Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 13 по 19 апреля 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона N 942980-7 "О внесении изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации"

Зарплату в пределах 2 МРОТ предлагается освободить от НДФЛ

Подготовлен законопроект, вносящий соответствующее дополнение в статью 217 НК РФ, содержащую перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.

В настоящее время МРОТ составляет 12 130 рублей в месяц. Таким образом, с зарплаты, не превышающей 24 260 рублей, НДФЛ взиматься не будет (сейчас размер налога с указанной суммы составляет 3153,8 руб. (24260 X 13% = 3153,8 руб.)).

Согласно пояснению инициаторов законопроекта данная мера будет стимулировать потребление в стране, позволит сократить социальные расходы государства в связи с увеличением реальных доходов бедных и наиболее уязвимых слоев населения.

 

Проект Федерального закона N 943007-7 О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"

Предлагается предусмотреть возможность применения МРОТ при установлении суммы оплаты труда, освобождаемой от обложения НДФЛ

Соответствующая поправка вносится в статью 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".

Это позволить реализовать планируемые изменения в НК РФ, освобождающие от НДФЛ сумму зарплаты, не превышающей 2 МРОТ.


Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 N 474
"Об утверждении Правил осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал"

За назначением ежемесячной выплаты в размере 5000 рублей на каждого ребенка до 3-х лет необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР

Ежемесячная выплата осуществляется в апреле - июне 2020 г. лицам, проживающим на территории РФ и имеющим (имевшим) право на материнский капитал, при условии что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г., на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство РФ.

С заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты можно до 1 октября 2020 г., но не ранее возникновения права на ежемесячную выплату.

Заявление может быть направлено в форме электронного документа через Единый портал госуслуг, через "Личный кабинет застрахованного лица" информационной системы Пенсионного фонда РФ либо через МФЦ с предъявлением документов, удостоверяющих личность заявителя (удостоверяющих личность и полномочия представителя).

Установлен перечень сведений, которые необходимо отразить в заявлении.

Перечисление ежемесячной выплаты осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты принятия решения, путем перечисления на счет, указанный заявителем.

Выплата осуществляется за полный месяц независимо от даты рождения ребенка в конкретном месяце. В случае подачи заявления с 1 июля 2020 г. по 1 октября 2020 г. ежемесячная выплата перечисляется одним платежом.


Постановление Правительства РФ от 10.04.2020 N 479
"О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"

Расширен перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции

Согласно внесенным изменениям в раздел "Культура, организация досуга и развлечений" включена "Деятельность в области демонстрации кинофильмов". Кроме того, указанный перечень дополнен новым разделом "Деятельность в области здравоохранения", включающим в себя позицию "Стоматологическая практика".

 

Постановление Правительства РФ от 15.04.2020 N 505
"О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212"

Перенесены сроки сдачи отчетности НКО в Минюст России и его территориальные органы

Речь идет, в частности, о:

документах, содержащих отчет о деятельности НКО, сведения о персональном составе руководящих органов, а также о документах, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

документах, содержащих информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании.

Срок их предоставления за прошлый год истек 15 апреля 2020 года. Теперь указанные документы должны быть предоставлены не позднее 1 июня 2020 года.


Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2020 N 961-р
<О внесении изменений в рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 N 762-р>

В рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости включены все виды газомоторного топлива

Согласно внесенным изменениям в указанный перечень включены все виды газомоторного топлива (компримированный природный газ, сжиженный природный газ, сжиженный углеводородный газ), а не только сжиженный природный газ, как было установлено ранее.

 

Распоряжение Правительства РФ от 10.04.2020 N 968-р
<О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р>

Для субъектов МСП, осуществляющих отдельные виды деятельности, предусмотрена возможность отсрочки в апреле - июне 2020 года арендных платежей

С арендаторами, включенными в реестр субъектов МСП, осуществляющими деятельность в том числе в сфере авиаперевозок, автоперевозок, культуры, организации досуга и развлечений, физкультуры и спорта, туризма, гостиничного бизнеса, общественного питания, дополнительного образования, предоставляющими бытовые услуги населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты) могут быть заключены дополнительные соглашения, предусматривающие их освобождение от уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну РФ.

 

Приказ ФНС России от 31.12.2019 N ММВ-7-2/679@
"Об утверждении форм представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.04.2020 N 58038.

ФНС России обновила перечень представляемых банками форм справок о наличии счетов (выписок по операциям), дополнив его новыми формами, содержащими информацию по вкладам (депозитам)

Согласно приказу изменения связаны с принятием Федерального закона от 03.07.2019 N 173-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В числе новых форм: справка о наличии вкладов (депозитов); справка об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на вкладах (депозитах); выписка по операциям по вкладу (депозиту).

 

Приказ ФНС России от 13.03.2020 N ЕД-7-21/156@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 25.11.2015 N ММВ-7-11/545@"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2020 N 58105.

С 1 июля 2021 года будет применяться обновленная форма сведений об автотранспортных средствах и их владельцах

В связи с введением Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ нового вида муниципального образования - муниципального округа, введено поле для указания соответствующей информации в разделе для указания адреса места жительства/пребывания владельца.

Помимо этого, внесены уточнения в "Справочник "Субъекты Российской Федерации".

С учетом этого скорректирован формат представления сведений в электронной форме и порядок заполнения.

 

<Письмо> ФНС России от 09.04.2020 N СД-4-2/5985@
"О Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409"

В связи с продлением ограничительных мер ФНС России сообщает о новых сроках приостановления мероприятий налогового контроля

Проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок приостанавливается до 31.05.2020 включительно и возобновляется 01.06.2020.

В этот период приостанавливаются процессуальные действия, касающиеся в том числе: составления (вручения) акта выездной налоговой проверки и представления возражений на него; рассмотрения материалов выездной налоговой проверки; проведения дополнительных мероприятий налогового контроля; рассмотрения дела о налоговом правонарушении, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ.

Если на период до 31.05.2020 назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении (статьи 101, 101.4 НК РФ), налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел.

При этом обращено внимание на то, что приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 100 НК РФ, не препятствует совершению налоговыми органами соответствующих процессуальных действий досрочно, то есть до 01.06.2020. То есть налоговый орган вправе составить акт выездной налоговой проверки и направить его налогоплательщику до 01.06.2020. При этом процессуальный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 100 НК РФ, для представления возражений на акт налоговой проверки начнет течь 01.06.2020.

 

<Письмо> ФНС России от 07.04.2020 N БС-4-11/5843@
"О привлечении к декларированию"

Срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год перенесен на 3 месяца, до 30.07.2020

Срок представления декларации продлен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409.

В этой связи ФНС России поручает приостановить формирование и направление уведомлений о необходимости представления налоговой декларации формы 3-НДФЛ в рамках технологического процесса 103.06.00.00.0080 "Контроль обязанности представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

 

<Письмо> ФНС России от 07.04.2020 N СД-4-3/5845@
"О порядке перехода на УСН налогоплательщиков ЕНВД в сфере розничной торговли"

Перейти на УСН можно в отношении всей розничной торговли, осуществляемой в рамках ЕНВД, или только в отношении реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке

С 01.01.2020 к розничной торговле в целях применения ЕНВД не относится реализация подлежащих обязательной маркировке лекарственных препаратов, обувных товаров, предметов одежды и прочих изделий из натурального меха.

Организации и ИП, утратившие право на применение ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. Уведомить о переходе на УСН необходимо не позднее 30 календарных дней со дня прекращения применения ЕНВД.

ФНС России обращает внимание на то, что при совмещении ЕНВД и общей системы налогообложения, налогоплательщик вправе перейти на УСН в соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ, уведомив налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого он переходит на УСН.

 

<Письмо> ФНС России от 07.04.2020 N БС-4-11/5850@
<О пониженных тарифах страховых взносов для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства>

ФНС России сообщены коды для применения субъектами МСП, применяющими пониженные тарифы страховых взносов

Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ с 1 апреля 2020 субъекты МСП вправе применять пониженные тарифы страховых взносов (в совокупности 15%), при выплате доходов физлицам. Пониженный тариф применяется в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ.

Основания применения льготного тарифа установлены статьей 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ (для периода с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.) и пп. 17 п. 1, ст. 427 НК РФ (начиная с 1 января 2021 г.).

До внесения изменений в Порядок заполнения расчета по страховым взносам (утвержден приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@) рекомендовано при заполнении расчета применять код тарифа плательщика страховых взносов "20".

При заполнении подраздела 3.2.1 раздела 3 Расчета рекомендовано указывать коды категории застрахованного лица:

МС - физлица, с части выплат и вознаграждений которым, исчисляются страховые взносы указанными плательщиками;

ВЖМС - застрахованные в системе ОПС лица из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающие на территории РФ, а также временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, которым предоставлено временное убежище.

 

<Письмо> ФНС России от 07.04.2020 N БС-4-21/5871@
"О направлении разъяснений Минфина России о порядке применения пункта 2 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации"

Разъяснены вопросы определения прав на льготу по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ

Организации - участники свободной экономической зоны (СЭЗ) освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, расположенных на такой территории и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в СЭЗ, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

С 1 января 2018 года вступило в силу изменение, согласно которому в случае если в период применения указанной налоговой льготы осуществлены раздел или объединение земельных участков, то в отношении образованных земельных участков указанная налоговая льгота не применяется.

 

<Письмо> ФНС России от 09.04.2020 N БС-4-21/5994@
"О рекомендуемых пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 мерах поддержки, касающихся налогообложения объектов недвижимости, находящихся в аренде"

ФНС России даны рекомендации по снижению имущественных налогов для арендодателей в обмен на снижение ставок аренды или отсрочки платежей для арендаторов отдельных категорий бизнеса

Статья 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ предусматривает обязанность арендодателя заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, в отношении договоров аренды, заключенных до принятия решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; а также право арендатора потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 рекомендовано предоставить юрлицам и ИП - собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы, меры поддержки по уплате имущественных налогов за период, на который предоставлена отсрочка.

В этой связи обращено внимание, в частности, на следующее:

для определения категорий налогоплательщиков, для которых устанавливаются налоговые льготы, следует использовать перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434;

при установлении налоговых льгот предлагается проанализировать в совокупности следующие типовые (рекомендуемые) условия: соответствие объекта налогообложения определенным условиям; период действия налоговой льготы с учетом действия отсрочки уплаты арендных платежей; размер и основания налоговой льготы.

 

<Письмо> ФНС России от 03.04.2020 N ЕД-20-15/38@
"О направлении информации"

До 1 июня 2020 года не будут приниматься решения о приостановлении переводов электронных денежных средств и операций по счетам налогоплательщиков

Федеральная налоговая служба приостанавливает принятие указанных решений в связи с проведением антикризисных мер для поддержки налогоплательщиков в условиях уменьшения деловой и потребительской активности.

 

<Письмо> ФНС России от 26.03.2020 N СД-4-3/5228
"О направлении письма Минфина России в отношении применения положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения"

Разъяснен порядок применения положений Конвенции между Правительством РФ и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения

В соответствии с подпунктом а) пункта 2 статьи 10 Конвенции дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося Государства, могут также облагаться налогом в этом Договаривающемся Государстве в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства, но если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является резидент другого Договаривающегося Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать 5 процентов общей суммы дивидендов, если лицом, имеющим фактическое право на них, является компания, которая прямо владеет не менее чем 15 процентами акций, дающих право голоса в компании, выплачивающей дивиденды, в течение периода 365 дней, заканчивающегося на дату, на которую определено право на получение дивидендов.

С учетом норм российского гражданского законодательства сообщается, что указанные положения Конвенции применяются в том числе к дивидендам, выплачиваемым российским обществом с ограниченной ответственностью, уставный капитал которого изначально не может быть сформирован акциями.

<Письмо> ФНС России от 31.03.2020 N ЕА-4-15/5501
"О направлении рекомендаций по выдаче свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами"

Разъяснен порядок получения свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, при производстве электрической и (или) тепловой энергии

С 1 апреля 2020 свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, будут выдаваться также российским организациям, которым принадлежат объекты имущества, непосредственно используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии путем преобразования тепловой энергии, образующейся в результате сгорания средних дистиллятов, в электрическую и (или) использования такой тепловой энергии для изменения термодинамических параметров теплоносителя (пп. 3 п. 1 ст. 179.5 НК РФ).

Сообщается, что в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФНС России от 21.09.2016 N ММВ-7-15/499@ осуществляется: направление организацией заявления по форме согласно приложению N 2; выдача свидетельства налоговыми органами по форме согласно приложению N 5.

 

<Письмо> ФНС России от 10.04.2020 N БС-4-11/6105@
"О налогообложении доходов физических лиц"

Доходы, в отношении которых физлицо уплачивает НПД, не подлежат отражению в налоговой декларации по НДФЛ

На основании части 8 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" физические лица, применяющие данный налоговый режим (НПД), освобождаются от налогообложения НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД. Поэтому такие доходы не подлежат отражению в налоговой декларации по НДФЛ.


<Письмо> ФСС РФ от 13.04.2020 N 02-09-11/06-06-8452
<По вопросам продления сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2020 года, и документов для подтверждения основного вида экономической деятельности>

Определены сроки представления расчетов по взносам на "травматизм" за I квартал 2020 года и документов для подтверждения ОВЭД

С учетом объявленных нерабочих дней ФСС РФ считает возможным продление сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за I квартал 2020 года до 15 мая 2020 года.

Предельный срок исполнения обязанности страхователя-юрлица по ежегодному подтверждению основного вида экономической деятельности (ОВЭД) по итогам деятельности за предыдущий год - 6 мая 2020 года.


<Информация> ФНС России от 12.04.2020 "Ответы на часто задаваемые вопросы об отсрочках/рассрочках в связи с COVID-19"

Кто может претендовать на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, на какие суммы она распространяется, будут ли начисляться пени - на эти и другие вопросы ответила ФНС России

Разъяснены Правила предоставления отсрочки (рассрочки), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409. Разъясняется, в частности, следующее.

Отсрочку (рассрочку) могут получить организации и ИП в случае одновременного наличия двух условий: включение основного вида деятельности в перечень Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 и снижение более чем на 10% доходов, доходов от реализации, доходов по операциям, облагаемым НДС 0%, или получение убытка в 2020 году, если в 2019 году убыток отсутствовал.

Отсрочка может быть предоставлена на срок от 3-х месяцев до 1 года (на срок от 3 до 6 месяцев при снижении доходов от 10 до 20%; на срок более 6 месяцев до 1 года при снижении доходов более чем на 30 - 50% либо наличии убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30%).

Рассрочка может быть предоставлена от 3-х до 5-ти лет (на срок 3 года при снижении доходов более чем на 50% либо наличии убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30%; от 3-х до 5 лет - стратегическим, системообразующим, градообразующим организациям, крупнейшим налогоплательщикам при снижении доходов от 30 до 50%).

Заявление можно подать до 01.12.2020.

Документы, необходимые для предоставления отсрочки на срок до 6-ти месяцев: заявление; обязательство (рекомендуемые образцы документов размещены на сайте ФНС России). На срок свыше 6-ти месяцев и для предоставления рассрочки дополнительно предоставляются: обеспечение (залог, поручительство, банковская гарантия); график погашения (в случае обращения за предоставлением рассрочки).


<Информация> ФНС России
"Минфин и ФНС России разъяснили порядок переноса представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год"

Из-за объявленных нерабочих дней срок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год перенесен на 6 мая 2020 года

Согласно действующему правилу если срок представления отчетности совпадает с нерабочим или выходным днем, то срок переносится на первый следующий за ним рабочий день. С учетом нерабочих дней с 4 апреля по 30 апреля 2020 года первым рабочим днем является 6 мая.

Для налогоплательщиков, которые сдают отчетность в соответствии с пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ, срок представления отчетности продлен на три месяца (до 30 июня). Это касается организаций, у которых годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит сведения, отнесенные к гостайне, а также в случаях, установленных Постановлением Правительства РФ от 22 января 2020 года N 35.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

13.04.2020 Статья 54.1 НК РФ о пределах осуществления прав по исчислению налоговой базы не применяется, если соответствующая декларация со спорными вычетами по НДС была представлена до вступления в силу данной нормы

Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2020 № 305-ЭС19-27094 по делу N А40-60/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что ему неправомерно отказано в применении вычетов по НДС, т. к. подтверждена реальность взаимоотношений со спорными контрагентами. Кроме того, должны быть применены положения ст. 54.1 НК РФ о пределах осуществления прав по исчислению налоговой базы. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Заявленные контрагенты фактически не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность. Их деятельность сводилась к созданию формального документооборота с целью неправомерного применения налогоплательщиком налоговых вычетов. Довод о необходимости применения положений ст. 54.1 НК РФ отклонен, поскольку декларация, в которой заявлены спорные вычеты, представлена налогоплательщиком до дня вступления в законную силу данной нормы.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

14.04.2020 Для расчета налога на имущество кадастровая стоимость объекта, внесенная в ЕГРН, не может быть самостоятельно уменьшена налогоплательщиком на сумму НДС

Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2020 № 305-ЭС19-27153 по делу N А40-290269/2018 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что верно определил кадастровую стоимость объекта для целей исчисления налога на имущество, уменьшив ее на сумму НДС. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений, внесенных в ЕГРН, в том числе посредством ее уменьшения на суммы НДС расчетным способом или на основании иных данных. Закон об оценочной деятельности допускает отражение в реестре лишь тех сведений, которые указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда. Соответственно, именно указанные в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технической ошибки, должны использоваться для налогообложения.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

14.04.2020 "Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2020 года по вопросам налогообложения"

Представлен обзор правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам налогообложения за I квартал 2020 года

В нем приведены наиболее важные судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:

при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода;

положения об использовании при определении налоговой базы внесенных в ЕГРН сведений, установленных решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда, с даты начала применения для целей налогообложения обжалованной кадастровой стоимости подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года;

сама по себе передача в залог векселя, номинированного в иностранной валюте, не является запрещенной валютной операцией;

приобретение объектов основных средств до проверяемого периода не исключает необходимость учета фактически понесенных налогоплательщиком расходов в той мере, в какой они имеют отношение к налоговым периодам, охваченным выездной налоговой проверкой, с учетом права плательщика ЕСН на перенос убытков прошлых лет.

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

14.04.2020 <Письмо> ФНС России от 02.04.2020 N БВ-4-7/5648
<О направлении обзора судебной практики по спорам, возникающим при налогообложении физических лиц>

ФНС России представлен обзор судебной практики по спорам, возникающим при налогообложении физических лиц

На примерах из судебной практики разъясняется, в частности, следующее:

отсутствие в статье 217 НК РФ упоминания об освобождении от НДФЛ сумм возмещения реального ущерба не означает, что такие поступления формируют объект налогообложения, если они изначально не отвечают требованиям статьи 41 НК РФ;

в случае оплаты обществом векселем третьего лица действительной стоимости доли участнику (при выходе из общества) датой фактического получения дохода является день погашения вексельного обязательства;

стоимость проезда работника на транспорте в личных целях, оплаченная работодателем, является доходом работника в натуральной форме;

сумма денежных средств, причитающихся в результате реализации права умершим на налоговый вычет, подлежит включению в состав наследства и выплате наследнику.

Помимо этого, в частности, в обзоре приведено судебное решение по делу об искажении налоговой базы и суммы НДФЛ по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке.

В результате примененной налогоплательщиком схемы купли-продажи ценных бумаг и определения налоговых обязательств с учетом метода ФИФО был создан сальдированный отрицательный финансовый результат (убыток) по совокупности операций, совершенных в налоговом периоде, поскольку при формальной продаже ценных бумаг по минимальной стоимости были учтены расходы на первые по дате приобретения ценные бумаги. При рассмотрении спора суды оценивали операции с ценными бумагами не на предмет их формального соответствия законодательству о рынке ценных бумаг, а на предмет их мнимости и возникших налоговых последствий.

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

14.04.2020 <Письмо> ФНС России от 09.04.2020 N КВ-4-14/6053@
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2020)>

ФНС России подготовлен обзор судебной практики по делам, связанным с госрегистрацией ЮЛ и ИП

В обзоре приведены, в частности, следующие правовые позиции:

поскольку заявление физлица о выходе из состава участников ООО и выплате действительной стоимости доли в уставном капитале общества было принято после введения процедуры наблюдения и подпадает под запреты, установленные пунктом 3 статьи 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", суды признали правомерным решение об отказе в госрегистрации соответствующих изменений;

реализация права на судебную защиту и восстановление нарушенных прав путем последовательного оспаривания сначала решения общего собрания, оформленного протоколом, а затем и решения регистрирующего органа об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, не может рассматриваться как злоупотребление процессуальными правами;

сообщение о прекращении полномочий физлица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа ООО, должно быть связано с наступлением факта прекращения у данного лица таких полномочий. То есть заявление по форме N Р14001 необходимо представлять в регистрирующий орган тогда, когда полномочия указанного физлица уже прекращены. При этом заявителем при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения может выступать только новый руководитель юрлица.

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс

 

14.04.2020 <Информация> ФНС России
"Суды трех инстанций признали доказанным получение организацией необоснованной налоговой выгоды"

Суды признали правомерными выводы налогового органа о создании налогоплательщиком формального документооборота для целей получения необоснованной налоговой выгоды

В ходе выездной проверки инспекция установила, что первичные документы налогоплательщика содержат недостоверные сведения.

Кроме того, контрагенты компании обладали признаками фиктивных организаций: не совершали реальные хозяйственные операции, не имели недвижимого имущества, основных и транспортных средств, трудовых ресурсов.

Импортные товары, в отношении которых организация представляла документы в подтверждение вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль, ввозились в Россию и декларировались организациями, подконтрольными налогоплательщику. Через формальный документооборот с контрагентами цена на эти товары завышалась, а сам налогоплательщик получал необоснованную налоговую выгоду.

Источник: материалы СПС КонсультантПлюс


16.04.2020 В целях пропорции, относящейся к вычетам НДС (правило 5%), учитываются все без исключения операции по реализации, которые не подлежат налогообложению

Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2020 № 310-ЭС19-27897 по делу N А36-10052/2017 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что общество не восстановило суммы НДС, ранее принятые к вычету по операциям, не облагаемым НДС, по причине неверного расчета расходов, учитываемых при определении пропорции, поскольку не учитывались расходы по деятельности, облагаемой ЕНВД. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. В целях пропорции, относящейся к вычетам НДС (правило 5%), учитываются все операции по реализации, которые не подлежат налогообложению. Налогоплательщику не предоставлено право использовать лишь некоторые из них, не учитывая остальные.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

17.04.2020 При расторжении договора купли-продажи и возврате товара продавец вправе принять к вычету ранее исчисленный НДС в годичный срок

Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2020 № 310-ЭС19-27513 по делу N А09-520/2019 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что не пропустил трехлетний срок на предъявление к вычету НДС, поскольку при расторжении договора купли-продажи происходит обратная реализация товара. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Для случаев возврата товара установлены специальные правила корректировки ранее начисленных продавцом сумм налога посредством их заявления к вычету, при условии отражения операций по возврату в бухгалтерском учете и не позднее одного года с момента возврата товара. В данном случае годичный срок на применение спорного налогового вычета пропущен.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

17.04.2020 Если налог уплачен за налогоплательщика иным лицом и до представления налоговой декларации, то эту сумму нельзя вернуть как излишне уплаченный налог

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2020 № Ф09-9885/19 по делу N А50-14954/2019 
По мнению налогоплательщика, налоговый орган необоснованно отказал ему в возврате излишне уплаченного налога. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогоплательщика. Спорная сумма перечислена не налогоплательщиком, а другой компанией с назначением платежа "за налогоплательщика". Кроме того, спорная сумма перечислена в бюджет до подачи налогоплательщиком декларации. В связи с этим перечисление спорной суммы не может быть признано исполнением налоговых обязательств, её нельзя квалифицировать как налог, следовательно, и возврат ее как переплаты невозможен.

Источник: http://www.pravovest.ru

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

13.04.2020 При продаже недвижимости ИП обязан выбить чек ККТ

ИП без наемных работников при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021.

А если речь идет о недвижимости?

В этом случае освобождение не действует, ведь она была приобретена ИП раньше, поясняет Минфин в письме № 03-01-15/21264 от 19.03.2020.

При реализации такого имущества ИП должен применять ККТ.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.04.2020 Работодателей обязали регистрироваться в базе Роструда и сдавать туда сведения об увольнениях

Опубликовано Постановление Правительства № 486 от 12.04.2020 г., обязывающее работодателей регистрироваться в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России»и отправлять туда информацию.

Согласно утвержденным правилам, работодатели должны направлять в базу:

сведения о ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП;

сведения о сокращении численности или штата работников организации или ИП;

сведения о возможном расторжении трудовых договоров;

иные сведения о занятости.

Все сведения должны отправляться на следующий рабочий день после кадрового события.

Полный перечень информации для публикации в базе должен утвердить Минтруд. Тогда мы и узнаем, что такое «иные сведения о занятости».

Постановление вступило в силу с 13 апреля. Однако еще в начале апреля Центры занятости начали рассылку о необходимости отправки сведений о приеме и увольнении.

Согласно другому постановлению, работодатели обязаны сообщать о приеме и увольнении работников в ПФР по форме СЗВ-ТД. И тоже на следующий день после кадрового события. Не многовато ли отчетности?

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.04.2020 Депутаты одобрили учет в налоге на прибыль расходов на средства защиты от коронавируса

Соответствующий законопроект принят в первом чтении Госдумы

Госдума России приняла в первом чтении правительственный проектч закона, который относит к расходам компаний при исчислении налога на прибыль траты на средства индивидуальной защиты и на тесты на коронавирус и таким образом уменьшающий сумму налога. Документ внесен правительством РФ в пакете антикризисных мер, направленных на поддержку предпринимателей. Законопроект будет рассмотрен на заседании Госдумы 14 апреля, пишет ТАСС.

В НК РФ  предлагается внести поправки, которые предусматривают, что расходы компании на приобретение средств индивидуальной защиты, тест-систем для диагностики новой коронавирусной инфекции, медицинского оборудования для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции (в частности, признаваемого амортизируемым имуществом), будут при исчислении налога на прибыль относиться к расходам, не связанным с производством и (или) реализацией товаров, работ (услуг).

«Законопроект направлен на снижение издержек налогоплательщиков, обусловленных борьбой с распространением новой коронавирусной инфекции», — отмечается в пояснительной записке. Стоит отметить, что принятие документа будет способствовать обеспечению граждан необходимыми средствами защиты и профилактики в условиях распространения коронавируса.

Источник: Российский налоговый портал

 

15.04.2020 Депутаты предоставили регионам право приостановить взимание курортного сбора

Госдума приняла законопроект в первом чтении и в целом

Госдума приняла в первом чтении и в целом законопроект, который предоставляет право региону, на территории которого взимается курортный сбор, приостановить его взимание на территории отдельных или всех муниципальных образований, которые входят в состав субъекта РФ. Проект закона был инициирован главой налогового комитета Госдумы Андреем Макаровыми членом Совета Федерации Николаем Журавлевым, пишет ТАСС.

В данный момент регионы вправе ввести и отменить на территории муниципальных образований, которые входят в территорию эксперимента, курортный сбор, но только при наличии волеизъявления соответствующего муниципального образования.

«В условиях крайне сложной экономической и эпидемиологической ситуации, а также с учетом непредсказуемости влияния негативных факторов как в целом на экономику, так и на развитие курортной инфраструктуры, очевидно, что гарантировать полную загрузку и прибыльность курортной инфраструктуры на текущий курортный сезон нельзя. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда субъект РФ даже при отсутствии поступлений курортного сбора вынужден будет нести расходы на его администрирование», — отмечается в пояснительной записке законопроекту.

Источник: Российский налоговый портал

 

16.04.2020 ФНС запустила сервис по проверке возможности получения отсрочки в связи с коронавирусом

Для проверки в системе достаточно ввести ИНН или ОГРН

Для удобства налогоплательщиков ФНС РФ запустила на своем сайте онлайн-сервис, с помощью которого налогоплательщики могут узнать, распространяются ли на них Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов. Для проверки достаточно ввести всего один реквизит: ИНН или ОГРН. При положительном ответе пользователю будут даны ссылки на заявление об отсрочке (рассрочке) и на обязательство соблюдения условий отсрочки.

Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов утверждены Постановлением Правительства России от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

Правила действуют в отношении компаний и ИП, у которых уменьшились доходы либо появились убытки, и занятых в наиболее пострадавших от пандемии коронавируса сферах. Список данных сфер деятельности утверждается Правительством РФ, сообщает пресс-служба ФНС России.

Источник: Российский налоговый портал

 

17.04.2020 Ежедневную сдачу СЗВ-ТД узаконили

Госдума приняла поправки в закон о персонифицированном учете, дающие право Правительству устанавливать особенности порядка и сроки представления страхователями сведений о трудовой деятельности.

Правительство же обязало сдавать работодателей СЗВ-ТД на следующий день после приема на работу или увольнение еще неделю назад. Несмотря на то, что таких прав у него не было.

На крупных предприятиях отчетность в ПФР придется сдавать практически каждый день.

Кроме того, на этой неделе работодателей обязали регистрироваться в базе Роструда и сдавать туда сведения об увольнениях

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.04.2020 Банковские карты с истекшим сроком действия можно будет использовать до 1 июля

Банковские карты с истекшим сроком действия можно будет использовать до 1 июля. Об этом в пятницу, 17 апреля, заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина во время онлайн-конференции.

Ранее Центробанк рекомендовал банкам до 1 июля 2020 года продолжать обслуживание клиентов, даже если срок действия их паспортов истек.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация имеет право на применение упрощенных способов ведения учета. Малые предприятия освобождаются от составления полного комплекта форм бухгалтерской отчетности и могут ограничиться только составлением бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Означает ли это, что указанные два отчета можно представлять по форме, указанной в Приложении N 1 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, или в данном случае (когда в органы ИФНС представляются только два отчета) обязательно применять упрощенные формы, указанные в Приложении N 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н? Имеет ли право малое предприятие перейти с 2019 года на составление бухгалтерской отчетности по упрощенным формам, указанным в Приложении N 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, если в предыдущие периоды оно отчитывалось по формам, указанным в приложении N 1?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация имеет право представить отчетность за 2019 г. по форме согласно Приложению N 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н).

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Субъекты, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, поименованы в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
Как следует из вопроса, организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Частью 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 данного Положения. Отчетность организаций состоит из (смотрите также п. 5 ПБУ 4/99):
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
- пояснительной записки;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять Отчет о движении денежных средств. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности утверждены Приказом N 66н.
Так, п. 6 Приказа N 66н определено, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
- в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
- в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
При этом эти организации вправе представлять отчетность в общеустановленном порядке (согласно Приложению N 1 к Приказу N 66н) (абзац 4 п. 6 Приказа N 66н).
Кроме того, п. 6.1 Приказа N 66н утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (Приложение N 5 к Приказу N 66н).
В п. 26 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 (далее - Информация) разъясняется, что организация, применяющая упрощенные способы, может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Организация, применяющая упрощенные способы, самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом она может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств, утвержденные п. 6.1 Приказа N 66н по форме согласно Приложению N 5 (п. 27 Информации, смотрите также Раздел IV Рекомендаций для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданные в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России").
Таким образом, организация имеет право формировать годовую бухгалтерскую отчетность за 2019 год в упрощенном порядке, предполагающем составление только бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом может быть выбрана форма, установленная либо Приложением N 1 к Приказу N 66н, либо Приложением N 5 кПриказу N 66н.
Каких либо запретов на переход от использования одной формы к другой не установлено.
Нормы ПБУ 1/2008 напрямую не устанавливают обязанность организации утверждать в учетной политике применяемые формы бухгалтерской отчетности (п. 4 ПБУ 1/2008). В то же время и запрета не установлено. Так как субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставлено право выбора применяемых форм отчетности, то, по нашему мнению, организации следует закрепить свой выбор в учетной политике.
Если в рассматриваемой ситуации в учетной политике на 2019 г. установлено, что организация применяет формы отчетности по форме согласно Приложению N 1 к Приказу N 66н, то, с учетом положений п.п. 11128 ПБУ 1/2008, отчетность по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н можно будет применять только с 2020 г.
Если же в учетной политике не закреплены применяемые организацией формы отчетности, то за 2019 г. организация может составить отчетность по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н.
При этом необходимо учитывать, что организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним допускается в исключительных случаях. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин, вызвавших это изменение (п.п. 9, 33, 37 ПБУ 4/99).
То есть если организация будет составлять отчетность за 2019 г. по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н, то организации необходимо в пояснениях к этой отчетности раскрыть соответствие показателей строк разных форм отчетности и причину изменения формы отчетности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
Энциклопедия решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Организация-заказчик находится на общей системе налогообложения. Организация заключила договор на проведение тренинга с сотрудниками офиса на тему "Внутренние бизнес-коммуникации". Тренинг проводит ИП, имеющий все необходимые на это разрешения. Тренинг проводится в интересах деятельности организации и учитывает специальность работников. Продолжительность тренинга два дня по 8 часов. Организация имеет договор со списком сотрудников, акт выполненных работ, сертификаты выдаются каждому сотруднику. Можно ли отнести данные расходы на расходы предприятия? Или это расходы за счет чистой прибыли?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация в рассматриваемой ситуации вправе признать расходы на проведение тренинга при расчете налогооблагаемой прибыли.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях определения налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций (далее - Налог) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Прямых норм, позволяющих налогоплательщикам учитывать при формировании налогооблагаемой прибыли затраты на тренинги для сотрудников, главой 25 НК РФ не предусмотрено.
Поскольку в данном случае тренинги проводит ИП, а не образовательная организация, данные затраты не могут учитываться на основании пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ в качестве расходов на обучение работников налогоплательщика (смотрите п. 3 ст. 264 НК РФ).
Вместе с тем в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут учитываться расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации. Поскольку законом не предусмотрено иного, считаем, что на основании данной нормы могут признаваться и отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходы на проведение тренингов работников налогоплательщика.
Заметим также, что в постановлении Девятого ААС от 02.02.2011 N 09АП-32031/2010 отмечается, что для признания расходов на консультационные семинары и тренинги, на участие в конференциях и на организацию тренингов налоговое законодательство не устанавливает специальных критериев, кроме тех, что указаны в ст. 252 НК РФ. При соблюдении требований ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности и документальной подтвержденности данные расходы могут быть учтены налогоплательщиком на основании пп.пп. 1415 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на информационные и консультационные услуги либо на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Напоминаем, что в случае, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).
Учитывая, что тренинг в данном случае проводится в интересах деятельности организации, а не с целью удовлетворения личных интересов работников, а также не направлен на организацию развлечения, отдыха или лечения (смотрите п.п. 2943 ст. 270 НК РФ), мы не видим в ст. 270 НК РФ прямого запрета на признание затрат на его проведение в налоговом учете.
Не видим мы и обстоятельств, указывающих на несоответствие указанных затрат требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Поясним.
Из определений КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 следует, что основным критерием признания затрат обоснованными (экономически оправданными) является их осуществление для деятельности, направленной на получение дохода. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
В данном случае тренинг работников имеет производственную направленность, что прослеживается, в частности, из его названия и, соответственно, затраты на его проведение следует признать связанными с осуществлением деятельности налогоплательщика, направленной на получение дохода, а потому и обоснованными (дополнительно смотрите постановление Девятого ААС от 10.10.2013 N 09АП-30657/13).
Что касается документального подтверждения анализируемых затрат, то конкретного перечня документов, необходимых для их признания в налоговом учете, главой 25 НК РФ не предусмотрено. Так, в письме Минфина России от 19.03.2019 N 03-03-06/1/17927 разъясняется, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивая налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов. Полагаем, что имеющегося у организации перечня документов (включая акт как первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания услуг, являющийся основанием для ведения налогового учета ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 1 ст. 252ст. 313 НК РФ) достаточно. Кроме того, обоснованность и связь затрат на проведение тренинга с деятельностью организации может подтверждаться любыми внутренними документами, подтверждающими производственную необходимость данного мероприятия, а также программой тренинга.
Таким образом, полагаем, что организация в рассматриваемой ситуации вправе признать расходы на проведение тренинга при расчете налогооблагаемой прибыли.
Официальных разъяснений по данному вопросу нами не обнаружено.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Обучение сотрудников: налоговые последствия и налоговый учет (Р. Зеленкова, журнал "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", N 8, август 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Компания переводит сотрудников на удаленную работу в связи с эпидемией коронавируса COVID-19. Какие документы оформлять, нужно ли оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации стороны могут в письменной форме заключить соглашение к трудовому договору, предусмотрев в нем условия о дистанционном характере работы.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что нормы трудового законодательства не содержат понятия "удаленная работа". Так, выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, является дистанционной работой (часть первая ст. 312.1 ТК РФ). Особенности регулирования труда дистанционных работников содержатся в главе 49.1ТК РФ.
Иными словами, если вся работа, поручаемая работникам в рамках основного трудового договора в период эпидемии будет выполняться с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования дома, они вправе работать дистанционно. Если работник в своей работе не будет использовать информационно-телекоммуникационные сети, то речь идет о другом виде работы на дому, надомной (ст. 310 ТК РФ)*(1).
Как видно из вопроса, изначально в трудом договоре сотрудников отсутствовали положения о дистанционной работе, следовательно, в трудовой договор необходимо внести соответствующие изменения. Напомним, что в соответствии с абзацем восьмым части второй ст. 57 ТК РФ в тексте трудового договора, заключаемого с дистанционным работником, должно быть прямо указано, что работа имеет дистанционный характер. Поскольку стороны в данном случае достигли соглашения о работе дистанционно, необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору на основании ст. 72ТК РФ*(2). Нормы ТК РФ, в том числе главы 49.1, которая устанавливает особенности регулирования труда дистанционных работников, не исключают возможности изменить уже заключенный трудовой договор, внеся в него условия о дистанционном характере работы. Специалисты Роструда в большинстве своих разъяснений по этому вопросу также исходят из того, что нет препятствий для "преобразования" уже существующего "обычного" трудового договора в трудовой договор о дистанционной работе (смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2, вопрос-ответ 3, вопрос-ответ 4 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Отметим также, что в соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ одним из обязательных условий трудового договора является условие о месте работы. Каких-либо исключений для трудовых договоров о дистанционной работе трудовое законодательство не устанавливает. Следовательно, в таких договорах также должно быть определено место работы. В ситуациях, когда работа выполняется в месте, отличном от места нахождения работодателя и его структурных подразделений, как в случае с дистанционной работой, в качестве места работы следует указывать фактическое место выполнения трудовой функции (смотрите письмо Роструда от 07.10.2013 N ПГ/8960-6-1, вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2, вопрос-ответ 3 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. При этом, как следует из ст. 57 ТК РФ, условие о рабочем месте не является обязательным для включения в трудовой договор. А трудовой договор о дистанционной работе вообще не может содержать такого условия, поскольку при дистанционной работе исключается контроль со стороны работодателя. Учитывая сказанное, считаем, что в приведенной ситуации в соответствии со ст. 72 ТК РФ (по соглашению сторон) стороны вправе внести изменения в трудовой договор работника путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, указав в нем, что трудовая функция будет выполняться работником дистанционно в "таком-то" населенном пункте (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ", решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.08.2016 по делу N А63-7428/2016).
Режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника является возможным, но не обязательным условием трудового договора (часть первая ст. 312.4 ТК РФ*(3)). Дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении соответствующих условий вступает в силу с момента его подписания работником и работодателем, если иное не будет предусмотрено самим соглашением (ст. 61 ТК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Примерная форма приказа о мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Специальная тематическая подборка Коронавирус COVID-19;
Энциклопедия решений. Взаимодействие работодателя и дистанционного работника.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения