Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 23 по 29 января 2023 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 27.01.2023 N 1-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Подписан закон, предусматривающий новый подход к налогообложению акцизом электронных сигарет и повышение акциза на сигареты, папиросы и табак

Закон направлен на совершенствование взимания акциза с электронных систем доставки никотина (ЭСДН). Это связано с тем, что производители одноразовых ЭСДН, заправленных жидкостью, уплачивали акциз только за устройство, избегая уплаты акциза за жидкость для них. Теперь будет взиматься только один акциз на жидкость для ЭСДН. При этом ставка акциза значительно увеличена.

Кроме того, повышаются акцизы на папиросы, сигареты и табак.

Так, согласно закону с 1 марта по 31 декабря 2023 года включительно ставка акциза составит:

на папиросы и сигареты 2603 рубля за 1 тысячу штук (вместо 2552 рублей) плюс 16% расчетной стоимости, но не менее 3536 рублей (сейчас 3467 рублей) за 1000 штук;

на табак (табачные изделия) - 8669 рублей за 1 кг (вместо 7839 рублей).

 

Федеральный закон от 27.01.2023 N 6-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"

Продлено до 1 января 2035 года применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров пригородным ж/д транспортом

Действие положений НК РФ, предусматривающих освобождение от НДС услуг по перевозке пассажиров пригородным ж/д транспортом, ранее было приостановлено до 1 января 2030 года. Настоящим законом приостановка продлена до 1 января 2035 года.

Вместо освобождения от НДС к таким услугам в настоящее время применяется ставка НДС 0%, что позволяет перевозчикам значительно сократить расходы от организации пригородных перевозок.

 

Постановление Правительства РФ от 17.01.2023 N 28
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2022 г. N 776"

Правительство предоставило возможность получить рассрочку по уплате страховых взносов для организаций и ИП, осуществляющих определенные виды деятельности

Виды деятельности, при осуществлении которых предоставляется возможность изменить сроки уплаты страховых взносов, а также сроки их уплаты определены Постановлением Правительства РФ от 29.04.2022 N 776.

Согласно настоящему постановлению организациям в отношении сумм страховых взносов теперь может быть предоставлена рассрочка их уплаты с внесением ежемесячных платежей равными долями. При этом дата последнего платежа должна быть не позднее 28 мая 2024 года.

Рассрочка предоставляется и для ИП, работающих в соответствующих отраслях экономики, в отношении страховых взносов, начисленных за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. рублей. В случае предоставления рассрочки уплатить страховые взносы необходимо будет до 1 мая 2024 года.

Установлены сроки направления заявлений о предоставлении рассрочки, необходимые для этого условия, а также основания для отказа в предоставлении рассрочки.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2023 г.

 

Постановление Правительства РФ от 23.01.2023 N 63
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. N 1589"

Продлено на 12 месяцев действие срочных разрешений, сроки действия которых истекают в 2023 году

Среди них в том числе: лицензии на теле-, радиовещание; госрегистрация лекарственных препаратов для ветеринарного применения; разрешения на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего и смешанного (река - море) плавания, и др.

Кроме того, в числе прочего установлены особенности разрешительных режимов в сфере охраны здоровья граждан и обращения лекарственных средств для медицинского применения, продлена на 2023 год возможность упрощения разрешительных процедур по решению органов власти.

 

Постановление Правительства РФ от 24.01.2023 N 84
"О внесении изменения в перечень некоммерческих организаций, получаемые налогоплательщиками гранты, премии, призы и (или) подарки которых в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях не подлежат налогообложению"

Дополнен перечень НКО, гранты, премии и призы которых не подлежат налогообложению

В перечень включено Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи, г. Москва.


Приказ ФНС России от 12.12.2022 N ЕД-7-3/1191@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2023 N 72107)

Начиная с отчетности за 1 квартал 2023 года применяется декларация по НДС с внесенными в нее изменениями

Настоящим приказом в новой редакции изложен раздел 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации".

Уточнены требования к заполнению налоговой декларации, в том числе внесены изменения в приложение, содержащее "Коды операций".

Также скорректированы приложения, содержащие формат представления налоговой декларации в электронной форме, а также форматы представления некоторых сведений (в т.ч. сведений из книги покупок и книги продаж, сведений из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур и др.).

 

Приказ ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-14/773@
"Об утверждении рекомендуемых форм сведений о банковских счетах (вкладах, депозитах, электронных средствах платежа, корпоративных электронных средствах платежа) в банках на территории Российской Федерации и счетах (вкладах) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации"

ФНС утвердила рекомендуемые формы для представления сведений о банковских счетах (вкладах, депозитах, ЭСП, корпоративных ЭСП) в банках на территории РФ и счетах (вкладах) в организациях финансового рынка за пределами РФ

Приказ содержит 4 формы документов, применяемых налоговыми органами в целях единообразного представления сведений физлицам, юрлицам, в том числе взыскателям, а также органам принудительного исполнения.

 

Приказ ФНС России от 16.12.2022 N ЕД-7-11/1216@
"О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2023 N 72122.

Скорректированы перечни кодов видов доходов и вычетов по НДФЛ

Коды применяются налоговыми агентами в целях ведения учета доходов, полученных от них физлицами в налоговом периоде, а также предоставленных им налоговых вычетов.

В перечни кодов включены новые позиции (в т.ч. в отношении цифровых финансовых активов и цифровых прав), отдельные позиции изложены в новой редакции.

 

Приказ ФНС России от 23.12.2022 N ЕД-7-11/1249@
"Об утверждении формы, формата представления в электронной форме и порядка представления уведомления плательщика страховых взносов, получившего после 1 января 2023 года статус резидента территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или статус резидента свободного порта Владивосток, об использовании права на применение единых пониженных тарифов страховых взносов"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2023 N 72114.

Утверждена форма уведомления о применении пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, получившими после 01.01.2023 статус резидента ТОР ДФО или статус резидента свободного порта Владивосток

Форма уведомления утверждена в целях реализации положений Федерального закона от 21.11.2022 N 442-ФЗ, которым установлен заявительный порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для резидентов указанных территорий.

 

Приказ Росстата от 23.01.2023 N 14
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)"

Актуализированы Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)"

Первичные статистические данные по форме N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)" (квартальная) предоставляют юридические лица всех форм собственности, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации, осуществляющие производство товаров для реализации другим юридическим и физическим лицам, а также при оказании ими услуг (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций). Форма предоставляется ежеквартально нарастающим итогом за период с начала года (за I квартал, I полугодие, 9 месяцев).

Признается утратившим силу Приказ Росстата от 28 февраля 2022 г. N 95, которым утверждены аналогичные указания.


Приказ Казначейства России от 19.12.2022 N 33н
"Об утверждении формы уведомления о неисполнении решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, иного лица)"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2023 N 72076.

С 1 февраля 2023 года применяется обновленная форма уведомления о неисполнении решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, иного лица)

Признается утратившим силу Приказ Федерального казначейства от 16 марта 2017 г. N 8н, которым утверждена форма уведомления о неисполнении решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

 

Письмо Минфина России от 23.01.2023 N 03-03-06/1/4887
"О начале периода применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и пониженных тарифов страховых взносов организацией, включенной в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности"

Сообщены условия для применения налоговых льгот организациями радиоэлектронной промышленности

Для таких организаций установлены: налоговая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, - 3%, в бюджет субъекта РФ - 0%, а также пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%. Организация вправе применять данные льготы, если она включена в соответствующий реестр и доля доходов от деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности составляет не менее 70%.

Разъяснено, что в случае если организация включена в реестр в октябре 2022 года и соответствует условию о 70% доле доходов за 2022 год, то она применяет пониженные налоговые ставки к прибыли, полученной в 4 квартале (либо с месяца включения в реестр - если налог на прибыль уплачивается от фактически полученной прибыли ежемесячно), а пониженные тарифы страховых взносов - с месяца ее включения в реестр, то есть с октября 2022 года.

 

<Письмо> ФНС России от 11.01.2023 N ЗГ-3-11/125@
<О заполнении формы 6-НДФЛ>

ФНС разъяснила, в какие сроки необходимо уплатить НДФЛ при разных вариантах выплаты зарплаты за декабрь 2022 года и как заполнить декларацию 6-НДФЛ

С 1 января 2023 года дата фактического получения дохода в виде оплаты труда определяется как день выплаты дохода (перечисления на счет налогоплательщика в банке).

При этом налоговый агент обязан удержать НДФЛ при фактической выплате заработной платы за первую половину месяца, а также при ее выплате за вторую половину месяца.

С учетом изменений сообщается, как необходимо отразить выплаченные доходы работникам в декларации 6-НДФЛ в ситуациях:

- заработная плата за первую и вторую половину декабря 2022 г. выплачена в декабре 2022 г., НДФЛ удержан 30.12.2022, срок перечисления налога до 09.01.2023;

- заработная плата за первую половину декабря 2022 г. выплачена 30.12.2022, за вторую половину декабря 2022 г. - 16.01.2023. НДФЛ удержан при фактической выплате заработной платы за вторую половину декабря 2022 г. 16.01.2023. Срок перечисления налога - не позднее 30.01.2023.

 

<Письмо> ФНС России от 19.01.2023 N БС-4-11/517@
<Об уплате налога на доходы физических лиц с дохода в виде заработной платы (оплаты труда) за декабрь 2022 года>

ФНС разъяснен новый порядок удержания НДФЛ при выплате заработной платы и отражения соответствующих сумм в расчете 6-НДФЛ

Поскольку пункт 2 статьи 223 НК РФ утратил силу с 1 января 2023 года, теперь дата фактического получения дохода в виде оплаты труда определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ - как день выплаты дохода.

В этой связи разъясняется, к какому налоговому периоду относится доход, если заработная плата за вторую половину декабря 2022 года выплачивается в январе 2023 года, сообщаются сроки удержания и перечисления в бюджет сумм НДФЛ.

Разъяснены также нюансы, связанные с отражением сумм выплаченных доходов и удержанного налога в расчете 6-НДФЛ.

 

<Письмо> ФНС России от 23.01.2023 N СД-4-3/630@
"О заполнении налоговой декларации по НДПИ"

ФНС даны рекомендации по отражению в декларации по НДПИ налогового вычета в отношении кондиционных руд олова

Согласно новому пункту 15 статьи 343 НК РФ сумма налога, исчисленная в отношении кондиционных руд олова, добытых на участках недр, отвечающих установленным требованиям, уменьшается на сумму налогового вычета, установленного статьей 343.9 НК РФ.

В налоговой декларации рекомендуется отражать сумму вычета по строке 165 раздела 5, а по строке 164 - признак применяемого вычета - "13". При этом строка 170 определяется как разность строк 150 (или 160) и 165 раздела 5 налоговой декларации.

 

<Письмо> ФНС России от 23.01.2023 N СД-4-3/631@
"О новом коде в уведомлении об изменении порядка исчисления авансовых платежей для бывших участников КГН"

ФНС разъяснила, как правильно заполнить уведомление о переходе бывшего участника КГН на уплату ежемесячных авансовых платежей

Начиная с 1 апреля 2023 года и далее с 1-го числа любого последующего квартала 2023 года организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей при условии уведомления об этом налогового органа (рекомендуемая форма уведомления приведена в письме ФНС России от 22.04.2020 N СД-4-3/6802@).

Сообщается, как правильно заполнить поля данного уведомления.

 

Информация ФНС России
"Как уменьшить УСН и налог по ПСН на фиксированные страховые взносы за 2022 и 2023 год"

Разъяснено, как уменьшить УСН и ПСН на страховые взносы в условиях уплаты на единый налоговый счет

Пояснения касаются тех, кто уплачивает взносы досрочно. Приводятся условия, необходимые для признания обязанности по их уплате исполненной.


 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

23.01.2023 Организация, неправомерно не зарегистрировавшая за собой используемые в основной деятельности транспортные средства, должна уплачивать за них транспортный налог

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2022-10-26 № Ф03-4677/22 по делу N А51-3840/2021

Организация полагает, что не должна уплачивать транспортный налог за транспортные средства, не прошедшие государственную регистрацию. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Поскольку налогоплательщик использовал спорные транспортные средства в проверяемом периоде в основной деятельности, он обязан был зарегистрировать их в установленном законом порядке. В данном случае отсутствие государственной регистрации не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате транспортного налога. Бездействие налогоплательщика, выразившееся в нерегистрации транспортных средств, судом расценено как злоупотребление правом с целью неуплаты транспортного налога.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

23.01.2023 Сумма безнадежной задолженности, отраженная в затратах спустя более трех лет с момента её возникновения, не учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2022-11-21 № Ф01-5087/22 по делу N А28-81/2021

По мнению инспекции, налогоплательщик неправомерно заявил в составе внереализационных расходов безнадежную к взысканию задолженность, так как ее списание произведено за пределами трехлетнего срока. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Исправление ошибки в исчислении налога не посредством подачи уточненной декларации за предыдущий налоговый период (в котором допущена ошибка), а посредством отражения исправленных сведений в текущей декларации признается допустимым. При этом предполагается, что к моменту исправления ошибки (подачи налоговой декларации) не истек трехлетний срок возврата (зачета) переплаты. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно отразил в расходах сумму безнадежной к взысканию задолженности, так как прошло более трех лет с момента, когда данная задолженность должна была быть отражена.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.01.2023 С даты регистрации права на вновь образованный земельный участок с новым видом разрешенного использования ("среднеэтажная жилая застройка") при исчислении земельного налога применяется повышающий коэффициент

Определение Верховного Суда РФ от 2022-11-10 № 308-ЭС22-12924 по делу N А15-5953/2019  
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что налоговый орган неправомерно доначислил земельный налог с применением повышающего коэффициента, поскольку его применение не может быть обусловлено внесением в государственный кадастр недвижимости изменений, не связанных со сменой правообладателя земельного участка. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налогоплательщик является правообладателем вновь образованного земельного участка с новым видом разрешенного использования ("среднеэтажная жилая застройка"), который должен учитываться при выборе налоговой ставки. Следовательно, при исчислении земельного налога должен применяться повышающий коэффициент с даты государственной регистрации прав на вновь образованный земельный участок. При этом отсутствуют доказательства того, что налогоплательщик принимал меры по изменению вида разрешенного использования в спорный период.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.01.2023 НДС при ввозе товара в процедуре реимпорта не уплачивается, если реализация товара на экспорт фактически не произошла (товар был возвращен покупателем)

Определение Верховного Суда РФ от 2022-11-07 № 305-ЭС21-10129 по делу N А40-33393/2020 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Таможенный орган полагает, что НДС, уплаченный при ввозе товара в процедуре реимпорта, возврату не подлежит. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию таможни необоснованной. Установлено, что вывезенный в процедуре экспорта товар был возвращен покупателем. При этом налогоплательщик не освобождался от уплаты НДС при осуществлении экспортной операции, и заявленная к возврату сумма налога ему не возмещалась из бюджета. Суд пришел к выводу, что реализация товара фактически не произошла, поэтому у общества не возникло обязанности уплатить НДС при ввозе данного товара в порядке реимпорта, поскольку не возник объект налогообложения. При оформлении реимпорта общество не приложило документ из налогового органа, подтверждающий, что суммы НДС не были возвращены в связи с вывозом рассматриваемых товаров за пределы таможенной территории, поскольку у общества не имелось такого документа.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.01.2023 Суд отказал во взыскании с ответчика перечисленного за него истцом налогового платежа, т. к. он был произведен при наличии ограничений по счету истца с целью обхода закона

Определение Верховного Суда РФ от 2022-11-14 № 309-ЭС22-20695 по делу N А60-51969/2020 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Истец полагает, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в виде уплаченного за него налогового платежа. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию истца необоснованной. При наличии ограничений, наложенных банком на истца (не касающихся налоговых платежей), последним был осуществлен налоговый платеж в интересах третьего лица при отсутствии взаимных обязательств. Это формально порождает право на получение обратно указанных денежных средств в виде неосновательного обогащения, однако указанная сделка посягает на публичные интересы, что влечет признание ее ничтожной и не порождающей никаких правовых последствий. Несмотря на наличие на стороне ответчика факта сбережения имущества за счет истца, удовлетворение требований в рассматриваемой ситуации будет являться поощрением со стороны государства хозяйственных операций, совершенных с целью обхода закона.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.01.2023 Проверка рыночности цен может быть назначена в связи с представлением уточненного уведомления о контролируемых сделках, даже если сведения по спорной сделке не уточнялись

Определение Верховного Суда РФ от 2022-11-24 № 305-ЭС22-19084 по делу N А40-36350/2021 
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что ФНС РФ неправомерно назначила проверку в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, т. к. сведения по спорной сделке не уточнялись и с момента предоставления первоначального уведомления прошло более двух лет. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Проверка назначена в связи с представлением обществом уточненного уведомления о контролируемых сделках. Суд пришел к выводу, что ФНС РФ не нарушены требования НК РФ при назначении проверки. Налогоплательщиком не приведены доводы о том, каким образом оспариваемым решением нарушены его права и законные интересы. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения ФНС РФ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.01.2023 С бывшего руководителя общества-налогоплательщика может быть взыскана налоговая задолженность последнего, признанная безнадежной к взысканию, если она возникла именно из-за неправомерных действий ответчика

Определение Верховного Суда РФ от 2022-11-09 № 301-ЭС22-17797 по делу N А29-15717/2020  
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что с бывших руководителей общества-налогоплательщика подлежит взысканию налоговая задолженность последнего, списанная как безнадежная к взыканию. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа частично обоснованной. В связи с неправомерными действиями руководителей у общества образовалась задолженность перед бюджетом по налогам, пеням и штрафам. Налоговым органом были приняты все меры взыскания, предусмотренные НК РФ и законодательством об исполнительном производстве. Суд отметил отсутствие объективной необходимости смены директоров общества в период проведения налоговой проверки, которые фактически деятельностью юридического лица не занимались и не могли заниматься (в частности, ввиду территориальной отдаленности от места регистрации и функционирования). Установив, что при ведении хозяйственной деятельности одним из руководителей как лицом, контролирующим деятельность должника, совершены виновные действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения этого лица к субсидиарной ответственности.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.01.2023 Общество обязано исполнить требование налогового органа о представлении документов по конкретным сделкам, выставленное вне рамок налоговых проверок, независимо от того, что в нем нет сведений о конкретном мероприятии налогового контроля

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2022-11-14 № Ф04-5292/22 по делу N А46-928/2022

Общество полагает, что правомерно не исполнило требование налогового органа о представлении документов по взаимоотношениям с контрагентом, т. к. требование не содержит сведений о конкретном мероприятии налогового контроля. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Документы и информация запрашивались у общества по конкретным сделкам как у одной из сторон сделок вне рамок мероприятий налогового контроля. Это в свою очередь может являться предпроверочным анализом деятельности налогоплательщика для включения его в план проверок, а также быть связано с установлением следующего звена цепочки контрагента. Отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования, выставленного в рамках полномочий налогового органа, поскольку данный недостаток носит формальный характер.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

23.01.2023 Если сотрудник-нерезидент стал резидентом, надо пересчитать его НДФЛ с 30% на 13%

Налоговый статус физлица определяют на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени нахождения в РФ. Если человек был в РФ менее 183 дней, он нерезидент и его зарплата облагается НДФЛ по ставке 30%.

Речь идет о сотрудниках, которые работают в России.

По итогам года определяют окончательный налоговый статус. Если к концу года срок пребывания в РФ превысил 183 дня, человек стал налоговым резидентом РФ. Теперь его ставка НДФЛ – 13%.

Налоговый агент должен пересчитать налог, исчисленный ранее по ставке 30%, на ставку 13%.

Об этом сообщает Минфин в письме от 12.12.2022 № 03-04-06/121458.

При этом гражданство здесь роли не играет. Важно только то, является ли человек налоговым резидентом РФ.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

23.01.2023 Зачет ЕНП в счет фиксированных взносов не спасет, если будет долг по налогу

Чтобы уменьшить налоги по УСН и ПСН на фиксированные взносы, ФНС и Минфин предлагают оформить заявление о зачете. Но это не панацея. Никакое заявление не сохранит взносы на нужном КБК, если по какой-то причине возникнет долг по какому-то налогу.

Разъяснение дает ФНС в своем Telegram-канале, где уже который день бухгалтеры и ИП активно обсуждают уменьшение УСН и ПСН на взносы.

Напомним, чтобы такое уменьшение сделать в течение года, надо подать заявление о зачете. Причем оно может быть только электронным. Для него ИП нужна электронная подпись.

Но заявление поможет учесть взносы при расчете налога только если до конца года сальдо по ЕНП не уйдет в минус.

Вот что пишет ФНС:

Если до наступления срока уплаты взносов, которые были уплачены досрочно, возникнет недоимка по иным обязательствам с истекшим сроком уплаты, сумма зарезервированного платежа будет использована для погашения уже наступившей неисполненной обязанности.

Обязанность по уплате таких страховых взносов в данном случае не будет считаться исполненной.

То есть, ИП уплатил взносы, подал заявление на зачет, уменьшил на них налог, а потом из-за другого долга этот зачет по сути утрачивает силу и получается, что ИП недоплатил налог по УСН.

Поэтому чтобы ИП мог уменьшать налог на взносы, он должен не только уплатить их и подать электронное заявление, но еще и в течение всего года не допускать ни малейшего долга.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.01.2023 Роструд назвал работодателей, которых проверит в 2023 году. В плане 1 тыс. компаний и ИП

В новом сводном плане проверок можно отыскать компанию по ИНН. Там указаны цель проверки, основания для ее проведения и сроки ревизии.

Сводный план плановых проверок на 2023 год (Роструд) 

В каждой компании, что попала в список, пройдет выездная проверка. Все работодатели получили категорию «высокий риск».

В зависимости категории риска Роструд назначает плановые проверки. При этом периодичность проведения плановых проверок составляет:

для категорий высокого риска – 1 раза в 2 года;

для категорий значительного риска – 1 раз в 3 года;

для категорий среднего риска – не чаще чем 1 раз в 5 лет;

для категорий умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

25.01.2023 Налоговые доначисления бизнесу за январь-сентябрь 2022 года увеличились в 2,2 раза

В России бизнесу за первые три квартала 2022 года дополнительно начислили 597,8 млрд рублей налоговых платежей и штрафов

Бизнесу России за январь-сентябрь прошлого года дополнительно начислили 597,8 млрд рублей налоговых платежей и штрафов, поведала аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza со ссылкой на информацию ФНС. За такой же период 2021 года размер доначислений был в 2,2 раза меньше. Эксперты отмечают, что ФНС участили выездные проверки, также увеличилась средняя сумма платежей, пишет газета «Коммерсантъ».

В первом квартале 2022 года налоговые доначисления составили 190 млрд рублей, во втором — 198,9 млрд рублей, в третьем — 208,8 млрд рублей. Наибольший прирост налоговых доначислений произошел со стороны предприятий Москвы (рост на 94,5 млрд рублей), Подмосковья (37,4 млрд рублей), Санкт-Петербурга (22,1 млрд рублей), Татарстана (17,8 млрд рублей), Самарской области (17,2 млрд рублей). Доначисления бизнесу упали в пятой части субъектов РФ, больше всего — в Сахалинской области (на 3,7 млрд рублей), Ставропольском крае (2,9 млрд рублей), Пензенской (1,4 млрд рублей), Ленинградской (0,75 млрд рублей), Рязанской (0,7 млрд рублей) областях.

В целом численность выездных налоговых проверок увеличилась на 42%, с 69 до 98. Средняя сумма доначислений выросла на 6,5%, с 564,9 млн до 601,7 млн рублей за одну проверку. Лидерами по средней сумме доначислений стали Хакасия (782 млн рублей), Камчатский край (407 млн рублей), Белгородская (123 млн рублей), Ульяновская (113 млн рублей) и Нижегородская (103 млн рублей) области.

Источник: Российский налоговый портал

 

25.01.2023 Порядок уменьшения налога по УСН и ПСН на уплаченные страховые взносы ИП в 2023 году

В связи с переходом на ЕНС, изменился порядок уменьшения фактически уплаченных страховых взносов на налог по УСН и ПСН.

Для микро-бизнеса каждый рубль на счету, особенно сейчас, в непростое время. И практически 100% предпринимателей используют возможность экономить налоги этим путем.

Налог УСН и ПСН можно уменьшить на фактически уплаченные страховые взносы, если их уплата произошла в том же налоговом периоде.

По общему правилу раньше, при наступлении срока, происходило начисление и «схлопывались» уплаченные взносы, уплаченные авансы по УСН и начисления по декларации.

Для ПСН нужно было подать «Уведомление об уменьшении суммы патента».

Теперь, в связи с переходом на Единый Налоговый Счет (ЕНС) поменялся порядок.

Налоговая отразит начисление страховых вносов все в те же сроки:

31 декабря-фиксированные взносы «за себя»;

1 июля следующего года – 1% с превышения.

Но как налоговая поймет, что мы уплатили взносы, доплатили оставшиеся налоги по УСН и ПСН и хотим зачесть?

Двадцатого января 2023 года Минфин выпустил письмо с разъяснениями № 03-11-09/4254.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

25.01.2023 Учет запасов в 2023 году: особенности

Новые правила бухучета запасов сделали разницу с налоговым учетом еще больше. Трудоемкость работы бухгалтера серьезно возросла. Напомним об особенностях стандарта о запасах.

ФСБУ 5/2019 – очередной шаг к МСФО

ФСБУ 5/2019 «Запасы» (приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н) разработан на основе МСФО (IAS) 2 «Запасы» (приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н).

ФСБУ заменил ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (приказ Минфина от 09.07.2001 № 44н). Также с 01.01.2021 года утратили силу Методические указания по бухгалтерскому учёту:

материально-производственных запасов (приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н);

специального инструмента, спецприспособлений, спецоборудования и спецодежды (приказ Минфина от 26.12.2002 № 135н).

Напомним, что микропредприятия могут не применять ФСБУ 5/2019.

Особенности учета запасов, которые надо проверить бухгалтеру

Незавершенное производство

МСФО – это не порядок ведения бухучета, а требования к составлению отчетности. Она показывает «срез» финансовой отчетности на конкретную дату. Поэтому в составе запасов теперь есть незавершенное производство. Стоимость такого запаса равна затратам, которые вы понесли на его изготовление к отчетной дате.

Реальные затраты

Формируйте себестоимость запасов с учетом всех скидок, уступок, премий, и иных поощрений, которые вы получите от поставщиков. Форма их предоставления не важна. Поэтому в себестоимость попадут только те затраты, которые вы реально понесете (п. 12 ФСБУ 5/2019).

Чтобы сейчас учесть поощрения, которые вы получите «задним числом», обратитесь к МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчётность» (приложение № 22 к приказу Минфина от 28.12.2015 № 217н). Поощрения нужно учитывать заранее, если вы уверены, что получите их.

Например, если вы давно работаете с поставщиком, и уверены в его добросовестности. Или вы знаете репутацию нового поставщика, и у вас нет оснований сомневаться, что выполните условия для получения поощрения.

Если же уверенности нет, скидки учитывать не нужно.

Отсрочка и рассрочка

Если вы покупаете запасы на условиях отсрочки или рассрочки на период, превышающий 12 месяцев, то себестоимость формируйте исходя из суммы, которая была бы уплачена без их учета (п. 13 ФСБУ 5/2019).

Разница между этой суммой и той суммой, которую придется заплатить из-за отсрочки, нужно считать процентами. Их равномерно учитывайте в течение периода отсрочки или рассрочки (ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», приказ Минфина от 06.10.2008 № 107н).

Средства на утилизацию

Если запасы потенциально требуют последующего демонтажа, утилизации или затрат на восстановление окружающей среды, то в их себестоимость нужно включить оценочное обязательство на эти цели (подп. «г» п. 11 ФСБУ 5/2019).

Как создать оценочное обязательство, прописано в ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (приказ Минфина от 13.12.2010 № 167н).

Оценка незавершенки и готовой продукции

Незавершенное производство и готовую продукцию в массовом и серийном производстве разрешено оценивать (п. 27 ФСБУ 5/2019):

в сумме прямых затрат без включения косвенных затрат;

в сумме плановых (нормативных) затрат.

Плановые затраты устанавливайте исходя из нормальных объемов использования ресурсов и в условиях нормальной загрузки производственных мощностей. Их нужно регулярно пересматривать.

Разницу между фактической себестоимостью и планово-нормативной стоимостью относите на уменьшение или увеличение суммы расходов в том отчетном периоде, когда вы ее выявите. Практически, это можно сделать только в конце года. Продажи запасов идут непрерывно. В этот период их себестоимость считайте по планово-нормативной стоимости. В конце года плановые затраты доведите до их фактического размера.

Оценка бартерных и безвозмездных операций

Если вы получили запасы по бартеру, их стоимость оценивайте по справедливой стоимости активов, которые вы передали в оплату (п. 14 ФСБУ 5/2019). Справедливая цена – это его рыночная стоимость (МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» – приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н). Если нельзя определить справедливую стоимость передаваемого имущества, возьмите справедливую стоимость полученного.

Если запас получен безвозмездно, то его себестоимость будет равна его справедливой стоимости.

Непрерывность оценки

Вам нужно сравнивать себестоимость запасов с чистой стоимостью их продажи на каждую отчетную дату (п. 28 ФСБУ 5/2019). Чистая стоимость продажи – это рыночная стоимость запаса за минусом затрат, которые придется потратить, чтобы его продать.

Если она меньше, чем себестоимость запаса, то в отчетности нужно показать чистую стоимость продажи.

При этом в учете следует создать резерв под обесценение. Если запас продолжает дешеветь – резерв увеличивайте, а если запас дорожает, то резерв уменьшайте. При этом уменьшение резерва сторнирует ваши расходы на списание затрат в этом же отчетном периоде.

Что можно и что нужно прописать в учетной политике

Определите, как списывать запасы, предназначенные для управленческих нужд

Здесь можно не применять ФСБУ 5/2019. При этом затраты, которые нужно было бы включать в стоимость запасов, признайте расходами периода, когда они были понесены.

Установите предельный период рассрочки

По общему правилу, учет процентов при рассрочке или отсрочке нужно вести, если их период превышает 12 месяцев. Но вы можете выбрать и более короткий срок.

Установите оценку готовой продукции и незавершенного производства

Выберите из двух вариантов – по прямым затратам или планово-нормативным затратам.

Используйте льготы для малого бизнеса

Те компании, которые имеют право на упрощенные способы бухучета, могут применять ФСБУ 5/2019 также в упрощенном порядке. Упрощенный учет имеют право вести субъекты малого предпринимательства (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Можно выбрать три варианта:

использовать при бартере балансовую, а не справедливую стоимость;

не учитывать поощрения при расчете себестоимости запаса, а затраты на покупку, помимо цены поставщика, признать расходом периода, в котором они были понесены;

не сравнивать себестоимость запасов с их чистой продажной стоимостью.

Налоговый учет и бухучет

Разница в себестоимости

В налоговом учете стоимость МПЗ формируется из цены их приобретения без учета НДС и акцизов. Сюда нужно приплюсовать комиссионные вознаграждения посредникам, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, и иные подобные затраты (п. 2 ст. 254 НК).

Здесь вы не можете учесть, как в бухучете, резерв на утилизацию, и проценты по рассрочкам и отсрочкам.

Оценка незавершенного производства и готовой продукции

Совместить два вида учета вы сможете только в том случае, если будете вести учет таких запасов по прямым расходам (ст. 319 НК). Учет расходов по планово-нормативной стоимости в кодексе не предусмотрен.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.01.2023 Для вычета по НДС нужен счет-фактура, а не транспортная накладная

Все условия для вычета по НДС прописаны в главе 21 НК РФ. Про ТН и ТТН там ничего не сказано.

Входящий НДС идет на вычет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Порядок применения товаротранспортной накладной или транспортной накладной при покупке товаров, в том числе при перевозке их на авто, нормами главы 21 НК РФ не предусмотрен.

Об этом сообщает Минфин в письме от 20.12.2022 № 03-07-11/125081.

Также Минфин отметил, что разъяснение по поводу ТН и ТТН – не в его компетенции.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Стоимость неотделимых улучшений - более 100 000 руб. Работы по созданию неотделимых улучшений осуществлены во время использования предмета аренды. Неотделимые улучшения носят капитальный характер.
Каким образом в бухгалтерском и налоговом учете арендатора учитываются неотделимые улучшения, если они произведены с согласия арендодателя, но затраты им не возмещаются?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Учитывая, что неотделимые улучшения осуществлены с согласия арендодателя, но затраты им не возмещаются, в течение срока договора аренды стоимость этих улучшений как в бухгалтерском, так и в налоговом учете погашается путем начисления амортизации арендатором.
При определении срока полезного использования для целей налогового учета организация должна в обязательном порядке руководствоваться Классификацией, для целей бухгалтерского учета установление такого срока осуществляется исходя из ожидаемого периода эксплуатации неотделимых улучшений.

Обоснование позиции:

Налоговый учет

Минфин России в письме от 23.05.2022 N 03-03-06/1/47515 подчеркнул, что амортизируются только неотделимые улучшения, которые носят капитальный характер, т.е. связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества.
Если неотделимые капитальные улучшения осуществлены с согласия арендодателя, но затраты им не возмещаются, то в течение срока договора аренды стоимость этих улучшений погашается путем начисления амортизации арендатором (п. 1 ст. 256п. 1 ст. 258 НК РФ).
Начислять амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода неотделимых улучшений в эксплуатацию (пп. 34 ст. 259.1пп. 67 ст. 259.2 НК РФ).
Норма амортизации неотделимых улучшений у арендатора рассчитывается исходя из срока полезного использования, определенного в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1:
- или для самих капитальных вложений (п. 1 ст. 258 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 05.04.2017 N 03-03-06/1/20242, от 21.01.2010 N 03-03-06/2/7). При этом если Классификацией для конкретных капитальных вложений срок полезного использования не установлен, следует учитывать положение п. 6 ст. 258 НК РФ, согласно которому для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (смотрите также письма Минфина России от 30.12.2016 N 03-03-06/1/79707, от 07.12.2012 N 03-03-06/1/638);
- или для объекта аренды.
Амортизация начисляется только в течение срока действия договора аренды (шестой абзац п. 1 ст. 258 НК РФ). После окончания договора аренды начисление амортизации прекращается, вне зависимости от суммы расходов на капвложения. Недоамортизированная часть стоимости улучшений не учитывается в целях налогообложения (п. 16 ст. 270 НК РФ, письма Минфина России от 20.08.2018 N 03-03-07/58751, от 07.12.2017 N 03-03-06/2/81480). Однако в случае пролонгации договора аренды начисление амортизации можно продолжить (смотрите письма Минфина России от 31.07.2018 N 03-03-06/1/63831, от 15.11.2017 N 03-03-06/1/75487, от 11.08.2017 N 03-03-06/1/51578).
Кроме того, по мнению Минфина России, выраженному в письмах от 15.11.2017 N 03-03-06/1/75487, от 11.08.2017 N 03-03-06/1/51578, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается заключенным на неопределенный срок, а арендатор продолжает начислять амортизацию по капитальным вложениям в арендованное имущество до тех пор, пока одна из сторон не объявит о расторжении договора аренды.

Бухгалтерский учет

Федеральные стандарты по учету ОС и аренды не устанавливают порядка учета неотделимых улучшений арендованного основного средства.
Для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно признаками, перечисленными в п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее - ФСБУ 6/2020). При этом о праве собственности на имущество в п. 4 ФСБУ 6/2020 не упоминается.
Мы придерживаемся позиции, что учет неотделимых улучшений арендованного имущества зависит от момента осуществления затрат.
В отношении неотделимых улучшений, когда работы по улучшению арендованного основного средства осуществлены во время использования предмета аренды, условия, названные в п. 4 ФСБУ 6/2020, могут выполняться.
Поэтому, по нашему мнению, арендатор вправе учесть неотделимые улучшения арендованного имущества в составе самостоятельных основных средств.
Кроме того, п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), указывает, что капитальные вложения (неотделимые улучшения) в арендованные объекты основных средств учитываются в составе основных средств.
В отличие от налогового учета, срок полезного использования, устанавливаемый в отношении основных средств в бухгалтерском учете, определяется исходя, в частности, из ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта (подп. "а" п. 9 ФСБУ 6/2020).
Учитывая, что если срок действия договора аренды устанавливается как 11 месяцев, но при этом на протяжении длительного времени происходит фактически пролонгация договора (даже несмотря на то, что организация каждый раз заключает новый договор аренды), руководствуясь профессиональным суждением, полагаем, что устанавливать в такой ситуации срок полезного использования в бухгалтерском учете исходя именно из срока действия договора аренды (11 месяцев) некорректно. По нашему мнению, установление срока полезного использования в бухгалтерском учете должно определяться, к примеру, из ожидаемого периода эксплуатации, а также исходя из намерений руководства в отношении использования объекта. При этом допускается ситуация, когда и в налоговом, и в бухгалтерском учете будет установлен один и тот же срок полезного использования в отношении объекта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Между двумя ООО заключены договоры оказания услуг. На момент заключения договоров одно ООО с НДС, другое находится на УСН (оказывает услуги строительного контроля). В октябре ООО на УСН уведомило о том, что оно превысило порог по выручке и должно перейти на ОСНО.
Как производить расчеты с исполнителем услуг при потере обществом права на применение УСН в 4 квартале? Нужно ли получать справку (уведомление) из ФНС о том, что контрагент перешел на общую систему налогообложения?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Подписание сторонами акта оказанных услуг и (или) получение организацией-исполнителем предварительной оплаты в периоде с 01.10.2022 производится в рамках ОСНО с начислением НДС. Цена услуг может включать НДС, оставаясь неизменной, а может увеличиваться на сумму НДС. Это зависит от договоренности сторон.
До 15.01.2023 информацию о переходе контрагента на ОСНО можно получить только от самого контрагента.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 161 и 174.1 НК РФ.
В связи с этим указанные организации не выставляют своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм НДС (письма Минфина России от 10.10.2007 N 03-11-04/2/253, от 05.10.2007 N 03-11-05/238письмо УФНС России по г. Москве от 06.03.2007 N 19-11/20446@, письмо МНС РФ от 15.09.2003 N 22-1-14/2021-АЖ397).
УСН можно применять только при соблюдении лимита по доходам и числу работников и других ограничений, установленных п. 4 ст. 346.13 НК РФ.
При несоответствии условиям, установленным п. 4 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН, автоматически переходит на ОСНО и становится плательщиком НДС с начала того квартала, в котором допущены такие несоответствия (письмо Минфина России от 03.03.2020 N 03-07-11/15710, Комментарий к письму Минфина России от 3 марта 2020 г. N 03-07-11/15710 (Б.Л. Сваин, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 7, апрель 2020 г.)).
Так, если сумма доходов налогоплательщика превысила установленный лимит в ноябре 2022 г. (4 квартал), то право на применение УСН считается утраченным им с 01 октября 2022 г. (начало четвертого квартала). Соответственно, с 01 октября 2022 года у налогоплательщика независимо от условий заключенных договоров в силу требований закона возникает обязанность начислять НДС с реализации товаров (работ, услуг) и оформлять счета-фактуры (п. 3 ст. 168п. 3 ст. 169 НК РФ).
Став плательщиком НДС, организация в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ должна выставлять счет-фактуру не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг).
В данной ситуации налогоплательщик, перешедший с УСН на ОСНО, оказывает услуги строительного контроля.
В отношении оказанных услуг налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из дат: дату получения предварительной оплаты (частичной оплаты), либо на дату подписания исполнителем акта оказанных услуг (п. 1 ст. 167 НК РФ, письма Минфина России от 05.02.2018 N 03-03-06/1/6340, от 23.01.2017 N 03-07-11/2832).
Таким образом, при подписании акта оказанных услуг в 4 квартале 2022 г., то есть в налоговом периоде, в котором организация-исполнитель уже признается плательщиком НДС, на дату подписания заказчиком акта исполнитель обязан исчислить НДС, исходя из договорной стоимости оказанных услуг (подп. 1 п. 1 ст. 167п. 1 ст. 154п. 2 ст. 153 НК РФ). При этом не имеет значения, если услуги начали исполняться в периодах, когда организация применяла УСН (если начало исполнения услуг приходится на период до 01.10.2022).
Далее в течение пяти календарных дней с даты подписания заказчиком акта исполнитель обязан выставить в адрес заказчика счет-фактуру. При получении предварительной оплаты в 4 квартале 2022 года исполнитель выставляет авансовый счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 1п. 2 ст. 424 ГК РФ).
Так как ранее заключенные договоры не содержали указания на сумму НДС ввиду применения налогоплательщиком УСН, ему следует заключить дополнительные соглашения к договорам с покупателями (заказчиками) об изменении цены услуг с учетом НДС (п. 1 ст. 450 ГК РФ).
По соглашению сторон изначально установленная цена услуги может быть увеличена на сумму НДС. Или сумма НДС может включаться в первоначальную цену, при этом цена останется неизменной. В то же время заказчик может отказаться вносить изменения в договор, и тогда исполнитель уплатит НДС сверх цены договора за счет собственных средств или с применением ставки 20/120 (Потеря права на применение УСНО: вопросы исчисления НДС (В.В. Никитин, журнал "НДС: проблемы и решения", N 8, август 2019 г.)).
Таким образом, стоимость услуг зависит от договоренности сторон. В любом случае новый порядок расчетов следует применять с 01.10.2022.
При потере права на УСН налогоплательщик обязан сообщить об этом в налоговый орган в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 04.08.2011 N 16-15/076724@). Следовательно, если право утрачено в 4 квартале 2022 г., то сообщение в инспекцию представляется не позднее 15 января 2023 года.
В письме ФНС России от 24.08.2018 N СД-4-3/16474@ указано, что смена статуса налогоплательщика УСН в связи с утратой права на применение спецрежима производится налоговыми органами на основании представленного налогоплательщиком сообщения, в случае непредставления которого у налоговых органов отсутствуют основания признавать его утратившим право на применение УСН и перешедшим на ОСНО, за исключением выявления указанных фактов в ходе налоговых проверок.
Таким образом, смена налогового режима в учетной системе налогового органа производится либо на основании сообщения налогоплательщика об утрате права на применение УСН, либо на основании вступившего в силу решения по налоговой проверке.
Соответственно, если контрагент потерял право на применение УСН в 4 квартале 2022 г., налоговая инспекция сможет подтвердить его статус плательщика НДС не ранее 15.01.2023. Исходя из этого, до 15.01.2023 информацию о применяемой данным контрагентом системе налогообложения в целях заключения новых договоров и дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам можно получить только от самого контрагента.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Принудительное прекращение УСН (декабрь 2022 г.);
Энциклопедия решений. Прекращение применения УСН (декабрь 2022 г.);
Энциклопедия решений. НДС при переходе с УСН на общий режим налогообложения (декабрь 2022 г.);
- Вопрос: Порядок перехода на ОСН с УСН во втором месяце квартала в части отражения НДС по операциям, которые были произведены в первом месяце налогового периода по НДС (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2022 г.);
- Вопрос: Исчисление НДС при утрате права на применение УСН (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);
- Вопрос: Организация утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения в декабре 2013 года, поскольку по итогам отчетного (налогового) периода ее доходы превысили 60 млн руб. У организации есть договорные отношения, работы по которым будут выполнены и оплачены в октябре, ноябре (обязательства по договорам прекратятся в октябре, ноябре до утраты организацией права на применение УСН). Кроме того, существуют договоры, по условиям которых работы будут выполняться (оплачиваться) как в течение IV квартала, так и после его окончания. Должна ли организация доначислить НДС в декабре 2013 года по таким работам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2013 г)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Организация находится на общей системе налогообложения, основной вид деятельности - оптовая продажа компьютерной и оргтехники. Кроме того, организация, оказывает услуги по монтажу сетей ЛВС, систем видеонаблюдения (объем работ/услуг в общем объеме выручки - около 3%). Услуги она оказывает с использованием собственного товара (кабели, пачкорды, камеры видеонаблюдения и прочее компьютерное оборудование). Перед началом работ с заказчиком согласовывается смета расходов. Материалы для исполнения работ также закладываются в стоимость сметы как материал исполнителя. Иногда для исполнения данных работ/услуг привлекаются субподрядчики. Учет затрат по этим работам ведется на счете 44.
Как в налоговом учете корректно отражать затраты, связанные с выполнением работ (в составе прямых или косвенных расходов)? Как учитывать прямые расходы? Как распределять расходы, если выполнение работ может занимать продолжительное время и попадать на разные налоговые периоды?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Затраты, непосредственно связанные с выполнением работ (по монтажу сетей ЛВС, систем видеонаблюдения) как самим налогоплательщиком, так и силами привлеченных субподрядчиков, признаются прямыми для целей налогообложения прибыли. Поскольку как приобретение материалов (в данном случае использование в качестве материалов собственных запасов, приобретенных для перепродажи), так и привлечение субподрядчиков связано с процессом выполнения работ организацией как исполнителем.
И только при отсутствии реальной возможности отнести к прямым расходам затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), они могут быть учтены как косвенные расходы.
Для правильной оценки стоимости готовой продукции в учетной политике для целей налогообложения, помимо перечня прямых затрат, необходимо также закрепить порядок распределения прямых расходов (в т.ч. амортизации, зарплаты сотрудников, непосредственно занятых на нескольких объектах) между незавершенным производством и готовой продукцией.
2. Косвенные расходы на производство и реализацию, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы (все расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными).
Прямые затраты формируют незавершенное производство и списываются в расходы только после приемки заказчиком работ, выполненных организацией, в т.ч. с привлечением субподрядчиков. Соответственно, после принятия заказчиком работ (подписание акта или иного документа) в учете признаются доходы от их реализации, уменьшенные на сумму прямых расходов, которые ранее сформировали НЗП.
3. Но при выполнении работ по договору, который не предусматривает их поэтапной сдачи заказчику, (т.е. результат которых подлежит передаче заказчику один раз после полного завершения всех работ по договору), сроки начала и окончания которых по условиям договора приходятся на разные налоговые периоды (независимо от количества дней выполнения работ или оказания услуг) (работы с длительным производственным циклом), налогоплательщик должен распределять доходы от реализации работ и прямые расходы между этими налоговыми периодами (независимо от сдачи работ заказчику).
То есть при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом тот объем работ (услуг), доходы по которому учтены в отчетном (налоговом) периоде, при распределении прямых расходов на остатки НЗП следует рассматривать как выполненные работы.
Принципы и методы распределения доходов и расходов по работам с длительным производственным циклом надо утвердить в учетной политике для целей налогообложения.
4. Организации, выполняющие работы, должны определять перечень прямых затрат, связанных с их выполнением, и учитывать их в НЗП.
Для отражения информации о прямых расходах, связанных с производством работ, необходимо использовать счет 20, по дебету которого накапливаются произведенные прямые расходы. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи" при реализации выполненных работ.
При длительном выполнении работ организация, так же как и в налоговом учете, может определить порядок признания доходов и расходов по мере выполнения части (этапов) работ с использованием счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам".

Обоснование позиции:
В соответствии со статьей 703 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По указанному договору об изготовлении вещи подрядчик передает права на нее заказчику. Если иное не предусмотрено договором подряда, работы выполняются иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами (п. 1 и п. 2 ст. 704 ГК РФ).
Как следует из ст. 720 ГК РФ, сдача-приемка выполненных работ оформляется актом или иным документом, удостоверяющим приемку.
В рассматриваемой ситуации речь идет о выполнении организацией работ по договору подряда с использованием своих материалов, собственными силами, с возможностью привлечения субподрядчиков.

Бухгалтерский учет

Затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи, относятся к запасам в виде незавершенного производства (далее - НЗП) (исходя из подп. "е" п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы").
Порядок оценки НЗП установлен в пп. 23-27 ФСБУ 5/2019. Так, п. 23 ФСБУ 5/2019 предусматривает, что в фактическую себестоимость НЗП включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, к которым относятся:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
В фактическую себестоимость НЗП включаются затраты, прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (прямые затраты), и затраты, которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (косвенные затраты). Классификация затрат на прямые и косвенные определяется организацией самостоятельно (п. 24 ФСБУ 5/2019).
В п. 26 ФСБУ 5/2019 перечислены расходы, которые не включаются в фактическую себестоимость НЗП. Среди этих расходов поименованы в том числе управленческие расходы, кроме случаев, когда управленческие расходы непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Т.е. какая-то часть расходов, учтенных на счете 26, может включаться в себестоимость продукции и НЗП (списываться на счет 20), если расходы, учтенные на счете 26, непосредственно связаны с производством услуг по монтажу ЛВС и оборудования.
По п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы отражаются с учетом их связи с поступлениями (соответствие доходов и расходов). Это согласуется с п. 41 ФСБУ 5/2019, по которому запасы (к которым относится и НЗП) списываются одновременно с признанием выручки от их продажи.
Таким образом, формально организации, выполняющие работы, обязаны определять перечень прямых затрат, связанных с их выполнением, и учитывать их в НЗП*(1).
При единичном производстве продукции НЗП отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам (последний абзац п. 27 ФСБУ 5/2019). Отметим, что ни работы, ни услуги в этой норме не упоминаются. Тем не менее мы делаем вывод, что формулировка п. 27 ФСБУ 5/2019 не имеет целью ограничить его применение только в производстве товаров, исключив из сферы его действия выполнение работ, оказание услуг. Поэтому организация вправе применить п. 27 ФСБУ 5/2019 и в отношении работ (услуг).
На наш взгляд, в рассматриваемом случае для организации наиболее подходит метод отражения НЗП по фактическим произведенным затратам.
В рассматриваемой ситуации организация занимается производством работ и торговлей одновременно.
Для того, чтобы обеспечить максимальную достоверность информации о себестоимости производимых работ и сумме издержек обращения в торговле, необходимо вести раздельный учет расходов, часть которых используется для производства работ, а часть - для торговой деятельности. Для отражения информации о прямых расходах, связанных с производством работ, необходимо использовать счет 20, по дебету которого накапливаются произведенные прямые расходы. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи" при реализации выполненных работ.
Расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также с выполнением работ, оказанием услуг, считаются расходами по обычным видам деятельности. Такие расходы формируют себестоимость продаж, списываемую в итоге в дебет счета 90.

Длительное выполнение работ

Для поставщиков работ, услуг нет отдельного стандарта, устанавливающего правила учета доходов и расходов, связанных с выполнением договоров на выполнение работ, оказание услуг (кроме организаций, выполняющих строительные работы, - они руководствуются ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда").
Поэтому организация может разработать свой порядок определения дохода, размера НЗП, используя рациональные способы расчета (п. 7.1 ПБУ 1/2008, п. 3 Рекомендации Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение").
При этом исходя из п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации" в случае, если по условиям договора или в силу ГК РФ заказчик обязан при расторжении договора оплатить фактически выполненные работы, подрядчик может признавать доход от реализации работ в отчетном периоде, который относится к выполненной части работ - по мере готовности (подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Порядок признания выручки по договорам с длительным циклом оказания услуг (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.)).
По нашему мнению, при выборе способа учета выручки по мере готовности работ операции в учете могут отражаться следующими записями (смотрите также Рекомендацию Р-47/2014-ОК Маш "Выручка от продажи продукции с длительным циклом изготовления", подготовленную БМЦ):
Дебет 51 Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам"
- получен аванс от заказчика;
Дебет 20 (23) Кредит 02 (70, 69)
- отражены прямые затраты за отчетный период;
Дебет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" Кредит 90
- признана выручка за выполненную часть работ в отчетном периоде (часть работ, которая гарантированно будет оплачена заказчиком, в т.ч. в случае расторжения договора);
Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 20 (23)
- списаны прямые затраты за отчетный период;
Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам, полученным в рублях" Кредит 46
- отражено фактическое выполнение работ, уменьшен полученный аванс на сумму выполненной части работ.
Таким образом, при оказании работ с длительным циклом организация вправе самостоятельно определить порядок признания выручки в бухгалтерском учете по завершении выполнения работы (подписание акта) или по мере готовности части работы. Принятое решение необходимо закрепить в учетной политике.

Налоговый учет

В главе 25 НК РФ в нормах, касающихся порядка учета расходов, доходов, не упоминается основной вид деятельности налогоплательщика. Правила учета одинаковы для любых видов доходов и расходов.
Поэтому в любом случае если деятельность организации имеет материальный результат (независимо от того, является ли эта деятельность основной), то есть для целей налогообложения признается работой (ст. 38 НК РФ), то при методе начисления:
- выручка, полученная от заказчика, в полном размере (без учета НДС) формирует доход подрядчика в периоде приема-сдачи работ (ст. 249пп. 13 ст. 271 НК РФ);
- учитывать расходы, связанные с выполнением работ, необходимо в общем порядке, в т.ч. распределять их на прямые и косвенные (смотрите также письма Минфина от 22.02.2007 N 03-03-06/1/114, УФНС России по г. Москве от 11.01.2009 N 19-12/000086).

Распределение расходов

Для целей главы 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
- прямые, которые относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены;
- косвенные, которые учитываются в том отчетном периоде, когда они произведены.
Перечень прямых затрат должен быть утвержден в учетной политике налогоплательщика*(2).
Налоговый кодекс РФ устанавливает лишь минимальный перечень прямых расходов и не содержит положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении иных расходов, не входящих в минимальный перечень прямых расходов, к прямым или косвенным (письмо Минфина России от 14.01.2021 N 03-03-06/1/911).
Но предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, в том числе формировать состав прямых расходов, Налоговый кодекс РФ не рассматривает этот процесс как зависящий только от воли налогоплательщика. Напротив, положения ст. 318 и 319 НК РФ относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
При этом механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели (письма ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@, Минфина России от 26.06.2020 N 03-03-07/55268, постановление ФАС Поволжского округа от 20.10.2009 N А12-5777/2009, постановление ФАС Уральского округа от 18.02.2008 N Ф09-392/08-С3).
Смотрите также Энциклопедию судебной практики. Налог на прибыль организаций. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию (Ст. 318 НК).

Незавершенное производство

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ (п. 2 ст. 318 НК РФ). В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Налогоплательщик не вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от реализации данного отчетного (налогового) периода, без распределения на остатки незавершенного производства.
Так, под незавершенным производством (далее - НЗП) в целях главы 25 НК РФ понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом.
Затраты по законченным, но не принятым заказчиком работам, в т.ч. выполненным с привлечением субподрядчиков, участвуют в формировании НЗП (постановление АС Поволжского округа от 27.08.2021 N Ф06-7066/21 по делу N А65-37683/2019).
Смотрите также Энциклопедию судебной практики. Налог на прибыль организаций. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных (Ст. 319 НК).
Глава 25 НК РФ не содержит требования вести учет прямых расходов по каждому договору отдельно, но и не запрещает такой выбор учета (смотрите, например, постановление АС СЗО от 29.06.2017 по делу N А05-8960/2016).
Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на выполненные в текущем месяце работы налогоплательщики определяют самостоятельно (письма Минфина России от 18.08.2020 N 03-03-07/72404, от 12.05.2017 N 03-03-06/1/28744, от 07.12.2012 N 03-03-06/1/636, от 07.02.2011 N 03-03-06/1/79). При этом, как указывалось выше, механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов (п. 1 ст. 319 НК РФ).
Поэтому для правильной оценки стоимости готовой продукции в учетной политике для целей налогообложения, помимо перечня прямых затрат, необходимо также закрепить порядок распределения прямых расходов (в т.ч. амортизации, зарплаты сотрудников, непосредственно занятых в работах) между НЗП и готовой продукцией.
Конкретных правил оценки НЗП и распределения затрат ст. 319 НК РФ не содержит. Наиболее простым способом распределения прямых расходов между НЗП и готовой продукцией является распределение прямых затрат пропорционально количественным показателям. Например, базой для распределения амортизации может служить величина прямых (нераспределяемых) расходов.

Работы с длительным циклом

Если налогоплательщик осуществляет производство с длительным технологическим циклом на основании договора, по условиям которого не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), он должен распределять доходы между отчетными (налоговыми) периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов (п. 2 ст. 271абзац 8 ст. 316 НК РФ).
Под производством с длительным технологическим циклом понимается оказание организацией услуг, выполнение работ (результат которых подлежит передаче заказчику), сроки начала и окончания которых по условиям договора приходятся на разные налоговые периоды (независимо от количества дней выполнения работ или оказания услуг) (абзац 2 п. 2 ст. 271 НК РФ).
Можно выбрать один из двух способов признания доходов по производствам работ (услуг) с длительным циклом:
1) равномерно, путем деления доходов на количество отчетных периодов, в течение которых ведется производство;
2) путем распределения дохода пропорционально доле фактических расходов, понесенных в отчетном периоде, в общей сумме расходов по смете. При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется в общеустановленном порядке. То есть расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Этот метод подойдет, например, тем организациям, которые имеют полные сметы на производство, производят равномерное списание материалов и проводят работы в течение длительного временного промежутка.
Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Как учесть доходы при выполнении работ с длительным технологическим циклом?
При этом при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, тот объем работ (услуг), доходы по которому учтены в отчетном (налоговом) периоде, при распределении прямых расходов на остатки НЗП следует рассматривать как выполненные работы (смотрите письма Минфина РФ от 14.11.2012 N 03-03-06/1/586, от 30.07.2004 N 03-03-05/1/88).
Таким образом, при выполнении работ, срок выполнения которых приходится на разные налоговые периоды, признаются не только доходы, но и прямые расходы, учтенные в НЗП.
Принципы и методы распределения доходов и расходов надо утвердить в учетной политике для целей налогообложения (смотрите письмо Минфина России от 05.02.2010 N 03-03-06/1/50). Методика должна иметь экономическое обоснование.

НДС

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав,
если иное не предусмотрено п. 3, пп. 7-11, пп. 13-15 ст. 167 НК РФ.
Главой 21 НК РФ установлены свои особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, выполняющими работы, длительность производственного цикла которых составляет свыше шести месяцев (по перечню в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 N 468, в котором упомянуто производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ, но отмечено: "осуществляемые при реализации государственного оборонного заказа").
Таким налогоплательщикам предоставлено право выбора момента определения налоговой базы (единожды на дату передачи результатов либо в общем порядке (по дате аванса или по дате выполнения работ) (п. 1 ст. 167 НК РФ, письмо Минфина России от 01.09.2016 N 03-07-11/50991).
При исчислении НДС в налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящего выполнения работ, длительность производственного цикла которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере выполнения таких работ в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ (п. 1 ст. 154 НК РФ).
В случае получения налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет выполнения работ, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 N 468), он вправе определять момент определения налоговой базы как день выполнения работ при выполнении условий, перечисленных в п. 13 ст. 167 НК РФ (раздельный учет операций и наличие заключения, выдаваемого в соответствии с приказом Минпромторга России от 07.06.2012 N 750).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет себестоимости готовой продукции;
Вопрос: Нужно ли распределять расходы на незавершенное производство и готовую продукцию в бухгалтерском и налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2022 г.)
Вопрос: Особенности отражения в бухгалтерском учете операций в случае определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату по доле понесенных расходов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2022 г.);
- Договоры с длительным производственным циклом: учет доходов и расходов (О.А. Воронкова, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 4, апрель 2021 г.);
- Переход через год. Как учитывать договор, заканчивающийся в другом налоговом периоде (Л. Фомина, газета "Финансовая газета", N 10, март 2020 г.);
- Налоговый учет производства с длительным технологическим циклом (И.В. Антоненко, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 7, июль 2015 г.);
- Длительный цикл изготовления продукции и НДС (С.Н.Зайцева, журнал "НДС: проблемы и решения", N 1, январь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения