Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 30 октября по 5 ноября 2023 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 02.11.2023 N 522-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 5 и 105.26 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Действие "стабилизационной оговорки" о неухудшении налоговых условий при реализации соглашений об осуществлении деятельности распространено на резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)

Согласно принятому закону налоговые преимущества, предусмотренные для резидентов ТОР, резидентов свободного порта Владивосток, а теперь и резидентов ОЭЗ, сохранят свое действие до тех пор, пока налогоплательщики не утратят статус резидента или не истечет срок, на который они были предоставлены (пункт 4.2 статьи 5 НК РФ).

Кроме того, для резидентов особой экономической зоны отменено требование о выполнении обязательных условий, установленных статьей 105.26 НК РФ для проведения налогового мониторинга.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

Федеральный закон от 02.11.2023 N 523-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 217 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

От налогообложения освобождены доходы от безвозмездной передачи исключительных прав (предоставления права использования) РИД, созданных при выполнении государственного или муниципального контракта

Соответствующие дополнения внесены в главы НК РФ, устанавливающие порядок налогообложения доходов налогом на прибыль организаций и НДФЛ.

Изменения связаны с принятием Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 456-ФЗ, которым предусматривается ряд случаев безвозмездной передачи исключительных прав на РИД или безвозмездного предоставления права использования РИД физическим и юридическим лицам, являющимся исполнителями государственных (муниципальных) контрактов на НИОКР.

 

Постановление Правительства РФ от 31.10.2023 N 1824
"О введении временного запрета на вывоз из Российской Федерации отходов и лома драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, прочих отходов и лома, содержащих драгоценный металл или соединения драгоценных металлов, используемых главным образом для извлечения драгоценных металлов"

С 1 ноября 2023 г. по 30 апреля 2024 г. включительно вводится временный запрет на вывоз из РФ отходов и лома драгоценных металлов, а также отходов и лома электротехнических и электронных изделий, используемых для извлечения драгоценных металлов, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ

Речь идет о товарах, классифицируемых в товарных позициях 7112, 8549 21 000 0 и 8549 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Временный запрет распространяется на указанные товары, вывозимые с 1 ноября 2023 г. и выпущенные до 1 ноября 2023 г. в соответствии с таможенными процедурами, допускающими вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС. Запрет не распространяется на вывоз из РФ катодной сурьмы в слитках, а также проб, отобранных от партий отходов и лома драгоценных металлов, вывозимых организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, в целях исполнения договорных (контрактных) обязательств. При этом масса 1 пробы составляет не более 500 грамм в одной товарной партии независимо от количества таких партий по внешнеторговому договору (контракту).

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Проект Постановления Правительства РФ "О введении временного запрета на вывоз пшеницы твердой из Российской Федерации"

С 1 декабря 2023 г. по 31 мая 2024 г. включительно предлагается ввести запрет на вывоз из РФ твердой пшеницы (коды 1001 11 и 1001 19 ТН ВЭД ЕАС)

Установлен перечень случаев, на которые указанный временный запрет не распространяется.

 

Приказ ФНС России от 26.09.2023 N ЕД-7-3/675@
"Об утверждении формы налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов, порядка ее заполнения, а также формата представления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2023 N 75776.

Обновлена форма налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов

Определены порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме.

Признается утратившим силу Приказ ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@, которым утверждена аналогичная форма, с внесенными в него изменениями.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2024 года и применяется начиная с представления налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов за налоговый период 2023 года.

 

Приказ ФНС России от 26.09.2023 N ЕД-7-3/676@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на сверхприбыль, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на сверхприбыль в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2023 N 75775.

Утверждена форма налоговой декларации по налогу на сверхприбыль

Определены порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде.

Согласно Федеральному закону от 04.08.2023 N 414-ФЗ, сверхприбыль определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 и 2022 годы над средней арифметической величиной прибыли за 2018 и 2019 годы. Прибыль подлежит налогообложению при условии, что полученная величина более 1 миллиарда рублей. Налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов. Данный налог является налогом разового характера, уплатить который необходимо будет не позднее 28.01.2024.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2024.

 

Приказ ФНС России от 29.09.2023 N ЕА-7-11/696@
"О внесении изменений в приложения к Приказу ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2023 N 75774.

Внесены изменения в форму расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме

В частности, заменены некоторые штрихкоды, в новой редакции изложен раздел 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов", также указанный раздел дополнен подразделом 4 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, указанных в пункте 6.2 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации" и приложением 5 "Сведения о физических лицах, с сумм выплат и иных вознаграждений которым исчислены страховые взносы в размере, установленном подпунктом 2 пункта 6.2 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации".

Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев после дня его официального опубликования.

 

Приказ ФНС России от 28.08.2023 N ЕД-7-21/577@
"Об утверждении формы пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) в связи с полученным сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, порядка ее заполнения и формата представления таких пояснений в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2023 N 75793.

С 1 января 2024 года применяется обновленная форма пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) в связи с полученным сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога

Приводятся порядок заполнения указанной формы и формат ее представления в электронном виде.

Признается утратившим силу Приказ ФНС России от 30.03.2022 N ЕД-7-21/247@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемых в налоговый орган в электронной форме в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, формы уведомления о результатах рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов, представленных в связи с указанным сообщением, формы уведомления о продлении срока рассмотрения налоговым органом указанных пояснений и (или) документов".

 

Указание Банка России от 18.09.2023 N 6527-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 25 октября 2017 года N 614-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2023 N 75697.

Скорректированы формы бухгалтерского учета НФО

Актуализация форм отчетности, предусмотренных Положением Банка России от 25 октября 2017 года N 614-П, связана с необходимостью реализации требований ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".

Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

Указание Банка России от 18.09.2023 N 6528-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 25 октября 2017 года N 613-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2023 N 75696.

Скорректированы требования к формированию показателей некоторых форм бухгалтерской (финансовой) отчетности НФО

Актуализация форм отчетности, предусмотренных Положением Банка России от 25 октября 2017 года N 613-П, связана с необходимостью реализации требований ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".

Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

Указание Банка России от 18.09.2023 N 6529-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 28 декабря 2015 года N 526-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2023 N 75684.

Внесены уточнения в порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков

Изменения направлены на реализацию требований ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", а также предусматривают уточнение порядка формирования показателей в части операций с цифровыми финансовыми активами и утилитарными цифровыми правами.

Указание вступает в силу с 1 января 2024 года и действует до 1 января 2025 года.

 

Указание Банка России от 18.09.2023 N 6530-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 26 октября 2021 года N 777-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2023 N 75702.

Дополнены требования к составлению отчетности операторов инвестиционных платформ, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА

Изменения связаны с реализацией требований ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".

Уточняется также порядок формирования отдельных показателей в части операций с цифровыми финансовыми активами и утилитарными цифровыми правами.

Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

Указание Банка России от 18.09.2023 N 6532-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 3 февраля 2016 года N 532-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2023 N 75703.

В Отраслевой стандарт бухгалтерского учета НФО, предусмотренный Положением N 532-П, внесены уточнения в части требований к учету нематериальных активов

Изменения связаны с реализацией требований ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".

Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

<Письмо> ФНС России от 27.10.2023 N БВ-4-7/13775@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2023 года по вопросам налогообложения>

Представлен обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения, принятых в третьем квартале 2023 года

В обзоре приведены следующие правовые позиции судебных органов, в частности:

занижение налоговой базы по НДС в результате невключения в нее начисленной по результатам налоговой проверки суммы акциза является нарушением пункта 1 статьи 154 НК РФ;

налоговая база по налогу на прибыль организаций закрытого обособленного подразделения за предыдущие отчетные периоды текущего календарного года подлежит отражению во всех декларациях по обособленному подразделению, представляемых до конца текущего налогового периода, поскольку закрытие обособленного подразделения ее не обнуляет;

при отсутствии в законе положений, свидетельствующих о том, что субсидия может быть использована исключительно на заработную плату работникам, при получении данной субсидии денежные средства могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, без обязательного распределения исключительно на выплату заработной платы и уплату НДФЛ.

 

<Письмо> ФНС России от 23.08.2023 N 8-5-03/0038@
<Об исключении отдельных КБК из перечня налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате в качестве единого налогового платежа>

ФНС информирует об исключении некоторых КБК из перечня налогов, уплачиваемых в качестве единого налогового платежа

Сообщается, что в статью 58 НК РФ внесены изменения, устанавливающие, что единым налоговым платежом может быть уплачена только государственная пошлина, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ.

Таким образом, с 31.08.2023 из перечня налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате в качестве единого налогового платежа, исключаются следующие КБК:

- 18210802000011060110 (Государственная пошлина по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации (государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу));

- 18210803010011060110 (Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) (государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу));

- 18210803020011060110 (Государственная пошлина по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации (государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу)).

 

Письмо ФНС России от 20.10.2023 N КЧ-4-8/13372
"О реализации полномочий налоговых органов"

В случае вступления в силу решения налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) для целей применения статьи 32 НК РФ будет отсутствовать неисполненная обязанность в отношении налогов, сборов, страховых взносов, поскольку обязанность по уплате по данному решению налогового органа перенесена на более поздний срок

Согласно подпункту 8 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ в том случае, если относительно уплаты суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов было принято решение налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки), данные суммы учитываются при определении размера совокупной обязанности со дня, указанного в соответствующем решении. Соответственно, до дня уплаты суммы задолженности, указанной в решении налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки), такая сумма задолженности не будет формировать совокупную обязанность и отражаться на ЕНС и обязанность не будет считаться неисполненной.

Таким образом, в случае вступления в силу решения налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, материалы на основании пункта 3 статьи 32 НК РФ направлению в следственные органы не подлежат.

В случае прекращения действия отсрочки (рассрочки) при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки (рассрочки) указанные материалы подлежат направлению в следственные органы.

 

Письмо ФНС России от 25.10.2023 N БС-4-11/13585
"Об уплате страховых взносов"

ФНС в дополнение к письму от 11.10.2023 N БС-4-11/13010@ направляет уточненную редакцию абзаца 5 названного письма в части указания кода отчетного периода в уведомлениях об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов

"Таким образом, в случае уплаты в декабре 2023 года в составе единого налогового платежа (или платежными поручениями со статусом "02") сумм страховых взносов, исчисленных за декабрь, для зачета указанных сумм в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов следует в уведомлении, представляемом в декабре 2023 года, указать в отношении сумм таких страховых взносов код отчетного периода 34/03 (код налогового периода МС.12.2023 - в случае уплаты платежными поручениями со статусом "02")".

 

Письмо ФНС России от 26.10.2023 N БС-4-21/13673@
"О понятии "изменение характеристик земельного участка" в целях применения пункта 7.1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации"

Даны разъяснения по вопросу изменения характеристик земельного участка в целях применения пункта 7.1 статьи 396 НК РФ

Сообщается, в частности, что, по мнению Росреестра, при применении положений пункта 7.1 статьи 396 НК РФ следует использовать понятие "изменение характеристик" в том значении, в котором оно используется в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), который регулирует правоотношения, связанные с изменением характеристик объектов недвижимости, сведения о которых внесены (вносятся) в ЕГРН.

Под изменением характеристик объекта недвижимости понимается такое изменение, которое основано на положениях статей 13, 14, 32, 38 и 61 Федерального закона N 218-ФЗ. К числу таковых округление площади земельного участка до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления в соответствии с пунктом 21 порядка не относится, поскольку такое округление осуществляется исключительно с целью ведения ЕГРН без применения положений вышеуказанных статей Федерального закона N 218-ФЗ.


 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

31.10.2023 Арбитражный управляющий не вправе включить в состав профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ не подтвержденные документально расходы, в т. ч. затраты на сотовую связь, чеки на которую не содержат данных о плательщике

Налоговый орган посчитал, что предприниматель неправомерно завысил размер профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ по деятельности в качестве арбитражного управляющего.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился.
Налогоплательщиком не представлено доказательств того, что заявленные им расходы, в том числе частично связанные с оплатой сотовой связи, произведены для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего, направленной на получение дохода.
Отклоняя довод налогоплательщика об обоснованности включения расходов на сотовую связь, суд отметил, что представленные им чеки не содержат данных о плательщике и, соответственно, не позволяют достоверно установить, что расходы были понесены именно им.

 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 сентября 2023 г. N Ф10-3312/23 по делу N А09-2852/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

31.10.2023 Решение Конституционного суда: учредители ликвидированных компаний не должны платить их налоговые штрафы

Бизнесмены должны нести ответственность за ущерб от неуплаты налогов, который нанесла их компания, но налоговые штрафы не входят в субсидиарную ответственность.

Учредители ликвидированных и обанкротившихся компаний не обязаны платить штрафы по налоговым задолженностям, даже если их привлекли к субсидиарной ответственности. Об этом сказано в постановлении Конституционного суда (КС).

Пункт 11 статьи 61.11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не предполагаетвзыскания с контролирующих должника лиц суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика, — говорится в решении.

Суд рассмотрел дело учредителя ООО «Грибной сезон» Людмилы Ваулиной, которую хотели привлечь к субсидиарной ответственности и взыскать общую сумму неуплаты налогов в размере 117,3 млн рублей, а также штраф в 11 млн рублей.

Сама компания использовала схемы фиктивного документооборота и уходила от налогов через фирмы-однодневки. «Грибной сезон» был доведен до банкротства, однако на счетах компании не оказалось средств, поэтому налоговая направила взыскание на Людмилу Ваулину.

Предприниматель попыталась оспорить это решение, но безуспешно. Тогда Ваулина обратилась в Конституционный суд с жалобой на закон, который позволяет взыскивать штрафы по долгам организации с физических лиц, что нарушает принцип индивидуальной юридической ответственности.

КС разъяснил, что привлечь к субсидиарной ответственности можно тогда, когда доказана вина учредителя в доведении фирмы до банкротства. Бизнесменам нужно возместить ущерб, чтобы восстановить баланс экономических интересов всех участников дела.

Но штрафы за неуплаченные налоги взыскиваться не должны, поскольку они носят не восстановительный, а карательный характер.

Теперь решения по делу Ваулиной будут пересмотрены с учетом позиции КС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

01.11.2023 Нарушение срока выставления требования об уплате пени по налогу влечет признание их безнадежными к взысканию

Налогоплательщик посчитал, что пени по налогу по УСН являются безнадежными к взысканию, а налоговым органом утрачена возможность их взыскания.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогоплательщика согласился.
В случае, когда налоговым органом пропущены сроки самостоятельного принудительного взыскания, но не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности в судебном порядке, такую задолженность нельзя признать безнадежной к взысканию.
Судом установлено, что задолженность по налогу по УСН погашена несвоевременно, но фактически требование об уплате пени направлено налоговым органом налогоплательщику с нарушением срока. В связи с этим суд признал безнадежной к взысканию спорную сумму пени.

 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 августа 2023 г. N Ф10-3813/23 по делу N А68-9579/2021

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

02.11.2023 Отсутствие государственной регистрации прав на имущество не является основанием для освобождения от уплаты налога на имущество организаций, если объект эксплуатируется и соответствует признакам основных средств

Общество сочло неправомерным доначисление налога на имущество, т. к. спорный объект, не завершенный строительством, был передан ему не на основании концессионного соглашения, а во временную эксплуатацию.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогоплательщика.
Капитальные вложения в строительство объекта завершены. Первоначальная стоимость объекта окончательно сформирована. Объект обладает всеми признаками основного средства и фактически используется налогоплательщиком в целях осуществления основной производственной деятельности. Возникновение обязанности по исчислению налога на имущество связано с фактом эксплуатации объекта, отвечающего всем признакам основного средства, а не с фактом включения его налогоплательщиком в состав основных средств и фактом государственной регистрации права.
Спорный объект в проверяемом периоде в силу закона должен был быть передан обществу на основании концессионного соглашения. Имущество, полученное по концессионному соглашению, является объектом обложения налогом на имущество организаций и облагается налогом у концессионера.
Следовательно, налоговый орган правомерно доначислил обществу налог на имущество организаций.

 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 сентября 2023 г. N Ф02-4084/23 по делу N А78-5663/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

02.11.2023 Поскольку договоры уступки права требования взысканной задолженности были заключены с взаимозависимыми лицами фиктивно, на налогоплательщика была возложена обязанность отразить данную сумму полностью в составе доходов

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик обязан был отразить в составе доходов сумму взысканной задолженности.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Установлено, что в пользу налогоплательщика с контрагента взыскана задолженность, однако данную сумму он не отразил в декларации по налогу на прибыль как доход.
Налогоплательщик представил уточненную декларацию, где отразил данный доход, а также сумму убытка от договоров уступки права требования задолженности взаимозависимым лицам.
Суд согласился с налоговым органом в том, что договоры уступки были заключены формально, и данная сумма подлежала учету в составе доходов налогоплательщика.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 сентября 2023 г. N Ф06-8877/23 по делу N А12-293/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

02.11.2023 Сокрытие части произведенной и реализованной продукции и занижение налоговой базы по НДС может быть установлено исходя из протоколов допроса работников налогоплательщика и других источников

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком был не полностью уплачен НДС в связи с сокрытием реализации части сельхозпродукции.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа частично правомерной.
Установлено, что налогоплательщик занимался выращиванием и продажей сельхозпродукции.
Учитывая сведения из протоколов допроса работников налогоплательщика и других источников, суд согласился с выводами налогового органа о занижении фактических объемов урожая сельскохозяйственных культур, что привело к сокрытию доходов, полученных от реализации сельхозпродукции, и отражению искаженных данных в представленной декларации по НДС.
Вместе с тем суд подчеркнул, что одновременное доначисление НДС за два периода в связи с выявлением единого нарушения - реализации сокрытого товара - приводит к двойному налогообложению.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 сентября 2023 г. N Ф06-7913/23 по делу N А12-18222/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.11.2023 Налогоплательщик не может считаться утратившим право на применение ЕНВД в связи с превышением количества работников, если они оказывали ему услуги по гражданско-правовым договорам и были трудоустроены у других лиц

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик утратил право на применение режима ЕНВД вследствие превышения предельной численности работников.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.
Установлено, что работники, трудоустроенные у взаимозависимых лиц налогоплательщика, оказывали услуги на его объектах по договорам аутсорсинга. Кроме того, в среднесписочную численность работников налогоплательщика были включены все работники взаимозависимых лиц, однако из них допрошена была только часть.
Решение налогового органа было признано недействительным.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 октября 2023 г. N Ф06-8201/23 по делу N А65-22715/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.11.2023 Доходы и расходы ИП определяются не кассовым методом или методом начисления, а в соответствии с нормами о НДФЛ

По результатам проверки налоговый орган доначислил предпринимателю НДФЛ.
ИП в свою очередь счел, что налоговый орган при доначислении налога применил кассовый метод определения доходов и расходов, что повлекло неверное установление размера налоговых обязательств.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогоплательщика.
Управление определило действительные налоговые обязательства налогоплательщика в соответствии с правилами об НДФЛ и учетной политикой ИП.
Доходы и расходы при исчислении НДФЛ учитываются в порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ. Иных методов учета доходов предпринимателя для целей налогообложения НДФЛ законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Следовательно, доводы налогоплательщика о применении налоговым органом кассового метода и неправомерном доначислении НДФЛ не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 октября 2023 г. N Ф03-4364/23 по делу N А37-2141/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

03.11.2023 Несвоевременная отмена решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика является основанием для взыскания процентов с налогового органа

Инспекция приняла обеспечительные меры в виде приостановления операций по расчетным счетам налогоплательщика. Данное решение в дальнейшем было отменено вышестоящим налоговым органом, и налогоплательщик обратился в суд с требованием о взыскании процентов.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогоплательщика.
Решение инспекции о принятии обеспечительных мер отменено управлением в порядке подчиненности как не соответствующее требованиям закона. Нарушение инспекцией срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика является основанием для удовлетворения требования о взыскании процентов.

 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2023 г. N Ф02-5139/23 по делу N А19-25567/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

30.10.2023 Проезд в командировку в выходной: как рассчитать НДФЛ, взносы и налог на прибыль

Минфин пояснил, как учесть расходы в налоговых отчетах, если сотрудник отправляется в командировку в выходной до начала указанной в приказе даты.

Сотрудник, отправляющийся в командировку в выходной день до начала указанной в приказе даты, может ли организация учесть расходы на проезд в налоговых отчетах? Вопросы подробно разъяснены в письме Минфина от 03.08.23 № 03-03-06/2/72716.

Затраты на командировки, включая проезд к месту служебного задания и обратно, рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Дата начала (или окончания) командировки определяется согласно приказу работодателя о командировке.

В случае, когда сотрудник выезжает в командировку заранее, дата в проездном документе может не совпадать с указанной в приказе датой начала. В таких ситуациях возможно учет расходов на проезд, но лишь при условии, что изменение даты было санкционировано руководителем, подтверждающим необходимость таких расходов. Важно отметить, что учет расходов лучше закрепить в учетной политике организации для избежания возможных споров при проверках.

В случае возмещения расходов на проезд до и после командировки, такие выплаты рассматриваются как компенсация, связанная с выполнением трудовых обязанностей, и не облагается НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). Однако, если изменение даты командировки было разрешено руководством, удерживать НДФЛ со стоимости билета не требуется.

В отношении страховых взносов, документально подтвержденные целевые расходы на проезд до и после командировки не облагаются ими в соответствии с пунктом 2 статьи 422 НК РФ. Однако, если даты в билете не соответствуют указанным в приказе, оплата проезда подлежит обложению страховыми взносами, так как не считается расходами, связанными с командировкой.

Источник: Российский налоговый портал

 

30.10.2023 Лимит дохода по ПСН считают до момента отказа от патента

ИП на УСН+ПСН утрачивает право на ПСН, когда доход с начала года превысит 60 млн рублей. Причем считают доход как от ПСН, так и для ПСН.

При этом ИП может сняться с учета в качестве налогоплательщика, применяющего ПСН, если прекратил деятельность по патенту. Для этого надо направить заявление КНД 1150025.

Снятие с учета происходит в течение 5 дней, а датой снятия с учета будет дата прекращения деятельности по ПСН.

Для ИП на УСН + ПСН лимит доходов (60 млн рублей) в целях применения ПСН учитывается до даты снятия с учета в качестве налогоплательщика ПСН.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 06.06.2023 № 03-11-11/52014.

Комментарий главного редактора «Клерка»

Напомню, что в случае превышения лимита во время применения ПСН утрата права на ПСН идет с даты начала патента, то есть задним числом.

Если патент был оформлен с 1 января по 31 декабря, а в конце года доходы превысили лимит, то право на ПСН утрачивается с 1 января (см. письмо Минфина от 22.11.2022 № 03-11-11/113782).

Кстати, было предложение увеличить лимит дохода по ПСН с 60 до 150 млн рублей. Но Минфин такую идею отверг (письмо от 05.07.2023 № 03-11-11/62573).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.10.2023 Вакцинация сотрудников от COVID-19 идет в расходы по налогу на прибыль и не облагается НДФЛ

К расходам по налогу на прибыль относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Сюда относятся и расходы на вакцинацию от ковида, если они идет по постановлению Главного государственного санитарного врача.

Об этом сообщает Минфин в письме от 01.08.2023 № 03-03-06/1/71912.

Речь идет об иностранных работниках.

НДФЛ вакцинация работников не облагается, потому что это оплата идет не в интересах этого налогоплательщика.

Что касается страховых взносов, то их не будет, если есть договор с медицинской организацией на вакцинацию иностранных работников против новой COVID-19 и кори.

Но если работники сами оплачивают прививки, а компания им компенсирует расходы, то будут страховые взносы.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

31.10.2023 Минфин сообщил, с каких выплат взносы можно включить в расходы

Минфин пояснил, зависит ли возможность учета взносов на выплаты в расходах от вида выплат.

Выплаты сотрудникам подразделяются на две категории: те, которые снижают налог на прибыль (например, заработная плата), и те, которые не учитываются в расходах (например, премии к праздникам). Вопрос заключается в том, зависит ли возможность учета взносов на выплаты в расходах от вида этих выплат? На этот вопрос Минфин дал ответ в письме от 25.08.23 № 03-03-06/1/81210.

По известной практике, суммы налогов и взносов, уплаченных в соответствии с законодательством, уменьшают базу налога на прибыль и относятся к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Минфин считает, что данное правило распространяется и на страховые взносы, начисленные на выплаты, не влияющие на базу налога на прибыль (например, премии к юбилеям и профессиональным праздникам). Таким образом, страховые взносы, начисленные на выплаты сотрудникам, учитываются в составе прочих расходов, даже если эти выплаты не снижают налогооблагаемую прибыль.

Источник: Российский налоговый портал

 

01.11.2023 Минфин пояснил, как учитывать расходы на средства индивидуальной защиты

Минфин сообщил, что при расчете налога на прибыль организация может учитывать расходы на приобретение СИЗ даже в том случае, когда они выдаются по повышенным нормам.

При расчете налога на прибыль организация вправе учесть расходы на приобретение СИЗ — средств индивидуальной защиты для работников. Причем, даже в том случае, когда СИЗ выдаются по повышенным нормам. Об этом сообщил Минфин в письме от 17.08.23 № 03-03-06/1/77350.

Разъяснения следующие. Подпункт 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ позволяет организациям учитывать затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, в соответствии с законодательно установленными типовыми нормами. В настоящее время типовые нормы выдачи средств защиты установлены приказом Минтруда от 29.10.21 № 767Н. А правила выдачи СИЗ — приказом № 766Н от этой же даты.

Статья 221 ТК РФ обязывает работодателей бесплатно выдавать средства индивидуальной защиты тем, кто трудится на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. При этом работодатели могут устанавливать собственные нормы бесплатной выдачи СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников. Для этого нужно провести спецоценку условий труда. А сами повышенные нормы закрепить в локальном нормативном акте.

Таким образом, работодатель вправе учесть расходы на приобретение СИЗ как в пределах норм, предусмотренных законодательством, так и по повышенным нормам, которые установлены локальным нормативным актом.

Источник: Российский налоговый портал

 

02.11.2023 Как амортизировать неотделимые улучшения в арендованные ОС

Капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты ОС в форме неотделимых улучшений, произведенных с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом.

Срок аренды в налоговом учете – в течение действия договора аренды.

Что касается бухгалтерского учета, то надо ориентироваться на нормы ФСБУ 6/2020.

По нему элементы амортизации объекта ОС подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта. При этом начисление амортизации прекращается с момента списания объекта с бухучета.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 11.09.2023 № 03-03-06/1/86520.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

03.11.2023 За 10,5 месяцев работы надо выплатить компенсацию полного отпуска

При увольнении по любым основаниям сотрудник должен получить полную компенсацию отпуска (за 28 дней), если проработал не менее 11 месяцев. Такая норма заложена в нормативке по отпускам от 1930 года.

А если сотрудник отработал 10 месяцев и 21 день?

Если округлить этот стаж по «кадровым правилам», будет как раз 11. Но сколько дней отпуска причитается за эти 11 «недомесяцев» – 28 или 25,67?

Нужно округлять, ответил Роструд. Получится 11 месяцев. А за 11 месяцев положена полная компенсация (за 28 дней).

Кстати, при увольнении по ликвидации компании или сокращении штата полная компенсация положена за 5,5 месяцев работы.

Про расчет компенсации отпуска при увольнении по сокращению читайте здесь.

Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. 

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

03.11.2023 НДС с компенсации арендодателю не идет на вычет, даже если есть счет-фактура

Арендатор платит арендодателю компенсацию за то, что прерывает договор аренды. У арендодателя будет НДС, а у арендатора не будет вычета по НДС.

Речь идет о компенсации арендодателю недополученной выручки до конца срока аренды. Такая компенсация может быть предусмотрена договором.

Ранее Минфин в письме от 12.08.2022 № 03-07-11/78840 пояснял, что такая компенсация связана с оплатой реализованных услуг, поэтому у арендодателя она идет в базу по НДС.

А что с вычетом по НДС у бывшего арендатора? Вычета не будет, отвечает Минфин в письме от 25.08.2023 № 03-07-11/81032.

Арендодатель должен составить счет-фактуру в одном экземпляре.

У арендатора, который выплатил компенсацию недополученной арендодателем выручки в связи с досрочным расторжением договора, оснований для вычета НДС, исчисленного арендодателем, не имеется.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Учет процентов при получении займа от физического лица

Физическое лицо предоставляет денежные средства по договору займа юридическому лицу - организации на ОСН.
В какой момент организации необходимо отражать в бухгалтерском и налоговом учете начисление процентов: по факту выплаты или ежемесячно? В какой момент должна быть исчислена и удержана сумма НДФЛ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В бухгалтерском учете проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу, в том числе являющемуся физическим лицом, следует начислять равномерно, то есть на конец каждого месяца (независимо от даты их выплаты и условий предоставления займа). Проценты начисляются исходя из условий предоставления займа в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения.

В целях налогообложения прибыли при применении метода начисления расходы в виде процентов по договору займа, в том числе в ситуации, когда в качестве заимодавца выступает физическое лицо, учитываются в составе внереализационных расходов на конец каждого месяца (то есть ежемесячно).

Организация-заемщик по "платному" договору займа является налоговым агентом по НДФЛ, поэтому должна исчислить и удержать налог с доходов физического лица - заимодавца в виде процентов по договору займа в момент фактической выплаты ему процентов (в денежной форме).

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Для целей бухгалтерского учета полученные по договору займа денежные средства не учитываются в составе доходов организации (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации").

Основная сумма обязательства по полученному займу отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам").

Для обобщения информации о краткосрочных займах (срок погашения которых согласно условиям договора не превышает 12 месяцев) предназначен счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам". Сумма займа, полученного на срок, превышающий 12 месяцев, отражается на счете 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". При этом не имеет значения, предусмотрена договором займа уплата процентов или нет и кто выступает в качестве заимодавца (юридическое или физическое лицо).

Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу, являются расходами, связанными с выполнением обязательств по полученным займам (п. 3 ПБУ 15/2008). Эти расходы отражаются в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательства по полученному займу (п. 4 ПБУ 15/2008). Поэтому для бухгалтерского учета сумм начисленных процентов к счету 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" (счету 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам") должен быть открыт отдельный субсчет "Расчеты по процентам, причитающимся к уплате".

В общем случае затраты по полученным займам относятся в бухгалтерском учете к прочим расходам организации (за исключением непосредственно связанных с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, которые подлежат включению в его стоимость (п. 7 ПБУ 15/2008, п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", письмо Минфина России от 24.03.2020 N 07-01-09/22675). Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут признавать все расходы по займам прочими расходами (смотрите также письмо Минфина России от 20.02.2017 N 07-01-07/9681).

Прочие расходы отражаются по дебету счета 91, субсчет 91-2 "Прочие расходы".

Расходы признаются в бухгалтерском учете при выполнении условий, перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99, а именно:

расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расхода может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).

Проценты по полученным займам признаются прочими расходами того отчетного периода, в котором они произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (пункты 67 ПБУ 15/2008, п. 18 ПБУ 10/99).

В соответствии с требованиями п. 8 ПБУ 15/2008 проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), следует начислять равномерно, то есть на конец каждого месяца (независимо от даты их выплаты и условий предоставления займа). Проценты начисляются исходя из условий предоставления займа в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения.

Проценты начисляются исходя из фактического времени пользования заемными средствами, то есть со дня фактического получения денежных средств заемщиком до даты их возврата заимодавцу. В случае пользования заемными средствами неполный месяц расчет осуществляется исходя из количества календарных дней пользования займом. 

Налог на прибыль 

Денежные средства, полученные организацией по договору займа, не признаются в целях налогообложения прибыли доходом при их получении и расходом при их возврате заимодавцу (подп. 10 п. 1 ст. 251п. 12 ст. 270 НК РФ, письма Минфина России от 11.08.2015 N 03-03-06/4/46188, от 18.12.2007 N 03-03-06/1/868, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/128).

Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе проценты, начисленные по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, включаются в состав внереализационных расходов с учетом особенностей, установленных ст. 269 НК РФ. При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 269 НК РФ по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено настоящей статьей. По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с Налоговым кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ, если иное не установлено настоящей статьей.

Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленные в п. 1 ст. 105.14 НК РФ. При этом не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми для целей налогообложения. Для этого необходимо соответствие определенным критериям и возникновение определенных обстоятельств (ст. 105.3105.14 НК РФ). Так, сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой в случае, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает один миллиард рублей (пп. 23 ст. 105.14 НК РФ).

Пунктом 8 ст. 272 НК РФ установлено, что по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) таких выплат, предусмотренных договором (за исключением расходов, указанных в подп. 12 п. 7 ст. 272 НК РФ). Смотрите также письмо Минфина России от 17.02.2014 N 03-03-06/1/6387.

Следовательно, в налоговом учете расходы в виде процентов должны признаваться ежемесячно на отчетную дату (смотрите письма ФНС России от 09.03.2010 N ШС-22-3/17, Минфина России от 15.03.2010 N 03-03-06/2/45). 

НДФЛ 

Если заимодавцем является физическое лицо, то проценты по займу, уплачиваемые ему по договору, признаются доходами этого физического лица и являются объектом обложения НДФЛ (подп. 1 п. 1 ст. 208п. 1 ст. 209п. 1 ст. 210 НК РФ).

Организация-заемщик выступает в качестве налогового агента по НДФЛ, который должен исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов физического лица - заимодавца и перечислить исчисленный и удержанный налог в бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). Смотрите также письмо ФНС России от 26.05.2017 N БС-4-11/9974@.

В силу п. 3 ст. 226 НК РФ налоговый агент исчисляет сумму НДФЛ на дату фактического получения физическим лицом дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ.

Дата фактического получения дохода в денежной форме определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Исчисленную сумму НДФЛ налоговые агенты обязаны удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, организация-заемщик как налоговый агент должна исчислить и удержать НДФЛ с доходов физического лица - заимодавца в виде процентов по договору займа в момент фактической выплаты ему процентов (в денежной форме).

Исчисленная и удержанная сумма налога перечисляется в бюджет в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ.

Напомним, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца. Перечисление налоговыми агентами сумм налога, исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января, за период с 23 по 31 декабря не позднее последнего рабочего дня календарного года. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Учет заемщиком получения заемных денежных средств (октябрь 2023 г.);

Энциклопедия решений. Учет расходов в виде процентов по долговым обязательствам (октябрь 2023 г.);

Энциклопедия решений. Налогообложение при займе. Учет у заемщика (октябрь 2023 г.);

Энциклопедия решений. Налоговый учет процентов по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги) (октябрь 2023 г.);

Вопрос: Налоговые риски при заключении договоров займов между ООО с низкой или нулевой процентной ставкой (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2023 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга 

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Признание оригиналами электронных счетов-фактур, УПД, получаемых в формате PDF

Счета-фактуры, УПД от контрагентов поступают в формате PDF через оператора ЭДО.
Будут ли документы в таком виде считаться оригиналами в целях НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Счета-фактуры (УПД) в формате PDF не признаются оригиналами указанных документов. 

Обоснование позиции:

Электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается документ, подписанный квалифицированной электронной подписью (ч. 1 ст. 6 Закона N 63-ФЗ).

При этом электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Иными словами, электронный документ изначально создается в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе.

Электронные документы подразделены на две группы:

1) формализованные с расширением xml, для которых официально ФНС России утвержден соответствующий формат. К ним относятся счет-фактура и УПД, форматы которых утверждены приказом ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@ (далее - Приказ);

2) неформализованные, определенные организацией самостоятельно в формате docx, pdf, jpg и др. (Первичные - бумажные и электронные (С. Последовская, "Актуальная бухгалтерия", N 4, апрель 2015 г.)).

С мая 2023 года в формате PDF/А-3 можно создавать договоры, допсоглашения к ним, протоколы разногласий (приказ ФНС России от 16.02.2023 N ЕД-7-26/115@). При этом XML-формат представления договорного документа в электронной форме является альтернативным форматом к ранее утвержденному приказом от 24.03.2022 N ЕД-7-26/236@ формату PDF-А/3 (смотрите информацию ФНС России от 20.06.2023).

Передача файлов в форматах tif, jpg, pdf, png допускается также для скан-образов документов, представляемых по требованию налогового органа в соответствии с приказом ФНС РФ от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ (Таблица 4.10).

Отметим, что под электронным образом документа (скан-образом) подразумевается документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму, путем сканирования с сохранением их реквизитов (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Таким образом, в настоящее время электронные счет-фактура и УПД должны быть формализованными, составленными только в XML-формате, и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или уполномоченного им лица. При этом электронными счетами-фактурами можно обмениваться только по ТКС через оператора ЭДО (п. 9 ст. 169 НК РФ, пп. 2, 3, 5, 6 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 05.02.2021 N 14н) (Возможно ли применять в целях налогообложения "произвольные" форматы электронных документов? (журнал "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", N 8, август 2021 г.)).

Счета-фактуры (УПД), направляемые в рамках электронного документооборота в формате .pdf, не могут считаться оригиналами указанных документов.

В отношении рисков, которые могут возникнуть при применении вычета НДС по счетам-фактурам (УПД), сформированным в формате PDF, отметим следующее.

Из п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 05.02.2021 N 14н, следует, что в случае выставления счета-фактуры в электронной форме с использованием телекоммуникационных каналов связи основанием для принятия покупателем предъявленных сумм НДС к вычету является счет-фактура в электронной форме, сформированный в соответствии с утвержденным форматом (т.е. в XML-формате) (согласно абзацу второму п. 9 ст. 169 НК РФ), подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица продавца, выставленный и полученный по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с установленным данным приказом порядком (смотрите также письмо Минфина России от 22.12.2021 N 03-07-09/104829).

Вместе с тем ни один из указанных выше приказов не определяет требования к счетам-фактурам, изначально полученным в электронной форме и впоследствии распечатанным на бумажном носителе. В этой связи можно сделать вывод, что счет-фактура, полученный в электронной форме, в дальнейшем выгруженный, например, в формате PDF и распечатанный, имеет право на существование. Но основанием для вычета будет являться именно электронный счет фактура.

Главное условие для вычета по такому счету-фактуре - соблюдение требований, установленных пп. 56 ст. 169 НК РФ (наличие всех обязательных реквизитов, подписание усиленной квалифицированной электронной подписью и т.п.).

В пользу такого вывода свидетельствует и формулировка п. 2 ст. 169 НК РФ, которая не содержит указания на формат счета-фактуры.

Отметим, что и в письме ФНС России от 25.02.2020 N ЕА-4-15/3146@ отмечено, что несоблюдение требований п. 9 ст. 169 НК РФ не указано в качестве единственного основания, достаточного для отказа покупателю в вычете НДС.

Также заметим, что согласно п. 3 приведенного выше Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 05.02.2021 N 14н, выставление и получение счетов-фактур в электронной форме осуществляется через операторов ЭДО, обеспечивающих обмен документами в электронной форме по ТКС и соответствующих требованиям, аналогичным требованиям, установленным в соответствии со ст. 169 НК РФ. Выставление и получение счетов-фактур в электронной форме может осуществляться через одного или нескольких операторов электронного документооборота. Оператор ЭДО обязан обеспечить взаимодействие продавца и покупателя при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме и обмене иными документами, в том числе через иного оператора ЭДО, заключившего договор с другой стороной сделки. В случае, если продавцом и покупателем для выставления и получения счетов-фактур в электронной форме заключены договоры с разными Операторами ЭДО, такие операторы именуются соответственно "оператор электронного документооборота, заключивший договор с продавцом", и "оператор электронного документооборота, заключивший договор с покупателем".

При этом из абзаца 4 п. 7 Порядка следует, что в договоре, заключенном между продавцом (покупателем) и оператором ЭДО, заключившим договор с продавцом (оператором ЭДО, заключившим договор с покупателем), может быть предусмотрено поручение о проведении соответствующим оператором ЭДО проверки счета-фактуры в электронной форме, в том числе на соответствие формату, утвержденному на момент создания счета-фактуры в электронной форме.

В этой связи позволим предположить, что проблему выгрузки документов в формате PDF покупателю возможно решить со своим оператором ЭДО.

В заключение отметим, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Способы представления истребуемых налоговым органом документов;

Энциклопедия решений. Применение электронной подписи в целях бухгалтерского учета и налогообложения (сентябрь 2023 г.);

Вопрос: Формат счета-фактуры при ЭДО (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2022 г.);

Вопрос: В каком формате хранить вторые экземпляры счетов-фактур в электронном виде: в виде скан-образов в формате PDF или в виде xml-файла? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.) 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гнатюк Екатерина 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена 

 

Налог на прибыль

 

Налоговые риски по признанию расходов на командировки, если гостиница сформировала фискальные документы с погрешностями

Сотрудник был направлен в командировку. Он представил следующие документы, подтверждающие проживание в гостинице:
- кассовые чеки на аванс за гостиничные услуги
- акт, в котором указана стоимость одноместного размещения и курортный сбор.
Кассовый чек на зачет аванса гостиница не выдала. На запрос кассового чека с признаком способа расчета "полный расчет" с указанием общей суммы расчета с учетом ранее внесенной предоплаты гостиница предоставила кассовый чек коррекции и акт о выявлении ошибок в расчетах с применением ККТ.
Кассовый чек коррекции не содержит реквизитов, соответствующих расчету, который был произведен без применения ККТ, таких как дата, наименование товара, работы, услуги, адрес расчета и другие реквизиты. Бухгалтер гостиницы сообщил, что технически невозможно прописать в чеке коррекции наименование работ/услуг.
Можно ли в качестве документа, подтверждающего оплату, принять такой кассовый чек коррекции? Какие риски возникают у работодателя?

Расходы на проживание в командировке (как и все иные, не указанные в ст. 270 НК РФ и принимаемые для целей главы 25 НК РФ) уменьшают налогооблагаемую прибыль, если они отвечают требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Напомним, в силу этой нормы расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Нормы главы 25 НК РФ не устанавливают конкретного перечня документов, подтверждающих те или иные расходы (письма Минфина России от 29.08.2017 N 03-03-06/1/55280, от 15.08.2017 N 03-07-08/52318). По мнению чиновников, в общем случае подтверждением сумм расходов на оплату приобретенных товаров (работ, услуг) являются первичные документы (платежные документы, акты приемки-передачи, товарные накладные, заключенные договоры и др.), оформленные надлежащим образом, а при покупке за наличные - еще чеки ККТ или документы (товарные чеки, квитанции или др.), подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), оформленные продавцами (письма Минфина России от 06.05.2015 N 03-11-06/2/26028, от 05.06.2007 N 03-11-04/2/158). В письмах Минфина России от 30.09.2019 N 03-03-07/74934, от 18.02.2019 N 03-03-06/1/10344 разъяснено, что чек ККТ подтверждает факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности. Экономическую обоснованность расходов в этом случае могут подтвердить авансовый отчет, приказ руководителя, товарный чек, накладная и прочие документы (письмо ФНС России от 25.06.2013 N ЕД-4-3/11515@, письмо Минфина России от 14.10.2019 N 03-03-06/1/78500).

Непосредственно уже для норм "обновленной" редакции Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон о ККТ) в официальных разъяснениях отмечается: налогоплательщик вправе учесть произведенные подотчетным лицом затраты при наличии авансового отчета работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами. Если при осуществлении расчетов применялась контрольно-кассовая техника, оправдательные документы должны быть сформированы в соответствии с положениями Закона о ККТ (письмо Минфина России от 22.01.2020 N 03-03-06/1/3298). Если приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы оформлены с нарушениями, то расходы (затраты) по такому авансовому отчету не учитываются для целей налогообложения прибыли, как не имеющие надлежащего документального подтверждения (письма Минфина России от 30.11.2021 N 03-03-06/1/96791, от 18.10.2021 N 03-03-06/1/83896, от 28.01.2020 N 03-03-06/3/4915 и пр). Одновременно в других письмах указывается, что нарушение гостиницей норм отраслевого законодательства само по себе не свидетельствует об отсутствии расходов налогоплательщика (смотрите письма Минфина России от 26.09.2019 N 03-03-06/1/74132, от 24.09.2019 N 03-03-06/1/73290, от 20.09.2019 N 03-03-06/1/72532). Допускаем, что регулятор тем самым дает понять, что само по себе наличие или отсутствие кассового чека (или ошибки при формировании фискальных данных) не является тем ключевым обстоятельством, от которого зависит непосредственно признание расхода при исчислении налоговой базы. В поддержку допустимости такого мнения приведем решение АС Челябинской области от 18.02.2015 N А76-21252/2014 (отказано в пересмотре определением ВС РФ от 23.12.2015 N 309-КГ15-16360). Спор в том числе касался командировочных расходов в 2009-2011 гг., оформленных с приложением счетов, выставленных гостиничными комплексами за проживание (Форма N 3-Г) и контрольно-кассовых чеков. Суд указал, что налоговым органом не предоставлены доказательства, свидетельствующие о намеренном выборе заявителем несуществующих партнеров. Учитывая установленные обстоятельства, суды, руководствуясь положениями статьи 252 НК РФ, пришли к выводу о правомерном уменьшении обществом налогооблагаемой прибыли на сумму указанных расходов. При этом подчеркнуто, что работники не имели возможности проверить правоспособность организаций в момент оказания спорных услуг. Доказательства, свидетельствующие о намеренном выборе работниками налогоплательщика несуществующих партнеров и что работникам не были оказаны соответствующие услуги, налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки не получены.

Относительно положений ЛНА о командировках отметим следующее.

Согласно пп 12-14 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, а также ст. 434 ГК РФ в их взаимосвязи с нормами ст. 432 ГК РФ письменная форма договора (п. 2 ст. 434 ГК РФ) считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. Мы полагаем, что в общем случае в документ, используемый в качестве договора, должны быть включены сведения, указанные в п. 13 Правил, то есть такие специфические сведения, как информация о предоставляемом номере (месте в номере), цену номера (места в номере), период проживания в гостинице, время заезда и время выезда. Тем самым к кассовому чеку (или иному документу, выдаваемому вместо него, если, например, услуги оказаны ИП) должен прикладываться еще и иной документ, подтверждающий существование договорных отношений, не обязательно называемый именно договором. Представление вместе с кассовым чеком счета на бумажном носителе по форме 3-Г (не являющемся БСО в понимании Закона о ККТ) допускается; так, в письме Минфина России от 21.12.2018 N 02-07-05/93648 сообщается, что применение Счета (ф. 3-Г) для оформления факта оказания услуги по проживанию не противоречит положениям законодательства и при условии представления дополнительно к Счету (ф. 3-Г) документа, подтверждающего произведенные работником денежные выплаты (чека контрольно-кассовой машины, чека слипа, платежного документа или бланка строгой отчетности), может являться обоснованием расходов на проживание. Полагаем: этот же подход применим и в ситуации, когда используется счет иной формы, которая применяется исполнителем (согласно его учетной политике).

В отношении выданных чеков и чека коррекции с актом о выявлении ошибок в расчетах кратко поясним следующее.

Согласно пп. 2.1 и 3 ст. 1.2 Закона о ККТ при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной безналичной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами в полном объеме (если речь идет именно о гостиничных услугах), пользователи вправе направлять кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам) в электронной форме без выдачи бумажных кассовых чеков (бланков строгой отчетности) либо посредством передачи сведений в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности. На основании п. 4 ст. 1.2 Закона о ККТ полученный и распечатанный электронный кассовый чек (БСО) приравнивается к "бумажному" кассовому чеку или БСО при условии, что сведения в них идентичны направленному покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности (т.е. не были скорректированы).

В письме ФНС России от 08.04.2022 N АБ-4-20/4292@ разъяснено, что поскольку кассовый чек может быть выдан в электронной форме, без копии, отпечатанной на бумажном носителе, то если такой чек ККТ может быть найден и получен в мобильном приложении "Проверка чеков ФНС России", то он будет являться документом, подтверждающим расходы. Это утверждение относится и к скан-образу кассового чека с хорошо читаемым QR-кодом, по которому кассовый чек можно найти в мобильном приложении "Проверка чеков ФНС России". Отсутствие в ИФНС сведений о произведенном расчете по кассовому чеку может, в частности, свидетельствовать о том, что данный кассовый чек не является подлинным. Дополнительно смотрите письмо ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-20/19148.

Как мы поняли, направленные подотчетному лицу кассовые чеки и чек коррекции в электронной форме прошли проверку, но организация считает, что они были оформлены с ошибками, поскольку сначала не был сформирован чек на зачет, а в чеке коррекции неверный реквизитный состав.

Действительно, в общем случае при расчетах авансом (или при получении предоплаты) в кассовом чеке после окончательного расчета выдается кассовый чек с формой расчета "Полный расчет" (в зависимости от типа версии ФФД - таблицы 24, 62, 100 приложения 2 к Приказу N ЕД-7-20/662@). Сумму ранее полученного аванса отражают в реквизите "Сумма по чеку предоплатой (зачет аванса и (или) предыдущих платежей)" (в зависимости от типа версии ФФД - таблицы 20, 58, 96 приложения 2 к Приказу N ЕД-7-20/662@). Чиновники допускают применение ККТ при зачете предварительной оплаты по мере признания выручки в бухгалтерском учете (письмо Минфина России от 09.09.2021 N 03-03-06/1/72873), что предполагает сразу формирование чека на полный расчет без последующего чека на зачет. Как мы поняли, в данном случае такая возможность была реализована только в чеке коррекции*(1), но и в нем, на ваш взгляд, неверно отражены реквизиты.

Требования к реквизитному составу кассового чека (бланка строгой отчетности) содержатся в ст. 4.7 Закона о ККТ, в частности, обязательным к включению является такой реквизит, как наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, их количество. Однако ни положения Закона о ККТ, ни иные нормативные и ненормативные акты не расшифровывают понятие "наименование товаров, работ, услуг" и не конкретизируют уровень детализации наименования (полное, обобщенное, сокращенное и т.д.), которое должно быть указано в кассовом чеке. В письмах Минфина России от 21.07.2017 N 03-01-15/46708, от 04.08.2017 N 03-01-15/49971 обращено на это внимание. Название товара, работы или услуги должно быть конкретным, понятным, позволяющим идентифицировать товар или услугу (письма Минфина России от 30.06.2020 N 03-01-15/56446, от 30.01.2020 N 03-01-15/5607).

Исходя из положений приказа ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию" (далее - приказ N ЕД-7-20/662@), тег 1023 (количество предмета расчета) в составе реквизита "предмет расчета" (тег 1059) отражает количество товара, работ, услуг, платежей, выплат, иных предметов расчета.

Для версий ФФД 1.05, 1.1 и 1.2 реквизит "наименование предмета расчета" (тег 1030) включается в состав ФД, за исключением, если реквизит "признак способа расчета" (тег 1214) имеет значение, равное "3" (аванс) (пп. 29 и 75, 123 приложения N 2 к приказу N ЕД-7-20/662@). И в письме Минфина России от 29.06.2017 N 03-01-15/41166 сообщено: если при получении предоплаты объем и список товаров, работ, услуг невозможно определить, в момент оплаты на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) указывается аванс и фактически полученные денежные средства. После окончательного расчета выдается кассовый чек с формой расчета "Полный расчет" (в зависимости от типа версии ФФД - таблицы 24, 62, 100 приложения 2 к приказу N ЕД-7-20/662@). Сумму ранее полученного аванса отражают в реквизите "Сумма по чеку предоплатой (зачет аванса и (или) предыдущих платежей)" (в зависимости от типа версии ФФД - таблицы 20, 58, 96 приложения 2 к приказу N ЕД-7-20/662@). В письме ФНС России от 20.02.2019 N ЕД-4-20/2929@ приведены методические указания по применению ККТ при получении предварительной оплаты за товар, последующем зачете предоплаты и предоставлении займа для оплаты товара, а также при погашении такого займа, пункт 2 содержит пример чека, который формируется при зачете ранее внесенной предварительной оплаты и при предоставлении займа (рассрочки платежа) для оплаты товара. В частности, тег 1214 принимает значение "частичный расчет и кредит", указывается тег 1023 с отражением фактически реализованного товара (с учетом того, что каждый пользователь, повторим, вправе определять самостоятельно уровень детализации реквизита "Наименование предмета расчета" (тег 1030)).

Непосредственно кассовый чек коррекции и БСО коррекции должны содержать следующие реквизиты: наименование, номер, дата и время фискального документа (при хранении в памяти фискального накопителя и при передаче оператору фискальных данных в электронной форме вместо наименования фискального документа указывается код формы документа), наименование пользователя и его идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер контрольно-кассовой техники, заводской номер фискального накопителя, место (адрес) осуществления расчетов, фискальный признак документа, а также фискальный признак сообщения (за исключением случая печати фискального документа на бумажном носителе), а также фамилию, имя, отчество (при его наличии) лица, уполномоченного пользователем на формирование фискального документа (за исключением случая осуществления расчетов с использованием автоматического устройства для расчетов). Об этом сказано в п. 5 ст. 4.1 Закона о ККТ.

Особенностям формирования чека коррекции посвящено письмо ФНС России от 06.08.2018 N ЕД-4-20/15240@, в котором чиновники разъясняют: При использовании форматов фискальных документов версии 1.05 для исправления ошибки в виде некорректно сформированного кассового чека кассовый чек коррекции не применяется, в связи с чем пользователю, например, при корректировке кассового чека с признаком расчета "приход" необходимо сформировать идентичный некорректному кассовый чек с признаком расчета "возврат прихода", в котором отразить фискальный признак некорректно сформированного кассового чека, а затем сформировать корректный кассовый чек с признаком расчета "приход". При необходимости корректировки расчета, ранее произведенного без применения ККТ, при использовании форматов фискальных документов версии 1.05 формируется кассовый чек коррекции с признаком расчета "приход" или "расход" и иными реквизитами, предусмотренными для указанной версии форматов фискальных документов.

Реквизит "Дата, время" (тег 1012) обязателен и в электронной, и в бумажной форме чека (БСО) коррекции. Реквизиты "Адрес расчетов" и "Место расчетов" должны быть включены в состав кассового чека коррекции (БСО коррекции) при его передаче ОФД в электронной форме в случае, если указанные реквизиты ранее не были переданы ОФД в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации. Смотрите также п. 35 и примечания к таблице 27 из него, таблицу 28 к п. 36 приложения N 2 к приказу N ЕД-7-20/662@ (то есть могут не включаться в чек (БСО) коррекции в электронной форме).

Подытожим:

Организация вправе признать расходы на наем жилого помещения, если сотрудником к авансовому отчету были приложены документы об оплате оказанных услуг и подтверждение оказания услуги. Принимая во внимание, что контроль за соблюдением законодательства о применении ККТ возложен на налоговые органы, считаем, погрешности пользователя ККТ при формировании им фискальных документов (если такие документы прошли проверку, а услуги реально оказаны) не должны препятствовать признанию расходов по таким документам. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Расходы на наем жилого помещения при командировках по РФ в целях налогообложения прибыли;

Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли;

Энциклопедия решений. Реквизиты чеков ККТ;

Энциклопедия решений. ККТ при расчетах с предварительной оплатой (авансом);

Вопрос: Налогообложение в случае неполного комплекта документов на гостиничные услуги (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2023 г.);

Вопрос: Чек с поздней датой. Какие риски возникают у работодателя в связи с таким документом, подтверждающим проживание? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2023 г.) 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"МеталлоПрофиль
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения