Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 14 по 20 ноября 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 18.11.2022 N 438-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Закреплена обязанность налоговых органов направлять сведения о снятии с учета физических лиц в связи со смертью в банки, в которых открыты счета (вклады) таких физических лиц

Данные сведения должны включать в себя реквизиты записи акта о смерти, дату смерти, сведения о номерах счетов физического лица, открытых в указанных банках, а также, в случае необходимости, иную информацию. Срок представления сведений не может превышать два рабочих дня с момента снятия физического лица с учета в налоговых органах в связи со смертью.

Кредитная организация обязана на основании полученных сведений прекратить исполнение распоряжений о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета, вклада (депозита) клиента, за исключением завещательных распоряжений, и иных распоряжений, возможность исполнения которых подтверждена банковскими правилами и договором, если такое подтверждение представлено до получения кредитной организацией сведений о снятии физического лица с учета в налоговых органах в связи со смертью.

Также уточнен порядок электронного взаимодействия кредиторов, налоговых органов и Минобороны в отношении мобилизованных заемщиков, относящихся к субъектам МСП или являющихся ООО, состоящим из одного участника, претендующих на кредитные каникулы, в том числе ипотечные.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)

Разработан проект закона, уточняющий состав объектов РИД, на которые будет распространяться действие налоговой льготы

Соответствующие изменения предусмотрены новой редакцией пункта 1.8-3 статьи 284 НК РФ, в соответствии с которой для российских юрлиц, предоставляющих по лицензионному договору права использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД), исключительные права на которые принадлежат этому налогоплательщику, законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов.

В числе прочего, в состав прав, на которые распространяется льготный режим налогообложения, предлагается включить охранные документы (патенты), выданные иностранными патентными ведомствами российским патентообладателям.

 

Приказ Росстата от 10.11.2022 N 824
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда работников организаций в области физической культуры и спорта"

Установлена новая форма ФСН N ЗП-физическая культура и спорт "Сведения о численности и оплате труда работников организаций в области физической культуры и спорта по категориям персонала"

Данную годовую форму предоставляют юрлица (кроме субъектов МСП) - организации, осуществляющие деятельность в области физкультуры и спорта.

Признан утратившим силу приказ, которым ранее была утверждена одноименная форма.

 

Указание Банка России от 26.09.2022 N 6257-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 1 октября 2015 года N 494-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2022 N 70857.

Внесены уточнения в отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций с ценными бумагами в НФО

Указанием предусматривается, в частности, уточнение требований к оценке ценных бумаг при первоначальном признании и к периодичности проведения оценки балансовой стоимости ценных бумаг.

Скорректирован порядок отражения на счетах бухгалтерского учета ценных бумаг, оцениваемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход, а также долговых ценных бумаг, оцениваемых по амортизированной стоимости.

Указание вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу - с 1 января 2025 года.

 

Указание Банка России от 26.09.2022 N 6256-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 488-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2022 N 70856.

Скорректированы положения отраслевого стандарта бухгалтерского учета ПФИ

Уточнены, в частности: перечень договоров, на которые распространяется отраслевой стандарт, требования к оценке производных финансовых инструментов, наименования счетов бухгалтерского учета и перечень бухгалтерских записей.

 

Указание Банка России от 26.09.2022 N 6258-У
"О внесении изменений в Положение Банка России от 1 октября 2015 года N 493-П"
Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2022 N 70855.

Внесены изменения в Отраслевой стандарт бухгалтерского учета НФО операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада

Указанием, в частности, уточнены положения, касающиеся определения даты отражения в бухгалтерском учете операций по выдаче (размещению) денежных средств; отражения в учете существенного изменения условий договора займа или договора банковского вклада; бухгалтерского учета прекращения признания договора займа; применения метода ЭСП.

Скорректирован перечень бухгалтерских записей.

Указание вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2025 года.

 

<Письмо> ФНС России от 14.11.2022 N БС-4-11/15352@
<О применении пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ>

Разъяснены условия освобождения от НДФЛ доходов от продажи двух жилых помещений

Согласно пункту 2.1 статьи 217.1 НК РФ доход от продажи жилого помещения освобождается от налогообложения независимо от срока его нахождения в собственности налогоплательщика, если одновременно соблюдаются установленные условия, в частности, если общая площадь приобретенного жилого помещения или его кадастровая стоимость, превышает общую площадь в проданном жилом помещении или его кадастровую стоимость.

С учетом данных положений сообщается, что если при продаже двух жилых помещений в отношении каждого из них выполняется указанное выше условие, и выполняются все остальные условия, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 217.1 НК РФ, то доход от продажи каждого из этих жилых помещений освобождается от налогообложения.

 

Письмо ФНС России от 10.11.2022 N БС-4-21/15235@
"О порядке предоставления гражданам, призванным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 на военную службу по мобилизации, налоговых льгот по налогам на имущество"

ФНС сообщает о налоговых льготах для мобилизованных лиц, установленных в некоторых субъектах РФ

Федеральное законодательство для военнослужащих устанавливает право на налоговую льготу по налогу на имущество в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, указанного в пункте 4 статьи 407 НК РФ, и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

При этом отмечено, что иные налоговые льготы в отношении мобилизованных лиц могут устанавливаться законами субъектов РФ и муниципальными нормативными актами.

Приведены примеры таких нормативных актов и разъяснен порядок предоставления налоговых льгот.

 

<Письмо> ФНС России от 11.11.2022 N КВ-4-14/15259@
"Об учете организаций и физических лиц в налоговых органах на территории Запорожской области в переходный период"

ФНС сообщает об особенностях постановки на налоговый учет по месту жительства физлица на территории Запорожской области

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется со дня принятия Указа от 07.11.2022 N 773-у, с учетом особенностей, изложенных в письме ФНС России от 21.10.2022 N КВ-4-14/14189@.

 

<Письмо> Росфинмониторинга от 26.10.2022 N 07-03-05/23303
"О рассмотрении обращения"

Разъяснены особенности применения некоторых положений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг

Сообщается, в частности, что указанные лица обязаны выполнять требования законодательства в сфере ПОД/ФТ независимо от того, являются ли они зарегистрированными ИП или "самозанятыми". Обозначенная обязанность возникает на основании направления деятельности, осуществляемой физическим лицом, и не связана с применяемым им режимом налогообложения. В случае осуществления деятельности в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг при подготовке или осуществлении от имени или по поручению своего клиента сделок и операций, поименованных в статье 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, на "самозанятых" граждан будет распространяться ряд требований, закрепленных в указанной норме закона.

Положение статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ не указывает, что исключительно деятельность, ведение которой требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности, подпадает под действие указанной нормы. В указанной норме прямо определены субъекты: лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг.

По мнению Росфинмониторинга, физические лица, осуществляющие бухгалтерские и юридические услуги, и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" при условии соблюдения норм Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", являются субъектом исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ при условии, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента перечисленные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ операции.


Информационное сообщение Минсельхоза России от 31.10.2022 N МА-21-27/23884
<О единой минимальной цене табачной продукции на период с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 года>

На период с 1 января по 31 декабря 2023 г. значение единой минимальной цены табачной продукции определено в размере 117 рублей

Расчет произведен на основе минимального значения ставки акциза на единицу потребительской упаковки (пачку) табачной продукции, установленной НК РФ с 1 января 2023 г., ставки НДС и повышающего коэффициента.


 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

14.11.2022 Премии работникам к знаменательным датам и суммы оплаты питания страховыми взносами не облагаются

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2022-09-20 № Ф05-21905/22 по делу N А40-160620/2019

По мнению Управления ПФР, у страхователя нет переплаты по страховым взносам, т. к. отсутствуют основания для исключения из облагаемой базы премий работникам к знаменательным датам и сумм оплаты питания. Суд, исследовав материалы дела, с доводами Управления ПФР не согласился. Спорные выплаты носят социальный характер. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В связи с этим выплаты работникам, предоставляемые безотносительно к их вкладу в работу организации, не могут быть отнесены ни к вознаграждению за работу, ни к выплатам компенсационного либо стимулирующего характера и не являются объектом обложения страховыми взносами. В связи с чем действия страхователя по корректировке облагаемой взносами базы являются правомерными.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.11.2022 ВС напомнил, что работодатель отвечает за вред, причиненный его работником

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2022-10-18 № 46-КГ22-31-К6 
Суд направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции дело о расторжении договора купли-продажи и взыскании денежных средств, поскольку суд не учел, что во время совершения преступления обвиняемый в силу трудового договора являлся действующим работником ответчика, его действия по завладению денежными средствами истца совершены в рабочее время на рабочем месте с использованием служебного положения

Менеджер торгового зала был осужден за хищение денег покупателя при оформлении договора купли-продажи мебели. Суд отказал покупателю в иске к работодателю осужденного, ссылаясь на то, что менеджер совершил преступление не как работник ИП, а в своих интересах. Его работодатель деньги не получил, договор с истцом не заключал, контролировать действия своего работника не мог. Верховный Суд РФ не согласился с такой позицией. Работодатель возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей. Во время совершения преступления менеджер в силу трудового договора являлся действующим работником ответчика. Хищение совершено в рабочее время на рабочем месте с использованием служебного положения работника мебельного магазина по отношению к покупателю под видом заключения договора купли-продажи мебели.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.11.2022 Полевое довольствие, выплаченное сотрудникам, работа которых осуществляется в пути, страховыми взносами не облагается

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2022-09-22 № Ф06-22506/22 по делу N А65-24920/2021

По мнению налогового органа, страхователь неправомерно не включил в базу для начисления взносов стоимость полевого довольствия работников. Суд, исследовав материалы дела, с доводами налогового органа не согласился. Выплата полевого довольствия сотрудникам, работа которых осуществляется в пути, предусмотрена локальным актом, из которого следует, что это аналог суточных. По своему характеру выплата не предполагает документального подтверждения расходов, а определяется исходя из продолжительности поездки. Выплата имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. Поэтому страховыми взносами она не облагается.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.11.2022 Новые разъяснения по ОСАГО!

Практика высших судебных органов

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2022-11-08 № 31 
"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

ВС РФ подготовил новые разъяснения по применению норм об ОСАГО. Затронуты вопросы, связанные с заключением, расторжением, досрочным прекращением договора, возвратом страховой премии. Отсутствие данных о полисе в автоматизированной системе безусловно не доказывает, что его нет. Упомянуто, что считать сообщением неполных и недостоверных сведений при заключении договора. При смене владельца машины его ответственность не считается застрахованной по договору ОСАГО, заключенному с прежним ее собственником. Договор досрочно прекратят из-за гибели (утраты) транспорта только после того, как страховщик получит данные ГИБДД о снятии машины с учета после ее утилизации. Рассмотрены особенности оформления документов о ДТП без участия полиции. Выделены нюансы, касающиеся осмотра поврежденного транспорта, проведения независимой экспертизы, организации и проведения восстановительного ремонта. Подчеркивается, что соглашение о страховой выплате в денежной форме должно быть явным и недвусмысленным. Все сомнения при толковании трактуют в пользу потерпевшего. Переход прав по цессии сам по себе не является основанием, чтобы заменить страховое возмещение в форме ремонта на выплату. Приведены процессуальные особенности такой категории споров. Даны разъяснения по поводу соблюдения досудебного порядка их урегулирования. Если суд установит недобросовестное поведение, в т. ч. при искусственном разделении требования по одному договору, истцу могут отказать во взыскании судебных издержек полностью или в части. Даны указания по поводу того, с каких дат следует применять некоторые из поправок к Закону об ОСАГО. Прежние разъяснения утрачивают силу.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.11.2022 Объекты, являющиеся неотъемлемой частью сложной недвижимой вещи, эксплуатация которой без них невозможна, облагаются налогом на имущество

Практика высших судебных органов

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2022-09-28 № Ф06-19459/22 по делу N А12-15847/2021

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком занижен налог на имущество вследствие отнесения объекта к движимому имуществу, а также признания отдельными объектами составных частей единого объекта недвижимости. Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной. Установлено, что без спорных составных частей, признанных налогоплательщиком движимым имуществом, работа объекта недвижимости (гидроэлектростанции) невозможна. Суд пришел к выводу, что спорное имущество является частями сложной недвижимой вещи и должно облагаться налогом на имущество.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.11.2022 Налогоплательщик вправе заявить вычет по НДС по одному счету-фактуре в нескольких уточненных декларациях, но при этом должен быть соблюден трехлетний срок, исчисляемый с даты принятия объекта на учет

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2022-09-30 № Ф06-22919/22 по делу N А55-35330/2021

Налогоплательщик полагает, что он вправе был получить возмещение НДС по счету-фактуре в полном объеме, и срок предъявления налога к вычету им не пропущен. Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогоплательщика неправомерной. Налогоплательщиком был принят к учету объект долевого строительства, получен счет-фактура, следовательно, трехлетний срок для получения вычета отсчитывается с даты принятия на учет (отражения на счетах бухгалтерского учета) и истекает в последний день квартала, на который приходится окончание этого трехлетнего срока. Налоговый вычет заявлен в нескольких уточненных декларациях, но в отношении последнего периода трехлетний срок был пропущен.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.112022 НДФЛ при продаже жилья: не нужно отдельного заявления, чтобы уменьшить доход на подтвержденные расходы

Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2022-10-26 № 92-КАД22-1-К8 
Суд оставил в силе судебный акт о частичном удовлетворении требования о признании незаконными решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку налогоплательщиками выбран способ уменьшения суммы облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных ими расходов, а доказательства несения ими расходов на приобретение жилья представлены в ходе проведения налоговой проверки

Гражданин вместе со своей семьей купил квартиру. До истечения срока 5 лет они ее продали и подали документы в налоговый орган, уменьшив налогооблагаемый доход на расходы по приобретению этого жилья. Налоговый орган посчитал, что сумму налога следует доплатить. Уменьшить налогооблагаемый доход на расходы нельзя, т. к. не было заявления об этом от налогоплательщиков. Две инстанции согласились с позицией инспекции. При отсутствии волеизъявления налогоплательщиков налоговый орган не может сам уменьшить налоговую базу на расходы, даже если они подтверждены. ВС РФ указал на ошибочность такого подхода. Само по себе отсутствие заявления налогоплательщика об уменьшении налоговой базы на расходы не может служить основанием, чтобы их не учитывать. Доказательства несения затрат были представлены инспекции в ходе проверки. Налогоплательщик вправе выбирать способ определения базы по НДФЛ. Налогоплательщики сделали выбор при определении налоговой базы. Вместо получения имущественного налогового вычета они уменьшили сумму доходов на понесенные ими расходы. Документы, подтверждающие затраты, у инспекции были. Соответственно, не имелось оснований, чтобы доначислить налог.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.11.2022 Ответственность за непредставление документов в рамках встречной проверки не применяется, если общество не располагало документами по взаимоотношениям с налогоплательщиком, указанным в требовании

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2022-09-08 № Ф05-19827/22 по делу N А40-279506/2021

Налоговый орган привлек общество к ответственности за непредставление документов по взаимоотношениям с налогоплательщиком. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами налогового органа. Требуя представления информации о сотрудниках, которые непосредственно осуществляли отгрузку товаров контрагенту, налоговый орган сделал неверный вывод о том, что налогоплательщик осуществляет торговлю именно этими товарами. Однако из представленных документов, в том числе решения инспекции, УПД и сведений ЕГРЮЛ, следует, что общество осуществляет оптовую торговлю другими товарами. Поэтому общество не могло представить документы, которыми не располагало, и, соответственно, представило те документы, которые у него имелись в наличии. С учетом этого суд признал привлечение общества к налоговой ответственности необоснованным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

18.11.2022 Трехлетний срок на возврат излишне уплаченного налога исчисляется со дня уплаты соответствующей суммы в бюджет, в том числе для организации, признанной банкротом

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2022-09-12 № Ф05-18471/22 по делу N А41-92587/2021

По мнению налогоплательщика, срок на возврат переплаты по налогу должен исчисляться не с момента уплаты спорных сумм, а с момента, когда он узнал о наличии переплаты. При этом с момента признания его несостоятельным (банкротом) до вынесения определения об утверждении мирового соглашения он не имел реальной возможности узнать о наличии в бюджете переплаты. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогоплательщика. Начало течения срока подачи заявления о возврате суммы самостоятельно исчисленного и излишне уплаченного налога не ставится в зависимость от осведомленности налогоплательщика о наличии соответствующей переплаты и не связано с подтверждением этого обязательства со стороны налогового органа. При банкротстве юридического лица замены стороны в налоговом правоотношении не происходит, и переход к конкурсному управляющему полномочий руководителя должника не влияет на права и обязанности налогоплательщика. Неосведомленность конкурсного управляющего о наличии переплаты не свидетельствует о перерыве срока для подачи заявления о возврате налога.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

14.11.2022 При продаже квартиры НДФЛ считают по правилам того региона, где прописан продавец

В общем случае продать квартиру без НДФЛ можно через 5 лет. Но в некоторых регионах этот срок снижен. Причем значение имеет регион прописки продавца, а не регион, где находится квартира.

Разъяснение дали в УФНС по Приморскому краю.

Там напомнили, что сдавать декларацию 3-НДФЛ надо по месту прописки, а не по месту нахождения квартиры.

Срок владения объектом исчисляется тем субъектом РФ, в котором физлицо состоит на учете по месту жительства, независимо от региональных законов тех субъектов РФ, где расположен объект недвижимого имущества.

Перечень регионов, где снижен минимальный срок владения, смотрите в нашей таблице.

Например, в Ставропольском крае минимальный срок владения снижен до 3 лет.

Таким образом, если житель Ставропольского края продает квартиру в Москве, минимальный срок владения для него – 3 года.

Если москвич продает квартиру в Ставрополье, минимальный срок для него – 5 лет.

Кстати, сейчас регионы могут уменьшать только общий срок в 5 лет. А есть еще срок 3 года (для приватизации, дарения, наследства, ренты). Его уменьшать сейчас нельзя. Но хотят внести поправки в НК, чтобы регионы могли уменьшать и этот трехлетний срок.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.11.2022 Если на налоговой проверке доначислили много, можно просить об отсрочке

Способ выплатить задолженность по доначисленным в ходе ВНП налогам и избежать уголовного преследования – это рассрочка на год или на три года.

Отсрочку или рассрочку по НК РФ могут предоставить, если у компании нет никакой возможности единовременной уплаты налогов, начисленных по результатам проверки. Об этом напоминает УФНС Башкортостана.

Смотрите в нашей таблице, когда дадут рассрочку.

На какой срок рассрочка

В каком случае дадут

Кто принимает решение

До 1 года

при сумме доначислений менее 30% по отношению к выручке за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам проверки

Региональное УФНС

До 3 лет

при сумме доначислений 30% и более по отношению к выручке за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам проверки

ФНС

Для отсрочки надо соответствовать таким критериям:

сумма поступлений на счета в банках за 3-месячный период, предшествующий подаче заявления на рассрочку, меньше суммы краткосрочных обязательств компании (с учетом оначисленных налогов по ВНП), уменьшенной на величину доходов будущих периодов, по данным бухотчетности;

имеется возможность уплаты налога в течение срока, на который предоставляется рассрочка, и если компания одновременно удовлетворяет следующим условиям:

со дня создания до дня подачи заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога прошло не менее 1 года;

в отношении организации не возбуждено производство о банкротстве;

организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

решение ИФНС по результатам налоговой проверки не обжалуется на момент подачи такого заявления.

Обязательным условием также является наличие банковской гарантии.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.11.2022 Изменят порядок обмена электронными счетами-фактурами

Будут новые требования к электронным подписям операторов ЭДО, через которых идет обмен электронными счетами-фактурами.

Проект с поправками в правила выставления и получения электронных счетов-фактур опубликован на федеральном портале.

Правила утверждены приказом Минфина от 05.02.2021 № 14н.

Оператор ЭДО, который обеспечивает взаимодействие покупателя и продавца, сможет для подписания счетов-фактур использовать ЭП, квалифицированный сертификат которой:

содержит указание только на оператора ЭДО в качестве владельца данного сертификата;

создан и выдан удостоверяющим центром ФНС.

Использовать электронную подпись, выданную коммерческим УЦ, с указанием в качестве владельца также уполномоченного физлица оператора ЭДО, допускается ещё в течение 60 дней со дня вступления в силу приказа, поясняет автор Telegram-канала «Об ЭП и УЦ».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.11.2022 Какой ОКТМО указывать в декларации по налогу на имущество, если налоговые инспекции укрупнились

Если налоговики в вашем регионе перешли на двухуровневую систему (укрупнились), в декларации по налогу на имущество ставьте ОКТМО, на который платили авансы.

Такое разъяснение дает ФНС в письме от 07.11.2022 № БС-4-21/14972@.

Двухуровневая структура подразумевает деятельность УФНС по субъектам РФ без подчиненных налоговых инспекций.

ФНС сообщает, что в этом случае в декларации указывается код ОКТМО, который использовался для уплаты авансовых платежей по налогу, за исключением случаев изменения административно-территориального и муниципального деления субъекта РФ.

Какие регионы перешли на новую укрупненную систему – смотрите тут.

Кстати, за 2022 год в декларации не будет имущества, облагаемого по кадастровой стоимости. За такое имущество налог начислят сами налоговики и пришлют сообщение.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.11.2022 ФНС начала проверки ресторанов после вскрытия схемы неуплаты налогов

В нескольких сетях ресторанов начались проверки ФНС после вскрытия схемы уклонения от налогов

Федеральная налоговая служба (ФНС) начала проверку нескольких ресторанных сетей после выявления случаев применения механизма уклонения от налогов при помощи подставных касс и POS-терминалов, принадлежащих третьим лицам, сообщили РБК в ведомстве. Мы писали об этой схеме ранее.

«Данная схема позволяла предприятиям общепита занижать собственную выручку, а также уклоняться от уплаты зарплатных налогов и сборов. Были назначены мероприятия налогового контроля различных ресторанных сетей, в том числе крупных», — сообщили в ФНС.

Там добавили, что на время проверок деятельность компаний не приостанавливали, а до конца дня 14 ноября проверки завершат. Ведомство отказалось назвать сети, где ведутся проверки.

Источник: Российский налоговый портал

 

16.11.2022 Можно зарегистрировать компанию в квартире учредителя

Организацию регистрируют по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Если такового нет – иного органа или уполномоченного лица.

Для регистрации организации в квартире ее учредителя-физлица, являющегося ее исполнительным органом (уполномоченным лицом), нет препятствий, делает вывод ФНС.

Сейчас по адресу участника или руководителя зарегистрировано около 12% юрлиц.

Это актуально, если бизнес связан с цифровыми технологиями, а его собственнику не нужно отдельное офисное помещение.

Это, например, дизайнеры, проектировщики, рекламная деятельность, дистанционное консультирование.

Если же речь идет о злоупотреблении, а квартира используется как адрес для массовых регистраций, то в регистрации фирмы в этом случае может быть отказано, предупреждают налоговики.

Кстати, место жительства учредителя можно сделать юрадресом, даже если это квартира его жены.

А в Совете Федерации предложили создать электронный юридический адрес, чтобы регистрировать по нему компанию, не используя обычный юрадрес.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.11.2022 ПК «ЭОН» с 2023 года – всё. Переходите на «Налогоплательщик ЮЛ»

С 01.01.2023 АО «ГНИВЦ» прекращает технически поддерживать и сопровождать договоры ПК «ЭОН». Новых версий и обновлений тоже не будет.

Пользователям рекомендуют использовать аналогичную бесплатную программу «Налогоплательщик ЮЛ».

Напомним, что с 1 марта 2022 АО «ГНИВЦ» прекратила заключать договоры на сопровождение ПК «ЭОН». Программа позволяла представлять отчетность, вести кадровый учет, рассчитывать зарплату.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.11.2022 Для учета расходов на электронный авиабилет нужен посадочный талон

Маршрут/квитанция электронного билета (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) – это бланк строгой отчетности. Он годится для подтверждения расходов по командировке. Но нужен еще посадочный талон.

В электронном авиабилете указывают стоимость перелета по указанному в билете маршруту.

При этом организация должна подтвердить потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт перевозки работника.

Об этом заявляет Минфин в письме от 05.10.2022 № 03-03-06/1/96063.

Одним из таких документов может быть посадочный талон со штампом о прохождении досмотра в аэропорту или другой любой документ, подтверждающий перелета подотчетного лица.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация заключила договор об оказании услуг по анализу состояния бухгалтерского учета за три предыдущих года. Результаты оказания услуг предоставляются в одном экземпляре в виде письменного анализа состояния бухгалтерского учета и акта об оказанных услугах (аналог аудита, только без предоставления лицензии на аудиторскую деятельность).
Как можно учесть эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Включаются ли эти расходы в состав затрат по налогу на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Документально подтвержденные расходы на приобретение услуг по анализу состояния бухгалтерского учета могут быть учтены в целях налогообложения при условии, что организация подтвердит их экономическую оправданность и направленность на получение дохода.
В бухгалтерском учете расходы на данные услуги признаются расходами по обычным видам деятельности.

Обоснование вывода:

Налоговый учет

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ при расчете налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Запрета на учет расходов на дополнительные выплаты сотрудникам, призванным на военную службу по мобилизации, в ст. 270 НК РФ не установлено.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Так, на основании подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на аудиторские услуги.
Между тем согласно ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) признается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. При этом в силу ст. 3-4 Закона N 307-ФЗ аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации аудиторов. Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов.
Таким образом, аудиторские услуги могут быть оказаны только лицами, являющимися членами саморегулируемой организации аудиторов. Как мы поняли в рассматриваемой ситуации, услуги оказаны лицом, которое членом саморегулируемой организации аудиторов не является.
Вместе с тем на основании подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены расходы на юридические и информационные услуги, а на основании подп. 15 п. 1 ст. 264 НК - расходы на консультационные и иные аналогичные услуги.
При этом никаких ограничений относительно конкретного вида указанных услуг положениями НК РФ не предусмотрено. Поэтому если произведенные организацией расходы на консультационные и иные аналогичные услуги соответствуют критериям статьи 252 НК РФ, то такие документально подтвержденные расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке (смотрите дополнительно письма Минфина России от 01.06.2016 N 03-07-11/31508, от 06.10.2014 N 03-03-06/1/49967, от 14.05.2015 N 03-03-06/2/27536). Датой признания таких услуг в налоговом учете согласно подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ является одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода (письма Минфина России от 13.10.2017 N 03-03-06/1/67063, от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29535).
Кроме того, перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, которые прямо не поименованы в ст. 270 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При оценке соответствия осуществленных затрат указанным критериям следует принимать во внимание правовые позиции, выраженные в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Из них, в частности, следует, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Применительно к рассматриваемой ситуации вышеизложенное означает, что документально подтвержденные расходы на приобретение услуг по анализу состояния бухгалтерского учета могут быть учтены в целях налогообложения при условии, что организация подтвердит их экономическую оправданность и направленность на получение дохода. Иными словами, налогоплательщику нужно доказать, что несение этих затрат в его ситуации необходимо, так как в конечном итоге эти затраты повлекут за собой получение экономических выгод.
Полагаем, что в данном случае расходы организации на осуществление услуг по анализу состояния бухгалтерского учета могут быть необходимы для принятия каких-либо управленческих решений и в связи с этим могут быть признаны обоснованными (при условии соответствия цены на данные услуги рыночному уровню цен на аналогичные услуги и наличия надлежащего документального подтверждения расходов: договора, акта об оказании услуг; представленное исполнителем заключение по анализу, мотивированное решение директора о необходимости проведения данного анализа, служебные записки бухгалтера, поясняющие цель проведения этого анализа, и т.п.). Привлечение эксперта, проводящего анализ состояния бухгалтерского чета, на наш взгляд, также можно рассматривать как проявление должной осмотрительности в плане возможности избежать ошибок, связанных с исчислением налогов и отражением фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете. Иными словами, рассматриваемые затраты в данном случае имеют своей целью предупреждение негативных финансовых последствий для налогоплательщика, связанных с начислением штрафов и иных санкций за неверное ведение бухгалтерского и налогового учета.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими.
Расходы на юридические и информационные услуги, на консультационные, аудиторские услуги можно отнести на основании п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (п. 16 ПБУ 10/99).
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Таким образом, расходы на оплату услуг на анализ состояния бухгалтерского учета в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности и признаются на дату оказания услуг (дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг).
Указанные виды расходов отражаются по дебету счетов учета затрат (20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" - в зависимости от их предназначения) в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, оплачивает медицинские услуги своим сотрудникам по прямым договорам с медицинскими организациями (частными и государственными). Договоры заключены на срок более года, все организации имеют лицензии. Как учитывать расходы в бухгалтерском и налоговом учетах? Обязаны ли медицинские организации иметь государственную аккредитацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае организация вправе признать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль произведенные расходы по заключенным с медицинскими организациями договорам в пределах норматива, установленного абзацем девятым п. 16 ст. 255 НК РФ.
В бухгалтерском учете такие затраты отражаются в составе прочих расходов.

Обоснование вывода:

Налоговый учет

Общие критерии, которым должны удовлетворять затраты налогоплательщика для признания их в целях налогообложения прибыли, поименованы в п. 1 ст. 252 НК РФ. Согласно данному пункту налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). В соответствии с классификацией, приведенной в п. 2 ст. 253 НК РФ, расходы на оплату труда являются одним из видов расходов, связанных с производством и реализацией.
Согласно ч. 1 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В частности, абзацем девятым п. 16 ст. 255 НК РФ установлено, что взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и расходы, указанные в п. 24.2 ст. 255 НК РФ, в совокупности не могут превышать 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Из буквального прочтения приведенных норм следует, что организация вправе признать в составе расходов для целей налогообложения прибыли затраты по договору об оказании медицинских услуг в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда (письмо УФНС России по г. Москве от 06.05.2010 N 16-15/047749), при выполнении следующих условий:
- наличие в трудовых договорах и (или) в коллективном договоре положений об обязанности работодателя заключать договоры с медицинскими организациями об оказании медицинских услуг работникам (это общее условие для всех расходов на оплату труда, поименованное в ч. 1 ст. 255 НК РФ). Вместе с тем в письме Минфина России от 09.10.2020 N 03-03-06/1/88525 сказано, что требования об отражении расходов по договорам об оплате медицинских услуг в трудовых договорах и (или) коллективных договорах НК РФ не содержит. На наш взгляд, в целях однозначного исключения налоговых рисков, данное условие лучше прописать в трудовых (или коллективном) договорах;
- договор заключен в пользу работника, а не членов его семьи. Это означает, что в акте оказанных услуг должны быть указаны конкретные сотрудники, обратившиеся в медицинскую организацию, то есть расходы должны быть персонифицированы (письмо Минфина России от 04.03.2008 N 03-03-06/1/133, письма УФНС России по г. Москве от 06.05.2010 N 16-15/047749, от 02.09.2008 N 21-11/082829@);
- договор об оказании медицинских услуг заключен на срок не менее одного года;
- у медицинской организации есть лицензия на ведение соответствующего вида деятельности (письма Минфина России от 05.07.2019 N 03-03-07/49884, от 21.08.2018 N 03-04-06/59126п. 2 письма Минфина России от 25.11.2019 N 03-04-06/91984).
Иных условий, необходимых для учета указанных расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, НК РФ не установлено. В том числе не установлено условия о наличии у медицинской организации государственной аккредитации. Здесь акцентируем внимание, что норма о возможности учета в составе расходов на оплату труда затрат на оплату медицинских услуг появилась в абзаце девятом п. 16 ст. 255 НК РФ с 2010 года (смотрите Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) и с самого начала не содержала условия о необходимости наличия у медицинской организации государственной аккредитации.
Также отметим, что ст. 255 и иными нормами главы 25 НК РФ не установлено также и требований к перечню медицинских услуг или способам их оказания.
Ограничение, предусмотренное НК РФ, заключается только в сумме, которая может включаться в состав налоговых расходов в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда.
В связи с изложенным полагаем, что организация вправе принять в расходы по налогу на прибыль стоимость услуг на оказание медицинской помощи своим работникам по правилам п. 16 ст. 255 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 11.12.2020 N 03-01-10/108791).
В связи с этим полагаем, что при соответствии заключенных организацией договоров на оказание медицинских услуг приведенным требованиям, а также критериям, определенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, она вправе признать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль произведенные по ним расходы в пределах норматива, установленного абзацем девятым п. 16 ст. 255 НК РФ.

К сведению:
Согласно п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ доходы физических лиц в виде сумм, уплаченных работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам и оставшихся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций. Указанные доходы освобождаются от налогообложения, в частности, в случае безналичной оплаты работодателями медицинским организациям расходов на оказание медицинских услуг налогоплательщикам.
На основании подп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков-организаций, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам об оказании медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организаций" (далее - ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом для целей указанного ПБУ расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
Так, расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы по обычным видам деятельности формируют расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов, а также расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.) (п. 7 ПБУ 10/99).
При этом прочими расходами являются, например, расходы, связанные с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий (п. 12 ПБУ 10/99).
На наш взгляд, расходы на медицинское обслуживание работников непосредственным образом не связаны с производственным процессом, поэтому их целесообразнее квалифицировать в качестве прочих.
Таким образом, принимая во внимание положения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94, считаем, что операции, связанные с осуществлением анализируемых расходов, могут быть отражены на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76 - на основании акта оказанных услуг учтены расходы на медицинские услуги;
Дебет 76 Кредит 51 - произведена оплата оказанных работникам медицинских услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

НДС

 

Российская организация получает электронные услуги от иностранного контрагента, стоящего на учете в РФ. В октябре 2022 года получен акт по оказанным электронным услугам от иностранного контрагента за период январь-сентябрь 2022 года. По договору поставщик должен сам уплатить НДС в бюджет. Соответственно, оплата за услуги покупателем услуги будет в октябре. С 1 октября было внесено изменение в законодательство относительно того, что теперь российская компания будет являться налоговым агентом. Кто в данной ситуации обязан уплатить НДС в бюджет?
Покупателем получен инвойс в августе месяце на электронные услуги, в котором указано, что НДС 0%, либо НДС вообще не указан. Покупатель, являясь налоговым агентом, с 1 октября сумму НДС должен исчислять сверх (кроме того) полученной суммы по инвойсу или в том числе, и по какой ставке? С какой даты было бы логично заключить допсоглашение в связи с изменениями законодательства?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации организация должна выполнить обязанности налогового агента по НДС и уплатить НДС в бюджет.
Если до 1 октября перечислен аванс в счет оказания услуг в электронной форме, включая НДС, то обязанности налогового агента у организации не возникает.
По нашему мнению, если в договоре нет упоминания об НДС, то цена договора включает в себя НДС, и соответственно налог считается по ставке 20/120. Если в договоре указано, что НДС составляет 0, то, на наш взгляд, НДС в стоимости услуг не учтен. В таком случае для определения налоговой базы стоимость услуг увеличивается на сумму НДС. Затем для расчета налога к налоговой базе применяется расчетная ставка 20/120. Однако не исключено, что налоговый орган при проверке будет придерживаться иной точки зрения. Для минимизации рисков организация может обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России или налоговый орган.
В части изменения условий договора о том, кто уплачивает НДС в бюджет, на наш взгляд, дополнительное соглашение логично заключить с 01.10.2022.
В части выделения НДС в сумме договора мы полагаем, что было целесообразно выделить НДС и до внесения изменений в НК РФ. По нашему мнению, организация может заключить дополнительное соглашение также 01.10.2022 и распространить его действие на правоотношения, возникшие до его заключения.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налоговая база определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами:
- не состоящими на учете в налоговых органах либо состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;
- состоящими на учете в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации указанных в абзаце первом настоящего пункта товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации). Смотрите также Энциклопедию решений. Определение налоговой базы по НДС налоговыми агентами.
Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии с положениями ст. 148 НК РФ.
Согласно абзацу 12 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, признается территория Российской Федерации (письмо ФНС России от 14.08.2017 N СД-4-3/15933@).
Перечень услуг, которые относятся или не относятся к услугам в электронной форме, определен п. 1 ст. 174.2 НК РФ. При этом в указанной статье приведен ограниченный (закрытый) перечень услуг, которые признаются услугами в электронной форме (письмо Минфина России от 30.03.2021 N 03-07-08/22913).
В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ в ст. 174.2 НК РФ, вступающих в силу 01.10.2022 (п. 12 ст. 1, ч. 2 ст. 4 указанного закона), иностранные организации, не состоящие на учете в российских налоговых органах, без посредников оказывающие на территории РФ услуги в электронной форме, должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДС только в случае реализации данных услуг в адрес физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). При реализации указанных услуг российским организациям исчисление и уплата НДС производится такими российскими организациями-заказчиками, признаваемыми налоговыми агентами (п. 10.1 ст. 174.2 НК РФ).
При приобретении электронных услуг у иностранных компаний организация должна выполнить обязанности налогового агента по НДС независимо от факта регистрации иностранной организации в налоговых органах.
Если до 1 октября 2022 года покупателем в адрес иностранной организации, состоящей на учете, перечислен аванс в счет оказания услуг в электронной форме, включая НДС, то обязанности налогового агента у покупателя не возникает. При этом покупатель вправе принять к вычету такой НДС, уплаченный в адрес иностранной организации, даже в том случае, если услуги приняты на учет у покупателя услуг после 1 октября 2022 года (письмо ФНС России от 08.08.2022 N СД-4-3/10308@).
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ (п. 2 ст. 161 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 05.06.2017 N 03-07-14/34777, ФНС России от 14.08.2017 N СД-4-3/15933@, от 03.04.2017 N СД-4-3/6100@).
Налоговая база определяется налоговыми агентами отдельно при совершении каждой операции по реализации услуг на территории РФ как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом налога (четвертый абзац п. 1 ст. 161 НК РФ). Налог определяется по расчетной ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
В соответствии со вторым абзацем п. 4 ст. 174 НК РФ уплата НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу.
Если договорная стоимость услуг выражена в иностранной валюте, то налоговая база пересчитывается налоговым агентом в рубли по курсу на дату фактического осуществления расходов - на дату перечисления средств иностранному лицу (п. 3 ст. 153 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 03.05.2018 N 03-07-08/29875, от 27.02.2017 N 03-07-08/10658, ФНС России от 23.01.2017 N СД-4-3/950@Энциклопедию решений. Исчисление и уплата НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация должна выполнить обязанности налогового агента по НДС и уплатить НДС в бюджет.
До 1 октября 2022 года обязанность по исчислению НДС была возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (ст. 174.2 НК РФ, Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ, смотрите также информацию ФНС России от 05.12.2017 "Внесены законодательные поправки в порядок исчисления и уплаты НДС").
В силу п. 3.2 ст. 169 НК РФ иностранные поставщики в отношении услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, счета-фактуры не составляли.
Российская организация-покупатель могла принять к вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении электронных услуг у иностранной организации, при наличии (п. 2.1 ст. 171 НК РФ (утратил силу с 1 октября 2022 года), письма ФНС России от 12.02.2020 N СД-4-3/2280@, Минфина России от 17.12.2021 N 03-03-06/1/103102, от 16.11.2021 N 03-07-08/92474, от 20.08.2021 N 03-07-08/67091, от 29.03.2019 N 03-07-08/23438, от 02.07.2018 N 03-07-08/45522):
- договора и (или) расчетного документа с выделением суммы НДС и указанием ИНН и кода причины постановки на учет иностранной организации;
- документов на перечисление оплаты (включая сумму НДС) иностранному поставщику электронных услуг (смотрите Энциклопедию решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании до 1 октября 2022 года).
Таким образом, и до 1 октября 2022 года в договоре было целесообразно выделять сумму НДС, это позволило бы организации принять к вычету НДС.
Как мы поняли из вопроса, в договоре НДС либо не выделен, либо указано, что он равен нулю. По нашему мнению, если в договоре нет упоминания об НДС, то стороны не оговорили, включен или нет НДС в цену договора. При указании НДС равным нулю, на наш взгляд, стороны согласовали, что в цену договора НДС не включен.
По смыслу пп. 14 ст. 168 НК РФ сумма НДС учитывается при определении окончательного размера цены договора. Цена же гражданско-правового договора устанавливается соглашением сторон, кроме случаев, когда она определяется исходя из регулируемых цен (тарифов) (п. 1 ст. 424 ГК РФ). То есть НДС, с одной стороны, представляет собой налог, сумму которого продавец-налогоплательщик обязан уплатить в бюджет, а с другой стороны, он является частью согласованной сторонами цены, по которой оплачивается исполнение договора.
Ранее в судебной практике был сформулирован вывод о том, что НДС взыскивается сверх цены работ, если он не был включен в расчет этой цены (п. 15 Обзора практики разрешения споров по договору строительного подряда, направленного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51). Однако со временем эта позиция подверглась корректировке. В настоящее время судами выработан правовой подход, в соответствии с которым предъявляемая продавцом сумма НДС всегда является частью цены договора (выделяется из цены для целей налогообложения), если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, смотрите также определение ВС РФ от 26.08.2021 N 305-ЭС21-10740). Сложность возникает на практике и в связи с применением налоговой ставки по НДС в ситуации, когда стороны сделки ошибочно полагали, что реализация товара (работы, услуги) не облагается НДС и включили в договор условие о том, что цена определена "без НДС" (или иное аналогичное указание). Формально при таких обстоятельствах можно сделать вывод о том, что стороны определили цену договора без включения в нее НДС. Однако, по существу, это не всегда так, поскольку по общему правилу НДС является частью цены договора и уплачивается за счет средств покупателей (заказчиков). Отсюда, как отмечают судьи, следует, что при реализации товаров (работ, услуг) покупателям этот налог не может исчисляться в сумме, которая не соответствовала бы реально сформированной цене и не могла быть полностью предъявлена к оплате покупателями в ее составе, что по существу означало бы взимание налога без переложения на потребителя, за счет иного экономического источника - собственного имущества хозяйствующего субъекта (продавца). А это создает предпосылки для того, чтобы выделять НДС из цены договора, не возлагая дополнительное бремя его уплаты на продавца (исполнителя, подрядчика), в ситуации, когда при заключении договора стороны не предполагали, что НДС будет предъявляться сверх согласованной цены (определение ВС РФ от 20.12.2018 N 306-КГ18-13128). Более подробно смотрите Энциклопедия решений. Выделение НДС в цене гражданско-правового договора.
При этом контролирующие органы неоднократно разъясняли, что, если иностранное лицо в стоимости товаров (работ, услуг) сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет РФ, не учитывает, российская организация самостоятельно определяет налоговую базу для целей НДС, то есть увеличивает стоимость товаров (работ, услуг) на сумму налога и уплачивает налог в бюджет за счет собственных средств. При этом налоговый агент имеет право заявить уплаченную в бюджет сумму НДС к вычету (смотрите письма Минфина России от 23.07.2021 N 03-07-14/59243, от 16.11.2020 N 03-07-08/99626, от 26.05.2016 N 03-07-13/1/30201, от 13.04.2016 N 03-07-08/21231, от 12.11.2014 N 03-07-08/57178, от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797). Аналогичный вывод представлен в постановлениях Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11, от 18.05.2010 N 16907/09 (смотрите также материалы: Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) иностранными лицами; Энциклопедия решений. Вычеты НДС налоговыми агентами - покупателями товаров (работ, услуг) у иностранных организаций; Энциклопедия решений. Составление счетов-фактур налоговыми агентами).
Таким образом, по нашему мнению, если в договоре нет упоминания об НДС, то цена договора включает в себя НДС и, соответственно, налог считается по ставке 20/120. Если в договоре указано, что НДС составляет 0, то, на наш взгляд, НДС в стоимости услуг не учитывается. В таком случае для определения налоговой базы стоимость услуг увеличивается на сумму НДС. Затем для расчета налога к налоговой базе применяется расчетная ставка 20/120. Однако не исключено, что налоговый орган при проверке будет придерживаться иной точки зрения. Для минимизации рисков организация может обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России или налоговый орган.
В части выделения НДС в сумме договора, на наш взгляд, было целесообразно выделить НДС и до внесения изменений в НК РФ. В то же время организация может заключить дополнительное соглашение 01.10.2022 и распространить его действие на правоотношения, возникшие до его заключения.
В части изменения условий договора о том, кто уплачивает НДС в бюджет, как мы полагаем, доп. соглашение логично заключить с даты вступления в силу изменений, т.е. с 01.10.2022.
Обращаем внимание, что все вышеизложенное является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов. В связи с этим рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС налоговыми агентами;
- "Налог на Google": обязанности налогового агента возвращаются... (С.Н. Зайцева, журнал "НДС: проблемы и решения", N 8, август 2022 г.);
Вопрос: Реализация иностранной компанией услуг в электронной форме российским организациям с 01.10.2022: постановка на учет и представление налоговых деклараций по НДС (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2022 г.);
- НДС при приобретении электронных услуг у иностранных компаний: до и после 01.10.2022 (В. Варламова, АКГ "ПРАВОВЕСТ Аудит", сентябрь 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения