Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 27 ноября по 3 декабря 2023 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 27.11.2023 N 539-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Подписан закон с многочисленными изменениями в НК РФ, предусматривающими усиление контроля за трансфертным ценообразованием, индексацию акцизов и госпошлин, изменение порядка и сроков уплаты НДФЛ и многое другое

Законом предусмотрен ряд поправок, направленных на усиление контроля за рыночным ценообразованием, в т.ч.: дополнен перечень критериев взаимозависимости в целях увеличения перечня сделок, подпадающих под контроль за трансфертными ценами; в рамках налогового контроля будет проверяться также правильность уплаты налоговым агентом налога с дохода лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, в размере корректировки налоговой базы при нерыночных ценах, такой доход будет приравниваться к дивидендам, полученным от источников в РФ; скорректированы требования к представляемой отчетности по контролируемым сделкам и ужесточены штрафы за непредставление установленных сведений (например, за непредставление уведомления о контролируемых сделках размер штрафа увеличен с 5 000 до 100 000 рублей. Штраф за непредставление национальной или глобальной документации составит 1 млн рублей, за непредставление документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) - 500 000 рублей).

НДФЛ: с 1 января 2024 года изменятся порядок и сроки перечисления НДФЛ налоговыми агентами (перечислять суммы налога необходимо будет дважды - за период с 1-го по 22-е число текущего месяца, а также за период с 23-го числа по последнее число месяца).

Госпошлины: предусмотрено увеличение некоторых госпошлин (например, за выдачу загранпаспорта нового образца госпошлина составит 6 000 рублей вместо 5 000 рублей; такое же увеличение госпошлины предусмотрено за выдачу вида на жительство).

НДС: обязанность по исчислению и уплате НДС при ввозе в РФ товаров с территории государств - членов ЕАЭС с участием посредников возложена на организации, оказывающие соответствующие услуги.

Акцизы: размеры ставок акцизов увеличены на отдельные виды алкогольной продукции, табак и табачные изделия, а также скорректированы положения, касающиеся применения вычетов при реализации алкогольной продукции.

Прибыль: в целях нивелирования последствий приостановления действия положений международных договоров об избежании двойного налогообложения предусмотрено освобождение от налогообложения или пониженные ставки налога для отдельных видов доходов, выплачиваемых иностранным компаниям.

Кроме того, законом уточнены правила определения уровня цен нефти сорта "Юралс"; установлены особенности налогообложения при реализации газа потребителям и многое другое.

 

Федеральный закон от 27.11.2023 N 549-ФЗ
"О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"

На период 2024 - 2026 годов сохранены действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания

Согласно закону в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний должны уплачиваться, как и ранее, в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ.

Кроме того, сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для ИП в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

 

Постановление Правительства РФ от 23.11.2023 N 1966
"О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 372"

Дополнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

Речь идет о новой позиции 8430 69 000 8 "Комплект оборудования буксируемого необитаемого подводного плуга для рытья траншей и прокладки подводных телекоммуникационных и силовых кабелей в грунте морского дна, модель CPS-2".

 

Постановление Правительства РФ от 29.11.2023 N 2014
"О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 372"

Внесены уточнения в перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

Позиция, классифицируемая кодом 8451 80 300 9 ТН ВЭД ЕАЭС, перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, дополнена словами "; линия горячего ламинирования ткани, модель LHM".

 

"Обязательство по аренде в операции продажи с обратной арендой. Поправки к МСФО (IFRS) 16"
(введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 04.10.2023 N 155н)

Приняты поправки к МСФО (IFRS) 16 "Аренда"

В документ внесено дополнение "Обязательство по аренде в операции продажи с обратной арендой". Определен порядок применения поправок.

 

"Определение бухгалтерских оценок. Поправки к МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"
(введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 04.10.2023 N 155н)

Приняты поправки к МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки"

В документ внесено дополнение, содержащее определение "Бухгалтерские оценки", а также внесены корректировки, учитывающие данное дополнение.

Установлен порядок применения внесенных изменений.

 

"Первоначальное применение МСФО (IFRS) 17 и МСФО (IFRS) 9 - Сравнительная информация. Поправка к МСФО (IFRS) 17"
(введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 04.10.2023 N 155н)

Принят документ МСФО "Первоначальное применение МСФО (IFRS) 17 и МСФО (IFRS) 9 - Сравнительная информация. Поправка к МСФО (IFRS) 17"

Документ введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 04.10.2023 N 155н и вступает в силу с даты опубликования.

 

<Письмо> Минфина России от 23.11.2023 N 02-07-07/112756
"О проведении сверки расчетов по ЕНС (ЕНП) и завершении финансового года по налоговым обязательствам"

Минфином подготовлены рекомендации по завершению финансового года

Сообщается об организации сверки расчетов по платежам в бюджет в целях обеспечения отражения в бюджетном учете, бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений за 2023 год достоверных данных и организации завершения исполнения бюджетов бюджетной системы РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ в НК РФ.

Приведены сроки для представления уведомления по НДФЛ с учетом завершения финансового года.

В приложениях к письму приведены также рекомендации по завершению финансового года в части платежей по налоговым обязательствам, страховым взносам и имущественным налогам.

Сообщается о предельных сроках проведения сверок с ФНС по налоговым обязательствам и направления запросов на получение справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП.


Письмо ФНС России от 17.11.2023 N КЧ-4-8/14514
"О применении платежных поручений"

С 01.01.2024 исключается возможность применения платежных поручений в качестве уведомлений об исчисленных суммах налогов и взносов

С этой даты уведомления представляются только по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2022 N ЕД-7-8-/1047@.

Формировать и отправлять уведомление удобнее через учетную (бухгалтерскую) систему или личный кабинет налогоплательщика.

Сообщается, что с перечнем контрольных соотношений, в результате несоблюдения которых уведомление считается непредставленным, можно ознакомиться в карточке проекта приказа ID 01/02/08-23/00141296.

 

<Письмо> ФНС России от 24.11.2023 N СД-4-3/14769@
<О налоговых льготах, предоставляемых при приобретении и внедрении передовых отечественных информационно-телекоммуникационных технологий>

Доведена позиция ФНС о применении налоговых льгот налогоплательщиками, внедряющими отечественные информационно-телекоммуникационные технологии (ИТКТ)

С 1 января 2023 года для указанных налогоплательщиков введены особенности налогообложения по налогу на прибыль и налогу на имущество (в части применения повышающих коэффициентов к расходам, ускоренной амортизации определенных основных средств и пр.).

Пунктом 6 статьи 88 НК РФ установлено право налоговых органов истребовать у налогоплательщиков необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.

С учетом выводов, содержащихся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, сообщается, что в случае применения указанных выше особенностей налогообложения налогоплательщиками, приобретающими и внедряющими отечественные ИТКТ, имеет место адресность предоставляемых преимуществ, которая должна квалифицироваться в качестве льготы в целях применения пункта 6 статьи 88 НК РФ.


<Письмо> ФНС России от 30.03.2023 N 20-3-03/0020@
"О доведении формы предписания по результатам контрольных (надзорных) мероприятий за применением контрольно-кассовой техники"

ФНС обновлена форма предписания, выносимого контролируемому лицу по результатам контрольных (надзорных) мероприятий за соблюдением законодательства о применении ККТ

Новая форма заменит собой форму предписания, ранее направленную письмом ФНС России от 23.03.2023 N АБ-4-20/3503@.


<Письмо> ФНС России от 28.11.2023 N БС-4-21/14912@
"О сверке сведений об объектах налогообложения, по которым формируются сообщения об исчисленных налоговым органом суммах налогов"

ФНС сообщает о целесообразности проведения сверки для формирования сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов за 2023 год

В период с 20.12.2023 по 20.01.2024 организациям будут направляться информационные письма о возможности проведения в I квартале 2024 г. сверки сведений об объектах налогообложения по форме согласно приложению к письму.

 

<Письмо> ФНС России от 29.11.2023 N ЕА-4-15/14981@
<О контрольных соотношениях>

Представлен перечень контрольных соотношений для проверки корректности формирования уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов

Контрольные соотношения применяются в отношении уведомления по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2022 N ЕД-7-8-/1047@.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

27.11.2023 Представление уточненных деклараций за периоды после периода, проверенного в рамках выездной проверки, не влечет погашения недоимки за проверенный период

Налогоплательщику по результатам выездной проверки был доначислен ряд налогов. Налогоплательщик представил уточненные декларации за периоды после проверяемого, посчитав погашенной недоимку, выявленную в рамках выездной проверки.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогоплательщика.
Подача уточненной декларации после проведения выездной проверки не является основанием для проведения перерасчета налоговых обязательств способом, который предлагает налогоплательщик, так как сама по себе не свидетельствует о незаконности решения налогового органа, не отменяет и не изменяет его результатов.
Также следует отметить, что уточненную декларацию за период, за который доначислен налог, общество не представило. Представление уточненных деклараций за последующие периоды само по себе не может привести к погашению недоимки за прошлый период.

 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2023 г. N Ф07-13398/23 по делу N А56-109137/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.11.2023 Налогоплательщик не вправе учесть сумму убытка, понесенного в результате пожара, если первичные документы, подтверждающие размер убытка, не представлены, инвентаризация товара своевременно проведена не была

Налогоплательщик считает, что правомерно уменьшил налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытка, понесенного в результате пожара.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с доводами налогоплательщика.
Первичные документы, подтверждающие размер убытка, налогоплательщик не представил. Копия акта инвентаризации (приложена к жалобе в УФНС) является недопустимым доказательством, поскольку оформлена спустя значительное время после пожара, а также составлена с нарушением Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. То есть налогоплательщик после пожара не предпринял меры, установленные действующим законодательством, а именно не провел инвентаризацию товара, которая является обязательной в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Поскольку налогоплательщиком надлежащим образом не доказан размер причиненного ущерба от пожара, он не вправе был включать спорную сумму в состав убытков по налогу на прибыль.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 сентября 2023 г. N Ф05-18345/23 по делу N А41-65597/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.11.2023 Измененная кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная решениями Комиссии и решениями суда, подлежит применению для целей налогообложения с начала применения оспоренной кадастровой стоимости

Налогоплательщик указывает, что при определении налоговой базы по земельному налогу должна применяться кадастровая стоимость, установленная на основании решения комиссии и суда после ее оспаривания.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами налогоплательщика.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная распоряжением Министерства имущественных отношений и измененная решениями Комиссии и (или) суда, подлежит учету начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Следовательно, измененная кадастровая стоимость участков, утвержденная решениями Комиссии и решениями суда, подлежит применению для целей налогообложения с начала применения оспоренной кадастровой стоимости.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2023 г. N Ф05-20972/23 по делу N А41-66481/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

29.11.2023 В случае закрытия обособленного подразделения налогоплательщик должен представить декларации по налогу на прибыль с данными подразделения за последующие (после закрытия) отчётные периоды и текущий налоговый период в налоговый орган по месту нахождения организации

Налогоплательщик оспорил положения Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, касающиеся представления деклараций в случае прекращения деятельности (закрытия) обособленного подразделения.
Суд пришел к выводу о действительности оспариваемых положений нормативного акта.
Налоговая база закрытого обособленного подразделения за предыдущие отчётные периоды текущего календарного года подлежит отражению во всех декларациях по обособленному подразделению, представляемых до конца текущего налогового периода, поскольку закрытие обособленного подразделения её не обнуляет. Снятие с учёта подразделения не освобождает налогоплательщика от обязанности представлять декларации.
Суд отметил, что оспариваемое правовое регулирование, детализирующее обязанность по представлению декларации за последующие (после закрытия) отчётные периоды и текущий налоговый период в налоговый орган по месту нахождения организации, не вступает в противоречие с действующим законодательством.

 Решение Верховного Суда РФ от 20 сентября 2023 г. N АКПИ23-561 Об отказе в иске о признании частично не действующим пункта 2.7 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утверждённого приказом Федеральной налоговой службы от 23 сентября 2019 г. N ММВ-7-3/475@

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.11.2023 Исключение действительно понесенных налогоплательщиком затрат из состава расходов влечет за собой искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль

По мнению инспекции, общество неправомерно включило в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль стоимость субподрядных работ по договору, заключенному с одним из контрагентов.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не поддержал позицию налогового органа.
Налоговый орган не оспорил реальность фактов хозяйственной жизни общества. При наличии самого факта хозяйственной операции исключение ее стоимости из состава расходов налогоплательщика влечет за собой искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль.
Следовательно, решение налогового органа о доначислении налога на прибыль организаций незаконно.

 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 октября 2023 г. N Ф03-4476/23 по делу N А37-701/2019

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.12.2023 При наличии у налогоплательщика активов, достаточных для погашения налоговой задолженности (в т. ч. дебиторской задолженности), решение о применении обеспечительных мер является неправомерным

Поскольку налогоплательщик совершил действия по занижению налоговой базы, умышленному уклонению от уплаты налогов, а также по отчуждению имущества, налоговый орган принял обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банках.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа не согласился.
В распоряжении налогового органа имелись сведения о наличии у налогоплательщика дебиторской задолженности, достаточной для погашения задолженности по налогам. При этом в рамках налоговой проверки налоговым органом установлены все заказчики налогоплательщика, в том числе имеющие перед ним задолженность.
Суд пришел к выводу, что показатели финансового положения, а также ведение налогоплательщиком текущей производственной деятельности свидетельствуют о возможности погасить спорную задолженность по налогам, в связи с чем решение о принятии обеспечительных мер является неправомерным.

 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2023 г. N Ф10-4527/23 по делу N А36-10450/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.12.2023 Реализация товара без оплаты в денежной или иной форме не приводит к возникновению у предпринимателя дохода, подлежащего обложению УСН

Налоговый орган посчитал, что предприниматель неправомерно занизил налоговую базу по УСН, не включив в состав доходов выручку от реализации продукции.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа не согласился.
При взимании УСН применяется кассовый метод признания дохода, а к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данного спора, относится не только факт реализации предпринимателем товара, но и факт погашения задолженности перед ним покупателями.
Судом установлено, что налогоплательщиком был реализован товар различным лицам без его оплаты, о чем свидетельствуют данные, полученные от оператора фискальных данных. А поскольку налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие погашение задолженности по переданному товару перед налогоплательщиком в денежной форме или иным способом, оснований для вывода о получении им дохода в спорной сумме не имелось.

 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 октября 2023 г. N Ф10-4659/23 по делу N А84-1669/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.12.2023 Ошибка налогоплательщика в расчете подлежащей возмещению суммы НДС не является основанием для отказа в возврате всей суммы налога

Налоговый орган отказал налогоплательщику в возмещении суммы НДС в заявительном порядке, поскольку право на применение такого порядка не обосновано.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа не согласился.
Налоговым органом не подтверждено несоблюдение налогоплательщиком требований НК РФ для использования заявительного порядка, а также наличие у него недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам. В равной степени не установлено нахождение налогоплательщика в процессе реорганизации или ликвидации и возбуждение в отношении него производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Суд пришел к выводу, что налогоплательщиком допущена ошибка в расчете суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, а не уплате в бюджет, в связи с чем правовых оснований для принятия оспариваемого решения об отказе в возмещении налога у налогового органа не имелось.

 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2023 г. N Ф10-4717/23 по делу N А48-10989/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

27.11.2023 Договорная неустойка не облагается НДС, если это действительно неустойка

Оплата от контрагента, не связанная с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются. Это относится, в том числе, к штрафам и неустойкам по договорам. Но злоупотреблять не надо.

Об этом предупреждает Минфин в письме от 04.10.2023 № 03-07-11/94106.

Если договорная неустойка (штрафа, пени), по существу не является неустойкой, обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то она включается в базу по НДС.

Определять, связана или не связана неустойка с оплатой реализованных товаров, нужно в каждом конкретном случае с учетом условий договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации.

Ранее Минфин также заявлял, что если неустойка по факту – это часть цены товара, то по ней будет НДС (письмо от 23.11.2021 № 03-07-11/94424).

Комментарий главного редактора «Клерка»

Что касается налога на прибыль, то договорная неустойка им облагается. Ее включают в состав внереализационных доходов. Об этом Минфин сообщал в письмах от 13.06.2023 № 03-03-06/1/54167от 15.03.2023 № 03-03-06/3/21565от 29.08.2022 № 03-03-06/3/84127.

Дата получения дохода в данном случае:

дата признания должником;

дата вступления в законную силу решения суда.

Если у организации (например, образовательной) льготная ставка налога на прибыль 0%, то договорная неустойка идет в состав общих доходов, но не идет в состав профильных. То есть, она снижает шансы на право на льготу (письмо Минфина от 23.12.2021 № 03-03-06/3/105076).

Кстати, договорную неустойку от физлиц не надо пробивать на ККТ, но можно и пробить (письмо ФНС от 03.03.2022 № ЗГ-3-20/1923@).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.11.2023 На какие цели можно тратить наличную выручку из кассы

Коммерческие организации могут рассчитываться наличными деньгами из кассы, если они поступили за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или в виде страховых премий.

Правила расчета наличными регулируются указанием ЦБ от 09.12.2019 № 5348-У.

На что можно потратить выручку из кассы

зарплата и выплаты социального характера;

оплата поставщикам за товары, работы, услуги, но не более 100 тыс. рублей по одному договору для расчетов с другими организациями и ИП;

выдача под отчет на оплату поставщикам и подрядчикам.

возвраты покупателям, если первоначальная оплата также была наличными;

выплаты страховых возмещений по договорам страхования физлиц, если оплата от них тоже была наличными;

выдача наличных денег на личные нужды предпринимателя.

Отметим, что порядок ведения кассовых операций, в том числе, в малом бизнесе, регламентируется указанием ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

29.11.2023 Как учесть расходы на спортинвентарь для офиса: ответ Минфина

Если организация установила в офисе спортзал для сотрудников, она может учесть расходы на инвентарь при расчете налога на прибыль.

Организация установила в своем офисе спортивный зал для сотрудников. Возможно ли учесть расходы на тренажеры и другой спортивный инвентарь при расчете налога на прибыль? Минфин разъяснил этот вопрос в письме от 20.11.23 № 03-03-06/1/110834.

Согласно законодательству РФ, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законом, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Тем не менее, Минфин подчеркивает важность того, чтобы расходы были экономически оправданными и документально подтвержденными, а также связанными с деятельностью, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

Необходимость закрепления порядка признания расходов в учетной политике организации также отмечается для обеспечения защиты расходов в ходе налоговых проверок.

Согласно пункту 29 статьи 270 НК РФ, расходы на оплату занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, а также аналогичные расходы в пользу работников, не учитываются при налогообложении прибыли.

Таким образом, если затраты на спортивный инвентарь в офисе не связаны с производственной деятельностью сотрудников, эти расходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации.

Источник: Российский налоговый портал

 

29.11.2023 Как ИП на УСН учитывать взносы 1% в 2023 и 2024 годах

По новым правилам, которые заработали задним числом с 2023 года, налог по УСН можно уменьшить на фиксированные взносы ИП, подлежащие уплате в текущем году. Но взносы 1% за текущий год подлежат уплате в следующем году (до 1 июля следующего года).

Между тем, ФНС своим письмом в этом году разрешила уменьшать налог 2023 года на взносы ИП 1% за 2023 год. Но на 2024 год эта индульгенция не распространяется.

Поэтому взносы 1% за 2024 год будут уменьшать налога по УСН за 2025 год.

Что касается взносов 1% за 2022 год, то они уменьшают налог по УСН в 2023 году, если они были уплачены в 2023 году. Если они вы уплатили их в 2022 году и уже учли в уменьшение налог по УСН в 2022 году, то повторно учитывать в 2023 году нельзя.

Смотрите в нашей таблице, как учитывать взносы 1% в уменьшение налога.

Взносы

Как уменьшать налог

1% за 2022 год (срок уплаты – 03.07.2023)

Идут на уменьшение налога за 2023 или 2024 год, если уплата была после 31.12.2022

1% за 2023 год (срок уплаты – 01.07.2024)

Идут на уменьшение налога (по выбору) независимо от факта уплаты:

в любой период (1 квартала, полугодие, 9 месяцев, год) 2023 года;

частично – в любой период 2023 года, частично – в любой период 2024 года;

в любой период 2024 года

1% за 2024 год (срок уплаты – 01.07.2025)

Идут на уменьшение налога в любой период 2025 года независимо от факта уплаты

Максимальный размер взносов 1% за 2023 год – 257 061 руб.

Разъяснения в виде таблицу про уменьшение налога по УСН на взносы ИП – здесь.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.11.2023 Можно попросить у работодателя компенсацию вместо отпуска, но нельзя требовать

Выплата компенсации за часть отпуска, превышающую 28 дней – это право работодателя, а не обязанность.

Такое разъяснение дает Роструд в письме от 11.10.2023 № ПГ/21367-6-1.

Речь идет о части каждого отпуска, превышающей 28 дней.

Пример №1

У сотрудника отпуск 28 дней.

Он отгулял за прошлый год 15 дней и за текущий год – 14 дней. Итого осталось 27 дней неотгулянного отпуска (28 + 28 – 15 –14).

Но получить компенсацию он не может, потому что отпуск за каждый год – всего 28 дней, превышения нет.

Отгулять эти дни он может либо по графику отпусков (надо туда включить их), либо вне графика — по договоренности с работодателем.

Пример №2

У сотрудника отпуск 31 день.

Он отгулял за прошлый год 15 дней и за текущий год – 14 дней. Итого осталось 33 дня неотгулянного отпуска (31 + 31 – 15 –14).

Но получить компенсацию он может только за 6 дней ((31 – 28) х 2).

Чтобы получить компенсацию вместо отпуска, сотрудник должен написать заявление.

Но работодатель может и отказать. Замена части отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.11.2023 Бумажная квитанция электронного авиабилета выполняет роль первичного документа

Маршрут/квитанция электронного авиабилета подтвердит расходы на его покупку для целей налога на прибыль.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 24.10.2023 № 03-03-06/1/100966.

Электронные документы, подписанные простой электронной подписью или УКЭП, признаются для целей и налогообложения равнозначными бумажному документу, подписанному собственноручной подписью.

Маршрут/квитанция электронного билета и багажная квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) – это документ строгой отчетности.

В этой квитанции есть стоимость перелета. Этот бланк будет оправдательным документом для подтверждения расходов.

При этом организация должна подтвердить потребление услуги воздушной перевозки любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт перевозки работника.

Ранее Минфин утверждал, что нужен еще посадочный талон, подтверждающий перелет со штампом о досмотре.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

02.12.2023 Минфин пояснил, как самозанятым ИП оформлять расчеты

При получении оплаты самозанятые ИП создают чек в приложении «Мой налог», не применяя контрольно-кассовую технику.

При получении оплаты самозанятые индивидуальные предприниматели (ИП) создают чек в приложении «Мой налог», не применяя контрольно-кассовую технику. Минфин напоминает об этом в письме от 23.10.23 № 30-01-15/100598.

Согласно общему правилу, все ИП и организации при осуществлении расчетов обязаны использовать кассовую технику, как утверждено в пункте 1 статьи 1.1 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ.

Однако есть исключения, перечисленные в статье 2 того же Закона. Самозанятые ИП, получающие доходы, облагаемые налогом на профессиональный доход, не обязаны применять кассовую технику.

Тем не менее, согласно статье 14 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ, при расчетах за реализованные товары, работы или услуги, плательщик налога на профессиональный доход обязан выдать покупателю чек. Этот чек формируется при помощи мобильного приложения «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации.

Чек выдается в момент расчета наличными или с использованием электронных средств платежа. При других формах расчета он должен быть предоставлен не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Переход на ФСБУ 14/2022: учет прав на программные продукты, лицензии на осуществление деятельности, прав на интернет-сайт и товарные знаки

Организация переходит на новый стандарт ФСБУ 14/2022. На счете 04 числятся: видеоролик; товарные знаки на продукцию (исключительное право); интернет-сайты (информационные) (исключительное право); патенты на изобретение; промышленный образец.
Как нужно учитывать отраженные на счете 97 программные продукты с неисключительными правами? Необходимо ли затраты на продление лицензии на осуществление деятельности относить на увеличение стоимости лицензии, учтенной в составе нематериального актива? Признаются ли объектами НМА интернет-сайты и товарные знаки? Верно ли, что товарные знаки с 01.01.2024 не будут являться НМА, и их необходимо списать на счет 84 и отразить за балансом?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В соответствии с ФСБУ 14/2022 по общему правилу объектами НМА признаются, в частности, неисключительные права на программные продукты, лицензии на осуществление деятельности, интернет-сайты и товарные знаки, созданные сторонними лицами. Товарные знаки, созданные силами организации, не относятся к НМА и признаются расходами того периода, в котором они понесены.

Затраты на продление лицензии на осуществление деятельности необходимо относить на увеличение стоимости лицензии, учтенной в составе НМА. 

Обоснование позиции:

Нематериальные активы представляют собой особый вид внеоборотных активов организации, поскольку не имеют материально-вещественной формы.

С 1 января 2024 года бухгалтерский учет нематериальных активов и капитальных вложений в такие активы ведется на основании ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".

Объектом НМА считается актив, характеризующийся одновременно признаками, перечисленными в п. 4 ФСБУ 14/2022, в т.ч.

б) предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд;

в) предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

г) способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, на получение которых организация имеет право (в частности, в отношении такого актива у организации при его приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив) и доступ иных лиц к которым организация способна ограничить.

По общему правилу, установленному п. 52 ФСБУ 14/2022, последствия изменений учетной политики в связи с началом применения названного стандарта отражаются ретроспективно (как если бы он применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни).

Вместе с тем в силу п. 53 ФСБУ 14/2022 организация вправе применять новые правила перспективно и не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному 2024 году. В этом случае:

а) в отношении объектов, которые в соответствии с ФСБУ 14/2022 должны быть признаны как НМА и в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе НМА, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) определить оставшийся срок полезного использования и ликвидационную стоимость объектов. Возникшие в связи с этим корректировки величин, отражающих погашение стоимости объектов нематериальных активов, отражаются как изменения оценочных значений. При этом балансовая стоимость таких объектов нематериальных активов на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) не корректируется;

б) в отношении объектов, которые по новым правилам должны быть признаны как НМА, но в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе активов других видов, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) переклассифицировать их в НМА, признать балансовую стоимость в качестве их первоначальной стоимости и определить оставшийся срок полезного использования, способ начисления амортизации и ликвидационную стоимость. Определенные в связи с этим величины погашения стоимости объектов НМА отражаются как изменения оценочных значений;

в) в отношении объектов, которые ранее учитывались в составе НМА, но в соответствии с ФСБУ 14/2022 таковыми не являются, на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) необходимо списать балансовую стоимость таких объектов в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль организации (за исключением случаев переклассификации таких объектов в другой вид активов).

Изменения балансовой стоимости нематериальных активов в связи с началом применения нового стандарта, которые не связаны с изменениями других статей бухгалтерского баланса, списываются на нераспределенную прибыль организации (п. 54 ФСБУ 14/2022). 

Неисключительные права на программные продукты, учтенные на счете 97 

В соответствии с ПБУ 14/2007 приобретенные по лицензионному договору неисключительные права на использование результата интеллектуальной деятельности объектами НМА не признаются, так как не отвечают критериям, перечисленным в п. 3 ПБУ 14/2007.

Однако положениями нового стандарта по учету НМА прямо предусмотрено, что одним из условий признания объекта НМА является наличие у организации права на получение экономических выгод, которые этот объект способен приносить в будущем. В частности, в отношении такого актива у организации при его приобретении возникли права в соответствии с лицензионными договорами или иными документами, подтверждающими существование права на такой актив (подп. "г" п. 4 ФСБУ 14/2022).

Минфин в информационном сообщении от 18.07.2022 N ИС-учет-40 так прокомментировал рассматриваемые новшества: к капитальным вложениям: в нематериальные активы отнесены затраты на приобретение исключительных прав, прав в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование таких прав, на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, предназначенные для использования непосредственно в качестве объектов нематериальных активов (ранее - не распространялось на приобретение прав в соответствии с лицензионными договорами). Именно эта фраза позволяет нам считать, что новый стандарт допускает учет в качестве НМА затрат на приобретение неисключительных прав на результат интеллектуальной деятельности.

Таким образом, в соответствии с ФСБУ 14/2022 полученные по лицензионному договору права на использование РИД и средства индивидуализации являются объектами НМА (при обязательном соблюдении всех условий из п. 4 ФСБУ 14/2022).

Следовательно, учтенные на счете 97 неисключительные права на программные продукты следует переклассифицировать в НМА, признать балансовую стоимость в качестве их первоначальной стоимости и определить оставшийся срок полезного использования, способ начисления амортизации и ликвидационную стоимость (подп. "б" п. 53 ФСБУ 14/2022).

Смотрите дополнительно материалы: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет прав, полученных по лицензионному договору, c 1 января 2024 года в соответствии с ФСБУ 14/2022 (ноябрь 2023 г.); Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов, связанных с приобретением прав на использование программ для ЭВМ и баз данных по лицензионным договорам, c 1 января 2024 года в соответствии с ФСБУ 14/2022 (ноябрь 2023 г.). 

Лицензии на осуществление деятельности 

В соответствии с ФСБУ 14/2022 разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности являются нематериальными активами (подп. "в" п. 6 ФСБУ 14/2022).

Такой же подход закреплен в подп. "н" п. 5 ФСБУ 26/2020, а именно к капитальным вложениям в нематериальные активы отнесены в том числе затраты на приобретение (в частности, получение, продление, переоформление, подтверждение) прав на осуществление отдельных видов деятельности согласно специальному разрешению (лицензии).

Минфин России в информационном сообщении от 18.07.2022 N ИС-учет-40 также подтверждает порядок учета разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности в качестве НМА.

При признании в бухгалтерском учете объект НМА согласно п. 13 ФСБУ 14/2022 оценивается по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объекта нематериальных активов считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта нематериальных активов в бухгалтерском учете.

Для разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности стандартом закреплен учет только по первоначальной стоимости (п. 18 ФСБУ 14/2022).

Как определено п. 29 ФСБУ 14/2022, балансовая стоимость представляет собой первоначальную (переоцененную) стоимость НМА, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и накопленного обесценения.

Применительно к затратам на приобретение конкретной лицензии это означает, что по общему правилу организация, решившая воспользоваться подп. "б" п. 53 ФСБУ 14/2022:

- принимает к учету объект НМА, первоначальной стоимостью которого признается его балансовая стоимость, т.е. недосписанная в расходы часть затрат на получение лицензии;

- устанавливает для названного объекта СПИ и определяет способ начисления амортизации.

При этом изменения в отчетность за 2023 год не вносятся, в т.ч. не меняется показатель нераспределенной прибыли на начало 2024 года.

Как было отмечено выше, для лицензий предусмотрен учет только по первоначальной стоимости (п. 18 ФСБУ 14/2022). В силу п. 16 ФСБУ 14/2022 при оценке НМА по первоначальной стоимости такая стоимость и сумма накопленной амортизации не подлежат изменению (за исключением случаев, установленных этим стандартом, в частности, при осуществлении капвложений, связанных с улучшением (повышением) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта НМА (смотрите п. 28 ФСБУ 14/2022)).

Согласно подп. "н" п. 5 ФСБУ 26/2020 к капитальным вложениям относятся, в частности, затраты на получение, продление, переоформление, подтверждение прав на осуществление отдельных видов деятельности согласно специальному разрешению (лицензии).

Таким образом, затраты на продление лицензии на осуществление деятельности необходимо относить на увеличение стоимости лицензии, учтенной в составе НМА. 

Исключительное право на интернет-сайт 

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".

Одним из обязательных признаков, перечисленных в п. 4 ФСБУ 14/2022, является способность актива приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (подп. "г").

Названное условие соблюдается не только при осуществлении торговли через сайт (прямая выручка), но и в случае, если интернет-сайт предназначен только для продвижения продукции (товаров, работ, услуг), т.к. он способствует получению экономических выгод за счет потенциального увеличения количества покупателей. Соответственно, такой сайт может быть признан объектом НМА, несмотря на отсутствие прямой возможности оценить прирост количества покупателей и выручки.

Смотрите дополнительно материалы: Особенности признания отдельных объектов нематериальных активов с позиции ФСБУ 14/2022 (И.А. Лисовская, Н.Г. Трапезникова, журнал "Международный бухгалтерский учет", N 1, январь 2023 г.); Вопрос: Учет интернет-сайтов, выявленных по результатам инвентаризации (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2023 г.). 

Товарные знаки 

Согласно подп. "е" п. 8 ФСБУ 14/2022 не признаются НМА средства индивидуализации (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, др.), созданные собственными силами организации. Затраты, связанные с созданием таких объектов, признаются расходами периода, в котором они понесены.

Следовательно, если у организации имеются товарные знаки, созданные своими силами, то в силу подп. "в" п. 53 ФСБУ 14/2022 в межотчетный период балансовую стоимость таких объектов необходимо списать на нераспределенную прибыль и учитывать объекты за балансом.

Средства индивидуализации, в т.ч товарные знаки, которые были созданы сторонними лицами, признаются НМА. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Как перейти на учет НМА в соответствии с ФСБУ 14/2022 (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, 2023 г.);

Вопрос: Отражение в бухгалтерском учете перехода на ФСБУ 14/2022 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2023 г.);

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет нематериальных активов c 1 января 2024 года в соответствии с ФСБУ 14/2022 (ноябрь 2023 г.);

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет амортизации нематериальных активов c 1 января 2024 года в соответствии с ФСБУ 14/2022 (ноябрь 2023 г.);

Энциклопедия решений. Срок полезного использования НМА для целей бухгалтерского учета в соответствии с ФСБУ 14/2022 (ноябрь 2023 г.);

Энциклопедия решений. Учет приобретения НМА за плату (ноябрь 2023 г.);

Вопрос: Начало применения ФСБУ 14/2022 с 01.01.2023 при наличии объектов нематериальных активов, которые полностью самортизированы на конец 2022 года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2023 г.);

Вопрос: Могут ли в учете быть нематериальные активы с нулевой балансовой стоимостью согласно ФСБУ 14/2022? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2023 г.) 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошкина Татьяна 

Ответ прошел контроль качества 

 

НДС

 

Налогообложение прибыли и НДС при получении заказчиком компенсации стоимости невозвращенных остатков давальческого сырья от переработчика

Российская организация на ОСН (далее также - общество) передала свое давальческое сырье для переработки с последующим возвратом продукта переработки (готовой продукции). По договору переработчик обязан вернуть обществу остаток давальческого сырья или компенсировать его стоимость. В процессе общения с переработчиком было установлено, что в процессе переработки он использовал сырье общества в количестве, превышающем согласованные нормы расхода. Однако переработчик своевременно не проинформировал общество о данном факте и не представил никаких документов, подтверждающих данный факт. В настоящее время переработчик передал обществу готовую продукцию (в количестве менее планового) и отчет о переработке. Возврат остатков сырья не производился. То есть в отчетах переработчика перерасход не отражен, и в последнем отчете показано наличие у переработчика остатков давальческого сырья, которого фактически нет. Переработчик готов компенсировать организации половину стоимости сырья, использованного сверх согласованных норм. Обязана ли организация восстановить ранее принятый к вычету НДС по давальческому сырью? Если да, то со всей стоимости или только с той, которая не компенсируется? Может ли списание сырья у организации быть классифицировано в налоговом учете как безвозмездная передача, или должна быть оформлена реализация на все количество по причине перехода права собственности?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. В анализируемой ситуации речь не может идти о безвозмездной передаче давальческого сырья Переработчику, поскольку Компания в любом случае получит за это сырье определенные средства: либо в форме возмещения ущерба, либо в форме выручки от реализации остатков сырья.

К налоговому учету не возвращенного Переработчиком остатка давальческого сырья возможны разные подходы, однако мы во избежание налоговых рисков рекомендуем рассматривать компенсацию как покупку Переработчиком у Компании остатков сырья за половину первоначальной цены.

2. При реализации Обществом остатков давальческого сырья Переработчику следует начислить НДС и выставить Переработчику счет-фактуру. Поскольку такая реализация является операцией, облагаемой НДС, Компания не обязана восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по давальческому сырью. 

Обоснование позиции:

Договор о переработке давальческого сырья является разновидностью договора подряда, поэтому взаимоотношения сторон - заказчика (собственника материалов, давальца) и переработчика - регулируются главой 37 ГК РФ.

Право собственности на продукцию, изготовленную из давальческого сырья, возникает не у переработчика, а у заказчика (п. 1 ст. 220п. 2 ст. 703 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 220 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, собственник материалов (заказчик), приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу.

Подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала (п. 1 ст. 713 ГК РФ).

Переработчик несет ответственность за сохранность как полученных материалов, так и готовой продукции, до момента сдачи ее заказчику (ст. 714 ГК РФ).

Исходя из положений ст. 713714906 ГК РФ, у Переработчика есть обязательство по хранению полученного сырья в силу закона.

Материалы, переданные Обществом для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты их стоимости и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ (изготовленной продукции), определяются как давальческие материалы.

Материалы судебной практики показывают, что невозвращенные давальческие материалы являются неосновательным обогащением подрядчика (определение Верховного Суда РФ от 18.12.2017 N 301-ЭС17-19493, постановление АС Центрального округа от 02.08.2021 N Ф10-3152/21 по делу N А14-1597/2019). 

Налог на прибыль 

При передаче сырья в переработку и возврате готовой продукции и отходов без перехода права собственности на них доходов и расходов от операции передачи в целях налогообложения прибыли не возникает. Главой 25 НК РФ не установлено особенностей для определения налоговой базы по налогу на прибыль по хозяйственным операциям, связанным с давальческим сырьем.

В силу п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, следующие затраты налогоплательщика:

на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);

на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Таким образом, при исчислении налога на прибыль Компания вправе учитывать в составе материальных расходов стоимость материалов и услуг по их переработке с учетом положений п. 5п. 6 ст. 254 и ст. 318 НК РФ (письмо Минфина России от 20.09.2005 N 03-03-04/1/210).

Датой осуществления расходов в виде стоимости выполненных третьими лицами работ признается дата подписания налогоплательщиком акта их приемки-передачи (п. 2 ст. 272 НК РФ).

В составе прямых расходов Общество отражает:

стоимость принятых от Переработчика работ (без учета стоимости давальческих материалов) на основании подписанного акта сдачи-приемки;

стоимость израсходованного Переработчиком сырья на основании подписанного (утвержденного) отчета о его использовании.

В анализируемой ситуации стоимость той части давальческого сырья, которая не будет возвращена Переработчиком, не может быть списана на себестоимость готовой продукции, поскольку ее использование при переработке не отражено в отчете. Наоборот, согласно отчету Переработчика существует остаток давальческого сырья.

К налоговому учету указанного остатка возможны разные подходы.

1. С одной стороны, как указано выше, невозвращенное давальческое сырье является неосновательным обогащением Переработчика. В связи с этим Общество может выставить Переработчику претензию с требованием либо вернуть остатки сырья, либо компенсировать его стоимость.

В этом случае стоимость невозвращенного давальческого сырья списывается на внереализационные расходы, а поступившая компенсация включается в состав внереализационных доходов Общества.

Финансовое ведомство высказывало следующую позицию: возмещение переработчиком ущерба в виде утраченного давальческого сырья признается внереализационным доходом давальца и подлежит отражению на дату согласия о возмещении согласно подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ (письмо Минфина России от 20.07.2009 N 03-03-06/1/480). Однако далее авторы письма пошли дальше и потребовали восстановить НДС по давальческим материалам, принятый к вычету при их приобретении, ссылаясь на п. 2 ст. 171 НК РФ. Данное требование мы считаем не соответствующим налоговому законодательству. Судебная практика показывает, что перечень случаев, когда восстановление НДС обязательно, представленный в п. 3 ст. 170 НК РФ, закрытый и расширительному толкованию не подлежит (решение ВАС РФ от 23.10.2006 N 10652/06, определение ВАС РФ от 19.05.2011 N 3943/11).

В то же время мы не можем исключить налоговые риски, связанные с возможными требованиями налоговых органов о восстановлении "входного" НДС.

В связи с этим более предпочтительным выглядит второй подход.

2. В рассматриваемом случае Переработчик признает перерасход давальческого сырья (или его утерю по другим причинам, что не имеет принципиального значения) и соглашается частично компенсировать его стоимость. По сути, речь идет о покупке Переработчиком у Компании остатков сырья за половину первоначальной цены.

В этом случае Общество должно включить в состав доходов выручку от реализации остатков давальческого сырья на дату согласования отчета об использовании материалов на основании п. 1 ст. 249п. 1 ст. 248 НК РФ. Разумеется, при этом должна быть согласована цена реализации. Соответственно, учетная стоимость остатков сырья будет списана на расходы по этой операции.

В анализируемой ситуации речь не может идти о безвозмездной передаче давальческого сырья Переработчику, поскольку Компания в любом случае получит за это сырье определенные средства: либо в форме возмещения ущерба, либо в форме выручки от реализации остатков сырья. 

Налог на добавленную стоимость 

В случае передачи давальческого сырья и возврата изготовленной из него продукции, а также отходов перехода права собственности не происходит, следовательно, объекта обложения НДС не возникает (письмо Минфина России от 29.01.2013 N 03-07-11/1594).

НДС по работам (без учета стоимости материалов), выполненным подрядчиком, принимается к вычету при наличии счета-фактуры и соблюдении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ.

При реализации Компанией остатков давальческого сырья Переработчику (смотрите рекомендацию выше) следует начислить НДС и выставить Переработчику счет-фактуру.

Поскольку такая реализация является операцией, облагаемой НДС, Компания не обязана восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по давальческому сырью.

Перечень ситуаций, когда суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, должны быть восстановлены к уплате в бюджет, установлен п. 3 ст. 170 НК РФ. Суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению:

1) при передаче имущества, НМА, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, передачи управляющей компании паевого инвестиционного фонда имущества в доверительное управление, а также передачи недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ);

2) дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе ОС, НМА, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за рядом исключений (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ);

3) в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Вычет по авансу восстанавливается, когда принимается к вычету НДС по приобретенным в счет него товарам и пр. (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ);

4) покупателем при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (и пр.) (подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ);

5) при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате НДС при ввозе товаров в Россию (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ);

6) в случае отсутствия у налогоплательщика раздельного учета затрат, указанного в абзаце шестом п. 2.1 ст. 170 НК РФ, то есть в отношении расходов, оплачиваемых за счет бюджетных субсидий (инвестиций) (подп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Ни одна из этих ситуаций не имеет отношения к рассматриваемому случаю. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Учет передачи материалов в переработку на сторону;

Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при производстве товаров из давальческого сырья;

Энциклопедия решений. Как учитываются безвозмездные операции для целей налогообложения прибыли;

Энциклопедия решений. Случаи восстановления вычетов по НДС;

Вопрос: Ответственность подрядчика за невозврат неизрасходованных материалов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2023 г.);

Вопрос: Организация заключила с подрядной организацией договор на строительно-монтажные работы. Согласно условиям договора подрядчику для выполнения работ были переданы по накладной материалы и оборудование заказчика. Подрядчик обязательства по договору не исполнил. Работы в настоящее время не выполнены, все сроки для сдачи работ прошли. Давальческие материалы и оборудование подрядчик не возвратил. В какой момент необходимо перенести невозвращенные давальческие материалы и оборудование со счета 10.07 "Давальческие материалы" и 07 "Оборудование в эксплуатации" на счет 94 "Недостачи и потери"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)

Переработка давальческих материалов (К.С. Стриж, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 6, июнь 2021 г.);

Давальческие материалы (С.А. Верещагин, журнал "Бухгалтерский учет", N 2, февраль 2019 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил 

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Компенсация за использование автомобиля сотрудника: НДФЛ и налог на прибыль при отсутствии путевых листов

Организация выплачивает некоторым работникам, чья работа связана с разъездным характером, компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей. Данная компенсация оформлена приложением к трудовому договору, ежемесячно составляется приказ о ее размере в зависимости от количества отработанных дней. В целях налога на прибыль принимается в расходы в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92.
По вопросу НДФЛ с вышеуказанной компенсации существует мнение, что необходимы путевые листы, чеки и т.д.
Возможно ли подтвердить компенсацию за использование автомобиля его амортизацией и не оформлять путевые листы и не предоставлять кассовые чеки на закупку ГСМ?

Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:

Путевой лист является одним из документов, которые могут подтверждать использование личного автомобиля в производственных целях и в интересах работодателя.

Само по себе отсутствие путевых листов не является обстоятельством, однозначно препятствующим признанию затрат на выплату компенсации в налоговом учете и обстоятельством, говорящем о возникновении у сотрудника дохода, облагаемого НДФЛ. Однако в этом случае для правомерного недержания НДФЛ с компенсации за использование личного имущества и признании этой компенсации в расходах при исчислении налога на прибыль, организации следует иметь в наличии иные документы, подтверждающие, в том числе косвенно, факт использования личного автомобиля в интересах работодателя.

В то же время отсутствие путевых листов, на наш взгляд, влечет за собой серьезные налоговые риски. 

Обоснование вывода: 

Налог на прибыль 

В соответствии со ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.

В ТК РФ компенсации за использование личных транспортных средств отдельно не выделены, поэтому никаких специальных норм для таких компенсаций не предусмотрено. По сути, стороны трудового договора вправе установить любой размер компенсации или определить порядок ее расчета. Например, предусмотреть, что сумма компенсации включает в себя расходы на ГСМ или что расходы на ГСМ возмещаются работнику отдельно. При этом, как прямо следует из самой ст. 188 ТК РФ, указанная компенсация действительно по своей сути является возмещением амортизации (износа) личного имущества работника.

Согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в прочих расходах по налогу на прибыль можно учесть расходы на содержание служебного транспорта. В том числе можно учесть расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Данные нормы установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92.Так, компенсация за использование личного автомобиля с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см составляет 1200 руб. в месяц, с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см - 1500 руб. в месяц., за использование мотоцикла - 600 руб. в месяц.

Контролирующие органы неоднократно и неизменно разъясняли, что, поскольку в размерах вышеуказанных компенсаций, установленных законодательством, учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей (износ, бензин, горюче-смазочные материалы, ремонт), стоимость горюче-смазочных материалов и ремонта, возмещаемая организацией сотрудникам, использующим личный автомобиль в служебных целях, не может быть повторно включена в состав расходов (смотрите, например, письма Минфина России от 29.06.2023 N 03-03-06/2/60502, от 27.01.2023 N 03-03-06/1/6339). Правомерность такого подхода в свое время была подтверждена в решении ВАС РФ от 18.09.2009 N ВАС-10278/09.

Вместе с тем общие принципы признания расходов для целей налогообложения прибыли установлены п. 1 ст. 252 НК РФ. В соответствии с данной нормой в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Из сказанного следует, что для исчисления налога на прибыль действительно не нужно подтверждать фактические размеры расходов на ГСМ, т.к. данные расходы все равно в целях налогообложения отдельно сверх компенсации за использование личного имущества учтены быть не могут. Однако для признания в расходах самой суммы компенсации (в размере установленных лимитов) необходимо подтвердить, что данная компенсация действительно выплачена в производственных целях, а не в личных интересах сотрудника (экономическая обоснованность). Т.е., говоря простым языком, нужно иметь документы, из которых следует, что в период, за который выплачивается компенсация, автомобиль совершал поездки по заданию и для нужд работодателя.

В путевом листе указываются не только показатели спидометра и расход ГСМ, но и отражается информация о маршруте, по которому двигался автомобиль, а также время его использования. Соответственно, именно путевой лист, по сути, является документом, подтверждающим факт того, что в конкретном периоде автомобиль использовался для производственных нужд. При отсутствии путевых листов доказать использование транспортного средства для деятельности организации будет крайне затруднительно. Об этом свидетельствуют и материалы арбитражной практики. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 05.07.2007 N КА-А41/6086-07 судьи отметили, что путевой лист является документом, целью которого является отчет водителя, состоящего в трудовых отношениях с работодателем-налогоплательщиком, об использовании транспортного средства в производственных целях. В постановлении АС Московского округа от 08.04.2015 N Ф05-3450/2015 по делу N А40-108772/14 обращено судом внимание на то, что при отсутствии в путевом листе информации о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях. Смотрите также постановление АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15152/2016 по делу N А55-16446/2015, Определение ВАС РФ от 30.08.2013 N ВАС-11880/13.

Если организация все-таки желает обойтись без составления путевых листов, то нужно учитывать, что конкретный перечень документов, подтверждающих затраты на выплату компенсации за использование автомобиля, нормами НК и иными НПА не установлен. Т.е. это могут быть любые документы, из которых будет видно, что автомобиль используется в производственной деятельности, в том числе и косвенно доказывающие данный факт. Можно составлять различные служебные записки о необходимости осуществления поездок, локальные акты: положения, порядки и т.п., регулирующие порядок проведения этих поездок, соответствующие приказы руководителя и т.д. Но нужно понимать, что отсутствие путевых листов в любом случае будет приводить к возникновению рисков, связанных с исключением расходов на компенсацию из налоговой базы по налогу на прибыль.

В качестве материалов судебной практики интерес представляет постановление ФАС Центрального округа от 10.04.2006 N А48-6436/05-8, где судьи сочли, что для выплаты компенсации и признания ее в качестве расходов составление путевых листов не обязательно. Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 30.05.2012 N Ф06-3402/12 (смотрите также постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2016 N 04АП-5712/16).

По поводу чеков на покупку ГСМ, отметим, что, на наш взгляд, они нужны только в том случае, если из трудового договора следует, что суммы компенсации включают в себя расходы на топливо, если такой оговорки в трудовом договоре нет, то, полагаем, подтверждать документально затраты на ГСМ необходимости не возникает. 

НДФЛ 

Что касается НДФЛ, то приведенные в постановлении Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 действительно не применяются в целях обложения НДФЛ, т.к. они установлены в соответствии с подп. 11 п. ст. 264 НК РФ, т.е. исключительно для целей исчисления налога на прибыль (смотрите дополнительно постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 10627/06 по делу N А32-35519/2005-58/731).

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, содержится в ст. 117 НК РФ, данный перечень является закрытым.

В п. 1 ст. 217 НК РФ поименованы все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Соответственно, компенсация, установленная ст. 188 ТК РФ, не облагается НДФЛ в той сумме, в которой она установлена в трудовом договоре.

Вместе с тем обращаем внимание, что по смыслу ст. 188 ТК РФ обязанность по выплате работнику компенсации за использование, износ (амортизацию) личного имущества работника возникает только в случае, если работник использует принадлежащее ему имущество в интересах работодателя при осуществлении трудовой функции.

В связи с этим, по мнению Минфина России, для предоставления освобождения от обложения НДФЛ компенсации за использование личного имущества нужно иметь в наличии документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели, а также документы, подтверждающие суммы произведенных в этой связи расходов (смотрите письма Минфина России от 30.09.2021 N 03-04-05/79075, от 26.06.2020 N 03-04-05/55023, от 04.02.2020 N 03-03-06/1/6672, от 08.11.2019 N 03-04-05/86158, от 23.01.2018 N 03-04-05/3235, от 14.12.2017 N 03-04-06/83831, от 05.12.2017 N 03-04-06/80616, от 20.04.2015 N 03-04-06/22274, от 27.08.2013 N 03-04-06/35076 и др.).

Контролирующие органы всегда относили путевые листы к документам, подтверждающим фактическое использование транспортного средства в интересах работодателя для целей исчисления НДФЛ (смотрите письма Минфина России от 27.06.2013 N 03-04-05/24421, от 13.04.2007 N 14-05-07/6, от 29.12.2006 N 03-05-02-04/192письма УФНС России по г. Москве от 22.02.2007 N 20-12/016776, УФНС по г. Москве от 20.09.2005 N 20-12/66690).

В то же время, как и в случае с налогом на прибыль, конкретного перечня документов, подтверждающих использование автомобиля в интересах работодателя, не существует. В письме от 01.11.2013 N 03-03-06/1/46664 Минфин России, отвечая на вопрос о необходимости оформления наряду с приказом о выплате компенсации работникам также и путевых листов, указал на то, что налогоплательщик самостоятельно организует налоговый учет. Поэтому ни налоговые, ни иные органы не вправе устанавливать для него обязательные формы документов налогового учета.

Таким образом, в отсутствие путевых листов, для правомерного неудержания НДФЛ с компенсации за использование личного имущества организации следует иметь в наличии иные документы, подтверждающие, в том числе косвенно, факт использования личного автомобиля в интересах работодателя.

По поводу чеков на покупку ГСМ отметим, что, на наш взгляд, при наличии путевых листов для неначисления НДФЛ на суммы компенсации эти чеки не обязательны.

Таким образом, путевой лист является одним из документов, которые могут подтверждать использование личного автомобиля в интересах работодателя. Соответственно, само по себе их отсутствие не является обстоятельством, однозначно препятствующим признанию затрат на выплату компенсации в налоговом учете и обстоятельством, говорящем о возникновении у сотрудника дохода, облагаемого НДФЛ. В то же время мы не можем исключить вероятности того, что налоговые органы при проверке будут руководствоваться иной точкой зрения. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения