Мониторинг законодательства РФ за период с 19 по 25 декабря 2022 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
На период 2023 - 2025 годов сохранен действующий порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания
Согласно закону в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются, как и ранее, в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ.
Кроме того, законом также сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат работникам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, являющимся инвалидами I, II и III групп.
От налогообложения НДС освобождена передача прав на программы для ЭВМ военного, специального или двойного назначения
Согласно дополнению, внесенному в статью 149 НК РФ, не подлежит налогообложению передача исключительных прав (прав на использование) на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр результатов НИОКТР военного, специального или двойного назначения.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года.
Приняты поправки в НК РФ: освобождение от НДС в рамках реализации федеральных проектов, нулевая ставка налога на прибыль при продаже российских акций, корректировка налогообложения курсовых разниц
Подписан закон, предусматривающий, в частности:
освобождение от НДС работ (услуг), а также имущественных прав, передаваемых НКО в рамках реализации ими федеральных проектов, финансируемых за счет средств федеральной субсидии;
применение налоговой ставки 0% к налоговой базе по доходам от операций по реализации или от иного выбытия (в том числе погашения) в 2022 году акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций налогоплательщиком, в отношении которого были установлены санкционные ограничения, при условии их нахождения в собственности или ином вещном праве более одного года;
определение особого порядка, предусматривающего право банков не применять установленный порядок признания в доходах положительных курсовых разниц;
применение прогрессивной ставки НДФЛ к каждой налоговой базе отдельно распространено на доходы, полученные не только в 2021 и 2022 году, но и на доходы, полученные в 2023 году.
Упрощен порядок документального подтверждения экспортерами обоснованности применения ставки НДС в размере 0 процентов
Законом в ряде случаев предусматривается отказ от представления подтверждающих документов на бумажном носителе. Вместо этого в налоговые органы будут представляться реестры в электронной форме, включающие, в частности, сведения из декларации, по которой товары были вывезены за пределы таможенной территории ЕАЭС, а также из контракта, с учетом установленных особенностей.
Также, в частности, законом уточняется момент определения налоговой базы по подтвержденному и неподтвержденному экспорту товаров.
К налоговой тайне отнесены сведения, поступившие в банки, о снятии с налогового учета физлиц в связи со смертью
Доступ к указанным сведениям в банках будут иметь должностные лица, определяемые руководителями таких банков.
Принятая мера позволит снизить риск совершения противоправных действий с денежными средствами умерших клиентов банков.
Федеральный закон вступает в силу с 18 мая 2023 года.
К третьему чтению подготовлен законопроект об упрощении документального подтверждения ставки НДС в размере 0 процентов
Законопроектом в ряде случаев предусматривается отказ от представления подтверждающих документов на бумажном носителе. Вместо этого в налоговые органы экспортерам необходимо будет представлять реестры в электронной форме, включающие, в частности, сведения декларации, по которой товары были вывезены за пределы таможенной территории ЕАЭС, а также из контракта, с учетом установленных особенностей.
Кроме того, законопроектом уточняется момент определения налоговой базы по подтвержденному и неподтвержденному экспорту товаров.
В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий для участников промышленных кластеров снижение фискальной нагрузки
Законопроектом предусматриваются, в частности:
упрощенные условия для проведения налогового мониторинга в отношении организации, являющейся участником промышленного кластера, соответствующей требованиям, установленным Правительством РФ;
применение пониженных тарифов страховых взносов для организаций, включенных в соответствующий реестр не ранее 1 января 2023 года, являющихся одновременно сторонами специальных инвестиционных контрактов, стороной которых является РФ, в размере 7,6%.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2023 года.
В третьем чтении планируется рассмотреть поправки в НК РФ, подготовленные с учетом результатов апробации нового механизма по уплате налогов с применением единого налогового счета
Законопроектом, в частности:
корректируется порядок формирования и учета на едином налоговом счете совокупной обязанности с учетом представленных уточненных налоговых деклараций (расчетов), а также обязательных платежей, по которым представлено заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки;
устанавливается порядок корректировки прибыли контролируемой иностранной компании, постоянное место нахождения которой не включено в перечень "недружественных" государств;
переносится с 1 марта на 25 февраля предельный срок направления налоговым агентом сообщения о невозможности удержать НДФЛ;
устанавливается правило, согласно которому в случае выявления факта неправомерного неудержания налоговым агентом сумм НДФЛ указанные суммы налога подлежат доначислению налоговому агенту;
изменяются сроки уплаты удержанного НДФЛ налоговым агентом по операциям с ценными бумагами;
с учетом введения института единого налогового счета уточняются положения закона о проведении эксперимента по применению налогового режима "Налог на профессиональный доход".
Разработки технологий производства химических веществ включены в перечень НИОКР, расходы на которые для целей налогообложения принимаются с повышающим коэффициентом
Перечень разработок, расходы на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 НК РФ включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, дополнен новым разделом "X. Малотоннажная и среднетоннажная химия", включающим технологии производства химических веществ. Действие постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
Скорректированы критерии для отнесения акций, облигаций и инвестиционных паев к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в целях применения налоговых льгот
Постановлением увеличены до 75 млрд рублей пороговые показатели, касающиеся капитализации, предельного значения выручки эмитента, а также стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда.
При совершении операций с ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики применяется налоговая ставка 0% по налогу на прибыль организаций, а также освобождение от налогообложения НДФЛ доходов физлиц.
Постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.
Премия лучшим преподавателям в области музыкального искусства включена в перечень премий за выдающиеся заслуги, суммы которых не подлежат налогообложению
Соответствующие изменения внесены в раздел "Премии в области культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации" перечня международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению, утвержденного Постановлением Правительства от 6 февраля 2001 г. N 89.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Дополнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС
В указанный перечень включена позиция "8421 21 000 9 оборудование водоподготовки установки прямого восстановления железа". Кроме того, внесены уточнения в позиции, классифицируемые кодами 8439 20 000 9 и 8451 40 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Определен порядок взимания НДС при оказании услуг в электронной форме в государствах - членах ЕАЭС
Соответствующими положениями дополнен Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Перечень услуг в электронной форме утверждается Советом Евразийской экономической комиссии.
Согласно общему правилу в целях уплаты НДС налогоплательщик, оказывающий услуги лицам, местом осуществления деятельности которых признана территория другого государства, подлежит постановке на учет в налоговом органе этого другого государства, при условии что соответствующая обязанность предусмотрена законодательством этого другого государства. Если такая обязанность не предусмотрена, то исчисление и уплату НДС осуществляют организации и (или) ИП, приобретающие услуги в электронной форме.
Установлен порядок определения места осуществления деятельности покупателя услуг в электронной форме, а также порядок уплаты НДС, в том числе для случаев оказания услуг с участием посредников.
Утвержден формат представления расходного ордера на заправку воздушных судов в электронной форме
Формат описывает требования к XML файлам передачи по телекоммуникационным каналам связи расходного ордера на заправку воздушных судов в электронной форме.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
ФНС утвердила форму заявления о предоставлении справки с информацией о сальдо по единому налоговому счету (ЕНС) и форму такой справки
В справке отражается информация о наличии на дату ее формирования положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, а также о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа.
Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 03.09.2020 N ЕД-7-19/631@.
Приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.
С 1 января 2023 г. устанавливается новый порядок заполнения формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации"
Первичные статистические данные по этой форме предоставляют все юридические лица всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций).
Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 14 декабря 2021 г. N 901.
ФНС: если истребуемые документы составлены в электронном виде не по форматам, рекомендованным ФНС, в налоговый орган необходимо представить копии на бумажном носителе с отметкой о подписании электронной подписью
Также сообщается, что форматы документов, утвержденные Приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@, обеспечивают их направление в виде xml-файлов, а также в виде скан-образов документов (расширение: tif; jpg; pdf; png).
В настоящее время ФНС России разработан проект приказа в целях обеспечения возможности представления документов, созданных в формате PDF, в том числе по стандарту PDF/A-3.
ФНС сообщает о некоторых вопросах, возникающих при предоставлении налогового вычета по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги
В письме приведен порядок действий в случае выявления расхождений между данными в перечне физкультурно-спортивных организаций и ИП, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, опубликованном на сайте Минспорта России, и перечне, опубликованном налоговыми органами.
Отмечено также, что наличие технических ошибок в перечне, опубликованном на сайте ФНС России, не препятствующее идентификации организаций и ИП, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, не является основанием для отказа налогоплательщику в социальном налоговом вычете.
Запросы на уточнение направленной банками информации о выплаченных процентах по вкладам ФЛ (в случае неуспешной отправки по СМЭВ 3.0) будут автоматически перенаправлены по ТКС
Направление информации о суммах выплаченных физическому лицу процентов по вкладам (остаткам на счетах) в электронной форме осуществляется посредством сервисов Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ 3.0).
Поскольку в настоящее время не все банки подключены к сервису для запроса об уточнении ранее представленных сведений, в такие банки запросы будут автоматически перенаправлены по ТКС по форме КНД 1121139 "Запрос Федеральной налоговой службы об уточнении представленной банком информации о физическом лице или о сумме полученного дохода".
Ответ на запрос необходимо направить в порядке и по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 10.12.2021 N ЕД-7-11/1067@ (приложение N 2 к приказу с признаком корректировки "2").
<Письмо> ФНС России от 16.12.2022 N КВ-4-14/17118@
"О внесении в ЕГРЮЛ ЮЛ новых территорий"
ФНС напоминает, что с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ юридические лица ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей приобрели права и обязанности российских организаций и их личным законом стало право РФ
Для приведения своих учредительных документов в соответствие с законодательством РФ юридическим лицам, действующим на территориях ДНР и ЛНР, установлен срок до 31 декабря 2023 года, юридическим лицам, действующим на территориях Запорожской и Херсонской областей, - до 30 июня 2024 года.
Сведения о факте внесения в ЕГРЮЛ юридических лиц (в том числе о постановке их на учет в налоговом органе) можно уточнить в интернет-сервисах ФНС России: "Представление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде" (https://egrul.nalog.ru/index.html) и "Прозрачный бизнес" (https://pb.nalog.ru/index.html) на сайте ФНС России.
ФНС информирует об изменениях при заполнении форм сведений о разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов
Федеральным законом от 21.11.2022 N 444-ФЗ (вступает в силу с 21.12.2022) внесены изменения в главу 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса РФ. В частности, изменен перечень видов водных биологических ресурсов, подлежащих обложению сбором за пользование объектами водных биоресурсов, отраженный в пункте 4 статьи 333.3 НК РФ.
В этой связи до внесения соответствующих изменений в приказы ФНС России при заполнении форм сведений:
- о выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов, суммах и сроках уплаты сбора за добычу (вылов) водных биологических ресурсов, утверждена приказом ФНС России от 26.02.2006 N САЭ-3-21/111@ (КНД 1114004);
- о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, и порядка ее заполнения, утверждена приказом ФНС России от 14.06.2017 N ММВ-7-3/505@ (КНД 1110011) -
рекомендуется принять во внимание, что в Справочник кодов наименований объектов водных биологических ресурсов включены новые позиции, а также не применяются некоторые коды видов водных биоресурсов.
Даны разъяснения по вопросам ведения бухгалтерского учета на территориях новых субъектов
Нормативные правовые акты РФ действуют на новых территориях со дня их принятия в состав субъектов РФ, т.е. с 30 сентября 2022 г.
Экономические субъекты, созданные до указанной даты, в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 г. вправе вести бухгалтерский учет в соответствии с правилами, действовавшими на соответствующих территориях до 30 сентября 2022 г.
Сообщается о порядке представления отчетности за 2022 год, об изменении учетной политики в связи с переходом к применению законодательства РФ, разъяснены вопросы, связанные с денежным измерением объектов бухгалтерского учета, и пр.
<Информация> ФНС России от 16.12.2022 "Предварительное сальдо Единого налогового счета можно узнать уже сейчас"
В связи с переходом на применение Единого налогового счета налогоплательщики уже сейчас могут узнать о состоянии расчетов с бюджетом
Получить такое сообщение можно в налоговом органе лично.
Сообщения содержат предварительное сальдо Единого налогового счета и учет переплаты на Едином налоговом платеже.
При выявлении некорректных данных в сообщении рекомендуется провести совместную сверку расчетов.
<Информация> ФНС России
"Получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов будет проще с 1 января"
С 1 января 2023 года получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов станет проще
Порядок упрощен в связи с введением Единого налогового счета. Налогоплательщику достаточно направить заявление и пакет документов через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи.
Изменился также и порядок представления обеспечения. Теперь залог, поручительство или банковскую гарантию можно представить в течение 30 дней после вынесения решения о предоставлении отсрочки (рассрочки).
Для юрлиц отменены требования к наличию чистых активов в размере, превышающем запрашиваемую к отсрочке (рассрочке) сумму.
ФТС России напоминает, что с 1 января 2023 г. увеличиваются ставки утилизационного сбора в отношении специализированной техники
Обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента пересечения транспортным средством государственной границы РФ.
Расчет суммы утилизационного сбора и документы, подтверждающие сведения, указанные в расчете, должны быть представлены в таможенный орган не позднее 15 дней с момента выпуска транспортного средства в соответствии с заявленной таможенной процедурой или пересечения транспортным средством государственной границы РФ.
Коэффициенты для исчисления утилизационного сбора применяются на дату подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора и документов, подтверждающих сведения, указанные в расчете.
При ввозе транспортного средства с территории государств - членов ЕАЭС расчет суммы утилизационного сбора и документы, подтверждающие сведения, указанные в расчете, представляются плательщиком или его уполномоченным представителем в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика.
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
19.12.2022 Выплачиваемая поставщикам часть дохода от реализации ввезенных товаров может быть включена в таможенную стоимость
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2022-12-02 № 310-ЭС22-9639 по делу № А09-1751/2021
Дело о признании незаконными решений таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ряде деклараций на товары, направлено на новое рассмотрение, поскольку в ходе проведения мероприятий таможенного контроля и при рассмотрении дела общество не представило доказательства, опровергающие признаки недостоверного определения таможенной стоимости, в том числе не раскрыло документы и сведения о ценообразовании, которое применялось при экспорте товаров в РФ
Таможня обязала импортера "Бершка СНГ" включить лицензионные платежи и дивиденды в таможенную стоимость товаров. Импортер работает с правообладателями по договорам поставки и коммерческой концессии. Ему предоставлено право на товарный знак "BERSHKA", ноу-хау, программное обеспечение, веб-сайт и коммерческое обозначение. Суды признали требование таможни незаконным. В упомянутых договорах не указано, что эти платежи относятся к ввезенным товарам и являются условием их продажи. Но Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр. Спорные платежи создают доход продавца и, следовательно, включаются в таможенную стоимость, даже если не были включены в контрактную цену товаров. Спорные платежи относятся к оцениваемым товарам в силу фактически сложившихся правил внутри группы, в которую входит импортер (дистрибьютор), иностранные поставщики и правообладатель. Дивиденды по общему правилу не входят в цену товара, но в рассматриваемом случае добавляются к уплаченной за них цене, так как были перечислены поставщику в качестве части дохода от последующей продажи ввезенных товаров.
Источник: http://www.pravovest.ru/
19.12.2022 Признание выплаты заработной платы недействительной сделкой не приводит к автоматическому возникновению переплаты по НДФЛ у налогового агента при отсутствии доказательств возврата такой зарплаты
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2022-10-13 № Ф05-23998/22 по делу N А40-283207/2021
Налоговый орган отказался вносить изменения в карточку расчетов с бюджетом на основании представленных обществом уточненных деклараций по НДФЛ и, соответственно, признать наличие переплаты. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа. Сам факт признания недействительной сделки по выплате физическим лицам заработной платы в отсутствие фактического возврата дохода не освобождает общество от обязанностей налогового агента. Экономическая выгода физического лица в виде полученного денежного дохода продолжает оставаться объектом обложения НДФЛ. Кроме того, о предполагаемой переплате обществу стало известно более трех лет назад из вступившего в законную силу судебного акта, поэтому срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога пропущен.
Источник: http://www.pravovest.ru/
19.12.2022 При определении размера дохода (не более 79 млн. руб.) для целей использования пониженных тарифов страховых взносов не учитываются целевые поступления, не входящие в состав доходов по УСН
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2022-10-07 № Ф05-23481/21 по делу N А41-62955/2020
Налоговый орган доначислил страховые взносы, указав, что целевые поступления являются доходом плательщика, хотя и не подлежащим обложению налогом по УСН, но подлежащим учету при определении размера дохода (лимит 79 млн. руб.) для применения пониженных тарифов по страховым взносам. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами налогового органа. Некоммерческое партнерство получало от своих членов денежные средства в виде членских и целевых взносов. Нецелевого использования или неполного использования сумм установлено не было. Плательщик является некоммерческой организацией. Осуществляя функции по сбору членских и целевых взносов, он не преследовал цели получения дохода, а удовлетворял потребности собственников жилых домов, расположенных в поселке. Суд пришел к выводу, что доходы, не учитываемые при формировании объекта налогообложения по УСН, не должны учитываться в общем объеме доходов для целей определения условий использования пониженных тарифов страховых взносов.
Источник: http://www.pravovest.ru/
21.12.2022 ВС рассказал, возможно ли снижение неустойки при подсчете сальдо по договору лизинга
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2022-11-22 № 305-ЭС22-10240 по делу N А40-224969/2020
Суд отменил судебные акты по делу о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы встречных предоставлений по результатам договоров лизинга, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку выводы судов нижестоящих инстанций о том, что сумму указанной в договорах лизинга "скидки" обязан компенсировать лизингополучатель, и об увеличении на суммы "скидок" величины предоставленного лизингодателем финансирования для целей определения сальдо встречных предоставлений сторон по договорам лизинга, не могут быть признаны правомерными
В связи с неуплатой лизинговых платежей лизинговая компания расторгла договор с лизингополучателем, забрала обратно лизинговые автомобили и продала их на торгах. Контрагенту насчитали неустойку за просрочку платежей и включили ее в расчет сальдо. В снижении размера неустойки по ст. 333 ГК было отказано. Суд указал, что размер неустойки установлен договором, а значит, контрагент добровольно на нее согласился. Кроме того, ее снижение при сальдировании не предусмотрено законом. Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр. Отказ судов в снижении неустойки не может быть признан законным. Убытки от просрочек могут возникнуть у лизингодателя только в части, не покрываемой платой за пользование финансированием. Неустойка в размере до трети стоимости предметов лизинга выходит за эти пределы. Сальдирование обязательств сторон не влияет на возможность снижения санкции. Не проверены доводы истцов о занижении цены продажи автомобилей после их возврата компании. Это происходило без каких-либо торгов путем прямой продажи по непрозрачной процедуре. Предствленные сторонами отчеты об оценке сильно различались.
Источник: http://www.pravovest.ru/
21.12.2022 В отсутствие уведомления о применении УСН данный режим налогообложения не применяется, тем более если налоговый орган своими действиями не подтвердил право налогоплательщика на использование спецрежима
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2022-10-24 № Ф01-5450/22 по делу N А43-31919/2021
По мнению предпринимателя, он уведомил инспекцию о переходе на УСН, так как она своими действиями фактически признала правомерность использования им данного режима налогообложения. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. В рамках проверки представленной предпринимателем налоговой декларации по УСН налоговый орган сообщил об отсутствии у него права на применение спецрежима в связи с тем, что ИП не представил уведомление о его использовании. Суд указал, что предприниматель не представил уведомление о переходе на УСН, соответственно, применение указанного режима налогообложения неправомерно. Довод предпринимателя о наличии конклюдентных действий, которые свидетельствуют о признании инспекций применения УСН, не нашел своего подтверждения, так как налоговый орган не проводил камеральную проверку декларации по УСН, по окончании которой отсутствовали бы претензии к налогоплательщику.
Источник: http://www.pravovest.ru/
23.12.2022 Арендная плата, получаемая налогоплательщиком на систематической основе, включается в доходы от реализации и учитывается при расчете доли дохода от продажи сельхозпродукции для целей ЕСХН
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2022-10-17 № Ф07-14828/22 по делу N А66-14386/2021
Налоговый орган доначислил обществу налоги по ОСН, признав неправомерным применение ЕСХН, поскольку доля доходов от реализации сельхозпродукции составляла менее 70 %. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа. Налогоплательщик осуществлял деятельность по сдаче имущества в аренду на постоянной основе, при этом не включал арендные платежи в состав доходов от реализации для целей расчета доли дохода от продажи сельхозпродукции. Однако доходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными доходами лишь в случае, когда такая деятельность не является систематической, а носит разовый характер. В данном случае арендная плата должна была включаться в состав доходов от реализации, и с учетом этого доля дохода налогоплательщика от продажи сельхозпродукции составила менее 70%.
Источник: http://www.pravovest.ru/
23.12.2022 Спор о привлечении руководителя банкрота к субсидиарной ответственности рассмотрят снова
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2022-12-15 № 302-ЭС19-17559(2) по делу N А19-5157/2017
Суд направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции дело о привлечении лица к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, поскольку начало исковой давности следует исчислять с момента осведомленности компании о наличии оснований для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности, в том числе о недостаточности активов должника для проведения расчетов со всеми кредиторами
При банкротстве компании потребовали привлечь к субсидиарной ответственности его руководителя из-за того, что тот вовремя не подал заявление о ее несостоятельности. Три инстанции разошлись во мнениях. ВС РФ отправил дело на пересмотр. По закону субсидиарная ответственность руководителя ограничивается объемом обязательств перед кредиторами, возникших после истечения месячного срока на подачу заявления о банкротстве. В данном споре обязательства, ответственность по которым возлагалась на руководителя, представляли собой ежеквартальные платежи по договору. Между тем компания приняла на себя эти обязательства с момента подписания акта по договору, т. е. раньше, чем возникли признаки неплатежеспособности компании. Поэтому такие обязательства не могли включать в размер ответственности руководителя. С учетом этого следовало выяснить, имелись ли у должника иные обязательства, которые возникли после истечения упомянутого месячного срока и до возбуждения дела о банкротстве. Срок исковой давности требовалось исчислять не с даты признания должника банкротом, а с момента осведомленности кредитора-заявителя о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности.
Источник: http://www.pravovest.ru/
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
19.12.2022 В Москве количество самозанятых выросло на 300 тысяч в 2022 году
Общее число самозанятых в Москве составляет 1,17 млн человек
Количество самозанятых в Москве выросло на 300 тысяч человек с начала 2022 года, теперь их общее число составляет 1,17 млн человек. Стоит отметить, что это 20% от общего числа самозанятых в РФ.
По словам заммэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, налог для самозанятых продолжает пользоваться популярностью у жителей Москвы. «За январь — октябрь текущего года число самозанятых в столице выросло более чем на 300 тыс. человек. Их суммарный доход с начала 2019 года, когда в Москве ввели этот налоговый режим, к 1 ноября 2022 года достиг 530 млрд рублей, причем 212 млрд рублей они заработали за 10 месяцев этого года», — сообщил он.
Наиболее популярными видами деятельности у самозанятых, которые указали их при регистрации, являются пассажирские перевозки, доставка, сдача квартир в аренду, реклама и маркетинг, строительство.
Источник: Российский налоговый портал
20.12.2022 У некоторых россиян в 2023 году изменится порядок уплаты налогов
Со следующего года часть граждан РФ будут выплачивать налоги через единый счет
В 2023 году налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты должны будут применять единый налоговый счет (ЕНС). Это будет нужно делать при оплате налоговых, авансовых платежей по налогам, а также сборов, пеней, штрафов и процентов, напоминает ФНС России. Через единый налоговый счет денежные средства будут перечисляться в форме единого налогового платежа, пишет ПРАЙМ.
Также вводится единый срок представления налоговых деклараций и уплаты ряда налогов. Например, с 2023 года в ФНС будет нужно предоставлять все декларации не позднее 25 числа месяца. Оплачивать налог на прибыль, НДС, НДПИ, транспортный и имущественный налоги, а также УСН и страховые взносы надо будет в срок строго до 28 числа каждого месяца.
Источник: Российский налоговый портал
20.12.2022 С 2023 года отсрочку по налогам будут давать по новым правилам
С 1 января 2023 года после введения ЕНП получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов станет проще. Достаточно направить заявление и пакет документов через личный кабинет или по ТКС.
Решение об отсрочке или рассрочке налоговики примут в течение 10 рабочих дней.
Если возникнет необходимость уточнения представленных данных, срок рассмотрения заявления может быть продлен на 20 дней, о чем уведомят налогоплательщика.
Кроме того, изменится порядок представления обеспечения, уточнили в ФНС.
Теперь залог, поручительство или банковскую гарантию можно представить в течение 30 дней после вынесения решения об отсрочке.
Обращайтесь за консультациями к экспертам: в Клерк.Премиум входят неограниченные консультации и разборы.
По старым правилам такие документы надо предоставить вместе с заявлением.
Кроме того, больше к заявлению не надо прилагать копии договоров с контрагентами-дебиторами.
Для заявителей-юрлиц с 1 января отменены требования к наличию чистых активов в размере, превышающем запрашиваемую к отсрочке сумму.
Также можно будет получать отсрочку по налогам, уплачиваемым налоговыми агентами.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
20.12.2022 Официально утвердили форму ЕФС-1
С 2023 года вместо СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3 надо будет сдавать в СФР новую форму ЕФС-1. Ее утвердили.
Опубликовано постановление правления ПФР от 31.10.2022 № 245п.
В нем 283 страницы с формой, порядком ее заполнения, включая таблицы различных кодов.
В частности, закодированы причины увольнения, должности для бюджетников и т.д.
В форме 2 раздела и несколько подразделов, которые надо сдавать с разной периодичностью.
№ раздела |
Наименование раздела |
№ подраздела |
Наименование подраздела |
|
Титульный лист |
|
|
1 |
Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, зарплате и дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию |
1 |
Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, зарплате зарегистрированного лица |
1.1 |
Сведения о трудовой (иной) деятельности |
||
1.2 |
Сведения о страховом стаже |
||
1.3 |
Сведения о заработной плате и условиях осуществления деятельности работников государственных (муниципальных) учреждений |
||
2 |
Основание для отражения данных о периодах работы для назначения пенсии |
||
3 |
Сведения о застрахованных лицах, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя |
||
2 |
Сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний |
2.1 |
Расчет сумм страховых взносов |
2.1.1 |
Сведения о базе и взносах для организаций с выделенными СКЕ |
||
2.2 |
Сведения для исчисления страховых взносов НСиПЗ для тех, кто направляет персонал в другие компании |
||
2.3 |
Сведения о результатах проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотров работников и проведенной СОУТ на начало год |
Напомним, накануне было опубликовано постановление с электронным форматом этой формы.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
20.12.2022 За 2022 год надо сдавать в ПФР и ФСС отчеты по старым формам в старые сроки
С 2023 году в единый фонд СФР надо будет сдавать единую форму ЕФС-1. Но это касается только периодов в 2023 года. За отчетные периоды 2022 года (декабрь, 4 квартал, год) надо отчитываться по-старому.
Разъяснение дает ПФР в письме от 14.12.2022 № В-109546-19/143909-22.
Сроки сдачи такие:
СЗВ-М за декабрь – до 16 января;
СЗВ-ТД по декабрьским мероприятиям – до 16 января;
ДСВ-3 за 4 квартал 2022 года – до 20 января;
4-ФСС за 2022 год – до 20 или 25 января;
СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1 за 2022 год – до 1 марта.
Кстати, ПФР задали вопрос – как быть с договорами ГПХ, заключенными в 2022 году. Отчитываться по ним надо с 2023 года, но дата начала договора приходится на 2022 год. Четкого ответа на этот вопрос ПФР не дал. Ясно лишь, что в форме СЗВ-ТД за декабрь 2022 года договоры ГПХ не отражают.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
21.12.2022 Запретят брать комиссию за денежные переводы между счетами одного человека в разных банках
Переводы между своими счетами до 1,4 млн руб. для физлиц будут бесплатными. Это касается и СБП, а также переводов на счета финансовых платформ.
Законопроект с такой нормой сегодня принят в первом чтении.
Но это новое правило не будет работать для операций с использованием карт, которые идут по правилам платежных систем, в рамках которых эмитируются эти карты.
Также этот законопроект предусматривает запрет на разные процентные ставки по вкладам в зависимости от источника денег и способа их внесения, заключения одновременно с договором банковского вклада иных договоров.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
23.12.2022 ФНС будет рассылать электронные уведомления о снятии ККТ с учета
Бумажные уведомления налоговые инспекторы перестанут рассылать
Уведомления о предстоящем снятии с учета контрольно-кассовой техники, у которой истек срока действия фискального накопителя, будут приходить в электронном виде в личные кабинеты налогоплательщиков на сайте ФНС, пишет Бухонлайн со ссылкой на письмо ФНС от 13.12.22 № АБ-4-20/16827@.
В этом документ налоговое ведомство сообщает о доработке программного комплекса АИС «Налог-3». В этом ПО теперь реализован функционал для автоматической рассылки уведомлений о предстоящем снятии ККТ с регистрационного учета из-за истечения срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе. Бумажные уведомления налоговые инспекторы перестанут рассылать.
ККТ должна быть снята с учета по истечении 30 дней с даты окончания срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе. Если дата предполагаемого снятия ККТ попадает на выходной или нерабочий праздничный день, то кассу снимут с учета в ближайший следующий рабочий день.
Источник: Российский налоговый портал
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Бухгалтерский учёт
На балансовом счете 58 "Акции" числится сальдо: в бухгалтерском учете - 10 000 руб., в налоговом учете - 8000 руб. (стоимость акций).
Нужно ли признавать отложенное налоговое обязательство на 77 счете (20% от суммы 2000 руб.)? В какой момент признается отложенное налоговое обязательство (на дату приобретения акций, или иную дату)? Когда оно погашается?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При наличии на конец отчетного периода на балансе организации активов (финансовых вложений в виде ценных бумаг), балансовая стоимость которых выше, чем налоговая, возникает налогооблагаемая временная разница, приводящая к признанию ОНО, которое будет погашено в будущем (например, при реализации акций):
Дебет 99 (или 68) Кредит 77.
Обоснование вывода:
После внесения изменений в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02) приказом Минфина России от 20.11.2018 N 236н временные разницы определяются (п. 8 ПБУ 18/02):
- как доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах, а также результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах;
- как разница между балансовой стоимостью актива или обязательства и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения (далее - налоговая стоимость).
Балансовой стоимостью актива (финансовых вложений в акции) признается стоимость, по которой они отражены в балансе на отчетную дату*(1).
Налоговой стоимостью актива будет являться сумма, на которую в будущем будет уменьшена налогооблагаемая база*(2).
При приобретении ценных бумаг расходов нет ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (в силу ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" и положений ст. 280 НК РФ). На первый взгляд, временных разниц нет.
Однако расходы могут быть учтены в будущих периодах (например, при обесценении акций в бухгалтерском учете, при их продаже), при этом их размер может отличаться в бухгалтерском и налоговом учете. Поэтому в любом случае организация должна признать временные разницы между разницей с бухгалтерской оценке активов (в данном случае - ценных бумаг, признаваемых финансовыми вложениями) и их стоимостью для целей налогового учета:
- если балансовая стоимость ценных бумаг больше их налоговой стоимости - разница является налогооблагаемой и признается отложенное налоговое обязательство (Кредит 77);
- если балансовая стоимость ценных бумаг меньше налоговой стоимости - разница является вычитаемой и признается отложенный налоговый актив (Дебет 09).
При этом отложенные налоговые активы (отложенные налоговые обязательства) признаются в учете независимо от того, удерживается ли актив (в данном случае акции) для продажи в будущем или нет*(3).
Признанные ОНО и ОНА могут отражаться в балансе свернуто (или ОНО, или ОНА), кроме случаев, когда налоговым законодательством предусмотрено раздельное формирование налоговой базы (п. 19 ПБУ 18/02).
Например, поскольку для операций с необращающимися ценными бумагами нормами НК РФ предусмотрено формирование отдельной налогооблагаемой базы, то отложенные налоговые активы и обязательства, связанные с такими ценными бумагами должны быть учтены отдельно от ОНА или ОНО, сформированных в результате операций, которые отражаются в общей налогооблагаемой базе по налогу на прибыль.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Надо ли корректировать отложенные налоговые обязательства (сформированные в соответствии с ПБУ 18/02 при переоценке финансовых вложений), если ценные бумаги перестали котироваться на рынке, при этом их реализация не планируется? Как отражать временные разницы, сформированные до изменения метода оценки акций? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)
- Вопрос: При переходе на балансовый метод определения величины текущего налога на прибыль в целях ПБУ 18/02 возникают ли временные разницы и надо ли отражать ОНА/ОНО в отношении ценных бумаг, полученных в качестве вклада в уставной капитал, и дивидендов, начисленных к получению до 01.01.2020, но не полученных еще на эту дату? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
НДС
Заключен договор с покупателем из Донецкой Народной Республики (действующая коммерческая организация, не ГУП, не госконтракт). Отгрузка планируется до конца 2022 года.
Какую ставку НДС указать при продаже товара в Донецкую Народную Республику? Каким образом выставить счет-фактуру, если ИНН у покупателя еще нет?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. При отгрузке товаров до 31.12.2022 налогообложение НДС производится по ставке 0% при условии получения оплаты за проданный товар не позднее 25.01.2023.
2. ИНН покупателя в счете-фактуре может не указываться.
Обоснование позиции:
1. По общему правилу реализация товаров на территории РФ облагается НДС по ставке 20%, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ.
Федеральным законом от 21.11.2022 N 443-ФЗ "О внесении изменений..." в числе прочих введены некоторые особенности налогообложения НДС при реализации товаров (работ, услуг) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях (части 1, 4, 5 ст. 2 Закона N 443-ФЗ)*(1). Смотрите информацию ФНС России от 22.11.2022 "Как российским подрядчикам исчислять НДС в переходный период".
В частности, на основании подп. 20 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров налогоплательщиком (сведения о котором включены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП до 05.10.2022), который заключил:
- до 5 октября 2022 года включительно государственный (муниципальный) контракт с государственным или муниципальным заказчиком РФ либо соглашение с государственным органом (государственным учреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием (ГУП) ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области на поставку товаров в пункт назначения, находящийся на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области,
- либо заключил до 31 декабря 2022 года договор, не являющийся указанными государственным (муниципальным) контрактом либо соглашением, на поставку товаров на эти территории с юридическим лицом (ИП), созданным (зарегистрированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области до дня принятия указанных территорий в РФ и образования в составе РФ новых субъектов, либо с иностранным лицом, товаров, предусмотренных указанными государственным (муниципальным) контрактом, соглашением, договором.
Для второго случая (далее условно "коммерческий договор"), имеющего место в рассматриваемой ситуации, установлено дополнительное условие - отгрузка таких товаров должна быть произведена до 31 декабря 2022 года включительно, а полная оплата товаров получена на открытый в банке счет налогоплательщика до 25 января 2023 года включительно (второй абзац подп. 20 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Для обоснованности применения налоговой ставки 0% в налоговые органы представляются документы, указанные в п. 15.4 ст. 165 НК РФ (также введенном Законом N 443-ФЗ). А именно:
- указанный выше договор (копия) о поставке товаров, заключенный до 31.12.2022 включительно;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих перевозку (доставку) товаров в пункт назначения, находящийся на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области;
- платежные документы, подтверждающие поступление на банковский счет денежных средств в полном объеме.
Исходя из приведенных норм, применение налогоплательщиком ставки 0% в данном случае возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
1) коммерческий договор заключен до 31.12.2022 между лицами, созданными (зарегистрированными) на своих территориях до 05.10.2022, т.е. до момента принятия в РФ новых субъектов*(2);
2) товар поставляется в пункт назначения, находящийся на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области;
3) отгрузка товаров произведена до 31.12.2022;
4) до 25.01.2023 отгруженные товары должны быть полностью оплачены (причем в безналичном порядке на банковский счет налогоплательщика).
Напомним, в этот же срок (не позднее 25 января 2023 г.) в налоговый орган должна быть представлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2022 г. (п. 5 ст. 174 НК РФ). То есть оплата должна быть получена на момент представления налоговой декларации за 4 квартал 2022 г. (речь о своевременном представлении).
Поскольку первые два условия в рассматриваемой ситуации выполняются, возможность применения нулевой ставки будет зависеть от даты отгрузки и срока оплаты: операция по отгрузке товаров до 31.12.2022 будет облагаться НДС по ставке 0% при условии получения оплаты за проданный товар не позднее 25.01.2023.
2. Что касается счета-фактуры, то отсутствие ИНН у покупателя не освобождает продавца от его оформления (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (ст. пп. 1, 2 ст. 169 НК РФ).
Подпункт 1 п. 3 ст. 169 НК РФ предусматривает возможность не составлять счета-фактуры при реализации товаров (за исключением подлежащих прослеживаемости) лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры. В таких случаях в книге продаж регистрируются первичные учетные документы, документы, содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) с кодом вида операции "26" (пункты 1 и 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@, письма Минфина России от 15.07.2019 N 03-07-09/52125, ФНС России от 08.12.2021 N ЕА-4-15/17079@, от 21.05.2015 N ГД-4-3/8565@ и др.).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территории ДНР с 1 января 2023 года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. То есть в общем случае до конца 2022 г. покупатель из ДНР не признается налогоплательщиком НДС и счет-фактура в целях применения налоговых вычетов НДС ему не нужен.
Но учитывая отсутствие разъяснений по рассматриваемой ситуации, мы с осторожностью применяли бы указанные положения в сделках с покупателями, созданным (зарегистрированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области или Херсонской области до дня принятия указанных территорий в РФ.
На наш взгляд, счет-фактуру в сложившейся ситуации следует заполнять по аналогии с оформлением счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) иностранным покупателям, не состоящим на налоговом учете в РФ (без ИНН) или физическим лицам. В таких случаях ИНН может не заполняться (в соответствующей строке проставляется прочерк). В книге продаж графа 8 также не заполняется (подп. "л" п. 7 Правил заполнения книги продаж). Смотрите, например, письма Минфина России от 18.11.2020 N 03-07-09/100514, от 08.02.2016 N 03-07-09/6171, от 01.04.2014 N 03-07-09/14382 и др.*(3).
Обращаем внимание, что сказанное представляет собой наше экспертное мнение, которое может отличаться от мнения других специалистов и позиции контролирующих органов. Для устранения сомнений напоминаем о праве налогоплательщика на обращение за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или в Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Ответ прошел контроль качества
Разное
Возможны ли претензии со стороны налоговых органов при продаже одним ООО другому ООО недвижимого имущества по балансовой стоимости, которая отличается от рыночной?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии, решив, что цель сделки - неуплата (неполная уплата) налога.
Претензии со стороны налоговых органов возможны и в случае, если реализация недвижимости будет осуществлена по балансовой стоимости, которая ниже рыночной.
Поэтому в целях минимизации налоговых рисков рекомендуем, прежде чем заключать договоры купли-продажи имущества, провести его независимую оценку.
Обоснование позиции:
Законодательство не относит продажу недвижимого имущества (ст. 212, 213 ГК РФ) к случаям, когда государственные органы могут устанавливать или регулировать цену исполнения такого договора.
В договоре купли-продажи недвижимости может быть установлена любая договорная (продажная) цена, которая может отличаться от рыночной, первоначальной (балансовой) или кадастровой стоимости объекта продажи (постановления Семнадцатого ААС от 12.05.2009 N 17АП-3042/09, Первого ААС от 14.07.2014 N 01АП-3090/14).
Обращаем внимание, что и нормы НК РФ не обязывают налогоплательщиков формировать налоговую базу в отношении доходов от реализации недвижимости, полученных в денежной форме, исходя из ее рыночной, кадастровой, балансовой или иной стоимости, равно как не определяют и последствий продажи недвижимости ниже соответствующих значений.
По общему правилу для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными (абзац 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
Отметим, что и цена товара (работы, услуги), примененная сторонами сделки взаимозависимыми лицами, также признается рыночной до того момента, пока ФНС России не докажет обратное (п. 3 ст. 105.3 НК РФ).
При этом нормы части первой НК РФ допускают возможность налогового контроля за примененными налогоплательщиком ценами. Так, налоговый контроль за соответствием примененных налогоплательщиком цен рыночному уровню осуществляется в отношении сделок между взаимозависимыми лицами, признаваемых контролируемыми*(1). Такой контроль осуществляется непосредственно ФНС России согласно разделу V.1 НК РФ и по общему правилу не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями (п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ 16.02.2017, далее - Обзор).
В п. 13 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 06.07.2016, также отмечается, что полномочиями по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами, на соответствие их рыночным ценам обладает лишь Центральный аппарат ФНС России, но не территориальные налоговые органы.
При этом в п. 13 Обзора указывается, что взаимозависимость участников сделок сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а может иметь юридическое значение в целях налогового контроля, только если установлено, что такая взаимозависимость используется участниками сделки как возможность для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами (смотрите также постановления АС Московского округа от 16.01.2019 N Ф05-22009/18 по делу N А40-45550/2018, АС Центрального округа от 11.12.2018 N Ф10-5159/18 по делу N А64-1247/2017).
В свою очередь, в определении ВС РФ от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920 делается вывод, что отличие примененной налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемого по идентичным (однородным) товарам, работам или услугам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о неисполнении участником сделки обязанности по уплате налогов и возникновении у него недоимки, определяемой исходя из возникшей ценовой разницы.
Тем не менее нужно учитывать, что отклонение цены реализации недвижимости от ее рыночной стоимости в сделке между взаимозависимыми лицами может рассматриваться в качестве одного из признаков нарушения положений ст. 54.1 НК РФ в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, порочащими деловую цель сделки, что грозит доначислением продавцу налоговых обязательств исходя из рыночной цены недвижимости (смотрите, например, определение ВС РФ от 29.03.2018 N 303-КГ17-19327).
Так, ФНС России в письме от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@ разъясняет, что ст. 54.1 НК РФ фактически определяет условия, препятствующие созданию налоговых схем, направленных на незаконное уменьшение налоговых обязательств, в том числе путем неучета объектов налогообложения, неправомерно заявляемых льгот и т.п. В случае, если установление заведомо нерыночной цены не было обусловлено разумными причинами, а преследовало своей целью получить прежде всего налоговую экономию (необоснованную налоговую выгоду), то доначисление налогов возможно (письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@).
Таким образом, существует риск того, что при продаже объектов недвижимости ниже рыночной стоимости налоговые органы могут предъявить претензии, решив, что цель сделки - неуплата (неполная уплата) налога (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Если они это смогут доказать, то организации придется уплатить недоимку, а также пени и штраф.
Отметим также, что и в случае, если реализация недвижимости будет осуществлена по балансовой стоимости, которая ниже рыночной, возможны претензии со стороны налоговых органов.
Поэтому в целях минимизации налоговых рисков рекомендуем, прежде чем заключать договоры купли-продажи имущества, провести его независимую оценку.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Ответ прошел контроль качества
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: