Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 16 по 22 мая 2016 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона N 1072874-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В Госдуму внесен проект закона, предусматривающий переход на ежемесячное предоставление отчетности в ПФР

Переход на ежемесячную отчетность, содержащую сведения персонифицированного учета, предлагается осуществить с 1 января 2018 года. По мнению разработчиков законопроекта, данные изменения позволят оперативно учитывать пенсионные права застрахованных лиц на лицевом счете, включая их накопительную составляющую.

Также предусматривается отменить выдачу гражданам страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, заменив его уведомлением, подтверждающим регистрацию лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Регистрация в качестве застрахованного лица с открытием индивидуального лицевого счета будет проводиться на основании сведений, поступающих в ПФР от МФЦ и органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.

Законопроектом также определяется порядок информационного взаимодействия между органами управления государственных внебюджетных фондов, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и кредитными организациями при передаче сведений и персональных данных, необходимых для исполнения полномочий в сфере индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

Предлагается продлить срок действия льготного тарифа страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и инжиниринга

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" разработан во исполнение пункта 67 поручения Правительства Российской Федерации от 1 марта 2016 г. N ДМ-П13-1100.

 

Решения, принятые на заседании Правительства РФ 11 мая 2016 года (извлечение)

Правительством РФ одобрен проект закона, предусматривающий ежемесячное предоставление в ПФР сведений персонифицированного учета

Переход на ежемесячную отчетность предлагается осуществить с 1 января 2018 года. По мнению разработчиков проекта, данные изменения позволят оперативно учитывать пенсионные права застрахованных лиц на лицевом счете, включая их накопительную составляющую.

Также предусматривается отменить выдачу ПФР страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, заменив его уведомлением, подтверждающим регистрацию лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Регистрация в качестве застрахованного лица с открытием индивидуального лицевого счета будет проводиться на основании сведений органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, сведений ФМС России и сведений о государственной регистрации рождения, поступающих от органов ЗАГС.

Проектом также определяется порядок информационного взаимодействия между органами управления государственных внебюджетных фондов, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и кредитными организациями при передаче сведений и персональных данных, необходимых для исполнения полномочий в сфере индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

 

Проект Приказа Минтранса России
"О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15"

Минтранс России предлагает оптимизировать режим труда и отдыха водителей автомобилей

Соответствующие поправки предлагается внести в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным в РФ организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность в России.

В частности, устанавливается, что в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода от одного до трех месяцев (в настоящее время - 1 месяц).

При выполнении перевозок водитель обязан осуществлять специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути. Специальный перерыв должен осуществляться не позднее достижения времени управления автомобилем 4-х часов 30 минут (под временем управления понимается суммарное значение периодов времени управления после окончания предшествующего периода отдыха: ежедневного (междусменного) или еженедельного либо специального перерыва). Перерыв засчитывается в качестве специального перерыва только в том случае, если его непрерывная продолжительность составляет не менее 45 минут.

Допускается разбивать перерыв продолжительностью 45 минут на два перерыва только в указанном порядке: первый перерыв - не менее 15 минут непрерывно, второй перерыв - не менее 30 минут непрерывно. Специальный перерыв может быть совмещен со временем перерыва для отдыха и питания, при этом общая продолжительность перерыва должна быть не менее продолжительности специального перерыва. Работодатель водителя обязан указать в задании по времени на движение и стоянку автомобиля данные перерывы.

 

<Письмо> ФНС России от 04.05.2016 N БС-4-11/7928@
"По вопросу представления расчета по форме 6-НДФЛ"

Организации и ИП, не производящие выплат доходов физическим лицам, расчет по форме 6-НДФЛ не представляют

Сообщается также, что в случае представления "нулевого" расчета по форме 6-НДФЛ такой расчет будет принят налоговым органом в установленном порядке.

 

Письмо ФНС России от 18.04.2016 N СД-4-3/6722

ФНС России даны разъяснения о порядке применения вычета по акцизам при совершении в 2016 году операций со средними дистиллятами, приобретенными в 2015 году

С 1 января 2016 года средние дистилляты включены в перечень подакцизных товаров.

По вопросу применения налогового вычета разъясняется следующее.

При приобретении средних дистиллятов до 1 января 2016 года объекта обложения акцизом и, соответственно, обязанности начислить акциз по приобретенному объему этих нефтепродуктов не возникало. В этой связи налоговые вычеты сумм акциза, исчисленных при совершении в 2016 году операций, указанных в подпункте 29 пункта 1 статьи 182 НК РФ, в отношении средних дистиллятов, приобретенных до 1 января 2016 года, не применяются.

Отмечено также, что при совершении российскими организациями операций, указанных в подпунктах 30 и 31 пункта 1 статьи 182 НК РФ, у организаций возникает объект обложения акцизами и, соответственно, обязанность начислить по этому объекту соответствующую сумму акциза независимо от того, в каком периоде (т.е. до или после 01.01.2016) ими были приобретены в собственность реализуемые иностранным организациям средние дистилляты.

В случае подтверждения совершения указанных операций сумма налогового вычета определяется с применением коэффициента, равного 2. В иных случаях выбытия (использования) средних дистиллятов сумма вычета определяется с применением коэффициента, равного 1.

При этом положения пунктов 23 и 24 статьи 200 НК РФ не содержат норм, указывающих на то, что вычеты сумм акциза, исчисленных при совершении таких операций, не применяются в отношении средних дистиллятов, приобретенных до 01.01.2016.

 

<Письмо> Росприроднадзора от 01.03.2016 N ОД-06-01-32/3447
"О порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду"

Авансовые платежи в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду не вносятся, если в предыдущем году организация не осуществляла хозяйственной деятельности

С 1 января 2016 года введена обязанность уплаты квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала) в счет внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (исключение - субъекты малого и среднего предпринимательства).

В 2016 году квартальные авансовые платежи вносятся от суммы, уплаченной в 2015 году.

Отмечено при этом, что в случае если предприятие не осуществляло хозяйственную и иную деятельность в 2015 году, то авансовые платежи не подлежат внесению в 2016 году, а плата по такому предприятию будет подлежать внесению в срок до 1 марта 2017 года.

 

<Информация> ФНС России
<О сервисе "Решения по жалобам">

С апреля 2016 года информация о рассмотрении налоговым органом обращений или жалоб предоставляется в новом формате

Для удобства пользователей решение налогового органа выкладывается в виде краткой правовой позиции, а также полного текста решения. Решения по жалобам теперь содержат номер документа и наименование налогового органа, вынесшего решение, что позволяет налогоплательщикам ссылаться на конкретные решения налоговых органов при обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в досудебном и судебном порядке.

Кроме того, усовершенствованный сервис предоставляет возможность отправлять в ФНС России сообщения о несовпадении позиции, содержащейся в ненормативных актах налоговых органов (решение по проверке, решение по жалобе, требование об уплате налога и т.д.), с позицией, изложенной в решениях по жалобам, размещенных на сайте.

 

<Информация> Банка России от 18.05.2016
"Разъяснение по вопросу, связанному с отражением в бухгалтерском учете государственной пошлины, взимаемой при обращении в судебные органы"

Уплаченная банком при обращении в суд госпошлина подлежит отражению на балансовом счете N 60323 "Расчеты с прочими дебиторами"

Сумма госпошлины учитывается на указанном балансовом счете до момента ее возмещения, если судом принято решение в пользу кредитной организации.

В противном случае эта сумма списывается со счета N 60323 за счет сформированного резерва на возможные потери или (при недостаточности резерва) относится на расходы с отражением в Отчете о финансовых результатах по символу 48602 "Судебные и арбитражные издержки".

 

Информационное письмо Банка России от 10.05.2016 N ИН-010-45/30
"О порядке применения положений пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации"

Разъяснены требования к исполнению банками обязанностей по сообщению в налоговые органы сведений о счетах, открываемых органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований

На счетах N 40501, N 40601, N 40701 открываются счета для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов РФ, муниципальным бюджетным учреждениям.

На указанные счета распространяются требования по предоставлению о них сведений в налоговые органы, поскольку, в частности, к денежным средствам, отраженным на указанных счетах, могут быть предъявлены требования по взысканию налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов.

Также с учетом разъяснений Минфина России сообщается об отсутствии необходимости в представлении банками в налоговые органы информации об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) счетов N 40101, N 40105, N 40116, N 40201, N 40204.

 

Информационное письмо Банка России от 19.05.2016 N ИН-014-12/34
"По вопросам реализации мер, предусмотренных резолюцией Совета Безопасности ООН 2270 (2016) в отношении КНДР"

Банк России информирует о расширении Совбезом ООН ограничений в отношении КНДР в финансовой сфере

Новой резолюцией Совбеза ООН, в частности, предусмотрено замораживание активов, находящихся в собственности или под контролем ряда юридических и физических лиц КНДР, включенных в санкционный перечень.

Кроме того, запрещено установление или поддержание корреспондентских отношений с банками КНДР, за исключением случаев, когда соответствующие сделки были заранее одобрены Комитетом СБ ООН. Корреспондентские отношения с банками КНДР должны быть прекращены в течение 90 дней с даты принятия резолюции.

Запрещено также открытие новых банковских счетов в КНДР.

Согласно резолюции в течение 90 дней с даты принятия резолюции банковские счета в КНДР должны быть закрыты, в случае если имеется достоверная информация, дающая основания полагать, что соответствующие финансовые услуги могут способствовать осуществлению КНДР ядерной программы или программы по баллистическим ракетам либо других запрещенных видов деятельности.

При наличии заинтересованности кредитных организаций в сохранении корреспондентских отношений с банками КНДР и банковских счетов кредитные организации могут направить информацию об установленных корреспондентских отношениях с банками КНДР и имеющихся счетах, характере платежей по счетам и иную информацию и документы, дающие основания полагать, что финансовые услуги оказываются в целях, не противоречащих резолюциям Совета Безопасности ООН не позднее 20 мая 2016 года для передачи МИД России данной информации на рассмотрение Комитета.

Отмечается, что при принятии решения о сохранении корреспондентских отношений с банками КНДР следует учитывать уровень рисков такого сотрудничества.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

16.05.2016 Утрата права на ПСН не означает переход на ОСНО: суд опять встал на сторону предпринимателя

Очередное решение суда появилось в пользу налогоплательщиков УСН, утративших право на применение ПСН. АС Московского округа в постановлении № А40-101530/2015 от 21.04.2016 г.;встал на сторону предпринимателя, оспаривавшего блокировку счета из-за непредставленных деклараций по НДС.

Предприниматель, применяющий УСН, потерял право на применение ПСН в 4 квартале 2013 года, в связи с чем налоговая инспекциа потребовала декларации НДС за 3 и 4 квартал 2013 года, а за непредставление их приостановила операции по расчетному счету.

Суды первых двух инстанций указали на то, что действующим налоговым законодательством предусмотрена возможность применения одновременно упрощенной и патентной системы налогообложения, но одновременное применение упрощенной и общей системы налогообложения законом не предусмотрено. АС Московского округа их поддержал и оставил кассационную жалобу ИФНС без удовлетворения.

На данный момент судебная практика в пользу предпринимателей складывается в Северо-Западном, Московском и Центральном округе. В Уральском и Волго-Вятском суды придерживаются точки зрения ФНС и Минфина.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

17.05.2016 АС Центрального округа: доп.выходные по уходу за детьми-инвалидами взносами не облагаются

Выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Об этом Фонду социального страхования напомнил АС Центрального округа в постановлении№ Ф10-1023/2016 от 21.04.2016 г.  Таки образом, облагать эти выплаты не облагаются взносами на социальное страхование.

Такой же вывод сделан судом и в отношении выплат материальной помощи предусмотренной коллективным договором в связи со смертью родственников работников - родителей мужа и жены. По мнению ФСС, родители мужа (жены) не относятся к близким родственникам лиц, в пользу которых произведены выплаты, а поэтому указанные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами. Суд признал ошибочным такой вывод фонда, указав на то, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

17.05.2016 АС Московского округа: законодательством установлены пресекательные сроки уведомления налогового органа о применении УСН

После реорганизации в форме преобразования из ЗАО в ООО организация продолжила применять УСН. Руководство полагало, что дополнительно сообщать об этом в налоговую инспекцию не нужно, в результате чего был пропущен срок подачи уведомления. Инспекторы не приняли запоздалое уведомление о переходе на УСН и обязали организацию применять общий режим.

Судьи АС Московсского округа в постановлении от 27.04.2016 N Ф05-4624/2016 г.  поддержали данное решение ИФНС. Уведомлять о переходе на УСН должны как ранее существующие, так и вновь созданные организации (в т. ч. в результате реорганизации) в установленный срок. И если этот срок пропущен, то необходимо применять общий режим налогообложения. Снова перейти на УСН организация сможет с начала следующего года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

18.05.2016Суд: минимизация доходов путем перевода части доходов другому лицу лишает права применения УСН

Получение необоснованной налоговой выгоды путем применения схемы минимизации доходов  через перевод части доходов другому лицу лишает права применения УСН. К такому выводу пришли суды трех инстанций в Западно-Сибирском округе.

Судами установлено, что заявитель (далее Общество) принял участие в открытом аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту одноэтажной части поликлиники,  но победителем признано МАУ "ОКС". Данное муниципальное учреждение само не выполняло соответствующие работы, а выступило в качестве заказчика-застройщика и в качестве субподрядчика привлекло Общество.

По мере расчета за выполненные работы, производимого МАУ "ОКС", произошло превышение максимального размера дохода в 60 млн. руб., являющегося условием для применения УСН. В связи с этим поступившая от заказчика-застройщика оплата возвращена; договор и документы заменены на аналогичные, но в качестве субподрядчика фигурировал ИП Большанин М.В.; в налоговом учете Общества скорректированы соответствующие доходы и расходы.

МАУ "ОКС" произвело оплату ИП Большанину, которая в короткий срок вновь перечислена Обществу в виде беспроцентного займа. Заемные средства не включаются в состав доходов, что дало Обществу возможность не превысить предельный размер дохода и продолжить применение УСН.

Судебные инстанции пришли к выводу, что именно Общество являлось реальным исполнителем работ по капитальному ремонту поликлиники. Такой вывод сделан исходя из показаний работников; анализа представленных в материалы дела доказательств, а именно: документов по встречным проверкам, подтверждающих несение Обществом расходов на спорном объекте, выписок о движении денежных средств по расчетным счетам, первичных учетных документов.

Судами установлено, что ИП Большанин М.В. не имел необходимого для таких работ персонала, доказательств привлечения им субподрядчиков по гражданско-правовым договорам не представлено; договор, заключенный между Обществом и ИП Большаниным М.В., носит рамочный характер, доказательств выполнения по нему работ на спорном объекте не представлено.

АС Западно-Сибирского округа в постановлении № Ф04-1626/2016 от 22.04.2016 признал правильными установленные по делу обстоятельства и факт того, что налоговый орган не вменял Обществу применение схемы дробления бизнеса, а указывал на получение необоснованной налоговой выгоды путем применения схемы минимизации доходов путем перевода части доходов на ИП Большанина М.В. И оставил без изменения решения первых двух инстанций, а кассационную жалобу Общества без удовлетворения.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

19.05.2016 АС СЗО: Экспедиторская деятельность под ЕНВД не попадает

АС Северо-Западного округа пришел к выводу об отсутствии у ИП правовых оснований для исчисления ЕНВД с деятельности, при которой оказание автотранспортных услуг фактически осуществлялось третьими лицами. Такая деятельность была признана экспедиторской в силу положений статьи 801 ГК РФ.

Индивидуальный предприниматель заключил с клиентом договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 01.07.2008 N С/2708-52, по условиям которого экспедитор принял на себя организацию перевозок автомобильным транспортом экспортных и импортных грузов. Также предпринимателем заключен с клиентом договор на экспедирование и перевозку грузов автомобильным транспортом. Суды установили, что в целях исполнения указанных договоров предприниматель организовал перевозку грузов как на своих транспортных средствах (три автомобиля марки "Скания" с государственными регистрационными знаками К090КХ10, К091КХ10, Е233ТК10), так и на транспортных средствах, принадлежащих третьим лицам.

При рассмотрении дела судом принято во внимание, что опрошенные Инспекцией в ходе проверки третьи лица заявили об оказании ИП услуг по перевозке грузов, которые принадлежали клиенту, на основании договоров перевозки, на принадлежащих им транспортных средствах. При этом свидетели сообщили, что транспортные средства в аренду ИП не передавались, перевозка грузов осуществлялась по заявкам ИП, при перевозке товар и документы на груз они получали непосредственно от грузоотправителя, по результатам работы подписывались акты выполненных работ и выставлялись счета-фактуры, которые оплачивал ИП. Ряд индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, в ходе проверки представили договоры перевозки и на оказание транспортных услуг.

Утверждение ИП о том, что опрошенные налоговым органом индивидуальные предприниматели являются заинтересованными лицами, поскольку при установлении факта неоказания автотранспортных услуг заявителю им могут быть дополнительно начислены налоги, не было принято судом кассационной инстанции.

Постановлением АС Северо-Западного округа № Ф07-957/2016 от 21.04.2016 г., кассационная жалоба ИП отклонена.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

19.05.2016 Регистрация новой фирмы не поможет уйти от налоговых долгов

В ходе выездной проверки организации были начислены к уплате недоимка, пени и штрафы на общую сумму более 4 млн рублей. Добровольно уплачивать эти суммы в бюджет собственники отказались, взыскать их в принудительном прядке у налоговой инспекции не получилось (активы были своевременно выведены из организации).

Должники открыли новую организацию. Позднее инспекторы выявили ее как взаимозависимую по отношению к должнику. У этих организаций было схожее название, один и тот же учредитель, аналогичные виды деятельности, адрес регистрации, обслуживающий банк и даже работники. На этом основании инспекторы решили взыскать спорную задолженность со счетов зависимой компании.

Несмотря на то, что срок принудительного взыскания по отношению к первой организации был пропущен, судьи посчитали такое решение обоснованным. По той причине, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает никаких сроков для взыскания задолженности со взаимозависимой компании.

Постановление Арбитражного суда Московского округа № А41-41949/2015 от 27 апреля 2016 г.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

20.05.2016 Уточненная декларация без доплаты налога и пени может привести к штрафу

Если уточненная декларация подана по истечении сроков подачи декларации и уплаты налога, а сам налог и пени не уплачены на дату подачи уточненки, в действиях налогоплательщика имеется состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ. Обязательным условием для освобождения от ответственности в соответствии с п. 4 ст. 81 НК РФ является уплата до подачи декларации недостающей суммы налога, пени. Такой вывод сделал АС Московского округа в постановлении № Ф05-4690/2016 от 25.04.2016 г.

Судами первой, апелляционной инстанции установлено, что 26 марта 2014 года налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС РФ) за 4 квартал 2013, в соответствии с которой сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, составила 5 105 898 руб. Доплата НДС произведена платежным поручением от 23 апреля 2014 года, доплата пени - 30 мая 2014 года. Налоговая инспекция вынесла решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 1 021 180 руб.

 

Суд первой инстанции признал решение налоговой инспекции незаконным, однако аппеляционная и кассационная инстанции не поддержали его и признали штраф соответствующим закону.  Доводы налогоплательщика о том, суд не учел, что на момент вынесения обжалуемого решения о привлечении к налоговой ответственности событие налогового правонарушения отсутствовало, поскольку недостающая сумма налога была уплачена, приняты во внимание не были.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

16.05.2016 Поправки в Трудовой кодекс для микропредприятий прошли первое чтение

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 1050405-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, которые относятся к категории микропредприятий".

Напомним, что проектом предусматривается, что работодатель (организации и ИП), относящийся к категории микропредприятий, может не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. В этом случае положения и условия, которые в соответствии с Трудовым кодексом регулируются локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовой договор, типовая форма которого утверждается Правительством Российской Федерации.

Кроме этого, по соглашению сторон трудового договора, микропредпирятие может не вносить в трудовую книжку работника сведения о работе, а при заключении трудового договора впервые не оформлять трудовую книжку.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

16.05.2016 Минфин: ИП может распоряжаться личным имущество по собственному усмотрению

Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, средства, оставшиеся после налогообложения, может расходовать по своему усмотрению без удержания НДФЛ у самого себя. Об этом напомнил Минфин в письме № 03-11-11/24221 от 19.04.2016 г.

На основании пункта 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Одним из способов такого распоряжения полученными денежными средствами может быть, например, их снятие с расчетного счета с целью использования для личных нужд или перевод на личный счет.

Хотелось бы, чтобы Минфин напомнил все эти прописные истины и Банку России, поскольку кредитные организации последние годы постоянно требуют у предпринимателей отчета о целях снятия или перевода денег со счета, а зачастую просто препятствуют в законном распоряжении личным имуществом.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

16.05.2016 Передача имущества религиозной организации: когда надо платить НДС

Передача некоммерческой организации имущества для использования одновременно при осуществлении как основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, так и предпринимательской деятельности подлежит налогообложению НДС, если передающая сторона находится на обычной системе налогообложения. Если же применяется УСН, то НДС с такой передачи не исчисляется. Об этом пишет Минфин РФ в письме № 03-11-06/2/25405 от 20.04.2016 г.

Оказание услуг по предоставлению в аренду имущества религиозного назначения и иного недвижимого имущества организацией, применяющей общую систему налогообложения подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

16.05.2016 В форму 6-НДФЛ планируется внести изменения

На Федеральном портале http://regulation.gov.ru/ сегодня появилось уведомление о разработке приказа ФНС о внесении изменений в расчет 6-НДФЛ. Планируемый срок вступления в силу изменений - 1 января 2017 года.

Текст самого приказа на портале пока не приведен.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

16.05.2016 Бывшему предпринимателю имущественный вычет не дадут

Минфин в письме № 03-04-05/25690 от 04.05.2016 г. рассмотрел вопрос об исчислении НДФЛ доходов от продажи физлицом, прекратившим деятельность в качестве ИП, нежилого помещения, которое сдавалось в аренду.

Если физическим лицом к моменту продажи нежилого помещения, которое непосредственно использовались в предпринимательской деятельности, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена, доходы, полученные от продажи такого помещения, подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. При этом имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не предоставляется.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

17.05.2016 Понятие "сделка" для целей НК следует искать в Гражданском кодексе

Налоговым кодексом не установлены особенности применения термина "сделка" для целей налогообложения, указал Минфин в письме № 03-01-18/25860 от 04.05.2016 г.

Поэтому понятие "сделка" используется в НК в значении, в котором указанное понятие применяется гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 ГК РФ). Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними (сделки, для совершения которых в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны) (статья 154 ГК РФ).

Таким образом, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы обо всех действиях, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, признаваемых в соответствии со статьей 105.14 НК РФ контролируемыми сделками, делает вывод Минфин.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

17.05.2016 Порядок предоставления отчетности и уплаты НДФЛ налоговым агентам - индивидуальным предпринимателем

УФНС по Пермскому краю дала разъяснения индивидуальным предпринимателям о порядке уплаты НФЛ и представления отчетности 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

Согласно абз. 4 п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 230 Кодекса налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД и (или) патентной системы налогообложения, представляют сведения формы 2 – НДФЛ и расчет формы 6 - НДФЛ, в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСНО), НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам, нанятым в целях осуществления такой деятельности, перечисляет в бюджет по месту жительства индивидуального предпринимателя, а с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения или система налогообложения в виде ЕНВД, НДФЛ перечисляет в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.

Обязанность индивидуальных предпринимателей - налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, корреспондирует с обязанностью представлять налоговую отчетность.

В связи с этим, налог с доходов, выплаченных физическим лицам, совмещающим исполнение трудовых обязанностей, относящихся к двум режимам налогообложения (например, УСН и ЕНВД), в части применения УСН должен перечисляться в бюджет по месту жительства индивидуального предпринимателя, а с доходов в части применения ЕНВД – в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.>

Размер суммы дохода и НДФЛ, приходящихся на соответствующий режим налогообложения, определяется исходя из удельного веса каждого вида деятельности в общем объеме выручки.

Аналогично вышеизложенному порядку, в этом случае, индивидуальному предпринимателю следует перечислять налог и представлять сведения формы 2 – НДФЛ, расчет формы 6-НДФЛ по доходам, выплаченным физическим лицам по трудовому договору.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

17.05.2016 Минфин рассказал как платить НДФЛ со страховой выплаты в случае досрочного расторжения договора добровольного страхования жизни

В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни, предусмотренных  абзацем третьим подпункта 2 пункта 1 статьи 213 Налогового Кодекса (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном  их расторжении, подлежит налогообложению НДФЛ полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов. Об этом сообщил Минфин РФ в письме № 03-04-06/25522 от 29.04.2016 г.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

17.05.2016 Минфин рассказал ИП в каком периоде уменьшать налог по УСН на взносы

Если индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплатил за 2014 год страховые взносы в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., 7 апреля 2015 года, то данный фиксированный платеж следует учитывать при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за отчетный (налоговый) период 2015 года. Такой вывод содержится в письме Минфина РФ № 03-11-11/23621 от 22.04.2016 г.

Свой вывод Минфин обосновывает положениями подпункта 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса,  где определено, что сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде. Что является несколько спорным, поскольку норма об уменьшении налога по УСН на фиксированные взносы ИП не относится к этому подпункту.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

17.05.2016 Контролируемые сделки нельзя проверять во время выездных и камеральных проверок

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок. Об этом сообщает Минфин РФ в письме № 03-01-18/25927 от 04.05.2016 г.

При этом министерство отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 82, статьей 87 Кодекса территориальные налоговые органы вправе осуществлять посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

18.05.2016 Сумма НДС, которая получена продавцом на упрощенке в доходы для расчета налога по УСН не включается

Суммы налога на добавленную стоимость, полученные от покупателей (приобретателей) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в связи с выставлением счетов-фактур с выделением в них сумм НДС, не учитываются в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. С этим вынужден был согласится Минфин РФ в письме № 03-11-11/22923 от 21.04.2016 г.

Напомним, что много лет Минфин и ФНС отказывались признавать решения судов по вопросу включения НДС в доходы упрощенцев, в том числе и постановление ВАС от 01.09.2009 N 17472/08. И только после вступления в силу поправок в НК с 1 января 2016 года, чиновники вынуждены были пересмотреть свою позицию по этому вопросу.

Таким образом, если налогоплательщик УСН выставил покупателю счет-фактуру с НДС, доходом у него будет сумма без НДС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

19.05.2016 Уточнен перечень товаров, работ и услуг, при госзакупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион

Распоряжением Правительства РФ № 890-р от 13 мая 2016 г. уточнен перечень товаров, работ и услуг, при госзакупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Из перечня исключены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Ранее для этой группы работ исключение действовало только при начальной (максимальной) цене контракта свыше 150 млн руб. – для государственных нужд и свыше 50 млн руб. – для муниципальных нужд.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

19.05.2016 УФНС по г. Севастополю напоминает о представительстве в налоговых отношениях

Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю обращает внимание налогоплательщиков на необходимость подтверждения полномочий представителя при обжаловании решений  по налоговой проверке, иных актов ненормативного характера налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

Непредставление налогоплательщиками оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих полномочия представителя, может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде оставления вышестоящим налоговым органом жалобы без рассмотрения.

Согласно статье 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. При этом полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены. Данные правила распространяются и на налогоплательщиков, и на налоговых агентов.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или учредительных документов организации. Правами законных представителей обладают, например единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью (ст. 40 Закона РФ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»); единоличный исполнительный орган акционерного общества (ст. 69 Закона РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Чаще всего в роли единоличного исполнительного органа выступает генеральный директор (директор). Для удостоверения полномочий такого лица должны быть представлены учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор, положение, в которых указан законный представитель и определен круг его полномочий), а также документ, удостоверяющий его должностное положение (решение, протокол, приказ).

Другим примером законного представительства является представительство в соответствии с пунктом 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002  № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражного либо конкурсного управляющего налогоплательщика, находящегося в стадии банкротства. Полномочия конкурсного управляющего действуют от даты его утверждения до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица являются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Гражданское законодательство предполагает участие физического лица в правоотношениях через законного представителя в том случае, когда такое  физическое лицо в силу возраста или состояния здоровья не может в полном объеме осознавать значение своих действий (ст.ст. 26, 28, 29, 32, 33 Гражданского кодекса Российской Федерации ).

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Доверенность, выданная от имени организации, должна быть заверена подписью руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью организации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика -физического лица, индивидуального представителя осуществляет свои полномочия на основании нотариально-удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Представителями могут выступать только дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на представление интересов налогоплательщика.

В случае если представитель налогоплательщика действует на основании доверенности, круг его полномочий должен быть в ней закреплен.

Управление Федеральной налоговой службы России по г. Севастополю напоминает, что с декабря 2015 года юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане Российской Федерации могут подать жалобу в налоговые органы и получить на нее ответ через электронные сервисы: «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» и «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

20.05.2016 Депутаты одобрили законопроект о передаче страховых взносов ФНС

Документ был принят в первом чтении

Депутаты Госдумы в первом чтении приняли проект закона о передаче администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе, пишет Газета.Ru со ссылкой на RNS.

Речь идет о взносах граждан во внебюджетные фонды, которые перечисляются из зарплаты (ПФР, ФОМС и ФСС). Администрирование взносов будет окончательно передано налоговой службе с 1 января 2017 г.

«Единственное исключение сделано для взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые по-прежнему будут регулироваться в рамках отдельного закона», — заявил замглавы Минфина Илья Трунин.

По его словам, нововведение потребует увеличения численности налоговой службы на 11 тыс. человек с одновременным сокращением штата внебюджетных фондов.

Источник: Российский налоговый портал

 

20.05.2016 Расторжение договора с иностранной организацией: как учесть НДС налоговому агенту

В случае расторжения договора с иностранной организацией на оказание услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, условием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного российской организацией в качестве налогового агента, является возврат продавцу услуг авансовых платежей, с которых исчислен и уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость.

При заполнения книги покупок,  в соответствии с пунктом 22 Правил ведения книги покупок,  счета-фактуры, составленные и зарегистрированные налоговыми агентами в книге продаж по данной операции регистрируются ими в книге покупок после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с отказом от товаров (работ, услуг), имущественных прав, но не позднее 1 года со дня отказа.

Такие разъяснения приведены в письме Минфина № 03-07-08/25611 от 04.05.2016 г.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

20.05.2016 Безвозмездная передача имущества: надо ли восстанавливать НДС?

Передача арендатором арендодателю результатов работ по неотделимому улучшению арендованного имущества облагается НДС. Поэтому при возврате объекта аренды с безвозмездной передачей неотделимых улучшений арендатор не обязан восстанавливать ранее принятый к вычету налог, поскольку эти неотделимые улучшения используются в облагаемой НДС операции.

При безвозмездной передаче имущества местным властям восстановить НДС придется, так как такой такая операция объектом налогообложения не является, следовательно, и вычет даритель применить не вправе. Такие выводы содержатся в письме Минфина № 03-07-11/25386 от 29.04.2016 г.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

20.05.2016 Неиспользованные авиабилеты в расход по УСН поставить нельзя

Расходы по оплате суммы, удержанной транспортным агентством или перевозчиком при сдаче авиабилета командированным работником по причине переноса даты вылета, и стоимости билетов по перенесенному рейсу, в случае если сдать билеты не было возможности, не учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по УСН. Такой неутешительный вывод сделан в письме Минфина № 03-11-06/2/26635 от 10.05.2016 г.

Вывод основан  на том, что неиспользованные билеты не являются расходами на проезд работника к месту командировки и обратно.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

20.05.2016 Госдума освободила продажу макулатуры от НДС

Госдума сегодня рассмотрела в третьем чтении законопроект «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», освобождающий продажу макулатуры от НДС. Законопроект был принят.

По мнению авторов законопроекта освобождение от обложения НДС позволит в долгосрочной перспективе:

- усилить инвестиционную привлекательность макулатурной отрасли за счет ее большей прозрачности;

- создать дополнительные возможности для развития устойчивого и прозрачного малого бизнеса;

- увеличить коэффициент собираемости макулатуры, который сейчас составляет около 30% и в два раза уступает среднеевропейскому уровню;

- увеличить объем переработки макулатуры предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности, испытывающими в настоящее время острый дефицит сырья (вплоть до остановов бумагоделательных машин);

 -сократить объемы захоронения бумажных отходов на мусорных полигонах и уменьшить их негативное влияние на окружающую среду;

- повысить собираемость налогов в бюджеты всех уровней за счет увеличения объемов реализуемой продукции, полученной в результате повторной переработки макулатуры.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

20.05.2016 Нерабочие праздничные дни должны быть учтены при расчете средней заработной платы.

Минтруд в письме № 14-1/В-351 от 15.04.2016 г. дал разъяснения об учете нарабочего праздничного дня при расчете среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты КНО.

По мнению ведомства, из расчетного периода исключаются дни отпуска, то есть когда за работником сохранялась средняя заработная плата, а не нерабочий праздничный день В связи с чем, нерабочие праздничные дни должны быть учтены при расчете средней заработной платы.

Так же Минтруд напомнил, что согласно части 4 статьи 139 Трудового Кодекса и пункту 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру"

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

ООО, применяющее общую систему налогообложения, является собственником помещения, которое сдает в аренду. По условиям договора арендатор компенсирует арендодателю коммунальные услуги. Управляющая компания не является плательщиком НДС.
Как правильно перевыставлять коммунальные услуги и вести учет в налоговом и бухгалтерском учете коммунальных платежей?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если договор аренды содержит условие, что арендная плата не включает в себя коммунальные услуги и они компенсируются арендатором, то перевыставление коммунальных услуг арендодателем не признается реализацией для целей обложения НДС. При этом при перевыставлении рассматриваемых услуг к документу (счету на оплату перевыставляемых услуг) следует приложить копии документов, выставляемых управляющей компанией.
Поэтому сумму коммунальных услуг арендодатель перевыставляет арендодателю без начисления НДС. При этом, по мнению финансового ведомства и налоговых органов, денежные средства, полученные от арендаторов в качестве компенсации коммунальных услуг, признаются внереализационным доходом арендодателя. Одновременно затраты арендодателя на оплату этих услуг учитываются в расходах.

Обоснование вывода:
Для начала отметим, что законодательство не содержит такого понятия, как "коммунальные услуги". На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности объекта аренды: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, регулируемых нормами параграфа 6 "Энергоснабжение" гл. 30 "Купля-продажа" ГК РФ, а также водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) (ст. 606п. 1 ст. 614 ГК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При этом ни общие положения ГК РФ об аренде, ни специальные нормы параграфа 4 главы 34 ГК РФ, посвященные аренде зданий и сооружений, не устанавливают, что определенная в договоре аренды плата за пользование арендованным имуществом (арендная плата) по умолчанию включает в себя все расходы, необходимые для содержания арендуемого имущества и пользования им.
В то же время закон не регламентирует способы обеспечения арендатора коммунальными услугами и иными услугами (например, услугами связи, интернета). В силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе самостоятельно определить способ реализации обязанности арендатора по оплате коммунальных услуг.
На практике существует несколько способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например:
- арендатор самостоятельно заключает договоры на коммунальные услуги с поставщиками услуг;
- арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных услуг;
- арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы (арендная плата состоит из постоянной и переменной части);
- арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету).
Однако заключать договоры напрямую с поставщиками некоторых коммунальных услуг они могут только в случае, если существует возможность установить приборы учета электроэнергии, тепловой энергии, газа, воды в арендуемом объекте. В отношении других коммунальных услуг заключение арендаторами отдельных договоров также технически затруднительно (водоотведение, уборка прилегающей территории) или нецелесообразно. Поэтому зачастую арендодатели заключают в интересах арендаторов договоры непосредственно с исполнителями коммунальных услуг, получая впоследствии компенсацию затрат по оплате этих услуг за счет средств арендатора. При этом возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не является частью арендной платы (п. 12 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66), далее - Обзор).
В рассматриваемой ситуации арендаторы компенсируют стоимость коммунальных услуг. В этом случае такое соглашение не может квалифицироваться как договор на поставку коммунальных услуг (п. 22 Обзора), поскольку фактически регулирует порядок компенсации коммунальных расходов.
При этом обязательность компенсации расходов вытекает из того, что потребление арендатором коммунальных услуг по договорам, заключенным арендодателем с поставщиками коммунальных услуг, без компенсации последнему понесенных им расходов должно рассматриваться как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).
ГК РФ предоставляет организациям право заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом (смешанный договор). Поэтому стороны вправе оформить отношения по возмещению коммунальных платежей путем подписания отдельного договора (соглашения) (ст. 421 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. То есть в случае когда договор аренды содержит положение о том, что расходы арендодателя по предоставлению коммунальных и иных услуг не входят в арендную плату и оплачиваются арендатором сверх арендной платы на основании выставленных арендодателем счетов на оплату, то указанные услуги не являются частью арендной платы (ни постоянной, ни переменной). Отметим, что в соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Налоговый аспект перевыставления коммунальных услуг

НДС

Объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В свою очередь, реализацией товаров, работ или услуг признается, в частности, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Однако арендодатель непосредственно никаких коммунальных услуг арендатору не оказывает.
Пункт 2 ст. 146 НК РФ содержит исчерпывающий перечень операций, которые не признаются объектом обложения НДС. В первую очередь это операции, не признаваемые реализацией на основании п. 3 ст. 39 НК РФ.
Таким образом, по расходам (коммунальным платежам), возмещаемым арендаторами в соответствии с условиями договоров аренды (или отдельных договоров компенсации расходов на оплату электроэнергии, водоснабжения и т.п.), счета-фактуры арендодателем арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг арендодателем не производится.
Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов последнего по оплате указанных услуг, объекта обложения НДС не возникает (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52письма Федеральной налоговой службы от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/28@, от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (п. 2)).
Такая позиция поддерживается и налоговыми органами. Так, в п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (далее - Письмо N ШС-22-3/86@) отмечено, что в том случае если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (то есть постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040 и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340, направленных в установленном порядке налоговым органам, указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет.
В постановлении АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015 также указано, что "операции по передаче электроэнергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации товаров. Арендодатель не может выступать поставщиком данных товаров для арендатора, поскольку сам выступает в роли покупателя (абонента). Соответственно, в силу статьи 169 Кодекса у общества отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур поставщиков услуг предпринимателям и банку.
Поскольку в данном случае общество не осуществляло реализацию коммунальных услуг и, получая от арендаторов на свой расчетный счет суммы оплаты коммунальных услуг пропорционально их площадям, перечисляла данные средства в полном объеме поставщикам услуг, то есть выручки от этой операции не имела, сумма возмещения коммунальных расходов не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
По аналогичным основаниям отклоняется довод инспекции о получении заявителем дохода от возмещения затрат по коммунальным услугам".
Еще раз обращаем внимание, что в договорах аренды должно быть указано, что расходы по предоставлению коммунальных и иных услуг не входят в арендную плату и оплачиваются арендатором сверх арендной платы на основании выставленных арендодателем счетов на оплату.

Налог на прибыль

В целях исчисления налога на прибыль к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст.ст. 249250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. Доходы, относящиеся к внереализационным, перечислены в ст. 250 НК РФ. Статьей 251 НК РФ установлен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п.п. 12 ст. 252 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации коммунальные услуги потребляются непосредственно арендаторами и их стоимость не формирует арендную плату, поэтому, на наш взгляд, оплата коммунальных услуг арендаторами арендодателю по установленным тарифам носит характер возмещения расходов. Как мы указывали выше, арендодатель самостоятельно не оказывает арендатору коммунальных услуг, поэтому реализации услуг не происходит.
Однако в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 19-11/58877 сделаны следующие выводы:
- суммы, возмещаемые арендатором (по коммунальным услугам, услугам связи), арендодатель учитывает в составе доходов;
- суммы, перечисляемые организациям, оказывающим коммунальные услуги и услуги связи, арендодатель учитывает в составе расходов.
Аналогичная точка зрения и у Минфина России, представленная, правда, в письмах, рассматривающих вопрос учета компенсационных платежей арендаторов в составе доходов организаций, применяющих УСН. Так, в письме от 22.02.2012 N 03-11-06/2/31 на основании того, что поступающие от арендаторов суммы в возмещение стоимости услуг связи, перечисляемые арендодателем на счет оператора связи, ст. 251 НК РФ не предусмотрены, представители Минфина России делают заключение, что указанные суммы должны учитываться арендодателем в составе доходов (смотрите также письма Минфина России от 24.10.2011 N 03-11-06/2/145, от 11.03.2012 N 03-11-11/72, от 17.04.2013 N 03-11-06/2/13101, от 09.08.2013 N 03-11-11/32283, от 16.07.2009 N 03-11-06/2/130, от 10.02.2009 N 03-11-09/42).
Обратимся к судебной практике по рассматриваемому вопросу.
Отметим, что в упоминаемом выше постановлении АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015 суд также указал на то, что суммы возмещения арендатором затрат по коммунальным услугам не являются доходом арендодателя.
В определении ВАС РФ от 29.01.2008 N 18186/07 судьи констатировали, что суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае компенсируют расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расходами собственника, поскольку они не приводят к уменьшению его экономических выгод, так как компенсируются арендатором.
Существуют решения арбитражных судов, содержащие аналогичную позицию (постановления Восемнадцатого ААС от 13.04.2009 N 18АП-2025/2009, ФАС Центрального округа от 10.10.2007 N А36-2553/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2005 N А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1).
Между тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 судьи указали на необходимость включения в доходы "упрощенца" - арендодателя сумм возмещенных арендатором коммунальных услуг, поскольку данная выплата отсутствует в перечне необлагаемых доходов, приведенном в ст. 251 НК РФ. Однако в рассмотренной судом ситуации оплата коммунальных услуг представляла собой переменную часть арендной платы, установленной договором.
По нашему мнению, с учетом того, что сумма стоимости коммунальных услуг, компенсируемая арендаторами, не является составной частью арендной платы, эта сумма при определении налоговой базы по налогу на прибыль не подлежит включению ни в доходы, ни в расходы арендодателя.
Однако приходится признать, что принятие такого решения организацией может привести к налоговым спорам с ИФНС.
Поэтому, если организация не готова отстаивать свою позицию в судебном порядке, безопаснее учесть суммы, возмещаемые арендаторами, в доходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Тем более что согласно официальной позиции налоговых органов, если стоимость компенсации коммунальных и иных услуг, полученная от арендатора, учтена арендодателем в составе доходов, то эту же сумму он вправе включить в расходы (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56637 и УФНС России по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632).

Бухгалтерский учет

Суммы полученной компенсации для целей бухгалтерского учета не являются доходами организации, ведь их поступление не приводит к увеличению экономических выгод (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Арендодатель всего лишь является транзитным звеном по переводу денежных средств от арендатора, непосредственного пользователя услуг, их продавцу (оператору связи). Сумма коммунальных платежей, перевыставляемая арендаторам и не используемая арендодателем для собственных целей, расходами также не признается, т.к. не отвечает п.п. 2 и 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации".
Поэтому в бухгалтерском учете суммы коммунальных услуг, которые перевыставляются арендаторам, могут быть отражены следующим образом:
Дебет 60, субсчет "Расчеты по коммунальным услугам" Кредит 51
- перечислено за коммунальные услуги управляющей компании;
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с арендатором"
- получена компенсация коммунальных услуг от арендатора по договору аренды (или отдельному соглашению по компенсации коммунальных услуг).

К сведению:
Как вариант, удовлетворяющий интересы как арендодателя, так и арендаторов, являющихся плательщиками НДС, для оформления отношений по приобретению арендодателем коммунальных услуг в интересах арендаторов между ними могут быть заключены агентские договоры, по условиям которых агент (арендодатель) обязуется совершать от своего имени, но за счет принципала (арендатор) все необходимые юридически и фактические действия по содержанию и эксплуатации имущества. В свою очередь, принципалы обязаны оплачивать выставляемые агентом счета за предоставленные тепло, электроэнергию, водоснабжение (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015, в котором рассматривались такие договоры).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль


Об учете для целей налога на прибыль выявленных в результате получения первичных документов расходов, относящихся к прошлым периодам.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Данным пунктом определены два случая перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Это возможно, во-первых, в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) и, во-вторых, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Правила исправления ошибок в бухгалтерском учете установлены Положением по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" ПБУ 22/2010, утвержденным Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

При этом не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

Неотражение данных, выявленное в результате поступления новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения операции в регистрах бухгалтерского учета, ошибкой не признается (пункт 2 ПБУ 22/2010).

Вместе с тем неотражение в целях налогообложения прибыли организаций расходов, возникших в прошлых налоговых периодах, но выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде в результате получения первичных документов, является искажением налоговой базы предыдущего налогового периода, следовательно, на указанные операции распространяются положения статьи 54 НК РФ.

Налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (пункт 1 статьи 274 НК РФ).

В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю (пункт 8 статьи 274 НК РФ). То есть в данном случае перерасчет налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода невозможен.

Таким образом, организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль. Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, необходимо произвести перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка.

В силу нормы пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Учитывая вышеизложенное, выявленные в результате получения первичных документов в текущем отчетном (налоговом) периоде расходы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, могут быть учтены в налоговом периоде их обнаружения при соблюдении условий, установленных статьей 54 НК РФ с учетом положений статьи 78 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13 апреля 2016 г. N 03-03-06/2/21034

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

Об учете для целей налога на прибыль расходов на спецодежду.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика в том числе на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Согласно положениям статей 212 и 221 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, приобретение и выдачу за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании абзаца второго статьи 221 ТК РФ работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Пунктом 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н, определено, что нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Учитывая изложенное, расходы работодателя на приобретение средств индивидуальной защиты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, или по повышенным нормам, утвержденным локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, при выполнении требований статьи 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 апреля 2016 г. N 03-03-06/1/20165

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

НДФЛ

 

Об ответственности налогового агента по НДФЛ за представление недостоверных сведений о доходах физлиц.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Форма и порядок заполнения данных сведений за 2015 год утверждены Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-П/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме".

Статьей 126.1 Кодекса установлена ответственность налогового агента за представление налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

Квалификация деяний налогового агента, допустившего ошибку при заполнении сведений о доходах физического лица, зависит от фактических обстоятельств.

Так, сведения о доходах физических лиц при отсутствии заполнения поля идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему.

Представление сведений о доходах физического лица с указанием иных некорректных данных является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126.1 Кодекса.

Вопрос о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств, в том числе обстоятельств, смягчающих ответственность, исключающих привлечение лица к ответственности и исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренных положениями главы 15 Кодекса.

При этом указанные обстоятельства могут быть установлены только при рассмотрении конкретного дела о совершении налогового правонарушения в установленном Кодексом порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 апреля 2016 г. N 03-04-06/23193

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

Об указании ИНН физлица при заполнении формы 2-НДФЛ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Форма и порядок заполнения данных сведений за 2015 год утверждены Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме".

Разделом IV Порядка заполнения формы 2-НДФЛ "Данные о физическом лице - получателе дохода" определено, что в поле "ИНН в Российской Федерации" указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

Представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц без указания ИНН физических лиц по уволенным сотрудникам, прошедших форматный контроль, не образует состава правонарушения, установленного статьей 126.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 апреля 2016 г. N 03-04-06/22209

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

Разное

 

Кто должен внести запись в трудовую книжку и поставить подпись при увольнении инспектора отдела кадров, существующего в организации в единственном лице?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в организации отсутствует лицо, ответственное за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек, эти обязанности выполняет руководитель организации. Следовательно, в данном случае запись в трудовую книжку инспектора отдела кадров об увольнении руководитель организации должен внести самостоятельно.

Обоснование вывода:
Часть третья ст. 66 ТК РФ предусматривает обязанность работодателя вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у этого работодателя является для работника основной.
Порядок заполнения трудовых книжек урегулирован Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек".
Согласно п. 35 Правил все записи, внесенные в трудовую книжку за время работы в организации, должны быть заверены подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, и печатью организации. В соответствии с п. 45 Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. Представителем же работодателя является сам руководитель организации (директор), кроме случаев, предусмотренных законом, подобно указанному выше.
Таким образом, право подписи в трудовых книжках имеет либо сам руководитель организации, либо работник, назначенный ответственным за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек (смотрите также ответы специалистов Роструда на вопрос N 1, вопрос N 2, вопрос N 3).
Соответственно, поскольку в рассматриваемой ситуации лицо, ответственное за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек, в организации отсутствует, эти обязанности выполняет руководитель организации. Следовательно, в данном случае запись в трудовую книжку инспектора отдела кадров об его увольнении руководитель организации должен внести самостоятельно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения