Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 13 по 19 июня 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона N 140596-8 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Предлагается предоставить право субъектам РФ устанавливать пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль для налогоплательщиков, заключивших специальный инвестиционный контракт (СПИК)

В соответствии с законопроектом для налогоплательщиков - участников СПИК, законами субъектов РФ с 1 января 2026 года может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ.

Льготная ставка применяется в отношении прибыли, полученной от реализации СПИК в случае, если такой контракт предусматривает льготу по налогу на прибыль.

Кроме того, законопроектом уточняются условия применения льготного налогообложения прибыли участниками СПИК, с учетом периода заключения таких контрактов.

 

Проект Федерального закона N 143058-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Спиртосодержащие полиграфические краски предлагается признать неподакцизным товаром

Законопроектом вносятся соответствующие дополнения в НК РФ, в том числе в статью 181 НК РФ, в соответствии с которыми в целях главы 22 "Акцизы" не рассматриваются как подакцизные товары спиртосодержащие полиграфические краски.

Законопроект направлен на повышение конкурентоспособности российских полиграфических красок, лаков и печатной продукции.

 

Постановление Правительства РФ от 15.06.2022 N 1068
"О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2022 г. N 776"

Производители мыла и моющих, чистящих и полирующих средств, а также парфюмерных и косметических средств включены в перечень организаций и ИП, которым предоставлена годовая отсрочка по уплате страховых взносов за II-III кварталы 2022 года

Отсрочки будут предоставлены автоматически, без подачи заявлений.

Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 04.06.2022 N 1021
"О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2022 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам, включая некоммерческие организации, и индивидуальным предпринимателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан"

Компании, которые примут на работу граждан, потерявших или рискующих потерять работу в 2022 году, смогут рассчитывать на господдержку

Теперь из бюджета ФСС могут предоставляться субсидии также юрлицам и ИП в целях частичной компенсации затрат на выплату заработной платы трудоустроенным гражданам, которые, в частности, находились под риском увольнения, например, в случае введения режима неполного рабочего времени, простоя и т.д.

 

"Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 июня 2022 года N 61"
(доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-05/ВН-29704)

С 10.06.2022 экспортерам разрешено продавать 0 процентов суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже

Речь идет об иностранной валюте, зачисленной на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

 

"Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 23 мая 2022 года N 52/3"
(доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-10/ВН-29954)

С 23 мая 2022 года резидентам разрешено зачислять на свои счета в иностранных банках иностранную валюту от юридических лиц-нерезидентов в качестве возврата сумм по договорам займа

Речь идет о договорах займа, заключенных с юридическими лицами-нерезидентами, которые соответствуют следующим требованиям:

находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются РФ, российские юридические лица или физические лица);

информация о контроле над ними раскрыта налоговым органам РФ.

Резиденты могут зачислять на свои счета в иностранных банках иностранную валюту от указанных юридических лиц-нерезидентов при условии, что ранее такие займы были предоставлены резидентами с их счетов (вкладов), открытых в расположенных за пределами территории РФ банках и иных организациях финансового рынка.

Установленное разрешение действует до 1 сентября 2022 года включительно.

 

"Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 30 мая 2022 года N 56/1"
(доведена Минфином России 10.06.2022 N 05-06-10/ВН-29991)

Резидентам-физическим лицам разрешено проведение операций по зачислению на счета, открытые в банках на территории "дружественных" государств, иностранной валюты в результате переводов с их счетов, открытых в банках, расположенных за рубежом

Указанное разрешение действует без ограничения срока и при условии раскрытия информации о таких счетах налоговым органам РФ в соответствии с законодательством РФ.

 

Приказ ФНС России от 29.04.2022 N ЕД-7-21/369@
"О внесении изменений в приложения N N 2, 3 к приказу Федеральной налоговой службы от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2022 N 68820.

Определен код налоговой льготы в отношении электромобилей для заполнения формы заявления организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу

При заполнении формы заявления (утв. Приказом ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@) необходимо указать код 40300, в случае освобождения организации от уплаты транспортного налога в отношении автомобилей, имеющих местонахождение на федеральной территории "Сириус", оснащенных исключительно электрическими двигателями мощностью до 150 л.с. включительно.

 

Приказ ФНС России от 11.05.2022 N ЕД-7-8/389@
"Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении возврата суммы единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя, и формата представления заявления о возврате денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя, в электронной форме"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2022 N 68859.

Утверждена форма заявления и формы иных документов, используемых при возврате денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа

Помимо формы и формата заявления, направляемого организацией или ИП в налоговый орган, утверждены также формы принятых решений о возврате денежных средств и об отказе в осуществлении возврата денежных средств, а также формы извещений о принятых решениях.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2022 года.

 

Письмо ФНС России от 08.06.2022 N СД-4-21/7066@
"Об изменении форм и форматов представления сведений о маломерных, морских, речных судах и об их владельцах"

ФНС: с 1 января 2023 применяются обновленные формы сведений о маломерных судах, а также сведений о морском, речном судне, в том числе смешанного (река-море) плавания, и об их владельцах

Сообщается, в частности, что:

из указанных форм исключены избыточные сведения, а также сведения, первоисточником которых не являются данные, полученные при госрегистрации судов капитанами морских портов и администрациями бассейнов внутренних водных путей;

обеспечена возможность представления сведений о лицах, имеющих неполные инициалы, а также в отношении маломерных судов, зарегистрированных на лиц по месту нахождения на федеральной территории "Сириус".

 

Письмо ФНС России от 08.06.2022 N СД-4-21/7067@
"Об изменении формы и формата представления в налоговые органы сведений о воздушных судах и об их владельцах"

ФНС: с 1 марта 2023 вносятся изменения в форму "Сведения о воздушных судах и об их владельцах"

Из Формы исключены избыточные сведения (в том числе: сведения об угоне (возврате) воздушного судна; наименование изготовителя; год выпуска), а также обеспечена возможность представления сведений в отношении воздушных судов, зарегистрированных на федеральной территории "Сириус".

 

Информационное письмо Банка России от 15.06.2022 N ИН-03-44/84
"О мерах поддержки на финансовом рынке"

Банк России рекомендует СРО в сфере финансового рынка учитывать введенные Банком России меры послабления при осуществлении контрольных функций в отношении своих членов

Перечень введенных мер послабления размещен на официальном сайте Банка России.

Сообщается при этом, что Банк России будет воздерживаться от применения мер воздействия в отношении СРО, если СРО, следуя рекомендациям, не применяет меры воздействия к своим членам.

Банк России также рекомендует СРО не раскрывать до 31.12.2022 информацию о своих членах.

 

<Информация> ФНС России
"ФНС разъяснила особенности налогообложения прибыли сельскохозяйственных производителей от реализации мясокостной муки из сырья собственного производства"

При реализации мясокостной муки из боенских отходов собственного производства применяется ставка налога на прибыль в размере 0%

Убыток от реализации мясокостной муки был учтен налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль по ставке 20 процентов. По результатам налоговой проверки соответствующая сумма налога была доначислена.

ФНС, рассматривая жалобу налогоплательщика, указала, что организация на основании пункта 1.3 статьи 284 НК РФ должна была применить нулевую ставку по налогу, а не включать убыток от продажи в налоговую базу по ставке 20%.

 

<Информация> ФНС России
"Вводятся новые налоговые вычеты при налогообложении недвижимого имущества организаций"

ФНС сообщает о введении налоговых вычетов по налогу на имущество организаций и земельному налогу для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)

Налогоплательщики - участники СЗПК вправе уменьшать суммы указанных налогов и авансовых платежей по ним на налоговые вычеты в размере фактически осуществленных затрат, по которым федеральным законом предусмотрено предоставление мер господдержки.

Уведомление о налоговом вычете представляет в ФНС России уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Размер налогового вычета определяется суммой, отраженной в указанном уведомлении.

Положения Закона, предусматривающего данные вычеты, вступают в силу с 1 января 2023 года и применяются участниками соглашений, заключенных после 1 июня 2022 года.

 

Информация Банка России от 15.06.2022
"Банк России изменяет параметры механизма поддержки МСП"

В связи со снижением Банком России ключевой ставки изменятся параметры механизма поддержки МСП

Так, с 15 июля 2022 года в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов МСП Банк России будет предоставлять банкам кредиты по ключевой ставке, уменьшенной на 1,5 процентного пункта. Аналогичным образом снизится ставка фондирования для банков по кредитам, ранее выданным по более высокой ставке.

Кроме того, предельная ставка для конечных заемщиков будет установлена на уровне ключевой ставки, увеличенной на 3 процентных пункта. Также будут сняты ограничения на предоставление кредитов на пополнение оборотных средств, которые были введены в связи с запуском временной программы поддержки оборотного кредитования.

Отмечается, что до 15 июля 2022 года кредитные организации могут продолжать кредитование заемщиков на действующих условиях Программы.

 

"Оперативное совещание с вице-премьерами" (информация с официального сайта Правительства РФ от 14.06.2022)

Правительство приняло решение расширить программу субсидирования найма

Программа предусматривает выплаты для компаний, которые примут к себе на работу молодых людей до 30 лет. В их числе - граждане без профессионального образования, выпускники высших и средних учебных заведений без опыта работы, родители несовершеннолетних детей. Теперь в ней смогут принять участие большее число людей. Среди них те, кто лишился места в связи с прекращением деятельности организации или из-за сокращения штата, а также работники, находящиеся под риском увольнения.

Субсидии компаниям будут предоставляться в три этапа. Первый платеж работодатель получит через месяц после того, как примет человека на работу. Второй - через три месяца, и третий - через шесть.

Кроме того, будут выделены дополнительные средства на сохранение льготных условий займов по сельской ипотеке. Принятое решение поможет сохранить низкую ставку по кредиту для тех сельских жителей, кто уже оформил заем, а также даст возможность новым заемщикам взять ипотеку на льготных условиях.

 

<Информация> Минфина России от 10.06.2022 "Отменено требование к экспортерам продавать 50% валютной выручки"

Минфин: принято решение с 10 июня 2022 года отменить требование к экспортерам продавать 50% валютной выручки

Решение касается как сырьевого, так и несырьевого экспорта и относится к экспортным контрактам в любой иностранной валюте.

 

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

14.06.2022 КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПРАВЕ ИСЧИСЛЯТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ПО ЛЬГОТНОЙ СТАВКЕ В ОТНОШЕНИИ УЧАСТКОВ «ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ» ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ НА НИХ ДОМОВ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОДАЖИ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда России от 11.04.2022 № 306-ЭС21-25432 по делу № А65-1304/2021
Суд отменил кассационное постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции и апелляционное постановление о признании незаконным решения налогового органа в части доначисления земельного налога, поскольку являются обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций о соблюдении обществом условий необходимых для применения в отношении спорных земельных участков налоговой ставки 0,3 процента с учетом повышающего коэффициента 2

По мнению инспекции, в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки", используемых налогоплательщиком-организацией в предпринимательской деятельности, земельный налог исчисляется по ставке 1,5 %. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал доводы налогового органа необоснованными. Как установил суд, спорные земельные участки используются обществом по целевому назначению: на них ведется строительство индивидуальных жилых домов для их последующей продажи физическим лицам. При этом суд указал, что редакция НК РФ, действующая как в проверяемый период (до 01.01.2020), так и в настоящее время, не предусматривает каких-либо ограничений для применения пониженной ставки земельного налога для коммерческих организаций применительно к данному случаю. При таких обстоятельствах суд признал доначисление земельного налога неправомерным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.06.2022 ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ САМО ПО СЕБЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ОТ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ЗА ПЕРИОД ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2022 № 307-ЭС22-3030 по делу N А42-352/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

По мнению предпринимателя, он не обязан уплачивать страховые взносы за период отбывания наказания в исправительном учреждении, т. к. это является обстоятельством экстраординарного характера, не позволяющим производить выплаты взносов. Суд, исследовав материалы дела, с доводами предпринимателя не согласился. Период отбывания наказания в местах лишения свободы в качестве основания для освобождения от обязательства уплаты страховых взносов в НК РФ не указан. Предприниматель не доказал невозможность по объективным причинам своевременно обратиться с заявлением о прекращении статуса ИП. При этом в период отбывания наказания предприниматель получал доход, позволявший уплатить госпошлину за регистрацию прекращения деятельности в качестве ИП и направить в регистрирующий орган заявление почтовым отправлением.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.06.2022 ИМУЩЕСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ ПО НДФЛ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ПО ДОГОВОРАМ ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ ТАКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНИНА ПРИЗНАНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30.03.2022 № 48-КАД21-24-К7
Суд оставил без изменения апелляционное определение о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку, несмотря на отсутствие у истца статуса индивидуального предпринимателя, его деятельность приравнивается к деятельности индивидуального предпринимателя, в связи с чем он не может быть лишен права на учет экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением прибыли, а именно профессиональных налоговых вычетов

Налоговый орган полагает, что деятельность гражданина без статуса ИП по покупке-продаже имущественных прав по договорам долевого участия в строительстве являлась предпринимательской, что исключает применение имущественного налогового вычета по НДФЛ. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Имущественные вычеты не применяются в отношении доходов, полученных: от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, которые использовались в предпринимательской деятельности; от реализации ценных бумаг. Имущественные права по правилам НК РФ не относятся к имуществу. НК РФ исключает применение имущественного налогового вычета в отношении доходов, полученных лишь от продажи недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а не имущественных прав. Таким образом, получение гражданином дохода от продажи имущественных прав не является препятствием для применения имущественного налогового вычета независимо от наличия или отсутствия статуса ИП.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.06.2022 УТОЧНЕНИЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА УПЛАТУ НАЛОГА НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ, ЕСЛИ С ДАТЫ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ПРОШЛО БОЛЕЕ ТРЕХ ЛЕТ

Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2022 № 304-ЭС22-2810 по делу N А75-2908/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что произвести по заявлению налогоплательщика уточнение платежных документов невозможно в связи с истечением трех лет с даты перечисления денежных средств в бюджетную систему. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Законодатель связывает право на уточнение платежа с допущенной ошибкой в оформлении поручения на перечисление налога, а также с установленным законом трехлетним сроком, который начинает течь с даты перечисления таких денежных средств в бюджет. Суд признал недоказанным наличие ошибок в платежных поручениях за указанный налогоплательщиком период, которые могут быть исправлены в заявленном налогоплательщиком порядке.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.06.2022 НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НЕ ИМЕЕТ ПРАВА АННУЛИРОВАТЬ ПРИНЯТЫЕ НАЛОГОВЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ, ОДНАКО ЕГО ДЕЙСТВИЯ ПО ПРИНЯТИЮ ДЕКЛАРАЦИЙ, ПОДПИСАННЫХ НЕУПОЛНОМОЧЕННЫМ ЛИЦОМ, МОГУТ БЫТЬ ПРИЗНАНЫ НЕЗАКОННЫМИ

Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2022 № 306-ЭС22-5246 по делу N А55-18466/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик считает, что налоговый орган неправомерно принял уточненную декларацию, поданную неуполномоченным лицом при отсутствии доверенности. Поэтому он обязан восстановить результаты первоначально представленной налоговой декларации, а уточненную - аннулировать. Суд, исследовав материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика. Установив отсутствие у третьего лица полномочий на представление интересов общества в налоговых органах на момент подачи спорных деклараций, суд пришел к выводу о несоблюдении инспекцией административной процедуры принятия данных деклараций. Поэтому суд признал незаконными действия налогового органа по принятию уточненных деклараций. При этом действующим налоговым законодательством и административным регламентом налоговым органам не предоставлено право аннулировать принятые налоговые декларации.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.06.2022 ПОНИЖЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАВКА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО В ОТНОШЕНИИ ЗДАНИЯ, ВКЛЮЧЕННОГО В ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО КОТОРЫМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ, МОЖЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ И ПРИ НАЛИЧИИ НЕДОИМКИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.04.2022 № Ф01-1481/22 по делу N А17-8607/2020

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не имеет права на применение пониженной ставки по налогу на имущество, установленной Законом субъекта РФ в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, поскольку у него есть недоимка по страховым взносам. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Здание налогоплательщика включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Суд указал, что установление единой налоговой ставки в отношении имущества, включенного в Перечень, не является налоговой льготой. Поэтому оснований для доначисления налогоплательщику налога на имущество организаций не имелось.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.06.2022 ЗАНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ ОС ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СОХРАНЕНИЯ ПРАВА НА ПРИМЕНЕНИЕ УСН ВЛЕЧЕТ УТРАТУ ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦРЕЖИМА, ЕСЛИ ФАКТИЧЕСКАЯ ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ОС ПРЕВЫШАЕТ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ

Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2022 № 303-ЭС22-5900 по делу N А51-19252/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган считает, что общество утратило право на применение УСН в связи с превышением остаточной стоимости основных средств. Занизив конкретную стоимость одного основного средства, налогоплательщик неверно определил остаточную стоимость всех основных средств. Суд, исследовав материалы дела, согласился с налоговым органом. Налоговый орган доказал превышение обществом предельно допустимого уровня остаточной стоимости основных средств и утраты в связи с этим права на применение УСН. При отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций по формированию первоначальной стоимости построенного объекта общество преследовало цель минимизации налоговых обязательств и получения необоснованной налоговой выгоды путем занижения затрат, непосредственно связанных с сооружением объекта основных средств, для создания искусственных оснований сохранения права на применение УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

14.06.2022 С 14 июня от SWIFT отключены три российских банка

От межбанковской системы SWIFT сегодня отключают Сбербанк, Россельхозбанк и Московский Кредитный Банк. Ограничения введены в рамках шестого пакета антироссийских санкций.

В этих банках отметили, что хорошо подготовились к ситуации, поэтому отключение от SWIFT существенно не повлияет на их работу.

Сбербанк продолжает работать в штатном режиме, в том числе это касается и международных расчетов.

В Московском Кредитном Банке увеличились сроки перевода платежей за рубеж, при этом внутрироссийские платежи выполняются в штатном режиме.

В Россельхозбанке вместо SWIFT применяют другие системы для передачи платежей, а клиентам при расчетах за рубежом рекомендовали применять карты UnionPay.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.06.2022  Физлица вправе не платить НДС, если применят статью 145 НК

Если человек не зарегистрирован в качестве ИП и при этом сдает в аренду нежилое помещение, он должен платить НДС. Но от налога можно освободиться, если доход за 3 месяца меньше 2 млн рублей.

Разъяснение дает Минфин в письме № 03-07-14/37328 от 25.04.2022.

В общем случае физлица — не плательщики НДС.

Но если человек сдает в аренду нежилое помещение, он фактически ведет предпринимательскую деятельность — только в нарушении законов не оформил статус ИП. Такой человек будет плательщиком НДС.

При этом такое физлицо, которое по документам не ИП, а по факту ИП, но может освободиться от НДС по статье 145 НК, считает Минфин. Речь про ситуацию, когда доход за 3 месяца меньше 2 млн рублей.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.06.2022 С 1 октября 2022 года заработают новые правила для электронных счетов-фактур

Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур с применением усиленной КЭП изменился.

Опубликован приказ Минфина от 28.04.2022 № 64н.

Ввели новые нормы по счетам-фактурам, которые выставляют поставщики по госзакупкам (по 44-ФЗ).

Подписывать электронные документы о приемке и счета-фактуры можно будет в рамках одной информационной системы — единой информационной системы в сфере закупок. Такой способ будет работать даже при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости.

Новые правила заработают с 1 октября 2022 года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.06.2022 ФНС разъяснила, когда можно выставлять общие счета-фактуры

На ежедневные поездки по платной дороге надо выставлять один счет-фактуру по итогам месяца. Аналогично надо поступать и с предоплатами.

Разъяснение дает ФНС в письме от 28.04.2022 № 03-07-09/39200.

Для непрерывных долгосрочных поставок в адрес одного и того же клиента налоговики разрешают составлять один общий счет-фактуру до 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

В данном случае предоплатой можно считать разницу, образовавшуюся по итогам месяца между полученными суммами оплаты и стоимостью оказанных в данном месяце услуг.

То есть, выставлять счет-фактуру на аванс надо не на каждую поступившую сумму до отгрузки, а только на ту, что осталась «неприкаянной» по итогам месяца.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.06.2022 Если превысить лимит доходов ПСН, придется пересчитать налоги за весь год

Если ИП оформил патент с 01.01.2021 по 31.12.2021, и в декабре доходы превысили 60 млн рублей, то право на ПСН теряется с 1 января. Придется пересчитывать налоги за весь год.

Дело в том, что ИП теряет право на ПСН с начала налогового периода, на который выдан патент, если с начала года превышен лимит дохода.

Налоговый период по ПСН — год.

Правда, есть специальная норма для 2021 года о том, что налоговый период — это месяц. Но эта норма нужна только для одной цели — чтобы региональные власти успели принять законы о ПСН.

Для целей слета с ПСН налоговый период — это год, поэтому и право на ПСН теряется с 1 января (если патент оформлен с 1 января).

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 24.05.2022 № 03-11-11/47961.

Напомним, спор о дате слета с патента идет уже давно.

Бизнес считает, что налоговый период в 2021 году —­ месяц, и в декабре право на ПСН должно утрачиваться с 1 декабря, а не с 1 января.

Рассуждения на эту тему — читайте здесь.

Но Минфин уже неоднократно заявлял, что потеря права на ПСН по годовому патенту будет с начала года.

Смотрите в нашей таблицы, что про налоговый период по ПСН прописано в НК.

Норма НК

Продолжительность налогового периода

п. 1 ст. 346.49 НК

год

п. 1.1 ст. 346.49 НК

в 2021 году — месяц

п. 2 ст. 346.49 НК

срок, на который выдан патент, если он меньше месяца

п.3 ст. 346.49 НК

срок с даты начал патента до даты прекращения деятельности (если она прекратилась)

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.06.2022 Белоусов считает комфортным для РФ курсом от 70 рублей за доллар

По его словам, рубль сейчас переукреплен, 55-60 рублей за доллар — это слишком крепкий курс

Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что рубль «переукреплен», а 55-60 руб./$ — слишком крепкий для России курс. Комфортным для государства он считает курс от 70 руб./$, пишет газета «Коммерсантъ».

«Рубль у нас переукреплен, 55-60 рублей за доллар — это слишком крепкий курс. Тем более на фоне дефляции и высоких процентных ставок. Равновесным, комфортным для нашей промышленности является курс от 70 до 80 рублей за доллар», — заявил он.

По словам вице-премьера, ЦБ РФ не таргетирует курс рубля, поэтому он «складывается таким, каким есть». Белоусов отметил, что Центробанк России последовательно уменьшает ключевую ставку — 10 июня он снизил ее до 9,5%.

«Это свидетельство того, что у нас проблема высокой инфляции, которая действительно стояла, сейчас уступила место проблемам, связанным, прежде всего, с переукрепленным обменным курсом и необходимостью стимулирования производства», — сообщил вице-премьер.

Источник: Российский налоговый портал

 

16.06.2022 Депутаты освободили от налогообложения обязательное безвозмездное получение имущества

Документ был разработан и внесен в Госдуму правительством России

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект, которые предусматривает, что российские компании при безвозмездном получении имущества смогут исключить из налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде этого имущества, пишет ТАСС.

Изменения вносятся в ст. 251 НК РФ, содержащую список доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. В целях исключения дополнительного обложения налогом на прибыль при безвозмездном получении имущества в случае, если обязанность такого получения установлена российским законодательством, закон предусматривает исключение из налоговой базы по налогу на прибыль доходов в виде такого имущества.

Документ вступит в силу через месяц после официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на прибыль.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

25 апреля 2022 года общество приобрело легковой автомобиль. В этот же день общество уплатило госпошлину за регистрационные действия в органах ГИБДД.
Как учитывать данную госпошлину в бухгалтерском и налоговом учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы, связанные с постановкой на учет в органах ГИБДД, можно отразить в бухгалтерском и налоговом учете в первоначальной стоимости транспортного средства. Единовременное списание таких расходов в первоначальной стоимости основного средства должно быть предусмотрено в учетной политике организации.

Обоснование позиции:

Юридические аспекты

Исходя из положений ст. 130 ГК РФ автомобиль является движимым имуществом.
Государственной регистрации в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 223 ГК РФ определено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством РФ. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию РФ на срок не более одного года.
Согласно части 3 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства, в том числе:
- ранее не состоявшего на государственном учете в РФ,
- в связи со сменой владельца транспортного средства.
В законодательстве отсутствует указание на то, что право собственности на автотранспортное средство возникает у приобретателя с момента его государственной регистрации (смотрите также постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 N 19АП-1550/13).
Такая регистрация не является необходимым условием для возникновения у приобретателя права собственности на транспортное средство, но ее отсутствие означает невозможность эксплуатации транспортного средства (п. 6 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2017) (утвержден Президиумом ВС РФ 26.04.2017), смотрите также определение ВС РФ от 29.10.2018 N 305-ЭС18-13132).
Таким образом, правовой режим движимого имущества (автомобиля) не предусматривает государственной регистрации права собственности на него, а также государственной регистрации перехода права собственности и самого договора купли-продажи.

Налоговый учет

На основании подп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина взимается за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий. При этом государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам в соответствии с п. 10 ст. 13 НК РФ.
Для целей налогообложения суммы налогов и сборов отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).
При этом первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Вопрос о том, относятся ли расходы на уплату госпошлины к расходам на "доведение до состояния, в котором автомобиль пригоден для использования", не однозначен. С одной стороны, автомобиль пригоден к использованию независимо от того, уплачена государственная пошлина или нет. С другой стороны, уплата государственной пошлины является условием для регистрации автомобиля в органах ГИБДД, без которой невозможно использовать автомобиль по его прямому назначению.
В то же время п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
При этом согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества.
В такой ситуации, по нашему мнению, налогоплательщик должен самостоятельно определить для себя, считать ли затраты на уплату госпошлины автомобиля расходами на доведение основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Если налогоплательщик примет решение учесть расходы на уплату государственной пошлины в первоначальной стоимости автомобиля, то, по нашему мнению, споров с налоговыми органами по данному вопросу возникнуть не должно.
Так, в письмах от 04.03.2010 N 03-03-06/1/113, от 18.05.2009 N 03-05-05-01/26, от 29.09.2009 N 03-05-05-04/61, от 27.03.2009 N 03-03-06/1/195 Минфин России предлагает учитывать государственную пошлину в первоначальной стоимости основных средств. Аналогичные выводы содержатся и в письме ФНС России от 22.04.2014 N ГД-4-3/7660@.
Между тем п. 4 ст. 252 НК РФ установлено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Соответственно, если организация посчитает, что регистрация транспортных средств в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности для использования, то государственная пошлина, уплаченная за регистрацию транспортного средства в органах ГИБДД, может быть единовременно учтена при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании п. 10 ст. 13 НК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Так, в письме УФНС России по г. Москве от 17.04.2009 N 16-15/037659@ налоговые органы разъяснили, что в налоговом учете суммы государственной пошлины не участвуют в формировании первоначальной стоимости основных средств, а относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Минфин России в письмах от 24.07.2018 N 03-03-06/3/51800 и от 01.06.2007 N 03-03-06/2/101 отметил, что если госпошлину уплатили уже после ввода машины в эксплуатацию, ее можно списать сразу. Суды также подтверждают, что регистрация транспортного средства не является доведением объекта до состояния, пригодного для использования. Кроме того, задействовать транспорт можно и без государственной регистрации, например для внутренних перевозок. Таким образом, госпошлину после ввода в эксплуатацию транспорта в первоначальной стоимости последнего не учитывают, а относят на текущие расходы. Это касается любых затрат, связанных с постановкой авто на учет в госорганах (постановления ФАС Уральского от 25.11.08 N Ф09-8694/08-С3 и от 30.01.08 N Ф09-57/08-С3, Центрального от 07.04.06 N А08-601/05-9 округов).
В письме от 30.03.2005 N 03-03-01-04/1/137 Минфин России на основании п. 10 ст. 13 и подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, приходит к выводу, что расходы на уплату государственной пошлины включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией (смотрите также письма Минфина России от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116, УФНС России по г. Москве от 17.04.2009 N 16-15/037659@).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете организация может учесть расходы по уплате госпошлины на основании пп. 12, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" в составе прочих расходов с отнесением на счет 91 "Прочие доходы и расходы" на дату обращения за совершением юридически значимых действий, то есть одновременно с подачей заявления в органы ГИБДД о постановке на учет ТС.
Если организация не может эксплуатировать автомобиль без регистрации в ГИБДД, суммы государственных пошлин, уплачиваемые в связи с такой регистрацией, могут рассматриваться как затраты, необходимые для приведения автомобиля в состояние, пригодное для использования. Данные затраты формируют первоначальную стоимость автомобиля (смотрите п. 12 ФСБУ 6/2020, подп. з) п. 5, п. 9, подп. з) п. 10, п. 18 ФСБУ 26/2020.
Ранее Минфин России высказывал аналогичное мнение. Так, в письмах от 29.09.2009 N 03-05-05-04/61, от 05.07.2006 N 03-06-01-04/138 специалисты финансового ведомства указали, что в бухгалтерском учете уплачиваемая государственная пошлина включается в фактические затраты на приобретение автомобиля и, соответственно, формирует его первоначальную стоимость, учитываемую, в частности, для целей исчисления налога на имущество организаций.
Анализ арбитражной практики также свидетельствует о том, что судьи подтверждают правомерность учета затрат на регистрацию транспортного средства в органах ГИБДД в прочих расходах организации (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 25.11.2008 N Ф09-8694/08-С3, от 30.01.2008 N Ф09-57/08-С3). При этом в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 29.05.2007 N Ф08-1969/07-1099А, ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 N А56-18079/2007 отмечено, что ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства.
Ввиду существующей неопределенности порядка учета затрат на оплату госпошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД рекомендуем закрепить в учетной политике организации порядок учета затрат, произведенных организацией после поступления в организацию объекта основных средств, но которые могут быть квалифицированы как расходы на доведение основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- В стоимость объекта или сразу в расходы - вот в чем вопрос! (А. Веселов, журнал "Практическая бухгалтерия", N 3, март 2021 г.)
Вопрос: С какой даты автомобиль вводится в эксплуатацию: с даты покупки или с даты постановки на учет? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Организация работает с экспортным покупателем по 100% предоплате, документы выписывает в валюте. Сначала поступает оплата в долларах (курс на 01.12.2021). 20.12.2021 покупатель приезжает на отгрузку (курс на 20.12.2021). В книге продаж оплата указывается по курсу от 01.12.2021. Налоговая считает, что это неверно, и просит пересчитать и сдать уточненную декларацию, хотя НДС по экспорту 0% (подтверждающие документы представлены). Налоговая ссылается на статью 153 НК РФ, организация - на статью 167 НК РФ.
Кто прав в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговая база по НДС при экспорте в случае расчетов в иностранной валюте определяется в рублях по курсу на дату отгрузки. Курс доллара, действовавший на дату предварительной оплаты, в этом случае значения не имеет.
Формально у организации нет обязанности представлять уточненную налоговую декларацию по НДС, а у налогового органа требовать этого от налогоплательщика. При этом следует учитывать, что не исключены проблемы в части вычета налога, относящегося к экспортной операции.

Обоснование вывода:

Курс валюты для определения налоговой базы

По общему правилу налоговая база по НДС определяется как на дату отгрузки, так и на дату предварительной оплаты в счет предстоящих поставок (пп. 114 ст. 167 НК РФ).
При экспорте в случае своевременного подтверждения обоснованности применения ставки 0% моментом определения налоговой базы по НДС является последнее число месяца, в котором собран полный пакет необходимых документов (п. 1 ст. 164п. 9 ст. 165п. 9 ст. 167 НК РФ).
В свою очередь, порядок определения налоговой базы по НДС регламентирован ст. 153 и 154 НК РФ. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (п. 2 ст. 153 НК РФ).
В случае расчетов в иностранной валюте налоговая база определяется с учетом п. 3 ст. 153 НК РФ. Этой нормой установлено, что при определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному ст. 167 НК РФ. При этом налоговая база при реализации товаров, предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ (т.е. облагаемых по ставке 0%), в случае расчетов по таким операциям в иностранной валюте определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (передачи) товаров.
Оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров, которые облагаются по налоговой ставке 0%, в налоговую базу не включается (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Как видим, главой 21 НК РФ прямо установлено, что налоговая база при экспорте в случае расчетов в иностранной валюте определяется в рублях по курсу на дату отгрузки. Курс доллара, действовавший на дату предварительной оплаты, в этом случае значения не имеет.
Дополнительно смотрите Энциклопедию решений. Продажа товара на экспорт с оплатой в иностранной валюте с получением аванса.

Уточненная декларация по НДС

Пунктом 1 ст. 54 НК РФ установлено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
При этом абзацем третьим этого пункта установлено, что налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Вместе с тем особенности налогообложения НДС не позволяют применять эту норму для пересчета налоговой базы по НДС. Поэтому ошибки и искажения, выявленные после подачи декларации по НДС, можно исправить только путем представления уточненной налоговой декларации.
В свою очередь, ситуации, в которых налогоплательщик обязан представить уточненную налоговую декларацию, а также случаи, при которых налогоплательщик имеет право ее представить, но не обязан этого делать, перечислены в п. 1 ст. 81 НК РФ (смотрите также письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576). Причем эти положения распространяются и на декларацию по НДС, о чем свидетельствует п. 2 Порядка заполнения декларации по НДС. Так*(1):
- при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ;
- при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. При этом уточненная декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
То есть в случае, когда ошибка не привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик не обязан представлять уточненную налоговую декларацию (смотрите также постановления АС Западно-Сибирского округа от 16.01.2017 N Ф04-6359/16, АС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2015 N Ф02-3733/15).
Сказанное подтверждается и разъяснениями ФНС России в письме от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395@ (о кодах ошибок, указываемых в требовании о представлении пояснений в случае выявления в результате камеральной проверки деклараций по НДС расхождений между данными поставщика и покупателя). Здесь сказано о необходимости представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями при выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате. Если же ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, то необходимым является представление пояснений с указанием корректных данных. Представление уточненной налоговой декларации является рекомендуемым (смотрите пп. 3 и 4 указанного письма). Смотрите также письмо ФНС России от 25.03.2019 N СД-4-3/5268@.
Судами также неоднократно указывалось, что налогоплательщик не обязан представлять уточненную налоговую декларацию, если ошибки в первоначальной декларации не привели к занижению налога (постановление АС Центрального округа от 09.02.2017 N Ф10-5714/16 по делу N А09-52/2016). Дополнительно смотрите Энциклопедию судебной практики. Внесение изменений в налоговую декларацию (Ст. 81 НК).
В рассматриваемой ситуации налоговая база по НДС в связи с некорректным применением курса иностранной валюты для пересчета оказалась искажена. В то же время указанная ошибка не влияет на сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, поскольку операция облагается по ставке 0%. Это согласуется с правовой позицией, приведенной ниже (постановление Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 13995/10).
При таких обстоятельствах формально у организации нет обязанности представлять уточненную налоговую декларацию, а у налогового органа требовать этого от налогоплательщика.
Вместе с тем следует учитывать, что ошибки в определении (отражении в декларации) размера налоговой базы могут повлечь проблемы с вычетами НДС (п. 3 ст. 172 НК РФ). Из анализа судебной практики следует, что налоговые органы могут отказать в таких вычетах либо рассчитать их соотносимо заявленной налоговой базе. Причем суды порой соглашаются с доводами налоговых органов. Смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 29.03.2012 N Ф05-1767/12 по делу N А40-54591/2011 (определением ВАС РФ от 26.07.2012 N ВАС-8920/12 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано).
А постановлением Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 N 13995/10 суд отменил ранее принятые по делу судебные решения и признал недействительным решение налоговой инспекции об отказе в возмещении полностью суммы НДС (то есть предыдущие суды согласились с действиями инспекции).
Высший суд указал, что ошибки, допущенные при определении налоговой базы, не влияют на результат исчисления НДС, облагаемого по указанной налоговой ставке, так как сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (статья 154пункт 1 статьи 166 НК РФ). Произведение налоговой базы на налоговую ставку, равную 0%, не влечет доначисления НДС. Возмещение НДС является лишь следствием установленного ст. 171, 172 и 176 порядка применения налоговых вычетов. Следовательно, при отсутствии каких-либо претензий со стороны инспекции к обществу в отношении документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, оснований для отказа в возмещении НДС не имеется.
Стоит заметить, что данное дело включено в Обзор постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам, принятых за период с 2010 г. по первое полугодие 2011 г. включительно, направленный письмом ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ (п. 11).
Тем не менее само по себе наличие судебной практики говорит о возможности споров в части вычета НДС, относящегося к экспортной операции. Это следует учитывать при принятии решения о представлении или непредставлении уточненной налоговой декларации.
Подробнее смотрите в материале: Вопрос: Нефтедобывающая компания оказывает услуги морской транспортировки нефти (порт погрузки - РФ, разгрузки - за пределами РФ). Налогообложение НДС - 0%. Организацией допущена ошибка при составлении декларации, факт применения нулевой ставки документально подтвержден. В ходе камеральной проверки инспекция запрашивала пояснения по поводу отсутствия в разделе 4 информации о налоговой базе, организация проинформировала об ошибке. Организация полагает, что подавать уточненную декларацию не требуется. ФНС отказывает в вычетах НДС по операциям, по которым обоснованность применения налоговой ставки 0% подтверждена. Правомерно ли это? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2013 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Каковы критерии отнесения организации к субъектам малого и среднего предпринимательства? Если суммарная доля участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, составляет 0%, то будет ли организация признаваться субъектом малого и среднего предпринимательства?

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 3 данного закона субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Критерии отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства содержатся в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Таких критериев всего три:
- среднесписочная численность работников (п. 2п. 2.1 части 1.1 Закона N 209-ФЗ);
- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (п. 3 части 1.1 Закона N 209-ФЗ);
- структура капитала (п. 1 части 1.1 Закона N 209-ФЗ).
Если первые два критерия особых трудностей не вызывают (в законе для них указаны вполне конкретные количественные показатели), то третий сформулирован достаточно сложно и к тому же имеет массу исключений из общего правила. Однако принципиальным моментом для рассматриваемой ситуации является то, что критерий "структура капитала" устанавливает ограничения в отношении участия в юридическом лице - субъекте МСП других юридических лиц: если это участие превышает определенный предел, статус субъекта МСП может быть утрачен.
Такой предел предусмотрен относительно участия в юридическом лице:
- Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (кроме инвестиционных) данные субъекты не должны владеть более чем 25% процентами долей в уставном капитале ООО;
- иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, данные субъекты не должны владеть более чем 49% долей в уставном капитале ООО.
Следует отметить, что законодательно установлен только верхний предел участия соответствующих субъектов в уставном капитале ООО. Но это не означает, что их участие (в указанных пределах) само по себе является обязательным условием для признания организации субъектом МСП. Иными словами, частным случаем соответствия требованиям закона будет нулевая доля участия (то есть неучастие) РФ, субъектов РФ и т.д. в уставном капитале ООО.
Это подтверждается и правоприменительной практикой, когда суды не усматривают нарушений закона при рассмотрении дел с участием субъектов МСП, все участники которых являются физическими лицами и (или) юридическими лицами, в свою очередь, относящихся к малым или средним предприятиям (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2022 г. N 13АП-3519/22 по делу N А56-68430/2021). В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2022 г. N 09АП-3685/22 по делу N А40-182502/2021 суд прямо подтвердил правомерность отнесения юрлица к субъектам МСП на том основании, что в момент образования АО "БОНИ-Инвест" суммарная доля участия юридических лиц, не являющихся субъектом малого и среднего предпринимательства, не только не превышала 49%, а составляла 0%.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения