Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 26 сентября по 2 октября 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона N 201629-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"

В НК РФ предлагается внести ряд изменений, в том числе касающихся обложения акцизом сахаросодержащих напитков, а также определения предельной величины базы для страховых взносов

Так, в частности:

законопроект предусматривает признание подакцизным товаром сахаросодержащие напитки. Ставка акциза с 1 января 2023 года - 7 рублей за 1 литр. Не будут признаваться подакцизными товарами специализированные напитки, прошедшие госрегистрацию, а также напитки брожения, квасы с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно;

предлагается ввести временное увеличение налоговых ставок по НДПИ в отношении угля;

для организаций, которые осуществляют производство газа в сжиженном состоянии и его реализацию на экспорт на период 2023 - 2025 годов устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 32 процента;

с 1 января 2023 года единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов предлагается установить с учетом размера средней заработной платы РФ, увеличенного в двенадцать раз, и коэффициента 2,3.

 

Проект Федерального закона N 201761-8 "О внесении дополнения в статью 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Депутатами Госдумы предлагается освободить мобилизованных граждан от уплаты налога на имущество

Соответствующие изменения планируется внести в статью 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)

Предлагается уточнить состав сведений, отражаемых в счете-фактуре

Предлагается установить обязанность выставлять счета-фактуры (корректировочные счета-фактуры) в электронной форме, в том числе в случае передачи товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ.

Кроме того, проектом дополняются перечни сведений, включаемых в счет-фактуру и корректировочный счет-фактуру, сведениями о стоимости товаров, подлежащих прослеживаемости.

 

Проект Федерального закона N 201617-8 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"

На период 2023 - 2025 годов предлагается сохранить действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания

Согласно законопроекту в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются, как и ранее, в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ (всего предусмотрено 32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска).

Кроме того, проектом сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

 

Указ Президента РФ от 26.09.2022 N 668
"О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал"

Поручено приостановить действие Соглашения с Латвийской Республикой об избежании двойного налогообложения

Правительству предписано внести в Государственную Думу проект федерального закона о приостановлении действия Соглашения между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 20 декабря 2010 г.

 

Постановление Правительства РФ от 22.09.2022 N 1677
"О внесении изменений в особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах"

Расторжение трудовых договоров и служебных контрактов с гражданами, призванными на военную службу по мобилизации, не допускается

В целях обеспечения социально-трудовых гарантий действие таких договоров (контрактов) приостанавливается.

 

Приказ ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-21/764@
"О внесении изменений в приложения к приказам Федеральной налоговой службы от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ и от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2022 N 70201.

Определены коды налоговых льгот для заполнения деклараций участниками СЗПК

В целях применения налоговых вычетов для налогоплательщиков - участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) при исчислении суммы налога на имущество организаций (авансового платежа по налогу) и суммы земельного налога (авансового платежа по налогу) утверждены следующие коды:

3021401 - налоговый вычет при исчислении суммы земельного налога (статья 396.1 НК РФ);

2010601 - налоговый вычет при исчислении суммы налога по налогу на имущество организаций (статья 382.1 НК РФ).

 

Приказ ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-14/765@
"О внесении изменений в приложения к Приказу ФНС России от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2022 N 70186.

Сообщение о создании обособленных подразделений необходимо представлять в налоговый орган по обновленной форме

В новой редакции изложена форма и формат сообщения (утв. Приказом ФНС России от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@).

Изменения предоставляют возможность направить сообщение о создании обособленного подразделения в связи с редомициляцией.

Определен также порядок формирования сообщения в указанных случаях.

 

Приказ ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@
"Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения"
Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2022 N 70205.

Начиная с отчетности за 2022 год применяется новая форма налоговой декларации по налогу на имущество

Приказом утверждены форма налоговой декларации, формат ее представления в электронном виде и порядок заполнения в связи с изменениями в НК РФ, внесенными федеральными законами от 02.07.2021 N 305-ФЗ, от 29.11.2021 N 382-ФЗ, от 28.06.2022 N 225-ФЗ.

С утверждением новой формы декларации утрачивает силу Приказ ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@.

 

Приказ ФНС России от 23.09.2022 N ЕД-7-3/862@
"О внесении изменений в приложения N 4 и N 5 к Приказу Федеральной налоговой службы от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@"

Обновлены формы сообщений, направляемых налоговыми органами налогоплательщикам на УСН

В новой редакции изложены:

- Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения (форма N 26.2-4)" (форма по КНД 1125019);

- Сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-5)" (форма по КНД 1125020).

 

Приказ ФНС России от 08.07.2022 N ЕД-7-15/636@
"Об утверждении порядка представления операторами электронного документооборота счетов-фактур, универсальных передаточных документов и универсальных корректировочных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 N 70220.

Утвержден порядок представления в ФНС операторами электронного документооборота счетов-фактур, а также содержащих реквизиты прослеживаемости УПД и универсальных корректировочных документов

Представление электронных документов осуществляется оператором, с которым продавец заключил договор. Транспортный контейнер (набор логически связанных электронных документов, электронных подписей, а также сопутствующей транспортной информации и сведений) представляется в автоматизированную информационную систему ФНС России. Состав электронных документов, структура и формат транспортного контейнера размещаются на официальном сайте ФНС.

Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2023.

 

Положение Банка России от 01.08.2022 N 803-П
"О Плане счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядке его применения"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2022 N 70158.

С 1 января 2025 года вводится в действие План счетов бухгалтерского учета для НФО, БКИ и КРА

Утвержден План счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций (НФО), бюро кредитных историй (БКИ) и кредитных рейтинговых агентств (КРА), а также порядок его применения.

При применении настоящего положения необходимо руководствоваться международными стандартами финансовой отчетности и разъяснениями МСФО, введенными в действие на территории РФ.

Со дня вступления в силу положения признается утратившим силу Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 486-П "О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения".

 

Указание Банка России от 16.08.2022 N 6219-У
"Об установлении срока начала обязательного применения Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 17 "Договоры страхования" и Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" страховыми организациями, обществами взаимного страхования и негосударственными пенсионными фондами, о внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций и об отмене отдельных нормативных актов Банка России по вопросам ведения некредитными финансовыми организациями бухгалтерского учета"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2022 N 70157.

На 2025 год перенесен срок начала применения НФО некоторых нормативных актов Банка России

Установлен с 1 января 2025 года срок начала обязательного применения МСФО (IFRS) 17 "Договоры страхования", а также новой редакции (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" страховыми организациями, обществами взаимного страхования и НПФ.

В этой связи корректирующие поправки внесены, в частности, в Положение о порядке отражения на счетах бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями доходов, расходов и прочего совокупного дохода" (Положение N 726-П); Положение о порядке отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды некредитными финансовыми организациями" (Положение N 635-П) и пр.

Определен перечень нормативных актов, признанных утратившими силу.

 

Указание Банка России от 16.08.2022 N 6220-У
"О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций и об отмене отдельных нормативных актов Банка России по вопросам ведения некредитными финансовыми организациями бухгалтерского учета"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2022 N 70156.

На 1 января 2025 года перенесен срок начала применения некоторых отраслевых стандартов бухгалтерского учета НФО

Скорректированы сроки применения, в частности:

Положения Банка России от 2 сентября 2015 года N 488-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета производных финансовых инструментов некредитными финансовыми организациями";

Положения Банка России от 4 сентября 2015 года N 491-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации".

Со дня вступления в силу настоящего указания отменяется Положение Банка России от 24 марта 2020 года N 713-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядке его применения".

 

<Письмо> ФНС России от 23.09.2022 N БС-4-21/12683@
"О разъяснениях по отдельным вопросам администрирования налогообложения имущества"

ФНС представлены разъяснения по вопросам налогообложения имущества

В письме ФНС содержится информация, в частности:

- о дате начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по земельному налогу;

- об определении адреса для направления налоговых уведомлений;

- об определении обособленного подразделения организации, на которое зарегистрировано налогооблагаемое автомототранспортное средство;

- о применении в отношении здания с наименованием "общежитие" особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости;

- о применении для исчисления земельного налога сведений о фактическом использовании земельного участка.

 

<Письмо> ФНС России от 29.08.2022 N СД-4-11/11310
"О налогообложении доходов физических лиц"

ФНС даны разъяснения по вопросу налогообложения доходов физлиц от продажи недвижимого имущества, ранее разделенного на отдельные самостоятельные части с последующей их постановкой на кадастровый учет

Доходы от продажи объектов недвижимости освобождаются от НДФЛ при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения.

По вопросу определения срока владения объектом недвижимости указано, что в случае, если в результате действий с объектами образовываются новые объекты недвижимого имущества, а старые объекты прекращают свое существование и прекращаются права на старые объекты, то, по мнению Департамента налоговой политики, минимальный предельный срок владения такими новыми объектами исчисляется с даты госрегистрации на них права собственности.

 

<Письмо> ФНС России от 26.09.2022 N БС-4-21/12737@
"О новой форме налоговой декларации по налогу на имущество организаций"

ФНС сообщает об изменениях в налоговой декларации по налогу на имущество

Новая форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@.

В декларацию, в частности, добавлен раздел "Сумма налога, исчисленного с применением налогового вычета для СЗПК"; заполнение раздела "Сумма налога, исчисленного исходя из определения налоговой базы по кадастровой стоимости" установлено только для иностранных организаций в отношении определенных видов имущества; реализована возможность применения налоговых льгот в соответствии с пунктом 4 статьи 372.1 НК РФ.

Декларация применяется начиная с представления отчетности за налоговый период 2022 года.

 

<Письмо> ФНС России от 26.09.2022 N БС-4-11/12746@
<По вопросу применения пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период">

ФНС даны разъяснения по вопросам налогообложения доходов физлиц, превышающих 5 млн рублей за налоговый период

Речь идет о применении повышенной ставки НДФЛ к сумме налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 НК РФ, превышающей 5 млн рублей.

Отмечено, в частности, что в отношении доходов, полученных в 2021 или 2022 году, при исчислении НДФЛ налоговыми агентами применяются установленные налоговые ставки (при соблюдении определенных условий), применительно к каждой налоговой базе отдельно.

В отношении доходов, относящихся к разным налоговым базам, полученных физлицами в 2021 или 2022 году, в том числе от налоговых агентов, налог с которых был исчислен ими отдельно по каждой налоговой базе, доплата налога должна быть произведена на основании налогового уведомления.

 

<Письмо> ФНС России от 26.09.2022 N БС-4-11/12756@
<О налогообложении доходов физических лиц>

Не облагаются НДФЛ доходы, связанные с прекращением обязательств мобилизованного лица по уплате задолженности по кредитному договору

Указанные доходы освобождаются от налогообложения на основании пункта 46 статьи 217 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 27.09.2022 N БС-4-11/12785@
"О налогообложении доходов физических лиц"

ФНС: налогоплательщик вправе уменьшить сумму облагаемых НДФЛ доходов от продажи квартиры на сумму расходов на ее приобретение по ДДУ, права требования по которому переданы муниципальному образованию

Соответствующий вывод сделан при рассмотрении вопроса об обеспечении прав пострадавших участников долевого строительства в соответствии с положениями Областного закона Ростовской области от 30.07.2013 N 1145-ЗС, предусматривающего освобождение пострадавшего участника от оплаты жилого помещения при условии обязательной передачи муниципальному образованию, на территории которого реализуется масштабный инвестиционный проект, имеющихся у пострадавшего участника долевого строительства прав требования к застройщику.

 

<Письмо> ФНС России от 28.09.2022 N СД-4-3/12845@
"О порядке отражения в разделах 2 и 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость кодов операций"

Для заполнения налоговой декларации по НДС сообщены новые коды операций

Данное письмо подготовлено в связи с вступлением в силу положений Налогового кодекса РФ, предусматривающих:

освобождение от НДС операций по передаче исключительных прав и прав на использование РИД на основании договора коммерческой концессии;

возложение обязанности налогового агента на операторов информационных систем, в которых выпущены ЦФА, а также на российские организации и ИП в случае оказания им иностранными организациями услуг в электронной форме на территории РФ.

До внесения необходимых изменений в порядок заполнения налоговой декларации по НДС рекомендовано в указанных выше случаях использовать коды операций, приведенные в настоящем письме.


<Информация> ФНС России
"Как зарегистрировать бизнес в сервисе ФНС России - пошаговая инструкция"

ФНС разъяснила, как зарегистрировать бизнес онлайн, внести изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, закрыть ИП или ликвидировать компанию

Для регистрации бизнеса онлайн нужна УКЭП, которую выпускают удостоверяющие центры, прошедшие аккредитацию. УКЭП для руководителя юрлица или ИП можно получить в Удостоверяющем центре ФНС России.

Если УКЭП нет, то оформить подпись и подать документы на регистрацию можно с помощью мобильного приложения "Госключ". Для этого достаточно иметь подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг, действующий биометрический загранпаспорт и смартфон с NFC-модулем.

Сообщается о возможности выбора типового устава (в сервисе содержится 36 вариантов) и преимуществах такого выбора.

Кроме того, отмечено, что в сервисе "Государственная онлайн-регистрация бизнеса" можно заполнить и подать документы на внесение изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, закрыть ИП, а также запустить процедуры реорганизации и ликвидации компании.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

26.09.2022 Суд отклонил ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов, т. к. представленные заявителем сведения налогового органа о банковских счетах по состоянию на дату подачи жалобы являются неактуальными

Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2022 № 306-ЭС22-15600 по делу N А57-5031/2021
О возврате кассационной жалобы без рассмотрения по существу, отказе в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины

Предприниматель полагает, что в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете ему должна быть предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию предпринимателя необоснованной. Представленные предпринимателем сведения налогового органа о банковских счетах составлены давно и по состоянию на дату подачи кассационной жалобы являются неактуальными. В связи с этим суд отклонил ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.09.2022 Муниципальный заказчик должен уплатить цену контракта с учетом включенного в нее НДС, даже если подрядчик применяет УСН

Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2022 № 309-ЭС22-9696 по делу N А60-22759/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Администрация городского округа полагает, что на стороне подрядчика возникло неосновательное обогащение в сумме НДС, перечисленной в составе цены муниципального контракта, т. к. подрядчик применяет УСН. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Администрации необоснованной. Выполнив работы, предусмотренные контрактом, подрядчик вправе получить за них предусмотренную контрактом цену. Указание при этом в проекте контракта цены, включающей НДС, не противоречит законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах, следовательно, неосновательное обогащение на стороне подрядчика отсутствует. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСН, при проведении аукциона, а также при заключении контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

29.09.2020 В рамках спора о возврате налогов, уплаченных на основании решения по итогам выездной проверки, могут быть проверены обстоятельства доначисления спорных сумм

Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2022 № 309-ЭС22-6857 по делу N А60-13865/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что ему должны быть возвращены излишне взысканные налоги, т. к. подтверждено реальное совершение операций, послуживших основанием для заявления вычетов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Уплата налога в бюджет произведена налогоплательщиком по результатам налоговой проверки, в ходе которой налоговым органом установлено создание цепочки контрагентов 2-3 звена, формального документооборота между ними и групповой согласованности операций с целью получения налоговой выгоды. Налогоплательщик обжаловал решение по итогам выездной проверки в арбитражный суд, но заявил об отказе от требований. В рамках настоящего спора судом проверены выводы налогового органа по итогам проверки и подтверждено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Поскольку основанием для уплаты (взыскания) спорной суммы явилось законное и обоснованное решение налогового органа, в возмещении излишне уплаченного налога, пени и штрафов отказано.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

29.09.2022 Указание в справке о состоянии расчетов с бюджетом переплаты по НДС, превышающей сумму недоимки по налогу на прибыль, свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом (для целей получения субсидии)

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.08.2022 № Ф10-3000/22 по делу N А64-7204/2021

Налогоплательщик посчитал, что ему неправомерно отказано в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на производство и реализацию продукции со ссылкой на наличие недоимки по налогу на прибыль. Суд, исследовав обстоятельства дела, с доводами налогоплательщика согласился. Согласно представленной налогоплательщиком справке о состоянии расчетов по налогам у него на дату обращения за предоставлением субсидии имеется недоимка по налогу на прибыль и переплата по НДС. Установив, что сумма переплаты по НДС превышает сумму недоимки по налогу на прибыль, суд пришел к выводу об отсутствии задолженности перед бюджетом и, соответственно, правовых оснований для отказа в предоставлении субсидии.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.09.2022 Если предприниматель в 2020 г. не применял ЕНВД по розничной торговле через стационарные торговые объекты, а Закон субъекта РФ о введении ПСН вступил в силу не с 01.01.2021, а позднее, то патент на розничную торговлю с 01.01.2021 выдан быть не может
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 июля 2022 г. N Ф10-2644/22 по делу N А68-4251/2021

Предприниматель считает, что налоговый орган неправомерно отказал ему в применении с 01.01.2021 патентной системы налогообложения в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогоплательщика не согласился. Закон субъекта РФ, установивший возможность применения ПСН в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, вступил в силу не с 01.01.2021, а позднее. При этом предусмотрен переходный период, в рамках которого налогоплательщики могут до вступления Закона в силу применять ПСН по рассматриваемым видам деятельности на расчетных условиях, максимально приближенных к действующим на ЕНВД в 2020 г. Следовательно, предприниматели, которые в 4 квартале 2020 г. не применяли по соответствующему виду предпринимательской деятельности ЕНВД, могут применять ПСН только после установления законом субъекта по ним размеров потенциально возможного годового дохода. Установив, что предприниматель применяет УСН, при этом в 4 квартале 2020 г. ЕНВД он не применял, суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для выдачи запрашиваемого патента за период с 01.01.2021 до даты вступления в силу Закона субъекта РФ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.09.2022 Расхождение содержания и формы копий постановлений о взыскании за счет имущества, представленных налоговым органом в материалы дела и в УФССП, само по себе не является основанием для признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию

Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2022 № 308-ЭС22-13815 по делу N А61-2102/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что налоговая задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика частично необоснованной. Инспекцией представлены документы, обосновывающие принятие мер администрирования задолженности. Сроки и порядок направления документов налогоплательщику соблюдены. Доводы налогоплательщика о расхождении содержания и формы копий постановлений о взыскании за счет имущества, представленных налоговым органом в материалы дела и в УФССП, отклонены. Изготовление данных постановлений в форме электронного документа и направление их в адрес службы судебных приставов по каналам межведомственного информационного взаимодействия подтверждают их достоверность. Данные документы содержат достоверную информацию о наличии обязанности налогоплательщика по уплате налога, размер обязательств, отраженных в копиях постановлений, одинаковый.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.09.2022 Предприниматель уплачивает земельный налог на основании налогового уведомления, а при его неисполнении - на основании требования
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 4 августа 2022 г. N Ф10-1820/22 по делу N А08-2296/2017

Предприниматель считает, что требование ИФНС об уплате земельного налога является неправомерным потому, что в нем не указано, что налогоплательщик является ИП, и нет ссылок на то, какие меры взыскания к нему могут быть применены. Суд, исследовав обстоятельства дела, с доводами налогоплательщика не согласился. За налогоплательщиком в спорный период были зарегистрированы на праве собственности земельные участки, предназначенные для ведения предпринимательской деятельности. Суд отметил, что обложение земельным налогом налогоплательщиков-ИП приравнивается к налогообложению налогоплательщиков - физических лиц, которые в свою очередь уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления. Установив, что предпринимателю было направлено соответствующее уведомление, а впоследствии выставлено оспариваемое требование, содержащее сведения о сроке, налоговом периоде, основаниях взимания и размере налога, суд признал требование правомерным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

26.09.2022 В ЕАЭС продлили действие порога беспошлинного ввоза товаров физлицами

Порог беспошлинного ввоза товаров на территорию стран ЕАЭС в сумме 1000 евро будет действовать до 1 апреля 2023 года

Действие порога беспошлинного ввоза товаров на территорию стран ЕАЭС в сумме 1000 евро продлили до 1 апреля 2023 года, сообщила пресс-секретарь ЕЭК Ия Малкина, пишет ПРАЙМ.

«Сегодня продлено действие беспошлинного ввоза товаров для физических лиц в 1000 евро до 1 апреля 2023 года», — сообщила она по итогам заседания совета комиссии.

По его словам, продление меры позволит поддержать граждан ЕАЭС в условиях секционного давления и избежать дефицита товаров первой необходимости и товаров критического импорта.

Официальный представитель комиссии отметила, что весной 2022 года совет комиссии повысил порог беспошлинного ввоза до 1000 евро для товаров, перевозимых перевозчиками или в почтовых отправлениях, а также ввозимых багажом всеми видами транспорта кроме воздушного или в пешем порядке. Такой порог был установлен на временной основе до 1 октября 2021 года.

Источник: Российский налоговый портал

 

26.09.2022 НПД можно платить через «Мой налог» или через банк и электронную площадку

Самозанятые должны заплатить НПД до 25 числа следующего месяца. Сделать это можно разными способами.

Об этом сообщает ФНС в письме от 15.09.2022 № АБ-3-20/10018@.

Оплату можно произвести через «Мой налог» таким способом:

1) в мобильном приложении «Мой налог» кликнуть на баннер с суммой начисленного налога или в разделе «Налоги» выбрать начисление, которое необходимо оплатить;

2) выбрать способ оплаты: оплатить банковской картой или получить квитанцию для оплаты налога;

3) произвести уплату налога с банковской карты, указав ее реквизиты в приложении «Мой налог», или через банк по квитанции для оплаты налога.

Кроме того, можно уполномочить оператора электронной площадки или банк, которые ведут обмен с ФНС.

Также можно через «Мой налог» подключить автоплатеж путем предоставления налоговикам права на направление в банк поручений на списание и перечисление денег с банковского счета.

Также уплатить налог может третье лицо.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.09.2022 Если сотрудника мобилизовали, когда он был в отпуске, удерживать отпускные у него не надо

На время мобилизации действие трудового договора приостанавливается. Но некоторые работники, получившие повестки, находились в отпуске, за который работодатель уже выплатил отпускные. Возвращать их не надо.

Роструд пояснил, что отзыв работника из отпуска допускается с его согласия.

Обязанность работника возвратить отпускные в случае его отзыва из отпуска законодательством не предусмотрена.

Работодатель не вправе удерживать выплаченные отпускные из зарплаты работника.

Таким образом, если отпуск прерывается мобилизацией, трудовой договор приостанавливается, отпускные удерживать не надо.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.09.2022 Стаж мобилизованных надо отразить в форме СЗВ-СТАЖ. Форма СЗВ-ТД тоже нужна

Работодатели должны приостанавливать действие трудовых договоров с мобилизованными. Но во время приостановки у них будет идти стаж, в том числе, для пенсии.

При этом страховые взносы работодатель уплачивать не будет.

Чтобы это время попало в страховой стаж, надо подать в ПФР сведения.

По итогам года это будет форма СЗВ-СТАЖ. Очевидно, разработают специальный код для приостановки трудового договора.

Кроме того, Минтруд в своем Телеграм-канале заявляет, что работодателю необходимо будет в режиме онлайн отразить изменения статуса работника в форме СЗВ-ТД.

Между тем ранее Минтруд в письме от 25.04.2022 № 14-6/ООГ-2712 разъяснял, что приостановка трудового договора — не повод сдавать СЗВ-ТД.

Пока неясно, что имеет в виду Минтруд, заявляя о СЗВ-ТД в режиме онлайн.

Возможно, будут какие-то изменения как минимум в порядок заполнения СЗВ-ТД.

Также сегодня Минтруд разъяснил, что если мобилизованного уволили, то увольнение надо отменить и сдать СЗВ-ТД на его отмену.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.09.2022 Покупка валюты в загранкомандировке пойдет в расходы по курсу, который указан в справке. Если нет справки, то по курсу ЦБ

Расходы на загранкомандировки пересчитывают в рубли по курсу на день утверждения авансового отчета. Такая норма заложена в ПБУ 3/2006. Но если сотрудник в другой стране купил валюту и у него есть справка, то из нее и берут курс для целей НУ.

Разъяснение дает Минфин в письме от 19.08.2022 № 07-01-09/81220.

Командировочные расходы для целей налога на прибыль следует определять исходя из истраченной суммы согласно документам на приобретение валюты.

Курс обмена определяется по справке о покупке сотрудником валюты.

Если документов на покупку валюты нет и подтвердить курс нечем, то пересчет идет по официальному курсу ЦБ на дату выдачи, поясняет Минфин.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

29.09.2022 Появились новые правила заполнения платежек на уплату налогов

С 2023 года уплата налогов будет в виде единого налогового платежа. В платежке надо указать КБК. Указывать ОКТМО, период и т.д. – не надо.

Открыть окно выбора социальных сетей для шаринга материала

Минфин опубликовал проект нового порядка заполнения платежных поручений.

Старый порядок (приказ от 12.11.2013 № 107н) будет отменен. Кстати, ранее Минфин хотел внести в него изменения. Но в итоге передумал и разработал новый проект.

В поле 104 надо будет указывать КБК ЕНП.

В полях 105 — 109 будет ноль.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.09.2022 Снегоход – это не мотоцикл. Поэтому при перепродаже будет НДС со всей суммы

При перепродаже мотоциклов, купленных у физлиц, НДС начисляют на разницу в цене. Но другая мототехника таких льгот не имеет.

Разъяснение дает Минфин в письме от 31.08.2022 № 03-07-11/84756.

Речь, в частности, идет о такой технике:

Для всей этой техники норма 5.1 статьи 154 НК не работает. То есть платить НДС надо со всей суммы продажи.

По п. 5 ст. 154 НК РФ НДС с разницы в цене при перепродаже действует, если ранее у физлиц были куплены:

По ним ставка НДС – 20/120.

Формула расчета НДС: (цена продажи — цена покупки) х 20/120.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

01.10.2022 Утвердили новый порядок аккредитации IT-компаний

Чтобы получить аккредитацию и попасть в реестр, кроме профильного кода ОКВЭД, сотрудники IT-компании должны получать зарплату не ниже средней, а профильные доходы должны быть более 30%.

Новый порядок аккредитации IT-компаний утвержден постановлением Правительства от 30.09.2022 № 1729.

Есть два варианта получения аккредитации. Для каждого из вариантов свои условия.

Вариант 1:

профильный IT-ОКВЭД заявлен в качестве основного;

средняя зарплата сотрудников компании не ниже средней по стране или региону;

профильный доход от IT в общем доходе больше 30%;

на сайте компании размещена информация о реализуемой организацией деятельности в сфере ИТ;

компания дала согласие на раскрытие налоговой тайны.

Вариант 2:

профильный IT-ОКВЭД заявлен в качестве основного;

доход компании более 1 млн рублей;

профильный доход от IT в общем доходе больше 30%;

организация должна быть правообладателем ПО, включенного в реестр российского софта, и иметь доход от реализации прав на него;

на сайте компании размещена информация о реализуемой организацией деятельности в сфере ИТ;

компания дала согласие на раскрытие налоговой тайны.

Требование по зарплате в варианте № 2 не учитывается.

Есть еще общие условия: не должно быть недоимки по налогам свыше 3 тыс. рублей. Руководитель компании не должен иметь неснятой или непогашенной судимости.

При этом не смогут получить аккредитацию компании с госучастием от 50%, банки, страховые компании.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация на УСН "доходы минус расходы" приобрела бывшее в употреблении основное средство (подъемник) исключительно для дальнейшей перепродажи, использовать для изготовления продукции и других целей не планируется. Ранее организация выступала в качестве арендатора данного подъемника, а также передавала его в субаренду. В настоящий момент принято решение договор аренды расторгнуть и вернуть подъемник арендодателю. Требуется ли вводить в эксплуатацию подъемник? Какие документы необходимо оформить при перепродаже? Как эту операцию отразить в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретенный для дальнейшей перепродажи подъемник в бухгалтерском и налоговом учете отражается в качестве товара. Ввод в эксплуатацию данного подъемника не требуется, так как он не отвечает критериям, соблюдение которых необходимо для признания его основным средством.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Прежде всего отметим, что начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год обязателен к применению ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" (далее - ФСБУ 25/2018, стандарт). Этот стандарт регулирует порядок учета объектов аренды. Его применяют стороны договоров аренды, субаренды и иных договоров, по которым имущество предоставляется во временное пользование (п. 2 ФСБУ 25/2018). По общему правилу на начало 2022 года арендаторам необходимо было скорректировать учетные данные и принять к учету право пользования активом (ППА) и обязательство по аренде (ОА) (п. 10 ФСБУ 25/2018). Однако для ряда случаев предусмотрены исключения из этого порядка. Так, из п. 51 ФСБУ 25/2018 следует, что организация может не применять ФСБУ 25/2018 в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца года, начиная с отчетности за который применяется ФСБУ 25/2018 (смотрите дополнительно раздел "Переходные положения" информационного сообщения Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15).
Таким образом, с учетом того, что в рассматриваемом случае исполнение договора аренды подъемника истекает в 2022 году, организация имела право принять решение о неприменении ФСБУ 25/2018 и продолжать учитывать данный объект в прежнем порядке, на забалансовом счете. После завершения договора аренды, соответственно, подъемник должен быть передан арендодателю по акту приема-передачи и списан с забаланса.
Что касается дальнейшего выкупа данного подъемника, то данная финансово-хозяйственная операция по своей сути признается самостоятельным фактом хозяйственной жизни (п. 8 ст. 3ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ) и подлежит отражению в учете без какой-либо взаимосвязи с прекратившим свое действие договором аренды.
Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019) для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо используемые в течение периода не более 12 месяцев. Запасами, в частности, являются: товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации. Товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019 (п. 9 ФСБУ 5/2019). В фактическую себестоимость запасов, в частности товаров, включаются фактические затраты на приобретение таких запасов (п. 10 ФСБУ 5/2019).
Таким образом, приобретенный для дальнейшей перепродажи подъемник в бухгалтерском учете должен быть учтен в качестве товара по фактической себестоимости. Ввод в эксплуатацию данного подъемника не требуется, так как он не отвечает критериям, соблюдение которых необходимо для признания его основным средством п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства".
На основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов), приобретение подъемника отражается в учете записью:
Дебет 41 Кредит 60 (76) - отражено приобретение подъемника.
В силу п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее - ПБУ 9/99), поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, подлежат отражению в составе прочих доходов организации. Соответственно, при дальнейшей реализации подъемника в бухгалтерском учете образуется прочий доход.
В учете при продаже подъемника следует сделать записи:
Дебет 62, Кредит 91 - - отражен доход от продажи;
Дебет 91, Кредит 41 - списана на прочие расходы стоимость подъемника.

Налоговый учет

Для целей НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Следовательно, приобретаемый подъемник, предназначенный для дальнейшей реализации, в целях налогообложения должен рассматриваться в качестве товара. Введения его в эксплуатацию не требуется.
На основании подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения вправе учесть, в частности, расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (без НДС). "Входной" НДС по приобретенным товарам является самостоятельным видом расхода (подп. 8 п. 1 ст. 346.16п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
При этом расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе налогооблагаемых затрат по мере реализации указанных товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Соответственно, расходы на покупку подъемника могут быть учтены при расчете налога по УСН в том периоде, когда подъемник будет продан.
Исходя из п. 1 ст. 346.15п. 1 ст. 248 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ, доход от реализации подъемника должен быть отражен в учете на день поступления денежных средств от покупателя.

Документальное оформление

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
В настоящее время все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако организации вправе продолжать использование унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России, для оформления соответствующих фактов хозяйственной жизни, если примет такое решение и закрепит его в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Также унифицированные формы могут быть использованы в качестве образца при разработке собственных форм первичных учетных документов, например, унифицированная форма может быть дополнена какими-либо реквизитами или, наоборот, из унифицированной формы могут быть исключены некоторые реквизиты (исключить можно только реквизиты, не входящие в перечень, предусмотренный ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Альбомы унифицированных форм, утвержденные Госкомстатом России для документального оформления факта передачи материальных ценностей, предусматривают, в частности:
- форму ОС-1 "Акт приемки-передачи основных средств", утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";
- форму ТОРГ-12 "Товарная накладная", утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 N 132 "Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций".
Указаниями по применению и заполнению формы ОС-1 определено, что она применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:
а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших:
- по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;
- путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;
б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.
Соответственно, при приобретении бывшего в эксплуатации подъемника, предназначенного для дальнейшей реализации, составления формы ОС-1 не требуется. Покупка и продажа в данном случае могут быть оформлены с помощью формы ТОРГ-12 или любого иного первичного документа (акта, накладной и т.п.), утвержденного в учетной политике для целей оформления фактов купли-продажи имущества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Как в бухгалтерском учете предприятия, осуществляющего лесозаготовку, учитываются прямые расходы (ремонт, амортизация, аренда лесного участка) в период приостановки выпуска готовой продукции? Начисляется ли амортизация по основным средствам в данном случае? Как по ФСБУ 6/2020 учитывать расходы по объектам основных средств основного производства, которые не эксплуатировались какое-то время?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, прямые расходы в рассматриваемой ситуации могут учитываться в составе расходов будущих периодов или в составе незавершенного производства. Выбранный порядок учета необходимо закрепить учетной политикой.
Начисление амортизации в рассматриваемой ситуации не приостанавливается.

Обоснование позиции:
На основании п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997, далее - Концепция) активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Под будущими экономическими выгодами понимается потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию (п. 7.2.1 Концепции).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
В этой связи мы придерживаемся позиции, что для целей бухгалтерского учета рассматриваемых затрат предприятию надлежит руководствоваться нормами действующих ПБУ и ФСБУ.
К расходам, учитываемым в себестоимости готовой продукции, относятся расходы организации по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Перечень таких затрат приведен в п. 5 ПБУ 10/99.
Согласно п. 17 ПБУ 10/99 расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). А в соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
При этом в соответствии с п. 19 ПБУ 10/99 расходы признаются в отчете о прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов).
Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 готовая продукция и незавершенное производство относятся к запасам.
Под готовой продукцией понимается конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством, предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации (подп. "в" п. 3 ФСБУ 5/2019)
К незавершенному производству (НЗП) относятся затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, а также затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи (подп. "е" п. 3 ФСБУ 5/2019)
В фактическую себестоимость готовой продукции включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (п. 23 ФСБУ 5/2019). К таким затратам относятся:
а) материальные затраты;
б) затраты на оплату труда;
в) отчисления на социальные нужды;
г) амортизация;
д) прочие затраты.
В фактическую себестоимость готовой продукции включаются затраты, прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (прямые затраты), и затраты, которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (косвенные затраты).
С учетом изложенного полагаем, что затраты, поименованные в вопросе, должны формировать фактическую себестоимость готовой продукции. Однако расходы произведены в одном отчетном периоде, а выпуск готовой продукции предполагается в течение следующих отчетных периодов.
Планом счетов бухгалтерского учета для учета расходов будущих периодов предусмотрен счет 97 "Расходы будущих периодов". Перечень учитываемых на этом счете расходов не является исчерпывающим. В частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий и др.
Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
На наш взгляд, п. 65 Положения N 34н не исключает возможность применения счета 97 в целях бухгалтерского учета затрат, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. Смотрите также Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет передачи материалов в производство в соответствии с ФСБУ 5/2019.
Так, в письме Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01 указано, что на счете 97 могут быть отражены существенно различающиеся по характеру затраты, произведенные аудируемым лицом в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. В письме Минфина России от 12.01.2012 N 07-02-06/5 (текст письма доступен в сети Интернет) разъяснено, что в случае, если какие-либо затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, соответствуют условиям признания определенного актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Поскольку рассматриваемые затраты необходимы для осуществления производственной деятельности организации в будущих отчетных периодах, они, по нашему мнению, могут быть квалифицированы как затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам. Поэтому мы полагаем, что прямые затраты (ремонт, амортизация, расходы по аренде лесного участка) возможно включать в состав расходов будущих периодов и учитывать на счете 97. Полагаем, что эти затраты могут признаваться в составе фактической стоимости готовой продукции с момента начала выпуска готовой продукции.
Также мы не исключаем возможности учитывать рассматриваемые затраты в составе незавершенного производства.
Отметим, что выбранный порядок учета необходимо закрепить в учетной политике организации.
В отношении начисления амортизации отметим.
В соответствии ФСБУ 6/2020 начисление амортизации не приостанавливается в случае временного прекращения использования основных средств (абзац 1 п. 30 ФСБУ 6/2020). Отметим, что в соответствии с ПБУ 6/01 начисление амортизации приостанавливалось при консервации объекта на срок более трех месяцев, а также на период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Согласно ФСБУ 6/2020 начисление амортизации приостанавливается в случае, когда ликвидационная стоимость объекта становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость такого объекта становится меньше его балансовой стоимости, начисление амортизации по нему возобновляется.
При этом ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие (абзац 2 п. 30 ФСБУ 6/2020). Причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования.
Ликвидационная стоимость объекта основных средств считается равной нулю, если:
- не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
- ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
- ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена (п. 31 ФСБУ 6/2020).
Таким образом, в соответствии с ФСБУ 6/2020 начисление амортизации по ОС производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде. Если основное средство временно не эксплуатируется, начисление амортизации не прекращается.
При этом ФСБУ 6/2020 не устанавливает требования о ежемесячном начислении амортизации по объектам основных средств в размере 1/12 от годовой суммы амортизации. В связи с этим организация может самостоятельно установить периодичность начисления сумм амортизации по объектам основных средств и закрепить данные положения в учетной политике (смотрите Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет амортизации основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020)
На текущий момент каких-либо дополнительных рекомендаций регуляторов в области бухучета по данному вопросу нами не обнаружено. Поэтому к сказанному следует относиться как к экспертному мнению и ориентироваться на собственное профессиональное суждение (Рекомендация Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (принята фондом "НРБУ "БМЦ" от 17.12.2018), п. 6 ПБУ 1/2008). Также при необходимости рекомендуем обратиться в Минфин России за разъяснениями. Обращения в письменном виде направляются по адресу: 109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, а также на сайте: https://minfin.gov.ru/ru/appeal/.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Организация заключила договор с ИП на проведение обучения сотрудника. Образовательной лицензии ИП не имеет.
Имеет ли право организация отразить затраты на обучение, квалифицировав их как "расходы на подготовку и переподготовку кадров", и учесть при налогообложении? Возникает ли у сотрудника доход, облагаемый НДФЛ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае расходы на обучение не могут быть учтены при расчете налога на прибыль в качестве расходов на подготовку и переподготовку кадров. В сложившейся ситуации организация вправе учесть такие в качестве прочих или внереализационных затрат при условии, что они документально подтверждены, экономически оправданны и необходимы для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода.
В случае, если сотрудники проходят обучение у ИП по основным и дополнительным образовательным программам, полученный ими доход в натуральной форме может не облагаться НДФЛ (если ИП имеет наемных сотрудников, только при наличии у него соответствующей лицензии).

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Так, согласно подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку, предусмотренные п. 3 ст. 264 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 264 НК РФ установлено, что рассматриваемые затраты учитываются при одновременном выполнении следующих условий:
1) обучение проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовые договоры, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года;
2) обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам осуществляется на основании договора с российской образовательной организацией, научной организацией либо иностранной образовательной организацией, имеющими право на ведение образовательной деятельности.
Здесь обращаем внимание, что под российской образовательной организацией понимается - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 18 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательная организация - это организация, осуществляющая образовательную деятельность на основании лицензии. Смотрите также письмо Минфина России от 02.03.2021 N 03-03-07/14266.
Т.е. для правомерного применения положений п. 3 ст. 264 НК РФ необходимо, чтобы обучение осуществлялось исключительно в некоммерческой организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность. Соответственно, расходы на обучение на основе договора, заключенного с ИП, не соответствуют требованиям подп. 1 п. 3 ст. 264 НК РФ и для целей налогообложения прибыли не учитываются. Смотрите также письма Минфина России от 01.10.2019 N 03-04-05/75405, от 27.03.2006 N 03-03-05/4.
В то же время перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и внереализационных расходов является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, и иные экономически обоснованные расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Кроме того, при налогообложении прибыли в составе прочих расходов могут быть учтены расходы на консультационные, информационные и иные аналогичные услуги (подп. 14-15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В п. 1 ст. 252 НК РФ приведены главные критерии принятия расходов для целей налогообложения и уменьшения на них налоговой базы по налогу на прибыль. Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Для оценки экономической оправданности затрат следует также руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной, в частности, в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 366-О-П, от 04.06.2007 N 320-О-П, от 04.12.2003 N 441-О. Как указывает КС РФ, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Иными словами, в целях налогообложения прибыли могут быть учтены любые расходы, осуществленные налогоплательщиком и соответствующие условиям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Здесь же отметим, что исчерпывающего перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов в целях налогообложения, не существует. Из документов, которые имеются у налогоплательщика, должно быть очевидно, что те или иные затраты фактически произведены.
На наш взгляд, такими документами в данном случае могут быть:
- договор на оказание услуг;
- акт оказанных услуг;
- программа проведения обучения;
- копия документа, выдаваемого сотруднику по окончании обучения (аттестат, сертификат и т.п.);
- локальные документы, подтверждающие необходимость обучения сотрудников по названной программе для повышения эффективности их работы;
- списки сотрудников либо должностей, обязанных получить дополнительное образование по рассматриваемой программе;
- другие подобные документы, подтверждающие экономическую обоснованность обучения.
Отметим, что, на наш взгляд, только договора и акта на оказание услуг для документального подтверждения обоснованности расходов в рассматриваемом случае будет недостаточно.
Таким образом, если в данной ситуации расходы на обучение сотрудников документально подтверждены, экономически оправданны и необходимы для осуществления налогоплательщиком его хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода, то они могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Важно понимать, что в данном случае необходимо установление объективной связи понесенных расходов с направленностью деятельности налогоплательщика. При этом если специфика деятельности налогоплательщика такова, что обучение сотрудников не обусловлено производственной необходимостью (то есть не имеет какого-либо экономического смысла в целях осуществляемой деятельности), то такие расходы нельзя будет учесть в целях налогообложения прибыли (п. 49 ст. 270 НК РФ).

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
На основании подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Напомним, что в силу п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 НК РФ.
Таким образом, стоимость услуг по обучению, оплаченных за физическое лицо, является его доходом, полученным в натуральной форме.
Доходы, освобождаемые от обложения НДФЛ, перечислены в ст. 217 НК РФ.
Так, на основании п. 21 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным образовательным программам в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обращаем внимание, что в данной норме идет речь об "организациях, осуществляющих образовательную деятельность", а не об "образовательных организациях", которые упоминаются в вышерассмотренном (в разделе "Налог на прибыль" п. 3 ст. 264 НК РФ. С точки зрения Закона N 273-ФЗ эти понятия различны. В соответствии с пп. 20 ст. 2 Закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, - это образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Т.е. понятие "организация, осуществляющая образовательную деятельность", более широкое, нежели понятие "образовательная организация". Причем в целях Закона N 273-ФЗ к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Законом N 273-ФЗ.
Из ч. 1 и 5 ст. 32 Закона N 273-ФЗ следует, что индивидуальный предприниматель может осуществлять образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников индивидуальному предпринимателю необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности непосредственно, получение лицензии в силу ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ не требуется.
Таким образом, в случае, если сотрудники проходят обучение у ИП, полученный ими доход в натуральной форме может не облагаться НДФЛ при наличии у ИП соответствующей лицензии в случае, если он имеет наемных сотрудников. Смотрите также вышеназванное письмо Минфина России от 01.10.2019 N 03-04-05/75405.
Однако необходимо также учитывать, что под освобождение подпадают не любые услуги по обучению, а только услуги по обучению основным и дополнительным образовательным программам. Виды данных программ перечислены в ст. 12 Закона N 273-ФЗ. Поскольку ИП вправе реализовывать не все программы, которые указаны в этой норме, в каждой конкретной ситуации для целей освобождения доходов на основании нормы п. 21 ст. 217 НК РФ следует точно знать, какую программу реализовывает ИП и как она квалифицируется с точки зрения Закона N 273-ФЗ. Мы полагаем, если ИП реализует программу, реализация которой для него не предусмотрена ч. 3 ст. 32 Закона N 273-ФЗ, освобождение от уплаты НДФЛ применяться не должно.
Отметим, что п. 21 ст. 217 НК РФ не содержит ограничения в отношении способа оплаты организацией стоимости обучения физических лиц непосредственно образовательному учреждению либо возмещения документально подтвержденных расходов физических лиц на обучение (письма Минфина России от 10.12.2020 N 03-04-06/108151, от 06.12.2017 N 03-04-06/81157, от 30.05.2017 N 03-04-06/33351).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения