Мониторинг законодательства РФ за период с 31 июля по 6 августа 2023 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
Подписан закон с многочисленными изменениями в Налоговый кодекс РФ
Закон в числе прочего уточняет положения, касающиеся налогового администрирования, в том числе в части определения совокупной обязанности налогоплательщика с учетом представленных уточненных деклараций (расчетов) и исполнения обязанности по перечислению платежей в бюджет с применением ЕНС.
Установлена возможность в налоговом уведомлении, направляемом в налоговый орган, отразить сумму авансового платежа к уменьшению, а также предусмотрено основание считать уведомление непредставленным, если обнаружен факт несоответствия контрольных соотношений.
Скорректированы положения о поручительстве и банковской гарантии, в т.ч. определен порядок применения электронной банковской гарантии.
Введены дополнительные особенности постановки и снятия с учета в налоговом органе иностранных граждан, организаций и международных компаний.
Ряд уточнений внесен в положения о предоставлении мотивированного мнения при проведении налогового мониторинга.
Введена налоговая ответственность за представление недостоверных сведений для целей получения налогоплательщиками социальных налоговых вычетов в упрощенном порядке, уточнены положения, касающиеся привлечения налогоплательщиков к ответственности, а также введены положения об особенностях рассмотрения жалоб налогоплательщиков в упрощенном порядке.
Кроме того, законом вносятся изменения в порядок налогообложения НДС, налогом на прибыль, НДПИ, транспортным и земельным налогами и др.
Так, в частности, расширен перечень операций, освобождаемых от НДС, в т.ч. налоговая льгота предоставлена туроператорам в отношении реализации турпродуктов. Определены особенности налогообложения НДС операций с цифровыми правами и драгметаллами.
Урегулированы некоторые вопросы, связанные с налогообложением НДФЛ вознаграждений и иных выплат дистанционным работникам (предусмотрена общая налоговая ставка и введен лимит освобождаемой от налога суммы возмещения расходов в пределах 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции).
Определены особенности освобождения от НДФЛ реализации имущества, полученного налогоплательщиком - учредителем личного фонда.
Упрощен порядок предоставления социальных налоговых вычетов.
Ряд изменений предусматривает корректировку налогообложения прибыли при реализации региональных инвестиционных проектов.
Установлены размеры госпошлин за совершение действий, связанных с лицензированием деятельности по производству и обороту табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для ее производства.
Законом также в числе прочего проиндексированы ставки акцизов, уточнены положения, касающиеся применения банковских гарантий и поручительств, внесены иные изменения и дополнения.
Российским исполнителям по внешнеторговым контрактам предоставлено право зачислять валютную выручку на счета российских соисполнителей без ее обязательной продажи
Юрлицам-резидентам, которые непосредственно осуществляют внешнюю торговлю услугами (работами), оказанными российскими соисполнителями на основании договоров, заключенных во исполнение межправительственных соглашений, предоставлено право переводить денежные средства в иностранной валюте, поступившие от нерезидентов (за вычетом понесенных расходов и сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам), на счета российских соисполнителей без обязательной продажи иностранной валюты.
Уточнены наименования видов консульских действий, связанных с приемом заявлений по вопросам гражданства РФ, при подаче которых уплачивается консульский сбор
Кроме того, исключен сбор за выдачу справки об отсутствии гражданства Российской Федерации.
Постановление направлено на реализацию норм Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Повышены на 1% минимальные величины реализации на бирже автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5
Минимальная доля продажи автомобильного бензина увеличена с 12% до 13%, а дизельного топлива - с 8,5% до 9,5%.
Также согласно постановлению при определении указанных минимальных величин подлежит учету в т.ч. объем реализации моторных топлив на условиях поставки "франко-вагон станция отправления с участием оператора товарных поставок".
Утверждены форма и формат акта сверки принадлежности сумм, перечисленных (признаваемых) в качестве единого налогового платежа
Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ "Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам".
Обновлен рекомендуемый формат представления сведений для целей ведения единого реестра субъектов МСП
Ведение единого реестра субъектов МСП осуществляется ФНС России. Сведения представляются лицами, определенными пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ.
Приказ вступает в силу с 1 августа 2023 года.
Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов
Приказом в новой редакции изложена таблица 16.5 "Типы содержимого приложений" приложения N 16 к унифицированному формату.
Банк России внес изменения в отраслевой стандарт бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях, предусмотренный Положением N 492-П
Уточнены положения, касающиеся, в частности, признания в расходах затрат на приобретение некоторых видов активов с учетом принятого организацией способа ведения бухгалтерского учета, отражения в учете изменения величины обязательств по будущему демонтажу, ликвидации объекта и восстановлению окружающей среды на занимаемом им участке, а также бухгалтерского учета запасов после первоначального признания.
Установлен порядок отражения в учете сумм признанного обесценения по объектам нематериальных активов на балансовом счете N 60907 "Накопленное обесценение нематериальных активов".
Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.
Определены правила бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями цифровых финансовых активов
Соответствующие дополнения внесены в Положение Банка России от 25 октября 2017 года N 612-П.
Кроме того, утратили силу глава 12 "Бухгалтерский учет нематериальных активов отдельными некредитными финансовыми организациями" и глава 17 "Бухгалтерский учет вознаграждений работникам отдельными некредитными финансовыми организациями" (при отражении соответствующих операций необходимо руководствоваться иными нормативными актами Банка России).
Отдельные изменения внесены также в перечень символов доходов и расходов отчета о финансовых результатах.
Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.
Внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета НФО
Уточнены наименования некоторых счетов, и включены новые счета (в т.ч. для учета операций с цифровыми финансовыми активами).
Необходимые изменения внесены также в порядок применения Плана счетов (скорректировано назначение отдельных счетов и определены требования к отражению операций на новых счетах бухгалтерского учета).
Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.
ФНС разъяснены условия применения ставки НДС в размере 10% при реализации лекарственных препаратов налогоплательщиками ДНР
Льготная ставка налога применяется при реализации медицинских товаров, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ. Коды видов такой продукции определены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688.
Сообщены также условия обращения лекарственных средств и обращения медицинских изделий на территориях новых субъектов, предусмотренные Федеральным законом от 17.02.2023 N 16-ФЗ.
Указано, что налоговая ставка НДС в размере 10% может применяться в отношении лекарственных средств, произведенных на новых территориях до 1 января 2025 года, при условии соблюдения требований Закона N 16-ФЗ и при наличии таких лекарственных средств в перечне, утвержденном Постановлением N 688.
Льгота по налогу на имущество для организаций, применяющих ЕСХН, в отношении имущества, не используемого непосредственно для производства, переработки и реализации сельхозпродукции, не применяется
В письме даны разъяснения, касающиеся условий применения льготы по налогу на имущество сельхозтоваропроизводителями.
При этом также отмечено, что данная льгота не применяется в том числе в отношении зданий с назначением "гараж", непосредственно не участвующих при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.
<Письмо> ФНС России от 26.07.2023 N СД-4-3/9513@
"О направлении письма"
Даны разъяснения по вопросу налогообложения акцизами сахаросодержащих напитков, реализуемых в бочонках (кегах)
Сообщается, в частности, что, учитывая назначение бочонка (кеги), в том числе в качестве потребительской упаковки, использование бочонка (кега) для розлива и доставки потребителю пищевых жидкостей, а также то, что напиток, первично упакованный в бочонок (кег), реализуется конечному потребителю (в том числе через пункты розлива), напитки, отвечающие остальным требованиям, установленным главой 22 "Акцизы" НК РФ для сахаросодержащих напитков, и упакованные для реализации в такую упаковку, будут являться подакцизным товаром.
ФНС даны разъяснения об определении минимального предельного срока владения объектом недвижимости для целей налогообложения НДФЛ в случае его приобретения в собственность долями по разным основаниям
Согласно общему правилу доходы от продажи недвижимого имущества освобождаются от НДФЛ, если минимальный срок владения составляет пять лет. Если недвижимость получена в порядке наследства - три года.
В случае приобретения объекта недвижимости долями по разным основаниям, минимальный предельный срок владения определяется исходя из условий первичного возникновения права общей долевой собственности.
Если первичное право возникло на основании договора купли-продажи, то минимальный предельный срок владения объектом составляет пять лет, а если в порядке наследства - три года.
ФНС даны разъяснения по вопросам уплаты НДФЛ, страховых взносов и исполнения обязанности по представлению отчетности физлицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территориях новых субъектов РФ
Сообщается о возникновении обязанности (налогоплательщика, налогового агента) по уплате НДФЛ в отношении осуществляющего предпринимательскую деятельность физлица, его наемных работников, а также обязанности по уплате страховых взносов для обеспечения прав застрахованных лиц, осуществляющих трудовую деятельность у таких физических лиц.
<Письмо> ФНС России от 27.07.2023 N СД-4-3/9633@
"О налоге на добавленную стоимость"
Для заполнения налоговой декларации сообщен код операции, не подлежащей налогообложению НДС
Налоговая льгота, освобождающая от налогообложения НДС ввоз не зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов, предусмотрена подпунктом 42 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
До внесения изменений в Порядок заполнения налоговой декларации налогоплательщики вправе использовать код операции 1011224.
ФНС информирует об изменениях в НК РФ по вопросам уплаты имущественных налогов
В связи с принятием Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ приведена информация о новеллах данного закона.
Сообщается, в частности, что законом установлен порядок зачета денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС физлица со дня направления ему налогового уведомления.
Введены особенности прекращения налогообложения в отношении находящихся в розыске ТС, а также прекративших существование ТС и объектов недвижимости.
Отдельные уточнения связаны с условиями применения налоговых льгот, налоговых ставок, определения налоговой базы по объектам недвижимости, облагаемых исходя из кадастровой стоимости.
Приведены иные многочисленные уточнения и дополнения порядка налогообложения имущества.
<Информация> ФНС России
"Уменьшить налог по УСН и ПСН на страховые взносы за себя стало проще"
ФНС: ИП могут уменьшить налог по УСН или ПСН на страховые взносы за себя до их уплаты
Ранее это было возможно только после уплаты соответствующих сумм.
В информации на конкретном примере разъяснено, как это правильно сделать.
<Информация> Минпромторга России
"Принято решение об индексации утильсбора на автомобили"
С 1 августа 2023 года будет проиндексирован утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы
Сообщается, в частности, что ставка утилизационного сбора будет индексирована в среднем в 1,7 - 3,7 раза на легковые автомобили (в зависимости от объема двигателя), в 2,5 - 3,4 раза на легкие коммерческие автомобили, в 1,7 раза на грузовые автомобили. Утильсбор на автобусы увеличится в среднем в 2,2 - 4,8 раза (в зависимости от объема двигателя), на электробусы - в 8,7 раза. Индексация подразумевается в отношении как новых, так и б/у транспортных средств, импортируемых в РФ после 1 августа 2023 года. При этом в отношении седельных тягачей экологического класса 6 Минпромторгу и Минтрансу даны полномочия по определению квоты ввозимых ТС, на которые продолжат действовать прежние коэффициенты расчета утильсбора. Для других автомобилей, произведенных в России или ввезенных до 1 августа, также сохраняются прежние условия. Индексация не затрагивает электромобили.
Полную ставку утилизационного сбора (как у юридических лиц) необходимо будет уплачивать гражданам, ввозящим импортный автомобиль после 1 августа 2023 года и планирующим перепродать его на территории РФ в течение одного года с даты ввоза. Информация о проведении оплаты утильсбора в полном или неполном объеме будет доступна на официальном сайте АО "Электронный паспорт". После оплаты полного утильсбора автомобиль может быть зарегистрирован на нового собственника.
Также полный размер утильсбора будет уплачиваться, если физическое лицо ввозит в РФ более одного автомобиля за год, начиная со второго автомобиля. Для ввоза частным лицом импортного легкового автомобиля с объемом двигателя более 3 л с 1 августа также регламентирована уплата полной ставки.
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
01.08.2023 Установив, что страхователь определил основной вид деятельности исходя из его удельного веса в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, суд признал неправомерным исчисление страховых взносов исходя из страхового тарифа, соответствующего иному виду деятельности
Отделение ФСС посчитало, что страхователь не подтвердил вид деятельности в установленный законодательством срок, в связи с чем ему определен страховой тариф исходя из вида деятельности в ЕГРЮЛ, соответствующего наиболее высокому классу профессионального риска.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами Отделения ФСС не согласился.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
До направления обжалуемого уведомления страхователем были представлены отделению ФСС необходимые и достаточные документы, подтверждающие, что основным видом деятельности организации являлся другой вид деятельности, также указанный в ЕГРЮЛ.
Учитывая, что Отделением ФСС не доказано фактическое осуществление страхователем спорного вида экономической деятельности как основного, суд признал, что определение страховых взносов в повышенном размере при наличии представленных заявителем сведений для подтверждения основного тарифа является неправомерным.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 июня 2023 г. N Ф10-1854/23 по делу N А83-16963/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
02.08.2023 Наличие недоимки по страховым взносам в размере 0,01 коп. не является основанием для отказа страхователю в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Отделение ФСС считает, что страхователь не имеет права на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, т. к. за ним числится задолженность по страховым взносам.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами Отделения ФСС не согласился.
Суд установил, что возникновение задолженности в размере 0,01 коп. было обусловлено особенностями алгоритмов программных комплексов и могло быть вызвано статистической погрешностью.
Указанная задолженность не может являться основанием для отказа в предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2023 г. N Ф07-5540/23 по делу N А21-6701/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
03.08.2023 Страхователь, самостоятельно выявивший ошибку в ранее направленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета и исправивший ее за пределами срока, к ответственности не привлекается
Отделение СФР считает, что страхователь обоснованно привлечен к ответственности за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Суд, исследовав материалы дела, с доводами Отделения СФР не согласился.
Установлено, что страхователь по ТКС своевременно представил сведения о застрахованных лицах, затем за пределами срока направил о них же дополняющие сведения.
Поскольку страхователь направил по ТКС уточненные (исправленные) сведения за те же отчетные периоды, самостоятельно выявив ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении этих же лиц, оснований для привлечения его к ответственности нет.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2023 г. N Ф08-4070/23 по делу N А53-34260/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
03.08.2023 Неуплата НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения влечет ответственность налогового агента, даже если налог был уплачен в бюджет по месту нахождения головной организации - в другом субъекте РФ
Налоговый орган полагает, что обществом был нарушен срок уплаты НДФЛ в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Установлено, что НДФЛ, удержанный из выплаченных доходов физическим лицам, осуществлявшим деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, перечислен по месту нахождения головной организации (в другом субъекте РФ).
Таким образом, неуплата обществом НДФЛ по месту нахождения его обособленного подразделения повлекла непоступление налога в местный и региональный бюджеты субъекта РФ, на территории которого расположено это обособленное подразделение.
Поскольку налогоплательщиком в платежном поручении на перечисление НДФЛ был указан счет Федерального казначейства иного региона, суд пришел к выводу, что обязанность по уплате НДФЛ в бюджет субъекта РФ по месту нахождения обособленного подразделения общества своевременно не исполнена.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2023 г. N Ф06-4001/23 по делу N А12-13216/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
03.08.2023 Налогоплательщик не вправе применять ЕНВД, если осуществлял оптовую торговлю - в помещениях, не приспособленных для розничной торговли, по заказам юридических лиц с выдачей накладных и счетов
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик незаконно применял режим ЕНВД, т. к. осуществлял не розничную, а оптовую торговую.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Торговые точки налогоплательщика не являются объектами стационарной торговой сети, не имеют необходимого торгового оборудования для ведения розничной торговли. Здания, в которых расположены торговые объекты, являются складскими либо административными помещениями, торговые залы в них отсутствуют. Товар продавался юридическим лицам по их заказам с выдачей накладных и счетов на оплату. Оплата производилась как в наличной, так и в безналичной форме.
Суд пришел к выводу, что налогоплательщик осуществлял оптовую торговлю по договорам поставки, что не охватывается режимом ЕНВД.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2023 г. N Ф06-4023/23 по делу N А12-18600/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
04.08.2023 Суд признал правомерным доначисление налогов, т. к. налогоплательщик в рамках фиктивных договоров комиссии скрывал свой доход путем создания подконтрольных комитентов
Налоговый орган полагает, что сделки, совершенные налогоплательщиком (комиссионером) во исполнение договора комиссии, заключены для создания видимости финансовой деятельности. Фактической целью сделок является выведение средств из-под ОСН и занижение выручки.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Из сведений о движении денежных средств налоговым органом установлена фиктивность дробления бизнеса с юридическими лицами, которые являлись правообладателями товарных знаков.
При этом налоговый орган отметил, что налогоплательщиком не представлено доказательств, которые бы подтверждали расходы, понесенные на приобретение товара. Более того, налогоплательщик сам указал на тот факт, что хранение документов по приобретенным товарам им не осуществлялось.
Суд пришел к выводу о создании схемы уклонения от уплаты налогов в виде сокрытия налогоплательщиком своего дохода путем создания подконтрольных комитентов. Соответственно, налоги доначислены обоснованно.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 мая 2023 г. N Ф05-4673/23 по делу N А40-97035/2022
Источник: http://www.pravovest.ru/
04.08.2023 Налоговый орган не имеет права инициировать процедуру принудительного взыскания налога, которая начинается с выставления требования, до момента вступления в силу решения по итогам проверки
Налогоплательщик полагает, что требование налогового органа об уплате доначисленных сумм является незаконным, т. к. на момент его выставления истек предельный установленный срок на взыскание задолженности.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с налогоплательщиком.
Налоговый орган не имел права инициировать процедуру принудительного взыскания налога, которая начинается с выставления требования, до момента вступления в силу решения по итогам проверки. В случае нарушения именно сроков на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафа суд учитывает данные сроки в той продолжительности, которая установлена нормами. В свою очередь данные временные рамки начинаются именно с момента начала процедуры принудительного взыскания.
С учетом момента вступления в силу решения налогового органа суд пришел к выводу, что срок на выставление требования не пропущен.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2023 г. N Ф05-6834/23 по делу N А40-173489/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
04.08.2023 Реализация товаров по цене существенно ниже рыночной влечет риск доначисления налога на прибыль, если не доказана деловая цель таких сделок
Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком был занижен налог на прибыль в связи с реализацией товара по ценам значительно ниже рыночных.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Установлено, что в проверяемом периоде налогоплательщиком были реализованы товары (транспортные средства), большая часть - взаимозависимым лицам. Цены реализации были значительно ниже рыночных как для ВЗЛ, так и для покупателей, не являющихся ВЗЛ.
Суд пришел к выводу, что сделки не обусловлены разумными экономическими причинами, и их основной целью была незаконная налоговая экономия.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2023 г. N Ф06-4030/23 по делу N А12-16371/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
31.07.2023 Можно ли сдать декларацию по НДС раньше срока
По информации ФНС, если налогоплательщик сдаст декларацию по НДС до окончания налогового периода, то инспекция ее проверять не будет.
Как сообщается на сайте ФНС России, если налогоплательщик представит декларацию по НДС до окончания налогового периода, то налоговый орган не будет ее проверять. Данное решение основано на судебной практике, в том числе на определении Верховного суда РФ (от 01.02.23 № 305-ЭС22-25615), в котором говорится, что обязанность по представлению декларации возникает на следующий день после окончания отчетного или налогового периода.
Если декларация будет направлена до окончания налогового периода, то она будет содержать умозрительную или гипотетическую информацию о налоговой базе и сумме к уплате. Как следствие, такие досрочные декларации не имеют правового значения и не подлежат проверке, поскольку не отвечают критериям достоверной декларации. Таким образом, представление декларации по НДС до окончания налогового периода, например, в последний день квартала, считается неправомерным.
Источник: Российский налоговый портал
31.07.2023 При расчете налога на прибыль по обособке учитывают не все основные средства
Для расчета доли налога на прибыль в региональный бюджет по каждой обособке высчитывают среднюю арифметическую величину удельного веса двух показателей -- ОС и ССЧ или ФОТ.
Для распределения (доли) учитывают такие показатели:
удельный вес среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда);
удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества.
Ранее Минфин пояснял, что при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества учитывается только остаточная стоимость основных средств.
Стоимость ОС берут по данным налогового учета.
Земельные участки – это ОС, но они не амортизируются. Поэтому их стоимость не учитывают при расчете налога на прибыль по обособке.
Такое разъяснение дает Минфин в письме от 25.04.2023 № 03-03-06/1/3787.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
01.08.2023 Президент ввел НДС на услуги застройщиков при передаче апартаментов
Президент России Владимир Путин принял закон о введении НДС на услуги застройщиков при передаче апартаментов.
Президент РФ Владимир Путин одобрил новый закон, восстанавливающий налогообложение налогом на добавленную стоимость услуг застройщиков, связанных с передачей квартир, построенных по договорам долевого строительства. Закон, опубликованный на официальном портале правовой информации, вносит комплексные изменения в Налоговый кодекс, направленные на реализацию отдельных положений основных направлений налоговой политики. В частности, отменяется ранее действовавшая льгота по НДС в отношении услуг застройщиков по строительству помещений, предназначенных для временного проживания (без права постоянной регистрации) на основании договоров долевого строительства.
С октября 2010 года услуги застройщиков, оказываемые по договорам долевого строительства, освобождались от НДС, за исключением промышленных объектов. Однако в соответствии с новым законом эта льгота в отношении квартир отменена, и они вновь облагаются НДС.
Кроме того, в новом законе сохранено освобождение от НДС услуг застройщика, связанных с передачей нежилых помещений (в том числе гаражей и машиномест) в многоквартирных домах, построенных по договорам долевого строительства.
Также закон затрагивает еще один аспект - увеличивает предельный размер расходов на приобретение или создание товаров, работ, услуг, передаваемых в рекламных целях, которые освобождаются от НДС. Неизменный с 2005 года лимит в 100 рублей увеличивается до 300 рублей.
Источник: Российский налоговый портал
01.08.2023 ФНС разъяснила, как при УСН «доходы минус расходы» учитывать фиксированные взносы
Ранее Минфин и ФНС уже разъясняли, как уменьшать налог по УСН «доходы» на фиксированные взносы. Все эти разъяснения годятся и для УСН «доходы минус расходы».
Об этом сообщает ФНС в свежем письме от 20.07.2023 № СД-4-3/9255@.
Смотрите в нашей таблице, какие способы уменьшения налога на взносы, предложенные ранее.
Письмо |
Способ уплаты взносов / уменьшения налога |
Письмо Минфина от 20.01.2023 № 03-11-09/4254 |
Платежка-01 + заявление о зачете |
Письмо ФНС от 31.01.2023 № СД-4-3/1023@ |
Платежка-02 без заявления о зачете |
Письмо ФНС от 25.04.2023 № СД-4-3/5326@ |
Платежка-01 без заявления о зачете |
Кстати, у нас есть разбор про три этих способа уплаты фиксированных взносов.
Для УСН «доходы минус расходы» эти три способа тоже применимы.
Что касается даты учета положительного сальдо ЕНС для целей определения правомерности включения их в расходы, то по этому вопросу ФНС обещала позже дать разъяснения.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
04.08.2023 Списание налогов с ЕНС в бюджет идет в первую секунду 28 числа
Как только стрелка часов отходит от полуночи и наступает одна секунда первого, налоговики начинаю проводить списания в бюджет, не дожидаясь, когда будут отражены уплаты.
Так читательнице нашего форума объяснили в ФНС.
Причем деньги, которые бизнес платит 28 числа, зачисляют в этот день, но уже позже.
«Утром в 00.00.01 программа начинает списывать и снимать резервы по уведомлениям, а потом уже зачисляются денежные средства», – объяснили бухгалтеру в ФНС.
Таким образом программа сначала снимает деньги с резерва, потому что сальдо ЕНС пустое.
А уже потом сальдо ЕНС пополняется за счет уплаченных сумм. Но резерв не сохраняется. Вместо него образуется положительное сальдо ЕНС.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
04.08.2023 Компенсацию за отпуск считают в пропорции по правилам 1930 года
Если работник не использовал отпуска (в том числе дополнительные) за предыдущие годы, при увольнении ему выплачивают компенсацию за все неиспользованные отпуска. При этом надо высчитать пропорцию.
Отпуск положен за каждый рабочий год. Он составляет 12 полных месяцев, но в отличие от календарного года исчисляется не с 1 января, а со дня поступления работника на работу к конкретному работодателю.
Если работник отработал полный рабочий год и увольняется, ему положена компенсация за отпуск в полном объеме.
Если отработан неполный год – надо высчитать пропорцию.
В ТК РФ напрямую этот механизм не описан, но надо ориентироваться на Правила об отпусках, утвержденные НКТ СССР 30 апреля 1930.
Когда рабочий год полностью не отработан, дни для компенсации считают пропорционально отработанным месяцам. При этом излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.
Количество дней отпуска для компенсации считают так: определяют стаж в полных месяцах, делят дни полного отпуска на 12 и умножают на количество месяцев. Из этой цифры вычитают дни отпуска, который уже отгулян.
Округлять дни для КНО не надо, но можно и округлить, но только в пользу работника.
Такое разъяснение дает Минтруд в письме от 18.07.2023 № 14-6/ООГ-4763.
Пример
Сотрудник отработал с 01.10.2022 по 12.06.2023. Его отпуск – 28 + 5 = 33 дня, но отгулял он только 7 дней.
Стаж работника – 8 месяцев 12 дней, округляем до 8 месяцев.
За 1 месяц положен отпуск 33/12 = 2,75 дня.
Дни КНО = 8 х 2,75 = 22 дня.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
06.08.2023 Как считать НДС и налог на прибыль, если цена сделки – не в рублях
Ситуация: компания отгружает товары без предоплаты. Оплата будет в рублях в сумме по курсу иностранной валюты (условных денежных единиц), увеличенной на определенный процент. НДС надо считать по стоимости исходя из курса ЦБ.
Разъяснение дал Минфин в письме от 13.06.2023 № 03-07-11/54244.
Стоимость товара при отгрузке из у. е. пересчитывается в рубли по курсу ЦБ без его увеличения на определенный процент.
При этом суммовые разницы в части НДС, возникающие у компании-продавца при последующей оплате этих товаров, учитываются в составе внереализационных доходов или расходов.
В счете фактуре будет так:
Графа 5 – стоимость товаров без НДС в рублях, определенная исходя из стоимости в иностранной валюте (у. е.), пересчитанной в рубли по курсу ЦБ на дату отгрузки;
Графа 8 – НДС, начисленный на сумму из графы 5.
Что касается налога на прибыль, то курсовые разницы в этом году учитывают по мере прекращения обязательств.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Бухгалтерский учёт
Приобретены три разные единицы запасов. Стоимость одной из них включена в стоимость другой. Ее предполагаемая справедливая стоимость не больше фактической стоимости двух других.
Как и по какой стоимости принять к учету эту единицу?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат методики определения фактической себестоимости запасов, применяемой в ситуациях, близких к рассматриваемой.
Поэтому применяемую методику организации следует разработать самостоятельно.
Обоснование позиции:
Согласно п. 9 ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019) по общему правилу запасы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости.
Примерный перечень расходов, включаемых в фактическую себестоимость запасов, приведен в п. 11 ФСБУ 5/2019.
Например, это уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией поставщику (продавцу) при приобретении запасов суммы (подп. "а" п. 11 ФСБУ 5/2019).
В фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования. Для целей ФСБУ 5/2019 затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с приобретением (созданием) запасов (п. 10 ФСБУ 5/2019).
Затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, которые организация получает безвозмездно, считается справедливая стоимость этих запасов (п. 15 ФСБУ 5/2019).
В данном случае организация фактически уплатила поставщику определенную сумму за две разных единицы запасов. При этом выбытие (уменьшение) активов за две единицы запасов составило общую сумму, то есть фактическая себестоимость двух единиц запасов равна сумме оплаты поставщику. Иными словами, вторая единица не является безвозмездно полученной.
В этой связи считаем, что для применения положений п. 15 ФСБУ 5/2019, предусматривающих правила оценки запасов, полученных безвозмездно, оснований не имеется.
Не соответствует сложившаяся ситуация и случаям, подпадающим под действие положений п. 14 ФСБУ 5/2019, поскольку речь не идет об оплате запасов полностью или частично неденежными средствами.
Таким образом, получается, что в данном случае ФСБУ 5/2019 фактически не содержит норм, которые возможно было бы применить организации.
Не содержит метода определения фактической себестоимости запасов, применяемого в ситуациях, близких к рассматриваемой, и Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 "Запасы".
Как указывается в п. 7.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Принимая во внимание изложенное, считаем, что способ оценки единицы запасов в данном случае следует разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике организации (смотрите абзац пятый п. 10 ПБУ 1/2008). Разработку такой методики следует осуществлять с учетом профессионального суждения бухгалтера.
Профессиональное суждение в области бухгалтерского учета применяется, в частности, при признании (списании) объекта бухгалтерского учета, оценке объекта бухгалтерского учета, выработке способа бухгалтерского учета при его отсутствии в стандартах (п. 3 Рекомендации Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (принята 17.12.2018 Фондом "НРБУ "БМЦ", далее - Рекомендация Р-96/2018-КпР)).
Мы придерживаемся позиции, что данная методика, по сути, может быть подобна определению справедливой стоимости запасов, но поскольку за две единицы организация оплатила фактическую стоимость, цена двух единиц в совокупности должна сформироваться в пределах фактической оплаты поставщику (не превышать ее).
Как указано в абзаце 2 п. 14 ФСБУ 5/2019, справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (далее - МСФО (IFRS) 13). В соответствии с п. 9 МСФО (IFRS) 13 справедливая стоимость - цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки.
В данном случае поскольку запасы приобретены за плату (продавец продал активы), можно исходить из того, что справедливой для двух единиц в совокупности можно признать стоимость, уплаченную за них поставщику. В таком случае полагаем, что эту стоимость следует разделить. Возможно, на наш взгляд, обратиться к техническим специалистам компании с запросом о стоимостной составляющей цены запасов или попросить поставщика материалов дать оценку каждой единицы. Заручившись этими данными, бухгалтер может составить бухгалтерскую справку с указанием цены каждой единицы и на этом основании принять материалы к учету.
Бухгалтерская справка является одним из первичных документов. Она составляется в свободной форме, утвержденной в организации. Наличие реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в бухгалтерской справке обязательно. Другие виды информации добавляются в бухгалтерскую справку в зависимости от конкретного факта хозяйственной жизни, оформляемого бухгалтерской справкой.
В п. 7 Рекомендации Р-96/2018-КпР говорится, что профессиональное суждение, примененное в бухгалтерском учете, подлежит документальному оформлению в произвольной форме.
Мы не располагаем разъяснениями уполномоченных органов применительно к рассматриваемой ситуации. Все сказанное выше является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной выше. Организация может применять альтернативные способы оценки таких активов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
Какую отчетность (налоговую, бухгалтерскую) должно представлять ТСЖ, применяющее УСН? Какие штрафы предусмотрены в отношении председателя ТСЖ в случае несдачи отчетности, если ТСЖ передало полномочия управляющей компании, в ТСЖ есть председатель и главный бухгалтер, иных сотрудников нет?
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) представляет собой некоммерческую корпоративную организацию, являющуюся одним из видов товариществ собственников недвижимости (подп. 4 п. 3 ст. 50, ст. 65.1 и п. 1 ст. 123.12 ГК РФ; ст. 135 ЖК РФ). Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) на ТСЖ не распространяется (смотрите п. 3 ст. 1 этого Закона).
В соответствии со ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входит в том числе ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
По общему правилу ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством РФ (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Руководитель экономического субъекта - это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (п. 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
Руководители экономических субъектов в целях организации ведения бухгалтерского учета обязаны:
возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо
заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Таким образом, если председателем ТСЖ не заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, и в обязанности управляющей компании по договору управления МКД не входит ведение бухгалтерского учета ТСЖ, то ведение бухгалтерского учета, а также составление налоговой и бухгалтерской отчетности и представление ее в контролирующие органы входит в обязанности ТСЖ (в отношении хозяйственных операций, осуществляемых ТСЖ).
В ответе на вопрос рассмотрены формы отчетности, представляемые с 2023 года. Подробнее с отчетностью до 2023 года можно ознакомиться в материалах: Энциклопедия решений. Годовой отчет 2022. Организации, применяющие УСН; Энциклопедия решений. Отчетность - 2022. Организации, применяющие УСН.
Налоговая, бухгалтерская отчетность в налоговый орган
Организации, применяющие УСН, по итогам налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пп. 2 и 3 настоящей статьи) (подп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
При этом если на расчетном счете "упрощенца" не было движения денежных средств и нет облагаемых доходов, то он вправе вместо декларации по УСН представить единую (упрощенную) декларацию (п. 2 ст. 80 НК РФ, письмо Минфина России от 05.05.2017 N 03-02-08/27798) (смотрите Энциклопедию решений. Налоговая декларация по УСН).
При этом налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина РФ от 22.10.2012 N 135н (ст. 346.24 НК РФ).
Организации, являющиеся плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют персонифицированные сведения о физических лицах (форма КНД 1151162, утвержденная приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@. Срок представления сведений - не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим (п. 7 ст. 431 НК РФ) (смотрите Энциклопедию решений. Персонифицированные сведения о физических лицах - новая форма персонифицированного учета вместо СЗВ-М в 2023 году).
Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют расчет по страховым взносам (форма КНД 1151111, утвержденная приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@). Срок представления Расчета - не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ) (смотрите Энциклопедию решений. Как заполнить и представить расчет по страховым взносам за первый квартал 2023 года).
Налоговые агенты по НДФЛ (в т.ч. российские организации) обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год (по форме 6-НДФЛ) (форма по КНД 1151100, утвержденная приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@)). Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (смотрите Энциклопедию решений. Как налоговому агенту заполнить и представить расчет по форме 6-НДФЛ?).
Организации представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговые органы не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, подп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ).
При этом некоммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ (ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
Таким образом, в обязательном порядке в составе годовой бухгалтерской отчетности ТСЖ представляются только (формы утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, приложение N 5 (смотрите Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность):
бухгалтерский баланс;
отчет о целевом использовании средств.
Отчетность в СФР
Организации-страхователи представляют в СФР единую форму "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)". Подробнее о порядке заполнения формы и сроках представления можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Единая форма ЕФС-1 "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от НСиПЗ".
Ответственность за непредставление отчетности
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета установлен штраф в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей (смотрите Энциклопедию решений. Ответственность за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (п. 1 ст. 119 НК РФ) (июль 2023 г.)).
Кроме того, нарушение установленного срока представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 300 до 500 рублей (смотрите Энциклопедию решений. Ответственность за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (п. 1 ст. 119 НК РФ) (июль 2023 г.)).
Пунктом 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение сроков представления документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ. К таким документам (сведениям), которые лицо обязано самостоятельно представить в установленный НК РФ срок, относится и годовая бухгалтерская отчетность. Санкция за совершенное правонарушение установлена в размере 200 руб. за каждый не представленный в срок документ, который должен входить в ее состав.
Непредставление (отказ от представления, представление в неполном объеме или искаженном виде) обязательного экземпляра отчетности в целях формирования государственного информационного ресурса (ГИР БО) образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 19.7 КоАП РФ. Размер штрафных санкций зависит от субъекта ответственности и составляет: для юридических лиц - от 3000 до 5000 руб., для должностных лиц - от 300 до 500 руб.
Непредставление бухгалтерской отчетности в установленный НК РФ срок либо отказ от ее представления в налоговые органы, а равно представление в неполном объеме или в искаженном виде образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Субъектами ответственности выступают должностные лица организаций, отчетность которых не формирует государственный информационный ресурс. Санкция установлена в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (смотрите Энциклопедию решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы (июль 2023 г.)).
Ответственность плательщиков страховых взносов (страхователей) за непредставление в установленные сроки расчета по страховым взносам, а также сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, установлена ст. 119 НК РФ и третьим абзацем ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования". Нарушение установленных порядка и сроков представления отчетности в СФР по страхованию от НС и ПЗ влечет ответственность, установленную ст. 15.33 КоАП РФ (смотрите Энциклопедию решений. Отчетность по страховым взносам с 1 января 2023 года (июль 2023 г.)).
Отчетность в ГИС ЖКХ
Перечень поставщиков сведений в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) предусмотрен ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". К поставщикам относятся, в частности, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, а также администраторы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах; председатели советов многоквартирных домов.
В приказе Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 N 74/114/пр для каждого поставщика информации в ГИС ЖКХ предусмотрен отдельный раздел, в котором прописаны пункты, которые нужно заполнить.
Так, для управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления МКД, предусмотрен раздел 10: Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Для администраторов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах предусмотрен раздел 14 "Информация, подлежащая размещению в системе лицами, являющимися администраторами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах".
Для председателей советов многоквартирных домов предусмотрен раздел 15 "Информация, подлежащая размещению в системе председателем совета многоквартирного дома".
Таким образом, полагаем, что информация в раздел 10 ГИС ЖКХ представляется управляющей компанией. Информация в разделы 14 и 15 представляется ТСЖ (в случае проведения ТСЖ мероприятий, указанных в Разделах).
За нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства предусмотрена ответственность по ст. 13.19.1 КоАП РФ.
Отчетность в Минюст
В Минюст отчетность представляется некоммерческими организациями, деятельность которых регулируется Законом N 7-ФЗ (ст. 32).
Согласно п. 3 ст. 1 Закона N 7-ФЗ его действие не распространяется на товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья. Соответственно, ТСЖ не представляют отчетность в Минюст.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
Энциклопедия решений. Отчетность - 2023. Организации, применяющие УСН.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Ассоциации "Содружество" Иванкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
УСН
Индивидуальный предприниматель находится на УСН (доходы) и осуществляет на территории Московской области следующие виды деятельности:
- клининговые услуги для юридических лиц (уборка помещений в зданиях);
- сдача в аренду как собственных, так и арендованных нежилых помещений юридическим лицам; помещения сдаются разным юридическим лицам по разным договорам и расположены по разным адресам;
- сдача в аренду оборудования;
- оказание комплексных услуг в части обслуживания помещений (наблюдение за порядком и сохранностью имущества в здании и прилегающей территории, проведение косметического и мелкого ремонта).
1. Можно ли ИП получить первый патент на сдачу в аренду собственных и арендованных нежилых помещений, а второй на клининговые услуги (как деятельность по чистке и уборке прочая)?
2. Можно ли на каждый месяц брать новые патенты, так как изменяются площади, сдаваемые в аренду, и количество человек, занятых в клининге?
3. Можно ли по остальным видам деятельности продолжать применять УСН (доходы)? По каким расходам вести раздельный учет для целей налогообложения (только ли по заработной плате и страховым взносам сотрудников)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. ИП в данном случае может получить патент на сдачу в аренду собственных и арендованных нежилых помещений. В отношении клининговых услуг, заключающихся в уборке помещений в зданиях, применение ПСН на территории Московской области не предусмотрено.
2. В отношении деятельности по сдаче в аренду собственных и арендованных нежилых помещений ИП может на каждый новый месяц брать новый патент.
3. По остальным видам деятельности ИП сможет продолжать применять УСН (доходы). При этом он должен будет вести раздельный учет расходов, относящихся к разным налоговым режимам. Формально требование о необходимости ведения раздельного учета распространяется на все виды расходов ИП, а не только на расходы в виде заработной платы и страховых взносов сотрудников.
Обоснование позиции:
ПСН устанавливается НК РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и применяется на территориях указанных субъектов РФ (с учетом особенностей, предусмотренных в отношении федеральной территории "Сириус") (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). Законами субъектов РФ определяется и перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых на их территориях применяется ПСН (за исключением видов деятельности, установленных п. 6 ст. 346.43 НК РФ) (пп. 2, 8 ст. 346.43 НК РФ). Так, согласно ст. 2 закона Московской области от 06.11.2012 N 164/2012-ОЗ "О патентной системе налогообложения на территории Московской области" ПСН может применяться в отношении:
деятельности по чистке и уборке прочей, не включенной в другие группировки (п. 48 Таблицы 1);
сдачи в аренду собственных или арендованных нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения) (Таблица 3).
Перечни видов предпринимательской деятельности, в отношении которых индивидуальными предпринимателями может применяться ПСН, установленные законодательством, унифицированы с соответствующими кодами ОКВЭД 2 (подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ, письмо Минфина России от 25.11.2021 N 03-11-11/95293). Так, деятельности по чистке и уборке прочей, не включенной в другие группировки, соответствует код 81.29.9. Наряду с этим деятельности по уборке внутренних помещений в зданиях соответствуют коды 81.21, 81.22, что, по нашему мнению, не позволяет квалифицировать их в качестве деятельности по чистке и уборке прочей, не включенной в другие группировки. В связи с этим полагаем, что деятельность ИП по оказанию клининговых услуг юридическим лицам, заключающихся в уборке помещений в зданиях, не может быть переведена на ПСН в Московской области. Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
Что касается деятельности по сдаче в аренду собственных или арендованных нежилых помещений, то препятствий для применения в отношении нее ПСН на территории Московской области мы в данном случае не видим. В частности, статус арендаторов при этом значения не имеет (смотрите, например, письмо Минфина России от 30.04.2013 N 03-11-12/43).
Согласно п. 5 ст. 346.45 НК РФ патент выдается по выбору ИП на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года. Исключений из данного правила в отношении деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений не установлено. Соответственно, предприниматель в рассматриваемой ситуации вправе получать новый патент на каждый новый месяц в отношении указанного вида предпринимательской деятельности.
По общему правилу патент выдается на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности в целом и действует на территории всего субъекта РФ (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). Размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода в отношении деятельности по сдаче в аренду собственных или арендованных нежилых помещений в Московской области установлен в зависимости от общей площади фактически сдаваемых в аренду нежилых помещений на территории данного субъекта РФ (Таблица 3). Дифференциации данного показателя в разрезе муниципалитетов не предусмотрено (подп. 1.1, 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Отсюда следует, что предприниматель в рассматриваемой ситуации может получить один патент на совокупную площадь нежилых помещений, сдаваемых в аренду.
Закон допускает совмещение предпринимателями УСН и ПСН, включая возможность перехода с УСН на ПСН в течение календарного года (п. 1 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.13, п. 8 ст. 346.18, п. 1 ст. 346.43, п. 6 ст. 346.45, п. 6 ст. 346.53 НК РФ, письмо ФНС России от 10.12.2021 N СД-4-3/17292@). Это означает, что при получении ИП в данном случае патента в отношении деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений он продолжит применять УСН (доходы), в рамках которой будут облагаться доходы от иных видов предпринимательской деятельности. При этом в силу требований п. 8 ст. 346.18 НК РФ предприниматель должен будет вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
Формально требование о необходимости ведения раздельного учета распространяется на все виды расходов ИП, в том числе применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы", а не только на расходы в виде заработной платы и страховых взносов. С практической точки зрения для ИП, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы", основное значение при этом имеет ведение раздельного учета расходов в виде страховых взносов, в том числе уплачиваемых за себя (а потому и раздельного учета заработной платы), поскольку в таком случае именно страховые взносы влияют на расчет налоговых обязательств как по УСН, так и по ПСН (подп. 1 п. 3.1 ст. 346.21, подп. 1 п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ, письмо ФНС России от 30.11.2021 N СД-4-3/16722@).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
НДС
Между организацией (арендатор, общая система налогообложения) и органом местного самоуправления (арендодатель) был заключен договор аренды транспортного средства без экипажа. Ежемесячный размер арендной платы был установлен в твердой сумме без учета НДС.
Является ли организация (арендатор) налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанным исчислить и уплатить НДС, если такая обязанность на арендатора условиями договора аренды не возложена? Нужно ли уплатить НДС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае, если орган местного самоуправления предоставляет в аренду муниципальное имущество, НДС исчисляется и уплачивается арендатором.
В ситуации, когда орган местного самоуправления участвует в договоре как хозяйствующий субъект от своего имени и передает в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, НДС не исчисляется и не уплачивается.
Обоснование вывода:
В силу ст. 2 НК РФ, пп. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Обязанность уплаты налог на добавленную стоимость (далее - НДС) устанавливается именно налоговым законодательством, которое применяется вне зависимости от воли участников гражданского оборота.
Иными словами, если в договоре нет условия об исчислении и уплате НДС, это не меняет порядок налогообложения. Более того, такое условие не является обязательным (п. 3 ст. 607 ГК РФ, подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Существенные условия договора аренды).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также по передаче имущественных прав. Реализацией товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Вместе с тем на основании п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами местного самоуправления муниципального имущества (имущества муниципальной казны) в аренду налоговая база определяется налоговым агентом. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества (за исключением физических лиц, не являвшихся ИП).
По общему правилу сумма арендной платы, указанная в договоре с органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС (смотрите письма Минфина России от 14.02.2022 N 03-07-11/9992, от 15.02.2018 N 03-07-14/9228). В п. 4 ст. 173 НК РФ установлено, что при реализации указанных в ст. 161 НК РФ товаров (работ, услуг) сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ. Поэтому если сумма арендной платы в договоре установлена без НДС, то арендатор обязан исчислить НДС сверх арендных платежей и уплатить налог в бюджет за счет собственных средств (смотрите постановления Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10, АС Центрального округа от 07.02.2019 N Ф10-6378/18, АС Северо-Западного округа от 13.10.2016 N Ф07-8727/16 и др.).
Если в рассматриваемой ситуации в аренду предоставляется имущество муниципальной казны, то НДС исчисляет и уплачивает в бюджет арендатор. Так как в договоре сумма установлена без НДС, НДС начисляется сверх арендных платежей.
В ситуации, когда орган местного самоуправления - казенное учреждение (ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) - участвует в договоре от своего имени как хозяйствующий субъект и передает в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, НДС не исчисляется и не уплачивается.
Операции по передаче казенными учреждениями имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, в аренду не признаются объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 12.04.2021 N 03-07-11/26931, ФНС России от 14.12.2017 N СД-4-3/25449@).
Отметим, что исходя из определения термина "услуги" для целей налогообложения (п. 5 ст. 38 НК РФ), сдача в аренду имущества признается услугой (оказанием услуг) в целях главы 21 НК РФ (письма Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-11/5941, ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти, местного самоуправления имущества в аренду.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Алексеев Никита
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: