Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 25 апреля по 1 мая 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению расчетов в рамках внешнеторговой деятельности российских организаций"

Подготовлен проект указа, устанавливающий возможность для российских экспортеров получать экспортную выручку от нерезидентов по внешнеторговым договорам (контрактам)

Согласно проекту резиденты - участники ВЭД вправе получать от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, предусматривающим экспорт товаров, наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ за переданные товары.

Полученные денежные средства подлежат ввозу на территорию РФ и последующему зачислению на банковский счет в уполномоченном банке резидента.

Затем резидент обязан будет осуществить обязательную продажу иностранной валюты в сроки и размере, установленные пунктом 2 Указа от 28 февраля 2022 года N 79.

 

Постановление Правительства РФ от 22.04.2022 N 740
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. N 377"

Уточнены меры поддержки организаций и ИП, которым выделены субсидии в рамках нацпроекта "Международная кооперация и экспорт"

Речь идет о мерах поддержки лиц, которым выделены субсидии по соглашениям, заключенным до 31 марта 2022 г. со сроком исполнения обязательств после 22 февраля 2022 г. Для них допускается изменение значений показателей результативности в отношении субсидии и (или) продление сроков достижения показателей без штрафных санкций и возврата субсидии.

Предусмотрено, что, для того чтобы воспользоваться мерой поддержки, они должны относиться к лицам, наиболее пострадавшим от введения иностранными государствами и/или Российской Федерацией ограничительных мер.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 23.04.2022 N 742
"О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке системообразующим организациям и (или) их дочерним обществам, занятым в агропромышленном комплексе, на осуществление операционной деятельности"

Увеличен максимальный размер льготного оборотного кредита системообразующим организациям, занятым в АПК, на осуществление операционной деятельности

Размер кредита увеличится с 5 млрд до 7 млрд рублей в год. При этом не допускается увеличение размера льготного оборотного кредита по ранее заключенному кредитному договору (соглашению).

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 N 732
"О внесении изменений в Правила определения минимальной величины объема автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, произведенных в том числе по договору об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья и реализованных налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и (или) иным лицом, входящим в одну группу лиц с таким налогоплательщиком в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, в налоговом периоде на биржевых торгах, проводимых биржей (биржами)"

Увеличен гарантированный объем продажи на биржевых торгах части топлива, производимого российскими нефтяниками

Минимальная доля продажи автомобильного бензина повышена с 11% до 12% от общего объема производства, дизельного топлива - с 7,5% до 8,5%.

Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по акцизам.

 

"Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 11 апреля 2022 года N 30"
(доведена Минфином России 19.04.2022 N 05-06-10/ВН-20024)

Сняты некоторые ограничения на осуществление сделок с ценными бумагами и недвижимостью с участием иностранных лиц из недружественных государств

Принято решение разрешить российским банкам и НФО, находящимся под контролем иностранных лиц из недружественных государств, осуществлять сделки (операции) с резидентами, влекущие переход права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, запрет на осуществление которых установлен подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 N 81.

Кроме того, резидентам разрешено осуществлять сделки (операции):

по приобретению недвижимого имущества, отчуждаемого иностранными физлицами недружественных государств, с соблюдением установленных сроков их заключения;

с недвижимым имуществом, приобретаемым (отчуждаемым) российскими юрлицами, с участием в уставном капитале иностранных лиц из недружественных государств, либо находящихся под контролем указанных лиц (с учетом установленных требований к доле участия).

Разрешение действует без ограничения срока.

 

Приказ Минфина России от 01.03.2022 N 27н
"Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2022 N 68286.

Установлен индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей

Таким индикатором является отсутствие в течение 60 календарных дней фискальных данных в виде фискальных документов в автоматизированной информационной системе налоговых органов при наличии зарегистрированной контрольно-кассовой техники.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

 

Приказ ФНС России от 24.03.2022 N ЕД-7-26/236@
"Об утверждении PDF/A-3 формата представления договорного документа в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2022 N 68327.

ФНС установлен PDF/A-3 формат представления договорного документа в электронной форме

Формат утвержден в соответствии с частью 2 статьи 93 НК РФ ("Истребование документов при проведении налоговой проверки").

Формат описывает требования к PDF/A-3 файлу передачи по телекоммуникационным каналам связи документа, выражающего согласованную волю двух лиц в рамках оформления в письменной форме сделки, предметом которой являются любые объекты гражданских прав (договор, соглашение, контракт, спецификация, протокол разногласий и тому подобное), или оферты.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

Приказ ФНС России от 30.03.2022 N ЕД-7-21/247@
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемых в налоговый орган в электронной форме в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, формы уведомления о результатах рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов, представленных в связи с указанным сообщением, формы уведомления о продлении срока рассмотрения налоговым органом указанных пояснений и (или) документов"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2022 N 68347.

Утверждена форма представления организациями пояснений в связи с полученным сообщением налогового органа об исчисленных суммах имущественных налогов

Приказом ФНС утверждены:

форма, формат и порядок заполнения формы "Пояснения налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемые в налоговый орган в электронной форме в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога";

формы уведомлений о результатах рассмотрения налоговым органом пояснений и представленных документов, а также о продлении срока рассмотрения налоговым органом пояснений (документов).

Положения приказа в части, относящейся к сообщению об исчисленной налоговым органом сумме налога на имущество организаций, вступают в силу с 1 января 2023 года.


<Письмо> ФНС России от 20.04.2022 N СД-4-3/4833@
"О рекомендуемой форме уведомления"

Разработана рекомендуемая форма уведомления налогового органа для освобождения от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организации, зарегистрированной на территории Курильских островов

Федеральным законом от 09.03.2022 N 50-ФЗ организациям, зарегистрированным после 1 января 2022 года на территории Южно-Курильского, Курильского или Северо-Курильского городского округа, предоставлено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика на 20 последовательных календарных лет, но не позднее 31 декабря 2046 года.

ФНС России разработана рекомендуемая форма уведомления об использовании (отказе) организацией права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль.

 

<Письмо> ФНС России от 15.04.2022 N ЕА-4-15/4674
"О направлении информации по проведению мероприятий налогового контроля по НПД"

ФНС даны разъяснения по вопросу о переквалификации договоров гражданско-правового характера в трудовые в случаях привлечения физлица, уплачивающего налог на профдоход (НПД)

В письме, в частности, приведены:

обстоятельства, при наличии которых суды признавали обоснованность переквалификации гражданских правоотношений в трудовые (выполнение физлицом работ определенного рода, а не разового задания заказчика, отсутствие в договоре конкретного объема работ и пр.):

перечень доказательств наличия трудовых отношений между сторонами гражданско-правового договора (в том числе оформленный пропуск на территорию работодателя, журнал регистрации прихода-ухода сотрудников на работу и др.);

даны рекомендации по обеспечению сбора надлежащей доказательственной базы при проведении камеральных налоговых проверок налогоплательщиков.

 

Письмо ФНС России от 25.04.2022 N СД-4-3/5016@
"О применении НДС в отношении сумм премий (бонусов)"

Рассмотрен вопрос о применении НДС в отношении сумм премий (бонусов), полученных дилерами за выполнение условий договора, предусматривающих реализацию покупателям товаров со скидкой

Сообщается, что разъяснения по указанному вопросу содержатся в письме Минфина России от 13.10.2020 N 03-07-15/89774.

Было разъяснено, в частности, что квалификация полученных премий в качестве денежных средств, связанных или не связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), должна проводиться в каждом конкретном случае с учетом оценки условий заключенных договоров. Если из условий договоров следует, что премии, выплачиваемые дилеру, связаны не с оплатой реализованных товаров, а с поддержанием экономического интереса дилера увеличивать объемы закупок новых партий товара, такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.

 

<Письмо> ФНС России от 25.04.2022 N СД-4-21/5025@
"О применении коэффициентов, предусмотренных пп. 3, 3.3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации"

Сформулирована позиция по порядку определения при исчислении транспортного налога размера коэффициентов, предусмотренных пунктами 3, 3.3 статьи 362 НК РФ

Минфин поддержал мнение ФНС России о том, что порядок определения размера указанных коэффициентов в десятичных дробях не установлен, их значение должно определяться в виде правильной простой дроби.

 

<Письмо> ФНС России от 26.04.2022 N ШЮ-4-13/5078@
<О порядке применения подпункта 21.5 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при прощении иностранной организацией долга российского заемщика>

Доход российской организации от прощения долга иностранным юрлицом не включается в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

Суммы прощенных в 2022 году обязательств по договору займа (кредита), заключенному до 1 марта 2022 года с иностранной организацией, принимающей решение о прощении долга, либо по требованию, уступленному такой иностранной организации до 1 марта 2022 года, не учитываются в доходах российской организации на основании подпункта 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 27.04.2022 N БС-4-11/5168@
"О направлении письма Минфина России"

Даны разъяснения по вопросу определения минимального предельного срока владения объектом недвижимости обманутым дольщиком для целей исчисления НДФЛ

В целях освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от продажи объектов недвижимого имущества минимальный предельный срок владения жилым помещением, приобретенным по договору участия в долевом строительстве, исчисляется с даты полной оплаты его стоимости в соответствии с условиями договора.

Сообщается, что данные положения применяются к жилому помещению, указанному в соответствующем договоре, и не распространяются на объект недвижимого имущества, полученного взамен такого жилого помещения.

Одновременно указано, что при продаже жилого помещения налогоплательщик при исчислении НДФЛ имеет право на получение имущественного налогового вычета: в этом случае налогообложению подлежит сумма полученного дохода, уменьшенная на размер налогового вычета, не превышающего 1 000 000 рублей, или на сумму фактически произведенных расходов, связанных с приобретением указанного имущества.

Также отмечено, что в случае банкротства застройщика и получения дольщиком сумм компенсации от Фонда развития территорий такие доходы освобождаются от НДФЛ на основании пункта 71 статьи 217 НК РФ.

 

<Письмо> Банка России от 21.04.2022 N 28-4-1/2139
"В ответ на письмо от 23.03.2022 N 09-б"

Рассмотрен вопрос о приостановлении передачи выплат по ценным бумагам российских эмитентов иностранным физическим и юридическим лицам

Сообщается, что требование о приостановлении передачи выплат (включая выплаты дивидендов в денежной форме) было введено предписанием Банка России в качестве экстренной ограничительной меры. С 09.03.2022 действие этого предписания отменено новым предписанием в связи с вступлением в силу указов Президента РФ от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".

В соответствии с Указом N 95 перечисление денежных средств лицам, названным в пункте 1 этого указа, должно осуществляться на открытые им счета типа "С", а остальным кредиторам на их банковские счета с учетом требований пункта 8 данного указа.

 

Информационное письмо Банка России от 25.04.2022 N ИН-03-23/60
"О неприменении мер к кредитным организациям и головным кредитным организациям банковских групп в случае несоблюдения нормативов Н6 и Н21"

Банк России сообщает о возможности неприменения мер воздействия к кредитным организациям за несоблюдение нормативов Н6 и Н21

Банк России полагает возможным до 31 декабря 2022 года воздержаться от применения к кредитным организациям и головным кредитным организациям банковских групп мер воздействия, если указанное несоблюдение нормативов является следствием незавершенных расчетов, связанных с несвоевременным исполнением обязательств по перечислению денежных средств международными расчетно-клиринговыми центрами в условиях действия мер ограничительного характера.

 

<Информация> ФНС России
"ФНС России обновила раздел с письмами службы"

На сайте ФНС обновлен и дополнен раздел "Письма ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами"

В связи с переименованием раздела изменено требование к использованию этих писем в работе налоговых органов.

Также сообщается, что на сайте будут публиковаться не только письма по методологическим вопросам налогообложения, но и письма по вопросам применения законодательства, регулирующего другие сферы деятельности ФНС.

Кроме того, пользователи сайта смогут сообщить в вышестоящий налоговый орган, если инспекция не применяет в работе размещенное на сайте письмо.


<Информация> Минфина России N ОП 15-2022
"Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации"

Обобщены вопросы по применению Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

Даны разъяснения, касающиеся, в частности:

раскрытия некорректирующих событий после отчетного периода в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 10 "События после отчетного периода";

оценки справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств в условиях снижения ликвидности и повышенной волатильности финансовых рынков в соответствии с МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости";

изменения классификации финансовых активов с учетом положений МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".

 

<Информация> ФНС России
"4 мая завершается срок представления расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам за I квартал 2022 года"

За I квартал 2022 года расчеты по форме 6-НДФЛ и страховым взносам необходимо представить не позднее 4 мая 2022 года

Сообщается также о формах (форматах), по которым представляются данные расчеты, о порядке их направления (в электронной форме, если численность работников превышает 10 человек), о проверке корректности их заполнения с учетом контрольных соотношений, а также об ответственности за непредставление данных расчетов.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

25.04.2022 НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НДС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИЕЙ ГОДНЫХ ОСТАТКОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ СТРАХОВАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИСХОДЯ ИЗ ИХ ПОЛНОЙ СТОИМОСТИ

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.01.2022 № Ф05-31069/21 по делу N А40-215643/2020

Инспекция доначислила НДС в связи с тем, что обществом (страховой компанией) налоговая база по НДС ошибочно определена как разница между ценой реализуемого имущества с учетом налога и стоимостью приобретения имущества. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа. Страховое общество неправомерно одновременно учитывало в полном объеме НДС в составе затрат при исчислении налога на прибыль и при определении налоговой базы по НДС в виде разницы между ценой реализации имущества с учетом уплаченного налога и стоимостью реализуемого имущества. Страховое общество неверно исчисляло НДС по операциям, связанным с реализацией годных остатков транспортных средств, полученных от страхователей. Операции по реализации такого товара не являются услугами по страхованию, сострахованию и перестрахованию, соответственно, отнесение указанных операций к деятельности, освобождаемой от обложения НДС, является ошибочным. Налоговую базу по НДС следовало рассчитывать не как разницу между ценой реализуемого имущества с учетом НДС и стоимостью (остаточной стоимостью) этого имущества, а исходя из полной стоимости реализуемых товаров и предъявлять покупателю НДС.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.04.2022 ОРГАНИЗАЦИЯ, В СОСТАВ КОТОРОЙ ВХОДЯТ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ИМЕЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЙ БАЛАНС, УПЛАЧИВАЕТ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО В БЮДЖЕТ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ КАЖДОГО ИЗ ТАКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, УЧИТЫВАЮЩИХ НА БАЛАНСЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.02.2022 № Ф05-8548/20 по делу N А40-200690/2017

Налоговый орган доначислил налог на имущество в связи с его неуплатой в бюджет области за объекты движимого имущества, находящиеся на балансе филиала в этом регионе, но территориально расположенные в обособленных подразделениях в другой области. Налог был уплачен по месту нахождения и учета имущества, с чем налоговый орган не согласен. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами налогового органа. Учетной политикой налогоплательщика установлено, что имущество обособленных подразделений, по месту нахождения которых он подлежит постановке на учет в налоговых органах, обособляется на отдельном балансе. Суд отметил, что признание обособленным подразделением не зависит от отражения в Уставе налогоплательщика, а зависит только от создания стационарных рабочих мест. Факт ведения филиалом обособленного учета в разрезе производственных подразделений и отражения в учете спорного имущества подтвержден. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик правильно уплатил налог на имущество по месту фактического нахождения и учета этого имущества на отдельном балансе обособленных подразделений.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.04.2022 НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТУПАЕТ НЕ ТОЛЬКО ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ, НО И ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О КОНТРАГЕНТЕ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НК РФ И ИНЫМИ АКТАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.01.2022 № Ф05-33586/21 по делу N А40-69390/2021

Общество в рамках выездной налоговой проверки не представило в установленные сроки сведения по требованию, считая, что они не являются документами, не содержатся на материальных носителях, в связи с чем привлечение за их непредставление к ответственности является незаконным. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с доводами общества. Как пояснил налоговый орган, информация (пояснения), запрошенная у общества в отношении его контрагента, требовала документального подтверждения. Была запрошена деловая переписка с контрагентом и данные исполнителей услуги. Истребуемая информация подтверждает реальность сделки. В требовании содержался перечень подлежащих представлению документов и информации по взаимоотношениям с контрагентом за конкретный период, а также указано, что истребование документов проводится в рамках выездной налоговой проверки. Суд отметил, что ответственность наступает не только за непредставление документов, но и за непредставление сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. С учетом уточненного количества непредставленных документов размер штрафа судом скорректирован.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.04.2022 ПРОДАВЕЦ НЕ ВПРАВЕ ПРИНЯТЬ К ВЫЧЕТУ НДС ПО КОРРЕКТИРОВОЧНЫМ СЧЕТАМ-ФАКТУРАМ, ЕСЛИ ПРИЧИНОЙ ИХ ВЫСТАВЛЕНИЯ ЯВИЛОСЬ НЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, А ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЕЕ РАСЧЕТА

Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2022 № 310-ЭС21-27341 по делу N А62-8378/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно предъявил к вычету НДС по корректировочным счетам-фактурам на основании подписанных с контрагентом соглашений об изменениях объемов поставленной продукции и актов приема-передачи. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Количество продукции, поставленной контрагенту, было определено вступившим в законную силу решением суда. Фактически причиной составления налогоплательщиком корректировочных счетов-фактур и изменения размера задолженности контрагента, уменьшения стоимости реализации продукции явилось не изменение объема поставленной продукции, а изменение методики ее расчета. Поэтому корректировочные счета-фактуры, выставленные налогоплательщиком в отсутствие соответствующего документального подтверждения, не являются основанием для применения вычетов по НДС.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

27.04.2022 НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ВПРАВЕ ВНЕ РАМОК НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ЗАПРОСИТЬ У ОБЩЕСТВА ИНФОРМАЦИЮ О ЕГО РАБОТНИКЕ, ЕСЛИ ЭТО ВЫЗВАНО НЕОБХОДИМОСТЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО КОНКРЕТНЫХ СДЕЛОК

Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2022 № 303-ЭС21-27499 по делу N А51-18706/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что налоговый орган не вправе был запрашивать у него информацию о его деятельности и сведения о его работнике. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Требование о представлении документов (информации) выставлено инспекцией вне рамок проведения налоговой проверки в связи с необходимостью получения сведений относительно конкретных сделок и осуществления налогового контроля. Требование содержало все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы, а отсутствие в нем указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о его недействительности, поскольку данный недостаток носит формальный характер. Доводы общества об отсутствии у инспекции правовых оснований для истребования информации отклонены, учитывая установленную обоснованность необходимости такого запроса.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

27.04.2022 ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГОМ НА ИМУЩЕСТВО ОБОРУДОВАНИЕ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНЫМ НЕДВИЖИМЫМ КОМПЛЕКСОМ КОНСТРУКТИВНО СОЧЛЕНЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ РАБОТЫ

Определение Верховного Суда РФ  от 03.02.2022 № 301-ЭС21-27661 по делу N А17-8198/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно исключил из объекта обложения налогом на имущество объекты, относящиеся к движимому имуществу. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что спорное имущество является единым комплексом конструктивно сочлененных предметов, представляющим собой единое целое и предназначенным для выполнения определенной работы. Оборудование не может полноценно и самостоятельно функционировать непосредственно вне специализированных зданий (помещений), а само здание (помещение) в случае демонтажа оборудования не сможет использоваться по его прямому функциональному назначению. Суд пришел к выводу о том, что возведенные объекты представляет собой единую сложную вещь, обладающую признаками недвижимого имущества, а потому признал необоснованным исключение стоимости указанных объектов из налоговой базы.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

27.04.2022 ЕСЛИ СОЗДАВАЕМЫЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ УСЛУГ, КОТОРЫЕ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЛОЖЕНИЮ НДС, ТО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК НЕ ВПРАВЕ ПРИНЯТЬ К ВЫЧЕТУ НДС ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТА

Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2022 № 307-ЭС21-27409 по делу N А21-16798/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик считает, что вправе принять к вычету НДС при строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса, т. к. предполагается его частичное использование в операциях, облагаемых НДС. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Создаваемый налогоплательщиком объект предназначен для оказания населению услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, которые не подлежат обложению НДС. Площадь помещений, переданных в аренду, составляет крайне незначительную часть здания. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик не имеет права на применение налоговых вычетов.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.04.2022 РАЗЛИЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ СОСТАВНЫМИ ЧАСТЯМИ ЕДИНОГО НЕДЕЛИМОГО ОБЪЕКТА ОС С УЧАСТИЕМ В ЕДИНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КВАЛИФИЦИРОВАНО КАК ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2022 № 306-ЭС21-27603 по делу N А55-32062/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что ему неправомерно доначислен налог на имущество, т. к. предметы оборудования приняты на учет как отдельные движимые объекты. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Спорный объект основных средств создавался как единый объект, предусматривающий в своем составе различное оборудование как составные части единого неделимого объекта с участием в едином процессе производства продукции. Суд пришел к выводу о правомерном отнесении инспекцией объекта основных средств к недвижимости и законности доначисления налога на имущество.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.04.2022 ПЕРЕДАЧА ИМУЩЕСТВА В КАЧЕСТВЕ ОТСТУПНОГО В ЦЕЛЯХ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА ПРИЗНАЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ, И ПОЛУЧЕННЫЙ ОТ НЕЕ ДОХОД ПОДЛЕЖИТ УЧЕТУ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА ПО УСН

Определение Верховного Суда РФ от 07.02.2022 № 306-ЭС21-27756 по делу N А12-3379/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что передача имущества в качестве отступного в целях погашения займа не образует доход при исчислении налога по УСН. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Прекращение обязательства займа в денежной форме предоставлением имущества в качестве отступного является самостоятельным видом прекращения ранее существовавших прав и обязанностей. Следовательно, передача имущества в качестве отступного признается реализацией, и полученный от нее доход подлежит учету при исчислении налоговой базы по УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

28.04.2022 ВС ОБОБЩИЛ СУДЕБНУЮ ПРАКТИКУ ПО ИСКАМ, СВЯЗАННЫМ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ
Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 апреля 2022 г.)

Верховный Суд РФ представил обзор судебной практики по искам ищущих работу граждан и работников, связанным с заключением трудового договора (ТД). Представлены следующие правовые позиции. Работодатель не может отказать в приеме на работу без указания причин. Это касается и совместителей, пожелавших заключить ТД по занимаемой должности как по месту основной работы. Не допускается отказ по причине беременности женщинам, в том числе поступающим на госслужбу. Нельзя отказывать в приеме по квоте инвалиду со ссылкой на обстоятельства, не связанные с его деловыми качествами. Если для такого инвалида нет специального рабочего места, работодатель должен его создать. Неоднократное заключение ТД с работником на одну и ту же должность с испытательным сроком нарушает трудовые права работника и лишает его гарантии по ограничению установленной продолжительности испытательного срока. Если работник был допущен к работе без отдельного соглашения об испытательном сроке, он считается принятым на работу без испытания. Если суд установит, что работника вынудили заключить срочный ТД, то к такому договору следует применять правила о ТД, заключенном на неопределенный срок. Срочность ТД нельзя оправдать тем, что работник принят для временного оказания услуг иным лицам. Суд может признать временный ТД постоянным, если с работником неоднократно заключались срочные договоры для выполнения одной и той же функции, так как это может свидетельствовать о бессрочном характере трудовых отношений. Если работа не носит сезонный характер, то ТД считается заключенным на неопределенный срок. Работник, приступивший к работе без договора и выполняющий ее с ведома или по поручению работодателя под его контролем и управлением, считается оформленным по ТД. Если будет установлено, что гражданско-правовым договором фактически регулируются трудовые отношения, то к таким отношениям должно применяться трудовое законодательство. Доказывать в суде, что заключенный договор не является трудовым, должен работодатель.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

29.04.2022 ПРАВО НА ВЫЧЕТ НДС ИСКЛЮЧАЕТ ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ УБЫТКОВ

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.04.2022 № 305-ЭС21-28531 по делу N А40-18728/2021
Суд отменил судебные акты и направил дело о взыскании расходов, понесенных вследствие некачественно произведенного ремонта вагонов на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суды не учли и не дали оценку доводам компании о завышении размера убытков на сумму НДС

Компания наняла подрядчика для ремонта ж/д вагонов, но тот некачественно выполнил работы. Заказчик понес на исправление недостатков дополнительные расходы, которые решил взыскать с подрядчика. Суд удовлетворил иск, взыскав с ответчика также и НДС на стоимость работ заказчика. Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр. Убытки - это уменьшение имущественной сферы потерпевшего. Однако заказчик имеет право на вычет НДС по спорным работам. Это исключает указанное уменьшение, следовательно, и возможность взыскать налог в качестве убытков. В противном случае заказчик мог бы получить сумму налога дважды - в качестве вычета и как компенсацию от ответчика.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

29.04.2022 ВЫПОЛНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДОГОВОРАМ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ НЕ ПОДПАДАЕТ ПОД ПАТЕНТ ПО ПРЕДУСМОТРЕННОМУ СУБЪЕКТОМ РФ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЫХ И НЕЖИЛЫХ ЗДАНИЙ»

Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2022 № 304-ЭС21-27868 по делу N А75-18138/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что выполнение строительных работ по договорам с организациями облагается налогом в рамках патента по виду деятельности "Строительство жилых и нежилых зданий". Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию предпринимателя необоснованной. Данный вид деятельности предусмотрен Законом субъекта РФ как облагаемый ПСН, поэтому он относится к дополнительным видам деятельности, которые являются бытовыми услугами и осуществляются по заказам физических лиц. Соответственно, выполнение работ по заказам юридических лиц не подпадает под выданный предпринимателю патент.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

25.04.2022 Номенклатура в авансовый счет-фактуру в 1С идет из счета или договора

В счете-фактуре на предоплату должен быть либо точный, либо обобщенный список товаров. Нельзя просто написать: «предварительная оплата».

Вопросом задалась наша подписчица в разделе «Клерк.Консультации».

Программа выдает надпись о предварительной оплате без уточнения номенклатуры.

Эксперты Екатерина Дьяченко и Анжелика Кузнецоваподсказали, откуда 1С должна брать данные для проставления их в авансовый счет-фактуру.

1 вариант — из счета на оплату.

Если в выписке счет заполнен, то и в счете-фактуре будет прописано наименование.

2 вариант — из договора.

В договоре есть поле «обобщенное наименование товаров для счета-фактуры на аванс».

Разъяснения по поводу указания номенклатуры в авансовом счете-фактуре дал Минфин в письме № 03-07-09/73118 от 09.09.2021.

При получении предоплаты ориентироваться надо на договор. Если сначала поступил аванс, и только потом клиент подал заявку с перечнем товаров, в счете-фактуре можно указать обобщенное название товаров.

Обобщенное наименование уместно и в случае предоплаты за товары, облагаемые по разным ставкам (20 % и 10 %).

В этом случае в счете-фактуре будет указано обобщенное наименование и ставка 20/120.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

25.04.2022 С 2022 года общепит не платит НДС

С 1 января 2022 года организации общепита на ОСНО освобождены от НДС. Это кафе, рестораны, закусочные, столовые, предприятия быстрого обслуживания.

Для применения льготы необходимо соблюдение следующих условий:

сумма доходов за предыдущий год не превышала в совокупности 2 млрд. руб.;

удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов составлял не менее 70 %.

В случае выполнения этих условий, организация будет автоматически освобождена от НДС. Дополнительно направлять заявление не нужно, пояснили в ФНС.

Вновь созданные организации и ИП имеют право на освобождение от НДС, начиная с налогового периода, в котором они зарегистрированы.

Не будет освобождения от НДС в случае:

реализации продукции в розницу отделами кулинарии организаций и ИП;

при розничной торговле, а также заготовочной и иной аналогичной деятельности.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

25.04.2022 Если автомобиль продан по цене покупки ранее 3 лет, надо сдавать 3-НДФЛ

С этого года не надо сдавать декларацию 3-НДФЛ, если стоимость проданного имущества не превышает размер имущественного вычета (1 млн рублей для жилья и 250 тыс. – для иного имущества). Если стоимость проданного авто больше 250 тыс., декларация нужна.

Речь идет о продаже автомобиля, который был в собственности менее 3 лет.

Этот вопрос обсуждают подписчики нашего канала «Красный уголок бухгалтера».

Если автомобиль купили за 1 550 000 руб. и продали за эти же деньги, база для НДФЛ будут равна нулю. Но это не освобождает от обязанности сдавать 3-НДФЛ.

Проводить аналогию с продажей в пределах вычета (250 тыс. руб.) не надо.

При этом расходы на покупку автомобиля следует подтвердить документами.

Если не сдать декларацию, налоговики проведут камеральную проверку без нее, и насчитают налог на разницу между продажной ценой и вычетом в 250 тыс. Кроме того, придется заплатить штраф за несдачу 3-НДФЛ.

Бездекларационные камеральные проверки начинаются с 15 июля — наступления срока уплаты НДФЛ за прошедший год.

Разъяснения по поводу штрафов за несданную 3-НДФЛ есть в письме ФНС № ЕА-4-15/16364@ от 24.11.2021. Об этом мы рассказывали здесь.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.04.2022 IT-компания в листе 02 декларации по налогу на прибыль ставит код 17

Никакие дополнительные листы декларации по налогу на прибыль IT-компания заполнять не должна. Достаточно лишь указать код 17 в листе 02.

Вы забыли про новые ФСБУ! А штрафы уже начисляют...Покажем как работать в новом онлайн-курсе >>>

Вопрос задала наша подписчица в разделе «Клерк.Консультации». Бухгалтер интересуется, нет ли каких особенностей заполнения декларации в связи с льготной ставкой.

У ИТ-бизнеса ставка налога на прибыль в этом году составляет 0 %.

аккредитация;

численность от 7 человек;

доля профильных доходов от 90 %.

Все условия смотрите в нашей таблице.

Эксперт Вера Сокуренко пояснила, что никаких особых листов в декларации по налогу на прибыль IT -компании заполнять не должны.

Нужно только в шапке листа 02 и приложений к нему в реквизите «Признак налогоплательщика (код)» указать код «17».

Затем по запросу налоговиков потребуется представлять документы, подтверждающие выполнение условий для нулевой ставки.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

28.04.2022 При временном переводе на новую работу без увольнения со старой СЗВ-ТД сдает только новый работодатель

Недавно ввели новое понятие – временный перевод к новому работодателю без расторжения трудового договора у действующего работодателя. Бухгалтеры сразу задумались – а что с СЗВ-ТД?

Ответ на этот вопрос дал Минтруд в письме № 14-6/ООГ-2712 от 25.04.2022.

Таким образом, появились первые разъяснения относительно новой трудовой нормы.

Действующий работодатель не сдает СЗВ-ТД при переводе сотрудников. В этой форме временный перевод не отражается в принципе.

А вот новый работодатель должен сдать СЗВ-ТД с записью о приеме на работу.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.04.2022 В крупных воронежских торговых центрах прошли обыски в рамках дела о неуплате налогов

Директор ликвидируемого ООО «Новострой» Виктория Соболь подозревается в неуплате 48 млн рублей налогов

В административных помещениях крупных воронежских ТРЦ «Московский проспект» и «Сити-парк “Град”» (оба управляются ГК Хамина) на этой неделе прошли оперативно-розыскные мероприятия, пишет газета «Коммерсантъ».

Мероприятия проводились в рамках уголовного дела, которое возбуждено в отношении директора ликвидируемого ООО «Новострой» Виктории Соболь. Она подозревается в неуплате налогов на сумму более 48 млн руб. (ч.2 ст. 199 УК РФ). Возможное преступление выявили специалисты УЭБиПК ГУ МВД по Воронежской области.

Следствие считает, что руководитель компании на протяжении года (с первого квартала 2015 года по первый квартал 2016-го) вносила в налоговые декларации заведомо ложную иныормацию о взаимоотношениях с контрагентами.

В ГК Хамина поведали, что «следственные действия проводились в отношении юридических лиц, не имеющих к предприятиям группы компаний и их деятельности никакого отношения»: «Как ГК стало известно, данные юрлица в 2015-2016 годах вступали в договорные отношения как субподрядчики подрядчика, который, в свою очередь, вступал в договорные отношения с другим подрядчиком, предоставляющим услуги генподряда для строительства жилых проектов, реализуемых заказчиком ООО “Партнер”». «В адрес юрлиц предприятий ГК и в отношении их деятельности никаких обвинительных заключений не поступало», — сообщили представители компании.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Как отразить операции по корректировке отложенного налога по ПБУ 18/02 при переходе с 01.01.2022 на учет основных средств по правилам, установленным ФСБУ 6/2020, например, после отражения в учете бухгалтерских проводок:
- Дебет 02 Кредит 84 (пересчитана амортизация после продления СПИ),
- Дебет 84 Кредит 01 (при списании основных средств ниже лимита)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ни в ПБУ 18/02, ни в ФСБУ 6/2020 не установлен порядок корректировки отложенных налогов при изменении учетной политики в отношении активов или обязательств, в оценке которых эти отложенные налоги возникли.
По нашему мнению, при переходе на ФСБУ 6/2020 изменение отложенных налогов (ОНА или ОНО) вследствие изменения балансовой стоимости основных средств или при списании основных средств отражается с применением счета 84 "Нераспределенная прибыль (убыток)".
Так, при увеличении балансовой стоимости ОС вследствие увеличения срока полезного использования и уменьшении суммы накопленной амортизации (Дебет 02 Кредит 84) ранее отраженная временная разница также уменьшается (смотрите числовой пример в примечаниях). Это приводит к уменьшению ранее сформированной суммы:
- ОНА (если речь идет об ОС, для которого в бухгалтерском учете был установлен более короткий СПИ, чем в налоговом учете) - Дебет 84 Кредит 09;
- ОНО (если речь идет об ОС, для которого в бухгалтерском учете был установлен более продолжительный СПИ, чем в налоговом учете) - Дебет 77 Кредит 84.
При списании объектов ОС при переходе на ФСБУ 6/2020 (т.к. их стоимость менее 100 000 руб.), списывается и признанный ранее (в периоде оприходования ОС и списания его стоимости в расходы в налоговом учете) отложенный налоговый актив:
Дебет 84 Кредит 09 - списан остаток ОНА по основным средствам, остаточная стоимость которых списывается в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020.

Обоснование вывода:
При вступлении в силу ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее - ФСБУ 6/2020, Стандарт) изменений в расчете налога на прибыль не происходит, расходы на амортизацию в налоговом учете признаются в том же размере, что и до применения ФСБУ 6/2020 и не пересчитываются.
При этом при переходе на новые правила учета основных средств с применением п. 49 ФСБУ 6/2020 организация осуществляет единовременную корректировку балансовой стоимости ОС на нераспределенную прибыль за исключением случаев переклассификации таких объектов в другой вид активов (п. 50 ФСБУ 6/2020).
Такая корректировка может привести к изменению (погашению) отложенного налога по тем основным средствам, в оценке которых они ранее возникли. Напомним, что временные разницы учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница (п. 3 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", далее - ПБУ 18/02). Такой дифференцированный учет необходим в целях правильного списания ОНА и ОНО при выбытии активов или обязательств*(1).
Отметим, что ни в ПБУ 18/02, ни в ФСБУ 6/2020 не установлен порядок корректировки отложенных налогов при изменении учетной политики в отношении активов или обязательств, в оценке которых отложенные налоги возникли. Полагаем, что на основании п. 14 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008) учет изменений отложенных налогов в связи с переходом на ФСБУ 6/2020 должен осуществляться в том же порядке, что и учет изменений в учете основных средств, т.е. в порядке, предусмотренном п. 49 ФСБУ 6/2020 и через отражение с использованием счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Корректировка отложенных налогов при изменении балансовой стоимости ОС

Так, в случае, если при переходе на ФСБУ 6/2020 с применением п. 49 ФСБУ 6/2020 пересматривается балансовая стоимость ОС (и элементов амортизации, в т.ч. СПИ), в т.ч. в связи с изменением срока полезного использования, то изменение начисленной суммы амортизации осуществляется путем ее увеличения на начало применения нового Стандарта (в случае пересмотра СПИ в сторону его уменьшения), или путем уменьшения накопленной суммы амортизации (в случае пересмотра СПИ в сторону его увеличения или в случае определения ликвидационной стоимости ОС). Разница между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, списывается на нераспределенную прибыль (п. 50 ФСБУ 6/2020):
Дебет 02 Кредит 84
- уменьшена сумма амортизационных отчислений при изменении балансовой стоимости ОС при переходе на ФСБУ 6/2020
или
Дебет 84 Кредит 02
- увеличена сумма амортизационных отчислений при изменении балансовой стоимости ОС при переходе на ФСБУ 6/2020.
При этом изменения правил бухгалтерского учета ОС, связанные с принятием нового Стандарта, не затрагивают порядка, установленного Налоговым кодексом РФ. Случаи уменьшения сроков полезного использования объектов основных средств НК РФ, как и прежде, не предусмотрены. Увеличение сроков полезного использования объектов основных средств нормами НК РФ предусмотрено в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования (п. 1 ст. 258 НК РФ, письмо Минфина России от 22.03.2019 N 03-03-06/1/19397).
Поэтому если в течение амортизации объекта ОС были определены временные разницы, связанные с тем, что срок амортизации ОС для целей бухгалтерского учета отличался от срока амортизации, установленного по этому ОС для целей налогового учета, то при изменении СПИ в бухгалтерском учете будут откорректированы и временные разницы. Сумма корректировки временной разницы будет равна сумме корректировки балансовой стоимости ОС. При этом изменяется (увеличивается или погашается) отраженный в течение амортизации ОС отложенный налог (ОНА или ОНО).
Так, при уменьшении балансовой стоимости (вследствие уменьшения СПИ и увеличения суммы накопленной амортизации) ОС, при постановке на учет которого был установлен СПИ меньший, чем СПИ в налоговом учете (что привело к возникновению вычитаемых временных разниц), отраженный ранее ОНА по данному ОС, корректируется в сторону уменьшения*(2):
Дебет 84 Кредит 02
- увеличена сумма амортизационных отчислений при изменении балансовой стоимости ОС при переходе на ФСБУ 6/2020.
Дебет 84 Кредит 09
- откорректирован ОНА по основным средствам, остаточная стоимость которых уменьшается при переходе на ФСБУ 6/2020.
Например, при уменьшении балансовой стоимости (вследствие уменьшения СПИ и увеличения суммы накопленной амортизации) ОС, при постановке на учет которого был установлен СПИ больший, чем СПИ в налоговом учете (что привело к возникновению налогооблагаемых временных разниц), отраженное ранее ОНО по данному ОС корректируется в сторону уменьшения:
Дебет 84 Кредит 02
- увеличена сумма амортизационных отчислений при изменении балансовой стоимости ОС при переходе на ФСБУ 6/2020.
Дебет 77 Кредит 84
- откорректировано ОНО по основным средствам, остаточная стоимость которых уменьшается при переходе на ФСБУ 6/2020.

Корректировка отложенных налогов при списании ОС, первоначальная стоимость которых ниже лимита

Балансовая стоимость объектов, которые в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе ОС, но в соответствии с новым Стандартом таковыми не являются, списывается в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль, за исключением случаев переклассификации таких объектов в другой вид активов (п. 49 ФСБУ 6/2020)*(3).
Исходя из приведенной нормы, организации следует на дату 31.12.2021 (после реформации баланса и формирования отчетности за 2021 год, чтобы в отчетности за 2022 год основные средства отражались в соответствии с новым Стандартом), списать такие ОС проводками:
Дебет 84 Кредит 01
- списана первоначальная стоимость объектов ОС дешевле лимита;
Дебет 02 Кредит 84
- списана начисленная амортизация по объектам ОС дешевле лимита.
При этом в прошлых периодах при принятии на учет основных средств стоимостью до 100 000 руб. (стоимость которых в налоговом учете сразу признавалась в расходах или учитывалась равномерно в течение более одного отчетного периода на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ) организация должна была сформировать отложенное налоговое обязательство (далее - ОНО) в виде стоимости таких основных средств, учтенных в расходах в налоговом учете, которое равномерно, по мере амортизации ОС в бухгалтерском учете (признания расходов в виде амортизационных отчислений) списывалось (погашалось) (п. 15 ПБУ 18/02).
Если на момент перехода на ФСБУ 6/2020 в учете организации осталась непогашенная сумма ОНО, сформированного в периоде приобретения ОС стоимостью более 40 тыс. руб., но менее 100 тыс. руб., то его необходимо списать (п. 15 ПБУ 18/02). Как указывалось выше, отражается списание (корректировки суммы) отложенного налога в таком же порядке, что и списание остаточной стоимости ОС:
Дебет 84 Кредит 09
- списан остаток ОНА по основным средствам, остаточная стоимость которых списывается в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020.

К сведению:
Последствия перехода на ФСБУ 6/2020 должны быть впервые отражены в бухгалтерской отчетности за 2022 год (в силу п. 2 приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н).
То есть возникщие при применении п. 49 ФСБУ 6/2020 разницы, урегулированные нераспределенной прибылью, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год - как данные на начало периода.
На бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2021 год операции, связанные с первым применением ФСБУ 6/2020, не влияют.
Поэтому запись о корректировке, связанной с изменением учетной политики при переходе на ФСБУ 6/2020 (отнесение разницы на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"), вносится датой 31.12.2021, но после формирования и представления заинтересованным пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
В таком случае при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2022 год на начало периода будет отражена откорректированная балансовая стоимость ОС.
А оборот по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", связанный с переходом на ФСБУ 6/2020 (в т.ч. включающий изменения сумм отложенных налогов), будет отражен в разделе 2 отчета об изменениях капитала за 2022 год. ("Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

На балансе числится один автомобиль, два автомобиля в аренде. Для правильного заполнения путевых листов требуется подпись медицинского работника и контролера технического состояния. В организации, имеющей всего три автомашины, таких сотрудников нет.
Как выйти из положения без нарушений правил оформления первичных документов? Можно ли в данном случае принять расходы в целях налогообложения прибыли?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отсутствие отметок о проведении медосмотра и контроля технического состояния транспортного средства при заполнении других реквизитов путевого листа не оказывают влияния на налоговый учет расходов: как на ГСМ, так и других расходов, связанных с эксплуатацией автомобилей.

Обоснование вывода:
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта) (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ, письма Минфина России от 01.03.2021 N 03-03-06/3/13915, от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7855).
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Надлежащим образом оформленные первичные учетные документы необходимы экономическим субъектам для признания расходов при формировании налогооблагаемой прибыли (а также для реализации права на налоговые вычеты по НДС) (п. 1 ст. 172п. 1 ст. 252ст. 313 НК РФ; письмо Минфина России от 12.04.2018 N 03-03-07/24219).
Перечень расходов на содержание служебного транспорта открыт, поэтому в целях налогообложения могут быть учтены любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с содержанием транспорта.
Основным документом, который не только обосновывает расходы на ГСМ, но и в целом подтверждает экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта, является путевой лист.
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", далее - УАТ). Кроме того, в соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой лист. Обязательность оформления путевого листа на каждое транспортное средство при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями напрямую установлена ч. 2 ст. 6 УАТ, а также п. 8 Порядка заполнения путевого листа, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 11.09.2020 N 368 (далее соответственно - Порядок и Приказ N 368).
О необходимости полного и правильного заполнения путевого листа, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли организаций, высказываются как контролеры, так и судьи: письма Минфина России от 23.09.2013 N 03-03-06/1/39406, от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354письмо УФНС России по г. Москве от 09.07.2019 N 16-15/116577@, постановления Шестого ААС от 16.02.2017 N 06АП-7568/16, Семнадцатого ААС от 19.01.2015 N 17АП-16236/14)*(1).

Отметка о прохождении медосмотров

Несмотря на то, что отметка о проведении предрейсового и послерейсового медосмотра и является обязательным реквизитом путевого листа (пп. 2 п. 5п. 15 Приказа N 368), по своей сути она не является реквизитом, без которого налогоплательщик не сможет определить производственную направленность расхода и его размер для отражения в налоговом учете. По нашему мнению, отсутствие в путевом листе отметки о медицинском осмотре не влияет на налогообложение и не лишает организацию права на признание в расходах по налогу на прибыль затрат на приобретение ГСМ. Такое мнение основывается на сложившейся судебной практике.
В частности, в постановлении АС Поволжского округа от 30.11.2015 N Ф06-3408/2015 по делу N А55-30093/2014 судьи указали: само по себе отсутствие в путевых листах даты предрейсового медицинского осмотра водителя и расшифровок подписей диспетчера (механика) на разрешение выезда транспортного средства не может являться достаточным основанием для исключения расходов из базы по налогу на прибыль и отказа в вычете по НДС, притом что представленные наряду с путевыми листами иные документы позволяют идентифицировать произведенные расходы применительно к конкретному автомобилю и целям его использования и свидетельствуют об их соответствии положениям ст. 169171172252 НК РФ.
В решении АС Московской области от 09.07.2013 по делу N А41-4860/2013 суд счел, что выявленные дефекты в оформлении путевых листов не могут свидетельствовать об отсутствии права на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций на сумму произведенных расходов. В отношении же отсутствия отметок о медицинском освидетельствовании лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, суд указал: это не относятся к компетенции налоговых органов, а также к подтверждению права налогоплательщика на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций.
В постановлениях АС Уральского округа от 02.08.2017 N Ф09-3915/17 по делу N А71-14039/2016, от 30.12.2014 N Ф09-9141/14 по делу N А34-1766/2014 отмечается: В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств; обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства; обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб; обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Согласно письму Минздрава РФ от 12.03.2014 N 01И-271/14 "О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения" обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
Отметим, что с точки зрения ряда судов, Порядок заполнения путевых листов может не распространяться на нетранспортные организации (постановления ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А40/7253-09 и Поволжского округа от 04.07.2014 N Ф06-11843/13, смотрите также решение АС Ульяновской области от 06.12.2013 N А72-4670/2013). То есть организации, не занятые в осуществлении перевозок, путевые листы (или самостоятельно разработанные на их основе формы) могут оформлять с отклонением от Порядка (решение АС Костромской области от 18.01.2008 N А31-4855/2007). В постановлениях Двенадцатого ААС от 08.07.2014 N 12АП-5888/14, от 22.12.2014 N 12АП-12036/14 указано: В связи с тем, что общество не осуществляет перевозку пассажиров в значении и понятии, определенном в п. 12 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорт", у него отсутствует обязанность по исполнению требований законодательства, регламентирующего деятельность по эксплуатации транспортных средств. Следовательно, имеет значение факт, что сотрудники организации в процессе эксплуатации автомобилей не осуществляют перевозку пассажиров и грузов.
При этом официальные письма или разъяснения финансовых и налоговых органов, в которых бы прямо утверждалось, что отсутствие отметки о проведении медосмотра при заполнении других реквизитов путевого листа лишает организацию права на принятие в расходах для целей налогообложения затрат на ГСМ, нами не обнаружены*(2).

Отметка о контроле технического состояния транспортного средства

Отсутствие в путевом листе информации о прохождении предрейсового контроля технического состояния автомобиля не является препятствием признания расходов на ГСМ в налоговом учете.
К сожалению, официальные разъяснения о заполнении этого реквизита путевого листа также отсутствуют. Полагаем, что при рассмотрении этого аспекта применимы логика и выводы, сделанные применительно к медицинскому осмотру.
Учитывая, что организация использует легковые автомобили для собственных нужд (не в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров или грузов), проводить предрейсовые технические осмотры транспортного средства она вообще не обязана (смотрите Вопрос: Как документально оформить использование работником (не водителем) служебного автомобиля для исполнения трудовых обязанностей, необходимо ли проведение предрейсового медосмотра работника и предрейсового контроля технического состояния транспортного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.)).
Таким образом, наличие или отсутствие в путевом листе отметок о проведении медосмотра и контроля технического состояния транспортного средства не оказывают влияния на налоговый учет как расходов на ГСМ, так и других расходов, связанных с эксплуатацией автомобилей.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли);
Вопрос: Осуществление обязательного медицинского осмотра, предрейсового и послерейсового медицинского осмотра работника (не водитель), которому передан в пользование служебный легковой автомобиль, а также предрейсового контроля технического состояния указанного транспортного средства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);
Вопрос: Расходы на бензин при отсутствии отметки о медосмотре в путевом листе (в целях налогообложения прибыли) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.);
Вопрос: У организации (нетранспортное предприятие) есть несколько грузовых автомобилей (перевозки не лицензируются), а также легковые автомобили, в т.ч. и те, которыми пользуется руководство компании. Поездки делового характера могут быть разными: и в банк, и в налоговую, и в ресторан на встречу с партнерами и тому подобное. С 1 марта 2019 года изменились правила в отношении путевых листов. На какой срок надо выписывать путевой лист на этот автомобиль? Надо ли выписывать на такие поездки путевые листы и как их оформлять? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.)
Вопрос: По новому закону компании, которые перевозят, например, свой персонал, руководителей или различные товары и материалы без заключения договоров перевозки, обязаны: соблюдать специальные правила обеспечения безопасности перевозок; назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, при этом он должен пройти аттестацию; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям; организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль техсостояния транспортных средств. Каковы возможные претензии налоговых органов в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качеств

 

УСН

 

ИП на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" занимается перепродажей квартир (покупает квартиры, делает ремонт, продает).
Можно ли в данном случае учесть в расходах по УСН затраты на предпродажный ремонт квартир (материалы, работы)? Какие подтверждающие документы для этого необходимы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предприниматель в данном случае вправе признать в налоговом учете расходы на ремонт (материалы, работы) приобретенных для перепродажи квартир. Это возможно при условии соответствия данных расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и их оплаты. Примеры документов, подтверждающих расходы на ремонт квартир, приведены ниже.

Обоснование позиции:
В случае, если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее также - налог), являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).
Закрытый перечень расходов, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу, приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Так, в подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ поименованы расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных). Однако данная норма в рассматриваемой ситуации не применяется, поскольку приобретенные для перепродажи квартиры не являются для предпринимателя объектами основных средств (п. 1 ст. 257п. 4 ст. 346.16 НК РФ).
Наряду с этим при расчете налоговой базы по налогу могут быть учтены материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такие расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
- на приобретение материалов, используемых для подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
- на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Финансовое ведомство на основании приведенных норм разъясняет, что стоимость ремонта помещений, приобретенных для продажи, может быть учтена при определении налоговой базы по налогу (смотрите, например, письма Минфина России от 22.12.2020 N 03-11-11/112445, от 20.12.2017 N 03-11-11/85174).
Таким образом, считаем, что предприниматель в данном случае может претендовать на признание в налоговом учете расходов на ремонт (материалы, работы) приобретенных для перепродажи квартир.
Как уже отмечалось, это возможно при условии, что данные расходы отвечают требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. В частности, они должны быть подтверждены документально.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Главы 2526.2 НК РФ не устанавливают конкретного перечня документов, которые подтверждают произведенные расходы (в том числе на ремонт), тем самым не ограничивая налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности их учета (смотрите, например, письмо ФНС России от 20.02.2021 N СД-3-3/1280@, письмо Минфина России от 19.03.2019 N 03-03-06/1/17927).
Основными подтверждающими расходы документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, являются первичные учетные документы, включая справку бухгалтера (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), ст. 313 НК РФ, Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, утвержденный приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н, письма Минфина России от 19.03.2019 N 03-03-06/1/17927, от 16.10.2018 N 03-08-05/74318). Из этих документов должно быть четко и определенно видно, какие расходы были произведены (письмо Минфина России от 21.03.2019 N 03-03-07/19097).
В качестве примеров основных первичных учетных документов, которые подтверждают расходы на приобретение материалов для ремонта и самих ремонтных работ, можно привести товарные накладные (смотрите, например, письмо Минфина России от 06.09.2021 N 03-03-06/1/71952, письмо ФНС России от 20.02.2021 N СД-3-3/1280@) и акты сдачи-приемки выполненных работ (п. 2 ст. 272 НК РФ), удовлетворяющие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Принимая во внимание, что расходы при УСН признаются согласно кассовому методу (п. 2 ст. 346.17 НК РФ), предприниматель должен иметь в наличии и документы, подтверждающие оплату материалов и ремонтных работ, например: кассовые чеки (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ"), платежные поручения и выписки с расчетного счета (п. 1 ст. 863 ГК РФ, пп. 1.13, 5.1 Положения Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"), расписки (п. 2 ст. 408 ГК РФ) (смотрите также письма Минфина России от 11.02.2021 N 03-11-11/9094, от 21.02.2020 N 03-11-11/12828, от 06.05.2015 N 03-11-06/2/26028).
При условии заключения договоров на приобретение материалов и ремонтных работ в письменном виде они также будут подтверждать факт осуществления предпринимателем соответствующих расходов.
Кроме того, полагаем, что для минимизации налоговых рисков предпринимателю следует иметь в наличии и документы, подтверждающие передачу и использование материалов на осуществление ремонтных работ (соответствующие накладные и акты или иные документы).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов при УСН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

В настоящее время распространяется информация о том, что ФНС России в отдельных случаях не будет штрафовать организации/ИП, предоставляющие услуги, реализующие товары и прочее, за отсутствие бумажного чека. Каким нормативно-правовым актом это предусмотрено? Есть ли консультации и разъяснения по данному вопросу? Какая альтернатива бумажному чеку допускается и в чем заключается специфика работы данного механизма?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На сегодняшний день на законодательном уровне мораторий на штрафные санкции за невыдачу кассового чека не установлен. При этом ФНС России проинформировала, что не планирует привлекать пользователей ККТ к ответственности за отсутствие бумажного чека, если расчет зафиксирован на кассе, а чековая лента отсутствует по независящим от них обстоятельствам (временное отсутствие на рынке).
Пользователь ККТ может выдавать (направлять) покупателям электронные кассовые чеки, а также предложить покупателю получать кассовые чеки через сервис "Мои чеки онлайн".

Обоснование вывода:
На сегодняшний день ни Федеральный закон от 22.04.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон о КТ), ни ст. 14.5 КоАП РФ не были изменены так, чтобы приостановить обязанность выдать сформированный бумажный чек покупателю (клиенту), если он не сообщил до момента расчета абонентский номер либо адрес электронной почты (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ, ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).
Вместе с тем согласно Информации ФНС России от 16 марта 2022 года налоговая служба не планирует привлекать пользователей ККТ к ответственности за отсутствие бумажного чека, если расчет зафиксирован на кассе, а чековая лента отсутствует по независящим от них обстоятельствам (временное отсутствие на рынке). В данном случае это объективное обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии вины.
Однако в течение какого времени будет действовать указанное послабление или как подтвердить объективные обстоятельства отсутствия чековой ленты, ФНС не разъясняет. Полагаем, что не лишним будет сохранить переписку с поставщиками и/или запросы на поставку чековой ленты с отказами поставщиков (иные подобные подтверждения) для доказательства отсутствия вины пользователя ККТ в случае невыдачи бумажных кассовых чеков из-за отсутствия кассовой ленты.
Минимизировать расходы на приобретение кассовой ленты, а также избежать ответственности за невыдачу бумажного чека, пользователи онлайн-касс могут, направляя покупателям электронные чеки (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ). В таких случаях обязательно согласие покупателя на формирование такого чека, который направляется на номер телефона или адрес электронной почты. В случае предоставления покупателем до момента расчета мобильного номера либо адреса электронной почты кассир отправляет чек в электронной форме на указанный телефон или адрес (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ). Кассир вправе послать покупателю не сам чек, а сведения о нем в электронной форме и название сайта, где такой чек можно бесплатно получить (п. 3 ст. 1.2 Закона о ККТ, письма Минфина России от 09.02.2022 N 30-01-15/8660, от 12.10.2017 N 03-01-15/66784, от 29.09.2017 N 03-01-15/63634). Зачастую эту функцию выполняют операторы фискальных данных (ОФД). Кассиру остается только узнать и ввести при оформлении платежа номер телефона или e-mail клиента.
Кроме того, кассовый чек считается выданным путем отражения QR-кода на дисплее компьютерного устройства пользователя ККТ, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек. Структура данных QR-кода должна включать в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (п. 3.1 ст. 1.2 Закона о ККТ).
Также бумажный чек может не потребоваться в случае согласия покупателя на их получение через сервис "Мои чеки онлайн" (https://lkdr.nalog.ru/login) и при указании в чеках его номера телефона или адреса электронной почты. В этом случае чеки в электронном виде можно дополнительно не направлять покупателю, они автоматически будут загружаться в сервис. Сервис "Мои чеки онлайн" запущен ФНС России в 2021 году. Он предоставляет для покупателей возможность хранить электронные чеки в одном месте, а также получать различные бонусы от партнеров проекта за предоставление им доступа к чекам.
При отказе покупателя предоставить информацию о своем номере телефона или адресе электронной почты пользователь ККТ обязан распечатать и выдать кассовый чек (письмо Федеральной налоговой службы от 24.03.2022 N АБ-3-20/2677@).
Пользователь ККТ при наличии технической возможности в целях экономии ленты может уменьшить размер кассового чека, главное при этом оставить все обязательные реквизиты. Пункт. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ и принятые подзаконные акты не устанавливают требований непосредственно к размеру шрифта или величине чека (п. 8 ст. 4.7 Закона о ККТ).
В общем случае при формировании пользователем кассового чека на бумажном носителе уполномоченный орган вправе определять реквизиты кассового чека, которые могут не указываться на таком кассовом чеке (п. 1.1 ст. 4.7 Закона о ККТ). Если обратиться к приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@, то им предусмотрен минимальный размер двумерного штрихового кода QR-код Model 2 - 20 х 20 мм. И в печатной форме этот реквизит обязателен, но может не печататься на кассовом чеке коррекции (таблица 20 п. 28, таблица 27 п. 35, таблица 44 п. 58 приложения N 2 к приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ - для ФФД 1,05).
На бумажном чеке могут, например, не указываться: применяемая система налогообложения, адрес сайта ФНС (таблица 20 п. 28 приложения N 2 к приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@, смотрите также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 N 13АП-33710/2021 по делу N А56-59552/2021).

К сведению:
На сайте ФНС России в сервисе "Меры поддержки" https://www.nalog.gov.ru/rn77/anticrisis2022/ мораторий на проверки применения ККТ не указан.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения