Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 26 по 31 декабря 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 28.12.2022 N 561-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 213.1 и 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Изменен подход к налогообложению НДФЛ сумм пенсий, выплачиваемых НПФ в пользу родственников

Согласно действующему правилу в налоговую базу по НДФЛ включаются суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным налогоплательщиком в пользу других лиц.

Законом из этого правила сделано исключение в отношении сумм пенсий, выплачиваемых НПФ по договорам, заключенным физлицами в пользу членов семьи и (или) близких родственников.

Закон вступает в силу с 1 января 2023 года.

 

Федеральный закон от 28.12.2022 N 564-ФЗ
"О внесении изменений в статью 4 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Урегулированы некоторые вопросы в сфере налогообложения, связанные с присоединением новых территорий

Закон определяет, в частности, порядок постановки налогоплательщиков на учет, порядок предоставления органами, учреждениями и организациями сведений в налоговые органы для целей налогообложения, порядок определения налогового резидентства, особенности применения законодательства о ККТ и т.д.

 

Федеральный закон от 28.12.2022 N 565-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

Приняты поправки в НК РФ, подготовленные с учетом практики применения единого налогового счета (ЕНС)

Законом, в частности:

корректируется порядок формирования и учета на едином налоговом счете совокупной обязанности налогоплательщика с учетом представленных уточненных налоговых деклараций (расчетов), а также обязательных платежей, по которым представлено заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки;

устанавливается порядок корректировки прибыли контролируемой иностранной компании, постоянное место нахождения которой не включено в перечень "недружественных" государств;

переносится с 1 марта на 25 февраля предельный срок направления налоговым агентом сообщения о невозможности удержать НДФЛ;

устанавливается правило, согласно которому в случае выявления факта неправомерного неудержания налоговым агентом сумм НДФЛ указанные суммы налога подлежат доначислению налоговому агенту;

изменяются сроки уплаты удержанного НДФЛ налоговым агентом по операциям с ценными бумагами;

с учетом введения института единого налогового счета уточняются положения закона о проведении эксперимента по применению налогового режима "Налог на профессиональный доход".

 

Федеральный закон от 28.12.2022 N 566-ФЗ
"О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В НК РФ внесены изменения, направленные на стимулирование разработки новых проектов добычи олова

Законом, в частности, на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2032 года установлена возможность применения налогового вычета к сумме налога, исчисленной при добыче кондиционных руд олова на участках недр, расположенных полностью или частично на территории ДФО, степень выработанности запасов которых по состоянию на 1 января 2022 года составляет менее 20%. Вычет предоставляется по расходам на приобретение, сооружение, изготовление и доставку объектов основных средств, соответствующих установленным требованиям.

Отдельные изменения, внесенные в порядок налогообложения НДПИ, направлены на уточнение оценки стоимости добытого драгоценного камня (природного алмаза) массой 10,80 карата и более.

Закон вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Федеральный закон от 28.12.2022 N 554-ФЗ
"О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

На 2024 год продлен статус социального предприятия для ряда субъектов МСП, реализующих книжную продукцию

Речь идет о субъектах малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы.

Для таких предпринимателей статус социальных предприятий продлен до 31 декабря 2024 года включительно.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 28.12.2022 N 571-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Урегулирована проблема, связанная с переводом активов с одного ИИС на другой из-за введенных санкций

На период с 24 февраля 2022 года до дня вступления в силу настоящего закона установлено правило, согласно которому прекращение профучастниками РЦБ вследствие санкционных ограничений учета иностранных ценных бумаг на ИИС в связи с их передачей другому профучастнику РЦБ, осуществляющему депозитарную деятельность, не влечет прекращение договора на ведение ИИС.

Принятым законом в числе прочего законодательство о банках и банковской деятельности распространено на деятельность Агентства по страхованию вкладов. На агентство не распространяются отдельные положения, регулирующие, в частности, порядок госрегистрации (ликвидации, реорганизации) кредитных организаций, а также требования к соблюдению обязательных нормативов.

Кроме того, законом предусматривается возможность при проведении аудита за 2022 год проверку отдельных счетов и операций Банка России передать от внешнего аудитора Счетной палате РФ.

 

Федеральный закон от 29.12.2022 N 576-ФЗ
"О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"

Россия ратифицировала Договор с Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам

Договор подписан в Москве 3 октября 2022 года.

Действие договора распространяется на правоотношения, регулируемые налоговым законодательством сторон о налоге на добавленную стоимость и акцизах, и не затрагивает иных налогов и сборов.

 

Федеральный закон от 29.12.2022 N 583-ФЗ
"О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Актуализированы нормы НК РФ о госпошлинах за госаккредитацию образовательной деятельности

Изменения связаны с заменой выдачи свидетельства о госаккредитации на внесение соответствующей записи в государственную информационную систему. Размеры госпошлин не изменились.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

 

Федеральный закон от 29.12.2022 N 596-ФЗ
"О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившей силу части 6 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Реализация физлицам драгметаллов без НДС разрешена Гознаку, а также аффинажным предприятиям

Законом, в частности, в новой редакции изложен подпункт 9 и включен подпункт 9.1 в пункт 3 статьи 149 НК РФ.

Новыми положениями расширен перечень операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, освобождаемых от налогообложения НДС.

Целью принятого закона является, в том числе, развитие инструментов инвестирования, предоставление возможности гражданам осуществлять покупку драгоценных металлов без НДС не только у банков, но и у Гознака и аффинажных предприятий.

Положения подпункта 9.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ в отношении операций по реализации обработанных природных алмазов банками физлицам и положения подпункта 6.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в части применения ставки 0% при реализации обработанных природных алмазов Госфонду, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ и банкам налогоплательщиками, осуществляющими добычу драгоценных камней, применяются по 31 декабря 2023 года включительно.

 

Федеральный закон от 29.12.2022 N 619-ФЗ
"О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Освобождены от НДФЛ доходы в виде прощения в 2022 - 2023 годах долга по ипотечному кредиту

Освобождение применяется в случае прекращения обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу), выданному кредитной организацией, находящейся на территории РФ, при условии что налогоплательщик не является взаимозависимым лицом с такой кредитной организацией.

 

Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 N 2433
"Об утверждении Правил осуществления между резидентами и нерезидентами расчетов наличными денежными средствами"

Российским компаниям разрешили осуществлять расчеты с нерезидентами по внешнеторговым договорам в наличной форме

Резидентам разрешено получать от нерезидентов наличную иностранную валюту и (или) наличную валюту РФ по внешнеторговым договорам за товары, работы, услуги, переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также в рамках договоров займа.

Полученную валюту резидент вправе:

без зачисления на банковские счета использовать для осуществления расчетов с нерезидентом по внешнеторговым договорам, предусматривающим ввоз товаров на территорию РФ, выполнение работ или оказание услуг;

зачислить на свои счета, открытые в расположенных за пределами территории РФ банках;

ввезти на территорию РФ.

В срок не позднее 30-го рабочего дня со дня ввоза валюты на территорию РФ ее необходимо продать уполномоченному банку по курсу Банка России, зачислить на свой счет в соответствующей валюте в уполномоченном банке или внести в свою кассу.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 22.12.2022 N 2374
"О внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость"

Внесены уточнения в перечень медицинских товаров, реализация и ввоз в РФ которых не облагается НДС

В новой редакции изложена позиция, касающаяся специальных средств для самообслуживания и ухода за инвалидами.

 

Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 N 2516
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336"

На 2023 год продлен мораторий на проведение плановых проверок юрлиц и ИП

Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".

Также документом закреплено право контрольного органа принять решение об исключении плановой проверки из плана контрольных мероприятий в случае, если в течение 3 месяцев до даты проверки был проведен профилактический визит по просьбе контролируемого лица.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Приказ ФНС России от 15.12.2022 N ЕД-7-26/1205@
"Об утверждении форматов представления документов, используемых при информационном взаимодействии с прикладным программным обеспечением АИС "Налог-3", автоматизирующим процесс приема, хранения, обработки и предоставления электронных документов (первая очередь) в части электронных счетов-фактур" (ПП ЭДЕМ) (технологический процесс 124.01.00.00.0050 "Прием, хранение, обработка и предоставление электронных счетов-фактур", 121.00.00.00.0010 "Автоматизированный контроль за движением импортных товаров")"

Утверждены форматы представления документов, используемых при информационном взаимодействии с прикладным программным обеспечением АИС "Налог-3", автоматизирующим процесс приема, хранения, обработки и предоставления электронных документов (первая очередь) в части электронных счетов-фактур

Приказом утверждены:

Формат уведомления об отказе в приеме электронного документа;

Формат сообщения о результатах проведенных проверок;

Формат квитанции о приеме электронного документа;

Формат извещения о подтверждении получения документа.

Приказ вступает в силу с 01.01.2023.

 

Приказ ФНС России от 27.12.2022 N ЕД-7-26/1261@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@"

Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов

В новой редакции изложены:

Раздел IX приложения N 1 к унифицированному формату;

Таблица 16.5 приложения N 16 к унифицированному формату.

 

Приказ ФНС России от 12.10.2022 N ЕД-7-3/923@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 12.01.2022 N ЕД-7-3/8@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, этан, сжиженные углеводородные газы, сталь жидкую, автомобили легковые и мотоциклы в электронной форме и порядка ее заполнения"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71895.

Обновлен формат представления налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты, газ, сталь жидкую, автомобили и мотоциклы

Форма и формат декларации утверждены приказом ФНС от 12.01.2022 N ЕД-7-3/8@.

Изменения коснулись формата (добавлен код 30049 показателя "Сумма акциза, подлежащая вычету"), а также порядка заполнения декларации (скорректированы коды показателей, используемые при заполнении декларации).

 

Приказ ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1128@
"Об утверждении формы справки о наличии на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента и формата ее представления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71889.

Утверждены форма и формат справки о наличии на дату ее формирования положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2023.

 

Приказ ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1129@
"Об утверждении формы справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, и формата ее представления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71888.

Утверждена форма и формат справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования, но не ранее 1 января 2023 года.

 

Приказ ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1131@
"Об утверждении Порядка списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности безнадежной к взысканию"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71896.

Списание задолженности, признанной безнадежной к взысканию, будет осуществляться в соответствии с новым порядком

Признан утратившим силу Приказ ФНС от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам".

 

Приказ ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1133@
"Об утверждении форм и форматов представления документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами при осуществлении зачета и возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, а также излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71900.

Утверждены формы и форматы представления документов, используемых при осуществлении зачета и возврата сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета

Приказ содержит, в частности: формы заявлений о возврате, о зачете денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, об отмене зачета, осуществленного налоговым органом; о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины; форму сообщения об отказе в исполнении заявления о распоряжении путем зачета (возврата) суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо ЕНС.

 

Приказ ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1134@
"Об утверждении Порядка предоставления налоговыми органами отсрочки, рассрочки по уплате задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил, инвестиционного налогового кредита"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71890.

Предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налоговой задолженности и иных обязательных платежей регулируется новыми правилами

Приказ утвержден в связи с введением единого налогового счета.

Признан утратившим силу Приказ ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами".

 

Приказ ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1135@
"Об утверждении формы, формата представления, порядка заполнения и порядка представления согласия налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента на информирование о наличии задолженности"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71894.

Согласие на информирование о наличии задолженности представляется по обновленной форме

Утверждены форма, формат и порядок заполнения формы "Согласие налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента на информирование о наличии задолженности".

Признан утратившим силу Приказ ФНС от 06.07.2020 N ЕД-7-8/423@.

 

Приказ ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1136@
"Об утверждении формы требования о перечислении денежных средств, принятых в счет уплаты и перечисления сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71893.

С 1 января 2023 года вводится в действие форма требования о перечислении денежных средств, принятых в счет уплаты сумм налогов и других обязательных платежей, в качестве единого налогового платежа

Признан утратившим силу приказ ФНС от 16.10.2019 N ММВ-7-8/528@ "Об утверждении формы требования о перечислении налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему Российской Федерации".

 

Приказ ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1137@
"Об утверждении Порядка информирования банков в соответствии с частями 17 и 18 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71929.

Вводится порядок информирования банков о решениях налоговых органов, касающихся взыскания задолженности и приостановления операций по счетам

Порядок определяет общие правила информирования банков о размещении в реестре: решений о взыскании задолженности, поручения налогового органа на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств организации или ИП в бюджетную систему, об изменении сумм задолженности, подлежащих списанию и перечислению по поручениям налоговых органов, а также о приостановлении операций по счетам, о сумме отрицательного сальдо единого налогового счета, в отношении которой действует приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, об изменении указанной суммы отрицательного сальдо ЕНС.

Взаимодействие налоговых органов с банками осуществляется путем обмена электронными сообщениями (сведениями), содержащими составленные в электронной форме документы, с учетом технических требований к СМЭВ.

 

Приказ ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1138@
"Об утверждении Порядка ведения реестра решений о взыскании задолженности и размещения в указанном реестре документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71891.

Определены общие правила ведения реестра решений налоговых органов о взыскании задолженности

В реестре, в частности, размещаются решения о взыскании задолженности, поручения налогового органа банкам на списание и перечисление суммы задолженности юрлиц и ИП в бюджетную систему РФ, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств организации или ИП в бюджетную систему РФ.

Списанию подлежит сумма в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета.

 

Приказ ФНС России от 29.12.2022 N ЕД-7-19/1295@
"Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме"

Обновлены методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также форматы запроса на предоставление информационных услуг и обращения в целях получения информации

Также приказом утверждены форматы:

представления сведений по письму налогового органа (в том числе в ответ на обращение налогоплательщика) в рамках информационного обслуживания и информирования налогоплательщиков;

представления сведений ответа на запрос "Перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году" при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков.

Приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.

 

Приказ Росстата от 26.12.2022 N 978
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1 "Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы" с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам заработной платы"

Утверждена форма федерального статистического наблюдения N 1 "Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы" с указаниями по заполнению

Форма вводится в действие для отчета за апрель 2023 года.

С введением в действие указанной формы признается утратившим силу Приказ Росстата от 27 января 2021 г. N 37, которым утверждена аналогичная форма.

 

Письмо Минфина России от 27.12.2022 N 02-06-07/128426
<О направлении рекомендаций по организации и обеспечению (осуществлению) внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая проведение инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности>

Минфином разработаны рекомендации по организации внутреннего контроля при ведении бухгалтерского учета и подготовке отчетности, включая проведение инвентаризации

В состав мероприятий внутреннего контроля включаются контрольные действия, осуществляемые с использованием сервисов и (или) прикладных программных средств автоматизации, направленные, в частности, на предупреждение (выявление) нарушений установленного порядка осуществления операций.

 

<Письмо> ФНС России от 14.12.2022 N БС-4-21/16922
"О применении Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П в целях определения объекта налогообложения по налогу на имущество организаций"

ФНС даны разъяснения по вопросам налогообложения объектов недвижимости, временно не используемых в основной деятельности кредитных организаций

Объекты имущества, временно не используемые в основной деятельности, учитываются на балансовом счете N 619, образуют отдельную группу - инвестиционную недвижимость.

Такие объекты недвижимого имущества, в том числе не переданные в аренду, признаются объектом налогообложения по налогу на имущество на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 374 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 14.12.2022 N СД-4-3/16965@
"О предельном сроке подачи уведомления о переходе на УСН, ЕСХН, АвтоУСН"

Организации и ИП, изъявившие желание перейти на УСН, ЕСХН или АвтоУСН с 2023 года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 9 января 2023 года

Согласно действующему правилу уведомить налоговый орган о переходе на специальный налоговый режим необходимо не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого осуществляется переход на соответствующий налоговый режим.

В 2022 году 31 декабря является выходным днем (суббота). С учетом переноса срока на ближайший следующий за ним рабочий день предельный срок подачи уведомления - 9 января 2023 года.

 

<Письмо> ФНС России от 14.12.2022 N СД-4-3/16972@
"О порядке исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН"

ФНС сообщает о порядке исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в случае наличия оснований для применения повышенных налоговых ставок по налогу

Федеральным законом от 31.07.2020 N 266-ФЗ предусмотрено применение повышенных налоговых ставок в размере 8% и 20% налогоплательщиками, у которых доходы с начала налогового периода превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек. Данный порядок предусмотрен законом в целях сохранения права налогоплательщиков на применение УСН при превышении данных показателей.

В целях исключения получения необоснованной выгоды от применения предусмотренного механизма исчисления налога ФНС России сообщает о возможности применения общих налоговых ставок в размере 6 либо 15 процентов к части налоговой базы, определенной в приведенном порядке.

 

<Письмо> ФНС России от 21.12.2022 N СД-4-3/17321@
<О заполнении налогоплательщиками акциза показателя "Код товара" в уведомлении о МРЦ на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации>

Сообщен корректный порядок заполнения показателя "Код товара" в уведомлении о максимальных розничных ценах на табачные изделия

Отмечено, что при реализации за пределы РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта в уведомлении о МРЦ по строке 020 "Код товара", а также в Приложении N 1 к форме налоговой декларации по акцизам на табак по строке 055 "Код товара" следует отражать значение "00000000000000".

 

<Письмо> ФНС России от 22.12.2022 N СД-4-3/17363@
"О направлении разъяснения по вопросу применения абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ участниками КГН"

Даны разъяснения о порядке применения пункта 2 статьи 288 НК РФ организацией - участником КГН, имеющей обособленные подразделения

Согласно пункту 2 статьи 288 НК РФ уплата налога (авансовых платежей) производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений (ОП). Если несколько ОП находятся на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому ОП может не производиться. Налогоплательщик самостоятельно выбирает ОП, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив об этом налоговый орган.

Организации, являвшиеся до 2023 года участниками КГН, признаются самостоятельными плательщиками налога на прибыль с 01.01.2023, то есть после прекращения срока действия договоров о создании КГН. Выполнение указанного выше требования становится обязательным для указанных организаций только с 01.01.2023.

Уведомление о выборе организацией ОП, через которое она будет осуществлять уплату авансовых платежей (налога) в бюджет субъекта РФ в 2023 году, следует представить вместе с налоговой декларацией за январь 2023 года, то есть не позднее 25.02.2023.

 

<Письмо> ФНС России от 22.12.2022 N СД-4-3/17394@
"О налоге на добавленную стоимость"

ФНС рекомендованы новые коды операций для заполнения налоговых деклараций по НДС

Сообщается об изменениях, внесенных в главу 21 НК РФ, предусматривающих льготный порядок налогообложения ряда операций, сроки действия налоговых льгот, а также о необходимости приведения в соответствие с указанными изменениями порядка заполнения налоговой декларации.

В связи с изложенным приведены рекомендуемые коды операций, которые налогоплательщики вправе использовать при заполнении налоговых деклараций.

 

Письмо ФНС России от 22.12.2022 N БС-4-21/17399@
"Об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении вертолетов"

При исчислении транспортного налога следует применять сведения о мощности двигателя воздушного судна, представленные регистрирующими органами

Соответствующие разъяснения приведены в письме Минфина России от 22.12.2022 N 03-05-04-04/125982.

Письмо ФНС России от 12.02.2013 N БС-4-11/2318 "Об исчислении транспортного налога в отношении вертолетной техники" не подлежит дальнейшему применению.

 

Письмо ФНС России от 22.12.2022 N СД-4-3/17423@
"О порядке применения НДС в переходный период"

Разъяснен порядок применения НДС в переходный период по соглашениям (контрактам, договорам), заключенным после 5 октября 2022 года налогоплательщиками РФ с госорганами новых территорий

Сообщается, в частности:

о порядке применения ставки НДС на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 164 НК РФ в отношении поставок товаров в пункт назначения, находящийся на новых территориях;

о действии режима налогообложения НДС, действовавшего до образования новых субъектов.

 

<Письмо> ФНС России от 26.12.2022 N Сд-4-3/17565@
"О применении вычетов по НДС по товарам, приобретенным в период применения УСН"

ФНС сообщает о порядке применения вычетов по НДС при переходе с УСН на общий режим налогообложения

В случае когда объектом налогообложения являлись доходы, уменьшенные на величину расходов, суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным и не использованным в период применения УСН, принимаются к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 НК РФ, в налоговом периоде, в котором налогоплательщик перешел на общий режим налогообложения, независимо от даты принятия этих товаров (работ, услуг) на учет.

 

<Письмо> ФНС России от 26.12.2022 N СД-4-3/17567@
<О направлении кодов срока уплаты суммы (авансового платежа акциза)>

ФНС рекомендует налогоплательщикам использовать новые коды срока уплаты суммы акциза

В связи с введением единого налогового счета в настоящем письме приведен перечень кодов, которые ФНС рекомендует применять до внесения изменений в порядок заполнения налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, а также на виноград, утвержденной Приказом ФНС России от 27.08.2020 N ЕД-7-3/610@.


<Информация> ФНС России от 26.12.2022 "С 1 января меняются реквизиты для уплаты налогов через ЕНС"

Реквизиты для перечисления налоговых платежей, а также образцы заполнения платежек размещены на промостранице на сайте ФНС

С 1 января 2023 года изменится порядок перечисления налоговых платежей.

Информация, размещенная на сайте ФНС, поможет разобраться во всех нюансах заполнения платежных документов.

Особое внимание рекомендовано обращать на заполнение реквизита 17 - "Номер счета получателя средств".


<Информация> ФНС России
"С 2023 года вступают в силу изменения в налогообложении некоторых видов имущества физических лиц"

ФНС сообщает об изменениях законодательства, которые будут учтены налоговыми органами при исчислении имущественных налогов, подлежащих уплате физлицами за 2022 год

Сообщается, в частности, об изменении условий применения повышающих коэффициентов для расчета транспортного налога; в отношении некоторых видов земельных участков не будет применяться ограничение, касающееся недопустимости роста налога более чем на 10%; указан порядок применения понижающих коэффициентов по налогу на имущество к кадастровой стоимости объектов недвижимости.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

26.12.2022 Срок на возврат излишне уплаченного налога по УСН исчисляется с даты представления декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для её представления, независимо от получения письма налогового органа о наличии переплаты

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2022-10-04 № Ф09-6423/22 по делу N А07-16665/2021

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик обратился с заявлением о возврате переплаты налога по УСН за пределами трехлетнего срока, который не может быть исчислен с момента получения письма инспекции о наличии переплаты. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Материалами дела подтверждено, что суммы излишне уплаченного налога образовались более чем за три года до подачи соответствующего заявление о возврате денежных средств. Срок на возврат излишне уплаченного налога по УСН исчисляется с даты представления декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для её представления, независимо от получения письма налогового органа о наличии переплаты

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

27.12.2022 Декларации о соответствии и сертификаты соответствия не подтверждают освобождение от НДС при ввозе на территорию РФ медицинских изделий, если в регистрационном удостоверении указан код ОКП, не включенный в Перечень медицинских товаров, реализация которых не подлежит обложению НДС

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2022-10-05 № Ф05-23668/22 по делу N А40-214415/2021

Общество полагает, что декларации о соответствии и сертификаты соответствия правомерно представлены им в качестве основания для предоставления льготы по уплате НДС при ввозе на территорию РФ медицинских товаров. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Одним из условий освобождения ввозимых медицинских изделий зарубежного производства от уплаты НДС является представление регистрационного удостоверения, являющегося единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода классификации продукции ввезенного товара для целей применения льгот. В представленных регистрационных удостоверениях с учетом назначения медицинского изделия указан код ОКП, не включенный в Перечень медицинских товаров, реализация которых не подлежит обложению НДС. Произвольное изменение данного кода "по желанию" декларанта с целью приведения товара в соответствие с Перечнем является необоснованным. Суд пришел к выводу, что общество не имеет права на освобождение от уплаты НДС при ввозе спорных товаров.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

27.12.2022 Налоговый орган вправе произвести зачет излишне взысканных налоговых платежей в счет погашения доначисленной по итогам проверки и не уплаченной недоимки

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2022-09-02 № Ф05-20832/22 по делу N А40-240422/2021

Налогоплательщик полагает, что налоговый орган неправомерно произвел зачет излишне взысканных налоговых платежей, т. к. они должны быть возвращены ему в полном объеме. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщику были доначислены налоги по итогам выездной проверки; сумма не уплачена, начата процедура принудительного взыскания. Сумма излишне взысканных (по иному основанию) платежей была включена в общую сумму переплаты по налогам и частично зачтена в счет погашения имевшейся недоимки. Оставшаяся часть возвращена на расчетный счет налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что налоговый орган действовал в рамках предоставленных ему полномочий.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

27.12.2022 Срок на возврат предпринимателю переплаты по страховым взносам в фиксированном размере исчисляется с даты уплаты спорной суммы, а не с момента получения справки о состоянии расчетов с бюджетом

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2022-09-02 № Ф05-21575/22 по делу N А40-224836/2021

Предприниматель полагает, что им не пропущен срок на возврат переплаты по страховым взносам в фиксированном размере, т. к. о ней он узнал из справки о состоянии расчетов с бюджетом. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию предпринимателя необоснованной. Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками самостоятельно, вследствие чего о наличии спорной переплаты предприниматель должен был знать с момента ее образования, а именно с момента перечисления в бюджет спорной суммы. С учетом этого предпринимателем пропущен как трехлетний срок для обращения в пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, так и трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с соответствующим заявлением.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.12.2022 Решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств общества и выписка операций по лицевому счету не являются основанием для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов

Определение Верховного Суда РФ от 2022-10-11 № 305-ЭС22-22659 по делу N А40-160502/2021 
О возврате жалобы, возврате кассационной жалобы без рассмотрения по существу, отказе в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины

Общество полагает, что в связи с тяжелым финансовым положением ему должна быть предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Общество не представило подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты. Приложенные к жалобе решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств и выписка операций по лицевому счету не подтверждают отсутствие у общества возможности уплатить государственную пошлину. Поэтому в удовлетворении ходатайства общества о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины отказано.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

29.12.2022 При приобретении у муниципального образования имущества в обычном порядке (имущество не являлось предметом аренды, на него не распространяется налоговая льгота) покупатель является налоговым агентом по НДС

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2022-11-23 № Ф10-5058/22 по делу N А68-11923/2021

Налоговый орган посчитал, что общество неправомерно не исполнило обязанности налогового агента по НДС при приобретении у Комитета имущественных и земельных отношений администрации города муниципального недвижимого имущества. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Общество на основании договора купли-продажи приобрело в собственность муниципальное недвижимое имущество, со стоимости которого НДС в бюджет уплачен не был. При этом суд отклонил ссылку налогоплательщика на льготу по НДС в отношении государственного и муниципального имущества, выкупаемого в особом порядке, поскольку спорное имущество не являлось предметом аренды и не приобреталось в соответствующем порядке. В связи с этим суд признал решение налогового органа правомерным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

29.12.2022 Представлен очередной обзор судебной практики ВС
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 декабря 2022 г.)

Верховный Суд РФ обобщил практику по уголовным, гражданским, административным делам, законодательству о банкротстве, конкуренции, бюджетным правоотношениям. Представлены следующие правовые позиции. Страховщик не вправе без согласия собственника заменить ремонт поврежденного автомобиля на денежную выплату, определенную с учетом износа комплектующих, даже если на момент ДТП автомобиль уже имел повреждения. При оформлении ДТП по европротоколу лимитируются только суммы, получаемые со страховщика, но не с причинителя вреда. Если страхового возмещения недостаточно для полного покрытия ущерба, причинитель вреда выплачивает разницу. При смене собственника/владельца не требуется повторное технологическое присоединение энергопринимающего устройства, которое ранее в надлежащем порядке было технологически присоединено. Для оказания господдержки алименты включаются в расчет среднедушевого дохода семьи только в том случае, если они были получены членами семьи, а не уплачены ими на ребенка от предыдущего брака. После утраты права на маткапитал в связи с лишением родительских прав в отношении ранее рожденных детей повторное право на господдержку при рождении нового ребенка не возникает. Даже если договор займа является действующим до полного исполнения обязательств, срок исковой давности по требованию о взыскании долга исчисляется не с момента предъявления требования кредитора, а с даты наступления срока возврата займа. Собственник имущества ликвидируемого автономного учреждения может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, вытекающим из публичного договора. Взносы на капремонт общего имущества МКД платит собственник квартиры, а не фактический пользователь. Антимонопольный орган не контролирует банкротные торги, если это не влияет на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.12.2022 Перечисленные поставщику дивиденды включаются в таможенную стоимость, если они связаны с ввозимыми товарами

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2022-12-01 № 305-ЭС22-11464 по делу № А40-20125/2021 
Дело о признании недействительными решений таможни о внесении изменений (дополнений) в декларации на товары направлено на новое рассмотрение, поскольку на запрос таможни о предоставлении документов и сведений, подтверждающих или опровергающих признаки недостоверного определения таможенной стоимости, общество ответ не представило, в том числе не раскрыв документы и сведения о ценообразовании, которое применялось при экспорте товаров в РФ, однако эти доводы таможенного органа и представленные в их подтверждение доказательства не получили надлежащей судебной оценки

Таможня не согласилась с таможенной стоимостью ввезенных товаров. В ней не были учтены дивиденды, которые поставщик получил от реализации ввезенных товаров. Суды встали на сторону импортера. В контрактах с иностранным поставщиком не указано, что эти платежи относятся к ввезенным товарам и являются условием их продажи. Но Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр. Дивиденды по общему правилу не входят в цену товара, но в рассматриваемом случае они были перечислены поставщику в качестве части дохода от последующей продажи ввезенных товаров. Следовательно, они включаются в таможенную стоимость, даже если не были указаны в контракте. Суды не учли корпоративную взаимосвязь российского импортера и его единственного поставщика (учредителя). При этом основным источником дохода импортера являются поступления от продажи ввезенных товаров.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.12.2022 Лизингополучатель, учитывающий по условиям договора лизинга амортизируемое имущество на своем балансе, имеет право учесть расходы в виде лизинговых платежей за вычетом суммы амортизационных отчислений

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2022-10-26 № Ф10-4592/22 по делу N А09-9535/2021

Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик неправомерно учел в составе расходов по налогу на прибыль ежемесячные лизинговые платежи, которые подлежали учету в первоначальной стоимости предметов лизинга. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа не согласился. Налогоплательщик-лизингополучатель, учитывающий по условиям договора лизинга амортизируемое имущество на своем балансе, имеет право учесть как суммы расходов в виде лизинговых платежей за вычетом суммы амортизации, так и сумму начисленной амортизации. В данном случае имущество, полученное по договорам лизинга, было включено налогоплательщиком в состав амортизируемого имущества. Начисленная сумма амортизации учитывалась в составе расходов, уменьшающих сумму доходов по налогу на прибыль. Суд пришел к выводу, что в силу прямой нормы НК РФ налогоплательщик правомерно включил в состав прочих расходов ежемесячные лизинговые платежи, уменьшенные на сумму амортизационных отчислений.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

26.12.2022 Стало проще учитывать капвложения по ФСБУ 26/2020 в части нематериальных активов

С 2022 года компании учитывали капвложения по правилам ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Но этот стандарт не был связан с новым ФСБУ 14/2022, который регламентирует учет нематериальных активов.

ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» скорректировали так, чтобы его можно было использовать при досрочном переходе на учет НМА по ФСБУ 14/2022.

Допустимо не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, которые предшествуют отчетному (п. 2 приказа Минфина от 30.05.2022 № 87н).

Напоминаем, что с 2022 года все компании должны применять новые федеральные стандарты, среди которых ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

Не позднее 31 декабря нужно утвердить учетную политику на следующий год. Переработать ее недолго, но риск совершить ошибки, из-за новых стандартов учета, очень высок. А просчеты приводят к искажению бухгалтерской отчетности, а впоследствии – к штрафам.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.12.2022 2023 года отменяют форму СЗВ-М. До 16 января надо сдать последний отчет

В срок до 16 января 2023 необходимо представить сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года, напоминает ПФР.

За периоды, начиная с января 2023 года представление сведений по форме СЗВ-М отменяется.

В состав единой формы ЕФС-1 эти сведения не входят.

Наши эксперты советуют изучить курс «Шесть новых ФСБУ: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы»: старые правила принесут ошибки в отчетности.

Между тем ежемесячно надо будет сдавать новый отчет в ИФНС.

Там будут отражаться также данные физлиц (ИНН, СНИЛС) и еще дополнительно – их зарплата (или выплаты по договорам ГПХ).

В СЗВ-М все сотрудники идут списком, а в новом отчете на каждого работника будет отдельный блок.

Ежемесячные сведения можно будет корректировать до того, как сдан РСВ.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.12.2022 Какие расходы включаются в первоначальную стоимость ОС

Если компания сама изготавливает основное средство, то при определении его стоимости надо ориентироваться на норму ст. 250 НК РФ.

Какие расходы включаются в стоимость ОС, Минфин напомнил письмом от 30.11.2022 № 03-03-06/1/11707.

Это такие расходы:

на сооружение;

на изготовление;

на доставку;

на доведение до состояния, в котором ОС пригодно для использования.

При этом НДС в расходы не включают.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.12.2022 С 30 декабря в платежках по исполнительным листам надо ставить статус 31

При погашении задолженности по исполнительному производству в реквизите 101 платежного поручения надо указывать статус 31, если оно составлено на основании исполнительного документа с УИН.

В этом случае указание в платежке УИН является обязательным.

Наши эксперты советуют изучить курс «Шесть новых ФСБУ: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы»: старые правила принесут ошибки в отчетности.

Статус 31 означает – плательщик – физлицо, юрлицо, ИП, осуществляющие перевод денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству.

Эти правила введены приказом Минфина от 23.05.2022 № 81н, который внес поправки в приказ № 107н с правилами платежек. Они заработают 30 декабря 2022 года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.12.2022 Воронежскому ТРЦ «Галерея Чижова» доначислили 750 млн рублей налогов

Налоговые проверки АО «Галерея Чижова» заняли почти два года

ФНС России подвела итоги занявшей практически два года налоговой проверки владельца крупнейшего в Воронеже торгового центра — АО «Галерея Чижова», близкого депутату Госдумы Сергею Чижову. По итогам проверки налоговое ведомство доначислило предприятию 750 млн рублей НДС и налога на имущество за 2017–2019 годы.

Ни добровольных выплат в бюджет, ни принудительных взысканий еще не было — компания обжаловала результаты проверки.  В организации причиной спора называют «различное» с налоговиками «понимание норм налогового законодательства». При этом эксперты не исключают шансов на успех у компании в апелляции.

Источник: Российский налоговый портал

 

30.12.2022 В 2023 году нужно платить НДФЛ с доходов по вкладам

Придется отдать 13% от капитализации, если общий доход от процентов по вкладам превысил 75 тысяч рублей. Самим считать налоги не надо, банки передадут информацию в ФНС, а налоговая сделает расчет.

Налогом со вкладов будут облагаться процентные доходы от 75 тыс. рублей за весь год. Если ключевая ставка не превысит текущих 7,5%.

В 2023 году впервые придется платить НДФЛ по банковским вкладам. Доход до 75 тыс. рублей от процентов по вкладам будет необлагаемыми НДФЛ в 2023 году. Если за год от капитализации вклада получена сумма больше 75 тыс. рублей, то нужно заплатить налог 13%.

Как считают необлагаемую сумму?

1 млн руб. х максимальное значение ключевой ставки ЦБ из действовавших по состоянию на 1-е число каждого месяца в течение налогового периода.

Если ставка в 2023 году будет повышаться, то учитывать будут максимальную ставку. Но если ставка снизится, то налоги не понизят: максимальной будет ставка 7,5%.

В марте 2020 года президент Владимир Путин предложил брать налоги со вкладов, чтобы поддержать нуждающихся во время пандемии. Тогда думали, что НДФЛ будут платить те, у кого объем депозитов выше 1 млн рублей.

Идею доработали и теперь учитывается дата выплаты процентного дохода, а не период, за который полагается эта сумма.

Если вклад был открыт на полгода в середине 2022 года, но срок его окончания с выплатой процентов пришелся на первые числа января 2023-го, то по нему придется уплатить налог.

Будут учитываться не только срочные вклады, но также накопительные, карточные и другие счета, по которым полагаются проценты.

Исключение составят эскроу-счета и те вклады, по которым ставка не превышала 1%.

Самостоятельно считать налоги не надо: банки сами передадут сведения о доходе в ФНС, и налоговая служба выполнит расчет.

При этом информация о сумме депозита раскрываться не будет. Уплатить налог за 2023 год нужно до 1 декабря 2024 года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.12.2022 По товарам, купленным при УСН, можно получить вычет по НДС после перехода на ОСНО

Если компания применяла УСН с объектом «доходы минус расходы», купила товар, но не продала его, можно применить вычет по НДС при переходе на общий режим.

Разъяснение дал Минфин в письме от 23.12.2022 № 03-07-15/126726.

По общему правилу при переходе с УСН на ОСНО суммы входящего НДС при покупке товаров (работ, услуг) в период применения УСН, которые не были отнесены к расходам на УСН, принимаются к вычету по нормам главы 21 НК.

Принимать НДС к вычету в таком случае можно независимо от даты принятия этих товаров (работ, услуг) на учет.

При этом вычет производятся в налоговом периоде, в котором компания перешла на общий режим налогообложения.

Вышеназванное письмо Минфина доведено до сведения письмом ФНС от 26.12.2022 № СД-4-3/17565@.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация на ОСНО получает вознаграждение от банка за услуги по привлечению клиентов. Данный вид деятельности не является для организации основным.
На каком счете нужно учитывать данные доходы: 90 или 91? Как отражать данные доходы в налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете доходы, полученные от оказания банку услуг по привлечению клиентов, могут образовывать прочие доходы и учитываться на счете 91, при условии закрепления в учетной политике соответствующих положений. В налоговом учете доход от оказания банку данных услуг является доходом от реализации.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н, далее - ПБУ 9/99).
В силу п. 4 ПБУ 9/99 доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
а) доходы от обычных видов деятельности;
б) прочие доходы.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99). Отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями (абзац 5 п. 4 ПБУ 9/99). Ориентировочный перечень прочих доходов приведен в пп. 7-9 ПБУ 9/99. Из анализа указанных положений следует, что к прочим доходам организации относятся доходы, имеющие "пассивный" характер (проценты, неустойки, безвозмездные поступления, дивиденды, курсовые разницы и т.п.), а также доходы от осуществления разовых операций, например, от продажи основных средств, иных активов, отличных от продукции, товаров. При этом перечень прочих доходов, приведенный в ПБУ 9/99, не является закрытым, т.е., помимо перечисленных видов доходов, к прочим могут относиться и любые иные доходы, получаемые организацией.
Здесь акцентируем внимание, что ПБУ 9/99 оперирует именно термином "доходы от обычных видов деятельности", а не "доходы от основной деятельности". Иными словами, нормы ПБУ 9/99 не ставят порядок квалификации видов доходов в зависимость от закрепленного в уставе (учредительных документах) организации основного вида деятельности, т.е. в зависимость от того, какой вид экономической деятельности указан у организации в качестве основного в ЕГРЮЛ.
В то же время понятия "доходы от обычных видов деятельности", "обычная деятельность" в ПБУ 9/99 и других нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету не расшифровываются. Данные понятия являются оценочными, при их трактовке бухгалтеру следует исходить из собственных профессиональных суждений (пп. 1, 2, 3 Рекомендации Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (принята фондом БМЦ Центр от 17.12.2018)).
На практике под доходами от обычных видов деятельности понимаются доходы, получаемые организацией от какой-либо деятельности на постоянной основе. При этом Минфином России высказывалось мнение, что при решении вопроса о порядке признания в бухгалтерской отчетности доходов в части обычных видов деятельности и операционных следует учитывать не только характер хозяйственных операций, в связи с осуществлением которых признаются доходы, но и их размер (требование существенности). Так, если доходы, классифицируемые в соответствии с ПБУ 9/99 как операционные, составляют по итогам отчетного года пять и более процентов от общей суммы доходов организации или удовлетворяют другим признакам существенности, они должны быть отражены в бухгалтерской отчетности как доходы от обычных видов деятельности, составляющих предмет деятельности организации (письмо Минфина России от 03.08.2000 N 04-05-11/69).
Вместе с тем повторим, что на сегодняшний день нормативно-правовые акты РФ в области бухгалтерского учета не ставят порядок квалификации видов доходов в зависимость от основного вида деятельности, размера доходов, систематичности их получения и иных обстоятельств.
Согласно п. 4 ПБУ 9/99 организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения. Поэтому организация может самостоятельно установить разделение доходов на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы, закрепив принятую классификацию в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Если оказание услуг в рамках договора с банком о привлечении клиентов является для организации обычным видом деятельности, то на основании Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, выручка отражается на счете 90 "Продажи". Если такая деятельность для организации обычной не является, то вознаграждение относится в состав прочих доходов и в соответствии с Инструкцией отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
В рассматриваемом случае речь идет об оказании банку услуг по привлечению клиентов, оказание этих услуг не является деятельностью, ради которой создавалась организация, т.е., по сути, эти услуги оказываются не в рамках основной деятельности, а являются сопутствующими. Кроме того, доля выручки от оказания данных услуг минимальна. В связи с этим, на наш взгляд, можно сказать, что доходы, полученные от оказания банку рассматриваемых услуг, образуют прочие доходы и должны учитываться на счете 91.

Налоговый учет

Для целей налогообложения классификация доходов несколько иная, нежели в бухгалтерском учете. Так, в силу п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
2) внереализационные доходы.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ). Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, открытый перечень таких доходов приведен в ст. 250 НК РФ.
Таким образом, в налоговом учете любые поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), образуют выручку, формирующую доходы от реализации. Напомним, что реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (ст. 39 НК РФ).
С учетом сказанного, в налоговом учете доход от оказания банку услуг по привлечению клиентов является доходом от реализации. Оснований для отнесения данного дохода в состав внереализационных доходов мы не видим.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Облагается ли налогами материальная помощь мобилизованному сотруднику? Можно ли учесть такие расходы в налоговых расходах? Как оформить выдачу материальной помощи как в натуральном, так и в денежном выражении? Какие бухгалтерские проводки оформить?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При передаче мобилизованному сотруднику материальной помощи, выплаченной денежными средствами или в натуральном виде (передача какого-либо имущества), не возникает дохода, облагаемого НДФЛ, такие выплаты также не облагаются страховыми взносами.
Расходы на выплату материальной помощи мобилизованному сотруднику могут быть учтены при налогообложении прибыли.
При передаче физическим или юридическим лицам материальной помощи в виде денежных средств объекта обложения по НДС не возникает. Операции по передаче мобилизованному сотруднику материальной помощи в натуральной форме НДС не облагаются.

Обоснование вывода:

НДФЛ и страховые взносы

Выплаты, не подлежащие обложению НДФЛ и страховыми взносами, поименованы в ст. 217 и ст. 422 НК РФ, а также ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Федеральным законом от 21.11.2022 N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ):
статья 217 НК РФ была дополнена новым пунктом 93, в соответствии с которым освобождаются от уплаты НДФЛ, в частности, доходы в виде денежных средств и (или) иного имущества, безвозмездно полученных лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ;
пункт 1 статьи 422 НК РФ был дополнен новым подпунктом 18, согласно которому не облагаются страховыми взносами, в частности, выплаты в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества работникам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ;
пункт 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ был дополнен новым подпунктом 15, которым определено, что страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС и ПЗ) не облагаются в том числе выплаты страхователями в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества работникам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ.
Причем данные нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (смотри ч. 7 и ч. 11 ст. 14 Закона N 443-ФЗ).
Таким образом, при передаче мобилизованному сотруднику материальной помощи, выплаченной денежными средствами или в натуральном виде (передача какого-либо имущества), не возникает дохода, облагаемого НДФЛ, такие выплаты также не облагаются страховыми взносами.

Налог на прибыль

В ст. 252 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
На основании п. 23 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.
Законом N 443-ФЗ данная норма дополнена словами "если иное не предусмотрено настоящей главой". Одновременно внесены изменения в п. 1 ст. 265 НК РФ, который дополнен под. 19.12, предусматривающим возможность учета в качестве прочих затрат при расчете налога на прибыль расходов в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества, указанных в п. 93 ст. 217 НК РФ. В п. 93 ст. 217 НК РФ, как мы выяснили выше, поименованы в том числе денежные средства и (или) иное имущество, безвозмездно полученные лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ.
Таким образом, расходы на выплату материальной помощи мобилизованному сотруднику могут быть учтены при налогообложении прибыли.
Положения данных норм применяются в отношении расходов, понесенных с 1 января 2022 года (смотрите ч. 14 ст. 14 Закона N 443-ФЗ).

НДС

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. В силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
При этом в силу п. 3 ст. 39 НК РФ осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики) реализацией не признается. Поэтому при передаче физическим или юридическим лицам материальной помощи в виде денежных средств объекта обложения по НДС не возникает.
Если же речь идет о передаче материальной помощи в натуральной форме, то при такой передаче в силу приведенных норм возникает объект налогообложения по НДС.
Вместе с тем в ст. 149 НК РФ определены операции, которые не подлежат обложению НДС. Законом N 443-ФЗ п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен пунктом 40, устанавливающим, что не подлежат налогообложению операции по реализации на территории РФ имущества физическому лицу, доходы от получения которого данного физического лица подлежат освобождению от налогообложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 93 ст. 217 НК РФ.
Таким образом, операции по передаче мобилизованному сотруднику материальной помощи в натуральной форме НДС не облагаются.
Действие данных норм также распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (смотрите ч. 7 ст. 14 Закона N 443-ФЗ).

Документальное оформление

Для правомерного применения всех перечисленных выше налоговых льгот важно правильно оформить документы, связанные с выплатой мобилизованным сотрудникам материальной помощи.
Отметим, что понятие "материальная помощь" в НК РФ не раскрывается. На основании ст. 11 НК РФ для трактования этого термина обратимся к иным отраслям российского законодательства. Например, согласно п. 2.2.2.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 30.12.2005 N 532-ст, приведено следующее определение материальной помощи: это социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Из пп. 2.2.1, 2.2.2 указанного документа следует, что материальная помощь предоставляется клиентам для преодоления ими тяжелой жизненной ситуации, с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень.
Таким образом, основным критерием отнесения той или иной выплаты в состав материальной помощи является социальный характер данной выплаты.
При этом ни нормами НК РФ, ни другими нормами законодательства РФ не установлен перечень документов, необходимых для выплаты материальной помощи. Поэтому порядок оказания матпомощи необходимо прописать в локальном нормативном акте или в трудовом договоре с работником.
Учитывая, что выплата материальной помощи связана с конкретным событием (мобилизацией), происходящим у конкретного работника, то осуществление такой выплаты может быть произведено на основании заявления самого работника. В заявлении указывается обстоятельство, в связи с которым работник рассчитывает на помощь (призыв на военную службу по мобилизации в ВС РФ). Кроме того, к заявлению могут быть приложены копии документов, подтверждающих основание для обращения за материальной поддержкой (при их наличии), например копия повестки из военкомата о призыве на военную службу по мобилизации.
На основании заявления работника руководитель организации принимает решение о выплате или отказе в выплате материальной помощи работнику. При этом законодательство не содержит требований к тому, должно ли распоряжение денежными средствами предприятия в виде выдачи материальной помощи оформляться приказом руководителя, или достаточно резолюции на заявлении работника.
Также, на наш взгляд, решение о выплате материальной помощи может быть оформлено и без соответствующего заявления сотрудника, на основании исключительно волеизъявления руководителя организации, в этом случае для оформления решения подойдет любой распорядительный документ, например, приказ о выплате материальной помощи. Смотрите Примерную форму приказа о выплате работнику единовременной материальной помощи (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
Кроме того, в качестве дополнительного документального подтверждением факта призыва сотрудника на военную службу по мобилизации может выступать приказ о приостановлении с таким сотрудником трудового договора. Напомним, что постановлением Правительства РФ от 22.09.2022 N 1677 установлено, что в целях обеспечения социально-трудовых гарантий приостанавливается действие трудовых договоров и служебных контрактов, заключенных с гражданами Российской Федерации, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ. Сам факт, приостановления трудового договора по данным обстоятельствам свидетельствует о том, что сотрудник действительно призван на военную службу, как следствие, выплаченная ему материальная помощь является материальной помощью.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете сумма любой материальной помощи признается прочими расходами организации в периоде начисления (п. 11, п. 16, п. 17, п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Расчеты с работниками по выплате материальной помощи отражаются по кредиту счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы". На дату выплаты материальной помощи производится запись по дебету счета 73 и кредиту счета 50 "Касса" или 51 "Расчетный счет":
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 73
- начислена материальная помощь;
Дебет 73 Кредит 50 (51)
- выплачена материальная помощь.
В отношении бухгалтерского учета материальной помощи, выплаченной в натуральной форме, отметим, что в соответствии с ФСБУ 5/2019 "Запасы", утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н (далее - ФСБУ 5/2019), к запасам относятся:
а) сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
б) инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами;
в) готовая продукция (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством), предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации;
г) товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации;
д) готовая продукция, товары, переданные другим лицам в связи с продажей до момента признания выручки от их продажи;
е) затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, а также затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи (далее вместе - незавершенное производство). Организация может вести обособленный учет полуфабрикатов собственного производства в порядке, установленном для учета готовой продукции;
ж) объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации;
з) объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации.
Запасы признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий (п. 5 ФСБУ 5/2019):
а) затраты, понесенные в связи с приобретением или созданием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией (достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана);
б) определена сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов, или приравненная к ней величина.
Поэтому если в отношении приобретенного имущества заранее известно о планах передать его в качестве материальной помощи, то такое имущество не может рассматриваться в качестве актива организации и учитываться в составе запасов (материалов, товаров), так как не предназначено для использования в производстве продукции или для продажи, а значит, не соответствует условиям п. 3 ФСБУ 5/2019 (п. 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997)). Смотрите Энциклопедию решений. Учет подарков работникам.
Затраты на приобретение таких объектов признаются в бухгалтерском учете в качестве прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации" и отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы":
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 73
- начислена материальная помощь;
Дебет 73 Кредит 60 (76)
- переданы ТМЦ в качестве материальной помощи.
С целью обеспечения контроля за сохранностью такого товара до даты перехода права собственности на него по договору дарения (пожертвования) организация может учесть его на отдельном забалансовом счете по стоимости, отраженной в акте приема-передачи:
Дебет 013
- стоимость ТМЦ, предназначенных для передачи в качестве материальной помощи, отражена на забалансовом счете;
Кредит 013
- стоимость ТМЦ, предназначенных для передачи в качестве материальной помощи, списана с забалансового счета на дату его передачи по договору дарения (пожертвования).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения