Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 13 по 19 мая 2024 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 08.05.2024 N 596
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860"

Расширен перечень предоставляемых гостиницами услуг, которые перестанут облагаться налогом на добавленную стоимость (НДС)

Внесенными изменениями к таким услугам отнесены: услуги тренажерного зала или зала для фитнеса; спа-услуги; услуги доступа к сети "Интернет"; услуги конференц-зала; услуги охраняемой автостоянки и подземного паркинга.

С 1 сентября 2024 года указанные услуги будут облагаться НДС по ставке 0%.


Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Правительство планирует уточнить коды медицинских товаров для целей применения ставки НДС 10%

Уточнения связаны с изменениями в классификаторе ОКПД 2.

Так, в разделе II перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 688, позицию "22.22.14.000 Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс" предлагается изложить в следующей редакции: "22.22.14.190 Бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс прочие".

Кроме того, согласно проекту утратит силу сноска к позиции с кодом 32.50.50.190 ***, согласно которой код ОКПД 2, отмеченный знаком "<***>", применяется только в отношении пеленок одноразовых, подгузников и прокладок урологических.

В пояснении к проекту говорится, что код "32.50.50.190" был детализирован из кода "32.50.50.000", поэтому его включение в перечень в полном объеме не приведет к расширению номенклатуры медицинских товаров, которым будет предоставляться преференция в виде пониженной ставки НДС.


Приказ ФНС России от 08.05.2024 N ЕД-7-26/378@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@"

Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов

Приказом в новой редакции изложены раздел IX приложения N 1 и таблица 16.5 приложения N 16 к унифицированному формату.

 

Проект Приказа ФНС России "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию и жидкости для электронных систем доставки никотина в электронной форме и порядка ее заполнения"

ФНС подготовлен проект обновленной налоговой декларации по акцизам на табак, табачную продукцию и вейпы

Проект разработан в связи с принятием Федерального закона от 22.04.2024 N 96-ФЗ.

Утверждены новые: форма налоговой декларации; порядок ее заполнения; формат представления налоговой декларации в электронной форме.

Согласно проекту обновленная налоговая декларация должна будет представляться не ранее чем за январь 2025 года.

Утратит силу Приказ ФНС России от 15.02.2018 N ММВ-7-3/95@.


Письмо ФНС России от 08.05.2024 N СД-4-3/5416@
"Об определении продавцом для целей применения упрощенной системы налогообложения размера доходов при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца"

ФНС разъяснила, как продавцу на УСН рассчитать размер налогооблагаемых доходов с учетом удержания маркетплейсом суммы своего вознаграждения

На основании пункта 2 статьи 249 НК РФ доходом продавца признается вся сумма поступлений от покупателя за реализованные ему через маркетплейс товары.

Сумма удержанного маркетплейсом из выручки налогоплательщика вознаграждения является расходом, уменьшающим налоговую базу по УСН.

Для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, учет расходов для целей налогообложения не предусмотрен.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

14.05.2024 Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС, если он знал о том, что приобретенные товары (работы, услуги) не будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС, в связи с введением процедуры банкротства

Налоговым органом отказано в возмещении НДС в связи с отсутствием у налогоплательщика права на вычеты по НДС.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Налогоплательщиком (банкротом) не представлены документы, подтверждающие право на вычеты по НДС по операциям, связанным со строительством тепличного комплекса. Операции по реализации имущества банкрота не признаются объектом налогообложения, и суммы налога к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров. Учитывая, что приобретенные товары не использовались в деятельности, облагаемой НДС, ранее к вычету не заявлялись, восстановлены путем уплаты налога в бюджет не будут в связи с банкротством налогоплательщика.
Таким образом, налоговым органом правомерно отказано в возмещении НДС, поскольку налогоплательщиком не подтверждено право на вычеты по НДС по операциям, связанным со строительством объекта, должник знал о том, что дальнейшая реализация или использование приобретенных товаров, работ, услуг не будет облагаться НДС в связи с введением в отношении него конкурсного производства.

 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2024 г. N Ф08-903/24 по делу N А53-45741/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.05.2024 Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, принимаются к вычету в течение трех лет после принятия на учет выполненных работ независимо от момента ввода объекта в эксплуатацию

Налоговым органом начислен НДС в связи с пропуском налогоплательщиком трехлетнего срока на принятие к вычету НДС, предъявленного подрядчиками при проведении капитального строительства.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Налогоплательщик выступал заказчиком-застройщиком. Строительство производилось подрядным способом, предусматривающим поэтапный прием работ, с привлечением иных организаций для выполнения (оказания) отдельных работ (услуг). Работы, услуги по спорным счетам-фактурам приняты к учету в соответствующих налоговых периодах.
При проявлении должной степени осмотрительности, заботливости при истекающем сроке действия разрешения на строительство налогоплательщик мог определиться с прекращением строительных работ или с продлением срока действия разрешения на строительство, а также определиться с правовой судьбой затрат по объектам.
Таким образом, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, принимаются к вычету в течение трех лет после принятия на учет работ по капитальному строительству независимо от момента ввода объекта строительства в эксплуатацию. Поскольку налогоплательщик не представил документы, свидетельствующие об обстоятельствах, препятствовавших соблюдению срока на реализацию права на применение вычетов, суд указал, что выводы налогового органа о пропуске трехлетнего срока для возмещения НДС являются правомерными.

 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2024 г. N Ф08-889/24 по делу N А32-30685/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.05.2024 Несвоевременное извещение предпринимателя о времени рассмотрения материалов налоговой проверки и, как следствие, отсутствие у него возможности участвовать в рассмотрении является существенным нарушением со стороны налогового органа

По мнению предпринимателя, нарушена процедура проведения проверки, так как повторное рассмотрение материалов налоговой проверки проведено инспекцией без его участия. Извещение же о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направлено предпринимателю заказным почтовым отправлением в другой субъект РФ и получено менее чем за сутки до проверки.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогоплательщика.
При составлении протокола в связи с первоначальным рассмотрением акта и дополнения к акту выездной налоговой проверки представитель предпринимателя указал телефон для связи с ним и предпринимателем, который по указанному в протоколе телефону не извещался.
Таким образом, у предпринимателя отсутствовала возможность своевременно прибыть в инспекцию для рассмотрения дела, что привело к принятию неправомерного решения. Это является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и основанием для отмены вышестоящим налоговым органом решения инспекции.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 февраля 2024 г. N Ф05-30736/23 по делу N А40-95882/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.05.2024 Налогоплательщик в случае налогового спора обязан представить доказательства, опровергающие данные встречных проверок, информационных систем, показаний свидетелей, банковских выписок, налоговой отчетности (ее отсутствия)

По мнению налогового органа, налогоплательщик создал формальный документооборот со спорными контрагентами в целях неправомерного заявления налоговых вычетов по спорным сделкам (операциям), так как финансово-хозяйственные отношения между ним и спорными контрагентами в действительности места не имели.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Установлены обстоятельства, свидетельствующие о нереальности выполнения ремонтных работ на спорном объекте, так как спорные контрагенты не обладали необходимыми ресурсами для выполнения таких работ.
Налогоплательщик в свою очередь не представил доказательства, опровергающие данные встречных проверок, информационных систем, показаний свидетелей, банковских выписок, налоговой отчетности (ее отсутствия).

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2024 г. N Ф05-846/24 по делу N А40-56949/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.05.2024.Если региональным законодательством предусмотрена льгота по налогу с привязкой к основному виду деятельности, отраженному в ЕГРЮЛ, то фактическое осуществление данной деятельности без закрепления её в ЕГРЮЛ не дает права на получение налоговой льготы

Общество полагает, что отказ инспекции в предоставлении льготы по налогу на имущество является неправомерным, так как фактически оно осуществляет льготируемую деятельность.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Региональным законом предусмотрена льгота по налогу на имущество в отношении налогоплательщиков, имеющих в ЕГРЮЛ основной вид деятельности с определенными кодами ОКВЭД.
Общество, утверждая, что фактически осуществляло льготируемый вид деятельности, в ЕГРЮЛ имело другой вид основной деятельности, в отношении которого региональным законом не предусмотрена льгота.
На основании изложенного суд указал, что в данном деле отсутствуют правовые основания для исследования и оценки фактически осуществляемого обществом вида деятельности в целях получения льготы, поскольку региональным законом устанавливаются основания для ее предоставления по виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ.

 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 апреля 2024 г. N Ф01-1004/24 по делу N А43-17336/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

16.05.2024 Кредиторская задолженность перед организацией, исключенной из ЕГРЮЛ, является внереализационным доходом должника

По мнению налогового органа, кредиторская задолженность перед юридическим лицом, которое исключено из ЕГРЮЛ, является внереализационным доходом.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Общество не отразило в доходах кредиторскую задолженность перед исключенным из ЕГРЮЛ кредитором, что послужило основанием для доначисления налога на прибыль.
Суд указал, что кредиторская задолженность перед ликвидированной организацией является внереализационным доходом должника. Сама же сумма кредиторской задолженности подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика на дату исключения из ЕГРЮЛ контрагента. При этом доход должен быть признан в последний день периода, в котором юридическое лицо было ликвидировано.
Таким образом, суд пришел к выводу, что обществом за счет занижения налоговой базы в виде неотражения кредиторской задолженности перед исключенным из ЕГРЮЛ кредитором занижен налог на прибыль.

 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 апреля 2024 г. N Ф01-9258/23 по делу N А11-7844/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.05.2024 ВС представил обзор судебной практики по банкротству за 2023 год

Верховный Суд РФ сформулировал основные правовые позиции по банкротным делам. Затронуты вопросы оспаривания сделок, установления требований в реестре, ответственности контролирующих лиц, банкротства застройщиков.
Суд не вправе прекратить дело из-за нехватки средств на процедуру без проверки доводов заявителя о существовании источника для покрытия названных расходов.
При отсутствии у должника средств для финансирования банкротства необходимые расходы могут быть отнесены на его учредителей (участников).
Не может быть отказано в удовлетворении заявления финуправляющего об истребовании информации о банковских счетах и имуществе бывшей супруги должника при его сомнениях в добросовестности бывших супругов, поскольку это отвечает целям банкротства.
Если оказанные работнику должника юридические услуги обусловлены в том числе защитой самого должника, то их оплата сама по себе не вредит кредиторам.
Если кредиторам не причинен вред, иные составные элементы подозрительности сделки должника не имеют правового значения для признания ее недействительной.
Взаимозачет между заказчиком и подрядчиком для установления завершающей обязанности одной из сторон не оспаривается в банкротстве подрядчика, так как в этом случае заказчик не получает какого-либо предпочтения.
Банкротство аффилированного с должником кредитора не повышает очередность его требования о возврате компенсационного финансирования.
Искусственное дробление функционально связанных объектов на несколько лотов ограничивает цену и круг участников банкротных торгов, а потому не отвечает целям конкурсного производства.
Требование о взыскании неустойки, обеспеченное залогом имущества должника, имеет приоритет перед необеспеченными требованиями других кредиторов по взысканию финансовых санкций.
При банкротстве залогодателя коммунальные расходы для поддержания заложенного имущества в исправном состоянии покрываются за счет выручки от его реализации до начала расчетов с залоговым кредитором.
В размер субсидиарной ответственности не включаются долги банкрота, образовавшиеся до нарушения контролирующим лицом обязанности по своевременному инициированию банкротства должника.
Требования партнера обанкротившегося застройщика не конкурируют с требованиями граждан-дольщиков.

 Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2023 г. (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 мая 2024 г.)

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.05.2024 Суд признал отсутствие у предпринимателя дохода в виде материальной выгоды при покупке недвижимого имущества, поскольку цена объекта была внесена полностью

Налоговый орган полагает, что предприниматель обязан был заплатить НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды при покупке недвижимого имущества.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.
Установлено, что налогоплательщиком была приобретена квартира. При этом сумма оплаты была внесена двумя платежами, в совокупности составившими всю цену квартиры по договору купли-продажи. Вторая часть оплаты была внесена наличными денежными средствами, поэтому налоговый орган не увидел их поступление на счет продавца.
В договоре, представленном при регистрации перехода права собственности, было указано, что оплата внесена в полном объеме.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2024 г. N Ф06-1563/24 по делу N А49-945/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

17.05.2024 Безвозмездная передача объектов взаимозависимой организации облагается НДС, если она фактически не является вкладом в имущество

По мнению предпринимателя, переданные организации транспортные средства являются вкладом в имущество предприятия, поэтому данная операция не является реализацией и не облагается НДС.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию предпринимателя необоснованной.
Судом установлено, что предприниматель передал организации транспортные средства, которые после были переданы по договору аренды этому же предпринимателю. Суд также отметил, что до передачи объектов предприниматель сам оказывал транспортные услуги для организации. Дивиденды от общества предприниматель не получал, ему начислялась только зарплата.
Следовательно, данная сделка представляет собой не вклад в имущество общества, а передачу имущества на безвозмездной основе в адрес взаимозависимой организации, в которой предприниматель является единственным учредителем, а также основным контрагентом как до передачи имущества, так и после его передачи.
Так как данная сделка является безвозмездной реализацией, суд пришел к выводу, что она облагается НДС

 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 апреля 2024 г. N Ф01-981/24 по делу N А11-1272/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

13.05.2024 Для НДС отгрузку в валюте не всегда надо пересчитывать по курсу ЦБ. Хотя НК обязывает

Если договор составлен в валюте, отгрузка товара идет в валюте, а оплата приходит в рублях, то налоговую базу определяют на день отгрузки. Причем пересчет валюты в рубли идет по курсу ЦБ. Но эту норму не надо применять, если курс заранее прописан в договоре, и он фиксированный.

Разъяснение дает Минфин в письме от 14.03.2024 № 03-07-08/22634.

Ситуация такая: компания заключила договоры поставки товаров, в которых стоимость выражена в валюте. Оплата будет в рублях. Причем курс обговорен заранее, он фиксированный и прописан в договоре. То есть неважно, какой курс ЦБ будет на день оплаты. Стоимость товаров известна заранее – при заключении договора.

При этом п. 4 ст. 153 НК обязывает делать пересчет валюты в рубли по курсу ЦБ. И никаких исключений из этой нормы для описанного случая нет.

Минфин пояснил, что в этом случае норму про пересчет применять не надо.

Если по договору курс рубля фиксированный, то стоимость известна. С нее и надо платить НДС. Пересчитывать валюты в рубли по курсу ЦБ не надо.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

13.05.2024 При импорте товаров из стран ЕАЭС через агентов вычет по НДС применяет принципал

При ввозе товаров в РФ из стран ЕАЭС на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на организацию (ИП) – поверенного, комиссионера, агента.

Причем если речь идет об агентах, которые покупают товары для принципала, то норма про НДС работает с 2024 года.

Российские посредники, импортирующие товары в РФ из стран ЕАЭС в интересах российских покупателей, платят НДС в ФНС и сдают декларацию по косвенному НДС.

Этот НДС, уплаченный агентом, идет на вычет у принципала после принятия им на учет приобретенных товаров.

Об этом сообщает Минфин в письме от 20.03.2024 № 03-07-13/1/24930.

Основанием будут документы, подтверждающие уплату налога посредником, а также заявление (его копия), полученное от посредника.

Реквизиты этого заявления надо указать в графе 3 книги покупок.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.05.2024 Заказчик удерживает НДФЛ с выплат исполнителям по договорам ГПХ и предоставляет им стандартный вычет

Вознаграждение, которое компания выплачивает физлицу, с которым оформлен договор ГПХ на работы или услуги, облагается НДФЛ. И возмещение расходов исполнителя – тоже.

Об этом сообщает Минфин в письме от 25.01.2024 № 03-04-05/5687.

Вместе с тем, если человек несет расходы, связанные с его работой по договору ГПХ, он имеет право на получение профессиональных налоговых вычетов.

Кроме того, исполнителю по ГПХ по его заявлению надо предоставить стандартный детский вычет по НДФЛ.

Об этом пишет Минфин в письме от 26.01.2024 № 03-04-05/6138.

Стандартный вычет предоставляет один из налоговых агентов по выбору человека. Его дают, пока доход не превысит 350 000 рублей.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.05.2024 Роструд: можно ли подписать трудовой договор разными способами

Трудовой кодекс не допускает ситуацию, при которой одна сторона подписывает документ в электронном виде, а другая делает это на бумаге.

Вопрос о возможности того, чтобы работодатель подписал трудовой договор электронной подписью, а работник поставил собственноручную подпись на том же документе, был рассмотрен экспертами Роструда на сайте «Онлайнинспекция.рф».

Согласно статье 67 Трудового кодекса РФ, трудовой договор заключается в письменной форме и составляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан сторонами. Один экземпляр передается работнику, а другой хранится у работодателя. Подтверждением получения работником экземпляра договора является его подпись на документе, который хранится у работодателя.

Если в организации используется кадровый электронный документооборот, трудовой договор, а также множество других документов, связанных с трудовыми отношениями, могут оформляться в электронном виде без необходимости дублирования на бумаге. Такие документы заверяются электронными подписями сторон. Правовая база для этого изменения описана в поправках к Трудовому кодексу.

Следовательно, согласно заключения Роструда, Трудовой кодекс не допускает ситуацию, при которой одна сторона подписывает документ в электронном виде, а другая сторона делает это на бумаге. Трудовой договор может быть заключен и заверен как на бумажном носителе, так и в электронном формате. Электронная подпись используется исключительно при оформлении электронных документов.

Источник: Российский налоговый портал

 

16.05.2024 Как учесть расходы на создание и продвижение сайта компании

Бухгалтерский расходов на сайт организации зависит от наличия права вести бухучет упрощенными способами, а налоговый учет от соблюдения ряда условий.

Организации на ОСНО, которые вправе вести бухучет упрощенными способами (например, микропредприятие), могут закрепить в учетной политике, что не капитализируют расходы на создание, приобретение, улучшение НМА в бухучете. Тогда затраты на приобретение, создание, улучшение объектов, которые по общему правилу учитывают в бухучете в качестве НМА, сразу и полностью надо будет признавать в текущем периоде как расходы по обычным видам деятельности — п. 4 ФСБУ 26/2020.

В налоговом учете сайт признают амортизируемым имуществом и учитывают в составе НМА, если выполняются условия:

имеются исключительные права на сайт и они подтверждены документально;

сайт используется в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации;

способен приносить экономические выгоды;

первоначальная стоимость сайта более 100 000 руб.;

срок полезного использования сайта более 12 месяцев.

Таким образом, в бухучете можно затраты на создание сайта списать сразу, а в налоговом – только через амортизацию. Такое разъяснение дано в сервисе Клерк.Консультации.

Если сайт делает самозанятый, то нужен с ним договор. Но условия договора к учету здесь отношения не имеют.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.05.2024 На УСН продажа ниже себестоимости или за 1 рубль — все равно рыночная цена

Если компания на УСН проводит рекламную акцию, стоимость товара может быть ниже обычной. Главное, чтобы не бесплатно.

Реальная ситуация: ООО на УСН с объектом доходы минус расходы. Директор хочет запустить акцию: купи 10 единиц нашего товара и получи шарик (условно) за 1 рубль. Закупочная цена шарика — 1000 рублей.

Бухгалтер хочет в накладной на отгрузку указать — 10 единиц товара. Шарик — продажная цена 1 руб.

Возникает вопрос, не воспримет ли налоговая шарик за 1 рубль как нормируемые рекламные расходы. Соответственно, не наказуема ли продажа ниже себестоимости и как документально оформить эту акцию.

Получается, что формально имеет место продажа, но льготная. Проблемы начинаются, когда раздают товар бесплатно. А даже 1 рубль — это уже цена.

Если товар отпускать лицам, никак не связанным с компанией, то можно ссылаться на п. 1 ст. 105.3 НК.

То есть 1 рубль – рыночная цена. Претензий быть не должно.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.05.2024 Нужен ли кассовый чек при закупке товаров у физлица для перепродажи на УСН

НК напрямую не регулирует, какие документы нужны для обоснования расходов по УСН при покупке товаров у физического лица для последующей перепродажи.

Многие ИП на УСН покупают товар у других физлиц для перепродажи. Может случиться, что есть только договор. По нему продавец получил деньги и перечислены реквизиты товара, продавца и покупателя, стоимость. А чек ИП-покупатель на упрощенке не пробивал. Соответственно, возникает вопрос, можно ли включить в расходы УСН себестоимость товара.

В сервисе Клерк.Консультации эксперт разъяснил, как действовать.

Стоимость МПЗ можно включить в расходы на упрощенке. Это будут материальные расходы.

Что касается подтверждающих документов, с продавцом надо оформить письменный договор купли-продажи. Кроме того, можно составить акт закупки, который вполне может выступать как первичкой, так и полноценным договором одновременно. Ведь форма договора может быть любой. Главное, чтобы обе стороны его подписали — п. 2 ст. 434 ГК. Акт закупки можно составить в произвольной форме.

По закону ИП на УСН имеют право закупать товары у физических лиц для последующей перепродажи в своем магазине. При этом в случае составления закупочного акта он может быть признан расходами при налогообложении ИП на УСН — в соответствии со ст. 346.11 НК.

Для подтверждения расходов достаточно одного договора — именно он подтверждает расходы на покупку товаров. Дополнительно может быть оформлен закупочный акт — он может подтвердить именно факт передачи имущества.

Но если операций купил-продал было несколько и товар изначально закупался для перепродажи — то есть прослеживается периодический характер предпринимательской деятельности — чек безопаснее пробить.

Позиция чиновников неоднократно менялась. В последних разъяснениях говорится так: если товар приобретается для перепродажи, то чек ККТ пробить нужно, если изначально известно, что товар закупают для перепродажи. Если товар был приобретен для производства, а потом продан за ненадобностью, чек пробивать не нужно.

«Если деятельность организации направлена на приобретение товаров у физических лиц и их дальнейшую реализацию, при осуществлении расчетов (выплат денежных средств физическому лицу за товар) у организации возникает обязанность применения контрольно-кассовой техники и, соответственно, выдачи (направления) кассового чека» — гласит письмо Минфина от 07.09.2021 № 30-01-15/72134.

При отсутствии документального подтверждения закупки налоговый орган может принять решение о непризнании расходов.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.05.2024 Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.

В российских стандартах бухгалтерского учета проверка на обесценение кредиторской задолженности не предусмотрена.

В отношении дебиторской требование проверки на обесценение установлено для чистых инвестиций в аренду — пункт 38 ФСБУ 25/2018. ЧИА следует проверять на обесценение в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

В отношении прочих видов дебиторской задолженности термина «обесценение» в российских ПБУ и ФСБУ нет.

Но по сути при составлении бухотчетности организации должны провести обесценение дебиторки путем создания резерва по сомнительными долгам. Такое требование установлено п. 70 Положения по ведению бухучета и бухотчетности в РФ.

В МСФО порядок отражения в учете и отчетности дебиторской и кредиторской задолженности регулируют МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: раскрытия и представление информации».

Порядок обесценения дебиторски установлен МСФО (IFRS) 9. По нему организация должна признать резерв под ожидаемые кредитные убытки в прибылях и убытках — либо сразу в момент признания актива, либо на первую же отчетную дату после признания.

К кредиторской задолженности применяется также МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Изменение лимита стоимости для признания активов основными средствами

Компания приняла решение изменить минимальный порог для признания основным средством: с 01.01.2024 она установила его в размере 100 тыс. руб. в бухгалтерском и налоговом учете (ранее данный порог составлял 40 тыс. руб.). Компания применяет ФСБУ 6/2020 с 2022 года.
Что необходимо сделать с уже имеющимися в организации основными средствами ниже нового лимита в случае, если объекты еще амортизируются в бухгалтерском и налоговом учете? Что необходимо сделать с уже имеющимися в организации ОС ниже нового лимита в случае, если объекты еще амортизируются только в бухгалтерском учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организация имеет право на внесение изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета, применяться которая будет в 2024 году (с учетом внесенных изменений).

Изменения в учетную политику должны быть обоснованы и утверждены руководителем организации путем издания соответствующего приказа.

О порядке отражения изменений в учетной политике смотрите в обосновании.

Обоснование позиции:

Согласно ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях:

- изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

- разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

- существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.

Порядок отражения последствий изменения учетной политики регулируется пп. 13-16 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008). Так, согласно п. 13 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

В п. 14 ПБУ 1/2008 указано, что последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном п. 15 ПБУ 1/2008.

ФСБУ 6/2020 не предусматривает порядка отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерском учете и отчетности в случае увеличения лимита стоимости основных средств. Следовательно, в рассматриваемой ситуации организации необходимо руководствоваться положениями п. 15 ПБУ 1/2008. В п. 15 ПБУ 1/2008 установлено, что последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

При применении ретроспективного способа отражения изменений учетной политики объекты, которые в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе основных средств, но в соответствии с ФСБУ 6/2020 таковыми не являются (первоначальная стоимость которых от 40 тыс. руб. до 100 тыс. руб.), списываются с использованием счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (п. 14 и п. 15 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" и абзац 4 п. 49 ФСБУ 6/2020), за исключением случаев переклассификации таких объектов в другой вид активов.

Для этого в бухгалтерском учете организации в межотчетный период (после закрытия 2023 года, но датированные 31.12.2023 (до первой проводки 2024 года)), могут быть сделаны такие записи:

- Дебет 84 Кредит 01

- списана первоначальная стоимость объектов ОС, которые признаны малоценными;

- Дебет 02 Кредит 84

- списана начисленная амортизация по объектам ОС, которые признаны малоценными.

При этом ПБУ 1/2008 допускает возможность отходить от требований федеральных стандартов бухгалтерского учета в некоторых случаях. Так, в п. 7.4 ПБУ 1/2008 указано, что в той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, приводит к формированию несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухучета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 ПБУ 1/2008).

Таким образом, если совокупная остаточная стоимость объектов со стоимостью менее 100 тыс. руб. является несущественной для финансовой отчетности организации, полагаем, что исходя из п. 7.4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика" ее допустимо списать в расходы (на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета, т.е. на 01.01.2023) с использованием счета 91 "Прочие расходы".

Таким образом, операции по корректировке проводок, сформированных в 2024 году, могут быть следующие:

Дебет 91 Кредит 01

- списана первоначальная стоимость объектов ОС, признанных несущественными активами;

Дебет 02 Кредит 91

- списана начисленная амортизация по объектам ОС, признанных несущественными активами.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

При перспективном отражении последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 организация, выбравшая такой способ (и имеющая право на применение такого способа), не списывает балансовую стоимость таких объектов на нераспределенную прибыль, а должна продолжать их учитывать до момента выбытия из состава ОС по иным причинам (продажа, ликвидация и т.п.).

Ранее Минфина РФ в ситуации увеличения лимита отнесения активов к основным средствам, учет которых осуществлялся в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств", указывал, что так как нормативный правовой акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерском учете и отчетности, то обоснованным является соответствующее изменение учетной политики лишь в отношении объектов, принятых организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после вступления в силу указанного акта (смотрите письма Минфина РФ от 22.03.2006 N 07-05-06/64от 11.04.2006 N 07-05-06/86от 02.06.2006 N 07-05-06/133от 14.02.2007 N 07-05-10/15от 20.01.2009 N 07-02-06/09).

В отношении ФСБУ 6/2020 официальных разъяснений нами не найдено.

К сведению:

В п. 15.1 ПБУ 1/2008 установлены специальные правила, которые применяются при изменении учетной политики. Так, организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Стоимостной критерий в размере 100 000 рублей действует с 01.01.2016 и применяется к объектам амортизируемого имущества, введенным в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 (пп. 78 ст. 2чч. 47 ст. 5 Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ). Смотрите также письмо Минфина России от 20.05.2016 N 03-03-06/1/29124.

В связи с внесением изменений в отношении стоимостного лимита в учетную политику по бухгалтерскому учету в налоговом учете основные средства также признаются по правилам п. 1 ст. 257 НК РФ.

Обращаем внимание, что выраженная позиция является нашим экспертным мнением, может отличаться от мнения других специалистов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе. Организация может обратиться за персональным разъяснением в Минфин России или налоговый орган (подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету (апрель 2024 г.);

Энциклопедия решений. Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету (апрель 2024 г.);

- Вопрос: Внесение изменений в учетную политику для бухучета при изменении стоимостного лимита ОС. Существенность информации о "малоценных" ОС (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2023 г.);

- Вопрос: Изменение лимита стоимости для учета малоценных активов в бухгалтерском учете (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2023 г.);

- Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета основных средств на современном этапе (Г.В. Калинина, Е.В. Мишанова, журнал "Вестник Алтайской академии экономики и права", N 4 (часть 1), апрель 2019 г.);

Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет (издание второе, доп. и перераб.) (Крутякова Т.Л.). - "Издательство АйСи," 2022 г.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гнатюк Екатерина

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

О налоговом расчете у российской организации, оказывающей транспортно-экспедиционные услуги с привлечением иностранных компаний

Организация (ООО) на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" занимается организацией транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов из-за рубежа. Своего транспортного парка организация не имеет, поэтому перекупает услуги у других транспортных и посреднических иностранных компаний.
Наиболее часто у зарубежного экспедитора организация покупает услугу по доставке груза из-за рубежа до железнодорожной станции прибытия в России. Грузы следуют в режиме ВТТ (внутреннего таможенного транзита), без перегрузки в другие транспортные средства. Это подтверждается документом СМГС с номером контейнера и печатью таможни. То есть, несмотря на то, что перевозка идет частично вне России, а частично по России, она считается все одной и той же международной перевозкой.
В описанном порядке организация работает с экспедиционными компаниями из Китая, Индии, Турции, Тайваня. Представительств эти компании на территории РФ не имеют.
Должна ли организация сдавать ежеквартально форму "Налоговый расчет сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов"?
Если да, то какой код дохода следует отразить по строке 030 подраздела 4.2 раздела 4 налогового расчета?
Правильно ли организация понимает, что суммы, выплаченные иностранным перевозчикам (экспедиторам), не облагаются никаким налогом у источника выплаты?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Порядок налогообложения доходов иностранных организаций (а также порядок заполнения налогового расчета) зависит от того, какие именно услуги они оказывают (каким образом квалифицируются оказанные услуги): услуги международной перевозки или экспедиторские (экспедиционные) услуги.

С учетом действующих соглашений об избежании двойного налогообложения у российской организации возникают обязанности налогового агента по исчислению и удержанию налога с доходов:

- турецкой компании от оказания услуг международной перевозки морским судном (с уменьшением налога на 50%);

- тайваньской компании от оказания услуг международной перевозки любым видом транспорта;

- тайваньской компании от оказания экспедиторских услуг, если эта компания и российская организация являются взаимозависимыми лицами.

В остальных случаях полученные иностранными контрагентами от российской организации доходы от оказания компаниями Китая, Индии, Турции услуг международной перевозки и организациями Китая, Индии, Турции, Тайваня экспедиторских услуг (при отсутствии у них представительств на территории РФ) не подлежат обложению налогом в РФ (у источника выплаты дохода).

Если доходы иностранных компаний от оказания услуг международных перевозок, от оказания экспедиторских услуг (если иностранная компания и российская организация являются взаимозависимыми лицами) на основании действующих соглашений об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению налогом в РФ либо облагаются по пониженной ставке, то информация об этих иностранных компаниях отражается в разделе 3 налогового расчета.

Если российской организацией выплачивается иностранной компании (при условии, что они не являются взаимозависимыми) доход от оказания экспедиторских услуг, то, по нашему мнению, информацию о такой компании нужно отразить в разделе 4 налогового расчета. По строке 030 подраздела 4.2 "Сведения о доходах" раздела 4 в этом случае следует указать код "25" (Доходы от транспортно-экспедиционного обслуживания).

Обоснование позиции:

О налогооблагаемых доходах иностранных компаний с учетом норм главы 25 НК РФ

Порядок налогообложения доходов иностранных организаций зависит от того, какие именно услуги они оказывают (каким образом квалифицируются оказанные услуги): как услуги международной перевозки или как экспедиторские (экспедиционные) услуги. Поясним, с чем это связано.

Согласно п. 1 ст. 214 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с положениями Налогового кодекса возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников, находящихся в РФ, являются плательщиками налога на прибыль (п. 1 ст. 246 НК РФ).

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в РФ, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и относятся к доходам иностранной организации от источников в России, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации (налоговым агентом), при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК РФ, в валюте выплаты дохода (п. 1 ст. 310 НК РФ).

Таким образом, при выплате доходов иностранной компании, не имеющей в РФ постоянного представительства, через которое она осуществляет свою деятельность, российская организация исполняет обязанности налогового агента по исчислению и удержанию налога в том случае, если выплачиваемый доход относится к перечню видов доходов, предусмотренному п. 1 ст. 309 НК РФ.

Среди доходов, названных в п. 1 ст. 309 НК РФ, числятся:

- доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках). Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ (пп. 8);

- доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со ст. 105.1 НК РФ. При этом работы считаются выполненными (услуги считаются оказанными) на территории РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ. Место осуществления деятельности такого покупателя определяется по месту государственной регистрации организации (месту нахождения постоянного представительства, если работы выполнены (услуги оказаны) постоянному представительству) (пп. 9.4, введенный с 01.01.2024 Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ).

Доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подп. 9.4 п. 1 ст. 309 НК РФ) на территории РФ, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Как подчеркивает Минфин России, к доходам от международной перевозки, указанной в подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, доходы от оказания экспедиторских услуг не относятся.

Вместе с тем если услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, по своему объему и характеру могут быть квалифицированы в рамках норм Налогового кодекса и конкретного международного договора об избежании двойного налогообложения как международная перевозка, следует руководствоваться в том числе нормами п. 1 ст. 309ст. 310 и 312 НК РФ (письма Минфина России от 28.04.2021 N 03-08-05/32703, от 28.04.2021 N 03-08-05/3270 (можно ознакомиться в сети Интернет)).

Относительно налогообложения дохода иностранной организации от оказания услуг по организации доставки товаров (услуг транспортной экспедиции) дополнительно следует учитывать следующие разъяснения чиновников финансового ведомства.

Если доход от международных перевозок выплачивается через транспортно-экспедиторские компании, не являющиеся перевозчиками, данный доход может дополнительно включать вознаграждение посредника или стоимость прочих услуг экспедитора.

В связи с этим необходимо устанавливать фактический размер каждого вида дохода в общей сумме платежа и определять соответствующие налоговые последствия.

Доход иностранной организации от международной перевозки в случае невозможности выделения из такого дохода вознаграждения посредника или стоимости прочих услуг экспедитора подлежит обложению налогом согласно подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ (письмо Минфина России от 20.12.2023 N 03-08-05/123622 (можно ознакомиться в сети Интернет)).

Кроме того, согласно абзацу 7 подп. 11 п. 2 ст. 310 НК РФ до 31.12.2025 исчисление и удержание суммы налога не производится налоговым агентом в случае выплаты иностранной организации доходов от международных перевозок по договорам, заключенным до 08.08.2023 с иностранными организациями, расположенными на территориях иностранных государств, действие международных соглашений с которыми приостановлено Указом Президента РФ от 08.08.2023 N 585, при соблюдении следующих условий:

- такие доходы не облагались налогом в Российской Федерации согласно соглашению до дня принятия указанного указа;

- российская организация, выплачивающая доходы, и иностранная организация - получатель доходов не являются взаимозависимыми лицами в соответствии со ст. 105.1 НК РФ;

- иностранной организацией предоставлены налоговому агенту подтверждения, предусмотренные п. 1 ст. 312 НК РФ.

Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные с КНР, Индией, Турцией, Указом Президента РФ N 585 не приостановлены.

О международных соглашениях РФ

Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (п. 1 ст. 7 НК РФ). Поэтому в ситуации, когда российская организация заключает договор с иностранной компанией - резидентом государства, с которым у России действует международный договор по вопросам налогообложения, положения этого договора имеют приоритетное значение при налогообложении доходов иностранной организации на территории РФ.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы заключено в г. Москве 13.10.2014.

Пунктом 1 ст. 8 этого соглашения предусмотрено, что прибыль предприятия Договаривающегося Государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках подлежит налогообложению только в этом Договаривающемся Государстве.

Термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такое судно используется исключительно для перевозки между пунктами в другом Договаривающемся Государстве (подп. "g" п. 1 ст. 3).

Прибыль предприятия Договаривающегося Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство (п. 1 ст. 7).

Положения обозначенного соглашения не применяются к правоотношениям между Российской Федерацией и Тайванем (письмо Минфина России от 12.08.2021 N 03-08-05/64903 (можно ознакомиться в сети Интернет)). Между Правительством Российской Федерации и Правительством Тайвань соглашение не заключено.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индия от 25.03.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" подписано в г. Москве 25.03.1997.

В силу п. 1 ст. 8 данного соглашения доходы, получаемые предприятием одного Договаривающегося Государства от эксплуатации или сдачи в аренду морских или воздушных судов в международных перевозках и аренды контейнеров и соответствующего оборудования, связанного с эксплуатацией морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежат налогообложению только в этом Договаривающемся Государстве.

Термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве (подп. "h" п. 1 ст. 3).

Прибыль, полученная в одном Договаривающемся Государстве предприятием другого Договаривающегося Государства, может облагаться налогом в первом упомянутом Государстве, если только она получена через находящееся там постоянное представительство и только в той части, которая относится к деятельности такого постоянного представительства (п. 1 ст. 7).

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы заключено в г. Анкаре 15.12.1997.

Пунктом 1 ст. 8 этого соглашения предусмотрено, что прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства, полученная из другого Договаривающегося Государства от эксплуатации морских судов в международных перевозках, подлежит налогообложению в первом упомянутом Государстве. Однако такая прибыль может также облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве в соответствии с законодательством этого другого Государства, но налог, взимаемый в этом другом Государстве с такой прибыли, должен уменьшаться на 50%.

Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства, полученная из другого Договаривающегося Государства от эксплуатации воздушного судна или дорожного транспортного средства в международных перевозках, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве (п. 2 ст. 8).

Термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным, воздушным судном или дорожным транспортным средством, осуществляемую предприятием одного Договаривающегося Государства, за исключением когда морское, речное, воздушное судно или дорожное транспортное средство эксплуатируется только между пунктами, расположенными на территории одного и того же Договаривающегося Государства (подп. "h" п. 1 ст. 3).

Прибыль, полученная в одном Договаривающемся Государстве предприятием другого Договаривающегося Государства, может облагаться налогом в первом упомянутом Государстве, если только она получена через расположенное там постоянное представительство и только в той части, которая относится к этому постоянному представительству (п. 1 ст. 7).

Таким образом, у российской организации возникают обязанности налогового агента по исчислению и удержанию налога с доходов:

- турецкой компании от оказания услуг международной перевозки морским судном (с уменьшением налога на 50%);

- тайваньской компании от оказания услуг международной перевозки любым видом транспорта;

- тайваньской компании от оказания экспедиторских услуг, если эта компания и российская организация являются взаимозависимыми лицами.

В остальных случаях полученные иностранными контрагентами от российской организации доходы от оказания компаниями Китая, Индии, Турции услуг международной перевозки и организациями Китая, Индии, Турции, Тайваня экспедиторских услуг (при отсутствии у них представительств на территории РФ) не подлежат обложению налогом в РФ (у источника выплаты дохода).

О сертификатах

Если доходы иностранной компании подлежат налогообложению в России согласно нормам главы 25 НК РФ, но не облагаются налогом в соответствии с действующим международным соглашением, то у российской организации не возникает обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет при условии соблюдения положений ст. 312 НК РФ (подп. 4 п. 2. ст. 310 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор РФ по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров РФ, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

В письме ФНС России от 20.02.2021 N ШЮ-4-13/2243@ отмечено, что действующим законодательством РФ не установлены содержательные критерии и формальные требования к сертификатам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве в значении СОИДН. В то же время такие документы могут рассматриваться как должное подтверждение российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в случае, если содержат в том числе:

- наименование налогоплательщика;

- подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;

- период действия (может быть не указан);

- наименование СОИДН (может быть не указано);

- указание на то, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.

Важно: в случае несоблюдения условий, предусмотренных ст. 312 НК РФ, налоговый агент обязан удержать и перечислить в бюджет соответствующие суммы налога, исчисленные по налоговым ставкам, предусмотренным Налоговым кодексом.

О налоговом расчете

Согласно п. 4 ст. 310 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2024, налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ (то есть не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, и не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом), представляет налоговый расчет в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

С 01.01.2024 применяются Форма налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов и Порядок ее заполнения, утвержденные приказом ФНС России от 26.09.2023 N ЕД-7-3/675@.

В письме ФНС России от 14.11.2023 N ШЮ-4-13/14369@ даны разъяснения по заполнению нового расчета:

1) Налоговый расчет заполняется нарастающим итогом и представляется налоговыми агентами (организациями и ИП), осуществившими выплаты в адрес иностранных организаций в течение налогового периода.

Таким образом, если выплата в пользу иностранной организации осуществлена в первом отчетном периоде (январь, первый квартал), то обязанность по представлению налоговых расчетов сохраняется за все отчетные периоды до конца соответствующего года.

2) В расчете подлежат отражению все виды доходов иностранной организации от источников в РФ:

- подлежащие обложению налогом;

- не подлежащие налогообложению;

- осуществленные в неденежной форме (например, в виде взаимозачетов, капитализации процентов).

Согласно п. 52 порядка заполнения налогового расчета раздел 3 заполняется в отношении подлежащих налогообложению доходов от источников в Российской Федерации, предусмотренных п. 1 ст. 309 НК РФ, выплаченных иностранным организациям в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода, а также налогов, исчисленных и подлежащих удержанию налоговым агентом с таких доходов в последнем истекшем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода.

В разделе 3 отражается информация об иностранных организациях - получателях дохода от источников в Российской Федерации, о выплаченных налоговым агентом иностранным организациям доходах от источников в Российской Федерации, удержанных налогах, а также о лицах, имеющих фактическое право на выплаченные доходы.

При заполнении подраздел 3.2. "Сведения о доходах и расчет суммы налога" раздела 3 налогового расчета по строке 020 "Код дохода" следует указать соответствующий код, например (п. 67 порядка заполнения налогового расчета):

- "24" (Доходы от международных перевозок);

- "25" (Доходы от транспортно-экспедиционного обслуживания).

Особенности заполнения строки 070 "Ставка налога, в %" обозначенного подраздела определены п. 71 порядка заполнения налогового расчета.

Если доход не подлежит налогообложению в Российской Федерации либо если международным договором Российской Федерации установлен льготный режим налогообложения, либо в соответствии с положениями соглашений об избежании двойного налогообложения какой-либо вид доходов в целях устранения двойного налогообложения не подлежит налогообложению в Российской Федерации, по строке 070 проставляется либо пониженная ставка, либо указывается значение "99.99". Например, при применении ставки 0% по строке 070 указывается "0-.--", при применении ставки 15% отражается "15.--", а в случае если доход от источника в Российской Федерации не подлежит налогообложению или облагается НДФЛ, указывается условное значение "99.99".

При указании по строке 070 значения "0-.--" или "99.99" строки 080-110 и 140 не заполняются.

Таким образом, если доходы, полученные иностранной компаний от российской организации, названы в п. 1 ст. 309 НК РФ, но на основании соглашения об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению налогом в РФ либо облагаются по пониженной ставке, то информация об этих компаниях отражается в разделе 3 налогового расчета.

Поэтому, если доходы иностранных компаний от оказания услуг международных перевозок, от оказания экспедиционных услуг (если иностранная компания и российская организация являются взаимозависимыми лицами) на основании действующих соглашений об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению налогом в РФ либо облагаются по пониженной ставке, то информация об этих иностранных компаниях отражается в разделе 3 налогового расчета.

Раздел 4 налогового расчета заполняется при выплате иностранным организациям доходов от источников в РФ, не подлежащих налогообложению у источника выплаты, то есть доходов, подпадающих под действие п. 2 ст. 309 НК РФ, а также в отношении доходов, предусмотренных п. 2.3 ст. 309 НК РФ (пп. 5111 порядка заполнения налогового расчета).

При заполнении подраздела 4.2 "Сведения о доходах" раздела 4 налогового расчета по строке 030 "Код дохода" указывается соответствующий код дохода в зависимости от выплачиваемых иностранной организации доходов (либо доходов, полученных иностранной организацией в иной форме) (п. 123 порядка заполнения налогового расчета).

Доходам от транспортно-экспедиционного обслуживания соответствует код "25".

Считаем, что если российской организацией выплачивается иностранной компании (при условии, что они не являются взаимозависимыми) доход от оказания экспедиционных услуг, то информацию о такой компании следует отразить в разделе 4 налогового расчета. По строке 030 подраздела 4.2 "Сведения о доходах" раздела 4 в этом случае следует отразить код "25" (Доходы от транспортно-экспедиционного обслуживания).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Как облагаются налогом на прибыль услуги по международной перевозке товаров (апрель 2024);

Энциклопедия решений. Как заполнить и сдать налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (апрель 2024);

- Вопрос: Налоговый расчет по доходам иностранных организаций при экспорте товаров на территорию РФ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2024 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Уменьшение налога по УСН на страховые взносы "за себя"

Предприниматель без наемных работников применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".
За 2022 год фиксированные страховые взносы и страховые взносы по ставке один процент с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, уплачены в 2023 году.
Может ли предприниматель уменьшить сумму налога по УСН за 2023 год и на сумму указанных страховых взносов, и на сумму фиксированных страховых взносов и страховых взносов по ставке один процент с доходов, превышающих 300 тыс. руб., подлежащих уплате за 2023 год, в 2024 году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

ИП может уменьшить сумму налога по УСН за 2023 год:

- на сумму фиксированных страховых взносов и страховых взносов в размере 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, за 2022 год, уплаченных в 2023 году;

- на сумму фиксированных страховых взносов и страховых взносов в размере 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, за 2023 год, подлежащих уплате в 2024 году.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 430 НК РФ ИП, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере и в случае, если величина дохода ИП за расчетный период превышает 300 000 рублей, плюс 1% суммы дохода ИП, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Страховые взносы за 2022 год

Суммы страховых взносов, определяемые в соответствии с вышеуказанной ст. 430 НК РФ (фиксированные страховые взносы и страховые взносы в размере 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей), уплаченные после 31.12.2022 за расчетные периоды, предшествующие 2023 г., уменьшают исчисленную за налоговые (отчетные) периоды 2023-2025 гг. сумму налога (авансовых платежей по налогу) (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

То есть если после 31.12.2022 ИП уплатит страховые взносы за себя (фиксированные и (или) 1% суммы дохода, превышающего 300 000 рублей) за периоды, предшествующие 2023 году, то он может уменьшить налог по УСН за 2023-2025 годы.

На сайте ФНС приведены примеры (https://www.nalog.gov.ru/rn77/ens/):

ИП применяет УСН. В отчетном периоде 9 месяцев 2023 года налогоплательщиком уплачена задолженность по фиксированным страховым взносам за 2021 год (в соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ уплата таких страховых взносов должна быть осуществлена не позднее 31.12.2021).

В указанном случае налогоплательщик вправе уменьшить на уплаченную задолженность авансовый платеж по УСН за отчетный период 9 месяцев 2023 года.

Также пример по страховым взносам в размере 1% с доходов, превышающих 300 000 руб.:

"ИП применяет УСН с объектом "доходы", без работников. Сумма доходов за 2022 год составила 900 тыс. руб. Сумма исчисленного авансового платежа за 9 месяцев 2023 года составляет 70 000 рублей.

По сроку 01.07.2023 ИП уплачены 6 тыс. рублей в виде страховых взносов в размере 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, за расчетный период 2022 года ((900 тыс. руб. - 300 тыс. руб.) х 1%).

Сумма страховых взносов в фиксированном размере за 2023 год, подлежащих уплате по сроку 31.12.2023 в размере 45 842 рублей, не оплачена.

С учетом положений, предусмотренных Федеральным законом N 389-ФЗ, налогоплательщик вправе уменьшить сумму авансового платежа по УСН за отчетный период 9 месяцев 2023 года на указанные страховые взносы в размере 51 842 руб. (6 тыс. руб. + 45 842 руб.).

К уплате подлежит сумма авансового платежа по УСН за 9 месяцев 2023 года в размере 18 158 руб. (70 000 руб. - 51 842 руб.).

Таким образом, в данном случае ИП может уменьшить налог по УСН за 2023 год на сумму фиксированных страховых взносов и страховых взносов в размере 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, за 2022 год, уплаченных в 2023 году.

Страховые взносы за 2023 год

Суммы фиксированных страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 2 ст. 432 НК РФ).

По фиксированным страховым взносам за 2023 год срок уплаты приходится на 9 января 2024 года (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 346.21 НК РФ ИП, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, подлежащую уплате в данном налоговом периоде в соответствии со ст. 430 НК РФ. Страховые взносы считаются подлежащими уплате в данном налоговом периоде в том числе в случае, если срок уплаты таких страховых взносов приходится в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ на первый рабочий день следующего года.

Таким образом, фиксированные страховые взносы за 2023 год считаются подлежащими уплате в налоговом периоде 2023 года, несмотря на то, что срок их уплаты - 9 января 2024 года (первый рабочий день следующего года). А значит, их сумма учитывается при исчислении налога (авансовых платежей) по УСН за 2023 год независимо от даты их фактической оплаты.

Страховые взносы в размере 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, за расчетный период 2023 года, уплатить которые следует не позднее 1 июля 2024 года, могут быть признаны налогоплательщиком подлежащими уплате как в 2023, так и в 2024 году (письмо ФНС России от 25.08.2023 N СД-4-3/10872@). В аналогичном порядке учитываются указанные страховые взносы за последующие расчетные периоды (письмо ФНС России от 08.04.2024 N СД-4-3/4104@).

Пример с сайта ФНС (https://www.nalog.gov.ru/rn77/ens/):

"ИП применяет УСН с объектом "доходы", без работников. В третьем квартале 2023 года ИП получил доход в размере 800 тыс. руб. Ранее доходов не было. Сумма исчисленного авансового платежа по доходам, полученным в третьем квартале 2023 года, составила 48 тыс. рублей.

Расчет суммы СВ в размере 1% с доходов свыше 300 тыс. руб.:

(800 тыс. руб. - 300 тыс. руб.) х 1%) = 5 тыс. руб.

ИП может уменьшить сумму авансового платежа по сроку уплаты 28.10.2023 на сумму страховых взносов в фиксированном размере за 2023 год, подлежащих уплате по сроку 31.12.2023, в размере 45 842 рублей, а также на часть суммы исчисленных страховых взносов с доходов свыше 300 тыс. руб. за 2023 год. При этом указанные суммы страховых взносов могут быть еще не оплачены.

В этом случае к уплате налога по УСН по сроку 28.10.2023 не возникнет, так как вся сумма уменьшится на страховые взносы (48 000 руб. (исчисленная сумма авансового платежа) - 45 842 руб. (фиксированные страховые взносы) - 2158 руб. (часть суммы страховых взносов в размере 1% с доходов свыше 300 тыс. руб.) = 0).

Если в четвертом квартале ИП не получит доходы, соответственно, не будет и налога, который мог бы быть уменьшен, то оставшаяся сумма страховых взносов в размере 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, за 2023 год (по сроку уплаты 01.07.2024) в размере 2842 руб. (5000 руб. - 2 158 руб.) может быть учтена при уменьшении налога по УСН за налоговый период 2024 года".

Таким образом, ИП может уменьшить налог по УСН за 2023 год на сумму фиксированных страховых взносов и страховых взносов в размере 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, за 2023 год, подлежащих уплате в 2024 году.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения