Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 22 по 28 января 2024 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона N 477045-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (текст ко второму чтению)

Разработан законопроект в целях урегулирования налоговых последствий вывода заблокированных активов ПИФ

Действующим нормативным регулированием предусмотрен механизм выделения заблокированных из-за санкций активов ПИФ в дополнительный фонд или изменения типа фонда на закрытый.

В связи с этим законопроектом вносятся в НК РФ изменения, предусматривающие, в частности, особенности налогообложения финансового результата, полученного по операциям с инвестиционными паями.

Так, согласно законопроекту при выделении активов из ПИФ в дополнительный фонд не образуется доходов (расходов), учитываемых в целях налогообложения.

В случае обмена (конвертации) инвестиционных паев одного ПИФ на инвестиционные паи другого фонда, а также в случае выдачи налогоплательщику инвестиционных паев дополнительного фонда при его формировании финансовый результат по данным операциям не будет определяться до момента их реализации (погашения). Одновременно законопроектом установлен порядок определения расходов, которые будут учитываться при реализации (погашении) таких инвестиционных паев.

Кроме того, предусматривается возможность воспользоваться правом на получение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата от реализации (погашения) инвестиционных паев дополнительного фонда и инвестиционных паев ПИФ, тип которого был изменен на закрытый.

Для этих целей урегулирован вопрос о сроке нахождения замещающих облигаций в собственности налогоплательщика в целях сохранения возможности применения инвестиционного налогового вычета

 

Приказ ФНС России от 18.10.2023 N ЕД-7-23/757@
"Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации), пояснений и представления документов (информации), пояснений по требованию налогового органа в электронной форме через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, а также форматов документов, используемых налоговыми органами и организациями при представлении документов (информации), пояснений в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2024 N 76912.

С 1 января 2026 г. устанавливаются порядок направления требования налогового органа о представлении документов (информации), пояснений и порядок их представления в электронной форме через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу

Приводятся электронные форматы следующих документов: требование о представлении документов (информации), пояснений; ответ на требование о представлении документов (информации), пояснений; решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (информации), пояснений; протокол обработки документов (информации) при взаимодействии через информационные системы налогоплательщика, к которым предоставлен доступ налоговому органу при проведении налогового мониторинга; сообщение об ошибке.

 

Приказ ФНС России от 11.12.2023 N ЕД-7-26/946@
"Об утверждении формата заявления об отзыве доверенности, созданной в форме электронного документа, подтверждающей полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и порядка его направления в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи"
Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2024 N 76933.

Утверждены формат и порядок направления заявления об отзыве доверенности, созданной в форме электронного документа

Заявление об отзыве доверенности, созданной в форме электронного документа, подтверждающей полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), направляется по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган, в который ранее была представлена доверенность.

Направление заявления осуществляется в соответствии с Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@.

Приказ вступает в силу с 01.03.2024.

 

Приказ ФНС России от 29.12.2023 N ЕД-7-31/1037@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@ "Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3"

Обновлена методика проведения оценки финансово-хозяйственного состояния юрлица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"

Как и ранее, проведение оценки осуществляется по запросу юрлица, направляемому через личный кабинет налогоплательщика. Запрос может быть направлен не более 1 раза в день.

Установлено, что выписка формируется в срок, не превышающий 1 рабочего дня со дня, следующего за датой запроса.

Скорректированы критерии, на основе которых осуществляется оценка параметров финансово-хозяйственного состояния юрлица.

 

Приказ ФНС России от 18.12.2023 N ЕД-7-14/968@
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления сведений об опекунах и о попечителях, недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2024 N 76962.

Обновлены форма и формат представления в налоговые органы сведений об опекунах и о попечителях, недееспособных и ограниченных в дееспособности гражданах

Форма (формат) обновлены в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ в целях обеспечения возможности представления СФР указанных сведений из Единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере (ГИС ЕЦП).

 

<Письмо> ФНС России от 24.01.2024 N БС-4-21/642@
"О налогообложении налогом на имущество физических лиц объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является многоквартирный дом"

ФНС сообщает о налогообложении налогом на имущество физлиц объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является многоквартирный дом

Указано, в частности, что налогообложение таких объектов осуществляется по налоговой ставке, установленной с учетом абзаца третьего подпункта 1 пункта 2 и пункта 3 статьи 406 НК РФ (в общем случае в размерах, не превышающих 0,3% кадастровой стоимости), за исключением объектов незавершенного строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (в этом случае применяется ставка в размерах, не превышающих 2% кадастровой стоимости).

 

<Письмо> ФНС России от 24.01.2024 N СД-4-3/660@
"О заполнении налоговых деклараций с учетом внесенных изменений в НК РФ"

ФНС сообщает о порядке заполнения деклараций по НДПИ и декларации по акцизам на нефтяное сырье

Разъяснения подготовлены в связи с внесением Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ изменений в порядок уплаты указанных налогов (в т.ч. предусматривающих применение показателя Ккг2023 при исчислении НДПИ, а также величины Кврк при определении суммы налогового вычета по акцизу).

Рекомендации применяются до внесения необходимых изменений в формы налоговых деклараций.

 

<Письмо> ФНС России от 20.12.2023 N ШЮ-4-17/15923@
"О рекомендованных формах и форматах отчетов о движении средств и переводах электронных средств платежа"

ФНС обновлены рекомендуемые формы и форматы отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов физлиц и юридических лиц

Рекомендуемые формы адаптированы для машинной обработки и учитывают изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 N 1911 в требования к представлению отчетов.

Письма ФНС России от 21.12.2021 N ШЮ-4-17/17916@ и от 22.07.2022 N КВ-4-17/9471@ утрачивают силу с даты настоящего письма, за исключением возможности представления отчетов либо их корректировок за прошедшие периоды.

О реализации возможности приема отчетов в электронной форме будет сообщено дополнительно.

 

<Письмо> ФНС России от 17.01.2024 N БС-4-11/352@
<О порядке уплаты за себя страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими АУСН>

ФНС даны подробные разъяснения о том, как уплачивают страховые взносы самозанятые лица и ИП (в т.ч. применяющие АвтоУСН) и имеющие / не имеющие наемных работников

Налоговым кодексом РФ определены две категории плательщиков страховых взносов: "работодатели" - лица, уплачивающие взносы с выплат и вознаграждений физлицам, и "не работодатели" - это ИП, нотариусы, адвокаты и иные лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, которые уплачивают взносы в фиксированном размере.

Если физлицо одновременно относится к обеим категориям, то такой плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по двум основаниям.

Сообщается о дифференцированном подходе к определению размера страховых взносов для плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, при величине дохода до 300 000 руб. и свыше указанной суммы.

Отмечено, что размеры тарифов для ИП, применяющих АвтоУСН, за период применения данной системы налогообложения составляют 0 процентов.

Также сообщено, в каком размере уплачивают страховые взносы ИП, применяющие АвтоУСН и осуществляющие одновременно иную профессиональную деятельность, не являющуюся предпринимательской (адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного или иного лица, занимающегося частной практикой).

 

<Письмо> ФНС России от 13.12.2023 N БС-4-11/15554@
"О популяризации изменений с 01.01.2024 в части предоставления гражданам социальных налоговых вычетов по НДФЛ"

Получить социальный налоговый вычет стало намного проще

ФНС представлена информация о введении упрощенного порядка предоставления гражданам социальных налоговых вычетов по НДФЛ.

Внесенными изменениями предусматривается новый порядок подтверждения расходов налогоплательщиков, связанных с медицинскими и образовательными услугами, добровольным медицинским страхованием, негосударственным пенсионным обеспечением, добровольным пенсионным страхованием и добровольным страхованием жизни, а также с физкультурно-оздоровительными услугами.

Для этих целей введены унифицированные формы документов, подтверждающие расходы граждан, выдаваемые соответствующими организациями и ИП, а также предусмотрена возможность направления ими сведений о расходах налогоплательщиков непосредственно в налоговые органы, что значительно сократит срок получения вычетов.

Более подробная информация размещена на промо-странице "Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ" (http://www.nalog.gov.ru/rn77/ndfl_easy/).

 

<Письмо> ФНС России от 23.01.2024 N ШЮ-4-13/620@
"О направлении письма Минфина России"

Для целей признания сделок контролируемыми изменения, касающиеся расширения перечня офшорных зон, применяются с 1 января 2024 года

Изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), внесены Приказом Минфина России от 5 июня 2023 г. N 86н.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письме от 1 ноября 2023 г. N 03-08-13/104225, положения названного приказа в части расширения перечня на государства (территории), которые ранее не были в него включены, применяются с 1 января 2024 года.

В этой связи отмечено, что положения Приказа Минфина N 86н не могут быть применены в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в 2023 году (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), в целях признания таких сделок контролируемыми в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ.

 

Информационное сообщение Минфина России
"О вступлении в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения от 08.06.2023"

Минфин информирует о начале применения Соглашения между Россией и Оманом об устранении двойного налогообложения с 1 января 2024 года

Соглашение вступило в силу 28 декабря 2023 года.

Соглашение применяется:

- в отношении налогов, удерживаемых у источника, - с сумм, выплачиваемых или начисляемых 1 января или после 1 января 2024 года;

- в отношении других налогов - по налогам, подлежащим уплате за любой налоговый год, начинающийся 1 января или после 1 января 2024 года.

 

<Информация> ФНС России от 19.01.2024 "Какие налоги следует отразить в уведомлении об исчисленных суммах налогов за январь 2024 года"

ФНС напоминает: 25 января 2024 года истекает срок представления уведомления об исчисленных суммах некоторых налогов

В указанный срок необходимо представить уведомление об исчисленных суммах: НДФЛ; налога с доходов организаций, исчисляемого по ставкам, отличным от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ; налога с доходов, полученных иностранной организацией.

С 1 января 2024 года платежные поручения со статусом "02" больше не признаются в качестве уведомлений. Корректной признается только форма КНД 1110355.

Подробная информация о порядке, сроках представления уведомления с примерами заполнения и другой полезной информацией размещена на сайте ФНС России.

 

<Информация> ФНС России
"ФНС России разъяснила порядок уплаты налога на сверхприбыль"

ФНС напоминает о необходимости в срок по 25 января 2024 года представить декларацию и разово уплатить налог на сверхприбыль

Российские и иностранные организации, средняя арифметическая величина прибыли которых за 2021 - 2022 годы превысила 1 млрд рублей, признаются плательщиками налога на сверхприбыль.

Некоторые категории организаций не признаются плательщиками данного налога (приведен перечень таких организаций).

Сообщены порядок определения налоговой базы, ставка налога, условия применения налогового вычета, а также разъяснен порядок заполнения декларации по налогу на сверхприбыль.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

22.01.2024 Превышение налоговым органом срока производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах само по себе не лишает его права на принятие мер внесудебного взыскания, такая возможность ограничена двухлетним сроком

Налогоплательщик полагает, что налоговый орган пропустил срок на бесспорное взыскание налога в связи с длительным сроком контрольных мероприятий и вынесения решения по итогам проверки.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Решение налогового органа по итогам выездной налоговой проверки вынесено и вступило в силу хотя и с превышением установленных законом сроков по причине необходимости обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика, но в рамках предельного двухлетнего срока.
Поэтому требование об уплате доначисленных сумм выставлено правомерно.

 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2023 г. N Ф09-6522/23 по делу N А47-15134/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

23.01.2024 Непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм НДС является соблюдение трехлетнего срока, даже если в течение этого срока имели место выемки документов

Налоговый орган отказал в возмещении НДС, поскольку обществом пропущен трехлетний срок для предъявления НДС к вычету.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Правило о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в уточненную налоговую декларацию.
Фактически налоговая декларация, в которой отражены налоговые вычеты и заявлена сумма налога к возмещению из бюджета, подана с пропуском срока, установленного для заявления вычетов, в отношении которых соответствующие условия возникли более трех лет назад.
Доводы о том, что в течение трехлетнего периода имели место выемки документов, отклонены, поскольку документы были возвращены налогоплательщику за несколько месяцев до истечения трехлетнего срока.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2023 г. N Ф05-22929/23 по делу N А41-95264/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

23.01.2024 Пени на недоимку по налогу начисляются независимо от сроков давности привлечения к налоговой ответственности

По мнению общества, налоговый орган при начислении пени на доначисленную недоимку не учитывает сроки для привлечения к ответственности.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией общества.
Начисление пени обусловлено наличием недоимки по налогам и сборам, в том числе установленными по результатам выездной налоговой проверке фактами неуплаты (неполной уплаты) налогов, и не связано с неправомерными действиями должностных лиц инспекции.
Кроме того, начисляемые пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а не мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В связи с этим на пени не распространяются установленные сроки давности привлечения к налоговой ответственности.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2023 г. N Ф05-26303/23 по делу N А40-231849/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.01.2024 Если сумма перечислялась налогоплательщиком с целью уплаты налога, то основания для ее отражения налоговым органом как переплаты отсутствуют

Налоговый орган полагает, что у налогоплательщика имеется переплата по налогам, отраженная в КРСБ.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной.
Уплата спорных налогов, страховых взносов и пени произведена более трех лет назад, в налоговый орган налогоплательщик с заявлением о возврате указанных сумм не обращался; указанная сумма является не переплатой, а уплатой налогов.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля и предполагает отражение достоверной информации.
Поскольку спорная сумма направлялась налогоплательщиком с целью уплаты налога, основания для отражения ее как переплаты отсутствуют.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 октября 2023 г. N Ф05-25228/23 по делу N А41-80337/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.01.2024 Срок действия патента и его стоимость не изменяются применительно к дате утраты права на применение ПСН; полученные доходы пересчитываются в рамках УСН с начала налогового периода

Предприниматель полагает, что срок действия патента и его стоимость должны быть изменены применительно к дате утраты права на применение патентной системы налогообложения.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Налогоплательщик считается утратившим право на применение ПСН и перешедшим на УСН с начала налогового периода, предусмотренного для патента.
В связи с чем налогоплательщик обязан пересчитать налоговые обязательства в рамках УСН по доходам, полученным от применения ПСН, при этом срок действия патента не изменяется.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 октября 2023 г. N Ф05-25475/23 по делу N А41-8879/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.01.2024 НК РФ не содержит норм, устанавливающих ограничения относительно количества решений о продлении сроков рассмотрения материалов налоговой проверки

Налогоплательщик полагает, что налоговым органом при вынесении решения по итогам проверки допущены процессуальные нарушения, в т. ч. неправомерно продлены сроки рассмотрения материалов проверки.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Налоговым органом был соблюден порядок рассмотрения материалов налоговой проверки, а действия по продлению срока рассмотрения материалов были направлены на соблюдение прав и интересов налогоплательщика, а равно обусловлены неоднократным представлением письменных возражений.
Суд отметил, что НК РФ не содержит норм, устанавливающих ограничения относительно количества решений о продлении сроков рассмотрения материалов налоговой проверки.
Решение о продлении рассмотрения материалов проверки носит организационно-уведомительный характер, не содержит предписаний, а также не порождает для налогоплательщика новых обязанностей.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 октября 2023 г. N Ф05-25449/23 по делу N А40-249664/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

25.01.2024 Возмещая затраты на ремонт застрахованного имущества, нужно учесть и НДС, если договор не закрепляет иное

Общество потребовало взыскать возмещение со страховой компании.
Как указал истец, он являлся выгодоприобретателем по договору страхования арендованного им оборудования. Произошла поломка, из-за которой общество понесло расходы на ремонт. Однако страховщик отказался выплатить возмещение.
Возражая, ответчик сослался в т. ч. на то, что общество необоснованно включило НДС в расчет возмещения.
ВС РФ счел требование обоснованным.
По договору страхования в случае устранимого повреждения оборудования обществу должны были возместить расходы на ремонт. При этом страховщик был обязан также возместить и НДС, предъявленный к оплате.
Общество правомерно отнесло сумму НДС к убыткам и учло ее при определении размера возмещения.
Исключение из возмещения НДС при отсутствии такого условия в договоре страхования нарушает принцип полного возмещения ущерба.

 Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 января 2024 г. N 305-ЭС23-21181 по делу N А40-124491/2022 Суд отменил кассационное и апелляционное постановление по делу о взыскании страхового возмещения, расходов по уплате государственной пошлины, поскольку вывод судов о необходимости исключения суммы НДС из состава страхового возмещения является ошибочным, так как не соответствует требованиям норм материального права, подлежащим применению по делу, и приведенным условиям договора страхования имущества, следовательно, оснований для изменения решения суда первой инстанции по делу не имелось

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.01.2024 При оформлении исправительных, а не корректировочных счетов-фактур срок на применение покупателем вычетов по НДС не изменяется

Налогоплательщик полагает, что начало трехлетнего срока принятия НДС к вычету у покупателя связано не с датой оформления предъявленных ему счетов-фактур, а с датой оформления исправленных счетов-фактур.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на внесение изменений в неправильно оформленные счета-фактуры для приведения документов в соответствие с действующими нормами права.
Однако налогоплательщик неправомерно отождествляет понятия "корректировочный счет-фактура" и "исправленный счет-фактура", распространяя установленные правила исчисления трехлетнего срока первого понятия на второе.
В рассматриваемом деле субподрядчиком оформлялись именно исправительные счета-фактуры, а не корректировочные, в связи с чем у налогоплательщика отсутствовало право исчислять трехлетний срок по правилам, предусмотренным для корректировочных счетов-фактур.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2023 г. N Ф05-3170/23 по делу N А40-199442/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

26.01.2024 Объект, оснащенный оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, является объектом обложения торговым сбором независимо от наличия/отсутствия в нем ККТ

Общество полагает, что спорное помещение арендуется им именно как офисное помещение, в котором общество осуществляет экспозицию (выставку) своей продукции и не осуществляет деятельность, которая подпадает под обложение торговым сбором.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной.
Установлено, что осуществляемая обществом на данном объекте деятельность выражалась в реализации товаров (на объекте выставлены образцы комплектующих, а также образцы готовой продукции), то есть являлась торговой деятельностью, облагаемой торговым сбором.
Довод общества о том, что в офисе, который департамент считает торговым залом, не зарегистрирована контрольно-кассовая техника, отклонен, т. к. общество является плательщиком торгового сбора, поскольку указанный объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2023 г. N Ф05-25782/23 по делу N А40-7632/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

22.01.2024 Как считать амортизацию при объединении двух старых ОС в одно новое

Ситуация, когда из двух основных средств собрали одно, не регламентируется НК.

Как в этом случае считать срок полезного использования и остаточную стоимость, рассказал Минфин в письме от 30.11.2023 № 03-03-06/1/115081.

Если при объединении нескольких объектов ОС образуется новый (вновь созданный) объект ОС, то его первоначальная стоимость определяется исходя из остаточной стоимости каждого входящего в него объекта ОС.

То есть, надо суммировать остаточную стоимость ОС, которые объединили.

Что касается, амортизации, тоамортизационную группа и срок полезного использования нового ОС определяют по классификации, утвержденной постановление Правительства от 01.01.2002 № 1.

То есть, надо искать в этом классификаторе новое ОС, а не ориентироваться на сроки использования старых ОС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

22.01.2024 Работодатель должен учитывать фактически отработанное сотрудником время при определении размера аванса

Размер аванса не может быть меньше, чем размер зарплаты за выполненную часть работы в течение половины месяца.

При определении размера аванса работодатель должен учитывать фактически отработанное сотрудником время. Об этом напоминает Роструд в своем телеграм-канале.

Первая выплата не может быть меньше, чем размер зарплаты за выполненную работу в течение половины месяца.

Согласно ст. 135 ТК, заработная плата определяется договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда.

Зарплата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором.

Сотрудники должны получить выплаты не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который начислена зарплата.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

23.01.2024 Если туристу продают только услугу по жилью без проезда, то льготы по НДС не будет

Если компания (туроператор) продает услуги проживания в отелях, до которых туристы добираются самостоятельно, то освобождения от НДС в этом случае не будет. Чтобы не было НДС, туриста надо не только разместить, но и довезти до отеля.

Разъяснение дает Минфин в письме от 21.12.2023 № 03-07-07/124607.

В пп. 39 п. 3 ст. 149 НК говорится об освобождении от НДС при продаже туристского продукта с 1 июля 2023 по 30 июня 2027 г. (по внутреннему туризму).

ФНС на своем сайте сообщала, что льгота – для тех, кто продает комплексные туры (проживание в гостинице + перевозки пассажиров по РЖД или самолетом).

Дело в том, что туристский продукт – это комплекс услуг, включающий перевозку туриста и его размещение в гостинице на аналогичный срок.

Если есть только размещение, но нет перевозки – это не туристский продукт и льготы по НДС в таком случае нет.

Комментарий главного редактора «Клерка»

Не путайте эту льготу по НДС (освобождение от налога по статье 149 НК) для туроператоров с льготой для гостиниц (0% НДС по статье 164 НК).

Но обе эти льготы действуют по 30 июня 2027 года.

Причем проживание в гостинице облагается НДС 0%, а организация проживания – 20% (письма Минфина от 07.11.2022 № 03-07-11/107720от 10.11.2022 № 03-07-11/109235).

Даже если посредник позиционирует себя как гостиницу (имеет код ОКВЭД 55.10), но таковой не является, ставку 0% ему применять нельзя.

Таким образом, даже после внесения поправок в ст. 149 НК, посредники, даже будучи туроператорами, не могут применять льготу по НДС. Потому что организация проживания сама по себе – не туристский продукт без НДС и не услуга размещения под 0%.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.01.2024 РСВ и 6-НДФЛ не должны сходится

С 2023 года в 6-НДФЛ отражают фактически выплаченных доход, а в РСВ – начисленный. Поэтому эти данные не должны сходиться.

Междокументное контрольное соотношение 3.1, которое стыковало данные РСВ и 6-НДФЛ, не применяется уже с отчета за 2022 год (письмо ФНС от 30.01.2023 № БС-4-11/1010@).

Таким образом, за 2023 год налоговики не должны сверять данные о доходе из РСВ и 6-НДФЛ.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

25.01.2024 Какая справка нужна для социального вычета по НДФЛ на медицинские услуги

С 01.01.2024 изменились правила по социальному вычету по НДФЛ – ввели упрощенный порядок и новые формы справок. Но все это действует с расходов, совершенных в 2024 году.

Разъяснение дает ФНС в письме от 11.01.2024 № ЗГ-2-11/184.

По расходам на лечение за 2021, 2022, 2023 годы нужна справка, утвержденная совместным приказом МНС и Минздрава от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 (старая форма).

По расходам на лечение за 2024 год нужна справка, утвержденная приказом ФНС от 08.11.2023 № ЕА-7-11/824@ (новая форма).

По расходам на лечение за 2024 год в упрощенном порядке никакая справка вообще не нужна.

ФНС предупреждает, что по расходам за 2024 год старая форма справки точно не годится.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.01.2024 Суточные командированным включают в прочие расходы

В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства – суточные.

В целях налога на прибыль суточные относятся к прочим расходам (статья 164 НК).

Об этом сообщает Минфин в письме от 08.12.2023 № 03-03-06/1/118563

Особенности направления работников в командировки установлены положением, утвержденным постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749.

Напомним, что от НДФЛ освобождены суточные в таком размере:

700 руб. в день – по России (кроме новых регионов;

2 500 руб. в день – за границу;

8 480 руб. в день – в новые регионы.

Что касается налога на прибыль, то в расходы идет вся сумма суточных без учета этого лимита.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

26.01.2024 Коды в табеле учета рабочего времени в 2024 году

В табеле учета рабочего времени Т-12 надо указывать буквенные или цифровые коды. Смотрите их в нашей таблице.

Событие

Буквенный код

Цифровой код

Продолжительность работы в дневное время

Я

01

Продолжительность работы в ночное время

Н

02

Продолжительность работы в выходные и нерабочие праздничные дни

РВ

03

Продолжительность сверхурочной работы

С

04

Продолжительность работы вахтовым методом

ВМ

05

Служебная командировка

К

06

Повышение квалификации с отрывом от работы

ПК

07

Повышение квалификации с отрывом от работы в другой местности

ПМ

08

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск

ОТ

09

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

ОД

10

Дополнительный отпуск в связи с обучением с сохранением среднего заработка работникам, совмещающим работу с обучением

У

11

Сокращенная продолжительность рабочего времени для обучающихся без отрыва от производства с частичным сохранением зарплаты

УВ

12

Дополнительный отпуск в связи с обучением без сохранения зарплаты

УД

13

Отпуск по беременности и родам (отпуск в связи с усыновлением новорожденного ребенка)

Р

14

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет

ОЖ

15

Отпуск без сохранения зарплаты, предоставляемый работнику по разрешению работодателя

ДО

16

Отпуск без сохранения зарплаты при условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ

ОЗ

17

Ежегодный дополнительный отпуск без сохранения зарплаты

ДБ

18

Временная нетрудоспособность (кроме случаев, предусмотренных кодом «Т») с назначением пособия согласно законодательству

Б

19

Временная нетрудоспособность без назначения пособия в случаях, предусмотренных законодательством

Т

20

Сокращенная продолжительность рабочего времени против нормальной продолжительности рабочего дня в случаях, предусмотренных законодательством

ЛЧ

21

Время вынужденного прогула в случае признания увольнения, перевода на другую работу или отстранения от работы незаконными с восстановлением на прежней работе

ПВ

22

Невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству

Г

23

Прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение времени, установленного законодательством)

ПР

24

Продолжительность работы в режиме неполного рабочего времени по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законодательством

НС

25

Выходные дни (еженедельный отпуск) и нерабочие праздничные дни

В

26

Дополнительные выходные дни (оплачиваемые)

ОВ

27

Дополнительные выходные дни (без сохранения заработной платы)

НВ

28

Забастовка (при условиях и в порядке, предусмотренных законом)

ЗБ

29

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

НН

30

Время простоя по вине работодателя

РП

31

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника

НП

32

Время простоя по вине работника

ВП

33

Отстранение от работы (недопущение к работе) с оплатой (пособием) в соответствии с законодательством

НО

34

Отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством, без начисления зарплаты

НБ

35

Время приостановки работы в случае задержки выплаты зарплаты

НЗ

36

При этом работодатель может разработать свои коды для каких-то ситуаций.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

28.01.2024 ИП на ПСН не платит НДС при международных перевозках

Если ИП на ПСН занимается грузоперевозками из Китая в Россию по заказу российской фирмы, НДС у него не будет.

Во-первых, на ПСН в принципе нет НДС. То есть, этот ИП не будет плательщиком НДС.

Налоговым агентом по НДС он тоже не будет, объясняет ФНС в письме от 25.12.2023 № 03-07-08/125619.

Агентский НДС будет, в случае приобретения у иностранной компании, не состоящей на учете в ФНС, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения НДС признается территория РФ.

Этот ИП ничего у иностранцев не покупает. Операции по выполнению работ (оказанию услуг) российскими организациями и ИП, в том числе применяющими ПСН, не подпадают под агентский НДС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Отражение последствий ошибочного признания выручки в прошлом отчетном периоде по причине переноса сроков выполнения работ

В декабре 2022 года по дополнительному соглашению (ДС) была выполнена и сдана заказчику составная часть ОКР (опытно-конструкторских работ), оформлена реализация (с длительным сроком приемки работ - научные работы), которая вошла и в отчет о финансовых результатах и в расчет по налогу на прибыль. В 2023 году, уже после утверждения бухгалтерской отчетности за 2022 год, было получено письмо об изменении указанного выше ДС, в том числе о переносе сроков выполнения составной части ОКР на 2023 год. В связи с этими обстоятельствами необходимо сделать корректировку отгрузки, а также восстановить затраты, списанные на расходы.
С применением каких проводок правильно это сделать?

Сумма выполненных работ и сумма затрат находятся на границе уровня существенности. Уровень существенности - 12 286 тыс. руб. Сумма реализации - 10 032 тыс. руб. (отражена по строке 2110 ОФР). Сумма затрат - 11 560 тыс. руб. (отражена по строке 2120 ОФР).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В случае принятия решения об ошибочном отражении выручки в прошлом отчетном периоде по причине переноса сроков выполнения составной части опытно-конструкторских работ на 2023 год организации следует восстановить расходы, связанные с выполнением данных работ, списанные ранее в себестоимость продаж.

При исправлении существенной ошибки следует отразить операции на счетах учета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 20 "Основное производство" в порядке, изложенном ниже. 

Обоснование вывода:

Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), установлены ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности".

В п. 2 ПБУ 22/2010 определено, что ошибкой является неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, и приведен перечень причин возникновения ошибок. При этом отмечено, что неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности, не являются ошибками.

В данном случае факт принятия организацией-заказчиком решения о переносе сроков выполнения составной части опытно-конструкторских работ на 2023 г. не свидетельствует о выявлении ошибки в 2022 году. До принятия такого решения оснований для сторнирования суммы доходов, относящихся к 2022 году, у организации не имелось. Указанная сумма выручки формировалась в бухгалтерской отчетности организации на основании оформленных надлежащим образом первичных документов.

Вместе с тем в рассматриваемой ситуации организация самостоятельно с учетом соглашения между сторонами об изменившихся сроках выполнения работ приняла решение изменить в бухгалтерской отчетности за 2023 год величину выручки, отраженной в 2022 году.

Так, поводом для исправления ошибок и раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций может быть неправильная классификация или оценка фактов хозяйственной деятельности (абзац пятый п. 2 ПБУ 22/2010), неправильное использование информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности (абзац шестой п. 2, ПБУ 22/2010, письмо Минфина России от 15.08.2016 N 07-01-09/47788).

Способ исправления ошибки зависит как от уровня ее существенности, так и от того, когда она была обнаружена.

В силу п. 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности.

Из данной нормы, на наш взгляд, следует, что для определения существенности ошибки надлежит учитывать влияние совокупности допущенных за отчетный период ошибок на те или иные статьи бухгалтерской отчетности. Напоминаем, что отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Если суммарная величина ошибок, допущенных организацией, в рассматриваемой ситуации в течение одного отчетного периода (2022 года) превышает установленный организацией в учетной политике критерий существенности, то такие ошибки следует рассматривать в качестве существенных,

В рассматриваемой ситуации допущенная ошибка является существенной, так как может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период (п. 3 ПБУ 22/2010).

Согласно п. 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:

записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), то есть счет 84;

путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

При этом осуществляется пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет) (письмо Минфина России от 08.02.2016 N 07-01-09/6117).

Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка (абзац пятый п. 9 ПБУ 22/2010).

То есть в рассматриваемом случае организации следует руководствоваться п. 9 ПБУ 22/2010.

При этом бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности (п. 10 ПБУ 22/2010).

В отношении существенных ошибок предшествующих отчетных периодов, исправленных в отчетном периоде, организация обязана раскрывать в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности информацию, указанную п. 15 ПБУ 22/2010.

Итак, в рассматриваемой ситуации существенная ошибка 2022 года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за 2022 год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в отчетном периоде 2023 года.

При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), то есть счет 84.

Учитывая изложенное и принимая во внимание условия вопроса, полагаем, что в бухгалтерском учете организации в 2023 году необходимо сформировать следующие записи:

Дебет 84 Кредит 62

- отражен убыток в размере ошибочно признанной в 2021 г. выручки;

Дебет 20 Кредит 84

- восстановлены списанные в декабре 2022 года расходы организации согласно акту приемки-сдачи работ по дополнительному соглашению к договору;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 84

- скорректирована сумма НДС с отраженной выручки;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль организаций" (84) Кредит 84 (68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль организаций")

- отражено уменьшение (увеличение) налога на прибыль за 2022 год;

Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"

- отражена выручка по выполненным в данном периоде работам (ошибочно признанная в прошлом году);

Дебет 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"

- начислен НДС по выполненным работам;

Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 20

- учтена себестоимость выполненных в текущем отчетном периоде работ.

При этом, как уже было отмечено, необходимо также произвести ретроспективный пересчет соответствующих показателей бухгалтерской отчетности за 2022 год. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

Вопрос: Подрядчик, применяющий общий режим налогообложения, осуществляет строительство жилых домов. Объект сдан заказчику по акту КС-2 в 2010 году, однако отдельные работы, которые были сданы заказчику согласно акту, фактически выполнены подрядчиком в январе 2011 года, после "закрытия" договора. Помимо этого, в феврале 2011 года заказчик предъявил претензию относительно некачественного выполнения отдельных работ. Подрядчик гарантийным письмом обязался устранить недостатки. Каков порядок отражения хозяйственных операций в налоговом и бухгалтерском учете подрядчика в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2011 г.) 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег 

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Документальное подтверждение ставки НДС 0%

Какие документы нужно представить обществу-экспедитору (перевозку груза не осуществляло, только транспортно-экспедиционные услуги) в подтверждение ставки НДС 0% за терминальную обработку поступившего импортного груза в порт Мурманска? ИФНС, ссылаясь на подп. 1 п. 3.1 ст. 165 НК РФ, требует договор на перевозку с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организации для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 процентов следует представить в налоговый орган документы, поименованные в п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

Если заказчиком по договору транспортной экспедиции является организация, не являющаяся стороной внешнеэкономического контракта, то в налоговый орган необходимо представить копии договора, заключенного организацией-заказчиком и стороной внешнеэкономического контракта. 

Обоснование позиции:

Согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров. Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

В то же время положения настоящего подпункта распространяются также и на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (абзац 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В целях исчисления НДС к транспортно-экспедиционным услугам относятся, в частности, услуги по приему и выдаче грузов, организация и выполнение перевозки грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, экспедиторское сопровождение, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора и пр.

При этом, по мнению финансового ведомства, подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо (смотрите письмо Минфина России от 26.11.2014 N 03-07-08/60215).

Как мы поняли, терминальная обработка поступившего импортного груза, по сути, представляет собой комплекс услуг, названных выше.

Учитывая изложенное, мы полагаем, что организация вправе применять ставку НДС 0 процентов в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции в отношении импортируемого товара.

Исходя из п. 3.1 ст. 165 НК РФ, при реализации услуг, предусмотренных подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами;

копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ).

При ввозе товаров морским, речным судном, судном смешанного (река - море) плавания с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.

В случае вывоза товаров с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию РФ с территории государства - члена Таможенного союза морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием места разгрузки или места погрузки (станции назначения или станции отправления), находящегося на территории другого государства - члена Таможенного союза.

Как видим, п. 3.1 ст. 165 НК РФ прямо предусматривает представление экспедитором копии контракта лица, заключившего договор транспортной экспедиции, с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, в случае, когда заказчик по договору транспортной экспедиции является лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами.

Как отмечается в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2023 N 15АП-16978/23 по делу N А53-10980/2023, ст. 165 НК РФ четко регламентирует список документов, которые должен предоставить налогоплательщик для подтверждения ставки НДС 0%, данная норма является императивной. Необходимость предоставления документов обусловлена императивной нормой ст. 165 НК РФ, в соответствии с которой обосновать применение налоговой ставки 0% к оказанным услугам возможно исключительно в случае предоставления в налоговые органы подтверждающих документов.

В случае невозможности представления в налоговый орган в пакете документов копии контракта, заключенного между заказчиком услуг и лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, в отношении услуг по договору транспортной экспедиции в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, имеются предпосылки для применения ставки НДС в размере 20 процентов на основании п. 3 ст. 164 НК РФ (смотрите дополнительно письмо Минфина России от 23.08.2023 N 03-07-13/1/80241, решение ФНС России от 25.02.2013 N 46, постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.02.2016 N Ф04-28443/15 по делу N А46-5567/2015).

Вероятность претензий налогового органа при заключении договора транспортной экспедиции в случае непредставления копии контракта с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, подтверждается в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2016 N 15АП-18085/15. Судьи, изучив представленные экспедитором документы, не смогли идентифицировать оказанные услуги, как являющиеся частью международной перевозки. При этом экспедитором копия контракта с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, представлена не была.

В упомянутом выше решении ФНС России от 25.02.2013 N 46 сказано следующее: "Из материалов налоговой проверки следует, что ЗАО "Х" заключены договоры о перевозке грузов в международном сообщении с ООО "ЮЛ1", ООО "ЮЛ2", ООО "ЮЛ3", ООО "ЮЛ4", ООО "ЮЛ5", ООО "ЮЛ6", ООО "ЮЛ7", ООО "ЮЛ8". Перевозка грузов по данным договорам осуществлена на основании заявок, товар вывезен с территории РФ на территорию Республики Казахстан - члена Таможенного союза (ввезен в РФ из Республики Казахстан). Вышеназванные организации не являются экспортерами (импортерами) перевозимого товара. Таким образом, в соответствии с подп. 1 п. 3.1 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщик обязан представить копию контракта лица, с которым заключен договор о перевозке грузов, с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами. На основании изложенного, являются необоснованными доводы Заявителя о том, что ст. 165 НК РФ представление копий указанных контрактов не предусмотрено".

Принимая во внимание сказанное, мы придерживаемся позиции, что если в рассматриваемом случае заказчиком по договору транспортной экспедиции является организация, не являющаяся стороной внешнеэкономического контракта, то у налогового органа имеются основания для затребования у организации копии договора, заключенного организацией-заказчиком и стороной внешнеэкономического контракта. 

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

Вопрос: НДС при оказании услуг международной перевозки по договору транспортной экспедиции (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2023 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл 

Ответ прошел контроль качества

УСН

 

Налоговый учет ИП на УСН операции приобретения товара у лица, применяющего ПСН

ИП (на УСН "доходы минус расходы") приобрел товар у ИП на патенте для дальнейшей перепродажи. Можно ли учесть в расходах покупку товара у ИП на ПСН (патентная система налогообложения)? Какие документы должны быть для отражения в расходах?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" вправе признать расходы, связанные с приобретением товара у индивидуального предпринимателя, находящегося на патентной системе налогообложения, на основании товарного и кассового чека по мере реализации данного товара. 

Обоснование вывода:

Прежде всего отметим, что патентная система налогообложения может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой:

через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли (подп. 45 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);

через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети (подп. 46 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Патентная система налогообложения не применяется, в частности, в отношении оптовой торговли, а также торговли, осуществляемой по договорам поставки (подп. 5 п. 6 ст. 346.43 НК РФ).

Поставщик в отношении предпринимательской деятельности по реализации товаров, относящейся к розничной торговле, в целях главы 26.5 НК РФ вправе применять ПСН, а в отношении предпринимательской деятельности, не признаваемой розничной торговлей, УСН. Смотрите письма Минфина России от 17.03.2020 N 03-11-11/20092, от 19.06.2017 N 03-11-12/38092, от 20.12.2016 N 03-11-12/76427, от 29.04.2016 N 03-11-12/25371, от 29.04.2016 N 03-11-12/25473.

Таким образом, заключение договора поставки индивидуальным предпринимателем на УСН с лицом, применяющим ПСН, неправомерно.

Если товары приобретаются ИП у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

Однако в случае реализации товара. приобретенного без заключения договора поставки, у ИП, находящегося на УСН, возникают те же налоговые обязательства, что и при реализации товара, приобретенного в результате заключения такого договора*(1).

Так, порядок определения доходов при УСН установлен в ст. 346.15 НК РФ. Он применяется всеми налогоплательщиками, находящимися на УСН, независимо от выбранного объекта налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (далее - Налог), учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пп. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.

При этом в силу п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).

2) внереализационные доходы.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.

Реализацией также признается передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, с учетом положений главы 25 НК РФ (абзац четвертый подп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета (абзац шестой п. 1 ст. 248 НК РФ).

При этом ИП с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" вправе признавать расходы на приобретение товаров при расчете налоговых обязательств по мере реализации товаров (подп. 23 п. 1подп. 2 п. 2 ст. 346.17п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

На расходы в виде стоимости покупных товаров (указанные в подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) не распространяется правило второго абзаца п. 2 ст. 346.16 НК РФ, то есть для принятия к учету этих расходов не требуется применения порядка, установленного ст. 254 НК РФ. Глава 26.2 НК РФ также не содержит требования о применении ст. 320 НК РФ, в которой раскрыты правила формирования стоимости товаров для организаций - плательщиков налога на прибыль, применяющих "метод начисления".

В силу п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (кассовый метод). Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

То есть одним из условий для признания в составе расходов стоимости приобретенных товаров является их оплата.

Кроме того, расходы учитываются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Первичными документами, на основании которых производятся записи в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н, являются платежно-расчетные документы, кассовые чеки или бланки строгой отчетности с выделением отдельной строкой суммы НДС. Смотрите письма Минфина России от 08.09.2014 N 03-11-06/2/44863, от 05.09.2014 N 03-11-06/2/44783.

Правила оформления первичных документов регламентированы ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), в которой указано, что каждый факт хозяйственной жизни (в том числе продажа товара) подлежит оформлению первичным учетным документом.

Все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Исходя из приведенных норм законодательства, полагаем, что в рассматриваемой ситуации учесть в расходах стоимость товара, приобретенного у ИП, применяющего систему налогообложения в виде ПСН, покупатель может на основании предоставленных продавцом первичных учетных документов (содержащих реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ)).

Отметим, что согласно п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ кассовый чек содержит в том числе наименование товаров, их количество.

Следовательно, в частности, кассовый чек, который содержит в том числе наименование товаров, их количество, служит документом, подтверждающим оплату товара ИП, применяющим УСН.

Кроме того, при приобретении товара ИП на ПСН выдает товарный чек с наименованием товара, цены и количества.

Иначе говоря, в данном случае документами, подтверждающими приобретение и оплату товаров у ИП на ПСН, являются товарный чек и кассовый чек.

Исходя из изложенного, считаем, что в данной ситуации выполняются условия, при которых расходы на приобретение товара у ИП на ПСН могут учитываться по мере его реализации. Таким образом, ИП на УСН вправе учесть подтвержденный товарным и кассовым чеком товар, приобретенный у ИП на ПСН, после его реализации. 

Приобретение товара, подлежащего прослеживаемости, у ИП на ПСН 

В России с 1 июля 2021 применяется национальная система прослеживаемости товаров, которая является частью единой системы прослеживаемости на территории Евразийского экономического союза.

Положение о национальной системе прослеживаемости товаров утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108.

Прослеживаемость товара заключается в передаче в электронном виде налоговому органу как оператору системы прослеживаемости сведений в виде реквизитов прослеживаемости при обороте импортных товаров на территории РФ (передаче права собственности), начиная с ввоза товаров на территорию РФ и заканчивая прекращением прослеживаемости при реализации товаров физлицам для личных целей, вывозе товаров, их списании (ликвидации), передаче в производство или переработку.

Прослеживаемости подлежат только импортные товары, в том числе ввезенные в Россию с территорий государств - членов ЕАЭС. Перечень прослеживаемых товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости".

В соответствии с п. 2.3 ст. 23 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Участники оборота товаров обязаны представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, совершенных в отчетном периоде, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, только при наличии в отчетном периоде (квартал) операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (п. 32 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров).

Согласно п. 2 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров "отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости" - отчет, представляемый участниками оборота товаров в случаях и порядке, предусмотренных данным Положением. Порядок заполнения отчета утвержден приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@ (далее - Порядок).

Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в порядке, установленном разделом IX Положения, по форме и формату, утвержденными приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@ (подп. "б" п. 13, пп. 35-37 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров).

При этом ИП, находящиеся на ПСН и УСН, отражают в отчете следующие операции с прослеживаемыми товарами (п. 33 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров):

приобретение, реализация;

передача, не связанная с реализацией или передачей на безвозмездной основе права собственности на товар;

прекращение и возобновление прослеживаемости товара (в соответствии с пп. 4, 5 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров).

Поскольку при покупке товара, подлежащего прослеживаемости, имеет место операция с товарами, подлежащими прослеживаемости, а именно приобретение товаров (п. 2, п. 33 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров), ИП на УСН в таком случае обязан подать Отчет с кодом вида операции 17 в электронной форме (Приобретение товара (в собственность)). Код вида операции с прослеживаемыми товарами показывают в графе 3 в соответствии с приложением 1 к Порядку "Виды операций с товарами, подлежащими прослеживаемости".

В силу подп. "г" п. 13 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров участники оборота товаров, применяющие специальные налоговые режимы (за исключением системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), - при реализации, а также при передаче в собственность на безвозмездной основе товаров, подлежащих прослеживаемости, оформляют универсальные передаточные документы, а в случае изменения стоимости в связи с изменением цены и (или) изменением количества отгруженных товаров - универсальные корректировочные документы в электронной форме по форматам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с отражением в них реквизитов прослеживаемости и передают универсальные передаточные документы, универсальные корректировочные документы по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Форматы в электронной форме, содержащие реквизиты прослеживаемости счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, а также содержащих реквизиты прослеживаемости универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов утверждены приказами ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820 @ и от 12.10.2020 N ЕД-7-26/736@ .

При этом УПД (в т.ч. УКД) выставляются в электронной форме, за исключением случаев, когда реализация осуществляется, в частности, физическим лицам для личного пользования, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход (подп. 1.1 ст. 169 НК РФ).

Таким образом, в случае реализации товара, подлежащего прослеживаемости, индивидуальному предпринимателю, находящемуся на ПСН, следует оформить УПД и передать УПД по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения