Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Основные изменения законодательства по Страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования с 2011 года

1. Тарифы страховых взносов на 2011 г. (См. также Таблица ставок страховых взносов 2011)

С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов действуют следующие тарифы (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):

- Пенсионный фонд РФ - 26 процентов. Пунктом 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше - 20 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов - накопительной части;

- Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента;

- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента.

Таким образом, в целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34 процента. В 2010 г. она составляла 26 процентов.

Необходимо отметить, что страховые взносы в указанном размере уплачивают и лица, применяющие УСН или ЕНВД. В 2010 г. эти страхователи рассчитывали взносы исходя из тарифа 14 процентов. Следует отметить, что Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ для некоторых плательщиков налога при УСН установлены пониженные тарифы.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физлицам), должны определять стоимость страхового года с применением указанных тарифов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2011 г. они уплачивают:

- в ПФР - МРОТ x 26% x 12;

- в ФФОМС - МРОТ x 3,1% x 12;

- в ТФОМС - МРОТ x 2% x 12.

Таким образом, с учетом действующего МРОТ (4 330 руб. в месяц - Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ) плательщики, не производящие выплат физлицам, в 2011 г. должны перечислить в ПФР - 13509.60 руб., в ФФОМС - 1610.76 руб., в ТФОМС - 1039.20 руб. В случае повышения МРОТ тарифы поменяются.

Напомним, что данная категория плательщиков взносы в ФСС РФ не перечисляет в соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

2. Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН

Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ для некоторых плательщиков налога при УСН установлены пониженные тарифы. Размер взносов снижен за счет уменьшения перечислений в ПФР.

Если основным видом деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, является производство пищевых продуктов, обуви, резиновых и пластмассовых изделий, мебели, транспортных средств, оборудования и др., то эти плательщики в течение 2011 и 2012 гг. могут использовать льготный тариф. Уплачивать взносы в меньшем размере могут также лица, которые осуществляют научные исследования и разработки, ремонт бытовых изделий и автотранспортных средств, а также ведут деятельность в сферах образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг, строительства и др. Закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых применяется льготный тариф, приведен в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Еще раз отметим, что такая деятельность должна являться основной, т.е. доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по ней не может составлять менее 70 процентов общего объема доходов (ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Кроме того, основной вид деятельности организации и предприниматели должны будут подтверждать в порядке, который установит Минздравсоцразвития России. Если по итогам отчетного (расчетного) периода выясняется, что основной вид экономической деятельности не соответствует заявленному, то с начала этого периода плательщик лишается права на применение льготных тарифов и обязан восстановить в бюджет ПФР страховые взносы с уплатой соответствующих пеней.

Итак, в 2011 г. для указанных лиц действует совокупный тариф в размере 26 процентов. Согласно ч. 3.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ платеж распределяется между бюджетами следующим образом:

- Пенсионный фонд РФ - 18 процентов (для большинства плательщиков тариф составляет 26 процентов). Пунктом 10 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а в отношении работников 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части перечисляется 12 процентов, накопительной части - 6 процентов;

- Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента;

- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента.

В 2012 г. общий тариф взносов также будет составлять 26 процентов, разница лишь в том, что все взносы на обязательное медицинское страхование будут перечисляться в ФФОМС (см. Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ).

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ в ст. ст. 57 и 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, данные организации могут уплачивать страховые взносы исходя из пониженного тарифа. В 2011 г. он равен 14 процентам. Этот тариф будет действовать до 2017 г. включительно.

В 2011 г. страховые взносы перечисляются в следующем порядке: в ПФР - 8 процентов, в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС - по 2 процента. Пунктом 7 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение пенсионных взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше - 2 процента на финансирование страховой части, 6 процентов - накопительной части.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются российские компании:

- разрабатывающие и реализующие программы для ЭВМ и базы данных (как на материальном носителе, так и в электронном виде по каналам связи);

- оказывающие услуги по адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);

- оказывающие услуги по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных.

К числу данных компаний не относятся организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.

Чтобы воспользоваться пониженным тарифом, указанные организации должны соответствовать следующим требованиям (ч. 2.1 ст. 57, ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):

- имеется государственная аккредитация (порядок ее получения утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 N 758);

- доля дохода от деятельности в области информационных технологий по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода на пониженный тариф, составляет не менее 90 процентов всех доходов. Доход определяется по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 НК РФ. Контролировать выполнение этого условия территориальные органы ПФР и ФСС РФ будут совместно с налоговыми инспекциями (ч. 5, 6 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

- средняя численность работников за указанный выше период составляет не менее 50 человек.

Вновь созданные организации вправе применять пониженные тарифы, если соблюдены перечисленные условия. Для этих организаций, однако, установлен иной промежуток времени, за который определяется доход и среднесписочная численность работников, - отчетный или расчетный период (ч. 2.2 ст. 57, ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Следует отметить, что согласно ч. 2.4 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, если по итогам отчетного или расчетного периода организации (как вновь созданные, так и уже существующие) не выполняют хотя бы одно из указанных условий, они утрачивают право на пониженный тариф с начала периода, в котором было выявлено несоответствие установленным требованиям. Данное правило содержится в статье, которая регулирует применение пониженных тарифов в 2010 г. Статья 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, предусматривающая применение пониженных тарифов в 2011 г., ссылки на указанный порядок не содержит. Поэтому никаких правовых оснований для утраты в 2011 г. права на пониженный тариф с начала отчетного периода, в котором выявлено несоблюдение условий, нет. Таким образом, вопрос о том, с какого момента организация утрачивает данное право в случае невыполнения упомянутых условий, в 2011 г. не урегулирован. Официальных разъяснений по данному поводу пока не было.

Хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и вузами

В соответствии с п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ бюджетные научные учреждения и вузы могут создавать хозяйственные общества в целях практического применения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Исключительные права на результаты этой деятельности должны принадлежать данным учреждениям и вузам. Такая возможность появилась в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ.

С 1 января 2011 г. хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и вузами после 13 августа 2009 г., могут применять пониженный страховой тариф для начисления взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС (п. 4 ч. 1 ст. 58, ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Он равен тарифу, установленному для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий: в 2011 г. - 14 процентов, из которых 8 перечисляется в ПФР и по 2 - в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС. Пунктом 7 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение пенсионных взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше - 2 процента на финансирование страховой части, 6 процентов - накопительной части.

Для того чтобы воспользоваться пониженным тарифом, хозяйственные общества должны соблюдать следующие условия (ч. 4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):

- осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и внедрять результаты интеллектуальной деятельности в производство;

- применять УСН.

Резиденты технико-внедренческих особых экономических зон

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые имеют указанный статус и производят выплаты физическим лицам, работающим на территории особой экономической зоны, установлены следующие тарифы страховых взносов:

- с 2011 г. по 2017 г. включительно - 14 процентов;

- в 2018 г. - 21 процент;

- в 2019 г. - 28 процентов (п. 5 ч. 1 ст. 58, ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Отметим, что в 2011 г. взносы перечисляются в таком порядке: в ПФР - 8 процентов, в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС - по 2 процента. Пунктом 7 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение пенсионных взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и моложе - 2 процента на финансирование страховой части, 6 процентов - накопительной части.

Напомним, что особые экономические зоны технико-внедренческого типа созданы в Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске (Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N 783, 781, 780, 779).

Участники проекта "Сколково"

Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ участником проекта может быть юридическое лицо, созданное исключительно для осуществления исследовательской деятельности (энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, медицинские, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение). Для лиц, которые будут задействованы в реализации проекта, установлен пониженный тариф страховых взносов - 14 процентов (ст. 58.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Сумму взноса необходимо перечислять только в ПФР. Пунктом 6 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше - 8 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов - накопительной части.

Участники проекта могут применять льготную ставку в течение 10 лет со дня получения соответствующего статуса, если отвечают критериям, предусмотренным ст. 145.1 НК РФ:

- наличие статуса участника проекта по осуществлению исследований и разработок и коммерциализации их результатов;

- соблюдение ограничения по размеру получаемой прибыли. Он не должен превышать 300 млн руб. с начала года, в котором размер выручки от реализации превысил 1 млрд руб. (п. 2 ст. 145.1 НК РФ).

От освобождения, предусмотренного ст. 145.1 НК РФ, а следовательно и от пониженного тарифа страховых взносов, можно отказаться, но повторно оно не предоставляется.

Для получения льготы участник проекта должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление, документы, подтверждающие его статус, и выписку из книги учета доходов и расходов (п. п. 3, 6 ст. 145.1 НК РФ). Если годовой объем выручки от реализации превысит 1 млрд руб., участник также подает расчет совокупного размера прибыли. Указанные документы и уведомление о продлении использования права на освобождение нужно представлять каждые 12 месяцев (п. 5 ст. 145.1 НК РФ).

Если участник проекта утратил свой статус или не соблюдает указанные условия, сумма страховых взносов за соответствующий период должна быть восстановлена и перечислена во внебюджетные фонды вместе с пенями (ч. 4 ст. 58.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Средства массовой информации

Пониженные тарифы страховых взносов установлены для российских организаций и индивидуальных предпринимателей (работодателей), которые осуществляют производство, выпуск в свет (в эфир), издание средств массовой информации (кроме рекламного и эротического характера), в том числе в электронном виде (п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2011 г. тариф составляет 26 процентов (ПФР - 20 процентов, ФСС РФ - 2,9 процента, ФФОМС - 1,1 процента, ТФОМС - 2 процента).

В п. 9 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов. В отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для работников 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части перечисляется 14 процентов, накопительной части - 6 процентов. В 2012, 2013 и 2014 гг. планируется плавно повысить эти тарифы до 30 процентов.

Указанные организации и индивидуальные предприниматели вправе применять льготу, если основным видом их экономической деятельности является:

- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств (пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных (пп. "б" п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Специальный уполномоченный орган будет вести реестр данных лиц. Они будут обязаны подтверждать свои полномочия по производству, выпуску в свет и изданию СМИ, а также основные виды деятельности (ч. 1.1, 1.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Соответствующий порядок подтверждения должно утвердить Правительство РФ. Если в течение отчетного периода организация или предприниматель будут исключены из указанного реестра, а также при несоблюдении условия о виде деятельности они утрачивают право на пониженный тариф с начала этого отчетного периода (ч. 1.3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). При этом необходимо будет заплатить пени.

Иные категории страхователей, применяющих пониженные тарифы

В 2011 г. страховые взносы исходя из тарифа 20,2 процента (ПФР - 16 процентов, ФСС РФ - 1,9 процента, ФФОМС - 1,1 процента, ТФОМС - 1,2 процента) уплачивают:

- сельскохозяйственные товаропроизводители (п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

- организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования (п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

- организации и предприниматели, уплачивающие ЕСХН (п. 2 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

- плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений (п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

- общественные организации инвалидов (п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов (п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В п. 5 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение пенсионных взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше - 10 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов - накопительной части.

Следует отметить, что плательщики страховых взносов, перечисленные в п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не вправе применять пониженный тариф, если они занимаются производством, реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 762.

Льготный тариф, установленный для указанных категорий страхователей, будет действовать до 2014 г. В 2012 г. он составит 20,2 процента (ПФР - 16 процентов, ФСС РФ - 1,9 процента, ФФОМС - 2,3 процента), в 2013 и 2014 гг. - 27,1 процента (ПФР - 21 процент, ФСС РФ - 2,4 процента, ФФОМС - 3,7 процента).

О перечне товаров, при производстве или реализации которых пониженные тарифы страховых взносов не применяются

В 2011 г. неразрешенным остается вопрос о том, могут ли плательщики взносов, производящие выплаты инвалидам, применять льготу при реализации товаров, содержащихся в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 762. Напомним, что проблема возникла из-за несовершенства юридической техники законодателя, поскольку из п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ неясно, на каких именно плательщиков распространяется исключение. По нашему мнению, ограничение затрагивает лишь специализированные организации инвалидов. Аргументом в пользу такой точки зрения является то обстоятельство, что Правительство РФ утверждает вышеназванный перечень по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2010 года. Следует отметить, что в 2011 г. рассматриваемый вопрос актуален только для плательщиков страховых взносов, которые производят выплаты инвалидам I, II или III группы. Организации и предприниматели, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД, не имеющие работников-инвалидов, перечисляют обязательные страховые взносы в общем порядке.

3. Любые выплаты в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами

В соответствии с ранее действовавшей ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ выплаты и вознаграждения, перечисляемые работникам по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами. Это правило не распространяется на выплаты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. На практике сложилось два подхода к применению данных норм:

1) взносами облагаются исключительно выплаты, предусмотренные трудовым договором. Следует отметить, что таковыми считаются и выплаты, зафиксированные в коллективном соглашении или локальных актах работодателя, на которые содержится ссылка в трудовом договоре. На все иные выплаты взносы не начисляются. Этот подход основан на буквальном толковании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ;

2) взносами облагаются все выплаты работнику независимо от того, предусмотрены они в указанных документах или нет. Исключение составляют выплаты, поименованные в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Данного подхода придерживается Минздравсоцразвития России. В течение 2010 г. ведомство неоднократно разъясняло, что взносами облагаются любые выплаты в рамках трудовых отношений (Письма Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 N 647-19, от 19.05.2010 N 1239-19, от 26.05.2010 N 1343-19). К ним, например, относятся подарки и премии к определенным событиям, праздникам и юбилейным датам.

С 1 января 2011 г. уточнена ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Теперь объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и вознаграждения, которые производятся в рамках трудовых отношений. Поправка направлена на то, чтобы обложить взносами любые выплаты, которые работодатель перечисляет работникам. Таким образом, подход Минздравсоцразвития России получил законодательное обоснование.

В то же время согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовыми отношениями признаются отношения по труду. В связи с этим возникает вопрос: начисляются ли взносы на выплаты, которые работодатель производит работнику не в связи с исполнением им трудовой функции (например, на те же подарки к праздникам)? На этот вопрос ответит практика применения новой редакции ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

4. Компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, облагается взносами

Согласно ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска сверх 28 календарных дней можно заменить денежной компенсацией. В Письме от 19.05.2010 N 1239-19 Минздравсоцразвития России разъясняло, что такая выплата не облагается страховыми взносами. Данный подход был обоснован тем, что компенсация за неиспользованный отпуск предусмотрена трудовым законодательством и выплачивается работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей. Соответственно, она подпадает под действие пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Вместе с тем компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, облагается взносами на основании пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

С 1 января 2011 г. пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 указанного Закона содержит исключение. Теперь компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, не подпадает под действие этой нормы, а значит, облагается взносами.

5. Выплаты в пользу членов студенческих отрядов не облагаются пенсионными взносами

1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2010 N 428-ФЗ, призванный простимулировать организации и предпринимателей к приему на работу членов студенческих отрядов.

Напомним, что обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе создавать студенческие отряды и участвовать в их деятельности (п. 14.1 ст. 50 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 и пп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ). Студенческим отрядом признается общественное учреждение или общественная организация, которые создаются для временного трудоустройства студентов на свободный от учебы период.

Теперь выплаты, перечисленные членам студенческих отрядов по трудовым и гражданско-правовым договорам за деятельность в таком отряде, не облагаются пенсионными взносами (п. 1 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Однако обязательные платежи в ФСС РФ и ФОМС в отношении таких выплат сохранены.

Также с 1 января 2011 г. новая обязанность появилась у плательщиков страховых взносов, перечисляющих вознаграждения студентам за деятельность в студенческом отряде. Они должны ежеквартально не позднее 15-го мая, 15-го августа, 15-го ноября и 15-го февраля представлять в территориальный орган ПФР документы, подтверждающие членство обучающихся в таком отряде и форму их обучения (ч. 9.1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Подтверждать форму обучения потребуется, поскольку законодатель ограничил круг лиц, которые вправе участвовать в студенческих отрядах. Теперь такая возможность предоставлена только студентам средних и высших учебных заведений очной формы обучения (новая редакция п. 14.1 ст. 50 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1).

6. Предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 463 000 руб.

Предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы, должна ежегодно индексироваться (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 1 января 2011 г. вступили в силу положения о ее округлении. Размер проиндексированной суммы округляется до тысяч, при этом сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а сумма менее 500 руб. отбрасывается.

Предельный размер базы для начисления страховых взносов на каждый новый год с учетом индексации устанавливает Правительство РФ. С 1 января 2011 г. предельная величина, которая в 2010 г. равнялась 415 000 руб., индексируется на 1,1164 (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933).

Таким образом, база для начисления взносов с выплат в пользу каждого физлица в 2011 г. не должна превышать 463 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). На выплаты и вознаграждения физлицу, превышающие эту величину, страховые взносы не начисляются.

7. Установлены новые сроки представления отчетности по страховым взносам и по персонифицированному учету

Согласно ранее действовавшей редакции п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ отчетность по пенсионным и медицинским взносам необходимо было представлять до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Формулировка "до 1-го числа" была не вполне удачна, поскольку она вводила в заблуждение относительно последнего дня срока сдачи отчетности. Таковым является предшествующий 1-му числу день (см. Письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 422-19). Таким образом, отчетность, поданная 1-го числа, считалась представленной с нарушением срока.

С 1 января 2011 г. вступила в силу новая редакция п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Отчетность по пенсионным и медицинским взносам за 2011 г. и последующие годы необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Если последний день срока приходится на выходной или праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Таким образом, отчетность за 2011 г. необходимо представить не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 г. и 15 февраля 2012 г.

В эти же сроки необходимо представить и отчетность по персонифицированному учету, утвержденную Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Следует отметить, что расчет по пенсионным и медицинским взносам за последний отчетный период 2010 г. можно также представить по новым правилам: не позднее 15 февраля 2011 г. Однако персонифицированную отчетность за этот период во избежание споров с контролирующими органами лучше подать до 1 февраля 2011 г. Дело в том, что этот срок установлен ч. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ и никаких оговорок относительно данного порядка в Федеральном законе от 08.12.2010 N 339-ФЗ, предусматривающем новые сроки представления отчетности, не содержится. Подробнее по данному вопросу см. Практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

С 1 января 2011 г. также уточнен срок представления отчетности в ФСС РФ. Форму-4 ФСС РФ (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н) в части взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо подавать не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Напомним, что согласно ранее действовавшей редакции эту обязанность следовало выполнить до 15-го числа. А п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, устанавливающий срок подачи формы-4 ФСС РФ в части взносов на травматизм, и ранее предусматривал представление отчетности не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Таким образом, поправки устранили указанное противоречие. Форму-4 ФСС РФ за отчетные периоды 2011 г. необходимо подать не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 г. и 16 января 2012 г. Новые правила распространяются также и на расчет за последний отчетный период 2010 г. Следовательно, его необходимо подать не позднее 17 января 2011 г.

С 2011 г. законодательно установлен срок для представления персонифицированной отчетности физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, - не позднее 1 марта следующего года (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Ранее этот срок был определен только в п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318, а также в п. 42 Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.

Вопрос о привлечении к ответственности предпринимателя за подачу сведений с нарушением срока был спорным. В большинстве решений суды указывали, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, не привлекаются к ответственности за несвоевременное представление сведений, так как срок подачи сведений не предусмотрен. На данных лиц неправомерно распространять положение о сроке представления сведений (не позднее 1 марта), который установлен для страхователей, имеющих наемных работников. Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по ЕСН и пенсионным взносам (до 2010 года).

8. Представление лицами, производящими выплаты физическим лицам, отчетности об уплаченных страховых взносах в электронном виде

В 2011 г. расчеты в ПФР и ФСС РФ должны представляться в электронной форме, если среднесписочная численность сотрудников страхователя превышает 50 человек за предшествующий расчетный период (в 2010 г. - 100 человек). Если же среднесписочная численность меньше установленного предела, то работодатель может подавать отчетность как в письменном, так и в электронном виде (по выбору). Органы ФСС РФ и ПФР обязаны направить подтверждение приема расчетов в электронной форме, например, через Интернет (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

9. Представление отчетности для персонифицированного учета в электронном виде

С 2011 г. страхователи, у которых численность работников за предшествующий отчетный период составляет 50 человек и более, должны представлять персонифицированную отчетность в электронной форме. Если количество сотрудников меньше указанного предела, то информацию можно подать как в письменном, так и в электронном виде. Страхователи вправе передавать сведения в ПФР с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документ должен быть составлен по форме, установленной ПФР, и заверен электронной цифровой подписью (п. п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Следует отметить, что представление отчетности в электронном виде возможно при наличии гарантий достоверности сведений и защиты от несанкционированного доступа и искажений. ПФР в свою очередь должен направлять страхователю подтверждение о приеме сведений в электронной форме.

В электронном виде через Интернет теперь можно также подавать:

- сведения, представляемые при первичной регистрации в качестве страхователя физлица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы (абз. 3 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ);

- реестр застрахованных лиц, который формируется работодателем одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Кроме того, застрахованное лицо может получать из ПФР информацию о своем индивидуальном лицевом счете в электронной форме по сети Интернет (ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

10. Сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения можно зачесть в счет предстоящих платежей

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму страхового обеспечения, предоставленного по указанному виду страхования. Если начисленных взносов недостаточно, работодатель вправе обратиться в территориальный орган ФСС РФ за возмещением (ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). Следует отметить, что ранее действовавшие правила не разъясняли, можно ли зачесть сумму превышения в счет предстоящих платежей в ФСС РФ. В Письме от 21.06.2010 N 02-03-13/08-4917 Фонд разрешил воспользоваться таким порядком. Для зачета необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган.

С 1 января 2011 г. данное право закреплено в ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Сумма превышения страхового обеспечения над начисленными взносами может быть зачтена в счет предстоящих платежей в ФСС РФ в пределах расчетного периода.

11. Установлен порядок уточнения платежа в случае неверного заполнения поручения на перечисление взносов

В силу п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взносы не считаются уплаченными, если они не поступили в бюджет ПФР, ФСС РФ и ФОМС на соответствующий счет Федерального казначейства из-за ошибок в следующих реквизитах платежного поручения:

- номер счета Федерального казначейства;

- код бюджетной классификации (КБК);

- наименование банка получателя.

Если же эти ошибки были допущены, но денежные средства поступили на соответствующий счет бюджета внебюджетного фонда, взносы считаются уплаченными.

Ранее действовавшая редакция Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не содержала порядка уточнения платежа при совершении ошибок. Поэтому у страхователей и контролирующих органов возникали споры по поводу признания обязанности по уплате взносов исполненной. Так, взносы на страховую и накопительную части пенсии перечисляются на один счет Федерального казначейства, но на разные КБК. Другими словами, указание КБК страховой части при перечислении накопительной части не приводит к непоступлению денежных средств на соответствующий счет. Однако страхователям приходилось добиваться признания взносов уплаченными через суд (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 05.10.2010 N А55-38900/2009, от 15.09.2010 N А55-38937/2009).

С 2011 г. таких споров возникать не должно. Теперь страхователь вправе уточнить платеж, если при заполнении платежного поручения допущены ошибки, которые не привели к непоступлению средств на соответствующий счет внебюджетного фонда (ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Для этого он должен подать в контролирующий орган заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика взносов. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие перечисление средств. В рамках процедуры по уточнению платежа может быть проведена сверка по предложению как страхователя, так и контролирующего органа (ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Кроме того, территориальные органы ПФР и ФСС РФ вправе затребовать у банка копию платежного поручения на перечисление взносов, оформленного на бумажном носителе. Кредитная организация обязана ее представить в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования (ч. 10 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Согласно ч. 11 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контролирующий орган принимает решение об уточнении на день фактической уплаты взносов. Если на числившуюся недоимку были насчитаны пени, то они должны быть пересмотрены. Контролирующий орган уведомляет страхователя о принятом решении в течение пяти рабочих дней после его вынесения.

Рассмотренный порядок уточнения платежа применяется также в отношении пеней и штрафов (ч. 12 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

12. Зачет переплаты взносов в счет предстоящих платежей производится автоматически

Согласно ранее действовавшей редакции ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ зачет переплаты взносов в счет предстоящих платежей производился только на основании заявления страхователя. Форма данного документа утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н.

С 1 января 2011 г. зачет переплаты в счет предстоящих платежей контролирующий орган производит самостоятельно. Соответствующее решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения переплаты (ч. 7 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). При этом новый порядок не препятствует страхователю обратиться с заявлением о возврате излишне перечисленных взносов (ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

13. Электронное обжалование

С 2011 г. плательщики взносов могут подавать жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС РФ) в электронной форме через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Решение по таким жалобам также направляется лицу с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (ч. 1 ст. 55 и ч. 5 ст. 56 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

14. Документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов и своевременность их уплаты, можно передать через Интернет

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе требовать от плательщика документы, подтверждающие правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты. С 1 января 2011 г. такие документы можно представлять в электронном виде через Интернет (п. 4 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

15. Ограничены случаи вызова плательщиков взносов в контролирующие органы для дачи пояснений

Органы контроля за уплатой страховых взносов вправе вызывать плательщиков на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой взносов или проверкой правильности их перечисления (п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 1 января 2011 г. ПФР и ФСС РФ могут вызывать страхователей по указанным причинам, только если представленные ими сведения неполны или противоречивы.

16. Урегулирован порядок уплаты взносов в случае прекращения предпринимательской деятельностипосле начала расчетного периода

Если предприниматель, адвокат или нотариус прекращают свою деятельность после начала очередного расчетного периода, то сумма взносов к уплате определяется пропорционально количеству календарных месяцев с начала года по месяц окончания деятельности. За неполный месяц размер обязательного платежа исчисляется пропорционально количеству календарных дней этого месяца до даты госрегистрации прекращения деятельности включительно. Данные правила предусмотрены ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае прекращения деятельности до конца расчетного периода предприниматель обязан был представить отчетность по взносам до дня подачи заявления о госрегистрации прекращения своей деятельности.

С 1 января 2011 г. это правило изменилось: расчет по взносам необходимо представлять в 12-дневный срок с даты госрегистрации прекращения деятельности. Аналогичные правила ранее были установлены для адвокатов и нотариусов (ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Напомним, что уплатить взносы указанные лица обязаны не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета (ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 1 января 2011 г. эта норма также уточнена. Если при прекращении деятельности расчет не будет подан, срок уплаты взносов будет считаться наступившим по истечении 30 календарных дней с даты госрегистрации прекращения деятельности.

17. Уточнен порядок уплаты взносов физическими лицами через кассу местной администрации и почту

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страховые взносы считаются уплаченными со дня внесения физическим лицом наличных денежных средств в банк, кассу местной администрации либо в организацию почтовой связи. При этом ранее действовавшая редакция Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не разъясняла, в каких случаях взносы можно уплатить в кассу местной администрации или на почте.

С 1 января 2011 г. местная администрация и почта обязаны бесплатно принимать денежные средства в счет перечисления взносов, пеней и штрафов только при отсутствии банка (ч. 5.1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

18. Введена новая статья, регулирующая представительство в отношениях между плательщиками взносов и контролирующими органами

С 1 января 2011 г. в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ введена новая ст. 5.1. В соответствии с ч. 1 данной статьи плательщик взносов вправе иметь законного или уполномоченного представителя. Законным представителем организации признаются лица, уполномоченные представлять ее интересы на основании закона или учредительных документов (например, директор). Уполномоченным представителем плательщика взносов может быть как физическое, так и юридическое лицо. Их полномочия должны быть подтверждены доверенностью, а если плательщик взносов - физическое лицо, то доверенность должна быть нотариально удостоверена. В ч. 10 ст. 5.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что уполномоченными представителями не могут быть должностные лица ПФР и ФСС РФ, налоговых, таможенных органов, а также органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Выводы

1. Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе применяющие УСН (за исключением некоторых категорий) и ЕНВД, исчисляют обязательные платежи исходя из тарифа 34 процента: ПФР - 26 процентов, ФСС РФ - 2,9 процента, ФФОМС - 3,1 процента, ТФОМС - 2 процента (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физлицам), рассчитывают страховые взносы исходя из стоимости страхового года с использованием тарифа 31,1 процента: ПФР - 26 процентов, ФФОМС - 3,1 процента, ТФОМС - 2 процента (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

3. Некоторые плательщики налога при УСН (основной вид деятельности - производство пищевых продуктов, обуви, резиновых и пластмассовых изделий, мебели, транспортных средств, оборудования и др.) исчисляют обязательные платежи исходя из тарифа 26 процентов: в ПФР - 18 процентов, ФСС РФ - 2,9 процента, ФФОМС - 3,1 процента, ТФОМС - 2 процента (ч. 3.2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

4. Организации, деятельность которых связана с информационными технологиями, вправе при соблюдении определенных условий уплачивать страховые взносы исходя из пониженного тарифа - 14 процентов: в ПФР - 8 процентов, в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС - по 2 процента (п. 6 ч. 1 ст. 58, ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

5. Хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и вузами после 13 августа 2009 г., вправе при соблюдении определенных условий уплачивать страховые взносы исходя из пониженного тарифа - 14 процентов: в ПФР - 8 процентов, в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС - по 2 процента (п. 4 ч. 1 ст. 58, ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

6. Резиденты технико-внедренческих особых экономических зон уплачивают страховые взносы исходя из пониженного тарифа - 14 процентов: в ПФР - 8 процентов, в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС - по 2 процента (п. 5 ч. 1 ст. 58, ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

7. Участники проекта "Сколково" вправе при соблюдении определенных условий уплачивать страховые взносы исходя из пониженного тарифа - 14 процентов: в ПФР - 14 процентов, в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС - 0 процентов (ст. 58.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

8. Российские организации и индивидуальные предприниматели (работодатели), осуществляющие производство, выпуск в свет, издание средств массовой информации, применяют при соблюдении определенных условий пониженные тарифы страховых взносов. В 2011 г. тариф составляет 26 процентов (в ПФР - 20 процентов, ФСС РФ - 2,9 процента, ФФОМС - 1,1 процента, ТФОМС - 2 процента). В 2012 г. он увеличится до 27 процентов, в 2013 г. - до 28 процентов, а в 2014 г. - до 30 процентов (п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

9. Сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и предприниматели, применяющие ЕСХН, плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, а также страхователи, перечисленные в п. п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, уплачивают страховые взносы исходя из тарифа 20,2 процента: ПФР - 16 процентов, ФСС РФ - 1,9 процента, ФФОМС - 1,1 процента, ТФОМС - 1,2 процента (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

10. Предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 463 000 руб. (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933).

11. Любые выплаты работнику облагаются страховыми взносами независимо от того, где зафиксировано их перечисление - в трудовом договоре, коллективном соглашении или ином локальном акте организации. Взносы не начисляются только в отношении выплат, поименованных в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ч. 1 ст. 7 данного Закона).

12. Компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, облагается взносами (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

13. Выплаты в пользу членов студенческих отрядов не облагаются пенсионными взносами (п. 1 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

14. Отчетность по пенсионным и медицинским взносам представляется не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

15. Отчетность в ФСС РФ представляется не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

16. Отчетность по персонифицированному учету представляется вместе с расчетом по пенсионным и медицинским взносам не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

17. Расчеты в ПФР и ФСС РФ представляются только в электронной форме, если среднесписочная численность сотрудников страхователя превышает 50 человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

18. Страхователи, у которых численность работников за предшествующий отчетный период составляет 50 человек и более, подают отчетность для персонифицированного учета только в электронной форме в том числе через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

19. Сумма превышения страхового обеспечения над суммой начисленных взносов может быть зачтена в счет предстоящих платежей в ФСС РФ в пределах расчетного периода (ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

20. Если при заполнении платежного поручения были допущены ошибки, которые не привели к непоступлению средств на соответствующий счет внебюджетного фонда, страхователь вправе уточнить платеж (ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

21. Зачет переплаты взносов в счет предстоящих платежей производится контролирующим органом самостоятельно без заявления плательщика взносов (ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

22. Плательщики взносов могут подавать жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС РФ) в электронной форме через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

23. Затребованные органом контроля за уплатой страховых взносов документы, подтверждающие правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, можно передать через Интернет (п. 4 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

24. Органы контроля за уплатой страховых взносов вправе вызывать плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой взносов или проверкой правильности их перечисления, только если представленные плательщиками сведения неполны или противоречивы (п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

25. В случае прекращения деятельности до конца расчетного периода предприниматель обязан подать отчетность по взносам в 12-дневный срок с даты госрегистрации прекращения деятельности (ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

26. Местная администрация и почта обязаны бесплатно принимать от физических лиц денежные средства в счет перечисления взносов, пеней и штрафов только при отсутствии банка (ч. 5.1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Обзор подготовлен с использованием материалов СПС «КонсультантПлюс»

Комментарии (13)

[...] Страховые взносы в 2011 году. Ставки ЕНВД >>> [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 31 января по 6 февраля 2011 года « Точка и – Юридические консультации и аудит. Регистрация ООО, 08.02.2011

[...] подробнее подробнее [...]

Таблица ставок страховых взносов в 2011 году « Точка и – Юридические консультации и аудит. Регистрация ООО, ЗАО, ИП. Бухгалтерский учет, 09.02.2011

[...] Страховые взносы в 2011 году. Ставки ЕНВД >>> [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 24 по 30 января 2011 года « Точка и – Юридические консультации и аудит. Регистрация ООО, ЗАО, ИП. 09.02.2011

[...] Страховые взносы в 2011 году. Ставки ЕНВД >>> [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 17 по 23 января 2011 года « Точка и – Юридические консультации и аудит. Регистрация ООО, ЗАО, ИП. 09.02.2011

[...] Страховые взносы в 2011 году. Ставки ЕНВД >>> [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 1 по 16 января 2011 года « Точка и – Юридические консультации и аудит. Регистрация ООО, ЗАО, ИП. 09.02.2011

[...] Страховые взносы в 2011 году 2. Пониженные ставки взносов в 2011 году 3. КБК в 2011 году 4. Новые правила расчета пособий в 2011 [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 7 по 13 февраля 2011 года « Точка и – Юридические консультации и аудит. Регистрация ООО, ЗАО, ИП 16.02.2011

[...] Страховые взносы в 2011 году 2. Пониженные ставки взносов в 2011 году 3. Страховые взносы ИП в 2011 году 4. КБК для УСН и ЕНВД в [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 14 по 20 февраля 2011 года « Точка и – Юридические консультации и аудит. Регистрация ООО, ЗАО, И 23.02.2011

[...] Страховые взносы в 2011 году 2. Пониженные ставки взносов в 2011 году 3. Страховые взносы ИП в 2011 году 4. КБК для УСН и ЕНВД в [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 26 февраля по 6 марта 2011 года « Точка и – Юридические консультации и аудит. Регистрация ООО, 07.03.2011

[...] Страховые взносы в 2011 году 2. Пониженные ставки взносов в 2011 году 3. Страховые взносы ИП в 2011 году 4. Новая форма 4-ФСС 5. [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 14 по 20 марта 2011 года « Точка и – Юридические консультации и аудит. Регистрация ООО, ЗАО, ИП. 23.03.2011

[...] 2. Пониженные ставки взносов в 2011 году [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 11 по 17 апреля 2011 года « Точка и – Юридические консультации и аудит. Регистрация ООО, ЗАО, ИП. 25.04.2011

[...] 2. Пониженные ставки взносов в 2011 году [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 18 по 24 апреля 2011 года » Точка и - Юридические консультации и аудит 28.04.2011

[...] 2. Пониженные ставки взносов в 2011 году [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 2 по 8 мая 2011 года » Точка и - Юридические консультации и аудит 10.05.2011

[...] 2. Пониженные ставки взносов в 2011 году [...]

Мониторинг законодательства РФ за период с 16 по 22 мая 2011 года » Точка и - Юридические консультации и аудит 25.05.2011

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияООО «Выбор»ОАО "СРСУ-7"Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения