Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 15 по 21 августа 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)

Для участников промышленных кластеров предлагается установить льготный режим налогообложения

Проектом закона предусматривается, в частности:

ставка по налогу на прибыль в размере 0 процентов. Ее можно применять в течение 7 лет к прибыли от реализации продукции, произведенной в рамках проекта по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера, при соблюдении установленных условий;

снижение тарифов страховых взносов до 7,6% в отношении работников, занятых в проекте по производству импортозамещающей промышленной продукции.

 

Постановление Правительства РФ от 16.08.2022 N 1420
"О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке"

Утверждены изменения в программу льготного кредитования субъектов МСП и самозанятых лиц

Постановлением предусматривается увеличение срока кредитного договора (соглашения) на пополнение оборотных средств с 1 года до 3 лет (с непрерывным предоставлением субсидии не более 1 года).

Кроме того, скорректированы предельные значения ставок по льготным кредитам.

Так, например, ставки по рефинансированным кредитным договорам (соглашениям) на инвестиционные цели, обеспеченных поручительствами корпорации, не могут превышать: 9 процентов годовых для субъектов, относящихся к категории "малое предприятие", и 7,5 процента годовых для субъектов, относящихся к категории "среднее предприятие", при значениях ключевой ставки ЦБ РФ более 10 процентов годовых.

 

Проект Приказа ФНС России "Об утверждении формы и формата заявления, направляемого на бумажном носителе, формы акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа и формата его представления"

ФНС подготовлен проект некоторых форм документов в связи с введением единого налогового платежа

Проект содержит:

форму и формат заявления о представлении акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, направляемого на бумажном носителе, перечисленных не в качестве единого налогового платежа;

форму и формат акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа.

С утверждением приказа будет признан утратившим силу приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ "Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам".

Предполагается, что приказ вступит в силу с 1 января 2023 года.

 

<Письмо> ФНС России от 12.07.2022 N СД-19-2/163
"О письме ФНС России от 17.03.2022 N СД-4-2/3289@"

Налоговые преимущества для IT-бизнеса распространяются на вновь созданные организации, независимо от способа их создания

Сообщается, что в Письме ФНС России от 17.03.2022 N СД-4-2/3289@ указывается на два способа создания IT-компании - реорганизация в форме разделения или выделения.

По мнению ФНС России способ создания IT-компании не может быть ограничен случаями реорганизации и положения указанного письма также распространяются на вновь созданные IT-компании и случаи, когда существующее юрлицо, входящее в группу компаний, будет перепрофилировано в IT-компанию.

 

<Письмо> ФНС России от 12.08.2022 N СД-4-3/10526@
"О направлении письма Минфина России"

Даны разъяснения о применении налогоплательщиками ставки 0% по НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения

С 1 июля 2022 года по 30 июня 2027 года включительно налогоплательщиками при реализации с 1 июля 2022 года услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, введенных в эксплуатацию до 1 июля 2022 года и не включенных в реестр объектов туристской индустрии, применяется ставка 0% по НДС.

В случае если с 1 июля 2022 года услуги по предоставлению мест для временного проживания оказываются налогоплательщиками в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии, введенными в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 июля 2022 года и включенными в реестр объектов туристской индустрии, то при реализации данных услуг налогоплательщики вправе применять налоговую ставку 0% до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).

В письме также даны разъяснения по определению налоговой базы по НДС, к которой применяется налоговая ставка в размере 0%, при реализации вышеуказанных услуг.

 

<Письмо> ФНС России от 09.08.2022 N ЕА-4-15/10350
"О направлении Справочника"

Сформирован справочник оснований и причин вызова налогоплательщика в налоговую инспекцию для дачи пояснений в целях единообразного заполнения соответствующей формы уведомления

Также обращено внимание на то, что при формировании уведомления с учетом данного Справочника в обязательном порядке следует отражать: основание вызова; вид области контроля; для дачи пояснений по какому вопросу вызывается налогоплательщик с конкретизацией мотива вызова.

 

<Письмо> ФНС России от 16.08.2022 N СД-4-21/10747@
"О правовых позициях Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам, касающимся определения вида имущества (движимое/недвижимое) в целях применения главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС представлен обзор правовых позиций ВС РФ, касающихся определения вида имущества (движимое/недвижимое) для целей налогообложения

В обзоре приведены наименования имущества и основания признания его движимым или недвижимым, а также сообщены реквизиты судебных решений, содержащих соответствующие правовые позиции (рассматривались налоговые споры в отношении, в частности, оборудования линии цеха по производству древесных гранул, оборудования линий электропередач, плавучих палубных кранов, систем очистки и отвода сточных вод и пр.).

 

<Письмо> ФНС России от 16.08.2022 N ЕА-4-15/10748@
"О разъяснении порядка заполнения реестров документов, предусмотренных пунктами 19 и 29 статьи 201 НК РФ"

ФНС разъяснила, как правильно заполнить реестры документов для применения налоговых вычетов при исчислении акциза в отношении алкогольной продукции и винограда

Сообщается о требованиях к отражению информации в строках реестров, в том числе к применению кодов вида подакцизного товара, указанию сумм акциза, подлежащих налоговому вычету, а также обращено внимание на необходимость при заполнении реестров учитывать особенности отражения операций с подакцизным виноградом в декларации.

В приложениях к настоящему письму приведены примеры заполнения соответствующих реестров документов.

 

<Информация> ФНС России
"Как уплачиваются имущественные налоги при наследовании недвижимости или автомобиля физическим лицом"

Земельный налог и налог на имущество физлиц уплачивается наследником со дня открытия наследства, независимо от даты регистрации в ЕГРН, а транспортный налог - со дня госрегистрации ТС в уполномоченных органах на имя наследника

Основанием для уплаты имущественных налогов является направляемое наследнику налоговое уведомление.

Задолженность наследодателя по имущественным налогам оплачивают наследники в пределах стоимости наследственного имущества.


<Информация> ФНС России
"Как получить ускоренное возмещение НДС в заявительном порядке"

ФНС сообщила об условиях ускоренного возмещения НДС

Не представляя банковскую гарантию или поручительство, организация может претендовать на ускоренное возмещение налога, если:

не находится в процессе реорганизации или ликвидации, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

сумма возмещаемого налога не превышает совокупный объем налогов и страховых взносов, уплаченных за предшествующий календарный год (если сумма возмещения больше, то на разницу необходимо предоставить банковскую гарантию или поручительство);

отсутствуют сведения, указывающие на возможные нарушения по НДС (в противном случае инспекция вправе отказать в возмещении НДС).


Информационное сообщение Минфина России от 15.08.2022 N ИС-учет-41
"Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии"

С 7 августа 2022 вступили в силу изменения в ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"

Сообщается, в частности, об изменении порядка учета НДС в составе арендных платежей, возможности переоценки права пользования активом, уточнении применяемой терминологии.

 

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

15.08.2022 Скрин-копии приложения банка не подтверждают имущественное положение общества и не являются основанием для предоставления ему отсрочки уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов

Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2022 № 304-ЭС22-12691 по делу N А02-341/2021
Об отказе в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины, возврате жалобы, возврате кассационной жалобы без рассмотрения по существу

Общество полагает, что в связи с тяжелым имущественным положением ему должна быть предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Надлежащие доказательства, которые могли бы свидетельствовать об имущественном положении общества (сведения об открытых (закрытых) банковских счетах из налогового органа) на момент подачи жалобы не представлены. Приложенные к ходатайству скрин-копии приложения банка не подтверждают имущественное положение общества. В связи с этим суд отказал в удовлетворении ходатайства общества о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.08.2022 Если налогоплательщиком заключены сделки с фиктивными контрагентами, но не раскрыты отношения с реальными исполнителями услуг, то у налогового органа отсутствует обязанность проводить налоговую реконструкцию и определять расходы и вычеты расчетным способом

Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2022 №  304-ЭС22-8260 по делу N А67-356/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно включил в состав расходов затраты на приобретение услуг спецтехники с экипажем и грузоперевозки, а также необоснованно применил вычеты по НДС на основании документов, выставленных от имени контрагентов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реального оказания услуг спорными контрагентами, не обладающими необходимыми для совершения хозяйственных операций трудовыми, материальными и техническими ресурсами. Фактически услуги оказаны иными лицами, отношения с которыми налогоплательщиком не раскрыты. Имеет место искажение им сведений о финансово-хозяйственной деятельности в целях неуплаты в бюджет НДС и налога на прибыль. Доводы налогоплательщика о наличии у налогового органа информации о реальных контрагентах, фактическом оказании услуг и несении расходов на их оплату отклонены. Суд указал на отсутствие у инспекции в данном случае обязанности проводить налоговую реконструкцию и определять расходы и вычеты налогоплательщика расчетным способом.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.08.2022 Налогоплательщик должен восстановить НДС с перечисленного аванса именно в том периоде, когда подрядчик по соответствующему акту передал ему результаты выполненных работ, если не определена иная дата приемки работ

Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2022 № 305-ЭС22-8356 по делу N А40-16537/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно не восстановил в спорном периоде НДС, принятый к вычету с авансовых платежей подрядчику. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что налогоплательщик не восстановил НДС с предоплаты, перечисленной подрядчику, в периоде передачи им результатов работ. Суд отметил, что обязанность по восстановлению спорной суммы НДС возникла у налогоплательщика именно в том периоде, когда подрядчик по соответствующему акту передал ему результаты выполненных работ. Доказательств определения иной даты приемки работ (фактической) налогоплательщиком не представлено.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.08.2022 Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС и учесть расходы по налогу на прибыль по договору на оказание услуг грузоперевозки, если эти услуги оказывал не контрагент, а ИП, которые напрямую привлекались для осуществления перевозок

Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2022 № 301-ЭС22-8339 по делу N А43-38059/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик считает, что правомерно принял к вычету НДС и учел расходы по налогу на прибыль по договору на оказание услуг грузоперевозки своей продукции. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установленные в совокупности обстоятельства свидетельствуют об отсутствии реальных хозяйственных операций и недобросовестности заявленного контрагента. Кроме того, суд установил, что услуги грузоперевозки от основного поставщика - налогоплательщика в адрес покупателей осуществлялись предпринимателями, которые напрямую привлекались для осуществления грузоперевозок. В связи с этим суд пришел к выводу, что налогоплательщик не вправе учесть спорные хозяйственные операции для целей налогообложения.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.08.2022 Приостановление расходных операций по расчетному счету должника, наложенное решением налогового органа по причине непредставления налоговой декларации, само по себе не препятствует списанию суммы по исполнительному листу, предъявленному взыскателем

Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2022 № 305-ЭС22-8138 по делу N А40-61151/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество (взыскатель) полагает, что банк должен перечислить со счета должника сумму, указанную в исполнительном листе, несмотря на то, что операции по счету должника приостановлены налоговым органом. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества обоснованной. Арест на денежные средства должника, наложенный постановлением районного суда, был снят постановлением данного суда. Постановление о снятии ареста было предъявлено в банк, после чего у него не имелось оснований для неисполнения исполнительного листа, предъявленного для исполнения обществом. Приостановление расходных операций по расчетному счету должника, наложенное решением налогового органа по причине непредставления должником налоговой декларации, не препятствовало взысканию задолженности по исполнительному листу. Примененное налоговым органом ограничение не было связано с денежным требованием, имеющим преимущественную очередность удовлетворения перед требованием, изложенным в исполнительном листе.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.08.2022 Экономия застройщика в виде разницы между средствами, полученными от инвестора, и фактическими затратами на строительство, невозвращенная инвестору, подлежит включению в налоговую базу по НДС, даже если осуществлялось строительство жилого дома

Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2022 № 309-ЭС22-8367 по делу N А76-8466/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик (застройщик) полагает, что не должен уплачивать НДС, т. к. осуществлял строительство жилого дома, и все помещения в построенном доме переданы инвестору. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. В результате исполнения налогоплательщиком муниципальных контрактов, в рамках которых им от инвестора были получены денежные средства в виде инвестиций на строительство многоквартирного жилого дома, у налогоплательщика образовалась экономия, оставшаяся в его распоряжении. Суд указал, что экономия застройщика в виде разницы между средствами, полученными от инвестора, и фактическими затратами на строительство, невозвращенная инвестору, подлежит включению в налоговую базу по НДС, поскольку представляет собой плату застройщику на оказанные услуги.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

18.08.2022 Налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку при ликвидации налогоплательщика, и это не может быть квалифицировано как создание препятствий к ликвидации
Определение Верховного Суда РФ от 14 июня 2022 г. N 307-ЭС22-8607 по делу N А56-26843/2021 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что решение о проведении выездной налоговой проверки незаконно, т. к. направлено на создание препятствий к его ликвидации и вынесено налоговым органом с превышением своих полномочий. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. У налогового органа имелись правовые основания для проведения налоговой проверки при ликвидации организации независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Суд пришел к выводу о том, что 

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

19.08.2022 Исчисляем срок давности для привлечения к ответственности за неуплату административного штрафа
Постановление Верховного Суда РФ от 1 июля 2022 г. N 89-АД22-4-К7 Суд оставил без изменения судебные акты по делу об административном правонарушении, поскольку вина заявителя в неуплате административного штрафа в срок подтверждается совокупностью доказательств по делу

Ранее КС РФ признал неконституционными нормы о сроках давности привлечения к административной ответственности. Причина - их неоднозначное толкование. Он указал, что до внесения поправок такой срок нужно исчислять непосредственно со дня совершения правонарушения. ВС РФ разобрал, как применять это правило в случае, когда речь идет о неуплате административного штрафа. Такие суммы должны вносить в определенный срок. Штраф считается неуплаченным со следующих суток после крайнего дня, когда его нужно погасить. Именно с этих следующих суток и нужно исчислять срок давности для привлечения к ответственности за неуплату штрафа.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

19.08.2022 Общество является плательщиком торгового сбора с даты подачи соответствующего уведомления о постановке на учет и до момента представления заявления о снятии с учета, даже если общество заявляет об ошибочности подачи уведомления
Определение Верховного Суда РФ от 14 июня 2022 г. N 305-ЭС22-8080 по делу N А40-144419/2021 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что не является плательщиком торгового сбора в отношении спорного объекта, т. к. уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора было направлено ошибочно. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. На основании соответствующего уведомления общество было поставлено в налоговом органе на учет в качестве плательщика торгового сбора. Впоследствии (через несколько лет) общество обратилось в инспекцию с заявлением о снятии с учета, ссылаясь на ошибочность подачи уведомления, поскольку объект не используется для ведения деятельности, которая подпадает под уплату торгового сбора (располагается склад, торговля не осуществляется). Суд указал, что заявление о постановке на учет было подано обществом самостоятельно, при этом уведомление о прекращении соответствующей деятельности подано спустя длительное время. Таким образом, до момента подачи второго уведомления у налогового органа отсутствовали основания для снятия общества с учета в качестве плательщика торгового сбора. Соответственно, у общества не возникла переплата по торговому сбору. Также суд указал на непредставление обществом доказательств, свидетельствующих о неосуществлении на объекте деятельности, подпадающей под обложение торговым сбором.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

15.08.2022 Если человек подарил вам деньги, платить НДФЛ не надо

Подарки от физлиц в денежной и натуральной форме не облагаются НДФЛ. Основании – пункт 18.1 статьи 217 НК.

Но есть исключения:

недвижимость;

транспортные средства;

акции;

доли;

паи.

По этому имуществу освобождение от НДФЛ будет, если даритель — член семьи или близкий родственник.

Подаренные деньги не облагаются НДФЛ, если это подарок от физлица.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 28.07.2022 № 03-04-05/73285.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.08.2022 Перепродавать чужие товары на НПД нельзя, продавать свои — можно

Самозанятые могут продавать товары собственного производств и с этого дохода платить НПД.

Об этом напоминает Минфин в письме от 19.07.2022 № 03-11-11/69356.

При этом нельзя применять НПД при перепродаже товаров, имущественных прав.

Исключение — продажа имущества, использовавшегося для личных, домашних или иных подобных нужд.

При реализации товаров собственного производства (не закупленных для перепродажи) возможно применение НПД.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.08.2022 В 2021 году налоговый период по ПСН – месяц, но для превышения доходов это правило не работает

Если в 2021 году ИП получил патент на год, а в ноябре его доходы зашкалили за 60 млн рублей, то слет с ПСН происходит не с 1 ноября, а с 1 января.

Но ведь потеря права на ПСН происходит с начала налогового периода, а в 2021 году налоговый период – месяц. Почему же эта норма не работает? Этот вопрос обсуждают наши подписчики в канале «Красный уголок бухгалтера».

Речь идет о пункте 1.1. статьи 346.49 НК.

Вот что в НК сказано про налоговый период на ПСН:

Норма НК

Продолжительность налогового периода

п. 1 ст. 346.49 НК

год

п. 1.1 ст. 346.49 НК

в 2021 году — месяц

п. 2 ст. 346.49 НК

срок, на который выдан патент, если он меньше месяца

п.3 ст. 346.49 НК

срок с даты начал патента до даты прекращения деятельности (если она прекратилась)

Минфин неоднократно пояснял, что несмотря на эту норму, потеря права все равно происходит с начальной даты патента. Если он выдан с 01.01.21, то с этой даты и будет слет на другой режим.

Вот, например, недавнее письмо – от 15.07.2022 № 03-11-11/68259.

Есть  и множество других писем: от 24.05.2022 № 03-11-11/47961от 26.11.2021 № 03-11-11/96089от 15.09.2021 № 03-11-11/74779.

Пункт 1.1 внесли в ст. 346.49 НК, чтобы в течение года могли вступать в силу региональные законы по ПСН. Дело в том, что Госдума слишком долго готовила поправки в НК. Когда их наконец приняли, у регионов не осталось времени, чтобы переписать законы. И только для целей принятия региональных НПА по патенту в НК внесли это неоднозначный пункт.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.08.2022 Компания на общем режиме должна каждый месяц отражать в расходах проценты по займу, даже если платит их реже

Для целей налога на прибыль, который считают методом начисления, проценты по полученному займу включают в состав внереализационных расходов на конец каждого месяца.

Разъяснение дает Минфин в письме от 15.07.2022 № 03-03-06/1/68402.

Дело в том, что расходы, принимаемые в НУ по главе 25 НК, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Дата фактической выплаты денежных средств в данном случае роли не играет.

По договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, расход в виде процентов признается на конец каждого месяца независимо от даты и сроков таких выплат.

Это же правило действует по иным аналогичным договорам (в т.ч. долговым обязательствам, оформленным ценными бумагами).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.08.2022 ТСН на упрощенке не включает коммуналку в доход

Для базы по УСН не учитываются доходы ТСЖ, ТСН, УК в оплату оказанных собственникам коммунальных услуг (при наличии договоров ресурсоснабжения).

Такое разъяснение дает эксперт Константин Чупырь в ответ на вопрос нашей подписчицы в разделе «Клерк.Консультации».

О том, что доходы в виде коммуналки, собранной с жильцов, не идут в доходы, сказано в п. 1.1 ст. 346.15 НК. Такая норма была введена в НК Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Минфин в письме от 23.03.2020 № 03-11-06/2/22270 уточнил, что такие доходы не надо учитывать и при подсчете минимального налога по УСН.

Вместе с тем для перехода на УСН нужно соблюдать лимит дохода. Для расчета этого лимита необлагаемые доходы в виде коммуналки учитываются. На это указывает Минфин в своем письме.

Кстати, раньше на тему доходов ТСЖ в части коммуналки были большие баталии. О том, как ТСЖ боролись за свои права, мы рассказывали в материале «ФНС против ТСЖ. Кто кого? Если победят фискалы, жильцам придется раскошелиться».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

18.08.2022 Смягчены административные штрафы для бизнеса

Если правонарушение совершено впервые, то штраф будет заменен на предупреждение

Если административный штраф будет уплачен в течение 20 дней, то его можно погасить со скидкой 50%. При этом, если правонарушение совершено впервые, то штраф будет заменен на предупреждение для всех без исключения субъектов правонарушений, а не только для малого и среднего бизнеса. Эти и другие изменения в КоАП России, которые внесены Федеральным законом от 14.07.22 № 290-ФЗ, вступят в силу с 25 июля, пишет ГАРАНТ. Подробнее читатье в статье, которая опубликована у нас на сайте.

Источник: Российский налоговый портал

 

18.08.2022 Когда можно не выдавать кассовый чек на бумаге?

Разъяснения ФНС России

При осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе либо направить его покупателю в электронной форме при условии наличия у пользователя такой технической возможности. Для этого, до осуществления расчета покупатель должен предоставить абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленный покупателем до момента расчета.

Как отмечает ФНС в письме от 25 июля 2022 г. № АБ-4-20/9533@, выдача кассового чека или бланка строгой отчетности на бумажном носителе является обязанностью пользователя ККТ. Не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе можно только в том случае, когда покупатель самостоятельно выразил желание получить его в электронной форме и одновременно с этим отказался от бумажной формы кассового чека, пишет ГАРАНТ.

Пользователь не имеет права требовать у покупателя или каким-либо иным образом принуждать его к предоставлению абонентского номера или адреса электронной почты, чтобы направить ему кассовый чек в электронной форме. Он может только предложить покупателю получить кассовый чек в электронной форме и для этого запросить у него абонентский номер или адрес электронной почты.

Источник: Российский налоговый портал

 

19.08.2022 Как удерживать НДФЛ с аванса в 2023 году?

Разъясенения ФНС России

Сейчас датой фактического получения зарплаты признается последний день месяца, за который она была начислена. В случае выплаты доходов физлицу частями несколько раз за месяц (авансом) налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с заработной платы один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход.

С 1 января 2023 года п. 2 ст. 223 НК РФ утратит силу. В отношении уплаты НДФЛ с авансов по зарплате будет действовать общая норма, согласно которой дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода. Следовательно, с 2023 года налоговые агенты будут обязаны удерживать НДФЛ с аванса.

При этом изменятся и сроки уплаты НДФЛ. Согласно новой редакции п. 6 ст. 226 НК РФ они будут следующими:

Дата удержания НДФЛ:

С 1 по 22 января.

С 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего месяца.

С 23 по 31 декабря.

Срок перечисления НДФЛ:

Не позднее 28 января.

Не позднее 28 числа текущего месяца.

Не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация переходит на учет по ПБУ 2/2008. Определение степени завершенности работ по договору на отчетную дату производится по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (п. 20 ПБУ 2/2008). По некоторым договорам выручка, признанная "по мере готовности", на отчетную дату имеет отрицательную величину, так как расчетная выручка меньше объема работ, уже фактически сданных заказчику.
Какой проводкой отразить эту отрицательную выручку "по мере готовности"? Как отразить в отчетности?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Применение ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" обусловлено заключением подрядчиком договоров, носящих длительный характер или относящихся к разным отчетным периодам, то есть сроки начала и окончания этих договоров приходятся на разные отчетные годы.
Способ "по мере готовности" предполагает определение выручки, не предъявленной к оплате, нарастающим итогом независимо от предъявления заказчику к оплате стоимости работ, выполненных в каждом отчетном периоде.
В данном случае организация не вправе признавать выручку в общем порядке - на дату подписания акта сдачи-приемки выполненных работ заказчиком.
Если образуется разница между величиной не предъявленной к оплате начисленной выручки, которая признана в отчете о финансовых результатах за предыдущие и/или текущий отчетные периоды, и величиной выставленных заказчику промежуточных счетов на оплату, то такая разница отражается развернуто в бухгалтерском балансе организации. Эта разница, приобретающая отрицательное значение в случае получения от заказчика авансов (предоплаты), отражается в качестве обязательства в пассиве бухгалтерского баланса на отчетную дату.
Отрицательная разница, выявляемая при сопоставлении не предъявленной к оплате выручки и стоимости работ исходя из актов сдачи-приемки выполненных работ, предъявленных организации-заказчику, в качестве самостоятельной величины на счетах бухгалтерского учета отражения не находит.

Обоснование позиции:
ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" (далее - ПБУ 2/2008) в обязательном порядке применяется в том числе подрядчиками в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. При этом ПБУ 2/2008 может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп. 1, 2.1 ПБУ 2/2008).
Таким образом, из буквального прочтения приведенных выше норм можно сделать вывод, что если срок действия договора с заказчиком составляет не менее года и/или данный договор переходит с 2022 на 2023 год, то у организации в отношении такого договора возникает обязанность применения норм ПБУ 2/2008.
Пункт 17 ПБУ 2/2008 предусматривает, что выручка по договору и расходы по договору признаются способом "по мере готовности", если финансовый результат (прибыль или убыток) исполнения договора на отчетную дату может быть достоверно определен*(1).
Способ "по мере готовности" предполагает, что выручка и расходы по договору исчисляются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату и признаются в отчете о финансовых результатах в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы, независимо от того, должны или не должны они предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору либо отдельного этапа работ (абзац второй п. 17 ПБУ 2/2008)*(2).
Таким образом, момент признания выручки по способу, изложенному в п. 17 ПБУ 2/2008, не связывается с моментом перехода права собственности на результат выполненных работ.
При этом доходы и расходы*(3) в случае производства работ, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (п. 12 ПБУ 2/2008), распределяются организацией во времени (в течение срока действия договора) и признаются на каждую отчетную дату. Для этого в бухгалтерском учете записи по счетам учета отражаются ежемесячно, вне зависимости от наличия подписанных сторонами актов сдачи-приемки выполненных работ.
То есть факт подписания акта приемки выполненных работ и его дата при таком способе учета доходов и расходов не оказывают влияния на ежемесячное отражение выручки.
Таким образом, способ "по мере готовности" не связывается с моментом подписания актов сдачи-приемки выполненных работ (например, по форме КС-2 и справок по форме КС-3 (к тому же переход права собственности на объект акты по форме КС-2 и справки по форме КС-3 не подтверждают)). Этот способ также не связывается с признанием выручки исполнителем с обязательной поэтапной сдачей работ заказчику.
Иными словами, способ "по мере готовности" предполагает одностороннее определение выручки нарастающим итогом независимо от предъявления заказчику к оплате стоимости работ, выполненных в каждом отчетном периоде.
С учетом требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" выручка, определяемая способом "по мере готовности", подлежит отражению в учете на основании подтверждающего документа, вид и форма которого ПБУ 2/2008 не установлены.
Форма такого акта должна быть утверждена в качестве первичного документа в приложении к учетной политике.
Кроме того, полагаем, что в этом случае отражение выручки может осуществляться и путем составления бухгалтерской справки.
При этом справка по форме КС-3, составленная на основании акта по форме КС-2 на дату, отличную от отчетной даты, и содержащая данные, отличные от начисленной выручки, может быть учтена в управленческом учете и использована для подтверждения объема выполненных по договору работ, срока из выполнения, а также стоимости работ.
С учетом пп 25, 26 ПБУ 2/2008 в бухгалтерском учете организации выручка по договору, признанная способом "по мере готовности", учитывается до полного завершения работ (этапа) как отдельный актив - "не предъявленная к оплате начисленная выручка".
Данный актив может быть отражен на счете 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" или на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
На счетах бухгалтерского учета в этом случае производится запись:
Дебет 76 субсчет "Не предъявленная к оплате выручка" (46 - в случае выполнения этапа работ) Кредит 90, субсчет "Выручка"
- отражается сумма выполненных в отчетном периоде работ, не предъявленная заказчику.
На счете 76 (46), субсчет "Не предъявленная к оплате выручка" необходимо вести аналитический учет по каждому заказчику и каждому договору строительного подряда.
Если организация-подрядчик имеет право предъявить заказчику к оплате стоимость выполненных работ, сумма, в части такой стоимости, отраженная на счете 76 (46), субсчет "Не предъявленная к оплате выручка" списывается в дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
То есть когда по условиям договора организация имеет право выставлять заказчику промежуточные счета на оплату по результатам выполнения работ, соответствующая сумма, учтенная на счете 76 (46), субсчет "Не предъявленная к оплате выручка", подлежит отнесению в состав дебиторской задолженности следующей записью:
Дебет 62 Кредит 76 (46), субсчет "Не предъявленная к оплате выручка"
- отражается сумма предъявленного промежуточного счета.
Если договором не предусмотрена выписка промежуточных счетов, то не предъявленная к оплате начисленная выручка подлежит списанию в дебиторскую задолженность при выставлении заказчику счета на оплату завершенных работ в целом по договору.
Как уже было отмечено, способ "по мере готовности" предусматривает, что выручка и расходы определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ на отчетную дату.
В свою очередь, степень завершенности работ по договору на отчетную дату может определяться одним из двух вариантов, указанных в п. 20 ПБУ 2/2008:
- по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору (например, путем экспертной оценки объема выполненных работ или путем подсчета доли, которую составляет объем выполненных работ в натуральном выражении (в километрах дорожного полотна, кубометрах бетона и т.п.) в общем объеме работ по договору);
- по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (например, путем подсчета доли понесенных расходов в натуральном и стоимостном измерителе в расчетной величине общих расходов по договору в том же измерителе).
Для признания выручки и расходов по договору способом "по мере готовности" организации следует выбрать и закрепить в учетной политике наиболее удобный метод определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату.
Как следует из рассматриваемой ситуации, организация определяет степень завершенности работ по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору.
При использовании данного способа расчетная величина общих расходов по договору исчисляется как сумма всех фактически понесенных на отчетную дату расходов и расчетной величины расходов (заложенных в сметном расчете), которые предстоит понести для завершения работ по договору.
При определении степени завершенности работ по договору по доле понесенных расходов согласно п. 21 ПБУ 2/2008 понесенные на отчетную дату расходы подсчитываются только по выполненным работам*(4).
Расходы, понесенные в счет предстоящих работ по договору (например, стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использованных для исполнения договора, арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам), и авансовые платежи организациям, выступающим в качестве субподрядчиков по договору, не включаются в сумму понесенных на отчетную дату расходов.
Как уже было отмечено, в данном случае организация не может признавать выручку в обычном порядке, - на дату подписания акта сдачи-приемки выполненных работ заказчиком.
В связи с этим для целей отражения выручки в бухгалтерском учете формы КС-2 и КС-3 приниматься не будут. Отрицательная разница, выявляемая при сопоставлении не предъявленной к оплате выручки и стоимости работ исходя из актов сдачи-приемки выполненных работ, предъявленных организации-заказчику, в качестве самостоятельной величины на счетах бухгалтерского учета отражения не находит.
В то же время согласно п. 29 ПБУ 2/2008 разница между величиной не предъявленной к оплате начисленной выручки, которая признана в отчете о финансовых результатах за предыдущие и/или текущий отчетные периоды, и величиной начисленной выручки по предъявленным к оплате промежуточным счетам отражается развернуто в бухгалтерском балансе организации.
При этом с учетом норм п. 26, абзаца третьего п. 29 ПБУ 2/2008 разница между величиной не предъявленной к оплате начисленной выручки и выставленными заказчику промежуточными счетами на оплату, имеющая отрицательную величину в случае получения от заказчика авансов (предоплаты), отражается в качестве обязательства*(5).
На наш взгляд, данную разницу следует раскрывать в качестве задолженности перед заказчиком в пассиве Бухгалтерского баланса в составе отдельного показателя по группе статей "Кредиторская задолженность" (строка 1450 бухгалтерского баланса на отчетную дату). Возможен также вариант отражения данной величины в составе показателя "Прочие обязательства" по строке 1450 бухгалтерского баланса в качестве дополнительно вписываемой строки.
Если на отчетную дату степень завершенности работ, определенная по расходам, составляет незначительную величину (так как основные работы еще не выполнялись), и, соответственно, подлежащая отражению на отчетную дату выручка от реализации подрядных работ в соответствующей расходам доле также будет незначительна, притом что согласно оформленным актам сдачи приемки работ стоимость выполненных работ существенно выше, организации можно порекомендовать определять степень завершенности работ не по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору, а по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Вопрос: Организация является субподрядчиком и выполняет работы по договорам, выполнение которых носит долгосрочный характер. Договором подряда не всегда предусмотрено установление твердой цены, может быть установлена поэтапная сдача работ по мере готовности. Возможно ли признать "мерой готовности" дату составления форм КС N 2 (КС N 3)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2010 г.)
Вопрос: Верно ли, что бухгалтерская запись (Дебет 76 Кредит 90), формируемая подрядчиком на стоимость работ, не предъявленных заказчику, осуществляется не на основании первичного документа, а на основании расчета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2010 г.)
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет у подрядчика по договорам строительного подряда. Применение ПБУ 2/2008;
Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет в строительстве. Участники строительного процесса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Компания применяет УСН (доходы минус расходы) и, помимо осуществления своей основной деятельности, является управляющей компанией. Соответственно, компания собирает денежные средства с собственников помещений за коммунальные услуги. В расчет платы входят такие услуги, как: 1) содержание жилья; 2) текущий ремонт; 3) ГВС при содержании общего имущества; 4) ХВ при содержании общего имущества; 5) водоотведение при содержании общего имущества; 6) электроэнергия при содержании общего имущества; 7) вознаграждение председателя дома; 8) плата за домофон; 9) ведение спецсчета по капитальному ремонту.
Какие из вышеперечисленных составляющих можно отнести в доходы при исчислении налога по УСН?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Платежи в части содержания жилья, текущего ремонта, вознаграждения председателя дома, платы за домофон, ведения спецсчета по капитальному ремонту включаются в доходы управляющей компании.
Платежи в остальной части в доходах в целях налогообложения не учитываются.

Обоснование позиции:
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Указанные доходы определяются в порядке, установленном пп. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, перечисленные в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.
Так, согласно подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ управляющие компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, полученные ими от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями.
Данная норма корреспондирует с нормой подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, которая предусматривает, что управляющие компании не учитывают при исчислении налога в составе материальных расходов средства, перечисленные в оплату коммунальных услуг, в случае, если такие средства получены указанными организациями от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг и не учитывались при определении объекта налогообложения в соответствии с подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.
Таким образом, исходя из прямого прочтения подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, в случае, если управляющая компания получила от собственников недвижимости денежные средства в оплату коммунальных услуг и полностью перечислила их поставщикам коммунальных ресурсов, то указанные средства при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются.
Аналогичную позицию высказывают и представители финансового ведомства (смотрите, например, письма Минфина России от 03.07.2020 N 03-11-06/2/57748, от 27.03.2020 N 03-11-11/24201).
В этих же письмах Минфин России дополнительно уточняет, что если управляющая организация получила от собственников (пользователей) денежные средства в оплату коммунальных услуг на содержание общего имущества и полностью перечислила их поставщикам коммунальных ресурсов, то указанные средства при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не должны учитываться ни в доходах, ни в расходах.
Как следует из вопроса, платежи собственников составляют не только плата за коммунальные услуги в части содержания общего имущества, но и иные составляющие (содержание жилья, текущий ремонт, вознаграждение председателя дома, плата за домофон, ведение спецсчета по капитальному ремонту).
Воспользовавшись логикой чиновников применительно к данной ситуации, мы придерживаемся позиции, что у управляющей компании имеются предпосылки для включения перечисленных выше составляющих платежа в доходы, учитываемые в целях налогообложения.
К сожалению, нами не обнаружены разъяснения уполномоченных органов по ситуациям, близким к рассматриваемой. Выраженная выше позиция является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.
Обращаем также внимание на отсутствие в настоящее время судебной практики по оспариванию действий налогоплательщиков, применяющих норму подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.
В целях минимизации налоговых рисков организация вправе обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (подп. 12 п. 1 ст. 21подп. 4 п. 1 ст. 32п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Также в ФНС России можно обратиться по телефону единого контакт-центра: 8-800-222-22-22.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Каким образом подлежат налогообложению доходы, полученные с продажи криптовалюты, в случае спекуляции на курсе или майнинга с последующей продажей? Нужно ли регистрироваться в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя для осуществления подобной экономической деятельности? Можно ли официально проводить подобные операции через банковский счет, не опасаясь блокировки счета?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На сегодняшний день декларировать доходы, полученные в связи с куплей-продажей и майнингом криптовалюты, целесообразнее в рамках НДФЛ.
В данный момент ни один нормативно-правовой акт РФ не содержит положений, обязывающих физических лиц регистрироваться в качестве ИП или самозанятых при осуществлении операций с криптовалютой. Вместе с тем в настоящее время законодателем рассматривается возможность введения подобных требований для физических лиц.
Проведение операций по купле-продаже и майнингу криптовалюты через банковские счета влечет за собой существенные риски, связанные с блокировкой этих счетов.

Обоснование позиции:

Нормативно-правовое регулирование операций с криптовалютой

Термин "криптовалюта" в российском законодательстве не определен. В настоящее время криптовалютой принято называть разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах, при отсутствии внешнего или внутреннего администратора.
Официальный статус криптовалюты в России получили с 2021 года. Отношения, связанные с их выпуском и оборотом, в настоящее время регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 259-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона N 259-ФЗ цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
В ст. 14 Закона N 259-ФЗ даны определения понятий: организация выпуска в РФ цифровой валюты, выпуск цифровой валюты в РФ, организация обращения в РФ цифровой валюты.
Однако в целом вопросы выпуска и оборота цифровых валют на территории РФ в настоящее время не решены, из ч. 4 ст. 14 Закона N 259-ФЗ следует, что урегулировать эти вопросы должны отдельные федеральные законы, однако на сегодняшний день таковые не приняты, их разработка только осуществляется (смотрите письмо Минфина России от 02.12.2020 N 05-06-11/105854).
08.02.2022 правительство РФ утвердило Концепцию законодательного регулирования оборота цифровых валют (далее - Концепция). Предлагаемые изменения в законодательстве направлены на формирование легального рынка криптовалют c установлением правил оборота и круга субъектов - участников операций с криптовалютами, а также требований к ним. В частности, Концепция предусматривает внесение изменений в законодательство, устанавливающих введение новых субъектов регулирования, по аналогии с регулированием "цифровых финансовых активов" - организатор системы обмена цифровых валют, информационная система организаторов системы обмена цифровых валют, оператор обмена цифровых валют. Предполагается, что организаторами системы обмена должны стать банки с универсальной лицензией, зарегистрированные в соответствующем реестре и имеющие необходимую систему для работы, в частности, рекомендуется использовать сервис "Прозрачный блокчейн". При этом в функционал банков заложены в том числе и обязанности по предоставлению клиентам справок по операциям, необходимым для целей предоставления данных в ФНС России.
В феврале 2022 года Минфин России сообщил о том, что им подготовлен и внесен в Правительство РФ законопроект о регулировании криптовалют, разработанный на основании вышеназванной Концепции, и озвучил ключевые положения данного законопроекта. Например, сообщается, что использование цифровых валют в качестве средства платежа на территории РФ будет по-прежнему запрещено. В рамках предлагаемого регулирования цифровые валюты рассматриваются исключительно в качестве инструмента для инвестиций. Операции с покупкой или продажей криптовалюты будут возможны только при условии проведения идентификации клиента. Ввод и вывод криптовалюты от клиента оператору и наоборот будут возможны только через банки с использованием банковского счета. Операторы, как и банки, будут обязаны осуществлять комплаенс-процедуры и информировать Росфинмониторинг о выявленных подозрительных операциях. Подробнее смотрите в информации Минфина России от 21.02.2022.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся законопроекты, в которых, по сути, реализованы предложения, анонсированные ранее Минфином РФ:
- проект Федерального закона N 138674-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав" (внесен депутатом ГД А.Г. Аксаковым) (принят в первом чтении 14.06.2022, 05.07.2022 принят ГД во втором чтении, 06.07.2022 принят ГД, 14.07.2022 подписан Президентом РФ N 331-ФЗ);
- проект Федерального закона N 127303-8 "О майнинге в Российской Федерации" (внесен депутатами ГД Ткачёвым А.О., Плякиным В.В., Шилкиным Г.В., Авксентьевой С.В.) (далее - Проект N 127303-8).
Как видим, на сегодняшний день законодательное регулирование такого финансового инструмента, как цифровая валюта (криптовалюта), отсутствует. Правовое регулирование этого сегмента рынка только зарождается.

Налогообложение

Порядок совершения операций с криптовалютой на территории РФ не имеет правового закрепления в действующем законодательстве, в том числе не регламентируется нормами нормативно-правовых актов по налоговому учету. Иными словами, особый порядок налогообложения доходов физических лиц при совершении ими операций с криптовалютами не установлен.
По мнению контролирующих органов, к таким операция применяются общие нормы об определении дохода, установленные положениями ст. 7 и ст. 41 НК РФ. Смотрите письма Минфина России от 26.09.2019 N 03-04-05/74126, от 20.08.2019 N 03-04-05/63704, от 29.03.2018 N 03-04-05/20048, от 19.04.2018 N 03-04-05/26603, от 28.08.2018 N 03-03-06/1/61152; от 16.08.2018 N 03-03-06/1/58171, от 28.12.2021 N 03-04-05/107093, ознакомиться можно в сети Интернет).
Напомним, что в силу ст. 41 НК РФ доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц", главой "Налог на прибыль организаций" НК РФ (ст. 41 НК РФ).
То есть на сегодняшний день контролирующие органы однозначно убеждены только в том, что экономическая выгода (доход), полученный от операций с криптовалютой, подлежит налогообложению на общих основаниях.
При этом ни один нормативно-правовой акт РФ, включая НК РФ, не содержит положений о том, что для осуществления деятельности, связанной с куплей-продажей и (или) майнингом криптовалюты физическому лицу, необходимо регистрироваться в качестве ИП или самозанятого. В связи с этим такие операции можно совершать в том числе и просто от имени физического лица. В то же время стоит учитывать, что Проект N 127303-8 предполагает введение запрета на занятие майнингом физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП или самозанятых. Так, ст. 3 Проекта N 127303-8 определено, что физические лица вправе заниматься майнингом при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица, если потребляемая ими электроэнергия превышает лимиты, установленные Правительством РФ. Однако, повторим, на сегодняшний день каких-либо ограничений для обычных физических лиц, связанных с осуществлением операций с криптовалютой без регистрации, нет.
Вместе с тем запрета на осуществление операций с криптовалютой от имени ИП также нет, поэтому ИП не лишены возможности заниматься предприниматльской деятельностью, связанной с данными операциями. Однако при выборе системы налогообложения ИП необходимо учитывать, следующее.
1. УСН.
Минфин России в письме от 14.11.2018 N 03-11-11/81983 высказался против применения к операциям с криптовалютой системы налогообложения в виде УСН. Основанием для такой точки зрения послужили следующие аргументы: В настоящее время понятие майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой, законодательством не определены. В связи с этим вопрос о налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей от продажи криптовалюты в рамках упрощенной системы налогообложения может быть рассмотрен только после принятия соответствующих законодательных актов, определяющих понятие майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой.
Как было сказано выше, Закон N 259-ФЗ с 2021 года установил понятие цифровой валюты, однако правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой, все еще остается не определенным. В связи с этим, а также учитывая отсутствие более поздних официальных разъяснений по данной теме, полагаем, что приведенная позиция финансового ведомства остается актуальной на сегодняшний день.
В то же время не можем не отметить, что прямых законодательных ограничений на применение УСН в отношении операций с криптовалютой НК РФ не содержит. Однако если ИП примет решение учитывать данные операции в рамках УСН, необходимо иметь в виду, что содержащийся в ст. 346.16 НК РФ перечень расходов, которые могут быть учтены при применении УСН, ограничен и не подлежит расширенному толкованию. Очевидно, что расходы на приобретение криптовалюты в данном перечне не значатся. Поэтому мы видим очень серьезные налоговые риски в случае, если ИП примет решение такие расходы учитывать.
Кроме того, любые расходы, учитываемые в целях налогообложения по УСН, должны отвечать критериям ст. 252 НК РФ (смотрите п. 2 ст. 346.16 НК РФ), т.е. являться экономически обоснованными и документально подтвержденными. И если говорить об экономической оправданности затрат на покупку криптовалюты и направленности их на получение доходов в принципе допустимо, то с документальным подтверждением этих расходов в условиях отсутствия правовых механизмов, регулирующих выпуск, оборот и обращение цифровых валют на территории РФ, однозначно возникают сложности. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные, в частности, документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время законодательство РФ оформления каких-либо документов, связанных с осуществлением на территории РФ операций с криптовалютой, не предусматривает.
Для подтверждения данных налогового учета могут использоваться любые первичные учетные документы, в том числе составленные самим налогоплательщиком, включая справку бухгалтера, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы по налогу (абзацы 9-12 ст. 313 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43372). Однако факт принятия налоговым инспектором подобных документов в качестве документального подтверждения расходов на покупку криптовалюты в рамках УСН вызывает серьезные сомнения.
Резюмируя сказанное выше, на наш взгляд, в настоящее время применение УСН к операциям с криптовалютой сопряжено с высокими налоговыми рисками. Мы не рекомендуем физическому лицу учитывать данные операции в рамках предпринимательской деятельности по УСН.
2. ПСН.
Из-за существующих ограничений, как минимум по видам деятельности (смотрите п. 2 ст. 346.43 НК РФ), к операциям с криптовалютой нельзя применять ПСН.
3. НПД.
Что касается самозанятых, то они являются налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - НПД). Смотрите Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ не вправе применять НПД лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. При этом согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" для целей данного закона цифровая валюта признается имуществом. Товаром для целей налогообложения признается любое имущество (то есть виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ), реализуемое или предназначенное для реализации (пп. 23 ст. 38 НК РФ). Совокупная трактовка данных норм позволяет прийти к выводу, что к операциям по купле-продаже и обмену криптовалюты НПД не применяется (смотрите также письмо Минфина России от 06.05.2021 N 03-04-05/34900, можно ознакомиться в Интернете).
В отношении майнинга, т.е. создания криптовалюты с помощью так называемых майнинг-ферм, каких-либо ограничений Закон N 422-ФЗ и другие нормативно-правовые акты РФ не устанавливают, т.е. в принципе в отношении такого вида деятельности применение НПД не запрещено. Более того, Проект N 127303-8 прямо предусматривает, что физические лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, могут заниматься майнингом (смотрите ст. 3 Проекта N 127303-8). Однако на сегодняшний день с учетом отсутствия нормативно-правового урегулирования налоговых правоотношений в отношении операций с криптовалютой полагаем, что применение НПД к операциям майнинга достаточно рискованно.
4. НДФЛ.
На сегодняшний день декларировать доходы, полученные в связи с куплей-продажей криптовалюты, целесообразнее в рамках НДФЛ.
Как было сказано выше, контролирующие органы в настоящее время однозначно говорят только о факте возникновения дохода, подлежащего налогообложению. В отношении порядка определения налоговой базы для исчисления НДФЛ с этого дохода особой определенности нет.
Ссылаясь п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, Минфин России полагает возможным до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, исходить из нормы абзаца 1 подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, то есть применять к данным операциям имущественные вычеты в виде уменьшения облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества. Иными словами, налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют, по мнению Минфина России, должна определяться в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение (смотрите письма Минфина России от 17.05.2018 N 03-04-07/33234 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 04.06.2018 N БС-4-11/10685@), от 05.07.2018 N 03-04-05/46553, от 21.05.2018 N 03-04-05/34004).
При этом специалисты финансового ведомства обращают внимание, что законодательством РФ о налогах и сборах правовой статус криптовалют как особого вида имущества не установлен. Поэтому при продаже криптовалют оснований для применения льготного порядка налогообложения доходов от продажи имущества, установленного п. 17.1 ст. 217 НК РФ, не имеется. Т.е. доход от продажи криптовалюты должен облагаться НДФЛ вне зависимости от срока ее нахождения в собственности налогоплательщика. Отметим, что, на наш взгляд, такую позицию сложно назвать верной. Как было указано выше, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ прямо относит цифровую валюту к имуществу, а в п. 17.1 ст. 217 НК РФ прямо поименованы доходы от продажи любого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Т.е. если цифровая валюта находится в собственности физического лица больше трех лет, доход от ее продажи облагаться НДФЛ не должен. Однако здесь возникают сложности с документальным подтверждением срока нахождения в собственности. Кроме того, некоторые сомнения вызывает формулировка ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, где содержится оговорка о том, что к имуществу цифровая валюта относится для целей данного закона, т.е. дословное трактование нормы не совсем позволяет применять ее к положениям НК РФ.
Кроме того, Минфин считает, что в отношении операций купли-продажи криптовалют также неприменимы положения подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ в части возможности получения имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающего в целом 250 000 руб. Смотрите письма Минфина России от 08.11.2018 N 03-04-07/80764, от 04.09.2018 N 03-04-05/63144.
О том, как на практике физическому лицу следует документально подтверждать расходы, связанные с покупкой криптовалюты, контролирующие органы умалчивают. Полагаем, что для этих целей могут быть использованы выписки с лицевых банковских счетов и кошельков Binance. Также физическому лицу целесообразно вести реестр доходов и расходов по операциям, связанным с торговлей криптовалютой, в данном реестре, помимо суммовых показателей, следует указывать даты покупок и продаж, эти даты должны корреспондировать с датами получения доходов на банковские счета от физических лиц - покупателей. Вместе с тем говорить об отсутствии налоговых рисков при таком документальном подтверждении расходов, к сожалению, не приходится.
В связи с этим хотим напомнить о праве налогоплательщика обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за письменными разъяснениями по данному вопросу. Отметим, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Стоит отметить, что в конце 2020 года в Госдуму был внесен законопроект, призванный урегулировать налоговые правоотношения, связанные с операциями с цифровой валютой (проект федерального закона N 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", далее - Проект). В соответствии с Проектом для целей НК РФ цифровую валюту предлагается признать имуществом, при этом осуществление операций, связанных с обращением цифровой валюты, не будет признаваться объектом налогообложения НДС. Налоговым органам планируется предоставление права истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой (при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение налогового законодательства, и при наличии согласия руководства вышестоящего налогового органа или ФНС). Кроме того, лиц, в том числе и физических, имеющих право распоряжаться цифровой валютой, учитываемой на кошельках, обяжут сообщать в налоговые органы о таком праве, обороте средств и остатке в случае если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 тыс. руб. Также Проектом предусматривается установление налоговой ответственности за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения.
В феврале 2021 года Проект был принят в первом чтении, 13 октября 2021 года началось его рассмотрение во втором чтении. К сожалению, его дальнейшее рассмотрение пока затягивается.

Риски проведения операций с криптовалютой через банковские счета

В рамках федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) физическое лицо может столкнуться с блокировкой счетов.
Например, в определении СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2021 по делу N 8Г-13453/2021[88-14271/2021 рассмотрена следующая ситуация. На основании ст. 7 Закона N 115-ФЗ банк предъявил физическому лицу требование о представлении документов, подтверждающих экономический смысл и обоснованность операций за определенный период. В ответ физическим лицом по электронной почте были направлены документы, подтверждающие осуществление частных операций по переводу денежных средств на принадлежащие истцу счета в связи с осуществлением сделок по продаже криптовалюты Bitcoin на бирже "Localbitcoins.com". Банк, получив эти документы, принял решение о продлении блокировки счетов. Тогда физическое лицо направило в адрес банка претензию и документы о легальном характере операций по принадлежащим ему банковским счетам/картам, пояснения об источнике поступления/происхождения денежных средств и сути экономических операций, а именно: скриншоты, подтверждающие совершение операций с криптовалютой в личном кабинете по продаже криптовалюты на сайте в сети Интернет: https://localbitcoins.com/, а также переводов с данной карты на карты сторонних банков (при ее покупке); справки 2-НДФЛ за 2018, 2019 годы с места работы истца, копии договоров купли-продажи транспортного средства, а также указание на наличие личных накоплений и ссылка на наличие статуса главы КФХ с приложением выписки из ЕГРИП ФНС России. Но и эти документы не устроили банк, он принял решение о продолжении блокировки счетов. Дальнейшее выяснение ситуации происходило в судебном порядке. Сначала суд признал действия банка по блокировке банковских счетов незаконными и обязал разблокировать счета банковских карт, восстановить доступ к дистанционному банковскому обслуживанию. Однако в дальнейшем вышестоящий суд данное решение отменил и отказал физическому лицу в удовлетворении исковых требований о разблокировании счетов банковских карт и возобновлении дистанционного банковского обслуживания, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
Обращаем внимание, что операции с цифровой валютой прямо поименованы в классификаторе, содержащем признаки, указывающие на необычный характер сделки (Приложение к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). Этим операциям присвоен код 1190.
Смотрите также Методические рекомендации Банка России от 06.09.2021 N 16-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц", в которых операции с криптовалютой прямо названы Банком России операциями, проводимыми в противоправных целях, выявив совершение которых, обслуживающий банк должен сначала отказать в совершении денежных переводов, а затем приостановить операции по счету и (или) расторгнуть договор.
Хотим также акцентировать внимание, что в настоящее время ЦБ РФ выступает за введение запрета на организацию выпуска и обращения цифровых валют, а также введение ответственности за соответствующие правонарушения. Смотрите письмо Банка России от 03.03.2022 N 05-35-2/1340 "О комментариях АРБ по консультативному докладу Банка России о криптовалютах". Соответствующие предложения были направлены ЦБ РФ в Минфин России см. вышеназванную информацию Минфина России от 21.02.2022. Подобные негативные оценки в отношении криптовалюты давались Банком России и ранее. Так, например, в информации от 27.01.2014 предупреждалось о том, что предоставление услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Смотрите также п. 10 письма Банка России от 05.04.2021 N 03-40-4/2915.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Каков порядок налогообложения и декларирования доходов физического лица от операций купли-продажи криптовалют ("виртуальная валюта"), в том числе криптовалюты Биткоин (Bitcoin)? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", сентябрь 2020 г.)
- Вопрос: Как декларировать доход от продажи криптовалюты? Деньги поступают на банковскую карту от физического лица без каких-либо документов. Доход от продажи криптовалюты превышает официальный ежемесячный доход в 5-7 раз. Что будет? Можно ли эти деньги декларировать как подарок от физического лица? Можно ли провести их через патентное налогообложение? (Правовед.RU, март 2021 г.)
- Вопрос: Как заявить в налоговый орган о продаже криптовалюты? Как сейчас уплатить налог? Или нужно дожидаться конца года? Как заполнить декларацию 3-НДФЛ - как при продаже имущества? (Правовед.RU, август 2021 г.)
- Вопрос: Какой код ОКВЭД выбрать для майнинга криптовалют? Могу ли я заниматься этим как ИП? Или лучше быть самозанятым? (Правовед.RU, сентябрь 2021 г.)
- Вопрос: Планирую продать криптовалюту на крупную сумму. Как лучше это сделать? Как уплатить налоги, чтобы можно было безопасно вывести деньги на счет в банке (без вопросов банка и налоговой)? Происхождение криптовалюты легальное, но у меня нет свидетельств ее происхождения - покупал несколько лет назад, платил своей банковской картой в иностранной платежной системе, которая уже не работает (Правовед.RU, январь 2021 г.);
- Операции с криптовалютой: проблемы налогообложения НДФЛ (Ю.М. Лермонтов, журнал "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 4, апрель 2020 г.);
- Особенности налогообложения операций с криптовалютами в Российской Федерации (А.С. Белик, журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации", N 10, октябрь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения