Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 27 сентября по 3 октября 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)

От налогообложения НДС предлагается освободить операции по отчуждению исключительных прав на основании договора коммерческой концессии

В настоящее время данная льгота предусмотрена в отношении исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), реализуемых на основании лицензионного договора (пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Проектом предлагается освободить операции по реализации указанных объектов интеллектуальной собственности, а также прав на их использование на основании договора коммерческой концессии при условии выделения в цене договора стоимости исключительных прав.

 

Проект Федерального закона N 1258299-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий сохранение на период 2022 - 2024 годов действующих тарифов и порядка уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания

Согласно проекту в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (всего предусмотрено 32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска).

Кроме того, в целях стимулирования включения инвалидов в трудовой процесс проектом сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 217.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов семей с детьми, полученных при продаже жилого помещения)" (не внесен в ГД ФС РФ)

Доходы от продажи жилого помещения налогоплательщиком, имеющим не менее 2 детей, могут освободить от НДФЛ

Законопроектом предлагается дополнить статью 217.1 НК РФ положениями, предусматривающими освобождение от НДФЛ доходов от продажи комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома или доли в праве собственности независимо от срока нахождения недвижимости в собственности налогоплательщика, если одновременно соблюдается ряд условий, в том числе:

налогоплательщик является родителем не менее двух детей (в том числе усыновленных), не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети являются студентами-очниками);

налогоплательщиком приобретено иное жилое помещение (доля в праве собственности на жилое помещение), осуществлена полная оплата стоимости жилого помещения в соответствии с договором участия в долевом строительстве или ЖСК;

общая площадь приобретенного жилого помещения или его кадастровая стоимость превышают эти показатели проданного жилого помещения;

кадастровая стоимость проданного жилого помещения не превышает 50 миллионов рублей.


Проект Федерального закона N 1256989-7 "О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации"

С 1 сентября 2022 года предлагается не допускать к управлению легковыми такси и общественным транспортом лиц, имеющих судимость за отдельные виды преступлений

Так, законопроект предусматривает ограничение на осуществление перевозок пассажиров легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за такие преступления, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против общественной безопасности, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, преступления против мира и безопасности человечества, являющиеся в соответствии с УК РФ тяжкими и особо тяжкими преступлениями, а также за аналогичные преступления, предусмотренные законодательством иностранных государств - членов ЕАЭС.

Законопроектом также установлена обязанность работников, осуществляющих пассажирские перевозки, до 1 марта 2023 года представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям и закреплена обязанность работодателя отстранить работника, не выполнившего данное требование, от осуществления трудовых функций.

 

Проект Постановления Правительства РФ "О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2022 г."

На 2022 год предельную базу по страховым взносам предлагается установить в следующих размерах: на ОСС - 1 032 000 рублей, на ОПС - 1 565 000 рублей

Согласно проекту постановления с 1 января 2022 года для исчисления страховых взносов предельная величина базы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также предельная величина базы на обязательное пенсионное страхование подлежат индексации в 1,069 раза и составят в отношении каждого физического лица нарастающим итогом сумму, не превышающую соответственно 1 032 000 рублей и 1 565 000 рублей.

 

Поручение Правительства РФ от 28.09.2021 "О корректировках налогообложения отдельных отраслей"

Правительство согласилось исключить из готовящегося законопроекта положения, предусматривающие повышение ставки налога на дивиденды

Соответствующее решение принято по итогам встречи Михаила Мишустина с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей.

Ранее Минфином предлагалось дифференцировать ставку налога в зависимости от соотношения размера выплаты дивидендов к величине чистых активов компаний.

Проект поправок в НК РФ будет доработан с учетом состоявшегося обсуждения и принятых решений, в том числе по вопросам изменения ставок и порядка расчета НДПИ.

 

Приказ ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/647@
"Об утверждении формы заявления о выдаче сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2021 N 65112.

С 1 января 2023 года вводится форма заявления о выдаче сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного, земельного налогов и налога на имущество организаций

Утверждена форма заявления, порядок ее заполнения, а также формат представления заявления в электронной форме.

Информирование налогоплательщика-организации о результатах рассмотрения заявления осуществляется одним из следующих способов: лично в налоговом органе, через который подано заявление; по почте; по ТКС через оператора электронного документооборота.

 

Приказ ФНС России от 23.09.2021 N ЕД-7-26/828@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@"

Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов

В новой редакции изложены:

Раздел IX "Формат описания представления отдельных документов

в налоговые органы" приложения N 1 к Унифицированному формату;

Таблица 16.5 "Типы содержимого приложений" приложения N 16 к Унифицированному формату.

 

Приказ ФНС России от 05.07.2021 N ЕД-7-3/634@
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2021 N 65173.

ФНС утвердила новую форму декларации по налогу на игорный бизнес

Новая форма декларации предусматривает в качестве самостоятельных объектов налогообложения процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора, а также процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы.

Кроме того, приказ содержит новый формат декларации и порядок ее заполнения.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 28.12.2011 N ММВ-7-3/985@, которым была утверждена прежняя форма налоговой декларации.

 

<Письмо> ФНС России от 07.09.2021 N СД-4-3/13310@
"О дополнении контрольных соотношений показателей формы налогового расчета"

Дополнены контрольные соотношения к налоговому расчету о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов

Форма налогового расчета утверждена Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

Дополнительные контрольные соотношения связаны, в частности, с контролем применяемых ставок налога с учетом валюты выплачиваемого дохода, правильного отражения информации о лице, которое имеет фактическое право на доход.

 

Письмо ФНС России от 23.09.2021 N БС-4-21/13524@
"О применении налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц, установленной в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации"

Налоговые органы могут осуществить пересчет налога на имущество физлиц в отношении помещений, расположенных в зданиях, включенных в перечень объектов, облагаемых исходя из кадастровой стоимости

Если здание (строение, сооружение) включено в перечень объектов, подлежащих налогообложению исходя из кадастровой стоимости, то все помещения в нем подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения этих помещений в перечень.

Отсутствие в перечне сведений о помещениях, расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах), усложняет налоговое администрирование.

В этой связи УФНС России по субъектам РФ даны поручения, в частности по выявлению помещений, не указанных в перечне, но расположенных в административно-деловых центрах, торговых центрах (комплексах), а также по перерасчету ранее исчисленных налогов в отношении выявленных помещений, исходя из размеров налоговых ставок, установленных в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 14.09.2021 N БС-4-11/13022@
"О налогообложении доходов физических лиц"

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся учета расходов при налогообложении доходов физлиц от реализации ценных бумаг, полученных безвозмездно или с частичной оплатой

При реализации ценных бумаг, которые были получены в собственность, в том числе на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования, в составе расходов на их приобретение при определении финансового результата в соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 НК РФ, может быть учтена сумма полученной от их приобретения материальной выгоды, с которой был исчислен НДФЛ в соответствии с пунктом 4 статьи 212 НК РФ, при условии, что данный налог был фактически уплачен в бюджет.

 

<Письмо> ФНС России от 17.09.2021 N СД-4-3/13315@
"О порядке заполнения раздела 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"

При заполнении декларации по НДС операции, предусмотренные в подпункте 21 пункта 2 статьи 146 НК РФ, можно отразить под кодом 1010832

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в подпункте 21 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Данное освобождение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

До внесения необходимых изменений в порядок заполнения налоговой декларации по НДС, ФНС рекомендует в разделе 7 декларации отразить данные операции под кодом 1010832.

Использование кода 1010800 также не является нарушением действующего порядка заполнения декларации.

 

Письмо ФНС России от 24.09.2021 N СД-4-3/13575@
"О возможности учета налогоплательщиками расходов по организации прохождения работниками, приехавшими для выполнения вахтовых работ, необходимой временной изоляции (обсервации) при применении упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей"

Расходы, связанные с нахождением вахтовых рабочих в пунктах временного размещения обсервационного типа, могут учитываться при исчислении ЕСХН и налога на УСН

Порядок применения вахтового метода в условиях распространения новой коронавирусной инфекции установлен Постановлением Правительства РФ от 28.04.2020 N 601.

Согласно порядку допуск вновь поступающих на вахту работников обеспечивается после прохождения ими изоляции (обсервации) на срок 14 дней.

Расходы на доставку, проживание и питание таких работников учитываются при исчислении указанных выше налогов при условии их обоснованности и документального подтверждения.

 

<Письмо> ФНС России от 16.09.2021 N БС-4-21/13175@
"О налогообложении земельных участков государственных учреждений системы Росрезерва"

Требование о передаче в налоговые органы сведений о земельных участках, предоставленных федеральным органам, в которых предусмотрена военная служба, не распространяется на органы Росрезерва

Также сообщается, что разъяснения Минфина России по вопросу уплаты земельного налога государственными учреждениями системы Росрезерва, направленные письмом ФНС России от 09.11.2006 N ММ-6-21/1091@, не отменены и носят актуальный характер.

Исключением является вывод о том, что земельные участки, предоставленные учреждениям Росрезерва для формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва, не признаются объектом налогообложения. Указанные земельные участки отнесены к объектам налогообложения, для которых налоговая ставка не может превышать 0,3 процента.

 

<Письмо> ФНС России от 24.09.2021 N СД-4-3/13576@
"О порядке применения коэффициента, характеризующего регион добычи и свойства нефти (Ккан)"

Даны разъяснения по вопросу применения коэффициента, характеризующего регион добычи и свойства нефти (Ккан) в целях исчисления НДПИ

ФНС представлены разъяснения Минфина, касающиеся условий применения коэффициента Ккан равным 0 в соответствии со статьей 342.5 Налогового кодекса РФ (в редакции действующей в 2018 году).


<Письмо> Минпросвещения России от 22.09.2021 N ТВ-1643/02
"О предоставлении данных по форме ФСН N СПО-1 на начало 2021/22 учебного года"

Минпросвещения России напоминает о порядке предоставления статистических данных по форме ФСН N СПО-1

Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, предоставляют статистические данные по форме ФСН N СПО-1 до 5 октября 2021 г. исключительно в электронном виде.

Программное обеспечение для подготовки сведений по форме ФСН N СПО-1 будет доступно с 20 сентября 2021 г. в личном кабинете образовательной организации по адресу http://stat.miccedu.ru.

 

<Информация> ФНС России
"Возмещение налогов участникам налогового мониторинга производится в заявительном порядке"

Участники налогового мониторинга вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, представив заявление с указанием сумм и банковских реквизитов для их возврата

Сообщается, что заявленные участниками налогового мониторинга в налоговых декларациях за III квартал 2021 года суммы НДС подлежат возмещению в заявительном порядке.

Заявление представляется в налоговый орган в электронном виде не позднее двух месяцев со дня подачи налоговой декларации. Представлять заявление в пределах заявленной к возмещению суммы налога можно неоднократно.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

28.09.2021 Декларации, поданные неуполномоченным лицом, но принятые налоговым органом, подлежат аннулированию

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.08.2021 № Ф07-9645/21 по делу N А56-70896/2020

Общество обратилось в суд с требованием признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в принятии налоговых деклараций от неизвестного лица. Суд, исследовав обстоятельства дела, удовлетворил требования общества. Уточненные нулевые декларации были поданы неуполномоченным лицом с представлением ложной доверенности и содержат недостоверные сведения. В этой связи суд указал, что внесение налоговым органом сведений из данных деклараций в системы учета и отказ признать данные декларации неподанными нарушает права и законные интересы общества, а также приводит к возможному нарушению прав его контрагентов. Суд отклонил довод инспекции о том, что действующее налоговое законодательство и используемое программное обеспечение не позволяют признать декларации неподанными. При таких обстоятельствах суд обязал налоговый орган аннулировать спорные декларации.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.09.2021 Срок на подачу заявления о возврате переплаты по налогу на прибыль, в т.ч. по авансовым платежам, исчисляется с даты представления соответствующей декларации, но не позднее установленного срока её представления

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.08.2021 № Ф10-3587/21 по делу N А14-14636/2020

Налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате переплаты по налогу на прибыль в связи с пропуском трехлетнего срока. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа не согласился. Налогоплательщик обратился с заявлениями о возврате переплаты, образовавшейся в связи с излишне уплаченными авансовыми платежами. В случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Следовательно, юридические основания для возврата излишне уплаченного налога на прибыль наступают с даты представления декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Учитывая, что на дату подачи заявления о возврате переплаты за спорный период установленный срок не истек, у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа в возврате.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.09.2021 Денежная компенсация, эквивалентная стоимости молока, выплачиваемая работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, не облагается страховыми взносами

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.08.2021 № Ф10-3278/21 по делу N А35-7963/2019

Управление ПФР посчитало, что компенсационные выплаты, эквивалентные стоимости молока, работникам на должностях, не относящихся к перечню льготных профессий, облагаются страховыми взносами. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами Управления ПФР не согласился. Работодатель обязан продолжать бесплатно выдавать молоко или выплачивать денежную компенсацию в эквивалентном размере работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда. Отсутствие аттестации не является основанием для доначисления страховых взносов. Установив, что спорные расходы страхователя носили компенсационный характер в связи с необходимостью выполнения трудовых функций в условиях воздействия вредных производственных факторов, суд пришел к выводу, что они не могут являться объектом обложения страховыми взносами.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.09.2021 Доход ИП от продажи нежилого помещения облагается налогом в рамках предпринимательской деятельности, если объект по своему характеру, потребительским свойствам и функциональному назначению не предназначен для использования в личных целях

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.08.2021 № Ф10-2777/21 по делу N А35-2416/2020

Налоговый орган посчитал, что предприниматель неправомерно занизил налоговую базу по УСН на сумму сделки по продаже нежилого помещения. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Помещение было приобретено налогоплательщиком и через непродолжительное время перепродано. При этом спорный объект недвижимости представляет собой нежилое помещение, находящееся на цокольном этаже, имеющее отдельный вход с улицы и по своему характеру, потребительским свойствам и функциональному назначению не предназначенное для использования в личных целях, семейных и иных, не связанных с предпринимательскими целями. В связи с этим суд указал, что полученный налогоплательщиком доход от продажи спорного имущества подлежит обложению налогом по УСН, т. е. в рамках предпринимательской деятельности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.09.2021 О неправомерности применения вычетов по НДС свидетельствуют отсутствие у взаимозависимого контрагента имущества и достаточного количества собственных работников, недостоверность сведений о пунктах погрузки реализованной на экспорт продукции

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.08.2021 № Ф10-2944/21 по делу N А09-6204/2020

Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении вычетов по НДС в отношении операций, документы по которым не подтверждают реальность приобретения продукции. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. У спорного контрагента отсутствует имущество, а численность работников составляет несколько человек, часть из которых является работниками налогоплательщика. Руководителем обеих организаций является одно и то же лицо. Налогоплательщик и спорный контрагент осуществляют один и тот же вид деятельности, при этом между ними заключены идентичные договоры как на приобретение, так и на поставку одинаковой продукции. Проанализировав представленные документы, суд установил, что сведения, касающиеся пунктов погрузки реализованной на экспорт продукции, являются недостоверными и не подтверждают отгрузку товара. В связи с этим суд признал обоснованным отказ налогового органа в применении вычетов по НДС по спорным операциям.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.10.2021 Поскольку о факте переплаты страхователь должен был узнать не позднее дня перечисления спорной суммы, именно с этой даты следует исчислять трехлетний срок для обращения с заявлением о ее возврате

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.08.2021 № Ф10-3213/21 по делу N А09-7896/2020

Управление ПФР отказало страхователю в возврате излишне уплаченных страховых взносов в связи с пропуском трехлетнего срока. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами Управления ПФР согласился. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты соответствующей суммы. Суд пришел к выводу, что о факте переплаты страхователь должен был узнать не позднее дня перечисления спорной суммы, и с этой даты следует исчислять трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм. Так как срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов пропущен, суд признал правомерным отказ в их возврате.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.10.2021 Срок для подачи заявления о возврате налоговой переплаты при реорганизации в форме присоединения исчисляется с момента подписания передаточного акта

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.07.2021 № Ф10-2687/21 по делу N А09-10969/2020

Налоговый орган отказал налогоплательщику в возврате переплаты по налогам, образовавшейся у его правопредшественника, в связи с пропуском трехлетнего срока. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Согласно передаточному акту все обязательства по расчету с кредиторами, а также подтвержденные бухгалтерскими документами активы и пассивы реорганизуемого (присоединяемого) общества переходят к налогоплательщику. Следовательно, налогоплательщик как правопреемник должен был знать о наличии переплаты по налогам в момент подписания передаточного акта. В связи с этим суд признал отказ налогового органа правомерным. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что трехлетний срок необходимо исчислять с момента составления справки о состоянии расчетов с бюджетом, поскольку изменение порядка исчисления срока на возврат излишне уплаченных налогов в случае реорганизации НК РФ не предусмотрено.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.10.2021 Поскольку сокращение рабочего времени лицам, осуществляющим уход за ребенком, на несколько минут не является страховым случаем, суд признал выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет неправомерной

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.07.2021 № Ф10-2506/21 по делу N А54-9850/2019

Отделение ФСС посчитало, что страхователь неправомерно выплатил ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет застрахованным лицам, работающим на условиях неполного рабочего времени. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами Отделения ФСС согласился. При проверке правомерности выплаты рассматриваемого пособия работающему застрахованному лицу необходимо проверить и оценить временной период, на который сокращен рабочий день, является ли он достаточным для ухода за ребенком, чтобы считать выплачиваемое пособие компенсацией утраченного заработка. Суд указал, что сокращение рабочего времени на несколько минут не является страховым случаем, при котором застрахованным лицам гарантирована выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В связи с этим получение работниками одновременно заработной платы, исчисленной за фактически отработанное время, и ежемесячного пособия квалифицировано судом как дополнительное материальное стимулирование, связанное с исполнением трудовых обязанностей, в связи с чем решение ФСС является правомерным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

01.10.2021 Налоговая инспекция не вправе требовать от банка приостановить операции по текущему счету физлица, даже если оно имеет статус ИП

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.08.2021 № 307-ЭС21-6593 по делу N А52-1072/2020
Суд отменил вынесенные ранее судебные решения и признал недействительным решение налогового органа о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, поскольку это решение содержит указание о приостановлении операций по всем счетам ответчика, в том числе по счетам, предназначенным для осуществления операций, не связанных с ведением предпринимательской деятельности, а из сферы приостановления операций по данным счетам не исключены расходы, необходимые для удовлетворения личных нужд физического лица

Налоговый орган вынес решение о приостановлении операций по счетам ИП с целью взыскать недоимку. Банк его не исполнил, за что его оштрафовали. ВС РФ счел штраф незаконным. Как пояснил суд, банк правомерно не приостановил операции по счету данного ИП, открытому ему как физлицу. Налоговая задолженность с граждан и с субъектов предпринимательской деятельности взыскивается по разным правилам. Налоговый орган не вправе применять меры для ее взыскания с физлиц в бесспорном порядке. С ИП в таком порядке могут взыскать суммы лишь за счет средств на счетах, открытых ему для ведения предпринимательской деятельности. Применение данной меры в отношении счетов, открытых ему для удовлетворения личных нужд, не допускается, даже если выручка от предпринимательской деятельности фактически зачислена на текущий счет гражданина вместо его р/с, открытого ему как ИП. В этом случае налоговый орган для взыскания недоимки может обратиться в суд.

Источник: http://www.pravovest.ru/

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

27.09.2021 В форме 6-НДФЛ отражается только зарплата, начисленная и выплаченная работникам

Об этом напомнила ФНС России

ФНС РФ напомнила, что компании представляют информацию о доходах физлиц и суммах НДФЛ по каждому из них за 2021 год и последующие в составе формы 6-НДФЛ в виде приложения № 1 «Справка о доходах и суммах налога физического лица», пишет пресс-служба ФНС РФ.

В разделе 2 указанной формы отражаются обобщенные по всем лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного НДФЛ нарастающим итогом с начала года. Если налоговый агент выплачивал гражданам в течение года доходы, которые облагаются по разным ставкам, данный раздел заполняется для каждой из них отдельно.

При этом в разделе 2 приложения № 1 указываются общие суммы начисленного и фактически полученного дохода, а также исчисленного, удержанного и перечисленного НДФЛ по необходимой ставке, которая указан в поле «Ставка налога».

В расчете по форме 6-НДФЛ компании указываются только те доходы (в частности, зарплату), которые начислены и фактически выплачены гражданам на дату представления расчета. Налоговый агент не отражает тут суммы, которые фактически не были выплачены гражданам. При некорректном отражении таких доходов компания обязана внести необходимые поправки и представить в налоговый орган уточненный расчет по форме 6-НДФЛ.

Соответствующее письмо ФНС России о порядке заполнения расчета налога по форме 6-НДФЛ было направлено по системе налоговых органов.

Источник: Российский налоговый портал

 

27.09.2021 ФСС оплатит вам трудоустройство свежих безработных

Не только прошлогодние безработные, но и новые, вставшие на учет до 1 августа 2021 года, могут быть трудоустроены за счет субсидии, которую платит ФСС работодателям.

Поправки в правила субсидирования найма внесены постановлением Правительства № 1607 от 24.09.2021.

Отметим, ранее планировалось трудоустраивать по системе субсидий безработных, вставших на учет до 1 июля 2021 года. Но в итоге дату сдвинули на месяц.

Кроме того, постановлением расширили категорию граждан, за трудоустройство которых работодатель может получить субсидию вне зависимости от даты их регистрации в ЦЗН. Теперь под эту категорию подпадают не только прошлогодние выпускники колледжей и вузов, но также инвалиды, многодетные родители, одинокие родители с детьми-инвалидами.

Программа субсидирования найма была запущена в марте и будет действовать до конца года.

Субсидия равна трем МРОТ, увеличенным на районный коэффициент, сумму страховых взносов и количество трудоустроенных.

Первый платеж работодатель получает через месяц после трудоустройства безработного, второй — через 3 месяца, третий — через 6 месяцев.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.09.2021 Минфин намерен уравнять ставки НДФЛ для россиян и иностранцев

Сейчас для нерезидентов установлена ставка налога в 30%

Минфин России предлагает уравнять ставки НДФЛ для россиян и граждан, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Об этом говорится в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022–2024 гг., передает газета «Ведомости».

В частности, предлагается установить размер НДФЛ на заработки «от трудовой деятельности» для нерезидентов на аналогичном с резидентами РФ уровне. Про пассивные доходы — например, от ценных бумаг или недвижимости — в этом случае речь не идет.

Напомним, что в данный момент для нерезидентов установлена ставка НДФЛ в 30%.

Источник: Российский налоговый портал

 

28.09.2021 Хотите на ОСНО признавать доходы датой оплаты – применяйте кассовый метод или уходите на УСН

На ОСНО датой получения доходов признается дата реализации независимо от фактического поступления денег. Некоторые считают это несправедливым, потому что клиент может вообще не заплатить.

Но кто мешает уйти на УСН или быть на ОСНО, но применять кассовый метод? По этому поводу высказался Минфин в письме № 03-03-07/74797 от 15.09.2021.

Во-первых, на ОСНО можно сформировать резерв по сомнительным долгам и включать его в расходы.

Во-вторых, на ОСНО можно применять кассовый метод (если за предыдущие четыре квартала в среднем выручка не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал).

В-третьих, можно перейти на УСН и тогда доходы будут учитываться кассовым способом.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.09.2021 Утвердят новый ФСБУ 14/2021 по нематериальным активам

ПБУ 14/2007 по нематериальным активам отменят. Вместо него будет ФСБУ 14/2021.

Проект опубликован сегодня на федеральном портале.

Новый стандарт будет применяется, начиная с бухгалтерской отчетности за 2023 год.

При этом компания может принять решение о применении этого ФСБУ досрочно.

В документе говорится, что к НМА относятся, в том числе, лицензии, результаты интеллектуальной деятельности.

Для целей бухучета НМА подлежат классификации по видам, в частности:

произведения науки, литературы и искусства;

программы для ЭВМ;

базы данных;

изобретения;

полезные модели;

промышленные образцы;

ноу-хау; селекционные достижения;

лицензии и разрешения.

Также идет классификация по группам.

Сумма амортизации НМА определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

Ликвидационная стоимость — это величина, которую организация получила бы в случае выбытия объекта НМА после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

Причем объект НМА рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока его использования.

Ликвидационная стоимость НМА считается равной нулю, за исключением случаев, когда:

договором предусмотрена обязанность другого лица купить у компании объект НМА в конце срока его полезного использования;

существует активный рынок для такого объекта, с использованием данных которого можно определить его ликвидационную стоимость;

существует высокая вероятность того, что активный рынок для такого объекта будет существовать в конце срока его полезного использования.

Напомним, аналогичное описание ликвидационной стоимости НМА содержится в МСФО.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.09.2021 Доходы в 3-НДФЛ при продаже квартиры можно уменьшить на проценты по ипотеке

Если квартира не так давно была куплена в ипотеку, то при ее продаже доход можно уменьшить, в том числе, на расходы по уплате ипотечных процентов.

Об этом сообщает Минфин в письме от 01.09.2021 № 03-04-05/70712.

Напомним, если вы владели квартирой больше минимального срока (3 года или 5 лет), то при продаже НДФЛ не будет и декларацию подавать не надо. Если меньше — надо декларировать доход, который можно уменьшить на вычет (до 1 млн руб.) или фактические расходы.

Если речь идет о единственном жилье, то по нему минимальный срок владения — 3 года.

Причем в данном случае не учитывается другое жилье, приобретенное в течение 90 календарных дней до продажи старой квартиры.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

29.09.2021 При продаже комплекта из прослеживаемых товаров в счете-фактуре надо указывать несколько РНПТ

В счете-фактуре по одному товару заполняется одна строка, и к ней еще множество подстрок, если этот товар — комплект.

Речь идет о комплектах (наборах), в состав которых входят прослеживаемые товары. Например — автоматизированное рабочее место с монитором.

Дело в том, что «жизнь» монитора не заканчивается, даже если он стал частью комплекта. А значит, его прослеживаемость не отменяется.

Поэтому при продаже такого комплекта счет-фактура или УПД заполняются в электронном виде.

При этом в новых графах счета-фактуры, содержащих реквизиты прослеживаемости, отражаются данные по каждому товару, подлежащему прослеживаемости, включенному в набор.

Для этого заполняются подстроки к строке с набором.

То есть к одной строке счета-фактуры формируются подстроки в количестве, равном количеству РНПТ товаров, подлежащих прослеживаемости, включенных в комплект.

Такое разъяснение дает ФНС в письме № ЕА-4-15/12520@ от 03.09.2021.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

29.09.2021 С 1 октября через СБП можно будет переводить деньги по просьбе других людей. И переводить «физикам» от компаний и ИП

Крупнейшие банки с 1 октября должны запустить новый сервис в Системе быстрых платежей. Заработает совершение платежей от «физиков» по просьбе получателя, а также переводы платежей «физикам» от компаний и ИП (кроме зарплаты).

Это следует из положения ЦБ о платежной системе.

«С 1 октября крупнейшие участники СБП должны обеспечить возможность совершения платежей физических лиц по инициативе получателя средств (так называемые операции C2C-pull), а также платежей юрлиц и индивидуальных предпринимателей в пользу физических лиц (за исключением выплаты заработной платы)».

Сценарий C2C-pull удобен тем, что отправителю денег не нужно искать номер телефона получателя, вводить сумму. Ему просто прилетает СМС с запросом "Иван И. запросил у вас 1000 руб.". Остается только согласиться с переводом. И все, без лишних телодвижений.

Также появится возможность у физлиц переводить деньги в пользу юрлиц и ИП для оплаты товаров, работ и услуг с использованием реквизитов перевода, переданных получателем средств плательщику в электронной форме и представленных в том числе в виде кода (за исключением платы за жилое помещение и коммунальные услуги). А также, платежей юридических лиц и ИП в пользу физических лиц (за исключением выплаты заработной платы, а также платежей юридических лиц, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства).

Всего сейчас 12 системно-значимых банков:

«Юникредит банк»,

Газпромбанк,

Совкомбанк,

ВТБ,

Альфа-банк,

Сбербанк,

Московский кредитный банк,

«Открытие»,

Росбанк,

Промсвязьбанк,

Райффайзенбанк,

Россельхозбанк.

Опрошенные «РИА Новости» банки сообщили, что успеют запустить эти сервисы в указанный срок. Газпромбанк, Росбанк и ПСБ обещали запустить, МКБ в процессе, ВТБ на финальной стадии, Райффайзен запустит в ближайшее время переводы по инициативе получателя, а переводы «физикам» от юрлиц уже работают. Совкомбанк уже реализовал оба сервиса. В Сбербанке, судя по всему, комментировать отказались.

Системно-важные банки должны это сделоать до 1 октября. Остальные банки — до 1 апреля 2022 года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.09.2021 Личные карточки Т-2 можно не вести. Но и выкидывать их нельзя

С 1 сентября работодатели могут больше не вести личные карточки сотрудников. Но и выкидывать старые, которые уже заполнялись, — нельзя.

Их надо хранить как архивные документы.

Вопрос был задан на сайте Онлайнинспекция.рф:

«Подскажите, пожалуйста, если издали приказ по предприятию о прекращении ведения карточек Т-2, то что необходимо сделать с существующими карточками?».

Роструд ответил, что личные карточки надо хранить как архивные документы.

И доуточнил по сроку их хранения:

75 лет — если делопроизводство было закончено до 01.01.2003;

50 лет — если делопроизводство было закончено после 01.01.2003.

Личную карточку Т-2 можно не вести с 1 сентября — читать тут.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.09.2021 С 1 октября платежки на налоги надо заполнять по-новому. Статус 09 для ИП отменяется

В платежках на налоги вместо кода «ТР» теперь будет «ЗД». А вместо статуса «09» будет «13».

С 1 октября 2021 года вступают в силу поправки, внесенные приказом Минфина от 14.09.2020 № 199н.

О нововведениях недавно рассказала ФНС в письме № КЧ-4-8/13355@ от 20.09.2021.

Изменятся правила заполнения полей 101, 106, 108.

В поле 101 указывается статус плательщика. Теперь ИП, адвокаты, нотариусы, главы КФХ будут указывать код 13.

В поле 106 не будет значений «ТР», «ПР», «АП» и «АР». Вместо них будет код «ЗД».

При этом надо заполнить поле 108, где указывается номер документа и буквенное значение его вида.

Принцип заполнения этого поля в разных ситуациях такой: «ТР0000000000000».

Номер документа указывается после буквенного значения вида документа и должен четко соответствовать значениям и количеству знаков, указанным в требовании.

Например, при погашении требования № 55123, в поле 108 должно быть указано: «ТР55123».

Если вы добровольно погашаете недоимку, то в поле 106 будет «ЗД», а в поле 108 — «0».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

02.10.2021 С 1 октября самозанятые могут принимать оплату от клиентов через СБП

С сегодняшнего дня заказчики могут рассчитываться с самозанятыми через систему быстрых платежей, сообщает ЦБ.

Причем для этой категории бизнесменов будет действовать льготный тариф — банковская комиссия не должна превышать 0,4 % от суммы платежа, но не более 1,5 тыс. рублей.

Самозанятым доступны все сценарии приема платежей:

по QR-коду;

по платежной ссылке;

по подписке;

возврат средств при необходимости.

При этом не нужно приобретать специальное оборудование. Достаточно обратиться в банк, который предоставляет сервис С2В.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация начисляет амортизационную премию по основному средству. В бухгалтерском учете начисляется отложенное налоговое обязательство на счете 77. Если организация использует льготную ставку по налогу на прибыль, по какой ставке отражается ОНО? При прекращении использования льготной ставки происходит ли перерасчет ОНО и какими проводками это отражается в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отложенные налоговые обязательства отражаются с учетом пониженной ставки налога на прибыль.
В случае утраты права применения пониженной ставки налога на прибыль следует пересчитать сальдо по счету 77.
Если на 31.12 организация обладает информацией об утрате права применения пониженной ставки со следующего налогового периода, то сальдо по счету 77 корректируется 31.12 в корреспонденции со счетом 99. (Дт 99 Кт 77).
Если информацию об утрате права на применение пониженной ставки организация получает в налоговом периоде изменения ставки, то остатки по счету 77 пересчитываются по состоянию на 01.01 года, в котором утрачено право на применение льготы, корреспондирующим счетом при этом является счет 84. (Дт 84 Кт 77).
Сумма корректировки оборотов по счету 77 в году утраты права на льготу отражается в корреспонденции со счетом 68. (Дт 68 Кт 77).

Обоснование вывода:
На основании п. 15 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02) под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Изменение величины отложенных налоговых обязательств в отчетном периоде равняется произведению налогооблагаемых временных разниц, возникших (погашенных) в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.
В соответствии с п. 16 ПБУ 18/02 в случае, если законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрены разные ставки налога на прибыль по отдельным видам доходов, то при оценке отложенного налогового актива или отложенного налогового обязательства ставка налога на прибыль должна соответствовать тому виду дохода, который ведет к уменьшению или полному погашению вычитаемой или налогооблагаемой временной разницы в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах.
Таким образом, при применении пониженной ставки налога на прибыль отложенные налоговые обязательства, возникшие в периоде применения такой ставки, в учете отражаются исходя из данной льготной ставки налога.
Если в учете были признаны отложенные налоговые обязательства, исчисленные как произведение временных разниц и льготной ставки, то, по нашему мнению, при начале применения ставки налога на прибыль в размере 20% они подлежат корректировке (в данном случае увеличению).
Если ставка начинает применяться не с начала отчетного периода, то так как признание отложенных обязательств с применением ставки налога в размере 20% ошибкой в смысле ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010) не является, мы придерживаемся позиции, что корректировку отложенных налоговых обязательств, начисленных в текущем периоде, возможно осуществить путем доначисления неначисленной суммы.
На дату получения информации об утрате права на применение пониженной ставки в учете целесообразно сделать следующие записи:
Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 77 "Отложенные налоговые обязательства"
- скорректирована сумма отложенного налогового обязательства исходя из ставки 20% налога на прибыль.
Что касается корректировки уже учтенных ранее сумм отложенных налоговых обязательств (сальдо счета 77 "Отложенные налоговые обязательства"), то здесь, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее.
Согласно абзацу 3 п. 15 ПБУ 18/02 в случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах величина отложенных налоговых обязательств подлежит пересчету на дату, предшествующую дате начала применения измененных ставок с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета прибылей и убытков.
Считаем, что утрата права на применение пониженной ставки по налогу на прибыль создает предпосылки для использования положений абзаца 3 п. 15 ПБУ 18/02.
Ранее до внесения приказом Минфина РФ от 24.12.2010 N 186 изменений в п. 15 ПБУ 18/02 эксперты рекомендовали корректировать сальдо счета 77 в так называемый межотчетный период. В частности, в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 29.01.2009 N 07-02-18/01) (в период действия старой редакции п. 15 ПБУ 18/02) предлагалось пересчет величины отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в случае изменения ставки налога на прибыль отражать в бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Однако, как мы указали выше, в настоящее время ПБУ 18/02 содержит прямую норму, предписывающую отражение подобного пересчета производить на дату, предшествующую дате начала применения измененных ставок, с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета прибылей и убытков (счет 99 "Прибыли и убытки").
Тогда величину сальдо по счету 77 "Отложенные налоговые обязательства" формально следовало бы пересчитать на 31.12. года, предшествующего изменению ставки налога, с отнесением результата пересчета на счет 99, который, в свою очередь, также 31.12. подлежал бы закрытию на счет 84. В таком случае входящие остатки на 01.01. года применения повышенной ставки были бы сформированы уже с учетом повышенной ставки налога на прибыль.
В то же время до получения информации об утрате возможности применять пониженную ставку налога на прибыль оснований для пересчета остатков по счету 77 "Отложенные налоговые обязательства" не имеется.
При этом неотражение такой корректировки на 31.12, на наш взгляд, в силу положений п. 2 ПБУ 22/2010, не является ошибкой в смысле ПБУ 22/2010. Поэтому полагаем, что оснований для применения положений ПБУ 22/2010 в анализируемом случае не возникает.
Учитывая изложенное, пересчет остатков по счету 77 "Отложенные налоговые обязательства", в случае изменения ставки налога не с начала отчетного периода, следует осуществлять в году изменения ставки по налогу на прибыль, например, по состоянию на самую раннюю дату текущего года - на 01.01.
В таком случае в учете по состоянию на 01.01 будут сделаны следующие записи:
Дебет 99 Кредит 77 "Отложенные налоговые обязательства"
- скорректирована величина отложенных налоговых обязательств.
Заметим, что такое отражение проводок в бухгалтерском учете организации не будет соответствовать абзацу 3 п. 15 ПБУ 18/02. Данный абзац, по нашему мнению, не вносит определенной ясности и понимания, как бухгалтеру следует поступать в ситуации, аналогичной данной. В условиях такой неопределенности, как нам представляется, организации, вероятно, следует поступить следующим образом: пересчет старых остатков (сальдо) счета 77, отраженных в бухгалтерском балансе за год, предшествующий изменению ставки, произвести в так называемый "переходный период" в корреспонденции со счетом 84, и новое входное сальдо по ним отразить на 01.01 года изменения ставки, объяснив расхождения в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за год, в котором произошло изменение ставки.
При этом как в промежуточной бухгалтерской отчетности за год, в котором произошло изменение ставки, так и в отчетности за этот год в целом данные по строке "Отложенные налоговые обязательства" по состоянию на 31.12. предыдущего года и 31.12. предшествующего предыдущему следует отражать исходя из пониженной ставки налога на прибыль, также отразив данный факт в пояснениях к отчетности.
Разъяснений финансового ведомства по ситуациям, подобным анализируемой, нам обнаружить не удалось. Приведенная позиция является нашим экспертным мнением.
Напомним, что поскольку по данной ситуации отсутствуют официальные комментарии, то во избежание возможных негативных последствий в части правомерности применения данного способа отражения корректировок налогоплательщики вправе обратиться в Минфин России для получения соответствующих разъяснений, так как именно Минфину России ст. 34.2 НК РФ дано право давать официальные разъяснения по вопросам налогоплательщиков.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Вопрос: В каком периоде отражать пересчет отложенных налоговых активов и обязательств при изменении ставки налога на прибыль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.);
Вопрос: В соответствии с законом субъекта РФ организация получила уведомление о возможности применения пониженной ставки по налогу на прибыль. Законом предусмотрена обязанность налогоплательщиков в случае невыполнения условий применения пониженной ставки пересчитать налоговую базу с начала налогового периода. У организации имеются отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, которые образовались по очень большому количеству объектов. По состоянию на какую дату следует произвести корректировку "старых" остатков по счетам 09 и 77? Каков порядок формирования суммы корректировки оборотов по счетам 09 и 77 в I квартале 2014 года? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2014 г.);
- Вопрос: Компания сменила вид деятельности и выполнила условия для применения нулевой ставки по налогу на прибыль. Каким образом это повлияет на величину отложенных налогов, отраженных ранее в отчетности (ОНА - 200 000 руб., ОНО - 300 000 руб.)? ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2013 г.);
- Изменения в бухгалтерском учете 2011 года (Е.В. Емельянова, "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, 4, март, апрель 2011 г.);
- Большая книга бухгалтерских проводок от Гаранта (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Организация планирует безвозмездную передачу компьютерной техники школе. Компьютерная техника будет специально приобретена для этой цели за 120 тыс. руб., в том числе НДС. Документы поставщика техники будут оформлены на организацию.
Какую сумму НДС надо начислить, учитывая, что налоговая база при безвозмездной передаче определяется по рыночной цене? Как эту хозяйственную операцию отразить в бухгалтерском и налоговом учете? Возможен ли вычет НДС, если приобретенная техника не используется в производстве?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок бухгалтерского учета приведен ниже.
По общему правилу безвозмездная передача имущества облагается НДС. В этом случае налог, предъявленный поставщиком такого имущества, может быть принят к вычету.
Если операция по передаче техники школе облагается НДС, то передающей стороне следует начислить НДС в размере 20 000 руб.
В то же время глава 21 НК РФ содержит положения, позволяющие не исчислять НДС при безвозмездной передаче имущества. В этом случае НДС к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенного имущества.
В налоговом учете ни дохода, ни расходов по данной операции организация не признает.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

При безвозмездной передаче имущества у организации возникает расход в виде уменьшения экономических выгод (п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации", далее - ПБУ 10/99).
Согласно п. 11 ПБУ 10/99 расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, а также товаров, продукции признаются прочими расходами организации. Значит, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) для отражения таких расходов применяется счет 91, субсчет "Прочие расходы".
Выбытием (списанием) запасов (например, материалов, товаров) признаются операции, в результате которых запасы прекращают считаться активами организации. Одним из способов выбытия запасов, в частности, может являться и их безвозмездная передача, например, по договору дарения (подп. "б" п. 41 ФСБУ 5/2019 "Запасы", далее - ФСБУ 5/2019).
Балансовая стоимость передаваемых безвозмездно запасов включается в состав прочих расходов (пп. 4, 11 ПБУ 10/99) в периоде, в котором произошло выбытие таких материалов (подп. "б" п. 43 ФСБУ 5/2019).
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99)
В силу п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности), то есть в периоде непосредственной передачи имущества.
В учете организации могут быть сделаны следующие записи:
Дебет 10 (41) Кредит 60
- принято к учету имущество;
Дебет 19 Кредит 60
- выделен НДС при условии, что дальнейшая безвозмездная передача будет облагаться НДС;
Дебет 68 Кредит 19 НДС
- принят к вычету при условии, что дальнейшая безвозмездная передача будет облагаться НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- оплачено имущество.
Если же при дальнейшей безвозмездной передаче НДС не исчисляется, то суммы налога, предъявленные продавцом, учитываются в стоимости приобретенного имущества (п. 2 ст. 170 НК РФ).
В учете при этом могут быть оформлены записи:
Дебет 10 (41) Кредит 60
- принято к учету имущество с НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- оплачено имущество.
Передача имущества получателю будет отражаться:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 10 (41)
- имущество передано получателю;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68
- начислен НДС с безвозмездной передачи при условии, что безвозмездная передача облагается НДС.
Также имеет место мнение, что если организация приобрела имущество специально для его безвозмездной передачи, то в качестве актива оно не учитывается. Данное мнение основано на положениях Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997, далее - Концепция). Так, согласно п. 7.2 Концепции активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. При этом материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются существенными критериями отнесения их к активам (подп. 7.2.2 п. 7.2 Концепции).
В таком случае в учете могут быть сформированы следующие проводки:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60
- признан прочий расход в размере стоимости приобретенного имущества;
Дебет 60 Кредит 51
- перечислены денежные средства поставщику.
Одновременно для обеспечения сохранности имущества целесообразно организовать его учет за балансом на отдельном счете. Например, на счете 012.
Тогда дополнительно в учете будут сделаны записи:
Дебет 012
- учтено имущество, приобретенное для передачи школе;
Кредит 012
- имущество передано школе.
Соответственно, записи в части вычета и начисления НДС будут аналогичны приведенным выше.
Так как порядок учета имущества, приобретенного для безвозмездной передачи, однозначно не урегулирован, выбранный организацией порядок учета целесообразно утвердить в учетной политике.

НДС

На основании подп. 1 п. 1 ст. 146п. 1 ст. 39 НК РФ в целях исчисления НДС передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения.
Налоговая база при безвозмездной передаче определяется исходя из рыночных цен в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ). Полагаем, что применительно к данной ситуации рыночной стоимостью имущества может рассматриваться цена его приобретения. Тогда при его передаче сумма начисленного НДС составит 20 000 руб. (100 000 руб. х 20%) (п. 1 ст. 166 НК РФ).
Так как при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) факт оплаты (частичной оплаты) отсутствует, то в таких случаях налоговая база по НДС всегда определяется в день отгрузки (передачи) материалов (п. 1 ст. 167 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (в том числе на безвозмездной основе) счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров. Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах. В нем целесообразно (но не обязательно) делать пометку "Безвозмездная передача".
Право на вычет НДС возникает у налогоплательщика при выполнении условий, перечисленных в ст. 171172 НК РФ. Так, п. 2 ст. 171 НК РФ определяет, что вычетам подлежат суммы налога в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Как мы уже отметили выше, безвозмездная передача права собственности на товары признается объектом налогообложения (за рядом исключений).
Поскольку глава 21 НК РФ не предусматривает в качестве условия для вычета НДС использование имущества в производстве продукции (работ, услуг), мы считаем, что при выполнении иных требований, определенных в ст. 171172 НК РФ, организация вправе принять к вычету НДС, предъявленный поставщиком техники. Аналогичное мнение нашло отражение, например, в письмах Минфина России от 18.08.2017 N 03-07-11/53088, от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653, УФНС России по г. Москве от 12.05.2008 N 19-11/45206.
Вместе с тем необходимо учитывать следующее.
Не является объектом налогообложения НДС передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, так как подобная передача не признается реализацией (п. 2 ст. 146подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ).
Следовательно, если в анализируемой ситуации техника будет передаваться некоммерческой организации на осуществление основной уставной деятельности, то НДС организацией исчислять не требуется.
Однако в этом случае НДС, предъявленный поставщиком, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенного имущества (подп. 14 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Налог на прибыль

В целях исчисления налога на прибыль стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, которые может понести организация при такой передаче, не учитываются при определении налоговой базы (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Не учитывается в расходах и сумма НДС, исчисленная (при необходимости) при безвозмездной передаче имущества (письмо Минфина России от 22.09.2006 N 03-04-11/178).
Так как безвозмездная передача имущества не влечет получения экономической выгоды, то и доходов, подлежащих признанию в целях налогообложения, при такой передаче не возникает.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Как рассчитать и отразить в учете НДС?
Энциклопедия решений. Налогообложение при дарении. Учет у дарителя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Организация с корпоративной карты оплачивает расходы на рекламу в Фейсбук. Компания Фейсбук представляет документы в электронном виде без подписи, без ЭЦП, печати. В отчете на фирменном бланке указаны лишь сумма, идентификационный номер аккаунта и его название, дата и количество рекламных кампаний с указанием показов.
Возможно ли принять данный документ для целей налогового учета (налог на прибыль, УСН)? Если нет, то какие документы необходимо приложить дополнительно, чтобы признать расходы на рекламу для целей налогообложения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Представленный компанией Фейсбук отчет может подтверждать расходы на рекламу в налоговом учете. При этом минимизации налоговых рисков будет способствовать наличие как можно большего количества документов, подтверждающих факт осуществления, характер и взаимосвязь произведенных расходов на рекламу с деятельностью организации, направленной на получение дохода. Примерный перечень таких документов приведен ниже.

Обоснование вывода:
Как при общей, так и при упрощенной системе налогообложения одним из обязательных условий для признания организацией в налоговом учете расходов на рекламу является их документальная подтвержденность (п. 1 ст. 252подп. 28 п. 1п. 4 ст. 264подп. 20 п. 1п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Главы 2526.2 НК РФ не устанавливают конкретного перечня документов, которые подтверждают произведенные расходы (в том числе на рекламу), тем самым не ограничивая налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности их учета (письмо Минфина России от 19.03.2019 N 03-03-06/1/17927).
В качестве примеров документов, подтверждающих расходы на рекламу, можно привести договоры об оказании рекламных услуг, акты сдачи-приемки оказанных услуг, рекламные материалы, эфирные справки, графики подтвержденных выходов рекламы, скриншоты интернет-страниц, на которых размещалась реклама, данные автоматизированных систем расчетов с потребителями услуг связи (систем биллинга), счета на оплату, платежные поручения, выписки с расчетного (корпоративного) счета (письма Минфина России от 18.03.2019 N 03-03-06/1/17847, от 22.06.2012 N 03-03-06/2/71, от 06.09.2012 N 03-03-06/1/467, УФНС по г. Москве от 27.09.2012 N 16-15/091449, постановления ФАС Московского округа от 03.10.2012 N Ф05-10498/12 по делу N А40-112441/2011, от 14.05.2012 N Ф05-3376/12 по делу N А40-66362/2011).
Основными подтверждающими расходы документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, являются первичные учетные документы (в том числе составленные в электронном виде), включая справку бухгалтера (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ст. 313 НК РФ, Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, утвержденный приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н, письма Минфина России от 20.01.2021 N 03-03-06/1/2770, от 07.08.2020 N 03-03-06/1/69363, от 19.03.2019 N 03-03-06/1/17927, от 16.10.2018 N 03-08-05/74318). Из этих документов должно быть четко и определенно видно, какие расходы были произведены (письмо Минфина России от 21.03.2019 N 03-03-07/19097).
Представленный в рассматриваемой ситуации Фейсбуком отчет (далее - отчет) не является первичным учетным документом, поскольку он не удовлетворяет требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Наряду с этим, учитывая, что отчет оформляет иностранная организация, не исключено, что данный документ может быть квалифицирован в качестве оформленного в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в соответствующем иностранном государстве. Как мы поняли, из содержания отчета видны характер и объем оказанных рекламных услуг, а также их стоимость. В таком случае отчет будет являться документом, подтверждающим произведенные расходы на интернет-рекламу (письмо Минфина России от 20.01.2021 N 03-03-06/1/2476).
Закон не разъясняет, будет ли организации в данном случае достаточно только полученного от исполнителя отчета для включения расходов на рекламу в расчет налоговых обязательств по налогу на прибыль или по "упрощенному" налогу. Минимизации налоговых рисков будет способствовать наличие как можно большего количества документов, подтверждающих факт осуществления, характер и взаимосвязь произведенных расходов на рекламу с деятельностью организации, направленной на получение дохода.
Кроме уже упомянутых документов, которые подтверждают расходы на рекламу, применительно к анализируемой ситуации следует также упомянуть утвержденный руководителем авансовый отчет работника, оплатившего расходы на рекламу с корпоративной карты, являющийся первичным учетным документом (подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ), а также внутренние (в том числе организационно-распорядительные) документы организации по проведению рекламной акции (например, приказ руководителя о необходимости размещения интернет-рекламы через Фейсбук с назначением ответственного, отчет ответственного лица о размещении рекламы), которые будут косвенно подтверждать расходы.
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным ситуациям нами не обнаружено. Выраженная позиция является нашим экспертным мнением. Для более объективной оценки налоговых рисков рекомендуем обратиться за соответствующими письменными разъяснениями также и в Минфин России (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Организация занимается грузоперевозками (код по ОКВЭД 49.41), приобретает ГСМ для транспорта (большегрузы).
Какие нормы расхода ГСМ в 2021 году организация может применять для исчисления налога на прибыль? Обязана ли она применять нормы, установленные Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р?

В настоящее время действуют методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации).
В пункте 1 этих рекомендаций сказано, что они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др. независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.
В отношении обязательности применения Методических рекомендаций организациями встречаются различные позиции:
- применение Методических рекомендаций по вопросам расчета норм расхода топлива является обязательным (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009, Шестого ААС от 01.04.2010 N 06АП-838/2010);
- Методические рекомендации носят рекомендательный характер (постановление АС Уральского округа от 31.07.2020 N Ф09-3748/20, ФАС Уральского округа от 20.02.2008 N Ф09-514/08-С2, постановление Шестнадцатого ААС от 20.04.2012 N 16АП-2593/09).
Отметим, что найденная судебная практика не связана с установлением норм автотранспортными предприятиями (грузоперевозчиками).
Имеются многочисленные разъяснения уполномоченных органов о том, что НК РФ не содержит ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль. При определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (письма Минфина России от 27.11.2019 N 03-03-07/92049, от 26.09.2019 N 03-03-07/74189, от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875 и др.).
Однако во всех разъяснениях говорится о служебном автомобиле, а понятие служебный транспорт и его состав действующим законодательством не определен. Нельзя безоговорочно утверждать, входит ли в состав служебного транспорт, предназначенный для грузоперевозок, и применимы ли именно к нему разъяснения чиновников. Официальных разъяснений, данных налогоплательщикам - автотранспортным предприятиям, нами не обнаружено.
По нашему мнению, если организация занимается автотранспортными перевозками и это ее основной вид деятельности, она должна применять нормы, установленные Методическими рекомендациями. Такое мнение выражается и специалистами финансового ведомства (смотрите Вопрос: Распоряжением Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р внесены изменения в Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации). В связи с этим снова на повестке дня вопрос о том, должны ли "упрощенцы" руководствоваться данными нормами или они могут применять свои нормы списания ГСМ. Могут ли "упрощенцы" вообще не нормировать затраты на ГСМ, а списывать их по факту? (журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.)).
Согласно п. 4 Методических рекомендаций нормы расхода топлив могут устанавливаться организацией для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств на основании их классификации и назначения.
Для автомобилей установлены следующие виды норм: базовая, транспортная, эксплуатационная.
Для каждого типа автомобилей Методическими рекомендациями установлены формулы. Расчет норматива расхода топлива для грузовых бортовых автомобилей, тягачей производится по формулам пунктов 9, 10 и 12 Методических рекомендаций.
В п. 5 Методических рекомендаций перечислены условия, при которых нормы расхода топлив повышаются.
Пунктом 6 Методических рекомендаций определено, что по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Постановление Восьмого ААС от 28.12.2020 N 08АП-12564/20 по делу N А70-6888/2019;
Вопрос: Организация использует ГСМ (топливо, технические масла) для служебного транспорта, находится на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". В организации имеется большой парк автомобилей, используемых для перевозки грузов, а также в деятельности, связанной с управлением. Как организовать учет расходов ГСМ по всему транспорту и нужно ли применять п. 5 ст. 254 НК РФ? Вправе ли организация стоимость ГСМ, предназначенных для автотранспорта, списывать в расходы при УСН сразу после оплаты и оприходования (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.);
Вопрос: На балансе организации числятся грузовые автомобили, базовой нормы расхода топлива которых нет в Методических рекомендациях "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. Можно ли применять в данном случае норму расхода топлива в целях налогообложения прибыли из технических характеристик автомобиля? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.);
- О нормах расхода ГСМ на автотранспорте в учреждениях Минюста (Е. Соболева, журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.) (в частности, раздел Грузовые бортовые автомобили, тягачи).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения