Мониторинг законодательства РФ за период с 29 марта по 4 апреля 2021 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
Работники в возрасте 65 лет и старше, соблюдающие режим самоизоляции из-за коронавируса, могут продлить электронные больничные до 1 мая 2021 года
Данное решение затрагивает работающих пенсионеров, которые не перешли на дистанционный режим работы и не находятся в отпуске, проживающих в субъектах РФ, в которых продолжают действовать установленные ограничения.
Листки нетрудоспособности будут выдаваться на основе данных, которые работодатели в электронном виде направляют в ФСС РФ. Гражданам не потребуется предоставлять какие-либо дополнительные сведения или документы.
Утверждена Стратегическая карта ФНС России на 2021-2023 годы
Разработан план мероприятий на ближайшую трехлетку, включающий, в частности:
создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков в целях оказания финансовых услуг и корректировки мер господдержки;
модернизация личных кабинетов;
внедрение института единого налогового счета (ЕНС);
доработка ряда прикладных подсистем по работе с налогоплательщиками и госорганами, проведении контрольных мероприятий, в том числе в сфере валютного законодательства и многое другое.
Обновлены формы ФСН с указаниями по их заполнению для организации Банком России федерального статистического наблюдения за финансовыми операциями НПФ, направлениями заимствования и размещения средств страховщика
Утверждены и введены в действие с отчета за январь - март 2021 года квартальные формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению, сбор и обработка данных по которым осуществляется Банком России:
N 1-ФС (НПФ) "Сведения о финансовых операциях негосударственного пенсионного фонда";
N 1-ФС (СК) "Сведения о направлениях заимствования и размещения средств страховщика".
В формы включаются сведения в целом по отчитывающейся организации, то есть по всем обособленным подразделениям (филиалам) и структурным подразделениям, исключая филиалы, находящиеся за пределами РФ.
С введением в действие указанных форм признан утратившим силу Приказ Росстата от 16.04.2020 N 209.
ФНС планирует обновить форму налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты, автомобили и мотоциклы
Разработка новой формы декларации связана с принятием Федерального закона от 15.10.2020 N 321-ФЗ, которым внесены многочисленные изменения в главу 22 "Акцизы" НК РФ (в том числе скорректирован перечень подакцизных товаров, изменены ставки акцизов, уточнен порядок применения вычетов и многое другое).
С принятием приказа утратит силу Приказ ФНС России от 13.10.2020 N ЕД-7-3/747@, которым утверждена действующая форма декларации.
Предполагается, что приказ вступит в силу с 01.01.2022.
ФНС даны разъяснения по вопросам определения налогового органа при представлении налоговой отчетности в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения
Сообщается, что при определении налогового органа, в который представляется налоговая декларация, возможно применять пункт 1 разъяснений, направленных письмом ФНС России от 21.11.2018 N БС-4-21/22551@, учитывая, что коды представления налоговой декларации, перечисленные в пункте 1 вышеуказанных разъяснений (рекомендаций), совпадают с аналогичными кодами в приложении N 3 к Порядку заполнения налоговой декларации, утвержденному приказом ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@.
<Письмо> ФНС России от 30.03.2021 N БС-4-11/4206@
ФНС даны разъяснения по вопросам исчисления НДФЛ с доходов в виде дивидендов и заполнению расчета 6-НДФЛ
Исчисление суммы и уплата НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в российской организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются лицом, признаваемым налоговым агентом.
Налог на прибыль организаций, исчисленный и удержанный в отношении дивидендов, подлежит зачету при определении суммы налога, подлежащей уплате в отношении доходов налогоплательщика.
Сумма налога на прибыль, подлежащая зачету, определяется по установленной формуле.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Форма расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок ее заполнения и представления утверждены приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@.
Приведен порядок заполнения расчета. Сообщается, что данный порядок заполнения расчета применяется до внесения соответствующих изменений в приказ ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@.
Установлен порядок предоставления статистических данных по форме ФСН N СПО-2 за 2020 год
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, предоставляют сведения по форме ФСН N СПО-2 в Минпросвещения России не позднее 20 апреля 2021 года в электронном виде.
При наличии в образовательной организации филиалов сведения по форме N СПО-2 заполняются также и для каждого филиала.
Программное обеспечение для подготовки сведений по форме N СПО-2 будет доступно 05 апреля 2021 года в личном кабинете организации по адресу http://stat.miccedu.ru.
Образовательной организации, не имеющей доступа к личному кабинету, необходимо пройти процедуру регистрации в разделе "Регистрация".
Сообщается о возможности контроля за ходом предоставления указанных статистических данных от образовательных организаций на сайте stat.miccedu.ru/subinfo.
<Информация> Минфина России от 29.03.2021 "Усиление контроля за применением ККТ позволит защитить права потребителей"
Планируется усилить контроль за соблюдением кассовой дисциплины на розничных рынках
Из-за уклонения от применения ККТ в этом сегменте наблюдается теневой оборот наличных денег, отсутствует "прослеживаемость" товаров, невозможно идентифицировать их историю, качество, гарантию и цену.
Чтобы решить существующие проблемы, Минфин и ФНС разработали поправки в закон о ККТ, закон о розничных рынках и КоАП.
Сообщается, что поправки включают, в частности: сокращение перечня случаев, при которых ККТ может не применяться; предоставление средств автоматизированного контроля с использованием сервисов ФНС для контроля за наличием у арендатора торгового места зарегистрированной ККТ (п. 10 ч. 1 ст. 14 закона о рынках); введение упрощенного порядка привлечения продавцов на розничном рынке к административной ответственности в виде предупреждения.
При этом отмечено, что для ИП, которые продают на рынке товары собственного производства, и граждан ничего не поменяется - для них предлагается сохранить право неприменения ККТ.
<Информация> Минфина России от 01.04.2021 "Механизм "единого налогового платежа" распространят на юридические лица и ИП"
В НК РФ готовятся поправки, предусматривающие возможность юрлицам и ИП уплачивать налоги, сборы и страховые взносы единым налоговым платежом
Механизм "единого налогового платежа" позволяет уплачивать обязательные платежи одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к бюджету.
Налоговый орган на основе имеющейся у него информации самостоятельно произведет зачет средств в счет обязательств плательщика.
В первую очередь сумма единого налогового платежа будет направляться на погашение имеющейся недоимки, а оставшаяся сумма - в счет предстоящих платежей с наиболее ранним сроком уплаты.
В случае принятия закона поправки начнут действовать с 1 января 2022 года.
<Информация> ФНС России
"Усовершенствована процедура досудебного обжалования налоговых споров"
ФНС сообщила об изменениях в процедуре досудебного обжалования налоговых споров
В статью 140 "Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)" НК РФ были внесены изменения Федеральным законом от 17.02.2021 N 6-ФЗ.
Теперь, в частности, до принятия решения по жалобе налоговый орган может приостановить ее рассмотрение по ходатайству лица, подавшего жалобу, полностью или в части представления дополнительных документов, но не более чем на шесть месяцев.
Кроме того, появилось основание для прерывания срока рассмотрения жалобы и его исчисления заново. В случае если заявитель представит дополнительные документы, то сроки, установленные абз. 1 и 2 п. 6 ст. 140 НК РФ, исчисляются с момента получения таких документов вышестоящим налоговым органом.
Сообщается также, что законом также установлены дополнительные основания для оставления жалобы без рассмотрения.
<Информация> ФНС России
В связи с отменой с 2021 года деклараций по земельному налогу организациям в течение II квартала текущего года будут направляться сообщения об исчисленной сумме налога за истекший период
Сообщается, что плательщики земельного налога в отношении ранее учтенных земельных участков определяются на основании госактов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю.
Отмечено также, что с 14 марта 2021 года в декларацию по налогу на имущество организаций включаются сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, учтенного на ее балансе в качестве основных средств. Определение такой стоимости осуществляется согласно п. 4 ст. 376 НК РФ.
31 марта завершается прием уведомлений о переходе на УСН с 1 января 2021 года от налогоплательщиков, ранее применявших ЕНВД
Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев 2020 года ее доходы не превысили 112,5 млн рублей.
ФНС напоминает о необходимости представления расчета 6-НДФЛ по новой форме
Расчет исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц по форме 6-НДФЛ за I квартал 2021 года необходимо направить по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@.
Для обновленной формы 6-НДФЛ контрольные соотношения показателей опубликованы на сайте ФНС России. Соотношения можно использовать для контроля заполнения расчета.
<Информация> Минэкономразвития России от 25.03.2021 "Минэкономразвития сформирован список банков на участие в программе льготного кредитования ФОТ 3.0"
В программе льготного кредитования для малого и среднего бизнеса ФОТ 3.0 будут участвовать 36 банков
Правительство запустило новую программу поддержки предпринимателей ФОТ 3.0 для дальнейшей помощи на этапе восстановления, а также для дополнительной поддержки занятости.
Заемщиками по новой программе могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, одновременно соответствующие следующим критериям:
- получившие ранее кредиты по программе ФОТ 2.0, в рамках которой они должны до 1 марта сохранять численность работников;
- функционирующие в наименее восстановившихся отраслях российской экономики, к которым относится в том числе деятельность в сфере общественного питания, культуры, спорта и развлечений, организации мероприятий, а также туристический бизнес.
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
29.03.2021 Передача физическим лицом земельных участков в аренду юридическому лицу на продолжительный период влечет доначисление НДС как предпринимателю
Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2021 № 306-ЭС20-21938 по делу N А12-34462/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Предприниматель полагает, что ему неправомерно доначислен НДС с арендной платы за пользование земельными участками, т. к. они приобретались для ведения личного подсобного хозяйства в период отсутствия у него статуса ИП. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что спорные участки сдавались в аренду юридическому лицу продолжительный период; заключенные договоры аренды направлены на регулярное извлечение прибыли от передачи прав пользования имуществом, приобретенным с целью последующего извлечения прибыли от его использования. Предпринимателем был произведен комплекс соответствующих мер, направленных на межевание земельных участков, изменение их категории. Кроме того, участки не использовались ИП в личных целях, иной источник дохода в спорный период отсутствовал. Суд пришел к выводу о том, что деятельность ИП по сдаче в аренду земельных участков в проверяемый период являлась предпринимательской и у него имелась обязанность по уплате НДС.
Источник: http://www.pravovest.ru/
29.03.2021 Стоимость материалов, объем которых без согласования с заказчиком превышает количество, указанное в смете, не учитывается в составе расходов и в вычетах по НДС
Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2021 № 306-ЭС20-21733 по делу N А65-32293/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не вправе учесть расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС при строительстве в отношении материалов, списанных сверх нормы. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Налогоплательщик учел при налогообложении стоимость фактически израсходованных материалов, объем которых превышает количество материалов, согласованных в сметах. При этом доказательств согласования с заказчиками увеличения стоимости работ и материалов не представлено. Суд признал неправомерным включение в состав расходов по налогу на прибыль и в вычеты по НДС стоимости строительных материалов, не учтенных в актах о приемке-сдаче работ КС-2.
Источник: http://www.pravovest.ru/
29.03.2021 Вычет по НДС не может быть заявлен по истечении трех лет с момента, определяемого налоговым периодом, когда выполнены все условия для использования вычетов
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.01.2021 № Ф03-5957/20 по делу N А59-742/2020
Налоговый орган отказал в возмещении НДС в связи с истечением трехлетнего срока для заявления вычетов. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа. Уточненные декларации по НДС представлены налогоплательщиком в налоговый орган за пределами трехлетнего срока. Объективные препятствия в реализации налогоплательщиком права на своевременное применение вычетов отсутствовали, само общество через органы управления в лице директора с учетом взаимозависимости этих двух лиц имело возможность для правильного исчисления налога по данным первоначальных налоговых деклараций.
Источник: http://www.pravovest.ru/
29.03.2021 ВС уточнил срок для привлечения предпринимателя к административной ответственности
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.02.2021 № 303-ЭС20-18228 по делу N А51-12636/2019
Суд отменил вынесенные ранее по делу судебные решения и признал незаконным и отменил постановление уполномоченного органа по делу об административном правонарушении, поскольку на момент принятия данного постановления срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения был пропущен
Предприниматель был оштрафован за нарушение ветеринарно-санитарных правил. Он выдал ветеринарные справки на рыбопродукцию, которые вправе выдавать только сотрудники Государственной ветеринарной службы. Суды согласились со штрафом и отклонили довод ИП о пропуске двухмесячного срока давности по совершенному правонарушению. По их мнению, этот срок составляет 1 год. Верховный Суд РФ признал привлечение к административной ответственности незаконным. Срок давности в рассматриваемой ситуации составляет два месяца со дня совершения правонарушения.
Источник: http://www.pravovest.ru/
30.03.2021 Налогоплательщик не вправе учесть расходы по налогу на прибыль, если из представленных документов невозможно установить, какой перечень работ (вид и объем) был фактически выполнен контрагентами
Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2021 № 304-ЭС20-22527 по делу N А46-10158/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не представил доказательства, подтверждающие заявленные расходы по сделкам с контрагентами в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Налоговый орган был лишен возможности из представленных документов установить, какой перечень работ (вид и объем) был фактически выполнен контрагентами, с целью определения рыночной цены работ и возможности принятия к учету. Контрагенты налогоплательщика являлись участниками схем по уклонению от налогообложения и обналичиванию денежных средств.
Источник: http://www.pravovest.ru/
30.03.2021 Затраты, связанные с приведением объекта ОС в состояние, пригодное для использования (в данном случае - для перевозки грузов), формируют первоначальную стоимость такого объекта
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.02.2021 № Ф07-118/21 по делу N А26-2016/2020
По мнению инспекции, общество неправомерно не включило в первоначальную стоимость объекта затраты на услуги по обеспечению технологического присоединения ж/д путей необщего пользования к ж/д путям общего пользования, что привело к занижению налога на имущество. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал доводы налогового органа обоснованными. Как указал суд, затраты на указанные услуги являются расходами общества на приведение объекта в состояние, пригодное для использования (перевозки грузов общества с выходом на планируемые объемы перевозок). Соответственно, спорные услуги непосредственно связаны с сооружением основного средства. В этой связи стоимость услуг формирует первоначальную стоимость объекта. Суд пришел к выводу, что затраты на спорные услуги не могли быть учтены обществом в составе текущих расходов и должны формировать первоначальную стоимость объекта, а значит доначисление налога на имущество является правомерным.
Источник: http://www.pravovest.ru/
31.03.2021 При одновременном применении УСН и ЕНВД в отношении розничной торговли доход, полученный от реализации товара физическому лицу, подлежит обложению в рамках ЕНВД
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2021 № Ф07-17030/20 по делу N А13-7424/2018
По мнению инспекции, общество занизило налоговую базу при исчислении налога по УСН на сумму, полученную в качестве предоплаты от контрагента и не возвращенную ему. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал доводы налогового органа необоснованными. Общество одновременно применяло УСН и ЕНВД в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы. В проверяемый период налогоплательщик реализовал товар физическому лицу, но оплату за товар произвело другое общество. При этом уведомления об изменении назначения платежей отсутствуют, а оснований для какой-либо иной квалификации платежей, отличной от указанной в платежных документах, не имеется. Суд пришел к выводу о том, что полученные налогоплательщиком суммы являются доходом от розничной торговли в рамках ЕНВД.
Источник: http://www.pravovest.ru/
31.03.2021 Жилые и строительные балки относятся к недвижимому имуществу, облагаемому налогом на имущество организаций
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2021 № Ф07-16335/20 по делу N А05-7033/2019
По мнению общества, жилые и строительные балки являются объектами движимого имущества, а значит их стоимость не должна включаться в налоговую базу по налогу на имущество. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал доводы общества необоснованными. Учитывая технические и конструктивные характеристики спорного имущества, суд указал, что рассматриваемые объекты относятся к категории зданий, поскольку представляют собой передвижные дома в виде вагончика для временного размещения людей для вахтового жилья, для хранения оборудования и инвентаря. При этом суд отклонил довод общества о том, что при доначислении налога инспекция не учла амортизацию, накопленную за время фактической эксплуатации балок, поскольку на момент принятия решения не была представлена информация об избранном способе начисления амортизации и сроке полезного использования имущества. Суд пришел к выводу, что спорные объекты относятся к основным средствам, а, следовательно, их стоимость обоснованно включена налоговым органом в налоговую базу по налогу на имущество.
Источник: http://www.pravovest.ru/
31.03.2021 Ввоз на территорию РФ кормовых добавок, не являющихся готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, не облагается НДС по ставке 10%
Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2021 № 305-ЭС20-21877 по делу N А40-300668/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Таможенный орган считает, что при ввозе на территорию РФ кормовых добавок для животных общество не вправе применять ставку НДС 10%. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию таможенного органа обоснованной. Ввезенный товар не является готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, предназначен для дополнения кормов для животных. Такой товар не может быть отнесен к продовольственным товарам, облагаемым НДС по ставке 10%.
Источник: http://www.pravovest.ru/
01.04.2021 Дотации на питание работников, производимые на основании коллективного договора, страховыми взносами не облагаются
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.01.2021 № Ф02-5844/20 по делу N А19-6508/2020
Налоговый орган считает, что страхователь неправомерно не начислял страховые взносы на дотации на питание работников. Суд, исследовав материалы дела, с доводами налогового органа не согласился. Оплата питания работников производилась в силу положений коллективного договора. Выплаты не являются оплатой труда, не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Поскольку дотации имеют социальный характер, они не являются объектом обложения страховыми взносами.
Источник: http://www.pravovest.ru/
02.04.2021 Компенсация работникам стоимости обязательных медицинских осмотров не облагается страховыми взносами
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2021 № Ф09-14/21 по делу N А60-5162/2020
Отделение ФСС считает, что страхователь неправомерно не включил в базу по страховым взносам выплаченные работникам компенсации стоимости обязательного медицинского осмотра. Суд, исследовав материалы дела, с доводами Отделения ФСС не согласился, Обязательные медицинские осмотры работников должны осуществляться за счет работодателя. Если работник сам оплатил прохождение медосмотра, то его стоимость подлежит возмещению работодателем. Такое возмещение не может являться объектом обложения страховыми взносами, т. к. не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договору, а также не является поощрительной, стимулирующей выплатой.
Источник: http://www.pravovest.ru/
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
29.03.2021 Что изменится в правилах ведения вкладыша к трудовой книжке
В случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в трудовую книжку вшивается вкладыш, который оформляется и ведется работодателем в том же порядке, что и трудовая книжка.
Это правило действует сейчас, и будет действовать дальше.
При этом при выдаче каждого вкладыша в трудовой книжке ставится штамп с надписью «Выдан вкладыш» и указывается серия и номер вкладыша.
Кстати, в январе Минтруд разработал проект, в котором штамп менялся на надпись. Однако сейчас эту норму поправили, и по-прежнему надо будет ставить штамп. Кстати, на практике, кадровики как раз пишут эту запись от руки, так не у всех работодателей есть специальный штамп.
В новом проекте Минтруд предусмотрел ситуацию, когда у сотрудника много вкладышей и информация о них уже не вмещается на титульный лист трудовой книжки.
В этом случае разрешается внести запись на титульный лист первого вкладыша.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
30.03.2021 Форма СЗВ-М меняется
На федеральном портале опубликован проект ПФР по утверждению формы СЗВ-М и порядка ее заполнения.
При этом Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п, которым утверждена ныне действующая форма СЗВ-М, отменяется.
Проект разработан в целях приведения в соответствие перечня застрахованных лиц, в отношении которых представляется СЗВ-М, с определением «застрахованные лица», установленным статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, говорится в пояснительной записке.
Сейчас в СЗВ-М указываются данные о застрахованных лицах:
работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В новом Постановлении будет написано так:
указываются сведения о застрахованных лицах, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В действующей форме СЗВ-М указания по заполнению расположены прямо на бланке. В новой форме эту информацию уберут и сделают отдельный порядок заполнения.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
30.03.2021 Минфин прокомментировал информацию об усилении контроля за ККТ на рынках
В министерстве уверены, что что это позволит защитить права потребителей
Минфин совместно с ФНС РФ разработал предложения для устранения нарушения правил использования ККТ недобросовестными предпринимателями на розничных рынках, что позволит защитить права потребителей, поведала пресс-служба ведомства, пишет ТАСС.
«Минфин России совместно с ФНС России подготовил предложения для устранения нарушения правил использования ККТ недобросовестными предпринимателями на розничных рынках», — отмечаются в министерстве.
«Реализация предлагаемых изменений позволит сократить теневой оборот товаров на розничных рынках, исключить случаи недобросовестного поведения их участников», — сообщили в Минфине.
Задачу усилить контроль за соблюдением кассовой дисциплины на розничных рынках поставил президент РФ, поскольку в их деятельности были выявлены значительные нарушения.
Источник: Российский налоговый портал
01.04.2021 С директором можно заключить бессрочный трудовой договор, даже если в уставе прописан срок полномочий
С руководителем компании может быть заключен как срочный трудовой договор, так и трудовой договор на неопределенный срок, поясняет Роструд.
При заключении с генеральным директором срочного трудового договора срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.
Таким образом, работник (генеральный директор) и работодатель вправе заключить трудовой договора на неопределенный срок, несмотря на то, что уставом предусмотрено избрание руководителя на определенный срок.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
02.04.2021 Электронную доверенность пока нельзя отправить в налоговую инспекцию
Если вы ищете возможность отправить электронную довереность в налоговую, то не тратьте время — пока это сделать невозможно.
На сайте ФНС в разделе «Часто задаваемые вопросы» поясняется что возможность направлять электронную доверенность в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи появится только с 1 июля 2021 года.
Пока такой возможности нет. Да и формат не утвержден, есть только проект приказа ФНС «Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме, формата заявления об отзыве доверенности в электронной форме и порядка их направления по телекоммуникационным каналам связи»
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
02.04.2021 ФНС опубликовала новый порядок сверки расчетов по налогам
ФНС обновила порядок осуществления совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и т.д. Очередной временный порядок приложен к письму от 9 марта 2021 года № АБ-4-19/2990. Предыдущий, направленный письмом от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371@ утрачивает силу.
В новом порядке нет обязательной ежеквартальной сверки с крупнейшими налогоплательщиками. По прежнему налоговая должна будет проводить сверку по заявлению налогоплательщика. На это у неё есть 5 дней с даты получения заявления.
Максимальный период проведения сверки расчетов не изменился — три года.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
02.04.2021 Как делить доходы междусупругами при продаже совместно нажитой квартиры
Можно ли разделить пополам доход от продажи квартиры, которая принадлежала супругам в долях: 2/3 - мужу, 1/3 - жене? Такой вопрос был задан Управлению ФНС по г.Москве, ответ на него опубликован в письме от 15 марта 2021 г. № 20-21/035043@.
Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Если порядок распределения доходов определен супругами в брачном договоре, то указанные доходы учитываются каждым супругом в соответствии с таким договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 СК РФ общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению.
Таким образом, супруги на основании соглашения вправе распределить между собой доходы от реализации имущества, находившегося в их общей совместной собственности, и в соответствующих размерах (долях) учитывать сумму полученного дохода при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Бухгалтерский учёт
Акционерное общество заключило с подрядной организацией договор о выполнении работ по облицовке керамогранитной плиткой входной группы административного здания. Административное задние находится в собственности организации с 2010 года. В результате облицовки характеристики входной группы (крыльцо и колонны) не меняются. Фактически производится замена старой плитки на новую.
Как в бухгалтерском и налоговом учете следует отразить указанные расходы: единовременно списать на себестоимость или включить в стоимость нежилого помещения и списывать через амортизацию?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации расходы на выполнение работ по облицовке керамогранитной плиткой входной группы административного здания учитываются в составе расходов единовременно без увеличения первоначальной стоимости объекта основного средства как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.
Обоснование вывода:
Налог на прибыль
Амортизируемые основные средства (ОС) в налоговом учете учитываются по первоначальной стоимости, определяемой исходя из суммы расходов на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС, кроме случаев, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (письма Минфина России от 24.07.2018 N 03-03-06/3/51800, от 29.06.2016 N 03-03-06/3/37780).
В целях главы 25 НК РФ к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
При этом не изменяют первоначальную стоимость ОС в том числе расходы на ремонт, учет которых регламентирован ст. 260 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт ОС и иного имущества, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (письмо Минфина России от 30.01.2020 N 03-03-07/5475).
При учете расходов на ремонт в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль не имеет значения вид произведенного ремонта (текущий, средний или капитальный), способ его осуществления (хозяйственный или подрядный) и стоимость проведенных работ (письма Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29).
Поэтому для правильного учета затрат на проведение строительно-монтажных работ (СМР) необходимо их правильно классифицировать.
В налоговом законодательстве понятие "ремонт" не раскрывается. В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ можно использовать соответствующие положения других отраслей законодательства.
Так, согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ к капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) относятся:
- замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;
- замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;
- замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Для определения терминов "ремонт" и "реконструкция" можно также воспользоваться Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88(Р) (письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-11-06/2/41, письмо Госстроя России от 03.04.2001 N НМ-1618/3)*(1).
В соответствии с п. 5.1 ВСН 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Минфин России предлагает считать ремонтными работы, не влекущие изменений функций объекта и его эксплуатационных характеристик (письма Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29, от 18.04.2006 N 03-03-04/1/358).
В п. 16 письма Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480*(2) разъясняется, что под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов ОС (их отдельных частей и конструкций) в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, которые не приводят к улучшению первоначальных характеристик основных средств.
При капитальном ремонте зданий и сооружений производится замена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т.п.).
По мнению судов, главное отличие ремонта от реконструкции в том, что целью первого являются профилактические мероприятия, устранение мелких повреждений и неисправностей в целях предохранения и преждевременного износа основных средств. В результате любого ремонта не изменяются назначение объекта основных средств, его технико-экономические показатели, технологическое или служебное назначение, не улучшается качество продукции, не увеличиваются производственные площади.
А целью реконструкции является улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, увеличение мощности, срока полезного использования.
Таким образом, при разграничении реконструкции и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технико-экономических показателей, технологического или служебного назначения, приобретение им новых качеств (постановление Десятого ААС от 21.10.2016 N 10АП-9512/16)*(3).
В данной ситуации организация обновила входную группу административного здания (крыльцо и колонны) без изменения служебного назначения входной группы путем облицовки керамогранитной плиткой. То есть произведена замена изношенных элементов на более долговечные.
На наш взгляд, в сложившейся ситуации речь идет о капитальном ремонте.
В связи с чем считаем, что расходы на выполнение рассматриваемых работ следует учитывать в составе прочих расходов на основании п. 1 ст. 260 НК РФ в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
При этом заметим, что организации во избежание претензий необходимо самостоятельно оценить, как повлияли рассматриваемые СМР на функциональные качества здания, основываясь на мнении технических специалистов.
Если выяснится, что в результате таких работ здание изменяет технико-экономические показатели, меняется служебное и технологическое назначение, увеличивается срок полезного использования здания, то рассматриваемые расходы однозначно следует учитывать в качестве капитальных затрат, увеличивающих первоначальную стоимость здания (п. 2 ст. 257 НК РФ), и такие расходы учитываются в целях налогообложения через механизм амортизации*(4).
Бухгалтерский учет
В настоящее время учет ОС ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
- ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01);
- Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н*(5).
Стоимость ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов ОС (п. 14 ПБУ 6/01).
Следовательно, если проведенные в здании работы можно отнести к дооборудованию, модернизации или реконструкции, то затраты на их проведение относятся на увеличение первоначальной стоимости здания.
Однако в данной ситуации, как мы определились выше, рассматриваемые работы являются работами по проведению капитального ремонта здания.
Поэтому считаем, что такие расходы признаются в составе расходов по обычным видам деятельности в периоде их осуществления (пп. 5, 7, 16, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на ремонт основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Ответ прошел контроль качества
Налог на прибыль
Обществом модернизируется основное средство (первоначальная стоимость 80 тыс. руб.) на сумму 40 тыс. руб. Срок полезного использования 37 месяцев, из которых остаток срока полезного использования составляет 3 месяца. Данное основное средство в налоговом учете было списано в расходы единовременно при вводе в эксплуатацию.
Каков порядок учета суммы модернизации основного средства в налоговом учете? Какой срок полезного использования необходимо учитывать при расчете амортизации по налоговому учету и необходимо ли устанавливать его равным первоначальному с момента проведения модернизации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Согласно официальной позиции в случае, если первоначальная стоимость имущества после проведения модернизации превысит 100 000 руб., такое имущество следует отнести к амортизируемому и учитывать его стоимость в составе расходов путем начисления амортизации.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
В случае если стоимостный критерий имущества меньше стоимостного критерия амортизируемого имущества, установленного п. 1 ст. 256 НК РФ, такое имущество не признается амортизируемым и учитывается в составе материальных расходов в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (письмо Минфина России от 08.07.2019 N 03-03-06/1/49999).
В свою очередь, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ определено, что стоимость такого имущества (малоценных активов) включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости имущества, указанного в данной норме, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей (письмо Минфина России от 20.05.2016 N 03-03-06/1/29124).
В силу положений п. 5 ст. 270 НК РФ расходы на модернизацию (реконструкцию) ОС единовременно в целях налогообложения прибыли не учитываются, так как они увеличивают первоначальную стоимость ОС и принимаются в состав расходов через механизм начисления амортизации (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Однако имущество, стоимость которого не превышает 100 000 рублей, амортизируемым не является, расходы на его приобретение включаются в состав материальных расходов. Поэтому и расходы на модернизацию таких объектов также подлежат включению в состав расходов текущего налогового (отчетного) периода (смотрите, например, письма Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/173, от 04.10.2010 N 03-03-06/1/624, от 02.04.2009 N 03-03-06/2/74, от 15.01.2009 N 03-03-06/1/16, от 26.11.2008 N 03-03-06/1/651, от 19.12.2007 N 03-03-06/1/879). Такой же позиции придерживались налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 30.09.2010 N 16-15/102337@).
В постановлении АС Дальневосточного округа от 09.09.2015 N Ф03-3437/15 по делу N А37-1877/2014 также было указано, что если проведена реконструкция или модернизация имущества (в том числе основных средств), стоимость которого была менее предельной суммы, установленной для амортизируемого имущества в п. 1 ст. 256 НК РФ, и, соответственно, была списана единовременно, то расходы на реконструкцию также можно списать единовременно (независимо от их размера).
В то же время в более поздних письмах Минфина России от 18.01.2021 N 03-03-06/1/2001, от 07.02.2017 N 03-03-06/1/7342 выражена иная позиция: в случае, если первоначальная стоимость имущества после проведения реконструкции превысит 100 000 руб., такое имущество следует отнести к амортизируемому и учитывать его стоимость в составе расходов путем начисления амортизации (в последнем из писем речь шла о приобретении здания стоимостью менее ста тысяч рублей, после чего была проведена его реконструкция на сумму один миллион рублей).
Данная точка зрения находит поддержку и в некоторых судебных решениях. В постановлении ФАС Московского округа от 17.02.2014 N Ф05-77/2014 суд пришел к выводу, что если после реконструкции первоначальная стоимость ранее списанных на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ объектов увеличилась и превысила критерий для признания имущества амортизируемым, то такие объекты становятся основными средствами.
При этом отметим, что финансовое ведомство в указанном письме не указывает на необходимость внесения изменений в периоде учета стоимости имущества в составе расходов на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. По мнению Минфина России, "если первоначальная стоимость имущества после проведения реконструкции превысит 100 000 рублей, такое имущество следует отнести к амортизируемому и учитывать его стоимость в составе расходов путем начисления амортизации".
К сожалению, разъяснений официальных органов по вопросу первоначальной стоимости, установления срока полезного использования и норм амортизации в рассматриваемой ситуации нам обнаружить не удалось.
По нашему мнению, после завершения модернизации объект переводится в состав амортизируемого имущества на сумму модернизации. Схожую позицию разъяснял Минфин России в письме от 14.04.2005 N 03-01-20/2-56: если в результате модернизации объект переводится в состав амортизируемого имущества, его нужно учитывать по восстановительной стоимости, включающей расходы на модернизацию, без учета (т.е. за вычетом) первоначальной стоимости, списанной ранее в состав материальных расходов.
Полагаем, что амортизация будет начисляться на новую первоначальную стоимость, при этом поскольку изначальная первоначальная стоимость учтена в расходах, амортизироваться будет сумма модернизации. Т.е. порядок начисления амортизации в данной ситуации будет аналогичен порядку, который применяется в случае модернизации полностью самортизированного основного средства.
По мнению Минфина России, когда ОС полностью самортизировано и проведена его модернизация, в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость такого ОС на стоимость проведенной модернизации. При этом сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества будет определяться как произведение его увеличенной в результате модернизации первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной исходя из срока полезного использования данного объекта (письма Минфина России от 02.12.2020 N 03-03-06/1/105122, от 13.07.2020 N 03-03-06/1/60600, от 11.09.2018 N 03-03-06/1/64978, от 02.10.2017 N 03-03-06/2/63775).
При этом Минфин России указывает, что после проведения модернизации основного средства амортизация может начисляться по тем нормам, которые были определены при первоначальном включении этого основного средства в соответствующую амортизационную группу (письма Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43374, от 25.03.2015 N 03-03-06/1/16234). А в случае если срок полезного использования после проведения модернизации был увеличен, организация вправе начислять амортизацию по новой норме, рассчитанной исходя из нового срока полезного использования ОС (письма Минфина России от 22.03.2019 N 03-03-06/1/19397, от 23.10.2018 N 03-03-06/1/76004, от 25.10.2016 N 03-03-06/1/62131).
В то же время следует отметить, что налоговые органы имеют иную точку зрения по данному вопросу.
В настоящее время налоговые органы исходят из того, что на полностью самортизированное ОС после модернизации следует установить срок полезного использования, равный первоначальному. То есть, по мнению ФНС, при окончании срока полезного использования и полного списания первоначальной стоимости ОС стоимость его модернизации (реконструкции) подлежит списанию путем начисления амортизации, ежемесячный размер которой определяется исходя из ранее установленного срока полезного использования и новой первоначальной стоимости объекта ОС, соответствующей стоимости модернизации, смотрите также Энциклопедию решений. Изменение первоначальной стоимости основного средства в целях налогообложения прибыли (в случаях модернизации, реконструкции и пр.).
Объясняется это тем, что при включении в расчет ежемесячной суммы амортизации первоначальной стоимости полностью самортизированных ОС срок списания расходов на модернизацию существенно сократится по сравнению со сроком полезного использования, примененного при расчете нормы амортизации (решение ФНС России от 22.10.2018 N СА-4-9/20538@). Такая позиция налогового органа была поддержана судами, причем всех инстанций (смотрите постановление Девятого ААС от 30.08.2017 N 09АП-36219/17 (оставлено без изменения постановлением АС Московского округа от 16.11.2017 N Ф05-16634/17 и определением ВС РФ от 12.03.2018 N 305-КГ18-500)).
То есть согласно условиям анализируемой ситуации срок амортизации, по нашему мнению, составит:
в первом случае
- 12,3 месяца (40 тыс. руб : 3243 руб), сумма ежемесячной амортизации 3243 руб.(80 тыс. руб +40 тыс. руб.):37 =3243 руб;
во втором случае
- 37 месяцев, сумма ежемесячной амортизации 1081 руб. (40 000 : 37 мес.= 1081 руб.)
В то же время, в п. 1 ст. 258 НК РФ сказано, что если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования (письма Минфина России от 10.11.2016 N 03-03-06/3/65797, от 25.10.2016 N 03-03-06/1/62131, от 11.02.2014 N 03-03-06/1/5446). При этом из положений п. 1 ст. 258 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе, а не обязан увеличивать СПИ в случае проведения работ по реконструкции, модернизации, перевооружению ОС (письма Минфина России от 11.02.2014 N 03-03-06/1/5446, от 02.03.2006 N 03-03-04/1/168 и др.).
Из такой формулировки можно сделать вывод, что после проведения реконструкции/модернизации ОС налогоплательщик имеет право начислять амортизацию по нему исходя из оставшегося срока полезного использования, то есть с применением новой нормы амортизации и исходя из остаточной стоимости, увеличенной на сумму модернизации. Такой вывод поддерживают некоторые арбитражные суды (смотрите постановления ФАС Волго-Вятского округа от 07.05.2008 N А29-6646/2007, от 29.04.2008 N А28-8591/2007-366/11, ФАС Московского округа от 07.08.2007 N КА-А40/5187-07, ФАС Поволжского округа от 17.07.2007 N А49-998/07). Смотрите Энциклопедию решений. Изменение первоначальной стоимости основного средства в целях налогообложения прибыли (в случаях модернизации, реконструкции и пр.); материал Модернизация: трудности амортизации (А. Веселов, журнал "Практическая бухгалтерия", N 1, январь 2020 г.).
Применительно к рассматриваемой ситуации получается, что в разное время чиновники высказывали различные позиции относительно порядка исчисления срока амортизации имущества. Таким образом, организации нужно принять самостоятельное решение о том, какую стоимость в подобной ситуации будет принимать в качестве базы для начисления амортизации.
Вместе с тем акцентируем внимание, что выраженная точка зрения является нашим экспертным мнением. Поскольку в настоящее время каких-либо официальных разъяснений по вопросу начислении амортизации в случае модернизации ОС, первоначальная стоимость которых ранее списана на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, нет, не исключено, что позиция контролирующих органов по данному вопросу будет иной.
Учитывая отсутствие четко обозначенной позиции по данному вопросу в законодательстве о налогах и сборах и официальных комментариев компетентных органов, в целях избежания негативных налоговых последствий, налогоплательщику следует получить персональные разъяснения, обратившись в Минфин России и/или в налоговый орган по месту учета (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет реконструкции и модернизации основных средств;
- Каждая новая метла...? (о признании расходов на улучшение основного средства первоначальной стоимостью не более 100 тыс. руб.) (А.М. Рабинович, журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г.);
- Дорогостоящая реконструкция "малоценного" объекта (Т. Бурсулая, журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 5, май 2017 г.);
- Вопрос: Компания приобрела объект со сроком полезного использования больше года. При этом его цена меньше 100 000 руб. То есть к амортизируемым основным средствам в силу п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ он не относится. Как учитывать такой объект в налоговом учете, если он нуждается в модернизации и реконструкции? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 4, апрель 2017 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Разное
Как управляющей компании учитывать вознаграждение, выплачиваемое председателю товарищества собственников жилья, для целей налогообложения и в бухгалтерском учете?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Вознаграждение председателя товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях. Налогоплательщиком является председатель ТСЖ, а управляющая компания выполняет функции налогового агента, поэтому в ее обязанности входит исчисление, удержание и уплата НДФЛ в бюджет. Председатель должен получать вознаграждение, уменьшенное на сумму НДФЛ.
2. Вознаграждение председателю является объектом обложения страховыми взносами. Данный вопрос законодательно не урегулирован окончательно. По мнению Минфина России и в связи со сложившейся судебной практикой, плательщиками страховых взносов признаются управляющие компании или ТСЖ (в зависимости от того, кто осуществляет выплату вознаграждения). При этом страховые взносы должны перечисляться в бюджет за счет средств собственников жилья.
3. Если рассматривать управляющую организацию в качестве посредника между собственниками помещений и председателем ТСЖ, мы полагаем, что в бухгалтерском учете могут быть оформлены следующие записи:
Дебет 50 (51) Кредит 76, субсчет "Расчеты с жильцами за услуги председателя совета дома"
- получены денежные средства от жильцов на оплату услуг председателя совета дома;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с жильцами за услуги председателя совета дома" Кредит 76, субсчет "Расчеты с председателем совета дома за оказанные услуги"
- отражена сумма, подлежащая оплате жильцами за услуги председателя совета дома, выставленная в счете-квитанции;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с председателем совета дома за оказанные услуги" Кредит 68, субсчет "НДФЛ"
- исчислена и удержана сумма НДФЛ с полученного председателем дохода;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с председателем совета дома за оказанные услуги" Кредит 50 (51)
- оплачены услуги председателя совета дома за вычетом НДФЛ.
Если решением собственников будет предусмотрено перечисление в УК выплаты для председателя с учетом взносов, то взносы могут быть отражены проводкой:
Дебет 76, субсчет "Расчеты с жильцами за услуги председателя совета дома", Кредит 69
- начислены страховые взносы за счет средств собственников;
Дебет 50 (51) Кредит 76, субсчет "Расчеты с жильцами за услуги председателя совета дома"
- от собственников жилья получена сумма страховых взносов, начисленных на вознаграждение председателю, подлежащая оплате в бюджет за счет средств собственников.
Обоснование позиции:
НДФЛ
Налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Уплата налога производится за счет средств физических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с гл. 23 НК РФ. Следовательно, доход в виде вознаграждения, полученный председателем правления ТСЖ, подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях (письма Минфина России от 25.12.2020 N 03-15-06/114404, от 30.09.2020 N 03-15-05/85360, от 21.02.2020 N 03-04-05/12462, от 10.02.2020 N 03-11-11/8294).
Организации, от которых физические лица получают доходы, в общем случае признаются налоговыми агентами. На налоговых агентов возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет удержанных сумм НДФЛ (п. 1 ст. 24, пп. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Соответственно, с суммы вознаграждения председателя управляющая компания как налоговый агент обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ, а председатель должен получить вознаграждение, уменьшенное на величину исчисленного с вознаграждения налога.
Страховые взносы
Отметим, что в правоприменительной практике касательно страховых взносов не сложилось единого мнения по вопросу о том, каким образом следует квалифицировать отношения, возникающие между управляющей компанией, ТСЖ и его председателем.
Согласно позиции Минфина России деятельность председателя ТСЖ относится к трудовой деятельности физического лица, вне зависимости от факта заключения трудового договора (письма Минфина России от 25.12.2020 N 03-15-06/114404, от 30.09.2020 N 03-15-05/85360, от 21.02.2020 N 03-04-05/12462, от 12.03.2020 N 03-15-05/18736).
В данных письмах указано, что председатель является застрахованным лицом в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В данном случае управляющая компания, будучи посредником по выплате вознаграждения, выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения и, соответственно, является страхователем. В связи с вышеизложенным на основании положений подп. 1 п. 1 ст. 419 и подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ управляющая компания признается плательщиком страховых взносов. При этом источником уплаты страховых взносов, по мнению Минфина России, должны служить денежные средства собственников жилья и предусматриваться решением общего собрания в расходах, предназначенных для выплаты вышеуказанных вознаграждений (смотрите также письмо Минфина России от 12.07.2018 N 03-15-06/48555).
Схожей позиции придерживаются судебные органы. Согласно постановлению Семнадцатого ААС от 24.03.2020 N 17АП-1612/20 ТСЖ, выплачивающее вознаграждение председателю, является юридическим лицом и с учетом положений статьи 19, пункта 3.4 статьи 23, статьи 419, пункта 1 статьи 430, пунктов 1, 3 статьи 432 НК РФ у ТСЖ имеется статус страхователя и плательщика страховых взносов. Выплата вознаграждений производится в рамках гражданско-правовых правоотношений между ТСЖ*(1), соответственно, подлежит включению в базу для исчисления страховых взносов. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2018 N 301-КГ17-22172, от 21.03.2016 N 307-КГ16-1739; аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 30.03.2017 N БС-4-11/5736, от 17.04.2018 N БС-4-11/7275, в письмах Минфина России от 13.03.2017 N 03-15-07/13856, от 09.04.2018 N 03-15-05/23294.
Более того, суды признают наличие не трудовых, а гражданско-правовых отношений, что может сказаться на наличии или отсутствии обязанности уплатить взносы в ФСС (подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ, Энциклопедия решений. Учет выплат по договорам гражданско-правового характера работникам). Так, в постановлении АС от 21.12.2020 N Ф10-4355/20 суд не поддержал позицию о квалификации отношений между ТСН и председателем правления как трудовых, поскольку уплачиваемое председателю правления в соответствии с решением общего собрания собственников ежемесячное вознаграждение представляет собой оплату услуг, возникших из гражданско-правовых отношений, что, соответственно, образует объект обложения страховыми взносами и возлагает на страхователя обязанность представить соответствующие сведения о застрахованном лице.
При этом существуют судебные решения, согласно которым председатель не является работником управляющей компании, не выполняет для нее работу, не оказывает управляющей компании услуги. Он выполняет контролирующие и представительские функции по надзору за качеством выполнения управляющей компанией работ и услуг, представляя интересы собственников жилых помещений во взаимоотношениях с такой управляющей компанией. С учетом изложенного у управляющей компании не имеется объекта обложения страховыми взносами (постановление Одиннадцатого ААС от 03.12.2020 N 11АП-15336/20, постановление АС Поволжского округа от 15.05.2019 N Ф06-45751/19, определение СК по гражданским делам Восьмого КС от 19.11.2020 по делу N 8Г-14961/2020[88-16803/2020]).
Однако указанные выше письма, а также письма Минфина России от 07.05.2018 N 03-15-06/30597, 03-15-05/30592, от 04.05.2018 N 03-15-06/30283, от 25.04.2018 N 03-15-06/28204 и другие содержат следующие выводы: если общим собранием собственников жилья принято решение о выплате вознаграждения председателю управляющей компанией за счет денежных средств, поступивших на счет управляющей компанией от собственников жилья, то в данном случае управляющая компания выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждения указанному лицу, и, соответственно, является страхователем, а председатель - застрахованным лицом в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Источником уплаты страховых взносов должны являться денежные средства собственников помещений в МКД и предусматриваться решением общего собрания собственников в расходах, предназначенных для выплаты вышеуказанных вознаграждений.
В этой связи в определении Верховного Суда РФ от 22.09.2017 N 309-КГ17-9846 (на него ссылаются приведенные выше решения судей) сказано: источником выплаченных вознаграждений для физических лиц являются средства собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений МКД, а соответственно, источником уплаты страховых взносов в рассматриваемой ситуации также являются средства собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений МКД. В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что решением общего собрания МКД вознаграждение указанным физическим лицам было установлено с учетом сумм страховых взносов, а соответственно, не представлено доказательств того, что, получая от собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений МКД плату для перечисления вознаграждения этим физическим лицам с учетом средств, причитающихся на уплату страховых взносов, общество не производило уплату страховых взносов, удерживая эти средства у себя.
То есть в ситуации, когда средства на уплату взносов с выплат председателю не предусмотрены собственниками МКД, основания для начисления УК страховых взносов с выплат председателю, по мнению судей, отсутствуют.
Но, как мы видим, вопрос начисления взносов является спорным.
Мы полагаем, что если решением общего собрания ТСЖ выплаты, перечисляемые управляющей компании, не установлены с учетом страховых взносов, шансы отстоять в суде позицию о неначислении взносов у УК есть.
Если же общее собрание примет решение о финансировании страховых взносов (то есть если средства УК на выплату вознаграждения председателю будут перечисляться с учетом взносов) и принимая во внимание позицию контролирующих органов, что отношения управляющей компании, ТСЖ и председателя ТСЖ находятся в рамках регулирования трудового или гражданско-правового законодательства, есть основания считать, что у управляющей компании возникает обязанность по исчислению и уплате страховых взносов за счет собственников жилья.
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет и налогообложение управляющей компании зависят от характера договорных обязательств, существующих у управляющей организации по договору управления.
Мы полагаем, что в части сбора и выплаты вознаграждения председателю управляющую компанию можно признать посредником: по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
Согласно подп. 9 п. 1 ст. 251 и п. 9 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются ни доходы, ни расходы в виде имущества (включая денежные средства), полученного (переданного) комиссионером, агентом, поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения (оплаты) затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
Иными словами, если рассматривать управляющую компанию в качестве посредника между собственниками жилья и председателем ТСЖ, то средства, полученные от собственников на выплату вознаграждения председателя, компания вправе не учитывать в составе своих доходов. В таком случае выплаты председателю совета дома также не могут являться расходами организации.
В бухгалтерском учете могут быть оформлены следующие записи:
Дебет 50 (51) Кредит 76, субсчет "Расчеты с жильцами за услуги председателя совета дома"
- 100 руб. - получены денежные средства от жильцов на оплату услуг председателя совета дома;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с жильцами за услуги председателя совета дома" Кредит 76, субсчет "Расчеты с председателем совета дома за оказанные услуги"
- 100 руб. - отражена сумма, подлежащая оплате жильцами за услуги председателя совета дома, выставленная в счете-квитанции;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с председателем совета дома за оказанные услуги" Кредит 68, субсчет "НДФЛ"
- 13 руб. - исчислена и удержана сумма НДФЛ с полученного председателем дохода;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с председателем совета дома за оказанные услуги" Кредит 50 (51)
- 87 руб. - оплачены услуги председателя совета дома за вычетом НДФЛ.
Мы полагаем, что если решением собственников будет предусмотрено перечисление в УК выплаты для председателя с учетом взносов, то взносы могут быть отражены проводкой:
Дебет 76, субсчет "Расчеты с жильцами за услуги председателя совета дома", Кредит 69
- начислены страховые взносы за счет средств собственников;
Дебет 50 (51) Кредит 76, субсчет "Расчеты с жильцами за услуги председателя совета дома"
- от собственников жилья получена сумма страховых взносов, начисленных на вознаграждение председателю, подлежащая оплате в бюджет за счет средств собственников.
Размер взносов зависит от характера договорных взаимоотношений с председателем (смотрите подробнее в материале: Вопрос: НДФЛ и страховые взносы с вознаграждения председателю ТСЖ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: