Мониторинг законодательства РФ за период с 17 по 23 июля 2023 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
Во втором чтении будет рассмотрен законопроект с многочисленными изменениями, предлагаемыми к внесению в Налоговый кодекс РФ
Законопроект уточняет положения, касающиеся исполнения обязанности по перечислению платежей в бюджет с применением ЕНС и направления уведомлений об исчисленных суммах налогов в бюджет, уточнены особенности постановки и снятия с учета в налоговом органе иностранных граждан, организаций и международных компаний, введена налоговая ответственность за представление недостоверных сведений для целей получения налогоплательщиками социальных налоговых вычетов в упрощенном порядке, уточнены положения, касающиеся привлечения налогоплательщиков к ответственности, а также установлены особенности рассмотрения жалоб налогоплательщиков в упрощенном порядке.
Кроме того, законопроектом уточняется порядок налогообложения некоторыми налогами. Расширен перечень операций, освобождаемых от НДС, в т.ч. включены услуги туроператоров по реализации турпродуктов. Определены некоторые особенности налогообложения операций с цифровыми правами и драгметаллами.
Изменения коснулись также, в частности, ставок акцизов, применения банковских гарантий и поручительств, налогообложения налогом на прибыль, НДПИ, транспортным и земельным налогами и пр.
На период 2024 - 2026 годов предлагается сохранить действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания
Согласно проекту, в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются, как и ранее, в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ.
Кроме того, проектом сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
Проект Федерального закона N 379248-8 "О налоге на сверхприбыль" (текст ко второму чтению)
Одобрен ко второму чтению текст законопроекта о введении налога на сверхприбыль с учетом внесенных предложений
Законопроектом предусматривается налогообложение сверхприбыли, определяемой как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 и 2022 годы над средней арифметической величиной прибыли за 2018 и 2019 годы, при условии что данная величина более 1 миллиарда рублей.
Налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов. Данный налог является налогом разового характера, уплатить который необходимо будет не позднее 28 января 2024 года.
Предусматривается возможность снизить сумму налога в два раза до эффективной ставки 5% при условии перечисления обеспечительного платежа с 1 октября по 30 ноября 2023 г.
К числу организаций, которые исключаются из состава налогоплательщиков налога на сверхприбыль, отнесены, в частности, субъекты МСП и плательщики ЕСХН, некоторые категории организаций нефтегазового сектора и угольной промышленности.
Ко второму чтению расширен круг компаний, исключенных из состава плательщиков данного налога. Это, в частности, компании, у которых в 2018 и 2019 г. отсутствовали доходы от реализации; кредитные организации и НФО, в отношении которых осуществлялись меры по предупреждению банкротства; застройщики, привлекающие средства граждан с использованием счетов эскроу.
Также ко второму чтению внесены положения, уточняющие порядок определения налогового обязательства в случае представления уточненной декларации, в случае проведения реорганизации и др.
До 31 декабря 2025 г. продлевается действие специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности
Указанные меры введены Указом Президента РФ от 08.03.2022 N 100 и включают в себя установление запрета или ограничений на вывоз и ввоз продукции и сырья согласно перечням, определяемым Правительством РФ, а также повышенных ставок таможенных пошлин в отношении таких продукции и сырья.
Утвержден порядок направления документов (сведений) через личный кабинет на едином портале государственных (муниципальных) услуг, при взаимодействии физлиц и налоговых органов
Направляемые документы (сведения) формируются в форматах XML-файла и (или) PDF.
Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и информационной системы Федеральной налоговой службы.
Сведения о дне направления представляемых налогоплательщиком документов, а также налоговым органом налогоплательщику, размещаются в личном кабинете на ЕПГУ.
Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов
Настоящим приказом исключены:
раздел X "Формат описания информационного сообщения об участнике электронного документооборота счетами-фактурами;
приложение N 17 "Документооборот по формированию и ведению информационного ресурса участников электронного документооборота счетов-фактур".
Минфин: Дания официально уведомила Россию о денонсации Конвенции об избежании двойного налогообложения
В соответствии с нотой Королевства Дании от 19 июня 2023 года N 27/23 конвенция прекращает свое действие с 1 января 2024 года.
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
17.07.2023 Оплата работникам дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом не облагается страховыми взносами
По мнению Отделения ФСС, оплата работникам дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, производится в рамках трудовых отношений, носит систематический характер, исчисляется исходя из среднего заработка, не поименована в перечне выплат, освобождаемых от уплаты страховых взносов, следовательно, такая выплата подлежит обложению страховыми взносами.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию Отделения ФСС необоснованной.
Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Соответственно, общество правомерно не включило в базу для исчисления страховых взносов средства, выплаченные работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2023 г. N Ф01-1893/23 по делу N А43-27447/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
Законодателю предстоит уточнить порядок исчисления срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления налогоплательщика
В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного.
Согласно письму Минфина России от 20.02.2017 N 03-12-11/1/9967 данное положение означает, что решение ФНС России о проведении проверки контролируемых сделок может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения им такого уточненного уведомления.
Вместе с тем в уточненном уведомлении может содержаться уточнение сведений, не являющееся значимым для целей принятия решения о проверке таких сделок, - устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации сделки.
По мнению КС РФ, в таком случае двухлетний срок на принятие налоговым органом решения о проведении проверки в отношении конкретной сделки исчисляется со дня получения им первоначального уведомления.
С учетом изложенного абзац первый пункта 2 статьи 105.17 НК РФ признан не соответствующим Конституции.
Федеральному законодателю надлежит с учетом правовых позиций КС РФ, изложенных в постановлении, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
Источник: материалы СПС Консультант Плюс
18.07.2023 Если на момент направления заявления о предоставлении субсидии ИП было известно о наличии у него задолженности по налогам и страховым взносам в сумме, превышающей 3000 руб., то он обязан вернуть полученную субсидию на мероприятия по профилактике коронавируса
По мнению предпринимателя, не доказан факт его недобросовестного поведения при обращении в налоговый орган с заявлением о предоставлении спорной субсидии на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию предпринимателя необоснованной.
По результатам автоматизированной проверки информации инспекция включила предпринимателя в реестр получателей субсидии с последующей ее выплатой. Однако впоследствии налоговый орган пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления субсидии, поскольку у ИП имелась недоимка по налогам и страховым взносам на общую сумму более 3 000 руб.
Суд установил, что на момент направления заявления о предоставлении субсидии ИП было достоверно известно о наличии у него задолженности по налогам и страховым взносам в сумме, превышающей 3 000 руб.
Установив факт недобросовестного поведения ИП при получении субсидии и представления им недостоверных сведений, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ИП спорной суммы предоставленной субсидии как неосновательного обогащения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2023 г. N Ф01-1999/23 по делу N А28-15170/2021
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
19.07.2023 Налогоплательщик имеет право на вычеты по НДС при приобретении управленческих услуг, если данное управление направлено на обеспечение осуществления в будущем облагаемой НДС деятельности
Налоговый орган отказ налогоплательщику в возмещении НДС по счетам-фактурам, выставленным в отношении услуг по договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной.
Налогоплательщик для обеспечения и сопровождения текущей хозяйственной деятельности заключил договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа с управляющей организацией. Деятельность налогоплательщика, обеспечиваемая в результате оказания ему управленческих услуг, направлена на приобретение основного средства, которое является предметом договора субаренды, что соответствует основному виду деятельности.
Следовательно, приобретение налогоплательщиком управленческих услуг направлено на обеспечение осуществления в будущем облагаемой НДС деятельности. Управляющая организация включила в налоговую базу по НДС выручку от реализации услуг по управлению, следовательно, источник возмещения спорных сумм НДС был сформирован.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2023 г. N Ф04-1678/23 по делу N А81-10574/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
19.07.2023 Доходы предпринимателя от деятельности по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а также от предоставления в аренду транспортного средства с экипажем не облагаются в рамках ЕНВД
Налоговый орган доначислил предпринимателю налоги по ОСН в связи с неправомерным применением ЕНВД в отношении деятельности, связанной с оказанием услуг по организации перевозок с привлечением третьих лиц (непосредственных грузоперевозчиков) и предоставлением в аренду транспортного средства с экипажем.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Установлено, что предприниматель оказывал транспортные услуги как собственными силами, соответствующие деятельности по ЕНВД, так и услуги по организации (обеспечению) перевозок с привлечением третьих лиц (непосредственных грузоперевозчиков) - деятельность, доходы от которой не подлежат обложению ЕНВД. Кроме того, предприниматель также получал доход от предоставления в аренду ТС с экипажем, с которого не исчислял и не уплачивал НДФЛ и НДС.
Поскольку полученные предпринимателем доходы от деятельности по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, а также от предоставления в аренду транспортного средства с экипажем не подлежат обложению ЕНВД, налоговым органом были доначислены налоги по ОСН.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июня 2023 г. N Ф04-2375/23 по делу N А70-10603/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
20.07.2023 Налоговый орган не обязан предоставлять справку о состоянии расчетов с бюджетом за периоды, предшествующие пяти годам после закрытия налогового обязательства
Налогоплательщик полагает, что ему неправомерно отказано в предоставлении справки о состоянии расчетов с бюджетом за указанные им периоды.
Суд, исследовав обстоятельства, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Срок хранения карточки состояния расчетов с бюджетом налогоплательщиков после закрытия налогового обязательства в территориальном налоговом органе составляет 5 лет.
Поскольку налогоплательщиком запрошены данные за пределами этого срока, налоговый орган правомерно отказал в предоставлении справки.
Кроме того, налогоплательщик не пояснил, каким образом нарушены его права непредоставлением данной справки о состоянии расчетов с бюджетом.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2023 г. N Ф05-4886/23 по делу N А40-184027/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
20.07.2023 Помещения в здании, используемые для размещения офисов в целях ведения коммерческой деятельности, относятся к "офисным" для целей налогообложения
Общество полагает, что Госинспекция по недвижимости неверно определила площадь офисных помещений в здании, т. к. помещения, отнесенные к офисам, по своему фактическому использованию являются кабинетами, в которых оборудованы рабочие места для сотрудников, осуществляющих административно-вспомогательную деятельность.
Суд, исследовав обстоятельства, признал позицию общества необоснованной.
Фактически спорное здание используется для размещения офисов в целях ведения обществом и арендаторами коммерческой деятельности, поскольку в нем располагаются различные службы этих организаций.
Поэтому довод о том, что отдельные помещения в нежилом здании, используемые как "кабинеты" или "заводоуправление", не должны рассматриваться в качестве офисных для целей налогообложения в силу своего "вспомогательного" назначения, отклонен.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2023 г. N Ф05-6668/23 по делу N А40-125965/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
20.07.2023 Проведено очередное обобщение практики ВС РФ
ВС РФ обобщил практику по гражданским, уголовным, административным делам.
Разобраны споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, с исполнением обязательств, с возмещением вреда, с жилищными, с социальными, с трудовыми и с пенсионными отношениями. Рассмотрены процессуальные вопросы. Проиллюстрированы выводы по экономическим спорам. Проанализирована практика применения норм о страховании, о юрлицах, о налогах и сборах, об энергоснабжении, об оказании коммунальных услуг, положений КоАП РФ, земельного и природоохранного законодательства. Выделены материалы Дисциплинарной коллегии и СК по делам военнослужащих.
Отдельно даны ответы на вопросы о последующей индексации ранее взысканных сумм, а также о взыскании после 29 марта 2022 г. с застройщика потребительского штрафа в пользу граждан - участников долевого строительства.
Среди правовых позиций можно выделить следующие.
Заемщик не отвечает за ненадлежащее исполнение страховщиком обязанности по договору личного добровольного страхования, выгодоприобретателем по которому является банк-кредитор.
На замруководителя организации могут возложить полную материальную ответственность, даже при отсутствии условия о ней в трудовом договоре, если он умышленно причинил ущерб работодателю.
При возведении двух и более МКД, в т. ч. составляющих единый комплекс, может быть сформирован единый участок.
Гибель домашнего животного может являться основанием для взыскания с виновника компенсации морального вреда.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 июля 2023 г.)
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
21.07.2023 В рамках выездной проверки налоговый орган вправе истребовать акты сверки расчетов налогоплательщика с контрагентами, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов бухучета
Налогоплательщик полагает, что неправомерно привлечен к ответственности за непредоставление документов в ходе выездной проверки, т. к. документы частично были направлены, а акты сверок с контрагентами он не обязан был предоставлять.
Суд, исследовав обстоятельства, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Установлено, что налогоплательщиком не представлены: акты сверки расчетов, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, акт инвентаризации и инвентаризационная опись основных средств.
Суд отметил, что в числе прочих документов налоговый орган вправе истребовать карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости. При этом налогоплательщик не вправе оценивать относимость истребуемых документов к контрольным мероприятиям налогового органа, поскольку такая оценка находится в компетенции налогового органа.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2023 г. N Ф05-7405/23 по делу N А40-162125/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
21.07.2023 В отношении требований о возврате излишне взысканного налога применяется общий трехлетний срок исковой давности, при этом досудебный порядок не предусмотрен
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, связанных с взысканием задолженности. Также налогоплательщик просит арбитражный суд об обязании инспекции произвести возврат необоснованно списанных денежных средств.
Суд, исследовав обстоятельства, удовлетворил требования в части обязания налогового органа произвести возврат денежных средств и отказал в удовлетворении остальных требований.
Налогоплательщиком пропущен срок для обращения с заявлением об оспаривании вышеуказанных действий налогового органа в арбитражный суд.
Вместе с тем материальные требования о возврате излишне взысканного штрафа заявлены в пределах установленного трехлетнего срока с момента списания денежных средств. Досудебный порядок для требований о возврате излишне взысканных обязательных платежей отсутствует, в связи с чем данное требование рассмотрено по существу.
Установлено, что налоговым органом нарушен срок внесудебного принудительного взыскания и взыскание в данном случае могло быть произведено только в судебном порядке. Поэтому сумма, списанная со счета налогоплательщика по инкассовому поручению, является неправомерно взысканной.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2023 г. N Ф05-7314/23 по делу N А41-56376/2022
Документ представлен в Системе ГАРАНТ.
Источник: http://www.pravovest.ru/
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
17.07.2023 Застройщик должен платить НДС с поступлений от дольщиков
Услуги застройщика не облагаются НДС на основании подп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК. Но для работ по строительству (созданию) объекта долевого строительства, выполняемых застройщиком при строительстве жилых домов, такой льготы нет.
Поэтому такие работы облагаются НДС. А деньги, полученные застройщиком от дольщиков в порядке возмещения затрат на строительство объекта долевого строительства, включаются в налоговую базу по НДС как аванс.
Такое разъяснение дает Минфин в письме от 24.04.2023 № 03-07-11/37349.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
17.07.2023 В каких случаях ИП на патенте могут не применять ККТ
УФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сообщила, в каких случаях ИП на патенте могут не применять контрольно-кассовую технику.
В целом, применение патентной системы налогообложения не освобождает предпринимателей от требования использовать при осуществлении операций контрольно-кассовую технику (ККТ). Однако из этого правила есть исключения, о чем напомнили налогоплательщикам налоговые органы Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Предприниматели, работающие по патентной системе, не могут применять ККТ по отдельным видам деятельности, перечисленным в статье 2.1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. К таким видам деятельности относятся услуги по дошкольному и дополнительному образованию, реконструкция и ремонт зданий, монтажные, электромонтажные, сантехнические и сварочные работы, разработка программного обеспечения и т.д. (подробнее см. статью «Новые поправки в закон о ККТ: кто будет полностью освобожден от применения онлайн-касс»). Кроме того, предприниматели, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях, также освобождаются от применения ККТ в соответствии со статьей 3 Закона № 54-ФЗ.
Вместо кассового чека предприниматели должны выдавать покупателям документ, подтверждающий совершение операции. Этот документ должен содержать несколько обязательных реквизитов, таких как номер сделки, дата, время и место ее совершения, наименование предпринимателя, его ИНН, общая сумма, описание товаров, работ, услуг.
Во всех остальных случаях, кроме указанных выше, предприниматели на патенте обязаны применять ККТ при проведении операций с покупателями и заказчиками.
Источник: Российский налоговый портал
19.07.2023 1 августа — крайний срок подачи заявления на финансирование мер по сокращению травматизма
Заявление о финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма нужно подать не позднее 1 августа.
Региональные отделения Фонда социального страхования (ФСС) напоминают работодателям о необходимости до 1 августа подать заявки на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
Как известно, страхователи имеют возможность направить часть своих текущих взносов на цели, связанные с травматизмом, на реализацию предупредительных мер по травматизму и профессиональным заболеваниям. Исчерпывающий перечень мероприятий, подлежащих финансированию за счет этих взносов, приведен в пункте 3 Правил (утверждены приказом Минтруда от 14 июля 2021 г. № 467н; далее — Правила № 467н).
Работодатели берут на себя расходы по реализации мероприятий по предупреждению травматизма и впоследствии возмещают часть затрат ФМС.
Для получения разрешения на финансирование предупредительных мер страховщики должны представить в фонд заявку с приложением подтверждающих документов. Этот процесс должен быть завершен не позднее 1 августа текущего года.
Заявление и соответствующие документы (их копии) могут быть представлены как в натуральном, так и в электронном виде. Филиал СФО в Амурской области дает разъяснение, что если заявление с приложениями подается в виде электронного документа, то он должен быть снабжен усиленной квалифицированной электронной подписью и дополнительно предоставлять бумажные копии не требуется.
Источник: Российский налоговый портал
19.07.2023 Потери от пожара включают в расходы для налога на прибыль
К внереализационным расходам, в частности, относятся потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Что это за потери и как их подтвердить, рассказал Минфин в письме от 15.05.2023 № 03-03-06/1/43813.
К потерям, в частности, относится стоимость уничтоженных или испорченных:
запасов;
товаров;
материалов;
иного имущества, принадлежащего организации.
Материальные потери от пожара для признания их в качестве внереализационных расходов, могут быть подтверждены такими документами:
справка Государственной противопожарной службы МЧС;
протокол осмотра места происшествия;
акт о пожаре, которым устанавливается причина возгорания;
акт инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества;
справка о прекращении уголовного дела.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
19.07.2023 Как можно списать расходы на аренду жилья для работников
Минфин в своем письме сообщил, как можно списать расходы на аренду жилья для работников.
Минфин в письме от 28 июня 2023 г. № 03-03-06/1/60092 напомнил, что организации вправе учесть в расходах затраты на аренду жилья для работников, если в трудовом договоре прямо указано, что такие затраты на аренду служат оплатой их труда.
В письме содержится ссылка на статью 255 НК РФ, согласно которой под расходами на оплату труда понимаются все выплаты работникам в денежной форме или в натуральной форме, предусмотренные законодательством Российской Федерации, трудовым или коллективным договором.
Если в трудовом договоре прописано, что арендная плата служит формой оплаты труда работника, то организация может учесть расходы на аренду в составе натуральной оплаты труда при исчислении налога на прибыль. При этом крайне важно, чтобы в трудовом договоре было прямо указано данное положение об аренде как форме оплаты.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
21.07.2023 Можно ли сначала взять отгул, а потом отработать в выходной
Минфин сообщил, что сначала сотрудник должен выйти на работу в выходной, и только после этого ему можно предоставить отгул.
Министерство труда разъяснило, что работники не могут брать отгул «авансом» за работу в выходной день. Согласно письму министерства, сотрудники должны сначала отработать в назначенный выходной день, и только после этого им может быть предоставлен отгул в другой день. Это разъяснение было дано в ответ на практику предоставления работникам отгулов за работу в выходной день до фактической работы в этот день.
Согласно Трудовому кодексу РФ, работники, работающие в выходной или праздничный день, имеют право использовать другой день для отдыха. При этом работа в выходной день оплачивается по обычной ставке, а сам выходной день не оплачивается. В Минтруде подчеркнули, что данное положение подразумевает, что отгул можно взять только после того, как работник уже отработал в выходной день.
Предоставление отгула заранее за работу в выходной день считается противоречащим положениям Трудового кодекса, поскольку речь идет о компенсации за событие, которое должно произойти в будущем. Поэтому министерство разъяснило, что приказ о предоставлении дополнительного дня отдыха может быть издан только после завершения работником работы в выходной или праздничный день.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
21.07.2023 Госдума приняла закон о единой ставке НДФЛ для сотрудников на удаленке
Ставка будет 13-15% для тех, кто работает внутри страны, а также за ее пределами. Закон начнет действовать с 2024 года для штатных удаленщиков и с 2025 года для фрилансеров.
Госдума одобрила закон, который устанавливает единую ставку НДФЛ в размере 13-15% для сотрудников, работающих удаленно на российские организации как внутри страны, так и за рубежом. Об этом пишут «РИА Новости».
Стандартная ставка НДФЛ составляет 13%, а для доходов свыше 5 млн рублей в год будет действовать прогрессивный НДФЛ в размере 15%.
Налоги будут едиными для резидентов и нерезидентов РФ.
Нормы для штатных сотрудников начнут действовать с 2024 года, а для фрилансеров — с 2025 года.
Помимо этого, в нормы закона упрощают процесс получения социальных налоговых вычетов.
Организации, которые предоставляют услуги населению, смогут сами передавать в налоговую все необходимые справки для получения вычета. Физлицам будет достаточно направить заявление в инспекцию по месту жительства.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
22.07.2023 Когда работодатель может уменьшить зарплату без согласия работника
Работодатель имеет право уменьшить размер зарплаты без согласования с сотрудником, но в каких случаях? Минтруд дал ответ.
Может ли работодатель снизить зарплату работнику без согласования с ним? Работодатель имеет на это право, но только при наличии уважительных причин. Телеграфный канал Роструда приводит примеры таких причин.
В целом, любые изменения условий трудового договора, включая снижение заработной платы, должны быть согласованы обеими заинтересованными сторонами. Поэтому работодатель, как правило, не имеет права в одностороннем порядке снижать заработную плату, установленную в трудовом договоре, говорится в сообщении Роструда.
Однако существуют определенные ситуации, когда работодатель может выплачивать зарплату в уменьшенном размере в течение месяца без согласия работника. К таким ситуациям относятся:
Невыполнение норм труда, которое может выражаться в выполнении меньшего объема работы, невыполнении поставленной задачи или недостижении определенного количественного результата (статья 155 Трудового кодекса РФ).
Невыполнение трудовых обязанностей, которые четко прописаны в трудовом договоре или должностной инструкции и с которыми работник ознакомлен под роспись (ч. 2 ст. 21 и ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Если продукция, созданная работником, признана некачественной (ст. 156 ТК РФ).
В ведомстве также напомнили, что заработная плата может быть скорректирована в случаях изменения организационных или технологических условий труда. Однако работодатель должен письменно уведомить об этом работника не менее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ).
Источник: Российский налоговый портал
22.07.2023 Амортизацию ОС, купленных за счет субсидий, не начисляют в налоговом учете
Имущество, приобретенное или созданное за счет бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации. Но не всякая субсидия – это целевое финансирование в целях данной нормы НК.
Исчерпывающий перечень такого целевого финансирования установлен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК.
Там нет бюджетных инвестиций юрлицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями (по статье 80 БК).
Если компания получила именно такую субсидию на покупку ОС, то такое ОС надо амортизировать.
Такой вывод делает Минфин в письме от 23.06.2023 № 07-01-09/58544.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Бухгалтерский учёт
Организация перевозит готовую продукцию с одного склада на другой (перевалочный пункт). Далее готовая продукция продается на экспорт.
Как данные расходы учитываются в бухгалтерском и налоговом учете? Можно ли их принимать в расходы единовременно?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете указанные затраты учитываются на счете 44 "Расходы на продажу", в налоговом учете - в составе материальных расходов (абзац третий подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Организация вправе в бухгалтерском и налоговом учете списывать указанные затраты единовременно. В учетной политике для целей бухгалтерского учета следует отразить, что коммерческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. В учетной политике для целей налогового учета следует отразить, что указанные расходы относятся к косвенным расходам в полном объеме и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Согласно п. 23 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость готовой продукции включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. К таким затратам относятся материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.
В фактическую себестоимость готовой продукции в т.ч. не включаются:
расходы на хранение, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) (подп. "д" п. 26 ФСБУ 5/2019, абзац шестой п. 6 информационного сообщения Минфина России от 10.04.2020 N ИС-учет-27);
иные затраты, осуществление которых не является необходимым для осуществления производства продукции, выполнения работ, оказания услуг (подп. "ж" п. 26 ФСБУ 5/2019).
В рассматриваемом случае расходы организации, относящиеся к перемещению готовой продукции с одного склада на другой склад и относящиеся к дальнейшей реализации готовой продукции на экспорт, не связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, не являются частью технологии производства продукции и не являются необходимыми затратами для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.
По строке 2210 "Коммерческие расходы" Отчета о финансовых результатах отражают сумму расходов, связанных с реализацией готовой продукции, товаров, выполнением работ (п. 5, п. 21 ПБУ 10/99). Суммы таких расходов, произведенных организацией, накапливаются в течение отчетного периода по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и по его итогам списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" (п. 9 ПБУ 10/99). При этом порядок их признания в учете должен быть закреплен в учетной политике организации (п. 20 ПБУ 10/99, п. 7 ПБУ 1/2008) (смотрите также Энциклопедию решений. Коммерческие расходы (строка 2210 Отчета о финансовых результатах) (июнь 2023 г.)).
Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета, которые будут использоваться организацией исходя из требований управления, включая нужды анализа, контроля и отчетности (смотрите также письмо Минфина России от 10.02.2020 N 07-01-10/8583).
Введение субсчетов позволяет не только детализировать сведения об учитываемых объектах, но также и группировать детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета (смотрите Вопрос: Организация осуществляет торговую деятельность (продаж еще нет, одни расходы). Бухгалтерский учет в организации ведется с помощью программы "1С". К счету 90 "Продажи" в программе открыты следующие субсчета: 07 - "Расходы на продажу"; 08 - "Расходы общехозяйственные". Расходы учитываются на счете 44. На какой счет их списывать в конце месяца: 90.07 или 90.08? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2009 г.)).
Таким образом, для того, чтобы суммы, отраженные на счете 44, при формировании отчетности были отнесены непосредственно к строке 2210 "Коммерческие расходы" Отчета о финансовых результатах, организация вправе их списать на счет 90, к которому открыт соответствующий субсчет. Например, организация к счету 90 может открыть субсчет 07 "Расходы на продажу".
При частичном списании коммерческих расходов затраты на доставку готовой продукции до перевалочного пункта и до покупателя накапливаются по дебету счета 44 и списываются на счет 90 в момент перехода права собственности готовой продукции покупателю (момент реализации).
При принятии решения о полном списании коммерческих расходов затраты на доставку готовой продукции до перевалочного пункта и до покупателя списываются ежемесячно в периоде осуществления затрат.
Следовательно, организация имеет право самостоятельно определять порядок признания коммерческих расходов, который она должна закрепить в учетной политике (п. 20 ПБУ 10/99, п. 7 ПБУ 1/2008).
Налоговый учет
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 318 НК РФ для целей главы 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым расходам могут быть отнесены в частности (абзацы 6-8 п. 1 ст. 318 НК РФ, письмо Минфина России от 12.05.2010 N 03-03-06/1/324):
материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1, 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода (смотрите также постановление ФАС УО от 28.04.2008 N Ф09-2757/08-С3).
Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы (абзац первый п. 2 ст. 318 НК РФ, постановление Десятого ААС от 11.04.2014 N 10АП-2957/14).
По нашему мнению, расходы на доставку готовой продукции следует относить к абзацу третьему подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, согласно которому к работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в письмах от 13.11.2010 N 03-03-05/251, от 04.08.2009 N 03-03-06/1/516, расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, предусмотренные подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, могут относиться к косвенным расходам, поскольку изъяты в ст. 318 НК РФ из перечня прямых расходов.
Следует отметить, что по мнению финансового ведомства расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров после оприходования их на склад организации и в связи с их дальнейшим перемещением до другого склада также следует относить к косвенным расходам (смотрите письма Минфина России от 29.11.2011 N 03-03-06/1/783, от 10.02.2011 N 03-03-06/1/85, от 13.01.2005 N 03-03-01-04). Аналогичный вывод делают и суды (постановления АС Северо-Западного округа от 07.09.2017 N Ф07-9390/17 по делу N А13-6063/2015, АС Центрального округа от 21.04.2016 N Ф10-825/16 по делу N А64-3486/2015, Четвертого ААС от 04.03.2015 N 04АП-284/15).
Исходя из вышеизложенного, если организация в учетной политике для целей налогообложения отразит, что расходы на доставку готовой продукции до перевалочного пункта и расходы на доставку готовой продукции до покупателей относятся к косвенным расходам в полном объеме, организация вправе учитывать указанные расходы в составе косвенных и уменьшать доходы от реализации текущего месяца (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 13.05.2016 N Ф06-7969/16).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатов Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
Налог на прибыль
Организация зарегистрирована в Москве и имеет обособленное подразделение (ОП) в Московской области. 30 июня 2023 года организация планирует закрыть ОП. Скорее всего, уведомление о снятии с учета ОП в ИФНС будет получено в июле 2023 года, до 25 числа. В какие сроки, куда и как заполнить декларации по налогу на прибыль и как быть с авансами ОП, оплаченными в 1 и 2 кварталах 2023 года?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При получении уведомления о снятии с учета обособленного подразделения до 25.07.2023 декларация по налогу на прибыль по закрытому обособленному подразделению за полугодие 2023 года предоставляется не позднее 25.07.2023 в налоговый орган по месту нахождения головной организации.
В этой декларации в титульном листе (листе 01) по реквизиту "По месту нахождения (учета) (код)" указывается код 223, а в верхней его части указывается КПП головной организации. КПП обособленного подразделения указывается по реквизиту "ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения". В Разделе 1 указывается ОКТМО закрытого ОП.
Обоснование позиции:
В случае прекращения деятельности (закрытия) обособленного подразделения организации необходимо уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения головной организации. Срок подачи уведомления о ликвидации такого подразделения составляет три рабочих дня со дня прекращения деятельности (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). В этом случае налоговый орган обязан снять это подразделение с учета в течение десяти рабочих дней со дня получения сообщения и выдать уведомление о снятии с учета организации в налоговом органе, но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Следовательно, ликвидированным в целях налогообложения обособленное подразделение будет считаться с момента снятия его с учета по месту нахождения.
Соответственно, организация должна предоставлять в налоговый орган по месту осуществления деятельности обособленного подразделения декларацию по налогу на прибыль до тех пор, пока не будет выдано уведомление о снятии его с учета. В итоге, когда будет получено такое уведомление, декларации по месту нахождения закрытого подразделения далее не представляются.
В письмах Минфина России от 05.03.2007 N 03-03-06/2/43, от 11.12.2006 N 03-03-04/2/259 разъясняется, что прекращение обязанности по уплате налога и авансовых платежей по ликвидированному обособленному подразделению, а также представлению соответствующих налоговых деклараций наступает в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения.
С учетом приведенных разъяснений Минфина России в постановлении Восемнадцатого ААС от 03.07.2018 N 18АП-7445/18 судьи указали, что в случае, если организация получает уведомление о снятии с учета обособленного подразделения до наступления обязанности по представлению декларации за тот отчетный (налоговый) период, в котором принято решение о ликвидации, то декларация за этот период в налоговый орган по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения уже не представляется.
Таким образом, за полугодие 2023 г. декларация по закрытому подразделению должна быть предоставлена не позднее 25.07.2023, в налоговый орган по месту регистрации головного подразделения.
При этом на титульном листе (листе 01) с кодом места нахождения (учета) "223" в верхней части указывается КПП закрытого обособленного подразделения, в разд. 1 налоговой декларации прописывается ОКТМО муниципального образования, на территории которого оно находилось (п. 2.7, 4.5 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
За последующие отчетные периоды (после закрытия подразделения) и налоговый период 2023 г. декларация будет представляться только по месту нахождения организации.
В состав декларации по головной организации надо включить приложение 5 к листу 02 по закрытому обособленному подразделению (п. 1.4, 10.1, п. 10.12. Порядка). В данном приложении следует указать:
в реквизите "Расчет составлен (код)" - код "3";
в реквизите "КПП" - КПП по месту нахождения закрытого обособленного подразделения.
В строки 040 и 050 переносятся соответствующие показатели из декларации за последний отчетный период до закрытия подразделения.
Если налоговая база в целом по организации после закрытия подразделения снижается, показатель строки 050 будет равен произведению показателей строк 040 и 030.
Если к моменту закрытия подразделения срок внесения одного или нескольких ежемесячных авансовых платежей за текущий квартал наступил, общая сумма таких платежей сформирует налог к уменьшению по строке 110. Их можно зачесть в счет уплаты налога по головному подразделению.
Строки 120 и 121 заполнять не нужно.
При увеличении налоговой базы в целом по налогоплательщику в указанных Приложениях N 5 до окончания налогового периода сохраняются показатели о доле налоговой базы и исчисленном налоге за последний отчетный период, предшествующий закрытию обособленного подразделения (п. 10.12 Порядка).
При снижении налоговой базы в целом по организации (строка 120 Листа 02) по сравнению с предыдущим отчетным периодом и отчетным периодом, после которого закрыто обособленное подразделение, подлежит уменьшению ранее исчисленный налог как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая закрытое обособленное подразделение (абзац второй п. 10.12 Порядка).
В случае если увеличение налоговой базы произошло после закрытия обособленного подразделения и уменьшения исчисленного по нему налога по указанной выше причине, то, по мнению ФНС России, перерасчет (или восстановление) авансовых платежей по налогу на прибыль организаций по закрытому обособленному подразделению не производится (смотрите письма УФНС России по г. Москве от 08.05.2019 N 24-15/076061@), ФНС России от 07.04.2011 N КЕ-4-3/5530@).
Уплата налога на прибыль при закрытии обособленного подразделения
НК РФ не предусматривает особого порядка исчисления и уплаты налога при закрытии обособленного подразделения организации.
Следовательно, при закрытии в течение налогового периода обособленного подразделения уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налога за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения такого обособленного подразделения производиться не должна (письмо УФНС России по г. Москве от 08.05.2019 N 24-15/076061@, письма Минфина России от 05.03.2007 N 03-03-06/2/43, от 11.12.2006 N 03-03-04/2/259).
Авансовые платежи по налогу на прибыль
НК РФ не предусматривает изменение размера ежемесячных авансовых платежей, исчисленных в целом по организации, при закрытии обособленных подразделений в квартале, на который рассчитаны эти ежемесячные авансовые платежи.
При этом из официальных разъяснений следует, что налогоплательщик вправе представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за последний до закрытия обособленного подразделения отчетный период. В этих уточненных налоговых декларациях могут быть сняты ежемесячные авансовые платежи в бюджет субъекта РФ по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, исчисленные на квартал, в котором произошло закрытие обособленного подразделения, и одновременно увеличены платежи в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации.
Но при этом речь идет о снятии тех авансовых платежей, срок уплаты которых не наступил.
К примеру, если бы обособленное подразделение было закрыто, к примеру, 31.05.2023, то в уточненных налоговых декларациях по ликвидированному обособленному подразделению мог быть снят ежемесячный авансовый платеж за июнь и одновременно на эту же сумму увеличен платеж по головной организации без входящих в нее обособленных подразделений (смотрите, к примеру, письма Минфина России от 24.02.2009 N 03-03-06/1/82, от 10.08.2006 N 03-03-04/1/624, ФНС России от 07.04.2011 N КЕ-4-3/5530@, от 01.10.2009 N 3-2-10/23@, УФНС России по г. Москве от 30.05.2011 N 16-15/52700@, от 02.10.2009 N 16-15/109208).
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации, учитывая, что закрытие подразделения происходит в конце отчетного периода (30.06.2023, после уплаты всех авансовых платежей), оснований для представления уточненной декларации как по ликвидированному ОП, так и в целом по организации нет.
В то же время учитывая положения НК РФ, а именно то, что в соответствии с абзацем третьим п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в 1 квартале текущего налогового периода принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года, допускаем, что при расчете авансовых платежей у организации (обособленного подразделения) может образоваться переплата по налогу на прибыль, которая подлежит зачету или возврату в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
В заключение отметим, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Налоговая отчетность при закрытии обособленного подразделения;
Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговых органах и снятие с учета филиалов, представительств, иных обособленных подразделений (июнь 2023);
Вопрос: Представление декларации по налогу на прибыль при закрытии обособленных подразделений (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.);
Вопрос: В какой налоговый орган сдается декларация по налогу на прибыль по закрытому обособленному подразделению? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.);
Вопрос: Отчетность в случае закрытия ОП, не имеющего расчетного счета и не выделенного на отдельный баланс (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.);
Вопрос: Как отчитаться и заплатить налог на прибыль по закрытому обособленному подразделению? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2022 г.);
Вопрос: В III квартале 2022 года было закрыто обособленное подразделение, то есть без отдельного баланса и без права оплаты (ведения расчетов). Как сдавать декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2022 года - в ИФНС головного предприятия с кодом ОКТМО уже закрытого обособленного подразделения? Нужно ли в головное предприятие подавать декларацию за 2022 год по закрытому обособленному подразделению? Уплата налога на прибыль и авансовых платежей проводилась головным предприятием в ИФНС открытого обособленного подразделения, то есть централизованной оплаты не было. Как сдавать декларацию по форме 6-НДФЛ за девять месяцев - вместе со справками по форме 2-НДФЛ... (журнал "Бухгалтер Крыма", N 10, октябрь 2022 г.);
Приложение 5 к листу 02 декларации по налогу на прибыль при закрытии ОП (А.Г. Снегирев, журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гнатюк Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
УСН
Предприниматель на УСН весь 2023 год уплачивает налоги по реквизитам единого налогового платежа.
Может ли он уплатить фиксированные страховые взносы за 2022 и 2023 годы платежными поручениями на КБК этих взносов? Если нет, то нужно ли подавать уведомление о начислении этих взносов? Как уменьшить налог при УСН на фиксированные страховые взносы?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Правовых оснований для уплаты предпринимателем в данном случае фиксированных страховых взносов за 2022 и 2023 годы платежными поручениями на КБК этих взносов мы не видим. Уведомления о начислении указанных взносов в налоговый орган не представляются. Порядок уменьшения обязательств по УСН на фиксированные страховые взносы раскрыт ниже.
Обоснование позиции:
Согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 58 НК РФ, вступившему в силу 01.01.2023, уплата (перечисление) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему РФ осуществляется в качестве единого налогового платежа (ЕНП) (смотрите п. 1 ст. 11.3 НК РФ). Это справедливо также и в отношении уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 58 НК РФ). Поскольку исключений из приведенного правила для уплаты предпринимателями страховых взносов за себя законом не предусмотрено, они начиная с 2023 года также подлежат уплате в качестве ЕНП, что актуально и в отношении страховых взносов за 2022 год, подлежащих уплате предпринимателями в 2023 году.
При этом в 2023 году организации и ИП могут уплачивать налоги (страховые взносы) одним из способов:
единой суммой по общим реквизитам ЕНП (на общий КБК);
отдельными платежными поручениями, заменяющими уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов (далее - уведомление), оформленными на уплату каждого налога (страховых взносов), по индивидуальным реквизитам (на отдельные КБК) (чч. 12-14 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ, далее - Закон N 263-ФЗ). Этим способом могут уплачиваться и страховые взносы предпринимателей за себя (смотрите, например, письмо ФНС России от 31.01.2023 N СД-4-3/1023@).
В силу ч. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ применение второго из приведенных способов возможно налогоплательщиками, которые не представляли в налоговый орган уведомления (смотрите также письмо ФНС России от 16.02.2023 N ЗГ-3-8/2238@).
Как следует из условий рассматриваемой ситуации, предприниматель представлял в 2023 году уведомления в налоговый орган, что, по нашему мнению, указывает на отсутствие у него права на уплату страховых взносов за себя за 2022 и 2023 годы платежными поручениями на КБК этих взносов. Вместе с тем заметим, что из разъяснений налогового ведомства прослеживается возможность уплаты предпринимателями страховых взносов за себя платежными поручениями на КБК страховых взносов для целей уменьшения обязательств по УСН без каких-либо оговорок (смотрите, например, письмо ФНС России от 31.03.2023 N СД-4-3/3898@).
Что касается необходимости представления предпринимателем уведомления по страховым взносам за себя, то на основании п. 9 ст. 58 НК РФ уведомления представляются в налоговый орган в случае, если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (за исключением случаев уплаты налогов физическими лицами на основании налоговых уведомлений).
Каких-либо исключений из приведенных правил в отношении страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями "за себя", не установлено. Учитывая, что НК РФ не обязывает предпринимателей представлять в налоговый орган расчет в части страховых взносов, уплачиваемых "за себя" (ст. 432 НК РФ), а также уплачивать их на основании налоговых уведомлений, формально в отношении указанных платежей должны представляться уведомления. Однако из официальных разъяснений следует, что такой обязанности у предпринимателей не возникает (смотрите, например, письмо ФНС России от 31.01.2023 N СД-4-3/1023@, информацию ФНС России от 21.01.2023 "Как уменьшить УСН и налог по ПСН на фиксированные страховые взносы за 2022 и 2023 годы").
Пункт 3.1 ст. 346.21 НК РФ предусматривает возможность уменьшения предпринимателями на УСН с объектом налогообложения "доходы" обязательств по упрощенному налогу на уплаченные в соответствующем отчетном (налоговом) периоде страховые взносы, в том числе за себя. Для предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя в последний день срока, механизм уменьшения обязательств по УСН с 2023 года не изменился (смотрите информацию ФНС России от 21.01.2023 "Как уменьшить УСН и налог по ПСН на фиксированные страховые взносы за 2022 и 2023 годы"). Особенности возникли для предпринимателей, досрочно перечисляющих указанные платежи.
Так, в письме ФНС России от 25.04.2023 N СД-4-3/5326@ разъясняется, что в целях уменьшения суммы налога (авансовых платежей по налогу) по УСН в 2023 году налогоплательщик вправе выбрать один из следующих вариантов (смотрите также письмо ФНС России от 31.03.2023 N СД-4-3/3898@):
1) уплатить страховые взносы в фиксированном размере платежным поручением на КБК ЕНП и представить заявление о зачете в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате фиксированных страховых взносов в порядке, установленном ст. 78 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 20.01.2023 N 03-11-09/4254);
2) уплатить страховые взносы на КБК фиксированных страховых взносов (смотрите также письмо ФНС России от 31.01.2023 N СД-4-3/1023@) или на КБК ЕНП. При этом у налогоплательщика на последнее число налогового (отчетного) периода, в отношении которого производится уменьшение налога (авансового платежа по налогу), должно быть сформировано положительное сальдо единого налогового счета в размере не менее суммы уменьшения налога (авансового платежа по налогу) по УСН. Представлять заявление о зачете в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате фиксированных страховых взносов в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, в этом случае не требуется.
По нашему мнению, более надежным вариантом уменьшения предпринимателем обязательств по УСН в рассматриваемой ситуации является первый из приведенных.
Кроме того, заметим, что согласно информации ФНС России от 16.03.2023 в сервисе "Уплата налогов и пошлин" появились новые жизненные ситуации, в том числе "Уплата фиксированных страховых взносов". После обновления сервиса можно безошибочно уплатить фиксированные страховые взносы досрочно для уменьшения налога по УСН начиная с 1 квартала 2023 года. Сервис сам заполнит нужные платежные реквизиты. Такой вид уплаты исключит необходимость подавать заявление по ст. 78 НК РФ о направлении суммы ЕНП в счет будущих платежей. Важно, чтобы к моменту наступления срока уплаты страховых взносов сальдо ЕНС было положительным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: