Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 25 апреля по 1 мая 2016 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 26.04.2016 N 110-ФЗ
"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Взыскание задолженности по налогам и сборам не может быть обращено на денежные средства, находящиеся на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума

В соответствии с принятым Законом не допускается взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов за счет указанных денежных средств. Это связано с тем, что на избирательных счетах и счетах фондов референдума аккумулируются пожертвования юридических и физических лиц, и соответствующие средства имеют строго целевое назначение.

К специальным счетам не будут применяться также положения Налогового кодекса РФ, предусматривающие возможность приостановления операций по счетам. Кроме того, при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банки будут не вправе отказывать в открытии указанных специальных счетов.

 

Проект Федерального закона N 1053039-6
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"

"Большегрузы" предлагается освободить от транспортного налога

В Госдуму представлен законопроект, предусматривающий налоговую льготу по данному налогу (в период с 1 января 2015 года по 1 января 2019 года) в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Льгота предоставляется в сумме исчисленного транспортного налога, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, превышает или равна сумме исчисленного транспортного налога.

Если сумма платы меньше, чем исчисленная сумма транспортного налога, налогоплательщик вправе уменьшить налог на сумму платы.

При этом в расходах при исчислении налога на прибыль организаций (единого налога при применении УСН) можно будет учесть только часть суммы платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам, превышающую сумму транспортного налога.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части использования документов в электронной форме)

Минэкономразвития России предложен порядок использования электронной подписи при взаимодействии сторон трудовых отношений

Согласно проекту под письменной формой документов, используемых в трудовых отношениях, подразумеваются документы, оформленные на бумажном носителе и подписанные соответствующим лицом или его представителем собственноручно, и (или) документы в электронной форме, подписанные соответствующим лицом или его представителем с использованием электронной подписи.

Использование электронной подписи при взаимодействии сторон трудовых отношений допускается при соблюдении следующих условий:

работодателем принят локальный нормативный акт;

работник ознакомлен с данным локальным нормативным актом под роспись;

работодатель принял организационно-технические меры для использования электронной подписи, в том числе: установлен порядок проверки электронной подписи, хранения электронных документов, обеспечивается целостность и неизменность документов, подписанных электронной подписью, подтверждение получения электронных документов работником и работодателем.

В случае несогласия работника с порядком использования электронной подписи, установленным локальным нормативным актом, по письменному заявлению работника использование электронной подписи в трудовых отношениях с данным работником не применяется и используется собственноручная подпись работника. Работник вправе письменно отозвать свое согласие на использование электронной подписи.

С целью недопущения нарушения прав работников предлагается установить, что не допускается использование электронной подписи при оформлении документов, связанных с приемом на работу, заключением, изменением, прекращением трудового договора, документов, связанных с материальной и дисциплинарной ответственностью работника, документов, на основании которых производятся удержания из заработной платы работника, а также в иных случаях, прямо предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

 

Поправки Правительства РФ к проекту Федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации и принятому Государственной Думой в первом чтении 26 февраля 2016 года

Правительством РФ предложены поправки в законопроект о переходе на применение ККТ, передающей информацию о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде

Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 26 февраля 2016 года.

Теперь предлагается внести в текст законопроекта поправки, предусматривающие, в частности:

уточнение требований к ККТ и определение требований к фискальному накопителю;

введение порядка проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) и установление требований к экспертным организациям;

детализацию порядка регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники;

определение порядка получения разрешения на обработку фискальных данных, перечня требований к оператору фискальных данных, а также определение обязательных условий договора на обработку фискальных данных;

уточнение состава нарушений оператором фискальных данных норм законодательства о применении ККТ и введение дифференцированного наказания за их нарушение;

уточнение положений о поэтапном введении новых требований.

 

Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@
"Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2016 N 41876.

С 1 июля 2016 года вводится новый перечень кодов видов операций по НДС

Новый перечень разработан в связи с изменениями, внесенными в законодательство РФ о налогах и сборах, предусматривающими в том числе установление дополнительных операций, не подлежащих налогообложению НДС, а также утверждением новой формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Признан утратившим силу приказ ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, которым утвержден действующий в настоящее время перечень таких операций.

 

Приказ ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@
"Об утверждении формата счета-фактуры и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41888.

До 1 июля 2017 года налогоплательщики вправе создавать электронные счета-фактуры как в соответствии с действующим, так и в соответствии с новым форматом

Действующий формат, предусмотренный приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@, не подлежит применению налогоплательщиками с 1 июля 2017 года (с указанной даты утрачивают силу соответствующие положения названного приказа). Прием налоговыми органами таких счетов-фактур должен быть обеспечен до 31.12.2020.

Одновременно утверждены требования к XML файлам передачи электронного счета-фактуры и первичного документа об отгрузке товара (выполнения работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, применяемого при расчетах по НДС и (или) при оформлении фактов хозяйственной жизни.

Данные форматы налогоплательщики вправе применять с даты вступления в силу настоящего приказа.

 

Приказ ФНС России от 27.04.2016 N СА-7-6/306@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@"

ФНС России обновила унифицированный формат транспортного контейнера, используемого при взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами по Интернету с использованием электронной подписи

Обновлены, в частности, XML-формат описания представления отдельных документов в налоговые органы, а также типы содержимого приложений.

 

<Письмо> Минфина России от 29.02.2016 N 03-03-06/3/11364
<О налоге на прибыль организаций>

Полученные по решению суда суммы возмещения ранее потраченных средств целевых поступлений не образуют дохода, подлежащего налогообложению

Обосновано это тем, что при получении по решению суда возмещения ранее потраченных средств целевых поступлений организация не получает экономической выгоды, в связи с чем в соответствии с общим принципом, установленным статьей 41 НК РФ, у организации не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций.

По мнению Минфина России, ранее потраченные средства целевых поступлений необходимо скорректировать на указанную сумму возмещения.

При этом отмечено, что в соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации", если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из условий, перечисленных в пункте 16 указанного Положения, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

 

<Письмо> Минфина России от 29.02.2016 N 03-03-06/3/11174
<О налогообложении средств, выделенных на разработку выпускных квалификационных работ>

Денежные средства на разработку выпускных квалификационных работ, перечисленные на лицевой счет университета для физлица-студента, не могут рассматриваться в качестве налогооблагаемого дохода организации

Полученные средства являются доходом физлица и подлежат обложению НДФЛ, если не выполняются условия, установленные пунктом 6 статьи 217 НК РФ, предусматривающим основания освобождения от налогообложения НДФЛ сумм, получаемых налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи) для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации.

 

<Письмо> ФНС России от 02.03.2016 N ОА-4-17/3455@
<О признании утратившим силу письма ФНС России от 20.04.2015 N ОА-4-17/6657@>

Отменена временная форма уведомления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом РФ

Это связано с утверждением в установленном порядке формы заявления иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации) Приказом ФНС России от 23.12.2015 N ММВ-7-17/595@.

Отмечено также, что продолжает использоваться форма журнала для учета поступающих Заявлений, доведенная письмом ФНС России от 21.05.2015 N ОА-4-17/8657.

 

<Письмо> ФНС России от 14.03.2016 N ГД-4-14/4070@
"Об учете иностранных организаций в качестве налоговых резидентов Российской Федерации"

Налоговым органам даны рекомендации по постановке на учет (снятию с учета) иностранных организаций в качестве налогового резидента РФ

Сообщается, что в связи с изменениями, внесенными в пункт 8 статьи 246.2 НК РФ, ФГУП ГНИВЦ ФНС России ведется работа по доработке необходимого программного обеспечения.

В целях обеспечения постановки на учет (снятия с учета) иностранных организаций налоговым органам необходимо руководствоваться положениями настоящего письма, в котором указано, в частности, следующее:

датой постановки на учет иностранной организации в качестве налогового резидента РФ является дата, указанная в заявлении - 1 января календарного года, в котором представлено заявление, либо дата представления заявления в налоговый орган;

при постановке на учет используется ИНН, ранее присвоенный этой организации, одновременно присваивается соответствующий данному случаю КПП, пятый и шестой разряды которого имеют значение 88;

иностранная организация вправе отказаться от статуса налогового резидента РФ на основании представленного заявления, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента РФ;

в уведомлении о постановке на учет по форме N 11УП-Учет в строке "на основании сведений" указывается "о признании себя налоговым резидентом РФ", в уведомлении о снятии с учета по форме N 11УС-Учет в строке "на основании сведений" указывается "об отказе от статуса налогового резидента РФ".

 

<Письмо> ФНС России от 13.04.2016 N СД-4-3/6435@
"О заполнении налогового расчета"

ФНС России проинформировала о порядке формирования налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

Форма налогового расчета утверждена Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

В информации сообщается о структуре расчета, разделах, включаемых в состав расчета при его формировании, особенностях заполнения и представления расчета, в том числе в случае уточнения ранее предоставленных данных.

 

<Письмо> ФНС России от 13.04.2016 N СД-4-3/6476@
"О внесении изменений в контрольные соотношения показателей налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности"

В связи с обновлением налоговой декларации по ЕНВД уточнены контрольные соотношения ее показателей

С отчета за I квартал 2016 года представляется налоговая декларация по ЕНВД с учетом внесенных в нее изменений Приказом ФНС России от 22.12.2015 N ММВ-7-3/590@ (в том числе в новой редакции изложен раздел 2 "Расчет суммы единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности").

Контрольные соотношения показателей налоговой отчетности необходимы для проведения проверки правильности и достоверности ее формирования.

<Письмо> ФНС России от 19.04.2016 N СД-4-3/6911
"О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 21.03.2016) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ"

По состоянию на 21 марта 2016 года подготовлен реестр аккредитованных IT-организаций, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/1/.

 

<Письмо> Минтруда России от 21.03.2016 N 18-4/10/В-1771
<О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 N 418-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации">

Минтрудом России подготовлена уточненная информация о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков

Информация направлена взамен Письма Минтруда России от 18.01.2016 N 18-4/10/В-180 и в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 N 418-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Сообщается, в частности, что Федеральным законом N 418-ФЗ в статью 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" были внесены изменения, направленные на уточнение порядка использования гражданскими служащими ежегодных оплачиваемых отпусков и выплаты денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (части этих отпусков). Действие положений Федерального закона N 418-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 10 января 2016 года.

Указанные изменения не затрагивают права гражданских служащих на отпуск, однако предписывают представителю нанимателя предоставлять гражданскому служащему ежегодный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого не может быть менее 28 календарных дней.

Использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска - в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении (по письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением, за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия).

 

<Информация> ФНС России
<О представлении расчета по налогу на имущество организаций за I квартал 2016 года>

ФНС России напоминает, что расчет по налогу на имущество организаций за I квартал 2016 года необходимо представить до 4 мая

Сообщается, что в 2016 году в 44 субъектах РФ налог на объекты торгово-офисной недвижимости исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Перечни таких объектов определены уполномоченными органами власти субъектов РФ. Соответственно, организации, имеющие на праве собственности (на праве хозяйственного ведения) объекты, включенные в указанный перечень, исчисляют налог на имущество организаций в отношении этих объектов исходя из кадастровой стоимости и не позднее 4 мая должны представить соответствующий расчет.

В том случае, если включенный в перечень объект принадлежит физическому лицу, ему в 2017 году будет исчислен налог на имущество физических лиц и направлено налоговое уведомление, уплатить налог по которому необходимо до 1 декабря 2017 года.

 

<Информация> Банка России
<Вопросы и ответы. Микрофинансовые организации>

Ограничение на начисление процентов по договорам потребительского микрозайма применяется к договорам, заключенным с 29 марта 2016 года

Также Банком России разъяснено, в частности, следующее:

юридическое лицо для осуществления деятельности в качестве микрофинансовой организации (МФО) должно быть внесено в государственный реестр. Проверить наличие организации в реестре можно на сайте ЦБ РФ по адресу: http://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_micro;

в отношении юридических лиц, не включенных в реестр МФО и привлекающих денежные средства граждан (как правило под высокий процент), Банк России не наделен функциями контроля и надзора. В этой связи граждане, передавая указанным организациям денежные средства, подвергают себя риску их утраты или хищения;

МФО обязаны размещать копию Правил в месте, доступном для ознакомления с ними заинтересованных лиц. При этом копия Правил должна полностью соответствовать оригиналу;

действующее законодательство не содержит запрета на привлечение агента при осуществлении МФО деятельности по выдаче потребительских микрозаймов;

в случае, когда МФО на платной основе уступает физическому лицу право требования по выданным договорам микрозайма с обязательным обратным выкупом (сумма цессии менее 1,5 млн. рублей), усматривается нарушение требований законодательства.

 

<Информация> Банка России от 25.04.2016
"Разъяснение по вопросу, связанному с отражением в бухгалтерском учете депозитов нотариусов"

С 1 января 2016 года денежные средства, получаемые нотариусами в депозит, рекомендуется отражать на балансовом счете N 42108

В связи с изменениями, внесенными с 1 января 2016 года в План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, для отражения указанных средств рекомендовано вместо балансового счета N 42309 "Прочие привлеченные средства до востребования" использовать счет 42108 "Депозиты индивидуальных предпринимателей до востребования".

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

25.04.2016 "Обзор правоприменительной практики за I квартал 2016 года по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)"

Обобщена правоприменительная практика за I квартал 2016 года по спорам о признании недействительными нормативных актов Минфина России

В обзоре представлены судебные решения по вопросам:

об оспаривании положений Инструкции "О порядке учета и хранения драгоценных металлов:" в части, предусматривающей обязательное сопровождение вооруженной охраны при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них (судом оспариваемые положения признаны не противоречащими действующему законодательству);

о признании недействующим пункта 2.7 "Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков:", обязывающего создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки, в том числе обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой (суд нашел несостоятельным утверждение административного истца о том, что оспариваемая норма приводит к дополнительным материальным затратам).

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

25.04.2016 Перевозки силами третьих лиц под ЕНВД не попадают

Деятельность в виде оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов силами третьего лица, то есть посредством транспортных средств, не принадлежащих налогоплательщику на каком-либо праве, не предусмотрена главой 26.3 НК и поэтому ЕНВД по ней применяться не может. К такому выводу пришел Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 08.04.2016 N Ф03-1241/2016 по делу N А59-2424/2015.

Суд установил, что в проверяемом периоде индивидуальный предприниматель применял ЕНВД по виду деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов, осуществляемых налогоплательщиком, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

ИП, не имея достаточное количество своих транспортных средств, привлекал для исполнения некоторых договоров со своим автотранспортом индивидуальных предпринимателей, самостоятельно сдавших налоговые декларации по ЕНВД по виду деятельности "оказание автотранспортных услуг по перевозке груза", а также юридических лиц.  В проверяемом инспекцией периоде на праве безвозмездного пользования привлечено только 8 транспортных средств по договорам с разными физлицами. Остальные транспортные средства в собственность, пользование, владение и распоряжение предпринимателю не передавались.

На основании установленных фактов, суд пришел к выводу о том, что предприниматель осуществлял силами и средствами третьих лиц грузоперевозки, являясь фактически организатором автотранспортных услуг между заказчиками и реальными исполнителями (субподрядчиками) перевозок. А по такой деятельности применение ЕНВД не предусмотрено.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

27.04.2016 <Письмо> ФНС России от 01.04.2016 N ГД-4-14/5658@
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2016)">

ФНС России обобщена судебная практика по спорам с участием регистрирующих органов

Приведен анализ судебной практики по вопросам:

оспаривания решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя и об отказе в их государственной регистрации;

оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых и осуществляемых регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В частности, в обзоре содержатся следующие выводы:

когда в результате реорганизации создается новое юридическое лицо, его фирменное наименование должно соответствовать требованиям закона (при этом факт использования в течение длительного времени аналогичного фирменного наименования правопредшественником правового значения не имеет);

при рассмотрении дела в порядке главы 24 АПК РФ суд может обязать государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, устранить допущенные им нарушения и внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (при этом такие изменения не должны влечь нарушений прав и законных интересов других лиц и не могут быть направлены на разрешение корпоративного спора, в том числе о составе участников, распределении долей в уставном капитале);

выемка оригиналов документов в порядке, предусмотренном УПК РФ, является препятствием к осуществлению регистрирующим органом действий по государственной регистрации (вместе с тем неосуществление государственной регистрации при таких обстоятельствах не может быть признано незаконным бездействием, поскольку является следствием выполнения регистрирующим органом требований иного закона).

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

28.04.2016 Суд признал незаконным выплату дивидендов каждый месяц

ФАС Поволжского округа в Постановлении № А55-8231/2015 от 13.04.2016 г.  признал ежемесячную выплату дивидендов не соответствующей действующему законодательству.

При этом суд сослался на то, что решение о выплате дивидендов не может быть принято ранее формирования финансового результата того налогового (отчетного) периода, по итогам которого выплачиваются дивиденды. Некоторые выводы суда не могут не вызывать удивление. В частности, почему-то судьи решили, что непредставление  в налоговые органы бухгалтерской отчетности обществом, находящимся на УСН, каким-то образом влияет на право выплачивать дивиденды. А в 2011-2012 годах, как известно, организации на УСН бухотчетность не сдавали в силу закона о бухгалтерском учете.

Вероятно, на судей слишком повлияли другие факты, предъявленные налоговой инспекцией - заработная плата в обществе выплачивалась в конвертах. Чем и вызвана необходимость выплаты ежемесячных дивидендов, поскольку заработная плата всем работникам общества составляет менее суммы выплаченной одному учредителю.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

29.04.2016 <Информация> ФНС России от 28.04.2016 <В отношении должников, привлеченных к субсидиарной ответственности, начали применяться новые нормы КоАП РФ>

ФНС России проинформировала о принятии арбитражным судом прецедентного решения о дисквалификации руководителя ООО в связи с неисполнением им судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности

В соответствии с Законом о банкротстве, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия лиц, контролирующих должника, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ в статью 14.13 КоАП РФ введена часть 8, в соответствии с которой налоговые органы вправе составлять протоколы об административном правонарушении за неисполнение руководителем должника судебного акта, которым данное лицо привлечено к субсидиарной ответственности.

В рассматриваемом случае руководитель ООО при появлении признаков неплатежеспособности общества должен был в кратчайшие сроки с момента возникновения соответствующих обстоятельств обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ООО несостоятельным (банкротом). В связи с тем, что данная обязанность не была исполнена, по заявлению конкурсного управляющего с руководителя ООО в порядке субсидиарной ответственности подлежала взысканию сумма ущерба в установленном размере.

Поскольку руководитель ООО не компенсировал данный ущерб, налоговым органом был составлен протокол об административном правонарушении. Арбитражный суд, рассмотрев указанный протокол, дисквалифицировал руководителя должника на один год.

В своем письме ФНС России отмечает, что распространение указанной выше судебной практики будет способствовать предупреждению совершения правонарушений недобросовестными должниками и минимизации случаев использования института банкротства для уклонения от исполнения своих обязательств.

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

25.04.2016 Госдума приняла в третьем чтении законопроект с поправками в часть первую Налового кодекса

Новый закон, в частности, вносит изменения в статью 5 НК, распространяя положения  этой статьи о действии актов налогового законодательства во времени на соответствующие нормативные правовые акты Правительства РФ.  Кроме того, добавлена норма о том, что нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования. Таким образом ФНС уже будет сложно поменять форму декларации в разгар отчетного периода, как произошло в апреле месяце с декларацией по УСН.

В первоначальной редакции законопроекта содержалась поправка в статью 80 НК, снижающая порог перехода на обязательное представление налоговых деклараций  в электронной форме  до 50 человек (сейчас 100), однако в окончательный текст документа эта поправка не попала.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

25.04.2016 Налоговый рулинг появился в Налоговом кодексе

Госдума приняла в пятницу в третьем чтении закон, вносящий поправки к нормам Налогового кодекса, регулирующие взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов. Об этом пишет газета"Коммерсант".

В частности, новации вводят в российскую практику налоговые рулинги — возможность компаниям заранее согласовывать с налоговиками планируемые сделки и в дальнейшем не опасаться претензий по ним. Также среди изменений — расширение перечня оснований для приостановки операций по счетам и приостановление решений налоговых органов при предоставлении банковской гарантии в ходе досудебного урегулирования споров

Самая значимая для крупных налогоплательщиков новация — появление возможности согласовывать планируемые сделки и операции с налоговыми органами. Реализуется она через развитие механизма получения так называемого мотивированного мнения налогового органа. "Теперь этот механизм стал аналогичен так называемым рулингам, используемым во многих странах",— пояснил "Коммерсанту" партнер налогового отдела компании EY Иван Родионов. Он отметил, что новую возможность получают только налогоплательщики, работающие с налоговиками в особом режиме взаимодействия — налогового мониторинга. Напомним, этот режим открывает налоговикам доступ к бухгалтерскому и налоговому учету, а также к первичным документам организаций. Пока такие соглашения с ФНС заключили шесть крупных компаний.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

25.04.2016 ФНС не обнаружила в НК особенностей по сдаче спецрежимной отчетности при закрытии ИП

Никаких особенностей по срокам представления налоговых деклараций по ЕНВД и УСН в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя не предусмотрено. К такому выводу пришла ФНС РФ в письме № СД-3-3/1530 от 08.04.2016 г.

Отвечая на вопрос предпринимателя, подавшего заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, представитель налогового органа отметил, что поскольку ИП был снят с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД 25 декабря 2015 года, то налоговую декларацию по ЕНВД за IV квартал 2015 года  необходимо было представить не позднее 20 января 2016 года, исчислив в ней единый налог за фактически отработанный период времени (с 1 октября по 24 декабря 2015 года). А декларацию по УСН надо будет представить не позднее 30 апреля 2017 года, поскольку снятие с учета физлица как ИП произошло 11 января 2016 года.

Такой срок сдачи декларации по УСН связан с тем, что при прекращении действия статуса ИП снятие с учета налогоплательщика УСН производится по данным, поступающим из ЕГРИП, а не по уведомлению о прекращении предпринимательской деятельности, облагаемой по упрощенной системе налогообложения

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

25.04.2016 Минфин изменил мнение по вопросу учета курсовых разниц со сверхнормативных процентов по займам

Курсовые разницы, возникающие при пересчете обязательств, выраженных в иностранной валюте, по уплате (сверхнормативных) процентов заимодавцу, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций во внереализационных доходах и внереализационных расходах на основании пункта 11 статьи 250 НК РФ и подпункта 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ соответственно. Об этом пишет Минфин РФ в письме № 03-03-06/1/18891 от 04.04.2016 г.

Но если данные расходы осуществлены не в рамках деятельности, направленной на получение дохода, то курсовые разницы, возникающие по таким операциям, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Ранее Минфин придерживался противоположной точки зрения (см. например письма от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2767 и от 26.03.2015 N 03-03-06/1/16701).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

25.04.2016 Как определить категорию транспортного средства для расчета налога: мнение ФНС

При выборе налоговой ставки для расчета транспортного налога в отношении автомобиля необходимо руководствоваться типом объекта налогообложения на основании регистрационных данных. Такие разъяснения налоговая служба дала в письме № СА-4-7/6024 от 07.04.2016 г. в отношении налогоплательщиков-граждан, которые платят налог на основании налоговых уведомлений из ИФНС.

Однако применять его можно и прочим налогоплательщикам (организациям), которые рассчитывают налог самостоятельно. В данном случае подтверждена позиция о том, что при определении вида автомобиля для целей установления ставки по нему необходимо руководствоваться в том числе его типом, указанным в строке 3 ПТС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

25.04.2016 Для применения льготной ставки по налогу на прибыль мед.организации используют приказ Росстата

Минфин РФ  в письме № 03-03-06/1/21603 от 14.04.2016 г. рассмотрел вопрос о представлении сведений о численности работников медицинской организации в целях применения льготной ставки по налогу на прибыль.

Медицинские организации вправе применять по налогу на прибыль организаций налоговую ставку 0 процентов при соблюдении некоторых условий, одним из которых является условие о наличии 15 работников, непрерывно числящихся в течение налогового периода.  По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства, для расчета численности следует использовать списочную численность работников, которая применяется для определения среднесписочной численности работников, рассчитываемой на основании приказа Росстата от 28.10.2013 N 428 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

26.04.2016 ФНС рекомендовала форму отказа для уменьшения НДФЛ у иностранца

ФНС РФ в письме № БС-4-11/5514 от 30.03.2016 г. рекомендовала унифицированную форму сообщения об отказе в выдаче подтверждения для уменьшения НДФЛ на сумму фиксированных взносов, который иностранный работник уплатил за патент. Такой документ налоговый агент теперь может получить из налоговой инспекции при подаче заявления о выдаче уведомления о подтверждении данного права.

Если сообщение об отказе получено, то уменьшить НДФЛ к удержанию с такого работника не получится.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

26.04.2016 ФНС РФ рассказала как поставить и снять с учета иностранную организацию

ФНС РФ выпустила письмо для нижестоящих налоговых органов об учете иностранных организаций в качестве налоговых резидентов РФ.

Иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации.

В этой связи датой постановки на учет является дата, указанная в Заявлении, - 1 января календарного года, в котором представлено Заявление, либо дата представления Заявления в налоговый орган.

При постановке на учет в налоговом органе иностранной организации используется ИНН, ранее присвоенный этой организации, но при этом присваивается соответствующий данному случаю код причины постановки на учет (КПП), пятый и шестой разряды которого имеют значение 88 (постановка на учет иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации).

Так же в письме описан порядок снятия таких организаций с учета.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

26.04.2016 НДФЛ при выплате дивидендов не считается нарастающим итогом

Положение пункта 12 статьи 226.1 Налогового кодекса, предусматривающее, что при выплате налогоплательщику налоговым агентом денежных средств (дохода в натуральной форме) более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога, к доходам в виде дивидендов не применяется.

При выплате дивидендов применяются положения пункта 3 статьи 214 НК, где предусмотрено, что исчисление суммы и уплата налога в отношении доходов от долевого участия в организации осуществляется отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов.

Такое мнение высказано в письме Минфина № 03-04-06/20834 от 12.04.2016 г.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

27.04.2016 Минфин рассказал предпринимателям на ЕНВД куда перечислять НДФЛ за работников

НДФЛ с доходов выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, следует перечислять в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности. При этом в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности необходимо представить документы, содержащие сведения о доходах физических лиц и суммах налога (2-НДФЛ), а также расчет сумм налога на доходы физических лиц (6-НДФЛ). Об этом пишет Минфин в письме № 03-04-05/20162 от 08.04.2016 г.

 

В этом же письме индивидуальному предпринимателю предлагается перечислять НДФЛ с заработной платы административно-хозяйственного персонала по месту учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

27.04.2016 С отпускных высококвалифицированных нерезидентов удерживается НДФЛ 13%.

С отпускных высококвалифицированному специалисту – нерезиденту удерживать НДФЛ можно по ставке 13 процентов. Хотя такой доход не относится к вознаграждениям за трудовую деятельность, он непосредственно связан с ее ведением. А значит, подпадает под льготный режим налогообложения, предусмотренный в отношении трудовых доходов данной категории работников. Такой вывод содержится в письме Минфина от 01.04.2016 N 03-04-06/18552.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

27.04.2016 Порядок обложения НДС субсидий: разъяснения Минфина

Если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

В случае если денежные средства в виде субсидий получены налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы  РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых им товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с реализацией. При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы НДС вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК.

Что касается субсидий, выделенных из иных бюджетов бюджетной системы на возмещение вышеуказанных затрат, то в отношении таких субсидий норма, предусмотренная подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК, не применяется.

Такие разъяснения приведены в письме Минфина № 03-07-11/21297 от 14.04.2016 г.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

28.04.2016 УК не признается налоговым агентом при выплате вознаграждения за счет жильцов дома

При выплате вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома, производящейся за счет собственников помещений в многоквартирном доме, управляющая компания не признается налоговым агентом по НДФЛ, так как данная управляющая компания не является источником дохода указанных физических лиц.

Поручение собственников помещений в многоквартирном доме, обязывающее управляющую компанию исчислять и уплачивать НДФЛ, когда такая обязанность не возложена на нее Кодексом, будет являться ничтожным.

Такие разъяснения приведены в письме Минфина № 03-04-06/20465 от 11.04.2016 г.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

28.04.2016 Минфин рассказал об обложении НДФЛ матвыгоды в налоговых периодах до 2016 года

Если до 2016 года погашения задолженности по беспроцентному займу не производилось, дохода в виде материальной выгоды, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, в налоговых периодах, предшествующих налоговому периоду 2016 года, не возникает. Об этом сообщает Минфин в письме № 03-04-06/20463 от 11.04.2016 г.

С 2016 года доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

28.04.2016 При уступке паёв в ЖСК НДФЛ придется заплатить со всей суммы сделки.

При уступке паев членов ЖСК обложению налогом на доходы физических лиц подлежит весь доход, полученный налогоплательщиком по такой сделке. Такой вывод сделан в письме ФНС РФ № БС-4-11/6269@ от 11.04.2016 г.

Поскольку паи членов ЖСК являются имущественными правами их членов, а договоры уступки паевого взноса в ЖСК не относятся к договорам, связанным с долевым строительством, имущественный налоговый вычет, предусмотренный абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса, при их реализации не применяется.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

28.04.2016 Росстат подготовил замену ОКУН и ОКДП

Росстат подготовил приказ "Об утверждении собирательных группировок «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и «Платные услуги населению» на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)"

Собирательные группировки «Платные услуги населению» включают виды деятельности в сфере бытового обслуживания, транспорта, связи, ЖКХ, образования, культуры, здравоохранения, туризма и др.

 

Напомнаем, что с 1 января 2017 года перестают действовать  классификаторы ОКВЭД Ред.1, ОКВЭД-2007, ОКПД и ОКУН.  При этом коды и формулировки ОКУН используются по многих нормативных актах, в том числе и в Налоговом кодексе.

Новый приказ Росстата сегодня размещен для обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

28.04.2016 Минтруд: ИП платят взносы 1% от дохода вне зависимости от наличия у них работников

Минтруд в письме № 17-4/ООГ-219 от 11.02.2016 г.  дал разъяснения индивидуальному предпринимателю, применяющему ЕСХН, о порядке исчисления взносов в Пенсионный фонд.

В письме сообщается, что индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы по двум основаниям - с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу своих работников, а также страховые взносы за себя исходя из своего дохода от предпринимательской деятельности, полученного за расчетный период.

Если доход ИП в расчетном периоде превышает 300 000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов (1 МРОТ x 26% x 12 месяцев) доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но до определенной предельной величины (8 МРОТ x 26% x 12 месяцев) (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, доход учитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 НК РФ.

При этом пунктом 1 статьи 346.5 НК установлено, что доходы определяются в соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 248 НК. Исходя из их положений индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, при определении доходов учитывают:

- доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК.

Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные пунктом 2 статьи 346.5 Налогового кодекса, в этих случаях не учитываются.

Напомним, что Минфин РФ выпустил уже несколько писем, разъяснящих ИП, что при наличии работников они не должны уплачивать  взносы 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей. Эти письма не соответствуют действующему законодательству и Минфин не наделен правом давать разъяснения о применении Федерального закона  от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Применять данное письмо Минтруда в возникающих спорах с налоговыми органами могут предприниматели, применяющие любую систему налогообложения.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

29.04.2016 Налог на имущество с кадастровой стоимости не платится с квартир, учитываемых в качестве ОС

Если жилые дома и жилые помещения учитываются на балансе организации в составе основных средств, то они не облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости. А значит, их балансодержатели на УСН не признаются плательщиками налога на имущество. Такой вывод содержится в письме Минфина РФ от 11.03.2016 N 07-01-09/13596.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

29.04.2016 Минфин продолжает требовать от ИП на ОСНО наличие доходов для включения в расходы реализованного товара

Минфин РФ по прежнему предпочитает не замечать то, что подпункты 1 - 3 пункта 15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей признаны ВАС РФ недействительными.

В очередном письме, адресованном индицидуальному предпринимателю на ОСНО, чиновники сообщили, что если индивидуальным предпринимателем по окончании налогового периода частично не получены от покупателя доходы от реализации товара в связи с отсрочкой платежа, то, соответственно, в этой части они не могут быть уменьшены на произведенные расходы, связанные с их приобретением (покупкой). При этом почему-то представители Минфина не сослались ни на один конкретный пункт Порядка (вероятно, потому что не на что сослаться), ни на конретную норму в НК.

Мнение  Минфина, изложенное в письме № 03-04-05/22206 от 18.04.2016 г. противоречит решению ВАС от 08.10.2010 N ВАС-9939/10, в котором суд сделал вывод о том, что требование о непосредственной связи расходов с извлечением дохода не может рассматриваться как определяющее момент признания расходов и обуславливающее этот момент датой получения дохода.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

ИП, применяющий общую систему налогообложения, прекращает свою деятельность. Основные средства и малоценные активы с установленным программным обеспечением (далее - ПО) проданы до истечения сроков действия лицензионных договоров. Есть ПО, которое можно передать (согласно лицензионному договору), есть ПО, права на которые передавать нельзя. Отдельных договоров на передачу прав на программное обеспечение не заключалось. На счете 97 "Расходы будущих периодов" в прочих расходах учтена несписанная часть стоимости ПО. Как правильно оформить передачу ПО документально? Как списать несписанные расходы по ПО со счёта 97 в бухгалтерском и налоговом учёте?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Продажа имущества приводит к прекращению лицензионных договоров.
Поэтому как в бухгалтерском, так и в налоговом учете после выбытия имущества полученные права подлежат единовременному списанию.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
На основании ст. 1272 ГК РФ, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением случая, предусмотренного ст. 1293 ГК РФ.
Таким образом, индивидуальный предприниматель (далее - ИП) как законный владелец экземпляров программного обеспечения вправе произвести отчуждение этих экземпляров без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения. При этом ИП должен удалить программное обеспечение из памяти принадлежавших ему ЭВМ (п. 36 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29).
В этой связи мы придерживаемся позиции, что заключенные ИП лицензионные договоры прекращаются.

Бухгалтерский учет

На основании п. 39 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
Выше мы пришли к выводу, что при продаже имущества с установленным программным обеспечением лицензионный договор у продавца имущества прекращается.
Порядок учета в подобной ситуации в нормативных актах по бухгалтерскому учету не разъясняется.
Мы полагаем, что в случае прекращения лицензионного договора специальные правила, установленные п. 39 ПБУ 14/2007, к расходам, отраженным ИП на счете 97 "Расходы будущих периодов", уже не применяются. В этой связи считаем, что такие расходы возможно списать единовременно на дату прекращения лицензионного договора (п.п. 11, 16, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
В учете ИП в этом случае делается запись:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 97
- в прочих расходах учтена несписанная часть стоимости программного обеспечения.
Основанием для списания указанных расходов может быть справка бухгалтера, содержащая все обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Налогообложение

В соответствии со ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве ИП, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ.
В силу пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям).
Применительно к организациям представители уполномоченных органов разъясняют, что если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов. Если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то, по нашему мнению, произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов; при этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли (письма Минфина России от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11743, от 02.02.2011 N 03-03-06/1/52, от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25)*(1).
При этом признание данных расходов возможно и в случае, когда фактическое использование программного обеспечения не осуществлялось (постановления ФАС Московского округа от 02.04.2010 N КА-А40/2846-10 по делу N А40-48569/08-14-170, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 N 15АП-522/12).
Выше мы высказали позицию, согласно которой лицензионный договор прекращается, а суммы, отраженные на счете 97, списываются единовременно. Аналогичную методику, на наш взгляд, следует применять и в целях налогообложения.
Иными словами, несписанная часть стоимости программного обеспечения единовременно признается в расходах и в целях налогообложения прибыли.
Разъяснений уполномоченных органов применительно к анализируемому случаю нам обнаружить не удалось. В этой связи мы не исключаем налоговые риски.
Судебными решениями по данной ситуации мы также не располагаем. Рекомендуем ИП воспользоваться своим правом и обратиться за письменными разъяснениями в уполномоченные органы (пп.пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Выполнение ИП таких разъяснений является обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

 

НДС

 

О восстановлении НДС при уменьшении стоимости товаров (работ, услуг), использованных для реализации товаров на экспорт.

Ответ:

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. При этом пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлен особый порядок принятия к вычету этого налога в отношении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, согласно которому вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.

На основании подпункта 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком, подлежат восстановлению в случае уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в том налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:

дата получения покупателем первичных документов на уменьшение стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;

дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Вместе с тем, принимая во внимание вышеуказанный особый порядок вычета налога на добавленную стоимость в отношении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, в случае уменьшения стоимости товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций по реализации товаров на экспорт, восстановление налога на добавленную стоимость следует производить в том налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым товарам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 февраля 2016 г. N 03-07-09/9158

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

Налог на прибыль

 

О дате получения доходов в виде санкций за нарушение договорных обязательств или сумм возмещения убытков для целей налога на прибыль.

 

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы.

При этом доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

В целях главы 25 Кодекса внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Кодекса. В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам, в частности, относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 271 Кодекса для налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы методом начисления, датой получения доходов в виде неустоек (штрафов, пеней) за нарушение договорных обязательств является дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Письменным подтверждением признания должником обязанности по уплате сумм штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств и (или) по возмещению убытков (ущерба) исходя из обычаев делового оборота могут являться любые действия контрагента, удостоверяющие факт признания нарушения обязательства, позволяющие определить размер суммы, признанной должником.

К ним, можно отнести действия должника по оплате такой задолженности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 февраля 2016 г. N 03-03-06/1/9336

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

Об уплате налога на прибыль и представлении декларации организацией, если она и ее обособленное подразделение находятся в одном субъекте РФ.

Ответ:

Особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, установлены статьями 288 и 289 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

На основании пункта 2 статьи 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Налогоплательщики налога на прибыль организаций независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 289 НК РФ, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном статьей 289 НК РФ.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 289 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Приказом ФНС России от 26 ноября 2014 года N ММВ-7-3/600@ утверждены форма и формат представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядок ее заполнения (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2014 N 35295).

Если организация и ее обособленное подразделение находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик вправе принять решение об уплате им налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации за свое обособленное подразделение.

При указанном порядке уплаты налога организация вправе представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в налоговый орган только по месту нахождения головной организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 февраля 2016 г. N 03-03-06/1/9188

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

УСН

 

О налоге при УСН в случае передачи векселя третьего лица в оплату задолженности по договору займа.

Ответ:

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии со статьями 142 и 143 Гражданского кодекса Российской Федерации вексель является ценной бумагой, удостоверяющей с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

При этом согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Таким образом, передача векселя третьего лица в счет оплаты кредиторской задолженности по договору займа является реализацией векселя и доход от реализации векселя в сумме погашаемого заемного обязательства включается в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 февраля 2016 г. N 03-11-06/2/9917

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

Разное

 

Организация состоит на учете в двух налоговых органах (в г. Москве и в Московской области).
Налоговая декларация по водному налогу в установленный законом срок была подана в налоговый орган г. Москвы, а нужно было подать ее в налоговый орган Московской области. Через несколько дней уже по истечении срока подачи деклараций по водному налогу ошибка была замечена. Налоговая декларация была отправлена в налоговый орган Московской области. Сумма налога была уплачена в установленные сроки по правильным реквизитам.
Можно ли организацию привлечь к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Обоснование вывода:
Налоговые декларации представляются в налоговый орган по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать в соответствии с выбранной системой налогообложения (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ). При этом для каждого налога соответствующей главой НК РФ установлен свой срок представления налоговой декларации (п. 6 ст. 80 НК РФ).
Российские организации - плательщики водного налога представляют налоговые декларации в порядке и в сроки, предусмотренные п. 2 ст. 333.14п. 1 ст. 333.15 НК РФ.
Согласно пп. 6 п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (утвержден приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н) основанием для отказа в приеме налоговой отчетности, представленной как на бумажных носителях, так и в электронной форме, является представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Поскольку в рассматриваемой ситуации первая налоговая декларация была представлена в налоговый орган г. Москвы, т.е. налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации, данный факт является основанием для отказа в приеме декларации (п. 2.5 Регламента взаимодействия территориальных органов ФНС России и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России при реализации функций по обработке налоговых документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и проведения мероприятий в отношении взаимозависимых лиц и контролируемых сделок, представляемых налогоплательщиками (их представителями) в территориальные органы ФНС России на бумажных носителях (утвержден приказом ФНС России от 25.02.2016 N ММВ-7-6/97@)).
Последующая декларация была представлена в налоговый орган Московской области с нарушением сроков.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, названы в ст. 109 НК РФ, их перечень является исчерпывающим (постановления ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2011 N Ф03-1312/11, ФАС Московского округа от 10.09.2008 N КА-А40/7985-08).
Представление декларации с соблюдением сроков в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием такой декларации, в данном перечне не поименован.
В этой связи считаем, что Ваша организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.
Косвенно нашу позицию подтверждает арбитражная практика.
Так, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 N Ф04-1165/2008(1026-А75-40), от 19.12.2005 N Ф04-8073/2005(16771-А27-15) судьи приходят к выводу, что своевременное представление налоговой декларации по месту нахождения самой организации не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по месту нахождения ее обособленного подразделения.
В свою очередь, в письме Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033 со ссылкой на п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 разъясняется, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 рублей.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
Энциклопедия решений. Налоговая декларация;
Энциклопедия решений. Отказ в приеме налоговой декларации (расчета).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения