Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 26 июля по 1 августа 2021 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении перечня видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость)"

Предложен перечень видов электронной, бытовой техники, приобретаемых у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, для последующей перепродажи

Согласно пункту 5.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, в том числе, отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому Правительством РФ, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных техники и автомобилей.

Указанные положения пункта 5.1 статьи 154 применяются в отношении операций по реализации электронной, бытовой техники, совершенных начиная с 1 января 2022 года.

Настоящим проектом определен перечень видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц, включающий в себя бытовые холодильники и морозильники, пылесосы, стиральные машины, ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны и прочее.

Согласно проекту, соответствующее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

 

Приказ ФНС России от 19.05.2021 N ЕД-7-13/495@
"Об утверждении форм, порядка заполнения и форматов представления уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний и уведомления об отказе от уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2021 N 64436)

Утверждена форма уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний и форма уведомления об отказе от такой уплаты, а также порядок их заполнения и представления в электронном виде

Представление уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний и уведомления об отказе от уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний в электронной форме осуществляется в соответствии с порядком, установленным приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@.

 

Приказ ФНС России от 25.06.2021 N АБ-7-15/590@
"Об утверждении формы и формата представления уведомления о наступлении обстоятельств, влекущих изменение сведений, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в электронной форме, порядка его заполнения и представления в налоговые органы"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2021 N 64413.

Утверждена форма уведомления о наступлении обстоятельств, влекущих изменение сведений, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, а также порядок ее заполнения и представления в электронном виде

Форма уведомления утверждена в связи с принятием Федерального закона от 15.10.2020 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6508) и в целях приведения нормативных правовых актов ФНС России в соответствие с положениями главы 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса РФ.

Уведомление представляется в налоговые органы при наступлении в течение налогового периода, за который представляется налоговая декларация по акцизам на нефтяное сырье обстоятельств, влекущих изменение сведений, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в соответствии с пунктом 20 статьи 179.7 НК РФ.

 

Приказ Росстата от 22.07.2021 N 437
"Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)"

Утверждены единовременные приложения к форме федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации"

Данная форма утверждена Приказом Росстата от 24.07.2020 N 411.

Приложения введены в действие для отчета за 2021 год.

Первичные статистические данные предоставляются по указанным в приложениях адресам в установленные сроки.

 

Проект приказа ФНС России "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц"

Предлагается актуализировать форму расчета сумм налога на доходы физических лиц (форма 6-НДФЛ)

Отмечается, что Федеральным законом от 17.02.2021 N 8-ФЗ внесены, в числе прочего, изменения в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми предусматривается зачет налога на прибыль организаций, исчисленного и удержанного в отношении дивидендов, полученных российской организацией, при определении суммы налога на доходы физических лиц, которая подлежит уплате в отношении доходов налогоплательщика НДФЛ, признаваемого налоговым резидентом РФ, от долевого участия в этой российской организации пропорционально доле такого участия.

Данные изменения требуют внесение изменений в действующую форму расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, утвержденную приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@.

В этой связи, ФНС России предложена обновленная форма 6-НДФЛ, порядок ее заполнения и представления, формат представления в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц.

 

<Письмо> ФНС России от 06.07.2021 N 3-4-06/0072@
"О контрольных соотношениях для налоговой декларации по алкогольной продукции"

Уточнены контрольные соотношения показателей для налоговой декларации по алкогольной продукции

Сообщается, что письмом ФНС России от 29.12.2020 N КВ-4-3/21778 доведены контрольные соотношения показателей налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию, а также на виноград, утвержденной приказом ФНС России от 27.08.2020 N ЕД-7-3/610@.

При этом контрольное соотношение N 8.5 Приложения N 4 "Сведения об объемах этилового спирта, полученных (реализованных) организацией" необходимо применять в редакции:

Прил. N 4 ст. 040 = "111" или "121" или "140" или "150" или "160" или "166" или "170".

 

<Письмо> ФНС России N БС-4-21/10279@, Росреестра N 01-5577-ГЕ/21 от 21.07.2021
"Об обеспечении предоставления сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости"

Разъяснен порядок представления в налоговые органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости

Сообщается, в частности, что представление в налоговые органы сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) на основании решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ и приказом Росреестра N П/0131, ФНС России N ММВ-7-6/187@ от 03.04.2018 "Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества".

Вплоть до доработки форматов автоматизированных выгрузок вышеуказанных сведений из ФГИС ЕГРН по параметрам, предусмотренным приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@ (в редакции приказа ФНС России от 05.02.2021 N ЕД-7-21/126@), территориальным органам Росреестра, Госкомрегистру и Севреестру информацию о внесении в ЕГРН сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости необходимо направлять в соответствующее УФНС России по субъекту РФ письмом (с указанием кадастрового номера объекта недвижимости, его вида, площади и адреса/при отсутствии адреса - местоположения) в течение 10 дней со дня внесения данных сведений в ЕГРН.

При получении информации УФНС России по субъекту РФ в пятидневный срок обеспечивает получение соответствующих сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости (выписки из ЕГРН) и проведение в установленном порядке постановки на учет в налоговом органе лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества.

 

Письмо ФНС России от 20.05.2021 N ЕА-4-26/6895@
"О недопустимости направления истребований в рамках 03 типа документооборота"

ФНС России обращает внимание на недопустимость направления налогоплательщикам по ТКС документов посредством 03 типа документооборота "ПисьмоНО"

ФНС России сообщает о недопустимости при реализации налоговыми органами своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах в рамках статей 31, 88 и 93 Налогового кодекса РФ и пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", направления налогоплательщикам по ТКС документов, используя ЛПК, посредством 03 типа документооборота "ПисьмоНО", утвержденного приказом ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@ (далее - Приказ).

Указанные действия налоговых органов приводят к тому, что налогоплательщик не может исполнить возложенные на него пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязательства по передаче налоговому органу в электронной форме по ТКС квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом, что влечет за собой некорректно наложенные санкции в виде приостановления операций по счетам.

С учетом изложенного, ФНС России обращает внимание на необходимость направлять указанные документы исключительно посредством 10 типа документооборота "Документооборот, используемый налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах", утвержденного Приказом, используя механизмы, разработанные в АИС "Налог-3".

 

<Письмо> ФНС России от 22.07.2021 N БС-4-21/10369@
"О приказе ФНС России от 18.06.2021 N ЕД-7-21/574@ "О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы по вопросам налогообложения имущества в связи с созданием федеральной территории "Сириус"

ФНС информирует об официальном опубликовании 21.07.2021 Приказа от 18.06.2021 N ЕД-7-21/574@ "О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы по вопросам налогообложения имущества в связи с созданием федеральной территории "Сириус"

Приказом, вступающим в силу с 1 января 2022 г.:

- изменены формы документов:

"Информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов";

"Сообщение о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами";

"Сообщение о наличии у налогоплательщика - организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам";

"Заявление налогоплательщика - организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу";

"Налоговая декларация по налогу на имущество организаций";

- из формы "Информация об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов" исключены сведения об установлении (изменении) срока уплаты налога или авансовых платежей по налогу (для налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога в отношении налогоплательщиков - организаций), учитывая, что Федеральными законами от 29.09.2019 N 325-ФЗ (пункты 68, 77 статьи 2) и от 02.07.2021 N 305-ФЗ (пункт 82 статьи 2) полномочия субъектов РФ и муниципальных образований по установлению указанных сроков отменены;

- из формы "Сообщение о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами" и формы "Сообщение о наличии у налогоплательщика - организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам" исключены поля для выбора способа информирования о результатах рассмотрения сообщений;

- из порядка заполнения формы "Заявление налогоплательщика - организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу" исключено положение о представлении заявления через личный кабинет налогоплательщика.

 

Письмо ФНС России от 16.07.2021 N СД-4-3/10084@
"О возможности перерасчета стоимости патента в случае изменения адреса места осуществления предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем, применяющим патентную систему налогообложения, и (или) физических показателей, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения"

Даны разъяснения по вопросу перерасчета стоимости патента в случае изменения адреса места осуществления предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем, применяющим патентную систему налогообложения

Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.45 НК РФ документом, удостоверяющим право на применение ПСН, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта РФ введена ПСН.

В приложениях к патенту на право применения ПСН, утвержденному приказом ФНС России от 04.12.2020 N КЧ-7-3/881@, налогоплательщиком указывается адрес места нахождения объекта, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, и наименование физического показателя.

Таким образом, патент на применение ПСН действует только в отношении указанных в патенте объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем в случае уменьшения количества используемых в предпринимательской деятельности объектов (физических показателей) допускается уточнение обязательств налогоплательщика по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН.

В этой связи индивидуальный предприниматель вправе получить новый патент взамен ранее действовавшего, подав заявление на получение патента не позднее, чем за 10 дней до даты начала осуществления предпринимательской деятельности с изменением адреса и (или) физических показателей, применяемых при осуществлении предпринимательской деятельности.

При этом индивидуальный предприниматель вправе обратиться в налоговый орган с заявлением, составленным в произвольной форме, о перерасчете суммы налога, уплаченного по ранее действовавшему патенту, исходя из срока действия данного патента с даты начала его действия до даты прекращения действия, указанной в заявлении.

 

<Письмо> ФНС России от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@
"Об определении периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости"

Отказ в перерасчете налога (при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости) за налоговый период, превышающий трехгодичный срок и в котором применялась изменяемая кадастровая стоимость, признан судами неправомерным

ФНС России для изучения направляется Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2021 N 88А-7563/2021 по административному делу N 2а-3666/2020. При этом обращается внимание налоговых органов на следующие положения, установленные судебными инстанциями.

Согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы по налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Указанное фактически предусматривает, что измененная кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых в отношении налогооблагаемого земельного участка в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.

Перерасчет земельного налога в отношении объекта налогообложения, включенного в налоговое уведомление (далее - налог), должен проводиться с соблюдением пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, согласно которому перерасчет налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, за исключением случая, когда перерасчет не осуществляется, поскольку влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога.

Таким образом, условие о перерасчете налога не более чем за три налоговых периода применяется в отношении перерасчета, влекущего направление налогового уведомления, в котором в силу пункта 3 статьи 52 НК РФ должна указываться сумма налога, подлежащая уплате после перерасчета.

В рассматриваемом споре применение в качестве налоговой базы по налогу кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости земельного участка, не повлекло направление налогового уведомления в связи с перерасчетом налога, поскольку в результате перерасчета сумма уплаченного налога за предшествующие налоговые периоды уменьшилась.

Кроме того, как указали суды, статья 52 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налога в связи с реализацией права на применение иной налоговой базы. С учетом правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 N 10-П, налогоплательщик в вышеуказанном случае вправе требовать исчисления налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, при этом налоговое законодательство не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации указанного права.

В связи с изложенным отказ в перерасчете налога (при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости) за налоговый период, превышающий трехгодичный срок и в котором применялась изменяемая кадастровая стоимость, признан судами неправомерным.

 

Письмо ФНС России от 28.07.2021 N БС-4-21/10620@
"Определение периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости"

Внесены уточнения в обзор разъяснений ФНС России по вопросам применения положений Налогового кодекса РФ, касающихся перерасчетов имущественных налогов, уплачиваемых на основании налоговых уведомлений

В раздел, включающий разъяснения об определении периода, за который проводится перерасчет налога, в случае установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости включено письмо ФНС России от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@.

 

<Информация> Минфина России
"Минфин подготовил разъяснения о декларировании соответствия винодельческой продукции"

Выпуск в обращение на территории России алкогольной продукции осуществляется при наличии декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС Данные регламенты не устанавливают классификацию видов винодельческой продукции. Для алкогольной продукции с зарегистрированной декларацией о соответствии при условии сохранения неизменных физических, химических и иных свойств продукции возможно осуществить замену в упрощенном режиме.

При замене таких деклараций в части уточнения наименований вида продукции повторное проведение исследований и измерений в аккредитованной испытательной лаборатории не потребуется.

Заявитель сможет через сервис на официальном сайте Росаккредитации подать заявление на регистрацию новой декларации о соответствии.

Регистрация осуществляется на безвозмездной основе.

 

<Информация> ФНС России
"Минюст России зарегистрировал требования к организации системы внутреннего контроля для участников налогового мониторинга"

Зарегистрирован приказ ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@, направленный на приведение информации о системах внутреннего контроля участников налогового мониторинга к единому стандарту

Теперь компании будут предоставлять более подробную информацию о рисках. Предполагается раскрытие информации о коде вида экономической деятельности (ОКВЭД), к которой относится риск; о норме Налогового кодекса, с которой связан раскрываемый риск; детальная информация о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в том числе о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора).

В форме "Информация об организации системы внутреннего контроля" предполагается более стандартизованное представление информации обо всех внутренних нормативных документах налогоплательщика в отношении организации и функционирования СВК участников налогового мониторинга.

Детализация раскрываемых данных позволит налоговым органам активнее применять риск-ориентированный подход в налоговом мониторинге.

 

<Информация> ФНС России от 29.07.2021 "О развитии проекта проактивного налогообложения имущества организаций можно узнать на обновленном портале"

На портале ФНС "Новый порядок налогообложения имущества организаций" реализованы новые возможности

Теперь тут можно узнать нюансы применения с 2022 года заявительного порядка предоставления льгот по налогу на имущество для российских организаций, о сверке сведений об объектах налогообложения, а также о единых сроках уплаты имущественных налогов организаций, введенных с 2022 года.

ФНС России продолжает реализацию проекта проактивного (бездекларационного) администрирования налогообложения имущества организаций. Новый порядок администрирования не предусматривает проведение камеральных проверок, запросов документов у налогоплательщиков, принятия обеспечительных мер, включая приостановление операций по счетам.

В рамках проекта с 2021 года отменена обязанность организаций представлять отчетность по транспортному и земельному налогам за 2020 год и последующие периоды. С 2023 года проект проактивного (бездекларационного) налогообложения распространяется на объекты недвижимости, облагаемые налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

26.07.2021 Транспортная экспедиция: исковую давность надо проверять по каждой сумме неустойки, начисляемой за каждый день просрочки

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ  от 15.07.2021 № 305-ЭС20-12449 по делу N А40-5619/2019
Дело о включении суммы неустойки в реестр требований кредиторов направлено на новое рассмотрение, поскольку заявителем не был пропущен срок исковой давности

Закон устанавливает специальный срок исковой давности для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, - один год. ВС РФ пояснил, как должен исчисляться этот срок для неустойки, начисляемой по такому договору. По смыслу ГК РФ неисправный заказчик в каждый день просрочки оплаты основного долга по договору транспортной экспедиции обязан уплатить неустойку за этот день. Поэтому исковая давность по требованию о выплате неустойки должна исчисляться отдельно применительно к каждому дню просрочки.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.07.2021 Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС при приобретении рыбопродукции в исключительной экономической зоне РФ, даже если она была доставлена в российский порт для таможенного оформления

Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2021 № 303-ЭС21-7418 по делу N А51-24737/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно принял к вычету НДС при приобретении рыбопродукции, т. к. она не могла быть реализована ему на борту судов, поскольку в обязательном порядке подлежала доставке собственниками продукции в морской порт РФ. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Реализация контрагентами рыбопродукции не образует объекта налогообложения НДС, поскольку она на момент начала отгрузки и транспортировки на территории РФ не находилась. Фактическая передача продукции происходила за пределами РФ - в месте вылова, в исключительной экономической зоне. Заход в российский порт судов, перевозивших рыбопродукцию, не был связан с погрузкой или выгрузкой рыбопродукции на территории РФ, а осуществлялся с целью таможенного оформления товара на экспорт. Суд пришел к выводу о том, что у налогоплательщика не возникло право на применение вычета по НДС в отношении операций по приобретению товара, местом реализации которого территория РФ не признается.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.07.2021 Налогоплательщик вправе принять к вычету НДС при приобретении у поставщика-банкрота товаров, не включенных в конкурсную массу, если налог отражен поставщиком в декларации и уплачен в бюджет (до 01.01.2021)

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.05.2021 № 308-ЭС21-364 по делу N А20-5385/2019
Суд отменил апелляционное и кассационное постановления по делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставив в силе решение суда первой инстанции, поскольку налогоплательщиком соблюдены условия для вычета налога и в рассматриваемой ситуации какие-либо потери казны в результате его действий и действий поставщика отсутствуют

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно принял к вычету НДС, т. к. поставщик признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство и не имел права выставлять счета-фактуры с выделением в них суммы налога. Кроме того, поставщик не изготавливал товары, реализованные налогоплательщику, а приобрел их у сторонних организаций для последующей продажи. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Товары приняты налогоплательщиком к учету и приобретались для использования в его собственной облагаемой НДС деятельности, а у поставщика не были включены в конкурсную массу. Кроме того, приобретенные товары оплачены налогоплательщиком, а предъявленные при выставлении счетов-фактур суммы НДС поставщиком полностью уплачены в бюджет. Следовательно, налогоплательщиком соблюдены условия для вычета налога, предусмотренные положениями НК РФ (в редакции до 01.01.2021), какие-либо потери казны в результате действий поставщика и налогоплательщика отсутствуют, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для отказа в вычете НДС.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

27.07.2021 Правомерность налогообложения объекта предпринимателя по кадастровой стоимости не может быть проверена в рамках дела по его иску об освобождении от уплаты налога на имущество

Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2021 № 303-ЭС21-5748 по делу N А24-3601/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что он должен быть освобожден от уплаты налога на имущество в отношении объекта, неправомерно включенного в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Суд отметил, что предпринимателем избран ненадлежащий способ защиты своих прав, поскольку правоотношения между органом, выполняющим публичные полномочия, и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность, имеют публичный характер. Основания и порядок освобождения от исполнения обязанности по уплате налога устанавливаются только нормами налогового законодательства. Кроме того, решением суда по другому делу предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Министерства по включению спорного объекта в Перечень.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

27.07.2021 Суд признал, что общество должно было удержать НДФЛ с суммы, выданной физическому лицу, т. к. наличие заемных отношений между ними не подтверждено, регистры бухгалтерского учета общества недостоверны, сумма предоставленного займа несопоставима с доходами общества

Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2021 № 304-ЭС21-5923 по делу N А46-5513/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, прекращении производства по кассационной жалобе

Общество полагает, что не должно было удерживать НДФЛ с денежных средств, выданных из кассы физическому лицу, т. к. переданная сумма является возвратом долга по договору займа. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Установлено, что действительная задолженность общества перед физическим лицом и, как следствие, основания для выплаты денежных средств отсутствовали. При этом суд принял во внимание факт недостоверности регистров бухгалтерского учета общества, расхождение в сумме задолженности в зависимости от периода налогового контроля, очевидную несопоставимость суммы предоставленного займа отраженным доходам общества.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.07.2021 Доходы, полученные предпринимателем при реализации объектов недвижимости, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога по УСН, если не доказано, что имущество приобреталось для личных целей

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.06.2021 № Ф04-2815/21 по делу N А27-19289/2020

Налоговый орган полагает, что предприниматель должен был включить в состав доходов при исчислении налога по УСН доходы, полученные от реализации объектов недвижимости. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Установлено, что налогоплательщик, применяя УСН с объектом налогообложения "доходы", приобретал на протяжении проверяемого периода объекты недвижимости и через непродолжительное время их реализовал. Поскольку предприниматель не предоставил доказательства использования объектов недвижимости для удовлетворения личных, семейных, бытовых нужд, суд признал доначисление налога по УСН обоснованным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.07.2021 При доначислении НДФЛ физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, налоговый орган должен учесть понесенные им соответствующие расходы

Определение Верховного Суда РФ  от 20.05.2021 № 309-ЭС21-6042 по делу N А76-15665/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, не вправе применить профессиональные вычеты по НДФЛ. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Суд согласился с тем, что доходы от аренды и реализации принадлежащих налогоплательщику нежилых объектов относятся к доходам, полученным от предпринимательской деятельности. Однако налогоплательщик не может быть лишен права на учет экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением прибыли. Поскольку названный доход получен в связи с предпринимательской деятельностью налогоплательщика, суд отклонил довод инспекции о невозможности учета расходов в связи с отсутствием статуса ИП на момент осуществления хозяйственных операций. Иное означало бы нарушение принципа экономической обоснованности налога.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.07.2021 Патентная система налогообложения по виду деятельности «Строительство жилья и других построек» применяется в случае оказания бытовых услуг физическим лицам, а не выполнения работ по заказам юридического лица

Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2021 № 304-ЭС21-7307 по делу N А75-20919/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что правомерно применял патентную систему налогообложения по виду деятельности "Строительство жилья и других построек", установленному Законом субъекта РФ. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Указанный вид деятельности не отнесен НК РФ к видам деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения; указанный вид деятельности является дополнительным, установленным Законом субъекта РФ. Для применения в отношении названного вида деятельности патентной системы налогоплательщиком должны быть оказаны бытовые услуги физическим лицам, а не выполнены работы по заказам юридического лица, что имело место в данном случае.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.07.2021 Отражение в справке 2-НДФЛ даты получения дохода в виде отпускных по аналогии с зарплатой влечет ответственность налогового агента за представление недостоверных сведений

Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2021 № 301-ЭС21-5899 по делу N А43-52761/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган считает, что общество правомерно привлечено к ответственности за представление недостоверных сведений, поскольку в справках 2-НДФЛ дата получения дохода в виде отпускных отражена по аналогии с зарплатой, а не как дата его выплаты. Суд, исследовав материалы дела, согласился с налоговым органом. Оплата отпуска имеет отличную от зарплаты природу, т.к. фактически в это время работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Дата фактического получения дохода в виде оплаты отпуска должна определяться как день выплаты этого дохода. При этом вся сумма отпускных должна быть признана для целей исчисления НДФЛ на момент их выплаты.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

26.07.2021 Как правильно подтвердить статус «налогового резидента»?

Перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации и за ее пределами, НК РФ не установлен

Какими документами, как правильно подтвердить тот факт, что гражданин является налоговым резидентом РФ и с его доходов налоговый агент обязан удерживать НДФЛ по ставке 13%?

Минфин рассказал, что перечень документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц на территории Российской Федерации и за ее пределами, Налоговым кодексом не установлен.

Подтверждение фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации и за ее пределами может производиться на основании любых документов, оформленных в установленном порядке, позволяющих установить количество дней его фактического пребывания на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Письмо Минфина России от 29.06.2021 г. № 03-04-05/51160

Источник: Российский налоговый портал

 

26.07.2021 Почему нельзя получить налоговый вычет на покупку садового домика?

Весь вопрос в том – вы купили жилой объект недвижимости или нет

Семья купила садовый домик, который первоначально числился как нежилой объект недвижимости. Спустя некоторое время садовый домик был признан жилым помещением. Вправе ли супруги получить имущественный вычет по НДФЛ?

Как объяснила налоговая служба, имущественный налоговый вычет при приобретении жилого строения может быть предоставлен налогоплательщику с момента признания строения жилым домом.

Вместе с тем, поскольку садовый дом был куплен как нежилой, который впоследствии был признан жилым домом, у супругов отсутствует факт приобретения жилого строения (дома), они не вправе претендовать на получение имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ.

Письмо ФНС России от 15.07.2021 г. № БС-3-11/5015@

Источник: Российский налоговый портал

 

26.07.2021 При переходе с УСН на НПД срок сдачи декларации не меняется. Ее надо сдать до 30 апреля

Переход с УСН на НПД не обязывает сдавать декларацию раньше обычного срока.

ФНС выпустила очень подробное письмо № БС-19-11/263@ от 16.07.2021, в котором рассказала, какие обязанности возникают у ИП в конкретной ситуации с переходом с УСН на НПД и дальнейшим переходом с НПД на ОСНО.

Ситуация следующая:

19.06.2020 человек стал ИП на УСН;

04.08.2020 он перешел на НПД, не закрывая ИП;

16.01.2021 самозанятый добровольно отказался от НПД и автоматически перешел на ОСНО;

05.02.2021 человек «закрыл ИП».

Таким образом он применял режим:

с 19.06.2020 по 03.08.2020 УСН;

с 04.08.2020 по 15.01.2021 НПД;

с 16.01.2021 по 05.02.2021 ОСНО.

Таким образом у этого бизнесмена возникает обязанность

за 2020 год с 19.06.2020 по 03.08.2020 по уплате фиксированных взносов (срок уплаты 31.12.2020) и по представлению декларации по УСН (срок представления 30.04.2021);

за 2021 год с 16.01.2021 по 05.02.2021 по уплате фиксированных взносов (срок уплаты 20.02.2021) и по представлению декларации по налогу 3-НДФЛ (срок представления 10.02.2021), единой (упрощенной) декларации (срок представления 20.04.2021).

Обратите внимание! ФНС заявляет, что при переходе с УСН на НПД декларацию по УСН надо сдавать в обычные сроки — до 30 апреля следующего года.

Этот вопрос часто вызывал споры. Наконец ФНС дала четкие разъяснения.

То есть сдавать декларацию по УСН надо не до 25 числа следующего месяца, как это бывает при прекращении деятельности, облагаемой УСН, а до 30 апреля следующего года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.07.2021 Я веду продажу дистанционно, нужно ли мне применять ККТ?

Для того, чтобы все было открыто каждый день принимаются и разрабатываются все новые и новые законы, а также нормативные акты. Но вот как быть с применением ККТ никто почему-то не говорит.

Но вот недавно по этому вопросу ФНС России на своем официальном сайте дала разъяснения.

Напомним, что согласно Федеральному закону от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, при приеме денежных средств в рамках предоплаты и безналичной оплаты требуется применение кассовой техники. Соответственно, не важно в каком формате вы ведете свою торговлю наличие ККТ обязательно.

В ситуации, когда покупатель перечисляет денежные средства на расчетный счет продавца до получения товара, продавец узнает о поступлении денег на счет и в течение одного рабочего дня и должен сформировать кассовый чек.

Направить чек продавец может следующими способами:

• онлайн на электронную почту покупателя. Для этого при выборе товара покупатель передает продавцу информацию о нем и адрес для направления чека;

• в виде бумажного чека, если у продавца есть возможность непосредственного взаимодействия с покупателем;

• сформировать бумажный чек в течение одного рабочего дня с момента поступления денежных средств на расчетный счет и передать его покупателю вместе с товаром.

Что касаемо передачи товара в счет полученной предоплаты, то там тоже использование ККТ обязательно. Облачная касса при этом может находиться не по адресу расчета, а размещаться в центре обработки данных, созданным самим продавцом или арендованным им у сервисной компании либо производителя кассовой техники. Подключенная к системе обработки данных, такая касса при получении информации о поступлении денежных средств на расчетный счет продавца формирует чек с реквизитами, соответствующими поступившей информации.

Источник: Российский налоговый портал

 

29.07.2021 Как пересчитывается стоимость патента, если изменились физические показатели предпринимательской деятельности или адрес ее осуществления?

Минфин России письмом от 05.07.2021 № 03-11-09/53236 разъяснил порядок перерасчета стоимости патента.

Как сообщает налоговая служба, например, если ИП получил патент по виду деятельности «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы» на четыре магазина, а в период действия патента два из них были закрыты по истечении срока аренды, то он может пересчитать сумму налога по патенту.

В такой ситуации ИП вправе получить новый патент взамен действовавшего ранее. Для этого нужно подать заявление на его получение за 10 дней до даты начала предпринимательской деятельности с изменением адреса и (или) физических показателей, применяемых при осуществлении предпринимательской деятельности.

При этом ИП вправе обратиться в налоговый орган с заявлением, составленным в произвольной форме, о перерасчете суммы налога, уплаченного по ранее действовавшему патенту. Расчет производится исходя из срока действия данного патента с даты начала до даты прекращения его действия, указанной в заявлении.

Источник: Российский налоговый портал

 

29.07.2021 ИП уволил последнего работника. РСВ надо сдавать до конца года

ИП должен сдавать расчет по страховым взносам весь год, если в начале года был хоть один трудовой договор. Даже если в течение этого года сотрудник уволился, и ИП остался без работников.

На это обратили внимание налоговики в разделе «Часто задаваемые вопросы» на своем сайте.

Суммы зарплат и иных выплат работникам в расчете по страховым взносам отражаются нарастающим итогом с начала года.

Поэтому, даже если ИП расторгнул трудовой договор с последним работником в первом квартале или полугодии, сдавать РСВ надо до конца расчетного периода, то есть до конца года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.07.2021 Можно ли вернуть излишне уплаченный НДФЛ с дивидендов?

В письме от 01.12.2020 г. № БС-3-11/7918@ говорится о том, что вопросы, связанные с налогообложением дивидендов, регулируются Пунктом 6 статьи 232 НК РФ.

30.07.2021

Российский налоговый портал

Согласно пункту 6 статьи 232 НК РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджет. Возврат излишне удержанного налоговым агентом НДФЛ производится налоговым органом только в случае отсутствия налогового агента.

То есть, из этого мы делаем вывод о том, что если есть налоговый агент, то у ФНС нет полномочий выплатить вам излишне уплаченную сумму НДФЛ. Данный вопрос вы решаете только с налоговым агентом.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация занимается сдачей недвижимости в аренду. Согласно условиям договора аренды предусмотрено начисление пеней за просрочку оплаты арендной платы. В связи с нарушением арендатором сроков оплаты были рассчитаны и предъявлены пени. После расторжения договора в конце января 2019 года задолженность по арендной плате и пени по этому договору до сих пор остались не уплачены. При этом имеется акт сверки от февраля 2019 года, подписанный бывшим арендатором-должником на всю сумму задолженности, включая пени, начисленные по дату расторжения договора аренды. Организация-арендодатель готовит документы для взыскания долга в судебном порядке.
Каким образом в бухгалтерском учете отразить сумму начисленных пеней?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете арендодателя отражается только та сумма пеней, которая признана арендатором по акту сверки.

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем взыскания неустойки.
Пунктом 1 ст. 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Правила ГК РФ не предусматривают необходимости составления акта или иного документа, подписываемого обеими сторонами договора аренды, в случае возникновения оснований для предъявления арендодателем требования об уплате неустойки (пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение арендатором своих обязанностей по договору. При наличии таких оснований арендодатель вправе направить арендатору письменное требование (претензию и т.п.) об уплате неустойки в размере, предусмотренном договором.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций установлены ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99).
Так, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров учитываются в составе прочих доходов (п. 8 ПБУ 9/99).
Согласно п. 16 ПБУ 9/99 штрафы, пени и неустойки за нарушение условий договоров признаются в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником.
Одновременно указанные доходы принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (п. 10.2 ПБУ 9/99). Об этом сказано, например, в письме Минфина России от 25.04.2013 N 03-03-06/1/14557. А в письме Минфина России от 07.10.2015 N 03-07-07/57255 конкретизировано в отношении отражения поступления штрафов в бухгалтерском учете, что в соответствии с ПБУ 9/99 штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков признаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником.
Из приведенных норм и разъяснений можно сделать вывод, что признание дохода в виде штрафа, пени, неустойки возможно, если имеется соответствующее судебное решение или же сумма признана должником. О факте признания задолженности могут свидетельствовать, например, двусторонний акт сверки, иной документ (письмо, заявление), составленный должником и подтверждающий факт нарушения обязательства, а также полная или частичная уплата должником сумм задолженности (письма Минфина России от 19.02.2016 N 03-03-06/1/9336, от 17.12.2013 N 03-03-10/55534). Аналогичное мнение высказано и представителями налоговых органов. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 18.03.2008 N 20-12/025119 говорится: "Обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить сумму штрафа, является фактическая его уплата организации-контрагенту либо письменное подтверждение, выражающее готовность уплатить штраф".
Приведенные выше письма финансового ведомства разъясняли порядок признания доходов в налоговом учете. Вместе с тем мы, принимая во внимание близость формулировок п. 16 ПБУ 9/99 и подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, придерживаемся позиции, что логика чиновников вправе применяться и для целей бухгалтерского учета.
Можно отметить также, что в правоприменительной практике суды нередко указывают на то, что порядок начисления штрафных санкций (неустойки) в бухгалтерском учете аналогичен порядку признания доходов в налоговом учете, в котором датой получения дохода признается дата признания должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, сумм возмещения убытков (ущерба) либо дата вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм (постановления АС Московского округа от 07.09.2018 N Ф05-14336/18 по делу N А40-82004/2017, от 10.03.2010 N КА-А40/1803-10 по делу N А40-83488/09-117-525, Девятого ААС от 03.12.2009 N 09АП-23338/2009, от 26.09.2008 N 09АП-11390/2008).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н:
- на субсчете 76-2 "Расчеты по претензиям" отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам;
- по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" отражаются, в частности, расчеты по претензиям, а также по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах признанных плательщиками или присужденных судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются), - в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы";
- по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" в течение отчетного периода находят отражение, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств.
В рассматриваемой ситуации документы поступили в бухгалтерию несвоевременно, это привело к неотражению фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, что является ошибкой (п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010)).
Отметим, что не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности. Но если документы поступили в бухгалтерию несвоевременно по причине нескоординированности, отсутствия отлаженного взаимодействия внутренних служб организации либо по причине нарушения документооборота в организации, то говорить об отсутствии ошибки, на наш взгляд, неверно.
Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению. Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций установлены ПБУ 22/2010.
Порядок исправления ошибки зависит от периода ее обнаружения и существенности ошибки (пп. 5-14 ПБУ 22/2010).
Согласно требованиям п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:
1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год.
Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 14 ПБУ 22/2010):
Дебет 76 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- отражен ошибочно не учтенный доход в виде пени по неоплаченной арендной плате;
Первичным документом, на основании которого в бухгалтерском учете отражается доход в виде неустойки, является бухгалтерская справка, содержащая все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Справка составляется на основании полученного в феврале 2021 года акта сверки.
В части сумм по не признанным арендатором размерам пеней отметим следующее.
Пунктами 8.1.2, 8.5 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997) определено, в частности, следующее:
- объект может быть измерен с достаточной степенью надежности. Если он не может быть измерен с достаточной степенью надежности, то он не должен включаться в формы бухгалтерской отчетности, а должен быть отражен и объяснен в пояснениях к отчетности;
- доходы признаются в отчете о прибылях и убытках, когда возникшее увеличение в будущих экономических выгодах, связанных с соответствующим активом, или уменьшение в обязательствах может быть измерено с достаточной степенью надежности.
Как мы полагаем, начисление пеней само по себе еще не свидетельствует о том, что доход в сумме начисления будет получен, поэтому условие "измерен с достаточной степенью надежности", на наш взгляд, на этом этапе еще не выполняется.
Напомним также, что в бухгалтерском учете предполагается, что учетная политика организации должна обеспечивать в том числе большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Иными словами, полагаем, что арендодателю следует признать доход в виде не отраженных в акте сверки пеней, исчисленных за несвоевременную оплату арендных платежей, только либо при наличии судебного решения, либо при наличии документа, позволяющего определить размер суммы, признанной должником. При отсутствии названных документов, основания для признания соответствующих сумм в составе доходов арендодателя, на наш взгляд, отсутствуют.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет доходов прошлых лет, выявленных в отчетном (налоговом) периоде;
Энциклопедия решений. Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде (в целях налогообложении прибыли);
Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;
- Вопрос: Дата признания доходов в виде уплаты штрафов/пеней от контрагентов в соответствии с условиями договоров, а также доходов, признанных к выплате в пользу компании по решению суда. Если нет уверенности, что должник их уплатит, можно ли доходы не признавать на дату вступления в силу решения суда? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)
Вопрос: В 2016 году был заключен договор аренды нежилого помещения. Бухгалтерия узнала о наличии этого договора только в 2020 году. Как арендодателю правильно отразить аренду с 2016 по 2019 год? Если бы в 2020 году был заключен договор аренды с ретроспективной оговоркой по ч. 2 ст. 425 ГК РФ, как отражались бы операции в бухучете и в налоговом учете арендодателя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

В связи с внесением изменений в формы счета-фактуры и УПД с 1 июля 2021 года обязательно ли заполнение строки 5а при ЭДО и при составлении документов в бумажном виде? Обязательно ли в УПД должны присутствовать графы А и В? Снимут ли вычет, если в графе 1 счета-фактуры будет указано наименование товара? Обязательно ли наличие графы 1б? В каких случаях можно не заполнять графы 12-13 счета-фактуры?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С 1 июля 2021 года выставляемые контрагентам счета-фактуры и УПД в обязательном порядке должны соответствовать формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 N 534.
Отсутствие в счете-фактуре или УПД, в том числе составленных в электроном виде, строки 5а, графы 1, графы 1б и каких-либо иных граф и строк, предусмотренных Постановлением N 1137 (в действующей редакции), равно как и составление счета-фактуры (УПД) после 1 июля 2021 по старым формам, может привести к отказу в предоставлении вычета по НДС. В этом случае счет-фактура не будет соответствовать форме, утвержденной Правительством РФ и, как следствие, являться недействительным.
Обязанность заполнения строки 5а не поставлена в зависимость от того, в отношении каких товаров составляется счет-фактура: подлежащих или не подлежащих прослеживаемости. Не влияет на эту обязанность и форма, в которой составлен счет-фактура: бумажная или электронная. Незаполнение или неверное заполнение строки 5а является нарушением, однако такая ошибка, на наш взгляд, не должна являться основанием для отказа в вычете по НДС.
В отношении товаров, не подлежащих прослеживаемости, графы 12, 12а и 13 счета-фактуры, составленного в электронной форме, не заполняются. Однако наличие этих граф в счете-фактуре, составленном в электронной форме, обязательно. Если счет-фактура составляется в бумажном виде, графы 12, 12а и 13 можно не формировать, т.е. не выводить на печать.

Обоснование позиции:
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных ему продавцом сумм НДС к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 169 НК РФ основанием для принятия покупателем НДС к вычету являются только те счета-фактуры, которые соответствуют требованиям, установленным пп. 55.1 и 6 ст. 169 НК РФ.
Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ (далее - Закон N 371-ФЗ) в ст. 169 НК РФ были внесены изменения, в частности, в новой редакции изложены подп. 4-5 п. 5 ст. 169 НК РФ. В качестве обязательных реквизитов счета-фактуры, помимо прочего, в данных нормах теперь поименованы:
- реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав;
- порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Кроме того, п. 5 ст. 169 НК РФ дополнен новыми подп. 16-18, согласно которым счет-фактура должен содержать такие реквизиты, как:
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
- количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
- количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.
Указанные изменения вступили в силу с 1 июля 2021 года (ч. 2 ст. 4 Закона N 371-ФЗ).
Пунктом 8 ст. 169 НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливаются Правительством РФ. Поэтому постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 N 534 в форму счета-фактуры и в формы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж (утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, далее - Постановление N 1137) также были внесены соответствующие поправки, которые тоже вступили в силу 1 июля 2021 года.
В частности, форма счета-фактуры дополнена:
- новой строкой - 5а "Документ об отгрузке N п/п". В соответствии с подп. "з1" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры (раздел 2 Приложения 1 к Постановлению N 1137) по данной строке необходимо показать реквизиты (номер и дата составления) документа об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав, соответствующего порядковому номеру (порядковым номерам) записи в счете-фактуре. В случае одновременного отражения нескольких документов, подтверждающих поставку (отгрузку) товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав, в этой строке указываются номера и даты таких документов через разделительный знак ";" (точка с запятой);
- графой 1 N п/п в табличной части. Согласно подп. а п. 2 Правил заполнения счета-фактуры здесь отражается порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;
- графами: 12, 12а и 13. Согласно подп. м-н п. 2 Правил заполнения счета-фактуры в графах 12 и 12а указывается количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости (код и соответствующее ему условное обозначение), определяется согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ). В графе 13 - количество товара, подлежащего прослеживаемости в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости, предусмотренного перечнем, утверждаемым в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации".
Как видим, каких-либо исключений, дающих возможность не формировать строку 5а и графу N п/п, НК РФ и Правилами заполнения счетов-фактур не предусмотрено. Обязанность заполнения этих строки и графы также не поставлена в зависимость от того, в отношении каких товаров составляется счет-фактура: подлежащих или не подлежащих прослеживаемости. Не влияет на эту обязанность и форма, в которой составлен счет-фактура: бумажная или электронная.
Возможность незаполнения строки 5а или проставления в ней прочерков допускается только для случая, когда счет-фактура выставляется при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) (смотрите п. 4 Правил заполнения счетов-фактур). Иных положений, дающих право оставить строку 5а пустой (или поставить в ней прочерк), Правила заполнения счетов-фактур не содержат. Обязанность заполнения графы N п/п вообще не поставлена Правилами в зависимость от каких-либо обстоятельств, данная графа должна заполняться всегда.
Что касается граф 12-13, то новая редакция Правил заполнения счета-фактуры устанавливает, что в отношении товаров, не подлежащих прослеживаемости, графы 12, 12а и 13 счета-фактуры, составленного в электронной форме, не заполняются (подп. "м" и "н" п. 2). Если счет-фактура на товары, не подлежащие прослеживаемости, составляется на бумажном носителе, то в соответствии с п. 2 2 Правил заполнения счетов-фактур графы 12-13 в нем не формируются, т.е. такой счет-фактура фактически может быть распечатан без данных граф. С учетом того, что на сегодняшний день не вступили в силу нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок работы с прослеживаемыми товарами и перечень этих товаров, в настоящее время графы 12-13 не заполняются, однако их отсутствие в счете-фактуре допустимо только в случае, если счет-фактура составлен на бумажном носителе. Оснований не включать указанные графы в форму электронного счета-фактуры не имеется.
По поводу графы 1б Код вида товара отметим, что обязанность по отражению в счете-фактуре информации о коде вида товаров, появилась еще в 2017 году (смотрите подп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.05.2016 N 150-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 19.08.2017 N 981). До 1 июля 2021 года эта графа имела порядковый номер 1а. Соответственно, с учетом сказанного выше, нет никаких оснований не включать данную графу в счет-фактуру.
По поводу УПД отметим, что рекомендуемая форма универсального передаточного документа (УПД) направлена письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96. УПД составляется на основе формы счета-фактуры, дополненного необходимыми реквизитами, и может служить как подтверждением выставленной суммы НДС, так и подтверждением факта поставки. По мнению ФНС России, форму УПД, используемого со статусом "1", следует корректировать каждый раз, когда меняется форма счета-фактуры. Смотрите письма ФНС России от 22.04.2019 г. N ЕД-4-15/7638, от 14.09.2017 г. N ЕД-4-15/18322@, от 24.01.2014 г. N ЕД-4-15/1121@. С учетом этой позиции ФНС России в письме от 17.06.2021 N ЗГ-3-3/4368@ указала, что с 01.07.2021 в случае использования рекомендованной ФНС России формы УПД со статусом "1" налогоплательщику следует дополнить указанную форму строкой 5а счета-фактуры. Отметим, что графы А N п/п и В Код товара/работ, услуг форма УПД включала в себя с самого начала. Если УПД выставляется со статусом 1, т.е. заменяет собой счет-фактуру, наличие этих граф в нем является обязательным.
Таким образом, с 1 июля 2021 года выставляемые контрагентам счета-фактуры, в обязательном порядке должны соответствовать формам, утвержденным постановлением N 1137 в редакции постановления Правительства РФ от 02.04.2021 N 534. Оснований для неприменения новых форм этих документов не существует.
Счет-фактура, выставленный покупателю после 1 июля 2021 без новых строк и граф (по старой форме), по сути, будет являться недействительным, т.к. в этом случае его форма не будет соответствовать форме, утвержденной Правительством РФ (смотрите вышеназванный п. 8 ст. 169 НК РФ).
Вместе с тем хотим напомнить, что в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, а также неуказание (неверное указание) в счете-фактуре сведений, установленных подп. 16-18 п. 5 ст. 169 НК РФ (в эти подпунктах идет речь о сведениях, подлежащих указанию в графах 12-13 счета-фактуры), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
В связи с этим полагаем, что незаполнение или неверное заполнение строки 5а, графы N п/п в счетах-фактурах, выставленных продавцом после 1 июля 2021 года, не должно рассматриваться в качестве основания для отказа покупателю в принятии к вычету сумм НДС. Однако официальных разъяснений, подтверждающих или опровергающих такую точку зрения в настоящее время нет. Подчеркнем еще раз, речь идет именно о незаполнении или неверном заполнении, но не об ее отсутствии в принципе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

ООО находится на ОСНО. Автомобиль организации был оклеен антигравийной пленкой. Расходы осуществило подотчетное лицо. Имеется договор, заключенный с исполнителем - подотчетным лицом.
Возможно ли принять к учету данные расходы?
Кассовые чеки пробиты на две суммы: 123 000 руб. и 110 000 руб.
Верно ли, что если договор оформить на организацию, то чек не может превышать 100 000 руб.?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оклейку служебной машины антигравийной пленкой возможно учесть в целях налогообложения прибыли.
Авансовый отчет с приложенными к нему документами (договором, актом, чеками ККТ) будет служить основанием для признания расходов в целях налогообложения.
Факт составления авансового отчета и дальнейшее утверждение его руководителем будут свидетельствовать об одобрении сделки организацией.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Затраты на услуги (работы) по оклейке автомобиля антигравийной пленкой в ст. 270 НК РФ прямо не поименованы. Данный факт свидетельствует о принципиальной возможности учета при формировании налогооблагаемой прибыли осуществленных организацией в рассматриваемой ситуации затрат при условии выполнения иных требований п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которым затраты должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П). В письме Минфина России от 06.07.2007 N 01-02-03/03-311 также отмечается, что вопрос оценки эффективности и целесообразности затрат находится в ведении налогоплательщика как субъекта предпринимательской деятельности.
Учитывая, что антигравийная пленка наносится на кузов автомобиля с целью защиты его лакокрасочного покрытия от механических повреждений различных видов, от коррозии и химических реагентов, от воздействия ультрафиолетовых лучей, то есть для препятствия преждевременной порче служебного автомобиля, используемого в приносящей доход деятельности, считаем, что затраты на услуги (работы) по нанесению указанной пленки при условии их документального подтверждения следует рассматривать в качестве отвечающих всем требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). При этом расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии следует рассматривать в качестве расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ), которые подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ).
Так, расходы на содержание служебного транспорта, в том числе и автомобильного, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Наряду с этим следует учитывать, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Кроме того, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ позволяет учитывать в составе материальных расходов затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, к которым относятся, в частности, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы. Мы не исключаем возможности применения данной нормы и в отношении рассматриваемых затрат.
Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).
Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по вопросу возможности учета при формировании налогооблагаемой прибыли затрат на услуги (работы) по нанесению антигравийной пленки на кузов автомобиля нами не обнаружено.
Вместе с тем приведем некоторые материалы судебной практики по схожим с рассматриваемой ситуациям, которые поддерживают выраженную нами точку зрения.
Например, в постановлении ФАС Центрального округа от 12.04.2011 N А54-3104/2010 судьи сочли правомерным отнесение налогоплательщиком на расходы при исчислении налога на прибыль стоимости услуг по антикоррозионной обработке автомобилей, отметив, что расходы, обусловленные необходимостью осуществления организацией своей деятельности, в соответствии с действующим налоговым законодательством предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными).
В свою очередь, из постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.05.2009 N А53-12937/2008-С5-27, в котором судьи подтвердили правомерность учета при расчете налогооблагаемой прибыли расходов на тонировку стекол служебного автомобиля, следует, что затраты налогоплательщика на содержание служебного транспорта могут признаваться расходами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, когда их результатом стало не только получение дохода, но и сохранение имущества налогоплательщика (экономическая оправданность). Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Уральского округа от 23.12.2008 N Ф09-8529/08-С2.
В то же время необходимо учитывать, что в рассматриваемом случае договор с исполнителем был заключен подотчетным лицом от своего имени. Кроме того, как мы поняли, оплата осуществлялась от имени физического, а не юридического лица.
При приобретении товаров (работ, услуг) за наличный расчет через подотчетных лиц основанием для принятия товаров к учету является утвержденный руководителем организации надлежащим образом оформленный авансовый отчет с приложенными к нему имеющимися у подотчетного лица документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат, такими как товарный чек, чек ККТ (письма Минфина России от 16.08.2017 N 03-01-15/52653, УФНС России по г. Москве от 26.04.2011 N 17-15/041152@, Управления ФНС по Московской области от 23.04.2019 N 15-20/031694@).
Первичным учетным документом, подтверждающим факт осуществления расчетов, является кассовый чек (об этом прямо сказано в ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", далее - Закон N 54-ФЗ).
В письме Минфина России от 22.01.2020 N 03-03-06/1/3298 говорится, что в случае, если при осуществлении расчетов применялась ККТ, оправдательные документы должны быть сформированы в соответствии с положениями Закона N 54-ФЗ. В письмах Минфина России от 28.01.2020 N 03-03-06/3/4915, N 03-03-06/1/4913 со ссылками на положения Закона N 54-ФЗ делается следующий вывод: Если приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы оформлены с нарушениями, то расходы (затраты) по такому авансовому отчету не учитываются для целей налогообложения прибыли как не имеющие надлежащего документального подтверждения.
Требования, предъявляемые к кассовому чеку, приведены в ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. Здесь установлены обязательные реквизиты, которые он должен содержать (пп. 1-7 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ).
В этой связи следует учитывать, что согласно подп. 12 п. 6.1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ кассовый чек, сформированный при осуществлении расчетов между организациями и (или) ИП с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в п. 1 этой статьи, должен содержать наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя); ИНН налогоплательщика покупателя (клиента).
В письме Минфина России от 24.10.2018 N 03-01-15/76387 разъясняется, что при осуществлении расчетов подотчетным лицом идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой доверенности на совершение расчетов от имени организации. Также важным фактором взаимодействия двух организаций является договор. В случае соблюдения указанных условий расчет осуществляется между организациями, и при таком расчете применяется одна единица ККТ и формируется один кассовый чек.
В рассматриваемом случае, как мы поняли, исполнителем не был достоверно установлен статус лица, оплатившего услуги, как подотчетного (подотчетным лицом не была предъявлена соответствующая доверенность). В такой ситуации ККТ применяется продавцом в порядке, предусмотренном для расчета с покупателем - физическим лицом (смотрите также письма Минфина России от 19.10.2018 N 03-01-15/75371, от 01.10.2018 N 03-01-15/70143, от 11.09.2018 N 03-01-15/65032 и др., а также п. 2 письма ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@, письма УФНС России по г. Москве от 14.08.2018 N 17-15/176342@, УФНС по Новгородской области от 17.08.2018 N 9-18/09400).
Из прямого прочтения п. 6.1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ следует, что при реализации физическому лицу, не являющемуся ИП (либо представителем организации), реквизиты, приведенные в названной норме, в кассовом чеке не указываются. Соответственно, такой кассовый чек считается оформленным в соответствии с нормами Закона N 54-ФЗ и может быть принят к учету. Иными словами, отсутствие в чеке ККТ таких реквизитов, как наименование и ИНН покупателя, не делает этот чек оформленным с нарушением законодательных норм. Факт отсутствия этих реквизитов говорит только о том, что покупка осуществлялась от имени физического, а не юридического лица.
Однако в случае, когда чек ККТ оформлен без указания реквизитов покупателя - юридического лица, при принятии такого чека к учету рассматривать его в качестве документа, обосновывающего экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности, на наш взгляд, довольно рискованно. В этом случае такой кассовый чек подтверждает только факт произведенного расчета (факт уплаты денежных средств), тогда как для оприходования товаров (работ, услуг), в том числе приобретенных за наличный расчет, необходим первичный документ, содержащий обязательные реквизиты, поименованные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 26.11.2019 N 03-03-06/1/91715.
Вместе с тем если в данной ситуации, помимо кассового чека, к авансовому отчету будет приложен, например, акт оказанных услуг (выполненных работ), содержащий все реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона N 402-ФЗ, то факт хозяйственной деятельности, на наш взгляд, можно считать подтвержденным.
В этом случае авансовый отчет с приложенными документами (договором, актом, чеками ККТ) будет служить основанием для признания расходов в целях налогообложения.
Пункт 1 ст. 183 ГК РФ предусматривает, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.
Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения (п. 2 ст. 183 ГК РФ).
Мы полагаем, что факт составления в рассматриваемой ситуации авансового отчета и дальнейшее утверждение его руководителем будут свидетельствовать об одобрении сделки представляемым.
Что касается предельной величины расчетов наличными между юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями, то лимит таких расчетов составляет 100 000 руб. (п. 4 Указания Банка России от 09.12.2019 N 5348-У).
Однако в данном случае фактически расчеты совершались между физическим лицом и предпринимателем, что не подпадает под установленные ограничения.
Кроме того, считаем, что соблюдение правил наличных расчетов не влияет на возможность признания тех или иных расходов в целях налогообложения прибыли.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения