Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 20 по 26 февраля 2023 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 17.02.2023 N 22-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Установлен порядок налогообложения операций в рамках соглашений о сервисных рисках и об управлении финансированием, а также уточнен порядок взимания акциза в отношении отдельных углеводородов

Поправки в НК РФ связаны в том числе с принятием закона, регулирующего правоотношения сторон, заключивших соглашения о совместной деятельности по добыче полезных ископаемых, предусматривающие в числе прочего порядок распределения полезных ископаемых либо денежных средств или иного имущества от их реализации.

Настоящим законом вводится порядок налогообложения операций, осуществляемых в рамках таких соглашений, в том числе: установлены операции, освобождаемые от НДС; определены внереализационные доходы и расходы участников соглашений, а также порядок их признания в учете; установлены доходы и расходы, не подлежащие включению в налоговую базу по налогу на прибыль, и пр.

Отдельные положения закона уточняют порядок взимания акциза в отношении операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, а также скорректированы условия применения ставки акциза 0 процентов на нефтяное сырье в случае заключения соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.

 

Федеральный закон от 17.02.2023 N 29-ФЗ
"О внесении изменений в статью 342.10 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Налогоплательщикам, заключившим инвестиционное соглашение о добыче металлов платиновой группы, предоставлено право на применение к ставке НДПИ коэффициента Кмкр, равного 0

Для многокомпонентных комплексных руд, добываемых на территории Красноярского края, ставка НДПИ применяется с учетом коэффициента Кмкр.

Согласно принятому закону коэффициент Кмкр принимается равным 0 при добыче многокомпонентных комплексных руд, содержащих медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, лицензия на пользование которыми впервые выдана до 1 января 2014 года и степень выработанности запасов которых на 1 января 2022 года составляет менее 1 процента, при условии одновременного выполнения ряда требований, в том числе:

налогоплательщиком до 31 декабря 2023 года заключено инвестиционное соглашение о добыче металлов платиновой группы;

в добываемой многокомпонентной комплексной руде в соответствии с данными госбаланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2022 года содержание металлов платиновой группы составляет не менее 1 грамма на 1 тонну руды и не более 4 граммов на 1 тонну руды.

 

Федеральный закон от 17.02.2023 N 31-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"

Уточнены случаи, при которых аудиторская организация, индивидуальный аудитор не могут проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги

В частности, аудит и оказание сопутствующих аудиту услуг не должны осуществляться в том числе в случае, если:

аудируемое лицо является кредитором аудиторской организации, индивидуального аудитора по денежным и иным обязательствам (за исключением обязательств по договору займа, кредитному договору) в объеме более чем 10 процентов балансовой стоимости активов этих аудиторской организации, индивидуального аудитора;

аудиторская организация, ее руководитель, иное должностное лицо, работник аудиторской организации, являющийся участником аудиторской группы, родственник руководителя этой аудиторской организации или работника аудиторской организации, являющегося участником аудиторской группы, владеют финансовыми инструментами аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, либо являются выгодоприобретателями по таким финансовым инструментам. При этом понятие "финансовый инструмент" используется в значении, определенном в статье 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

лицо, подконтрольное аудируемому лицу, является лицом:

заключившим договор страхования ответственности этих аудиторской организации, индивидуального аудитора, заключившим договор займа, кредитный договор, договор поручительства с этими аудиторской организацией, индивидуальным аудитором или выдавшим независимую гарантию этим аудиторской организации, индивидуальному аудитору;

заключившим договор займа, кредитный договор, договор поручительства с руководителем этой аудиторской организации или выдавшим независимую гарантию руководителю этой аудиторской организации.

Также закреплено, что единоличный исполнительный орган саморегулируемой организации аудиторов не может быть любым родственником учредителя (участника, акционера), контролирующего лица аудиторской организации.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года.

 

Федеральный закон от 17.02.2023 N 33-ФЗ
"О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Установлены размеры госпошлины за выдачу (переоформление) новых видов разрешительных документов в сфере оборота оружия

Госпошлина вводится за выдачу (переоформление) разрешения на ношение и использование охотничьего оружия, передачу иностранному гражданину охотничьего оружия для ношения и использования в целях охоты, транспортирование оружия и (или) патронов, перевозку оружия и патронов.

Федеральный закон вступает в силу с 15 июля 2023 года.

 

Проект Федерального закона N 297906-8 "О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Предлагается расширить перечень видов РИД, на которые распространяется льготный режим налогообложения

Законопроектом вносятся изменения в пункт 1 статьи 284 НК РФ в части определения видов результатов интеллектуальной деятельности (РИД), прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке, устанавливаемой законами субъектов РФ.

Льготный режим налогообложения предлагается распространить на охранные документы (патенты), выданные иностранными патентными ведомствами российским патентообладателям, в связи с чем у российских правообладателей появятся дополнительные основания для закрепления исключительных прав на зарегистрированные в иностранных патентных ведомствах российские технологии (патенты, выданные иностранными патентными ведомствами).

В пояснительной записке к законопроекту также отмечено, что у российских юридических лиц отпадет необходимость передачи исключительных прав иностранным юридическим лицам, созданным в юрисдикциях, предусматривающих режим "патентной коробки" для лицензионных платежей в отношении зарегистрированной в других юрисдикциях интеллектуальной собственности.

 

Письмо Минфина России от 09.02.2023 N 03-03-06/2/10565
"О налогообложении еврооблигаций при замене их на замещающие облигации"

Минфином разъяснен порядок налогообложения дохода по еврооблигациям в связи с их заменой на замещающие облигации

Исполнение российскими юрлицами обязательств перед держателями еврооблигаций может осуществляться путем размещения облигаций в пользу держателей еврооблигаций с их оплатой еврооблигациями (замещающие облигации). Передача еврооблигаций в обмен на замещающие облигации является их реализацией, влекущей обязанность определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Особый порядок признания доходов от операций с еврооблигациями, установленный пунктом 3 статьи 271 НК РФ, в данном случае не применяется, поскольку касается только погашения еврооблигаций.

Дата признания дохода от выбытия еврооблигаций в рассматриваемом случае определяется в общеустановленном порядке с применением положений статьи 280 НК РФ.

В том случае, если налоговая стоимость еврооблигаций равна номинальной стоимости замещающих облигаций, то, по мнению Минфина, налоговая база от реализации еврооблигаций будет равна нулю.

 

<Письмо> Минфина России от 14.02.2023 N 03-03-06/1/12385 "О применении пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и пониженных тарифов страховых взносов, установленных для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, организацией, оказывающей банковские услуги с использованием программ для ЭВМ"

Минфин разъяснил условия применения льгот, установленных НК РФ, организацией, оказывающей банковские услуги с использованием собственных программ для ЭВМ

В разъяснениях уделено внимание в том числе определению доли доходов от IT-деятельности, которая должна составлять не менее 70 процентов в общей сумме доходов организации.

Отмечено, в частности, что к банковским услугам, доходы от оказания которых с использованием собственного программного обеспечения не учитываются в доле доходов от осуществления ИТ-деятельности, следует относить весь функционал, реализуемый организацией при оказании клиентам различных видов банковских услуг, включая предоставление клиенту возможности оставить заявку на открытие счета или получение кредита, проведение оценки возможных рисков для банка при выдаче кредита или открытии счета конкретному клиенту.

 

<Письмо> ФНС России от 30.01.2023 N Д-5-20/7@
"Об организации и проведении контрольных мероприятий за применением контрольно-кассовой техники в 2023 году"

ФНС сообщает о проведении в 2023 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по применению ККТ

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 предусматривается возможность проведения в 2023 году внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (КНМ) в виде документарной проверки, а также КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, а в случае выявления нарушений обязательных требований - незамедлительного проведения контрольной закупки.

В письме приведены критерии для отбора налогоплательщиков для проведения КНМ, требования к подготовке мотивированных представлений о проведении КНМ, а также к порядку проведения соответствующих контрольных мероприятий.

 

Письмо ФНС России от 08.02.2023 N АБ-4-19/1436@
"Об организации взаимодействия с налогоплательщиками"

ФНС сообщает об организации работы с налогоплательщиками в связи с увеличением обращений по вопросам, касающимся введения единого налогового счета (ЕНС)

Территориальным налоговым органам даны поручения по работе с налогоплательщиками в период по 28.02.2023, предусматривающие в числе прочего: оперативное обслуживание налогоплательщиков в местах приема, обеспечение качественного и всестороннего рассмотрения любых обращений налогоплательщиков и пр.

 

Письмо ФНС России от 10.02.2023 N СД-4-2/1627@
"О риск-ориентированном подходе при проведении допросов"

ФНС даны поручения, направленные на повышение эффективности привлечения свидетелей при осуществлении налогового контроля

В числе причин низкой эффективности привлечения свидетелей названы в числе прочего: отсутствие мотивации вследствие незначительного размера штрафа за неявку в качестве свидетеля, а также отсутствие предварительного анализа роли свидетеля и значимости его показаний.

При этом поручается, в частности, обеспечить риск-ориентированный подход при подготовке повесток о допросе свидетеля, сократить не менее чем на 30% количество вызовов свидетелей на допросы в 1 кв. 2023 года к уровню 4 кв. 2022 года.

 

Письмо ФНС России от 14.02.2023 N БВ-4-9/1702@
"О рассмотрении жалоб по вопросам, связанным с ЕНС"

ФНС указывает на необходимость оперативного рассмотрения жалоб налогоплательщиков по вопросам, связанным с ЕНС

Положениями НК РФ предусматривается право налоговых органов оставить без рассмотрения жалобы, поданные с нарушением установленного порядка.

Вместе с тем ФНС указывает на необходимость рассмотрения по существу жалоб, связанных с введением единого налогового счета (ЕНС), с целью оперативного принятия мер по устранению причин нарушения прав налогоплательщиков.

Предлагается также предусмотреть возможность наделить функцией по рассмотрению жалоб по указанной категории вопросов профильные отделы.

 

<Письмо> ФНС России от 16.02.2023 N КЧ-4-8/1821@кс
<О предоставлении рассрочки по страховым взносам лицам, которым в 2022 году продлены сроки уплаты страховых взносов>

ФНС сообщает о порядке предоставления рассрочки по уплате страховых взносов

1 марта 2023 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 17.01.2023 N 28, предусматривающее предоставление рассрочки по страховым взносам всем заинтересованным лицам, которым в 2022 году продлены сроки их уплаты в соответствии с пунктами 1 и 2 постановления.

Сообщается о сроках подачи заявлений, а также о порядке определения суммы для рассрочки, проводимой в автоматическом режиме.

 

<Письмо> ФНС России от 17.02.2023 N СД-4-3/1955@
<По вопросу применения налогового вычета при исчислении суммы акциза по алкогольной продукции, подлежащей уплате в бюджет, в соответствии с пунктом 19 статьи 200 НК РФ>

ФНС даны разъяснения по вопросу применения налогового вычета при исчислении суммы акциза по алкогольной продукции

При исчислении акциза на реализованную алкогольную продукцию вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные при приобретении или при ввозе в РФ виноматериалов, виноградного сусла, плодового сусла, плодовых сброженных материалов, использованных для производства указанной продукции.

С учетом положений НК РФ и ограничений, установленных законом о виноградарстве и виноделии в Российской Федерации, сообщается, что заявление производителями вина налоговых вычетов по акцизам, уплаченным при ввозе на территорию РФ по концентрированному виноградному суслу и (или) концентрированному ректификованному виноградному суслу и использованному до 26.06.2023, при соблюдении положений указанного законодательства является правомерным.

 

<Письмо> ФНС России от 20.02.2023 N КЧ-4-8/2003@кс
"О направлении рекомендуемых формы и формата заявления о предоставлении рассрочки по уплате страховых взносов в соответствии с ПП РФ N 776"

ФНС направляет рекомендуемые форму и формат заявления о предоставлении рассрочки в отношении страховых взносов

Форма и формат заявления разработаны в целях реализации положений Постановления Правительства РФ от 29.04.2022 N 776.

 

<Информация> ФНС России
"Вступили в силу формы заявлений для внесения в ЕГРЮЛ сведений об организациях в новых субъектах"

ФНС сообщает о порядке приведения в соответствие с законодательством РФ учредительных документов юрлиц, местом нахождения которых являются новые территории

21 февраля 2023 года вступил в силу приказ, которым утверждены формы заявлений о внесении сведений в ЕГРЮЛ об организациях, работающих на новых территориях.

Форма N Р18004 представляется юрлицами, сведения о которых были автоматически включены в ЕГРЮЛ на основании информации в соответствующих реестрах новых территорий.

Если сведения о действующей компании отсутствуют в ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган представляется форма N Р18003.

Обращено внимание на то, что в случае, если организации находятся на территориях ДНР и ЛНР и сведения о них автоматически были внесены в ЕГРЮЛ, то они должны привести свои учредительные документы в соответствие с российским законодательством и подать заявление по форме N Р18004 до 31.12.2023, а если в Запорожской и Херсонской областях - до 30.06.2024.

 

<Информация> ФНС России
"Представить персонифицированные сведения о физических лицах за январь необходимо до 27 февраля"

ФНС напоминает, что 27 февраля 2023 года - последний день, когда работодателям необходимо представить персонифицированные сведения о физических лицах

Сведения включают персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и других вознаграждений в их пользу за январь 2023 года по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@.

Работодатели, у которых более 10 работников, представляют персонифицированные сведения о физических лицах в электронной форме по ТКС.


<Информация> Минэкономразвития России от 20.02.2023 "Российский бизнес получит налоговые преференции за тиражирование интеллектуальной собственности"

Минэкономразвития: Правительство поддержало законопроект, который позволит российским компаниям платить по льготной ставке налог на прибыль в отношении лицензионных платежей из-за границы

Налоговую льготу получат российские компании, у которых есть запатентованные изобретения, полезные модели и промышленные образцы, зарегистрированные в профильных зарубежных или межправительственных организациях.

Предложенная законопроектом новация - так называемый режим "патентной коробки" (patent box) - будет способствовать созданию в России подразделений, приносящих прибыль от предоставляемой по лицензионным соглашениям интеллектуальной собственности, мотивировать зарубежные компании, заинтересованные в низких налогах, работать из российской юрисдикции.

Также законопроектом расширяется перечень объектов интеллектуальной собственности, на которые распространяется налоговая льгота. Сейчас это технологии, регистрируемые Роспатентом (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных). Законопроектом к таким объектам отнесены также селекционные достижения, зарегистрированные Минсельхозом.

 

<Информация> ФНС России
"Организациям необходимо представить уведомления о контролируемых иностранных компаниях за 2022 год до 20 марта"

20 марта 2023 года истекает срок представления организациями уведомлений о контролируемых иностранных компаниях за 2022 год

Представить уведомление о КИК необходимо независимо от полученного финансового результата.

Помимо уведомлений контролирующие лица должны представить документы, подтверждающие соблюдение условий освобождения от налогообложения прибыли КИК (за исключением организаций, образованных в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС и имеющих там постоянное местонахождение).

При отсутствии оснований для освобождения от налогообложения необходимо не позднее 28 марта 2023 года представить документы, подтверждающие размер прибыли или убытка КИК.

 

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

20.02.2023 Подача уточненной декларации после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения по ней не влечет обязанности налогового органа учитывать ее показатели в решении по выездной проверке

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2022-12-20 № Ф07-20224/22 по делу N А05-1943/2022

Налогоплательщик подал уточненные декларации на уменьшение по НДС и налогу на прибыль после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения. Налоговый орган не учел указанные декларации при вынесении решения. Налогоплательщик оспорил решение налогового органа. Суд, исследовав обстоятельства дела, не поддержал налогоплательщика. Налоговый кодекс не ограничивает возможность контроля показателей уточненной декларации, поданной после составления акта выездной проверки, но до вынесения решения по ней, лишь в порядке проведения дополнительных мероприятий налогового контроля либо повторной выездной проверки. В связи с этим налоговый орган по итогам выездной проверки вправе, но не обязан учитывать сведения уточненных деклараций, поданных после составления акта, сохраняя право на последующую реализацию соответствующих мероприятий налогового контроля, в том числе камеральной проверки.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

21.02.2023 Наличие сформированного поставщиком источника для вычета НДС является основанием для предоставления покупателю такого вычета, если не установлено отсутствие деловой цели приобретения ТМЦ

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2022-12-08 № Ф09-8558/22 по делу N А76-8138/2021

Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, посчитав, что налогоплательщик не доказал факт использования в предпринимательской деятельности ТМЦ, приобретенных у спорного контрагента. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогового органа. Налоговый орган установил факт неиспользования спорных ТМЦ в период после расторжения договора подряда, заключенного между налогоплательщиком и заказчиком, однако не анализировал использование данных ТМЦ в период до расторжения договора подряда. При этом поставщиком НДС со спорной операции в бюджет уплачен, следовательно, источник для вычета НДС сформирован. Отсутствие деловой цели поставки спорных ТМЦ налоговым органом не установлено.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

22.02.2023 В отношении товаров, не являющихся исключительно детскими игрушками (с ограничением возраста и веса пользователя), предназначенных для людей различных возрастных категорий, ставка НДС 10% не применяется

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2022-11-16 № Ф03-5361/22 по делу N А51-716/2022

Общество полагает, что правомерно применило ставку НДС 10% в отношении всех ввезенных товаров, т. к. они являются товарами для детей (игрушками). Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Установлено, что часть введенных обществом товаров имеет маркировку производителя, которая ограничивает возраст и вес пользователя и применяется исключительно к детским товарам, а часть товаров такой маркировки не имеет. Спорные товары относятся к надувным изделиям для отдыха, не имеют признаков товара, предназначенного исключительно для детей в возрасте до 14 лет, и могут использоваться как детьми (старше 3-х лет), так и лицами старше 14 лет (взрослыми). Именно в отношении данных товаров таможенным органом правомерно применена ставка НДС 20%.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

22.02.2023 КоАП РФ: при нарушениях порядка работы с денежной наличностью применяют общий срок давности

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2023-02-15 № 309-ЭС22-18349 по делу N А47-12975/2021 
Суд отменил постановление суда кассационной инстанции по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, выразившейся в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, поскольку допущенное обществом нарушение порядка работы с денежной наличностью не имеет отношения к законодательству о применении контрольно-кассовой техники, в связи с чем оснований для применения к рассматриваемой ситуации специального годичного срока давности привлечения к административной ответственности не имеется

Общество оштрафовали за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций. ВС РФ счел, что для штрафа не было оснований. Общество в разные дни выдавало физлицам наличные суммы с превышением лимита по одному договору по расходным кассовым ордерам за счет поступивших в кассу средств без снятия их с р/с. Допущенное нарушение порядка работы с денежной наличностью не имеет отношения к правилам использования ККТ. Поэтому нет оснований, чтобы применять к рассматриваемой ситуации специальный годичный срок давности привлечения к ответственности. В данном случае надо исходить из общего двухмесячного срока давности, исчисляемого со дня совершения правонарушения, который был пропущен.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

20.02.2023 При переходе с ОСНО на УСН надо восстановить НДС по материалам, которых уже нет на счете 10

Даже если материалы были полностью использованы, то есть, ушли со счета 10, входящий НДС по ним все равно надо восстановить при переходе на УСН.

Речь идет о тех материалах, которые были использованы для производства продукции.

То есть, они списаны со счета 10, но оприходована продукция на счет 43, изготовленная из этих материалов.

Если эта продукция в период ОСНО не реализована, то НДС по товарам, работам, услугам, использованным при ее производстве, надо восстановить в последнем квартале перед переходом на упрощенку.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 11.01.2023 № 03-07-11/703.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

20.02.2023 ФНС открыла портал для пользователей электронных доверенностей

Бизнесу будет проще общаться с налоговой инспекцией и между собой при помощи доверенностей.

ФНС создала портал самообслуживания, сообщает ведомство на своем сайте.

Портал позволяет создать доверенность для предоставления в налоговую, а также создания МЧД для взаимодействия хозяйствующих субъектов между собой с возможностью передоверия.

Переходный период по обязательному применению МЧД продлили до 31 августа 2023 года. До этой даты разрешено применять квалифицированные сертификаты представителей юрлиц и ИП без МЧД.

Поэтому и ФНС продлила эксперимент по апробации технологии обмена машиночитаемыми доверенностями, запущенный в сентябре 2021 года, чтобы больше участников электронного документооборота смогли заранее подготовиться к работе с МЧД в связке с квалифицированным сертификатом электронной подписи своих представителей – физических лиц.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

21.02.2023 С 2024 года МРОТ поднимут до 19 242 рубля

Сейчас МРОТ составляет 16 242 рубля. С 2024 года МРОТ будет 19 242 руб.

Таким образом, рост составит 18,5%.

Будет индексация на уровень инфляции и дополнительная индексация на 10%.

Об этом заявил президент в послании к Федеральному собранию.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

21.02.2023 Правительство разработало поправки, смягчающие наказание за налоговые преступления

Кабинет министров подготовил поправки, которые смягчают ответственность за налоговые преступления

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила изменения к УК РФ, которые направлены на смягчение наказания за налоговые преступления, пишет ПРАЙМ со ссылкой на газету «Коммерсант». 

Правительство должно утвердить документ уже в среду на ближайшем заседании, после чего законопроект поступит в Госдуму.

Проекта закона, в частности, обязывает следователя вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела либо прекратить уже возбужденное в случае уплаты предпринимателем недоимки и соответствующих пеней.

При этом с 10 до 6 лет снижаются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса России. Для этого авторы документа предлагают уменьшить размер максимальной санкции по налоговым статьям: по статье 199–199.2 УК РФ — с 6 или 7 до 5 лет лишения свободы, а по статье 199.4 — с 4 до 3 лет. В итоге они переходят в категорию преступлений небольшой и средней тяжести, по которым срок давности ниже.

Источник: Российский налоговый портал

 

21.02.2023 Компании из новых регионов должны сдать формы Р18003 или Р18004 для включения в ЕГРЮЛ

С сегодняшнего дня вступил в силу приказ ФНС с новыми бланками для госрегистрации, которые должны заполнять организации из ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей.

Форму № Р18004 сдают те юрлица, сведения о которых были автоматически включены в ЕГРЮЛ на основании информации в соответствующих реестрах территорий.

Форму № Р18003 сдают те юрлица, сведения о которых отсутствуют в ЕГРЮЛ.

В заявлениях надо указать:

наименование организации;

адрес;

руководителя;

виды экономической деятельности;

другие сведения.

Сроки представления этих форм сморите в нашей таблице.

 

 

Сведения автоматически внесены в ЕГРЮЛ

Сведения не внесены в ЕГРЮЛ

ЛНР и ДНР

Запорожская и Херсонская области

ЛНР и ДНР

Запорожская и Херсонская области

Какую форму сдавать

Р18004

Р18004

Р18003

Р18003

Срок сдачи

31.12.2023

30.06.2024

30.06.2023

31.12.2023

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

22.02.2023 Роструд напомнил, как оплатить работнику командировку в нерабочий праздничный день

Если работник находился в командировке в свой выходной день, но при этом не работал, то работодатель обязан оплатить ему за такой выходной день только суточные.

Если работник, находясь в командировке, в свой выходной день работал, то кроме суточных работодатель оплачивает этот день не менее чем в двойном размере. Или в одинарном размере, но предоставляет неоплачиваемый дополнительный выходной день.

Средний заработок за период нахождения в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по установленному графику.

Суточные возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути.

Читайте новый разбор про больничные удаленщиков: это бесплатно.

Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Предприятие в конце 2021 года в межотчетный период только частично перешло на ФСБУ 6/2020, при этом перенесла часть основных средств стоимостью ниже 100 000 руб. на забалансовый счет 04МЦ. Недвижимое имущество и транспортные средства стоимостью ниже 100 000 руб. остались на балансе. Ликвидационная стоимость для основных средств не определялась.
Как закрывать годовой отчет за 2022 год? Можно ли перейти на ФСБУ 6/2020 в конце декабря 2022 года? Как определять ликвидационную стоимость? Как она повлияет на годовые отчеты в бухгалтерском и налоговом учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. Полагаем, что первоначальная стоимость несписанных объектов (недвижимость и транспортные средства) превышала 100 000 руб., поэтому организация правомерно оставила их на балансе в качестве ОС, в т.ч. в случае, когда их остаточная стоимость на начало 2022 года оказалась менее установленного лимита в 100 000 руб.

В противном случае организация должна списать недвижимость и транспортные средства, первоначальная стоимость которых менее 100 тыс. руб., в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль (с применением счета 84).

При этом такая проводка должна повлиять только на соответствующие строки баланса за 2022 год (строка 1150 "Основные средства" и строка 1370 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)") по состоянию на 31.12.2021.

Оборот по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", связанный с переходом на ФСБУ 6/2020, будет отражен в разделе 2 отчета об изменениях капитала за 2022 год ("Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок"). Т.е. на Отчете о финансовых результатах за 2022 год корректировка (списание ОС менее 100 тыс. руб. на забалансовый счет 04МЦ) не должна отразиться (в т.ч. сравнительные показатели за 2020, 2021 годы).

2. Ликвидационная стоимость - это субъективная оценочная величина, какие-либо правила и методики ее определения отсутствуют. При ее определении используется профессиональное суждение, основанное в т.ч. на намерениях руководства в отношении объектов ОС после их списания, накопленной практики, связанной со списанием объектов ОС, с наличием информации, позволяющей определить ликвидационную стоимость с учетом необходимости выполнения требования рациональности.

Ликвидационная стоимость определяется как расчетная сумма, которую организация могла бы получить на текущий момент от выбытия актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы состояние этого актива и срок его эксплуатации были такими, какими ожидаются по окончании срока его полезного использования.

Ее величина зависит от судьбы объектов ОС после их использования (от намерений руководства в отношении таких объектов - продать, извлечь материалы, пригодные для использования или продажи (металлолом, например), использовать до состояния, которое не предполагает только утилизацию списанных объектов ОС, и т.п.).

То есть не обязательно речь идет только о продажной стоимости бывшего в употреблении объекта ОС в качестве его ликвидационной стоимости. Например, если организация не практикует и не планирует продажу объекта ОС, а вместо этого планирует демонтаж и извлечение из объекта ОС материалов (например металлолома), то ликвидационная стоимость определяется исходя из предполагаемой стоимости материалов, которые, как ожидается, будут извлечены из ОС за вычетом связанных с демонтажем расходов.

С учетом требования рациональности ликвидационная стоимость может быть нулевой в случаях ее несущественности (в т.ч. в ситуации, когда доходы от выбытия практически равны расходам, связанным с таким выбытием), невозможности определения (что не исключает того, что в будущем ликвидационная стоимость будет определена при появлении новой информации, при изменении намерений в отношении объекта ОС при его списании и т.п.).

Таким образом, при переходе на ФСБУ 6/2020 организация может принять решение об определении ликвидационной стоимости отдельных объектов ОС как равной нулю при выполнении условий, указанных выше, и в дальнейшем рассчитать ликвидационную стоимость (например, при подготовке отчетности за 2022 или 2023 год). При этом такой пересмотр (изменение) ликвидационной стоимости отражается в учете перспективно - ранее учтенные в расходах амортизационные отчисления не корректируются, изменяется величина только будущих амортизационных отчислений.

3. Переход на ФСБУ 6/2020 не влияет на налогооблагаемую прибыль организации. Порядок учета амортизируемого имущества, установленный НК РФ, не изменяется. Временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02 возникают при списании малоценных объектов ОС, при изменении их балансовой стоимости при переходе на ФСБУ 6/2020. Изменение ликвидационной стоимости объектов ОС в будущих периодах, влияет на временные разницы (увеличивает их или уменьшает) также в будущих периодах (т.к. изменяется разница между амортизационными отчислениями в бухгалтерском и налоговом учете).

Налог на имущество начисляется по среднегодовой стоимости имущества по данным бухгалтерского учета также по ранее действовавшим правилам. При этом корректировки балансовой стоимости ОС при переходе на ФСБУ 6/2020 не являются исправлением ошибок прошлых периодов, и корректировка налога на имущество за прошлые налоговые периоды не требуется. 

Обоснование позиции:

С 1 января 2022 года стали обязательными к применению новые стандарты по бухгалтерскому учету, в частности по учету основных средств (ФСБУ 6/2020 "Основные средства") и капитальных вложений (ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения") (далее - ФСБУ 6/2020 или Стандарт).

При этом установлены два способа "перехода" на новый Стандарт (отражения последствий изменения учетной политики, связанного с переходом на новый Стандарт):

ретроспективно (т.е. так, как если бы Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни (с даты приобретения основных средств)) (п. 48 ФСБУ 6/2020)*(1);

поскольку ретроспективный метод является весьма трудоемким, предусмотрен альтернативный (далее - упрощенный) способ. Организация может не пересчитывать связанные с ОС сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, а вместо этого произвести единовременную корректировку балансовой стоимости ОС на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) (п. 49 ФСБУ 6/2020, информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29).

Но независимо от выбранного способа необходимо было в любом случае при подготовке отчетности за 2022 год проанализировать состав всех имеющихся на дату перехода на новый стандарт объектов (на начало 2022 года) и:

выявить объекты ОС, которые отвечают или не отвечают требованиям нового Стандарта. Объекты, которые не отвечают требованиям признания ОС (например ОС, первоначальная стоимость которых менее лимита, установленного п. 5 ФСБУ 6/2020). Не отвечающие требованиям нового Стандарта объекты списываются (малоценные объекты ОС) или отражаются в составе иных активов (инвестиционная недвижимость, например);

для объектов, которые отвечают требованиям нового Стандарта, определить новые элементы амортизации. Определить:

оставшийся срок полезного использования (СПИ) (определяется в соответствии с п. 9 ФСБУ 6/2020, например, с учетом ожидаемого периода эксплуатации после 01.01.2022);

ликвидационную стоимость объектов (определяется в соответствии с п. 30 ФСБУ 6/2020 и может быть нулевой при выполнении условий п. 31 ФСБУ 6/2020).

После этого пересчитать суммы амортизации исходя из новых данных (пп. 30-32 ФСБУ 6/2020). По вопросу определения ликвидационной стоимости подробное описание смотрите ниже (в разделе "Ликвидационная стоимость").

При этом, по нашему мнению, для целей п. 5 ФСБУ 6/2020 под стоимостью подразумевается первоначальная стоимость ОС, т.к. в данном пункте речь идет о приобретении и создании таких активов (смотрите Рекомендацию Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств").

То есть в общем случае при переходе на ФСБУ 6/2020 организация должна списать все основные средства, первоначальная стоимость которых менее лимита, установленного организацией в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020.

В рассматриваемом случае организация при переходе на ФСБУ 6/2020 только частично списала объекты стоимостью менее 100 000 руб.

Полагаем, что первоначальная стоимость несписанных объектов (недвижимость и транспортные средства) превышала 100 000 руб., поэтому организация правомерно оставила их на балансе в качестве ОС, в т.ч. в случае, когда их остаточная стоимость на начало 2022 года оказалась менее установленного лимита в 100 000 руб.*(2).

В противном случае организация должна списать недвижимость и транспортные средства, первоначальная стоимость которых менее 100 тыс. руб., в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль:

Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01

списана первоначальная стоимость активов, которые до применения ФСБУ 6/2020 учитывались в составе ОС;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"

списана сумма начисленной амортизации по активам, которые до применения ФСБУ 6/2020 учитывались в составе ОС;

Дебет 84 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"

уменьшена стоимость основных средств на стоимость активов, в отношении которых ФСБУ 6/2020 не применяется.

При этом такая корректировка должна быть отражена в отчетности за 2022 год как данные на начало года. То есть в балансе сведения об остаточной стоимости ОС после всех корректировок, связанных с переходов на новый Стандарт, должны приводиться по состоянию на 31.12.2021.

Оборот по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", связанный с переходом на ФСБУ 6/2020, будет отражен в разделе 2 отчета об изменениях капитала за 2022 год ("Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок") (смотрите Энциклопедию решений. Раздел 2 "Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок" Отчета об изменениях капитала).

В Отчете о финансовых результатах (далее - Отчет), в том числе по строке 2520 "Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода", рассмотренные операции не отражаются. Сравнительные показатели Отчета за 2020, 2021 годы также остаются без изменений*(3).

Пример расчета при переходе на ФСБУ 6/2020 смотрите в ответе на Вопрос: Применение упрощенного и перспективного способов отражения изменений учетной политики в связи с переходом на ФСБУ 6/2020 - отражение в отчетности, списание ставших малоценными объектов ОС, пересмотр СПИ самортизированных объектов ОС (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.). 

Ликвидационная стоимость 

Исходя из п. 30 ФСБУ 6/2020, накопленная амортизация рассчитывается исходя из первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования (далее - СПИ).

Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта.

Порядок определения ликвидационной стоимости, которая является оценочным значением, устанавливается в учетной политике организации самостоятельно (смотрите рекомендацию Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (принята фондом "НРБУ "БМЦ" от 17.12.2018)). Ее величина зависит от судьбы объектов ОС после их использования (от намерений руководства в отношении таких объектов - продать, передать на утилизацию, извлечь материалы, пригодные к использованию или продаже (металлолом, например))*(4).

Минфин России в письме от 12.08.2021 N 03-05-05-01/64841 указывает, что по вопросу определения ликвидационной стоимости основных средств и признания или восстановления убытков от их обесценения в бухгалтерском учете следует руководствоваться ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (пп. 30-32, 37) с учетом МСФО (IAS) 16 "Основные средства" (пп. 51-63), исходя из которых следует, что под ликвидационной стоимостью актива понимается расчетная сумма, которую организация получила бы на текущий момент от выбытия актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы состояние данного актива и срок его службы были такими, какие ожидаются по окончании срока его полезного использования, а также МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов".

В соответствии с МСФО (п. 6 МСФО (IAS) 16) ликвидационная стоимость определяется как расчетная сумма, которую организация могла бы получить на текущий момент от выбытия актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы состояние этого актива и срок его эксплуатации были такими, какими ожидаются по окончании срока его полезного использования.

При этом не обязательно речь идет только о продажной стоимости бывшего в употреблении объекта ОС. Например, если организация не практикует и не планирует продажу объекта ОС, а вместо этого планирует демонтаж ОС и извлечение из него материалов (например металлолома), то ликвидационная стоимость определяется исходя из предполагаемой стоимости материалов, которые, как ожидается, будут извлечены из ОС.

В письме Минфина России от 15.02.2022 N 07-01-10/10291 также обращено внимание, что ФСБУ 6/2020 не содержит ограничений допустимых способов определения ликвидационной стоимости основных средств. Однако избранный экономическим субъектом способ должен обеспечивать исполнение соответствующих требований к формированию в бухгалтерском учете информации, установленных Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним, в частности, ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" и ФСБУ 6/2020.

Полагаем, что функцию определения ликвидационной стоимости можно возложить на комиссию по основным средствам с привлечением сотрудников, в обязанности которых входит продажа бывших в употреблении ОС или их демонтаж, утилизация.

При этом ликвидационная стоимость считается равной нулю (п. 31 ФСБУ 6/2020), если:

не ожидаются поступления от выбытия объекта (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце СПИ;

ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта (с учетом предполагаемых расходов, связанных с выбытием) не является существенной;

ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта не может быть определена.

Отметим, что учетная политика организации должна обеспечивать, в частности, соблюдение требования рациональности, установленное абзацем 7 п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" - т.е. затраты на расчет ликвидационной стоимости (определение доходов от выбытия ОС в конце СПИ и расходов, связанных с таким выбытием) не должны превышать полезность для пользователей отчетности информации о балансовой стоимости ОС с учетом ликвидационной стоимости.

При этом ПБУ 1/2008 допускает возможность отходить от требований федеральных стандартов бухгалтерского учета в некоторых случаях. Так, в п. 7.4 ПБУ 1/2008 указано, что в той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, приводит к формированию несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухучета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 77.1 ПБУ 1/2008).

Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации. Смотрите также Рекомендацию Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (принята фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" от 17.12.2018). 

Пересмотр ликвидационной стоимости в будущих периодах 

Отметим, что ликвидационная стоимость (как и СПИ) относится к элементам амортизации и является оценочным значением. Поэтому она должна регулярно (перед составлением финансовой отчетности за отчетный период) проверяться и при необходимости пересматриваться (изменяться). По результатам такого пересмотра при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете перспективно как изменения оценочных значений (п. 37 ФСБУ 6/2020).

Таким образом, при переходе на ФСБУ 6/2020 организация может принять решение об определении ликвидационной стоимости отдельных объектов ОС как равной нулю, а в дальнейшем рассчитать ликвидационную стоимость, например, в случае появления информации, позволяющей осуществить такой расчет с учетом требования рациональности.

В таком случае пересчитывается амортизируемая величина ОС (например, уменьшается в связи с определением ликвидационной стоимости, если ранее она была определена как нулевая в силу п. 31 ФСБУ 6/2020), но ранее учтенные в расходах амортизационные отчисления не корректируются. Т.е. пересмотр ликвидационной стоимости изменяет размер только будущих амортизационных отчислений. 

Последствия перехода на ФСБУ 6/2020 для целей налогового учета 

Переход на ФСБУ 6/2020 не влияет на налогооблагаемую прибыль организации. Порядок учета амортизируемого имущества, установленный НК РФ, не изменяется. Временные разницы в соответствии с ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" возникают при списании малоценных объектов ОС, при изменении их балансовой стоимости при переходе на ФСБУ 6/2020. Изменение ликвидационной стоимости объектов ОС в будущих периодах влияет на временные разницы (увеличивает их или уменьшает) также в будущих периодах (т.к. изменяется разница между амортизационными отчислениями в бухгалтерском и налоговом учете).

Налог на имущество начисляется по среднегодовой стоимости имущества по данным бухгалтерского учета также по ранее действовавшим правилам.

При этом корректировки в учете и отчетности организации, связанные с изменениями учетной политики при переходе на ФСБУ 6/2020, не являются исправлением ошибок прошлых периодов для целей исчисления налога на имущество, и корректировка налога на имущество за прошлые налоговые периоды не требуется (смотрите также ответ на Вопрос: Расчет налога на имущество в 2022 году после единовременной корректировки балансовой стоимости основных средств в учете, в связи с изменениями учетной политики при переходе на ФСБУ 6/2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2022 г.)). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Как отразить переход на ФСБУ 6/2020 в бухгалтерском учете (ноябрь 2022 г.);

Вопрос: Списание объектов, не признаваемых основными средствами согласно ФСБУ 6/2010, в порядке единовременной корректировки (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.);

Вопрос: Применение упрощенного и перспективного способов отражения изменений учетной политики в связи с переходом на ФСБУ 6/2020: отражение в отчетности, списание ставших малоценными объектов ОС, пересмотр СПИ самортизированных объектов ОС (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.);

Вопрос: Как влияет на бухгалтерскую отчетность за 2022 переход на ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 25/2018 при применении ретроспективного способа отражения последствий изменения учетной политики? В чем отличие от применения альтернативного способа (упрощенного), предусмотренного п. 49 ФСБУ 6/2020, п. 50 ФСБУ 25/2018? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2022 г.) 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга 

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Был заключен договор лизинга транспортного средства. Лизингодатель за несвоевременную оплату лизинговых платежей произвел изъятие транспортного средства у лизингополучателя. Транспортное средство по условиям договора лизинга числилось на балансе лизингополучателя. После изъятия транспортного средства лизингодатель заключил соглашение и определил завершающую обязанность лизингодателя выплатить лизингополучателю положительную разницу между суммой реализации данного транспортного средства и понесенных лизингодателем расходов. Данную сумму лизингодатель перечислил на расчетный счет лизингополучателя. В назначении платежа указано, что перечислен окончательный расчет по завершении сделки по договору лизинга.
Как лизингополучателю отразить полученную от лизингодателя на свой расчетный счет сумму в целях налогообложения прибыли и НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Полученная организацией сумма НДС не облагается.

Вместе с тем ее следует включить в налоговую базу по налогу на прибыль. 

Обоснование позиции: 

НДС 

На основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС подлежит увеличению на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом увеличение налоговой базы на суммы, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), главой 21 НК РФ не предусмотрено (письма Минфина России от 26.04.2019 N 03-03-06/3/31158, от 27.07.2016 N 03-07-11/43854, определение ВС РФ от 02.09.2015 N 305-ЭС15-7719).

Понятие "реализация" определено в п. 1 ст. 39 НК РФ, согласно которому реализацией товаров признается в том числе передача на возмездной основе права собственности на товары, работы или услуги.

При этом товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц, услугой - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (пп. 345 ст. 38 НК РФ).

В рассматриваемом случае лизингополучатель товар лизингодателю не реализует, услуги ему не оказывает и не выполняет работы для него. Поэтому мы придерживаемся позиции, что рассматриваемая сумма, полученная организацией, по сути, не связана с реализацией товаров (работ, услуг).

В этой связи полагаем, что у организации-лизингополучателя имеются предпосылки для того, чтобы не включать указанную сумму в налоговую базу по НДС.

Разъяснениями уполномоченных органов, а также судебными решениями применительно к данной ситуации мы не располагаем.

В то же время подобную логику неоднократно высказывали как представители уполномоченных органов, так и судьи.

Например, чиновники неоднократно отмечали, что не включаются в налоговую базу по НДС суммы компенсаций различных расходов.

Так, финансовое ведомство делает вывод о том, что полученные суммы возмещения расходов на оплату услуг, в частности по транспортировке, не учитываются при определении налоговой базы по НДС (смотрите, например, письма Минфина России от 22.02.2018 N 03-07-09/11443, от 13.04.2016 N 03-07-09/21127).

В письмах, касающихся взаимоотношений арендодателей и арендаторов, говорится, что при получении арендодателем сумм компенсации коммунальных платежей объекта налогообложения НДС также не возникает, поскольку реализация как таковая отсутствует (смотрите, например, письма Минфина России от 31.12.2008 N 03-07-11/392, от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51).

В письмах Минфина России от 24.05.2018 N 03-07-11/35114, от 21.05.2018 N 03-07-11/33956 высказывается мнение, что получаемые покупателем денежные средства, перечисляемые поставщиком в целях компенсации расходов покупателя по оплате банковской гарантии, в налоговую базу по НДС не включаются.

В письмах Минфина России, посвященных вопросам налогообложения компенсации прежнему владельцу лицензии новым владельцем лицензии в размере, равном затратам по уплате госпошлины и иных аналогичных затрат, также высказано мнение, что в целях НДС учитывать эти суммы при определении налоговой базы оснований не имеется (смотрите письма Минфина России от 12.01.2021 N 03-07-11/273, от 07.04.2020 N 03-07-03/27511).

Приведем еще несколько разъяснений официальных органов.

В письме Минфина России от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81905 делается вывод, что суммы страхового возмещения, получаемые организацией от страховой компании при наступлении страхового случая, не связаны с оплатой реализуемых организацией товаров (работ, услуг, имущественных прав). Поэтому такие суммы в налоговую базу по НДС не включаются.

Денежные средства, полученные покупателем от продавца за ненадлежащее исполнение продавцом договорных обязательств, НДС не облагаются, так как не связаны с реализацией (смотрите письмо Минфина России от 12.04.2013 N 03-07-11/12363). Также не облагается НДС компенсация продавцу за досрочное расторжение договора (смотрите письмо Минфина России от 19.10.2016 N 03-07-11/60859).

В письме Минфина России от 26.10.2011 N 03-07-11/289 высказывается мнение, что при получении арендатором земельных участков денежных средств в качестве компенсации убытков за расторжение арендодателем в одностороннем порядке договоров долгосрочной аренды, у арендатора обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС не возникает.

В письме Минфина России от 13.10.2010 N 03-07-11/406 отмечается, что возмещение заказчиком стоимости утерянного имущества не связано с реализацией и на основании ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС не является.

Что касается арбитражной практики, то, например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 04.02.2016 по делу N А42-320/2015 изложена позиция, согласно которой возмещение расходов на страхование не считается реализацией по смыслу ст. 39 НК РФ и объектом обложения НДС. В данном случае стороны в силу принципа свободы договора определили твердую цену контракта и предусмотрели обязанность заказчика компенсировать подрядчику расходы на страхование (смотрите также постановление Девятого ААС от 17.02.2020 N 09АП-71399/19).

В постановлении ФАС Московского округа от 12.04.2011 N Ф05-868/11 суд решил, что поставщик не должен уплачивать в бюджет НДС с суммы оплаты за транспортные услуги, полученной от покупателя, а также отражать счета-фактуры в книгах покупок и продаж, поскольку в рассматриваемой ситуации реализации услуг не было, услуги по транспортировке и доставке грузов оказывал не поставщик, а третье лицо - перевозчик. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2010 N А66-7801/2009 говорится, что поскольку поставщик не осуществлял реализации услуг по доставке продукции, то возмещаемые ему транспортные расходы в силу ст. 39 и 146 НК РФ не относятся к реализации товаров, работ, услуг и не могут быть признаны в качестве объекта налогообложения по НДС.

В постановлении ФАС Московского округа от 17.05.2011 N Ф05-4026/11 по делу N А40-88079/2010 суд заключил, что согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ НДС облагаются только те средства, получение которых связано с осуществлением расчетов за реализованные товары (работы, услуги). Между тем в спорных правоотношениях у заявителя отсутствует реализация.

Судьи также придерживаются мнения, что сумма возмещения убытков (ущерба), полученная организацией, не облагается НДС, поскольку не связана с реализацией товаров, работ, услуг (постановления ФАС Московского округа от 22.08.2011 N Ф05-7956/11, ФАС Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-3324/09-СЗ, ФАС Поволжского округа от 05.02.2009 N А55-6696/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2008 N А82-40/2007-1).

Однако, учитывая большое количество судебных решений, можно констатировать, что неисчисление НДС организацией все же несет определенные налоговые риски (смотрите также материал: Энциклопедия решений. Обложение НДС сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)). 

Налог на прибыль 

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 249 и ст. 250 НК РФ соответственно. Перечень внереализационных доходов, приведенный в ст. 250 НК РФ, не является закрытым. В целях исчисления налога на прибыль внереализационными доходами признаются все доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ и отвечающие определению дохода, данному в ст. 41 НК РФ.

Закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен ст. 251 НК РФ (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 14.06.2018 N 03-03-06/1/40729).

Доход в виде сумм окончательного расчета по завершении сделки по договору лизинга, полученный лизингополучателем, прямо не поименован в ст. 251 НК РФ.

Принимая данное обстоятельство во внимание, мы придерживаемся позиции, что данную сумму организации целесообразно включить в налоговую базу по налогу на прибыль.

И хотя разъяснениями контролирующих органов в части налога на прибыль применительно к анализируемой ситуации мы также не располагаем, чиновники неоднократно высказывали позицию, аналогичную нашей (смотрите, например, письма Минфина России от 16.06.2015 N 03-03-06/34712, от 22.12.2014 N 03-03-06/1/66229, от 18.03.2013 N 03-03-06/1/8154, от 19.01.2012 N 03-03-06/1/21). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения