Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 9 по 15 февраля 2015 г.

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Приказ ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@
"Об утверждении формы налогового уведомления"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2015 N 35860.

Обновлена форма уведомления о суммах имущественных налогов, подлежащих уплате физическими лицами

Обязанность по исчислению сумм налогов (транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц) возлагается на налоговый орган. Налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога.

В новой форме уведомления учтены требования к порядку уведомления налогоплательщиков, вступившие в силу с 1 января 2015 года (уточнения коснулись, в частности, содержания налогового уведомления и порядка пересчета сумм ранее исчисленных налогов).

 

Письмо ФНС России от 02.02.2015 N БС-4-11/1443@
"О направлении для сведения и использования в работе Письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.2015 N 03-04-07/3263 о представлении сведений о доходах физических лиц при получении дохода по операциям с ценными бумагами"

Сведения о доходах физических лиц от операций с ценными бумагами, отраженные в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в приложении N 2, представлять в налоговые органы по форме 2-НДФЛ не требуется

Новая форма налоговой декларации дополнена в частности Приложением N 2, предназначенным для представления сведений о доходах физических лиц налоговыми агентами, признаваемыми таковыми в соответствии со ст. 226.1 НК РФ (при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов). Новая форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.

Указано также, что в случае если выплату доходов по ценным бумагам производит организация, не признаваемая налоговым агентом в рамках статьи 226.1 НК РФ, но являющаяся налоговым агентом на основании статьи 226 НК РФ, сведения о доходах физических лиц представляются указанной организацией по форме и в порядке, установленном пунктом 2 статьи 230 НК РФ. К таким организациям, в частности, относятся организации, выплачивающие дивиденды, не относящиеся к дивидендам по акциям российских организаций.

 

Письмо ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/1561@
"О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года"
(Письмо Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703)

Доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении с первого дня работы на территории РФ облагаются по ставке 13 процентов

Это связано со вступлением в силу 1 января 2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Положения Договора применяются к налогообложению доходов граждан указанных государств - членов ЕАС в связи с работой по найму на территории РФ.

 

Письмо ФНС России от 05.02.2015 N ГД-4-3/1696@
"О налоговой декларации по налогу на прибыль организаций"

За 2014 год налоговую декларацию по налогу на прибыль рекомендовано представлять по новой форме и формату

Новая форма декларации утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 года N ММВ-7-3/600@.

С учетом порядка вступления в силу нормативных актов, которыми утверждается новая форма налоговой декларации, а также позиции, изложенной ВАС РФ в Решении от 28.07.2011 N ВАС-8096/11, сообщается следующее:

- по новой форме необходимо представлять декларации за отчетные (налоговый) периоды 2015 года;

- за налоговый период 2014 года рекомендуется применять новую форму (формат) декларации;

- за налоговый период 2014 года налоговым органам предписано обеспечить прием как новых деклараций, утвержденных приказом N ММВ-7-3/600, так и "старых" деклараций, утвержденных приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

 

<Письмо> ФНС России от 06.02.2015 N ЗН-4-1/1757
"О направлении письма Минфина России"

Налоговым инспекциям предписано организовать работу по уточнению платежей по земельному налогу, зачисляемых в бюджеты городских и сельских поселений

В связи с введением с 1 января 2015 года новых КБК, предназначенных для учета доходов от уплаты земельного налога, Минфин России рекомендовал налоговым органам усилить контроль за процедурами по уточнению платежей в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 45 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 09.02.2015 N ГД-4-3/1840@
"О заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций"

ФНС России разъяснен порядок указания КПП в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций ответственными участниками КГН

При постановке на учет организации в качестве ответственного участника КГН ей выдается Уведомление по форме N 1-3-Учет, в котором указывается КПП, присвоенный при постановке на учет.

Если ответственным участником КГН не получено Уведомление, то в Титульном листе (Листе 01) декларации по консолидированной группе налогоплательщиков указывается КПП, присвоенный налоговым органом, в который представляется декларация. При этом в декларации по реквизиту "по месту нахождения (учета)" также указывается код "218".

 

"Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год"
(Приложение к письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027)

Минфином России даны рекомендации по проведению аудита годовой отчетности за 2014 год

Внимание аудиторов обращено на сложившуюся в 2014 году экономическую ситуацию, оказавшую влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц, и возросшие в связи с этим аудиторские риски.

Сообщен перечень федеральных стандартов аудиторской деятельности, которыми следует руководствоваться при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2014 год.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности особое внимание должно быть обращено, в частности, на: организацию и осуществление внутреннего контроля качества работы (ФПСАД N 34, ФПСАД N 7); разработку и осуществление альтернативных аудиторских процедур и рассмотрение неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения (ФПСАД N 18); разработку и осуществление аудиторских процедур; соблюдение установленных требований к содержанию и форме аудиторского заключения (ФСАД 1/2010).

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

09.02.2015 Минтранс хочет уменьшить на два года НДС на внутренние авиарейсы до 10%

При этом нулевой НДС на крымских рейсах останется в силе

Глава Минтранса России Максим Соколов надеется, что в качестве системной антикризисной меры будет принято решение об уменьшении НДС на внутренние авиаперевозки. Он отметил, что данную меру его министерство предложило ввести правительству на два года, пишет РБК.

По его словам, что при принятии этой меры нулевой НДС на крымских рейсах пока останется в силе.

Сейчас в цену пассажирских авиарейсов входит НДС, составляющий 18%. По подсчетам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, обнуление НДС на внутренних авиарейсах позволит снизить расходную часть авиакомпаний на 50 млрд руб.

Источник: Российский налоговый портал

 

09.02.2015 В США против российского «налога на интернет»

Это закроет возможность «создания условий для здоровой и правовой конкуренции»

США выступают против введения в РФ авторского сбора с мобильных операторов («налога на интернет»), предложенного в октябре прошлого года Российским союзом правообладателей. Об этом говорится в материалах к ежегодному отчету Special 301, который был разработан Международным альянсом по интеллектуальной собственности, пишет газета «Известия».

По мнению организации, «Налог на интернет» закроет возможность «создания условий для здоровой и правовой конкуренции».

Стоит отметить, что авторы документа по-прежнему причисляют РФ к неблагополучным с точки зрения пиратства странам. Сейчас они рекомендуют властям страны внести в Уголовный кодекс России ответственность за нелегальную пересъемку фильмов в кинотеатрах. 

Источник: Российский налоговый портал

 

09.02.2015 Работодателей будут штрафовать за «серые» зарплаты

Соответствующий законопроект поступил в Госдуму

В Госдуму внесен проект закона, который предлагает усилить со следующего года ответственность работодателей за сокрытие налоговой базы и базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Стоит отметить, что законодательная инициатива была предложена Верховным советом Республики Хакасия, пишет РБК.

В Налоговый кодекс России предлагается внести изменения, предусматривающие ответственность налоговых агентов за уменьшение размера зарплаты работников на счетах бухучета или регистрах налогового учета в виде штрафа в размере 40% суммы неуплаченного налога, но не менее 150 тыс. руб.

Ответственность за выплату налоговыми агентами доходов физлицам по трудовым и гражданско-правовым договорам без отражения в бухгалтерском и налоговом учете предполагается в виде штрафа, равного половине от суммы неначисленного неудержанного налога, но не менее 200 тыс. руб. по выплатам в пользу каждого физлица в налоговом периоде.

Источник: Российский налоговый портал

 

09.02.2015 PwC помогла сотням британских компаний уклониться от уплаты налогов

Об этом поведали британские парламентарии

Власти Великобритании обвиняют одну из крупнейших мировых аудиторских компаний PricewaterhouseCoopers в содействии транснациональным корпорациям в уклонении от уплаты налогов «в промышленных масштабах». Об этом говорится в докладе, который был опубликован в прошлую пятницу британскими депутатами, передает ТАСС.

Они считают, что компания «вводила (власти) в заблуждение по поводу своего содействия сотням фирм в выведении миллионов» налоговых поступлений через офшоры. «Активное продвижение некоторым из клиентов схем, основанных на выведении прибыли в Люксембург через внутрифирменные ссуды, является не чем другим, кроме как содействием в уклонении от уплаты налогов в промышленных масштабах», — говорится в докладе, который оказался в распоряжении газеты The Independent. 

Источник: Российский налоговый портал

 

09.02.2015 Утверждена новая форма налоговой декларации по НДФЛ

Она была оптимизирована

Приказом Федеральной налоговой службы России от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@ утверждена новая форма налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ), пишет пресс-служба ФНС

Так, в обновленной форме учтены изменения налогового законодательства, которые связаны с порядком получения имущественных и социальных налоговых вычетов, порядком определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок. Также форма дополнена новым листом для расчета налоговой базы и сумм налога в отношении доходов, которые получены от участия в инвестиционных товариществах. 

Кроме того, новая форма налоговой декларации была оптимизирована — количество листов уменьшено с 23 до 19 за счет исключения дублирующих, а также редко заполняемых показателей. 

Вместе с тем изменилась структура декларации – листы расположены в удобном для налогоплательщиков порядке: от часто заполняемых листов с расчетом налоговых вычетов – к листам, заполняемым отдельными категориями физических лиц (по доходам от операций с ценными бумагами и от участия в инвестиционных товариществах). 

Источник: Российский налоговый портал

 

10.02.2015 Российская «дочка» IKEA отсудила у налоговой службы 257 млн рублей

Арбитраж обязал налоговиков вернуть излишне уплаченные налоги

Арбитражный суд Поволжского округа подтвердил обязанность налоговых органов вернуть излишне уплаченные налоги в размере порядка 257 млн руб. «дочке» IKEA – компании «ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)», которая управляет торговыми центрами «Мега», пишет РБК.

В августе прошлого года арбитражный суд Самарской области обязал вернуть «дочке» IKEA переплату на сумму примерно 245 млн руб. плюс процент за несвоевременный возврат суммы, составивший 12 млн руб.

Позже апелляционная инстанция признала это решение законным, сегодня это подтвердила и кассационная инстанция.

Стоит отметить, что спор между «дочкой» IKEA и налоговиками возник из-за применения норм закона Самарской области об инвестиционной деятельности. Этот документ предусматривает налоговые преференции на имущество тем организациям, которые осуществляют в регионе инвестиционную деятельность.

Источник: Российский налоговый портал

 

10.02.2015 Предпринимателей осудили на 6 лет за незаконное возмещение НДС

Налоговики избежали наказания

Басманный суд Москвы вынес приговор по делу о масштабном хищении средств из бюджета под видом возмещения НДС. Стоит отметить, что перед судом предстали только предприниматели, которые участвовали в аферах, руководящие сотрудники ФНС России ответственности избежали, сообщает«Росбалт».

На скамье подсудимых оказались генеральный директор ООО «Техторг» Евгений Игнатьев, глава ООО «Стелс Сервис» Александр Кручинин и их деловой партнер Илья Будянский. Они обвинялись в нескольких эпизодах мошенничества (статья 159 Уголовного кодекса России) и покушения на мошенничество (ст. 30 и 159 УК РФ). Кручинин и Игнатьев получили по шесть лет колонии общего режима, Будянскому назначено наказание в виде трех лет лишения свободы.

Стоит отметить, что суд рассмотрел только два эпизода из масштабного расследования МВД РФ о деятельности организованной группы: о хищении из бюджета в марте 2010 г. 74,8 млн руб. и о попытке хищения 291 млн руб. Обе суммы компания «Стелс Сервис» требовала от ИФНС №7 в качестве возмещения НДС, используя при этом фиктивные документы. Налоговые инспекторы выплатили лишь 74,8 млн руб. 

Источник: Российский налоговый портал

 

10.02.2015 В Москве хотят ввести мораторий на новые налоги из-за кризиса

Также может быть продлена льготная приватизация для бизнеса

Правительство Москвы допускает возможность введения моратория на новые налоги, отмены сноса большей части киосков и сельскохозяйственных рынков и продления сроков льготной приватизации для бизнеса.

Такие предложения, которые представлены предпринимателями, были озвучены на заседании антикризисной комиссии столичного правительства, пишет Росбалт со ссылкой на «Газета.Ru». Вице-мэр по экономическим вопросам и имущественно-земельным отношениям Наталья Сергунина заявила, что Москва на федеральном уровне предложит пролонгацию сроков льготной приватизации арендной недвижимости для малого и среднего бизнеса.

Кроме того, по ее словам, власти хотят повременить с введением в Москве торгового сбора. Также будет введена трехлетняя отсрочка на замену вывесок и торговых киосков. 

Источник: Российский налоговый портал

 

11.02.2015 Для богатых россиян ставку НДФЛ поднимут до 28%

В Госдуму поступил законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога

С 2016 г. Граждане России, зарабатывающие в год свыше полумиллиарда рублей, будут платить в казну 28% от своей зарплаты по НДФЛ. 18 февраля Госдума определится, принимать ли соответствующие изменения в Налоговый кодекс России, пишет «Российская Газета».

Прогрессивная шкала НДФЛ, предложенная депутатами, предполагает градацию работающих россиян в четыре ступени. В первую категорию попадет большая часть граждан, которые получают до пяти миллионов рублей в год. Для них налог останется неизменным — 13%.

Ко второй отнесут тех, кто получает от пяти миллионов до 50 млн руб. Для них налог составит 18%. Люди с заработком от 50 млн руб. до полумиллиарда рублей отдадут 23%, а кто каждый год зарабатывает еще большие суммы будут платить 28%.

Источник: Российский налоговый портал

 

12.02.2015 РСПП отказался от введения спецналога на операции с иностранной валютой

В итоговом проекте антикризисных мер союза это предложение отсутствует

Российский союз промышленников и предпринимателей отказался от своей инициативы ввести спецналог на валютные операции, пишет РБК.

«На предварительной стадии возможность введения той или иной формы налога на валютные операции как альтернатива предложенной ОПОРОЙ России обязательной продаже 50% валютной выручки действительно рассматривалась», — заявили в РСПП, отметив, что в итоговом проекте антикризисных мер, которые направлены на утверждение членам бюро правления РСПП, это предложение отсутствует.

Данной инициативы нет в проекте, так как «и руководством страны, и Банком России зафиксирована четкая позиция о неприменении ограничений на валютном рынке». В союзе подчеркнули, что только после завершения голосования до конца пятницы проект получит официальный статус позиции РСПП и будет направлен в правительство и ЦБ РФ.

Вчера мы написали, что в антикризисный план РСПП включена инициатива о введении спецналога на операции с иностранной валютой. 

Источник: Российский налоговый портал

 

12.02.2015 Предприниматель подозревается в неуплате 7 млн руб. налогов

Он не выполнил обязанности налогового агента

В Смоленской области возбуждено уголовное дело в отношении гендиректора «Вязьмажилстрой» не уплатил в бюджет свыше 7 млн руб. подоходного налога, сообщает порталsmolensk.rusplt.ru.

Следствие считает, что с апреля 2013 по октябрь 2014 гг. подозреваемый, являясь директором строительной компании не выполнил обязанности налогового агента, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не перечислил в бюджет более 7 млн руб. НДФЛ, удержанного с работников, а использовал денежные средства в текущей финансово-хозяйственной деятельности.

Сейчас проводятся следственные действия, которые направлены на установление всех обстоятельств совершенного преступления и закрепление доказательственной базы. Расследование уголовного дела продолжается.

Источник: Российский налоговый портал

 

12.02.2015 В Госдуму внесен проект закона об исключении торговли из УСН

С такой инициативой выступило законодательное собрание Амурской области

В Государственную думу России внесен проект закона, который предусматривает исключение организаций оптовой и розничной торговли, а также индивидуальных предпринимателей-торговцев из УСН, пишет«Росбалт».   

С инициативой выступило заксобрание Амурской области, которое отмечает, что в последние годы в стране наблюдается «низкая налоговая отдача от непроизводственных отраслей (98 тыс. руб. в год на одного занятого в экономике), в том числе от оптовой и розничной торговли, что в 2,6 раза ниже отдачи производственной сферы».  

Между тем, в сфере торговли трудится каждый шестой житель РФ, отмечается в пояснительной записке к документу. В структуре ВВП доля торговли составляет 18%, но при этом удельный вес налоговых сборов в консолидированном бюджете России только 10%, а по Амурской области — 6,5%.  

Одной из причин низкой бюджетной отдачи является «упрощенка». Сейчас поступления по налогу, исчисляемому по УСН, от непроизводственных видов деятельности составляют 60%, в частности от торговли 30%. Из общего числа компаний, которые осуществляют деятельность в сфере торговли, 10% применяют этот режим, а по Амурской области — примерно половина.

Источник: Российский налоговый портал

 

13.02.2015 Предприниматель подозревается в неуплате 13,2 млн руб. налогов

Уголовное дело передано в суд

В Набережных Челнах 44-летнего директора ООО «ЭнергоТехСервис» Дамира Сахапова обвиняют в уклонении от уплаты налогов в размере более 13 млн руб., сообщает РБК.

С 2010 по 2012 гг. компания на основании договоров подряда выполнила строительно-монтажные работы на объектах одной из местных компаний. Оконченные работы сдали заказчику, были подписаны справки о стоимости и акты выполненных работ, предъявлен счет на оплату. В результате у организации возникла обязанность уплаты НДС.

Руководитель фирмы передал в бухгалтерию «ЭнерготехСервиса» фиктивные счета-фактуры от имени субподрядчиков в размере 86,4 млн руб. и представил в налоговую службу подложные налоговые декларации. В итоге сумма налогов незаконно была снижена на 13,2 млн руб.

Предприниматель свою вину не признал. Уголовное дело по статье «уклонение от уплаты налогов с организации, совершенное в особо крупном размере» (ст. 199 Уголовного кодекса России) передано в суд для рассмотрения по существу.  

Источник: Российский налоговый портал

 

13.02.2015 Бизнесмен скрыл от налоговиков 3,3 млн рублей

Возбуждено уголовное дело

В Октябрьском районе глава коммерческой организации подозревается в сокрытии денежных средств, за счет которых должно производиться взыскание налогов, пишет РБК.

Возбуждено уголовное дело в отношении руководителя ООО «Маслозавод «Октябрьский» по признакам преступления, которое предусмотрено ст. 199.2 Уголовного кодекса России (сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов).

Следствие считает, что в 2013-2014 гг. руководителем организации совершены умышленные действия по сокрытию денежных средств организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов в бюджет в размере свыше 3,3 млн руб. Действия производились путем создания схем с участием взаимозависимых юрлиц в условиях единого производственного комплекса.

Сейчас проводятся следственные действия, которые направлены на установление всех обстоятельств совершенного преступления, сбор и закрепление доказательственной базы. Расследование уголовного дела продолжается. 

Источник: Российский налоговый портал

 

13.02.2015  «Яндекс.Деньги» запустили сервис проверки и оплаты налогов

Заплатить налоги можно будет и пользователям, которые не зарегистрированы в этом сервисе

Российская платежная система «Яндекс.Деньги» запустила сервис проверки задолженности по налогам. Чтобы проверить задолженность по налогам, нужно будет ввести ИНН пользователя на сайте платежной системы, пишетТАСС.

Заплатить налоги можно будет и пользователям, которые не зарегистрировали электронный кошелек «Яндекс.Деньги» система позволяет совершить оплату и без ИНН — с помощью квитанции.

Стоит отметить, что к оплате принимаются электронные деньги, банковские карты, наличные — через терминалы оплаты, салоны связи и банкоматы, которые работают с «Яндекс.Деньгами». Квитанция об оплате будет отправлена по электронной почте.

Источник: Российский налоговый портал

 

13.02.2015 Калининградский бизнес-омбудсмен предлагает сделать плату за патент для ИП «символической»

По его мнению, в условиях кризиса властям следует пересмотреть размер налогов для ИП

Уполномоченный по правам предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов предложил уменьшить плату за патент для ИП.

Он считает, что в условиях кризиса властям следует пересмотреть размер налогов для ИП. Особое внимание он посоветовал обратить на бизнесменов, которые работают в одиночку и платят налоги по патентной системе, пишет Росбалт со ссылкой на «Калининград.Ru».

«Пускай бы парикмахеры и другие ИП платили чисто символическую сумму. Заплатил ты десять тысяч рублей — и стриги себе целый год. А когда мы просим 60 тысяч в год, он крепко задумается — заработает ли он столько в принципе. Когда мы упростим систему, количество плательщиков значительно вырастет. Они все равно платят своеобразный «коррупционный налог», грубо говоря, тем, кто их крышует. Так давайте выведем их из тени», — заявил Дыханов. 

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Трудовое право. Выплаты работникам

 

Работница организации получала пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет от работодателя. После того, как счет организации был поставлен "на картотеку" (отсутствуют средства на расчетном счете), пособие стало перечислять ФСС РФ непосредственно работнице.
Должна ли организация начислять и выплачивать пособие по уходу за ребенком в данной ситуации?

По общему правилу назначение и выплата пособий по уходу за ребенком осуществляются в отношении работающих граждан их работодателями (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Однако, если у работодателя отсутствует возможность выплаты пособий в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением предусмотренной ст. 855 ГК РФ очередности списания денежных средств со счета, назначение и выплата пособия по уходу за ребенком осуществляются территориальным органом ФСС (ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
В этом случае работник обращается за назначением и выплатой пособия непосредственно в территориальный орган ФСС России по месту регистрации работодателя в качестве страхователя (смотрите также Информационное сообщение Фонда социального страхования РФ "Памятка застрахованным лицам, не получившим пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по вине недобросовестных работодателей"; Административный регламент предоставления ФСС России государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком..., утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 21.02.2012 N 145н).
Специальных сроков обращения за пособиями в Фонд не установлено, поэтому в такой ситуации действуют общие сроки, установленные в ст. 12 Закона N 255-ФЗ. Обратиться в территориальный орган ФСС России за назначением пособия по уходу за ребенком работник должен не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста 1,5 лет (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком). Если работник обратится за пособием позже, то оно может быть назначено только при наличии уважительных причин пропуска срока, перечисленных в Перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 74.
Территориальный орган ФСС России назначает и выплачивает пособие в течение 10 календарных дней со дня поступления соответствующего заявления и необходимых документов (ч. 2 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Выплата пособия Фондом в такой ситуации производится непосредственно работнику через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя (ч. 9 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, из приведенных норм следует, что в рассматриваемом случае происходит замена лица, обязанного назначать и выплачивать пособие: вместо работодателя эту функцию выполняет территориальный орган ФСС. Соответственно, работодатель освобождается от этой обязанности. Такое понимание соответствует и логике закона: ведь пособие по уходу за ребенком, по своей сути, представляет собой вид страхового обеспечения, направленный лишь на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан в связи с необходимостью ухода за ребенком (ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Поэтому после назначения территориальным органом ФСС пособия по уходу за ребенком в отношении конкретного работника организации с работодателя снимается обязанность по начислению и выплате данному работнику пособия. Назначенное ранее, но не выплаченное работодателем по причине отсутствия денежных средств пособие за прошлое время также должно быть перечислено работнику территориальным органом ФСС (ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

 

Работник организации принят на работу по трудовому договору с указанием места работы в трудовом договоре - г. Иркутск. В период 2013-2014 годов он направлялся в командировку в районы Крайнего Севера - г. Усть-Кут.
Должна ли организация начислять такому работнику процентную надбавку? Если да, то в каком размере?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На выплачиваемые работникам за период командировки в районы Крайнего Севера денежные суммы ни районный коэффициент, ни процентная надбавка не начисляются.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 315 ТК РФ, ст.ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-I) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов (ст. 316 ТК РФ) и процентных надбавок к заработной плате (ст. 317 ТК РФ).
При этом заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая ст. 129 ТК РФ).
По смыслу приведенных норм оплата труда с применением районного коэффициента и процентной надбавки осуществляется не только лицам, работающим непосредственно в месте нахождения организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и к работникам, которые по трудовому договору осуществляют трудовую функцию в местностях, где применяются процентные надбавки и районные коэффициенты.
Вместе с тем, находясь в командировке работник выполняет не свою трудовую функцию, как она определена трудовым договором, а служебное поручение; за дни командировки заработная плата работнику не начисляется - за ним сохраняется средний заработок (ст. 166ст. 167 ТК РФ).
Соответственно, работодатель не должен применять районные коэффициенты и процентные надбавки для всех выплат, осуществляемых работнику в связи с командировкой в особые климатические зоны. Такой вывод нашел свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, апелляционное определение Свердловского областного суда от 29.01.2013 N 33-835/2013, определение Московского городского суда от 06.11.2012 N 4г/9-8614/2012, решение Октябрьского районного суда г. Томска от 27.08.2012 по делу N 2-1385/2012, кассационное определение СК по гражданским делам Томского областного суда от 06.12.2011 по делу N 33-3766/2011, а также решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 13.07.2010).
Аналогичная позиция содержится и в пункте 4 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2, и в силу ст. 423 ТК РФ, применяемой в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ. В указанной норме прямо разъяснено, что работникам, командированным в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности из других местностей страны, льготы, предусмотренные для северян, не предоставляются.
Подзаконные акты, конкретизирующие ст. 315 ТК РФ, также исходят из того, что районный коэффициент и процентная надбавка применяются по месту постоянной фактической работы работника (смотрите, например, пп. "а" п. 5 Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта), отражающих специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, утвержденных постановлением Минтруда России от 23.07.1998 N 29.
В заключение отметим, что в соответствии с п. 1 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26 на территории Иркутской области установлен районный коэффициент 1,2. Позднее главой администрации Иркутской области было принято постановление от 28 января 1993 г. N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", в силу которого к заработной плате работников, работающих в Иркутске, применяется районный коэффициент 1,3.
Процентная надбавка к заработной плате работников, проживающих и работающих в этом городе, выплачивается в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка (п. 1 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края").
Как мы уже говорили, за дни командировки работникам сохраняется средняя заработная плата, порядок исчисления которой установлен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение).
Согласно части второй ст. 139 ТК РФ, п. 2 Положения при расчете среднего заработка, сохраняемого на время командировки, учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя. К таким выплатам относятся в том числе и выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате).
Таким образом, в рассматриваемом случае при исчислении среднего заработка, сохраняемого на время командировки, должны учитываться выплаты, начисленные в связи с применением районного коэффициента и процентной надбавки, установленных к заработной плате работников, проживающих и работающих в Иркутске.

К сведению:
Однако, если в рассматриваемой ситуации работник систематически направлялся в служебные командировки для выполнения предусмотренной трудовым договором трудовой функции (а не для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы), такая организация трудового процесса, по нашему мнению, не может быть признана соответствующей трудовому законодательству. Так, Трудовой кодекс РФ предусматривает, что при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности применяется вахтовый метод (части первая и вторая ст. 297 ТК РФ). Кроме того, в случаях, когда изначально известно, что трудовая функция будет выполняться работником не в одном конкретном месте, а в нескольких местах, трудовое законодательство позволяет установить работнику разъездной или подвижной характер работы (часть вторая ст. 57ст. 168.1 ТК РФ). Направление работника на вахту, как и служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, не признаются командировками (часть первая ст. 166 ТК РФ, п. 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Разное

 

В федеральном государственном учреждении плановым отделом и бухгалтерией разработано, согласовано с профсоюзным комитетом и утверждено директором Положение о служебных командировках.
Как правильно оформить внесение изменений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1595, в локальный нормативный акт?

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1595 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" внесены изменения в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, и впостановление Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений".
Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые отношения наряду с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, вправе все работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (часть первая ст. 8ст. 22 ТК РФ).
Порядок внесения изменений в локальные нормативные акты трудовым законодательством не регламентирован. Представляется, что такое внесение изменений должно происходить в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов.
В соответствии с частью второй ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных трудовым законодательством*(1) и иными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников, но только при наличии такого представительного органа.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов регламентирован ст. 372 ТК РФ. При принятии локальных нормативных актов работодателю следует учитывать, что их нормы, ухудшающие положение работников, по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть четвертая ст. 8 ТК РФ).
Также необходимо помнить, что положения локальных нормативных актов становятся обязательными для исполнения только после ознакомления работников с ними.
Вновь принимаемого сотрудника работодатель обязан ознакомить под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, еще до подписания трудового договора (часть третья ст. 68 ТК РФ). Сроков ознакомления уже работающих сотрудников с вновь принятыми работодателем локальными нормативными актами ТК РФ не устанавливает. В ст. 22 ТК РФ сказано лишь, что работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации при принятии локального нормативного акта работодатель должен учитывать мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, то и изменения в этот локальный нормативный акт могут быть внесены с учетом мнения представительного органа работников в установленном ст. 372 ТК РФ порядке. Изменения в локальный нормативный акт могут быть внесены на основании приказа работодателя (смотрите, например, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 N 04АП-2673/13).
При изменении локального нормативного акта работодатель вправе утвердить его в новой редакции или внести необходимые изменения в первоначальный текст. В первом случае прежний документ утратит силу и в дальнейшем применяться не будет, во втором - прежний документ применяется с учетом принятого позднее.
С изменениями локального нормативного акта работника также необходимо ознакомить под роспись (ст. 22 ТК РФ). При этом требований об обязательном заблаговременном уведомлении работников о принятии таких актов законодательство не содержит*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения