Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 12 по 18 февраля 2024 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 14.02.2024 N 8-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Подписан закон, направленный на урегулирование налоговых последствий вывода заблокированных активов ПИФ

Действующим нормативным регулированием предусмотрен механизм выделения заблокированных из-за санкций активов ПИФ в дополнительный фонд или изменения типа фонда на закрытый.

В связи с этим законом вносятся в НК РФ изменения, предусматривающие, в частности, особенности налогообложения финансового результата, полученного по операциям с инвестиционными паями.

Так, согласно закону при выделении активов из ПИФ в дополнительный фонд не образуется доходов (расходов), учитываемых в целях налогообложения.

В случае обмена (конвертации) инвестиционных паев одного ПИФ на инвестиционные паи другого фонда, а также в случае выдачи налогоплательщику инвестиционных паев дополнительного фонда при его формировании финансовый результат по данным операциям не будет определяться до момента их реализации (погашения). Одновременно установлен порядок определения расходов, которые будут учитываться при реализации (погашении) таких инвестиционных паев.

Кроме того, предусматривается возможность воспользоваться правом на получение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата от реализации (погашения) инвестиционных паев дополнительного фонда и инвестиционных паев ПИФ, тип которого был изменен на закрытый.

Для этих целей урегулирован вопрос о сроке нахождения замещающих облигаций в собственности налогоплательщика в целях сохранения возможности применения инвестиционного налогового вычета.

 

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части уточнения срока принятия решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) (текст принятого закона, направляемого в СФ РФ)

Госдума устранила неопределенность в порядке исчисления срока для назначения проверки в отношении контролируемой сделки при получении уточненного уведомления налогоплательщика

Конституционный Суд РФ Постановлением от 14 июля 2023 года N 41-П признал не соответствующим Конституции РФ абзац первый пункта 2 статьи 105.17 НК РФ в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, влечет исчисление предусмотренного им срока на принятие ФНС России решения о проведении проверки контролируемой сделки со дня получения уточненного уведомления в том случае, когда в первоначальном уведомлении были приведены сведения об этой сделке и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения.

В связи с этим в абзац первый пункта 2 статьи 105.17 НК РФ вносится изменение, согласно которому принятие решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами будет осуществляться без учета даты получения ФНС России уведомления о контролируемых сделках (в том числе уточненного) или извещения территориального налогового органа, направленных в соответствии со статьей 105.16 НК РФ.

При этом сохраняется необходимость соблюдения требований, установленных абзацем первым пункта 5 статьи 105.17 НК РФ к периодам, за которые может быть проведена проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между признаваемыми взаимозависимыми лицами.

 

Приказ ФНС России от 09.01.2024 N ЕД-7-11/1@
"О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@"
Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2024 N 77193.

В новой редакции изложена форма расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)

Также внесены изменения в порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде.

Кроме того, в новой редакции изложена форма справки о доходах и суммах налога физического лица.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.

 

Приказ ФНС России от 09.01.2024 N ЕД-7-11/3@
"О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2024 N 77206.

Скорректированы перечни кодов видов доходов и вычетов по НДФЛ

Коды применяются налоговыми агентами в целях ведения учета доходов, полученных от них физлицами в налоговом периоде, а также предоставленных им налоговых вычетов.

В перечни кодов включены новые позиции, некоторые позиции изложены в новой редакции.

 

<Письмо> ФНС России от 14.07.2023 N Д-5-17/40@
<Об уведомлении налоговых органов об изменении целей использования зарубежных счетов индивидуальных предпринимателей, а также изменении сведений о валюте зарубежного счета>

Даны разъяснения по вопросам уведомления налоговых органов об изменении целей использования зарубежных счетов индивидуальных предпринимателей, а также изменении сведений о валюте зарубежного счета

Сообщается, в частности, что валютное законодательство разграничивает деятельность физических лиц - резидентов, связанную с личными, семейными, домашними и иными нуждами, и предпринимательскую деятельность, в том числе в целях определения прав и обязанностей при представлении уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (утверждено Приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@) и отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819) по зарубежным счетам.

В настоящее время физическим лицом - резидентом на листе 1 уведомления проставляется соответствующий код резидента (физическое лицо - резидент/физическое лицо - резидент - индивидуальный предприниматель). В случае когда в уведомлении указан код для резидента - индивидуального предпринимателя, но счет не используется (не планируется использовать) для предпринимательской деятельности, такой резидент при необходимости может подать в налоговый орган заявление для изменения кода резидента.

Заявление оформляется в свободной форме с указанием сведений, позволяющих идентифицировать резидента и его счет (ФИО, ИНН, адрес банка, номер счета, дата открытия счета, валюта счета), а также даты, с которой произошли указанные изменения. Такое заявление может быть подано на бумажном носителе лично, через представителя (лицо, на имя которого оформлена нотариально удостоверенная доверенность на совершение соответствующих действий) или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также в электронной форме через раздел "Каталог обращений -> Прочие обращения" личного кабинета налогоплательщика - физического лица, который размещен на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru.

В случае изменения валюты зарубежного счета резидент обязан уведомить налоговые органы, если такое изменение валюты повлекло изменение реквизитов зарубежного счета (номера счета, даты открытия). Если изменение валюты зарубежного счета не повлекло изменение реквизитов счета, представлять налоговому органу уведомление об изменении реквизитов не требуется.

 

<Письмо> ФНС России от 29.12.2023 N СД-4-8/16528@
"О направлении разъяснений по вопросу представления сведений об остатках по вновь открытым счетам"

Даны разъяснения по вопросу привлечения банка к ответственности в связи с непредставлением сведений об остатках денежных средств по вновь открытым счетам

С 01.01.2023 банки в соответствии с положениями пункта 12 статьи 76 НК РФ вправе при наличии действующего приостановления операций по счетам открыть налогоплательщику новый счет. При этом прекращаются все расходные операции по такому счету с момента открытия счета до прекращения действия приостановления.

Представление банком сведений об остатках денежных средств, в случае открытия счета при наличии приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, осуществляется банком после направления в налоговый орган информации об открытии счета и получения банком информации (сведений) о приостановлении операций по вновь открытому счету. В этом случае банк в течение одного дня формирует и направляет в налоговый орган справку об остатках денежных средств.

ФНС полагает правомерным привлечение банка к ответственности по статье 135.1 НК РФ в случае нарушения установленного срока представления сведений об остатках денежных средств на счетах в банке только после получения банком информации (сведений) от налогового органа о приостановлении операций на вновь открытых счетах.

Кроме того, пунктом 8 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что возобновление банком расходных операций по счету (счетам) налогоплательщика-организации осуществляется не позднее одного дня, следующего за днем размещения в реестре решений о взыскании информации о формировании положительного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика.

В случае направления налоговым органом в банк сведений о прекращении действия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ (в виде сведений о приостановлении, подлежащих исполнению с суммой равной "0"), представление банком сведений об остатках денежных средств не требуется.

Соответственно, банк не подлежит привлечению к ответственности по статье 135.1 НК РФ (при непредставлении справки об остатках денежных средств) в случае размещения налоговым органом в реестре решений информации о прекращении действия приостановления операций по счетам.

 

<Письмо> ФНС России от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@
"О работе территориальных налоговых органов по вопросам осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами"

Рассмотрены особенности осуществления территориальными налоговыми органами налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Разъяснены, в частности, ограничения в части полномочий территориальных органов по определению рыночных цен в контролируемых сделках, по проведению мероприятий налогового контроля в части оценки выявленных обстоятельств, связанных с предполагаемым отклонением цены, по истребованию документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) и прочее.

 

<Письмо> ФНС России от 31.01.2024 N ЕА-4-15/971@
<О перечне контрольных соотношений, свидетельствующих о нарушении порядка заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, предусмотренных пунктом 9 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации>

Представлен актуализированный перечень контрольных соотношений для проверки корректности формирования уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов

Контрольные соотношения применяются в отношении уведомления по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2022 N ЕД-7-8-/1047@.

 

<Информация> ФНС России
"28 февраля истекает единый срок уплаты налогов на имущество организаций за 2023 год"

ФНС напоминает, что налогоплательщики - юридические лица должны уплатить налоги на имущество организаций (транспортный и земельный, налог на имущество) за истекший период 2023 года не позднее 28 февраля текущего года

В налоговые органы необходимо представить уведомление об исчисленных суммах таких налогов за 2023 год. Исключение - объекты по налогу на имущество организаций, сведения о которых содержатся в поданной налоговой декларации за 2023 год. Такое уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога. В феврале 2024 года - не позднее 26-го числа, поскольку 25-е приходится на выходной день.

Организации, имеющие право на льготы по налогам на имущество за 2023 год, могут направить в налоговый орган:

- заявление об их предоставлении по транспортным средствам и земельным участкам,

- заявление - по объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.

Если имеющий право на льготу налогоплательщик не представил такое заявление или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, таковая предоставляется в проактивном (беззаявительном) на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Она действует с налогового периода, в котором у организации возникло право на льготу.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

13.02.2024 Суд признал, что агентский договор был заключен налогоплательщиком в целях незаконного уменьшения налоговой базы, поскольку агент свои обязательства фактически не исполнял

Налоговый орган полагает, что заключение налогоплательщиком агентского договора с контрагентом имело целью только искусственное увеличение расходов.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Установлено, что по договору агент был обязан осуществлять реализацию товара налогоплательщика и выполнять иную согласованную деятельность. Доказано, что контрагентом обязательства по агентскому договору не исполнялись, отчеты агента составлены формально: из них невозможно установить, какие именно действия реально совершал агент, в чем выразилось содействие налогоплательщику.
Доказано, что большая часть товаров налогоплательщика передавалась агенту для реализации и возвращалась им обратно без оформления накладных на возврат от имени агента. Выплаченное агенту вознаграждение в тот же день возвращалось обратно налогоплательщику.
Суд пришел к выводу о фиктивном характере спорных хозяйственных отношений.

 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2023 г. N Ф06-11279/23 по делу N А72-15118/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.02.2024 При расчете подлежащего уплате налога на прибыль следует принимать во внимание имеющиеся у налогоплательщика убытки прошлых лет

По мнению налогоплательщика, при доначислении налога на прибыль налоговый орган неправомерно не учитывал имеющиеся у него убытки прошлых лет.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогоплательщика.
Налоговым законодательством, как и правилами заполнения декларации по налогу на прибыль, не предусмотрено отражение убытка с учетом возможных доначислений, вследствие чего суд признал факт выполнения налогоплательщиком требования заявительного порядка по убыткам прошлых лет, в связи с чем в данном случае общество вправе претендовать и на учет остатка убытка, который также отражен в налоговых декларациях при доначислении налога на прибыль.
Так, на основании представленных налоговых деклараций можно селать вывод о том, что до принятия решения о проведении выездной налоговой проверки налоговый орган обладал сведениями о составе и размере убытка налогоплательщика, поскольку еще до принятия оспариваемого решения налогоплательщиком представлялись налоговые декларации по налогу на прибыль с отражением сумм убытка. В связи с чем налоговым органом при доначислении налога на прибыль неправомерно не учтены реальные налоговые обязательства общества и неправомерно не учтены убытки прошлых лет.
Кроме того, при возникновении вопроса о переносе накопленного убытка прошлых лет налоговый орган в ходе проведения налоговой проверки и рассмотрения ее результатов обязан предоставить налогоплательщику реальную возможность подтвердить соблюдение требований по сроку хранения документов, подтверждающих размер убытков, в том числе путем истребования документов.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 декабря 2023 г. N Ф05-25116/23 по делу N А40-139251/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.02.2024 Предприниматели, ранее прекратившие свою деятельность и зарегистрированные вновь, вправе претендовать на применение ставки 0 процентов по УСН

Налоговый орган доначислил налог по УСН, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в связи с неправомерностью применения ставки 0 процентов по УСН, поскольку налогоплательщик в период с 04.04.2008 по 28.03.2017 уже состоял на налоговом учете в качестве ИП и снят с него, то есть его текущая регистрация в качестве ИП не является первичной.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами налогового органа.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Следовательно, физические лица, ранее обладавшие статусом индивидуальных предпринимателей, прекратившие свою деятельность и снявшиеся с учета в качестве индивидуальных предпринимателей, но решившие зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей впервые после начала действия закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего налоговую ставку 0 процентов, вправе применять указанную налоговую ставку.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2023 г. N Ф05-30436/23 по делу N А40-37855/2023

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.02.2024 Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2024 N 6-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 221 и подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ю.М. Бужина и Л.В. Салимжановой"

Не соответствующими Конституции РФ признаны пункт 1 статьи 221 и подпункт 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ, которые в силу своей неопределенности не обеспечивают однозначного решения вопроса о праве на получение профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской

Федеральному законодателю надлежит до 1 января 2025 года внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего постановления. Впредь до их внесения предусматривается следующий порядок исполнения настоящего постановления:

физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской, в соответствии с абзацами первым и четвертым пункта 1 статьи 221 НК РФ не предоставляется право на профессиональные налоговые вычеты;

если внесенные федеральным законодателем изменения будут направлены на предоставление профессиональных налоговых вычетов всем (или некоторым) категориям физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской, а также если федеральный законодатель до 1 января 2025 года не внесет необходимых изменений в законодательство, то соответствующие лица приобретают право на получение профессиональных налоговых вычетов как в сумме документально подтвержденных расходов, так и в размере 20 процентов дохода, если они не могут подтвердить расходы документально, в соответствии с абзацами первым и четвертым пункта 1 статьи 221 НК РФ (в действующей редакции); данное право у соответствующих лиц в этом случае возникает с момента официального опубликования настоящего постановления.

Источник: материалы СПС Консультант Плюс

 

15.02.2024 Страховщик не вправе уменьшать страховку на сумму НДС, если договором это не предусмотрено

Страховщик выплатил газодобывающему предприятию страховку за аварию, исключив из нее НДС.
Суды с этим согласились, так как у страхователя есть право на вычет НДС. Удовлетворение иска предприятия приведет к его неосновательному обогащению.
Однако Верховный Суд РФ взыскал сумму НДС.
По условиям договора страховщик при любых убытках по любым страховым случаям возмещает страхователю все расходы на ремонт (восстановление) застрахованного оборудования или приобретение нового. Исключение сумм НДС договором не предусмотрено, более того - нарушает принцип полного возмещения ущерба. Вопрос возврата суммы налога из бюджета регулируется налоговым законодательством, а не договором страхования.

 Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 5 февраля 2024 г. N 305-ЭС23-24843 по делу N А40-55256/2022 Суд отменил судебные акты по делу о взыскании страхового возмещения в части отказа в удовлетворении иска, поскольку вывод судов нижестоящих инстанций о необходимости исключения суммы НДС из состава страхового возмещения является ошибочным, не соответствует условиям договора страхования, у общества не было оснований для отказа в выплате суммы, равной НДС, урегулированной в пункте договора страхования, как и иных сумм, согласованных данным договором

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/


16.02.2024 Учитывая, что в редакции решения инспекции, полученного налогоплательщиком по итогам проверки, нарушение уплаты НДФЛ не вменялось, начисление штрафа по ст. 123 НК РФ по решению, представленному в материалы дела, незаконно

По мнению общества, разность текстов оспариваемого решения, представленного налоговым органом в арбитражный суд и врученного налогоплательщику, является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущим безусловную отмену обжалуемого ненормативного акта.
Суд, исследовав обстоятельства дела, частично согласился с позицией общества.
Принимая во внимание разницу между редакциями оспариваемого решения, которые были представлены суду и направлены налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи по завершении выездной проверки, суд отметил, что привлечение общества к ответственности по статье 123 НК РФ за неуплату НДФЛ является незаконным, поскольку штраф по данной статье не вменялся обществу по тексту полученного им решения, только неуплата налога и пени.
Более того, учитывая факт уплаты налога, суд признал его доначисление обществу незаконным как пеней, начисленных за срок после даты уплаты налога.

 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2023 г. N Ф09-8308/23 по делу N А60-72335/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

12.02.2024 Что изменилось по НДС с 2024 года: обзор поправок от ФНС

Обновили правила по НДС 0%, расширили список товаров для НДС 10%, заработало новое условие для льготы по НДС в общепите.

Региональное управление ФНС на своем сайте разместило перечень поправок по НДС, которые заработали с 2024 года.

Подтверждение 0%

С 01.01.2024 для подтверждения ставки 0% по НДС при экспорте товаров вместо документов надо сдать реестры в электронной форме. В них есть сведения из контрактов и деклараций на товары.

Рекомендуемые формы и форматы реестров – в письме ФНС от 18.01.2024 № ЕА-4-15/440@.

Кроме того, при экспорте товаров морскими и речными судами теперь не нужна отметка таможни на поручении на отгрузку товаров.

Как теперь подтверждать ставку НДС 0% при морских перевозках, рассказал Минфин в письме от 07.11.2023 № 03-07-08/105744.

Неподтверждение 0%

С 01.01.2024 моментом определения налоговой базы при не подтвержденном экспорте товаров является последнее число квартала, в котором истекают 180 календарных дней с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта или с даты вывоза припасов.

НДС 10%

С 01.01.2024 НДС по ставке 10% облагается реализация:

детской мебели (стульев, стульчиков для кормления, манежей);

велосипедов;

детских удерживающих устройств для использования в механических транспортных средствах;

изделий для ухода за детьми (бутылочек, сосок, горшков, ванночек, горок для купания новорожденных);

пеленок.

Общепит

С 01.01.2024 организации и ИП сферы общепита освобождаются от НДС в случае, когда среднемесячная зарплата работников за предыдущий год – не ниже среднемесячной зарплаты в общепите по региону.

Как считать среднюю зарплату в компании, Минфин объяснил в письме от 12.12.2023 № 03-07-07/120014.

Где найти среднюю зарплату по региону, мы рассказывали тут.

Другие условия для льготы по НДС в общепите смотрите здесь.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.02.2024 Ввели запрет на увольнение матерей-одиночек с детьми до 16 лет

Теперь нельзя увольнять одиноких родителей с детьми до 16 лет.

Опубликован Федеральный закон от 14.02.2024 № 12-ФЗ с поправками в ТК.

Ранее запрет на увольнение был только до 14 лет.

«Дети до 16 лет еще нуждаются в помощи. В такой ситуации увольнение мамы, которая одна растит ребенка, может оставить семью без средств к существованию. Мы должны защитить одиноких родителей, а работодатели – понимать свою ответственность», – комментировал эту норму спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Речь идет об увольнении по инициативе работодателя. Но этот запрет не действует, когда увольнение идет:

по ликвидации организации;

за прогулы, хищения, нарушения по охране труда;

за утрату доверия;

за подложные документы при трудоустройстве.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.02.2024 Роструд сообщил, какую сумму можно удержать из зарплаты по заявлению работника

Работодатель имеет право провести удержания из заработной платы, включая возврат излишне выплаченных сумм. Размер удержаний не должен превышать 20% от суммы зарплаты.

Из-за ошибки в расчетах сотруднику была выплачена зарплата в большем размере, чем предполагалось. Сотрудник подал заявление о возврате излишне выплаченной суммы. Может ли работодатель удержать эти средства, если они составляют более 20% от зарплаты? Эксперты Роструда, отвечая на вопрос, утверждают, что может.

В соответствии со статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель имеет право провести удержания из заработной платы без согласия работника в определенных случаях, включая возврат излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок. При этом, согласно статье 138 ТК РФ, размер удержаний при каждой выплате заработной платы не должен превышать 20% от суммы зарплаты, причитающейся работнику.

Но Роструд разъяснил, что упомянутый лимит в 20% применим только в случае, если удержание осуществляется без согласия работника. Если же сотрудник подал заявление о возврате переплаты, работодатель вправе удержать любую сумму из его заработной платы без ограничений.

Источник: Российский налоговый портал

 

15.02.2024 Стандартный вычет по НДФЛ дают даже за бездоходные месяцы

Если зарплата за январь-февраль была выплачена в марте, сотруднику надо предоставить стандартный вычет по НДФЛ не только за март, но и за пропущенные месяцы – январь и февраль.

Разъяснение дает ФНС в письме от 11.01.2024 № ЗГ-2-11/213.

Детский вычет дают, пока доход не превысит 350 тыс. рублей.

Если в отдельные месяцы налогового периода налоговый агент не выплачивал сотруднику доход, облагаемый НДФЛ, стандартный налоговый вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых не было выплат дохода.

Ранее ФНС разъясняла, что вычет за бездоходные месяцы положен, даже если в следующий за ним месяц доход превысит 350 тыс. рублей.

Например, сотруднику за январь – апрель начислено 360 000 руб. (это больше 350 тыс.). Вся зарплата за январь – апрель выплачена в апреле. За апрель вычета не будет, потому что доход выше лимита. Но за январь – март будет три вычета.

О других разъяснениях Минфина и ФНС про стандартный вычет на детей читайте здесь.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.02.2024 Взносы в НКО включают в расходы, если они необходимы для ведения бизнеса

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям. Но есть исключения.

Взносы в НКО идут в состав прочих расходов, если уплата таких взносов является условием для осуществления деятельности компании.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 15.01.2024 № 03-03-06/1/1909.

Если для деятельности организации нет необходимости платить эти взносы, то в расходы они не идут.

Безвозмездно переданное имущество тоже не включают в расходы в целях налога на прибыль.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

17.02.2024 Что нужно, чтобы получить социальный вычет на обучение супруга

Оформить социальный вычет на обучение мужа или жены можно только по расходам, которые были совершены в 2024 году.

С 2024 года жители страны могут получить социальный налоговый вычет и вернуть 13% от расходов на обучения мужа или жены. Об этом сказано на сайте ФНС.

Нововведение действует только на расходы, совершенные с 2024 года. Получить вычет на обучение супруга за предыдущие периоды нельзя.

Максимальная сумма налогового вычета за расходы с 2024 года составляет 13% от 150 тыс. рублей или 19 500 рублей.

В эту сумму входят не только траты на обучение, но и на лечение, занятие спортом, добровольное медицинской, пенсионное страхование или расходы на страховку жизни.

То есть если в 2024 году муж оплатил обучение жены на 200 000 рублей и купил себе абонемент в фитнес за 50 000 рублей, то максимальная сумма налога, который вернут из бюджета, все равно составит 19 500 рублей, — говорится в сообщении.

Если годовой доход налогоплательщика больше 5 млн рублей, то сумма налога к возврату из бюджета будет больше за счет повышенной ставки НДФЛ до 15%. В таком случае вычет можно получить до 22,5 тыс. рублей.

Для получения налогового вычета по расходам, понесенным в 2024 году, нужно в 2025 году подать декларацию 3-НДФЛ или в 2024 году взять в налоговой уведомление, а потом передать документ работодателю. Тогда из зарплаты не будут удерживать налог до тех пор, пока сотрудник не получит положенную сумму вычета.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

18.02.2024 Когда включать в расходы проценты по займу

По договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один налоговый период, расход в виде процентов учитывают на конец каждого месяца.

При этом не имеет значения, когда были выплачены проценты.

Таким образом, проценты включаются во внереализационные расходы на конец каждого месяца, а также на дату прекращения (погашения) обязательства.

При прекращении обязательства в соответствии с нормами ГК РФ для целей налог на прибыль это также квалифицируется как прекращение обязательств, поясняет Минфин в письме от 17.01.2024 № 03-03-06/1/2929.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

18.02.2024 Возврат переплаченного штрафа не идет в доходы и не облагается налогом на прибыль

Для целей налога на прибыль доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Нет экономической выгоды – нет и дохода.

Есть исчерпывающий перечень необлагаемых доходов (статья 251 НК).

Вместе с тем, возврат излишне перечисленного штрафа не является экономической выгодой для организации.

Поэтому в соответствии с общим принципом, установленным в НК, у организации не возникает дохода, учитываемого для целей налога на прибыль.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 22.12.2023 № 03-03-06/1/124684.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация осуществила расходы на капитальный ремонт автомобиля. В бухгалтерском учете расходы на капитальный ремонт отражены в составе основных средств (Дебет 01 Кредит 08). В налоговом учете расходы на капитальный ремонт списаны единовременно. Необходимо ли доначислить ОНО (отложенное налоговое обязательство)? Какая будет корреспонденция счетов?

Организация осуществила расходы на капитальный ремонт автомобиля. В бухгалтерском учете расходы на капитальный ремонт отражены в составе основных средств (Дебет 01 Кредит 08). В налоговом учете расходы на капитальный ремонт списаны единовременно.
Необходимо ли доначислить отложенное налоговое обязательство? Какая будет корреспонденция счетов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Необходимо определить налогооблагаемую временную разницу (далее - НВР) на 31.12.2023, которая равна остаточной стоимости капитального ремонта в бухгалтерском учете на 31.12.2023 (если капитальный ремонт был в 2023 году).

Затем рассчитывается ОНО на 31.12.2023 (НВР х 20%).

Доначисление ОНО на 31.12.2023 будет следующим образом:

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 77

- отражена сумма отложенного налогового обязательства. 

Обоснование позиции:

В бухгалтерском учете существенные по величине затраты на капитальный ремонт объектов основных средств следует включать в состав капитальных вложений. Подробнее смотрите в материале: Бухгалтерский учет ремонта и содержания основных средств. То есть стоимость затрат на осуществленный капитальный ремонт объекта основных средств, сформированная на счете 08, списывается в дебет счета 01 "Основные средства", и далее начисляется амортизация.

В налоговом учете в соответствии со ст. 260 НК РФ и п. 5 ст. 272 НК РФ расходы на ремонт основных средств (и иного имущества) рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения при методе начисления в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не имеет значения вид произведенного ремонта (текущий, средний или капитальный) и способ его осуществления (хозяйственный или подрядный) (смотрите письмо Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718). Затраты на ремонт могут быть отнесены в момент их осуществления к косвенным расходам (п. 2 ст. 318 НК РФ) (смотрите Энциклопедию решений. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств).

Таким образом, в бухгалтерском учете расходы на капитальный ремонт через амортизацию списываются постепенно, в налогом учете признаются единовременно. В результате этого в части капитального ремонта:

- по итогам первого года в бухгалтерском учете расходы по налогу на прибыль будут меньше, чем в налоговом учете;

- по итогам последующих лет в бухгалтерском учете расходы по налогу на прибыль будут больше, чем в налоговом учете.

Правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль, а также определение показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, установлены в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02) (смотрите п. 1 ПБУ 18/02).

Согласно п. 8 ПБУ 18/02 под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах, а также результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах. Временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

При этом постоянные и временные разницы отражаются в бухгалтерском учете обособленно. В аналитическом учете временные разницы учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница (абзац 2 п. 3 ПБУ 18/01).

Иными словами, используется так называемый балансовый метод расчета временных разниц.

При применении балансового метода временные разницы на отчетную дату выявляются путем сравнения балансовой стоимости каждого актива и обязательства с его налоговой стоимостью.

Для реализации балансового метода рекомендуется создать специальный регистр временных разниц в виде таблицы (смотрите, например, Рекомендацию Р-109/2019-КпР "Регистр учета временных разниц" (принята фондом "НРБУ "БМЦ" от 11.12.2019)), представляющий собой перечень признаваемых в бухгалтерском балансе активов и обязательств организации, а также объектов налогового учета, которые имеют отличную от нуля налоговую величину, но при этом не признаются в бухгалтерском балансе. По каждой статье перечня указывается ее балансовая стоимость, ее налоговая величина и соответствующая временная разница.

Если в результате применения правил бухгалтерского и налогового учета налогооблагаемая прибыль оказалась временно меньше бухгалтерской, то временная разница является налогооблагаемой. То есть в последующих отчетных периодах налогооблагаемая прибыль, рассчитанная в декларации, увеличится (по сравнению с бухгалтерской) на возникшее отклонение. Со временем эта разница, умноженная на ставку налога, увеличит сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет. Остаток НВР на конец периода показывает, насколько бухгалтерская прибыль больше налоговой (Энциклопедия решений. Учет временных разниц (Когда образуются налогооблагаемые временные разницы?)).

НВР приводит к образованию отложенного налогового обязательства (ОНО), определяемого по формуле:

ОНО = НВР х СНП, где СНП - ставка налога на прибыль.

В бухучете ОНО отражают записью (смотрите также Энциклопедия решений. Учет отложенных налоговых обязательств):

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 77

- отражена сумма отложенного налогового обязательства. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатов Дмитрий 

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Учет затрат на будущее производство, не начавшее выпуск продукции, для целей налогообложения прибыли

Организация собиралась производить продукцию. В связи с этим были понесены расходы (не НИОКР). Эти расходы не списывались, т.к. планировалось списание с началом выпуска продукции.
Из-за санкций производство перенесено на другое юридическое лицо, т.е., производство продукции и поставку продукции будет осуществлять стороннее юридическое лицо, не имеющее отношения к организации.
Первоначально расходы на будущее производство учитывались по дебету счета 20 "Основное производство". Впоследствии, по рекомендации аудиторов, были перенесены на счет 97 "Расходы будущих периодов".
С учетом положений учетной политики для целей налогообложения, данные расходы относятся к прямым расходам, т.е. не являются косвенными.
В связи с отказом в поставке оборудования иностранным контрагентом (ввиду введения санкций) было принято решение о прекращении проекта по открытию производства продукции, так как проект по производству продукции не может быть реализован без данного оборудования.
Расходы документально подтверждены, и имеется непосредственная связь расходов с реализацией проекта по внедрению нового производства. Организация собирается списать эти затраты.
Можно ли отнести их на затраты для целей налогового учета?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. Прямые расходы, осуществленные организацией на подготовку нового производства продукции при последующем отказе от проекта нового производства ввиду отказа контрагента поставить соответствующее оборудование (так как проект по производству продукции не может быть реализован без данного оборудования), могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ при соответствующем документальном оформлении.

2. В целях снижения налоговых рисков рекомендуем организации проанализировать состав несписанных расходов на подготовку нового производства, учтенных по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" (изначально учтенных по дебету счета 20 "Основное производство"), на предмет их соответствия перечню прямых расходов, утвержденному в учетной политике организации для целей налогообложения (за каждый налоговый период (год)). 

Обоснование позиции:

1. В отношении учета расходов, указанных в вопросе, для целей налогообложения прибыли отметим следующие моменты.

А) В целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, носит открытый характер (подп. 49 п. 1 ст. 264подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в составе расходов любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, при условии, что они не поименованы в ст. 270 НК РФ.

При этом ст. 270 НК РФ не содержит запрета на учет расходов, понесенных организацией на подготовку нового производства при последующем отказе от проекта нового производства ввиду отказа контрагента поставить соответствующее оборудование.

В свою очередь, в силу подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции.

Полагаем, что организация может включить расходы, понесенные на подготовку нового производства при последующем отказе от проекта нового производства ввиду отказа контрагента поставить соответствующее оборудование (так как проект по производству продукции не может быть реализован без данного оборудования), в состав внереализационных расходов на основании подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ, как затраты на производство, не давшее продукции.

Б) При этом, согласно подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ, признание затрат на производство, не давшее продукции, осуществляется на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом, в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со ст. 318 и 319 НК РФ.

Пункт 1 ст. 318 НК РФ предусматривает, что расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ (п. 2 ст. 318 НК РФ).

При этом налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Смотрите Энциклопедию решений. Определение суммы расходов на производство и реализацию. Прямые и косвенные расходы в налоговом учете.

Таким образом, в состав внереализационных расходов на основании подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ организация может включить только прямые расходы, относящиеся к затратам на производство, не давшее продукции.

Как уточнено в вопросе, первоначально расходы на будущее производство учитывались по дебету счета 20 "Основное производство", впоследствии, по рекомендации аудиторов, были перенесены на счет 97 "Расходы будущих периодов". При этом, с учетом положений учетной политики для целей налогообложения, данные расходы относятся к прямым расходам, т.е. не являются косвенными.

В целях снижения налоговых рисков рекомендуем организации проанализировать состав несписанных расходов на подготовку нового производства, учтенных по дебету счета 97 "Расходы будущих периодов" (изначально учтенных по дебету счета 20 "Основное производство"), на предмет их соответствия перечню прямых расходов, утвержденному в учетной политике организации для целей налогообложения (за каждый налоговый период (год)).

В) Как указано выше, согласно подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ признание затрат на производство, не давшее продукции, осуществляется на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом.

Следовательно, для учета указанных в вопросе затрат в составе внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли, организации необходимо оформить акт и утвердить его руководителем или уполномоченным им лицом.

Указанный акт составляется в произвольной форме с учетом реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Отметим, что суды в ряде решений указывают, что для списания затрат НК РФ установлено единственное требование - наличие соответствующего акта, составленного налогоплательщиком в произвольной форме, иных требований НК РФ не предусматривает (постановления ФАС Московского округа от 01.11.2012 N Ф05-12425/12, Девятого ААС от 27.08.2010 N 09АП-18557/2010). В то же время арбитражная практика свидетельствует о том, что для целей документального подтверждения таких расходов организация должна располагать также первичными документами, позволяющими определить их размер и период образования (постановление АС Уральского округа от 07.10.2014 N Ф09-6239/14 (определением ВС РФ от 30.01.2015 N 309-КГ14-7859 налогоплательщику было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ)).

В свою очередь, Минфин России подчеркивает, что сумма расходов по акту организации должна быть подтверждена первичными документами, оформленными надлежащим образом в соответствии с установленными требованиями. Затраты на производство, не давшее продукции, учитываются, если имеются экономическая обоснованность таких расходов, наличие у организации соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов, а также связь с деятельностью организации, направленной на получение доходов (письма Минфина России от 06.05.2015 N 03-03-06/1/26255 и от 29.03.2012 N 03-03-06/1/163).

Существует арбитражная практика, которая свидетельствует о том, что для целей документального подтверждения таких расходов организация должна располагать также первичными документами, позволяющими определить их размер и период образования (постановление АС Уральского округа от 07.10.2014 N Ф09-6239/14 по делу N А60-43184/2013 (определением ВС РФ от 30.01.2015 N 309-КГ14-7859 налогоплательщику было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ)).

С учетом изложенного, в целях избежания налоговых споров с контролирующими органами, организации необходимо, помимо акта, иметь в наличии первичные (или иные) документы, подтверждающие сформированную сумму затрат на производство, не давшее продукции (которая должна быть отражена в акте).

В акте на списание затрат на производство, не давшее продукции, рекомендуется также указать:

продукцию, выпуск которой планировался;

причины, по которым принято решение об отказе в дальнейшей реализации проекта по внедрению нового производства продукции. Полагаем, что организация в качестве таких причин также может указать, что: "...в связи с отказом в поставке оборудования иностранным контрагентом (ввиду введения санкций) было принято решение о прекращении проекта по открытию производства продукции, так как проект по производству продукции не может быть реализован без данного оборудования";

перечень затрат на производство, не давшее продукции, а также общую сумму прямых расходов, относящихся к данным расходам.

Г) Отметим, что согласно правовой позиции КС РФ обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П).

В данных определениях Конституционного Суда РФ отражено, что:

расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеют значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат;

экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата;

целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Так, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности, суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;

все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. При этом бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Ссылаясь на указанную правовую позицию, представители финансового ведомства поясняют, что условиями применения положений подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ является экономическая обоснованность понесенных расходов, наличие у организации соответствующих оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов, а также связь с деятельностью организации, направленной на получение доходов (письма Минфина России от 02.09.2015 N 03-03-06/50553, от 29.03.2012 N 03-03-06/1/163, от 14.11.2011 N 03-03-06/1/754). Смотрите также письмо Минфина России от 23.03.2021 N 03-03-06/1/20579 "Об учете в целях налогообложения прибыли затрат на аннулированные производственные заказы, а также на производство, не давшее продукции".

Исходя из содержания вопроса, организация изначально предполагала по факту внедрения нового проекта по производству продукции получать доход от реализации данной продукции, т.е. затраты в отношении подготовки и внедрения нового производства изначально были направлены на получение дохода. При этом все расходы документально подтверждены и имеется непосредственная связь расходов с реализацией проекта по внедрению нового производства.

Таким образом, при соблюдении организацией вышеуказанных условий полагаем, что прямые расходы, осуществленные организацией на подготовку нового производства продукции при последующем отказе от проекта нового производства ввиду отказа контрагента поставить соответствующее оборудование (так как проект по производству продукции не может быть реализован без данного оборудования), могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ при соответствующем документальном оформлении. 

Примечание:

В бухгалтерском учете в связи с тем, что принято решение о прекращении проекта по открытию производства продукции, так как проект по производству продукции не может быть реализован без оборудования, расходы, предварительно отраженные на счете 97 (изначально на счете 20), по нашему мнению, подлежат списанию на счет 91, субсчет "Прочие расходы" (п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Выраженная позиция является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.

Организация может обратиться за персональным разъяснением в Минфин России или налоговый орган (подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Кроме того, для получения консультации можно позвонить по единому номеру: 8 (800) 222-2222 (письмо ФНС России от 09.09.2021 N КВ-3-14/6138@). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Вопрос: Как в бухгалтерском и налоговом учете списать прямые затраты, понесенные на подготовку проектов по договорам, которые впоследствии так и не были заключены? Что делать с затратами на 25 счете, которые (согласно учетной политике) распределяются в процентном отношении к затратам на оплату труда? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2023 г.);

Вопрос: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на проектную документацию, если принято решение не строить объект (расходы числятся на счете 08, "входного" НДС по проектным работам не было)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);

Вопрос: Организация находится на общей системе налогообложения, разрабатывает новые рецептуры кондитерских изделий и пытается запустить их в производство. В процессе первого запуска помимо готовой продукции могут образоваться полуфабрикаты, которые не могут быть использованы для дальнейшей работы. Они являются не браком, а элементом технологической подготовки производства. В бухгалтерском учете данные полуфабрикаты числятся в виде дебетового сальдо на счете 21. Как учесть в расходах в бухгалтерском учете полуфабрикаты, связанные с разработкой новых рецептур, которые не могут быть использованы для дальнейшей работы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2017 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шайхутдинов Газинур 

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Отражение в налоговой декларации по НДС возврата товара иностранному поставщику

В 4 квартале 2023 года организация вернула импортный товар, который не соответствует заявленным техническим характеристикам, поставщику в Турецкую Республику.
В каком квартале отразить реэкспорт в разделе 4 налоговой декларации по НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Возврат товара в разделе 4 налоговой декларации по НДС не отражается. 

Обоснование позиции:

Из разъяснений налоговиков следует, что возврат товара может осуществляться как в режиме реэкспорта, так и в режиме экспорта (смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 N 16-15/113543, а также материалы: Вопрос: Возможность принятия к вычету НДС, уплаченного на таможне, при возврате бракованных товаров иностранному поставщику в таможенной процедуре экспорта (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.); Вопрос: Как вернуть импортный товар поставщику безвозмездно с минимальными налоговыми последствиями? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2023 г.)).

Согласно подп. 6 п. 2 ст. 238 ТК ЕАЭС таможенная процедура реэкспорта применяется, в частности, в отношении товаров Союза, в отношении которых применена таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, если товары вывозятся с таможенной территории Союза по причине неисполнения условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении условий, установленных п. 2 ст. 239 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 2 ст. 239 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров, указанных в подп. 67 п. 2 ст. 238 ТК ЕАЭС, под таможенную процедуру реэкспорта являются:

1) помещение товаров под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2) представление таможенному органу сведений об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Союза, неисполнении условий сделки, на основании которой товары перемещались через таможенную границу Союза.

Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации возврат осуществляется в режиме реэкспорта (подп. 6 п. 2 ст. 238 ТК ЕАЭС).

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке ноль процентов при реализации:

- вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (смотрите подп. 2-3 п. 2 ст. 238 ТК ЕАЭС);

- вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада (смотрите подп. 4-5 п. 2 ст. 238 ТК ЕАЭС).

Иных случаев применения ставки НДС ноль процентов при реэкспорте ст. 164 НК РФ не содержит.

Однако в данном случае возвращаемые поставщику товары под указанные выше таможенные процедуры не помещались (в данной ситуации возврат осуществляется в режиме реэкспорта (подп. 6 п. 2 ст. 238 ТК ЕАЭС)). В этой связи можно предположить, что и ставка НДС ноль процентов при их возврате применяться не должна, поскольку такой случай реэкспорта не поименован в подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ (смотрите также материал: Вопрос: НДФЛ и НДС у ИП при возврате ввезенного в РФ бракованного товара иностранному поставщику (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2023 г.)).

В пользу такого мнения свидетельствует, в частности, письмо ФНС России от 10.05.2006 N 03-4-03/892, в котором указывается, что возврат товара не признается объектом налогообложения по НДС, и, следовательно, налоговая ставка в размере ноль процентов к данной операции применяться не будет (смотрите также письма ФНС России от 18.05.2006 N 03-4-03/976, от 10.10.2005 N ММ-6-03/842 (вопрос 20)).

В письме Минфина России от 24.03.2017 N 03-07-08/17201 отмечается, что перечень объектов налогообложения НДС установлен п. 1 ст. 146 НК РФ. Вывоз товаров с территории РФ в связи с их возвратом по соглашению с иностранным поставщиком в данный перечень не включен.

Согласно п. 3 Порядка заполнения декларации по НДС (утвержден приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, далее - Порядок) по операциям по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ, ст. 72 Договора о ЕАЭС и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением N 18 к Договору о ЕАЭС, производится по налоговой ставке ноль процентов, разделы 4-6 декларации представляются при наличии в них соответствующих сведений.

То есть при реэкспорте товаров раздел 4 декларации по НДС заполняется в том случае, если указанная операция (реэкспорт товаров) облагается НДС по ставке 0%.

В связи с изложенным мы придерживаемся позиции, что организации не требуется заполнять раздел 4 налоговой декларации по НДС, поскольку ставка НДС ноль процентов к операции по возврату товара в данном случае не применяется и не подтверждается.

При этом и в разделе 7 декларации операция по возврату не отражается, так как соответствующий код операции в Приложении N 1 к Порядку отсутствует.

Пунктом 38.8 Порядка определено, что в разделе 3 в графе 5 по строке 080 и в том числе в графе 5 по строке 100 отражается сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченная им при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и ранее правомерно принятая к вычету, подлежащая восстановлению при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке ноль процентов.

Полагаем, что возврат товара поставщику в декларации будет отражен в разделе 3 в сумме восстановленного НДС, ранее принятого по возвращаемому товару к вычету (подробнее смотрите в материалах:

- Вопрос: Организация планирует возврат брака продавцу в Китай. Возврат осуществляется в рамках первоначального договора по дополнительному соглашению. Право собственности на брак перешло к организации. Если возвращается не целая партия, а только забракованное количество из нее, то верно ли, что сумма восстанавливаемого НДС рассчитывается пропорционально фактически возвращаемому весу? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)

- Вопрос: Товар (электроника) ввезен из США. Конечный покупатель вернул товар по составленному им рекламационному акту. В переписке с импортером поставщик подтвердил готовность принять обратно товар по причине брака. Товар отправлен поставщику с приложением составленных импортером: рекламационного акта, акта экспертизы. В декларации на товары в первом подразделе графы указано: "ЭК", во втором подразделе графы - код заявляемой таможенной процедуры "31". Как отразить операцию возврата в бухгалтерской программе: как корректировку поступления или как реализацию? В каком периоде отразить восстановление НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.)

- Вопрос: Часть партии импортного товара по результатам фумигации забракована и возвращается поставщику как брак. По первоначальной декларации на товары (далее - ДТ) были начислены и уплачены все необходимые сборы, пошлины и НДС на всю партию товара. Возврат товара производился без НДС (в режиме реэкспорта). Поставщик товара находится в государстве дальнего зарубежья (не ЕАЭС). Необходимо ли импортеру частично восстановить ранее принятую к вычету сумму НДС пропорционально стоимости забракованного и возвращенного поставщику товара? Необходимо ли сумму восстановленного НДС отразить в книге продаж налогоплательщика-импортера? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)).

Как определено подп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ, при вывозе товаров за пределы территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в таможенной процедуре реэкспорта налог не уплачивается, а уплаченные при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Так, в постановлении АС Московского округа от 07.12.2022 N Ф05-30105/22 по делу N А40-9871/2022 сказано, что в соответствии с п. 1 ст. 242 ТК ЕАЭС в отношении указанных в подп. 6 и 7 п. 2 ст. 238 ТК ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Союза, осуществляется возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, уплаченных (взысканных) в связи с применением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с п. 1 ст. 238 ТК ЕАЭС осуществляется в соответствии с гл. 10 и ст. 76 ТК ЕАЭС. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Вопрос: В II квартале 2015 года в организацию поступил непродовольственный товар от иностранного поставщика. НДС был уплачен на таможне и принят к вычету в II квартале 2015 года. В IV квартале выяснилось, что товар бракованный. Поставщику была выставлена претензия, с которой он согласился (на стоимость претензии будет уменьшена оплата следующей партии товара). По согласованию покупатель поставщику бракованный товар не возвращает. Нужно ли восстанавливать ранее принятый НДС к вычету? Как отражается ранее принятый НДС к вычету в декларации по НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2015 г.)

Энциклопедия решений. Как покупателю отразить возврат товара поставщику в декларации по НДС. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения