Мониторинг законодательства РФ за период с 26 февраля по 3 марта 2024 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
Освобождены от НДС услуги оператора по проведению операций в реестре углеродных единиц, и уточнен порядок исчисления НДПИ при добыче газа горючего природного
Льгота по НДС установлена в отношении услуг оператора, регламентирующего порядок проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации.
Кроме того, законом внесены уточнения в порядок расчета показателей Ккг2023, Ккг2024, участвующих в определении суммы НДПИ, исчисленной налогоплательщиками за определенные налоговые периоды, при добыче газа горючего природного по совокупности всех участков недр (действие пунктов 18 и 19 статьи 343 НК РФ в редакции настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года).
В НК РФ внесены изменения, уточняющие порядок применения налогового вычета при исчислении сбора за пользование объектами водных биоресурсов
Ранее применение вычета производилось при представлении документов для получения разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (ВБР) на очередной год при условии предоставления уведомления о подтверждении обоснованности применения вычета, полученного в предыдущем году. Данное уведомление можно было использовать однократно.
Уточнения, внесенные принятым законом в порядок подачи заявления в целях применения вычета без привязки к оформлению разрешения на вылов ВБР на очередной год, позволит ускорить получение вычета.
Кроме того, законом устранено ограничение применения в полном объеме полученного подтверждения на вычет, обусловленное установленной ранее однократностью его использования.
Устранена неопределенность в порядке исчисления срока для назначения проверки в отношении контролируемой сделки при получении уточненного уведомления налогоплательщика
Конституционный Суд РФ Постановлением от 14 июля 2023 года N 41-П признал не соответствующим Конституции РФ абзац первый пункта 2 статьи 105.17 НК РФ в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, влечет исчисление предусмотренного им срока на принятие ФНС России решения о проведении проверки контролируемой сделки со дня получения уточненного уведомления в том случае, когда в первоначальном уведомлении были приведены сведения об этой сделке и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения.
В связи с этим в абзац первый пункта 2 статьи 105.17 НК РФ внесено изменение, согласно которому принятие решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами будет осуществляться без учета даты получения ФНС России уведомления о контролируемых сделках (в том числе уточненного) или извещения территориального налогового органа, направленных в соответствии со статьей 105.16 НК РФ.
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Внесен на рассмотрение в ГД законопроект, устанавливающий порядок исчисления и уплаты НДС при реализации иностранными продавцами из ЕАЭС товаров на "маркетплейсах"
В настоящее время не облагается НДС реализация товаров через электронные торговые площадки российским физическим лицам.
Проект устанавливает, в частности: определение "электронной торговой площадки"; правила признания РФ местом реализации таких товаров; особенности определения налоговой базы с учетом пересчета стоимости товара в иностранной валюте в рубли; сроки и порядок уплаты налога; правила применения налогового вычета.
Для реализации данного механизма проектом также уточняются положения НК РФ, предусматривающие требования к постановке на учет (снятию с учета) иностранного лица и порядок использования личного кабинета налогоплательщика.
На рассмотрении в ГД находится законопроект, упрощающий порядок подтверждения нулевой ставки НДС в отношении услуг, связанных с перевозкой товаров в рамках международных договоров
Законопроектом предлагается исключить положение НК РФ, устанавливающее условие о наличии на перевозочных документах отметки таможенных органов для применения ставки НДС 0 процентов в отношении транспортно-экспедиционных услуг, а также услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (предусмотренных подпунктом 27 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
В новой редакции излагается перечень документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки НДС при реализации указанных выше услуг, а также услуг по международной перевозке товаров.
В частности, устанавливается порядок представления в налоговый орган реестра сведений из перевозочных документов, дополненного соответствующими показателями, взамен представления копий документов с отметками таможенных органов.
Также уточняется порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0 процентов и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 9, 9.1, 9.3, 12 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Обновлена форма заявления о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов на обучение, медицинские услуги, страхование (в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) и физкультурно-оздоровительные услуги
В новой редакции изложены форма и формат заявления о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) и 7 пункта 1 статьи 219 НК РФ.
Также внесено уточнение в порядок заполнения данного заявления.
Обновлены формы решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, утвержденные Приказом ФНС от 26.11.2012 N ММВ-7-13/907@
Данным приказом утверждены формы документов, применяемых при проведении и оформлении результатов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Также настоящим приказом внесены уточнения в форму и требования к составлению Акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Юридико-технические правки внесены в Приказ ФНС России от 01.09.2022 N ЕД-7-7/802@ "Об утверждении рекомендуемой формы заявления об осуществлении прав акционера (участника) в отношении российского хозяйственного общества, акционером (участником) которого является контролируемая иностранная компания"
Правки вносятся в связи с принятием Федерального закона от 25.12.2023 N 636-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания.
ФНС подготовлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за четвертый квартал 2023 года
В обзоре представлены решения судов по вопросам, касающимся, в частности:
взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов, наложенных на организацию-налогоплательщика за налоговые правонарушения;
привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения независимо от факта уплаты им налога;
отсутствия права на доход у компании, имеющей статус посредника, независимо от иных обстоятельств заключения сделок;
применения ставки налога 0 процентов по НДПИ при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых;
уменьшения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества законом субъекта РФ.
ФНС направлены разъяснения по вопросу бухгалтерского и налогового учета основных средств на территории ДНР
С 1 января 2023 года все экономические субъекты на территории ДНР ведут бухгалтерский учет в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к формированию информации об объектах основных средств, включая определение их стоимости, установлены ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденным Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н.
Недвижимое имущество подлежит учету на балансе организации в качестве объекта основных средств, если соответствует признакам, установленным ФСБУ 6/2020, и облагается налогом на имущество в соответствии с гл. 30 НК РФ.
ФНС направляет актуальные контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам
Новые соотношения показателей расчета учитывают изменения, которые были внесены в его форму Приказом ФНС России от 29.09.2023 N ЕА-7-11/696@.
<Письмо> ФНС России от 26.02.2024 N ЕА-4-26/2136@
<О формате заявления об отзыве доверенности>
ФНС сообщает о форматах направления заявлений об отзыве доверенности в форме электронного документа
С 01.03.2024 заявления об отзыве доверенности в форме электронного документа оформляются по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 11.12.2023 N ЕД-7-26/946@ (формат 5.02).
Вместе с тем сообщается, что заявления в формате версии 5.01, направленные посредством электронного сервиса, будут приниматься налоговыми органами еще в течение года (с 01.03.2024 по 28.02.2025).
С 01.03.2024 применяются новые форматы отчетов о движении средств и переводах электронных средств платежа
Формы и форматы отчетов, учитывающие изменения состава отчетности, внесенные Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1911, ранее были направлены письмом ФНС России от 20.12.2023 N ШЮ-4-17/15923@.
Настоящим письмом сообщается о вступлении в силу указанных выше рекомендованных форматов отчетов.
При этом с 01.03.2024 считаются утратившими силу письма ФНС России от 21.12.2021 N ШЮ-4-17/17916@ и от 22.07.2022 N КВ-4-17/9471@.
ФНС рекомендует ИП, применяющим специальные налоговые режимы, до 1 мая 2024 года направить в налоговый орган заявление об имеющихся льготах по налогу на имущество
1 мая - это планируемая дата начала массового формирования налоговых уведомлений на уплату налогов за 2023 год.
Целесообразно до этой даты направить заявление, а также документы, подтверждающие основания для применения льготы в отношении объектов недвижимости (в письме приведены основания и условия для освобождения от налогообложения объектов недвижимости, используемых в предпринимательской деятельности).
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
28.02.2024 Налоговое законодательство не предусматривает самостоятельного обжалования физическим лицом (бывшим директором общества) результатов налоговой проверки, поскольку оно не является субъектом, в отношении которого вынесен оспариваемый ненормативный акт
Налоговый орган полагает, что бывший руководитель не вправе обжаловать решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Право на обжалование актов налогового органа ненормативного характера, действия или бездействия его должностных лиц представлено налогоплательщикам. При этом налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Общество самостоятельно не оспаривало решение налогового органа о привлечении к ответственности.
В данном случае оспариваемое решение самостоятельных требований к бывшему директору не содержит. Следовательно, бывший руководитель не вправе обжаловать решение налогового органа.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 ноября 2023 г. N Ф09-7652/23 по делу N А07-872/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
28.02.2024 При заключении организацией договора с управляющим-ИП исключительно с целью минимизации налогов налоговый орган вправе самостоятельно изменить юридическую квалификацию отношений сторон на трудовые
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик передал полномочия исполнительного органа общества управляющему-ИП исключительно в целях минимизации налоговых обязательств.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Материалами дела установлено, что управляющий-ИП ранее осуществлял функции исполнительного органа налогоплательщика в рамках трудовых отношений. При отсутствии изменений функционала стоимость услуг выросла более чем в 11 раз. Эффективность действий управляющего никак не отражалась на размере вознаграждения управляющего, в актах выполненных работ результат не фиксировался. Кроме того, у управляющего отсутствуют иные контрагенты и источники дохода, деятельность осуществляется полностью за счет налогоплательщика, фактически осуществлена полная интеграция управляющего в деятельность налогоплательщика (оказание разовых услуг отсутствует).
Таким образом, замена директора организации на управляющего-ИП не имела экономического смысла, помимо минимизации налоговой нагрузки. В связи с чем взаимоотношения сторон правомерно были переквалифицированы в трудовые с последующим доначислением соответствующих налогов.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2023 г. N Ф09-7222/23 по делу N А60-5030/2023
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
29.02.2024 Страховщика обязали выплатить возмещение за ремонт имущества, включая сумму НДС
Общество потребовало взыскать возмещение и неустойку со страховой компании.
Как указал истец, он являлся выгодоприобретателем по договору страхования арендованного им оборудования. Произошла поломка, которую компания признала страховым случаем, однако возмещение не выплатила.
ВС РФ счел требование обоснованным.
По договору страхования в случае устранимого повреждения оборудования обществу должны были возместить расходы на ремонт. Истец представил ответчику документы, подтверждающие фактические затраты на восстановительные работы, включая уплаченную подрядчику сумму НДС.
Общество правомерно отнесло сумму НДС к ущербу и учло ее при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения.
Исключение из суммы возмещения НДС в отсутствие такого условия в договоре страхования нарушает принцип полного возмещения ущерба.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2024 г. N 305-ЭС23-22426 по делу N А40-232030/2022 Суд отменил судебные акты по делу о взыскании страхового возмещения, неустойки, оставил в силе решение суда первой инстанции, поскольку вопрос согласования страхового возмещения находится в усмотрении сторон договора страхования и должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, страховщик не вправе отказать в страховой выплате или произвести ее уменьшение по основаниям, не предусмотренным законом или договором страхования
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
29.02.2024 Разделение предпринимателем объекта недвижимости, используемого в торговой деятельности, на несколько новых объектов с сохранением за каждым из них способа использования не освобождает от уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости
Налоговый орган отказал предпринимателю в освобождении от уплаты налога на имущество, используемое в торговой деятельности, в отношении объектов недвижимости, полученных в результате разделения исходного объекта, включенного в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с налоговым органом.
Спорные нежилые помещения сдаются предпринимателем в аренду организации, которая использует их для ведения основного вида деятельности "торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах".
Следовательно, принадлежащие налогоплательщику помещения как в виде единого объекта, так и после разделения на отделенные объекты недвижимости были предназначены и фактически использовались для торговой деятельности. Иного из материалов дела не усматривается.
Учитывая, что исходный объект был включен в перечень объектов недвижимости на 2021 год, вновь образованные объекты используются в торговой деятельности, суды обоснованно заключили, что освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц на предпринимателя не распространяется.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2024 г. N Ф07-20284/23 по делу N А56-131971/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
01.03.2024 Надбавку за вредность следует начислять сверх МРОТ
Главврач больницы был привлечен к административной ответственности за включение в состав МРОТ доплаты за работу во вредных/опасных условиях. В итоге сотрудники получали зарплату не в полном объеме.
Верховный Суд РФ согласился с этим и отказался рассматривать жалобу главврача.
Заявитель ссылался на позицию КС, согласно которой в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, не превышающей МРОТ, не включается оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Эти доводы отклонены. Надбавку за работу во вредных условиях следует начислять сверх МРОТ.
Постановление Верховного Суда РФ от 17 ноября 2023 г. N 53-АД23-11-К8 Суд оставил без изменения вынесенные ранее судебные решения, поскольку в действиях лица содержится состав административного правонарушения, выразившегося в невыплате в установленный срок заработной платы
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
01.03.2024 Привлечение для выполнения работ по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств субподрядчиков лишает налогоплательщика права на применение ЕНВД
По итогам проверки инспекция доначислила обществу налоги по общей системе в связи с неправомерным применением ЕНВД в отношении деятельности по выполнению работ по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств, поскольку фактически указанные работы выполнялись силами привлеченного субподрядчика.
Суд, исследовав обстоятельства дела, поддержал позицию налогового органа.
По смыслу положений гл. 26.3 НК РФ плательщиками ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств признаются организации, непосредственно выполняющие указанные работы (услуги) по конкретному месту осуществления деятельности и имеющие определенное количество работников, которые фактически задействованы в указанной деятельности (ремонте и техобслуживании).
Исследовав представленные доказательства, в том числе принимая во внимание показания субподрядчика, подтвердившего факт выполнения соответствующих работ по месту деятельности общества, установив идентичность видов и объемов работ, выполненных субподрядчиком и переданных в дальнейшим обществом своим заказчикам, суды пришли к правильному выводу о неправомерном применении обществом системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг по кузовному ремонту и окраске автотранспортных средств, для выполнения которых привлекался субподрядчик.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2024 г. N Ф07-17498/23 по делу N А26-4776/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
26.02.2024 Взносы ИП при УСН «доходы минус расходы» уменьшают не налог, а базу по нему
У ИП без работников на УСН «доходы» фиксированные взносы уменьшают налог без ограничения (вплоть до нуля). При УСН «доходы минус расходы» взносы тоже участвуют в расчете налога, но не в виде вычета.
Вопрос про уменьшение налога на взносы задала подписчица нашего Telegram-канала «Красный уголок бухгалтера».
Коллеги пояснили, что при доходно-расходной упрощенке взносы ИП за себя не уменьшают налог, а включаются в состав расходов.
Причем для УН «доходы» правила учета взносов с прошлого года изменили – их теперь можно брать на вычет, даже если они не уплачены. Но для УСН «доходы минус расходы» правила остались прежними.
Подробности смотрите в нашей таблице.
Взносы |
Как учитывать в 2024 году |
Фиксированные взносы ИП за 2022 год |
Включают в расходы в 2024 году, если они уплачены в 2024 году (в 2023 году был долг и взносы ушли с ЕНС в бюджет в 2024 году). Если они уплачены в 2022 или 2023 году, то в расходы в 2024 году они не идут |
Взносы 1% за 2022 год |
Уменьшают налог за 2024 год, если они уплачены в 2024 году (в 2023 году был долг и взносы ушли с ЕНС в бюджет в 2024 году). Если они уплачены в 2022 или 2023 году, то в расходы в 2024 году они не идут |
Фиксированные взносы ИП за 2023 год |
Включают в расходы в 2024 году, если они уплачены в 2024 году (ушли с ЕНС в бюджет). Можно включить в расходы в 2024 году, даже если они уплачены в 2023 году, но не были зарезервированы и их не принимали в расходы в 2023 году (потому что с ЕНС в бюджет они ушли 09.01.2024) |
Взносы 1% за 2023 год |
Включают в расходы в 2024 году, если они уплачены в 2024 году (ушли с ЕНС в бюджет). Можно включить в расходы в 2024 году, даже если они уплачены в 2023 году, но не были зарезервированы и их не принимали в расходы в 2023 году (потому что с ЕНС в бюджет они уйдут 01.07.2024) |
Фиксированные взносы ИП за 2024 год |
Включают в расходы в 2024 году, если они уплачены в 2024 году и либо зарезервированы по заявлению, либо находятся на сальдо ЕНС. Но можно включить в расходы в 2025 году (по сроку уплаты 09.01.2025), даже если они уплачены в 2024 году, но не зарезервированы |
Взносы 1% за 2024 год |
Включают в расходы в 2024 году, если они уплачены в 2024 году и либо зарезервированы по заявлению, либо находятся на сальдо ЕНС. Но можно включить в расходы в 2025 году (по сроку уплаты 01.07.2025), даже если они уплачены в 2024 году, но не зарезервированы |
Чтобы включить фиксированные взносы в расходы на УСН Д-Р, их надо уплатить.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
26.02.2024 ИП на УСН временно не пользуется бизнес-недвижимостью: платить ли налог на имущество
Предприниматели на УСН освобождены от обязанности уплачивать налог на имущество за бизнес-здание, которое временно не используется.
По упрощенной системе налогообложения (УСН), предприниматели не обязаны уплачивать налог на имущество за здание, которое временно не используется в ходе предпринимательской деятельности. Такое толкование прописано в письме Минфина от 13.02.24 № БС-4-21/1534@.
Согласно налоговому законодательству, индивидуальные предприниматели, работающие по УСН, освобождены от уплаты налога на имущество за недвижимость, используемую в рамках предпринимательской деятельности. Однако существует исключение для объектов, отраженных в кадастровом реестре (п. 3 ст. 346.11 НК РФ).
Ранее Минфин сообщал, что имущество рассматривается как используемое в предпринимательской деятельности не только в тот момент, когда индивидуальный предприниматель фактически использует его для бизнеса. Согласно судебной практике, это понятие также распространяется на недвижимость:
В период подготовительных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью (например, во время ремонта помещения);
Если назначение или разрешенное использование объекта исключают возможность его использования для личных, семейных или других целей, не связанных с предпринимательством.
В том же письме Минфина специалисты подчеркнули, что временное невыполнение предпринимательской деятельности с использованием имущества не должно рассматриваться как его использование в целях, отличных от предпринимательской деятельности. Следовательно, если здание временно не используется для бизнеса, индивидуальный предприниматель имеет право освободиться от уплаты налога на имущество за это здание. Кроме того, чиновники отмечают, что для предоставления льготы по налогу на имущество инспекторам необходимо иметь информацию, подтверждающую использование данного имущества для предпринимательской деятельности.
Источник: Российский налоговый портал
27.02.2024 Изучение конъюнктуры рынка идет в состав прочих расходов
Расходы на рекламу – это прочие расходы по подп. 28 п. 1 ст. 264 НК. Но изучение конъюнктуры рынка к таким расходам не относится.
Разъяснение дает Минфин в письме от 15.01.2024 № 03-03-06/1/2059.
Напомним, есть расходы на рекламу, которые нормируются – 1% выручки от реализации.
Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, связанной с производством и реализацией товаров – это не рекламные расходы.
Такие затраты относятся к прочим расходам на основании подпункта 27 пункта 1 статьи 264 НК.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
27.02.2024 В ФНС напомнили, как уменьшить НДФЛ с дохода от продажи авто
Если гражданин решил продать автомобиль менее чем через 3 года с момента его покупки, он обязан уплатить НДФЛ. Но можно снизить сумму налога к уплате.
Если гражданин продал автомобиль менее чем через три года после его покупки, он обязан уплатить НДФЛ. Тем не менее, налогоплательщик может снизить сумму налога к уплате, как напомнили специалисты УФНС по Калужской области.
Согласно статье 217 Налогового кодекса РФ, доходы от продажи имущества (за исключением недвижимости), принадлежащего налогоплательщику менее трех лет, облагаются НДФЛ. Однако при расчете налога налогоплательщик может воспользоваться одним из двух методов для снижения суммы налога:
Имущественный вычет в размере 250 000 рублей при продаже автомобиля.
Учет расходов на приобретение этого имущества согласно статье 220 НК РФ. Однако учесть расходы можно лишь при наличии соответствующих документов подтверждения, таких как договор купли-продажи, акт приема-передачи, расписка о передаче денежных средств или договор купли-продажи между физическими лицами с информацией о совершенной оплате. Копии этих документов должны быть предоставлены вместе с налоговой декларацией, которую можно заполнить и подать через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Если отсутствуют расходы на приобретение имущества или не сохранены документы, подтверждающие эти расходы, налогоплательщик может воспользоваться общим вычетом в размере 250 000 рублей. Важно отметить, что имущественный вычет не применяется, если проданный автомобиль использовался в предпринимательской деятельности.
Источник: Российский налоговый портал
01.03.2024 Минфин: индивидуальный предприниматель может получить патент на общепит с доставкой
Минфин пояснил, что ИП, занимающийся приготовлением комплексных обедов, выпечкой, напитками и их доставкой в школы, имеет право воспользоваться патентной системой налогообложения.
Министерство Финансов разъяснило, что индивидуальный предприниматель, который занимается приготовлением комплексных обедов, выпечкой, напитками и их доставкой в школы, может воспользоваться патентной системой налогообложения (ПСН).
ПСН применяется в случае предоставления услуг общепита через объекты общественного питания, даже если эти объекты не имеют зала для обслуживания посетителей. Услуги общественного питания, включая организацию комплексного питания для определенных групп потребителей, подпадают под действие ПСН в соответствии с пунктами 4.4 и 4.5 ГОСТа 31984-2012.
На основании этого вывода Минфина, индивидуальный предприниматель имеет право применять патентную систему налогообложения в отношении оказываемых им услуг.
Источник: Российский налоговый портал
01.03.2024 С 2024 года зарплату заграничных дистанционщиков облагают НДФЛ в России
Одна норма НК по НДФЛ дистанционщиков, работающих за границей на российские компании, заработала с 2024 года, вторая вступит в силу с 01.01.2025.
Разъяснение дает Минфин в письме от 06.02.2024 № 03-04-05/9635.
Если сотрудник работает дистанционно по трудовому договору, то его НДФЛ будет 13% или 15%, даже если он нерезидент.
При этом трудовой договор должен быть заключен по нормам главы 49.1 ТК «Особенности регулирования труда дистанционных работников».
Эта норма вступила в силу с 01.01.2024.
Есть еще норма НК по договорам ГПХ с дистанционщиками.
У них с 01.01.2025 будет НДФЛ в России, если они оказывают услуги в интернете с использованием:
доменных имен и сетевых адресов в российской доменной зоне;
информационных систем, технические средства которых размещены в РФ;
ПАК, размещенных в РФ.
При этом должно быть соблюдено хотя бы одно условие:
работник – налоговый резидент;
деньги работник получает на счет в российском банке;
заказчик – российская компания или ИП.
Таким образом, даже выплаты нерезидентам на ГПХ будут облагаться НДФЛ 13 и 15%, если они сотрудничают с российской компанией.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
02.03.2024 НДФЛ на суточные разъездным сотрудникам: как определить дату получения дохода
С начала 2024 года сверхлимитные суточные выплаты сотрудникам, работающим в разъездном режиме, подлежат налогообложению НДФЛ.
С начала 2024 года сверхлимитные суточные выплаты сотрудникам, чья работа связана с разъездным режимом, облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). В письме от 7 февраля 2024 года под номером 03-04-06/10296 Министерство финансов дало разъяснения по вопросу о том, какой день считается датой получения такого дохода.
Согласно общим правилам, установленным в статье 223 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), датой фактического получения дохода считается день выплаты этого дохода. В отличие от командировок, суточные при разъездной работе не подпадают под статью 223 НК РФ, поэтому применяется общее правило, которое утверждает, что датой получения суточных при разъездной работе считается день выплаты денежных средств.
Источник: Российский налоговый портал
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Бухгалтерский учёт
О применении ФСБУ 6/2020 в части полностью самортизированных ОС
На счете 01 есть ОС с нулевой стоимостью, полностью самортизированы. Эксплуатация продолжается.
1. Необходимо ли изменять СПИ (срок полезного использования) по этим ОС и продолжать начислять амортизацию, или можно продолжать учитывать эти ОС по нулевой стоимости?
2. В ФСБУ 6/2020 сказано, что можно пересматривать СПИ. Но это право или обязанность?
3. Будет ли нарушением, если организация не будет изменять СПИ на уже самортизированные ОС и продолжающие эксплуатироваться, и через счет 84 исправлять ошибку для возобновления амортизации этого ОС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Организация не обязана пересчитывать амортизацию по полностью самортизированным ОС, если изначально по ОС был правомерно установлен СПИ, а также если в конце каждого отчетного года организация пересматривала СПИ либо отсутствовали обстоятельства, свидетельствующие о возможном изменении СПИ. В такой ситуации организация вправе учитывать указанные ОС по нулевой стоимости (смотрите Пример 3 ниже);
2. Пересмотр СПИ в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации, - это обязанность организации;
3. Исправление ошибки с использованием счета 84, если она существенна, либо счета 91, если она не существенна, осуществляется в случае её возникновения. В рассматриваемом случае ошибка возникает, если организация:
- неверно определила СПИ при вводе в эксплуатацию (смотрите Пример 1 ниже);
- не пересматривала СПИ в конце предыдущих лет либо не пересматривала СПИ при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении СПИ. При этом СПИ пересматривается, как если бы организация пересматривала СПИ в прошлом, а не исходя из того, что объект ОС используется сейчас (в прошлом могло быть не известно, просуществует ли объект до текущих дней). Такой пересмотр должен привести к увеличению остаточной стоимости ОС к текущему периоду.
Обращаем внимание, что наше мнение является экспертным мнением и может отличаться от мнения других экспертов.
Обоснование позиции:
1. Полностью самортизированные ОС
Для каждого объекта ОС организация определяет СПИ. Для целей ФСБУ 6/2020 СПИ считается период, в течение которого использование объекта ОС будет приносить экономические выгоды организации. Для отдельных объектов ОС СПИ определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от использования объекта ОС (п. 8 ФСБУ 6/2020).
Согласно п. 9 ФСБУ 6/2020, СПИ объекта ОС определяется исходя из:
- ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта;
- ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов;
- ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств;
- планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения.
Таким образом, ответственные лица в организации (например, инженер, механик, системный администратор) в отношении ОС должны установить СПИ. Установленный ответственными лицами СПИ должен быть задокументирован. Также для определения СПИ организация может привлекать сторонних лиц.
Классификацию ОС, включаемых в амортизационные группы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация ОС), предназначенную для определения СПИ в налоговом учете, организация не обязана (но может) использовать для целей бухгалтерского учета. При этом организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять СПИ, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь принципами, установленными в п. 9 ФСБУ 6/2020 (смотрите Энциклопедия решений. Срок полезного использования (СПИ) основных средств для целей бухгалтерского учета в соответствии с ФСБУ 6/2020 (январь 2024)).
Следует отметить, что в соответствии с действующим ФСБУ 6/2020 организация не должна относиться к определению СПИ формально. Во многих организациях СПИ определяет бухгалтер самостоятельно на основании Классификации ОС, в т.ч. чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет.
Такое отношение не корректно, т.к. компетентный специалист в организации может, например, установить СПИ по объекту ОС 15 лет, а по Классификации ОС объект может относиться ко второй амортизационной группе.
Поэтому к Классификации ОС следует прибегать, если у организации нет возможности иным образом более компетентно установить СПИ.
Также ФСБУ 6/2020 не устанавливает какой-либо определенной процедуры по пересмотру СПИ по полностью самортизированным ОС.
Таким образом, организация не обязана изменять СПИ по полностью самортизированным ОС, если изначально по ОС был правомерно установлен СПИ, но также если соблюдены требования п. 37 ФСБУ 6/2020.
Согласно п. 37 ФСБУ 6/2020, элементы амортизации объекта ОС подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта С. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.
Таким образом, в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации, СПИ пересматривается.
Но не является безусловным основанием, что если продолжает использоваться полностью самортизированное ОС, то необходимо пересчитать амортизацию за прошлые периоды.
Разберем вышесказанное на примерах приобретения компьютера, который в налоговом учете относится ко второй амортизационной группе (свыше 2 до 3 лет включительно).
Пример 1
Организация приобрела компьютер. Бухгалтер, используя Классификацию ОС, установил СПИ в бухгалтерском учете 36 месяцев. Но если бы ответственным лицом по установлению СПИ был назначен системный администратор, то он установил бы СПИ 1,5 года.
В рассматриваемом случае следовало системного администратора назначить ответственным лицом по определению СПИ компьютера и установить СПИ в бухгалтерском учете - 1,5 года.
Пример 2
Организация приобрела компьютер. Бухгалтер, используя Классификацию ОС, установил СПИ в бухгалтерском учете 36 месяцев. Ответственные лица по установлению СПИ компьютера отсутствуют, системный администратор отказывается определять СПИ, т.к. это не предусмотрено его должностными обязанностями, организация по причине отсутствия такой обязанности решила не привлекать сторонних лиц для определения СПИ.
В рассматриваемом случае бухгалтер вправе использовать Классификацию ОС для определения СПИ.
Пример 3
Организация в январе 2022 года приобрела компьютер. Бухгалтер установил СПИ 1,5 года. В конце 2022 года СПИ в нарушение п. 37 ФСБУ 6/2020 не пересматривался. В конце 2023 года СПИ полностью самортизирован, но продолжает использоваться. По итогам проверки организацией принято решение, что если бы в конце 2022 года была осуществлена процедура пересмотра СПИ, то СПИ остался бы прежним (1,5 года). Также организацией установлено, что в 2022 году не было обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении СПИ.
Таким образом, СПИ за 2022 год был пересмотрен с учетом того, как если бы он был пересмотрен в пошлом, не зная будущего, а не с учетом того, что в текущем периоде полностью самортизированное ОС продолжает использоваться. Амортизация в данном случае не пересчитывается.
В конце 2023 года организация должна пересмотреть СПИ, несмотря на то, что ОС к концу года самортизировано. В результате СПИ должен быть пересмотрен как минимум до конца года, т.к. к концу года ОС используется. Предположим, СПИ пересмотрели до конца 2024 года.
В соответствии с п. 37 ФСБУ 6/2020, организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.
В силу п. 10 Рекомендации Р-6/2009 КпР "Изменение срока полезного использования основных средств в течение эксплуатации" (Толкование Р91) (принята 27.05.2009, утверждена 10.07.2009, далее - Рекомендация Р-6/2009-КпР), момент начала начисления амортизации по новому графику в связи с изменением СПИ выбирается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
Так, согласно тому же п. 10 Рекомендации Р-6/2009 КпР, если изменение СПИ является результатом наступления разового события, такого как перевод объектов в агрессивную среду, принятие ограничивающих нормативных документов, введение налогов или пошлин, решения руководства по графику обновления основных фондов и т.п., амортизация по новому графику может начисляться с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло событие без пересчёта истекших месяцев текущего года.
В иных случаях рекомендуется (но организация не обязана) отражать изменение СПИ в учёте с начала отчётного года, в котором произошло изменение. В таком случае согласно Рекомендации Р-6/2009-КпР амортизация за истекшие месяцы текущего года пересчитывается в соответствии с новым СПИ, что не является ретроспективным пересчётом, а является отражением изменения оценочного значения в текущем периоде.
Как видим, с учетом Рекомендации Р-6/2009 КпР допускается пересчет сумм начисленной амортизации с момента поступления новой информации или с начала текущего года в зависимости от того, какой способ изменения выбрала организация, что является элементом учетной политики.
То есть организация вправе самостоятельно определить момент начала начисления амортизации по новому графику в связи с изменением СПИ и закрепить выбор в учетной политике. Или организация также может указать в учетной политике на условия, при наличии которых она будет в одном случае начислять амортизацию по новому графику в связи с изменением СПИ с начала года, во втором с момента появления новой информации, повлекшей изменение СПИ.
Таким образом, если в учетной политике указано, что амортизация пересчитывается не с начала года, а с момента установления нового СПИ, то, несмотря на пересмотр СПИ в конце отчетного 2023 года, остаточная стоимость по компьютеру будет равна нулю.
Исходя из вышеизложенного, организация не обязана изменять СПИ по полностью самортизированным ОС, если изначально по ОС был правомерно установлен СПИ, а также если в конце каждого отчетного года организация пересматривала СПИ, либо отсутствовали обстоятельства, свидетельствующие о возможном изменении СПИ. В такой ситуации организация вправе учитывать указанные ОС по нулевой стоимости.
2. Обязанность по пересмотру СПИ
Как указано выше, согласно п. 37 ФСБУ 6/2020, пересмотр СПИ в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации, - это обязанность организации.
3. Исправление ошибки
Неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации признается ошибкой в соответствии с п. 2 ПБУ 22/2010. При этом выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 ПБУ 22/2010).
Порядок исправления ошибки в бухгалтерском учете зависит как от времени ее обнаружения, так и ее существенности.
На основании п. 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.
Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год"). Критерии существенности ошибок необходимо закрепить в учетной политике организации.
Если организация признает ошибку по списанию ОС существенной, то в соответствии с подп. 1 п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Если организация признает ошибку по списанию ОС несущественной, то в соответствии с п. 14 ПБУ 22/2010 ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
Т.е. организация исправляет ошибку либо с использованием счета 84 (существенная), либо с использованием счета 91 (несущественная).
Но, как указано выше, ошибка - это неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете (смотрите п. 2 ПБУ 22/2010).
В рассматриваемом случае ошибка возникает, если организация неверно определила СПИ при вводе в эксплуатацию (смотрите Пример 1), либо не пересматривала СПИ в конце предыдущих лет, либо не пересматривала СПИ при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении СПИ. При этом СПИ пересматривается, как если бы организация пересматривала СПИ в прошлом, а не исходя из того, что объект ОС используется сейчас (в прошлом могло быть неизвестно, просуществует ли объект до текущих дней). Такой пересмотр должен привести к увеличению остаточной стоимости ОС к текущему периоду.
Учитывая все вышеперечисленное, с одной стороны у организации могут быть полностью самортизированные ОС в учете (исключительно то, что полностью самортизированное ОС продолжает эксплуатироваться, не является безусловным основанием для перечета амортизации), с другой стороны организация не должна подходить к определению СПИ формально: изначально должен быть установлен правильный СПИ (смотрите Пример 1, Пример 2), СПИ обязательно должен пересматриваться (смотрите п. 37 ФСБУ 6/2020), а если СПИ не был пересмотрен, то не должно быть изменения СПИ, в случае если бы СПИ был своевременно пересмотрен (смотрите Пример 3).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Если в середине года произошло изменение элементов амортизации по основным средствам, то надо ли пересчитывать амортизацию с начала года? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2023 г.);
- Вопрос: Корректировка амортизации полностью самортизированных основных средств при увеличении СПИ после перехода на ФСБУ 6/2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2023 г.);
- Вопрос: Пересмотр параметров амортизации ОС по состоянию на 31.12.2023, в том числе по ОС с нулевой остаточной стоимостью (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2023 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатов Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
Разное
Срок устранения несоответствий при отказе в приеме расчета по страховым взносам
Организация направила РСВ за год 24.01.2024. Вечером этого же дня поступил отказ в приеме налоговой отчетности по причине ошибок.
В течение какого времени нужно исправить ошибки?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При устранении несоответствий в течение пяти рабочих дней с момента получения уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) меры ответственности, установленные за несвоевременное представление расчета по страховым взносам, не применяются.
Обоснование позиции:
Отказ в приеме налоговой отчетности осуществляется налоговым органом только при наличии оснований, установленных п. 19 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ (далее - Регламент). Основанием для отказа является в том числе представление расчета по страховым взносам, в котором сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов (подп. 9 п. 19 Регламента).
В данном случае организацией получено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) по причине содержащихся в расчете по страховым взносам ошибок: сумма начисленных страховых взносов (нарастающим итогом с начала расчетного периода) по застрахованному лицу превышает максимально допустимую 575 100. Таким образом, не соблюдается контрольное соотношение формы расчета по страховым взносам N 010 по застрахованному лицу (контрольные соотношения направлены письмом ФНС России от 10.03.2023 N БС-4-11/2773@): (ст. 170 подр. 3.2.1 р. 3 СВ / соответствующий значению ст. 130 подр. 3.2.1. р. 3 СВ тариф страховых взносов х 30%) с начала расчетного периода 2023 года меньше или равно 575 100). Это свидетельствует о возможном нарушении ст. 431 НК РФ (письмо ФНС России от 10.03.2023 N БС-4-11/2773@).
В соответствии с абзацем 4 п. 7 ст. 431 НК РФ в случае, если в представляемом плательщиком расчете сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (не позднее десяти дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.
В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного в абзаце 4 п. 7 ст. 431 НК РФ уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным (абзац 5 п. 7 ст. 431 НК РФ).
В свою очередь, за непредставление декларации (расчета по страховым взносам) или за ее подачу позже установленного срока применяются санкции в соответствии с НК РФ, КоАП РФ:
- к организации - штраф в размере 5% от не уплаченной в срок суммы налога (страховых взносов) по декларации (расчету) за каждый полный и неполный месяц просрочки. При этом штраф не может быть меньше 1000 руб. и больше 30% от не уплаченного в срок налога по декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);
- к должностным лицам организации - в виде предупреждения или административного штрафа от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
Таким образом, при устранении несоответствий в течение пяти рабочих дней*(1) с момента получения уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) меры ответственности, установленные за несвоевременное представление расчета по страховым взносам, не применяются.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина
Ответ прошел контроль качества
В РСВ по гражданину Таджикистана применяется основной тариф по страховым взносам или отражается по пониженным тарифам в разделе, который заполняется для иностранцев по всем видам обязательного социального страхования?
В организации работает иностранный сотрудник - гражданин Республики Таджикистан. На основании международного соглашения он подлежит всем видам страхования.
В таком случае в РСВ по работнику применяется основной тариф по страховым взносам или отражается пониженный тариф в разделе, который заполняется для иностранцев по всем видам обязательного социального страхования?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении сотрудников, являющихся гражданами Республики Таджикистан, положения п. 6.2 ст. 431 НК РФ применяться не должны. Страховые взносы уплачиваются в соответствии с положениями НК РФ, т.е. по единому тарифу (с уплатой на единый КБК) в общем порядке. В отношении таких сотрудников специальные листы РС заполняться не должны.
Обоснование вывода:
04 августа 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 04.08.2023 N 427-ФЗ, который внес поправки в ст. 431 НК РФ. Эта статья была дополнена новым пунктом 6.2, предусматривающим норматив отчислений взносов с выплат иностранцам, застрахованным только по одному или двум из трех видов страхования. В соответствии с указанной нормой страховые взносы на выплаты в пользу таких физлиц теперь начисляются по отдельным нормативам по каждому виду страхования:
1) на ОПС - 72,8% от суммы страховых взносов, исчисленной по единому тарифу страховых взносов или от единого пониженного тарифа (при их применении);
2) на ОСС по ВНиМ - 8,9% от единого тарифа;
3) на ОМС - 18,3% от единого тарифа.
Причем новое положение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.
Появление п. 6.2 ст. 431 НК РФ обусловлено следующим. С 1 января 2023 года страховые взносы, подлежащие уплате в бюджет, исчисляются с применением единого тарифа (п. 3 ст. 425 НК РФ). Ранее, как известно, действовали отдельные тарифы для страховых взносов на ОПС, ОМС и ОСС по ВНиМ. Вместе с тем в настоящее время у РФ заключен ряд международных договоров, в соответствии с которыми в отдельных случаях с выплат в пользу иностранных гражданам необходимо исчислять страховые взносы только по некоторым видам страхования. Так, например, граждане Китайской Народной Республики (КНР), не являющиеся ВКС, временно пребывающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в России:
- не являются застрахованными лицами по ОПС,
- но относятся к застрахованным лицам по ОСС по ВНиМ и ОМС*(1).
Изначально нормы НК РФ (в редакции 2023 года) не позволяли вычленить часть взносов, подлежащих уплате именно на ОМС, ОПС или ОСС по ВНиМ, из общего тарифа страховых взносов. Соответственно, вопрос уплаты с 1 января 2023 года страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования с учетом положений международных договоров РФ относился к категории, не урегулированных законом. С введением в НК РФ п. 6.2 ст. 431 НК РФ эта проблема была решена.
Как видим, обязательным условием для применения п. 6.2 ст. 431 НК РФ является наличие соглашения о трудовой деятельности со страной, которую представляют иностранные работники, и наличие в этом соглашении положений, предусматривающих отдельные виды тарифов страховых взносов для разных видов социального страхования.
В настоящее время действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации (Душанбе, 16 октября 2004 г.).
Согласно ч. 7 ст. 8 этого Соглашения вопросы социального страхования работников регулируются отдельным соглашением Сторон в области социального страхования. На данный момент таких соглашений не заключено. Также 15 апреля 1994 г. в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (далее - Соглашение), участником которого является и Республика Таджикистан.
В соответствии со ст. 10 Соглашения трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории Стороны трудоустройства законодательством, если иное не предусмотрено специальным соглашением.
Таким образом, в настоящее время с Республикой Таджикистан нет соглашений о трудовой деятельности, в соответствии с которым суммы страховых взносов с выплат работникам этой страны должны исчисляться отдельно по соответствующим видам (соответствующему виду) обязательного социального страхования.
В связи с этим в отношении сотрудников, являющихся гражданами Республики Таджикистан, положения п. 6.2 ст. 431 НК РФ применяться не должны. Страховые взносы уплачиваются в соответствии с положениями НК РФ, т.е. по единому тарифу (с уплатой на единый КБК) в общем порядке.
С введением правил исчисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, подлежащих в соответствии с международными договорами РФ отдельным видам обязательного социального страхования, были внесены изменения в форму Расчета по страховым взносам (далее - РСВ). Раздел 1 РСВ дополнен:
- подразделом 4 "Расчёт сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, указанных в пункте 6.2 статьи 431 НК РФ";
- приложением 5 "Сведения в отношении физических лиц, с сумм выплат и иных вознаграждений которым исчислены страховые взносы в размере, установленном подпунктом 2 пункта 6.2 статьи 431 НК РФ".
Данные листы включаются в состав РСВ только плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, указанных в п. 6.2 ст. 431 НК РФ. Все остальные страхователи представляют РСВ без данных листов (п. 1.6(1) Порядка заполнения РСВ).
Соответственно, в отношении сотрудников, являющихся гражданами Республики Таджикистан, указанные листы РСВ заполняться не должны.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: