Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 30 марта по 5 апреля 2015 г.

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 26.03.2015 N 278
"О внесении изменений в инвестиционную декларацию расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании"

Уточнены требования к долям отдельных ценных бумаг в расширенном инвестиционном портфеле государственной управляющей компании, состоящем из средств пенсионных накоплений

Так, определено, что суммарная доля государственных ценных бумаг РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ и иностранной валюте, и облигаций, исполнение обязательств по выплате номинальной стоимости которых либо по выплате номинальной стоимости и частично или полностью купонного дохода по которым обеспечено государственной гарантией РФ, не может составлять менее 40 процентов (ранее - 50 процентов) расширенного инвестиционного портфеля.

Также предусмотрено, что входящие в расширенный инвестиционный портфель государственные ценные бумаги РФ одного выпуска не должны превышать 80 процентов (ранее - 70 процентов) находящихся в обращении государственных ценных бумаг этого выпуска.

 

Приказ ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@
"Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов"
Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2015 N 36602.

Решения о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и сборов оформляются в соответствии с утвержденными формами

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных обязательных платежей в бюджет определен статьей 78 НК РФ.

ФНС России утвердила формы документов, применяемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов, в том числе:

Сообщения о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа);

Заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа);

Решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа);

Решения об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога (сбора, пени, штрафа).

 

Приказ ФСС РФ от 27.03.2015 N 124
"О внесении изменений в Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. N 19"

В связи с обновлением расчета (Форма 4-ФСС) актуализирована Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе ФСС РФ

В частности, в новой редакции изложены приложения 1, 2, 3 к "Технологии приема расчетов...", содержащие в том числе описание формата наименования и размера файла расчета в электронном виде, описание формата файла расчета, соответствующего "бумажной" форме расчета.

 

Приказ ФНС России от 27.03.2015 N ММВ-7-6/124@
"Об утверждении формата представления баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета в электронной форме"

Обновлен формат представления сведений по форме 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств"

Формат представления сведений в электронном виде приведен в соответствие с "бумажной" формой Баланса, с учетом внесенных в него изменений приказом Минфина России от 19.12.2014 N 157н (в том числе: уточнены наименования отдельных строк и добавлены новые строки, в связи с чем изменен расчет итоговых значений по разделам актива и пассива баланса).

 

Письмо ФНС России от 23.03.2015 N ГД-4-3/4565@
"По отдельным вопросам, возникающим в ходе формирования информации, представляемой налогоплательщиками в налоговые органы во исполнение пункта 8 статьи 261 НК РФ"

Представленную налогоплательщиком информацию по новому морскому месторождению, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на котором пришлась на период до 01.01.2016, уточнять не требуется

По общему правилу к новым морским месторождениям углеводородного сырья относятся месторождения, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период с 01.01.2016.

Также, по решению налогоплательщика, к новым морским месторождениям могут быть отнесены месторождения, для которых степень выработанности запасов всех видов углеводородного сырья (за исключением попутного газа) по состоянию на 01.01.2014 составляла менее 1 процента.

Налогоплательщики, владеющие лицензиями на пользование такими участками недр, представляют в налоговые органы информацию, установленную пунктом 8 статьи 261 НК РФ.

Сообщается, что в случае, если дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на месторождении, отнесенном налогоплательщиком к новым морским месторождениям углеводородного сырья, пришлась на период до 01.01.2016, то уточнять ранее предоставленную им информацию не требуется, поскольку такая обязанность НК РФ не установлена.

 

<Письмо> ФНС России от 23.03.2015 N ГД-4-3/4556@
"О налоге на добавленную стоимость"

В отношении услуг по перевозке за пределами территории РФ товаров воздушными судами, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, применяется код операции 1011471

Льгота по НДС в отношении услуг, предусмотренных новым подпунктом 2.10 пункта 1 ст. 164 НК РФ, применяется с 1 января 2015 года.

До внесения изменений в порядок заполнения налоговой декларации по НДС предлагается в отношении указанных операций применять код 1011471.

 

<Письмо> ФНС России от 23.03.2015 N ГД-4-3/4564@
"О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 11.02.2015) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ"

По состоянию на 11 февраля 2015 года подготовлен реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу http://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=52.

 

<Письмо> ФНС России от 23.03.2015 N ГД-4-3/4568@
"О направлении разъяснений по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций сумм процентов по долговым обязательствам"

Проценты по кредиту на реконструкцию объекта основных средств не учитываются в измененной первоначальной стоимости такого объекта

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение. Первоначальная стоимость изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения основных средств и по иным аналогичным основаниям.

В отношении расходов в виде процентов по кредитам, займам и иным долговым обязательствам Налоговым кодексом РФ предусмотрены особенности их учета при налогообложении. Такие затраты налогоплательщика учитываются в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Аналогично учитываются проценты по долговым обязательствам, привлеченным, например, для приобретения, достройки или реконструкции объекта основных средств.

 

<Письмо> ФНС России от 23.03.2015 N БС-4-11/4595
"О транспортном налоге"

При отсутствии сведений о мощности двигателя маломерного судна транспортный налог исчисляется с единицы транспортного средства

В отношении водных транспортных средств базой для исчисления налога является мощность двигателя в лошадиных силах либо (в отношении водных транспортных средств, не имеющих двигателей) - единица транспортного средства.

Сообщается, что в случае передачи регистрирующими органами сведений о зарегистрированных маломерных судах без указания сведений о мощности двигателя, транспортный налог исчисляется по налоговой ставке, установленной в отношении иных водных транспортных средств, не имеющих двигателей (в сумме 200 руб. с единицы транспортного средства).

 

Сборник примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности
(одобрен Советом по аудиторской деятельности Минфина России)

Опубликован сборник примерных форм аудиторских заключений

Формы предназначены для использования при проведении аудита (оказании аудиторских услуг) в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

В сборнике представлены примерные формы аудиторских заключений, которые могут быть использованы с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства РФ:

с выражением немодифицированного мнения;

для случаев, когда на аудитора возлагается выполнение дополнительной работы;

с выражением модифицированного мнения;

содержащего привлекающую внимание часть.

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

30.03.2015 Госдума приняла законопроект о снижении НДС до 10% на авиаперевозки и обнулении для электричек

Документ был принят сразу во втором и третьем чтениях

Депутаты Государственной думы России в пятницу во втором и третьем чтениях приняли проект закона, уменьшающий ставку НДС с 18% до 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа, пишет ПРАЙМ.

В первом чтении документ касался только обнуления до 2017 г. НДС на пригородные пассажирские перевозки. Нулевой НДС предлагается установить до 31 декабря 2016 г. в качестве антикризисной меры. 

Во втором чтении в документ были внесены изменения, которые касались снижения НДС на внутренние авиаперевозки. Они будут облагаться по ставке 10% с 1 января 2015 г. до 31 декабря 2016 г. включительно.

Источник: Российский налоговый портал

 

30.03.2015 Надзорные каникулы закрепят в налоговом законодательстве

Мособлдума хочет прописать надзорные каникулы для малого бизнеса в НК РФ

Депутаты Московской областной думы предлагают прописать надзорные каникулы для малого бизнеса в Налоговом кодексе России. Предполагается, что если за последние три года малые компании не нарушали законодательство о налогах и сборах, то они будут освобождены от проверок на следующие три года, сообщает газета Известия.

От проверок предлагается освободить тех представителей малого бизнеса, которые в течение трех лет исправно уплачивали налоги. «Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки организаций, отнесенных к субъектам малого предпринимательства ... в течение последующих 3 лет после проведения последней выездной налоговой проверки или нескольких проверок, не выявивших нарушений законодательства о налогах и сборах, за предыдущие 3 последовательных года», — данные поправки предлагается внести в с. 89 «Выездная налоговая проверка» НК РФ.

В пояснительной записке отмечается, что выездная налоговая проверка длится от двух до шести месяцев, при этом налогоплательщику нужно подготовить целый пакет документов, а также присутствовать при любых осмотрах и экспертизах. В итоге проверка требует от предпринимателя материальных расходов и большого количества времени, что негативно влияет на его текущую деятельность.   

Источник: Российский налоговый портал

 

30.03.2015 Под закон о банкротстве физлиц подпадут 418,2 тысяч россиян

Общая сумма таких задолженностей составила свыше 2 трлн руб.

Количество исполнительных производств по взысканию с физических лиц задолженности выше 500 тыс. руб. на конец февраля 2015 г. составило 418,2 тыс. Общая сумма таких задолженностей составила свыше 2 трлн руб., передает газета Известия.

Все эти должники с 1 июля, когда вступит в силу закон о банкротстве физлиц, смогут подать в суд заявление о своем банкротстве, чтобы избавиться от долгов. По закону для этого требуются два условия: общая сумма денежных требований не менее 500 тыс. руб. и неисполнение их физлицом в течение трех месяцев. 

Источник: Российский налоговый портал

 

31.03.2015 Тюремные сроки для предпринимателей заменят десятикратными штрафами

В России грядет новая либерализация уголовного законодательства

Министерство экономического развития подготавливает проект закона, который расширяет список экономических преступлений, по которым обвиняемый может быть освобожден от уголовной ответственности, если преступление совершено впервые, возмещен ущерб и уплачен штраф государству, сообщает РБК.

Речь идет о ст. 76.1 Уголовного кодекса России, она распространяется на такие статьи, как «Уклонение от уплаты налогов», «Незаконное предпринимательство» и другие статьи главы 22 УК РФ, карающей за преступления в сфере экономической деятельности.

Действие этой нормы будет распространяться на статьи УК РФ, где возможна оценка ущерба, а также затрагивать преступления небольшой и средней тяжести.

Согласно законопроекту, на освобождение от уголовной ответственности смогут рассчитывать бизнесмены, в отношении которых заведено дело по статье о мошенничестве в сфере предпринимательства (ст. 159.4 УК РФ), чего нет в действующем законодательстве. На статью «Мошенничество» (ст. 159 УК РФ) либерализация распространяться не будет.

При этом увеличится кратность штрафа, который придется заплатить нарушившим закон предпринимателям. В данный момент для прекращения уголовного дела достаточно компенсировать ущерб и выплатить пятикратный штраф. Данные суммы возрастут в два-три раза. Те, кто совершил преступление впервые, должны будут заплатить десятикратный ущербу штраф, рецидивисты — 15-кратный.

Источник: Российский налоговый портал

 

31.03.2015 Топ-менеджеры смогут не публиковать сведения о своих доходах

Руководители компаний с госучастием будут отчитываться только перед правительством

Топ-менеджеры подконтрольных государству компаний добились возможности не обнародовать свои доходы перед общественностью.

Стоит отметить, что официально этим больше всего возмущался глава ОАО РЖД Владимир Якунин, активным противником был и президент «Роснефти» Игорь Сечин, пишет газета «Коммерсантъ».

Теперь вопрос решен: правительство внесло изменения в законодательство, по которым руководители компаний с госучастием будут отчитываться только перед ним.

Публиковать информацию в СМИ обязаны лишь топ-менеджеры некоммерческих и бюджетных организаций, госкорпораций и компаний, на 100% принадлежащих государству. 

Источник: Российский налоговый портал

 

31.03.2015 Налоговики утвердили контрольные соотношения форм налоговой отчетности по НДС

Это позволит избежать ненужных ошибок при заполнении деклараций

Проверить себя и избежать ошибок при заполнении налоговой декларации по НДС помогут новые контрольные соотношения показателей форм налоговой декларации по НДС. Они размещены на сайте Федеральной налоговой службы России в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям» в подрубрике «Налог на добавленную стоимость». Контрольные соотношения предусматривают как арифметический, так и логический контроль показателей отдельных строк и разделов налоговой декларации, пишет пресс-служба ФНС

Налогоплательщики могут интегрировать эти контрольные соотношения в свои учетные системы, что позволит избежать ненужных ошибок при заполнении деклараций и верно определить свои налоговые обязательства по НДС.

Источник: Российский налоговый портал

 

01.04.2015 Налоговая служба напомнила о новом сроке сдачи отчета по НДС

Декларацию нужно представлять в электронной форме через оператора ЭДО

ФНС России напомнила, что декларацию по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2015 года нужно представить в инспекцию по новой форме. Новая форма утверждена приказом ФНС России от 29.10.2014 г. № ММВ-7-3/558@.

К декларации теперь надо включать дополнительные сведения, которые содержатся:

– в книге покупок и книге продаж налогоплательщика;

– в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур – только в отношении посреднических операций;

– в счетах-фактурах, выставленных лицами, указанными в п.5 ст. 173 НК РФ.

Декларацию по новой форме необходимо подать по окончании I квартала 2015 года не позднее 27 апреля 2015 года (25 и 26 апреля 2015 года – выходные дни).

Декларацию нужно представлять в электронной форме через оператора ЭДО. Если налогоплательщик вместо декларации в электронном виде представит ее на бумаге, то такая декларация не будет считаться представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Источник: Российский налоговый портал

 

01.04.2015 Малайзия запустила систему возврата НДС иностранным туристам

Минимальная сумма покупок, подлежащая освобождению от налога составляет $80

В Малайзии с 1 апреля начинает действовать система возврата НДС для иностранцев, которые посещают страну с краткосрочным визитом. Минимальная сумма покупок, подлежащая освобождению от 6%-го налога составляет $80, сообщает ТАСС.

Во всех крупных аэропортах Малайзии, в частности в главных туристических городах, созданы пункты такс-фри. Система возврата почти такая же, как и действует во многих других странах. Иностранцам нужно предъявить паспорт, товары, подлежащие освобождению от НДС, при чем они должны быть приобретены в магазинах, которые имеют соглашение с международными системами такс-фри.

При этом частичный возврат стоимости товаров осуществляется только в аэропортах, этого нельзя будет сделать на сухопутных и морских выездах из страны. Также иностранцы, которые пробыли в Малайзии свыше трех месяцев, не смогут рассчитывать на получение подобной компенсации, исключение составляют только дипломаты.

Источник: Российский налоговый портал

 

01.04.2015 Челябинская область освободила от налогов внутренний транспорт аэропортов

Поблажкой смогут воспользоваться международные аэропорты в Челябинске и Магнитогорске

Депутаты Законодательного собрания Челябинской области внесли изменения в региональный закон, согласно которому аэропорты области освобождены от налога на внутренний транспорт, передает ТАСС.

Законопроект предусматривает, что от уплаты транспортного налога будут освобождены транспортные средства, которые используются на территории аэропортов и не выезжающие на автомобильные дороги общего пользования.

Льготой смогут воспользоваться международные аэропорты — это челябинский и магнитогорский аэропорты ОАО «Челябинское авиапредприятие» и ФГУП «Магнитогорское авиапредприятие».

«Эта мера носит антикризисный характер и позволит авиапредприятиям расширить инвестиционную программу, начиная с инвестиций в сервисное обслуживание и субсидиями на организацию перелетов внутри страны, заканчивая реконструкцией зданий аэропортов», — заявил глава Заксобрания Владимир Мякуш.

Источник: Российский налоговый портал

 

01.04.2015 Аудиторов обяжут отчитываться перед налоговиками

Соответствующий законопроект подготовил Минфин

Министерство финансов опубликовало новую версию законопроекта, который обязывает аудиторов отчитываться перед налоговыми органами. Данная версия отличается от предыдущей, на которую Минэкономразвития летом 2014 г. дало отрицательное заключение, в выгодную для аудиторов сторону, пишет газета «Коммерсантъ».

В том числе, в документе уменьшен объем информации, которой аудиторы будут обязаны делиться с налоговиками, — на этот раз речь идет только о документах, которые касаются исчисления и уплаты налогов, полученных от самого клиента. При этом предоставлять их будет нужно не всегда, а только в тех случаях, когда налогоплательщик сам не предоставит эти сведения по требованию руководства налогового органа или на основании запроса зарубежных налоговиков. Вступление поправок в силу планируется со следующего года.

По мнению аудиторов, новый документ имеет больше шансов быть принятым, чем предыдущий, но они надеются на его дальнейшее смягчение. 

Источник: Российский налоговый портал

 

01.04.2015 Ставки налога для УСН могут сократить

Перечень видов деятельности на патенте будет расширен

На регистрацию в Государственную Думу поступил законопроект, предусматривающий изменения для специальных налоговых режимов. В частности, для «упрощенки» предложено дать право субъектам РФ устанавливать ставку налога (по объекту налогообложения «доходы») от 1 до 6% в зависимости от категории налогоплательщика.

А для ИП, которые впервые зарегистрированы и осуществляют деятельность в сфере бытовых услуг, ставка налога может быть равна нулю.

Кроме того, вносятся изменения в патентную систему налогообложения. Расширяется с 47 до 62 перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на патентную систему налогообложения (дополнения в пункт 2 статьи 34643 Кодекса).

Источник: Российский налоговый портал

 

02.04.2015 Липецкий «Рошен» обвиняется в незаконном возмещении НДС на 180 млн рублей

Возбуждено уголовное дело

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту незаконного возмещения из российского бюджета НДС липецкой фабрикой «Рошен», пишет РБК.

Уголовное дело было возбуждено по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса России (мошенничество в особо крупном размере). Следствие считает, что при строительстве кондитерской фабрики в Липецкой области мошенническим образом были похищены 180 млн руб. бюджетных средств.

Вчера на территории ОАО «Липецкая кондитерская фабрика «Рошен» прошли обыски, в ходе которых здание кондитерской фабрики было блокировано силовыми структурами.

По информации следователей, в 2012–2013 гг. представители липецкой кондитерской фабрики «Рошен» и ООО «Научно-производственная фирма «Металлимпресс» направили в МИ ФНС России по Липецкой области поддельные документы о якобы выполненных в 2012 г. работах по строительству кондитерской фабрики в размере свыше 1 млрд руб. При этом стоимость работ, которые были выполнены субподрядными компаниями, привлеченными ООО НПФ «Металлимпресс», была явно завышена, а часть фирм вообще не осуществляла никакой финансово-хозяйственной деятельности. По поддельным документам, как считает следствие, липецкая кондитерская фабрика «Рошен» потребовала возмещение НДС на сумму свыше 180 млн руб. 

Источник: Российский налоговый портал

 

02.04.2015 О порядке ведения бухгалтерского учета «упрощенцами» рассказал Минфин

В каком случае можно не применять двойную запись?

Если компания применяет специальный налоговый режим УСН, имеет ли она право на «послабления» в области бухгалтерского учета?

Как рассказал Минфин России, с 1 января 2013 организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность. Такое правило было введено п. 2 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ. В законе установлен перечень экономических субъектов, которые могут не вести бухгалтерский учет. Организации, применяющие УСН, в этот перечень не включены.

Но финансовое ведомство обратило внимание на то, что ведение бухучета в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности может осуществляться микропредприятием как с применением, так и без применения двойной записи. Бухгалтерская отчетность микропредприятия может быть составлена на основе данных Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности независимо от применения двойной записи.

Письмо Минфина России от 27.02.2015 г. № 03-11-06/2/10013

Источник: Российский налоговый портал

 

02.04.2015 Экс-директоры «Замчаловского антрацита» обвиняются в сокрытии 16 млн руб. от налоговиков

Уголовные дела направлены в суд

В Ростовской области в отношении двух экс-руководителей шахты ОАО «Замчаловский антрацит» утверждено обвинительное заключение. Геннадию Лушникову и Валерию Ивашечкину инкриминируется уклонение от налогов в крупном размере, передаетРБК.

Следствие считает, что Лушников, руководивший шахтой с 2013 по 2014 гг., зная, что компания имеет долги по налогам, скрыл свыше 5,6 млн руб., за счет которых должны была быть погашена недоимка. Подобным же образом поступил и Ивашечкин, сменивший Лушникова на посту директора шахты в 2014 г., он скрыл свыше 11 млн руб.

Сейчас уголовные дела прокуратурой города направлены в Гуковский городской суд для рассмотрения по существу.

Источник: Российский налоговый портал

 

03.04.2015 Расходы бизнеса на перевод кассовых сведений в онлайн-режим могут оказаться выше, чем ожидалось

Добровольцы из четырех регионов перешли на онлайн-обмен кассовыми сведениями с ФНС

Расходы бизнеса на перевод кассовых сведений в онлайн-режим могут значительно вырасти. Это следует из доклада ФНС о результатах соответствующего эксперимента, сообщает РБК.

«Я не верил вначале (в успех эксперимента), думал, технологии сбойнут или еще что-то», — говорил глава департамента экономической политики Москвы Максим Решетников в середине марта. Однако «коллеги на федеральном уровне» не подвели, доволен он, — новые технологии работают.

Передавать информацию с касс в ФНС в режиме онлайн предложил Минфин. Ведомство хотело перевести весь бизнес на новую систему к лету будущего года. Но Минэкономразвития настояло на эксперименте.

С 1 августа 2014 г. по 1 февраля 2015 г. его провели налоговики. Добровольцы из четырех регионов (Москва, Московская и Калужская области, а также Татарстан) перешли на онлайн-обмен кассовыми сведениями с налоговыми органами. В ходе эксперимента бизнес должен был удостовериться, что такой подход ему экономически выгоден. А налоговики — проверить, насколько он технически возможен.

Система оказалась рабочей, говорится в докладе налоговой службы по результатам эксперимента. Однако тиражировать подход пока рано. Эксперимент выявил недостаточную защиту данных. Да и расходы на внедрение новых технологий могут оказаться выше, чем анонсировали налоговые инспекторы.  

В итоговом докладе сотрудники ФНС более осторожны в оценках. По их мнению, новый подход «возможно обеспечит сокращение затрат». На доработку кассового аппарата понадобится 6000 руб., отмечается в докладе. Еще от 1819 до 5296 руб. каждый год будут стоить услуги дата-центров (они будут аккумулировать данные с кассовых аппаратов и передавать в налоговую). Также придется заплатить и за защиту информации и доступ каждой кассы к Интернету.

Источник: Российский налоговый портал

 

 

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

НДС

 

У организации не все счета-фактуры имеются в оригинале, но есть сканированные копии. Сканированные копии организация получает посредством электронной почты, отсутствие бумажных экземпляров документов от продавцов обусловлено территориальной отдаленностью организации (не всегда есть возможность их получить). Правомерно ли возмещение НДС на основании сканированных копий счетов-фактур?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При проведении налоговой проверки налоговый орган, скорее всего, посчитает неправомерными вычеты НДС, произведенные на основании сканированных копий счетов-фактур. Возможность отстоять такое применение вычета НДС по правоотношениям, возникшим с момента введения возможности составления и выставления счетов-фактур в электронной форме (электронном виде), маловероятна.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.ст. 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
На основании п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании, в частности, счетов-фактур (п. 1 ст. 172 НК РФ)
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренномглавой 21 НК РФ (п. 1 ст. 169 НК РФ).
В силу абзаца второго п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных п.п. 55.1 и 6 ст. 169 НК РФ.
Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 6 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" во исполнение п. 8 ст. 169 НК РФ, первый экземпляр счета-фактуры, составленного на бумажном носителе, выставляется покупателю, второй экземпляр остается у продавца.
В рассматриваемой ситуации составленные на бумажном носителе счета-фактуры посредством оргтехники были переведены в электронный вид (отсканированы), т.е. нельзя говорить о том, что они составлены в электронной форме в терминологии главы 21 НК РФ.
Письмом от 21.08.2009 N ШС-22-3/660 ФНС России направила для использования в работе систематизированные материалы результатов нормативно-методической работы, выполненной ГНИИ РНС по документированию операций при транспортировке товаров. В данном письме, в частности, сообщается, что официальным подтверждением подлинности счета-фактуры являются оригинальный оттиск печати и оригинальные подписи должностных лиц организации-продавца (смотрите также письма МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404, УМНС России по г. Москве от 30.08.2001 N 02-11/39574).
Имеются примеры арбитражной практики, в которых представлен вывод о том, что нормы налогового законодательства не предполагают возможности подтверждения права на вычет по НДС копиями документов при отсутствии их подлинных экземпляров.
Смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 06.07.2009 по делу N А43-24204/2008-31-810 (определением ВАС РФ от 26.10.2009 N ВАС-13253/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 N 11АП-16169/14, решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2010 N А60-25000/2010-С8. Заметим, что в качестве одного из доводов приводится то, что из полученных посредством факсимильной связи счетов-фактур невозможно установить, каким образом проставлены на них подписи.
В постановлениях ФАС Поволжского округа от 07.06.2008 N А55-11510/2007, от 18.03.2008 N А55-11507/2007-31, от 28.02.2008 N А55-11505/07-35 указывается, что возможность получения счета-фактуры посредством факсимильной связи законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.
В указанной связи также хотелось бы обратить внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11, в котором представлен вывод о том, что законодательством не предусмотрена возможность факсимильного воспроизведения подписи при оформлении счета-фактуры (факсимиле (в переводе с латинского - сделай подобное), представляет собой клише, то есть точное воспроизведение рукописи, документа, подписи средствами фотографии и печати). На наш взгляд, нельзя исключать вероятность в отказе по вычетам НДС на том основании, что в данном случае нельзя установить, была ли отсканированная копия счета-фактуры подписана лично или посредством факсимильной подписи.
Заметим, что и до, и после появления постановления Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11 встречаются судебные решения, в которых судьи исходят из того, что проставление факсимильной подписи на счетах-фактурах само по себе не является обстоятельством, исключающим реализацию права на вычет НДС (постановление ФАС Московского округа от 07.03.2012 N Ф05-4563/11 по делу N А40-128912/2010).
Из постановлений ФАС Московского округа от 05.06.2014 N Ф05-4685/14 по делу N А41-7289/2013, от 14.10.2009 N КА-А40/10645-09, ФАС Уральского округа от 09.06.2008 N Ф09-4137/08-С2, Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2011 N 10АП-5343/11 следует, что наличие факсимильных копий счетов-фактур не препятствует применению вычета по НДС.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11.05.2011 N Ф04-2090/11 по делу N А45-15053/2010 указывается, что налоговое законодательство не предусматривает запрета на предъявление счета-фактуры покупателю путем использования факсимильной связи или какого-либо ограничения ее использования.
Тем не менее вся приведенная правоприменительная практика свидетельствует, что при проведении налоговой проверки налоговый орган, скорее всего, посчитает неправомерными вычеты НДС, произведенные на основании сканированных копий счетов-фактур, так как они не удовлетворяют требованиям п. 6 ст. 169 НК РФ.
Обращаем Ваше внимание также на то, что данные судебные тяжбы рассматривали материалы налоговых проверок, проводимых до введения в НК РФ возможности составления и выставления счетов-фактур в электронной форме (электронном виде). Более поздних материалов в правоприменительной практике нами не обнаружено.
Поэтому, на наш взгляд, возможность отстоять применение вычета НДС на основании сканированных копий счетов-фактур по правоотношениям, возникшим с момента введения возможности составления и выставления счетов-фактур в электронной форме (электронном виде), маловероятна.
Заметим, что абзац второй п. 1 ст. 169 НК РФ, позволяющий составлять и выставлять счета-фактуры в электронном виде, введен 02.09.2010, но реальная возможность обмениваться счетами-фактурами в электронном виде появилась у налогоплательщиков только после вступления в силу приказа ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@ "Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде" (п. 9 ст. 169 НК РФ, смотрите также информацию ФНС России от 12.04.2012 "У российского бизнеса появилась возможность обмениваться счетами-фактурами в электронном виде").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

 

Организацией, применяющей общий режим налогообложения, заключен договор о совместной деятельности с целью строительства газопровода. Организация является участником простого товарищества, которому поручено ведение общих дел (общего учета хозяйственных операций).
Каким образом следует зарегистрировать выставленные поставщиками счета-фактуры для принятия к вычету (возмещению) сумм НДС в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующими нормами главы 21 НК РФ, равно как и правилами регистрации выставленных контрагентами счетов-фактур, не предусмотрено ведения отдельной книги покупок (и журнала регистрации полученных и выставленных счетов-фактур) участником, ведущим общий учет имущества и хозяйственных операции.
Выставленные поставщиками счета-фактуры регистрируются участником, ведущим общий учет, в общеустановленном порядке в части суммы НДС, принимаемой им к вычету.

Обоснование вывода:
Особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) установлены нормами ст. 174.1 НК РФ. Так, из п. 1 ст. 174.1 НК РФ следует, что участник товарищества, на которого возложено ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 146 НК РФ (далее - ответственный товарищ, ответственный участник), исполняет обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 НК РФ, при совершении операций в рамках договора простого товарищества.
Как следует из п. 3 ст. 174.1 НК РФ, только ответственный участник имеет право на вычет НДС по товарам (работам, услугам, в том числе ОС и НМА), приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в рамках договора простого товарищества. Для применения вычета по НДС счета-фактуры должны быть выставлены продавцами в порядке, установленном главой 21 НК РФ, на имя ответственного товарища (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 1581-О).
Тем самым в п. 3 ст. 174.1 НК РФ конкретизированы два из общеустановленных условий для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных продавцами:
- товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ);
- наличие счетов-фактур, оформленных (выставленных) должным образом на имя налогоплательщика (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Вышеуказанное, однако, не исключает условия о том, что НДС может быть принят к вычету только после принятия на учет соответствующих товаров (работ, услуг) (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ) и при наличии соответствующих первичных документов (абзац 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).
При всем вышеизложенном абзацем 2 п. 3 ст. 174.1 НК РФ установлено еще одно условие для применения вычетов по НДС ответственным товарищем - наличие раздельного учета товаров (работ, услуг, в том числе ОС и т.д.), используемых при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества и используемых им при осуществлении иной деятельности.
Вновь введенным Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ пунктом 4 ст. 174.1 (абзац первый) НК РФ предусмотрено, что участник договора простого товарищества, участник договора инвестиционного товарищества - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, ведет учет операций, совершенных в процессе выполнения договора простого товарищества, договора инвестиционного товарищества, по каждому указанному договору отдельно.
При этом отметим, что с 01.10.2013 утратила силу норма п. 5 ст. 174.1 НК РФ, предусматривавшая (в том числе) представление отдельной декларации по каждому договору простого товарищества. В то же время абзацем вторым пункта 4 ст. 174.1 НК РФ предусмотрена обязанность ответственного товарища представлять в налоговый орган по месту своего учета отдельную налоговую декларацию по каждому договору инвестиционного (не простого) товарищества.
Таким образом, на ответственного участника договора простого товарищества возложены обязанности:
1) по обособленному учету операций, облагаемых НДС (осуществляемых в рамках договора простого товарищества) (п. 4 ст. 174.1 НК РФ);
2) отдельному учету приобретения товаров, работ, услуг и т.п., приобретенных в рамках договора простого товарищества, что обуславливает право на применение вычета по НДС (абзац 2 п. 3 ст. 174.1 НК РФ).
В то же время на ответственного участника, как на исполняющего обязанности налогоплательщика НДС в рамках договора простого товарищества, возлагаются обязанности, предусмотренные ст. 169 НК РФ:
- ведение книги покупок и книги продаж "при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии ... (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ)" (п. 3 ст. 169 НК РФ);
- ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Как установлено п. 5.1 ст. 174 НК РФ, сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика, подлежат включению в налоговую декларацию.
На данный момент ни нормами главы 21 НК РФ, ни постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" (далее - Постановление N 1137) не установлено какого-либо особого порядка учета и регистрации счетов-фактур, полученных (выставленных) в рамках совместной деятельности. Не предусмотрено также возможности ведения отдельных книг покупок или книг продаж в целях разграничения основной деятельности и деятельности, осуществляемой в рамках простого товарищества. Такие особенности Постановлением N 1137 предусмотрены только в отношении заполнения порядкового номера счета-фактуры: он дополняется через разделительный знак "/" (разделительную черту) утвержденным участником товарищества цифровым индексом, обозначающим совершение операции в соответствии с конкретным договором простого товарищества (пп. "а" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость).
Таким образом, счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении ответственным участником товаров (работ, услуг) в рамках совместной деятельности, подлежат регистрации в журнале и в книге покупок в общеустановленном порядке. То есть счета-фактуры, полученные ответственным участником от контрагентов, регистрируются в его журнале и книге покупок в хронологическом порядке по мере принятия на учет приобретаемых товаров (работ, услуг) и вне зависимости от вида деятельности - основной или совместной.
При этом, однако, необходимо учитывать следующее. Пунктом 1 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (раздел II Приложения N 4 к Постановлению N 1137), установлено: "Покупатели ведут на бумажном носителе либо в электронном виде книгу покупок, применяемую при расчете по НДС (далее - книга покупок), предназначенную для регистрации счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), выставленных продавцами, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке".
Таким образом, счета-фактуры, выставленные продавцами ответственному участнику, регистрируются в книге покупок только в части суммы НДС, которую ответственный участник вправе принять к вычету.
Как указано в письме Минфин России от 11.01.2012 N 03-07-11/04, суммы НДС по услугам, предъявленные ответственному участнику, принимаются к вычету у этого участника в части стоимости услуг, используемых им для осуществления операций, облагаемых НДС.
Операции по передаче имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества в случае раздела имущества, находящегося в общей собственности участников договора, не признаются объектом налогообложения НДС (пп. 6 п. 3 ст. 39пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Таким образом, вычет сумм НДС по товарам (работам, услугам), использованным при строительстве объектов, передаваемых участникам простого товарищества в пределах их первоначальных вкладов, ответственным участником не производится. Такие разъяснения даны, в частности, в письме Минфина России от 05.05.2008 N 03-07-07/50.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2013 г. N 1118/13 Суд отказал в удовлетворении требований о признании незаконными решений инспекции об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость, поскольку общество в связи с применением системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога плательщиком налога на добавленную стоимость не являлось, в связи с чем оно не вправе заявлять суммы налога на добавленную стоимость в качестве налоговых вычетов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

 

Организация является плательщиком налога на добавленную стоимость, занимается оказанием услуг по транспортировке газа. В октябре 2014 года по договору цессии организация уступила денежное требование, вытекающее из договора транспортировки газа. Переуступаемая дебиторская задолженность покупателя составляла 13 млн. руб., цена по договору цессии - 11 млн. руб. Налоговой базы по НДС не возникает.
Должна ли организация составить (выставить новому кредитору) счет-фактуру? Если да, то как его правильно оформить?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае организация, уступающая денежное требование, обязана выставить соответствующий счет-фактуру.

Обоснование вывода:
Из вопроса следует, что организация является первоначальным кредитором, уступающим денежное требование, вытекающее из договора реализации услуг по транспортировке газа.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также по передаче имущественных прав признаются объектом налогообложения по НДС.
В целях налогообложения уступка права требования по договору рассматривается как реализация имущественных прав (смотрите, например, письмо Минфина России от 02.03.2012 N 03-07-11/58), и судьи (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.12.2012 N Ф06-8792/12 по делу N А65-3860/2012).
Порядок определения налоговой базы при передаче имущественных прав установлен ст. 155 НК РФ.
Так, абзац 2 п. 1 ст. 155 НК РФ предусматривает, что налоговая база при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.
Следовательно, в силу прямой нормы при уступке права требования первоначальный кредитор формирует налоговую базу по НДС только в том случае, если сумма его дохода по договору цессии превышает размер денежного требования, по которому были уступлены права (смотрите также письмо Федеральной налоговой службы от 14.11.2011 N ЕД-4-3/18981@).
В анализируемой ситуации доход компании по договору цессии составил 11 млн. руб., а размер уступаемого требования - 13 млн. руб. Поэтому в данном случае при уступке права требования долга налоговая база по НДС формироваться не должна.
Что касается счета-фактуры, то в силу п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав, обязан выставить соответствующие счета-фактуры.
При этом на основании пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ).
Из совокупного толкования пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ и абзаца 2 п. 1 ст. 155 НК РФ следует, что операции по реализации имущественных прав, вытекающих из договора реализации товаров (работ, услуг), являются объектом обложения НДС, а ст. 155 НК РФ определяет лишь особенности исчисления налоговой базы.
Поэтому в рассматриваемом случае организация, уступающая денежное требование, обязана выставить соответствующий счет-фактуру.
В соответствии с требованиями Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", далее - Правила заполнения счета-фактуры):
- в графе 5 такого счета-фактуры подлежит отражению налоговая база, определенная в порядке, установленном пунктом 1 ст. 155 НК РФ, то есть данном случае 0 рублей (пп. "д" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры);
- в графе 7 - налоговая ставка в размере 18%*(1) (пп. "ж" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры);
- в графе 8 - сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю переданных имущественных прав, в данном случае - 0 (пп. "з" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры);
- в графе 9 - стоимость всего количества переданных имущественных прав - 11 млн. рублей (пп. "и" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

В случае уступки организацией, применяющей УСН с объектом "доходы", денежных требований к другим лицам (к покупателям за поставленные товары по договорам поставки), ранее также приобретенных ею на основании уступки требования, в какой момент времени учитывается доход: на дату заключения договора уступки требования и, соответственно, прекращения долговых обязательств должника или в момент фактического получения денег за уступленное организацией требование к другим лицам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае уступки организацией, применяющей УСН с объектом "доходы", требований к другим лицам, ранее также приобретенных ею на основании уступки требования, в доходах учитывается сумма, фактически полученная по договору уступки требования, на дату поступления денежных средств от цессионария, а не на дату заключения договора уступки требования.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей.
По общему правилу (если иное не предусмотрено законом или договором) любая из сторон гражданско-правового договора может с соблюдением правил, предусмотренных главой 24 ГК РФ, передать свои права и обязанности по этой сделке другому лицу (в том числе и организации).
Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382п. 1 ст. 388 ГК РФ).
Уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (п. 1 ст. 388 ГК РФ).
Соответственно, цессионарий в дальнейшем вправе уступить своё требование новому цессионарию, становясь при этом цедентом.
Федеральным законом от 21.12.2013 N 367-ФЗ в ст. 385 ГК РФ был внесён п. 2, согласно которому, если должник до момента исполнения обязательства получает одно или несколько уведомлений о последующем переходе права, он должен исполнить обязательство тому цессионарию, переход права к которому был последним.

Налоговый учет

Порядок исчисления налога (далее - Налог), уплачиваемого в связи с применением УСН, регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиком учитываются:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме (п. 2 ст. 249 НК РФ). При этом доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не учитываются.
С учётом этого доходом от реализации признается, в частности, выручка от реализации имущественных прав. Сумма денежных средств, полученная от цессионария по договору уступки требования, фактически является доходом цедента, полученным от реализации имущественных прав. И соответственно, подлежит учету при определении налогооблагаемой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письма Минфина России от 16.04.2012 N 03-11-06/2/55, от 25.01.2012 N 03-11-11/11, от 12.10.2011 N 03-11-06/2/142, от 27.02.2009 N 03-11-06/2/30).
При денежных формах расчетов датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу организации. Факт получения дохода устанавливается на основании документов, которыми оформляется хозяйственная операция. Так, поступление денежных средств на расчетный счет налогоплательщика подтверждается банковской выпиской.
Метод признания доходов при УСН не зависит от того, какой объект налогообложения применяет налогоплательщик - "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов". Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Таким образом, исходя из положений п. 1 ст. 346.17 НК РФ необходимым условием для включения дохода в налоговую базу является либо его фактическое получение, либо погашение задолженности иным способом.
Это обуславливает отражение дохода от уступки денежного требования новому кредитору на дату фактического поступления от него денежных средств по общим нормам п. 1 ст. 346.15п. 1 ст. 346.17 НК РФ (см. также письма Минфина России от 25.01.2012 N 03-11-11/11, от 12.10.2011 N 03-11-06/2/142, от 27.02.2009 N 03-11-06/2/30)*(1).
Соответственно, в случае уступки организацией, применяющей УСН с объектом "доходы", требований к другим лицам, ранее также приобретенных ею на основании уступки требования, сумма, фактически полученная по договору уступки требования, учитывается в составе налогооблагаемых доходов в момент поступления денежных средств от цессионария, а не на дату заключения договора уступки требования (см. также п. 2 письма Минфина России от 27.02.2009 N 03-11-06/2/30).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
Энциклопедия решений. Стороны договора поставки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

 

Трудовое право. Выплаты работникам

 

Имеют ли работники, являющиеся временно пребывающими в РФ иностранными гражданами, право на пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком?

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения устанавливаются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ).
Федеральным законом от 01.12.2014 N 407-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2015, в Закон N 255-ФЗ были внесены изменения. В частности, в круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, были включены временно пребывающие в РФ иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), относящиеся к одной из категорий, перечисленных в ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются застрахованными лицами (ч. 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона N 255-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных Законом N 255-ФЗ, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Видами страхового обеспечения являются в том числе пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 1.4 Закона N 255-ФЗ).
Согласно ч. 4.1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Как видно, данная норма устанавливает дополнительное условие, выполнение которого необходимо для возникновения у временно пребывающих в РФ иностранных граждан права на получение пособия по временной нетрудоспособности. Вместе с тем никаких дополнительных условий для возникновения права на получение пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком для данной категории застрахованных лиц не установлено. Закон также не содержит и указания на отсутствие соответствующего права у временно пребывающих иностранцев. Таким образом, по нашему мнению, указанные виды страхового обеспечения предоставляются данной категории застрахованных лиц в общем порядке.
Вместе с тем законодатель, внося приведенные изменения в Закон N 255-ФЗ, очевидно, не планировал распространять на временно пребывающих иностранных граждан право на получение пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона N 577906-6, который в дальнейшем был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ как Федеральный закон от 01.12.2014 N 407-ФЗ, в случае его принятия право на получение пособий в связи с материнством будет предоставляться иностранным гражданам после приобретения ими статуса временно или постоянно проживающих на территории РФ. То есть предоставление соответствующего права временно пребывающим иностранцам не предполагалось. Отметим, что специалисты ФСС России также не усматривают в действующей редакции Закона N 407-ФЗ основания для выплаты указанной категории работников пособий в связи с материнством (письмо от 20.02.2015 N 02-08-01/04-466л).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Ответ прошел контроль качества

 

Сотрудница организации в 2013 году родила ребенка. Отпуск по уходу за ребенком до сегодняшнего дня не оформлялся, сотрудница работает полный рабочий день. В настоящий момент она планирует использовать свое право на отпуск по уходу за ребенком.
Может ли сотрудница оформить один отпуск на все время до достижения ребенком 3-х лет, или она может уйти в отпуск на месяц, вернуться, проработать две недели и снова уйти в отпуск? Обязана ли сотрудница согласовывать свой отпуск с работодателем, или она может выбирать время отпуска исключительно по своему усмотрению?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Женщина вправе по ее собственному усмотрению использовать отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет как полностью, так и частями, что означает, что она может в любое время прервать такой отпуск и выйти на работу, а затем в любое время вправе прервать работу и уйти в отпуск.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком предоставляется женщине по ее заявлению до достижения ребенком возраста трех лет. Из части второй этой статьи следует, что отпуск по уходу за ребенком может быть использован матерью (отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком) как полностью, так и по частям.
Как видим, закон не связывает право работника на его обращение за предоставлением отпуска по уходу за ребенком с каким-либо конкретным моментом времени. По смыслу ст. 256 ТК РФ достаточным основанием для этого является факт ухода за ребенком при условии, что ему не исполнилось три года.
Следовательно, своим правом на отпуск по уходу за ребенком женщина может воспользоваться в любое время до достижения ребенком возраста трех лет, для чего она должна обратиться к работодателю с соответствующим заявлением. А работодатель обязан оформить такой отпуск.
Таким образом, отпуск по уходу за ребенком до трех лет является исключительной инициативой работника, изъявившего желание воспользоваться правом на его предоставление путем подачи заявления на имя работодателя, и не зависит от воли работодателя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 06.08.2012 по делу N 33-4172/2012, апелляционные определения Московского городского суда от 20.03.2013 N 11-8985/13, от 20.11.2014 N 33-46278/14).
Продолжительность отпуска (в пределах периода до достижения ребенком трех лет) определяет сама работница, указывая его в заявлении. Если женщина решит некоторое время поработать на условиях полной рабочей недели (полного рабочего дня), т.е. прервать "детский" отпуск, то в этом случае она имеет возможность до достижения ребенком возраста трех лет выйти из отпуска, а затем снова в него уйти при желании. Работодатель не вправе этому препятствовать.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

 

Является ли разъездной работа водителя, осуществляющего перевозки в течение рабочей смены и в пределах одного населенного пункта? Как определяется разъездной характер работы водителя? Каким образом осуществляется доплата водителю за разъездной характер работы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Регулярные поездки водителя в связи с выполнением им трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 168.1 ТК РФ работникам с разъездным характером работы работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Трудовое законодательство содержание понятия "разъездной характер работы" не раскрывает. Тем не менее в некоторых ведомственных актах изложены определенные указания относительно того, что считать разъездным характером работы. Так, по мнению руководства МЧС России, разъездной характер работы - это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства (Примечание к Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3).
Определение разъездному характеру работы дано и в п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87: разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно. Данное определение нашло применение в судебной практике. Так, суд указал, что разъездной характер работы имеет место, когда работник по роду своей деятельности вынужден находиться большую часть рабочего времени в разъездах (определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).
По нашему мнению, разъездная работа характеризуется перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам или от одного населенного пункта к другому, когда у работника нет постоянного, стационарного рабочего места. В рассматриваемой ситуации характер работы водителя связан с необходимостью постоянного перемещения в пределах одного населенного пункта. Иными словами, регулярные поездки водителей в связи с выполнение ими трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер (апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.11.2014 по делу N 33-24511/14).
Поскольку служебная поездка водителя, постоянная работа которого осуществляется в пути, не является командировкой и время нахождения в этой поездке считается обычным рабочим временем (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15), в табеле учета рабочего времени в дни служебных поездок проставляются явки; работнику начисляется не средний заработок, а заработная плата с учетом всех доплат и надбавок в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда.
Кроме того, как мы указывали, в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ).
Исходя из положений части второй ст. 168.1 ТК РФ оформление разъездного характера работы сводится к следующему.
1. Издается локальный нормативный акт, например приказ или положение о разъездном характере работ. В данном акте должны быть указаны:
- перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер;
- размеры и порядок возмещения работникам расходов, связанных со служебными поездками;
- при необходимости также иные сведения исходя из специфики выполняемой работы.
Эти сведения могут быть также в установленном порядке включены в коллективный договор, если он заключен.
2. Условие о разъездном характере работы должно быть обязательно включено в трудовые договоры с работниками, выполняющими такую работу. В трудовых договорах также можно установить размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками.
В заключение отметим, отсутствие указания в трудовом договоре о том, что работа осуществляется в пути, или о разъездном характере работы само по себе не свидетельствует о том, что такой характер работы отсутствует. Иной подход не соответствовал бы смыслу нормативного регулирования предоставления соответствующих гарантий работникам с особым характером работ, поскольку фактически позволял бы работодателю по собственному усмотрению решать вопрос о предоставлении либо непредоставлении соответствующих гарантий посредством признания или соответственно отрицания особого характера работ у отдельных категорий работников в актах локального регулирования (трудовых договорах и т.д.). Иными словами, при определении наличия или отсутствия факта осуществления постоянной работы в пути или разъездного характера работ необходимо исходить не только из формальных признаков (закрепления такого условия в трудовом договоре, локальном нормативном акте и т.д.), но также и в первую очередь из того, наличествуют ли признаки осуществления работы в пути либо разъездного характера работ фактически (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126).
При фактическом наличии разъездного характера работ либо осуществлении работы в пути отсутствие указания в трудовом договоре об этом является нарушением трудового законодательства, поскольку такое условие является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ) и может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

Разное

 

Предприятие (ЕСХН) получило субсидию по уходу за многолетними насаждениями и на закладку новых садов.
Считается ли указанная субсидия доходом и подлежит ли она налогообложению?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полученные налогоплательщиком субсидии по уходу за многолетними насаждениями и на закладку новых садов в общем порядке должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСХН в качестве внереализационных доходов.

Обоснование вывода:
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее - ЕСХН) относится к специальным налоговым режимам (п. 2 ст. 18 НК РФ), порядок применения которого регламентируется главой 26.1 НК РФ.
Так, порядок определения доходов при ЕСХН установлен в ст. 346.5 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиком учитываются:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Согласно ст. 41 НК доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки (в той мере, в какой такую выгоду можно оценить), и определяемая для организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
Очевидно, что получение организацией денежного финансирования в виде субсидии (в том числе целевой) отвечает приведенному в ст. 41 НК РФ понятию дохода. А поскольку субсидия не является доходом от реализации, то она может быть отнесена к внереализационным доходам.
При этом установлено, что в целях налогообложения ЕСХН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ*(1).
В частности, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налогооблагаемой базы не учитываются средства целевого финансирования (имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования). При этом здесь же приведен и перечень получаемого налогоплательщиком имущества, относящегося к средствам целевого финансирования.
Однако получаемые организацией - плательщиком ЕСХН субсидии (либо иное финансирование), в том числе на конкретные цели (в данном случае - по уходу за многолетними насаждениями и на закладку новых садов), не указаны в числе относящихся к средствам целевого финансирования в понимании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Подпункт 19 п. 1 ст. 251 НК РФ, касающийся непосредственно сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривает невключение в состав налогооблагаемых доходов стоимости полученных ими мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней. Но к денежному финансированию указанная норма не относится.
Учитывая, что в данном случае организация является коммерческой, к ней неприменимы и положения п. 2 ст. 251 НК РФ, на основании которых в целях налогообложения не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Статья 251 НК РФ не предусматривает каких-либо иных оснований для невключения в число налогооблагаемых доходов рассматриваемых субсидий. Отметим, что перечень приведенных в ст. 251 НК РФ доходов, не учитываемых при налогообложении, является исчерпывающим.
В связи с чем получаемые налогоплательщиком ЕСХН субсидии по уходу за многолетними насаждениями и на закладку новых садов в общем порядке должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСХН в составе внереализационных доходов.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Общий порядок определения доходов при ЕСХН;
Энциклопедия решений. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы при ЕСХН;
Энциклопедия решений. Внереализационные доходы при ЕСХН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

 

В организации первичная профсоюзная организация объединяет более половины работников. В настоящее время в организации планируется заключить новый коллективный договор.
Обязан ли работодатель представлять представителю профсоюзной организации (ее председателю) отчет по заработной плате сотрудников?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодатель обязан предоставить запрошенную председателем профсоюза персонифицированную информацию о заработной плате всех работников только в том случае, если соответствующая информация необходима для согласования условий нового коллективного договора либо для осуществления контроля за выполнением действующего коллективного договора, а данное требование мотивировано и цель ее получения сформулирована в запросе.

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 370 ТК РФ и ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах) профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам оплаты труда, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 17 Закона о профсоюзах для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. При этом ни ТК РФ, ни Закон о профсоюзах, ни иные нормативные правовые акты не конкретизируют, что конкретно относится к такой информации, и не содержат перечень документов, которые имеет право затребовать профсоюз.
Профсоюзы вправе запрашивать у работодателя ту информацию, которая связана с реализацией предоставленных им законом прав (смотрите, например, решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 14.08.2013 N 2-4809/19).
В связи с этим отметим, что согласно части первой ст. 30 ТК РФ и ч. 1 ст. 11 Закона о профсоюзах первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы работников данного работодателя, являющихся членами профсоюза, по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов (при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, при осуществлении контроля за его выполнением, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров) - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах.
Из буквального толкования изложенных норм следует, что профсоюзы вправе истребовать у работодателя документы и информацию в целях проведения проверки соблюдения трудовых прав в отношении конкретных работников - членов профсоюза. Однако в области коллективных прав и интересов, в частности по вопросам исполнения коллективного договора, профсоюзы вправе истребовать у работодателя документы и информацию, в том числе сведения о заработной плате, как в отношении работников, являющихся членами профсоюза, так и в отношении работников, не относящихся к таковым. В этом случае работодатель вправе сообщать персональные данные работников, под которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (в том числе его фамилия, имя, отчество, профессия, доходы), профсоюзу без письменного согласия работников, поскольку связана с защитой коллективных прав работников (смотрите п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2012 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012).
Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 17.10.2014 по делу N 33-6616, где суд указал, что предоставление информации о доходах работников (заработная плата, премия) возможно без их письменного согласия в случае, если профсоюзная организация запрашивает данную информацию в целях подготовки к проведению коллективных переговоров для подготовки проекта, заключению и организации контроля за выполнением коллективного договора, что относится к функциям профсоюзов, направленным на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений.
Однако в любом случае реализация права на информацию и на проведение проверок, гарантированных профессиональным союзам Трудовым кодексом РФ и Законом о профсоюзах, не означает наличие у профессиональных союзов безусловного, немотивированного и неограниченного права на истребование от работодателей любых локальных нормативных актов, а также актов индивидуально-распорядительного характера (приказов, распоряжений) (смотрите, например апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 02.07.2013 по делу N 33-7589/2013).
Таким образом, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации работодатель обязан предоставить запрошенную председателем профсоюза персонифицированную информацию о заработной плате всех работников только в том случае, если соответствующая информация необходима для согласования условий нового коллективного договора либо для осуществления контроля за выполнением действующего коллективного договора, а данное требование мотивировано и цель ее получения сформулирована в запросе. В отсутствие в запросе профсоюза соответствующего обоснования данное требование не подлежит удовлетворению (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 15.03.2011 по делу N 33-2197/2011, кассационное определение СК по гражданским делам Магаданского областного суда от 06.09.2011 по делу N 2-346/2011).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

 

 

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения