Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 2 по 8 ноября 2020 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Приказ Минфина России от 31.08.2020 N 179н
"О внесении изменений в Порядок определения стоимости чистых активов, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 84н"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2020 N 60619.

Уточнены требования к расчету стоимости чистых активов организаторов азартных игр

Организаторы азартных игр в казино и залах игровых автоматов, которым разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выданы до 1 апреля 2020 г., для целей определения величины чистых активов:

принимают к расчету обязательства по полученным кредитам в сумме, не превышающей величину обязательств по полученным кредитам по состоянию на 1 апреля 2020 г.;

принимают к расчету стоимость основных средств без вычета начисленной по ним амортизации.

Уточнение приняты в целях снижения негативного эффекта от приостановления деятельности организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов в связи с ограничительными мерами, введенными в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

 

Приказ ФНС России от 25.09.2020 N ЕД-7-3/696@
"О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 15.02.2018 N ММВ-7-3/95@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина в электронной форме и порядка ее заполнения"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2020 N 60623.

Скорректирован порядок заполнения налоговой декларации по акцизам на табак

Поправки учитывают изменения, внесенные Федеральным законом от 01.05.2019 N 78-ФЗ в порядок налогообложения акцизами отдельных видов табачных изделий (в том числе для импортеров папирос, сигарилл, биди и кретека при исчислении суммы акциза введен коэффициент Tв, а также установлены особенности определения налоговой базы в отношении табака кальянного).

Также, в частности, изложено в новой редакции приложение N 2 "Коды видов подакцизных товаров"

Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.

 

Приказ ФНС России от 25.09.2020 N ЕД-7-21/698@
"О внесении изменений в приложения NN 2, 3 к Приказу Федеральной налоговой службы от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2020 N 60674.

Скорректирован формат представления в налоговые органы сведений о недвижимом имуществе, владельцах, зарегистрированных правах и сделках с ним

В целях представления и автоматизированной обработки сведений о кадастровой стоимости недвижимого имущества уточнен состав сведений, представляемых в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органами Росреестра, в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ.

 

Приказ ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-14/743@
"Об утверждении Порядка взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, а также требований к формированию таких электронных документов"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2020 N 60640.

С 25 ноября 2020 года действует новый порядок взаимодействия с налоговыми органами при направлении электронных документов, необходимых для госрегистрации ЮЛ и ИП

Порядок разработан в связи с необходимостью урегулирования взаимодействия регистрирующего органа и многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Установлено, что участниками взаимодействия являются, в частности: физлица, которые могут быть заявителями при госрегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; нотариусы; многофункциональные центры; уполномоченные территориальные органы ФНС России (регистрирующий орган); МИ ФНС России по ЦОД.

Определен перечень электронных документов, используемых участниками взаимодействия, требования к формированию электронных документов, необходимых для регистрации, а также порядок их направления.

 

Приказ ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/751@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу Приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2020 N 60676.

За расчетный период 2020 года применяется обновленная форма расчета по страховым взносам

В новой редакции изложен титульный лист расчета, в котором предусмотрено дополнительное поле для отражения среднесписочной численности работников.

В Расчет включено новое приложение 5.1 "Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 3 (подпункте 18) пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации" к разделу 1".

Раздел заполняется организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции и применяющих пониженные тарифы страховых взносов, начиная с отчетного периода за первый квартал 2021 года.

Установлено также, что приложение 5 к разделу 1 заполняется IT-организациями, применяющими пониженные тарифы, установленные пп. 1.1 пункта 2 статьи 427 НК РФ, и применяется для расчетного периода 2020 года.

Кроме того, порядок дополнен новыми кодами.

В приложение N 5 "Коды тарифа плательщика страховых взносов" включены:

20 - плательщики страховых взносов, признаваемые субъектами МСП в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

21 - плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 172-ФЗ;

22 - плательщики, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

В Приложении N 7 "Коды категории застрахованного лица" включены коды, в частности:

МС - физлица, с части выплат и вознаграждений которым, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало расчетного периода, исчисляются страховые взносы плательщиками, признаваемыми субъектами МСП;

КВ - физлица, с выплат и вознаграждений которым исчисляются страховые взносы плательщиками в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 172-ФЗ;

ЭКБ - физлица, с выплат и вознаграждений которым исчисляются организациями, осуществляющими деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

В новой редакции изложен формат представления расчета в электронной форме.

 

Приказ ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@
"Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2020 N 60667.

С представления расчета за 1 квартал 2021 применяется обновленная форма расчета 6-НДФЛ

Новая форма учитывает изменения, внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в порядок налогообложения НДФЛ.

Приказ содержит форму (формат) расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок заполнения и представления расчета, а также форму Справки о доходах и суммах налога физического лица, которая выдается по его запросу в соответствии с пунктом 3 статьи 230 НК РФ.

Установлено также, что сообщение о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не был удержан налог, и сумме неудержанного налога в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ, а также сообщение о невозможности удержания НДФЛ в соответствии с пунктом 14 статьи 226.1 НК РФ представляются по утвержденной настоящим приказом форме 6-НДФЛ.

С изданием нового приказа утратят силу, в частности приказы ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ и от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@, которыми утверждены применяемые в настоящее время формы аналогичных документов.

 

Указание Банка России от 22.09.2020 N 5556-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 486-П "О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2020 N 60496.

Скорректирован План счетов бухгалтерского учета НФО

Вносимыми изменениями уточнены наименования некоторых счетов бухгалтерского учета и введены новые счета, в том числе:

112 для учета суммы корректировки уставного капитала, эмиссионного дохода, вкладов в имущество некредитной финансовой организации;

113 для учета изменений в капитале в результате сделок с акционерами (участниками);

20507, N 20508, N 20806 по учету начисленных процентов на сумму денежных средств на расчетных и специальных банковских счетах;

30410, N 31003 по учету резервов под обесценение;

47470 - N 47475 по учету расчетов по выданным финансовым гарантиям, корректировок и переоценок стоимости обязательств по договору финансовой гарантии;

61016 для учета резервов под обесценение запасов;

908 по учету ценных бумаг.

С учетом данных изменений необходимые уточнения внесены в порядок применения Плана счетов.

 

Указание Банка России от 22.09.2020 N 5557-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 22 сентября 2015 года N 492-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2020 N 60497.

Обновлены требования к порядку бухгалтерского учета запасов в некредитных финансовых организациях

В Положение Банка России от 22 декабря 2014 года N 448-П вносятся изменения, связанные с утверждением ФСБУ 5/2019 "Запасы".

Указанием предусматривается отражение в бухгалтерском учете резерва под обесценение запасов на отдельном балансовом счете (счет 61016).

Установлены особенности отражения запасов для организаций, применяющих упрощенный учет.

Предусмотрена необходимость отражения обесценения запасов в качестве резервов под обесценение. В случае если чистая возможная цена продажи запасов, по которым признано обесценение, снижается, НФО должна уменьшать балансовую стоимость таких запасов до чистой возможной цены продажи и отражать на счетах бухгалтерского учета увеличение резерва под обесценение запасов.

Указание вступает в силу с 1 января 2021 года.

 

Указание Банка России от 27.10.2020 N 5603-У
"О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями результатов инвентаризации основных средств, запасов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено"

Установлены требования к отражению на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации кредитными организациями

Указание устанавливает порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации основных средств, запасов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено.

Установлено, что решение о непроведении инвентаризации в связи с выполнением мер, направленных на минимизацию присутствия работников на рабочих местах в условиях пандемии принимается органом управления кредитной организации, утверждается в учетной политике и применяется при подготовке к составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

 

Указание Банка России от 27.10.2020 N 5604-У
"О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями результатов инвентаризации основных средств, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество"

Установлен порядок отражения НФО на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации

Указание устанавливает требования к отражению на счетах бухгалтерского учета выявленных по результатам инвентаризации недостачи или излишков основных средств и запасов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество.

Установлено также, что решение о необходимости проведения инвентаризации в условиях пандемии принимается органом управления НФО, утверждается в учетной политике, и применяется при составлении годовой отчетности за 2020 год.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

 

Письмо ФНС России от 29.10.2020 N СД-4-3/17736@
"По вопросу применения организацией налоговых преференций, предусмотренных для организаций - участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре "Сколково" и для IT-компаний"

ФНС разъяснила порядок применения налоговых преференций, предусмотренных для участников проекта "Сколково" и для IT-компаний

Для участников проекта "Сколково" на период в течение 10 лет со дня получения ими данного статуса установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 14%. Пониженные тарифы применяются при соблюдении условий о совокупном размере прибыли не более 300 млн рублей и годовом объеме выручки от реализации не более 1 млрд рублей.

С 1 января 2021 для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области IT-технологий, деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (далее IT-организации), устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%. Тарифы применяются, если: получен документ о госаккредитации, или организации включены в реестр организаций, оказывающих указанные выше услуги (работы), доля доходов от основного вида деятельности не менее 90% в сумме всех доходов, численность работников не менее семи человек.

Сообщается, что участник проекта "Сколково", одновременно осуществляющий деятельность в области IT-технологий, при соблюдении всех установленных условий вправе выбрать тарифы страховых взносов из приведенных выше.

Разъяснен также порядок применения льгот по НДС и налогу на прибыль.

В частности, отмечено, что с 01.01.2021 для IT-организаций налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена в размере 3%, в бюджет субъекта РФ - в размере 0%.

Если организация соответствует условиям, предусмотренным для освобождения от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций, а также для применения льготной налоговой ставки по налогу, налогоплательщик самостоятельно осуществляет выбор налоговых преференций, причем независимо от выбора иных оснований и порядка применения налоговых льгот.

 

<Письмо> ФНС России от 29.10.2020 N БС-4-21/17774@ "О "переводном коэффициенте" для целей применения налоговой базы по транспортному налогу"

ФНС даны разъяснения о "переводном коэффициенте" (кВт в лошадиные силы) для целей исчисления транспортного налога

На основании пункта 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, выраженной как в лошадиных силах, так и в кВт.

Сообщается, что при перерасчете мощности двигателя в лошадиные силы используется соотношение 1 киловатт-час = 1,35962 лошадиной силы (примечание к приложению N 2 к Указанию Банка России от 28.07.2020 N 5515-У).

 

<Письмо> ФНС России от 29.10.2020 N БС-4-21/17826@
"О порядке применения пункта 3.1 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации"

Разъяснены условия применения ставки 0% по налогу на имущество организаций в отношении магистральных газопроводов и некоторых иных объектов имущества

На период с 1 января 2017 года по 1 января 2035 года налоговая ставка в размере 0 процентов установлена в отношении, в частности, объектов магистральных газопроводов, газодобычи, объектов производства и хранения гелия, а также объектов, необходимых для обеспечения функционирования объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3.1 статьи 380 НК РФ.

Перечень такого имущества утвержден распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 N 2595-р.

Разъяснено, что из буквального толкования положений пункта 3.1 статьи 380 НК РФ следует, что льготная налоговая ставка распространяется на организации, указанные в подпункте 1 пункта 5 статьи 342.4 НК РФ, являющиеся собственниками объектов недвижимого имущества, указанных в Перечне и расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области, введенных в эксплуатацию впервые начиная с 1 января 2015 года до 1 января 2035 года.

Если соответствующие объекты недвижимости введены с 1 января 2015 года в эксплуатацию предыдущим собственником и впоследствии переданы при реорганизации (или приобретении) другой организации, то льготная ставка может применяться, при соблюдении новым собственником всех условий, установленных пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 02.11.2020 N СД-4-3/17969@
"О направлении письма Минфина России от 19.10.2020 N 03-11-09/91070"

Положениями НК РФ не предусмотрено применение УСН адвокатами

В соответствии с подпунктом 10 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять УСН нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований.

 

<Письмо> Росреестра от 29.09.2020 N 14-8567-ГЕ/20
<По вопросу уплаты государственной пошлины за внесение изменений в регистрационную запись об ипотеке в связи с заключением соглашения о внесении изменений в закладную>

Росреестр разъяснил, какой размер госпошлины подлежит уплате физлицом и организацией, заключившими соглашение об изменении содержания закладной

В случае изменения содержания закладной на основании части 6 статьи 53 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ необходимо внесение соответствующего изменения в записи ЕГРН, касающегося госрегистрации ипотеки закладываемого недвижимого имущества.

Подпунктом 28.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ установлен размер государственной пошлины за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке.

Разъяснено, что в случае, если соглашение об изменении содержания закладной заключено между организацией и физлицом, каждый из которых является самостоятельным плательщиком госпошлины, то согласно пункту 2 статьи 333.18 НК РФ госпошлина должна быть уплачена каждым из них в равных долях, то есть в размере 1/2 от размера госпошлины, установленной подпунктом 28.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ для соответствующей категории плательщиков.

 

<Информация> ФНС России
"Обновились формы заявлений о регистрации организаций и ИП"

С 25 ноября 2020 года применяются новые формы заявлений о регистрации субъектов предпринимательской деятельности

ФНС сообщила об изменениях, внесенных приказом ФНС России от 31 августа 2020 года N ЕД-7-14/617@.

Так, в частности, в новых формах предусматривается возможность отразить сведения:

о типовом уставе ООО, электронной почте юридического лица и индивидуального предпринимателя, наличии корпоративного договора, единственном акционере общества;

о наименовании юрлица на языках народов РФ и иностранном языке;

о том, действуют ли несколько лиц, которым предоставлено право выступать от имени компании, совместно или независимо друг от друга.

 

<Информация> ФНС России
"Разъяснены особенности применения права на освобождение от уплаты НДС для ИП"

ИП вправе применить освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС не ранее истечения трех месяцев с момента регистрации

Индивидуальному предпринимателю, направившему в налоговый орган уведомление об освобождении от обязанностей налогоплательщика НДС (на основании статьи 145 НК РФ) с даты его регистрации в качестве ИП, было отказано в праве применения данного освобождения.

ФНС, рассмотрев жалобу налогоплательщика, оставила ее без удовлетворения, поскольку налогоплательщик не имеет права воспользоваться таким освобождением до истечения трехмесячного срока.

 

Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-28
"Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии"

Минфином сообщено об основных новациях в учете капитальных вложений

Приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 204н утвержден ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", которым в частности:

действие стандарта распространено на имущество, предназначенное для использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств;

в качестве объекта бухгалтерского учета стандартом определены капитальные вложения (ранее - долгосрочные инвестиции), установлены условия, одновременное соблюдение которых необходимо для признания капитальных вложений в бухгалтерском учете, а также определены момент признания капитальных вложений и единица учета;

установлены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета капитальных вложений.

Организация обязана начать применять стандарт, начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 г. Вместе с тем организация вправе принять решение о досрочном применении этого стандарта.

 

Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29
"Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии"

Минфин сообщил об изменениях в порядке учета основных средств в связи с принятием нового ФСБУ

Приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 204н утвержден ФСБУ 6/2020 "Основные средства", который заменил собой Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) "Учет основных средств".

Стандартом введены новые понятия и нормативно закреплен ряд понятий, традиционно использовавшихся на практике, в т.ч. "балансовая стоимость", "ликвидационная стоимость", "элементы амортизации" и др.

Кроме того, стандартом уточнены признаки, характеризующие основные средства, изменен порядок учета малоценных предметов, инвентарных объектов, а также изменены правила амортизации и правила переоценки. Введена обязательная проверка основных средств на обесценение.

Также, в частности, дополнен перечень информации об основных средствах, раскрываемой в бухгалтерской отчетности.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

02.11.2020 Суточные в фиксированном размере, выплаченные работникам при однодневных служебных командировках на основании соответствующего приказа, не облагаются страховыми взносами

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.08.2020 № Ф01-12066/20 по делу N А43-52573/2019 
Отделение ФСС полагает, что командировочные расходы (суточные), выплаченные обществом своим работникам при однодневных служебных командировках, подлежат обложению страховыми взносами. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Отделения ФСС необоснованной. Общество направляло работников в однодневные служебные командировки, при этом на основании соответствующего приказа выплачивало им суточные в фиксированном размере. Суд пришел к выводу, что спорные суммы (названные суточными) представляют собой возмещение в установленном размере расходов работников, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. Данные выплаты не могут быть признаны доходом работника, подлежащим обложению страховыми взносами.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

02.11.2020 Материальная помощь, выплаченная работникам на основании соответствующего Положения, утвержденного приказом работодателя, не облагается страховыми взносами

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.08.2020 № Ф01-12003/20 по делу N А43-50900/2019 
Отделение ФСС полагает, что общество должно было включить в базу по страховым взносам выплаченную работникам материальную помощь. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Отделения ФСС необоснованной. Выплата материальной помощи предусмотрена Положением "Об условиях и порядке предоставления материальной помощи работникам ", утвержденным приказом общества. Данные выплаты носили социальный характер, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества выполняемой ими работы и не являлись оплатой труда. Соответственно, они не облагаются страховыми взносами.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

02.11.2020 Предприниматель, применяющий УСН с объектом «доходы минус расходы», при определении размера страховых взносов вправе учесть не только расходы, но и убытки

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2020 № Ф07-9671/20 по делу N А56-125302/2019 
По мнению инспекции, сумма полученного ИП в прошлом периоде убытка уменьшает налоговую базу по налогу по УСН, но не учитывается при определении размера страховых взносов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал доводы инспекции необоснованными. Расчет суммы страховых взносов предпринимателем, применяющим УСН с объектом обложения "доходы минус расходы", должен осуществляться с учетом как его доходов, так и расходов. При этом убытки являются по своей сути расходами прошлых периодов, ранее не учтенными для целей налогообложения, и также должны учитываться при определении размера страховых взносов. В этой связи суд пришел к выводу о необоснованности позиции налогового органа и признал неправомерным отказ в возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.11.2020 Доход, возникающий у налогоплательщика на основании решения суда, подлежит учету при расчете базы по налогу на прибыль в периоде вступления решения в силу

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.09.2020 № Ф10-3234/20 по делу N А62-6603/2019 
Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик неправомерно не отразил в составе доходов по налогу на прибыль взысканные по решению суда проценты и неустойку. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. В отношении внереализационных доходов в виде подлежащих уплате должником денежных средств на основании судебного акта имеет значение дата вступления в законную силу соответствующего судебного акта об их взыскании. При этом внесение изменений в учетную политику не освобождает налогоплательщика от исполнения требований налогового законодательства.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.11.2020 Срок представления расчета 4-ФСС через оператора связи определяется первоначальным поступлением файла на шлюз приема расчетов и выдачей Отделением ФСС квитанции о получении расчета или о получении расчета с ошибками по нему

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2020 № Ф01-12104/20 по делу N А43-48835/2019 
Отделение ФСС полагает, что общество несвоевременно представило расчет по форме 4-ФСС, т. к. первоначально направленный расчет не был принят по причине технической ошибки. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Отделения ФСС необоснованной. Установлено, что расчет был передан на сервер специализированного оператора связи в срок и доставлен последним в Отделение ФСС в тот же день, что подтверждается скриншотом страницы "Шлюз приема Расчета форма 4-ФСС". При расшифровке файла произошла ошибка (код 19 "Отчет не зашифрован или не подписан"), в связи с чем общество на следующий день повторно направило расчет в виде электронного документа. Суд указал, что срок представления расчета 4-ФСС определяется первоначальным поступлением файла на шлюз приема расчетов и выдачей Отделением ФСС квитанции о получении расчета или квитанции о получении расчета с ошибками по нему.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.11.2020 Для целей исчисления страховых взносов раздельный учет времени, отработанного работником непосредственно в полевых условиях и вне таких условий, может быть подтвержден табелями рабочего времени, соответствующими приказами, отчетами формы СЗВ-СТАЖ и др.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.08.2020 № Ф03-3002/20 по делу N А37-2266/2019 
Управление ПФР полагает, что все выплаты работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, облагаются страховыми взносами по дополнительным тарифам. Раздельный учет времени, отработанного работником непосредственно в полевых условиях и вне таких условий, не может быть подтвержден только табелями рабочего времени. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Управления ПФР необоснованной. Суд отметил, что правовое значение в данном случае имеет фактическая занятость работника на работах с особыми условиями труда. Факт занятости работников на работах с особыми условиями труда подтвержден приказами о направлении на полевые работы и о возвращении с полевых работ (с указанием дат и периодов занятости), личными карточками сотрудников, отчетами формы СЗВ-СТАЖ и др. Поскольку общество учет рабочего времени в отношении каждого работника вело надлежащим образом, выплаты за время работы в нормальных условиях труда не подлежат обложению взносами по дополнительным тарифам.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

05.11.2020 Работодатель должен выплатить пособие по временной нетрудоспособности, если нет доказательств того, что работник предъявлял для назначения и выплаты пособия первичный лист нетрудоспособности по месту предыдущей работы

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.08.2020 № Ф01-12305/20 по делу N А17-6467/2019 
Отделение ФСС полагает, что расходы общества на выплату пособия по временной нетрудоспособности работнику не могут быть приняты к зачету. Спорное пособие должно назначаться и выплачиваться застрахованному лицу по предыдущему месту работы, поскольку первичный листок нетрудоспособности представлен и оплачен этой организацией. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Отделения ФСС необоснованной. Факт наступления страхового случая подтвержден и Отделением ФСС не оспаривается. Доказательств того, что работник предъявлял для назначения и выплаты пособия первичный лист нетрудоспособности по месту предыдущей работы, не представлено. Суд пришел к выводу о наличии у общества правовых оснований для начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности своему работнику.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

06.11.20 Компенсация арендатором стоимости коммунальных услуг является доходом арендодателя, если фактически является переменной частью арендной платы

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.08.2020 № Ф01-11995/20 по делу N А17-383/2019 
Налогоплательщик полагает, что полученные им от арендатора денежные средства являются компенсацией затрат по оплате коммунальных услуг, не относятся к доходу от сдачи имущества в аренду и не подлежат обложению налогом по УСН. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Фактически арендная плата включала постоянную и переменную части: постоянная часть указана в договоре аренды в фиксированном размере, переменная часть определялась из стоимости коммунальных услуг, необходимых для обеспечения арендуемого объекта. Оплата стоимости коммунальных услуг производилась арендатором на основании выставленных налогоплательщиком счетов. Суд пришел к выводу, что суммы, полученные от арендатора за предоставленные коммунальные услуги, являлись доходом налогоплательщика от сдачи нежилого помещения в аренду и, как следствие, подлежали обложению налогом по УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

06.11.2020 Общество обязано представить сведения по форме СЗВ-М, в т. ч. в отношении своего руководителя, являющегося учредителем, независимо от того, были ли ему начислены выплаты за отчетный период

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2020 № Ф05-3125/20 по делу N А40-317530/2019 
Общество полагает, что не должно представлять отчет формы СЗВ-М в отношении руководителя и бухгалтера, т. к. они являются учредителями, но не штатными сотрудниками общества (о чем свидетельствуют копии трудовых книжек). Кроме того, в спорный период выплаты им не начислялись. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Страхователь ежемесячно представляет сведения по форме СЗВ-М о каждом работающем у него застрахованном лице. К таким лицам относятся граждане, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся их учредителями. При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления отчетности. Поскольку общество отчетность не представило, оно обоснованно привлечено к ответственности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

02.11.2020 Расходы на вакцинацию сотрудников можно учесть при расчете налога на прибыль

Минфин в письме № 03-03-06/1/87999 от 08.10.2020 дал разъяснения по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов на вакцинацию работников.

Сообщается, что законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлены следующие обязанности юрлиц и ИП:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие расходы на проведение обязательной вакцинации своих сотрудников, обусловленные необходимостью исполнения обязательств по выполнению требований вышеупомянутого федерального закона, вправе учесть указанные расходы для целей налогообложения прибыли как другие прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

02.11.2020 Минтранс добавил в путевые листы новый обязательный реквизит

Минтранс РФ приказом  от 11.09.2020 № 368 установил новые требования к обязательным реквизитам путевых листов и утвердил новый порядок их заполнения.

В список реквизитов добавили информацию о видах сообщения и перевозок. И теперь в путевом листе должны быть следующие обязательные реквизиты:

наименование и номер путевого листа;

сведения о сроке действия путевого листа;

сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

сведения о транспортном средстве;

сведения о водителе;

сведения о перевозке.

Обновленным порядком заполнения дается право вести журнал регистрации путевых листов в электронном виде. При этом должна применяться усиленная квалифицированная электронная подпись.

Новые требования вступят в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

03.11.2020 При каких условиях передача имущества пострадавшим НКО включается в расходы

В соответствии с пп. 19.6 п. 1 статьи 265 НК в составе внереализационных расходов для расчета налога на прибыль учитываются расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного отдельным категориям НКО, в частности, включенным в реестр «пострадавших от коронавируса» НКО.

Данные расходы учитываются на дату передачи имущества (денег).

Таким образом, расходы налогоплательщика в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческой организации, которая на момент такой передачи не включена в реестр, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом вышеуказанные расходы, осуществленные в 2020 году, могут быть учтены в этом налоговом периоде в случае, если упомянутая НКО до окончания года будет включена в реестр.

Такое разъяснение дает Минфин в письме № 03-03-06/1/88082 от 08.10.2020.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

03.11.2020 При переходе в 2021 году с ЕНВД на УСН оплата за услуги, оказанные в 2020 году, в доходы не идет

С 2021 года многие плательщики ЕНВД перейдут на УСН. Однако уже в период применения УСН в 2021 году могут поступать денежные средства за товары (работы, услуги), фактически реализованные в 2020 году, когда еще применялся ЕНВД.

Как учитывать эти деньги? Включать ли их в доходы для УСН? Этими вопросами задаются налогоплательщики.

Разъяснения по этому поводу дала ФНС в письме № СД-4-3/17615@ от 27.10.2020.

В случае перехода налогоплательщика с ЕНВД на УСН в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), поступившие налогоплательщику в период применения УСН за товары (работы, услуги), реализованные (то есть фактически переданные на возмездной основе) в период применения УСН.

Вместе с тем, если реализация товаров (работ, услуг) осуществлена в период применения ЕНВД, то доходы от реализации указанных товаров (работ, услуг), поступившие налогоплательщику в период применения УСН, при определении налоговой базы по УСН не учитываются.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

03.11.2020 Как будет с 1 января рассчитываться налог на проценты по вкладам?

Суммы непосредственного вклада (остатка на счете) в банке не являются объектом обложения НДФЛ

Напомним, что изменение порядка обложения НДФЛ в виде процентов по вкладам в банках предусмотрено Федеральным законом от 01.04.2020 г. № 102-ФЗ.

Изменения предусматривают, в частности, установление ставки по налогу в размере 13 процентов в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках.

При этом при определении налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках исключается доход в виде процентов, рассчитанный как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода.

Также при определении налоговой базы не учитываются процентные доходы по вкладам (остаткам на счетах), процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

Следует отметить, что суммы непосредственного вклада (остатка на счете) в банке не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

Письмо Минфина России от 16.10.2020 г. № 03-04-05/90426

Источник: Российский налоговый портал

 

05.11.2020 Минэкономразвития направило на регистрацию приказ с коэффициентами-дефляторами по налогам на 2021 год

Ведомство определило коэффициенты-дефляторы по НДФЛ, УСН, ПСН и торговому сбору

Минэкономразвития направило на регистрацию в Минюст приказ с коэффициентами-дефляторами, установленными на 2021 год, по НДФЛ, УСН, ПСН, а также по налогу на торговый сбор, пишет ТАСС.

«Минэкономразвития определило коэффициенты-дефляторы на 2021 год по следующим видам налогов и сборов: «Налог на доходы физических лиц»; «Упрощенная система налогообложения"; «Патентная система налогообложения»; «Торговый сбор», — сообщило ведомство.

Соответствующий приказ Минэкономразвития направлен на регистрацию в Минюст, полный текст приказа будет обнародован после его регистрации.

В Минэкономразвития подчеркнули, что в связи с отменой со следующего года ЕНВД коэффициент-дефлятор, необходимый для расчета налоговой базы по этому налогу, не устанавливается.

Предприниматели, которые используют ЕНВД, должны принять своевременное решение о переходе на иные режимы налогообложения, иначе будут автоматически переведены на общий режим.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация является субъектом МСП, ведущим деятельность в пострадавших от коронавируса отраслях. Уплачивает налог на имущество и земельный налог авансовыми платежами в разных регионах. Она освобождена от уплаты земельного налога и налога на имущество за 2 квартал 2020 года. По этим налогам организация уплачивает авансовые платежи.
Нужно ли в бухгалтерском учете отражать освобождаемые от уплаты авансовые платежи за 2 квартал 2020 года?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Авансовые платежи по налогу на имущество и земельному налогу, которые не должны уплачиваться в бюджет согласно ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ, не начисляются в бухгалтерском учете.
Специалистами высказывалась и иная точка зрения, но учитывая изменения, внесенные в порядок заполнения деклараций по налогу на имущество и земельному налог, мы полагаем, что на сегодняшний день она не вполне актуальна.

Обоснование позиции:
Согласно пп.пп. 910 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (далее Закон N 172-ФЗ) организации и ИП из реестра субъектов МСП, которые ведут деятельность в пострадавших от коронавируса отраслях, освобождены от уплаты:
- налога на имущество организаций - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
- земельного налога - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности.
1. Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (далее - Декларация по имуществу) и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@. При ее заполнении сумма налога, освобожденная от уплаты на основании ст. 2 Закона N 172-ФЗ, отражается в виде льготы. Приказом ФНС России от 28.07.2020 N ЕД-7-21/475@ (вступает в силу с 3 ноября 2020 г. и применяется начиная с представления Декларации по имуществу за налоговый период 2020 г.) введены коды для такой льготы по разным видам получателей (2010501, 2010502, 2010503, 2010504 и т.д. (см. Приложение N 6 к Порядку заполнения Декларации по имуществу)).
В письме ФНС России от 10.06.2020 N БС-4-21/9576@ "О кодах налоговых льгот для применения ст. 2 Закона N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)" описан следующий порядок отражения льготы по ст. 2 Закона 172-ФЗ в Декларации по имуществу:
- в разделе 2 код льготы указывается в первой части стр. 230, а во второй части этой строки проставляются нули. При этом в стр. 240 проставляется сумма льготы, то есть сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 г;
- в разделе 3 код льготы указывается в первой части стр. 110, а во второй части этой строки проставляются нули. При этом в стр. 120 проставляется сумма льготы, то есть сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 г.
2. Декларация по земельному налогу (далее - Декларация по земле) и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@. Сумма налога, освобожденная от уплаты на основании ст. 2 Закона N 172-ФЗ, отражается в ней также в виде льготы.
В письме ФНС России от 10.06.2020 N БС-4-21/9576@ "О кодах налоговых льгот для применения ст. 2 Закона N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)" описан следующий порядок отражения льготы по ст. 2 Закона N 172-ФЗ в Декларации по земле:
- в разделе 2 код льготы (3021501, 3021502, 3021503, 3021504) указывается в первой части стр. 220, а во второй части проставляются нули. По стр. 230 указывается сумма налоговой льготы в рублях.
Из чего следует, что в налоговых декларациях налог на имущество организаций и земельный налог за 2020 год начисляются в суммах, уменьшенных на льготу по ст. 2 Закона N 172-ФЗ.
3. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета (далее - Инструкция) утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
В Инструкции закреплено, что счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты. По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет.
В общем случае затраты на уплату налога на имущество и земельного налога по решению организации включают в состав: прочих расходов на счете 91-2 или расходов по обычным видам деятельности на счете 26.
При этом согласно п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации" в бухгалтерском учете расходы признаются, если имеется уверенность, что произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Освобождение от уплаты налогов установлено на законодательном уровне, а в декларациях освобождаемые части налогов отражены в виде льгот. Поэтому. напротив, присутствует определенность, что уменьшения экономических выгод в виде уплаты налогов за период апрель-июнь 2020 года не произойдет. Единственным элементом неопределенности могут быть возможные ошибки при расчете налогов, которые выявит налоговый орган после сдачи декларации. Но мы исходим из того, что суммы налогов исчислены верно.
Поэтому в бухгалтерском учете начислять налог (авансовый платеж), по нашему мнению, необходимо только на сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
В связи с этим организации и ИП из реестра субъектов МСП, которые ведут деятельность в пострадавших от коронавируса отраслях, суммы авансовых платежей по налогу на имущество и земельному налогу за 2 квартал 2020 года, по нашему мнению, не должны начислять в бухгалтерском учете. Соответственно, и обязанности в последующем включать суммы уплаченных налогов в состав прочих доходов не возникает.
Вместе с тем существует мнение (обнаруженное нами в сети Интернет) о том, что такой авансовый платеж можно учесть в бухучете во 2 квартале 2020 года. Ведь при методе начисления расходы признаются независимо от их оплаты. А на дату списания суммы авансового платежа (после подачи Декларации по имуществу за 2020 год) признать доход, сделав проводку по дебету счета 68 и кредиту счета 91-2 (26). Но учитывая изменения, внесенные в порядок заполнения деклараций по налогу на имущество и земельному налогу, мы полагаем, что на сегодняшний день она не вполне актуальна.
Кроме того, такое мнение не совпадает с разъяснением, представленным в п. 7 Информации Минфина России от 15.07.2020 N ПЗ-14/2020 "О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции". В нем говорится, что сумма, на которую организация освобождена от обязанности уплатить налог на прибыль за II квартал 2020 г., относится в уменьшение величины расхода по налогу на прибыль, признаваемого в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций". Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относятся в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99. На наш взгляд, формулировка "в уменьшение расходов" не предполагает первоначальное признание расходов, а в последующем включение их в состав доходов (иначе финансовое ведомство не преминуло бы упомянуть доходную часть учета).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Что учесть при подаче деклараций по имущественным налогам в 2020 году? (А.А. Сурков, журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2020 г.)
- Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 10.06.2020 N БС-4-21/9576@ "О кодах налоговых льгот для применения статьи 2Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)" (Е.В. Чимидова, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 13, июль 2020 г.);
Вопрос: Начислен авансовый платеж по транспортному налогу за I квартал 2016 года и за II квартал 2016 года. Дебет 20 Кредит 76,09 - в расходах отражена плата за "Платон" за I и II кварталы 2016 года. С 01.01.2016 налоговая инспекция должна предоставить льготу по налогу автоматически по данным из реестра "Платона". Необходимо ли снять с затрат начисления по "Платону" за I квартал 2016 года и II квартал 2016 года в размере авансового платежа по транспортному налогу и суммы, учтенной за оплату "Платон", в размере, равном авансовому платежу по транспортному налогу, а остаток платы по "Платону", превышающий размер налога, оставить на затратах на счете 20? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2016 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Савина Елена

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Российское юридическое лицо при взаимодействии с иностранным контрагентом подписывают документы (договор, заказы, первичные документы) простой электронной подписью с использованием иностранной системы DocuSign. Российское и иностранное юридические лица имеют договор с DocuSign.
Возможны ли претензии со стороны налоговых органов при использовании данных электронных документов для подтверждения расходов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе использовать для целей налогообложения прибыли в качестве оправдательных электронные документы, подписанные простой электронной подписью с использованием иностранной системы. Для этого контрагентами должно быть заключено соответствующее соглашение.
Налоговые риски в таком случае исключить нельзя, но они несущественны.

Обоснование позиции:
Под документально подтвержденными расходами в соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Таким образом, налогоплательщик вправе подтвердить произведенные расходы фактически любыми документами, в том числе составленными в электронной форме (письмо Минфина России от 14.06.2018 N 03-03-06/1/40695). Соответственно, налоговое законодательство не предъявляет каких-либо конкретных требований к оформлению первичных документов. При этом из документов, которые имеются у организации, должно быть очевидно, что те или иные затраты фактически произведены.
Порядок оформления первичных документов нормами НК РФ не регулируется. Поскольку в налоговом законодательстве не приведено понятие первичных документов, на основании ст. 11 НК РФ следует использовать определения из других отраслей законодательства. На основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Они должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (письма Минфина России от 01.09.2020 N 03-03-06/1/76443, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458).
Согласно п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (ч. 2 ст. 6Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ)).
Следовательно, стороны договора при оформлении первичных учетных документов могут организовать электронный документооборот, применяя в том числе и простую электронную подпись, при условии соблюдения требований Закона N 63-ФЗ (письма Минфина России от 25.06.2018 N 03-03-06/1/43489, от 12.09.2017 N 03-03-06/1/58456, от 17.07.2017 N 03-03-06/1/45323, от 21.09.2016 N 03-03-06/1/55073). Для этого между хозяйствующими сторонами должно быть заключено юридически действительное соглашение, условия которого соответствуют требованиямЗакона N 63-ФЗ (письма ФНС России от 20.02.2018 N ЕД-4-15/3372, от 19.05.2016 N СД-4-3/8904, от 17.01.2014 N ПА-4-6/489).
Представители уполномоченных органов также указывают, что налоговое законодательство предъявляет требование по применению квалифицированной электронной подписи только для электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами (в том числе сдача налоговой отчетности) (письма Минфина России от 21.09.2016 N 03-03-06/1/55073, ФНС России от 17.01.2014 N ПА-4-6/489).
В связи с изложенным полагаем, что организация вправе использовать в целях налогообложения прибыли в качестве оправдательных документов электронные документы, подписанные простой электронной подписью. Для этого контрагентами должно быть заключено соответствующее соглашение.
В рассматриваемом случае стороны договора применяют иностранную систему, которая, как мы поняли, равнозначна простой электронной подписи.
Часть 1 ст. 7 Закона N 63-ФЗ предусматривает, что электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в РФ признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основанииЗакона N 63-ФЗ с учетом части 3 этой статьи. Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права (ч. 2 ст. 7 Закона N 63-ФЗ).
Принимая во внимание приведенные выше нормы Закона N 63-ФЗ, судьи в постановлении Тринадцатого ААС от 13.08.2015 N 13АП-13908/15 пришли к выводу, что при условии отсутствия требования о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе электронный документ, подписанный электронной подписью (аналогичной электронной подписью, выданной в соответствии с нормами иностранного права), имеет юридическую силу и признается равнозначным документу на бумажном носителе.
И хотя указанный вывод судьи сделали в отношении усиленной электронной подписи, мы считаем, что их позиция актуальна и в данной ситуации.
Отметим также, что с 1 июля 2020 года Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ ст. 7 Закона N 63-ФЗ дополнена частью 3 следующего содержания: "Признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством РФ осуществляются в случаях, установленных международными договорами РФ. Такие электронные подписи признаются действительными в случае подтверждения соответствия их требованиям указанных международных договоров аккредитованной доверенной третьей стороной, аккредитованным удостоверяющим центром, иным лицом, уполномоченными на это международным договором Российской Федерации, с учетом Закона N 63-ФЗ".
Как видим, в этой новой норме речь идет об усиленной электронной подписи. К простой электронной подписи такого требования нет.
Учитывая изложенное, мы придерживаемся мнения, что в анализируемом случае организация вправе использовать для целей налогообложения прибыли в качестве оправдательных электронные документы, подписанные простой электронной подписью с использованием иностранной системы. Конечно, мы не можем полностью исключить вероятность претензий со стороны проверяющих.
Нам не удалось обнаружить разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений применительно к данному случаю. При этом отсутствие арбитражной практики, на наш взгляд, косвенно свидетельствует в пользу того, что налоговые риски минимальны.
Организация также может обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (пп.пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ). Выполнение таких разъяснений является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2015 N 03-03-06/20808 (А.Б. Сухов, журнал "Акты и комментарии для бухгалтера", N 8, август 2015 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

 

НДФЛ

 

ИП зарегистрирован в г. Москве. Открыты пять магазинов в Московской области, в каждом работает один сотрудник. На каждый магазин получен патент.
В какую налоговую инспекцию следует уплатить НДФЛ за сотрудников, а также отчитываться по формам 6-НДФЛ и по справкам 2-НДФЛ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
НДФЛ, исчисленный с доходов наемных работников, занятых в деятельности, облагаемой ПСН, ИП следует перечислять в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности (Московская область). Соответственно, сведения, связанные с выплатой таких доходов, ИП следует включить в 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, представляемые также в инспекцию Московской области.

Обоснование вывода:
Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах ИП по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП. При этом в силу п. 2 ст. 346.45 НК РФ если ИП планирует осуществлять розничную торговлю (за исключением развозной и разносной) на основе патента в субъекте РФ, отличном от его места жительства, то ему необходимо встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности (в рассматриваемом случае в Московской области).
ИП, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ (в частности, доходы в виде заработной платы), признаются налоговыми агентами по НДФЛ, в обязанности которых входит исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата исчисленного НДФЛ в бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ).
В соответствии с общим правилом, установленным абзацем 1 п. 7 ст. 226 НК РФ, совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе. Вместе с тем абзацем 4 п. 7 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты - ИП, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением ПСН, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (6-НДФЛ), и документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период (2-НДФЛ). При этом установлено, что налоговые агенты - ИП, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением ПСН, представляют отчеты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности (абзац 5 п. 2 ст. 230 НК РФ).
Следует отметить, что Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодексаРоссийской Федерации" были внесены изменения в п. 7 ст. 226 НК РФ и п. 2 ст. 230 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2020 года. Однако они не затронули регулирование рассматриваемых в данном вопросе правоотношений.
Таким образом, из приведенных положений главы 23 НК РФ следует, что НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется ПСН, следует перечислять в бюджет по месту учета ИП в связи с осуществлением такой деятельности. В аналогичном порядке представляются в налоговые органы отчеты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ (смотрите, например, письма Минфина России от 28.10.2019 N 03-04-05/82926, от 26.06.2019 N 03-04-05/46818, от 08.04.2016 N 03-04-05/20062, от 29.02.2016 N 03-04-05/11213, ФНС России от 01.08.2016 NБС-4-11/13984@ (п. 8), от 25.02.2016 N БС-3-11/763@).
В данном случае НДФЛ с доходов сотрудников, занятых в торговле, в отношении которой применяется ПСН на территории Московской области, уплачивался по месту жительства ИП в г. Москве. Сведения, связанные с выплатой таких доходов, ИП также включил в 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, представленные в инспекцию г. Москвы.
В такой ситуации денежные средства в счет уплаты НДФЛ поступили в бюджетную систему РФ, но не на тот номер счета Федерального казначейства, что позволяет считать обязанность налогового агента по уплате НДФЛ неисполненной (пп. 1 п. 3пп. 4 п. 4п. 8 ст. 45 НК РФ).
Вместе с тем положения п. 7 ст. 45 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2019, позволяют уточнять ошибки, допущенные при заполнении платежных документов на перечисление налогов, в том числе ошибку в номере счета Федерального казначейства, при условии, что сумма налога поступила в бюджетную систему РФ. В силу п. 8 ст. 45 НК РФ данные правила распространяются на налоговых агентов (письмо Минфина России от 27.09.2019 N 03-02-07/1/74450).
Уточнить платеж возможно только в течение трех лет со дня его перечисления (абзац 2 п. 7 ст. 45 НК РФ). Для этого в инспекцию по месту учета необходимо представить заявление с просьбой уточнить счет Федерального казначейства*(1). Пунктом 1 ст. 83 НК РФ предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля предприниматели подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту жительства физического лица, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Поэтому заявление об уточнении платежа может быть подано как в налоговый орган по месту жительства, так и по месту осуществления деятельности (как удобнее налогоплательщику).
К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату НДФЛ и перечисление его в бюджет РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, например, платежное поручение о перечислении соответствующей суммы с отметкой банка об исполнении (письмоМинфина России от 19.01.2017 N 03-02-07/1/2145).
На основании такого заявления налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом будет осуществлен пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган должен уведомить налогоплательщика в течение пяти дней со дня принятия этого решения (абзац 9 п. 7 ст. 45 НК РФ).
Обращаем внимание, что частичное уточнение суммы платежа, указанной в расчетном документе, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (письмо ФНС России от 24.12.2019 N КЧ-4-8/26565).
Кроме того, предпринимателю следует уточнить расчеты по форме 6-НДФЛ, представленные по месту жительства (исключить из них сведения, относящиеся к сотрудникам, занятым в торговой деятельности на территории Московской области) и представить в ИФНС по месту осуществления деятельности первичные расчеты по форме 6-НДФЛ. Сведения по форме 2-НДФЛ в отношении сотрудников, работающих в Московской области, также должны быть скорректированы и представлены по месту осуществления торговой деятельности.
Отметим, что представление предусмотренной п. 2 ст. 230 НК РФ отчетности по НДФЛ только по месту жительства ИП влечет за собой существенные риски привлечения к ответственности на основании п.п. 1 и 1.2 ст. 126 НК РФ (смотрите также письма ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515 (п. 1), от 30.03.2016 N БС-4-11/5443).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
Энциклопедия решений. Исполнение функций налогового агента при ПСН;
Энциклопедия решений. Ошибки при заполнении платежного поручения на перечисление налогов, страховых взносов и сборов;
Энциклопедия решений. Корректирующая и аннулирующая 2-НДФЛ;
Энциклопедия решений. Уточненный Расчет по форме 6-НДФЛ;
Энциклопедия решений. Ответственность налоговых агентов за непредставление расчета сумм НДФЛ (п. 1.2 ст. 126 НК РФ);
Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);
Вопрос: Уплата НДФЛ ИП на ПСН в разных регионах (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.);
Вопрос: ИП (ЕНВД и УСН) осуществляет розничную и оптовую торговлю с привлечением рабочей силы в г. Батайске Ростовской области. Местом жительства ИП является г. Ростов-на-Дону. В налоговый орган какого города ИП должен перечислять НДФЛ, уплачивать страховые взносы и представлять отчетность? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.)
Вопрос: Организация зарегистрирована в г. Калининграде. Имеет зарегистрированное обособленное подразделение в г. Москве, где выполняются строительные работы. Бухгалтерия находится в г. Калининграде, в г. Москве работают только строители. Вся отчетность по НДФЛ сдается в г. Калининграде. Для командированных сотрудников арендуется квартира. Правильно ли организация делает, что сдает форму 6-НДФЛ и перечисляет НДФЛ, в том числе и с доходов от аренды жилого помещения, в г. Калининграде? Как исправить последствия непредставления отчетности по НДФЛ и неуплаты НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения (ОП)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)
Вопрос: ИП сдал отчет по форме 6-НДФЛ за 2018 год своевременно по месту своего жительства. Затем, обнаружив ошибку, сдал отчет 6-НДФЛ по месту учета патента, но с опозданием на 22 дня. Будет ли это являться несвоевременной сдачей отчета, ведь фактически отчет сдан вовремя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Сохраняется ли за уволенным работником средний заработок за третий месяц со дня сокращения, если он является пенсионером?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
За бывшим работником, являющимся пенсионером, сохранится средний заработок за третий месяц, если он представит работодателю трудовую книжку без записи о приеме на работу и соответствующее решение (справку) службы занятости.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Из приведенных норм следует, что при отсутствии у работника работы в течение второго и третьего месяцев после увольнения ему выплачивается средний заработок за соответствующие периоды времени. Для получения среднего заработка за второй месяц после увольнения работнику достаточно представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и трудовую книжку, в которой отсутствует запись о приеме на работу. Для получения среднего заработка за третий месяц работник, помимо паспорта и трудовой книжки, должен представить работодателю решение службы занятости. Решение принимается в том случае, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен.
Согласно части второй ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от возраста. Как указывают суды, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций) (определение Краснодарского краевого суда от 09.06.2016 N 33а-11705/2016, определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29.04.2015 N 33-1460/2015 и др.).
Учитывая названное, а также то, что порядок представления гарантий, установленных ст. 178 ТК РФ, не предусматривает каких-либо исключений для отдельных категорий работников, соответственно, указанные в этой статье гарантии должны быть предоставлены и работнику-пенсионеру, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников (ответ 1, ответ 2 Роструда на портале "Онлайнинспекция.РФ").
Отметим также, что трудовое законодательство не устанавливает, какие конкретно случаи относятся к исключительным для целей оплаты периода трудоустройства, и не позволяет однозначно определить, в чью компетенцию - работодателя или службы занятости - входит принятие окончательного решения об исключительности случая.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 29.11.2012 N 2214-О, работодатель на основании части второй ст. 178 ТК РФ обязан осуществить выплату среднего заработка за третий месяц со дня увольнения при наличии решения органа службы занятости. При этом суд подчеркнул, что для принятия такого решения органом службы занятости одних формальных условий (своевременное обращение и отсутствие трудоустройства) недостаточно, в каждом случае должны быть учтены все имеющие значение обстоятельства. В качестве обстоятельств, делающих случай исключительным и позволяющих в связи с этим претендовать на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, органом занятости учитываются социальная незащищенность уволенного, отсутствие у него средств к существованию, тяжелая болезнь, наличие нетрудоспособных иждивенцев и тому подобное (смотрите п. 15 Обзора N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, определения Верховного Суда РФ от 20.11.2017 N 69-КГ17-21, от 17.06.2017 N 69-КГ17-12, от 19.06.2017 N 69-КГ17-7).
При этом в силу п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. С учетом данной нормы можно полагать, что пенсионер по старости и по выслуге лет не может быть трудоустроен органами службы занятости, поскольку он не может быть признан безработным.
Однако органы службы занятости обязаны регистрировать в целях поиска подходящей работы всех обратившихся к ним граждан и оказывать им бесплатное содействие в этом. Признание безработным для этого не является обязательным (ст. 12 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891).
В частности, лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, несмотря на то, что они не могут быть признаны безработными, регистрируются органом службы занятости в целях поиска подходящей работы на общих основаниях. Соответственно, названный орган вправе принять решение о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка за третий месяц после увольнения (письмо Роструда от 27.10.2005 N 1754-61, доведенное до сведения работодателей письмом Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234).
Таким образом, полагаем, в рассматриваемой ситуации работодатель обязан выплатить бывшему работнику, являющемуся пенсионером, средний заработок за третий месяц, если им будет представлены трудовая книжка без записи о приеме на работу и соответствующее решение службы занятости.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения