Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 21 по 27 августа 2023 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)

Снятие ограничений на максимальную долю рынка в 25% в продуктовом ретейле планируется продлить до 31 декабря 2024 года

В настоящее время ограничения на максимальную долю рынка в ретейле для совершения хозяйствующими субъектами ряда сделок по приобретению или аренде дополнительных торговых площадей не подлежат применению до 31 декабря 2023 года.

Речь идет о сделках по приобретению и аренде торговых площадей российскими юридическими лицами - торговыми сетями у торговых сетей, подконтрольных иностранному юридическому лицу.

Законопроектом указанный срок неприменения ограничений предлагается продлить до 31 декабря 2024 года.

 

<Письмо> ФНС России от 20.07.2023 N КЧ-4-18/9261@
"В отношении п. 10 ст. 101 НК РФ"

Дебиторская задолженность не может использоваться в целях принятия обеспечительных мер

В числе прочего сообщается, что перечень видов имущества, на которые налоговый орган может наложить запрет на отчуждение, содержится в пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ.

Дебиторская задолженность в перечне не указана. Более того, для целей НК РФ по общему правилу имущественные права, к которым относится и дебиторская задолженность, не признаются имуществом.


<Письмо> ФНС России от 21.08.2023 N СД-4-3/10678@
"Об утилизационном сборе"

В связи с изменениями в регулировании даны разъяснения по вопросу применения коэффициентов при исчислении утилизационного сбора

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291 утвержден перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, размеры сборов, а также применяемые к ним коэффициенты.

Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2023 г. N 1118 утверждены изменения, предусматривающие в том числе индексацию коэффициентов.

В письме приведены разъяснения, касающиеся сроков вступления в силу внесенных изменений, и порядок их применения.

 

<Письмо> ФНС России от 21.08.2023 N СД-4-3/10680@
"О применении налогового вычета по НДПИ при добыче газового конденсата"

Даны разъяснения по вопросу применения налогового вычета в отношении газового конденсата, при переработке которого получена широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), при условии направления его на переработку совместно с иными видами сырья

В письме приведены условия применения данного налогового вычета по НДПИ, а также указано, что ограничения по применению налогового вычета при совместной переработке газового конденсата и иного вида сырья с получением ШФЛУ НК РФ не предусмотрено.

Сообщен порядок расчета коэффициента Кшфлу.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

21.08.2023 Тот факт, что реализация подакцизного товара на экспорт подтверждена документально, не освобождает налогоплательщика от уплаты акциза при несоблюдении условий, установленных НК РФ (при отсутствии банковской гарантии или договора поручительства)

Налогоплательщик полагает, что факт реализации подакцизного товара на экспорт подтвержден документально, что является основанием для освобождения от уплаты акциза. Несвоевременная уплата акциза не привела к занижению налоговой базы, так как в конечном итоге налогоплательщик освобожден от его уплаты.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
В данном случае налогоплательщик для освобождения от уплаты акциза при экспорте товара обязан был представить банковскую гарантию или договор поручительства. Либо должен был исчислить и уплатить акциз, который в дальнейшем при подтверждении факта экспорта в рамках камеральной проверки подлежал бы возмещению.
Однако банковская гарантия или договор поручительства в налоговый орган при подаче декларации не предоставлены, уплата исчисленного акциза до настоящего времени не произведена.
Как указал суд, тот факт, что реализация подакцизного товара на экспорт подтверждена документально, не освобождает налогоплательщика от уплаты акциза при несоблюдении условий, установленных НК РФ.

 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2023 г. N Ф08-5093/23 по делу N А20-1407/2021

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

22.08.2023 Порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства и готовую продукцию, закрепленный в учетной политике для целей налогового учета, может быть признан необоснованным, если принят в целях уклонения от уплаты налогов

Налогоплательщику был доначислен налог на прибыль ввиду того, что, по мнению инспекции, избранный в учетной политике для целей налогообложения порядок распределения прямых расходов на остатки НЗП и готовой продукции, предусматривающий определение доли прямых расходов по данным налогового учета в фактической себестоимости продукции за отчетный месяц (данные бухгалтерского учета) с учетом остатков НЗП на начало периода, законодательством не предусмотрен. Налоговым органом произведен свой расчет прямых расходов по правилам НК РФ.
Суд, исследовав обстоятельства дела, направил его на новое рассмотрение.
Инспекция в ходе проверки произвела расчет прямых расходов, приходящихся на остаток НЗП, реализованную продукцию и остаток готовой продукции на складе, применяя количественный учет объема вывезенной из забоя руды, а также стоимостной учет расходов на основании налогового учета.
В ходе судебного разбирательства общество указывало, что инспекцией не была учтена специфика горнодобывающей деятельности, поскольку существенную часть НЗП составляли некондиционные и вмещающие руды. При этом остатки некондиционных руд могли находиться на складе длительное время и отгружаться в зависимости от спроса на низкосортную руду. Примененный инспекцией подход приводит к тому, что стоимость НЗП превышает стоимость готовой продукции.
Суды отклонили данные доводы общества, указав, что они не основаны на данных о стоимости НЗП и ГП, отраженных в расчетах налогового органа.
Вместе с тем, подробного анализа вышеуказанных доводов общества судебные акты не содержат. При этом доводы общества имеют существенное значение применительно к вопросу о том, приводит ли применяемый им порядок распределения прямых расходов к нарушению положений НК РФ и пр.

 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2023 г. N Ф07-2833/23 по делу N А05-3750/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

22.08.2023 Налогоплательщику доначислен налог по УСН с дохода от реализации векселей, т. к. заемные отношения налогоплательщиком не подтверждены (документы и показания противоречивы; цели и необходимость привлечения займа не обоснованы)

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком создан формальный документооборот с целью получения налоговой выгоды путем неучета дохода по УСН от реализации ценных бумаг.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Согласно сведениям о движении денежных средств по расчетным счетам на счета предпринимателя поступили денежные средства от реализации векселей. Между тем в первичных налоговых декларациях по УСН доходы в указанных суммах не отражены.
Предприниматель заявил, что векселя фактически выданы ему в качестве вексельных займов. Однако инспекцией в ходе проверок установлен ряд обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности и формальном оформлении документов, представленных заявителем в подтверждение вексельного займа. Установлена противоречивость показаний налогоплательщика. Документы, подтверждающие уплату процентов по договорам денежного займа с процентами, не представлены.
Цели привлечения заемных денежных средств, равно как и необходимость привлечения налогоплательщиком не обоснованы.

 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2023 г. N Ф09-2754/23 по делу N А76-16097/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

23.08.2023 Если пониженная ставка налога по УСН предусмотрена для деятельности с конкретным ОКВЭД подгруппы, то осуществление деятельности с основным кодом группы не дает права на льготное налогообложение

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не вправе применять пониженную ставку налога по УСН, установленную на территории субъекта РФ, ввиду несоответствия кода ОКВЭД.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Налогоплательщик полагает, что ОКВЭД подгруппы является основной частью группы кодов, следовательно, оказывая услуги с основным кодом, он фактически оказывает в том числе услуги с кодом подгруппы. Именно для ОКВЭД подгруппы предусмотрена льготная налоговая ставка.
В свою очередь законодательство субъекта РФ содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, в отношении которых предоставляются меры государственной поддержки, в который группа с основным ОКВЭД не входит, а значит пониженная ставка налога по УСН применяться не может.

 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2023 г. N Ф09-2210/23 по делу N А50-27744/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

23.08.2023 Принятие судом обеспечительных мер в виде приостановления действия обжалуемого решения налогового органа влечет его обязанность временно снять ограничения на принадлежащие налогоплательщику счета

Налоговый орган полагает, что принятие судом обеспечительных мер в виде приостановления действия обжалуемого решения налогового органа не презюмирует снятие ограничений на принадлежащие налогоплательщику счета в банках.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной.
Судом вынесены акты о приостановлении решения и поручения ИФНС на принудительное взыскание задолженности. Однако налоговым органом не исполнена обязанность в части снятия ограничений по расчетным счетам в банках.
В свою очередь приостановление операций по расчетным счетам является мероприятием принудительного взыскания, следовательно, в случае принятия судом обеспечительных мер в виде приостановления обжалуемого решения налогового органа ограничения по расчетным счетам налогоплательщика также подлежат прекращению.

 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2023 г. N Ф09-1039/23 по делу N А60-43573/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

24.08.2023 Претензии налогового органа к контрагентам второго и последующего звеньев сами по себе не лишают права на вычет по НДС налогоплательщика, не имевшего непосредственных хозяйственных взаимоотношений с такими организациями

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно обратился с заявлением о возмещении НДС, поскольку им был создан формальный документооборот с целью получения налоговой выгоды.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной.
Налоговым органом не представлено бесспорных доказательств того, что налогоплательщик знал или должен был знать о наличии у контрагентов признаков технических компаний, либо доказательств, свидетельствующих о подконтрольности либо взаимозависимости налогоплательщика и контрагентов.
Напротив, подтверждено оприходование товара, приобретенного и у третьего лица, а также последующее использование в хозяйственной деятельности налогоплательщика путем экспорта.

 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2023 г. N Ф09-1723/23 по делу N А76-18970/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

21.08.2023 Разъяснено, когда питание для сотрудников можно списать на расходы

При проведении расчетов налога на прибыль организация может учесть расходы, связанные с питанием сотрудникам. Но в случае соблюдения двух условий.

При исчислении налога на прибыль организация имеет право учесть расходы, связанные с организацией питания своих сотрудников. Однако такое право предоставляется при соблюдении определенных условий. Недавно Минфин России уточнил эти условия в опубликованном сообщении от 15 мая 2023 года за номером 03-03-06/1/43800.

Чиновники подтвердили, что расходы на питание сотрудников могут быть учтены при расчете налога на прибыль, если в законодательстве прописаны специальные условия питания для отдельных категорий работников. Это соответствует положениям, изложенным в п. 25 ст. 270 Налогового кодекса РФ.

Если работодатель оплачивает питание сотрудников добровольно, а не в соответствии с законодательно установленными обязанностями, то расходы на питание могут быть приняты к вычету в составе расходов при соблюдении следующих условий:

Бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовым или коллективным договором и, таким образом, является неотъемлемой частью системы оплаты труда в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса РФ.2. С

Известна сумма расходов на одного сотрудника, и с нее удерживается НДФЛ.

В сценариях, не соответствующих этим условиям, расходы, связанные с предоставлением бесплатного питания работникам, не могут быть учтены при расчете налога на прибыль организаций.

Источник: Российский налоговый портал

 

21.08.2023 Когда электронные услуги компании из Казахстана не облагаются НДС в РФ

В сделках между компаниями из РФ и Казахстана надо ориентироваться на договор о ЕАЭС от 29.05.2014. НДС регулируется приложением № 18 к этому договору.

Минфин в письме от 13.06.2023 № 03-07-13/1/54099 рассмотрел ситуацию, когда компания из Казахстана оказывает российской компании такие электронные услуги: «предоставление функциональных возможностей облачной платформы в части подбора персонала на рынке Казахстана с использованием модели оценки качества резюме на базе искусственного интеллекта путем предоставления удаленного доступа через Интернет».

Место реализации услуг определяют по п. 29 приложения № 18. Вышеназванные услуги не поименованы в подпунктах 1 – 4 пункта 29, поэтому место их реализации – страна исполнителя услуг.

То есть, в данном случае НДС в РФ не будет

Если же казахстанская фирма будет оказывать другие электронные услуги (которые есть в пп. 1 – 4 п. 29), то местом реализации будет страна покупателя, то есть в РФ будет НДС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

21.08.2023 НКО не учитывает для налога на прибыль целевые доходы и расходы

При расчете налога на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Но надо вести раздельный учет.

При этом расходы, произведенные некоммерческими организациями за счет средств целевых поступлений, также не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Если лицо-источник целевых поступлений не установило конкретных сроков и условий их использования, то критерием соблюдения целевого назначения этих средств будет их конечное использование на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности.

Об этом сообщает Минфин в письме от 15.05.2023 № 03-03-06/1/43725.

Таким образом, если средства в итоге использованы по целевому назначению, налога на прибыль не будет. Если они использованы не по целевому назначению – будет внереализационный доход и налог на прибыль.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

22.08.2023 ИП будут налоговыми агентами по налогу на прибыль

При выплате дохода иностранной организации российская компания является налоговым агентом по налогу на прибыль и должна удержать налог и перечислить его в бюджет. Такое же правило будет и для ИП.

По проекту внесут поправки в статью 287 НК.

У ИП при выплате дохода иностранным компаниям будут такие же обязанности, как и у организаций.

Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты денежных средств иностранной организации.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

24.08.2023 С 1 сентября путевые листы будут заполняться по‑новому

При оформлении путевого листа с 1 сентября нужно будет указывать дополнительные данные о водителе и использовать новый метод учета показаний одометра.

При оформлении путевого листа необходимо будет указывать дополнительные сведения о водителе и применять новый метод учета показаний одометра. Кроме того, владельцы транспортных средств получат возможность объединять несколько поездок в одну накладную. Эти и другие нововведения утверждены директивой Минтранса от 05.05.23 № 159, которая вступит в силу 1 сентября.

Указанная директива внесла изменения и дополнения в обязательные компоненты и рекомендации по заполнению накладных, утвержденные директивой Минтранса от 28.09.22 № 390. Основные изменения заключаются в следующем:

Дополнительные сведения о водителе должны включать данные о его СНИЛС и водительском удостоверении.

Показания одометра должны фиксироваться при выходе транспортного средства на маршрут и при возвращении транспортного средства после завершения конечной поездки или выполнения последней заявки физических лиц на перевозку пассажиров.

В случаях, когда поездка выходит за рамки стандартного рабочего дня или когда водитель совершает несколько поездок в течение одного дня, может быть заполнен единый путевой лист.

В электронный путевой лист можно вносить изменения в разделах, касающихся водителей, марок автомобилей, моделей прицепов и полуприцепов, а также их регистрационных номеров.

Кроме того, следует отметить, что с 1 сентября водители получат возможность проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры дистанционно. Соответствующее положение утверждено постановлением Правительства РФ № 866 от 30.05.23. Результаты таких медицинских осмотров будут фиксироваться в командировочном удостоверении в виде отдельной пометки или прикладываться в виде отдельного файла.

Источник: Российский налоговый портал

 

24.08.2023 Платежки-02 действуют только до 31 декабря 2023 года

С 1 января 2024 года уведомления по ЕНП будут только в виде унифицированной формы (КНД 1110355).

Платежки со статусом 02 и КБК конкретного налога, ОКТМО, периодом – отменяются с 01.01.2024.

Право применять их вместо уведомлений прописано в законе № 263-ФЗ только на 2023 год.

Платежки-02 предусмотрены приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н.

Но норма про статус 02 действует только до 31 декабря 2023 года.

Об этом напоминает Минфин в письме от 15.08.2023 № 21-01-09/96405.

Поэтому с 2024 году никаких платежек-02 не будет.

Кстати, в недавний закон с масштабными поправками в НК РФ хотели внести норму о продлении действия платежек-02 на 2024 год, но эту поправку не поддержали и в закон не включили.

ФНС уже сейчас агитирует применять уведомления, потому что в платежках слишком много ошибок.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

27.08.2023 Кассовая смена не может длиться более суток, иначе штраф

Закрытие смены по истечении 24 часов после ее открытия будет рассматриваться, как нарушение.

В своем письме УФНС по г. Москве от 18.07.2023 № 17-23/2/079901@ объяснила, что  кассовый чек не может быть сформирован позднее, чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены. 

Когда смена превышает 24 часа, фискальный признак документа на кассовом чеке не формируется.

Получается, что максимальная продолжительность смены при работе на контрольно-кассовой технике — не более 24 часов. В противном случае будет зафиксировано нарушение порядка применения ККТ.

Штрафные санкции предусмотрены ч. 4 ст. 14.5 КоАП:

на должностных лиц — от 1,5 до 3 тыс. рублей;

на юрлиц — от 5 до 10 тыс. рублей.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

В организации на счете 43 есть большой остаток готовой продукции, который создан искусственно и которого быть не должно.
Как остаток готовой продукции на счете 43 списать в бухгалтерской программе (какими проводками или какой операцией)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организации необходимо провести инвентаризацию готовой продукции и оформить ее результаты.

На дату оформления результатов инвентаризации на основании распоряжения руководителя организации "Об отсутствии виновных лиц в недостаче готовой продукции и о дальнейшем списании недостачи":

в бухгалтерском учете недостача относится в дебет счета 94 в корреспонденции со счетом 43, далее недостача списывается в дебет счета 91, субсчет "Прочие доходы" в корреспонденции со счетом 94;

в налоговом учете, если виновные лица не установлены и факт, что виновные лица не установлены, документально не подтвержден уполномоченным органом государственной власти, недостача готовой продукции списывается в расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

В бухгалтерской программе результаты инвентаризации можно оформить через документ "Операции, введенные вручную". 

Обоснование вывода: 

Документальное оформление 

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества в организации необходимо провести инвентаризацию. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, а также оформления ее результатов определен в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Указания по инвентаризации). В бухгалтерском учете результаты инвентаризации (на основании подписанных первичных документов, оформляемых при инвентаризации) отражаются в том месяце, в котором она была закончена (п. 5.5 Указаний по инвентаризации).

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, далее - Закон N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Первичными документами, являющимися основанием для отражения операции по выбытию готовой продукции в результате их недостачи, могут являться:

документы по учету результатов инвентаризации (пп. 2.3, 2.5, 4.1, 5.6 Указаний по инвентаризации). При разработке данных документов за основу могут быть приняты формы, предусмотренные постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 N 26:
а) приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22);

б) инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3);

в) сличительная ведомость (форма N ИНВ-19);

г) ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26);

письменные объяснения ответственных лиц об отсутствии виновных лиц, ответственных в недостаче готовой продукции. Например, объяснительная заведующего складом: "По результатам инвентаризации выявлена недостача (далее идет перечисление в количественном выражении). Причины, по которым образовалась указанная недостача, мною не установлены. Виновные лица в недостаче со стороны работников склада отсутствуют";

распоряжение руководителя организации "Об отсутствии виновных лиц в недостаче готовой продукции и о списании недостачи". Например: "По результатам инвентаризации признать отсутствие лиц, виновных в недостаче готовой продукции. Бухгалтерии списать недостачу хлеба (далее идет перечисление продукции в количественном и суммовом выражении) в состав прочих расходов";

бухгалтерская справка-расчет по списанию готовой продукции. Формируется в бухгалтерской программе в документе "Операции, введенные вручную". 

Бухгалтерский учет 

Согласно подп. "в" п. 3 ФСБУ 5/2019 готовая продукция является запасами.

ФСБУ 5/2019 не содержит порядка учета выбытия готовой продукции в результате недостачи.

В то же время стандарт по учету запасов устанавливает, что при списании запасов их балансовая стоимость признается расходом периода (п. 43 ФСБУ 5/2019):

а) в котором признана выручка от продажи этих запасов;

б) в котором данное выбытие (списание) произошло, в случаях, отличных от продажи запасов.

Отсюда следует, что при выбытии готовой продукции в результате недостачи их балансовая стоимость включается в состав прочих расходов (пп. 4, 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) в периоде, в котором завершилась инвентаризация, выявившая недостачу готовой продукции (подп. "б" п. 43 ФСБУ 5/2019).

Планом счетов бухгалтерского учета для отражения в учете суммы недостач готовой продукции предусмотрен счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению стоимость недостачи готовой продукции списывается с кредита счета 43 "Готовая продукция" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" до появления у организации оснований, позволяющих покрыть недостачу за счет соответствующих источников.

Из подп. "б" п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, а также Инструкции по применению Плана счетов следует, что суммы, учтенные на счете 94, в зависимости от источников возмещения в дальнейшем списываются:

в пределах норм естественной убыли - на счета учета затрат (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и др.);

сверх норм - за счет виновных лиц (счет 73, субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" или счет 76, субсчет "Расчеты по претензиям");

если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи готовой продукции списываются на финансовые результаты организации (счет 91, субсчет "Прочие расходы").

В рассматриваемом случае виновные лица не установлены. Готовая продукция подлежит списанию сверх норм естественной убыли.

Таким образом, недостача готовой продукции отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дебет 94 Кредит 43

- по результатам инвентаризации выявлена недостача готовой продукции сверх норм естественной убыли, виновные лица не установлены;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 94

- выявленная недостача готовой продукции списана на прочие расходы (для целей налогового учета - в расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль). 

Налог на прибыль

Согласно ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки, понесенные им.

В налоговом учете в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрено только два случая включения убытков в виде потерь в расходы при налогообложении прибыли:

в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ);

потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Поэтому если лицо, виновное в недостаче или порче материалов, установлено, то суммы понесенных организацией убытков при налогообложении не учитываются. Но в таком случае не должны учитываться при налогообложении и суммы, возмещенные виновником.

Если же виновных лиц найти не удалось, то факт их отсутствия для правомерного учета в целях налогообложения понесенных организацией убытков, должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (смотрите письма Минфина России от 30.09.2020 N 03-03-05/85839, от 27.04.2020 N 03-03-07/34451, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81919, от 06.10.2017 N 03-03-06/1/65418, от 11.09.2007 N 03-03-06/1/658, от 19.03.2007 N 03-03-06/1/159).

В рассматриваемом случае недостача готовой продукции сверх норм естественной убыли, виновные лица не установлены, возникшая недостача документально не подтверждена уполномоченным органом государственной власти.

Следовательно, расходы на списание недостачи готовой продукции не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи в соответствии с ФСБУ 5/2019 (июль 2023 г.);

Энциклопедия решений. Учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи (июль 2023 г.);

Энциклопедия решений. Порядок проведения инвентаризации: пошаговый алгоритм (на основе методических указаний N 49) (июль 2023 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатов Дмитрий 

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Организация (ООО) на УСН (доходы минус расходы) организует мероприятие в городе.
Для этого ООО приглашает спонсоров и приглашает участников мероприятия. Для участия в конкурсе необходимо внести взнос участника. По итогам конкурса будут определены победители и раздаваться призы - как денежные, так и материальные, в том числе сертификаты.
1. Как отразить поступление по суммам спонсорской помощи? Какой (закрывающий) документ надо выписать спонсору?
2. Как отразить данную операцию в КУДиР? Уменьшает ли данная операция УСН?
3. Как отразить поступление от участников за право участия в конкурсе? Какой (закрывающий) документ надо выписать участнику?
4. Каким документом отразить выдачу денежных призов (скорее всего, будет перечисление на счет участника (ООО))?
5. Каким документом отразить выдачу материальных призов (допустим, техника или сертификаты на услуги)?
6. Как отразить данную операцию в КУДиР? Уменьшает ли данная операция УСН?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В доходах организатора конкурса учитываются в общем порядке (как доход от оказания услуг за плату):

спонсорские взносы;

организационные (регистрационные) взносы от участников.

В расходах могут быть учтены затраты, связанные с подготовкой и проведением конкурса, а также призы, выдаваемые победителям конкурса при условии, что данное мероприятие может быть квалифицировано как реклама товаров, работ, услуг самого его организатора. Подробнее о признании конкурса как мероприятия рекламного характера описано далее (раздел "Расходы").

В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, документальным подтверждением расходов как рекламных могут служить:

приказ (распоряжение) руководителя на проведение в рекламных целях конкурса, направленного на привлечение внимания к организации и ее товарам (работам, услугам);

смета мероприятия (конкурса) с указанием доходной части (в виде спонсорской помощи и взносов от конкурсантов) и расходной части (включая расходы на формирование призового фонда);

документы, подтверждающие осуществление расходов, связанных с подготовкой и проведением конкурса (в т.ч. приобретение сертификатов и иных призов);

документы, подтверждающие выдачу призов;

отчеты ответственных лиц об итогах проведения конкурса (целесообразно к подтверждающим документам приложить фото рекламы (информации о проведении конкурса) и фото завершения конкурса (вручения призов)).

Порядок документального оформления операций, связанных с организацией мероприятия, предполагающего привлечение спонсоров и участников (при условии уплаты организационного взноса) не установлен.

В рассматриваемой ситуации организатор конкурса:

1) получает денежные средства от спонсоров по договору об оказании спонсорской помощи. Данный вид поступлений квалифицируется как оказание рекламных услуг спонсору и отражается в доходах организатора конкурса. После завершения мероприятия (конкурса) или после завершения отдельного этапа подготовки и проведения конкурса (в зависимости от условий договора, условий для спонсоров) оказанные услуги оформляются актом (если его составление предусмотрено договором) и/или отчетами о расходовании спонсорской помощи и о видах и местах размещения рекламы Спонсора;

2) получает организационные (регистрационные) взносы от участников конкурса. Данный вид поступлений квалифицируется как плата за участие в мероприятии, организатором которого является организация. Оформляется организатором конкурса как обычное поступление денежных средств (ККТ не применяется, т.к. отсутствуют "расчеты") и подтверждается (как основание для квалификации поступивших средств) документом, предусмотренным условиями конкурса, например заявкой на участие в конкурсе и/или договором об участии в конкурсе. Для участника конкурса указанные документы (заявка на участие в конкурсе, подтвержденная организатором (например, "Принято "Дата, время". Подпись уполномоченного сотрудника организатора конкурса") и/или договор об участии в конкурсе) является подтверждением цели перечисления оргвзноса;

3) выдает призы в денежной и материальной форме.

Порядок оформления операции по выдаче призов не установлен, поэтому, помимо обязательных документов (например, кассовых), могут использоваться документы, утвержденные самим организатором конкурса, например:

протокол конкурсной комиссии об определении победителей, акт вручения приза или расписка о получении приза (с указанием наименования победителя и данных физлица - представителя организации-победителя);

расходный кассовый ордер, накладная на передачу сертификата или материального приза - оформляемые при выдаче денежных средств и материальных призов сотруднику, ответственному за организацию протокольного (торжественного) мероприятия выдачи призов. Указанный сотрудник после завершения процедуры награждения оформляет авансовый отчет, подтверждающий выполнение поручения о передаче призов победителям. 

Обоснование позиции:

Отношения между сторонами в данном случае регулируются главой 57 ГК РФ "Публичный конкурс" (в части взаимоотношений с участниками), а также Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (в части взаимоотношений со спонсорами мероприятия, а также в части самой подготовки и организации конкурса как мероприятия рекламного характера).

Возможность получения вознаграждения (приза) по итогам конкурса связана с необходимостью выполнения определенного задания, предусмотренного условиями конкурса (п. 1 ст. 1057п. 4 ст. 1057 ГК РФ). Поэтому отношения, возникающие между организатором и победителем конкурса в связи с выплатой последнему предусмотренного условиями конкурса вознаграждения (приза), не могут квалифицироваться как дарение, поскольку при наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением (абзац 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона N 38-ФЗ спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Следовательно, спонсорскую помощь возможно рассматривать в качестве платы за спонсорскую рекламу. В этом случае спонсор и спонсируемый признаются соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

В рассматриваемой ситуации организатор конкурса:

получает денежные средства от спонсоров по договору об оказании спонсорской помощи;

получает организационные (регистрационные) взносы от участников конкурса;

выплачивает призы в денежной и материальной форме. 

Налоговый учет и документальное оформление 

Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, предусмотренные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). 

Доходы 

Учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пп. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 249 и 250 НК РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

К внереализационным доходам относятся, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или безвозмездно полученных имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Закрытый перечень доходов, которые не включаются в налоговую базу на УСН, приведен в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. В частности, это доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, где содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Доход в виде спонсорского взноса в указанном перечне не поименован.

Таким образом, спонсорский взнос, полученный организацией по договору о спонсорской рекламе, признается платой за услуги организатора конкурса и, соответственно, учитывается при определении налоговой базы на УСН у спонсируемой организации как доход от оказания услуг за плату (письма Минфина России от 26.03.2018 N 03-03-06/3/18929, от 09.01.2017 N 03-03-06/3/80029, от 17.01.2013 N 03-03-06/4/5, УФНС России по г. Москве от 30.10.2006 N 20-12/95217). Спонсорский взнос признается платой за спонсорскую рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно - рекламодателем и рекламораспространителем (письмо ФНС России от 18.04.2005 N 03-1-04/635/10).

В качестве неучитываемых при налогообложении доходов в п. 2 ст. 251 НК РФ предусмотрены целевые поступления, а в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ - средства в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Однако приведенный в них перечень целевых поступлений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поступления в виде организационного (регистрационного) взноса, получаемого коммерческой организацией - организатором конкурса (мероприятия), под освобождение не подпадают*(1).

Таким образом, в доходах организатора конкурса учитываются в общем порядке (как доходы от оказания услуг за плату):

спонсорские взносы;

организационные (регистрационные) взносы от участников.

Исходя из п. 1 ст. 346.17 НК РФ указанные поступления учитываются в доходах на УСН в момент поступления денег или при получении другого имущества. Документом, подтверждающим поступление средств, является банковская выписка. Квалификация поступления как дохода осуществляется на основании:

для спонсорской помощи - договора об оказании спонсорской помощи;

для взносов от конкурсантов - документа, предусмотренного условиями конкурса: заявка на участие в конкурсе и/или договор об участии в конкурсе.

Поступления отражаются в Книге учета доходов и расходов в разделе I "Доходы и расходы" в графе 4 "Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы". 

Расходы 

В общем случае организатор конкурса может учесть расходы, понесенные в связи с проведением мероприятия, в налоговом учете, но при условии, что они удовлетворяют критериям, установленным в ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованность и направленность на получение дохода).

Связь расходов с деятельностью, направленной на получение доходов (в виде спонсорской помощи и организационных взносов), подтверждается сметой мероприятия.

В то же время перечень расходов, содержащийся в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются (письма Минфина России от 07.04.2016 N 03-11-06/2/19835, от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26501, от 24.10.2014 N 03-11-06/2/53908, от 01.09.2014 N 03-11-06/2/43627, от 28.10.2013 N 03-11-11/45487 и др.).

1. Так, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ могут учитываться расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. Данные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ)*(2).

Однако квалификация информации о конкурсе как рекламы зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации. Если информация отвечает признакам рекламы, формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Закона N 38-ФЗ (письмо Минфина России от 18.03.2019 N 03-03-06/1/17847).

Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Считаем, что для квалификации затрат, понесенных организацией в процессе подготовки и проведения конкурса, в качестве рекламных необходимо одновременное выполнение следующих условий:

затраты должны быть произведены с целью привлечения внимания к организации, формирования или поддержания интереса к ней, продвижения на рынке оказываемых организацией услуг, выполняемых работ, реализуемых товаров;

реклама должна быть направлена на неопределенный круг лиц.

В случае проведения конкурса как мероприятия, направленного на информирование неопределенного круга лиц об организаторе этого конкурса, о его товарах, работах, услугах, полагаем, что затраты, связанные с проведением конкурса, могут быть учтены как расходы на рекламу.

При этом в указанные расходы включаются также расходы на выплату призов и расходы на приобретение сертификатов и материальных призов, выдаваемых победителям конкурса. Такие расходы могут быть отнесены к нормируемым расходам на рекламу.

Отметим, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые налогоплательщик должен оформить для подтверждения осуществленных расходов, что позволяет преодолевать неоправданные ограничения налогоплательщиков в возможности выбора способов доказывания осуществленных хозяйственных операций для целей налогообложения (определение КС РФ от 24.09.2012 N 1543-О).

В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, документальным подтверждением рекламных расходов могут служить:

приказ (распоряжение) руководителя о проведении в рекламных целях конкурса, направленного на привлечение внимания к организации и ее товарам (работам, услугам);

смета мероприятия (конкурса) с указанием доходной части (в виде спонсорской помощи и взносов от конкурсантов) и расходной части (включая призовой фонд);

документы, подтверждающие осуществление расходов, связанных с проведением конкурса (в т.ч. приобретение сертификатов);

документы, подтверждающие выдачу призов. Отметим, что порядок оформления операции по выдаче призов не установлен, поэтому могут использоваться документы, утвержденные самим организатором конкурса (протокол конкурсной комиссии об определении победителей, акт вручения приза (с указанием победителя (представителя организации-победителя), расходный кассовый ордер, авансовый отчет - при выплате денежного приза сотруднику организации, который уполномочен на вручение призов (ККТ не применяется, поскольку операция не соответствует понятию "расчеты");

отчеты ответственных лиц об итогах проведения конкурса (целесообразно к подтверждающим документам приложить фото рекламы (информации о проведении конкурса) и фото завершения конкурса (вручения призов)).

2. В случае если проведение конкурса нельзя признать в качестве мероприятия, направленного на рекламу самого организатора конкурса, то могут быть учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору об оказании спонсорской помощи.

Оказанные спонсору услуги оформляются актом об оказании услуг (если его составление предусмотрено договором) и/или отчетами о расходовании спонсорской помощи и о видах и местах размещения рекламы Спонсора.

В таком случае могут быть учтены расходы в виде стоимости услуг, работ третьих лиц (печать и распространение буклетов и иных материалов (в т.ч. в Интернете), содержащих информацию о конкурсе и его спонсорах).

Однако в силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ и п. 16 ст. 270 НК РФ не могут быть учтены в расходах призы, передаваемые победителям конкурса - как расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. Смотрите, например, письмо УФНС по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2008 N Ф04-2062/2008(2718-А45-26), в котором суд и налоговый орган исходили из того, что если передача призов и подарков не отвечает признакам рекламы, то подлежит применению п. 16 ст. 270 НК РФ.

3. Расходами налогоплательщиков, применяющих УСН, признаются затраты после их фактической оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения (смотрите письмо Минфина России от 18.01.2010 N 03-11-11/03).

Расходы, квалифицированные как рекламные или как расходы, связанные с оказанием услуг спонсорам, отражаются в графе 5 раздела I "Доходы и расходы". 

Бухгалтерский учет 

В рассматриваемом случае применяются общие правила учета доходов и расходов, установленные ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Расходы на проведение конкурса следует отнести к расходам по обычным видам деятельности на основании пп. 5, 16 ПБУ 10/99.

Расходы, связанные с проведением мероприятия, в т.ч. расходы, связанные с выплатой денежных средств победителям конкурса, приобретением сертификатов, предназначенных для передачи победителям (расходы отражаются в смете мероприятия), накапливаются на счете 20 и списываются в дебет счета 90 при завершении мероприятия:

Дебет 20 Кредит 60, 70, 69 и т.д.

- учтены расходы на проведение мероприятия. 

Учет спонсорской помощи 

Если в договоре об оказании спонсорской помощи имеются обязательства получателя помощи осуществлять рекламу спонсора в виде размещения информации о спонсоре при проведении мероприятия, то полученная спонсорская помощь учитывается как аванс (п. 3 ПБУ 9/99), а после завершения мероприятия - как выручка (п. 12 ПБУ 9/99):

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит счета 62, субсчет "Авансы полученные"

Дебет 62 Кредит 90-1

- отражена выручка от оказания рекламных услуг после завершения мероприятия (завершения этапа) и подписания акта об оказанных услугах (если это предусмотрено договором);

Дебет 62, субсчет "Авансы полученные" Кредит 62

- зачтена сумма аванса;

Дебет 90-2 Кредит 20

- списаны расходы на оказание рекламных услуг (в соответствии со сметой проведения мероприятия). 

Учет взносов от участников 

Можно рассматривать организационный взнос как компенсацию затрат организатора, связанных с проведением мероприятия (например, печать буклетов, информационных материалов, аренду помещений и транспорта, обед). При этом расчет суммы организационных взносов осуществляется в смете мероприятия. В таком случае учет взносов осуществляется в следующем порядке:

Дебет 51 (50) Кредит 76, субсчет "Расчеты с участниками конкурса"

- получен регистрационный взнос от участника конкурса;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с участниками конкурса" Кредит 90, субсчет "Выручка"

- отражена выручка от оказания услуг по предоставлению права участвовать в конкурсе (регистрации);

Дебет 90-2 Кредит 20

- списаны расходы, связанные с организацией конкурса (в соответствии со сметой проведения мероприятия). 

Учет сертификатов 

Вопрос учета подарочных сертификатов законодательством не урегулирован*(3).

Налоговые органы и арбитражные суды, как правило, рассматривают оформление сертификата покупателю как способ подтверждения предварительной оплаты товаров (работ, услуг) (письма Минфина России от 25.04.2011 N 03-03-06/1/268, УФНС России по г. Москве от 22.10.2009 N 17-15/110609, от 04.08.2009 N 17-15/080428, определение ВС РФ от 25.12.2014 N 305-КГ14-1498, постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2008 N Ф09-883/08-С1).

На основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", полагаем, что до момента передачи победителям конкурса подарочных сертификатов, дающих право на приобретение товаров (работ, услуг) на указанную в них сумму, их стоимость можно учитывать одним из следующих способов:

на счете 50, субсчет "Денежные документы";

на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" с одновременным отражением их количества и стоимости на забалансовом счете для обеспечения сохранности и контроля за движением приобретенных подарочных сертификатов.

Выбранный способ учета подарочных сертификатов следует отразить в учетной политике организации.

В случае, если учет сертификатов осуществляется на счете 50 "Касса", субсчет "Денежные документы", рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими записями на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 76 Кредит 51

- перечислены денежные средства в оплату стоимости подарочных сертификатов;

Дебет 50, субсчет "Денежные документы" Кредит 76

- оприходованы подарочные сертификаты в качестве денежных документов.

Выдача призов отражается как затраты, связанные с проведением мероприятия (в форме оценочного обязательства или без применения ПБУ 8/2010 - как расчеты с победителями конкурса). 

Учет формирования и выдачи призового фонда 

В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (далее - ПБУ 8/2010) обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения признается оценочным обязательством.

Согласно п. 5 ПБУ 8/2010 оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;

уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

В рассматриваемой ситуации на дату публичного объявления о проведении конкурса у организации возникает обязанность по выдаче призов победителям указанного конкурса. В такой ситуации, на наш взгляд, организации, применяющей ПБУ 8/2010, следует на дату публичного объявления о проведении конкурса признать в учете оценочное обязательство в сумме расходов на выплату призового фонда.

Отметим, что организации, которые вправе использовать упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, могут не применять ПБУ 8/2010 и, следовательно, не признавать оценочные обязательства (п. 3 ПБУ 8/2010).

Таким образом, формирование призового фонда и выдача его победителям конкурса могут быть отражены в учете организации следующими записями:

а) в случае применения ПБУ 8/2010 и принятия решения о формировании оценочного обязательства:

Дебет 20 Кредит 96

- отражено оценочное обязательство в сумме расходов на выплату призового фонда;

Дебет 96 Кредит 76, субсчет "Расчеты с победителями конкурса"

- отражено использование резерва при вручении приза победителям;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с победителями конкурса" Кредит 51 (50)

- вручены денежные призы;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с победителями конкурса" Кредит 50, субсчет "Денежные документы"

- вручены сертификаты.

б) в случае неприменения ПБУ 8/2010 или принятия решения о том, что оценочное обязательство формироваться не будет:

Дебет 20 (91, субсчет "Прочие расходы") Кредит 76, субсчет "Расчеты с победителями конкурса"

- учтены в составе расходов затраты на выплату призового фонда;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с победителями конкурса" Кредит 51 (50)

- вручены призы. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга 

Ответ прошел контроль качества 

 

Разное

 

При упрощенном варианте ликвидации может ли организация продолжать свою деятельность (например, пробивать выручку по кассе до определенного момента)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Формального запрета на осуществление деятельности после направления в регистрирующий орган заявления об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ закон не предусматривает. Однако нельзя исключить, что в этом случае регистрирующим органом может быть принято решение о невозможности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. 

Обоснование позиции:

С 1 июля 2023 года юридические лица - субъекты малого или среднего предпринимательства могут прекратить свою деятельности не путем ликвидации с соблюдением установленного ст. 61-64 ГК РФ порядка (с назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии), составлением и утверждением промежуточного и окончательного ликвидационных балансов), а в упрощенном порядке, при котором субъект малого или среднего предпринимательства принимает решение о прекращении своей деятельности, и на основании такого решения в отсутствие возражений заинтересованных лиц юридическое лицо исключается регистрирующим органом из ЕГРЮЛ (ст. 21.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации)*(1).

Этот порядок прекращения деятельности может быть применен, если одновременно соблюдаются следующие условия (п. 7 ст. 21.3 Закона о госрегистрации):

сведения о юридическом лице включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

юридическое лицо не является плательщиком НДС или освобождено от его исчисления и уплаты;

в ЕГРЮЛ не содержатся сведения о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности;

юридическое лицо не имеет в собственности недвижимое имущество и транспортные средства;

юридическое лицо не находится в процессе ликвидации, реорганизации, исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа;

в регистрирующем органе отсутствуют сведения, предусмотренные подп. "и.2" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, т.е. в отношении юридического лица не возбуждено производство по делу о банкротстве юридического лица, не введены процедуры банкротства.

Для исключения из ЕГРЮЛ участники юридического лица принимают соответствующее решение, после чего в регистрирующий орган направляется заявление об исключении субъекта малого или среднего предпринимательства из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 21.3 Закона о госрегистрации).

Форма заявления и требования к оформлению заявления утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ст. 21.3 Закона о госрегистрации), однако на сегодняшний день форма и требования к ее оформлению не утверждены, что по существу исключает возможность реализации процедуры, предусмотренной ст. 21.3 Закона о госрегистрации.

В законе отсутствуют нормы, которые бы ограничивали правоспособность юридического лица в период с даты подачи заявления об исключении из ЕГРЮЛ до даты такого исключения. Однако нужно учитывать, что п. 5 ст. 21.3 Закона о госрегистрации предусмотрено, что в заявлении подтверждается, что расчеты с кредиторами юридического лица завершены, все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ для работников, увольняемых в связи с прекращением деятельности юридического лица, произведены и юридическое лицо не позднее чем за один рабочий день до дня исключения его из ЕГРЮЛ исполнит установленные обязанности по представлению предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах документов отчетности и по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате.

На наш взгляд, приведенная норма предполагает, что на момент представления в регистрирующий орган заявления об исключении из ЕГРЮЛ юридическое лицо должно фактически прекратить деятельность. Если после подачи заявления организация продолжает осуществлять деятельность (в т.ч. использует ККТ), это может означать, как минимум, что расчеты с работниками она еще не завершила, а значит, не соответствует всем условиям, перечисленным в п. 7 ст. 21.3 Закона о госрегистрации. Представляется, что в этом случае регистрирующий орган может прийти к выводу о наличии незавершенных юридическим лицом расчетов с кредиторами из числа указанных в п. 1 ст. 64 ГК РФ, а также о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. При таких обстоятельствах нельзя исключить, что регистрирующий орган в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока принятия решения о предстоящем исключении, уведомляет заявителей о невозможности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием причин на основании п. 8 ст. 21.3 Закона о госрегистрации.

В заключение еще раз подчеркнем, что применение предусмотренного ст. 21.3 Закона о госрегистрации порядка еще не реализовано и практика применения указанной статьи на сегодняшний день не сформирована. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей 

Ответ прошел контроль качества

 

Может ли самозанятый выступать в агентских договорах как физическое лицо? Ввиду того, что агентские договоры с самозанятыми запрещены в силу подп. 5 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ, то возможно ли не учитывать данный статус с учетом оплаты всех установленных налогов и взносов, которые произведет принципал, при таком договоре именно с физическим лицом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При заключении агентского договора физическое лицо, выступающее агентом, утрачивает право на применение НПД и подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика НПД.

Обоснование вывода:

Налог на профессиональный доход (НПД) относится к специальным налоговым режимам, введенным в порядке эксперимента (подп. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ), регулируется Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон).

Возможность применения НПД ограничена определенными рамками, установленными ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 Закона. Часть 2 ст. 4 Закона содержит перечень лиц, которые не вправе применять НПД, а ч. 2 ст. 6 Закона ограничивает возможность применения НПД в отношении отдельных видов доходов физических лиц.

Исходя из пп. 5 ч. 2 ст. 4 Закона, лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, не вправе применять НПД (за некоторым исключением, не имеющим отношения к рассматриваемой ситуации) (письмо Минфина России от 25.10.2022 N 03-11-11/103275, Вопрос: Можно ли работать на этом налоговом режиме по агентским договорам? официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2019 г.)).

Согласно ч. 19 ст. 5 Закона лицо считается утратившим право на применение НПД со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с пп. 1 ч. 2 ст. 4 Закона.

Следовательно, физическое лицо, начавшее выступать посредником, считается утратившим право на применение НПД, полагаем, - со дня заключения агентского договора.

Частью 12 ст. 5 Закона установлено, что снятие налогоплательщика НПД с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения НПД, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям ч. 2 ст. 4 Закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог" заявления о снятии с учета.

Также налоговый орган по своей инициативе может снять с учета налогоплательщика, который перестал соответствовать требованиям ч. 2 ст. 4 Закона, уведомив его об этом через мобильное приложение "Мой налог" или единый портал (в случае представления заявления о постановке на учет через единый портал) либо через уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) (ч. 15, ч. 17 ст. 5 Закона, письмо УФНС России по г. Москве от 06.07.2023 N 20-21/074680@). С даты снятия налогоплательщика с учета его обязанность по уплате НПД прекращается (ч. 18 ст. 5 Закона).

Отметим, что при несоответствии требованиям ч. 2 ст. 6 Закона, в отличие от пп. 1 ч. 2 ст. 4 Закона, остается возможность применения НПД к другим, разрешенным видам деятельности. Так, например, если физлицо получит доход в рамках трудовых отношений, который не будет облагается налогом в рамках НПД (пп. 1 ч. 2 ст. 6 Закона), то в отношении дохода по договору возмездного оказания услуг это же физлицо сможет применять НПД (письмо ФНС России от 28.08. 2019 N СД-4-3/17127@, Вопрос: Вправе ли гражданин РФ одновременно работать по трудовому договору в штате организации и быть зарегистрированным в качестве самозанятого? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)).

Но право на применение НПД полностью утрачивается, когда, например, доход налогоплательщика превысил 2,4 млн руб. (пп. 8 ч. 2 ст. 4 Закона), когда предприниматель заключил трудовой договор с работником (пп. 4 ч. 2 ст. 4 Закона), и в других случаях, указанных в ч. 2 ст. 4 Закона. В такой ситуации налоговый орган может самостоятельно снять ИП с учета в качестве плательщика НПД (п. 17 ст. 5 Закона) (смотрите также материал Утрата ИП статуса самозанятого и переход на иной спецрежим (Карсетская Е.В. Самозанятые: налог на профессиональный доход. - "Издательство АйСи", 2019 г.). Вопрос: Что делать, если годовой доход превысил 2,4 млн. рублей? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", февраль 2019 г.)).

Таким образом, физлицо, выступая агентом по агентскому договору, прекращает удовлетворять требованиям пп. 1 ч. 2 ст. 4 Закона, что приводит к невозможности для него применять НПД при любой деятельности.

Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе, при соответствии требованиям пп. 1 ч. 2 ст. 4 Закона (в данном случае - при прекращении оказания посреднических услуг) будет вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика НПД при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу (ч. 11, ч. 16 ст. 5 Закона, Можно ли после снятия с учета в качестве плательщика НПД встать на такой учет повторно? // Налог на профессиональный доход теперь в Республике Крым и в Севастополе (М.В. Подкопаев, журнал "Бухгалтер Крыма", N 7, июль 2020 г.)). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Вопрос: Риски у заказчика (ОСН) в случае заключения договора с физическим лицом (НПД) на оказание услуг, содержащего элементы агентского договора (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);

Вопрос: Какой налог должно уплачивать физлицо (агент-посредник, одновременно являющийся сотрудником принципала), которое также является самозанятым (НПД или НДФЛ)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"МеталлоПрофиль
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения