Мониторинг законодательства РФ за период с 21 по 27 сентября 2015 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс РФ позволят исключить возможность двойного налогообложения в случае страхования риска неисполнения покупателем договорных обязательств
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 19-П был сделан вывод о том, что взимание НДС со страховой выплаты в связи с нарушением покупателем обязательств по оплате товара (работ, услуг) в случае, если НДС был уплачен поставщиком при отгрузке товара (работ, услуг), приводит к двойному налогообложению одной и той же операции.
В связи с этим предлагается внести изменения в статью 162 НК РФ, дополнив ее необходимым уточнением, согласно которому суммы страховой выплаты включаются в налоговую базу по НДС, если налогоплательщик не исчислил налог по операции по реализации данных товаров (работ, услуг) на день их отгрузки (выполнения, оказания).
На территории РФ вводятся в действие два новых документа МСФО
Речь идет о Международных стандартах финансовой отчетности:
IFRS 9 "Финансовые инструменты" - вступает в силу на территории РФ: для добровольного применения - со дня его официального опубликования; для обязательного применения - в сроки, определенные в этом документе;
IFRS 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 9, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 39) - вступает в силу на территории РФ со дня его официального опубликования.
Со дня вступления в силу на территории РФ Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", введенного в действие настоящим Приказом, прекращается действие на территории РФ Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", введенного в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 2 апреля 2013 г. N 36н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации".
На территории РФ введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты"
Целью данного стандарта является установление принципов отражения финансовых активов и финансовых обязательств в финансовой отчетности для представления пользователям финансовой отчетности уместной и полезной информации, позволяющей им оценить суммы, сроки возникновения и неопределенность будущих денежных потоков предприятия.
Настоящий стандарт должен применяться всеми предприятиями ко всем классам финансовых инструментов, за рядом исключений
На территории РФ введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 9, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 39)
Стандартом вводится новая глава "Учет хеджирования", а также вносятся многочисленные поправки к МСФО (IFRS) 9, (IFRS) 7 и (IAS) 39.
Письмо Минфина России от 28.08.2015 N 03-11-09/49620
Разъяснен порядок учета налогоплательщиком, применяющим УСН, доходов в иностранной валюте от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, а также курсовой разницы, возникающей от продажи иностранной валюты
Сообщается, в частности, что в соответствии со статьей 346.15 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые на основании статьи 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые на основании статьи 250 НК РФ. Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Таким образом, доходы, полученные в иностранной валюте от операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на дату поступления денежных средств на валютный счет налогоплательщика.
Операции по купле-продаже иностранной валюты за российские рубли, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, для которых указанные операции в соответствии с законодательством РФ не являются лицензируемым видом деятельности, не признаются реализацией товаров (работ, услуг). Положения подпункта 1 пункта 3 статьи 39 НК РФ не применяются в отношении банков, для которых иностранная валюта является имуществом (статья 141 ГК РФ), реализуемым либо предназначенным для реализации, что соответствует признакам товара на основании пункта 3 статьи 38 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту.
В связи с этим у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения и продающего иностранную валюту по курсу выше установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, образуется положительная курсовая разница, которая должна учитываться в доходах на основании пункта 1 статьи 346.15 НК РФ.
При продаже иностранной валюты по курсу ниже установленного Банком России отрицательная курсовая разница в расходы в целях налогообложения не включается, так как расходы в виде отрицательной разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи иностранной валюты от официального курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности на иностранную валюту, в статью 346.16 НК РФ не включены.
Письмо Минфина России от 03.09.2015 N 03-04-08/50752
Минфин России разъяснил порядок и сроки представления уведомлений о КИК, а также об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования ЮЛ)
В частности, разъясняется следующее.
В 2015 году налоговые резиденты обязаны представить в налоговые органы уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на 15 мая 2015 г. в срок не позднее 15 июня 2015 г.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Обязанность по представлению уведомления по основаниям, возникшим до 15 мая 2015 г., определяется с учетом статуса налогового резидентства физлица, который устанавливается по итогам нахождения на территории РФ в течение непрерывного 12-месячного периода до 15 мая 2015 года.
Также сообщено, что в случае если, например, по итогам налогового периода 2016 года физическое лицо признается контролирующим лицом контролируемой иностранной компании (КИК) и налоговым резидентом РФ, то такое лицо обязано представить уведомление о КИК в срок до 20 марта 2017 года.
<Письмо> ФНС России от 07.09.2015 N ГД-4-3/15648@
"О налоге на добавленную стоимость"
Реализация услуг по перевозке пассажиров пригородными электричками с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года облагается НДС по ставке 0 процентов
При этом в письме ФНС России сообщается, что налоговую базу по НДС следует определять как стоимость проездных документов, реализованных в истекшем налоговом периоде.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы необходимо представить отчет о доходах от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
<Письмо> ФНС России от 08.09.2015 N ГД-4-3/15774@
"О налоге на добавленную стоимость"
Услуги по временному размещению граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, облагаются НДС в общем порядке
От налогообложения НДС освобождаются услуги организаций социального обслуживания, которые создаются и действуют с учетом потребностей субъектов РФ в развитии сети социального обслуживания и в соответствии с установленными правилами.
Освобождение услуг, оказываемых организациями, не являющимися организациями социального обслуживания, осуществляющими деятельность на основании договоров с государственными органами и учреждениями по предоставлению мест для временного проживания иностранных лиц, прибывающих в Россию в экстренном массовом порядке, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
В связи с этим данные услуги облагаются НДС в общеустановленном порядке.
<Письмо> ФНС России от 16.09.2015 N ОА-4-17/16340
"Об электронном документообороте"
ФНС России определен перечень мер по внедрению электронного документооборота при представлении налогоплательщиками заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
Такими мерами, в частности, являются:
- размещение информационных сообщений в новостной ленте сайта ФНС России;
- проведение разъяснительной работы индивидуально с налогоплательщиками, представляющими заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по представлению данных заявлений в электронном виде;
- аудио- и видеоинформирование в операционных залах ТНО, а также в местах массового скопления людей (в крупных торговых центрах и супермаркетах, рынках).
Кроме того, в числе прочего, разработаны памятки и листовки по указанной теме, разработан информационный материал о порядке представления налогоплательщиками заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, на постоянной основе проводится информирование вновь регистрируемых юридических лиц.
Объект недвижимого имущества до государственной регистрации права оперативного управления не является объектом бюджетного учета в составе основных средств
На балансовых счетах учреждения до возникновения права оперативного управления на соответствующее федеральное имущество отражается сумма произведенных капитальных вложений, формирующая его первоначальную стоимость (на счете 010600000 "Вложения в нефинансовые активы").
На забалансовых счетах отражаются операции с таким объектом недвижимого имущества, в течение времени оформления государственной регистрации прав на него (до момента принятия к учету в составе основных средств недвижимого имущества) (счет 01 "Имущество, полученное в пользование").
Эксплуатационные расходы, связанные с содержанием объектов в период прохождения государственной регистрации вещных прав, признаются расходами текущего финансового года и отражаются на счете 040120200 "Расходы хозяйствующего субъекта".
Указано также, что в случае отсутствия права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании учреждения, налог на имущество организаций не уплачивается.
Величина коэффициента, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за август 2015 года определена в размере 7,5672
По сравнению с прошлым налоговым периодом (июль 2015 года) величина коэффициента снизилась с 8,8789 до 7,5672.
Это связано с изменением показателя, исходя из которого данный коэффициент рассчитывается, - среднего уровня мировых цен на нефть сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья. В августе 2015 года данный показатель определен на уровне 45,29, что значительно ниже показателя прошлого налогового периода (55,60 долл. США за баррель).
Второй показатель, исходя из которого рассчитывается коэффициент, - среднее значение курса доллара США к рублю. В этом налоговом периоде его значение повысилось и составило 65,2041 (в июле - 57,0787).
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
21.09.2015 Налоговики не смогли снять ограничительные меры с «Аболмеда» на 228 млн руб.
Арбитражный суд стал на сторону фармацевтической компании
Седьмой арбитражный апелляционный суд Томска отклонил апелляционную жалобу налоговиков, которые настаивала на снятии с фармацевтической компании «Аболмед» обеспечительных мер в отношении налоговых требований. ИФНС по Ленинскому району Новосибирска хочет взыскать с фармакологической компании 227,73 млн руб. — доначисление налога на прибыль в размере 153,63 млн руб., НДС — 16,57 млн руб., а также штрафы и пени, пишет РБК.
Обеспечительные меры в отношении компании арбитраж принял еще в сентябре 2014 г. ФНС России пыталась оспорить это решение, мотивируя тем, что компания «является недобросовестным налогоплательщиком, о чем свидетельствует смена места регистрации в налоговых органах». Налоговые инспекторы также отмечают, что была ООО «Аболмет» произведена реорганизация в результате которой были выделы ООО «Пребенд» и ООО «ПФК «Пробенд», к которым перешло все недвижимое имущество, в частности завод по производству медикаментов (ООО «Пребенд»), который в дальнейшем «Аболмед» арендовал у «Пребенд».
«Налоговый орган счел, что «налогоплательщик воспользовался приостановлением исполнения решения по выездной налоговой проверке и вывел имущество и основные средства третьему лицу», — отмечает суд.
Суд отказал в ходатайстве налоговиков, подчеркнув, что финансовое состояние организации остается стабильным.
Источник: Российский налоговый портал
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
21.09.2015 Никита Михалков еще 10 лет сможет собирать «налог на болванки»
Об этом сообщил замглавы РСП Андрей Кричевский
Российскому союзу правообладателей на 10 лет продлили госаккредитацию, которая дает право на сбор 1% от стоимости бытовой электроники за копирование фильмов и музыки из пользователями («налог на болванки»), сообщил замглавы РСП Андрей Кричевский, пишет газета «Известия».
«Сегодня принято решение комиссии по аккредитации — рекомендовать Минкультуры предоставить государственную аккредитацию на 10 лет, — заявил замглавы РСП. — Ранее аккредитация у РСП была на 5 лет. Но в соответствии с положением об аккредитации — аккредитация сначала предоставляется на 5 лет, а потом может быть предоставлена на 10 лет».
Напомним, что в 2010 г. правительство РФ приняло постановление № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Это «оживило» давно существовавшую в Гражданском кодексе России норму о вознаграждении правообладателям за копирование их произведений гражданами. Согласно российскому законодательству копирование в личных целях не запрещено — но авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение. Этот документ определил, с каких товаров и в каком размере надо платить и как собирать эти деньги.
В РФ ставка сбора оказалась сравнительно небольшой — 1%, в других странах можно встретить и 5–7%. Однако ассортимент подпадающей под сбор техники у нас чрезвычайно широк — это не только CD- и DVD-болванки, жесткие диски, флешки и другие носители информации, но и компьютеры, видеомагнитофоны, мобильные телефоны, фотоаппараты и т.п.
Источник: Российский налоговый портал
21.09.2015 Инвестициям в технологические компании обнулят налог
Правительство поддержало законопроект о льготах для инвесторов высокотехнологичных компаний
На прошлой неделе в четверг правительство одобрило проект закона Минэкономразвития, который дадут льготы инвесторам высокотехнологичных компаний, сообщает газета «Ведомости».
Документ касается обнуления налога на доходы от продажи ценных бумаг, которые обращаются в секторе рынка инноваций и инвестиций Московской бирже. Преференция будет распространяться на компании и на физлиц — инвесторов и будет действовать до конца 2022 г. Для первых речь идет об обнулении 20%-ного налога на прибыль, для вторых – 13%-ного НДФЛ. Льгота действует и в данный момент, однако, для того чтобы получить право на обнуление налога, необходимо владеть ценными бумагами не менее пяти лет. Также предусматривается сокращение этого срока до одного года.
По словам премьер-министра, пятилетний срок владения акций заметно уменьшает приток капитала в высокотехнологичные проекты.
Источник: Российский налоговый портал
21.09.2015 В Ульяновской области ИП снизили налоговую ставку до 1%
Соответствующий закон вступит в силу с 1 января 2016 г.
На внеочередном заседании правительство Ульяновской области рассмотрело проект закона о налогообложении ИП. Документ предусматривает введение налоговой ставки для индивидуальных предпринимателей в размере 1%. Поправки должны вступить в силу с 1 января 2016 г., сообщает ТАСС.
Так, с 1 января 2016 г. для айтишников, которые находятся на УСН (доходы минус расходы), будет установлена налоговая ставка 1%. Кроме того, в первые два налоговых периода с 6 до 1% уменьшится ставка для вновь зарегистрированных предпринимателей, которые перешли на «упрощенку».
Источник: Российский налоговый портал
22.09.2015 Депутаты собираются ввести патенты на работу фрилансеров в СМИ
Это станет актуальной мерой поддержки журналистов со стороны государства
Депутат-единоросс Рафаэль Марданшин вместе с челябинскими коллегами разработал изменения в НК РФ. Их законопроект дополняет список видов предпринимательской деятельности с патентным налогообложением «деятельностью независимых журналистов», пишет газета «Ведомости».
Сегодня в данный список входит 47 видов деятельности. «Патентная система совершенствуется, но пока она распространяется не на все виды деятельности», — поясняет Марданшин. По его словам, предоставление такой возможности позволит стимулировать самозанятость россиян и станет актуальной мерой поддержки журналистов со стороны государства.
С этой просьбой обратился челябинский Союз журналистов, всему журналистскому сообществу данная инициатива должна понравиться, заявил челябинский парламентарий Семен Мительман: «Если журналисту платят гонорар, то немалая его часть уходит на налоги. Если купить патент на квартал за 1500 руб., то экономятся деньги, появляется пенсионное обеспечение и легализуется доход».
Источник: Российский налоговый портал
22.09.2015 В Татарстане собрали всего 50% имущественных налогов за 9 дней до окончания срока
Жители республики уплатили 2,6 млрд из 5 млрд руб. имущественных налогов
В Татарстане налоговики собрали чуть более половины имущественных налогов — 51%. При этом уже через девять дней, 1 октября, истекает установленный законом срок уплаты: после этого к должникам будут применять штрафные санкции, заявил глава местного УФНС Марат Сафиуллин, сообщает РБК.
Всего жителями республики было направлено 2,5 млн налоговых уведомлений на общую сумму порядка 5 млрд руб. Из них 3,4 млрд руб. составляет транспортный налог, 780 млн руб. – налог на землю и 771 млн руб. — налог на имущество.
Татарстанцы уплатили 2,6 млрд из 5 млрд руб. имущественных налогов. При этом в 2014 г. доля своевременно уплативших налоги составляла около 78%. Низкие сборы Сафиуллин объяснил отпускным фактором.
Источник: Российский налоговый портал
22.09.2015 Бизнесу могут запретить расплачиваться в евро и доллары
Импортеры будут открывать спецсчета, чтобы рассчитываться с контрагентами в долларах и евро
Российским организациям необходимо запретить операции в долларах США и евро на территории РФ, а также кредитоваться в этих валютах. Соответствующий проект закона подготовил депутат, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров («Единая Россия»). По его словам, долларовые и евровые инвестиции в РФ также нужно пресечь: инвесторы должны конвертировать валюту в рубли, выходя на отечественный рынок, пишет газета «Известия».
«Свободное распространение на территории России валюты стран-агрессоров — долларов США и евро — препятствует популяризации рубля и мешает ему стать полноценной мировой резервной валютой, — говорит депутат. — Препятствует и сам факт того, что многие российские компании предпочитают хранить в долларах и евро свои сбережения или их часть».
Для расчетов с зарубежными контрагентами российские кредитные организации должны открывать российским компаниям специальные счета. При этом фирмы должны представить банкам серьезную аргументацию в пользу открытия спецсчета, а банки должны проверять, действительно ли он открывается для расчетов с иностранными партнерами. «Понятно, что доллары и евро используются для взаиморасчетов при поставках ресурсов из России, поэтому вывести «американца» и «европейца» из обращения можно путем введения ограничений, которыми и могут стать спецсчета» — отметил единоросс.
Источник: Российский налоговый портал
22.09.2015 Депутаты собираются освободить дачные участки до 8 соток от налогов
Соответствующий проект закона отправлен на заключение в правительство
Владельцев дачных участков площадью не более восьми соток планируют освободить от уплаты налога на землю, пишет Росбалт со ссылкой на РИА «Новости».
С данной идеей выступили депутаты Госдумы от «Справедливой России». В данный момент законопроект отправлен на заключение в правительство.
«В сложившихся экономических условиях для значительной части населения владение подобными участками — единственная возможность отдохнуть, а также обеспечить себя основными видами сельскохозяйственной продукции», — отмечают авторы документа.
Законопроектом предлагается исключить из списка объектов, которые облагаются земельным налогом, части земельных участков либо земельный участок площадью до 800 кв. м. включительно. В случае если у налогоплательщика несколько земельных участков, то не будет облагаться налогом только один дачный участок или часть его размером до 8 соток.
Источник: Российский налоговый портал
22.09.2015 Ипотечных должников хотят освободить от налога на прощенные долги
Банки предложили решить эту проблему Минфину
При взыскании и продаже квартир проблемных валютных заемщиков кредитные организации готовы простить им остаток долга, поскольку вырученных денег обычно не хватает на погашение всего кредита. Но те должники, которые идут на такие условия, должны заплатить 13% НДФЛ (сумму списания долга). Такое предложение направила Ассоциация российских банков (АРБ) главе Минфина России Антону Силуанову, сообщает газета «Известия».
Банки предложили Минфину освободить заемщиков от уплаты НДФЛ с суммы прощенной кредитной организацией задолженности. При этом банки просят считать полученный убыток от списания расходами — тем самым уменьшится их налог на прибыль.
Источник: Российский налоговый портал
23.09.2015 Участники региональных инвестиционных проектов получат налоговую льготу
Им понизят ставку налога на прибыль
Государственная дума России приняла в первом чтении проект закона об уменьшении ставки налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов, пишет Росбалт.
Проект закона наделяет субъекты России правом уменьшать вплоть до 10 % ставку налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет. Период применения сниженной ставки будет действовать, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации регионального инвестиционного проекта.
При этом данный период не должен составлять более пяти лет с даты включения участников проектов в реестр и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором «разница между суммой налога, исчисленного без применения пониженных ставок налога, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных ставок налога, определенная нарастающим итогом за указанные отчетные (налоговые) периоды составит величину, равную объему капитальных вложений», — отмечается в документе.
Источник: Российский налоговый портал
23.09.2015 Резиденты проектов ТОР «Камчатка» получили налоговые льготы
Для резидентов ТОР будет снижен налог на прибыль с 18% до 5%, а также уменьшен налог для «упрощенцев» с 6% до 1%
Налоговые преференции для резидентов ТОР «Камчатка» установлены на сессии Заксобрания региона. Для этого парламентарии по предложению правительства Камчатского края внесли поправки в ряд нормативно-правовых актов, сообщает ТАСС.
«Организации-резиденты ТОР «Камчатка» будут полностью освобождены от уплаты налога на имущество, созданного в рамках территории опережающего развития, на срок окупаемости проекта», — заявил врио министра экономического развития региона Дмитрий Коростелев.
Кроме того, предусмотрено уменьшение для резидентов ТОР налоговой ставки на прибыль с 18% до 5% и понижение налоговой ставки для компаний и ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы» с 6% до 1%. Эта льгота будет применяться, в первую очередь, к предпринимателям, которые обеспечивают потребности населения в товарах и услугах местного производства и имеющих при этом высокое социальное значение.
Источник: Российский налоговый портал
24.09.2015 В Московской области владельцы электромобилей получат налоговые льготы
Принять такую стимулирующую меру предложил депутат Московской областной думы Кирилл Жигарев
Владельцы транспорта с электродвигателем, который был зарегистрирован в Подмосковье, получат налоговые льготы, заявил депутат Московской областной думы Кирилл Жигарев. Соответствующее заявление он сделал на заседании подмосковного парламента, передает газета «Коммерсантъ».
«Принять такую стимулирующую меру, как резкое сокращение налоговой нагрузки для владельцев электромобилей, зарегистрированных на территории Московской области», — говорит он.
По его словам, данная мера соответствует федеральному закону «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в рамках комплексного плана мероприятий по поддержке производства и использования экологически чистого транспорта.
Источник: Российский налоговый портал
24.09.2015 В Пермском крае отказались отменять действующую ставку по налогу на прибыль
Сейчас в Прикамье ставка налога на прибыль составляет 13,5%
Законодательное собрание Пермского края не согласилось с предложением краевого правительства о поэтапном, в течение трех лет, увеличении действующей ставки по налогу на прибыль с 13,5% до 18% в 2018 г., сообщает газета «Коммерсантъ».
Проект закона предполагает ежегодное повышение действующей ставки по налогу на прибыль на 1,5%. Таким образом, в 2016 г. она составит 15%, в 2017 г. — 16,5%, в 2018 г. — 18%. Чиновник отметил, что в случае принятия данного проекта закона дополнительные доходы в казну края могут составить в 2016 г. — 2,9 млрд руб., в 2017 г. — 6,4 млрд руб., в 2018 г. — 9,3 млрд руб.
Предлагаемый документ прошел широкое обсуждение в частности и в предпринимательском сообществе, получил негативную оценку, поэтому правительство подготовило документ, согласно которому действующая ставка в 13,5% будет сохраняться для налогоплательщиков, которые инвестируют в развитие собственного производства на сумму произведенных инвестиций.
Источник: Российский налоговый портал
24.09.2015 Первый город на Урале может получить статус ТОР к концу 2015 г.
Резиденты ТОР получат льготы по налогу на прибыль, НДФЛ, НДС, транспортным и имущественным налогам
Решение о придании уральскому городу Краснотурьинску статуса территории опережающего развития может быть принято до конца 2015 г. Власти Свердловской области подали соответствующую заявку в Минэкономразвития РФ, сообщает газета «Коммерсантъ».
«Инвесторам интересно получить преференции по налогам на прибыль, НДФЛ, НДС, транспортные и имущественные налоги, особые условия для предпринимательской деятельности. Это будет первый город с подобным статусом на Урале», — заявил первый вице-премьер свердловского правительства Алексей Орлов.
Стоит отметить, что Территории опережающего развития — зоны с льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и рядом других привилегий.
Источник: Российский налоговый портал
25.09.2015 Нефтяники могут согласиться на треть предложенного повышения налогов
Консенсус Минфина и нефтяных компаний по дополнительным доходам в бюджет-2016 составит порядка 200 млрд руб.
Нефтяники могут согласиться только на треть предложенного Минфином России повышения налоговой нагрузки в будущем году, пишет ТАСС.
Министерство на минувшей неделе предложил изменить курс доллара, используемый для расчета НДПИ, взяв за основу курс до девальвации рубля в конце 2014 г., что фактически приводит к повышению налога. Предложения Минфина позволят дополнительно получить в казну 600 млрд руб. в 2016 г. за счет прибыли нефтяников, решив таким образом проблему бюджетного дефицита. Предложения вызвали шквал критики со стороны нефтяных компаний и профильных ведомств. По словам источников, предложения министерства финансов не будут приняты в полной мере.
«Консенсус Минфина и нефтяников по дополнительным доходам в бюджет-2016 составит около 200 млрд рублей», — сообщил один из источников, который знаком с переговорным процессом.
Источник: Российский налоговый портал
25.09.2015 Ростовский предприниматель подозревается в неуплате 90 млн руб. налогов
Он вносил в налоговые декларации заведомо ложную информацию
СУ СК РФ по Ростовской области возбудило уголовное дело в отношении гендиректора ростовской компании, который подозревается в совершении преступления, которое предусмотрено п. «б» ч. 2 ст.199 Уголовного кодекса России (уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере), пишет газета «Коммерсантъ».
Следствие считает, что мужчина, являясь руководителем компании, занимающейся оптовой торговлей непродовольственными товарами, включал в декларации по НДС заведомо ложные данные, умышленно уклонился от уплаты налога на 90 млн руб.
Ведутся следственные действия, которые направлены на установление всех обстоятельств преступления.
Источник: Российский налоговый портал
25.09.2015 В Татарстане установили коэффициент к НДФЛ с иностранных граждан
Местные парламентарии приняли соответствующий законопроект
В Татарстане установили региональный коэффициент к НДФЛ с иностранцев. Соответствующий проект закона депутаты приняли на 10-м заседании Госсовета Республики Татарстан, пишет РБК.
Проект закона подготовлен в соответствии с пунктом 3 статьи 227.1 НК РФ, который предусматривает введение на территории республики регионального коэффициента в размере 1,81, используемого при расчете фиксированного авансового платежа по НДФЛ иностранных граждан, которые осуществляют на территории республики трудовую деятельность по найму у ИП, организаций и физлиц на основании патента.
Определение регионального коэффициента базировалось на соотношении 13% НДФЛ от прогнозной среднемесячной зарплаты иностранных работников на 2016 г. (23 352 руб.), а также на размере фиксированного авансового платежа по налогу с учетом коэффициента-дефлятора (1677,6 руб.).
Стоит отметить, что вводимый региональный коэффициент обеспечит поступление налогов иностранных работников, будет способствовать пресечению «теневых» выплат зарплат за счет предоставления организациям и ИП возможности легального привлечения мигрантов к трудовой деятельности на основании патентов.
Источник: Российский налоговый портал
25.09.2015 Промышленные предприятия Москвы получат налоговые льготы
Об этом сообщил Сергей Собянин
Столичные власти собираются предоставить московским промышленным предприятиям налоговые льготы. Об этом сообщил в пятницу мэр столицы Сергей Собянин в ходе круглого стола с руководителями городских предприятий, пишет РБК.
По словам градоначальника Москвы, в данной сфере хватает проблем, которые связаны и с дороговизной трудовых ресурсов, и с высокими налоговыми ставками. «Мы не раз обращались к этой теме, обсуждая с представителями промышленности, какие льготы им интересны. Нужно сделать так, чтобы предприятия не выходили из Москвы, а наоборот инвестировали в свои предприятия, развивались, и это не простая задача в мегаполисе», — заявил Собянин, отметив, что московские власти «решили подготовить комплекс мер поддержки предприятий, хотели с вами посоветоваться сегодня, какие преференции вас устраивают».
Источник: Российский налоговый портал
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
НДС
Вид деятельности организации - аренда недвижимого имущества. Согласно договору аренды обеспечительный платеж в размере ежемесячного арендного платежа может быть зачтен арендодателем в счет уплаты последнего арендного платежа после выполнения арендатором своих обязанностей по договору аренды.
Увеличивает ли налоговую базу по НДС сумма обеспечительного платежа?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Арендодатель при получении обеспечительного платежа, выступающего на основании п. 1 ст. 329 ГК РФ в качестве способа обеспечения исполнения обязательств, не обязан определять налоговую базу по НДС в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ и, соответственно, не должен включать сумму обеспечительного платежа в момент его получения в налоговую базу по НДС.
Данные обязанности могут возникнуть у арендодателя только после выполнения арендатором своих обязанностей по договору аренды, в счет обеспечения которых был получен платеж, и направления суммы полученного обеспечительного платежа в счет оплаты арендной платы за последний месяц аренды, если это произошло до фактического оказания услуг за этот месяц.
Обоснование позиции:
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ (далее - Закон N 42-ФЗ) в часть первую ГК РФ, вступившим в силу с 01.06.2015, в качестве способа обеспечения исполнения обязательств отдельно выделен обеспечительный платеж (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Обеспечительный платеж представляет собой внесение одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы, призванной обеспечить исполнение денежного обязательства, в том числе обязанности возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора (п. 1 ст. 381.1 ГК РФ).
Законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате того или иного налога с возникновением у него соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Объекты обложения НДС перечислены в п. 1 ст. 146 НК РФ. Так, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ определено, что объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Из п. 2 ст. 153 НК РФ следует, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по их оплате, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
При этом согласно п. 1 ст. 167 НК РФ в целях главы 21 НК РФ моментом определения налоговой базы в общем случае является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Нормы главы 21 НК РФ четко не определяют порядка обложения НДС сумм, полученных продавцом в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по договору.
Обеспечительный платеж в случае прекращения обеспеченного обязательства подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 2 ст. 381.1 ГК РФ).
Таким образом, предусмотренный договором аренды обеспечительный платеж, выступающий в качестве способа обеспечения исполнения обязательств арендатора по договору аренды, не выполняет платежную фикцию, не является доходом, связанным с расчетами по его оплате, если такой платеж впоследствии не используется для погашения задолженности арендатора перед арендодателем или не засчитывается в счет исполнения обязательств арендатора, например, по внесению арендной платы за определенный период (абзац второй п. 1 ст. 381.1 ГК РФ в редакции Закона N 42-ФЗ).
На наш взгляд, произведенный в рассматриваемой ситуации арендатором обеспечительный платеж призван выполнять платежную функцию только после того, как будет установлено, что арендатор не причинил ущерба арендованному имуществу, т.е. после выполнения арендатором своих обязанностей по договору аренды.
В этом случае обязанности по начислению НДС возникнут у арендодателя на дату направления суммы обеспечительного платежа в счет оплаты арендной платы за последний месяц аренды, если это произошло до фактического оказания услуг за этот месяц.
Напомним, что до внесения изменений в часть первую ГК РФ Законом N 42-ФЗ арбитражная практика выступала в большинстве случаев на стороне налогоплательщика и анализ постановлений ФАС Поволжского округа от 14.05.2010 по делу N А55-11869/2009, от 03.11.2009 N А57-24482/2008, постановлениеФАС Московского округа от 23.05.2006 N КА-А40/4283-06 подкреплял вывод о том, что до момента направления суммы обеспечительного платежа в счет оплаты арендной платы за последний месяц договора аренды данные суммы не могут рассматриваться в качестве предоплаты (аванса), полученной по договору аренды.
Но в разъяснениях контролирующих органов и отдельных постановлениях судов до внесения изменений в часть первую ГК РФ Законом N 42-ФЗ прослеживалась иная точка зрения: суммы обеспечительных платежей (задатка), подлежащие зачету в счет оплаты арендных платежей, надлежало рассматривать в качестве авансовых, что предполагает необходимость исчисления НДС при их получении и выставлении в адрес арендатора "авансового" счета-фактуры (смотрите, например, письмо Минфина России от 02.02.2011 N 03-07-11/25, письмо ФНС России от 17.01.2008 N 03-1-03/60, постановление ФАС Московского округа от 19.01.2011 N А40-62580/10-76-255).
В то же время, например, в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 N 03АП-4077/15 по делу N А33-7266/2015, в ситуации, когда согласно условиям договора аренды обеспечительный платеж (или его часть) засчитывается арендодателем в счет погашения арендной платы последнего месяца срока аренды, сказано, что суд первой инстанции (учитывая условия рассматриваемого договора аренды, а также положения ст. 431 ГК РФ) при принятии обжалуемого решения обоснованно исходил из того, что зачет суммы обеспечительного взноса при определении размера задолженности арендатора является правом, а не обязанностью арендодателя.
Кроме того, специалистами финансового ведомства неоднократно выражалась позиция, согласно которой суммы, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, должны включаться в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 21.09.2009 N 03-07-11/238, от 17.09.2009 N 03-07-11/231). Однако судьи не поддерживали и эту точку зрения (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 14.10.2011 N А40-151888/10-129-621 по делу N А40-62580/10-76-255, от 17.07.2007 N КА-А40/6494-07).
С учетом вступления в силу изменений, внесенных Законом N 42-ФЗ в часть первую ГК РФ, согласно которым обеспечительный платеж выступает в качестве способа обеспечения исполнения обязательств, считаем, что арендодатель не обязан определять налоговую базу по НДС на основании нормы пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ при получении сумм обеспечительного платежа, соответственно, не должен включать сумму обеспечительного платежа при его получении в налоговую базу по НДС. Данные обязанности могут возникнуть у арендодателя только после выполнения арендатором своих обязанностей по договору аренды, в счет обеспечения которых был получен платеж, и направления суммы полученного обеспечительного платежа в счет оплаты арендной платы за последний месяц аренды, если это произошло до фактического оказания услуг за этот месяц.
Обращаем внимание, что высказанная в данной консультации позиция является нашим экспертным мнением. Нами не обнаружено разъяснений финансовых и налоговых органов, датированных позже вступления в силу изменений, внесенных Законом N 42-ФЗ в часть первую ГК РФ.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Обеспечительный платеж по договору аренды;
- Энциклопедия решений. Возврат суммы обеспечительного платежа по договору аренды.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
Между российскими организациями был заключен договор купли-продажи с условиями рассрочки платежа. Отгрузка товара по этому договору произведена. Авансов не было.
У продавца (организация "В") возникает обязанность по оплате НДС в бюджет. Организация "А" (покупатель) была признана банкротом на основании решения суда. Она только частично выполнила свои обязательства.
Должна ли организация "В" уплатить НДС от сумм, которые она не получила, после признания должника (организации "А") банкротом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Факт погашения покупателем своих обязательств по договору (вне зависимости от причин их неисполнения) не влияет на обязанность налогоплательщика-продавца по уплате НДС при реализации товара.
НДС в данном случае должен исчисляться на дату отгрузки товара компании "А", а уплата налога должна быть произведена в установленные сроки в квартале, следующем за кварталом, в котором товар отгружен.
Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров на территории РФ является объектом обложения НДС. Отметим, что товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров налогоплательщик - компания "В" дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (компании "А") соответствующую сумму налога. При этом не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара, продавец обязан выставить счет-фактуру с выделенной в нем отдельной строкой суммой НДС (п.п. 3, 4 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Сумма НДС при реализации товаров исчисляется исходя из налоговой базы и установленной в отношении реализованного товара налоговой ставки (10% или 18%) (п.п. 2, 3 ст. 164, п. 1 ст. 166 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база в данном случае определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Поскольку в рассматриваемом случае договор купли-продажи заключен на условиях рассрочки платежа и отгрузка произведена ранее оплаты, то налоговая база по НДС должна определяться на день отгрузки (передачи) товаров (п. 1 ст. 167 НК РФ). Соответственно, и налог должен исчисляться на эту дату.
В соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Как следует из п. 1 ст. 174 НК РФ, уплата НДС по операциям, в частности, реализации товаров на территории РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период. Уплата производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Напомним, что налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).
То есть, к примеру, если отгрузка товара компанией "В" по договору купли-продажи произведена в марте 2015 года (т.е. I квартале 2015 года), то НДС, исчисленный с этой операции на дату отгрузки, должен быть уплачен в бюджет во II квартале 2015 года.
Действующие положения главы 21 НК РФ не предоставляют налогоплательщику возможности производить уплату НДС в зависимости от факта исполнения или неисполнения покупателем реализованного товара своих обязательств по договору (вне зависимости от причин их неисполнения).
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Плательщики НДС;
- Энциклопедия решений. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;
- Энциклопедия решений. Порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Ответ прошел контроль качества
Налог на прибыль
Контролируемая иностранная компания (юридическое лицо - ООО, далее - КИК) зарегистрирована на территории Республики Кипр. При этом прибыль за 2015 год составит более 50 млн. руб. Финансовый год для составления финансовой отчетности совпадает с календарным.
Каков общий порядок учета прибыли КИК у физического лица, имеющего прямое участие и контролирующего такую КИК (признается резидентом РФ для целей налогообложения)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Прибыль КИК включается в доходы физического лица, контролирующего такую компанию, в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК на дату принятия решения о распределении этой прибыли (или на 31.12.2015, если решение о распределении прибыли КИК за 2015 год не будет принято до 31.12.2015). Прибыль КИК, полученная ею за финансовый период с 01.01.2015 по 31.12.2015, подлежит включению в доход налогоплательщика - контролирующего лица на дату 31.12.2016 и отражению им в декларации по НДФЛ за 2016 год.
Кроме этого, налогоплательщик должен подать Уведомление о контролируемых иностранных компаниях за 2015 год в срок не позднее 20.03.2017.
Обоснование позиции:
Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ (далее - Закон N 376-ФЗ) в НК РФ внесены изменения, направленные, в частности, на уточнение налогообложения на территории РФ прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими налогоплательщиками.
Так, физические лица, признаваемые в соответствии с п. 3 ст. 25.13 НК РФ лицами, контролирующими иностранные компании, должны учитывать прибыль, полученную такой контролируемой иностранной компанией (далее - КИК)*(1), в своих доходах для целей налогообложения в силу пп. 8.1 п. 3 ст. 208 НК РФ.
Обращаем внимание, что учету у контролирующего лица подлежит прибыль КИК, полученная ею в периоде, который начинается в 2015 году (п. 2 ст. 4 Закона N 376-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 25.05.2015 N 03-08-05/29888).
При этом налогоплательщик - контролирующее лицо должен учитывать, что прибыль КИК:
1. Освобождается от налогообложения в случаях, установленных ст. 25.13-1 НК РФ;
2. Не учитывается при определении налоговой базы налогоплательщика, если ее величина, рассчитанная в соответствии со ст. 309.1 НК РФ, составляет менее 10 млн. руб. (за 2015 год - 50 млн. руб., за 2016 год - 30 млн. руб.) (п. 7 ст. 25.15 НК РФ, ч. 2 ст. 3 Закона N 376-ФЗ);
3. Не учитывается при определении налоговой базы налогоплательщика, если по итогам отчетного периода у КИК отсутствует возможность распределения прибыли (полностью или частично) между участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) по причине обязательного направления этой прибыли на увеличение ее уставного капитала (п. 8 ст. 25.15 НК РФ).
При учете прибыли КИК в доходах налогоплательщика - контролирующего лица необходимо также учитывать следующее:
1. Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК на дату принятия решения о распределении этой прибыли. В случае, если решение о распределении прибыли КИК не принято по 31 декабря года, на который приходится конец периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, то принимается во внимание доля контролирующего лица на конец соответствующего периода. Поскольку в рассматриваемой ситуации финансовая отчетность составляется за период с 1 января по 31 декабря (то есть финансовый год равен календарному), то в случае, если решение о распределении прибыли за 2015 год не будет принято, то при учете прибыли должна приниматься во внимание доля участия на 31.12.2015 (п. 3 ст. 25.15 НК РФ).
Обращаем внимание, что в настоящее время готовятся изменения в законодательство, касающиеся налогообложения прибыли КИК, в том числе и порядка определения доли прибыли КИК, учитываемой в доходах у контролирующего лица. Так, если предлагаемые изменения вступят в силу (при этом в силу п. 1 ст. 5 готовящегося законопроекта они будут иметь "обратную" силу, т.е. будут применяться к правоотношениям, возникшим с 1 января 2015 года), то доля прибыли КИК, подлежащая учету в доходах контролирующего лица в ситуации, когда решение о распределении прибыли не было принято, будет определяться исходя из доли участия этого лица в КИК "на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания финансового года контролируемой иностранной компании".
Например, в рассматриваемой ситуации, если решение о распределении прибыли, полученной КИК за 2015 год, не будет принято, то прибыль КИК подлежит учету в доходах физического лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК на 31.12.2016 (согласно планируемой редакции п. 3 ст. 25.15НК РФ, находящейся в стадии обсуждения).
2. Датой фактического получения дохода в виде прибыли КИК признается последнее число календарного года, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) местонахождения (регистрации) иностранной организации (п. 1.1 ст. 223 НК РФ с учетом ст. 216 НК РФ)*(2).
В рассматриваемой ситуации, поскольку финансовая отчетность КИК составляется за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (т.е. дата окончания периода приходится на 2015 календарный год), то датой фактического получения дохода в виде прибыли КИК за 2015 год является 31.12.2016. То есть прибыль КИК должна быть отражена в декларации по НДФЛ, представляемой налогоплательщиком - контролирующим лицом этой КИК, за 2016 год.
3. В целях устранения двойного налогообложения при исчислении суммы НДФЛ в отношении доходов КИК применяется порядок зачета суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, предусмотренный п. 11 ст. 309.1 НК РФ (п. 3 ст. 232 НК РФ).
Так, сумма НДФЛ, исчисленного в отношении прибыли КИК, включенной в доход контролирующего лица за соответствующий период, уменьшается на величину налога (пропорционально доле участия контролирующего лица*(3)), исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации, а также налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в РФ.
То есть сумма НДФЛ, исчисленного в отношении прибыли КИК, полученной за 2015 год, может быть уменьшена на сумму налога, исчисленного в отношении этой прибыли (то есть также за 2015 год) по законодательству Кипра, в размере, соответствующем доле участия этого контролирующего лица в КИК, что выражается в следующем соотношении:
Сумма НДФЛ в отношении прибыли КИК - (сумма налога, исчисленного по законодательству Кипра х Доля участия налогоплательщика контролирующего лица в этой КИК)
При этом сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством Кипра, должна быть документально подтверждена.
4. В отношении доходов контролирующего лица в виде сумм прибыли контролируемой этим лицом иностранной компании не применяются налоговые вычеты, установленные статьями 218-221 НК РФ (абзац 5 п. 3 ст. 210 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации сумма прибыли (убытка) каждой КИК должна быть документально подтверждена ее финансовой отчетностью, составленной в соответствии с личным законом этой компании за соответствующий период (периоды) с приложением ее финансовой и налоговой отчетности (абзац второй п. 2 ст. 309.1 НК РФ).
Кроме того, на основании п. 5 ст. 25.15 НК РФ налогоплательщик - контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, с приложением следующих документов:
- финансовая отчетность КИК за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу, в отношении которого представлена налоговая декларация, или в случае отсутствия финансовой отчетности - иные документы;
- аудиторское заключение по указанной финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.
Указанные документы (или их копии) должны быть переведены на русский язык (п. 6 ст. 25.15 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 30.04.2015 N 03-03-06/2/25345).
Обращаем внимание, что согласно п. 1.1 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу указанных выше документов, выразившееся либо в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы (или уклонении в их представлении), либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.
При этом следует учитывать, что в случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком - контролирующим лицом организации в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Отметим, что налоговые органы могут самостоятельно узнать о наличии у налогоплательщика контроля над иностранной компанией, а также о сумме прибыли такой КИК, в частности, в рамках обмена информацией с другими государствами на основании соответствующих международных договоров. Так, положение об обмене информацией содержится в ст. 26 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.). Кроме этого, Федеральным законом от 04.11.2014 N 325-ФЗ была ратифицирована (с оговорками и заявлениями) Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбург, 25 января 1988 г.), которая позволяет расширить обмен налоговой информацией с иностранными государствами.
К сведению:
На налогоплательщиков - резидентов РФ (как юридических, так и физических лиц) возлагается обязанность уведомлять налоговый орган, соответственно, по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные ст. 25.14 НК РФ (п. 3.1 ст. 23 НК РФ):
1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица - в срок не позднее одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации, являющегося основанием для представления такого уведомления (далее - Уведомление об участии в КИК).
Уведомление об участии в КИК по состоянию на 15.05.2015 необходимо было представить в срок не позднее 15.06.2015 (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ). Форма Уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС от 24.04.2015 N ММВ-7-14/177@;
2) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами, - в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица (далее - Уведомление о КИК).
В рассматриваемом случае Уведомление о КИК должно быть подано контролирующим лицом в срок не позднее 20.03.2017, поскольку прибыль КИК, полученная за финансовый период с 01.01.2015 по 31.12.2015, подлежит учету у налогоплательщика - контролирующего лица на 31.12.2016.
За непредставление указанных уведомлений (или представление их с указанием недостоверных сведений) статьей 129.6 НК РФ предусмотрены санкции в виде штрафа в размере:
- 100 000 рублей по каждой КИК - за непредставление Уведомления о КИК;
- 50 000 рублей по каждой КИК - за непредставление Уведомления об участии в КИК.
Дополнительно об уведомлении об участии в иностранных организациях смотрите письма Минфина России от 11.06.2015 N 03-01-11/34178 и от 30.06.2015 N 03-01-10/37557.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица;
- Энциклопедия решений. Уведомление налоговых органов об участии в иностранных организациях;
- Энциклопедия решений. Общие принципы учета прибыли контролируемой иностранной компании.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
ООО (арендатор) берет по договору в круглогодичную аренду имущество детского лагеря, который функционирует и приносит выручку только в летний период.
Договор аренды заключен на 5 лет. По его условиям арендатор обязан за свой счет поддерживать имущество в надлежащем состоянии и производить текущий ремонт. Также арендатор в период действия договора аренды уплачивает коммунальные платежи. По условиям договора арендатор должен обеспечивать сохранность объектов и поддерживать их в рабочем состоянии в период консервации.
Собственник имущества детского лагеря (арендодатель) переводит объекты ОС на консервацию с 1 сентября по 30 апреля, при этом заключает договор на оказание арендатором услуг по обслуживанию и сохранности объектов в консервации. Расходы арендатора по содержанию детского лагеря в межсезонье (арендная плата, коммунальные платежи, охрана и т.д.) значительно превышают доходы по договору.
Принимаются ли расходы арендатора по содержанию детского лагеря в целях обложения налогом на прибыль?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанные расходы вправе учитываться арендатором в целях налогообложения прибыли.
Однако признание таких расходов может привести к налоговым спорам.
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при исчислении налога на прибыль включаются арендные платежи за арендуемое имущество.
В зависимости от условий договора аренды расходы арендатора на оплату коммунальных услуг могут учитываться либо как составная часть арендной платы на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, либо как материальные расходы на основании пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 16.05.2013 N 03-03-06/1/17011, от 29.05.2008 N 03-03-06/1/339).
По мнению финансового ведомства (письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-03-06/1/724, от 29.05.2008 N 03-03-06/1/339), организация-арендатор также вправе признать в целях налогообложения прибыли, в частности, расходы на охрану, обслуживание инженерных сетей.
Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов учитываются в составе внереализационных расходов (пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ).
В то же время п. 1 ст. 252 НК РФ предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Минфин России в своих многочисленных разъяснениях (смотрите, например, письма Минфина России от 27.05.2015 N 03-07-11/30461, от 26.05.2015 N 03-03-06/1/30165, от 06.05.2015 N 03-03-06/1/26255), ссылаясь на определение КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, отмечает, что, поскольку в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 части 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
В рассматриваемом случае организация-арендатор использует арендованное имущество только в летний период. Вместе с тем в период, когда имущество не используется и находится на консервации, арендатор по-прежнему несет расходы по оплате аренды, коммунальных услуг, охраны, поддержанию имущества в рабочем состоянии.
Поскольку осуществление данных расходов предусмотрено действующими договорами с организацией - собственником имущества, а также учитывая, что организация-арендатор получает вознаграждение за содержание законсервированного имущества, мы придерживаемся позиции, что указанные расходы вправе учитываться арендатором в целях налогообложения прибыли.
Разъяснений уполномоченных органов применительно к анализируемой ситуации нам обнаружить не удалось.
При этом в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2010 N 09АП-25029/2009 судьи признали расходы арендатора по содержанию арендованных временно законсервированных объектов экономически обоснованными, поскольку поддержание законсервированного имущества в надлежащем состоянии позволяет обеспечить гарантированное и безостановочное производство.
Однако ряд писем официальных органов, а также некоторые другие судебные решения косвенно свидетельствуют о том, что признание арендатором поименованных выше расходов может привести к налоговым спорам.
Так, в письме Минфина России от 03.02.2010 N 03-03-06/1/40 делается вывод, что, если имущество было получено в аренду для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, т.е. условие об экономической оправданности расхода налогоплательщиком выполнено, арендные платежи, уплаченные за период, когда такое имущество временно не используется, могут быть включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли.
В письме Минфина России от 21.01.2010 N 03-03-06/1/14 высказывается мнение, что лизинговые платежи, уплаченные за период, когда лизинговое имущество временно не используется, могут быть включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли в тех отчетных периодах, в которых они возникли исходя из условий договора лизинга.
Вместе с тем позднее (письмо Минфина России от 03.05.2012 N 03-03-06/1/220) работниками Минфина России был сделан противоположный вывод относительно лизинговых платежей. Аналогичное мнение высказывалось ранее и специалистами налогового ведомства (письмо УФНС по г. Москве от 02.09.2005 N 20-12/62488).
Мнения судей также разделились.
Например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2009 N А56-6623/2008, ФАС Поволжского округа от 23.12.2008 N А49-5261/08 судьи приходят к выводу, что расходы по арендной плате за земельные участки, на которых расположены законсервированные объекты, являются обоснованными и могут учитываться в целях налогообложения прибыли.
В свою очередь, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2007 N А56-60809/2005 судьи посчитали правомерным признание убытка по деятельности детского оздоровительного лагеря, полученного в том числе в связи с консервацией данного объекта и осуществлением расходов на его содержание.
Однако в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10.09.2008 N Ф04-5561/2008(11401-А45-15) судьи посчитали неправомерным признание расходов по аренде здания, в котором производился капитальный ремонт и которое не использовалось арендатором.
А в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10.09.2007 N Ф04-6134/2007(37925-А75-42) суд признал экономически необоснованными расходы по аренде неисправного транспорта.
К сведению:
Деятельность налогоплательщика, связанная с использованием объектов социально-культурной сферы, может облагаться налогом на прибыль с учетом положений ст. 275.1 НК РФ.
В этом случае налоговая база по данной деятельности определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных объектов, признается для целей налогообложения при соблюдении ряда условий.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
Разное
Собственными силами организации (ООО, общий режим налогообложения) разработано некое изобретение - полезная модель (устройство, предназначенное повысить эксплуатационные свойства экскаватора). В процессе осуществления работ над изобретением расходы на его создание принимались к налоговому учету в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов по мере завершения определенного этапа работ. К настоящему моменту работы по созданию данного изобретения завершены с положительным результатом, данное устройство существует в реальности в виде промышленного образца, который прошел все необходимые испытания и соответствует установленным требованиям. Соответственно, возникла необходимость в получении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (патента на данное изобретение).
Какие расходы сформируют первоначальную стоимость НМА (патент), созданного в процессе осуществления указанных НИОКР, если расходы по его созданию уже были учтены в предыдущих налоговых периодах по налогу на прибыль организаций? Каков порядок формирования в бухгалтерском и налоговом учете первоначальной стоимости данного НМА (патента)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Первоначальная стоимость НМА в рассматриваемой ситуации и в бухгалтерском, и в налоговом учете формируется без учета затрат по НИОКР, ранее учтенных в расходах в целях налогообложения прибыли, путем суммирования затрат на услуги, направленные на получение патента, а также на уплату государственной пошлины и иные неучтенные расходы.
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1225 ГК РФ полезные модели относятся к объектам интеллектуальной собственности, им предоставляется правовая охрана.
Согласно ст. 1353 ГК РФ исключительное право на полезную модель признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующей полезной модели, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на полезную модель.
В силу п. 1 ст. 1354 ГК РФ патент на полезную модель удостоверяет приоритет полезной модели, авторство и исключительное право на полезную модель.
При этом согласно п. 1 ст. 1363 ГК РФ исключительное право на полезную модель и удостоверяющий это право патент действуют при условии соблюдения требований, установленных ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1249 ГК РФ за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на полезную модель, взимаются патентные пошлины.
Бухгалтерский учет
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах (далее - НМА) организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (далее - ПБУ 14/2007).
На основании п. 4 ПБУ 14/2007 полезные модели относятся к НМА при выполнении условий, установленных в п. 3 ПБУ 14/2007.
В соответствии с п. 23 ПБУ 14/2007 стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования.
В рассматриваемой ситуации организация по завершении определенных этапов НИОКР правомерно признавала в бухгалтерском учете расходы на НИОКР в порядке, установленном ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (далее - ПБУ 17/02).
Следовательно, по факту получения в последующем патента на результат НИОКР организация должна принять к учету нематериальный актив (п.п. 3, 4 ПБУ 14/2007) и, соответственно, прекратить применять нормы ПБУ 17/02 (п. 3 ПБУ 17/02).
При этом следует отметить, что ни ПБУ 14/2007, ни ПБУ 17/02 не содержат специальных правил, подлежащих применению в таких ситуациях.
Первоначальной стоимостью НМА в рассматриваемой ситуации признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях (п.п. 6, 7 ПБУ 14/2007).
Согласно п. 9 ПБУ 14/2007 в общем случае при создании НМА собственными силами его первоначальную стоимость должны формировать все расходы, непосредственно связанные с его созданием и обеспечением условий для его использования в запланированных целях, в частности:
- расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении НИОКР по трудовому договору;
- отчисления на социальные нужды (в том числе единый социальный налог);
- расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется.
Вместе с тем следует учитывать, что не включаются в расходы на создание НМА (не формируют его первоначальную стоимость) расходы по НИОКР предшествовавших отчетных периодов, которые были признаны прочими расходами (п. 10 ПБУ 14/2007).
Таким образом, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации часть расходов на НИОКР, не признанная в составе расходов в связи с получением патента на их результат, равно как и расходы, непосредственно связанные с патентованием, подлежат учету при формировании первоначальной стоимости НМА. Соответствующий порядок ведения бухгалтерского учета организации следует зафиксировать в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Налоговый учет
В соответствии с нормами ст. 332.1 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом их группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов, включая стоимость расходных материалов и энергии, амортизацию объектов основных средств и нематериальных активов, используемых при выполнении НИОКР, расходы на оплату труда работников, выполняющих НИОКР, другие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР собственными силами.
Пунктом 9 ст. 262 НК РФ установлено, что в случае, если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются НМА, которые подлежат амортизации в порядке, установленном главой 25 НК РФ, либо по выбору налогоплательщика указанные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.
Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
Признание НМА в налоговом учете или начало включения суммы расходов на НИОКР в состав прочих расходов осуществляется на дату государственной регистрации соответствующего результата интеллектуальной деятельности. На это неоднократно указывал Минфин России, например, в письмах от 23.03.2015 N 03-03-10/15777, от 02.02.2015 N 03-03-06/1/3933, от 17.04.2013 N 03-03-06/1/13034, от 01.04.2013 N 03-03-10/10294, от 11.12.2012 N 03-03-06/1/647, от 18.07.2012 N 03-03-06/4/74.
Необходимо отметить, что согласно п. 3 ст. 257 НК РФ в целях главы 25 НК РФ НМА признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания НМА необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого НМА и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
К НМА, в частности, относятся исключительные права патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель.
Первоначальная стоимость амортизируемых НМА определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 3 ст. 257 НК РФ).
При этом следует учитывать, что в силу п. 9 ст. 262 НК РФ суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в соответствии с главой 25 НК РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат.
Следует обратить внимание, что п. 5 ст. 270 НК РФ содержит прямой запрет на учет расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, в том числе и НМА (п. 1 ст. 256 НК РФ), в периоде их осуществления.
Таким образом, полагаем, что в рассматриваемой ситуации первоначальная стоимость НМА будет сформирована без учета ранее признанных в составе расходов затрат по НИОКР путем суммирования затрат на услуги, направленные на получение патента и на уплату госпошлины (смотрите, например, письма Минфина России от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481, от 11 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/647, от 17 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/13034).
В этом случае расходы на патентование будут признаваться через амортизационные отчисления в течение срока полезного использования НМА, определенного на основании п. 2 ст. 258 НК РФ.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет вложений в НИОКР;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на НИОКР;
- Энциклопедия решений. Расходы на НИОКР при налогообложении прибыли.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: