Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 26 июня по 2 июля 2023 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ


Федеральный закон от 24.06.2023 N 261-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Налогообложение НДС по налоговой ставке 0 процентов будет осуществляться в том числе при реализации работ (услуг) по ремонту судов российскими судоремонтными предприятиями (организациями) при условии заключения инвестиционного соглашения о развитии и модернизации собственных производственных мощностей

Инвестиционное соглашение заключается с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, и Минфином России.

Инвестиционное соглашение должно содержать перечень мероприятий по развитию и модернизации собственных производственных мощностей и обязательство по направлению средств на реализацию данных мероприятий ежегодно в течение семи последовательных календарных лет начиная с 1 января года подписания инвестиционного соглашения. Размер таких средств должен составлять не менее 20 процентов определяемой по итогам предыдущего календарного года суммарной стоимости реализованных работ (услуг) российскими судоремонтными предприятиями (организациями) по ремонту судов. Средства в указанном размере должны ежегодно направляться на финансирование расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов используемых основных средств и доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования.

Инвестиционное соглашение заключается до 31 декабря 2024 года включительно. С 1 января 2025 года заключение инвестиционных соглашений не допускается.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года.

Положения подпункта 22 пункта 1 статьи 164, пунктов 7.1 и 9.3 статьи 165, абзаца третьего пункта 3 статьи 172 Налогового кодекса РФ (в редакции настоящего федерального закона) применяются в отношении работ (услуг) по ремонту морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания и судов рыбопромыслового флота, выполненных (оказанных) до окончания действия инвестиционных соглашений о развитии и модернизации собственных производственных мощностей по контрактам на выполнение (оказание) таких работ (услуг), заключенным после заключения такими налогоплательщиками указанных инвестиционных соглашений.

 

Федеральный закон от 24.06.2023 N 262-ФЗ
"О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

С 1 июля 2023 года освобождена от обложения НДС реализация (передача) отдельных видов лекарственных препаратов, предназначенных для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями

Установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ лекарственных препаратов, ввезенных на территорию РФ и не зарегистрированных в РФ, некоммерческой организации, которая создана в соответствии с нормативным правовым актом Президента РФ в целях обеспечения оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, а также безвозмездная передача указанных лекарственных препаратов медицинской или фармацевтической организации государственной системы здравоохранения.

Данные положения применяются в отношении реализации (передачи) лекарственных препаратов, предназначенных для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, и (или) для оказания медицинской помощи лицам, достигшим возраста 18 лет, в течение одного года после достижения ими указанного возраста в случае получения ими такой формы поддержки в рамках деятельности этой некоммерческой организации до достижения возраста 18 лет.

 

Федеральный закон от 24.06.2023 N 268-ФЗ
"О внесении изменений в статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Установлены особенности налогообложения участников свободной экономической зоны на территориях новых субъектов РФ

В частности, предусмотрены следующие налоговые льготы в отношении участников СЭЗ (в рамках реализации инвестиционных проектов): "нулевая" ставка по акцизу на жидкую сталь, "нулевая" ставка по НДПИ, пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%, освобождение от обложения налогом на имущество организаций и земельным налогом.

Определяется порядок применения указанных льгот.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Проект Федерального закона N 389988-8 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В Госдуму внесен законопроект, освобождающий от налогообложения НДС реализацию турпутевок

Согласно законопроекту туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма, смогут применять данную льготу с 1 января 2023 года по 30 июня 2027 года включительно.

 

Приказ ФНС России от 24.05.2023 N ЕД-7-3/347@
"Об утверждении формы сведений о выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, размерах вычетов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2023 N 73956.

Установлены новая форма сведений о выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов, размерах вычетов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биоресурсов, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме

Документ утвержден с целью реализации Федерального закона от 21.11.2022 N 444-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Признан утратившим силу Приказ ФНС от 26.02.2006 N САЭ-3-21/111@.

 

Письмо ФНС России от 22.06.2023 N ШЮ-4-13/7940@
"Разъяснения о сведениях, являющихся примерами надлежащего раскрытия информации для целей подпункта "б" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95"

Даны разъяснения по вопросу раскрытия информации о контроле над лицами недружественных иностранных государств налоговым органам РФ

Сообщается, в частности, что при определении наличия обязанности уведомлять налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях (далее - КИК) необходимо учитывать пункт 1 статьи 25.13 НК РФ, согласно которому КИК признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям: организация не признается налоговым резидентом РФ; контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Для лиц, признаваемых контролирующими лицами на 31.12.2022, установленный срок представления уведомлений о КИК за 2022 год является (с учетом нерабочих и праздничных дней): 20.03.2023 - для организаций; 02.05.2023 - для физических лиц.

Для лиц, признаваемых контролирующими лицами на 31.12.2023, установленный срок представления уведомлений о КИК за 2023 год является (с учетом нерабочих и праздничных дней): 20.03.2024 - для организаций; 30.04.2024 - для физических лиц.

В случае необходимости контролирующее лицо вправе запросить у налогового органа подтверждение о представлении уведомления о КИК за соответствующий год. Порядок получения от налоговых органов подтверждения раскрытия российскими юридическими лицами или физическими лицами информации о контроле приведен в письме ФНС России от 30.09.2022 N ШЮ-4-13/13043@.

 

<Письмо> ФНС России от 22.06.2023 N СД-4-3/7941@
<О порядке заполнения Уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (КНД 1110355)>

Даны разъяснения по порядку заполнения кодов отчетного (налогового) периода поля "Отчетный (налоговый) период (код) / Номер месяца (квартала)" уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов в рамках УСН и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Сообщается, в частности, что при заполнении указанного уведомления в отношении авансовых платежей по УСН в поле "Отчетный (налоговый) период (код) / Номер месяца (квартала)" налогоплательщики указывают следующие коды:

за отчетный период первый квартал 2023 года - "34/01";

за отчетный период полугодие 2023 года - "34/02";

за отчетный период 9 месяцев 2023 года - "34/03".

При заполнении указанного уведомления в отношении авансового платежа по ЕСХН за отчетный период полугодие 2023 года в поле "Отчетный (налоговый) период (код) / Номер месяца (квартала)" налогоплательщики указывают код "34/02".


<Письмо> ФНС России от 26.06.2023 N БС-4-11/8049@
<О применении междокументного контрольного соотношения показателей формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), утвержденной Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц", направленных письмом ФНС России от 18.02.2022 N БС-4-11/1981@>

Начиная с представления расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2023 года не применяется контрольное соотношение 2.1

Уточнено применение контрольных соотношений показателей формы расчета 6-НДФЛ, доведенных письмом ФНС России от 18.02.2022 N БС-4-11/1981@.

 

<Письмо> ФНС России от 22.06.2023 N СД-4-3/7967@
"Об изменении режима налогообложения"

Даны разъяснения по вопросу отказа от выбранного специального налогового режима (УСН, ЕСХН) и перехода на иной режим налогообложения на территориях новых субъектов

По мнению ФНС, налогоплательщики, представившие в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 N 2529 уведомление о переходе на применение УСН, ЕСХН с 01.01.2023, вправе отказаться от их применения и перейти с этой даты на иной режим налогообложения, в том числе на общую систему налогообложения, уведомив об этом налоговый орган до истечения срока, установленного в данном постановлении, - не позднее 30.06.2023.

 

<Письмо> ФНС России от 26.06.2023 N СД-4-3/8094@
"О направлении письма"

Даны разъяснения по вопросу отнесения продукции на растительной основе к напиткам, не являющимся подакцизными сахаросодержащими напитками

Не признаются сахаросодержащими напитками в том числе напитки на растительной основе, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых входит двуокись углерода.

Сообщается о допустимых компонентах, используемых для изготовления напитков на растительной основе, требованиях к используемому сырью в соответствии с ГОСТ Р 70650-2023, а также, в частности, приведены сформированные Минсельхозом России перечни злаковых, зернобобовых, масличных культур и орехов.

 

<Письмо> Росреестра от 30.05.2023 N 14-4593-ТГ/23
<О государственной пошлине за государственную регистрацию прекращения договора участия в долевом строительстве в случае одностороннего отказа стороны договора от его исполнения>

Даны разъяснения по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения договора участия в долевом строительстве в случае одностороннего отказа стороны такого договора от его исполнения

Сообщается, в частности, что согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Застройщик и участник долевого строительства вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ. В случае одностороннего отказа одной из сторон договора от исполнения договора договор считается расторгнутым со дня направления другой стороне уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора.

Пунктом 1 статьи 333.16 НК РФ установлено, что государственной пошлиной признается сбор, взимаемый за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Положениями подпункта 30 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ определяется размер государственной пошлины за государственную регистрацию договора, а также соглашения об изменении или о расторжении договора, уступки прав требования по договору, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, из буквального толкования комментируемых норм следует, что при расторжении договора на основании одностороннего отказа стороны договора от его исполнения государственная пошлина не уплачивается.

 

<Информация> ФНС России
"Налоговые органы завершили массовое направление сообщений об исчисленных суммах налогов на имущество организаций за 2022 год"

ФНС сообщает о завершении рассылки сообщений об исчисленных суммах налогов в отношении транспортных средств и объектов недвижимости, принадлежавших юрлицам в течение 2022 года

Также приведена информация о новых правилах формирования и рассылки сообщений, порядке и сроках направления организациями пояснений в случае несоответствия уплаченного налога сумме исчисленного налога, указанной в сообщении.

Кроме того, ФНС напоминает: если организация не получила сообщение, она обязана уведомить налоговый орган о наличии налогооблагаемых транспортных средств и объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

 

Информация УФНС РФ по г. Москве от 26.06.2023 <В Москве 26 июня не учитывается в качестве рабочего дня при исчислении сроков, установленных НК РФ>

В Москве при исчислении сроков, установленных НК РФ, 26 июня 2023 года не учитывается в качестве рабочего дня

Мэр Москвы объявил 26 июня нерабочим днем в связи с введением режима КТО.

Приведенная в информации позиция налогового органа основана на порядке определения сроков, установленном пунктом 7 статьи 6.1 НК РФ.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

26.06.2023 Передача физическим лицом своему работодателю транспортных средств без предоставления услуг по технической эксплуатации и экипажа в рамках договора аренды не является реализаций услуг, соответственно, может облагаться налогом на профессиональный доход

Общество полагает, что налоговый орган необоснованно доначислил НДФЛ на доходы физического лица, полученные им по договору аренды транспортных средств, так как данные услуги не подлежат обложению налогом на профессиональный доход (НПД).
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества обоснованной.
Физическое лицо состояло на учете в качестве плательщика НПД, одновременно являясь директором и учредителем общества. На основании заключенного с обществом договора аренды транспортных средств без предоставления услуг по технической эксплуатации и экипажа директор получал доход за переданное в аренду имущество.
Поскольку предметом названного договора является переход имущественных прав, указанный договор не является договором возмездного оказания услуг.
Следовательно, доводы налогового органа о том, что названные доходы являются доходами от реализации услуг и не подлежат обложению НПД, неверны, а доначисление НДФЛ неправомерно.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2023-04-04 № Ф04-841/23 по делу N А46-12519/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

27.06.2023 Возврат имущества в связи с признанием сделки недействительной представляет собой новую финансово-хозяйственную операцию, которая подлежит учету в периоде ее совершения, а не путем корректировки налоговой базы предыдущих периодов

Предприниматель не отразил доход по безвозмездно полученному от родственника имуществу в декларации по УСН, поскольку договор дарения был признан недействительным, а имущество возвращено дарителю.
Инспекция, не согласившись с ИП, доначислила ему соответствующие суммы налога.
Суд, исследовав обстоятельства дела, поддержал налоговый орган.
Последующие изменения совершенных в соответствующем налоговом периоде хозяйственных операций, в том числе в виде возврата имущества в связи с признанием сделки недействительной, подлежат учету как новые факты хозяйственной жизни в налоговом периоде их совершения.
Корректировка в налоговом учете должна быть произведена в том налоговом периоде, когда имел место новый факт хозяйственной жизни.
Поскольку признание договора дарения недействительным и возврат имущества имели место за пределами проверяемого периода, данные обстоятельства не являются основанием для признания решения инспекции недействительным.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2023-04-25 № Ф07-4567/23 по делу N А66-12934/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.06.2023 КС обязал начислять компенсации за сверхурочные работы сверх зарплаты, а не оклада

В связи с низким окладом сторож получал зарплату с доплатой до МРОТ. При добавлении к окладу компенсации за сверхурочные работы полученную сумму также повышали до МРОТ. Компенсация поглощалась этой доплатой, и работник в итоге получал те же деньги. Добиться, чтобы компенсационную выплату рассчитывали из МРОТ, а не из оклада, он не смог.
Оспариваемая норма признается неконституционной. Она не устанавливает допустимого соотношения между окладом и надтарифной ставкой и четко не определяет, какие выплаты в составе зарплаты подлежат увеличению за сверхурочные работы. На практике это привело к устойчивой тенденции оплаты сверхурочной работы исходя лишь из тарифной ставки или оклада.
Такой подход не согласуется с принципами равенства, справедливости, нарушает право на справедливую оплату труда. Конституция РФ предусматривает право на вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже МРОТ. Когда тарифная ставка или оклад работника оказывается меньше МРОТ, то оплата работы в ночное время увеличивается лишь формально. Такой способ расчета не обеспечивает повышенную оплату работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Работники, трудившиеся сверхурочно, оказываются в худшем положении по сравнению с выполнявшими ту же работу в нормальных условиях.
Законодателю надлежит скорректировать закон. До этого работнику гарантируется зарплата не ниже МРОТ без учета дополнительных выплат. Сверхурочное время должно оплачиваться сверх заработной платы с начислением компенсаций на тарифную ставку или оклад.
Дело заявителя подлежит пересмотру.

Постановление Конституционного Суда РФ от 2023-06-27 № 35-П “По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго Постановления Правительства Российской Федерации "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко”

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.06.2023 ВС не позволил исключить расходы на перевозку по России из таможенной стоимости вывозимого товара

Компания экспортировала лес в Китай. По контрактам право собственности на товар переходило в момент его передачи агентам покупателя на ж/д станции. Расходы на перевозку не включались в таможенную стоимость. Плата агентам считалась транспортными расходами покупателя. Это привело к занижению таможенных платежей.
Суд встал на сторону таможни. Он квалифицировал контракты и агентские договоры как взаимосвязанные сделки, оплата по которым формирует таможенную стоимость товара. Проверочные инстанции с этим не согласились, так как покупатель принимает на себя риск случайной гибели в момент передачи товара перевозчику.
Верховный Суд РФ оставил в силе решение первой инстанции. Приемка товара осуществлена покупателем не в момент его отгрузки на территории России, а после убытия товара с таможенной территории. Значит, разделение между контрактами и агентскими договорами сделано лишь для вида и не отражает подлинные отношения сторон.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2023-06-06 № 301-ЭС23-1708 по делу N А43-33079/2021 Суд отменил апелляционное и кассационное постановления, оставив в силе решение суда первой инстанции об отказе в признании незаконными решений таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары, после их выпуска, поскольку суд первой инстанции обоснованно квалифицировал внешнеторговые контракты и агентские договоры как взаимосвязанные сделки, оплата по которым составляет величину цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар, то есть, формирующей таможенную стоимость экспортируемого товара

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

29.06.2023 Поскольку по заключению экспертизы остаточная стоимость объекта недвижимости (основного средства) превышает как его цену по договору купли-продажи, так и установленный лимит для применения УСН, суд признал правомерным доначисление налогов по ОСН

Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик утратил право на применение УСН в связи с превышением остаточной стоимости основных средств, в связи с чем ему правомерно начислены налоги по ОСН.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился.
Определение остаточной стоимости ОС в целях УСН производится по правилам, установленным НК РФ для организаций. Налоговым органом была проведена независимая экспертиза, согласно результатам которой остаточная стоимость объекта превышает 150 млн. руб. При этом налоговым органом указано на наличие взаимозависимости сторон сделки купли-продажи с целью согласования заниженной стоимости.
Установив, что предусмотренные законом требования при назначении и проведении экспертизы соблюдены, суд пришел к выводу о превышении остаточной стоимостью спорного ОС лимита для применения УСН и признал доначисление налогов по ОСН правомерным.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2023-05-16 № Ф10-2157/22 по делу N А83-16290/2021

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.06.2023 Расходы по договору управления были признаны экономически необоснованными, поскольку исполнитель (ИП) являлся учредителем налогоплательщика, ранее выполнял обязанности директора, и его функции не изменились

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком были завышены расходы на выплату вознаграждения управляющему.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Обществом-налогоплательщиком был заключен договор управления с ИП, по которому ему были переданы полномочия единоличного исполнительного органа.
При этом управляющий являлся учредителем и основным участником налогоплательщика, а до передачи ему полномочий управляющего он был генеральным директором налогоплательщика.
Фактически функции данного лица после заключения договора об управлении не изменились, штатное расписание и трудовые функции иных работников общества также не поменялись и дублировали функции управляющего, в связи с заключением названного договора одновременно произошел значительный рост расходов, опережающий рост доходов.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2023-04-19 № Ф06-1642/23 по делу N А49-7277/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

30.06.2023 Установив, что расхождения в сумме НДС возникли исключительно в связи с допущенной налогоплательщиком технической ошибкой в номере счета-фактуры, суд признал неправомерным отказ в возмещении НДС

Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик не восстановил в декларации сумму НДС с суммы аванса, зачтенного в оплату за работы, в результате чего была завышена сумма НДС к возмещению.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа не согласился.
Суд установил, что вся сумма НДС, подлежащая восстановлению в проверяемом периоде, была восстановлена в полном объеме, при этом налогоплательщиком была допущена техническая ошибка в номере счета-фактуры, в связи с чем сума аванса была отражена некорректно.
Достаточных и достоверных доказательств того, что указанная опечатка/техническая ошибка привела к неправильному определению налогоплательщиком налоговой базы по НДС и повлияла на размер НДС, предъявленный к возмещению, налоговым органом не представлено.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2023-05-03 № Ф10-1671/23 по делу N А64-4703/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

26.06.2023 Неверный зачет по налогам можно исправить. Налоговики объяснили, как это сделать

Если вы подали заявление на зачет ЕНП в счет конкретного налога (КНД 1150057) и указали там неверный КБК или сумму, то такой зачет нужно отменить.

Как – рассказали в УФНС по Северной Осетии.

Для этого необходимо подать форму заявления (КНД 1165171) об отмене зачета. Основание – пункт 6 статьи 78 НК РФ.

Отменить зачет можно полностью или частично. В случае частичной отмены зачета заполняют графу «в размере... рублей».

Если сумма зачтена в счет уплаты налога за третье лицо или по решению ФНС (суда), то отменить такой зачет нельзя.

Кстати, возможность зачета в счет третьего лица вообще хотят временно отменить до конца года.

Переплату на ЕНС можно или вернуть на счет или зачесть в счет уплаты иных налогов и взносов.

✔ Вернуть переплату можно или по заявлению, или по решению ФНС.

✔ Вернуть переплату можно только в размере, не превышающем положительное сальдо.

✔ Если положительного сальдо недостаточно, то возврат будет частичный.

Для возврата необходимо подать заявление по форме КНД 1112542.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.06.2023 Минфин: компенсация сотрудникам-вредникам не облагается НДФЛ

Для работников с вредными и опасными условиями труда в ТК предусмотрено несколько видов гарантий и компенсаций.

Какие гарантии для вредников предусмотрены в ТК РФ, смотрите в нашей таблице.

Норма ТК РФ

Гарантия

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Дополнительный оплачиваемый отпуск

Оплата труда в повышенном размере (от 4%)

Бесплатное молоко или другие равноценные пищевые продукты

При этом ТК РФ не рассматривает оплату труда в повышенном размере в качестве компенсационной выплаты.

По пункту 1 статьи 217 НК РФ компенсации, связанные с трудовыми обязанностями, не облагаются НДФЛ.

Компенсации – это денежные выплаты для возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей.

Если работодатель компенсирует вредникам конкретные затраты (по документам), то такая компенсация освобождается от НДФЛ, указывает Минфин в письме от 02.05.2023 № 03-04-05/40236.

Это могут быть компенсации, которые прямо не установлены ТК и, например, обусловлены спецификой деятельности организации.

Они должны быть связаны с исполнением трудовых обязанностей или возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.06.2023 Раздачу продуктов на грани просрочки хотят освободить от НДС

Планируют отменить НДС на фудшеринг для торговых сетей. Речь идет о бесплатной раздаче людям продуктов с истекающим сроком годности.

Законопроект с такой нормой разработали депутаты от ЛДПР. Идею поддержали крупнейшие российские ритейлеры, а также в профильных комитетах Госдумы.

Отменить НДС хотят на продукты и бутилированную воду с истекающим сроком годности, если они будут бесплатно отданы населению, пишут «Известия».

Сейчас магазинам невыгодно раздавать такие продукты людям, потому что придется платит НДС. Выгоднее дождаться, когда срок годности закончится, и выбросить.

Продукты с истекающим сроком годности исключат из списка объектов налогообложения по НДС.

Но в список товаров, которые могут быть переданы населению, исключат продукты детского и диетического питания и алкоголь.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.06.2023 Как вырастет планка зарплат для полных страховых взносов

Уровень зарплат для полных страховых взносов предложили к 2026 году повысить до 200 тысяч рублей в месяц.

Согласно проекту бюджета Социального фонда на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов, предельная база для начисления страховых взносов, то есть годовая зарплата, с которой взносы взимаются по полной ставке 30%, вырастет на 26% к 2026 году по сравнению с текущим уровнем. Эти данные были опубликованы РБК.

Предполагается следующая динамика изменения предельной базы для начисления страховых взносов:

2024 год: 2,12 миллиона рублей (с учетом зарплат до 177 тысяч рублей в месяц);

2025 год: 2,267 миллиона рублей (с учетом зарплат до 189 тысяч рублей в месяц);

2026 год: 2,417 миллиона рублей (с учетом зарплат до 201 тысячи рублей в месяц).

Формула расчета базы основывается на умножении средней прогнозируемой заработной платы за конкретный год (76,8 тысяч рублей в 2024 году, 82,1 тысяч рублей в 2025 году, 87,6 тысяч рублей в 2026 году) на 12 месяцев и на повышающий коэффициент 2,3. В проекте бюджета Социального фонда используется взносооблагаемая база, определенная в соответствии с положениями Налогового кодекса. Коэффициент 2,3 остается неизменным, а изменение базы в рублях зависит от динамики средних заработных плат.

В 2023 году размер взносооблагаемой базы увеличился с 1,565 миллиона до 1,917 миллиона рублей (что соответствует заработку около 160 тысяч рублей в месяц), что вызвало протесты со стороны крупного бизнеса. Также в этом году в результате объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в единый Социальный фонд изменилась модель уплаты страховых взносов: пенсионные взносы и взносы на социальное и медицинское страхование начались уплачиваться единым платежом на основе общей базы.

Облагаемая база по страховым взносам отражает уровень социальных гарантий, таких как пенсии, больничные, пособия по уходу за ребенком. Уровень базы является результатом компромисса между фискальной нагрузкой и объемом социального обеспечения, пояснили представители Минфина.

Источник: Российский налоговый портал

 

28.06.2023 На взносы ИП 1% от дохода уведомления не нужны

Налоговики сами начислят ИП страховые взносы, в том числе – 1% с дохода.

Даже если ИП совмещает УСН и ПСН, уведомлять налоговиков о сумме взноса в 1% не нужно.

Обсуждение этого вопроса идет в нашем форуме.

У ИП на УСН в течение года было 2 патента. Доход был как от УСН, так и от ПСН.

Бухгалтер волнуется, как налоговики высчитают сумму взносов. Не надо ли сдать уведомление?

Участники обсуждения подсказали, что беспокоиться не о чем. Все данные у ФНС есть.

Доход по УСН они возьмут из декларации. По ПСН берут потенциальный доход для расчета взносов. Этот показатель налоговикам известен, ведь они сами выдали патент.

Реальный доход по ПСН, который ИП отражает в книге, роли для расчета взносов не играет. Он нужен только, чтобы отслеживать лимит для ПСН.

Смотрите в нашей таблице, какой доход учитывать для взносов 1%.

Режим налогообложения

База для расчета взносов

ОСНО

Доходы минус расходы по книге учета (декларации 3-НДФЛ)

УСН «Доходы»

Доходы (выручка) по книге учета (декларации по УСН)

УСН «Доходы минус расходы»

Доходы минус расходы по книге учета (декларации по УСН)

ПСН

Потенциальный доход из патента. Реальный доход из книге не имеет значение!

ЕСХН

Доходы минус расходы по книге учета (декларации по ЕСХН)

Главы КФХ 1% не платят!

О том, какой КБК код периода указывать при уплате взносов 1% платежкой-02 мы рассказывали тут.

Также взнос можно уплатить платежкой-02 и подать заявление о зачете (а можно не подавать его).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

30.06.2023 Бизнес из ДНР может пока не применять ККТ

Обязанность применять ККТ на территории ДНР наступает с 01.02.2025.

Если бизнес из новых регионов получает оплату от покупателей, он не применяет ККТ.

Но в этом случае по требованию покупателя ему надо выдать товарный чек или иной документ, в котором должны быть:

наименование;

порядковый номер;

реквизиты.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 22.05.2023 №30-01-15/42095.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

IT-компания является ООО. Основной ОКВЭД - 62.01, применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Онлайн-касса отсутствует (регистрировать не планируется).
Организация разработала курсы и получила лицензию на образовательные услуги "Дополнительное образование детей и взрослых". Эти курсы планируеся продавать через интернет-сайт физическим и, возможно, юридическим лицам.
Оплата услуг производится с помощью платежной системы ООО НКО "Яндекс.Деньги".
1. Надо ли регистрировать новый ОКВЭД?
2. Каков регламент бухгалтерского и налогового учета данной операции (доходной и расходной частей)? Является ли это НМА? Надо ли вести учет затрат на создание этих курсов? Каков учет поступления денежных средств? Каковы сроки выставления актов и порядок подписания данных актов? Каков учет комиссии за обслуживание системы "Юмани"? Надо ли вести раздельный учет затрат по этому виду деятельности? Каков принцип отражения данных операций в КУДиР?
3. Есть ли образец договора, используемого для возможности получения налогового вычета по НДФЛ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В связи с началом осуществления деятельности в области дополнительного образования организация может выбрать один из кодов ОКВЭД:

85.41 "Образование дополнительное детей и взрослых";

85.41.9 включает в т.ч. и компьютерные курсы;

62.02 "Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий".

В случае осуществления оплаты с применением платежной системы "Яндекс.Деньги" датой получения доходов для организации будет являться день оплаты покупателями (учащимися) приобретенных услуг электронными денежными средствами.

В составе доходов отражается вся сумма, перечисленная заказчиком услуг, т.е. без уменьшения на сумму комиссии, удержанную платежным агентом, которая может быть учтена в составе расходов.

Разработка программного обеспечения может быть отнесена в состав нематериальных активов. 

Обоснование позиции: 

Получение нового ОКВЭД 

Коды ОКВЭД относятся к числу сведений о юридическом лице, подлежащих включению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (подп. "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") (далее - Закон N 129-ФЗ).

Арбитражные суды неоднократно приходили к выводу о том, что присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законом (смотрите, например, постановление АС Центрального округа от 06.09.2016 N Ф10-1446/15). То, что присвоение какого-либо кода вида деятельности по ОКВЭД не лишает организацию права на осуществление других видов деятельности и не свидетельствует о получении ею необоснованной налоговой выгоды, подтверждено и в письмах ФНС России от 03.09.2018 N ЕД-19-2/263@, от 22.08.2019 N СА-17-2/229@.

В то же время п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ установлена обязанность юридического лица сообщать в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении кодов ОКВЭД. Что подразумевается под изменением, Закон N 129-ФЗ не разъясняет, но, как показывает судебная практика, при осуществлении юридическим лицом деятельности (не только основной), код вида которой не внесен в ЕГРЮЛ или код внесен, но с нарушением установленного Законом N 129-ФЗ срока (в течение семи рабочих дней с момента изменения), возможно привлечение к административной ответственности по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, к примеру, постановление Второго КСОЮ от 29.11.2019 по делу N 16-189/2019).

В связи с изложенным мы рекомендуем зарегистрировать соответствующий код ОКВЭД в связи с началом осуществления деятельности в области дополнительного образования, даже несмотря на то, что эта деятельность не будет являться основной.

Рекомендуемые коды ОКВЭД:

85.41 "Образование дополнительное детей и взрослых";

85.41.9 включает в т.ч. и компьютерные курсы;

62.02 "Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий". Эта группировка включает:

планирование и проектирование компьютерных систем, которые объединяют компьютерную технику, программное обеспечение и технологии передачи данных.

Услуги могут включать соответствующее обучение пользователей. 

Налоговый учет 

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, в частности, услуг, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ.

На основании норм ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации услуг исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги, выраженные в денежной форме.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации доход, полученный организацией от оказания услуг в сфере дополнительного образования, учитывается при расчете налогооблагаемой базы при УСН в порядке, установленном п. 1 ст. 346.17 НК РФ (т.е. с применением кассового метода).

Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ в целях гл. 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств, в частности, на счета в банках (кассовый метод).

В случае осуществления оплаты с применением платежной системы "Яндекс.Деньги" датой получения доходов для организации будет являться день оплаты покупателями (учащимися) приобретенных услуг электронными денежными средствами.

Так, в письме Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-11/1415 разъяснено, что моментом погашения задолженности покупателя перед продавцом является момент одновременного принятия оператором распоряжения на перевод, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя. Этот момент и является датой признания дохода от реализации товаров при кассовом методе. В связи с этим датой получения доходов при применении УСН, по мнению Минфина России, является день оплаты покупателями приобретенных товаров (работ, услуг) электронными денежными средствами.

Документом, подтверждающим факт оплаты услуги, может являться выписка по соответствующему счету у оператора платежной системы или сообщение оператора платежной системы (смотрите, например, письма Минфина России от 22.08.2014 N 03-11-11/42017, от 20.01.2014 N 03-11-11/1415, от 05.06.2013 N 03-11-11/163). Реквизиты этого документа будут отражены и в Книге учета доходов и расходов налогоплательщика.

Следует обратить внимание, что в силу п. 2 ст. 249п. 1 ст. 346.15 НК РФ в случае поступления на расчетный счет организации выручки от реализации услуг за вычетом комиссии платежного агента в доходах налогоплательщика должна быть отражена сумма, перечисленная заказчиком услуг (обучающимся), т.е. без уменьшения на сумму комиссии, удержанную платежным агентом (смотрите письма Минфина России от 31.07.2012 N 03-11-06/2/100, от 14.05.2012 N 03-11-11/161 и от 21.11.2007 N 03-11-04/2/280).

При этом налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, могут признавать комиссию, удерживаемую оператором платежных систем, как агентское вознаграждение и учитывать указанное вознаграждение в расходах на основании подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письмо Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-11/28). 

Бухгалтерский учет 

В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) поступления, связанные с оказанием услуг, квалифицируются в качестве доходов от обычных видов деятельности (выручка).

На основании п. 12 ПБУ 9/99 выручка от оказания услуг признается в бухгалтерском учете при одновременном выполнении следующих условий:

организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

сумма выручки может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

услуга оказана;

расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

В силу п. 6 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств.

Отражение в бухгалтерском учете организации расчетов с использованием электронных платежных средств может быть осуществлено на основании использования счета 55 "Специальные счета в банках" или счета 57 "Переводы в пути" с открытием отдельного субсчета "Электронные деньги".

При этом допускается выделение отдельных субсчетов по платежным системам или видам электронных денег.

На основании п. 8 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" в учетной политике организации необходимо утвердить счет для учета движений электронных денежных средств.

Следовательно, на дату получения оплаты через Интернет в учете организации могут быть сделаны следующие записи:

Дебет 55 Кредит 62

поступили электронные денежные средства от заказчика услуг;

Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"

начислен доход от оказания услуг (на дату выполнения всех условий, указанных в п. 12 ПБУ 9/99);

Дебет 51 Кредит 55

поступили денежные средства на расчетный счет (если денежные средства не планируется хранить в электронном кошельке).

На основании п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" вознаграждение, выплачиваемое оператору платежной системы за перевод электронных денег, организация может включить в прочие расходы как вознаграждение за оказанные услуги банков, оформив данную операцию такой записью:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

учтены расходы на перевод электронных денежных средств.

Отметим также, что в соответствии с п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Указанной норме корреспондирует п. 21.1 ПБУ 10/99 "Расходы организации", согласно которому в случае выделения в отчете о финансовых результатах видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.

Из этого следует, что доходы и расходы по указанному виду деятельности должны осуществляться отдельно от учета доходов и расходов по основному виду деятельности (к примеру, на отдельных субсчетах или в отдельных регистрах). Способ учета указанных доходов и расходов организация разрабатывает самостоятельно и утверждает в учетной политике. 

Документ, подтверждающий факт оказания образовательных услуг 

ГК РФ не требует оформления сторонами договора возмездного оказания услуг акта либо иного документа, удостоверяющего приемку оказанных услуг. Тем не менее поскольку в силу ст. 783 ГК РФ, если это не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг, к отношениям по такому договору применяются общие положения ГК РФ о подряде и положения о бытовом подряде. По смыслу п. 2 ст. 720 ГК РФ приемка работ по договору подряда удостоверяется актом либо иным документом. Результат исполнения договора возмездного оказания услуг, как правило, характеризуется отсутствием овеществленного результата, подлежащего передаче заказчику. Услуги потребляются в процессе их оказания, в связи с чем их результат, в отличие от результата работ, не требует приемки. Тем не менее принципиально оформление документа о приемке не противоречит существу договора возмездного оказания услуг и применяется на практике, поскольку подписанный сторонами без возражений документ о приемке, являясь надлежащим подтверждением факта оказания услуг, минимизирует риски возникновения спора между контрагентами" (смотрите Энциклопедию решений. Составление акта по договору возмездного оказания услуг (февраль 2023 г.)).

В рассматриваемой ситуации учитывая, что в большинстве случаев потребителями услуги, оказываемой онлайн, будут являться физические лица, основная проблема, на наш взгляд, которая возникнет у исполнителя, - это получение подписанного заказчиком акта оказания услуг.

Но поскольку речь идет именно о выручке, то, по мнению Минфина России (для целей исчисления налога на прибыль), она подлежит признанию ежемесячно на основании односторонних актов (письмо Минфина России от 08.10.2020 N 03-07-11/88016). Иными словами, для того чтобы признать выручку, подпись заказчика на акте не является обязательной.

В анализируемой ситуации организация применяет УСН, поэтому для признания дохода важен, в первую очередь, не акт оказания услуг, а факт оплаты.

На наш взгляд, документом, подтверждающим оказание образовательной услуги, будет являться и сертификат о прохождении курсов, направляемый лицу, прошедшему обучение. 

Признание нематерильного актива 

В бухгалтерском и в налоговом учете к НМА относятся исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, перечисленные в ст. 1225 ГК РФ (п. 4 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", п. 3 ст. 257 НК РФ).

В частности, к НМА относится исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных (подп. 2 п. 3 ст. 257 НК РФ, п. 4 ПБУ 14/2007).

В связи с этим полагаем, что в рассматриваемой ситуации разработка курсов, т.е. соответствующего программного обеспечения, может быть отнесена в состав нематериальных активов.

В бухгалтерском учете актив принимается к учету в качестве НМА, если единовременно выполняются все условия, предусмотренные п. 3 ПБУ 14/2007 (одним из которых является использование в течение свыше 12 месяцев). В налоговом - если выполняются требования второго абзаца п. 3 ст. 257 НК РФ. При этом для признания в учете объекта НМА его стоимость не имеет значения. Однако НМА стоимостью менее 100 000 руб. в налоговом учете не признаются амортизируемым имуществом.

Первоначальная стоимость НМА формируется из всех затрат, связанных с разработкой программного обеспечения (пп. 8, 9 ПБУ 14/2007п. 3 ст. 257 НК РФ), в частности:

расходов на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива;

страховых взносов;

расходов на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизации основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется.

Также отметим, что такой вид НМА, как программное обеспечение, имеет особенность - оно может дорабатываться в целях модификации или модернизации. В связи с этим, например, в МСФО допускается изменение первоначальной стоимости НМА в крайне редких случаях (п. 20 МСФО (IAS) 38). Например, при расширении имеющихся функций программного обеспечения, что повлечет за собой увеличение размера ожидаемых экономических выгод при использовании модернизированной программы. С учетом норм ГК РФ, п. 16 ПБУ 14/2007, п. 20 МСФО (IAS) 38, полагаем, что необходимо определить характер доработки ПО и ее влияние на размер будущих экономических выгод. При этом поскольку законодательство не предлагает конкретного алгоритма для решения вопроса квалификации доработки НМА, организации (ответственному лицу) при разработке учетной политики следует ориентироваться на собственное профессиональное суждение (Рекомендация Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (принята фондом "НРБУ "БМЦ" от 17.12.2018)) с учетом общих принципов, одним из которых является рациональность (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Например:

если осуществляется адаптация программы - т.е. внесение изменений, направленных на обеспечение функционирования программы при изменении среды (например, адаптация бухгалтерской программы при изменении норм законодательства), то затраты на такую доработку ПО учитываются в периоде ее осуществления в составе расходов по обычным видам деятельности в соответствии с нормами ПБУ 10/99 "Расходы организации";

если осуществляется модернизация программы (расширение функциональных возможностей ПО), при этом модернизированная программа принесет больше экономических выгод, чем изначальная программа, то затраты на модернизацию учитываются в первоначальной стоимости нового объекта НМА. При этом, скорее всего, срок полезного использования нового объекта НМА зависит от оставшегося срока использования исходной программы. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Учет НМА, созданных в организации;

Энциклопедия решений. Порядок заключения, форма и условия договора об оказании платных образовательных услуг);

Примерная форма договора на оказание услуг по обучению (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);

Энциклопедия решений. Социальные вычеты по НДФЛ на обучение (май 2023 г.);

Вопрос: Доработка имеющегося программного обеспечения (учтено как НМА и амортизируется) силами сотрудников организации. Бухгалтерский и налоговый учет, документальное оформление (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена 

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Организация заключила договор об оказании услуг, в котором указано, что организация обеспечивает питание исполнителя по договору. Оказание услуг происходит в районе Крайнего Севера. На объекте ограниченное число мест для питания.
Подрядчик - иностранная организация (нерезидент), оказывает услуги на территории РФ. При оплате услуг по договору НДС налогового агента исчисляется и уплачивается (с учетом изменений с 01.01.2023).
Подрядчику выдана кредитная карта заказчика (юридического лица). По карте происходит списание за питание подрядчика. Кредитная карта выдана на имя директора организации, то есть авансовые отчеты будет представлять директор, с приложением чеков на питание подрядчика.
Как учесть и правильно оформить данные затраты? Можно ли их принять в расходы? Как учесть компенсацию за питание?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Расходы на оплату питания сотрудника исполнителя в рассматриваемой ситуации, вызванные условиями заключенного с иностранным исполнителем договора об оказании услуг, могут быть учтены организацией-заказчиком в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их документального подтверждения.

В данном случае организация-заказчик вправе произвести платеж в адрес третьих лиц в счет оплаты расходов, понесенных сотрудником исполнителя, совершая при этом операции с использованием корпоративной карты.

Если организация-заказчик как налоговый агент не начислит НДС на стоимость приобретенных продуктов питания и готовых блюд, то, возможно, свою позицию ей придется отстаивать в судебном порядке. 

Обоснование позиции:

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В договоре оказания услуг указываются цена подлежащей оказанию услуги или способы ее определения. Цена в договоре оказания услуг включает компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение (пп. 12 ст. 709ст. 783 ГК РФ).

На основании п. 1 ст. 718ст. 783 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором оказания услуг, оказывать исполнителю содействие в оказании услуг. По смыслу указанной нормы объем содействия заказчика исполнителю определяется в договоре (смотрите, например, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 N 07АП-342/14, ФАС Центрального округа от 06.07.2010 по делу N А14-16787/2009/534/36).

Заказчик вправе самостоятельно определить вариант оплаты возмещаемых расходов исполнителю.

В силу пп. 14 ст. 421 ГК РФ стороны договора оказания услуг по своему усмотрению вправе предусмотреть в этом договоре любые условия, касающиеся взаиморасчетов между ними, при условии соблюдения всех требований законодательства РФ.

Заказчик вправе том числе произвести платеж в адрес третьих лиц в счет оплаты расходов, понесенных сотрудником исполнителя. 

Налог на прибыль организаций 

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается полученная ими прибыль, определяемая как разница между полученными доходами и величиной произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами (в случае их осуществления на территории РФ) понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

НК РФ не содержит норм, прямо позволяющих учитывать организации-заказчику расходы на питание сотрудников организации-исполнителя.

В соответствии с п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Прямых норм, позволяющих налогоплательщикам учитывать при формировании налогооблагаемой прибыли затраты на оплату проезда, проживания, питания, Интернета для сотрудников организации-исполнителя (далее - Затраты), положения главы 25 НК РФ не содержат.

При этом расходы на покупку продуктов питания, оплату обедов сотрудника организации-исполнителя не могут быть учтены в составе расходов на командировки (ст. 166 ТК РФ, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 24.09.2015 N 03-03-06/1/54684, от 16.10.2007 N 03-03-06/1/723, от 16.10.2007 N 03-03-06/1/723постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.11 N А03-3375/2010).

Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 05.12.2016 N 03-03-06/1/71885, от 25.01.2012 N 03-03-06/1/33, от 28.04.2010 N 03-03-05/97).

Положения ст. 270 НК РФ не содержат прямого запрета на включение затрат в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, в связи с этим они могут быть признаны в налоговом учете при условии выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.

Официальные органы и судьи признают расходы, осуществляемые заказчиками на оплату питания, проживания и проезда сотрудников исполнителей (подрядчиков), соответствующими критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, указывая на возможность их учета в стоимости оказываемых услуг (выполняемых работ) или в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии их осуществления в соответствии с условиями конкретных договоров. Иначе говоря, если обязанность по компенсации данных расходов возложена на заказчика условиями соглашения с исполнителем, такие расходы организация вправе учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (п. 2 письма Минфина России от 08.08.2016 N 03-04-06/46423, письма Минфина России от 21.07.2017 N 03-03-06/1/46709, от от 05.11.2013 N 03-03-06/4/47090, от 14.11.2011 N 03-03-06/1/755, от 30.03.2011 N 03-03-06/4/24, УФНС России по г. Москве от 19.12.2007 N 20-12/121656, постановления Девятого ААС от 04.03.2013 N 09АП-1975/13, ФАС Центрального округа от 15.02.2012 N Ф10-107/12, Девятнадцатого ААС от 20.10.2011 N 19АП-4445/11, ФАС Уральского округа от 19.01.2009 N Ф09-10311/08-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1010/2009(961-А27-31)(962-А27-31), ФАС Западно-Сибирского округа от 18.08.2009 N Ф04-4093/2009(12642-А67-39), Московского округа от 13.08.2008 N КА-А40/7595-08, ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2007 N А05-5368/2006-26).

Однако в ряде писем, напротив, утверждалось, что расходы, например, на проживание лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли (письма Минфина России от 24.09.2015 N 03-03-06/1/54684, от 16.10.2007 N 03-03-06/1/723, от 19.12.2006 N 03-03-04/1/844).

С учетом особенностей рассматриваемой ситуации представляется, что расходы на оплату питания сотрудника организации-исполнителя являются для организации-заказчика направленными на получение дохода, так как производятся для целей осуществления предпринимательской деятельности (выполнение работ по договору подряда); необходимость их осуществления вызвана удаленностью места выполнения работ по договору подряда.

На этом основании считаем, что такие расходы могут быть учтены организацией-заказчиком в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их документального подтверждения. 

Использование корпоративной карты для оплаты расходов организации 

Согласно пп. 1.5, 1.12 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "О порядке эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П) корпоративная карта представляет собой банковскую карту, которая может быть в виде расчетной (дебетовой) или кредитной карты.

С использованием корпоративной карты можно совершать операции, указанные в п. 2.5 Положения N 266-П. По корпоративной карте можно оплачивать расходы в валюте Российской Федерации, связанные с деятельностью юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе оплатой командировочных и представительских расходов, на территории Российской Федерации (абзац третий п. 2.5 Положения N 266-П), иные операции в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, не установлен запрет (ограничение) на их совершение (абзац четвертый п. 2.5 Положения N 266-П).

Таким образом, по корпоративной карте организация вправе оплачивать расходы, связанные с деятельностью юридического лица, в том числе рассматриваемые в вопросе расходы.

То есть в рассматриваемой ситуации организация-заказчик вправе произвести платеж в адрес третьих лиц в счет оплаты расходов, понесенных сотрудником исполнителя, совершая при этом операции с использованием корпоративной карты.

В данном случае для подтверждения обоснованности расходов в целях их включения в налоговую базу по налогу на прибыль организаций необходимо принять от подотчетного сотрудника чеки на оплату продуктов питания, готовых обедов в качестве подтверждения несения расходов, связанных с обеспечением процесса питания исполнителя по договору. При этом желательно также иметь в наличии какие-либо иные документы, косвенно подтверждающие тот факт, что это расходы, связанные с договором об оказании услуг, заключенным с иностранным исполнителем, а не с личным потреблением подотчетного сотрудника. 

НДС 

Объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

К расходам исполнителя относят в том числе расходы на обеспечение питанием. Само по себе "возмещение" или "компенсация" понесенных налогоплательщиком затрат реализацией товаров (работ, услуг) не является и объекта обложения НДС не создает, а потому не обусловливает и следование иным требованиям главы 21 НК РФ.

Однако в общем случае, по мнению Минфина России, компенсация заказчиком командировочных расходов облагается НДС, несмотря на то, что в заключенных договорах такие расходы могут указываться отдельно от стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг). В письме Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-08/125 в схожей ситуации было отмечено следующее: учитывая, что российская организация оплачивает иностранной организации стоимость работ с учетом расходов, связанных с проездом, питанием и проживанием сотрудников иностранной организации, российской организации - налоговому агенту в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует включать все суммы денежных средств, перечисляемых иностранной организации.

Похожие выводы содержатся и в письмах Минфина России от 02.03.2010 N 03-07-11/37, от 26.02.2010 N 03-07-11/37, от 09.11.2009 N 03-07-11/288, от 14.10.2009 N 03-07-11/253, от 19.09.2003 N 04-03-71/75. В этих письмах в качестве обоснования своей позиции Минфин России приводит следующие аргументы.

Пунктом 2 ст. 153 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость выручка от реализации работ (услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных работ (услуг).

В письме Минфина России от 12.07.2017 N 03-07-08/44239 также было разъяснено, что суммы компенсаций расходов иностранной организации, понесенных ею в связи с исполнением договора об оказании услуг (проезд, размещение и проживание работников), следует включать в налоговую базу по НДС при исчислении и уплате налога в качестве налогового агента в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ. Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-08/125, от 13.05.2020 N 03-07-08/38578.

Подобная позиция прослеживается и в письме Минфина России от 22.02.2013 N 03-07-05/5156. В нем чиновники указали, что возмещение расходов иностранного банка, понесенных при предоставлении кредита, связано с оплатой услуг по кредитованию.

С учетом изложенного оплата заказчиком работ (услуг) третьим лицам расходов, понесенные сотрудником исполнителя - иностранной организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), может быть признана как связанная с оплатой за эти работы (услуги). На этом основании вышеуказанные денежные средства будут подлежать включению в налоговую базу по НДС. Организация-заказчик как налоговый агент при таком подходе контролирующих органов должна будет начислить НДС на величину понесенных за иностранную организацию расходов и перечислить ее в бюджет.

Следует отметить, что судебные инстанции не согласны с позицией финансового ведомства, в своих решениях они отмечают, что компенсация командировочных расходов подрядчика не должна облагаться НДС по следующим основаниям.

Возложение обязанности по оплате командировочных расходов на заказчиков носит компенсационный характер, не связано с расчетами за выполненные работы, поэтому при возмещении заказчиками подрядчику этих расходов не возникает реализация товаров (работ, услуг), и, следовательно, эти суммы не могут являться объектом налогообложения и не включаются в налоговую базу по НДС (определение ВАС РФ от 14.06.2007 N 6950/07, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.02.2007 N А17-1843/5-2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.03.2006 N А33-20073/04-с6-Ф02-876/05-С1, ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2008 N А42-7064/2007).

Таким образом, если организация-заказчик как налоговый агент не начислит НДС на стоимость продуктов питания и готовых блюд, то свою позицию ей, возможно, придется отстаивать в суде. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Договор возмездного оказания услуг;

Энциклопедия решений. Цена договора возмездного оказания услуг;

Энциклопедия решений. Дополнительное соглашение к гражданско-правовому договору;

Налоговые последствия разных вариантов компенсации расходов заказчика или исполнителя (О.О. Цохорова, "Российский налоговый курьер", N 10, май 2012 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег 

Ответ прошел контроль качества

 

НДФЛ

 

Индивидуальный предприниматель со своего счета переводит денежные средства за услуги физическому лицу по договору гражданско-правового характера.
1. Возникают ли налоговые обязательства у индивидуального предпринимателя?
2. Какие документы необходимо получить от физического лица?
3. Какую отчетность должен представить индивидуальный предприниматель?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц по договорам гражданско-правового характера подлежат налогообложению НДФЛ.

С 2023 года выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам подлежат обложению страховыми взносами по всем видам страхования.

Начисление взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится в случае, если договором с исполнителем работ (услуг) по гражданско-правовому договору предусмотрено их начисление. 

Обоснование вывода: 

НДФЛ 

На основании подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в РФ относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу на территории РФ. Соответственно, вознаграждение, выплачиваемое физическим лицам по гражданско-правовым договорам о выполнении работ (договорам подряда) или об оказании услуг, признается объектом обложения НДФЛ (смотрите также письма Минфина России от 09.09.2020 N 03-04-05/79095, от 17.09.2019 N 03-04-05/71503). Налогообложение производится по налоговой ставке 13% (15%), если физическое лицо является резидентом РФ, либо по налоговой ставке 30%, если физическое лицо - нерезидент РФ (пп. 1 и 3 ст. 224 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 25.02.2022 N 03-04-06/13551, от 24.03.2020 N 03-04-05/22766).

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 226 НК РФ индивидуальный предприниматель, от которого или в результате отношений с которым налогоплательщик получил доходы, обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 225 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ, а также представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о таких доходах по форме 2-НДФЛ (смотрите письма ФНС России от 12.08.2021 N КВ-4-20/11364@, Минфина России от 22.02.2018 N 03-04-06/11533 и др.).

При этом обязанность представлять в налоговый орган декларацию (по форме 3-НДФЛ) у физического лица, получившего доход, при выплате которого налоговым агентом был удержан НДФЛ, не возникает (смотрите письмо ФНС России от 16.11.2018 N БС-4-21/22277@).

Налоговые агенты по НДФЛ (российские организации и ИП) обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год (по форме 6-НДФЛ).

Обязанность по представлению в налоговый орган расчета по форме 6-НДФЛ у организаций и индивидуальных предпринимателей возникает в случае, если они признаются налоговыми агентами по любому основанию (в соответствии со ст. 226 и/или п. 2 ст. 226.1 НК РФ) (смотрите также письмо ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4958@). При этом если организация (или ИП) производит выплату физическим лицам только в каком-либо одном квартале, то расчет по форме 6-НДФЛ все равно представляется налоговым агентом в налоговый орган за все кварталы и год.

С 1 января 2023 года установлены новые сроки представления налоговыми агентами расчета по форме 6-НДФЛ (второй абзац п. 2 ст. 230 НК РФ):

за I квартал - не позднее 25 апреля;

за полугодие - не позднее 25 июля;

за 9 месяцев - не позднее 25 октября;

за год - не позднее 25 февраля следующего года.

В расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, подлежат отражению:

за первый квартал - удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 марта включительно;

за полугодие - удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 июня включительно;

за девять месяцев - удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 сентября включительно.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 6.1 НК РФ). 

Страховые взносы 

С 2023 года ПФР и ФСС объединены в Фонд пенсионного и социального страхования (Социальный фонд России, СФР). В связи с этим изменились правила расчета и уплаты страховых взносов, а также сдачи отчетности по ним.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты в пользу физических лиц, подлежащих обязательному соцстрахованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС, осуществляемые, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. При этом объекта обложения страховыми взносами не возникает, если гражданско-правовой договор заключен с лицами, которые сами являются плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты физическим лицам (с ИП), а также с лицами, плательщиками налога на профессиональный доход (в случае, если такое физлицо представило сформированный им чек (второй абзац ч. 1 ст. 15 Закона N 422-ФЗ)).

На основании подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ вознаграждения физическим лицам по договорам гражданско-правового характера до 31 декабря 2022 года не включались в базу для исчисления взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее по тексту - также ВНиМ). Соответственно, на те выплаты по гражданско-правовым договорам, которые признаются объектом обложения, следовало начислять только страховые взносы на ОПС и ОМС (смотрите письмо Минфина России от 12.04.2019 N 03-15-05/26092). При исчислении взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должны были учитываться выплаты, начисленные сотрудникам на основании гражданско-правовых договоров с ними.

Федеральным законом от 14.07.2022 N 237-ФЗ внесены поправки в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ, согласно которым с 1 января 2023 года в перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включены в том числе лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг.

Таким образом, на выплаты физическим лицам, производимые по гражданско-правовым договорам, с 2023 года взносы начисляются по всем видам страхования.

В отношении страховых взносов, уплачиваемых на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в отношении договора гражданско-правового характера нужно отметить следующее.

Если договором с исполнителем работ (услуг) начисление взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не предусмотрено, то на вознаграждение, выплачиваемое по гражданско-правовому договору, страховые взносы от НС и ПЗ начисляться не должны (ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Для оптимизации тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2023 года введена предельная величина их базы и единый тариф.

В связи с этим начиная с расчетного периода 2023 года страховые взносы на ОПС, на ОСС по ВНиМ, на ОМС исчисляются плательщиками, производящими выплаты физлицам, в виде единой суммы (п. 6 ст. 431 НК РФ).

Сумма страховых взносов, исчисленная за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 28-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ). При этом несмотря на то, что налоги исчисляются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ), сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках (п. 5 ст. 431 НК РФ). То есть правило, установленное п. 6 ст. 52 НК РФ, в отношении взносов не действует.

Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, обязаны представлять в налоговый орган (подп. 3 п. 3.4 ст. 23п. 7 ст. 431 НК РФ, п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ):

расчет по страховым взносам - не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом;

персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, - не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.

Кроме того, с 1 января 2023 года у всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей появляется обязанность сдавать в СФР сведения о заключении и прекращении с физлицами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждение по которым в соответствии с налоговым законодательством начисляются страховые взносы (подп. 5 п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ):

сведения о начисленных страховых взносах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если предусмотрены договором (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ);

сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2-6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ (п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

С 2023 года указанные сведения представляются в органы СФР в составе единой формы "Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (форма ЕФС-1), утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 N 245п. Фактически форма ЕФС-1 заменила применяемые ранее формы 4-ФСС, СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3.

Сведения о заключении и прекращении с физлицами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждение по которым начисляются страховые взносы (т.е. сведения для индивидуального (персонифицированного) учета) (подп. 5 п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ), представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения или прекращения договора с застрахованным лицом (п. 6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

По общему правилу договор признается заключенным в момент достижения сторонами соглашения по условиям договора (смотрите ст. 432 и п. 1 ст. 433 ГК РФ). В частности, в случае заключения договора в письменной форме путем составления единого документа он считается заключенным в момент его подписания обеими сторонами (смотрите абзац первый п. 1 ст. 160 ГК РФ).

Законодательством не установлены конкретные документы, оформляемые при оказании услуг. Поэтому перечень документов, которые должны быть составлены, может быть утвержден сторонами в договоре. К документам, подтверждающим факт оказания услуг (выполнения работ), можно отнести:

договор, в котором предусматривается порядок и условия приема оказанных услуг;

акт приемки результатов оказания услуг (выполнения работ). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Учет выплат физлицам по договорам гражданско-правового характера за работы (услуги);

Энциклопедия решений. НДФЛ с доходов, полученных физлицами по гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг);

Энциклопедия решений. Страховые взносы на выплаты по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпилевая Ольга 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения