Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 28 по 31 декабря 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 30.12.2020 N 486-ФЗ
"О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28 июня 1993 года"

Россией ратифицированы изменения в соглашение с Люксембургом, предусматривающие изменение порядка налогообложения дивидендов и процентов

Между Россией и Люксембургом подписан протокол об увеличения ставки налога у источника до 15% в отношении доходов в виде дивидендов и процентов. Исключения предусмотрены для институциональных инвестиций, а также для публичных компаний, не менее 15% акций которых находятся в свободном обращении, и владеющих не менее 15% капитала компании, выплачивающей указанные доходы, в течение года. Кроме того, изменения не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигациям, облигационным займам российских компаний, а также займам, предоставляемым иностранными банками.

 

Федеральный закон от 30.12.2020 N 487-ФЗ
"О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года"

Россией ратифицирован протокол изменений в соглашение с Кипром о налогообложении доходов в виде дивидендов и процентов

Протокол вносит изменения в Российско-кипрское соглашение, предусматривающие, в частности:

увеличение налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов;

применение льготного режима с размером ставки налога не более 5% в отношении институциональных инвестиций, а также для публичных компаний, не менее 15% акций которых находятся в свободном обращении, и владеющих не менее 15% капитала компании, выплачивающей указанные доходы, в течение года.

 

Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

Подписан закон о совершенствовании налогового мониторинга

Законом предусматривается значительное снижение критериев для проведения налогового мониторинга.

Так, в частности:

корректируются критерии для возможности обращения организации с заявлением о проведении налогового мониторинга (в том числе проектом снижен с 300 до 100 млн рублей объем уплачиваемых за календарный год налогов, с 3 до 1 млрд рублей - суммарный объем полученных доходов, а также размер совокупной стоимости активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности);

уточняются основания для проведения выездных налоговых проверок за период, за который проводится налоговый мониторинг (например, выездная проверка проводится в случае невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг (в настоящее время такой срок не установлен), или представления уточненной налоговой декларации, в которой увеличена сумма полученного убытка);

предусматривается положение, на основании которого должностное лицо налогового органа, проводящее налоговый мониторинг, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию);

устанавливается обязанность налогового органа уведомить в электронной форме организацию о наличии основания для досрочного прекращения налогового мониторинга и право организации представить в налоговый орган необходимые пояснения;

корректируются некоторые процедурные вопросы, связанные с порядком проведения налогового мониторинга;

уточняются положения, касающиеся применения заявительного порядка возмещения НДС, освобождения от уплаты акциза.

 

Федеральный закон от 30.12.2020 N 521-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Введен штраф за неоплаченный проезд по платным автомобильным дорогам

За неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог, установлен административный штраф в размере одной тысячи пятисот рублей.

Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд грузового транспортного средства или автобуса повлечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

В случае, если административное правонарушение было зафиксировано специальными техническими средствами два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток.

 

Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 N 2310
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N 601"

До 1 января 2022 года продлевается действие особого порядка осуществления работы вахтовым методом в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции

Также устанавливается, что при невозможности прибытия вахтового (сменного) персонала в связи с противоинфекционными мероприятиями максимальная продолжительность вахты может быть увеличена не более чем на 1 месяц (ранее - на 3 месяца).

Временные правила, которыми установлены особенности порядка применения вахтового метода работы в условиях реализации мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2020 N 601 и распространяются на все организации, применяющие вахтовый метод работы.

 

Постановление Правительства РФ от 23.12.2020 N 2246
"О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"

Уточнены некоторые позиции перечня технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

В частности, исключены позиции, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8501 63 000 0, 8502 13 400 0 и 8502 39 200 0. Включены, в том числе позиции 8455 22 000 8 "Одноклетьевой 6-роликовый реверсивный стан холодной прокатки RZ-ZJ-2019-01", 8456 11 000 0 "Система маркировки пластин INNOLAS IL 1000". Отдельные позиции изложены в новой редакции.

Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

 

Приказ Минфина России от 26.11.2020 N 283н
"О введении документов Международных стандартов финансовой отчетности "Продление срока действия временного освобождения от применения МСФО (IFRS) 9 (Поправки к МСФО (IFRS) 4)" и "Поправка к МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" в действие на территории Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2020 N 61873.

Вводятся в действие новые документы МСФО

На территории РФ вводятся в действие:

МСФО "Продление срока действия временного освобождения от применения МСФО (IFRS) 9 (Поправки к МСФО (IFRS) 4)";

МСФО "Поправка к МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности".

 

Приказ ФНС России от 03.11.2020 N ЕД-7-15/790@
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной налоговой службой государственной услуги по выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, и формы решения о приостановлении (возобновлении) действия, о неполном устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия, об аннулировании свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2020 N 61757.

Установлен порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов

Заявителями в рамках данной госуслуги являются организации, осуществляющие переработку средних дистиллятов, при соблюдении одного из условий, указанных в пункте 2 статьи 179.6 Налогового кодекса РФ.

Предоставление госуслуги осуществляется:

Межрегиональной инспекцией, в которой заявитель, отнесенный к категории крупнейших налогоплательщиков, состоит на учете или в ведении которой находится межрайонная инспекция, в которой состоит на учете заявитель;

Управлением, в ведении которого находится налоговый орган, в котором заявитель, не отнесенный к категории крупнейших налогоплательщиков, состоит на учете по месту нахождения.

Срок предоставления госуслуги не может превышать пятнадцать рабочих дней с даты представления налогоплательщиком заявления и документов.

За выдачу свидетельства взимается госпошлина в размере 3 500 рублей.

Утверждена форма решения о приостановлении (возобновлении) действия, о неполном устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия, об аннулировании свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.

Настоящий Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам.

 

Приказ ФНС России от 24.11.2020 N ЕД-7-14/837@
"Об утверждении формы уведомления о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве крупнейшего налогоплательщика"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61839.

Утверждена новая форма уведомления о постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика

Новая форма адаптирована для целей электронного документооборота.

Признан утратившим силу приказ ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@ "Об утверждении формы N 9-КНУ "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика".

 

Приказ ФНС России от 24.12.2020 N ЕД-7-26/945@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 27.08.2014 N ММВ-7-6/443@"

С 1 марта 2021 вступают в силу изменения в форматы некоторых документов, используемых при организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками

В новой редакции изложены приложения к Приказу ФНС России от 27.08.2014 N ММВ-7-6/443@ "Об утверждении рекомендуемых форматов документов, используемых при организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи":

Формат передачи уведомления об уточнении налоговой декларации (расчета);

формат передачи сведений уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным.

 

Приказ Росприроднадзора от 31.07.2020 N 920
"Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета экологического сбора в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2020 N 61863.

Разработаны формат и порядок представления расчета экологического сбора в электронной форме

Расчет экологического сбора представляется в органы Росприроднадзора производителями и импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Расчет формируется с использованием электронных сервисов и представляется посредством ТКС, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (ЭП), в том числе через сервис, размещенный на сайте Росприроднадзора по адресу: https://lk.fsrpn.ru.

В случае отсутствия у плательщика ЭП расчет представляется на бумажном носителе с копией на электронном носителе.

Программными средствами расчету присваивается уникальный номер и фиксируется дата его загрузки.

 

<Письмо> ФНС России от 23.12.2020 N БС-4-11/21202@
"О налогообложении доходов физических лиц"

Решения, касающиеся обязанности по уплате НДФЛ при продаже недвижимости, должны основываться на законодательных нормах, действовавших на момент возникновения права собственности на проданный объект

Соответствующий вывод сделан Минфином с учетом следующих положений законодательства:

на основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы от продажи объектов недвижимого имущества при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом и более;

на основании пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие госрегистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в реестр;

до 1 января 2017 года госрегистрация прав на недвижимое имущество осуществлялась в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, а с 1 января 2017 года - в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

 

Письмо ФНС России от 24.12.2020 N КВ-4-3/21255@
"О переходе налогоплательщиков ЕНВД на НПД"

Для перехода с ЕНВД на НПД необходимо зарегистрироваться 1 января 2021 года в качестве налогоплательщика НПД

В связи с отменой ЕНВД с 01.01.2021 сообщается следующее:

физлица, в том числе ИП, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД), обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НПД;

для регистрации необходимо скачать бесплатное мобильное приложение "Мой налог" либо зарегистрироваться через веб-версию приложения (https://lknpd.nalog.ru/) или воспользоваться услугами уполномоченных кредитных организаций;

в случае регистрации после 01.01.2021, например 11.01.2021, в период с 1 по 11 января налогоплательщик будет считаться применяющим общую систему налогообложения (УСН или ЕСХН в случае их применения одновременно с ЕНВД), что повлечет обязанность представить отчетность за указанный период.

 

<Письмо> ФНС России от 23.12.2020 N БС-4-11/21202@
"О налогообложении доходов физических лиц"

Решения, касающиеся обязанности по уплате НДФЛ при продаже недвижимости, должны основываться на законодательных нормах, действовавших на момент возникновения права собственности на проданный объект

Соответствующий вывод сделан Минфином с учетом следующих положений законодательства:

на основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы от продажи объектов недвижимого имущества при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом и более;

на основании пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие госрегистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в реестр;

до 1 января 2017 года госрегистрация прав на недвижимое имущество осуществлялась в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, а с 1 января 2017 года - в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

 

<Письмо> ФНС России от 24.12.2020 N КВ-4-3/21326@
"О применении льгот в IT-отрасли"

Для использования в работе налоговых органов направлено письмо Минфина, разъясняющее условия применения налоговых льгот в IT-отрасли

Соответствующие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 18.12.2020 N 03-07-07/111669.

В письме речь идет об условиях освобождения от налогообложения НДС операций по реализации исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр, а также реализации прав на использование этих программ и баз данных; применении льготных ставок по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов.

 

<Письмо> ФНС России от 09.12.2020 N 20-3-04/749@
"О смене системы налогообложения в ККТ"

ФНС напоминает налогоплательщикам отмененного ЕНВД о необходимости внесения изменений в настройки контрольно-кассовой техники

Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности с 01.01.2021 не применяется.

Необходимо внести изменения в настройки контрольно-кассовой техники (ККТ) в части смены применяемой системы налогообложения до 1 января 2021 года.

Инструкции по настройке ККТ размещены на официальном сайте ФНС по адресу: https://www.nalog.ru/rn77/service/kkt_doc/

 

Письмо ФНС России от 24.12.2020 N ЕА-4-15/21286@
"О реестрах, подтверждающих вычеты в соответствии с пунктами 19, 29 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации"

Рекомендованы формы (форматы) реестров документов, представляемых для получения налоговых вычетов по акцизам на алкогольную продукцию

До вступления в силу приказа ФНС России об утверждении форм, порядка заполнения и представления в налоговые органы реестров, предусмотренных подпунктами 1, 3, 4, 5 пункта 19, подпунктами 4, 5, 6, 7 пункта 29 статьи 201 НК РФ рекомендовано представлять указанные реестры, по формам, приведенным в приложениях к настоящему письму, в порядке, рекомендованном письмом ФНС России от 30.12.2019 N ЕД-4-15/27217@.

Реестры представляются одновременно с налоговой декларацией по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, а также виноград, утвержденной приказом ФНС России от 27.08.2020 N ЕД-7-3/610@, за налоговые периоды начиная с 1 декабря 2020 года.

 

<Информация> ФНС России
"ФНС России напоминает, что расчет по страховым взносам за 2020 год представляется по обновленной форме"

С расчетного периода 2020 года расчеты по страховым взносам представляются по обновленной форме

Изменения в форму расчета внесены приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/751@.

В новой редакции титульного листа предусмотрено дополнительное поле для отражения среднесписочной численности работников.

ФНС напоминает, что плательщики, у которых число работников превышает 10 человек, направляют расчет по страховым взносам в электронной форме, если 10 сотрудников и менее, - расчет можно представить как в электронной форме, так и на бумаге.

 

<Информация> ФНС России
"В 2021 году декларации по налогу на прибыль организаций представляются по уточненной форме"

В 2021 году применяется уточненная форма декларации по налогу на прибыль организаций

Изменения в форму декларации были внесены приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@.

ФНС сообщила об основных изменениях, касающихся, в частности установления льготного порядка налогообложения прибыли для:

- резидентов Арктической зоны РФ;

- организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также проектирования и разработки изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции;

- организаций, производящих на новых производственных мощностях сжиженный природный газ и перерабатывающих углеводородное сырье в продукцию нефтехимии.

Кроме того, в декларацию теперь не включаются сведения о выплаченных физлицам доходах от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также от выплат по ценным бумагам российских эмитентов.

 

<Информация> ФНС России
"С 2021 года вступают в силу новые правила налогообложения транспортных средств"

ФНС напоминает об изменении с 2021 года порядка уплаты транспортного налога

Для организаций:

за налоговый период 2020 года и последующие периоды отменяется обязанность представлять декларацию по транспортному налогу;

организациям будут направляться сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога в следующие сроки:

- не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за истекший налоговый период;

- не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом информации, влекущей перерасчет налога за предыдущие налоговые периоды;

- не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений из ЕГРЮЛ о том, что организация находится в процессе ликвидации.

Для физлиц:

с 1 июля 2021 года будет действовать норма о том, что перерасчет транспортного налога не проводится, если он влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога по налоговому уведомлению;

в отношении прекративших свое существование объектов исчисление налога прекращается с первого числа месяца их гибели или уничтожения на основании заявления, представленного гражданином в налоговый орган.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

28.12.2020 ВС представил четвертый обзор судебной практики за 2020 год

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.)

Верховный Суд РФ подготовил очередной обзор. В него вошли дела по широкому кругу вопросов, касающихся уголовных, гражданских, социальных, налоговых, процессуальных правоотношений, банкротства. Представлены следующие правовые позиции. При переводе на прав покупателя доли на истца, имеющего преимущественное право ее покупки, последний обязан возместить покупателю уплаченную им стоимость приобретенной доли. Конкурсное производство не препятствует акционеру оспаривать сделку АО-банкрота по общим основаниям. Арбитражный управляющий не единственный, кто вправе оспаривать сделки должника. Требование о привлечении к субсидиарной ответственности принадлежит независимым кредиторам. Это не средство разрешения корпоративного конфликта между участниками общества. Для уступки арендных прав на лесной участок требовалось согласие арендодателя, так как договор аренды был заключен до вступления в силу норм закона, допускающих такую передачу. Уполномоченный госорган обязан был выдать охранное обязательство на земельный участок, относящийся к особо охраняемой природной территории, так как участок был предоставлен до вступления в силу закона, которым введены ограничения, предусмотренные для таких территорий. Банковская гарантия не зависит от основного обязательства, и гарант обязан уплатить по ней деньги, если представленные принципалом документы по внешним признакам соответствуют условиям такой гарантии. Дольщик вправе взыскать с нарушившего обязательства застройщика убытки наряду с законной неустойкой.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.12.2020 Средства налогоплательщика, перечисленные Пенсионному регулятору иностранной компании в целях пенсионного обеспечения сотрудников этой компании, не связаны с его деятельностью и не подлежат учету в составе расходов

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.10.2020 № Ф05-13631/20 по делу N А40-186632/2018 
Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на прибыль, исключив из состава расходов выплаты в адрес Пенсионного регулятора иностранного государства. По мнению налогоплательщика, его затраты связаны с приобретением права участия в иностранной компании, то есть с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Суд, исследовав материалы дела, согласился с налоговым органом. Спорные суммы расходов фактически являются суммой задолженности иностранной компании по взносам в систему профессиональных пенсий. Их перечисление в адрес Пенсионного регулятора в целях пенсионного обеспечения сотрудников компании по Плану их пенсионного обеспечения не является условием для осуществления деятельности непосредственно налогоплательщиком.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.12.2020 Пониженная ставка налога на прибыль при выплате доходов иностранной организации не применяется, если эта организация является транзитным звеном

Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2020 № 305-ЭС20-14227 по делу N А40-118135/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что правомерно применена пониженная ставка налога на прибыль при перечислении доходов иностранной организации. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Иностранную компанию нельзя рассматривать в качестве фактического получателя дохода, поскольку совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствуют о транзитности данной компании в рассматриваемых правоотношениях.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.12.2020 Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС при приобретении товара, поставка которого осуществлялась непосредственно заводами-производителями или первыми от заводов посредниками, минуя спорных контрагентов

Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2020 № 302-ЭС20-14724 по делу N А58-2645/2017 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно принял к вычету НДС на основании надлежащим образом оформленных документов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Поставка товара в адрес налогоплательщика осуществлялась непосредственно заводами-производителями или первыми от заводов посредниками, минуя спорных контрагентов. С учетом этого суд пришел к выводу об отсутствии реальных деловых отношений между налогоплательщиком и спорными контрагентами.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

29.12.2020 Стоимость питания работников, оплаченная работодателем на основании коллективного договора, не облагается страховыми взносами

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.11.2020 № Ф02-5629/20 по делу N А19-29229/2019 
Налоговый орган считает, что стоимость питания работников, оплаченного работодателем, подлежит обложению страховыми взносами. Поскольку оплата производится по инициативе работодателя, а не в силу закона, ее нельзя признать компенсационной выплатой. Суд, исследовав материалы дела, не согласился с доводами налогового органа. Страхователь оплачивал питание своих работников в силу положений коллективного договора. Дотация выплачивалась всем сотрудникам за рабочие смены в одинаковом размере, безотносительно к вкладу работников в деятельность общества, независимо от условий и стажа работы. Суд пришел к выводу, что выплаты носят социальный характер и не обладают признаками заработной платы. Поэтому они не являются объектом обложения страховыми взносами.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.12.2020 Если право на возврат государственной пошлины возникло на основании определения мирового судьи, то срок, в течение которого общество может подать заявление о возврате, исчисляется с момента вступления в силу судебного акта

Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2020 № 303-ЭС20-14593 по делу N А51-2973/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что налоговый орган необоснованно отказал ему в возврате государственной пошлины. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Право общества на возврат государственной пошлины возникло на основании определений мировых судей, вступивших в законную силу после истечения 15 дней со дня их вынесения. С момента вступления в законную силу указанных судебных актов следует исчислять начало срока, в течение которого общество могло обратиться в суд с имущественным требованием о возврате спорных сумм. В данном случае срок исковой давности обществом пропущен.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

29.12.2020 Подача уточненных деклараций после выездной проверки не является основанием для возврата переплаты по налогу, учтенной при определении действительного размера налоговых обязательств по итогам проверки

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2020 № Ф07-11005/20 по делу N А66-9160/2018 
По мнению общества, налоговый орган неправомерно отказал ему в возврате переплаты по налогу на прибыль. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал доводы общества необоснованными. В ходе выездной проверки налоговым органом было установлено неверное отражение обществом амортизационных отчислений по налогу на прибыль. Данное обстоятельство послужило причиной подачи обществом уточненных налоговых деклараций после проверки и заявления о возврате излишне уплаченного налога. Суд указал, что поданные уточненные декларации направлены на исправление обществом своих же ошибок, допущенных при исчислении налога на прибыль. Кроме того, неверно учтенные суммы амортизационных отчислений уже были восстановлены инспекцией при определении действительного размера налоговых обязательств общества по итогам проверки. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования общества о возврате излишне уплаченного налога.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

28.12.2020 Заявление на патент можно отправлять по новой рекомендованной форме

Подавать заявление на патент можно по новой рекомендованной форме, её направила ФНС письмом от 11.12.2020 № СД-4-3/20508.

Ранее, в феврале, налоговики уже предлагали рекомендованную форму, но она уже не подходит под последние изменения в Налоговом кодексе.

В Порядке заполнения заявления есть новые виды деятельности, но все равно остается много непонятного. Например, там нет и «других аналогичных объектов» стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.

Напомним, что для того, чтобы перейти на ПСН с 1 января, надо подать заявление в срок до 31 декабря. Но если вы не успеете, вы можете перейти на патентную систему с любой даты, подав заявление за 10 рабочих дней до начала применения патента.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

29.12.2020 Минфин расширяет доступ ФНС к банковской тайне

При этом ЦБ РФ сможет получать от ФНС сведения, составляющие налоговую тайну

Министерство финансов России разработало законопроект, который расширяет доступ ФНС к банковской тайне — они смогут получать сведения об операциях по счетам банков и их клиентов не только по запросу, как в данный момент, а в рамках регулярного информационного обмена с ЦБ РФ. При этом Центробанк сможет получать от ФНС данные, составляющие налоговую тайну, передает газета «Коммерсантъ».

Данный «обмен тайнами» призван облегчить собираемость информации обо всех денежных потоках в России и де-факто делает возможным контроль расходов и доходов как минимум в отношении организаций.

В ФНС отмечают, что речь об отмене банковской и налоговой тайны не идет и что к выпискам по операциям по счетам физлиц непосредственного доступа у налоговых инспекторов не будет. Поправки укладываются в ранее объявленные планы работы ФНС «с большими данными» и делают отношения властей и налогоплательщиков более прозрачными.

Источник: Российский налоговый портал

 

29.12.2020 Код «ВИРУС» для медиков в СЗВ-СТАЖ действует с 01.01.2020 по 30.09.2020

За отчетный период 2020 год страхователи обязаны представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ не позднее 01.03.2021 года.

Если численность работников превышает 25 человек, сведения представляются в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью.

ПФР напоминает, что в СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении медицинских работников, задействованных в оказании медицинской помощи пациентам с COVID-19 и подозрением на COVID-19, предусмотрено указание кода «Вирус».

Срок действия кода «Вирус» с 01.01.2020 по 30.09.2020.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

29.12.2020 Как ИП-грузоперевозчику работать на ПСН, если он разъезжает по разным регионам: письмо Минфина

Минфин в письме от 09.12.2020 № 03-11-11/107582 дал разъяснения по порядку применения ПСН при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов, если ИП планирует осуществлять деятельность в субъекте РФ, в котором не состоит на учете в налоговом органе.

Сообщается, что патент действует на всей территории субъекта РФ, за исключением случаев, когда законом субъекта РФ определена территория действия патентов. В патенте должно содержаться указание на территорию его действия.

В случае если ИП планирует осуществлять деятельность на основе патента в субъекте РФ, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего ПСН, заявление на патент подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта РФ по выбору ИП.

Вместе с тем глава 26.5 НК не содержит ограничений на осуществление грузоперевозок исключительно в пределах территории субъекта РФ, в котором получен патент по этому виду предпринимательской деятельности.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

29.12.2020 Какие операции с деньгами попадут под контроль уже с 10 января

С 10 января любые операции с наличными при сумме от 600 тыс. рублей к подлежащим обязательному контролю.

При снятии со счета юрлица или внесении на него наличных денег на сумму от 600 тыс. банки обязаны сообщать об этих операциях в Росфинмониторинг. Контролировать будут все операции в том числе и снятие денег на зарплату, на командировочные цели, внесение торговой выручки на счет и т.д.

Норма введена Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ.

Нововведением также станет контроль над операциями почтового перевода денежных средств на сумму от 100 тысяч рублей, операции по возврату неиспользованных авансов за услуги мобильной связи в размере от 100 тысяч рублей, ставки в азартных играх на сумму в 600 тысяч рублей и операции по договорам лизинга.

Второе и последующие зачисления на счета по гособоронзаказу будут контролироваться от суммы в 10, а не 50 млн руб.

При покупке гражданами драгметаллов и камней в розницу с использованием персонифицированного электронного средства платежа обязательная идентификация будет проводиться от суммы не в 100, а в 200 тыс. руб.

«Таким образом власти страны сократят возможности для налоговых уклонистов обходить существующие нормы, уменьшить долю теневой экономики и повысить собираемость налогов, что актуально в условиях возросших госрасходов в ответ на удар пандемии COVID-19 на экономику» — прокомментировал председатель правления КПК «Обновление» Михаил Дорофеев в интервью «Прайм».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.12.2020 С 2021 года вступают в силу новые правила налогообложения транспортных средств

С 2021 года для налогоплательщиков-организаций введены единые сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему, напоминает ФНС на своем сайте

Так, налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по нему, если они введены законом субъекта РФ, — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Также за налоговый период 2020 года и последующие периоды отменяется обязанность представлять в налоговый орган декларацию по транспортному налогу. 

Для обеспечения полноты уплаты налога организациям со следующего года будут направляться сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного налога. Они составляются на основе имеющейся у налогового органа информации, в том числе полученной из госорганов, регистрирующих транспортные средства, а также сведений о заявленных компанией налоговых льготах. Такие сообщения направляются в следующие сроки:

не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за истекший налоговый период;

не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом информации, влекущей перерасчет налога за предыдущие налоговые периоды;

не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений из ЕГРЮЛ о том, что организация находится в процессе ликвидации.

Сообщение отправляется по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, а если передать этими способами невозможно - направляется по почте заказным письмом или вручается руководителю или представителю организации лично под расписку.

Для налогоплательщиков-физических лиц с 2021 года заработает поправка, внесенная в п. 2 ст. 52 НК РФ. Теперь налоговые органы учитывают все имеющиеся у гражданина на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных имущественных налогов, НДФЛ и пеней по ним, если до наступления даты формирования налогового уведомления налоговый орган не получил заявление о зачете или возврате сумм излишне уплаченного налога. Тем самым обеспечен «сквозной» межналоговый учет переплаты в пользу физического лица за все периоды её возникновения.

С 1 июля 2021 года будет действовать норма о том, что перерасчет транспортного налога не проводится, если он влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога по налоговому уведомлению. Эта норма направлена на соблюдение законных интересов добросовестных налогоплательщиков, своевременно оплативших налоговое уведомление. Аналогичное условие применяется с 2019 года в отношении перерасчета по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

Со следующего года действует и новый порядок исчисления налога в отношении транспортного средства, прекратившего существование в связи с его гибелью или уничтожением. По общему правилу, налог исчисляется на основании сведений, которые представляются в ФНС России органами, ведущими государственную регистрацию транспортных средств. Теперь из него сделано исключение для прекративших свое существование объектов: исчисление налога по ним прекращается с первого числа месяца их гибели или уничтожения на основании заявления, представленного гражданином в налоговый орган.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

31.12.2020 ЭЦП с 1 июля 2021 года бесплатно: новые услуги ФНС

Срок действия выпущенных коммерческими АУЦ квалифицированных сертификатов электронной подписи ограничен 1 января 2022 года

Как сообщает Федеральная налоговая служба, с 1 января 2022 года на ФНС возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов в соответствии с законодательством об электронной подписи.

Однако уже с 1 июля 2021 года ФНС России планирует оказывать эту услугу для «бесшовного» перехода от платного варианта коммерческих аккредитованных удостоверяющих центров (АУЦ) к соответствующей безвозмездной государственной услуге, оказываемой АУЦ ФНС России.

Кроме того, срок действия выпущенных коммерческими АУЦ квалифицированных сертификатов электронной подписи ограничен 1 января 2022 года.

Получить квалифицированную электронную подпись ЮЛ, ИП и нотариуса сможет лично лицо, действующее без доверенности от имени организации, лично индивидуальный предприниматель и нотариус в аккредитованном удостоверяющем центре ФНС России (получение электронной подписи ЮЛ, ИП и нотариуса по доверенности законодательством не предусмотрено) за исключением:

Квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей можно будет получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации;

Квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно будет получить в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;

Квалифицированную электронную подпись физических лиц, в т.ч. физических лиц, действующих от имени юридического лица по доверенности, можно будет получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах после их аккредитации в соответствии с новыми требованиями законодательства об электронной подписи.

Источник: Российский налоговый портал

 

31.12.2020 Не все расходы по УСН можно принять к учету

Какие затраты нельзя учесть предпринимателю?

Индивидуальный предприниматель закупил материалы, чтобы впоследствии запустить их в производство. Но через какое то время ИП решил прекратить свою деятельность. Прошло три года, и гражданин вновь стал предпринимателем. Сможет ли он принять к учету расходы на материалы, которые он купил в период своей «первой» предпринимательской деятельности?

Как ответил Минфин, порядок учета расходов, произведенных индивидуальными предпринимателями, впоследствии прекратившими статус индивидуального предпринимателя и окончившими ведение предпринимательской деятельности, но решившими ее возобновить, нормами главы 26.2 НК РФ не регулируется.

В этой связи расходы по оплате стоимости товаров, произведенные ИП, впоследствии прекратившими статус предпринимателя и окончившими ведение предпринимательской деятельности, но решившими ее возобновить, не учитываются при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Письмо Минфина России от 10.12.2020 г. № 03-11-11/108073

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация занимается оптовой продажей товаров и находится на ОСНО. На учете организации в качестве НМА числится сайт данной компании. На данный момент он устарел, и сторонние организации разработали новый дизайн-макет сайта (сайт под тем же доменным именем) и наполнили его новым содержанием. Дизайн-макет стоил 95 000 руб., а наполнение - 65 000 руб. Речь не идет об адаптации, доработке сайта. Исключительные права принадлежат заказчику (самой организации).
Как организации следует учесть данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При создании новой версии сайта возникает самостоятельный объект авторских прав. Нужно отразить в бухгалтерском учете и в налоговом учете новый объект НМА в сумме расходов 95 000 и 65 000.
ПБУ 14/2007 и НК РФ не предусматривают возможности изменения первоначальной стоимости нематериального актива в результате модернизации.
Нормы ПБУ 14/2007 не содержат также понятия разукрупнения, поэтому нет возможности, например, вычленить расходы на регистрацию доменного имени из стоимости морально устаревшего НМА, либо как-то иначе учесть остаточную стоимость морально устаревшего сайта в первоначальной стоимости новой версии сайта.
Морально устаревший объект НМА подлежит списанию.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Учет операций с нематериальными активами регламентируется ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".
Согласно п. 6 ПБУ 14/2007 НМА принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.
В силу п. 16 ПБУ 14/2007 фактическая (первоначальная) стоимость НМА, по которой он принят к бухгалтерскому учету, по общему правилу не подлежит изменению. Изменение фактической (первоначальной) стоимости НМА, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.
Иных оснований, например модернизации объекта НМА для изменения его фактической (первоначальной) стоимости, ПБУ 14/2007 не предусматривает.
Сумма затрат (95 000 плюс 65 000) формирует первоначальную стоимость нового НМА. Обоснование следующее.
В действующем законодательстве понятие интернет-сайта не определено. В общем случае интернет-сайт представляет собой программу для ЭВМ и базу данных, которой эта программа управляет. В соответствии с пп.пп. 23 п. 1 ст. 1225п.п. 14 ст. 1259ст. 1334 ГК РФ программы для ЭВМ и базы данных являются результатами интеллектуальной деятельности, объектами авторских прав. Кроме того, правовой охране подлежит и дизайнерское решение сайта (графическое, цветовое, аудиовизуальное), как составное произведение, являющееся объектом авторского права как результат творческого труда (пп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ).
В случае, когда программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (по заказу), то исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, если только договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1296 ГК РФ).
С учетом положений пп. 1 п. 2 ст. 1259п.п. 12 ст. 1260 ГК РФ переработка программы для ЭВМ является созданием нового объекта авторских прав - производного произведения ("производной программы"). При этом под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
Таким образом, Организация как заказчик на основании п. 1 ст. 1296 ГК РФ обладает исключительными правами на результаты работ по созданию дизайн-макета (95 000 руб.) и наполнения (65 000 руб.). Полученный результат интеллектуальной деятельности (даже если это модификация первоначального сайта) приводит к возникновению нового объекта авторских прав (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
Исключительное право на новый сайт следует квалифицировать в качестве НМА, вне зависимости от его стоимости, при условии соответствия критериям, перечисленным в п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".
Объект НМА принимается к учету по фактической стоимости, которая складывается из затрат на его приобретение или создание и из расходов, связанных с обеспечением условий использования такого объекта в запланированных целях (п. 6п. 8 и п. 9 ПБУ 14/2007).
Нормы ПБУ 14/2007 не содержат понятия разукрупнения, поэтому нет возможности вычленить расходы, например, на регистрацию доменного имени из стоимости морально устаревшего НМА. Отметим, что в отношении ОС разукрупнение инвентарного объекта возможно (смотрите рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875).
Морально устаревший сайт подлежит списанию.
Стоимость НМА, который выбывает, в частности, в связи с прекращения использования вследствие морального износа, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 34 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"). Одновременно со списанием стоимости НМА подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений, что отражается по дебету счета 05 и кредиту счета 04. При этом амортизационные отчисления по НМА прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем списания этого актива с бухгалтерского учета (п. 32 ПБУ 14/2007).
В бухгалтерском учете остаточную стоимость выбывающих НМА, а также затраты, связанные с таким выбытием, отражают в составе прочих расходов в том периоде, в котором они возникают (п. 11 ПБУ "Расходы организации", п. 35 ПБУ 14/2007).

Налоговый учет

Амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации более 12 месяцев. Для признания НМА необходимо наличие у объекта способности приносить экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика (патента, свидетельства, других охранных документов, договора уступки (приобретения) патента, товарного знака). Открытый перечень активов, которые относятся к нематериальным, приведен в абзаце третьем п. 3 ст. 257 НК РФ.
Стоимостный критерий в размере 100 000 руб. действует с 01.01.2016 и применяется к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 (п.п. 7, 8 ст. 2, ч.ч. 47 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что НМА амортизируются на тех же основаниях, что и имущество - при стоимости выше 100 тыс. руб. и сроком полезного использования более 12 месяцев.
В рассматриваемой ситуации расходы на программу составили 160 000 рублей, поэтому стоимостной критерий признания НМА выполняется.
НК РФ не предусматривает возможности изменения первоначальной стоимости нематериального актива в результате дооборудования, модернизации, реконструкции и т.п. (письмо Минфина России от 13.12.11 N 03-03-06/1/819).
Первоначальный объект НМА подлежит списанию в связи с его моральным устареванием. Расходы на списание НМА до завершения срока его полезного использования (в частности, в связи с моральным износом) признаются в следующем порядке:
- если списывается НМА, амортизация по которому начислялась линейным методом, то расходы на их списание, включая суммы недоначисленной по ним амортизации, учитываются в составе внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ);
- если по тем или иным основаниям списывается НМА, амортизация по которому начислялась нелинейным методом, суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) уменьшается на остаточную стоимость таких объектов (п. 10 ст. 259.2 НК РФ). Если при этом суммарный баланс уменьшается до нуля, то такая амортизационная группа (подгруппа) ликвидируется (п. 11 ст. 259.2 НК РФ). Если суммарный баланс группы (подгруппы) становится менее 20 000 руб., то организация также может ликвидировать эту группу (подгруппу) и отнести остаток суммарного баланса на внереализационные расходы текущего отчетного (налогового) периода (п. 12 ст. 259.2 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет приобретения НМА за плату;
Энциклопедия решений. Учет списания НМА в связи с невозможностью дальнейшего использования;
Вопрос: Организация планирует создать новую версию программы для ЭВМ. Старая версия еще некоторое время после создания новой версии будет использоваться в деятельности организации. Как отразить в бухгалтерском учете создание новой версии программы и списание старой версии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
Вопрос: Возможно ли включить остаточную стоимость НМА "А", Б" и "С" в стоимость создаваемого НМА "Д"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Организация отгружает продукцию (несырьевая) на экспорт. В соответствии с условиями экспортного контракта на момент отгрузки устанавливается предварительная цена за продукцию. Окончательная стоимость товара (скорректированная как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения) отражается в месяце, когда появляется информация, необходимая для расчета окончательной цены. Для отгрузки продукции на экспорт оформлена временная таможенная декларация. В срок 180 дней полная декларация не подавалась и полный пакет документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0% не был собран. По истечении 180 дней организацией начислен НДС по неподтвержденному экспорту исходя из цены, заявленной во временной декларации. После установления окончательной цены организацией была оформлена полная декларация, в которой цена на продукцию отличается от цены по временной декларации (может быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения). По полной декларации будет подтверждаться нулевая ставка НДС.
Необходимо ли в этом случае корректировать НДС, начисленный по данным временной декларации по неподтвержденному экспорту? В какие сроки и за какие периоды оформляются соответствующие декларации (оформлять в периоде определения окончательной цены или подавать уточненную декларацию)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Исходя из порядка составления счетов-фактур, регистрации их в Книге продаж и книге покупок, а также порядка заполнения декларации по НДС, считаем, что корректировать НДС, начисленный по данным временной декларации по неподтвержденному экспорту, при изменении (уточнении) стоимости товара, нет необходимости.
В случае неподтверждения в установленный срок экспорта организация начисляет НДС по неподтвержденному экспорту НДС по ставке 20% (или 10%) исходя из налоговой базы, рассчитанной на дату отгрузки товара - т.е. дату составления первого по времени первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика (товарной накладной, транспортной накладной и т.д.). Курс валюты применяется тот, который действовал на дату отгрузки. При этом указывается количество и стоимость товаров, указанные в отгрузочных документах (полагаем, что эти данные будут совпадать с данными, указанными во временной таможенной декларации). Для отражения начисления НДС в такой ситуации организации следует составить в одном экземпляре счет-фактуру с указанием суммы НДС (по ставке 20% или 10%), подлежащей уплате в бюджет, зарегистрировать его в книге продаж за тот налоговый период, в котором произведена отгрузка товара на экспорт путем заполнения дополнительного листа к книге продаж, представить уточненную декларацию (письмо Минфина России от 02.09.2016 N 03-07-13/1/51480) и уплатить исчисленный НДС и соответствующие пени до подачи уточненной декларации (письмо Минфина России от 28.07.2006 N 03-04-15/140).
В периоде, когда будет собран полный пакет документов, подтверждающих экспорт, организация декларирует экспортную отгрузку (вместе с корректировкой стоимости товара вследствие изменения цены товара) по ставке НДС 0%. Т.е. в итоге декларируется реализация на экспорт по цене, учитываемой при оформлении полной таможенной декларации. Для этого в Книге продаж регистрируется счет-фактура, оформленный при отгрузке товара (с указанием ставки НДС 0%). А также, поскольку произошло изменение стоимости товара (в сторону увеличения или уменьшения), в этом же периоде необходимо зарегистрировать корректировочный счет-фактуру в книге продаж или книге покупок (также с указанием ставки НДС 0%).
И одновременно в этой же декларации по НДС организация принимает к вычету сумму НДС, уплаченную ранее при подаче уточненной декларации по НДС, в которой был задекларирован неподтвержденный экспорт.
Порядок заполнения деклараций по НДС в рассматриваемой части подробнее описан далее.

Обоснование позиции:
В случае, когда при вывозе с территории РФ товаров в режиме экспорта декларантом не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их декларирование путем подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации, далее - ВТД) (исходя из ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации...", далее - Закон N 289-ФЗ).
При подаче ВТД применяются ставки вывозных таможенных пошлин и официальный курс валюты, действующие на день регистрации таможенным органом ВТД.
После фактического вывоза товаров декларант на основании положения п. 15 ст. 102 Закона N 289-ФЗ обязан подать одну или несколько полных деклараций на товары (полных таможенных деклараций, далее - ПТД). Которые должны содержать точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости вывезенных товаров, а также о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД. При этом осуществляется корректировка сумм вывозных таможенных пошлин, исходя из ставок, применяемых на день фактического вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС и (или) РФ, а также исходя из курса валюты, действующего на дату подачи ПТД (части 2126 и 27 ст. 102 Закона N 289-ФЗ).
То есть в ПТД может измениться количество товара (в сторону уменьшения в общем случае), и/или таможенная стоимость товаров (в т.ч. вследствие изменения курса валюты). В рассматриваемой ситуации изменяется таможенная стоимость товара вследствие определения сторонами сделки окончательной цены товара в соответствии с условиями договора.

НДС при вывозе товаров в режиме экспорта

При отгрузке товара на экспорт с территории РФ у организации-продавца в общем порядке возникает объект обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146,пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). Но при вывозе реализованных товаров в таможенной процедуре экспорта НДС не уплачивается (пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ), поскольку пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется налоговая ставка 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Как при обычной реализации организация-продавец не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров, обязана выставить счет-фактуру (абзац 3 п. 1п. 3 ст. 168 НК РФ). Нормы НК РФ не устанавливают особенности выставления счетов-фактур для экспортеров. При наличии информации об экспортном характере сделки продавец в счете-фактуре указывает ставку НДС 0% (т.е. независимо от наличия подтверждающих экспорт документов).
При этом этот счет-фактура в книге продаж регистрируется не в периоде его выставления, а в том налоговом периоде, в котором собран пакет документов, подтверждающих экспорт (п. 9 ст. 167 НК РФ, п.п. 2, абзац 2 п. 3 Правил ведения книги продаж). В том числе и в ситуации, когда пакет подтверждающих документов будет собран позже срока, указанного в ст. 165 НК РФ (подробнее в разделе "Период, когда экспорт подтвержден").
Документы (их копии), указанные в п.п. 1-3 ст. 165 НК РФ, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта одновременно с представлением налоговой декларации по НДС (п.п. 910 ст. 165 НК РФ).
Отметим, что ФНС России в письме от 24.05.2019 N СД-4-3/9908@ допускает предоставление временной таможенной декларации в целях подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте (за исключением случаев, когда представление полной таможенной декларации прямо предусмотрено НК РФ, например, для вывоза трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи) (смотрите также письмо ФНС России от 28.07.2017 N СД-4-3/14879@). Хотя Минфин России придерживается мнения, что в любом случае должна быть представлена только полная таможенная декларация (письма от 24.08.2018 N 03-07-08/60478, от 23.10.2015 N 03-07-08/60952, от 20.08.2013 N 03-07-08/33977). Судебная практика в основном свидетельствует о возможности представления временной таможенной декларации для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в общем случае (определение ВАС РФ от 11.09.2009 N 12033/09, постановление Президиума ВАС РФ N 16581/07 от 04.03.2008).
В то же время ввиду отсутствия единого подхода к ВТД как к "таможенной декларации", упомянутой в п. 3 ст. 165 НК РФ, организация вправе придерживаться позиции Минфина России и представлять полный пакет документов вместе с полной таможенной декларацией.

Период отгрузки товара, вывоз которого не подтвержден

В рассматриваемой ситуации в течение 180 дней с даты отгрузки товара полный пакет документов не представляется вследствие того, что вывоз товара осуществлялся на основании временной декларации на товары.
В этом случае момент определения налоговой базы определяется на дату отгрузки товара (абзац 2 п. 9 ст. 167пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). НДС исчисляется по ставкам, предусмотренным п.п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (10% или 20%) (абзац 2 п. 9 ст. 165 НК РФ) и подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров (письмо Минфина России от 11.07.2013 N 03-07-13/1/26980).
Отметим, что применительно к исчислению НДС датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика (организацию связи) для доставки товаров покупателю (письма Минфина России от 14.03.2019 N 03-07-11/16880, от 03.07.2018 N 03-07-11/45885, от 28.08.2017 N 03-07-11/55118, от 17.07.2015 N 07-01-06/41127, от 26.03.2015 N03-07-11/16655, ФНС России от 11.04.2012 N ЕД-4-3/6103@).
Налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров на экспорт определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Налоговая база при реализации товаров на экспорт в случае расчетов по таким операциям в иностранной валюте определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки этих товаров (п. 3 ст. 153 НК РФ, письма Минфина России от 12.09.2012 N 03-07-15/123, от 27.06.2012 N 03-07-08/162, ФНС России от 03.10.2012 N ЕД-4-3/16657@).
Таким образом, экспортер должен рассчитать НДС по ставке 20% или 10% исходя из налоговой базы, рассчитанной на дату составления первого по времени первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика (товарной накладной, транспортной накладной и т.д.). Курс валюты при этом применяется тот, который действовал на дату отгрузки. При этом указывается количество и стоимость товаров, указанные в отгрузочных документах. Полагаем, что данные в таком счете-фактуре будут совпадать с данными временной таможенной декларации.
Для отражения начисления НДС в такой ситуации подается уточненная декларация за тот налоговый период, в котором товар был фактически отгружен. В составе этой Декларации следует заполнить, в частности, раздел 6 Декларации по НДС. Порядок заполнения раздела 6 установлен п. 43 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
Так, по строке 020 раздела 6 Декларации необходимо отразить величину скорректированной налоговой базы, а по строкам 030 и 050 - сумму налога, исчисленную по соответствующей налоговой ставке по неподтвержденному экспорту (п. 43.2 Порядка). По строке 160 Раздела 6 отражается итоговая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по данному разделу.
Значение показателя строки 160 Раздела 6 учитывается при расчете значений показателей строк 040 и 050 раздела 1 Декларации (п.п. 34.3 и 34.4 Порядка). То есть возникает налог к уплате.

Книга продаж

Организации следует составить в одном экземпляре счет-фактуру с указанием суммы НДС (по ставке 20% или 10%), подлежащей уплате в бюджет, зарегистрировать его в книге продаж за тот налоговый период, в котором произведена отгрузка товара на неподтвержденный экспорт путем заполнения дополнительного листа к книге продаж (п.п. 22.1, 3 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлениемПравительства РФ от 26.12.2011 N 1137, далее - Книга продаж).

Период, когда экспорт подтвержден

В периоде, в котором собран пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки по операциям реализации товаров на экспорт, снова возникает момент определения налоговой базы в соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ. И налогоплательщик в порядке и в сроки, установленные п. 5 ст. 174 НК РФ, должен представить в налоговый орган указанный пакет документов и налоговую декларацию по НДС с отражением в ней операций по нулевой ставке.
При этом в соответствии с положениями п. 10 ст. 171 и п. 3 ст. 172 НК РФ в указанной декларации налогоплательщик вправе заявить к вычету суммы налога, ранее исчисленные по операциям по реализации товаров, по которым обоснованность применения налоговой ставки 0% ранее не была документально подтверждена (письмо ФНС России от 30.07.2018 N СД-4-3/14652).
В письме ФНС России от 29.12.2018 N СД-4-3/26102@ на конкретном практическом примере разъяснены вопросы исчисления НДС и заполнения налоговой декларации в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, в отношении которых обоснованность применения налоговой ставки 0% не была подтверждена.
Но в данном случае также произошла корректировка цены отгруженного товара. Как указывалось выше, продавец должен был составить счет-фактуру не позднее пяти дней с даты отгрузки (с даты оформления первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика (организацию связи) для доставки товаров покупателю).
Отметим, что исключений для экспортных операций в части необходимости выставления корректировочных счетов-фактур при уменьшении стоимости отгрузки ранее поставленного товара законодательство не содержит. Смотрите Энциклопедию решений. В каких случаях продавец выставляет корректировочный счет-фактуру?
То есть в данном случае формально организации-продавцу необходимо составить корректировочный счет-фактуру на дату определения окончательной цены товара (с указанием ставки НДС 0%) и зарегистрировать его в книге продаж или книге покупок в зависимости от того, произошло увеличение или уменьшение стоимости товара (п. 10 ст. 154абзац 3 п. 3 ст. 168 НК РФ).

Книга продаж и книга покупок

1. В последний день квартала, в котором собран необходимый пакет документов, в книге продаж налогоплательщик регистрирует счета-фактуры по ставке 0%, которые были выставлены иностранному покупателю ранее - на дату отгрузки (п. 9 ст. 167 НК РФ, п. 2 Правил ведения книги продаж).
При этом поскольку произошло изменение стоимости товара в сторону увеличения или уменьшения, в том же периоде в книге продаж или покупок отражается корректировочный счет-фактура.
Поскольку в данном случае уменьшение относится к налоговой базе по операциям по реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально не была подтверждена, показатель по строке 110 раздела 4 Декларации заполняться не должен. Вместо этого в декларации по НДС периоде, в котором собран полный пакет документов, налоговую базу по экспортной операции (показатель по строке 020 раздела 4 Декларации по НДС) следует указывать с учетом корректировки цены товара.
2. В книге покупок за квартал, в котором подтверждается ставка 0% (собран пакет документов), регистрируется тот же счет-фактура, который был зарегистрирован в книге продаж в период, в котором осуществлена отгрузка товара, и данные из которого были отражены в разделе 6 Декларации по НДС (п. 23.1 Правил ведения книги покупок).
При этом указывается код вида операции (КВО) 24 (смотрите разъяснения по данному коду и пример в письме ФНС России от 20.09.2016 N СД-4-3/17657).
В строке 040 раздела 4 Декларации за период, в котором собран пакет документов, указывается сумма НДС, ранее исчисленная с экспортной операции и уплаченная в бюджет (пп. 41.4 п. 41 Порядка).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения