Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 17 по 23 октября 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 13.10.2022 N 1814
"О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"

Дополнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

В частности, в указанный перечень включены позиции:

- "8515 80 100 0 Линия по производству труб HG530X13";

- "9508 29 000 0 Аттракцион SUPER FLUME, Antonio Zamperla S.p.A.";

- "8447 12 000 1 Машина кругловязальная, модель MPU 1.6".

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 N 1839
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353"

Правительство РФ изменило обязательные требования для компаний, сотрудники которых были мобилизованы

Предусмотрено, в частности, что осуществление деятельности на основании разрешения в случае мобилизации работника, наличие которого обеспечивает выполнение обязательных требований, не может рассматриваться как нарушение указанных обязательных требований:

в течение 3 месяцев со дня приостановления действия трудового договора в отношении работника, являющегося ответственным за осуществление деятельности на основании разрешения, и (или) уполномоченного руководить работами в рамках вида деятельности, осуществляемого на основании разрешения, и (или) являющегося работником из состава руководителей, к которому в рамках соответствующего вида разрешительного режима предъявляются обязательные требования;

в течение 6 месяцев со дня приостановления действия трудового договора в отношении иных работников, наличие которых обеспечивает выполнение обязательных требований в рамках соответствующего вида разрешительного режима.

В указанные сроки компаниям и ИП необходимо заключить трудовой договор с иным работником.

Кроме этого, определено, что сроки действия аттестаций и других разрешений у мобилизованных сотрудников будут продляться в автоматическом режиме.

Документом также закреплен перечень разрешительных режимов, в отношении которых устанавливаются указанные особенности применения обязательных требований в связи с мобилизацией.

 

Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2022 N 3046-р
<О предоставлении отсрочки арендной платы по договорам аренды федерального имущества в связи с частичной мобилизацией>

Предпринимателям предоставлена отсрочка платежей по договорам аренды федерального имущества в связи с частичной мобилизацией

Отсрочка предоставлена арендаторам, которыми являются физические лица, в том числе ИП, юрлица, в которых одно и то же физическое лицо является единственным учредителем (участником) юрлица и его руководителем, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ или проходящим военную службу по контракту либо заключившим контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ.

Указанным лицам предоставляется возможность расторжения договоров аренды без применения штрафных санкций.

Предусмотрены условия предоставления отсрочки и расторжения договоров аренды.

 

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 308"

Предлагается расширить перечень организаций и ИП, которые вправе продлить до 24 месяцев сроки исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий, заключенным в рамках ряда госпрограмм

Предполагается, что отсрочку исполнения обязательств по просубсидированным проектам наряду с российскими организациями или ИП, пострадавшими от санкций, смогут также получить:

промышленные компании и предприниматели, у которых мобилизовано более 15 процентов численности работников организации, выполняющих работы, соответствующие целям предоставления субсидий или иных межбюджетных трансфертов;

исполнители или соисполнители первого и второго уровня государственного оборонного заказа в соответствии с государственными контрактами (при условии что поступления по данным государственным контрактам были увеличены после 24 февраля 2022 года и составляют более 20 процентов валовой выручки получателя субсидии).

Речь идет о предприятиях, получающих господдержку в рамках государственных программ "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" и "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".

 

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности"

Программу субсидирования льготных кредитов на восстановление предпринимательской деятельности предлагается продлить до конца 2024 года

Проектом продлевается действие Правил предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юрлицам и ИП на восстановление предпринимательской деятельности.

Кроме того, положения правил распространены на заемщиков-физлиц, принявших наследство по долговым обязательствам индивидуального предпринимателя, призванного на военную службу по мобилизации.

 

Приказ ФНС России от 22.07.2022 N ЕД-7-21/671@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 25.11.2015 N ММВ-7-11/545@"
Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2022 N 70565.

Обновлена форма представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах

В новой редакции изложены форма, формат и порядок заполнения формы сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах.

Приказ вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

Приказ ФНС России от 13.09.2022 N ЕД-7-14/830@
"О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-14/729@"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2022 N 70588)

Изменены сроки размещения на сайте ФНС России открытых данных об организациях-налогоплательщиках

Установлены новые сроки размещения сведений в форме наборов открытых данных на сайте ФНС России, а также уточнен состав размещаемых сведений в связи с введением института единого налогового счета.

Приказ вступает в силу с 1 апреля 2023 года.

 

Приказ ФНС России от 26.08.2022 N ЕД-7-3/778@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 15.02.2018 N ММВ-7-3/95@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, электронные системы доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина в электронной форме и порядка ее заполнения"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2022 N 70613.

Внесены изменения в налоговую декларацию по акцизам на табак и сигареты

В декларации, утвержденной Приказом ФНС России от 15.02.2018 N ММВ-7-3/95@:

в новой редакции изложено приложение N 1 "Расчет суммы акциза по сигаретам (папиросам)";

уточнен формат представления налоговой декларации, порядок ее заполнения, а также внесены изменения в приложение N 3 "Коды операций (показателей), используемые при заполнении налоговой декларации".

Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.

 

Приказ Росстата от 18.10.2022 N 707
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью религиозных организаций"

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО(Р) "Сведения о деятельности религиозной организации"

Форма введена в действие с отчета за 2022 год. Утверждены указания по ее заполнению. Форму предоставляют юридические лица - некоммерческие организации, являющиеся религиозными.

С введением в действие новой формы признан утратившим силу Приказ Росстата от 01.10.2021 N 613.

 

<Письмо> ФНС России от 14.10.2022 N ЕА-4-15/13773@
"О применении штрафных санкций при представлении уточненных налоговых деклараций"

ФНС разъяснены некоторые вопросы, касающиеся привлечения к ответственности налогоплательщиков за неуплату налогов и иных обязательных платежей

ФНС обращает внимание территориальных налоговых органов на недопустимость фактов непривлечения к налоговой ответственности налогоплательщиков, представляющих уточненные налоговые декларации (расчеты), в случае неуплаты ими дополнительно исчисленных сумм налогов (сборов) и пени.

Обязательность привлечения к ответственности применима также к налогоплательщикам, в отношении которых рассматривается вопрос о представлении отсрочки или рассрочки в соответствии с нормами статьи 64 НК РФ, если на дату вынесения решения о привлечении к ответственности не вынесено решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

 

Письмо ФНС России от 18.10.2022 N БС-4-21/13913@
"О налогообложении земельного участка национального парка, переданного в аренду"

ФНС даны разъяснения по вопросу налогообложения земельного участка, находящегося в федеральной собственности, предоставленного в пользование национальному парку, включенному в перечень особо охраняемых природных территорий

Поскольку, по данным ЕГРН, участок национального парка предоставлен в аренду коммерческой организации на срок более 1 года, то, по мнению ФНС России, в отношении такого участка не могут применяться общие условия об отнесении его к изъятым из оборота и, следовательно, отсутствуют основания для освобождения участка от налогообложения.

 

<Письмо> ФНС России от 12.10.2022 N СД-4-3/13618@
"О переходе на режим АвтоУСН"

ФНС разъяснила, как отказаться от ранее применяемых налоговых режимов и перейти на АвтоУСН

Налогоплательщики, применяющие УСН (ЕСХН), при заполнении в личном кабинете налогоплательщика уведомления о переходе на АвтоУСН проставляют признак отказа от применения данных режимов налогообложения. В этом случае направлять в налоговый орган уведомления об отказе от ранее применяемых режимов не требуется.

Если вновь созданной организацией или вновь зарегистрированным ИП было подано уведомление о переходе на УСН (на ЕСХН), но позже принято решение о переходе на АвтоУСН, то уточнение режима возможно в пределах установленного срока - не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

 

Письмо ФНС России от 07.10.2022 N СД-4-3/13426@
"О признании в 2022 году доходов и расходов в виде курсовых разниц от переоценки требований (обязательств)"

Разъяснен порядок признания в налоговом учете положительных и отрицательных курсовых разниц от переоценки требований (обязательств) в иностранной валюте

Разъяснения подготовлены в связи с внесением изменений в НК РФ Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ.

Сообщается, в частности, об определении даты признания в учете доходов и расходов в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы и порядке определения их величины.

 

<Письмо> ФНС России от 12.10.2022 N БС-4-21/13587@
"Об изменении форм и форматов представления в налоговые органы сведений о водных транспортных средствах"

ФНС напоминает об изменении с 1 января 2023 состава сведений о водных транспортных средствах, представляемых в налоговые органы

Изменения внесены приказом ФНС от 09.09.2022 N ЕД-7-21/821@. Сообщается об основных изменениях и необходимости доработки программных средств, используемых для формирования и представления в налоговые органы соответствующих сведений.

 

<Письмо> ФНС России от 12.10.2022 N СД-4-3/13613@
"О заполнении налоговой декларации по НДПИ"

В связи с изменениями порядка исчисления НДПИ в отношении щебня даны рекомендации по отражению соответствующих операций в налоговой декларации

Согласно пункту 13 статьи 343 НК РФ сумма НДПИ, исчисленная за налоговый период в отношении щебня, не может превышать величину НБК, рассчитываемую в рублях как произведение количества добытого полезного ископаемого за налоговый период, приведенного в единицах массы (тоннах), и числа 16,5.

Сообщен порядок отражения сумм налога, исчисленных по старым и новым правилам.

При этом отмечено, что сумма превышения налога, исчисленного исходя из стоимости добытого полезного ископаемого, над величиной НБК в разделе 5 налоговой декларации по НДПИ не указывается.

Кроме того, сообщается о неприменении в отношении щебня контрольных соотношений по пунктам 5.19 и 5.20, доведенных письмом ФНС России от 02.04.2021 N СД-4-3/4426@.

 

<Письмо> ФНС России от 12.10.2022 N СД-4-3/13619@
"О справках по налогу в связи с применением АвтоУСН"

В личном кабинете налогоплательщика реализована возможность сформировать справки, касающиеся применения налогоплательщиком АвтоУСН

Сообщается, что в личном кабинете налогоплательщика в целях подтверждения применения специального налогового режима, а также получения информации о сумме полученных доходов, подлежащих налогообложению, налогоплательщики могут сформировать справки:

о применении автоматизированной упрощенной системы налогообложения (КНД 1120503);

о состоянии расчетов (доходах) по налогу, уплачиваемому в связи с применением автоматизированной упрощенной системы налогообложения (КНД 1120504).

 

<Письмо> ФНС России от 13.10.2022 N БС-3-11/11170@
<О справке, подтверждающей налоговое резидентство физического лица в Республике Казахстан>

Факт выдачи документа, подтверждающего резидентство Республики Казахстан, возможно подтвердить на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан

Для этого необходимо пройти по ссылке, указанной в письме, и указать следующие данные: индивидуальный идентификационный номер/бизнес идентификационный номер (ИИН/БИН), номер бланка (заполняется при наличии сертификата резидентства на бумажном носителе), дата выдачи сертификата резидентства.

В случае отсутствия данных о сертификате факт выдачи такого документа не может считаться подтвержденным, а налоговое резидентство установленным.

 

Письмо ФНС России от 14.10.2022 N СД-4-3/13797@
"О рекомендуемых форме и формате уведомления иностранной организации о выборе налогового органа для представления налоговой декларации и уплаты налога на добавленную стоимость в целом по всем обособленным подразделениям организации"

ФНС рекомендована форма уведомления налогового органа о выборе иностранной организацией с несколькими обособленными подразделениями одного подразделения, по месту учета которого она будет представлять декларации и уплачивать НДС

В целях реализации положений пункта 7 статьи 174 НК РФ настоящим письмом доведены рекомендуемая машиноориентированная форма, формат представления уведомления и порядок заполнения данной формы для использования в работе с 01.01.2023.

 

<Письмо> ФНС России от 17.10.2022 N АБ-4-20/13869@
"О применении контрольно-кассовой техники новыми субъектами Российской Федерации"

В новых субъектах обязанность применять ККТ наступит не ранее 5 октября 2027 года

Сообщается о подготовке проекта закона, вносящего изменения в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", согласно которым обязанность организаций и ИП при осуществлении расчетов на территории нового субъекта применять ККТ наступает по истечении 5 лет с даты принятия в Российскую Федерацию.

 

<Информация> ФНС России
"Плательщики АУСН могут получить справку о полученных доходах в личном кабинете"

ФНС России: справку о полученных доходах плательщики АУСН могут получить в личном кабинете налогоплательщика

Разработаны две новые формы справки для подтверждения применения АУСН: о применении автоматизированной упрощенной системы налогообложения; о состоянии расчетов (доходах) по налогу, уплачиваемому в связи с применением автоматизированной упрощенной системы налогообложения.

Сообщается, что теперь такие справки можно сформировать в личном кабинете налогоплательщика, они подписываются электронной подписью ФНС России.

 

<Информация> Минфина России от 14.10.2022 "Алексей Сазанов встретился с бизнесом и обсудил вопросы налоговой политики"

Донастройка префенциальных налоговых режимов, отказ от института КГН, корректировка правил для владельцев КИК - эти и другие вопросы были рассмотрены на встрече с бизнесом

Статс-секретарь - замминистра финансов Алексей Сазанов сообщил, в частности, о следующем:

системные изменения преференциальных налоговых режимов, отказ от каких-либо из них на данном этапе не планируются. Возможна точечная донастройка для пресечения злоупотреблений фирмами-однодневками;

Минфин России придерживался позиции, что необходимо либо дать право создавать КГН всем с какого-то года, либо отказаться от этого института. По причине больших выпадающих доходов у бюджетов субъектов РФ было принято решение, что с 2023 года институт КГН прекращает свое действие;

планируется дорабатывать и совершенствовать законодательство о контролируемых иностранных компаниях, чтобы те КИК, которые в сложившейся ситуации физически не могут распределять свою прибыль, имели бы возможность воспользоваться правом на освобождение этой прибыли от налогообложения.


<Информация> ФНС России
"С 2023 года иностранным организациям следует представлять уведомление о выборе налогового органа по рекомендованной форме"

Для уведомления о выборе иностранной организацией одного налогового органа для представления декларации и уплаты НДС в целом по всем обособленным подразделениям разработаны рекомендуемые форма и формат

Ранее такие уведомления направлялись на бумаге в произвольной форме. Теперь их можно представить по ТКС через ответственное обособленное подразделение, имеющее доверенность, выданную головной иностранной организацией и подтверждающую его полномочия для представления налоговой декларации и уплаты НДС в целом по всем обособленным подразделениям.

 

<Информация> Минцифры России от 20.10.2022
"ИТ-компаниям нужно направить согласие на раскрытие налоговой тайны до 31 октября"

До 31 октября ИТ-компаниям необходимо направить в ФНС России согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну

Это нужно, чтобы подтвердить соответствие компании условиям аккредитации.

Разъясняется, как можно подать согласие.

Исполнение этого требования необходимо для сохранения аккредитации после 31 октября 2022 года.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

19.10.2022 Невручение налогоплательщику вместе с актом проверки всего объема доказательств не является существенным нарушением, учитывая, что налогоплательщик мог ознакомиться с ними

Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2022 № 308-ЭС21-22879 по делу N А63-2832/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно применил вычеты по НДС при приобретении товаров, т. к. доказательства того, что его контрагенты не осуществляли реальную экономическую деятельность, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, налоговым органом допущены существенные процессуальные нарушения. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что представленные первичные документы содержат недостоверные сведения, составлены фиктивно и не подтверждают реального совершения хозяйственных операций спорными контрагентами. При этом существенных нарушений, влекущих безусловное признание недействительным оспариваемого решения, налоговым органом при проведении проверки не допущено. Невручение налогоплательщику вместе с актом проверки всего объема доказательств, положенных в обоснование принятого итогового решения, не является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, с учетом того, что налогоплательщик имел возможность ознакомиться с ними.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

19.10.2022 Отсрочка уплаты госпошлины при обжаловании судебных актов может быть предоставлена только при наличии документов, отражающих имущественное положение заявителя на день подачи жалобы

Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2022 № 305-ЭС22-18044 по делу N А41-4440/2021
Об отказе в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины

Предприниматель считает, что в связи с отсутствием у него денежных средств ему должна быть предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию предпринимателя необоснованной. Документы, отражающие имущественное положение предпринимателя на день подачи жалобы, не представлены. Копия справки налогового органа об открытых счетах и сведения банка составлены более года назад. Поэтому ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины удовлетворению не подлежит.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

19.10.2022 Суд может обязать налоговый орган исключить из обработки налоговые декларации, поданные от имени налогоплательщика неуполномоченным лицом

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.08.2022 № 306-ЭС22-7274 по делу N А55-15930/2020
Дело в части восстановления результатов первичных налоговых деклараций передано на новое рассмотрение, поскольку ссылки налогового органа на отсутствие у него технической возможности, равно как и установленного регламента по удалению из системы недостоверных сведений, не могут служить основанием для отказа истцу в восстановлении его нарушенных прав в сфере публичных налоговых правоотношений

Налоговый орган полагает, что он правомерно отказал налогоплательщику в исключении из обработки спорных налоговых деклараций, т. к. ему не было предоставлено право аннулировать принятые налоговые декларации. Верховный Суд РФ, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной и направил дело на новое рассмотрение. Представленные налогоплательщиком декларации поданы неуполномоченным лицом, в связи с чем суды признали незаконными действия налогового органа по принятию этих деклараций, а в части обязания исключить их из обработки отказали. В итоге в обработке у инспекции находятся ничтожные документы, содержащие недостоверные сведения и создающие отрицательные последствия не только для налогоплательщика, но и для его контрагентов. Ссылки на отсутствие у налогового органа технической возможности, равно как и установленного регламента по удалению из системы недостоверных сведений, не могли служить основанием для отказа налогоплательщику в восстановлении его нарушенных прав. В связи с этим дело будет рассмотрено повторно.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

20.10.2022 Трехлетний срок на возврат переплаты по страховым взносам исчисляется со дня уплаты соответствующей суммы

Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2022 № 303-ЭС22-13692 по делу N А73-13998/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что ему должны быть возвращены излишне уплаченные страховые взносы, при этом моментом, когда он узнал о наличии переплаты, является дата решения органа ПФР об отказе в ее возврате. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию предпринимателя необоснованной. Переплата по страховым взносам в спорной сумме возникла у предпринимателя в момент ее перечисления. Заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов в орган ПФР подано за пределами установленного законом трехлетнего срока со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте переплаты. Поэтому в удовлетворении заявления отказано.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

20.10.2022 Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС при строительстве жилого дома, даже если на момент его продажи он не был достроен и пригоден для жилья

Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2022 № 304-ЭС22-13712 по делу N А75-2440/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно применил вычеты по НДС при строительстве жилого дома, т. к. на момент его реализации он не был достроен и пригоден для жилья. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Реализация недостроенного жилого дома также освобождается от НДС, фактическое состояние жилого дома - завершенный или не завершенный строительством объект - не имеет значения. Поскольку налогоплательщиком реализовывался объект, операции с которым заведомо не облагались НДС (доказательств обратного не представлено), он не имеет права на вычет по НДС.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

21.10.2022 Само по себе признание недействительным договора не освобождает продавца от уплаты налога с полученного по такой сделке дохода

Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2022 № 301-ЭС22-13839 по делу N А11-11995/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что не должен был учитывать доход от реализации имущества, в т. ч. и потому что сделка была признана недействительной в судебном порядке. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Если сделка фактически исполнена, ее несоответствие нормам законодательства, регулирующим хозяйственную деятельность, значения для налогообложения не имеет. Само по себе признание недействительным договора не освобождает от уплаты налога с полученного по такой сделке дохода.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

17.10.2022 В чеке ККТ надо указывать количество и цену

Если компания оказала 3 услуги на энную сумму, а по ККТ пробили как одну услугу на общую сумму, это нарушение, за которое положен штраф по КоАП.

Вопрос задала наша подписчица в разделе «Клерк.Консультации».

Клиентам клиники выдают счета на оплату, где подробно описаны все услуги, их количество и цена. Клиенты оплачивают услуги по карте и получают электронный кассовый чек, в котором указана одна услуга на всю сумму.

Эксперт Контур.Маркета по кассовому законодательству Оксана Кобзева пояснила, что это нарушение.

Дело в том, что согласно ст.4.7 Закона № 54-ФЗ в число обязательных реквизитов чека входят, в том числе:

наименование товаров, работ, услуг;

количество;

цена;

стоимость;

ставка НДС.

Таким образом, количество и цена услуги — это обязательные реквизиты чека.

Их отсутствие считается нарушением. За него будет наказание по ч. 4 ст. 14.5 КоАП:

для ИП ­— предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей;

для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.10.2022 Для проживания в санатории действует освобождение от НДС, а не ставка 0%

Для проживания в гостиницах с 1 июля 2022 года ставка НДС – 0% Но для проживания в санаториях – другие правила.

Ставка НДС 0% для гостиниц идет по пп.19 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Санаториям надо ориентироваться на пп. 18 п.3 ст. 149 НК РФ.

То есть, у санаториев не ставка 0%, а освобождение от НДС. Но есть условие — услуги по проживанию в санатории должны быть оформлены путевкой.

Если путевка есть, НДС не будет. Если путевки нет — будет НДС 20%.

Такое разъяснение дает ФНС в письме от 29.09.2022 № СД-4-3/13001@, которое доведено письмом от 07.10.2022 № СД-4-3/13328@.

Отметим, что ставка НДС 0% более выгодна, чем освобождение от НДС, так как нулевая ставка дает право на вычет по НДС.

Кстати, приказом Ростуризма утверждены 9 видов объектов туристической индустрии. Для этих объектов действует ставка 0%.

В их число, в том числе, входят объекты санаторно-курортного лечения и отдыха.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.10.2022 С сегодняшнего дня акт о приемке строительных работ обрел электронную форму

С 17 октября заработал приказ ФНС от 28.07.2022 № ЕД-7-26/691@, который ввел электронный формат акта выполненных работ.

Электронный акт, в частности, можно будет отправлять в ИФНС по запросу.

Речь идет про акт о передаче таких строительных работ:

по строительству или реконструкции предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта;

при выполнении монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ;

при выполнении работ по капремонту зданий и сооружений.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

18.10.2022 При переходе с УСН на НПД надо подать уведомление об отказе от упрощенки. Иначе НПД аннулируют

Самозанятым может быть не только обычное физлицо, но и ИП. Но для ИП есть условие – отказ от другого спецрежима.

Если ИП на УСН хочет перейти на НПД (стать самозанятым), закрывать ИП не нужно.

Но в течение месяца надо отправить в ИФНС уведомление об отказе от УСН (форма № 26.2-8).

В этом случае ИП считается прекратившим применение УСН со дня постановки на учет по НПД.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 21.09.2022 № 03-11-11/91166.

Если направить уведомления с опозданием или вообще не направить, то постановка на учет в качестве налогоплательщика НПД аннулируется.

Такие случаи происходят довольно часто. Причем налоговики не отличаются оперативностью. Самозанятых снимают с учета задним числом, спустя много месяцев, а то и год. Это чревато аннулированием чеков, пересчетом налогов.

С такой проблемой сталкивались наши читатели.

Дело в том, что по закону об аннулировании постановки на учет налоговая должна уведомить человека. Но срок такого уведомления законом № 422-ФЗ не регламентирован. То есть налоговики могут не торопиться, у них нет никаких временных рамок.

Кстати, обещают разработать законопроект, по которому при переходе на НПД будет автоматически прекращен прежний режим – УСН или ЕСХН. Если такие поправки примут, это упростит жизнь ИП, которые решили перейти в разряд самозанятых.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

19.10.2022 Минфин предлагает уменьшить сроки владения жильем для обнуления НДФЛ

Регионы сами смогут устанавливать минимальные сроки владения недвижимым имуществом для освобождения от уплаты НДФЛ при его продаже

Минфин в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023-2025 годы» предлагает субъектам РФ самим устанавливать минимальные сроки владения недвижимым имуществом для освобождения от уплаты НДФЛ при его продаже. Речь идет об объектах, которые приобретены в порядке наследования, передает ТАСС.

«Предоставление субъектам РФ расширенного права уменьшения предельного (минимального) срока владения недвижимым имуществом для целей освобождения от налогообложения НДФЛ доходов от продажи недвижимого имущества, приобретенного в порядке наследования, в результате приватизации, по договору дарения, а также по договору ренты», — отмечается в документе.

Источник: Российский налоговый портал

 

21.10.2022 С 2023 года ремонтировать ювелирку на УСН можно, изготавливать и продавать – нельзя

С 2023 года ювелирный бизнес будет лишен права на УСН и ПСН и вынужденно перейдет на ОСНО. Ювелиры надеются, что хотя бы мелкие заказы для физлиц можно будет делать на УСН. Но пока Минфин разрешил на УСН только ремонт. А совмещать УСН и ОСНО нельзя.

Вопрос задал наш подписчик в разделе «Клерк.Консультации».

Бизнесмен выполняет индивидуальные заказы по ювелирке. Клиенты платят как наличными, так и безналом, причем авансом.

На авансы придется выписывать счета-фактуры, вносить их в книгу продаж платить НДС. Впрочем, от НДС можно будет освободиться по статье 145 НК РФ, поясняет эксперт Надежда Камышева.

Что касается возможности остаться на УСН при индивидуальных заказах, то это маловероятно. Разъяснений на этот счет пока нет.

Но, например, в письме от 03.08.2022 № 03-11-06/2/74899 Минфин сообщает, что под УСН будет попадать только ремонт ювелирных изделий.

Если посмотреть справочник ОКВЭД, то коды такие:

32.12.5 — производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней;

32.12.6 — изготовление ювелирных изделий и аналогичных изделий по индивидуальному заказу населения.

То есть коды ОКВЭД для массового производства и индивидуальных заказов — разные.

Однако оба этих кода входят в группу 32.12 «Производство ювелирных изделий и аналогичных изделий».

Поэтому все зависит от трактовки Минфина и ФНС.

Кстати, ювелиры создают петиции и требуют вернуть им право на УСН. Утверждают, что переход на ОСНО для них губителен — кто-то закроет бизнес, остальные повысят цены.

В службе бизнес-омбудсмена тоже критиковали отмену УСН для ювелиров.

Но поправки в НК уже приняты. УСН и ПСН с 2023 ювелирам применять нельзя. А скоро запрет введут и для АУСН.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

23.10.2022 Доходы самозанятого в натуральной форме облагаются НДФЛ

В законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ о самозанятых есть перечень доходов, которые не могут облагаться в рамках НПД. Среди них – доходы в натуральной форме.

Смотрите не просмотрите. Каждый день!

По таким доходам надо ориентироваться на главу 23 НК РФ об НДФЛ.

К доходам в натуральной форме, в частности, относится оплата за налогоплательщика в его интересах товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе:

коммунальных услуг;

питания;

отдыха;

обучения.

Таким образом, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах этого лица признается доходом, полученным в натуральной форме, и облагается НДФЛ.

Если оплата не в интересах налогоплательщика, то это не будет его натуральным доходом.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 06.10.2022 № 03-04-06/96694.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Сторонняя организация производит организации-заказчику доработку бухгалтерской программы. Договором предусмотрены три этапа:
1) адаптация методологии и разработка частного технического задания (ЧТЗ);
2) разработка и настройка целевой системы;
3) запуск целевой системы в эксплуатацию, поддержка пользователей.
Может ли заказчик все эти этапы проводить через счет 97 как расходы будущих периодов, или это возможно только в отношении 2-3 этапов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если договором предусмотрено выполнение работ на доработку программы в несколько этапов, то стоимость работ, выполненных на каждом этапе, в том числе начальном, связанном с адаптацией методологии и разработкой частного технического задания, подлежит отражению в составе расходов будущих периодов с последующим списанием на счета учета производственных затрат.

Обоснование вывода:
Как следует из рассматриваемой ситуации, сторонняя организация осуществляет работы, связанные с доработкой программы ЭВМ, право на использование которой получено по лицензионному договору.
Согласно лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).
Под доработкой программного обеспечения (ПО), как правило, понимают адаптацию конфигурации программного обеспечения под определенные потребности пользователя.
Расходы на доработку программного обеспечения в общем случае учитываются аналогично расходам на приобретение самого программного обеспечения.
Если программы используются в производстве или продаже продукции (товаров), для оказания услуг, выполнения работ или для управленческих нужд организации (как в данном случае), то затраты на их приобретение по лицензионному договору признаются в бухгалтерском учете в качестве расходов по обычным видам деятельности (пп. 2, 4, 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)).
Расходами по обычным видам деятельности считаются в том числе прочие затраты (последний абзац п. 8 ПБУ 10/99), в составе которых подлежат учету затраты на приобретение ПО.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при выполнении условий, поименованных в п. 16 ПБУ 10/99, в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, они признаются в отчете о финансовых результатах путем их обоснованного распределения между отчетными периодами на основании нормы абзаца третьего п. 19 ПБУ 10/99.
При этом согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
В силу абзаца второго п. 39 ПБУ 14/2007 платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
Следовательно, если организация использует программный продукт в течение нескольких отчетных периодов, то расходы на доработку ПО относятся на расходы будущих периодов по дебету счета 97 с последующим их списанием в дебет счетов учета производственных затрат.
Особенностью рассматриваемой ситуации является то обстоятельство, что доработка ПО осуществляется в три этапа:
С учетом п. 4 ст. 421 ГК РФ если нет ограничивающих предписаний закона или иных правовых актов, стороны свободны в определении условий договора. Следовательно, состав и содержание этапов договора на доработку ПО определяется сторонами в договоре в зависимости от технологии процесса выполнения задания исполнителем.
Этапы, обособленные в договоре, неразрывно связаны с процессом доработки ПО, а их наименование отражает содержание работ и достижение промежуточной цели для исполнителя. Процесс доработки ПО, разбитый на этапы, может быть завершен при условии последовательного выполнения каждого из этапов, в том числе этапа, связанного с адаптацией методологии и разработкой частного технического задания.
Тот факт, что на первом этапе, исходя из его составляющих, работы носят больше организационный, а не прикладной характер, не означает, что затраты заказчика на оплату работ могут быть отнесены к иным обособленным расходам, самостоятельно классифицируемым в целях последующего отражения в бухгалтерском учете.
Соответственно, затраты заказчика на оплату каждого из этапов, в том числе начального, выступают для заказчика как осуществленные в соответствии с условиями договора и на этом основании подлежат отражению на счете 97 с последующим списанием на счета учета производственных затрат.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Организация переехала в новый офис. Можно ли учесть в расходах при применении УСН ("доходы минус расходы") автотранспортные услуги и услуги грузчиков?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Считаем, что учесть расходы на оплату транспортных и погрузо-разгрузочных работ, связанных с переездом в новый офис, без достаточно высокого риска возникновения претензий со стороны проверяющих не представляется возможным.

Обоснование позиции:
Порядок определения расходов для целей применения УСН установлен в ст. 346.16 НК РФ. Положения этой статьи применяются только к налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 28.02.2011 N 16-15/018191). Расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Кроме того, они должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Налогоплательщики с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов" при определении налоговой базы учитывают только те расходы, которые приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Расходы, не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы при УСН (смотрите письма Минфина России от 23.03.2017 N 03-11-11/16982, от 13.02.2013 N 03-11-06/2/3694, от 20.12.2012 N 03-11-06/2/147 и др., ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932, УФНС России по г. Москве от 09.12.2011 N 16-15/119728@ и др.).
Под транспортными расходами понимаются затраты, которые организация несет по доставке материальных ценностей. Если для транспортировки ценностей привлекается сторонняя организация или ИП, то возникают затраты на оплату услуг транспортных компаний (перевозчиков).
При этом в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусмотрен учет транспортных расходов в качестве самостоятельных расходов, разрешенных к учету.
Однако в данной норме упоминаются расходы на содержание служебного транспорта (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А также затраты, непосредственно связанные с реализацией товаров, в том числе стоимость их хранения, обслуживания и транспортировки, - это самостоятельный вид расходов (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Условия транспортировки в данной норме не оговариваются. Следовательно, любые расходы на транспортировку товаров (от поставщика на свой склад или на склад покупателя) можно учесть для целей налогообложения при применении УСН.
Важно учитывать, что в рассматриваемом нами случае затраты на транспортировку материальных ценностей не связаны ни с их покупкой, ни с их реализацией.
При этом в рассматриваемой нами норме упоминается такой вид расходов, как материальные. Расходы, связанные с оплатой услуг перевозчиков, материальных ценностей при применении УСН учитываются как материальные расходы на основании подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и определяются в порядке, установленном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Согласно подп. 6 п. 1 данной статьи к материальным расходам относятся в том числе затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или ИП. К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности, перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Таким образом, к материальным расходам (стоимости услуг производственного характера, оказанных сторонними исполнителями) относится оплата перевозок внутри организации. Такими перевозками можно было бы назвать и рейсы, связанные с переездом, если бы не один момент. Офисная мебель и техника не являются готовой продукцией, а их перемещение не является этапом производственного процесса. Поэтому мы склонны считать, что транспортные расходы на оплату услуг, связанных с переездом в новый офис, выполненные сторонней организацией, к материальным расходам не относятся. Косвенно данный вывод подтверждается письмом Минфина России от 10.11.2004 N 03-03-02-04/1/47, а также смотрите Вопрос: Вправе ли ООО, применяющее упрощенную систему, отнести затраты на транспортировку товара, погрузку-разгрузку товара, и его ответственное хранение к материальным расходам на приобретение услуг производственного характера, если вышеуказанные услуги оказываются сторонними организациями? (ответ ДНТТП Минфина РФ).
Учесть услуги сторонних организаций можно по подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в том случае, когда они являются частью производственного процесса конкретного заказа или производства готовой продукции, работы, услуги. Возможность квалификации тех или иных работ (услуг) как работ (услуг) производственного характера и, соответственно, возможность их включения в состав материальных расходов зависит от того, какой вид деятельности осуществляет налогоплательщик, подробнее смотрите Энциклопедию решений. Расходы на услуги сторонних организаций при УСН.
Таким образом, считаем, что учесть расходы на оплату транспортных и погрузо-разгрузочных работ, связанных с переездом в новый офис, без достаточно высокой степени риска возникновения претензий со стороны проверяющих не представляется возможным.
Данный вывод справедлив также и в отношении затрат, связанных с оплатой работ грузчиков, поскольку в п. 1 ст. 346.16 НК РФ такого вида расхода не предусмотрено.
В заключение отметим, что все сказанное является исключительно нашим экспертным мнением, основанном на личном понимании и трактовке законодательных норм. Официальных разъяснений и материалов судебной практики, прямо подтверждающих или опровергающих это мнение, нам, к сожалению, обнаружить не удалось. Учитывая это, полагаем, что в данном случае налогоплательщик может воспользоваться своим правом на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений по данному вопросу.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет расходов при УСН;
Энциклопедия решений. Общий порядок определения расходов при УСН;
Энциклопедия решений. Расходы на услуги сторонних организаций при УСН;
Энциклопедия решений. Материальные расходы при УСН;
- Учет транспортных расходов при УСНО (Е.А. Тарасова, журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2021 г.);
- Переезжаем в другой офис (Л.А. Масленникова, "Упрощенка", N 3, март 2009 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Сбербанк планирует установить банкомат в офисе коммерческой организации. Все расходы по содержанию банкомата будет нести Сбербанк. При этом Сбербанк обозначил требование об отсутствии арендной платы за площадь под банкоматом.
Должна ли коммерческая организация в случае безвозмездного предоставления Сбербанку площади под банкомат признавать доход в целях налогообложения прибыли?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У коммерческой организации в результате предоставления Сбербанку на безвозмездной основе площади под банкомат не возникает обязанности по признанию дохода в целях налогообложения прибыли.

Обоснование вывода:
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль (далее - налог) для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247п. 1 ст. 274 НК РФ).
Для целей налогообложения прибыли доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).
К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном соответственно ст. 249250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Операции по безвозмездному предоставлению банку площади по банкомат не являются для коммерческой организации операциями по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, поскольку они не являются возмездными (п. 1 ст. 39 НК РФ). Это означает, что коммерческая организация в связи с их осуществлением не должна признавать в налоговом учете доход от реализации (выручку).
Отсутствие возмездности также указывает на то, что коммерческая организация не получает в результате анализируемой операции какой-либо экономической выгоды (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 05.06.2020 N 03-04-05/48686), а потому и внереализационного дохода, подлежащего включению в расчет прибыли, подлежащей налогообложению.
Таким образом, у коммерческой организации в результате предоставления банку на безвозмездной основе площади под банкомат не возникает обязанности по признанию дохода в целях налогообложения прибыли.
Официальных разъяснений и материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
В заключение заметим, что п. 16 ст. 270 НК РФ устанавливает прямой запрет на включение в расчет налоговой базы по налогу расходов в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Управляющая компания оказывает услуги населению по содержанию жилого и нежилого имущества (ЖКХ). Некоторые собственники (физические и юридические лица) оплату производят путем перевода на расчетный счет.
Должна ли управляющая компания пробивать кассовые чеки по этим суммам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При получении оплаты от физических лиц должна быть применена ККТ и сформирован кассовый чек в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет. При этом выдавать (направлять) кассовый чек клиенту УК должна только по его запросу.
При оплате организациями или ИП услуг путем перечисления на расчетный счет (за исключением расчетов с предъявлением электронного средства платежа) по таким суммам управляющая организация не должна формировать кассовый чек.

Обоснование вывода:
Контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) (п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
В целях применения Закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Под расчетами понимаются также прием (получение) банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", от юридического лица, ИП, физического лица, не являющегося ИП, наличных денежных средств, в том числе для зачисления сумм принятых наличных денежных средств на банковские счета таких лиц, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Для услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства сформулирован ряд специальных правил фискализации расчетов.
Так, при расчете в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций), пользователем может быть сформирован один кассовый чек (БСО) (который не выдается потребителю). Такой единый чек (БСО) должен содержать сведения обо всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода) (п. 2.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, письма Минфина России от 05.02.2020 N 03-01-15/7254, от 17.05.2019 N 03-01-15/35751, от 12.09.2018 N 03-01-15/65311).
Кроме этого, п. 5.10 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ установлено, что в случаях осуществления расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем) при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению ККТ, в том числе по формированию кассового чека (БСО) и передаче всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя.
Таким образом, в случаях осуществления безналичных расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги ККТ должна быть применена управляющей компанией в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет.
Кассовый чек (БСО) при этом выдается (направляется) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (БСО), в противном случае по истечении трех месяцев обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (БСО) считается исполненной (абзац второй п. 5.10 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, смотрите также письмо ФНС России от 21.06.2019 N ЕД-4-20/12093@, Вопрос: Каков порядок выдачи кассового чека (бланка строгой отчетности) ЖКХ при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", июль 2019 г.)).
Случаи, когда можно не применять ККТ, перечислены в ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Так в соответствии с п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ККТ может не применяться при осуществлении расчетов товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако управляющие компании в п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ не указаны.
Вместе с тем в соответствии с п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
Чиновники в связи с этим разъясняют, что ККТ применяется, в частности, при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами и (или) с предъявлением электронного средства платежа, а также при осуществлении расчетов с физическими лицами независимо от формы оплаты и способов расчета (письма ФНС России от 18.11.2020 N АБ-4-20/18887@, от 05.02.2020 N АБ-4-20/1824@письмо Минфина России от 17.07.2019 N 03-01-15/53174, письма УФНС России по г. Москве от 26.04.2021 N 17-23/2/061057@, от 19.10.2020 N 17-23/2/160021@).
Таким образом, при получении управляющей компанией оплаты за услуги ЖКХ в безналичном порядке на свой расчетный счет от физических лиц (в том числе с применением электронных средств платежа (онлайн-банк, перевод через банкомат банка и т.п.)) должна быть применена ККТ и сформирован кассовый чек в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет. При этом выдавать (направлять) кассовый чек клиенту (физическому лицу) УК должна только по его письменному запросу.
При оплате организациями или ИП услуг путем перечисления на расчетный счет (например платежными поручениями, за исключением расчетов с предъявлением УК электронного средства платежа) по таким суммам управляющая организация не должна формировать кассовый чек. Однако Закон N 54-ФЗ не запрещает применять ККТ в указанных случаях (п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, письма Минфина России от 30.08.2021 N 03-07-11/69766, от 28.08.2020 N 03-01-15/75614). Кроме того, применение ККТ не требуется при осуществлении расчетов иным встречным предоставлением, зачете предварительной оплаты и (или) авансов, предоставлении займов для оплаты товаров (работ, услуг) между организациями и/или ИП (письмо УФНС России по г. Москве от 26.04.2021 N 17-23/2/061057@).
Заметим также, что обязанность по применению контрольно-кассовой техники зависит от того, кто является получателем денежных средств за жилищно-коммунальные услуги от покупателя (клиента). В случае если денежные средства поступают от клиентов в счет оплаты за жилое помещение и (или) коммунальные услуги на расчетный счет управляющей компании, то ККТ применяет указанная организация. Если денежные средства поступают от клиентов в счет оплаты поставленных ресурсов (услуг) на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, то ККТ применяется указанной организацией. При приеме платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе при внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, контрольно-кассовая техника применяется платежными агентами (платежными субагентами, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами), заключившими с поставщиком услуг договор об осуществлении деятельности по приему платежей (смотрите письма ФНС России от 21.01.2021 N АБ-4-20/605@, от 23.12.2021 N АБ-4-20/18095@).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Вопрос: Организация является управляющей компанией по предоставлению услуг ЖКХ. Расчет за жилищно-коммунальные услуги производится только через расчетный счет. Кассы по приему платежей в организации нет. Платежи принимаются только через платежного агента, оператора банка, посредством услуги "онлайн-банк". Необходимо ли применение онлайн-касс управляющей компании с 01.07.2019 при приеме платежей через платежного агента, оператора банка, посредством услуги "онлайн-банк"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
Вопрос: Управляющая компания оказывает жилищно-коммунальные услуги населению. Платежи населения собирает расчетный центр и переводит полученные средства на расчетный счет или специальный счет управляющей компании. Собственники нежилых помещений (физические и юридические лица) оплачивают жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет управляющей компании через банки наличными или банковской картой через Интернет. С наличными денежными средствами управляющая компания не работает. Есть ли необходимость применять контрольно-кассовую технику (ККТ) с 01.07.2019, если есть специальный счет? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)
Энциклопедия решений. Как применять ККТ при безналичных расчетах, в том числе онлайновых (через Интернет)?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения