Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 7 по 13 марта 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 06.03.2022 N 37-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 264 и 272 части второй Налогового кодекса Российской Федераци
и"

В перечень расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых в целях налогообложения, включены расходы по стандартизации оборонной продукции

Расходы по стандартизации, осуществленные налогоплательщиком, признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за периодом, в котором документы были утверждены федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Принятие закона окажет стимулирующее воздействие на разработчиков документов по стандартизации, что, в свою очередь, обеспечит ускорение процесса обновления фонда документов по стандартизации оборонной продукции.

 

Федеральный закон от 09.03.2022 N 47-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Освобождена от НДС реализация физлицам драгметаллов в слитках в инвестиционных целях

Соответствующее дополнение внесено в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Кроме того, законом установлен запрет на применение специальных налоговых режимов (УСН, ПСН) в ювелирной отрасли.

Данные меры позволят предоставить гражданам альтернативный инструмент накопления средств, не имеющий кредитного и валютного риска, привлечь дополнительные инвестиции в золотодобывающую отрасль, ликвидирует теневой оборот лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

 

Федеральный закон от 09.03.2022 N 50-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Подписан закон о налоговых льготах для новых организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов

Организация, зарегистрированная на территории Южно-Курильского, Курильского или Северо-Курильского городского округа после 1 января 2022 года, с момента госрегистрации по 31 декабря включительно года, в котором истекают 20 последовательных календарных лет, но не позднее 31 декабря 2046 года имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль при выполнении ряда установленных условий.

В соответствии с законом такие компании не будут платить не только налог на прибыль, но и земельный, транспортный и налог на имущество организаций, а также будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% вместо 30%.

 

Федеральный закон от 09.03.2022 N 52-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 4 и 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Правительству РФ предоставлено право издавать акты, предусматривающие в 2022 году снижение налогового контроля и налоговой нагрузки

Согласно закону Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2022 г. приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, продление сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов и пр.

Кроме того, высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ также вправе издавать нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов, предусматривающие продление сроков уплаты налогов по региональным и местным налогам.

 

Проект Федерального закона N 84923-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

В Госдуму поступил законопроект о налоговых преференциях для международных холдинговых компаний в САР

Законопроект подготовлен в целях стимулирования перевода иностранных компаний в российскую юрисдикцию, повышения инвестиционной привлекательности специальных административных районов (САР).

Предусматриваются, в частности, либерализация требований к организациям, претендующим на статус МХК при редомициляции в САР, возможность применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций к отдельным видам доходов, исключение из налоговой базы по налогу на прибыль доходов и расходов от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых, введение госпошлины за госрегистрацию международной компании в порядке редомициляции, а также за ежегодное подтверждение данного статуса в размере 150 000 рублей.

 

Проект Федерального закона N 84931-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Предлагается перенести сроки вступления в силу законодательных актов, содержащих наиболее обременительные обязательные требования, которые не могут быть соблюдены, в том числе ввиду технологических ограничений

Законопроектом предусматриваются в числе прочего:

перенос на 31 декабря 2024 г. срока направления заявок на получение комплексных экологических разрешений 300 предприятиями, включенными в специальный перечень;

перенос на 2 года требований по созданию систем автоматического контроля (комплекс технических средств, обеспечивающих автоматическое измерение и учет показателей выбросов и (или) сбросов, фиксацию и передачу информации о показателях в государственный реестр) для объектов I категории предприятиями, получившими комплексные экологические разрешения до 15 марта 2022 г.;

перенос на 1 год (1 сентября 2023 г.) расширения перечня территорий - участников эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

перенос на 2 года (31 декабря 2026 г.) срока завершения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ;

перенос на 2 года введения в эксплуатацию ФГИС ЛК.

Также законопроект содержит ряд обеспечительных предписаний временного характера в части сроков вступления в силу подзаконных актов, содержащих обязательные требования, а равно в части приостановления особо обременительных для осуществления предпринимательской деятельности составов административных правонарушений и право Правительства РФ в последующем определить перечень статей КоАП РФ, не подлежащих применению в 2022 году.

Кроме того, в целях установления возможности дальнейшей реализации инвестиционных проектов, а также привлечения новых производств на территорию ОЭЗ предлагается внести изменения в пункт 3 части 5 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", дополнив его положением, исключающим из запрещенных видов деятельности на территории ОЭЗ этана, сжиженного углеводородного газа и жидкой стали.

 

Проект Федерального закона N 84933-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

На 6 лет предлагается предоставить право ввоза многокомпонентного товара в рамках нескольких внешнеэкономических сделок

Законопроектом также предусматривается ряд упрощений в регулировании внешнеэкономической деятельности, в том числе:

исключается необходимость предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих такую деятельность менее года;

участники ВЭД, внесшие денежный залог при выпуске товаров, освобождаются от уплаты пени в случае доначисления таможенным органом таможенных платежей по результатам таможенной экспертизы;

сокращается процедура выдачи таможенными органами классификационных решений;

Правительство РФ наделяется полномочиями по определению случаев (условий) предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты суммы задолженности по уплате таможенных платежей, случаев, когда декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, может выступать лицо, не являющееся владельцем свободного склада, а также по определению инвестиционных проектов, в отношении которых может применяться выпуск до подачи декларации на товары, и приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов, в отношении которых может предоставляться тарифная льгота на ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей;

предусматривается увеличение срока нанесения федеральных специальных марок и ввоза в РФ маркированной алкогольной продукции с девяти до восемнадцати месяцев с установлением такого правила до 31 мая 2024 года;

до 31 декабря 2023 г. приостанавливается требование для выдачи федеральных специальных марок об отсутствии у заявителя на день подачи заявления недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам и процентам за нарушение законодательства о налогах и сборах или задолженности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и процентов.

 

Проект Федерального закона N 84949-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле""

Подготовлены изменения в валютное законодательство в целях нивелирования последствий ограничительных мер

Закон о валютном регулировании и валютном контроле дополняется новым понятием - "соглашение о финансировании участия в кредите", в рамках которого внешним участником предоставляется финансирование для выдачи (возмещения ранее выданного) кредита (займа).

Одновременно перечень разрешенных валютных операций дополняется операциями, связанными с расчетами и переводами в иностранной валюте в соответствии с соглашением о финансировании участия в кредите.

Проект Федерального закона N 84963-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

До 31 декабря 2022 г. предлагается установить специальное правовое регулирование в сфере финансового рынка и корпоративных отношений

В частности, законопроектом повышается с 1 до 5 процентов голосующих акций общества установленный законодательством об акционерных обществах порог участия в капитале акционерного общества, предоставляющий право на получение документов акционерного общества, на оспаривание в суде сделок и действий общества или члена его совета директоров.

Кроме того, российским страховщикам запрещается заключать сделки с иностранными страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами из недружественных государств.

 

Проект Федерального закона N 84971-8 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Подготовлен законопроект, направленный на обеспечение устойчивого бесперебойного функционирования транспортного комплекса в условиях внешнего санкционного давления

В частности, законопроект направлен на сохранение парка иностранных воздушных судов у эксплуатантов РФ в целях обеспечения бесперебойного функционирования деятельности в области гражданской авиации в рамках принятия "антисанкционных мер".

Предусматривается полномочие Правительства РФ по установлению в отношении иностранных судов государств, в которых имеются специальные ограничения захода в их порты в отношении аналогичных судов РФ, ответных ограничений.

Устанавливается право Минтранса России определять особенности применения на территории РФ актов Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, а также иных международных организаций в области железнодорожного транспорта.

 

Проект Федерального закона N 84991-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Предложены изменения в действующее законодательство, регулирующее деятельность в специальных административных районах на территории острова Русский в Приморском крае и на острове Октябрьский в Калининградской области, в целях упрощения условий редомициляции

Редомициляция представляет собой процедуру смены юрисдикции юридического лица с сохранением его статуса, организационно-правовой формы, структуры, обязательств, активов и прочее.

Законопроектом предусматривается изменение установленных сроков для редомициляции компаний, корректируются требования к составу документов, представляемых компаниями при редомициляции, расширяются полномочия управляющих компаний специальных административных районов в части принятия решения о редомициляции, устанавливается возможность регистрации на их территориях личных фондов.

 

Проект Федерального закона N 84992-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов"

Правительством РФ предложено продлить максимальный срок действия специальных инвестиционных контрактов (СПИК 1.0) до 12 лет для инвесторов, попавших под меры ограничительного характера

В связи с этим законопроектом предлагается наделить Правительство РФ в 2022 году правом устанавливать дополнительные особенности изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов, заключенных до принятия Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (СПИК 1.0).

 

Проект Федерального закона N 84984-8 "О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Антикризисные изменения в НК РФ: снижение размера пени для организаций, уточнение порядка налогообложения НДФЛ процентов по вкладам, нулевой НДС в туриндустрии и многое другое

Предлагается отказаться от применения повышенного размера пени, установленного с 31 дня просрочки исполнения организацией обязанности по уплате налога.

По НДС предлагается установить ставку 0% в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения сроком на 5 лет, а также в отношении услуг по предоставлению в аренду объекта туриндустрии, введенного в эксплуатацию после 1 января 2022 г., в течение 20 налоговых периодов с момента ввода объекта в эксплуатацию.

От НДФЛ освобождаются некоторые доходы физлиц (в том числе от экономии на процентах за пользование заемными средствами, проценты по вкладам и др.).

Многочисленные изменения коснулись порядка налогообложения налогом на прибыль (предусмотрена возможность уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уточнен порядок налогового учета курсовой разницы, ставка налога 0% для организаций отрасли информационных технологий и пр.).

По транспортному налогу предлагается применение повышающего коэффициента для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн рублей (сейчас - свыше 3 млн рублей).

 

Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 N 282
"О внесении изменения в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"

Внесены дополнения в перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

В указанный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 372, включена новая позиция: "8417 80 700 Оборудование установки прямого восстановления железа".

 

Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 308
"О поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших от введения ограничительных мер со стороны иностранных государств"

Наиболее пострадавшие от санкций организации и ИП вправе продлить до 12 месяцев сроки исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий, заключенным в рамках ряда госпрограмм

Речь идет о соглашениях, заключенных в рамках госпрограмм "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" и "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", сроки исполнения обязательств по которым оканчиваются после 23 февраля 2022 года.

Получатели субсидий вправе продлить такие сроки в случае невозможности достижения в 2022 году значений результатов предоставления субсидий и иных показателей по не зависящим от них обстоятельствам в связи с введением ограничительных мер со стороны иностранных государств.

 

Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 311
"О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100"

До 31 декабря 2022 г. включительно установлен запрет на вывоз за пределы территории РФ товаров по утвержденному перечню

Реализован Указ Президента РФ от 08.03.2022 N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности".

В перечне - технологическое, телекоммуникационное, медицинское оборудование, транспортные средства, сельхозтехника, электрическая аппаратура.

Запрет не распространяется в том числе: на товары, вывозимые в государства - члены ЕАЭС, Республику Абхазия и Республику Южная Осетия; на товары, вывозимые физическими лицами для личного пользования.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 N 313
"О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100"

До 31 декабря 2022 г. включительно вводится запрет на вывоз некоторых видов лесоматериалов в государства, совершившие недружественные действия в отношении РФ

Речь идет о товарах, классифицируемых в товарных субпозициях 4401 21, 4401 22, 4403, 4408 ТН ВЭД ЕАЭС. Также приводится перечень таких иностранных государств и территорий.

Указанный запрет не распространяется, в частности, на товары, перемещаемые между частями территории РФ через территории иностранных государств, товары, вывозимые в целях обеспечения деятельности воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, товары, вывозимые в целях обеспечения деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Приказ ФНС России от 03.03.2022 N ЕД-7-26/183@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@"

Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с налоговыми органами

В новой редакции изложены:

Раздел IX приложения N 1 к унифицированному формату;

Таблица 16.5 приложения N 16 к унифицированному формату.

 

<Письмо> ФНС России от 08.02.2022 N БС-4-11/1393
<О размещении на интранет-портале ФНС России письма Министерства спорта Российской Федерации от 25.11.2021 N ОБ-03-09/10175>

ФНС сообщает о размещении перечня физкультурно-спортивных организаций на 2022 год

Перечень утвержден для целей предоставления социального налогового вычета по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги в соответствии со ст. 219 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 05.03.2022 N ШЮ-4-13/2724@
<Об обеспечении корректного применения положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации и минимизации негативного влияния недружественных действий иностранных государств и международных организаций на экономику Российской Федерации>

Обстоятельства, связанные с введением санкций, будут учитываться налоговыми органами при проведении налогового контроля

Отмечено, что в результате действия санкций могут возникнуть ситуации, когда налогоплательщики будут реализовывать продукцию на экспорт с дисконтом, что может повлечь возникновение убытка по сделке.

В этой связи при проведении налогового контроля цен и рассмотрении заявлений о заключении соглашений о ценообразовании ФНС России будет учитывать указанные обстоятельства и их влияние на условия и результаты сделок, признаваемых контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 05.03.2022 N БС-4-21/2736@
"О внесении изменений в приложение к Приказу ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@"

ФНС сообщает о вступлении в силу с 1 января 2023 года изменений в порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество

Приказом ФНС России от 28.01.2022 N ЕД-7-21/53@, в частности, порядок заполнения налоговой декларации приведен в соответствие с пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ, приложение N 6 "Коды налоговых льгот" дополнено кодами в целях применения подпунктов 1 - 3 пункта 4 статьи 372.1 НК РФ.

 

Письмо ФНС России от 05.03.2022 N БС-4-21/2688@
"О типовой (рекомендуемой) форме "Пояснения налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемые в налоговый орган в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога"

Разработана типовая форма представления организациями пояснений в связи с полученным сообщением налогового органа об исчисленных суммах имущественных налогов

Письмом ФНС доведены:

Типовая (рекомендуемая) форма "Пояснения налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемые в налоговый орган в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога" (форма по КНД 1150129),

методические рекомендации по заполнению данной формы.

 

Информация ФНС России
"ФНС России приняла решение о приостановлении с 9 марта инициирования банкротства должников"

С 9 марта 2022 года приостанавливается подача налоговыми органами заявлений о банкротстве должников

Отмечается, что приоритетом в работе налоговых органов станет содействие реструктуризации задолженности. Будут применяться все предусмотренные законодательством процедуры рассрочек и мировых соглашений. По результатам оценки платежеспособности и рисков финансово-хозяйственной деятельности должников с привлечением профессиональных объединений и иных кредиторов будут вырабатываться решения, направленные на сохранение бизнеса.

 

<Информация> Банка России от 10.03.2022
"Банк России ввел с 10 марта по 10 сентября временный порядок операций с наличной валютой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

С 10 марта по 10 сентября установлен временный порядок операций с наличной валютой для юридических лиц и ИП

Сообщается, что во время действия временного порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели - резиденты могут получить наличные доллары США, японские иены, фунты стерлингов и евро в пределах 5 тысяч долларов США и только для оплаты расходов по зарубежным командировкам. В особых случаях по запросу банка к регулятору эта сумма может быть увеличена. Все остальные валюты компании и индивидуальные предприниматели - резиденты могут получать в наличных по основаниям, предусмотренным законодательством, без ограничений по рыночному курсу на день выдачи.

Юридические лица и ИП - нерезиденты в период действия временного порядка получить наличные доллары США, японские иены, фунты стерлингов и евро не смогут. Остальные валюты нерезиденты смогут получать со своих счетов без ограничений по рыночному курсу на день выдачи.

 

<Информация> ФНС России от 10.03.2022 "ФНС России приостановила проверки соблюдения валютного законодательства"

Налоговые органы приостанавливают проверки соблюдения валютного законодательства, за исключением ограничений, введенных указами Президента РФ

Сообщается также, что налоговые органы могут принимать во внимание фактические обстоятельства, связанные с деятельностью в режиме действующих санкций, в качестве смягчающих или исключающих ответственность за такие нарушения.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

09.03.2022 ОТСУТСТВИЕ ПИСЬМА МИНЗДРАВА РОССИИ, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ВВОЗИМОГО ТОВАРА (КОМПЛЕКТУЮЩИХ ЧАСТЕЙ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ИЗДЕЛИЯ), САМО ПО СЕБЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА В ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НДС ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРА

Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2021 № 305-ЭС21-24130 по делу N А41-9820/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что вправе применить освобождение от НДС при ввозе на территорию РФ комплектующих изделий, предназначенных для производства в России товара медицинского назначения. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества обоснованной. Освобождение от уплаты НДС гарантировано НК РФ и не ставится в зависимость от момента ввоза товара, при этом обществом соблюден трехлетний срок на внесение изменений в декларацию на товары. Обществом представлен комплект документов, подтверждающих соблюдение требований, необходимых для предоставления льготы по уплате НДС в отношении ввезенных комплектующих для медицинского изделия. Основание для отказа таможни в освобождении от НДС, а именно отсутствие письма Минздрава России, подтверждающего целевое назначение ввозимого товара, суд не принял.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

09.03.2022 НЕСОБЛЮДЕНИЕ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПОРЯДКА БЕССПОРНОГО ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (В Т.Ч. ПРИЗНАНИЕ СУДОМ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ ЗА СЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ) ВЛЕЧЕТ ОТКАЗ ВО ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2021 № 304-ЭС21-19332 по делу N А27-21819/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что с налогоплательщика подлежит взысканию задолженность, при этом сроки принудительного взыскания соблюдены. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Налоговым органом не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка принудительного взыскания задолженности с учетом вручения налогоплательщику решения по итогам проверки через несколько месяцев после принятия. Кроме того, решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика признано недействительным вступившими в законную силу судебными актами. Поэтому у налогового органа отсутствовало право на взыскание задолженности за счет имущества. Кроме того, суд указал на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности и отсутствие ходатайства о его восстановлении.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

10.03.2022 ВКЛЮЧЕНИЕ В СОСТАВ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ РАСХОДОВ БЕЗНАДЕЖНОГО ДОЛГА ЛИКВИДИРУЕМОЙ ВЗАИМОЗАВИСИМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАНО НЕПРАВОМЕРНЫМ, ЕСЛИ ФОРМИРОВАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЫЛО НАПРАВЛЕНО ТОЛЬКО НА УВЕЛИЧЕНИЕ УБЫТКА

Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2021 № 307-ЭС21-24034 по делу N А56-80398/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно учел в составе расходов дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности, т. к. заключение договоров с контрагентом было обусловлено экономическими целями. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. На момент заключения договоров и формирования задолженности налогоплательщик и контрагент являлись взаимозависимыми лицами. Осуществляя расходы на оплату услуг контрагента и не получая прибыль по причине отсутствия оплаты, налогоплательщик фактически получал лишь дополнительные расходы, увеличивающие размер убытков. Суд пришел к выводу, что неправомерные действия налогоплательщика по включению дебиторской задолженности контрагента в состав внереализационных расходов в качестве безнадежного долга ликвидируемой организации имели целью получение необоснованной налоговой выгоды путем искусственного увеличения внереализационных расходов.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

10.03.2022 О СТАТУСЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ НУЛЕВОЙ СТАВКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ВКЛЮЧЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В ПЕРЕЧЕНЬ ГРАДО- И ПОСЕЛКООБРАЗУЮЩИХ РОССИЙСКИХ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2021 № 303-ЭС21-18197 по делу N А59-3124/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не вправе применять нулевую ставку налога на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку не является градообразующей рыбохозяйственной организацией. Является неправильным расчет численности работников налогоплательщика и совместно проживающих с ними членов семей относительно численности населения соответствующего населенного пункта. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Налогоплательщик осуществляет рыболовство на судах рыбопромыслового флота и в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации его уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них продукции составляет не менее 70%. При этом налогоплательщик является градообразующей рыбохозяйственной организацией. Он является плательщиком сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и включен в Перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций по тем же критериям, которые необходимы для применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

11.03.2022 ЕСЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕТ ВЕСЬ ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ, ТО НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСЧИСЛЕН ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ЕГО ДОЛЕ ВЛАДЕНИЯ

Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2021 № 305-ЭС21-23890 по делу N А40-99888/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что им излишнее уплачен налог на имущество физических лиц, т. к. его расчет должен быть произведен пропорционально доле его владения объектом недвижимости; кроме того, из расчета необходимо исключить помещения, признанные самовольной постройкой и исключенные из договора купли-продажи данных помещений в судебном порядке. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что в спорный налоговый период имели место фактические отношения по владению всем имуществом, использованным налогоплательщиком в предпринимательской деятельности и являющимся источником его дохода. Поэтому налог на имущество обоснованно начислен исходя из фактической площади объектов, используемых в предпринимательской деятельности предпринимателем. Суд отметил, что основания, на которые ссылается ИП для расчета налога применимо к новым характеристикам зданий, возникли за пределами проверяемого периода.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

11.03.2022 СУММА ВЫЧЕТА ПО НДС, САМОСТОЯТЕЛЬНО ВОССТАНОВЛЕННАЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ В УТОЧНЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ И УПЛАЧЕННАЯ В БЮДЖЕТ, НЕ ПОДЛЕЖИТ ВЗЫСКАНИЮ С ПОСТАВЩИКА В КАЧЕСТВЕ УБЫТКОВ

Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2021 № 304-ЭС21-23463 по делу N А75-12165/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Истец (покупатель) полагает, что с поставщика должны быть взысканы убытки в сумме НДС, ранее принятой к вычету и восстановленной в уточненных декларациях в связи с истребованием документов налоговым органом. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Истец самостоятельно провел оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, скорректировал собственные налоговые обязательства и уплатил восстановленный НДС. Суд отказал в удовлетворении иска исходя из недоказанности истцом совокупности условий, необходимых для взыскания с ответчика убытков, в частности, вины ответчика и причинно-следственной связи между его действиями (бездействием) и наступившими для истца негативными последствиями.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

07.03.2022 Кто будет выдавать разрешения на сделки с иностранцами

Минфин создал подкомиссию по выдаче разрешений на сделки с иностранцами. Подкомиссия сможет выдавать разрешения на осуществление резидентами сделок с иностранными лицами, а также валютных операций. Возглавит ее Антон Силуанов, сообщает РБК
Ранее Путин подписал указ с новыми правилами предоставлениям иностранным лицам рублевых кредитов и займов, а также сделок, влекущих за собой «возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество».

Кроме того, действие указа коснется и сделок с иностранцами, если речь идет об акциях или недвижимости, приобретенных ими после 22 февраля 2022 года у представителей стран, совершающих недружественные действия.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

08.03.2022 С завтрашнего дня криптобиржа Binance не будет проводить операции с картами Mastercard и Visa

С 9 марта крупнейшая криптобиржа Binance не будет проводить операции с картами Mastercard и Visa, выпущенными в России.

Ранее в Binance заявили, что не будут замораживать счета пользователей из РФ, но могут принять меры к тем, против кого ввели санкции.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

09.03.2022 Пени по налогам отвяжут от ключевой ставки.

Сейчас ряд санкций для бизнеса и населения считают с учетом ключевой ставки, которую принимает ЦБ. Этот показатель из формулы уберут.

С предложением выступили депутаты.

Недавно ставка ЦБ резко выросла до 20 %. Из-за этого, например, пени по просроченным налогам считают из расчета 48,67 % годовых.

От ключевой ставки зависят также проценты за пользование деньгами по ст. 395 ГК и 317.1 ГК.

Вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев предложил или вообще отвязать санкции от ставки ЦБ, или применять ставку на начало года, передает ИА ТАСС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

10.03.2022 Список банков, которые сделали бессрочными свои карты Visa и Mastercard

После ухода Visa и Mastercard российские банки начали продлевать сроки их карт на несколько лет, а некоторые сделали бессрочными. Приводим список.

Газпромбанк;

Банк «Хоум кредит»;

Райффайзенбанк;

ВТБ;

«МТС банк»;

«Тинькофф банк»;

Альфа-банк и Совкомбанк продлили срок действия всех карт Visa и Mastercard до 2028 г., Росбанк и МКБ — до 2030 г. Как сообщают в банках, переоформлять их после этого не потребуется.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

10.03.2022 Налоговики не будут блокировать счета бизнеса до 1 июня

Даниил Егоров принял решение о приостановке до 1 июня 2022 года налоговыми инспекциями решений о блокировке операций по банковским счетам.

При этом, налогоплательщики, которые понесли ущерб от западных санкций, могут обратиться в налоговую с заявлением, чтобы отложить взыскание долгов по налогам до предельных.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

10.03.2022 Бухгалтеры будут указывать в платежках новые коды

Сейчас при перечислении зарплаты на счет сотрудника бухгалтеры указывают в поле 20 платежного поручения один из трех кодов — 1, 2, 3. Скоро этих кодов будет больше.

ЦБ разработал поправки в положении ЦБ № 762-П от 29.06.2021 о правилах денежных переводов.

Проект опубликован на федеральном портале.

Коды зависят от вида дохода и того, обращается ли взыскание на этот доход по закону № 229-ФЗ от 02.10.2007.

Коды такие:

1 — зарплата и иные доходы, по которым установлены ограничения размеров удержания;

2 — доходы, на которые не может быть обращено взыскание и которые имеют характер периодических выплат;

3 — доходы, к которым ограничения по обращению взыскания не применяются и которые имеют характер периодических выплат;

4 — доходы, на которые не может быть обращено взыскание и которые имеют характер единовременных выплат;

5 — доходы, к которым ограничения по обращению взыскания не применяются и которые имеют характер единовременных выплат.

Новые правила заработают с 1 мая 2022 года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

10.03.2022 Минфин разработал схему налогообложения криптовалютного рынка

От легализации рынка в бюджет РФ будет поступать 10-15 млрд рублей ежегодно

Минфин РФ разработал схему налогообложения криптовалюты, для этого потребуются поправки в законодательство. От легализации рынка, по оценке ведомства, в федеральную казну будет поступать 10-15 млрд рублей каждый год, поведал замглавы Минфина Алексей Моисеев, пишет ТАСС.

По его словам, за основу схемы налогообложения, которую предлагает Минфин, взят проект закона о внесении изменений в НК РФ. Теперь, вероятно, к нему будут разработаны поправки, сообщил Моисеев. Он считает, что легализация криптовалют может дать бюджету примерно 10-15 млрд рублей каждый год, большая часть поступлений ожидается от майнеров.

По сведениям Forbes, поправки в находящийся в Госдуме проект закона предусматривают введение налога на переоценку криптовалюты для юрлиц: криптобирж, майнинговых ферм и так далее. При этом, если даже компании не продавали криптовалюту, в июле они должны будут провести переоценку ее стоимости на своих счетах и заплатить налог, сообщил Моисеев.

Источник: Российский налоговый портал

 

10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции

Новый функционал позволит значительно снизить трудозатраты граждан на взаимодействие с налоговыми органами

Как отметила ФНС России, при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения налогоплательщики могут подать заявление об уточнении платежа в налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет.

Поиск и уточнение платежа осуществляется в режиме налогового автомата. О результатах обработки заявления налогоплательщик будет проинформирован письменно в течение пяти дней со дня принятия решения об уточнении платежа.

Новый функционал позволит значительно снизить трудозатраты граждан на взаимодействие с налоговыми органами, сократить издержки налоговых органов на обработку заявлений граждан и уточнение платежей, обеспечить качественный уровень налоговых услуг.

Подать заявление об уточнении платежа также могут пользователи Личных кабинетов налогоплательщика.

Источник: Российский налоговый портал

 

11.03.2022 Для фирмы на УСН экономия на процентах не является доходом

Безвозмездное пользование заемными средствами для компании на УСН не приведет к уплате налога.

Матвыгода от экономии на процентах не является доходом для упрощенцев.

Разъяснение по этому вопросу дал эксперт Александр Заворин в разделе «Клерк.Консультации».

Вопрос задала наша подписчица.

Компания на УСН взяла заем у физлица на 2 года, причем в первый год проценты не начисляются.

Бухгалтера интересует, не будет от облагаемого дохода за первый год от экономии на процентах и надо ли удерживать НДФЛ с процентов за второй год?

Эксперт пояснил, что нормы НК РФ не обязывают налогоплательщиков, применяющих УСН, признавать доходы в виде материальной выгоды, полученные в результате безвозмездного пользования заемными денежными средствами.

Об этом, в частности, говорится в письмах Минфина № 03-03-06/1/5149 от 09.02.2015№ 03-11-06/2/29384 от 24.07.2013.

Что касается НДФЛ с процентов по займу, то его надо удерживать и отражать в расчете 6-НДФЛ, в том числе в приложении 1 (бывшие справки 2-НДФЛ).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация, применяющая общую систему налогообложения, исправила существенную ошибку прошлых периодов 2018, 2019, 2020 годов из-за доначисления налога на имущество по кадастровой стоимости. Организация оформила проводки в бухгалтерском учете в периоде обнаружения ошибки в 2021 году. Входящие остатки по счетам 68 и 84 в балансе за 2021 год корректируются ретроспективно вручную. Налоговые декларации по налогу на имущество за 2018-2020 годы по требованию налоговой инспекции были пересданы.
Должна ли организация пересдавать декларации по налогу на прибыль за 2018, 2019, 2020 годы, учитывая, что 2018-2021 годы убыточные? В каком периоде нужно оформлять корректировочные проводки в налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок исправления существенной ошибки в бухучете в данном случае корректный.
Расходы по налогу на имущество за 2018, 2019 и 2020 года можно учесть в декларации по налогу на прибыль за 2021 год. Это возможно при условии, что в 2021 году будет получена прибыль. Здесь выполняется также условие ст. 78 НК РФ о том, что к моменту подачи декларации не истек трехлетний срок для возврата или зачета переплаты.
Тот факт, что в 2018-2020 годах был убыток, не ограничивает право учесть расходы в текущем периоде, т.к. последняя арбитражная практика на уровне ВС говорит о том, что финансовый результат в периоде возникновения ошибки не имеет значения.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете ошибки исправляются по правилам ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности". Если допущенная ошибка является существенной (пункты 37-13 ПБУ 22/2010), она исправляется записью в текущем отчетном периоде в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
При исправлении существенной ошибки необходимо также произвести ретроспективный пересчет соответствующих показателей бухгалтерской отчетности предшествующих отчетных периодов (п. 9 ПБУ 22/2010).
В силу п. 10 ПБУ 22/2010 бухгалтерская отчетность за предыдущие годы не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению. Этот же вывод следует и из ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
На основании п. 15 ПБУ 22/2010 в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности необходимо отразить информацию в отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном периоде, в частности:
- характер ошибки;
- сумму корректировки по каждой статье бухгалтерской отчетности - по каждому предшествующему отчетному периоду в той степени, в которой это практически осуществимо.
В бухгалтерском учете организации в предыдущих налоговых периодах записи в части налога на имущество отражены в меньших суммах, чем требовалось, что, на наш взгляд, говорит об ошибке, допущенной в бухгалтерском учете (п. 2 ПБУ 22/2010).
В периоде выявления ошибки в бухгалтерском учете следует сделать запись:
Дебет 84 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на имущество"
- доначислен налог на имущество.
Основанием для записи в бухучете будет являться бухгалтерская справка, содержащая все необходимые реквизиты первичного документа (части 1-3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Налоговый учет

Организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки, которая привела к излишней уплате налога в предыдущем периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль. Если по итогам текущего периода получен убыток, необходимо произвести перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка (смотрите письма от 06.04.2020 N 03-03-06/2/27064, от 16.02.2018 N 03-02-07/1/9766, от 24.03.2017 N 03-03-06/1/17177, от 22.07.2015 N 03-02-07/1/42067). Это связано с тем, что базой по налогу признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. При наличии в периоде убытка - отрицательной разницы между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения, - налоговая база признается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ). В этом случае перерасчет налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода невозможен.
Кроме того, необходимо удостовериться, что к моменту исправления ошибки (подачи декларации по налогу на прибыль за 2021 год) не истек установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок возврата (зачета) переплаты, учитывая, что лишь в течение указанного срока налогоплательщик вправе распоряжаться соответствующей суммой излишне уплаченного в бюджет налога (определения СК ЭС Верховного Суда РФ от 19.01.2018 N 305-КГ17-14988, от 21.01.2019 N 308-КГ18-14911). Здесь это условие выполняется.
Согласно позиции Минфина возможность отражения расходов прошлых лет в текущей декларации ограничена наличием уплаченного в бюджет налога в периоде совершения ошибок (искажений). То есть должна быть прибыль не только в текущем периоде, но и в периодах возникновения ошибки (смотрите письма Минфина России от 01.12.2020 N 03-03-06/1/104739, от 11.11.2019 N 03-03-06/2/86738, от 16.02.2018 N 03-02-07/1/9766 и др.).
Однако Верховный Суд не поддерживает вывод о том, что в периоде ошибок обязательно должен быть положительный финансовый результат (прибыль). В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2021 N 306-ЭС20-20307 по делу N А72-18565/2019 приведены такие аргументы.
Начиная с 01.01.2009 в абзаце третьем п. 1 ст.54 НК РФ закреплено право налогоплательщика произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором ошибки (искажения) были выявлены, если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Из содержания пояснительной записки к законопроекту следует, что Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ направлен на совершенствование регулирования отдельных вопросов налогового администрирования, касающихся регламентации контрольных полномочий налоговых органов. В контексте реализации данной общей цели законодателя установленные в абзаце третьем п. 1 ст. 54 НК РФ правила перерасчета налоговой базы в периоде выявления ошибки (искажения) должны толковаться и применяться таким образом, чтобы исключать формальное возникновение недоимок при отсутствии неблагоприятных материальных последствий для государства в результате допущенных при исчислении налогов ошибок (искажений); обеспечить уменьшение административного бремени, возлагаемого на налогоплательщиков в связи с устранением таких ошибок (искажений) и эффективность работы налоговых органов, имея в виду, что необходимость подачи уточненных деклараций по каждому факту исправления ошибки (искажения) в соответствии с ранее действовавшим регулированием влекла бы за собой проведение отдельных камеральных налоговых проверок в каждом из этих случаев.
С учетом названных положений судебная практика исходит из правомерности перерасчета в текущем налоговом периоде налоговой базы, если ранее допущенные ошибки (искажения) не имеют негативных последствий для казны. Исправление таких ошибок (искажений) не посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период, а посредством отражения исправленных сведений в текущей налоговой декларации признается допустимым (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 305-КГ17-14988, от 21.01.2019 N 308-КГ18-14911).
Таким образом, ВС сделал вывод, что финансовый результат деятельности налогоплательщика (прибыль или убыток), полученного в периоде возникновения ошибки (искажения), для целей применения абзаца третьего п. 1 ст. 54 НК РФ значения не имеет.
ФНС России привела эту позицию ВС в п. 10 письма от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638. Позиция нашла также отражение в п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2021) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 10 ноября 2021 г.). Нижестоящие суды также используют этот вывод (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.10.2021 N Ф07-14329/21 по делу N А56-18960/2021).
С учетом изложенного тот факт, что в 2018-2020 годах был убыток, не ограничивает право учесть расходы в текущем периоде. Обратим также внимание на письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571. В нем финансовое ведомство разъясняет, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
Поэтому мы считаем возможным отразить корректировку налоговой базы в декларации по налогу на прибыль за 2021 год в строках 400-403 Приложения N 2 к листу 02 (п. 7.10 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@). Напомним, что это возможно в случае наличия прибыли за 2021 год.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Убытки прошлых лет, выявленные в текущем периоде (в целях налогообложения прибыли);
Вопрос: Вправе ли общество при исчислении налога на прибыль текущего периода (май 2021 года) учесть расходы по налогу на имущество за 1, 2, 3, 4 кварталы 2016 года на основании решения суда от 04.05.2021? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.)
Вопрос: Как отражается в бухгалтерском учете и отчетности подача уточненных деклараций по имущественным налогам (имущество, транспортный, земельный) за прошлые налоговые периоды? Нужно ли подавать уточенную декларацию по налогу на прибыль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Организация (ООО) на общей системе налогообложения имеет убытки прошлых налоговых периодов, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ. В отчетных периодах 2021 года (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) организация направляла на уменьшение налоговой базы (в размере 50%) убытки прошлых лет. По итогам 2021 года организацией получена небольшая прибыль.
Может ли организация принять решение по итогам прошлого налогового периода не уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на убытки прошлых лет? Если да, то нужно ли в таком случае подавать уточненные декларации за отчетные периоды 2021 года без уменьшения налоговой базы на сумму убытков прошлых лет и доплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация в данном случае вправе принять решение не уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на убытки прошлых лет по итогам 2021 года, что не потребует представления в налоговый орган уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль и доплаты авансовых платежей за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее) с учетом установленных особенностей.
В отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2024 налоговая база за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ (за исключением налоговой базы, к которой применяются налоговые ставки, установленные пп. 1.21.51.5-11.71.81.101.14 статьи 284 и пп. 67 ст. 288.1 НК РФ), не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов (пп. 22.1 ст. 283 НК РФ).
Из норм ст. 283 НК РФ следует, что налоговая база может быть уменьшена на сумму убытков прошлых лет как по итогам текущего отчетного, так и налогового периода, что является правом, а не обязанностью налогоплательщика. При этом из закона, по нашему мнению, не следует, что налогоплательщик, реализовавший право на уменьшение налогооблагаемой прибыли на убытки прошлых лет по итогам текущего отчетного периода, обязан воспользоваться этим правом и по итогам соответствующего налогового периода.
Таким образом, полагаем, что организация в рассматриваемой ситуации не обязана уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль за 2021 год на сумму убытков прошлых лет, несмотря на то, что она пользовалась этим правом по итогам всех отчетных периодов 2021 года (1 квартала, полугодия и 9 месяцев).
Глава 25 НК РФ не обязывает налогоплательщиков в таких случаях вносить изменения в расчет налоговых обязательств по итогам отчетных периодов посредством исключения из него ранее признанных убытков прошлых лет, что, на наш взгляд, согласуется с нормами п. 1 ст. 81 НК РФ, которые обязывают налогоплательщиков представлять уточненные налоговые декларации лишь в случае обнаружения ими в поданных в налоговый орган налоговых декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Оснований же для признания действий организации по уменьшению налоговой базы на убытки прошлых лет по итогам отчетных периодов ошибочными в случае последующего отказа от уменьшения налоговой базы на убытки прошлых лет по итогам налогового периода мы не видим (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"), равно как и для необходимости доплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.
Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данным вопросам нами не обнаружено. Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Не исключено, что налоговый орган будет придерживаться иной точки зрения. Для более объективной оценки налоговых рисков рекомендуем обратиться с соответствующим запросом непосредственно в Минфин России (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

 

НДФЛ

 

Возможно ли предоставление налоговому резиденту РФ имущественного налогового вычета по НДФЛ по расходам на приобретение жилья в отношении доходов в виде выигрыша в лотерею, НДФЛ с которых был удержан налоговым агентом по ставке 13% при их выплате?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Имущественный налоговый вычет по НДФЛ по расходам на приобретение жилья в отношении доходов в виде выигрыша в лотерею, НДФЛ с которых был удержан налоговым агентом по ставке 13 процентов при их выплате, не применяется.

Обоснование вывода:
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (далее - Вычет), применяется при определении размера налоговых баз в соответствии с пп. 36 ст. 210 НК РФ.
Из пп. 36 ст. 210 НК РФ следует, что Вычет применяется при определении основной налоговой базы и в отдельных случаях - при определении налоговой базы по доходам от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, по доходам в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также по подлежащим налогообложению доходам, полученным физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1.1 ст. 224 НК РФ.
То есть Вычет может быть применен в отношении доходов в виде выигрыша в лотерею, если эти доходы формируют основную налоговую базу по НДФЛ.
Основная налоговая база представляет собой налоговую базу налогоплательщиков - налоговых резидентов РФ, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ, по доходам, не указанным в подп. 1-8 п. 2.1 ст. 210 НК РФ (подп. 9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ). Поскольку налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками лотерей, поименована в подп. 2 п. 2.1 ст. 210 НК РФ, она основной не является, что исключает и возможность применения Вычета при ее формировании (смотрите также п. 2.3 ст. 210п. 2 ст. 214.7 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Возникают ли у организации, осуществляющей деятельность на объектах IV категории, в 2022 году обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и по представлению Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если организация осуществляет деятельность исключительно на объектах IV категории, то у нее не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие и по представлению Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 5 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), п. 2 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 10.12.2020 г. N 1043 декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Декларация) представляется лицами, обязанными вносить плату за НВОС, не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом.
Отсюда следует, что декларацию представляют лица, которые обязаны вносить плату за НВОС.
Пунктом 1 ст. 16.1 Закон N 7-ФЗ предусмотрено, что плату за НВОС (далее - плата) обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие:
- деятельность, оказывающую НВОС. За исключением лиц, которые осуществляют такую деятельность исключительно на объектах IV категории;
- размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов, ТКО), которые образовались при осуществлении их хозяйственной и (или) иной деятельности.
Таким образом, плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, кроме осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I, II, III и IV категориям, утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 (далее - Критерии)
Само по себе образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС. Если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п. 5 письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354).
Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению (абзац 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, если организация не осуществляет деятельность на объекте (объектах) I-III категории, то у нее не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие и по представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);
- Новая декларация о плате за негативное воздействие на природу (Е.А. Палько, журнал "Бухгалтер Крыма", N 2, февраль 2021 г.);
Вопрос: В деятельности организации (ООО) образуются только отходы офиса (бумага и т.п.). Объектов, оказывающих негативное воздействие, нет. Организация заключила договор с региональным оператором по вывозу мусора (ТБО), соответственно, она ежемесячно оплачивает услугу по вывозу мусора. Должна ли организация отчитываться в Росприроднадзор и сдавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год? Необходимо ли внести плату за негативное воздействие на окружающую среду? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения