Мониторинг законодательства РФ за период с 30 августа по 5 сентября 2021 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
Утверждена форма заявления российской организации о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество
Приказ также содержит порядок заполнения данной формы заявления и формат его направления в электронном виде.
Кроме того, утверждены форма уведомления о предоставлении налоговой льготы и форма сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций.
Приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.
Обновлены формы заявлений, связанных с аккредитацией филиала, представительства иностранного юрлица
Настоящим приказом утверждены формы заявлений об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц, о прекращении действия аккредитации, а также форма 15ЗФП "Информационный лист о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц".
Приказ содержит также форматы указанных заявлений и требования к их оформлению.
Признан утратившим силу приказ ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/681@.
ФНС обновила порядок обмена информацией в отношении заявлений налогоплательщиков о возврате сумм налогов
Установлены сроки и форма представления информации о заявлениях налогоплательщиков, касающихся возврата (зачета в иной налог) налога на прибыль организаций, НДФЛ, НДПИ, акцизов, имущественных налогов и др., зачисляемых в бюджет субъекта РФ.
Приведенный в письме порядок применяется с 16 августа 2021 года, письмо ФНС России от 27.09.2018 N БА-4-1/18819@ действует до 13 августа 2021 года.
Оснований для отзыва представленного ранее уведомления о реализации права на исполнение обязанностей налогоплательщика по НДД положениями НК РФ не предусмотрено
Соответствующий вывод Минфина основан на положениях статьи 333.45 НК РФ, устанавливающих в том числе условия и порядок начала применения налога на дополнительный доход (НДД) организацией - пользователем конкретного участка недр.
ФНС разъяснила некоторые вопросы, касающиеся заявительного порядка возмещения налогов при проведении налогового мониторинга, для случаев представления налогоплательщиком уточненных деклараций
Сообщается о порядке определения сумм налогов, подлежащих возмещению из бюджета с учетом уточнения налогоплательщиком налоговых обязательств, а также начисления процентов, в случае если сумма налога, возмещенная в установленном порядке, превышает сумму налога, подлежащую возмещению в связи с составлением налоговым органом мотивированного мнения.
ФНС рекомендованы коды показателей, необходимые для отражения налоговых обязательств налогоплательщиков по операции, установленной подпунктом 24 пункта 1 статьи 183 НК РФ
С 1 сентября 2021 дополняется перечень операций с нефтепродуктами, не подлежащих налогообложению акцизами (пункт 1 статьи 183 НК РФ дополняется подпунктом 24). Если совершение указанных операций не будет подтверждено в установленный срок соответствующими документами, налогоплательщик обязан уплатить в бюджет суммы акциза (после представления документов данные суммы будут возмещены из бюджета).
До внесения необходимых изменений при заполнении налоговой декларации рекомендовано применять доведенные настоящим письмом коды операций, совершаемых с нефтепродуктами.
Налоговым инспекциям даны поручения об обмене информацией в отношении деклараций по налогу на прибыль организаций с суммой налога "к уменьшению" в размере свыше 10 млн. рублей
Информация должна направляться в соответствующее Управление ФНС России по субъекту РФ, а также в органы исполнительной власти субъекта РФ.
В письме сообщены сроки представления информации, приведена форма и порядок ее направления, а также сообщены особенности представления информации для случаев осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга.
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
30.08.2021 Суммы, перечисленные налогоплательщиком через «проблемный» банк в счет уплаты налогов, но фактически в бюджет не поступившие, не могут быть квалифицированы как переплата и возвращены налогоплательщику
Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2021 № 310-ЭС21-8109 по делу N А14-26566/2018
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налогоплательщик полагает, что ему должны быть возвращены суммы излишне уплаченных и взысканных налогов, т. к. факт их уплаты и взыскания налога подтвержден решением суда по другому делу. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Если сумма налогового платежа не поступила в бюджет вследствие обстоятельств недобросовестности либо неблагонадежности банка, зачет или возврат налогового платежа будет означать фактическую компенсацию соответствующих потерь налогоплательщика за счет средств бюджета. Поэтому обязательными условиями для возврата налогов из бюджета является не только признание их уплаченными, но и фактическое поступление таких налогов в бюджет. В данном случае суммы, перечисленные налогоплательщиком через "проблемный" банк в счет уплаты налогов, в бюджет фактически не поступили из-за неплатежеспособности банка и, соответственно, не могут быть признаны излишне уплаченными или дважды уплаченными.
Источник: http://www.pravovest.ru/
30.08.2021 Смена собственника не может лишать арендатора права на возврат обеспечительного платежа
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.06.2021 № 306-ЭС21-4034 по делу N А65-27473/2019
Суд отменил вынесенные ранее судебные решения и направил дело о взыскании обеспечительного платежа на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку переход прав и обязанностей арендодателя ввиду заключения между ним и ответчиком договора купли-продажи спорного земельного участка не может ухудшать положение арендатора и лишать его права на возврат обеспечительного платежа
Новый собственник попросил арендатора освободить помещение. Он выплатил ему отступное, но в возврате обеспечительного платежа отказал, так как его должен возвращать прежний арендодатель, получивший это обеспечение. Арендатору не удалось взыскать обеспечение ни с бывшего, ни с нового собственника. В договоре купли-продажи помещения не было условия о передаче платежа покупателю. Верховный Суд РФ вернул дело на пересмотр. По закону покупатель арендованной недвижимости приобретает все права и обязанности предыдущего собственника-арендодателя. Стороны договорились, что арендатор может получить обеспечительный платеж у бывшего арендодателя. По сути это уступка, однако у нового арендодателя не было такого требования к прежнему, а значит, он уступил несуществующее право. Поэтому судам нужно выяснить, не должен ли новый арендодатель сам возвращать эти деньги. Смена собственника не может ухудшать положение арендатора и лишать его права на возврат обеспечительного платежа.
Источник: http://www.pravovest.ru/
30.08.2021 Если помещения бассейна термального центра входят в состав банно-оздоровительных комплексов, где предоставляются бытовые услуги, то их площадь учитывается для целей включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость
Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2021 № 304-ЭС21-7571 по делу N А45-43368/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Департамент имущества и земельных отношений области полагает, что здание общества правомерно не включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Общая площадь осмотренных помещений, используемых для видов деятельности "офис", "торговые объекты", "бытовые услуги", "общественное питание", составляет менее 20% общей площади объекта (оздоровительного центра). Помещения бассейна термального центра к числу помещений, предназначенных для использования или фактически используемых в целях бытового обслуживания, не относятся. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Департамента необоснованной. Спорные помещения могут входить в состав банно-оздоровительных комплексов, где предоставляется комплекс бытовых услуг, и в данном случае помещения предназначены именно для оказания таких услуг. С учетом этого общая площадь помещений в здании, используемых для видов деятельности "офис", "торговые объекты", "бытовые услуги", "общественное питание", составляет более 20% от общей площади объекта недвижимости. Поэтому здание соответствует критериям включения его в Перечень.
Источник: http://www.pravovest.ru/
31.08.2021 Пени, начисленные за несвоевременную уплату налога, уменьшены быть не могут (в отличие от штрафа, который может быть снижен при наличии смягчающих ответственность обстоятельств)
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.06.2021 № Ф10-1951/21 по делу N А83-231/2020
Налоговый орган начислил предпринимателю недоимку по НДС в отношении операций по сдаче в аренду недвижимости и транспортных средств, а также соответствующие пени и штрафы. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа частично согласился. Установлено, что предприниматель в спорный период фактически осуществлял указанную предпринимательскую деятельность, при этом не исчислял и не уплачивал НДС. Суд пришел к выводу, что налоговый орган правомерно начислил недоимку по НДС, при этом суд снизил штрафы с учетом смягчающих ответственность обстоятельств. Также суд указал, что порядок начисления и взыскания пеней за несвоевременную уплату налогов регулируется нормами НК РФ, и к возникшим между сторонами правоотношениям положения ГК РФ о возможности уменьшения неустойки применению не подлежат. Положения НК РФ не предусматривают возможность уменьшения размера начисленных налогоплательщику пеней, которые являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.
Источник: http://www.pravovest.ru/
31.08.2021 Налогоплательщик не имеет права на возврат переплаты по налогу, уплаченному правопредшественником, если последним срок на подачу заявления о возврате значительно пропущен
Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2021 № 308-ЭС21-6226 по делу N А32-49100/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налогоплательщик полагает, что ему должен быть восстановлен срок на возврат налога, излишне уплаченного присоединенной к нему организацией. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. К моменту завершения процедуры реорганизации налогоплательщика у правопредшественника уже отсутствовало право на возврат переплаты, поскольку со дня ее образования и до момента прекращения деятельности организации прошло намного больше трех лет. Следовательно, к правопреемнику не могло перейти отсутствующее право. В связи с этим суд в удовлетворении заявления налогоплательщика отказал.
Источник: http://www.pravovest.ru/
01.09.2021 Трехлетний срок на предъявление НДС к вычету не может быть исчислен с даты акта выездной проверки, если налогоплательщик имел возможность своевременно применить налоговые вычеты
Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2021 № 304-ЭС21-8298 по делу N А45-1758/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налогоплательщик считает, что не пропустил срок на предъявление НДС к возмещению, т. к. о том, что спорные суммы не были включены в вычеты, узнал только аз акта выездной проверки. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. За вычетами по НДС налогоплательщик обратился с пропуском трехлетнего срока. Доказательств невыполнения налоговым органом возложенных на него обязанностей либо наличия иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия, налогоплательщиком не представлено. Суд пришел к выводу об утрате налогоплательщиком права на предъявление к вычету налога по спорным счетам-фактурам.
Источник: http://www.pravovest.ru/
02.09.2021 Финансовая поддержка, выплачиваемая налогоплательщиком на основании Закона субъекта РФ, которая уменьшает сумму налога на имущество, не может быть учтена в расходах в качестве собственно налога на имущество
Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2021 № 301-ЭС21-8204 по делу N А82-23426/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налогоплательщик полагает, что правомерно включил в состав расходов сумму, перечисленную некоммерческому партнерству на основании Закона субъекта РФ, квалифицировав ее как сумму налога на имущество организаций. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Законом субъекта РФ определено, что сумма налога на имущество, подлежащего уплате в областной бюджет, уменьшается организациями, осуществляющими финансовую поддержку организаций определенного профиля. Сумма налога на имущество уменьшается на сумму фактически перечисленных средств на финансовую поддержку в пределах объема средств на такую поддержку, предусмотренного государственной программой области. Суд пришел к выводу, что оснований считать перечисленную налогоплательщиком финансовую поддержку налогом не имеется. Также нет оснований полагать, что перечисление денежных средств было связано с экономической деятельностью налогоплательщика. Поэтому налогоплательщик не вправе был учитывать спорную сумму в расходах.
Источник: http://www.pravovest.ru/
02.09.2021 Суд признал правомерным применение главой КФХ (на ЕСХН) льготы по налогу на имущество физических лиц, поскольку налоговый орган не доказал, что спорное имущество используется в иной деятельности, кроме сельского хозяйства
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.07.2021 № Ф10-2556/21 по делу N А09-3424/2020
Налоговый орган отказал главе КФХ, уплачивающему ЕСХН, в применении льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов, использование которых в сельскохозяйственной деятельности не предполагается. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа не согласился. Налог не уплачивается в отношении имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями. При этом в НК РФ отсутствуют требования в части утверждения перечня такого имущества. Проанализировав представленные договоры и первичную документацию, сведения сельской администрации, суд пришел к выводу о наличии у налогоплательщика права на применение льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении спорного имущества. Доказательств того, что спорное имущество используется налогоплательщиком в иных видах деятельности, налоговым органом не представлено. Довод о том, что для предоставления спорной льготы необходимо, чтобы сельскохозяйственный товаропроизводитель в каждом конкретном объекте одновременно производил, перерабатывал и реализовывал сельскохозяйственную продукцию, отклонен.
Источник: http://www.pravovest.ru/
03.09.2021 Сумма налога не является излишне взысканной, если обоснованность ее доначисления подтверждена вступившими в законную силу судебными актами
Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2021 № 305-ЭС21-8802 по делу N А41-27614/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налогоплательщик полагает, что ему должна быть возвращена переплата по налогу, поскольку по итогам выездной проверки размер его действительной налоговой обязанности определен неверно. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Вступившими в законную силу судебными актами по делу решение инспекции по итогам выездной проверки в обжалуемой части было признано законным и обоснованным. С учетом данных судебных актов суд указал на недоказанность неверности расчета доначисленной суммы, факта излишнего взыскания спорной суммы. Заявление налогоплательщика по данному делу фактически направлено на преодоление вступившего в законную силу судебного акта по другому делу.
Источник: http://www.pravovest.ru/
03.09.2021 Поскольку реализация предпринимателем объектов недвижимости, не предназначенных для использования в личных целях, носила систематический характер, суд признал правомерным доначисление налога по УСН
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.07.2021 № Ф10-2608/21 по делу N А35-788/2020
Налоговый орган посчитал, что предприниматель неправомерно занизил базу по УСН, не учтя в составе доходов прибыль от продажи нежилых помещений. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Применение УСН предпринимателем предусматривает освобождение его от обязанности по уплате НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности. При этом товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Факт реализации в спорный период нежилых помещений по договорам купли-продажи и получение на расчетный счет денежных средств не оспариваются предпринимателем. Суд, принимая во внимание финансово-хозяйственную деятельность предпринимателя, установив систематичность совершения соответствующих сделок, а также учитывая назначение и функциональные характеристики спорного имущества, период его реализации, пришел к выводу о направленности спорных сделок на получение прибыли. В связи с этим полученный доход непосредственно связан с предпринимательской деятельностью и подлежит обложению в рамках УСН.
Источник: http://www.pravovest.ru/
03.09.2021 Расходы предпринимателя в виде вклада в простое товарищество не учитываются при расчете налоговой базы по УСН
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.06.2021 № Ф10-2150/21 по делу N А54-11038/2019
Налоговый орган посчитал, что предприниматель занизил налоговую базу по УСН, включив в состав расходов затраты, связанные со строительством объектов в рамках договоров простого товарищества. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. При налогообложении налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС. Вместе с тем спорные расходы фактически являются вкладом налогоплательщика в простое товарищество, а не расходами, понесенными им при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которой он применяет УСН. Суд пришел к выводу, что спорная сумма не может уменьшать доходы при исчислении УСН.
Источник: http://www.pravovest.ru/
03.09.2021 Налоговый орган вправе проводить выемку не представленных по требованию первичных документов при наличии доказательств того, что без данных действий они могут быть утрачены или скрыты налогоплательщиком
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.06.2021 № Ф10-2377/21 по делу N А36-11230/2019
Налогоплательщик посчитал, что налоговый орган неправомерно в рамках налоговой проверки произвел выемку документов. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогоплательщика не согласился. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись требования о представлении документов (информации), которые не были в полном объеме исполнены. Также в ходе налоговой проверки проводилась экспертиза, для проведения которой были переданы, в том числе изъятые документы. Суд пришел к выводу, что у ИФНС имелись достаточные основания полагать, что подлинные документы налогоплательщика могли быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены налогоплательщиком, в связи с чем выемка была проведена правомерно.
Источник: http://www.pravovest.ru/
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
30.08.2021 Расходы на отделку квартиры в новостройке можно включить в имущественный вычет
В составе имущественного налогового вычета можно учесть расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, приобретенной по договору участия в долевом строительстве без отделки (при их документальном подтверждении).
Такое разъяснение дал Минфин в письме № 03-04-05/63167 от 06.08.2021.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 220 НК в фактические расходы на приобретение квартиры могут включаться следующие расходы:
расходы на приобретение квартиры либо прав на квартиру в строящемся доме;
расходы на приобретение отделочных материалов;
расходы на работы, связанные с отделкой квартиры, а также расходы на разработку проектной и сметной документации на проведение отделочных работ.
При этом что касается отделки, включить такие расходы возможно в том случае, если договор покупки квартиры предусматривает приобретение не завершенной строительством квартиры (прав на квартиру) без отделки.
Расходы на отделку должны быть документально подтверждены.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
30.08.2021 Работник уходит в отпуск с последующем увольнением? Рассчитать его надо перед отпуском
Сотруднику, который уходит в отпуск с последующим увольнением, надо выдать трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет в последний рабочий день перед отпуском.
Такое мнение высказал Минтруд в письме от 06.07.2021 № 14-2/ООГ-6377.
Если работник взял отпуск с последующим увольнением, то согласно ст. 127 ТК днем увольнения считается последний день отпуска.
То есть произвести окончательный расчет, выдать трудовую и другие документы, связанные с работой, надо в последний день работы перед отпуском.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
31.08.2021 Строку 5а в сводном счете-фактуре можно не заполнять, если покупатель – «физик»
Компании-продавцы при продаже товаров физлицу могут не заполнять строку 5а «Документ об отгрузке» в счете-фактуре со сводными данными за месяц.
Такое разъяснение дала ФНС в письме от 24.08.2021 № 3-1-11/0122@.
Если компания не выставляла счет-фактуру покупателю-«физику», в книге продаж регистрируются первичные учетные документы и документы, содержащие суммарные данные по совершенным операциям в течение календарного месяца или квартала.
При составлении суммарного счета-фактуры по всем операциям по продаже товаров физлицам строку 5а можно не заполнять.
Физлица не являются плательщиками НДС. Поэтому выдавать им счет-фактуру не надо.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
31.08.2021 Налоговики разрешили не формировать новые графы счета-фактуры, если нет прослеживаемых товаров
Компания может не формировать графы 12-13 в счете-фактуре или в УПД со статусом «1». Но только в том случае, если в документе нет товаров, подлежащих прослеживаемости.
УПД со статусом «1» — это универсальный передаточный документ, совмещающий в себе как первичный документ, так и счет-фактуру.
Такой ответ дан в письме ФНС от 23.08.2021 № 3-1-11/0115@.
Эксклюзивная запись экспресс-семинара «Прослеживаемость товаров: новые обязанности с 1 июля 2021 года». Доступна только подписчикам Платформы «Клерк 365». Становитесь подписчиком тоже.
При оформлении счета-фактуры на бумажном носителе на товары, не подлежащие прослеживаемости, работы, услуги, имущественные права графы 12 — 13 можно не формировать.
Если компания все же включила новые графы в счет-фактуру или УПД со статусом «1», но нет продажи прослеживаемых товаров, то эти графы оставляются пустыми или ставится прочерк.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
31.08.2021 С 2022 года все больничные будут выдаваться только в электронном виде
Бумажные листки нетрудоспособности больше не будут оформляться в поликлиниках. С 2022 года — только в электронном формате, то есть человеку будут говорить номер больничного.
На портале правовой информации опубликовано постановление, которое вносит изменения в действующие правила по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности.
То есть до конца года всем работодателям надо подключиться к электронному документообороту через:
бесплатную программу с сайта ФСС;
1С;
Калуга Астрал;
СБИС;
Контур;
Такском;
Парус и другие программы.
Рассчитать размер выплаты по больничному можно через онлайн-калькулятор.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
31.08.2021 Можно ли применять НПД при сдаче в аренду имущества своему работодателю
Разъяснения ФНС России
Доходы, которые были получены от сдачи в аренду (найм) жилых помещений и (или) объектов движимого имущества своему работодателю, не признаются объектом обложения налогом на профессиональный доход, пишет пресс-служба ФНС РФ. Соответствующие разъяснения доведены до региональных налоговых органов письмом ФНС РФ от 03.08.2021 № СД-4-3/10980@.
Подобная ситуация для физлиц-плательщиков НПД в случае, когда арендаторами имущества выступают их бывшие работодатели менее 2 лет назад. В данных случаях доходы от сдачи имущества в найм облагаются НДФЛ по ставке 13% либо 15% (в зависимости от суммы дохода), или арендодатель может оформить ИП и выбрать другой специальный налоговый режим, но в таком случае нужно будет дополнительно уплачивать страховые взносы.
В иных ситуациях, когда арендатора и арендодателя не связывали ранее и не связывают трудовые отношения, можно применять налог для самозанятых при сдаче в аренду (найм) жилых помещений и (или) объектов движимого имущества.
Источник: Российский налоговый портал
02.09.2021 В Воронеже производитель интерьеров для самолетов «Русавиаинтер» заплатил налоги и избежал банкротства
В связи с этим суд прекратил производство по иску
Арбитражный суд Воронежской области закрыл дело о банкротстве АО «Русавиаинтер», которое занимается интерьерами для самолетов и морских судов, пишет газета «Коммерсантъ».
Иск о банкротстве в декабре прошлого года подавала ФНС России. За прошедшее время организация «полностью погасила задолженность по обязательным платежам», заявил в суде представитель ФНС. По этой причине суд прекратил производство по иску.
В материалах дела стороны сумму налоговой задолженности не раскрывали, но, по информации ФССП, у компании за 2021 год открыто исполнительных производств по взысканию в бюджет, налогов, обязательных сборов и пеней на сумму 40 млн рублей.
Источник: Российский налоговый портал
02.09.2021 Компания возместила расходы по путевке работника, оплаченной с карты «Мир». С суммы кэшбэка надо удержать НДФЛ
С суммы возвращенного туристического кэшбэка при компенсации работодателем отдыха сотруднику надо удержать НДФЛ. Это касается тех случаев, когда путевки были оплачены с карты «Мир».
Такой вывод сделал Минфин в августовском письме.
Так как сотруднику были компенсированы деньги за путевку от государства, то своих расходов в этой сумме он не понес. Значит, надо удерживать НДФЛ.
Как объяснили в ведомстве, НДФЛ не облагается компенсация стоимости санаторно-курортных путевок от работодателя.
Также сотрудник может получить кэшбэк от государства, если он оплатил путевку картой «Мир». То есть фактически он понес меньше расходов на путевку, чем ее стоимость.
Учебный центр «Клерка» приглашает на бесплатный вебинар «Виды ответственности бухгалтера: изменения и практические кейсы Записаться на вебинар». Он пройдет 3 сентября в 11:00 по Мск.
А значит, работодатель должен удержать НДФЛ с суммы кэшбэка.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
03.09.2021 ФНС и полиция скоординировались в работе с воронежским бизнесом
С начала года возбуждено 37 уголовных дел на общую сумму 1 млрд рублей
Управления ФНС и МВД в Воронежской области вчера отчитались о совместной работе с местными неплательщиками. Главный борец с экономической преступностью в воронежской полиции Руслан Володин заявил о возбуждении с начала 2021 года 37 дел о налоговых преступлениях. Их фигуранты должны заплатить в бюджет дополнительно 1 млрд рублей, пишет газета Коммерсантъ.
По оценке МИ ФНС ведомства, в регионе невысокий уровень долговой нагрузки на бизнес. Показатель соотношения объема задолженности к объему поступлений в среднем по России составляет 9,1% (план ФНС— 6,5%), а в области он более чем 2 раза ниже — 4,3%
Источник: Российский налоговый портал
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Бухгалтерский учёт
Как учесть затраты на публикации объявлений в газете об имеющихся вакансиях в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете затраты на публикации объявлений в газете об имеющихся вакансиях признаются в качестве управленческих расходов и формируют расходы по обычным видам деятельности.
В целях налогообложения прибыли такие затраты включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете расходы по набору работников, включая публикации объявлений в СМИ (газетах) об имеющихся вакансиях, напрямую связаны с деятельностью организации и признаются в качестве управленческих расходов, формирующих расходы по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Такие затраты отражаются в том отчетном периоде, когда услуги по публикации были фактически оказаны, то есть объявление напечатано в газете (п. 16, п. 18 ПБУ 10/99).
В соответствии с Планом счетов управленческие расходы учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Следовательно, бухгалтерские записи могут быть следующими (без учета НДС):
Дебет 26 Кредит 60
- учтены затраты на объявления в газете об имеющихся вакансиях;
Дебет 60 Кредит 51
- перечислена оплата за оказанные услуги.
Налог на прибыль
На основании подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), для целей налогообложения прибыли. К услугам по подбору персонала относятся в том числе публикации объявлений в СМИ (газетах) об имеющихся вакансиях (письмо Минфина России от 23.09.2011 N 03-03-06/1/585).
При этом все расходы в соответствии с требованиями п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть экономически оправданными, документально подтвержденными и осуществленными для деятельности, направленной на получение дохода.
При применении метода начисления затраты учитываются в том отчетном периоде, когда услуги по публикации объявлений в газете были фактически оказаны и есть подтверждающие документы (п. 1, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Подтверждающими документами могут быть договор с издательством о публикации объявлений в газете об имеющихся вакансиях, заявки организации-заказчика, акт (отчет), подтверждающий фактическое оказание услуг, непосредственно сами газета с данными объявлениями, платежные документы и др. Дополнительно могут быть приложены документы (например, штатное расписание) организации-заказчика, свидетельствующие о наличии вакансий.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на подбор персонала;
- Информация УФНС России по Пермскому краю от 23 июля 2007 г. "Организация подбирает персонал: как учесть расходы" (официальный сайт УФНС РФ по Пермскому краю, раздел "Наша консультация", июль 2007 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия
Ответ прошел контроль качества
Заключен договор лизинга. Договором лизинга предусмотрена уплата авансового платежа до приёма-передачи предмета лизинга, который потом частично засчитывается в счет оплаты первых месяцев аренды. Лизингополучатель является налогоплательщиком НДС и принимает налог к вычету.
Каков порядок отражения НДС в бухгалтерском учете лизингополучателя, применяющего ФСБУ 25/2018?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При применении ФСБУ 25/2018 для корректного отражения в бухгалтерском учете сумм НДС с лизинговых операций требуется обеспечить обособленный учет возмещаемого налога, например введение для него отдельного субсчета "НДС" к счету 76.
При этом конкретная методика отражения на счетах учета арендных операций разрабатывается организацией самостоятельно и может отличаться от предложенных ниже.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В свою очередь, ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", устанавливая допустимые способы формирования в бухучете информации об объектах аренды, в том числе финансовой (лизинга) (п. 2 ФСБУ 25/2018), не содержит конкретной методики (схемы) отражения информации об объектах аренды на счетах бухучета, как это ранее было реализовано в Указаниях об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 (утрачивают силу с 2022 г.).
Этот процесс организуется организацией самостоятельно в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и с учетом общих принципов формирования учетной политики (ст.ст. 8, 21 Закона N 402-ФЗ, п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", смотрите также Рекомендацию Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (принята фондом НРБУ БМЦ от 17.12.2018)).
Лизингополучатель организует учет предмета аренды в соответствии с пп. 10-23 ФСБУ 25/2018. Согласно п. 10 ФСБУ 25/2018 на дату предоставления предмета аренды арендатор отражает в бухгалтерском учете право пользования активом (далее также - ППА) и одновременно обязательство по аренде:
- право пользования активом оценивается по фактической стоимости и амортизируется (пп. 13, 17);
- обязательство по аренде представляет собой кредиторскую задолженность по уплате арендных платежей в будущем и первоначально оценивается как суммарная приведенная стоимость этих платежей на дату оценки. После признания величина обязательства увеличивается на величину начисляемых процентов и уменьшается на величину фактически уплаченных арендных платежей (пп. 14, 15, 18, п. 3 информационного сообщения Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15).
Причем ППА и обязательство по аренде отражаются в бухгалтерском учете лизингополучателя без возмещаемых налогов (п. 7 ФСБУ 25/2018). Также заметим, что авансы (без НДС) формируют фактическую стоимость ППА, но не учитываются при первоначальной оценке обязательства по аренде (пп. 13, 14 ФСБУ 25/2018). Что следует учитывать при разработке методики учета и формировании набора используемых счетов для отражения лизинговых операций, и требует, прежде всего, обособленного отражения НДС, например, с выделением для него отдельного субсчета.
Операции, связанные с учетом НДС, ФСБУ 25/2018 не регламентирует. При этом в отличие от порядка оценки актива и обязательства, предусмотренного этим стандартом с использованием таких новых величин, как "приведенная стоимость", "дисконтирование", справедливая стоимость, НДС представляет собой реальную сумму налога, определенную по правилам НК РФ и предъявляемую к уплате лизингодателем.
Лизингополучатель, являющийся налогоплательщиком НДС, имеет право на вычет этого налога в порядке, установленном ст. 171, 172 НК РФ. В частности, налогоплательщик, перечисливший аванс в счет предстоящих поставок (оказания услуг), имеет право на вычет как "авансового" налога, так и налога, предъявленного с суммы оказанных услуг (пп. 2, 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ). В свою очередь, в периоде возникновения права на налоговые вычеты с оказанных услуг сумма "авансового" НДС, принятого ранее к вычету, подлежит восстановлению (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Согласно Плану счетов информация об уплаченных (причитающихся к уплате) суммах НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, отражается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Списание накопленных на этом счете сумм отражается по кредиту счета 19 в корреспонденции, как правило, со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам".
На практике для отражения в бухгалтерском учете суммы НДС, уплаченной в составе авансового платежа, вводят дополнительный технический счет, например, 76, субсчет "НДС с авансов выданных". При принятии к вычету авансового НДС этот счет может напрямую корреспондировать с дебетом счета 68 (Рекомендация Р-29/2013-КпР "НДС с авансов выданных и полученных" (принята фондом НРБУ БМЦ 09.08.2013)). На наш взгляд, в этой части с вступлением в силу ФСБУ 25/2018 ничего не изменилось. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Учет перечисления поставщику аванса с расчетного счета.
Учитывая все вышесказанное, в качестве условного примера N 1 приведем возможную схему проводок у лизингополучателя, применяющего ФСБУ 25/2018, с акцентом на НДС.
Исходные данные:
- срок аренды 12 месяцев (12 платежей);
- общая сумма договора лизинга - 1 524 000 руб. (включая НДС 20% 254 000 руб. и выкупную стоимость в составе последнего лизингового платежа);
- до момента передачи предмета лизинга перечислен аванс 84 000 руб. (включая НДС 14 000 руб.), который равномерно засчитывается в счет оплаты услуг аренды за первые 7 месяцев (по 12 000 руб., включая НДС 2000 руб.);
- график погашения оставшихся лизинговых платежей равномерный по 120 000 руб. в месяц (в т.ч. НДС 20 000 руб.);
- месячная ставка дисконтирования определена как 0,008 (0,8%);
- приведенная стоимость будущих арендных платежей с использованием указанной ставки - 1 139 861,46 руб.;
- сумма процентов, рассчитанных за первый месяц лизинга - 9118,89 руб.*(1);
- размер амортизации за месяц - 33 607,26 (СПИ 36 месяцев, линейный метод).
Допустим, иных затрат, связанных с заключением договора лизинга, у организации не было.
Используемые счета:
08.ППА - вложения в право пользования активом
01.ППА - право пользования активом
02.ППА - амортизация ППА
76.1 - Обязательство по аренде
76.2 - Аванс по лизингу
76.3 - НДС с лизинговых операций
76.9 - НДС с авансов выданных
1. На дату уплату аванса:
Дебет 76.2 Кредит 51 - 84 000,00 - уплачен аванс;
Дебет 68 Кредит 76.9 - 14 000,00 - принят к вычету НДС с аванса (напомним, это право налогоплательщика, а не обязанность).
2. На дату получения имущества от лизингодателя и ввода в эксплуатацию:
Дебет 08.ППА Кредит 76.1 - 1 139 861,46 - отражено обязательство по аренде в первичной оценке и учтено в первоначальной стоимости ППА;
Дебет 08.ППА Кредит 76.2 - 70 000,00 - сумма аванса без НДС учтена в первоначальной стоимости ППА;
Дебет 01.ППА Кредит 08.ППА - 1 209 861,46 - ППА принято к учету.
3. Далее ежемесячно:
Дебет 76.1 Кредит 51 - 100 000,00 - первый лизинговый платеж по графику (без НДС);
Дебет 76.3 Кредит 51 - 20 000,00 - НДС в составе уплаченного лизингового платежа;
Дебет 91.2 Кредит 76.1 - 9118,89 - начислены проценты за первый месяц лизинга;
Дебет 19 Кредит 76.3 - 22 000,00 - принят к учету НДС, предъявленный лизингодателем по услугам аренды за первый месяц лизинга;
Дебет 68 Кредит 19 - 22 000,00 - при получении счета-фактуры НДС принят к вычету,
Дебет 76.3 Кредит 76.2 - 2000,00 - зачтен НДС из суммы авансового платежа (1/7 от 14 000,00);
Дебет 68 Кредит 76.9 - сторно (2000,00) - восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с аванса;
Дебет 20 (26, 44) Кредит 02.ППА - 33 607,26 - начислена амортизация.
В аналогичном порядке производятся записи следующие 7 месяцев, далее - без проводок по зачету аванса и восстановлению авансового НДС (сумма начисляемых процентов ежемесячно будет меняться).
В нашем примере необходимости в какой либо дополнительной проводке, отражающей зачет непосредственно части суммы аванса без НДС (10 000 руб.) в счет погашения обязательства по аренде, мы не видим, поскольку обязательство перед лизингодателем изначально формировалось за минусом авансовых сумм.
Однако приведенный алгоритм отражения лизинговых операций на счетах учета не является единственно возможным. К примеру, авансовый платеж, как и текущие лизинговые платежи, может быть разбит на сумму без НДС и сумму НДС (т.е. Дебет 76.2 Кредит 51 - 70 000,00 плюс Дебет 76.3 Кредит 51 - 14 000,00). Тогда необходимость в проводке с зачетом НДС (Дебет 76.3 Кредит 76.2 - 2000,00) отсутствует. Однако это несколько снижает информативность учета в части авансовых сумм.
И напротив, для увеличения информативности в части зачета аванса организация может использовать дополнительные счета - к примеру, обычные субсчета к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (60.1 "Расчеты по услугам" и 60.2 "Авансы")*(2). В этом случае схема проводок усложняется, однако это добавляет наглядности и может быть актуально при длительном договоре лизинга и долговременном зачете авансовых сумм - сальдо по дебету счета 60.2 показывает всю сумму незачтенного аванса. В то время как в приведенной выше упрощенной схеме (отметим, вполне соответствующей требованиям ФСБУ 25/2018 и Плана счетов) сумма аванса сразу учтена в первоначальной стоимости ППА, а по дебету 76.2 числится лишь сумма неучтенного НДС.
Пример N 2 подобной альтернативной схемы проводок (на основе тех же исходных данных):
1.
Дебет 60.2 Кредит 51 - 84 000,00 - уплачен аванс;
Дебет 68 Кредит 76.9 - 14 000,00 - принят к вычету НДС с аванса;
2.
Дебет 08 Кредит 76.1 - 1 139 861,46 - получен предмет лизинга, учтено обязательство по аренде;
Дебет 08 Кредит 76.2 - 70 000,00 - учтен аванс без НДС;
Дебет 01 Кредит 08 - 1 209 861,46 - принято к учету ППА;
3.
Дебет 91.2 Кредит 76.1 - 9118,89 - начислены проценты за первый месяц лизинга;
Дебет 60.1 Кредит 60.2 - 12 000,00 - часть аванса зачтена в счет оплаты первого месяца аренды;
Дебет 60.1 Кредит 51 - 120 000,00 - произведен первый лизинговый платеж по графику;
Дебет 76.2 Кредит 60.1 - 10 000,00 - отражено погашение части авансового платежа, сформировавшего первоначальную стоимость ППА;
Дебет 76.1 Кредит 60.1 - 100 000,00 - отражено фактическое погашение обязательства по аренде;
Дебет 19 Кредит 60.1 - 22 000,00 - предъявлен НДС с услуг аренды за первый месяц;
Дебет 68 Кредит 19 - 22 000,00 - НДС за 1 месяц аренды принят к вычету;
Дебет 68 Кредит 76.9 - сторно (2000,00) - восстановлен авансовый НДС.
Как видим, в этом случае НДС отражается в бухучете в общем порядке, а разделение на составляющие (обязательство по аренде, НДС, авансовый платеж) производится по сути на обычном счете учета расчетов с лизингодателем (для этих целей можно использовать и отдельный субсчет к счету 76. Мы использовали счет 60 для большей наглядности).
Кроме того, возможна реализация иной схемы проводок в используемом программном продукте. Смотрите, например, материал ФСБУ 25/2018: учет аренды в "1С:Бухгалтерии 8" (журнал "БУХ.1С", N 6, июнь 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Ответ прошел контроль качества
Разное
Индивидуальный предприниматель (арендодатель) заключил с физическим лицом (плательщик НПД), который не имеет расчетного счета в банке, договор о сдаче в аренду нежилого помещения. Арендная плата составляет 40 000 рублей в месяц. Договор заключен на 11 месяцев.
Не будет ли в таком случае нарушения лимита расчетов наличными средствами? Можно ли производить расчеты наличными денежными средствами с применением онлайн-кассы?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Из прямого прочтения нормативного акта Банка России усматривается, что при расчетах наличными между названными сторонами лимит не применяется.
При расчетах наличными с арендатором предприниматель вправе не применять ККТ.
Обоснование позиции:
Согласно п. 4 Указания Банка России от 09.12.2019 N 5348-У "О правилах наличных расчетов" (далее - Указание N 5348-У) предельный размер расчетов наличными деньгами между участниками наличных расчетов составляет 100 000 руб.
В соответствии с п. 1 Указания N 5348-У участниками наличных расчетов признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Из взаимосвязи приведенных норм следует, что данный лимит распространяется на исполнение денежных обязательств в рамках одного договора между:
- юридическими лицами,
- индивидуальными предпринимателями,
- юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.
В рассматриваемом случае заключен договор между предпринимателем и физическим лицом, плательщиком НПД.
Из положений п. 1 Указания N 5348-У не следует, что физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя и уплачивающее НПД, является участником наличных расчетов.
Аналогичное мнение изложено в письме УФНС России по г. Москве от 10.06.2020 N 20-21/093682@ (ознакомиться с ним можно в сети Интернет).
В этой связи мы придерживаемся позиции, что в рассматриваемом случае лимит расчетов, установленный п. 4 Указания N 5348-У, не применяется.
Нами не обнаружено разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений применительно к анализируемой ситуации, где бы нашла отражение противоположная позиция.
Более того, ранее в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 10.10.2016 N Ф04-1886/16 по делу N А27-12055/2015 было сказано буквально следующее: "...Так как оплата произведена физическим лицом, то требование о предельном размере при расчетах наличными денежными средствами не применяется".
В целях избежания негативных последствий возможно обратиться за разъяснениями в уполномоченные органы (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Например, обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.
Что касается применения онлайн-касс, то по общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ), ККТ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов (за рядом исключений).
Так, в силу п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН и осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12-17, 19-27, 29-31, 34-36, 39, 41-44, 49-52, 54, 55, 57-62, 64, 66-80 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, могут осуществлять расчеты в рамках данных видов деятельности без применения ККТ при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер и реквизиты, установленные абзацами 4-12 п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ.
Таким образом, предприниматель вправе не применять ККТ при условии выдачи клиенту документа, подтверждающего факт расчета и содержащего ряд реквизитов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества
Какими налогами облагается беспроцентный заем между юридическими лицами, в том числе если директора и учредители этих обществ являются родственниками (брат и сестра)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение беспроцентного займа между организациями не влечет возникновения налогооблагаемых доходов и расходов (как и очевидных налоговых рисков) у обеих сторон сделки, в т.ч. и у взаимозависимых.
Обоснование вывода:
По договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Договор займа может быть как возмездным, то есть предусматривающим уплату процентов за пользование заемными средствами, так и безвозмездным, когда исполнение заемщиком обязательства ограничивается лишь возвратом долга, соответствующее условие должно быть согласовано в договоре - без такого условия договор считается возмездным, и заимодавец имеет право требовать с заемщика выплаты процентов (п. 1 ст. 809 ГК РФ).
Законодательством не ограничен круг лиц, которые могут выступать в качестве заимодавцев. Поэтому организация может получать займы как от других организаций, так и от граждан.
Соответственно, договор беспроцентного займа может быть заключен в том числе между юридическими лицами (включая коммерческие организации).
В силу положений пп. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Налоговое законодательство также не содержит требований об установлении в договоре займа определенных процентных ставок и запрета на выдачу беспроцентных займов.
При этом налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок по предоставлению займа не обязаны руководствоваться в вопросах определения процентов по соответствующим долговым обязательствам положениями НК РФ (смотрите письма Минфина России от 09.02.2016 N 03-01-18/6665, от 08.12.2015 N 03-01-18/71731, от 15.07.2015 N 03-01-18/40737).
Статьей 269 НК РФ установлено, что под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления. По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.
Как следует из положений ст. 269 НК РФ, если договор займа не отвечает признакам контролируемой сделки, то доход (расход) в виде процентов по такому договору признается для целей налогообложения прибыли исходя из фактической процентной ставки, иначе говоря, из ставки, которая предусмотрена договором, без каких-либо ограничений, включая ставку 0%.
В отношении сделок, признаваемых контролируемыми, ст. 269 НК РФ установлены особые условия признания процентов для целей налогообложения прибыли.
Напомним, в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ контролируемой признается сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, если имеет место хотя бы одно из обстоятельств, указанных в этой норме, соблюдаются суммовые критерии, которые предусмотрены п. 3 ст. 105.14 НК РФ, и сделка не входит в перечень сделок, не признаваемых контролируемыми согласно п. 4 ст. 105.14 НК РФ.
В свою очередь, с 1 января 2017 года сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ, не признаются контролируемыми (подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ (норма введена Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ), информация Федеральной налоговой службы от 29.12.2016 "С 1 января расширен перечень сделок, не признаваемых контролируемыми")*(1).
Требования к месту регистрации (месту жительства) в данной норме установлены в отношении лиц, являющихся участниками таких сделок, которые определяются с учетом норм ГК РФ, в том числе:
- п. 1 ст. 807 ГК РФ - в части сторон сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами;
- п. 1 ст. 430 ГК РФ, в соответствии с которым возможно заключение договоров в пользу третьих лиц, - в части выгодоприобретателей по этим сделкам (письма Минфина России от 25.05.2018 N 03-12-11/1/35711, от 15.12.2017 N 03-12-11/1/86030).
Положения подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ применяются к внутрироссийским сделкам по предоставлению беспроцентных займов, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ после 1 января 2017 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора или дополнительного соглашения к нему, в соответствии с которым установлен беспроцентный характер займа (письма Минфина России от 05.02.2018 N 03-12-11/1/6568, от 13.10.2017 N 03-12-11/1/67157, от 28.04.2017 N 03-12-11/1/26008, от 27.04.2017 N 03-12-11/1/25686, от 21.04.2017 N 03-12-11/1/24048, письмо ФНС России от 13.04.2017 N ЕД-4-13/6968@).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации, когда и заемщик и заимодавец являются резидентами РФ, сделки по предоставлению беспроцентных займов контролируемыми не являются, даже если стороны будут признаны взаимозависимыми.
При этом в случае совершения сделки по предоставлению беспроцентного займа (исходя из ставки ноль процентов), не признаваемой контролируемой в соответствии с НК РФ, применяются положения абзаца третьего п. 1 и п. 1.1 ст. 269 НК РФ. Соответственно, по указанным сделкам проценты признаются доходом у заимодавца согласно абзацу второму п. 1 ст. 269 НК РФ, то есть исходя из фактической ставки. Если ставка по займу предусмотрена в размере ноль процентов, то доход в виде процентов по такому долговому обязательству отсутствует (письмо ФНС России от 15.02.2018 N СД-4-3/3027@).
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Порядок определения материальной выгоды и ее оценки при получении беспроцентного займа главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не установлен.
Таким образом, не возникает налогооблагаемого дохода от беспроцентного пользования заемными средствами и у организации-заемщика, поскольку главой 25 НК РФ такого вида дохода не предусмотрено (письма Минфина России от 23.03.2017 N 03-03-РЗ/16846, от 24.03.2017 N 03-03-06/2/17311, от 28.08.2018 N 03-12-11/1/61109, от 19.01.2018 N 03-03-06/1/2773, от 31.03.2021 N 03-12-11/1/23489, от 15.06.2020 N 03-12-11/1/51127).
Кроме того, предоставление, получение и возврат денежного займа не образуют объекта обложения НДС (подп. 1 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).
То есть совершение сделки по предоставлению беспроцентного займа одним юридическим лицом другому (в данном случае - организации) не влечет возникновения налогооблагаемых доходов и расходов у обеих сторон договора займа.
К сведению:
В обязанности налоговых органов входит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства (включая обязанность уплачивать законно установленные налоги), в том числе посредством выездных и камеральных налоговых проверок (п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 82, ст. 87 НК РФ). В частности, в рамках указанных мероприятий производится доказывание обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных п. 2 ст. 54.1 НК РФ (п. 5 ст. 82 НК РФ, письмо ФНС России от 30.11.2018 N ЕД-4-2/23197).
Пунктом 1 ст. 54.1 НК РФ установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Как сообщается в письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@, содержащем рекомендации по применению положений ст. 54.1 НК РФ (доведенные до нижестоящих налоговых органов), эта статья направлена на предотвращение использования "агрессивных" механизмов налоговой оптимизации (умышленное искажение сведений о сделках, о налоговой базе, действия, направленные исключительно на неуплату налогов, т.е. фиктивные сделки и т.п.).
При этом в рекомендациях по применению указанной статьи ФНС напоминает, что положения НК РФ не ограничивают само право налогоплательщиков проводить свои хозяйственные операции так, чтобы налоговые последствия были минимальными, однако в избранном налогоплательщиком варианте сделки (операции) не должно присутствовать признака искусственности, лишенной хозяйственного смысла. Кроме того, налоговый орган не вправе настаивать на том, что налогоплательщик должен был выбрать тот или иной вариант построения хозяйственных операций. Смотрите письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@. Совсем недавно ФНС России направила в нижестоящие территориальные органы еще одно обширное письмо от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@, в котором обобщила правовые позиции и дала рекомендации по применению ст. 54.1 НК РФ.
При установлении обстоятельств, свидетельствующих, что основной целью заключения налогоплательщиком сделки (операции) являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии, налоговые органы должны доказать, что такая сделка (операция) не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.
Таким образом, одним из ключевых моментов в целях применения п. 1 ст. 54.1 НК РФ является умышленное (сознательное) противоправное искажение налогоплательщиком сведений (п. 2 ст. 110 НК РФ). При доказанности умышленности действий налогоплательщика, направленных на неуплату налога, налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме (письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@). Кроме того, для исключения рисков доначисления налога основной целью предоставления беспроцентного займа не должна быть неуплата налога (подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).
В связи с этим с полной уверенностью об отсутствии каких-либо иных налоговых рисков при предоставлении беспроцентного займа взаимозависимому лицу утверждать не приходится. Тем не менее при наличии деловой цели предоставления займа такие риски будут являться минимальными.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Договор беспроцентного займа;
- Энциклопедия решений. Сделки, не признаваемые контролируемыми;
- Вопрос: Сделка беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.);
- Вопрос: Предоставление беспроцентного займа (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
Организация сдает в аренду другой организации и частному лицу принадлежащий ей автомобиль.
Кто в таком случае выписывает путевой лист: организация - собственник автомобиля или арендатор? Если арендатор, то как выписать путевой лист, учитывая, что в свидетельстве указана другая организация - собственник автомобиля? Какие документы необходимо предъявить инспектору на посту ГИБДД?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При сдаче в аренду автомобиля без экипажа путевой лист оформляет организация-арендатор, которая эксплуатирует транспортное средство.
Особенности заполнения путевого листа в такой ситуации изложены ниже.
По требованию сотрудников полиции водитель арендованного автомобиля обязан предъявить водительское удостоверение, регистрационные документы на автомобиль, путевой лист, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности, а также документы на перевозимый груз, включающие в себя транспортную накладную.
Обоснование вывода:
Предоставление ТС за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации осуществляется на основании договора аренды ТС без экипажа (ст. 642 ГК РФ).
Такой договор должен быть заключен в письменной форме, независимо от его срока и цены и не подлежит государственной регистрации (ст. 643 ГК РФ).
При этом если иное не предусмотрено правилами о данном виде договора, к нему в силу ст. 625 ГК РФ применяются общие положения об аренде, содержащиеся в параграфе 1 главы 34 ГК РФ.
В тексте договора аренды следует указывать следующие условия сделки:
- данные арендодателя и арендатора;
- объект аренды (арендуемое имущество);
- срок действия договора аренды;
- цену договора аренды (сумму арендной платы) и порядок ее внесения;
- условия ремонта, содержания и улучшения арендуемого имущества (если применимо);
- возможность сдачи имущества в субаренду (если применимо);
- условия продления (пролонгации) договора аренды;
- основания расторжения договора аренды;
- условие о выкупе арендуемого имущества (если он предусмотрен);
- иные существенные условия договора.
Согласно ст. 644 ГК РФ в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, обязан арендатор.
Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую (ст. 645 ГК РФ). Кроме того, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ). При этом расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, включают в том числе приобретение горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ).
Иначе говоря, если имеет место аренда без экипажа, то в силу ст. 642 ГК РФ арендатор осуществляет управление и эксплуатацию своими силами и несет соответствующие расходы*(1).
Сдача в аренду транспортного средства юридическому лицу
Как следует из вышеизложенного, если в рассматриваемой ситуации осуществляется аренда автомобиля без экипажа и договором не предусмотрено, что арендодатель несет расходы на приобретение ГСМ, то по общему правилу учет затрат на ГСМ осуществляет арендатор,
Затраты на приобретение ГСМ для целей налогообложения прибыли могут быть признаны в качестве материальных расходов (письма УФНС России по г. Москве от 26.08.2011 N 20-14/2/083177@, от 30.01.2009 N 19-12/007413@) или как расходы на содержание служебного транспорта (письмо Минфина России от 22.03.2019 N 03-03-07/19283).
Однако организация-арендодатель не вправе будет учесть в данном случае затраты на оплату топлива для переданного в аренду автомобиля в расходах, учитываемых при налогообложении прибыли, поскольку осуществление этих расходов не возложено на арендодателя по договору аренды, а в силу закона такие расходы несет арендатор.
Что же касается других затрат арендодателя, связанных с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прежде всего амортизационных отчислений*(2); расходов на проведение капитального ремонта, при условии, что договором не установлена обязанность арендатора производить капремонт; расходов на проведение текущего ремонта, расходы на содержание имущества, если эти расходы договором возложены на арендодателя, то необходимо отметить следующее.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на содержание переданного по договору аренды имущества (включая амортизацию по этому имуществу) относятся к внереализационным расходам арендодателя, если сдача имущества в аренду имеет эпизодический (разовый) характер. Если организация предоставляет имущество в аренду на систематической основе, такие затраты включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 260, подп. 3 п. 2 ст. 253, второй абзац подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Смотрите также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2006 N А43-7220/2005-30-310, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.09.2005 N Ф04-5740/2005.
При этом налоговые органы руководствуются определением систематичности, приведенным в п. 3 ст. 120 НК РФ: два раза и более в течение календарного года. То есть если в течение одного календарного года заключены два и более договоров аренды, то доходы и расходы от аренды налоговые органы предлагают учитывать в составе доходов и расходов, связанных с производством и реализацией.
В случае, когда эксплуатация транспортного средства производится непосредственно организацией-арендатором, исходя из его потребностей, а оплата топлива осуществляется из средств арендодателя, с учетом части 1 ст. 9, части 1 ст. 10, п. 8 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), ст. 313 НК РФ организация-арендатор сможет подтвердить такой факт своей хозяйственной жизни, как использование автомобиля для производственных целей организации-арендатора. Она сможет учесть стоимость ГСМ при расчете налога на прибыль в пределах внутренних нормативов, утвержденных самой организацией. По общему правилу при установлении норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте организации руководствуются Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
Количество израсходованного арендатором ГСМ будет подтверждать первичный документ, оформленный арендатором.
При этом в общем случае в целях подтверждения экономической обоснованности расходов на ГСМ основным документом является путевой лист*(3).
Таким образом, при аренде автомобиля обязанность оформления путевого листа ложится на того, кто его эксплуатирует. То есть при сдаче в аренду автомобиля без экипажа путевой лист оформляет организация-арендатор.
Организация-арендатор может использовать:
- унифицированные формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78;
- формы, разработанные самостоятельно.
При использовании унифицированных форм в них следует добавить:
- основной государственный регистрационный номер юрлица (ОГРН) в сведениях о собственнике (владельце) ТС (подп. 1 п. 3 приказа Министерства транспорта РФ от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", далее - Приказ N 368);
- о виде сообщения в сведения о перевозке (подп. 6 п. 1 и п. 6 Приказа N 368);
- в сведениях о транспортном средстве - тип, модель автомобиля, инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев). При использовании ТС с прицепом (полуприцепом) - его модель для любого типа транспортного средства (подп. 1 и 2 п. 4 Приказа N 368);
- сведения о дате и времени предрейсового и послерейсового медосмотров водителя, Ф.И.О. и подпись медработника, проводившего осмотр;
- сведения о дате, времени проведения предрейсового (предсменного) контроля технического состояния ТС, подпись, Ф.И.О. контролера технического состояния ТС.
Печать или штамп организации в путевом листе проставлять не обязательно.
Приказ N 368 утвержден Минтрансом РФ во исполнение положений ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ), в соответствии с которыми запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Как уже было отмечено, согласно подп. 3 п. 1 и п. 3 Приказа N 368 в путевом листе подлежат указанию сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, включающие в себя для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица, а для ИП - фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер ИП. При этом каких-либо разъяснений относительно того, кто понимается под собственником (владельцем) транспортного средства в целях заполнения путевого листа, положения Приказа N 368 не содержат
Отсутствует определение данного термина также и в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), хотя в нем несколько раз упоминается о различных обязанностях владельцев транспортных средств (смотрите, например, п. 2 и п. 3 ст. 16 указанного Закона).
Помимо этого, определенные положения о правах и обязанностях владельцев транспортных средств содержатся в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (смотрите, например, п. 2.3.3 данных Правил), которые тем не менее также не раскрывают содержание данного термина.
По сути, указанный термин напрямую определяется в нормах только трех законов: п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 170-ФЗ) и ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Причем если первый из названных законов ограничивает круг возможных владельцев транспортного средства только его собственником, опекуном (попечителем) собственника (если последний младше 16 лет или является недееспособным), лицом, которое владеет транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на основании договора лизинга, то два последних понимают под владельцем как собственника, так и лицо, владеющее транспортным средством на любом другом законном основании (в том числе и на основании договора аренды).
Таким образом, из приведенных норм следует, что законодательство не содержит единого понятия владельца транспортного средства и по-разному определяет его в зависимости от целей правового регулирования.
Тем не менее мы полагаем, что для целей заполнения путевого листа понятие владельца транспортного средства должно применяться в наиболее широком его толковании, то есть толковании, данном в Законе N 170-ФЗ и Законе об ОСАГО.
Из смысла п. 8 Приказа N 368 вытекает, что путевой лист оформляется юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, непосредственно эксплуатирующим транспортное средство, то есть использующим его при осуществлении своей деятельности.
В свою очередь, п. 17 Приказа N 368 устанавливает, что собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (далее - журнал).
Совершенно очевидно, что собственник транспортного средства, передавший его в аренду без экипажа, не является лицом, эксплуатирующим его в период нахождения данного транспортного средства у арендатора, не заполняет на него путевые листы и поэтому объективно не может вести журнал их регистрации на основании п. 17 Приказа N 368. Следовательно, с учетом приведенных норм можно сделать вывод, что под владельцем транспортного средства, ведущим журнал, применительно к рассматриваемой в вопросе ситуации Приказ N 368 понимает именно организацию-арендатора.
Вместе с тем отметим, что официальных разъяснений и материалов судебной практики по рассматриваемой ситуации нами не обнаружено.
Документы, предъявляемые по требованию сотрудников полиции водителем арендованного автомобиля
Вопросы эксплуатации транспортных средств регулируются административным законодательством. Так, согласно ст. 15-16 Закона N 196-ФЗ эксплуатация транспортного средства (участие его в дорожном движении на территории РФ) обусловлена его надлежащим техническим состоянием и оборудованием, а также его государственным учетом. В частности, в силу п. 3 ст. 15 Закона N 196-ФЗ транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете*(1), его государственный учет не прекращен и оно соответствует Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090.
У лица, эксплуатирующего транспортное средство, есть обязанность иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки ряд документов, перечисленных в п. 2.1.1 и 2.1.1(1) Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, далее ПДД).
К таким документам относятся:
1) водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
2) регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
3) в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов.
Кроме того, в силу п. 2.1.1 прим ПДД РФ в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", водитель обязан представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (ОСАГО). Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
При этом в рассматриваемом случае в договоре ОСАГО работник, управляющий транспортным средством, должен быть указан в качестве лица, ответственность которого страхуется, либо такой договор должен быть заключен в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании (п. 2 ст. 15 Закона об ОСАГО).
Из данных норм не следует, что регистрационный документ должен быть выдан именно на организацию, с которой водителем заключен трудовой, гражданско-правовой договор.
При этом ни договор аренды, ни какой-либо иной договор, заключенный между отправителем и перевозчиком, в обязательный перечень документов, передаваемых для проверки сотруднику полиции, не входит.
По нашему мнению, в рассматриваемом случае водитель арендованного автомобиля обязан предъявить по требованию сотрудников полиции водительское удостоверение, регистрационные документы на автомобиль, путевой лист, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности, а также документы на перевозимый груз, включающие в себя транспортную накладную.
Обращаем внимание на то, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения других специалистов. Предлагаем обратиться за официальными разъяснениями в ГИБДД МВД России, задав вопрос на сайте в разделе "Прием обращений" (http://www.gibdd.ru/letter/).
Сдача в аренду транспортного средства физическому лицу
В требованиях к договору аренды, установленных гл. 34 ГК РФ, не содержится запрета на передачу транспортного средства в аренду гражданам, у которых нет статуса предпринимателя. Арендатором может выступать любой дееспособный гражданин.
Поскольку расходы на ГСМ в процессе эксплуатации транспортного средства несет арендатор, физическому лицу не требуется подтверждать факт расхода в личных целях ГСМ путевыми листами. Кроме того, также физическому лицу не вменяется обязанность проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителя.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Аренда транспортного средства без экипажа;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества;
- Энциклопедия решений. Путевой лист;
- Пример заполнения Путевого листа легкового автомобиля, разработанный с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции с 1 марта 2019 г.) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2019 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: