с их документальной неподтвержденностью.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
В подтверждение спорных расходов налогоплательщиком были представлены авансовые отчеты работников (суточные, расходы на покупку ГСМ, ремонт автотранспорта, покупку ряда товаров). При этом кассовые чеки на приобретение товаров не представлены.
Налогоплательщиком не были представлены надлежащим образом оформленные первичные учетные документы, подтверждающие расходование денежных средств на цели финансово-хозяйственной деятельности организации, а также письменные заявления или распорядительные документы на выдачу денежных средств из кассы подотчетному лицу и документы, подтверждающие оприходование ТМЦ, с подписью материально-ответственного лица.
Суд согласился с позицией налогового органа о необоснованности расходов на ГСМ и ремонт автотранспорта, поскольку налогоплательщик не имеет в собственности или аренде транспортных средств. В отношении суточных налогоплательщиком не были представлены трудовые договоры либо коллективный договор, закрепляющие разъездной характер работ. Суд подчеркнул, что представление только Положения о разъездном характере работы нельзя признать надлежащим документальным подтверждением спорных расходов.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 мая 2024 г. N Ф06-3330/24 по делу N А12-4016/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.07.2024 Если вычеты по НДС были правомерно заявлены налогоплательщиком в первичной декларации, то они должны быть приняты даже в случае последующего представления за пределами срока давности уточненных деклараций, в которых изменены другие сведения

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик заявил вычеты по НДС после истечения установленного трехлетнего срока.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.
Установлено, что спорные вычеты были заявлены налогоплательщиком в первичной налоговой декларации.
При этом изменение счетов-фактур, на основании которых заявлялись вычеты (на счета-фактуры от других контрагентов), не свидетельствует о пропуске срока для заявления вычетов, поскольку числовые показатели вычетов не изменялись. То есть сумма вычетов оставалась прежней, менялось только их основание, поэтому вычеты следует считать заявленными в первичной декларации - в пределах установленного срока.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 мая 2024 г. N Ф06-3898/24 по делу N А55-38896/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.07.2024 Суд не согласился с доначислением обществу НДФЛ и с переквалификацией договора оказания услуг в трудовой договор, поскольку физические лица (ИП) не подчинялись внутреннему распорядку и указаниям общества

Налоговый орган полагает, что общество обязано было уплачивать НДФЛ и страховые взносы, поскольку заключенный с физическим лицом договор являлся трудовым.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.
Обществом были заключены договоры оказания услуг с физическими лицами, имеющими статус ИП.
При допросах данные лица подтвердили самостоятельность принятия ими решения о регистрации в качестве ИП. Обществом представлены подписанные с ИП акты и отчеты об оказанных услугах. Заявления от физических лиц о приеме на работу, приказы об их приеме в соответствии со штатным расписанием, оформление записей в трудовые книжки отсутствуют. Физические лица не выполняли любые поручения общества, не несли дисциплинарную ответственность. В самих договорах отсутствовали условия о соблюдении физическими лицами определенного режима работы и отдыха, таким образом, их хозяйственные отношения с налогоплательщиком не являлись трудовыми.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 мая 2024 г. N Ф06-3170/24 по делу N А55-18527/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

01.07.2024 Затраты на отчетность по ТКС идут в расходы по УСН

Перечень расходов по УСН – закрытый. Для электронной отчетности по ТКС из этого перечня подходят два пункта.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 26.04.2024 № 03-11-11/39438.

Расходы на оплату услуг по передаче отчетности в электронном виде по ТКС и настройке работы одного рабочего места могут быть включены в состав расходов по УСН на основании:

подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК – почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК – приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).

При этом расходы должны быть экономически оправданы и документально подтверждены.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

01.07.2024 Самозанятые могут платить НПД за свой металлолом, но не чужой

При перепродаже товаров нельзя применять НПД. Это касается и металлолома.

Разъяснение дает Минфин в письме от 20.03.2024 № 03-11-11/25007.

Нет запрета на применение НПД в отношении доходов самозанятого от реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в процессе собственного производства. Либо при использовании изделий из этих металлов в быту и принадлежащих ему на праве собственности.

Таким образом, если самозанятый сдаст свой металлолом, он может заплатить с этого доход налог на профдоход.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

03.07.2024 Аренду недвижимости в Беларуси можно включать в расходы по УСН

Расходы по УСН должны быть обоснованы, документально подтверждены и входить в перечень статьи 346.16 НК.

В частности, в этот перечень входят расходы на арендные платежи за арендуемое имущество.

Нет запрета учитывать аренду за границей.

Таким образом, при УСН можно учесть в расходах аренду нежилого помещения, находящегося на территории Республики Беларусь и используемого в предпринимательской деятельности.

Такой вывод Минфин делает в письме от 17.06.2024 № 03-11-11/55361.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

04.07.2024 Если авто поставили на учет в конце месяца, за этот месяц налога не будет

За тот год, когда автомобиль поставлен на учет или снят с учета, транспортный налог считают с учетом коэффициента.

Его определяют так: отношение числа полных месяцев, в течение которых авто было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в году.

Об этом напоминает Минфин в письме от 25.04.2024 № 03-05-06-04/39014.

Смотрите в нашей таблице, как учитывают неполные месяцы, в которых была регистрация.

Ситуация

Как учитывают месяц

Автомобиль поставлен на учет до 15 числа месяца

Этот месяц принимается за полный

Автомобиль поставлен на учет после 15 числа месяца

Этот месяц не учитывается

Автомобиль снят с учета до 15 числа месяца

Этот месяц принимается за полный

Автомобиль снят с учета после 15 числа месяца

Этот месяц принимается за полный

Автомобиль поставлен на учет после 15 числа месяца, а снят с учета до 15 числа следующего месяца

Оба месяца не учитываются. Налога не будет

Таким образом, регистрация авто в ГАИ после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог. Такую ситуацию Минфин разъяснял в письме от 25.04.2024 № 03-05-06-04/39012.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

05.07.2024 Продавцы из ЕАЭС при торговле через маркетплейсы должны платить НДС в РФ

С 1 июля продавцы из стран ЕАЭС, реализующие товары через торговые площадки в России, обязаны уплачивать НДС в РФ.

С 1 июля 2024 года продавцы из стран Евразийского экономического союза, реализующие товары через электронные торговые площадки физическим лицам в России, обязаны уплачивать НДС в России. Это требование было введено Федеральным законом от 29.05.24 № 100-ФЗ, который внес изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ.

В соответствии с новыми правилами, организации из стран ЕАЭС, включая комиссионеров, агентов и других посредников, которые осуществляют продажи товаров через электронные площадки ЕАЭС российским потребителям, должны зарегистрироваться в налоговом органе РФ и уплачивать НДС с таких продаж. Налог исчисляется по ставке 16,67% или 9,09% (в зависимости от конкретных условий, предусмотренных НК РФ). Оплата налога должна быть произведена до 28 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, а декларация подается до 25 числа следующего за истекшим кварталом.

Для удобства налогоплательщиков были созданы электронные сервисы, такие как "НДС-офис иностранной интернет-компании" и "Личный кабинет налогоплательщика иностранной организации", через которые можно заполнять заявления о постановке на учет, подавать налоговые декларации и осуществлять оплату налога.

Источник: Российский налоговый портал

 

05.07.2024 Минфин: после модернизации НМА норма амортизации не меняется

Срок полезного использования нематериального актива компания определяет самостоятельно. Этот показатель нужен, чтобы определить норму амортизации.

Причем для ОС после модернизации и реконструкции срок полезного использования можно увеличить. Но для НМА такого правила нет.

При модернизации нематериального актива срок полезного использования не меняется.

Вместе с тем из-за модернизации меняется остаточная стоимость НМА, даже если она была нулевой.

После проведения модернизации НМА амортизацию начисляют по тем нормам, которые были определены при первоначальном включении этих НМА в определенную амортизационную группу.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 11.06.2024 № 07-01-09/53916.

Ведомство также напоминает, что все признаки НМА перечислены в ФСБУ 14/2022. Какие активы подходят под признаки НМА, мы рассказывали тут.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

05.07.2024 Компенсация аренды авто в командировке: начислять ли НДФЛ

Если командированный арендует авто для поездок из аэропорта (вокзала) до места назначения и обратно, то стоимость не облагается страховыми взносами и НДФЛ.

Согласно разъяснениям Минфина, если командированный сотрудник арендует автомобиль исключительно для поездок из аэропорта (вокзала) до места назначения и обратно, то стоимость такой аренды не облагается страховыми взносами и НДФЛ. Это освобождение распространяется на компенсацию расходов на проезд до указанных мест и обратно, включая аренду автомобиля, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы и расходы на проезд в аэропорт или на вокзал.

Однако, если автомобиль используется для других целей, например, для поездок по городу или другим местам, то на стоимость аренды автомобиля нужно будет начислить НДФЛ и страховые взносы в общем порядке.

Это правило основывается на положениях Налогового кодекса РФ, которые освобождают от налогов и взносов компенсационные выплаты, связанные исключительно с командировочными расходами, включая проездные расходы и аренду автомобилей для специфических целей командировки.

Источник: Российский налоговый портал

 

05.07.2024 Налоговый статус физлица определяют по итогам года

Налоговыми резидентами РФ признаются физлица, которые находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Учитывают период в 12 месяцев, предшествующий дате получения дохода. То есть, это период, который затрагивает как текущий год, так и предшествующий – например, с 05.07.2023 по 04.07.2024.

За этот период высчитывают все дни, когда человек находился в РФ.

Окончательный налоговый статус, определяющий ставку НДФЛ с доходов за весь год, определяется по итогам года.

Если по итогам года человек пробыл в РФ 183 дня и более, он считается налоговым резидентом.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 12.04.2024 № 03-04-05/33855.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

05.07.2024 Спортивные мероприятия не облагаются НДС

Согласно пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК от НДС освобождены услуги, оказанные населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Эту норму разъяснил Минфин в письме от 13.06.2024 № 03-07-11/54274.

В НК нет расшифровки, что конкретно понимается под этими услугами, поэтому надо ориентироваться на профильный закон «О физической культуре и спорте в РФ».

По этому закону физкультурные мероприятия – это организованные занятия граждан физкультурой, которая представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний для:

физического и интеллектуального развития способностей человека;

совершенствования двигательной активности;

формирования здорового образа жизни.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Налоговый и бухгалтерский учет у лизингополучателя. Расходы лизингодателя на страхование включены в лизинговый платеж, выкупная цена отдельно не обозначена

Как правильно отразить в бухгалтерском (нет права на упрощенный учет) и налоговом учете приобретение имущества в лизинг (договор от апреля 2024 года)?
Известно:
- среднегодовое удорожание 11,36% (информация предоставлена лизингодателем в ответ на запрос о фактической ставке дисконтирования),
- стоимость имущества по договору поставки 1 809 000,00 руб.,
- расходы на страхование 136 023,00 руб. - включены в график погашения, тремя ежегодными платежами в составе лизингового платежа, т.е. с начислением НДС и % дохода (страхователем и плательщиком по условиям страхования КАСКО является лизингодатель),
- сумма договора лизинга 2 590 958,40 рублей, НДС 431826,40 руб.,
- срок погашения 36 месяцев,
- аванс 180 900 рублей, засчитывается в месяце, следующем после даты передачи имущества в лизинг вместе с текущим лизинговым платежом,
- ежемесячный платеж 62 389,20 руб., начиная с мая и три раза: 117 638,40 руб. (май) и дважды по 116 798,40 руб., последний платеж 62 368,80 руб. (все суммы с НДС).
На каждую платежную дату определена цена досрочного выкупа. Выкупная цена ни в договоре, ни в графике не обозначена, переход права собственности происходит на основании договора об отчуждении права собственности.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В целях налогообложения прибыли лизингополучатель после получения предмета лизинга ежемесячно учитывает в расходах лизинговые платежи, указанные в графике платежей, в том числе включающие возмещение расходов на страхование.

Бухгалтерский учет организуется по правилам ФСБУ 25/2018 с признанием актива в форме ППА и обязательства по аренде. Необходимости выделения из лизинговых платежей расходов на страхование и признания их в бухгалтерском учете по самостоятельному основанию также не усматриваем.

Подробности и пример ниже.

Обоснование позиции:

Налогообложение

1. Прежде обратим внимание, что с 01.01.2022 из главы 25 НК РФ исключены положения, устанавливавшие зависимость налогового учета от содержания договора лизинга, по которому имущество может учитываться либо на стороне лизингодателя, либо на стороне лизингополучателя (пункты 21-2325 ст. 1часть 3 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ).

И в отношении договоров, заключенных с 2022 года, предмет лизинга амортизируется в общеустановленном порядке только собственником-лизингодателем. В налоговом учете лизингополучателя лизинговое имущество не включается в состав амортизируемого вне зависимости от условий договора.

То есть в настоящее время налоговый учет операций лизинга не зависит от условий договора в части выбора балансодержателя. Лизинговые платежи учитываются лизингополучателем при налогообложении как при обычной аренде.

Так, на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ лизингополучатель учитывает в составе расходов, связанных с производством и реализацией, арендные (лизинговые) платежи за принятое в лизинг имущество. В случае, если в состав лизинговых платежей включена выкупная стоимость предмета лизинга, подлежащего по окончании срока действия договора лизинга передаче лизингополучателю в собственность на основании договора купли-продажи, лизинговые платежи учитываются в составе расходов за минусом этой выкупной стоимости.

При методе начисления расходы признаются вне зависимости от факта их оплаты (пп. 13 ст. 272 НК РФ). Авансы не учитываются в расходах налогоплательщика, применяющего метод начисления (п. 14 ст. 270 НК РФ, письма Минфина России от 01.06.2023 N 03-03-06/1/50303от 16.03.2015 N 03-03-06/13706от 18.01.2016 N 03-03-06/1/1123, УФНС России по г. Москве от 01.12.2014 N 16-15/120598).

Таким образом, лизингополучатель ежемесячно включает в расходы лизинговые (арендные) платежи, указанные в графике платежей, и признаваемые после получения предмета лизинга, в том числе оплаченные авансом (п. 1 ст. 252подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Исходя из условий вопроса (без НДС):

- май 2024 - 248 782 руб. (98 032 руб. первый лизинговый платеж, включающий затраты на страхование, плюс сумма зачтенного аванса 150 750 руб.);

- июнь 2024 - март 2025 по 51 991 руб.;

- апрель 2025 - 97 332 руб. - очередной "повышенный" лизинговый платеж;

- май 2025 - 51 991 руб. и так до перехода права собственности.

2. Как правило, уплачиваемая по договору купли-продажи выкупная цена при переходе права собственности на предмет лизинга формирует стоимость собственного имущества, в зависимости от размера амортизируемого или неамортизируемого (подп. 3 п. 1 ст. 254п. 1 ст. 257 НК РФ, письма Минфина России от 25.10.2019 N 03-03-06/1/82149от 12.02.2016 N 03-03-06/3/7617от 24.11.2015 N 03-03-06/1/68220 и др.).

В данном случае выкупная цена ни в договоре, ни в графике платежей отдельно не обозначена и в принципе не упоминается. При этом обновленные формулировки подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяют включить в состав расходов все лизинговые платежи, за исключением непосредственно цены договора купли-продажи, которая в данном случае в договоре лизинга не предусмотрена.

Само по себе отсутствие в договоре лизинга оговорок о выкупной цене или порядке ее определения не препятствует налогоплательщику признавать предусмотренные графиком лизинговые платежи.

Однако мы не можем утверждать о безрисковости такого подхода, тем более не располагая информацией об условиях перехода права собственности на предмет лизинга (которые, возможно, содержатся в общих Правилах лизингодателя).

Сомнения основаны на том, что прежняя позиция контролирующих органов требовала разделять для целей налогообложения плату за пользование предметом лизинга и выкупные платежи. В ином случае вся сумма лизинговых платежей рассматривалась как расходы на приобретение амортизируемого имущества, а потому не могла учитываться в текущих расходах до выкупа (п. 5 ст. 270 НК РФ). Притом что до 2022 года подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержал прямого уточнения об исключении выкупной цены из текущих лизинговых расходов. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: Налоговый учет у лизингополучателя по договору 2022 года, выкупная цена не выделена (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2022 г.).

Говоря о выкупной цене, финансовое ведомство в актуальных разъяснениях обращается к нормам Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ). Со ссылками на п. 5 ст. 15 и п. 1 ст. 28 Закона N 164-ФЗ разъясняется, что выкупной стоимостью предмета лизинга, предусмотренной подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, является цена договора купли-продажи, на основании которой предмет лизинга по окончании срока действия договора лизинга переходит в собственность лизингополучателя (письма Минфина России от 14.05.2024 N 03-03-06/1/43843от 15.02.2022 N 03-03-06/1/10332).

При этом в письме от 29.08.2022 N 03-03-06/1/83809 Минфин обращает внимание, что размер лизинговых платежей, а также выкупная стоимость предмета лизинга определяются действующим договором лизинга.

Полагаем, сказанное актуально и в части возмещения затрат на страхование, заложенных в сумму лизинговых платежей (причем, как мы поняли, с процентом лизингодателя и НДС). Что, на наш взгляд, вполне согласуется с п. 1 ст. 28 Закона N 164-ФЗ.

Учитывая, что страхователем и плательщиком является лизингодатель, у лизингополучателя нет оснований для признания непосредственно расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование (ст. 263 НК РФ).

По нашему мнению, при таких обстоятельствах эти расходы в общем порядке учитываются при расчете налогооблагаемой базы в качестве лизингового платежа на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. Тем более что в структуре лизингового платежа они никак не выделены.

Изложенное в целом позволяет нам говорить о минимальных налоговых рисках при признании лизинговых платежей в рассматриваемых условиях договора, однако исключить иной подход у контролирующих органов мы не можем.

Каких-либо разъяснений по подобным вопросам нами не обнаружено. Для устранения сомнений можем рекомендовать обращение за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или в Минфин России (подп. 12 п. 1 ст. 21п. 2 ст. 24ст. 34.2подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

3. Что касается НДС, то при соблюдении необходимых условий, установленных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, предъявляемый лизингодателем НДС в общем порядке принимается к вычету. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: Особенности налогового учета у лизингополучателя по договору лизинга от 2023 года с авансом (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2023 г.).

Бухгалтерский учет

1. Общий порядок

С 2022 года лизингополучатель (арендатор) организует учет предмета лизинга в соответствии с пп. 10-23 ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды". Ни условия договора лизинга в части выбора балансодержателя, ни порядок бухучета у лизингодателя значения не имеют (п. 2 ФСБУ 25/2018, п. 5.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", п. 1 информационного сообщения Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15 (далее - ИС-учет-15)).

На дату получения предмета лизинга лизингополучатель отражает в бухгалтерском учете право пользования активом (ППА) с одновременным признанием обязательства по аренде (п. 10 ФСБУ 25/2018, смотрите также п. 11подп. "а" п. 12 ФСБУ 25/2018).

В целом учетная схема в момент принятия к учету ППА близка порядку принятия к учету основного средства. Однако оценка актива и обязательства несколько отличается от привычного. В ФСБУ 25/2018 используются такие понятия, как приведенная стоимость, дисконтирование, негарантированная ликвидационная стоимость, справедливая стоимость (по сути, это рыночная стоимость в сделке между невзаимозависимыми лицами) (Приложение А МСФО (IFRS) 16 Аренда, п. 8 ФСБУ 25/2018).

ППА оценивается по фактической стоимости и амортизируется. Фактическая стоимость ППА включает (п. 7п. 13 ФСБУ 25/2018):

а) величину первоначальной оценки обязательства по аренде;

б) арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты (без НДС);

в) затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

г) величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства.

В свою очередь, обязательство по аренде (далее также - ОА) представляет собой кредиторскую задолженность по уплате арендных платежей в будущем и по общему правилу оценивается как суммарная приведенная стоимость этих платежей на дату оценки (пп. 1415 ФСБУ 25/2018, п. 3 ИС-учет-15).

То есть аванс формирует фактическую стоимость ППА, но не учитывается при расчете обязательства по аренде. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: Включение аванса по лизингу в право пользования активом и обязательство по аренде (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2022 г.).

В состав арендных платежей для целей ФСБУ 25/2018 включаются платежи, обусловленные договором аренды, за вычетом НДС. К их числу относятся как суммы периодических платежей, так и выкупные платежи (п. 7 ФСБУ 25/2018).

Согласно п. 15 ФСБУ 25/2018 приведенная стоимость будущих арендных платежей определяется путем дисконтирования их номинальных величин. Дисконтирование производится с применением ставки, при использовании которой приведенная стоимость будущих арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости (НЛС) предмета аренды становится равна справедливой стоимости предмета аренды. При этом НЛС предмета аренды считается предполагаемая справедливая стоимость предмета аренды, которую он будет иметь к концу срока аренды, за вычетом сумм, гарантирующих выкуп, которые учтены в составе арендных платежей.

Учитывая специфику договоров лизинга, в которых, как правило, заложена стоимость выкупа, полагаем, что НЛС предмета аренды может быть равна нулю. На наш взгляд сказанное применимо и к данному случаю, если согласно Правилам лизинга передача права собственности на имущество не сопровождается какой-либо дополнительной платой.

В итоге получается, что номинальные лизинговые платежи путем дисконтирования приводятся к величине, соответствующей рыночной (справедливой) стоимости предмета лизинга. И если предмет лизинга приобретался лизингодателем у поставщика на рыночных условиях, справедливой стоимостью предмета аренды вполне может считаться цена приобретения. Смотрите Рекомендацию Р-133/2021-ОК Лизинг "Справедливая стоимость предмета лизинга" Фонда "НРБУ "БМЦ" от 23.09.2021.

Если сказанное имеет место в данном случае, то первоначальная дисконтированная стоимость ОА может быть определена прямым путем как цена приобретения предмета лизинга у поставщика за вычетом уже фактически уплаченных лизингодателю сумм.

На примере указанных в вопросе данных это означает, что:

а) будущие лизинговые платежи (то есть сумма договора за минусом аванса), без НДС, в размере 2 008 382 руб. (2 590 958,40 - 180 900, минус 20% НДС)

б) приводятся к покупной стоимости имущества, также уменьшенной на аванс, = 1 356 750 руб. (1 809 000 - 180 900, минус НДС).

В таких случаях предпочтительным является применение фактической ставки дисконтирования (пункты 36 Рекомендации Р-65/2015-КпР "Ставка дисконтирования" (принята фондом "НРБУ "БМЦ" 11.09.2015)).

2. Ставка дисконтирования

Законодательно закрепленного метода (алгоритма, формулы) расчета ставки дисконтирования для целей ФСБУ 25/2018 не установлено. Выбор ставки дисконтирования - это предмет профессионального суждения. Смотрите также Рекомендацию Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (принята фондом "НРБУ "БМЦ" от 17.12.2018).

Необходимо соблюдать лишь основное правило (равенство), установленное приведенным выше п. 15 ФСБУ 25/2018. В качестве ориентира можно отталкиваться от примеров в Рекомендации Р-65/2015-КпР, смотрите Пример 3. Фактическая ставка дисконтирования задолженности по лизинговым платежам (п. 4 ч. 1 ст. 21ст. 2224 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

При расчетах можно использовать функции в электронных таблицах, например, в Excel функция Ставка: = Ставка (Кпер; Плт; Пс).

Безусловно, предоставление лизингодателем фактической ставки дисконтирования значительно облегчает расчеты. Однако представляется, что полученная в данном случае информация о среднегодовом удорожании 11,36% вряд ли может использоваться в качестве фактической ставки дисконтирования лизингополучателем.

Во всяком случае, применив эту ставку к графику платежей, мы не смогли выйти на справедливую стоимость лизингового имущества. Учитывая наличие трех повышенных платежей, мы для примера использовали функцию ЧПС (ставка; значение 1; значение 2; ...), заполнив таблицу значениями по графику и использовав месячную ставку дисконтирования, условно 1/12 от 11,36% (более точные расчеты производятся через функции электронных таблиц или программными средствами)*(1). Также обращаем внимание, что расчеты могут несколько различаться в зависимости от конкретных применяемых алгоритмов.

Не исключаем, что для лизингодателя эта ставка вполне корректна, учитывая порядок формирования инвестиции в аренду (пп. 3334 ФСБУ 25/2018) и несение расходов на страхование с включением их в лизинговые платежи. Но механизм формирования ОА лизингополучателем предполагает приведение будущих лизинговых платежей именно к справедливой стоимости предмета аренды, без увеличения на дополнительные затраты лизингодателя.

Стоит отметить, что при невозможности определить ставку дисконтирования указанным выше способом применяется ставка, по которой арендатор привлекает или мог бы привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды. Смотрите абзац второй п. 15 ФСБУ 25/2018, п. 26 МСФО (IFRS) 16 "Аренда". В этом случае первичным является выбор ставки, далее с ее использованием рассчитывается ОА*(2).

Подробнее можно ознакомиться в материале: Вопрос: Как рассчитать ставку дисконтирования лизингополучателем? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2022 г.).

3. Дальнейший учет

Выбранная ставка дисконтирования используется и для последующего начисления процентов на обязательство по аренде.

В течение срока лизинга величина ОА увеличивается на величину начисляемых процентов и уменьшается на величину фактически уплаченных лизинговых платежей. Величина процентов определяется как произведение ОА на начало периода, за который начисляются проценты, и ставки дисконтирования. Периодичность начисления процентов выбирается арендатором в зависимости от периодичности арендных платежей и от наступления отчетных дат. Соответственно, при ежемесячной уплате лизинговых платежей целесообразно начислять проценты также ежемесячно (пп. 181920 ФСБУ 25/2018).

Пример.

Для примера используем условную ставку дисконтирования 2,35% в месяц. С применением этой ставки при исходных данных вопроса мы вышли на величину ОА - 1 357 518 р., близкой к справедливой (покупной) стоимости.

В общем виде схема проводок у лизингополучателя может выглядеть следующим образом:

Дебет 60 Кредит 51

- 180 900 руб. - перечислен аванс;

Дебет 08 ППА Кредит 76 ОА

- 1 357 518 руб. - получено имущество, определено обязательство по аренде;

Дебет 08 ППА Кредит 60

- 150 750,00 руб. - аванс включен в фактическую стоимость ППА;

Дебет 01 ППА Кредит 08 ППА

- 1 508 268 руб. - принято к учету ППА.

Далее ежемесячно начисляются амортизация ППА (по аналогии с основными средствами) (п. 10 ФСБУ 25/2018, второе предложение) и процентные расходы. Обращаем внимание, что в случае, когда договором предусмотрен выкуп арендованного имущества, амортизация рассчитывается исходя из реального срока предполагаемого использования предмета аренды (п. 17 ФСБУ 25/2018). Допустим, СПИ предмета лизинга определен как 60 месяцев, амортизация начисляется линейным способом начиная с мая. Проценты в данном случае также начисляются с мая, поскольку в апреле уплачивался и зачтен в счет следующего месяца авансовый платеж.

Для отражения расчетов с лизингодателем используем условный субсчет 76 "Расчеты" (для упрощения округляем до полного рубля и опускаем операции с вычетом НДС):

Май 2024:

Дебет 20 (2644) Кредит 02 ППА

- 25 138 руб. - амортизация ППА (исходя из СПИ 60 месяцев);

Дебет 91 Кредит 76 ОА

- 31 902 руб. - начислены проценты за май (1 357 518 х 2,35%);

Дебет 76 "Расчеты" Кредит 51

- 117 638 руб. - уплачен первый лизинговый платеж;

Дебет 76 ОА Кредит 76 "Расчеты"

- 98 032 руб. - погашено ОА (сумма лизингового платежа без НДС);

Дебет 19 Кредит 76 "Расчеты"

- 19 606 руб. - получен счет-фактура, предъявлен НДС с лизингового платежа.

Как мы понимаем, в этом же месяце засчитывается аванс (а поскольку сумма аванса без НДС учтена в ППА, здесь проводки только в части НДС)*(3):

Дебет 19 Кредит 76 "Расчеты"

- 30 150 руб. - получен счет-фактура от лизингодателя, предъявлен НДС в составе первого лизингового платежа (сумма 180 600 руб.);

Дебет 76 "Расчеты" Кредит 60

- 30 150 руб. - отражено погашение предъявленного НДС авансовым платежом.

К сведению:

Вероятно в данном случае аванс будет увеличивать первый лизинговый платеж без его выделения отдельной суммой. Разделение по проводкам приведено нами для наглядности.

Июнь 2024 г.:

Дебет 20 (2644) Кредит 02 ППА

- 25 138 руб. - амортизация;

Дебет 91 Кредит 76 ОА

- 30 348 руб. - проценты за июнь (сумма ОА уменьшилась, 1 291 388 х 2,35%);

Дебет 76 "Расчеты" Кредит 51

- 62 389 руб. - очередной лизинговый платеж по графику;

Дебет 76 ОА Кредит 76 "Расчеты"

- 51 991 руб. - погашено ОА;

Дебет 19 Кредит 76 "Расчеты"

- 10 398 руб. - предъявлен НДС.

И так ежемесячно до перехода права собственности. Например, 36 месяц (апрель 2027 г.):

Дебет 20 (2644) Кредит 02 ППА

- 25 138 руб. - амортизация;

Дебет 91 Кредит 76 ОА

- 1 193 руб. - проценты за последний месяц (сумма ОА на начало периода 50 781 х 2,35%);

Дебет 76 "Расчеты" Кредит 51

- 62 369 руб. последний лизинговый платеж (в данном случае он чуть меньше остальных);

Дебет 76 ОА Кредит 76 "Расчеты"

- 51 974 руб. - погашено ОА;

Дебет 19 Кредит 76 "Расчеты"

- 10 395 руб. - предъявлен НДС.

В итоге ОА погашается. При наличии остатка он относится на прочий расход (доход) (п. 23 ФСБУ 25/2018). В свою очередь, ППА не "обнуляется", поскольку при лизинге СПИ не ограничивается сроком аренды. После перехода права собственности на основании договора купли-продажи сформированные на субсчетах 01ППА и 02ППА показатели переносятся на счета учета собственных ОС, а дальнейший учет будет вестись уже по правилам ФСБУ 6/2020 "Основные средства".

Дополнительно смотрите в материале: Вопрос: Бухгалтерский учет у лизингополучателя по ФСБУ 25/2018 (с учетом аванса и предполагаемого досрочного выкупа) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.).

Что касается страхования, то аналогично налоговому учету мы в данном случае не усматриваем оснований для выделения таких расходов из лизинговых платежей и признания их в бухгалтерском учете по самостоятельному основанию.

К сведению:

Обращаем внимание, что все приведенные в данном ответе расчеты произведены нами в электронной таблице исключительно для наглядности примера и не предназначены для практического применения. В зависимости от используемых организацией инструментов расчет и подход к выбору ставки дисконтирования может быть иным.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Как лизингополучателю учитывать лизинговые операции при применении ФСБУ 25/2018?;

- Вопрос: Завышение страховой премии по КАСКО лизингодателем на величину НДС (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.);

- Вопрос: Учет лизинговых платежей в связи с их пересчетом в сторону увеличения (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Учет фиксированных страховых взносов ИП на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы"

У ИП на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" есть наемные сотрудники.
Можно ли уменьшить авансовый платеж по налогу за 1 квартал 2024 года на фиксированные страховые взносы за 2024 год без оплаты и на страховые взносы в размере одного процента с доходов, превышающих 300 тыс. руб., за 2023 год (оплачены в 1 квартале 2024 года)? Каким документом уведомить контролирующие органы?

В письме ФНС России от 20 июля 2023 г. N СД-4-3/9255@ по вопросу о порядке учета в составе расходов при применении УСН суммы уплаченных страховых взносов в фиксированном размере, сообщается, что письмом Минфина России от 20.01.2023 N 03-11-09/4254, а также письмами ФНС России от 31.01.2023 N СД-4-3/1023@от 25.04.2023 N СД-4-3/5326@ доводились разъяснения в части уменьшения налога (авансовых платежей) по УСН в 2023 году на уплаченные страховые взносы в фиксированном размере при применении пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов.

По мнению ФНС России, аналогичный порядок уменьшения налога (авансовых платежей) по УСН на уплаченные страховые взносы в фиксированном размере применим и для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Одновременно ФНС сообщила, что разъяснения по вопросу, связанному с датой учета положительного сальдо ЕНС для целей определения правомерности учета в составе расходов уплаченных страховых взносов в фиксированном размере, будут доведены дополнительно.

На наш взгляд, "аналогичность" заключается в выборе варианта распределения перечисленных в качестве ЕНП средств по принадлежности в счет уплаты страховых взносов (ст. 11.3пп. 178 ст. 45п. 2 ст. 432 НК РФ):

1) путем подачи заявления о зачете в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате фиксированных страховых взносов в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, если есть намерение учесть страховые взносы в составе расходов по УСН до наступления срока их уплаты;

2) либо уменьшить налоговую базу по УСН на страховые взносы в том периоде, на который приходится срок уплаты фиксированных страховых взносов (31 января текущего и 1 июля следующего года). В таком случае никаких дополнительных документов в налоговый орган представлять не требуется.

В любом случае для ИП на УСН с объектом "доходы минус расходы" не предусмотрено возможности учесть фиксированные страховые взносы в расходах до момента их фактической уплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Подробнее смотрите в материале: Вопрос: Учет в составе расходов фиксированных страховых взносов при УСН "доходы минус расходы" (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2023 г.).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Вопрос: В 2023 году ИП (УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы") ежеквартально оплачивал 1/4 фиксированных страховых взносов за себя, чтобы принять их к расходам. В октябре 2023 года ИФНС зачла переплату на ЕНС в счет оплаты имущественного и транспортного налога. После сдачи декларации по УСН в январе 2024 года выяснилось, что числится задолженность по фиксированным взносам за 2023 год. Нужно ли подавать уточненную декларацию за 2023 год и исключать из расходов фиксированные взносы? Можно ли погашение задолженности по страховым взносам в 2024 году принять к расходам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2024 г.)

- Вопрос: Нотариус произвел уплату фиксированных взносов за 2023 год в октябре 2023 года. Возможно ли принять данную сумму в расходы 4 квартала 2023 года при расчете НДФЛ, или она спишется 09.01.2024, и принять в расходы данную сумму можно будет только в 1 квартале 2024 года? Можно ли к данной ситуации применить разъяснения Министерства финансов РФ (письмо от 20.01.2023 N 03-11-09/4254) и составить заявление о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) (КНД 1150057)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2023 г.)

- Новые правила уменьшения налога при УСН и ПСН на страховые взносы для ИП (журнал "БУХ.1С", N 10, октябрь 2023 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

О применение коэффициента 1,5 при формировании в целях налогообложения прибыли первоначальной стоимости ОС и НМА

Из норм главы 25 НК РФ следует, что первоначальную стоимость ОС, включенных в реестр радиоэлектронной продукции в сфере искусственного интеллекта или включенных в перечень российского высокотехнологичного оборудования, программ для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ (сфера искусственного интеллекта), можно формировать с применением коэффициента 1,5. Означает ли это, что если компания на ОСНО приобрела оборудование или программы, включенные в указанные реестры (перечни), например, за 1 млн руб., то в расходы в налоговом учете через амортизацию она может списать 1,5 млн руб.? Или компания может применить коэффициент ускоренной амортизации 1,5?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если компания на ОСНО приобрела оборудование или программы, включенные в соответствующие реестры (перечни), за 1 млн руб. (фактические расходы, формирующие первоначальную стоимость, составляют 1 млн руб.), то в целях налогообложения прибыли в расходы через механизм начисления амортизации (а также путем применения "амортизационной премии" в соответствующих случаях) она может списать 1,5 млн руб.

Обоснование позиции:

Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.

При формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, либо включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования, налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 1,5 (абзац 3 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Перечень российского высокотехнологичного оборудования утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.07.2023 N 1937-р, вступившим в силу 21.07.2023.

В отношении высокотехнологичного оборудования обозначенная норма (абзац 3 п. 1 ст. 257 НК РФ) применяется при условии, что оборудование включено в перечень российского высокотехнологичного оборудования к моменту ввода его в эксплуатацию (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.04.2023 N 159-ФЗ).

В итоге налогоплательщик вправе применять коэффициент 1,5 к расходам, формирующим первоначальную стоимость высокотехнологичного оборудования, при соблюдении следующих условий (письма Минфина России от 21.12.2023 N 03-03-06/1/124572от 18.12.2023 N 03-03-05/122631от 31.10.2023 N 03-03-06/1/103773от 08.08.2023 N 03-03-06/1/74309):

- оборудование введено в эксплуатацию начиная с 21.07.2023;

- оборудование на дату ввода его в эксплуатацию включено в перечень российского высокотехнологичного оборудования;

- учетной политикой для целей налогообложения на соответствующий год предусмотрено применение коэффициента.

Налогоплательщик вправе учитывать "амортизационную премию", предусмотренную абзацем 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, в отношении обозначенного оборудования исходя из его первоначальной стоимости, сформированной с применением коэффициента 1,5 (письмо Минфина России от 02.11.2023 N 03-03-06/1/104586).

Коэффициент 1,5 распространяется на основные средства, включенные в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, при условии, что они введены в эксплуатацию начиная с 01.01.2023 (письмо Минфина России от 08.11.2022 N 03-03-06/1/108245).

Из приведенной нормы (абзац 3 п. 1 ст. 257 НК РФ) следует, что коэффициент 1,5 применяется к расходам, формирующим первоначальную стоимость объекта основных средств, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, либо включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования. В том случае, если организация принимает решение применять данный коэффициент, фактические расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором объект пригоден для использования, увеличиваются в 1,5 раза.

Соответственно, если фактические расходы составляют 1 млн руб., то первоначальная стоимость объекта основных средств в налоговом учете составит 1,5 млн руб. Как результат, на расходы через механизм начисления амортизации (а также путем применения "амортизационной премии" в соответствующих случаях) будут списаны 1,5 млн руб.

Аналогичный подход применяется и в отношении НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта.

Согласно абзацам 111213 п. 3 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.

Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом.

При формировании первоначальной стоимости НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта, налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 1,5.

Обратите внимание: в силу подп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, введенного с 01.01.2023 Федеральным законом от 14.07.2022 N 321-ФЗ, налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше трех в отношении НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Положение настоящего подпункта не распространяется на НМА, срок полезного использования которых определен налогоплательщиком самостоятельно (но не менее двух лет).

Следовательно, указанный специальный коэффициент к основной норме амортизации может применяться с 01.01.2023 только в тех отчетных (налоговых) периодах, в течение которых программы для ЭВМ и базы данных находятся в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных. Применение коэффициента не зависит от даты ввода в эксплуатацию соответствующего объекта НМА (письмо Минфина России от 20.07.2023 N 03-03-06/1/67848).

Таким образом, помимо того, что в отношении НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, первоначальную стоимость можно определить как расходы на приобретение (создание), увеличенные в 1,5 раза, так еще и начислять амортизацию по таким активам можно в ускоренном режиме. Смотрите также письмо Минфина России от 20.02.2024 N 03-03-07/14915 (можно ознакомиться в сети Интернет).

К основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, с 01.01.2023 также можно применять в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (подп. 5 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

Применение повышающего коэффициента возможно только в том случае, если на дату ввода в эксплуатацию амортизируемого основного средства оно включено в единый реестр российской радиоэлектронной продукции. На возможность применения коэффициента не влияет дальнейшее нахождение такого основного средства в реестре либо его исключение из него.

Если амортизируемое основное средство, включенное на дату ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, введено в эксплуатацию до 01.01.2023, то, по мнению Минфина России, применение специального коэффициента возможно не ранее чем с 01.01.2023. При этом важно, чтобы в учетной политике для целей налогообложения на соответствующий год было предусмотрено применение повышающего коэффициента (письма Минфина России от 20.07.2023 N 03-03-06/1/67848от 11.07.2023 N 03-03-06/1/64410).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Определение первоначальной стоимости амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли (май 2024 г.);

Энциклопедия решений. Учет приобретения НМА за плату (май 2024 г.);

Энциклопедия решений. Учет НМА, созданных в организации (май 2024 г.);

Энциклопедия решений. Расходы в целях налогообложения прибыли при реализации амортизируемого имущества (май 2024 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"МеталлоПрофиль
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения