Мониторинг законодательства РФ за период с 25 по 31 декабря 2023 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
В НК РФ введен новый инвестиционный налоговый вычет по расходам на проекты технологического суверенитета и структурной адаптации экономики
Речь идет о расходах, осуществленных в рамках реализации инвестиционного проекта, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации российской экономики, или инвестиционного проекта, соответствующего критериям, устанавливаемым Правительством РФ.
Налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода сможет включать в совокупности не более 25% суммы расходов, составляющих первоначальную стоимость основного средства и (или) величину изменения первоначальной стоимости ОС.
Вычет применяется к объектам основных средств, сведения о которых содержатся в реестре инвестиционных проектов, введенным в эксплуатацию, либо первоначальная стоимость которых изменена не позднее 5 лет начиная с даты заключения инвестиционного соглашения.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
Отдельные налоговые льготы предоставлены лицам, заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании Росгвардии
Речь идет об освобождении от НДФЛ денежных средств и иного имущества, безвозмездно полученного указанными лицами, если они связаны с прохождением военной службы по мобилизации и (или) с заключенными контрактами, а также освобождении от уплаты государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина РФ и национального водительского удостоверения взамен утраченных или пришедших в негодность. Кроме того, перечень сумм, не облагаемых страховыми взносами, дополнен суммами выплат плательщиками страховых взносов в виде безвозмездно переданных денежных средств и иного имущества работникам, проходящим военную службу по контракту в добровольческом формировании Росгвардии, по аналогии с добровольческими формированиями Вооруженных Сил РФ.
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Продлен срок применения мер, направленных на снижение негативных последствий иностранных санкций
Продлено действие специального регулирования, в том числе в сфере контрольно-надзорной, градостроительной деятельности и земельных отношений, госзакупок, оказания медицинской помощи, корпоративных отношений, обращения ценных бумаг, страхования, пенсионного обеспечения, социальной защиты.
Кроме того, в частности, до 2025 года в новых регионах не будет применяться законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте, перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Расширен перечень экономически значимых организаций
К таким организациям отнесены: структуры, сервисы которых используют более 2 млн человек; удовлетворяющие определенным требованиям общества, являющиеся профучастниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по управлению ценными бумагами, и общества, обладающие правом (лицензией) на пользование недрами на территории РФ.
Уточнен порядок вступления в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО.
Также предусмотрено, что решением Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в определенных случаях может быть продлен срок (не более чем на 1 год), в течение которого иностранное юрлицо подлежит исключению из реестра иностранных юрлиц в государстве или на территории своего личного закона.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Подписан закон о прекращении обязательств по договору поручительства погибших или ставших инвалидами I группы военнослужащих
В случае наступления обстоятельств, указанных в части 1 статьи 2 Федерального закона от 07.10.2022 N 377-ФЗ, обязательства военнослужащего по договору поручительства, заключенному им в целях обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, прекращаются. При этом прекращение поручительства не влечет для должника по обязательству, которое было обеспечено таким поручительством, применения последствий утраты обеспечения, предусмотренных законодательством или кредитным договором.
Кроме того, на 2024 год продлен срок обращения за кредитными каникулами для мобилизованных граждан (в том числе субъектов МСП), участников СВО.
В НК РФ предложены изменения, позволяющие сохранить льготу по НДФЛ при переоформлении российских активов на контролирующее лицо КИК
Пунктом 60.2 статьи 217 НК РФ предусмотрена налоговая льгота по НДФЛ, позволяющая физлицам - налоговым резидентам РФ переоформлять на себя российские активы, которыми они владеют через свои КИК, без уплаты налога.
Законопроектом предлагается:
продлить льготу, предусмотренную пунктом 60.2 статьи 217 НК РФ на 2024 год;
предусмотреть возможность зачета срока владения активами в КИК в срок владения российскими активами после деофшоризации в порядке, предусмотренном пунктом 60.2 статьи 217 НК РФ.
Установлен порядок подтверждения соответствия выполненных научных исследований и опытно-конструкторских разработок перечню НИОКР, расходы налогоплательщика на которые для целей налогообложения принимаются с повышающим коэффициентом
Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2024 года.
Минобрнауки в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления необходимо утвердить: Правила формирования реестра организаций, уполномоченных осуществлять оценку отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ); Правила определения размера платы за проведение оценки отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.
До формирования указанного реестра оценку отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках, а также подготовку в рамках указанной оценки экспертных заключений осуществляет ФГБУ "Российская академия наук".
До 31 декабря 2025 г. продлеваются запреты и ограничения на вывоз из РФ некоторых товаров и оборудования
Из-под ограничений выведены в числе прочего образцы медицинских изделий, ранее ввезенные на территорию РФ в целях государственной регистрации при условии подтверждения Росздравнадзором факта ввоза данных товаров в указанных целях.
Смягчаются ограничения на вывоз отдельных видов товаров системообразующими организациями и их дочерними обществами. Разрешения на вывоз товаров такими организациями будет выдавать Правительство РФ на основании предложений профильных министерств и ведомств.
Кроме того, определен перечень отдельных видов электротехнического оборудования, в отношении которых вводится временное ограничение на вывоз.
Также до 31 декабря 2025 г. включительно продлеваются:
разрешительный порядок вывоза за пределы территории РФ на территории государств - членов ЕАЭС отдельных видов сельскохозяйственной техники, транспортных средств, промышленной продукции, телекоммуникационного, лабораторного, добычного, геолого-разведочного, геофизического оборудования, товаров медицинского назначения;
возможность применения количественных ограничений на ввоз из недружественных государств семян картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, соевых бобов, рапса, подсолнечника и сахарной свеклы.
Увеличены сроки направления требований об уплате задолженности
Предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
Кроме того, согласно постановлению до конца 2024 года не начисляется пеня на недоимку в размере, не превышающем величину положительного сальдо ЕНС (в соответствующий день), увеличенную на сумму, зачтенную в счет предстоящей обязанности лица по уплате налога, сбора, страховых взносов.
Правительство продлило сроки действия лицензий и других разрешительных документов
В частности, продлены особенности разрешительных режимов в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности гидротехнических сооружений, электроэнергетики и теплоснабжения, охраны окружающей среды и гидрометеорологии, геологии и недропользования, авиации, теле-, радиовещания, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обращения лекарственных препаратов для ветеринарного применения, в области оказания услуг связи, а также особенности осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации.
С 1 января по 30 июня 2024 г. включительно устанавливается временный запрет на вывоз из РФ риса и рисовой крупы (коды ТН ВЭД ЕАЭС 1006 и 1103 19 500 0 соответственно)
Определены случаи, на которые данный запрет не распространяется.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
До 31 декабря 2024 года включительно Правительством устанавливаются особенности передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства
В частности:
срок передачи объекта долевого строительства застройщиком и принятия его участником долевого строительства по соглашению сторон может быть изменен в отдельности от других объектов долевого строительства, входящих в состав того же многоквартирного дома, но не ранее чем после получения разрешения на ввод в эксплуатацию и без внесения изменений в проектную декларацию;
при обнаружении существенных нарушений требований к качеству объекта долевого строительства, подтвержденных актом осмотра, участник долевого строительства вправе отказаться от подписания передаточных документов и предъявить требование о безвозмездном устранении выявленных недостатков либо отказаться от исполнения договора и предъявить требования о возврате денежных средств и уплате процентов;
требование о безвозмездном устранении выявленных недостатков должно быть удовлетворено застройщиком в срок не более 60 календарных дней со дня подписания передаточного акта, а в случае обнаружения существенных нарушений - в срок не более 60 календарных дней со дня составления акта осмотра с участием специалиста;
требования о соразмерном уменьшении цены договора или возмещении расходов участника долевого строительства на устранение выявленных недостатков подлежат удовлетворению застройщиком в течение 10 рабочих дней со дня их предъявления участником долевого строительства.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
На 2024 год продлен особый порядок регулирования жилищных правоотношений
Так, начисление и уплата пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг будут осуществляться исходя из ключевой ставки Банка России, действующей по состоянию на 27 февраля 2022 года.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Обновлены Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия"
Первичные статданные по указанной форме предоставляют юридические лица, являющиеся микропредприятиями в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2024 г. Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 1 ноября 2022 г. N 794.
Минфином подготовлен проект перечня офшорных зон
Проект содержит перечень из 40 юрисдикций.
Предполагается, что приказ вступит в силу с 1 января 2024 года и будет применяться в отношении налоговых периодов 2024 - 2026 годов.
ФНС даны разъяснения по вопросу налогообложения объектов недвижимого имущества, являющихся гаражами (гаражными боксами) и машино-местами
Разъяснения касаются применения налоговых ставок по налогу на имущество физлиц в отношении указанных объектов недвижимости с учетом критериев отнесения таких объектов к недвижимому имуществу, подлежащему включению в специальный перечень, стоимостных и иных характеристик.
Даны разъяснения о представлении в налоговый орган уведомлений об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования ЮЛ) при редомициляции
Иностранная компания, не исключенная из реестра компаний в иностранной юрисдикции, автоматически не теряет правоспособность на территории иностранного государства, даже если она зарегистрирована в российском САР.
Сообщается об обязанностях контролирующего лица до прекращения участия в иностранной компании, не исключенной из реестра компаний в иностранной юрисдикции, а также указано, что при исключении из реестра компаний в иностранной юрисдикции налогоплательщику не позднее трех месяцев необходимо представить уведомление об участии с основанием его подачи "прекращение участия" (цифровой код "3").
Направлены контрольные соотношения показателей налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов
Контрольные соотношения разработаны для показателей новой формы расчета, утвержденной Приказом ФНС России от 26.09.2023 N ЕД-7-3/675@.
Даны разъяснения по порядку представления подтверждающих документов в отношении заявленного размера прибыли (убытка) КИК, образованной в Украине
В числе прочего отмечено, что в случае невозможности представления подтверждающих документов контролирующее лицо вправе представить письменные пояснения о факторах, затрудняющих их получение, а также содержащие обязательство представить документы незамедлительно после получения.
Сообщается о порядке действий налогоплательщика при наличии взаимодействия с уполномоченным должностным лицом украинской КИК, а также в случае если после получения подтверждающих документов установлено наличие обязанности по уплате налога с прибыли КИК.
Отмечено при этом, что контролирующее лицо не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 129.5 НК РФ, в связи с признанием невозможности своевременного определения размера налоговых обязательств, но обязанность по уплате пени сохраняется.
ФНС информирует о механизме зачета средств, формирующих положительное сальдо ЕНС в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога
В письме приведен порядок зачисления положительного сальдо в бюджеты субъектов РФ при получении заявления налогоплательщика о распоряжении средствами путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате налога.
При этом отмечено, что в случае, когда сумма произведенного зачета превышает сумму начислений, остаток денежных средств подлежит отражению в отдельной карточке налоговых обязанностей (ОКНО) и не учитывается в качестве единого налогового платежа (ЕНП), если, в частности, не поступит заявление налогоплательщика об отмене зачета.
Данный механизм также действует в случае отсутствия в ОКНО начислений по сроку уплаты, указанному в заявлении о зачете.
Направлены контрольные соотношения к рекомендуемой форме 6-НДФЛ
Рекомендуемая форма расчета 6-НДФЛ, порядок заполнения, формат представления и xsd-схема, а также форма справки о полученных физлицом доходах и удержанных суммах НДФЛ были доведены Письмом ФНС России от 04.12.2023 N БС-4-11/15166@.
ФНС разъяснен порядок исчисления страховых взносов с выплат и иных вознаграждений в пользу граждан Узбекистана
С выплат и иных вознаграждений в пользу указанных граждан страховые взносы исчисляются в общеустановленном порядке, предусмотренном статьей 431 НК РФ, по единому тарифу в соответствии пунктом 3 статьи 425 НК РФ или пунктами 2.2 - 2.4 статьи 427 НК РФ.
Также отмечено, что между правительствами РФ и Узбекистана заключено Соглашение об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 05.04.2017 (Соглашение об организованном наборе).
В случае если работодателем заключены трудовые договоры в порядке организованного набора, то с выплат в пользу таких лиц страховые взносы исчисляются на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в порядке, установленном пунктом 6.2 статьи 431 НК РФ.
<Письмо> ФНС России от 25.12.2023 N БС-4-11/16213@
"О налоге на доходы физических лиц"
Даны разъяснения по вопросу обложения НДФЛ единовременного денежного поощрения при награждении госнаградами за участие в спецоперации
Доходы в виде денежных средств и (или) иного имущества, безвозмездно полученных лицами, призванными на военную службу, на основании пункта 93 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ.
Согласно позиции Министерства обороны единовременное денежное поощрение, выплачиваемое при награждении государственными наградами, носит возмездный характер, а значит не подпадает под указанное выше освобождение.
Учитывая изложенное, письмо ФНС России от 14.08.2023 N СД-4-11/10435@ не подлежит применению.
ФНС направлены рекомендуемые форма и формат заявления о возврате излишне уплаченных иностранными гражданами сумм НДФЛ, налога на профессиональный доход, сборов за пользование объектами животного мира и биоресурсов, а также налога на сверхприбыль
Рекомендуемые формы применяются до внесения необходимых изменений в формы документов, установленных Приказом ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1133@.
В связи с направлением настоящего письма письмо ФНС России от 11.01.2023 N КЧ-4-8/105@ действует до 1 января 2024 года.
Внесено уточнение в методические рекомендации по работе с формализованными документами, поступающими в налоговые органы
Согласно внесенному дополнению, формализованный документ составляется и представляется в налоговый орган в одном экземпляре.
В случае необходимости подтверждения получения формализованного документа сотрудник налогового органа непосредственно после приема документа осуществляет изготовление его копии, свидетельствует верность указанной копии и передает ее заинтересованному лицу.
Также установлен порядок направления результатов рассмотрения формализованного документа, полученного на бумажном носителе от физлица, получившего доступ к ЛКН и не направившего в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
<Информация> ФНС России
"Фиксированные страховые взносы за 2023 год необходимо уплатить до 9 января"
ФНС сообщает о порядке уплаты страховых взносов в совокупном фиксированном размере за 2023 год
Страховые взносы в совокупном фиксированном размере уплачивают ИП, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, а также главы КФХ.
Фиксированный размер страховых взносов за 2023 год составляет 45 842 руб.; для плательщиков новых территорий - 14 400 руб.; для военных пенсионеров размер страховых взносов на ОМС - 19,8922% от совокупного фиксированного размера.
Срок уплаты страховых взносов за 2023 год - 9 января 2024 года.
<Информация> Минпромторга России от 27.12.2023 "Конкретизированы параметры переходного периода для оплаты утильсбора на автомобили, ввезенные из стран ЕАЭС"
Определены условия, при одновременном выполнении которых автомобили с подтвержденной датой ввоза до 21 декабря 2023 года могут быть охарактеризованы именно как "ввезенные для личного пользования"
Такими условиями являются:
договор купли-продажи транспортного средства заключен до 29 октября 2023 года (до даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 17.10.2023 N 1722 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291");
свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) или электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) оформлены до 21 декабря 2023 года (в двухмесячный период с даты официального опубликования Постановления N 1722).
Таким образом, те граждане, которые купили автомобиль для собственных нужд до 29 октября 2023 года, ввезли его на территорию РФ и оформили СБКТС/ЭПТС до 21 декабря 2023 года, имеют возможность оплатить утилизационный сбор на такой автомобиль по "льготному" тарифу (3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше 3-х лет).
Те граждане, которые ввезли транспортное средство в Россию с территории стран ЕАЭС с привлечением посредников, оформили его и уже оплатили утильсбор в отношении своего автомобиля по полной ставке, получат право на возврат уплаченной суммы с учетом новых условий. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в ФТС России.
Для корректной проверки даты выдачи СБКТС ответственными федеральными органами исполнительной власти будет использоваться реестр Росстандарта, в котором содержатся данные о СБКТС, оформленных российскими лабораториями.
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
27.12.2023 На выплаты по гражданско-правовым договорам с ИП начисляются НДФЛ и страховые взносы, если правоотношения между ними фактически были трудовыми (договоры носили систематический характер; отсутствовал конкретный объем работ; работодатель обеспечивал работников всем необходимым и пр.)
Налоговый орган полагает, что общество занизило НДФЛ и страховые взносы ввиду подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Обществом были заключены гражданско-правовые договоры с предпринимателями. Вместе с тем фактически отношения между сторонами являлись трудовыми, поскольку носили систематический характер; предметом договора являлось не получение результата, а длительность проведения определенных работ; отсутствовал конкретный объем работ; работодатель обеспечивал работников всем необходимым, осуществлялся внутренний контроль (ознакомление с локальными актами).
Таким образом, фактически взаимоотношения между налогоплательщиком и предпринимателями представляют собой трудовые отношения, а, следовательно, на денежные суммы, выплачиваемые в рамках таких отношений, подлежат начислению страховые взносы и НДФЛ.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2023 г. N Ф09-6038/23 по делу N А50-18162/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
27.12.2023 Действующее законодательство не предусматривает возможности обжалования решения налогового органа бывшим исполнительным органом общества-налогоплательщика
Налоговый орган полагает, что бывший исполнительный орган общества-налогоплательщика не имеет права обжаловать решение о привлечении такой организации к ответственности.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Акты налоговых органов ненормативного характера могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном НК РФ. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налога.
Инициирование в рамках дела о банкротстве налогоплательщика - юридического лица вопроса о привлечении бывших учредителей, руководителей, иных лиц, контролирующих деятельность юридического лица, к субсидиарной ответственности не является обстоятельством, влекущим возникновение у названных лиц права на обжалование решения налогового органа, вынесенного по итогам мероприятий налогового контроля налогоплательщика - юридического лица.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 сентября 2023 г. N Ф09-5729/23 по делу N А76-27110/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
28.12.2023 Использование налогоплательщиком взаимозависимого лица, применяющего УСН, с целью занижения выручки при выполнении работ самим налогоплательщиком влечет доначисление налога на прибыль
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик искажает сведения о фактах хозяйственной жизни с целью уменьшения налоговых обязательств путем включения в цепочку покупателей взаимозависимого лица, применяющего УСН.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Выиграв аукцион на выполнение работ, взаимозависимое лицо налогоплательщика, применяющее УСН, не начало развивать свою деятельность путем приобретения спецтехники, либо увеличивая численность сотрудников. Средства для выполнения работ предоставлены налогоплательщиком, применяющим ОСН.
Вместе с тем подтверждается, что взаимозависимое лицо спецтехнику не использовало. При этом налогоплательщиком умышленно оформлено приобретение продукции через взаимозависимое лицо, тем самым доход был выведен из-под обложения налогом на прибыль.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 сентября 2023 г. N Ф09-6226/23 по делу N А50-27996/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
28.12.2023 Налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам фактически за счет своих средств, а не за счет средств субсидии, выделенной без учета налога
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно использовал вычет по НДС в рамках оплаченных поставщикам ресурсов за счет средств субсидии.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной.
Субсидия зачислена на расчетный счет налогоплательщика платежными поручениями без отметки о том, что перечисляемые суммы включают НДС. В пояснительной записке, приложенной к проекту решения городского собрания депутатов, которым предлагалось выделение средств местного бюджета муниципальным предприятиям в целях финансового обеспечения мер по предупреждению банкротства, прямо указано, что выделяемые средства предназначены для финансового обеспечения затрат предприятий без НДС.
Поэтому вывод судов о том, что денежные средства, выделенные Администрацией дополнительно, имели назначение покрытие задолженности налогоплательщика именно в части НДС, носят характер предположения.
Поэтому налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам фактически за счет своих средств.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2023 г. N Ф09-2958/23 по делу N А76-45565/2021
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
29.12.2023 Налоговый орган не может относить суммы возможных вычетов по НДС к переплате, если налогоплательщик не заявил к вычету суммы налога по конкретным счетам-фактурам
Предприниматель посчитал, что налоговый орган неправомерно отказал в применении вычета по НДС, уплаченному при ввозе на территорию РФ товара.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогоплательщика не согласился.
Налоговый орган не может относить суммы возможных вычетов по счетам-фактурам к переплате без сформированной воли налогоплательщика на реализацию права на вычет сумм НДС по конкретным счетам-фактурам.
Поскольку налогоплательщик не воспользовался своим правом заявить спорные налоговые вычеты своевременно, он утратил право на предъявление их к вычету, в связи с чем отказ налогового органа является правомерным.
Кроме того, установлено, что приобретенные товары не были и не будут использованы заявителем (в связи с прекращением осуществления предпринимательской деятельности) в деятельности, облагаемой НДС, а суммы налога восстановлены.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 ноября 2023 г. N Ф10-5497/23 по делу N А14-15743/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
29.12.2023 Страховщика обязали выплатить возмещение за ремонт имущества с учетом сумм НДС
Общество потребовало взыскать возмещение и неустойку со страховой компании.
Как указал истец, он застраховал свое оборудование. Произошла поломка, для устранения которой привлеченный им подрядчик выполнил работы. Оплачивая их стоимость, общество внесло и сумму НДС. Страховая компания была уведомлена о произошедшем событии, но возмещение не выплатила.
ВС РФ счел требование обоснованным.
По договору страхования в случае устранимого повреждения оборудования обществу должны были возместить расходы на ремонт. При этом страховщик был обязан также возместить и НДС, предъявленный к оплате страхователю.
Истец представил ответчику документы, подтверждающие фактические затраты на восстановительные работы, включая уплаченный подрядчику НДС. Общество правомерно отнесло сумму налога к ущербу и учло ее при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения.
Исключение из суммы возмещения НДС в отсутствие такого условия в договоре страхования нарушает принцип полного возмещения ущерба.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2023 г. N 305-ЭС23-21124 по делу N А40-198037/2022 Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций, оставив в силе решение суда, которым удовлетворены требования о взыскании страхового возмещения и неустойки по договору страхования имущества, поскольку судом первой инстанции размер неустойки проверен, признан правильным и соответствующим последствиям нарушения обязательства, в связи с чем подлежащим взысканию с ответчика
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
29.12.2023 Налоговая задолженность налогоплательщика может быть взыскана с его взаимозависимых лиц в случае передачи им объектов в качестве вклада в имущество (с целью уклонения от уплаты недоимки)
Налоговый орган считает, что задолженность налогоплательщика по налогам подлежит взысканию с его взаимозависимых лиц.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился.
Взыскание налогов за счет иного лица допускается в случаях перечисления выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передачи денежных средств, иного имущества организациям, признанным судом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.
Установлено, что налогоплательщик после принятия налоговым органом решения о доначислении задолженности передал принадлежащие ему объекты недвижимости в качестве вклада в имущество своим дочерним организациями. Суд пришел к выводу о наличии в действиях налогоплательщика и его ВЗЛ согласованности при заключении сделок с имуществом с целью уклонения от исполнения налоговой обязанности, в связи с чем удовлетворил требования налогового органа.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2023 г. N Ф10-5433/23 по делу N А35-6646/2021
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
25.12.2023 Налог на прибыль можно уменьшать на неуплаченный торговый сбор, если потом он точно будет уплачен
Если компания платит торговый сбор, то она может уменьшить налог на прибыль и авансовые платежи по нему на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала года до даты уплаты налога (авансового платежа).
Например, в 1 квартале учитывают торговый сбор, который уплачен до 28 апреля. При этом декларацию по налогу на прибыль надо сдать до 25 апреля.
Соответственно, на момент сдачи декларации торговый сбор может быть еще не уплачен, так как срок его уплаты – позже (28 число).
К тому же учитывают торговый сбор, уплаченный до даты уплаты аванса по налогу на прибыль. А в связи с ЕНС возникает вопрос по поводу этой даты.
ФНС в письме от 22.09.2023 № СД-3-3/12323@ сообщает, что дата уплаты аванса по налогу на прибыль – или 28 число (когда деньги ушли с ЕНС в бюджет), или день пополнения ЕНС, если там был долг по налогу на прибыль.
ФНС делает вывод: в декларации по налогу на прибыль можно указать торговый сбор, на который может быть уменьшен авансовый платеж.
Но к 28 числу обязанность по уплате торгового сбора должна быть исполнена.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
26.12.2023 Программно-аппаратные комплексы учитывают для налоговых льгот IT-компаний, если они входят в реестр
Условие для налоговых льгот IT-компаний (взносы 7,6% и налог на прибыль 0%) – доля профильных доходов от 70%. В состав этих доходов входит продажа программно-аппаратных комплексов (ПАК).
Разъяснение дает Минфин в письме от 23.11.2023 № 03-03-06/1/112586.
Перечень профильных доходов и разъяснения к нему мы разбирали здесь.
В частности, туда входят доходы:
от оказания услуг (выполнения работ) по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению ПАК, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ;
от реализации разработанных организацией ПАК, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ.
То есть, доходы от ПАК идут в состав профильных доходов, если этот ПАК включен в реестр российских программ.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
26.12.2023 С 2024 года при расчете НДФЛ надо будет суммировать зарплату и дивиденды
Правило, по которому налоговые агенты считали НДФЛ 15% в разрезе налоговых баз, на 2024 год не продлили.
Напомним, по НДФЛ есть 11 налоговых баз. Их перечень – здесь.
В 2023 году бухгалтеры по-прежнему облагают отдельно зарплату и прочие выплаты, отдельно – дивиденды.
С 2024 года переходный период заканчивается и надо будет считать предел дохода в общем.
Поясним, доходы свыше 5 млн рублей облагаются НДФЛ по ставке 15%. Но налоговые агенты для этих видов дохода высчитывают отдельный 5-миллионный лимит. Это правило по отдельному учету сначала было введено на 2021 – 2022 годы, затем его продлили на 2023 год.
Кстати, Минфин планировал сделать эту норму постоянной (чтобы налоговые базу для НДФЛ для зарплаты и дивидендов считали отдельно).
Но в итоге на 2024 год продления нет.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
26.12.2023 Роструд пояснил, как рассчитывать сверхурочные
Оплата сверхурочной работы должна быть рассчитана с учетом премий и надбавок, пояснили эксперты Роструда. При анализе общего рабочего времени считается сверхурочной работой та, которая выполнена сверх установленного нормального количества часов за учетный период.
Расчет оплаты за сверхурочную работу следует проводить, учитывая премии и надбавки, согласно информации, предоставленной специалистами Роструда. Сверхурочная работа представляет собой труд, выполняемый по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего дня.
При учете общего времени труда, сверхурочной считается работа, выполненная сверх нормального количества часов за учетный период. Оплата сверхурочной работы должна составлять не менее полуторного размера за первые два часа и не менее двойного размера за последующие часы (ч. 1 ст. 152 ТК РФ).
При расчете сверхурочных работ, включая не только оклад, но и доплаты за стаж и сложность, работодателю следует учитывать тарифную часть зарплаты, районные коэффициенты, процентные надбавки, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, как ответили в трудовом ведомстве на соответствующий вопрос.
Этот подход соответствует позиции Конституционного суда, выраженной в постановлении от 27.06.23 № 35-П. Судьи подчеркнули, что премии и компенсации должны начисляться за всё отработанное время, включая сверхурочное, чтобы избежать недопустимого снижения заработной платы работников, занятых сверхурочно.
Источник: Российский налоговый портал
27.12.2023 В чеке ККТ обязательно должна быть мера количества
С 09.11.2023 при формировании кассового чека реквизит «мера количества предмета расчета» (тег 2108) является обязательным для его передачи в электронной форме кассового чека.
Об этом говорится в письме ФНС от 12.12.2023 № АБ-4-20/15520@.
Речь идет про ФФД версии 1.2.
С 9 ноября ФНС не принимает чеки ККТ без указания этого реквизита (тег 2108).
Если чек не принят, надо сформировать кассовый чек коррекции по правилам из приказа ФНС от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@.
При этом не надо формировать чек коррекции с некорректными данными на обратную операцию.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
27.12.2023 С 1 января 2024 года за опоздание со сдачей уведомления по ЕНП пойдут пени
В 2023 году действовало временное правило, когда несдача уведомления по ЕНП при достаточном положительном сальдо ЕНС не приводила к начислению пеней. В 2024 году эта норма уже не действует.
Если не сдать уведомление – будут пени, даже если денег на ЕНС – с лихвой хватает на все налоги.
Ситуация такая:
Ситуация |
2023 |
2024 |
Налог уплачен, уведомление сдано |
Пеней не будет |
Пеней не будет |
Налог уплачен, уведомление не сдано |
Пеней не будет |
Будут пени |
Налог не уплачен, уведомление сдано |
Будут пени |
Будут пени |
Налог не уплачен, уведомление не сдано |
Будут пени |
Будут пени |
УФНС по Республике Карелия поясняет, в 2024 году будут пени несмотря на уплату налога в таких случаях:
уведомление не сдано;
уведомление сдано с опозданием;
уведомление сдано с ошибками.
Имейте в виду, что с 01.01.2024 платежки-02, выполняющие роль уведомлений, отменяются. Всем придется сдавать уведомления.
Мало того, что за несдачу будут пени, налоговики обещают еще и штраф.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
28.12.2023 Оспорить административные штрафы можно с помощью электронных документов
В сфере административных правонарушений предоставление заявлений, ходатайств, жалоб и прочих документов сможет осуществляться в электронной форме. Также будет разрешено участие в судебных заседаниях без личного присутствия, используя видеоконференц-связь.
В сфере административных правонарушений предоставление заявлений, ходатайств, жалоб и прочих документов сможет осуществляться в электронной форме. Также будет разрешено участие в судебных заседаниях без личного присутствия, используя видеоконференц-связь. Эти изменения внесены Минюстом в проекты поправок к КоАП и Федеральному закону от 30.12.01 № 196-ФЗ «О введении КоАП в действие».
Нововведения позволят подавать в суды все необходимые процессуальные документы в электронном виде. Рассмотрение дел об административных правонарушениях также станет доступным через видеоконференц-связь и веб-конференции. Однако важно отметить, что применение цифровых технологий в судебном процессе будет осуществляться только при наличии технических возможностей.
Минюст подчеркивает, что внедрение систем видеосвязи и электронного документооборота в дела об административных правонарушениях способствует повышению доступности и оперативности судопроизводства, а также сокращению процессуальных издержек.
Источник: Российский налоговый портал
28.12.2023 Через СБП без комиссии разрешили переводить до 30 млн рублей в месяц
Изменится лимит денежных переводов самому себе по Системе быстрых платежей. С 1 мая 2024 года без комиссии можно будет отправить на свой счет в другом банке до 30 млн рублей.
Клиенты банков смогут отправлять до 30 млн рублей в месяц самому себе через Систему быстрых платежей (СБП). Об этом сказано на сайте Центробанка.
Новый лимит переводов самому себе (Ме2Ме-перевод) в СБП начнет действовать с 1 мая 2024 года — одновременно со вступлением в силу соответствующего закона, — говорится в сообщении.
Лимит переводов на счета других людей остался прежним — 100 тыс. рублей в месяц.
Если сумма превысит порог, то придется заплатить комиссию в размере 0,5% от суммы перевода, но не больше 1,5 тыс. рублей.
С 1 апреля 2024 года Центробанк не будет брать комиссию с банков за операции по кэшбеку через СБП. Нулевые тарифы будут действовать за перевод кэшбека покупателю и за возврат кэшбека продавцу, если от его товара отказались.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Бухгалтерский учёт
Учет оборудования, переданного на поверку и калибровку
Организация ежегодно отправляет (отдает) на поверку и калибровку оборудование (числится в составе основных средств или на забалансовом счете, если стоимость составляет менее 100 000 руб.), так как с использованием этого оборудования оказываются услуги по проведению лабораторных испытаний. Некоторые организации, которые проводят поверку, находятся в другом городе.
Как отразить в бухгалтерском учете оборудование, которое передано (отправлено) на поверку и которого в момент инвентаризации у организации нет?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Считаем, что передачу оборудования, числящегося в составе основных средств (на счете 01), на поверку и калибровку можно отразить в бухгалтерском учете как операцию по внутреннему перемещению по счету 01 с указанием соответствующего признака аналитического учета, например передано сторонней организации для поверки и калибровки.
В аналогичном порядке (как внутреннее перемещение) можно отразить и передачу на поверку и калибровку оборудования, учтенного на забалансовом счете.
Полагаем, что до момента временного выбытия оборудования с целью его поверки и калибровки сторонней компанией в отношении такого оборудования следует провести инвентаризацию.
Обоснование позиции:
Оборудование - объект основных средств
Согласно п. 40 ФСБУ 6/2020 "Основные средства" объект основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, списывается с бухгалтерского учета. Списание объекта основных средств обусловливается, например:
прекращением использования этого объекта вследствие его физического или морального износа при отсутствии перспектив продажи или возобновления использования;
передачей этого объекта другому лицу в связи с его продажей, меной, передачей в виде вклада в капитал другой организации, передачей в неоперационную (финансовую) аренду, передачей в некоммерческую организацию;
физическим выбытием этого объекта в связи с его утратой, стихийным бедствием, пожаром, аварией и другими чрезвычайными ситуациями;
истечением нормативно допустимых сроков или других предельных параметров эксплуатации этого объекта, в результате чего его использование организацией становится невозможным;
прекращением организацией деятельности, в которой использовался этот объект, при отсутствии возможности его использования в продолжающейся деятельности.
Объект основных средств подлежит списанию в том отчетном периоде, в котором он выбывает или становится неспособным приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 41 ФСБУ 6/2020).
Таким образом, передача оборудования, числящегося в составе основных средств, на поверку и калибровку не является основанием для списания его с бухгалтерского учета (ведь организация продолжит использовать оборудование в своей деятельности после проведения поверки и калибровки и возврата сторонней компаний, осуществившей эти действия).
Кроме того, указанное обстоятельство (передача на поверку и калибровку) не является основанием для приостановления начисления амортизации по оборудованию.
В силу п. 29 ФСБУ 6/2020 амортизация по основным средствам начисляется независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
На основании п. 30 ФСБУ 6/2020 начисление амортизации по основным средствам не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования ОС), за исключением случая, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении предназначен счет 01 "Основные средства".
Аналитический учет по этому счету ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т.д.).
Считаем, что передача оборудования, числящегося в составе основных средств (на счете 01), на поверку и калибровку можно отразить в бухгалтерском учете как операцию по внутреннему перемещению по счету 01 с указанием соответствующего признака аналитического учета, например передано сторонней организации для поверки и калибровки.
Оборудование - малоценное имущество
Согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может принять решение не применять настоящий стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками для признания в учете в качестве объектов ОС, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. Затраты на приобретение, создание обозначенных активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.
Организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения указанных активов (так называемого "малоценного имущества" или "несущественных активов").
С целью обеспечения такого контроля, по мнению Минфина России, целесообразно вести бухгалтерский учет несущественных активов применительно к порядку, установленному для бухгалтерского учета запасов организации ФСБУ 5/2019 (письма от 04.04.2022 N 07-01-09/28046, от 15.12.2021 N 07-01-09/102450).
Надлежащий контроль может быть организован в том числе с использованием забалансового учета (п. 8 ФСБУ 5/2019).
Считаем, что в случае передачи на поверку и калибровку оборудования, учтенного на забалансовом счете (малоценное имущество, несущественный актив), данный факт по аналогии с балансовым счетом 01 можно отразить как внутреннее перемещение, но только уже по забалансовому счету с указанием соответствующего признака аналитического учета, например передано сторонней организации для поверки и калибровки.
Инвентаризация оборудования
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов устанавливают Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
Согласно п. 1.3 Методических указаний инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.
В соответствии с п. 3.1 Методических указаний до начала инвентаризации рекомендуется проверить:
наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся (п. 3.25 Методических указаний).
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия (п. 3.5 Методических указаний).
Считаем, что такой же подход следует применять по отношению к оборудованию, передаваемому на поверку и калибровку. До момента временного выбытия (передачи на поверку и калибровку) в отношении такого оборудования следует провести инвентаризацию.
Если инвентаризация до момента временного выбытия не была проведена, то полагаем возможным ее проведение в последующем на основе документов, подтверждающих факт передачи оборудования сторонней организации на поверку и калибровку. Смотрите также п. 22 решения, приведенного в Рекомендации Р-46/2013-ОК Нефтегаз "Насосно-компрессорные трубы" (принята фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" 17.11.2013).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга
Ответ прошел контроль качества
УСН
Можно ли признать при УСН расходы на приобретение недвижимости для использования в предпринимательской деятельности, которую планируется перевести на ПСН?
ИП применяет УСН (доходы минус расходы) и ПСН в части деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений (Ярославская область). В ноябре нежилое помещение, которое использовалось в предпринимательской деятельности, переведенной на ПСН, продано. В декабре 2023 года планируется приобрести в собственность квартиру для сдачи в аренду с оформлением патента на этот вид деятельности с января 2024 года. Можно ли в 2023 году при расчете обязательств по УСН доходы от продажи коммерческой нежилой недвижимости уменьшить на расходы по приобретению квартиры, приобретенной для сдачи в аренду в 2024 году? Если взамен квартиры для сдачи в аренду будет приобретен жилой дом с земельным участком, то можно ли будет учесть расходы на их приобретение при УСН в 2023 году? Можно сдавать в аренду жилой дом по патенту?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
ИП в данном случае не вправе учитывать при расчете налоговой базы по УСН за 2023 год расходы как на приобретение квартиры, так и жилого дома с земельным участком. ИП вправе претендовать на применение с 2024 года ПСН в отношении предпринимательской деятельности по сдаче в аренду собственного жилого дома.
Обоснование позиции:
Доходы, полученные от продажи недвижимости, которая использовалась в предпринимательской деятельности, переведенной на ПСН, в рассматриваемой ситуации не признаются объектом налогообложения по ПСН и подлежат включению в расчет налоговых обязательств ИП по УСН (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 346.14, п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17, п. 2 ст. 346.18, подп. 19 п. 2 ст. 346.43, ст. 346.47, п. 1 ст. 346.48 НК РФ, письма Минфина России от 03.04.2020 N 03-11-11/26730, от 18.04.2013 N 03-11-11/13271).
На основании подп. 1 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", при определении объекта налогообложения вправе уменьшать полученные доходы на отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ расходы на приобретение основных средств.
В целях главы 26.2 НК РФ в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 4 ст. 346.16 НК РФ).
С учетом норм ст. 256, 257 НК РФ считаем, что квартира или жилой дом, приобретенные ИП для использования в предпринимательской деятельности по сдаче в аренду, стоимостью более 100 000 рублей, отвечают критериям признания их основными средствами для целей расчета налоговой базы по УСН (смотрите также письмо Минфина России от 10.01.2007 N 03-11-04/2/2). Что касается земельного участка под указанным жилым домом, то данный объект недвижимости не подлежит амортизации, а потому основным средством в целях главы 26.2 НК РФ не признается. Соответственно, расходы на его приобретение нельзя признать при расчете налоговой базы по УСН на основании подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, равно как и на основании иных норм данной статьи (письма Минфина России от 21.01.2020 N 03-11-06/2/2841, от 26.12.2019 N 03-03-06/1/102108, от 28.02.2013 N 03-11-06/2/5946).
Согласно п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение основных средств в периоде применения УСН учитываются при расчете налоговых обязательств с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
Расходами налогоплательщика, применяющего УСН, в том числе на покупку основных средств, признаются затраты после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Расходы на приобретение основных средств отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Кроме того, нужно учитывать, что в силу требований п. 8 ст. 346.18 НК РФ расходы по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН в соответствии с главой 26.5 НК РФ, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН.
Из приведенных норм, на наш взгляд, следует, что при расчете налоговой базы по "упрощенному" налогу могут учитываться расходы на приобретение оплаченных основных средств, которые фактически введены в эксплуатацию и используются налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках УСН (смотрите также письмо Минфина России от 30.11.2018 N 03-11-11/86705).
В рассматриваемой же ситуации объекты основных средств приобретаются в декабре для использования в предпринимательской деятельности, которая начнется и будет переведена с 2024 года на ПСН. Поскольку указанные объекты не будут введены в 2023 году эксплуатацию и использоваться в деятельности, облагаемой в рамках УСН, полагаем, что расходы на их приобретение следует квалифицировать в качестве расходов по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН в соответствии с главой 26.5 НК РФ, не учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому при применении УСН.
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по аналогичным ситуациям нами не обнаружено. Выраженная позиция является нашим экспертным мнением.
Что касается возможности применения ИП в данном случае ПСН в отношении деятельности по сдаче в аренду жилого дома, то, согласно ст. 2, 4.1 Приложения к Закону Ярославской области от 08.11.2012 N 47-з "О введении на территории Ярославской области ПСН", ПСН может применяться в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как сдача в аренду (наем) собственных жилых помещений (смотрите также подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Согласно ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся не только квартиры, но и жилые дома. Соответственно, ИП в рассматриваемой ситуации сможет претендовать на применение с 2024 года ПСН в отношении предпринимательской деятельности по сдаче в аренду собственного жилого дома (доп. смотрите письмо ФНС России от 30.09.2014 N ГД-3-3/3296@).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
Разное
Последствия подачи уточненной декларации после вынесения акта камеральной налоговой проверки о привлечении к ответственности, но до вынесения решения
Организация находится на общем режиме налогообложения. Налоговая инспекция обратилась с предложением снять из декларации по НДС вычет по одному из контрагентов, мотивируя это тем, что он является участником "схемной" цепочки, в которой организация является выгодоприобретателем согласно данным АИС - Налог 3. Организация подписала протокол рабочей встречи с сотрудниками налоговой инспекции, в котором обозначила возможность подачи "уточненки", не признавая тем не менее участие в "схемных" операциях и обозначив соответствие действий организации требованиям статьи 54.1 НК РФ в части проявления должной осмотрительности. После подачи уточненной декларации организация получила уведомление о вызове в налоговую инспекцию по поводу совершения налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ (в связи с тем, что в момент подачи декларации на ЕНС значилось отрицательное сальдо и, несмотря на указание в платежном поручении доплаты по НДС, оплата не была зачтена как оплата по уточненной декларации). Налоговая инспекция просит подать ходатайство о снижении суммы штрафа. Организация планирует подать уточненную декларацию, восстановив "снятую" сумму, считая, что она не является выгодоприобретателем по "схеме". Каковы последствия представления уточненной декларации N 2, в которой налоговые вычеты по контрагенту будут включены обратно в расчет налоговой базы, если эта декларация будет представлена после вручения акта, но до вынесения решения камеральной налоговой проверки уточненной декларации N 1.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если уточненная декларация N 2 будет представлена после составления акта об обнаруженном правонарушении, налоговый орган будет оформлять результаты проверки уточненной декларации N 1 и проводить проверку уточненной декларации N 2.
В случае несогласия налогоплательщик может обжаловать результаты камеральной проверки сначала в досудебном, а затем и в судебном порядке.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что на момент представления уточненной налоговой декларации имеется положительное сальдо единого налогового счета в размере, соответствующем недостающей сумме налога и соответствующих ей пеней.
Определение принадлежности единого налогового платежа осуществляется автоматически строго в соответствии с правилами, установленными НК РФ. Суммы обязательств погашаются исходя из указанных самим плательщиком в декларации или уведомлении об исчисленных суммах в следующей последовательности:
1) недоимка по НДФЛ - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;
2) НДФЛ - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;
3) недоимка по иным налогам - начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
4) текущие платежи по иным налогам, авансовым платежам, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате;
5) пени;
6) проценты;
7) штрафы.
Уточненная декларация может быть представлена во время проведения камеральной налоговой проверки.
Существовала судебная практика, согласно которой под моментом окончания камеральной проверки понималась дата вынесения решения. Эта позиция основывалась на том, что не имеет смысла продолжение проверки в отношении налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком (определение ВАС РФ от 23.03.2011 N ВАС-247/11, постановление АС Центрального округа от 05.07.2017 N Ф10-2497/17). Под окончанием проверки можно понимать не буквальное окончание проведения действий, совершаемых налоговым органом до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения.
То есть налогоплательщик мог попытаться признать продолжение проверки первоначальной декларации неправомерным.
Однако в настоящее время преобладает позиция о том, что представление уточненной декларации после составления акта камеральной проверки означает, что камеральная проверка предыдущей декларации завершена, дата ее окончания указана в акте проверки. Следовательно, проверка в отношении предыдущей декларации не прекращается (определение ВС РФ от 15.10.2019 N 307-ЭС19-17471).
Так, в письме Федеральной налоговой службы от 20 ноября 2015 г. N ЕД-4-15/20327 указано: при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после составления акта налоговой проверки основания для прекращения рассмотрения материалов налоговой проверки первичной налоговой декларации, предусмотренные пунктом 9.1 статьи 88 Кодекса, отсутствуют, и соответственно, налоговый орган обязан вынести предусмотренные Кодексом решения.
Таким образом, когда уточненная декларация представлена после составления акта об обнаруженном правонарушении, налоговый орган будет оформлять результаты проверки первоначальной декларации и проводить проверку уточненной декларации. В рассматриваемом случае налоговый орган будет оформлять результаты проверки уточненной декларации N 1 и проводить проверку уточненной декларации N 2.
Полагаем, налоговый орган должен учитывать результаты камеральной проверки уточненной декларации N 2, если она будет завершена до вынесения решения по проверке уточненной декларации N 1. В ином случае решение не будет отражать фактическую налоговую обязанность и может быть отменено (определение ВС РФ от 14.03.2022 N 301-ЭС22-844, постановление АС Волго-Вятского округа от 16.11.2021 N Ф01-5463/21).
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2018 г. N Ф08-3626/18 по делу N А63-9534/2015 указано, что сведения по уточненной декларации были учтены инспекцией при вынесении решения.
Показательным является и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 ноября 2021 г. N Ф01-5463/21 по делу N А82-16008/2020, в котором суд сошелся во мнении, что при вынесении решения о проверке налоговые органы должны были учесть данные уточненной декларации N 2, представленной после составления акта проверки (в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства было отказано - смотрите определение от 14.03.2022 N 301-ЭС22-844).
Однако стоит учитывать и иную имеющуюся практику:
постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 N 8163/09: Если уточненная декларация представлена после составления и вручения акта камеральной проверки, но до вынесения решения по ее результатам, то налоговый орган вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации;
постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2022 г. N Ф07-20224/22 по делу N А05-1943/2022: НК РФ не устанавливает критерии для проверки показателей уточненных налоговых деклараций, представленных после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения по ней, исключительно в рамках проведения мероприятий дополнительного налогового контроля, камеральной налоговой проверки либо проведения повторной выездной налоговой проверки, оставляя указанные правомочия на усмотрение налогового органа.
Таким образом, учитывая наличие различных позиций, налоговый орган в рассматриваемом случае:
1) может вынести решение на основании камеральной проверки уточненной декларации N 1 об отказе в привлечении к ответственности по ст. 122 с учетом данных уточненной декларации N 2 и указать, что вопрос о правомерности заявленных в декларации N 2 вычетов НДС будет рассмотрен при камеральной проверке уточненной налоговой декларации N 2 и провести камеральную проверку уточненной декларации N 2 в установленные законодательством сроки;
2) может вынести решение на основании камеральной проверки уточненной декларации N 1 о привлечении к ответственности, с учетом завершенной камеральной проверки уточненной декларации N 2, проведя дополнительные мероприятия налогового контроля на основании п. 6 ст. 101 НК РФ и отразив в итоговом решении доначисление сумм НДС по спорным вычетам.
В случае несогласия в обоих вариантах налогоплательщик может обжаловать результаты камеральной налоговой проверки сначала в досудебном, а потом и в судебном порядке.
Также важно учитывать, что НК РФ предусматривает разные сроки отражения на едином налоговом счете совокупной обязанности в зависимости от содержания уточненной отчетности, срока ее представления (подп. 2, 3.1, 4 п. 5 ст. 11.3 НК РФ).
Уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией уменьшена сумма налога к уплате (в рассматриваемом случае уточненная N 2), отражается на ЕНС (подп. 3 п. 5 ст. 11.3 НК РФ):
на дату вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной проверки;
через десять дней с даты окончания камеральной проверки уточненной декларации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шестова Юлия
Ответ прошел контроль качества
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: