Мониторинг законодательства РФ за период с 13 по 19 декабря 2021 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
Минфином предложен законопроект о внедрении в налоговые правоотношения института электронной банковской гарантии
В соответствии с НК РФ одним из условий для применения возмещения сумм НДС и акцизов является предоставление вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующей банковской гарантии.
В настоящее время применение электронной банковской гарантии успешно апробировано в рамках проводимого эксперимента.
В этой связи в целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий предлагается закрепить в НК РФ механизм применения электронной банковской гарантии.
Согласно проекту гарантия будет поступать в налоговые органы непосредственно от банков, что позволит сократить время возмещения сумм налогов.
Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов
Приказом, в частности, изложены в новой редакции:
Раздел IX приложения N 1 к Унифицированному формату;
Разделы 2 и 3 приложения N 12 к Унифицированному формату;
Таблица 16.5 приложения N 16 к Унифицированному формату.
Приказ вступает в силу с 01.01.2022.
ФНС обновила формы документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес
Приказ содержит:
Форму, порядок заполнения и формат заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес;
Форму, порядок заполнения и формат заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;
форму свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
Приказ вступит в силу в установленном порядке, но не ранее дня признания утратившим силу Приказа Минфина России от 22.12.2011 N 184н, которым утверждены аналогичные формы документов.
Утверждено примерное положение о системе управления охраной труда
Положение разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования такой системы, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем. Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих у работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Определено, что политика (стратегия) в области охраны труда может быть локальным нормативным актом работодателя, его разделом или публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
Кроме того, в приложениях к документу закрепляются примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ и примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по их организации и обучению работников.
Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. N 43 8н, которым было утверждено Типовое положение о СУОТ, признан утратившим силу.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.
С отчета за 2021 год вводятся в действие актуализированные Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации"
С введением данных указаний признается утратившим силу Приказ Росстата от 13 января 2020 г. N 2, которым утверждены аналогичные указания.
Первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" предоставляют все юридические лица всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций). Некоммерческие организации предоставляют форму при осуществлении производства товаров и оказании услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам.
Форма предоставляется в территориальный орган Росстата по месту фактического осуществления деятельности юридического лица (при отсутствии обособленных подразделений) или его головного подразделения (при наличии у юридического лица обособленных подразделений).
Обновлена форма для организации федерального статистического наблюдения за тарифами на грузовые перевозки внутренним водным транспортом
Утверждена форма ФСН N 1-ТАРИФ (внутр. вод.) "Сведения о тарифах на перевозку тонны грузов организациями внутреннего водного транспорта" с указаниями по ее заполнению и введена в действие с отчета за январь 2022 года.
С введением в действие указанной формы признана утратившей силу аналогичная форма, утвержденная Приказом Росстата от 30.07.2021 N 460.
ФНС направлен временный порядок по выдаче свидетельств о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана
Свидетельство выдается управлениями ФНС России по субъектам РФ, на подведомственной территории которых заявители состоят на учете, или межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Для получения свидетельства необходимо представить заявление (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1 к письму) и документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 179.8 НК РФ.
В приложениях к письму также приведены рекомендуемая форма решения о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства и рекомендуемая форма свидетельства.
ФНС направлен временный порядок по выдаче свидетельств о регистрации лица, совершающего операции по переработке сжиженных углеводородных газов
Свидетельство выдается управлениями ФНС России по субъектам РФ, на подведомственной территории которых заявители состоят на учете, или межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Для получения свидетельства необходимо представить заявление (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1 к письму) и документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 179.9 НК РФ.
В приложениях к письму также приведены рекомендуемая форма решения о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства и рекомендуемая форма свидетельства.
ФНС сообщены коды новых видов подакцизных товаров и операций с ними, необходимые для отражения в налоговых декларациях
С 01.01.2022 к подакцизным товарам отнесены: этан и СУГ (Федеральный закон от 15.10.2020 N 321-ФЗ); сталь жидкая (Федеральный закон от 29.11.2021 N 382-ФЗ). Одновременно соответствующими операциями с подакцизными товарами дополнен пункт 1 статьи 182 НК РФ, а также новыми положениями дополнена статья 200 НК РФ, предусматривающая применение налоговых вычетов по таким операциям.
Для отражения налоговых обязательств до внесения соответствующих изменений в порядок заполнения налоговой декларации по акцизам рекомендовано применять приведенные в письме коды.
Доходы в виде субсидий, полученные субъектами МСП в связи с распространением COVID-19, подлежат отражению в налоговой декларации по налогу на прибыль по коду "605"
Разъяснения связаны с внесением изменений в подпункт 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Рекомендуемый код используется при заполнении приложения N 1 к налоговой декларации "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы; расходы, учитываемые для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков".
Отмечено также, что действие подпункта 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ в новой редакции распространяется на доходы, полученные начиная с налогового периода 2021 года.
При применении УСН индивидуальный предприниматель вправе в течение календарного года перейти на ПСН при условии сохранения статуса налогоплательщика, применяющего УСН
Согласно НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года.
Вместе с тем сообщается, что НК РФ не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками УСН и ПСН.
Таким образом, в течение календарного года:
ИП вправе перейти по отдельному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом на УСН по остальным видам деятельности;
при осуществлении только одного вида деятельности ИП вправе перейти по данному виду деятельности на ПСН, сохранив статус налогоплательщика, применяющего УСН. В этом случае остается обязанность по представлению налоговых деклараций по УСН (в том числе нулевых).
ФНС направлены Методические рекомендации по вопросам информационного взаимодействия налоговых органов по субъектам РФ с органами, уполномоченными на осуществление земельного контроля (надзора)
Методические рекомендации изданы в целях исполнения требований пункта 18 статьи 396 НК РФ и части 14 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ о предоставлении информации в налоговые органы.
До утверждения порядка, формы (формата) представления сведений, данные сведения представляются в налоговый орган в электронном виде по форме, формату и в соответствии с порядком представления, которые определены соглашением взаимодействующих сторон.
Срок действия соглашений об информационном взаимодействии определяется периодом с 1 января 2022 г. и до вступления в силу соответствующего приказа ФНС России.
ФНС сообщены коды налоговых льгот для отражения в налоговой декларации по налогу на имущество с 1 января 2022 года
С 1 января 2022 года статья 372.1 НК РФ дополняется пунктом 4, которым предусмотрено освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций в федеральной территории "Сириус".
В этой связи для целей заполнения налоговой декларации приведен перечень необходимых кодов налоговых льгот.
С 2022 года в случае нецелевого использования земельных участков будет прекращаться применение льготной налоговой ставки
В связи с изменениями законодательства органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление земельного контроля (надзора), будут ежегодно представлять в налоговые органы сведения о выданных предписаниях:
в связи с неиспользованием для сельхозпроизводства земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или в зонах сельхозиспользования;
в связи с использованием не по целевому назначению земельных участков, предназначенных для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования этих участков в предпринимательской деятельности.
В отношении таких земельных участков вместо льготной ставки, не превышающей 0,3%, исчисление налога будет производиться по ставке для "прочих земель", не превышающей 1,5%, а также не будут применяться ограничения ежегодного десятипроцентного роста земельного налога.
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
13.12.2021 К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕМОНТУ ЖИЛЬЯ И ДРУГИХ ПОСТРОЕК, ОБЛАГАЕМОЙ ПО ПСН, ДО 01.01.2021 ОТНОСИЛАСЬ ТОЛЬКО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОЖИВАНИЕМ ГРАЖДАН (ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖИЛЬЯ И Т. П.)
Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2021 № 301-ЭС21-15846 по делу N А79-2525/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Предприниматель полагает, что правомерно применял ПСН в отношении предпринимательской деятельности по ремонту жилья и других построек. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. К деятельности, в отношении которой может применяться ПСН, в проверяемые периоды (до 01.01.2021) относилась только деятельность по ремонту объектов, связанных с проживанием граждан (предназначенных для обслуживания жилья и т. п.). К деятельности по ремонту нежилых помещений, офисов, складов и иных объектов, не предназначенных для проживания граждан и не связанных с эксплуатацией жилых помещений, должны были применяться иные налоговые режимы. Поскольку выполненные ИП работы (оказанные услуги) не соответствуют видам деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, ему доначислен налог по также применяемой им УСН.
Источник http://www.pravovest.ru/
13.12.2021 СУД ПРИЗНАЛ, ЧТО ЗАСТРОЙЩИКОМ ЗАНИЖЕНА СТОИМОСТЬ КВАРТИР, ПРОДАННЫХ ВЗАИМОЗАВИСИМОМУ ЛИЦУ, С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ ПРАВА НА ПРИМЕНЕНИЕ УСН С УЧЕТОМ ЦЕН ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПЕРЕПРОДАЖИ, СОПОСТАВИМЫХ С ОБЫЧНЫМИ ЦЕНАМИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2021 № 304-ЭС21-15627 по делу N А70-16528/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налогоплательщик (застройщик) полагает, что налоговый орган неправомерно пересчитал стоимость квартир по договорам участия в долевом строительстве, заключенным между ним и обществом-покупателем, поскольку цены на квартиры соответствуют рыночным. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Целью заключения налогоплательщиком договоров с обществом являлось сохранение права на применение УСН, взаимозависимость сторон повлияла на цену сделок. Общество впоследствии реализовало квартиры физическим лицам и организациям по ценам, сопоставимым со стоимостью реализации квартир самим налогоплательщиком. Суд пришел к выводу, что налоговым органом доказаны обстоятельства занижения налогоплательщиком дохода от продажи части квартир взаимозависимому лицу. С учетом этих и иных обстоятельств суд указал на утрату налогоплательщиком права на применение УСН.
Источник http://www.pravovest.ru/
13.12.2021 ВС РФ встал на сторону «Воронежсинтезкаучука» в споре с ФНС
Верховный суд отменил доначисление предприятию 152,4 млн рублей налога на имущество
После жалобы одного из крупнейших производителей каучуков и термоэластопластов в России АО «Воронежсинтезкаучук» (холдинг «Сибур») ВС РФ отменил доначисление организации 152,4 млн рублей налога на имущество. Начавшийся два года назад спор с воронежским УФНС отправлен на новое рассмотрение в местный арбитражный суд. Налоговое ведомство решило, что предприятие не имело права на особое отношение и должно заплатить по ставке в 8 раз выше льготной, пишет газета «Коммерсантъ».
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ накануне рассмотрела кассационную жалобу АО «Воронежсинтезкаучук» на доначисление 152,36 млн рублей налогов. Тройка судей под председательством Юрия Иваненко постановила отменить три решения предыдущих инстанций, которые ранее встали на сторону ФНС.
В результате были отменены отказы в жалобе на доначисление, которые в апреле вынес Арбитражный суд Центрального округа, в октябре 2020 г. — 19-ый арбитражный апелляционный суд, а в июне 2020 года — первая инстанция, воронежский арбитражный суд. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Воронежской области.
Источник: Российский налоговый портал
14.12.2021 ПОНЯТИЕ «ТОРГОВАЯ БАЗА» НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ПОНЯТИЮ «ТОРГОВЫЙ ОБЪЕКТ» ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ВКЛЮЧЕНИЯ ЗДАНИЯ В ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ НАЛОГОВАЯ БАЗА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29.09.2021 № 9-КАД21-8-К1
Суд отменил апелляционное и кассационное определения, оставив в силе решение суда первой инстанции по делу о признании недействующими приказов Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, поскольку мероприятия по обследованию объектов недвижимости с целью определения вида их фактического использования и включения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не проводились
Здания налогоплательщика включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, т. к. расположены на участке с видом разрешенного использования "под торгово-закупочную базу". Суд, исследовав обстоятельства дела, признал это необоснованным. Вид разрешенного использования участка "под торгово-закупочную базу", имея смешанный характер, не позволяет отнести находящиеся на этом земельном участке объекты к торговым центрам (комплексам). Термин "торговая база", содержащийся в виде разрешенного использования земельного участка, не свидетельствует о размещении именно торгового объекта. Понятие "торговая база" не является тождественным понятию "торговый объект" и может предусматривать размещение объектов складского назначения различного профиля, не относящихся к торговым объектам. Мероприятия по обследованию спорных объектов с целью определения вида их фактического использования и включения в Перечень не проводились. Суд признал незаконным включение данных зданий в Перечень.
Источник http://www.pravovest.ru/
14.12.2021 НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИМЕНЯЕТСЯ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАСЧЕТА ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НЕ ТОЛЬКО ЗА ГОД, НО И ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД
Определение Верховного Суда РФ от 22.09.2021 № 305-ЭС21-15864 по делу N А40-152468/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налоговый орган считает, что страхователь правомерно привлечен к налоговой ответственности, т. к. несвоевременно представил расчет по страховым взносам за отчетный период. Суд, исследовав материалы дела, с доводами налогового органа согласился. Страхователь представил надлежащий расчет через несколько месяцев после установленного срока, поэтому он обоснованно привлечен к налоговой ответственности. Доводы страхователя о том, что спорный расчет составлен за отчетный период, а расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, отклонены.
Источник http://www.pravovest.ru/
15.12.2021 АКТ О СПИСАНИИ ТОВАРОВ ПО ФОРМЕ ТОРГ-16 НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ РАСХОДЫ НА СПИСАНИЕ НЕПРИГОДНЫХ И ПОДЛЕЖАЩИХ УТИЛИЗАЦИИ ТМЦ, ЕСЛИ ПОДПИСАН ТОЛЬКО РУКОВОДИТЕЛЕМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И НЕ СОДЕРЖИТ ПОДПИСИ ЧЛЕНОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ КОМИССИИ
Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2021 № 308-ЭС21-15772 по делу N А63-9165/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, взыскании государственной пошлины
Налогоплательщик полагает, что правомерно отнес к внереализационным расходам затраты на списание непригодных и подлежащих утилизации товарно-материальных ценностей. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. В подтверждение расходов налогоплательщик представил акт о списании товаров по форме ТОРГ-16, подписанный руководителем. Однако указанный акт не подтверждает действительное списание спорного товара в связи с отсутствием необходимых реквизитов, в том числе подписей членов инвентаризационной комиссии. Иные документы, подтверждающие факты утилизации спорной продукции, в том числе акты о выявлении некачественного (опасного, просроченного) товара, акты изменения статуса или утилизации товара, не представлены, как и доказательства приобретения спорного имущества. При таких обстоятельствах суд поддержал вывод налогового органа о необоснованности включения в расходы спорных затрат.
Источник http://www.pravovest.ru/
16.12.2021 ЕНВД ПО УСЛУГАМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ, ЕСЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ОСУЩЕСТВЛЯЛ ЛИШЬ ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ, ПРИ ЭТОМ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПАЦИЕНТАМИ БОЛЬНИЦЫ ИЗНАЧАЛЬНО НЕ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ
Определение Верховного Суда РФ от 22.09.2021 № 309-ЭС21-16132 по делу N А71-10272/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налогоплательщик полагает, что правомерно применял ЕНВД при оказании услуг по организации лечебного питания для пациентов больницы. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Фактически налогоплательщик осуществлял лишь приготовление блюд на своей территории, при этом создание условий для потребления готовой продукции изначально не предполагалось. В связи с этим суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения ЕНВД.
Источник http://www.pravovest.ru/
16.12.2021 НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК НЕ ВПРАВЕ ПРИНЯТЬ К ВЫЧЕТУ НДС ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ, ЕСЛИ ФАКТИЧЕСКИ ЕЕ ПОСТАВЛЯЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ, А НЕ ФОРМАЛЬНЫЙ КОНТРАГЕНТ НА ОСН
Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2021 № 309-ЭС21-17037 по делу N А76-28993/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налогоплательщик полагает, что правомерно принял к вычету НДС при приобретении сельскохозяйственной продукции. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Контрагент на ОСН привлечен налогоплательщиком для минимизации налогообложения при приобретении товара фактически от сельхозпроизводителей. Движение денежных средств на счете контрагента носило транзитный характер, частично денежные средства выводились из оборота; указанный контрагент не обладал необходимыми материальными ресурсами для осуществления соответствующей деятельности. Фактически поставка продукции осуществлялась иными лицами, которые обладали необходимыми для оказания услуг материальными и трудовыми ресурсами, что подтверждается протоколами допросов свидетелей. Суд пришел к выводу об отсутствии реального совершения налогоплательщиком спорных хозяйственных операций и неправомерности предъявления НДС к вычету.
Источник http://www.pravovest.ru/
17.12.2021 ПРАВО НАЛОГОВОГО ОРГАНА НА НАЗНАЧЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ ПРЕКРАЩАЕТСЯ НЕ В ДЕНЬ ПОДАЧИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИИ МЕСТА НАХОЖДЕНИЯ, А В МОМЕНТ ВНЕСЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЗАПИСИ В ЕГРЮЛ
Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2021 № 304-ЭС21-16917 по делу N А70-18196/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налогоплательщик полагает, что налоговый орган неправомерно принял решение о назначении выездной проверки после того, как он подал заявление об изменении места нахождения (с переходом на учет в другую инспекцию). Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Право налогового органа на назначение выездной проверки прекращается не в день принятия решения об изменении места нахождения организации, а в момент внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Установлено, что на момент принятия инспекцией оспариваемого решения запись об изменении места нахождения налогоплательщика внесена не была, в ЕГРЮЛ имелась только запись о принятии им решения об изменении места нахождения. Поэтому выездная проверка назначена правомерно.
Источник http://www.pravovest.ru/
17.12.2021 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ИСЧИСЛЯЕТСЯ НЕ С МОМЕНТА РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПОСТРОЕННЫЙ ОБЪЕКТ, А С МОМЕНТА ЕГО ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (ПУТЕМ СДАЧИ В БЕЗВОЗМЕЗДНУЮ АРЕНДУ БЕЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ СДЕЛКИ)
Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2021 № 304-ЭС21-16558 по делу N А46-12138/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
Налогоплательщик считает, что правильно начислил налог на имущество с момента государственной регистрации права собственности на объект. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что строящийся объект был доведен до состояния готовности и фактически использовался в предпринимательской деятельности с начала проверяемого периода путем сдачи в безвозмездную аренду без документального оформления сделки. Исчисление налога на имущество с момента регистрации права собственности, а не с момента фактического использования объекта привело к занижению среднегодовой стоимости данного имущества.
Источник http://www.pravovest.ru/
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
13.12.2021 Льгота по НДФЛ для семей с детьми при продаже квартир действует только с 2021 года
Если семья с двумя детьми в прошлом году продавала квартиру, освободиться от НДФЛ задним числом не получится. Налог за 2020 год никто не вернет.
Федеральным законом № 382-ФЗ от 29.11.2021 внесли поправки в статью 217 НК по освобождению от НДФЛ с продажи квартир семей с 2 детьми независимо от срока владения. Правило работает при улучшении жилищных условий.
О нюансах этого освобождения мы писали тут.
В законе сказано, что эта норма применяется к доходам, полученным с 2021 года.
В отношении доходов, полученных до 2021 года, эти поправки не применяются, сообщает Минфин в письме от 26.11.2021 № 03-04-09/95665.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
15.12.2021 Общепит не будет платить НДС, даже если идет перепродажа чужой еды
С 2022 года компании общепита освобождены от НДС при соблюдении ряда условий. Если точка общепита приобретает готовую продукцию на стороне и кормит ей людей, то для нее льгота по НДС тоже действует.
Об этом сообщает Минфин в письме от 25.11.2021 № 03-07-07/95283.
Условия для освобождения от НДС следующие:
выручка до 2 млрд руб. за прошлый год;
доходы от общепита не менее 70 %;
средняя зарплата сотрудников не ниже средней по отрасли в регионе.
Последнее условие заработает с 2024 года.
Освобождение могут получить:
рестораны;
кафе;
бары;
предприятия быстрого обслуживания;
буфеты;
кафетерии;
столовые;
закусочные;
иные аналогичные объекты общепита.
Льгота также работает при выездном обслуживании.
Минфин пояснил, что по ГОСТу услуга общепита — это удовлетворение потребностей потребителя:
в продукции общепита;
в создании условий для реализации и потребления продукции общепита и покупных товаров;
в проведении досуга;
в других дополнительных услугах.
Организация, приобретающая у третьих лиц продукцию общепита, при реализации ее физлицам через вышепоименованные объекты общественного питания, вправе с 1 января 2022 года не платить НДС, сообщает Минфин.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
17.12.2021 Евросоюз продлил экономические санкции против РФ
Санкции,были введены в июле 2014 года, а затем неоднократно продлевались
ЕС единогласно решил продлить экономические санкции против РФ, которые были введены из-за ситуации на Украине, заявил глава Евросовета Шарль Мишель в Twitter, пишет РБК.
«Мы призываем Россию выполнять свою часть сделки и придерживаться минских договоренностей», — сообщил он, отметив, что РФ ждут «масштабные последствия и суровая цена» в случае военного вторжения на Украину.
В своей резолюции Евросовет призвал Россию уменьшить напряженность на границе с Украиной, которая вызвана «наращиванием военного присутствия» там и «агрессивными заявлениями». Совет также сообщил о своей полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины.
Евросоюз продлил секторальные санкции, которые были введены в июле 2014 года, а затем неоднократно продлевались, как правило, на полгода. Они предусматривают ограничение доступа к европейским рынкам для российских государственных банков, устанавливают эмбарго на продажу оружия, запрет на экспорт продукции двойного назначения, а также огранивают доступ к технологиям в области нефтедобычи. Также под санкциями ЕС находятся российские физлица и организации, которых в Евросоюзе посчитали ответственными за подрыв территориальной целостности Украины после событий 2014 года.
Источник: Российский налоговый портал
17.12.2021 Ключевую ставку повысили до 8,5% годовых
ЦБ сегодня резко повысил ключевую ставку на 100 базовых пунктов, до 8,5%. Кроме того, там не исключают ее дальнейшего повышения. Действовать новая ставка начнет с 20 декабря.
Причиной регулятор называет высокую инфляцию, которая превзошла октябрьские прогнозы. По состоянию на 13 декабря она составила 8,1%. И потому проводит политику к возврату инфляции до 4%. По прогнозам ЦБ, инфляция снизится до этого показателя к концу 2022 года.
Повышение ключевой ставкой потянет за собой ставки по кредитам и вкладам. По задумке, люди должны будут сберегать деньги на депозитах и меньше брать кредиты.
А если у кого-то в договоре прописана неустойка по ст. 395 ГК, за период действия высокой ставки она будет больше.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
17.12.2021 С 18 декабря вносить изменения в ЕГРЮЛ надо по новой форме
Поменялось заявление Р13014 о регистрации изменений в ЕГРЮЛ.
Новая форма введена приказом ФНС от 01.11.2021 № ЕД-7-14/948@.
Бланк дополнился разделом по внесению в ЕГРЮЛ сведений о наличии заключенного заемщиком — непубличным АО или ООО договора конвертируемого займа.
Также появился раздел для данных о заимодавце заемщика — ООО и размере его доли в уставном капитале общества, которую он может получить по договору конвертируемого займа.
Кроме того, Р13014 дополнена строками о передаче в доверительное управление доли участника-юрлица или публично-правового образования.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
17.12.2021 Штрафы для малого бизнеса будут меньше
За первое нарушение вместо штрафа будет предупреждение. Размер штрафа для компаний будет такой же, как для ИП.
Правительство поддержано законопроект по снижению штрафов для малого бизнеса.
Этот проект подготовило Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП, Минюстом и бизнес-сообществом.
В нем четыре ключевых изменения, которые снизят административную нагрузку на компании малого бизнеса, ИП и социально-ориентированные НКО.
Для микро и малых предприятий, а также СОНКО будут вдвое снижены границы штрафов.
Законопроект закрепляет за малым и средним бизнесом право на ошибку. Это значит, что за впервые совершенное правонарушение будут предупреждать, а не сразу штрафовать.
Кроме того, исключаются ситуации, когда за одно нарушение одновременно привлекаются к ответственности и сотрудник, и компания. Теперь в случае, если виновен работник, работодателя не будут штрафовать.
Также предполагается запретить штрафовать бизнес за несколько однотипных административных правонарушений по одному составу в рамках одной проверки. Для таких случаев законопроектом устанавливается норма: одинаковые нарушения — один штраф.
В ближайшее время законопроект будет внесен в Госдуму, сообщили в МЭР.
Снижение штрафов, в частности, произойдет:
за нарушения трудового законодательства;
за нарушения по охране труда;
за нарушения с иностранными сотрудниками;
за нарушение санитарных правил, в том числе в общепите;
за нарушение требований пожарной безопасности.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
18.12.2021 При продаже доли в квартире вычет в 1 миллион распределяется в пропорции
Если вы продаете квартиру, которая была в вашей собственности менее 5 (или 3) лет, то надо платить НДФЛ. При расчете налога можно применить вычет в 1 млн рублей. Если собственность долевая, вычет делится на всех собственников.
Имущественный вычет при продаже в 1 млн рублей распределяется так:
Вид собственности |
Распределение вычета |
Долевая |
распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их долям |
Общая совместная |
по договоренности между совладельцами |
Вместо вычета можно применить расходы на покупку этой квартиры. Их тоже надо разделить в пропорции к долям.
Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-04-05/96069 от 26.11.2021.
Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Бухгалтерский учёт
Какие экономические субъекты вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета? Какие упрощенные схемы ведения учета содержатся в стандартах бухгалтерского учета?
Часть 1 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) вменяет в обязанность экономических субъектов ведения бухгалтерского учета*(1). При этом последующие части этой же статьи определяют ряд преференций и исключений из общего порядка.
Так, в силу ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:
1) субъекты малого предпринимательства (Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства);
2) некоммерческие организации;
3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов.
Не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность:
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
4) микрофинансовые организации;
5) организации бюджетной сферы;
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов;
8) адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) установлено понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, как это прямо следует из процитированной выше нормы, могут только субъекты малого предпринимательства, а не субъекты МСП в целом.
В общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265) малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей.
Если в 2020 году организация относилась к субъектам малого предпринимательства, необходимо также учитывать, что в силу прямого запрета упрощенные способы ведения бухгалтерского учета не могут применять организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Соответственно, если ООО является субъектом малого предпринимательства, но его отчетность за 2020 год подлежит обязательному аудиту, "упрощать" учет субъект не вправе.
Случаи, когда проведение аудита является обязательным, перечислены в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ). В их числе всегда были названы финансовые показатели отчетности (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).
Так, до 2021 года обязательному аудиту подлежали абсолютно все организации, вне зависимости от их организационно-правовых форм, особенностей деятельности и факта включения в реестр МСП, у которых по итогам года, предшествовавшего отчетному, был превышен один из следующих финансовых показателей:
- объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) - 400 миллионов рублей;
- сумма активов бухгалтерского баланса - 60 миллионов рублей.
Федеральным законом от 29.12.2020 N 476-ФЗ в ч. 1 ст. 5 Закона 307-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2021. Новой редакцией рассматриваемой нормы определено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, поименованных в данной норме. К ним, в частности, относятся организации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:
а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;
б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.
Таким образом, в настоящее время обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, прямо поименованных в данной норме, в частности, организаций любых организационно-правовых форм (в т.ч. ООО), у которых показатели дохода и активов баланса превышают значения 800 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно. При этом решение о проведении обязательного аудита принимается именно на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит. Соответственно, превышение установленных предельных размеров показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год является основанием для проведения обязательного аудита отчетности за 2020 год.
Как мы поняли, сумма активов бухгалтерского баланса (валюта баланса) за 2019 год превысила предельное значение для этого показателя, установленного прежней редакцией Закона N 307-ФЗ (60 млн. руб.), что позволяет применить ст. 2 Закона N 476-ФЗ, согласно которой действие положений ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (в новой редакции) не распространяется на случаи, когда организация, обязанная проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды в силу Закона N 307-ФЗ в прежней редакции, вправе не проводить такой аудит в силу новой редакции Закона N 307-ФЗ, но аудиторской организацией, индивидуальным аудитором до 1 января 2021 года начато исполнение договора о проведении обязательного аудита указанной отчетности. В таких случаях положения ч. 1 ст. 5 новой редакции Закона N 307-ФЗ применяются при аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
То есть обязанность проведения аудита годовой отчетности за 2020 год зависит от того, был ли организацией до 01.01.2021 заключен договор о проведении обязательного аудита отчетности за 2020 год. Если нет, то она вправе вести бухгалтерский учет упрощенными способами.
Что касается правил "упрощения", то суть упрощенных способов ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности, в отказе (частичном отказе) от применения ПБУ (стандартов бухгалтерского учета).
Это значит, что малое предприятие, не подлежащее обязательному аудиту, вправе не применять в своей деятельности ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций".
Также оно уже может по своему выбору (в любом наборе: как все, так и выборочно) не применять отдельные положения других стандартов учета в силу:
пп. 6.1, 7.2, 15.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации",
п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации",
п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации",
п. 3.1 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов",
п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам",
п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам",
п. 14 ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы",
п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений",
п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности",
пп. 14, 17, 32 ФСБУ 5/2019 "Запасы"
пп. 11, 13, 14, 28, 52 ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды",
пп. 3, 51 ФСБУ 6/2020 "Основные средства",
п. 4 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (смотрите также п. 11 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности").
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность;
- Вопрос: Упрощенная бухгалтерская отчетность субъекта МСП (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.);
- Вопрос: Сравнение льгот малого и среднего предприятия (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.);
- Вопрос: Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую), субъектом среднего предпринимательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
НДС
Организация заключила договор об оказании услуг в иностранной валюте с иностранной компанией, имеющей представительство в РФ, которая самостоятельно уплачивает НДС в российский бюджет. Согласно условиям договора российская организация внесла аванс в иностранной валюте в размере 100%. НДС с сумм перечисленной предоплаты к вычету не заявлялся. По факту оказания услуг иностранная компания выставила УПД в валюте.
По какому курсу российская организация - заказчик должна пересчитать в рубли сумму предъявленного исполнителем НДС для целей применения налогового вычета?
В рассматриваемой ситуации российская организация - заказчик для целей применения налогового вычета должна пересчитать указанную в счете-фактуре сумму НДС в иностранной валюте в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия на учет оказанных услуг.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС (далее также - налог) на установленные этой статьей налоговые вычеты. Так, вычету подлежат и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг на территории РФ. В общем случае для этого необходимо выполнение следующих условий (пп. 1, 2 ст. 169, подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):
- услуги приобретены для осуществления облагаемых НДС операций;
- от продавца получен надлежащим образом оформленный счет-фактура;
- услуги приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов.
Абзац четвертый п. 1 ст. 172 НК РФ, регулирующей порядок применения налоговых вычетов, устанавливает, что при приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав (письмо Минфина России от 29.01.2018 N 03-07-08/4604).
Каких-либо исключений из данного правила для ситуаций с приобретением за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав, полностью оплаченных авансом, законом не установлено. Это, на наш взгляд, означает, что в таких случаях указанная в счете-фактуре сумма НДС в иностранной валюте, подлежащая вычету, также пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Аналогичный вывод представлен в письме Минфина России от 27.12.2017 N 03-03-06/1/87488: при определении покупателем суммы НДС, подлежащей вычету в отношении услуг, приобретенных у представительства иностранной организации, состоящего на учете в налоговом органе, и оплаченных покупателем в иностранной валюте в предварительном порядке, иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату принятия на учет услуг, а не по курсу Банка России на дату перечисления предварительной оплаты (частичной оплаты) (письмо ФНС России от 24.09.2012 N ЕД-4-3/15921).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
Налог на прибыль
Организация оказывает услуги по организации и проведению выставок. Последняя выставка была в сентябре 2021 года. Следующая планируется в марте 2022 года.
Можно ли не закрывать счет 20 за октябрь-декабрь этого года, не относить его на затраты 2021 года? Как отразить ситуацию в налоговом учете?
Для целей бухгалтерского учета дебетовый остаток по счету 20, накопленный за октябрь-декабрь, будет формировать остатки незавершенного производства. Списывать счет 20 на конец года не нужно.
Для целей налогового учета организация вправе (но не обязана) рассчитывать остатки НЗП по услугам. Свой выбор она закрепляет в учетной политике. Т.е. в налоговом учете также возможно не списывать прямые расходы октября-декабря в уменьшение налоговой базы.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год организации обязаны перейти к применению ФСБУ 5/2019 "Запасы". В частности, незавершенное производство (НЗП) для целей бухгалтерского учета считается запасом (п. 3 ФСБУ 5/2019).
В фактическую себестоимость НЗП включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (п. 23 ФСБУ 5/2019). К таким затратам относятся:
а) материальные затраты;
б) затраты на оплату труда;
в) отчисления на социальные нужды;
г) амортизация;
д) прочие затраты.
Фактическая себестоимость НЗП формируется из затрат, прямо относящихся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (прямые затраты), и затрат, которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (косвенные затраты). Классификация затрат на прямые и косвенные определяется организацией самостоятельно (п. 24 ФСБУ 5/2019).
Как видим, в ФСБУ 5/2019 нет исключений для услуг в целях формирования НЗП. Если организация применяет ФСБУ 5/2019 (не относится к субъектам, имеющим право на упрощенный учет и выбравшим не применять ФСБУ 5/2019), она должна отражать остатки НЗП.
Методы оценки незавершенного производства установлены п. 27 ФСБУ 5/2019, в соответствии с которым НЗП в массовом и серийном производстве допускается оценивать:
- по прямым затратам;
- по плановым (нормативным) затратам.
Выбранный способ оценки НЗП закрепляется в учетной политике организации.
При единичном производстве продукции НЗП отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам (последний абзац п. 27 ФСБУ 5/2019). Отметим, что ни работы, ни услуги в этой норме не упоминаются. Тем не менее мы делаем вывод, что формулировка п. 27 ФСБУ 5/2019 не имеет целью ограничить его применение только в производстве товаров, исключив из сферы его действия выполнение работ, оказание услуг. Поэтому организация вправе применить п. 27 ФСБУ 5/2019 и в отношении услуг.
На наш взгляд, для организации наиболее подходит метод отражения НЗП по фактическим произведенным затратам.
В п. 26 ФСБУ 5/2019 перечислены расходы, которые не включаются в фактическую себестоимость НЗП. Среди этих расходов поименованы в том числе управленческие расходы, кроме случаев, когда управленческие расходы непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Т.е. какая-то часть расходов, учтенных на счете 26, может включаться в себестоимость продукции и НЗП (списываться на счет 20), если расходы, учтенные на счете 26, непосредственно связаны с производством услуг по организации выставок.
По п. 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы отражаются с учетом их связи с поступлениями (соответствие доходов и расходов). Это согласуется с п. 41 ФСБУ 5/2019, по которому запасы (к коим относится и НЗП) списываются одновременно с признанием выручки от их продажи.
Отметим, что и до ФСБУ 5/2019 также можно было применять подход о формировании остатков НЗП по услугам на основании п. 19 ПБУ 10/99, если расходы понесены в одном периоде, а выручка будет признана в следующих периодах. Но до 2021 были аргументы не формировать НЗП по таким услугам. В п. 4 ПБУ 5/01 было указано, что это ПБУ не применяется в отношении активов, характеризуемых как незавершенное производство. А в п. 63 Положения N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" определено, что продукция (работы), не прошедшие всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки. относятся к НЗП. Т.к. услуги здесь не поименованы, некоторые эксперты делали вывод, что НЗП по услугам в бухучете не формируется.
Но с вступлением в силу ФСБУ 5/2019 эта неясность устранена. Поэтому организации, которые оказывают услуги, и в которых результат услуг передается заказчику в следующих отчетных периодах, должны формировать остатки НЗП.
В Балансе этот остаток входит в строку 1210 "Запасы".
Налог на прибыль организаций
Пунктом 1 ст. 318 НК РФ установлено, что для целей исчисления налога на прибыль расходы на производство и реализацию как готовой продукции, так и работ, услуг, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода и признанные расходами для целей налогообложения (по составу, по размеру, по дате признания, по принципу соответствия доходов и расходов), подразделяются на прямые и косвенные. Этот порядок применяется налогоплательщиками, определяющими доходы (расходы) по методу начисления.
НК РФ предлагает относить к прямым расходам:
- материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и подп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Налогоплательщикам дано право самостоятельно установить в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Смотрите также письма Минфина России от 18.08.2020 N 03-03-07/72404, от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, от 07.12.2012 N 03-03-06/1/636, от 09.10.2012 N 03-03-06/1/531. При этом можно утвердить перечень прямых расходов, который отличается от предложенного в ст. 318 НК РФ, исходя из специфики деятельности налогоплательщика (письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-07/21, от 07.02.2011 N 03-03-06/1/79, от 25.05.2010 N 03-03-06/2/101 и др.).
Абзацем 3 п. 2 ст. 318 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
То есть налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе не рассчитывать в налоговом учете остатки незавершенного производства, но могут это делать. Так как здесь предусмотрено право выбора налогоплательщика, свой выбор он закрепляет в учетной политике.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства (абзац 6 ст. 313 НК РФ).
Финансовое ведомство поясняет, что налогоплательщик в середине налогового периода может вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения только в случае изменения законодательства о налогах и сборах либо в случае осуществления нового вида деятельности (письма Минфина России от 03.07.2018 N 03-03-06/1/45756, от 10.11.2016 N 03-03-06/1/65796).
Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода (письма Минфина России от 15.06.2020 N 03-03-06/1/51259, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943).
Таким образом, если налогоплательщик, оказывающий услуги, планирует рассчитывать в 2021 году в налоговом учете остатки НЗП, изменения в учетную политику должны были быть внесены до даты 01.01.2021.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет себестоимости готовой продукции;
- Энциклопедия решений. Определение суммы расходов на производство и реализацию. Прямые и косвенные расходы в налоговом учете;
- Вопрос: Формирование незавершенного производства у организатора выставок, который несет расходы на рекламу и продвижение каждой конкретной выставки (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия
Ответ прошел контроль качества
Разное
Может ли самозанятый получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: