Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 11 по 17 декабря 2023 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 12.12.2023 N 579-ФЗ
"О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете"

Право применения упрощенного способа ведения бухучета предоставлено политическим партиям

Изменения применяются начиная с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Согласно пояснению инициаторов данной поправки внесенное изменение избавит политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения от избыточных требований применять федеральные стандарты бухгалтерского учета, разработанные на основе международных стандартов. Кроме того, упрощенная бухгалтерская отчетность станет проще для понимания гражданами и средствами массовой информации.

 

Проект Федерального закона N 397458-8 "О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (текст принятого закона, направляемого в СФ РФ)

В СФ РФ направлен законопроект о введении нового инвестиционного налогового вычета по расходам на проекты технологического суверенитета и структурной адаптации экономики

Речь идет о расходах, осуществленных в рамках реализации инвестиционного проекта, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации российской экономики, или инвестиционного проекта, соответствующего критериям, устанавливаемым Правительством РФ.

Налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода сможет включать в совокупности не более 25% суммы расходов, составляющих первоначальную стоимость основного средства и (или) величину изменения первоначальной стоимости ОС).

Вычет применяется к объектам основных средств, сведения о которых содержатся в реестре инвестиционных проектов, которые введены в эксплуатацию либо первоначальная стоимость которых изменена не позднее 5 лет начиная с даты заключения инвестиционного соглашения.

Предполагается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января 2024 года.

 

Постановление Правительства РФ от 08.12.2023 N 2084
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908"

Расширен перечень детских товаров, реализация которых облагается по ставке НДС 10%

С учетом изменений, внесенных в НК РФ, в перечень товаров, в отношении которых применяется пониженная ставка НДС, включены, в частности: группы товаров, предназначенные для ухода за детьми (бутылочки, соски, ванночки, горки для купания новорожденных), а также велосипеды, автокресла и бустеры, детские стулья и стульчики для кормления.

 

Постановление Правительства РФ от 09.12.2023 N 2093
"О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2001 г. N 89"

Дополнен перечень премий в области культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению

В указанный перечень включены также следующие премии Минкультуры России: "Душа России" - за вклад в развитие народного творчества; за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики; имени Федора Волкова - за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.


Постановление Правительства РФ от 11.12.2023 N 2123
"О введении временного запрета на вывоз пшеницы твердой из Российской Федерации"

По 31 мая 2024 г. включительно устанавливается запрет на вывоз из РФ пшеницы твердой (коды ТН ВЭД ЕАЭС 1001 11 000 0 и 1001 19 000 0)

Временный запрет распространяется также на пшеницу твердую, выпущенную таможенными органами, но фактически не вывезенную с территории РФ до дня вступления в силу настоящего постановления. Также определены случаи, на которые указанный временный запрет не распространяется.

В приложениях приведены допустимые объемы вывоза пшеницы твердой в государства - члены ЕАЭС при наличии разрешений на вывоз, выдаваемых Минсельхозом России, а также правила выдачи указанных разрешений.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Постановление Правительства РФ от 08.12.2023 N 2085
"Об индексации фиксированного размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"

С 1 января 2024 г. фиксированный размер страховых взносов на "травматизм" для налогоплательщиков на АвтоУСН составит 2434 рубля в год

Для страхователей, применяющих специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", фиксированный размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит индексации с 1 января 2024 г. в 1,098 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ.

Таким образом, в 2024 году размер страховых тарифов для указанных налогоплательщиков будет составлять 2434 рубля в год.

 

Приказ ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-26/648@
"Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи"
Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2023 N 76316.

Обновлены формат и порядок направления доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (версия 5.02, часть 885_00)

Приказ вступает в силу 01.03.2024.

С этой даты положения НК РФ об уполномоченном представителе налогоплательщика применяются в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ.

 

<Письмо> ФНС России от 06.12.2023 N БС-4-11/15314@
"Об утверждении приказов и направлении рекомендуемых документов"

ФНС направлены для использования в работе рекомендуемые формы документов, используемых с 01.01.2024 в рамках новой процедуры предоставления социальных налоговых вычетов

С 1 января 2024 года вступают в силу изменения в порядок предоставления социальных налоговых вычетов по расходам физлиц, связанным с медицинскими и образовательными услугами, добровольным медицинским страхованием, негосударственным пенсионным обеспечением, добровольным пенсионным страхованием и добровольным страхованием жизни, а также с физкультурно-оздоровительными услугами.

Изменения в числе прочего предполагают введение унифицированных форм документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщиков.

В целях реализации данных изменений утверждены и размещены на сайте ФНС России соответствующие приказы.

Настоящим письмом доведены рекомендуемые формы документов для использования при предоставлении социальных налоговых вычетов.

 

<Письмо> ФНС России от 23.11.2023 N СД-4-3/14766@
"О заполнении в связи с принятием 389-ФЗ Книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН"

ФНС даны разъяснения по вопросу отражения в учете ИП на УСН с объектом налогообложения "доходы" сумм страховых взносов на ОПС и ОМС

ИП, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов в соответствии со статьей 430 НК РФ.

Раздел IV Книги учета доходов и расходов (утверждена Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н) не содержит показателя "Страховые взносы, подлежащие уплате в соответствии со статьей 430 кодекса".

В этой связи при заполнении указанной Книги учета доходов и расходов за расчетный период 2023 года налогоплательщики вправе не заполнять раздел IV.

 

<Письмо> ФНС России от 01.12.2023 N КВ-4-3/15124@
"Об администрировании утилизационного сбора"

ФНС сообщает о взимании утилизационного сбора Федеральной таможенной службой

Постановлением Правительства РФ от 17.10.2023 N 1722 внесены изменения, в частности, в порядок администрирования утилизационного сбора. Постановление вступило в силу 29.10.2023.

С этой даты взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, которые приобрели колесные транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор, или у лиц, не уплативших сбор в нарушение установленного порядка, осуществляет Федеральная таможенная служба.

 

<Письмо> ФНС России от 08.12.2023 N БС-4-21/15408@
"О применении письма ФНС России от 27.11.2023 N БС-4-11/14840@ с рекомендациями Минфина России в отношении уведомлений об исчисленных суммах налога на имущество организаций за налоговый период 2023 года"

ФНС дополнены рекомендации по завершению финансового года в отношении налоговых обязательств в части исчисленных сумм налога на имущество организаций за налоговый период 2023 года

Рекомендации по типовым вопросам заполнения и представления уведомлений об исчисленных суммах налогов (в части налогообложения имущества организаций) представлены в письме ФНС России от 17.10.2023 N БС-4-21/13243@.

В связи с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ, в письме сообщается о сроках представления налоговой декларации и сроках уплаты налога на имущество начиная с 1 января 2024 года.

При этом обращено внимание на то, что при применении рекомендаций, доведенных письмом ФНС России от 27.11.2023 N БС-4-11/14840@, необходимо учитывать взаимосвязанные нормы НК РФ об отсутствии необходимости представления уведомления за налоговый период 2023 года в отношении объектов налогообложения налогоплательщиков - российских организаций, облагаемых налогом исходя из среднегодовой стоимости имущества.

 

<Письмо> ФНС России от 11.12.2023 N СД-4-3/15463@
<О ставках акцизов на алкогольную продукцию>

В связи с изменением размера ставок приведены разъяснения, касающиеся расчета суммы акциза за алкогольную продукцию

Изменения в НК РФ были внесены Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ.

В письме сообщены ставки акцизов, установленные с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно, а также приведен пример расчета суммы акциза за алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 15% на 1 бутылку емкостью 0,5 литра.

 

Письмо ФНС России от 01.12.2023 N ШЮ-4-17/15108
"О вступлении в силу с 21.11.2023 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 N 1911"

ФНС напоминает об изменении правил представления резидентами (юрлицами, ИП, а также физическими лицами) отчетов о движении средств по зарубежным счетам

Новые правила применяются для резидентов - юрлиц и ИП начиная с отчетности за 4-й квартал 2023 года, а для резидентов - физических лиц - начиная с отчетности за 2023 год.

Приведена информация об основных изменениях, а также сообщено, что при выявлении нарушений либо ошибок в представленных отчетах налоговые органы обязаны в установленные сроки направить уведомления резидентам о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета.

 

<Письмо> ФНС России от 12.12.2023 N БС-4-21/15532@
"О применении федеральных стандартов бухгалтерского учета в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (в части обоснованности обесценения)"

Изложена позиция Минфина о применении ФСБУ при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций

Проверка основных средств на обесценение и отражение изменения их балансовой стоимости вследствие обесценения является обязанностью организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФСБУ 6/2020 и МСФО 36.

Также указано, что при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций как среднегодовой стоимости имущества в отношении объектов основных средств, проверенных на обесценение, организация учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения.

 

<Информация> Минцифры России от 08.12.2023 "ИТ-компаниям нужно проверить актуальность согласия на раскрытие налоговой тайны"

Для сохранения аккредитации ИТ-компаниям необходимо актуализировать согласие на раскрытие налоговой тайны

Если у компании согласие со сроком действия до 31 декабря 2023 года, необходимо подать новое, если позже этой даты, то ничего подавать не нужно.

Проверить, верно ли оформлено согласие, можно в чат-боте по активной ссылке. Также даны ссылки на инструкции по формированию согласия.

 

<Информация> ФНС России от 07.12.2023
"Опубликована рекомендуемая форма расчета 6-НДФЛ"

ФНС: в рекомендуемой форме 6-НДФЛ учтены изменения срока перечисления НДФЛ

Рекомендуемая форма расчета 6-НДФЛ, порядок заполнения, формат представления и xsd-схема, а также форма справки о полученных физлицом доходах и удержанных суммах НДФЛ были направлены Письмом ФНС России от 04.12.2023 N БС-4-11/15166@.

Обновление формы продиктовано принятием Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2024 года налоговым агентам необходимо перечислять (уплачивать) НДФЛ два раза за месяц в установленные сроки.

 

<Письмо> Росприроднадзора от 06.12.2023 N РН-03-01-34/44278
"О предоставлении разъяснений"

Даны разъяснения о расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства, образовавшихся на объектах IV категории

Сообщается, в частности, что с 01.09.2023 вступили в силу Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2023 г. N 881.

Пунктом 10 Правил определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.

Плата за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) с превышением установленных лимитов на размещение отходов либо с превышением объема или массы отходов исчисляется с применением формулы п. 32 Правил. Лица, обязанные вносить плату, для расчета платы за размещение отходов производства используют формулу, указанную в п. 32, в случаях, определенных п. 18 Правил. Факт размещения отходов производства, образовавшихся при эксплуатации объектов IV категории, не указан п. 18 Правил как сверхлимитное размещение отходов.

С учетом изложенного при размещении отходов производства, образовавшихся на объектах IV категории, плата рассчитывается как в пределах лимитов на размещение отходов по формуле, определенной п. 28 Правил.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

11.12.2023 Создание обособленного подразделения не свидетельствует о неправомерном использовании налогоплательщиком УСН, если он не принимал решение об образовании филиала и фактически его не создавал

По мнению налогоплательщика, налоговый орган необоснованно доначислил налоги по ОСН, придя к выводу об утрате права на использование УСН в связи с фактическим созданием филиала.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогоплательщика.
Налогоплательщиком прекращена деятельность в одном городе с последующей регистрацией в ЕГРЮЛ местонахождения в другом городе. Налогоплательщик расторг договоры аренды недвижимого имущества, субаренды земельного участка, который также использовался для организации розничного рынка, в связи с чем перестал получать доход от указанной деятельности. Осуществление хозяйственной деятельности в двух городах продолжалось в течение незначительного периода времени и носило переходный характер.
При этом ведение деятельности через обособленное подразделение не является препятствием для применения УСН, если подразделению не придан статус филиала.
Суд отметил, что налоговый орган не вправе принуждать налогоплательщика принять решение о создании и регистрации филиала в отсутствие намерения его фактического использования. Соответственно, налогоплательщик правомерно применял УСН.

 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 сентября 2023 г. N Ф08-9021/23 по делу N А32-27707/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

13.12.2023 Трехлетний срок на реализацию права на заявление вычета по НДС начинается с момента окончания периода, на который приходится день отгрузки оборудования в государство - член ЕАЭС, а не с момента получения обществом полного комплекта документов для подтверждения ставки 0%

Налоговый орган отказал в возмещении НДС, поскольку обществом пропущен срок в отношении операций по отгрузке товаров в государство - член ЕАЭС.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Датой определения налоговой базы признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя; таковыми являются товарные накладные, в которых общество произвело исчисление НДС.
Соответственно, течение трехлетнего срока на реализацию права на заявление вычета по НДС начинается с момента окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки оборудования.
Доводы общества о невозможности представления полного комплекта документов для подтверждения 0% ставки по НДС в трехлетний срок с даты вывоза оборудования с территории РФ суд отклонил.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 октября 2023 г. N Ф05-21274/23 по делу N А40-153595/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

13.12.2023 Затраты налогоплательщика на доставку сотрудников до места работы и обратно (на такси) учитываются в составе расходов по налогу на прибыль, если являются экономически обоснованными и связаны с технологическими особенностями производства

Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на прибыль в связи с необоснованным включением в состав расходов затрат на оплату услуг такси по доставке работников общества к месту работы и обратно.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.
Установлено, что налогоплательщик осуществляет деятельность, технологические особенности которой подразумевают нахождение его работников на объекте для обеспечения эксплуатации и поддержания работы оборудования круглосуточно.
Следовательно, организация и обеспечение трансфера (такси) для работников до места работы и обратно является вынужденной, временной мерой, которая на момент действия противоэпидемических ограничений была объективно необходима как для целей обеспечения бесперебойной работы общественно значимых технологических процессов, так и для обеспечения безопасности работников.
Таким образом, затраты общества на доставку сотрудников до места работы и обратно являются экономически обоснованными, связаны с технологическими особенностями производства, в связи с чем подлежат учету в составе расходов по налогу на прибыль.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2023 г. N Ф04-5268/23 по делу N А45-22077/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.12.2023 "Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)

Представлен обзор судебной практики по применению положений законодательства, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды

В обзоре приведены правовые позиции арбитражных судов по спорам, связанным с применением статьи 54.1 НК РФ. В частности, указано следующее:

неблагоприятные последствия неисполнения налоговой обязанности другими участниками оборота не могут быть возложены на налогоплательщика, который не знал и не должен был знать о допущенных этими лицами нарушениях;

возможность применения налоговых вычетов сумм НДС исключается, если налогоплательщик участвовал в согласованных с иными лицами действиях, направленных на неправомерное уменьшение ими налоговой обязанности;

наличие счетов-фактур и иных первичных учетных документов не является безусловным подтверждением права на вычет сумм НДС и на учет расходов, если представленные документы в своей совокупности не подтверждают реальность хозяйственных операций;

при оценке обоснованности налоговой выгоды судам необходимо исходить из того, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, в принимаемых ими решениях не должны делать противоречивые выводы в отношении деятельности проверяемых налогоплательщиков.

Источник: материалы СПС Консультант Плюс

 

15.12.2023 Налогоплательщик может быть оштрафован за непредставление документов, не являющихся первичными, если данные документы необходимы налоговому органу для проверки книг покупок в рамках выездной проверки

По мнению налогоплательщика, справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) не относятся к документам, которые обязательны и необходимы для исчисления и уплаты налогов, и к документам, за непредставление которых может наступить налоговая ответственность.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
В связи с проведением выездной проверки налоговым органом было направлено требование о представлении документов (информации) - справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3) к актам о приемке выполненных работ (форма КС-2) по спорному контрагенту. Запрошенные документы представлены не были.
Суд отклонил довод об отсутствии обязанности представления документов, которые не предусмотрены налоговым законодательством и не являются первичными учетными документами, так как необходимость изучения документов, отражающих стоимость выполненных работ, возникла в процессе проверки представленных книг покупок.

 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 октября 2023 г. N Ф01-6823/23 по делу N А39-7544/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/


15.12.2023 Предприниматель не вправе применять 0% ставку налога по УСН, предусмотренную Законом субъекта РФ для вновь зарегистрированных ИП, если он ранее осуществлял предпринимательскую деятельность и зарегистрировался повторно

Налоговый орган доначислил предпринимателю налог по УСН в связи с необоснованным применением 0% ставки.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Установлено, что предприниматель осуществлял деятельность, в том числе в период, когда вступил в силу Закон субъекта РФ о предоставлении права предпринимателям, впервые зарегистрированным и применяющим УСН с объектом налогообложения "доходы-расходы", применять ставку 0%.
Вместе с тем предприниматель не может считаться зарегистрированным впервые в качестве ИП, поскольку ранее осуществлял предпринимательскую деятельность. Соответственно, у предпринимателя отсутствует право на применение нулевой налоговой ставки.
При этом суды указали, что Налоговым кодексом не предусмотрена возможность использования налогоплательщиком 0% ставки путем снятия с учета в качестве ИП после вступления в силу соответствующего закона субъекта РФ и повторной регистрации в качестве ИП.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 октября 2023 г. N Ф04-4138/23 по делу N А67-9058/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.12.2023 Безнадежная дебиторская задолженность по лизинговым платежам не учитывается в составе расходов в части выкупной стоимости, если эти затраты уже списаны в виде амортизации

Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на прибыль в связи с неправомерным включением в состав внереализационных расходов безнадежных к взысканию долгов по неоплаченным лизинговым платежам.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Установлено, что все имущество, сданное в финансовую аренду, находилось на балансе налогоплательщика, и на него начислялась амортизация, в том числе с повышенными коэффициентами. Полученные доходы при исчислении обществом налога на прибыль систематически уменьшались на величину амортизационных отчислений.
Таким образом, обществу компенсировались затраты в части расходов по приобретению предметов лизинга, которые подлежали отчуждению и выбытию из владения лизингодателя в случае окончательного исполнения заключенных с лизингополучателями договоров.
Кроме того, при фактическом изъятии предметов лизинга, лизинговые платежи по которым признаны обществом в составе дебиторской задолженности, не подлежащей взысканию, эти платежи не могут учитываться в составе расходов в части выкупной стоимости, поскольку они уже приняты на расходы в виде амортизации.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2023 г. N Ф04-5523/23 по делу N А67-11474/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

11.12.2023 Премии работникам можно включить в расходы для налога на прибыль

К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки.

При этом система оплаты труда, включая стимулирующие надбавки, премии и т. д. устанавливается в локальных актах организации (колдоговоре, ЛНА).

Премии могут быть учтены в расходах в случае, если порядок, размер и условия их выплаты предусмотрены локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права.

Такой вывод делает Минфин в письме от 21.11.2023 № 03-03-06/1/111429.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.12.2023 ФНС опубликовала данные об оштрафованных в 2022 году организациях

ФНС разместила на своем сайте новый набор открытых данных за 2022 год, касающихся организаций, включая информацию о штрафах за налоговые правонарушения.

Федеральная налоговая служба разместила на своем официальном сайте новый набор открытых данных за 2022 год, касающихся организаций. В частности, предоставлены информация о штрафах за налоговые правонарушения.

Этот комплект включает в себя сведения об налоговых правонарушениях, а также принятых мерах ответственности за совершение этих правонарушений, с указанием общего размера налогового штрафа. Согласно установленному порядку, эти данные налоговая служба ежегодно публикует в открытом доступе к 1 декабря (в соответствии с приказом ФНС от 30.05.18 № ММВ-7-14/361@).

Для получения информации о конкретном контрагенте на официальном сайте ФНС необходимо перейти к разделу «Гиперссылка на набор» и загрузить архив файлов. Подобно предыдущим годам, этот архив содержит множество файлов в формате XML. Для выявления нужной организации потребуется последовательно открывать эти файлы и анализировать их содержимое.

Также следует отметить, что открытую информацию о контрагентах можно получить в несколько кликов, используя сервис «Контур.Фокус». Достаточно ввести в поисковую строку название или ИНН организации, чтобы получить полные данные, включая информацию о задолженности по налогам и сборам.

Источник: Российский налоговый портал

 

12.12.2023 В 2024 году бизнес сможет получить лицензию за 10 дней

Сейчас средний срок оформления лицензии занимает 15 дней, но правительство собирается оптимизировать процесс и сократить время до 10 дней.

Правительство планирует в 2024 году сократить срок получения лицензий для предпринимателей до 10 дней. Сейчас оформление документа в среднем занимает 15 дней. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на главу глава аппарата кабмина Дмитрия Григоренко.

Если два года назад средний срок получения лицензии составлял 45 дней, то на сегодняшний день это 15 дней. Что касается разрешений, то, если несколько лет назад срок получения разрешения составлял 43 дня, то на сегодняшний день это 23 дня, — сказал Григоренко.

В новом году владельцы отдельных видов лицензий смогут автоматических их продлить в проактивном режиме.

В 2021 году запустили проект по оптимизации процедур получения лицензий и разрешений. За это время упростили требования к 420 разрешениям и 51 лицензии.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

13.12.2023 ФНС утвердила новый формат доверенности для сдачи налоговой отчетности

ФНС утвердила обновленный формат электронной доверенности, необходимой для подтверждения полномочий представителя налогоплательщика при взаимодействии с налоговыми органами.

Приказом от 19 сентября 2023 года № ЕД-7-26/648@ Федеральная налоговая служба утвердила обновленный формат электронной доверенности, необходимой для подтверждения полномочий представителя налогоплательщика при взаимодействии с налоговыми органами. Новый документ начнет действовать с 1 марта 2024 года.

Важно помнить, что при представлении отчетности в налоговую инспекцию от имени налогоплательщика необходимо иметь документ, подтверждающий полномочия представителя. Электронная доверенность, утвержденная приказом ФНС от 30 апреля 2021 года № ЕД-7-26/445@, является таким документом согласно пункту 5 статьи 80 НК РФ. Представитель, действующий на основе доверенности, может также получать требования из ИФНС, отвечать на запросы, подавать жалобы и выполнять другие действия в интересах налогоплательщика (пункт 1 статьи 26, пункт 3 статьи 29 НК РФ).

Новый формат электронной доверенности разработан с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ. Согласно этим изменениям, с 1 марта 2024 года уполномоченный представитель организации должен осуществлять свои полномочия на основе письменной доверенности или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью налогоплательщика-организации. Кроме того, новый формат позволяет формировать электронную доверенность с правом передоверия.

Источник: Российский налоговый портал

 

13.12.2023 С 2024 года зарплата дистанционщиков-нерезидентов облагается НДФЛ по ставке 13%

Вознаграждение и иные выплаты при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно относятся к доходам, полученным от источников в РФ. А значит, НДФЛ будет даже в том случае, если работник – нерезидент РФ. Такое правило будет с 2024 года.

Об этом сообщает Минфин в письме от 17.11.2023 № 03-04-05/110282.

Даже если сотрудник-дистанционщик – нерезидент РФ, то его зарплата также облагается НДФЛ 13%.

Но эта норма распространяется только на доходы по трудовым договорам, которые заключены по нормам главы 49.1 ТК «Особенности регулирования труда дистанционных работников».

Если речь идет о вознаграждении и иных выплатах при выполнении работником трудовой функции по иным договорам, то норма про ставку 13% для нерезидентов не применяется.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

14.12.2023 В налоговом и бухгалтерском учете могут быть разные лимиты стоимости ОС

В НУ стоимость ОС – от 100 тыс. рублей, в БУ – как решит компания.

Об этом рассказал спикер Бухгалтерской Клерк.Конференции эксперт Сергей Верещагин.

Под основными средствами в целях налогового учета понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (статья 257 НК).

В бухучете стоимость ОС можно устанавливать самостоятельно.

По ФСБУ 6/2020 «Основные средства» организация может принять решение не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией (письма Минфина от 15.12.2021 № 07-01-09/102450от 04.04.2022 № 07-01-09/28046).

То есть, можно установить лимит самостоятельно. Как правило, организации устанавливают его равным лимиту в НУ (100 тыс. рублей).

Если актив меньше установленного лимита, то затраты на него признаются расходами периода, в котором они понесены.

При этом организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов.

С целью обеспечения такого контроля целесообразно вести бухучет таких активов в порядке, установленном ФСБУ 5/2019 «Запасы».

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.12.2023 Центробанк поднял ключевую ставку до 16%

Сегодня Совет директоров Банка России повысил ключевую ставку на 100 б.п., до 16% годовых.

15 декабря Совет директоров Центробанка принял решение повысить ключевую ставку до 16% годовых или на 100 б.п. Об этом сказано на сайте ЦБ.

По итогам 2023 года годовая инфляция ожидается в диапазоне 7,0–7,5%.

По оценкам Банка России, рост ВВП в 2023 году превысит 3%.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

15.12.2023 Как бухгалтеру отражать отгрузки юридическим лицам через Ozon

Когда юридическое лицо покупает у селлера товары на маркетплейсе, то оплата поступает на расчетный счет Ozon. Продавцы не понимают, как в 1С провести эту оплату.

В программе 1С выставляются счет-фактуры на юридическое лицо с текущей нумерацией по организации и в книге продаж будут указаны наименование и ИНН посредника.

Однако у маркетплейса Ozon есть свои правила. Когда юрлицо приобретает товар продавца на маркетплейсе, оплата от покупателя поступает на расчетный счет Ozon. После чего площадка формирует от имени продавца УПД со статусом 1 с указанием НДС и через электронный документооборот отправляет покупателю.

Этот же УПД через ЭДО отправляется продавцу. При получении такого УПД от Ozon продавцу нужно:

в 1С отразить продажу товара юрлицу, указанному в УПД (документ Реализация (акты, накладные);

номер счету-фактуре присваивается тот, который указан в полученном от маркетплейса УПД (то есть номер нужно изменить вручную);

код вида операции — 01, это обычная реализация. Никаких сведений о посреднике не указывается.

Затем из Отчета о реализации, загруженного в 1С, нужно будет удалить те товары, которые были проданы юридическим лицам. Поскольку реализация этого товара отражается операцией Реализация (акты, накладные), где покупатель — юрлицо.

Данные о продажах юрлицам за месяц можно найти в личном кабинете в Позаказном отчете о реализации. Далее образовавшуюся дебиторскую задолженность покупателя-юрлица необходимо перенести на контрагента Ozon (ООО «Интернет решения»).

Сделать это можно документом Корректировка долга, так как оплата поступит от Ozon, а не от покупателя.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.12.2023 ИП могут определить цену патента на 2024 год с помощью калькулятора ФНС

ФНС представила новый калькулятор для расчета стоимости патента на 2024 год. Он позволяет быстро определить налоговые обязательства по различным видам деятельности в разных регионах России.

На официальном сайте ФНС обновлен инструмент для расчета стоимости патента. Этот сервис позволяет определить затраты на патент на 2024 год. Калькулятор предназначен для приблизительного подсчета налогового обязательства по различным видам деятельности, которые могут быть переведены на патент в выбранном субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании или их группе).

Для проведения расчета необходимо указать: год (2024), срок действия патента, регион деятельности и конкретный вид деятельности. После заполнения формы следует нажать кнопку «Рассчитать».

Важно помнить, что заявление о переходе на ПСН с 2024 года необходимо предоставить не позднее 15 декабря 2023 года. Форма заявления на получение патента и процедура её заполнения утверждены приказом ФНС от 09.12.20 № КЧ-7-3/891@. Заявление можно подать лично в ИФНС или через представителя, отправить по почте заказным письмом с описью вложения, либо передать через интернет.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Оприходование металлолома, образующегося при ликвидации, ремонте или модернизации основного средства

Как в бухгалтерском учете отразить и оприходовать металлолом, полученный при ликвидации или ремонте, модернизации основного средства в случае, если демонтаж имеет длящийся характер до 3 месяцев? Металлолом образуется частями и сразу реализуется (места для хранения нет). При этом балансовая стоимость выбывающего имущества крайне мала.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Возможные варианты оценки и оприходования металлолома приведены ниже. 

Обоснование позиции:

Не существует единого порядка учета ценностей, остающихся от выбытия, в том числе частичного, основных средств или извлекаемых в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции (смотрите пп. 2-5 Рекомендации Р-138/2022-КпР "Ценности от выбытия и содержания основных средств" (принята фондом "ННРБУ "БМЦ" 30.03.2022, далее - Рекомендация Р-138/2022-КпР)).

Признаки активов в зависимости от предназначения этих активов, которое обусловливает характер извлекаемых из данного актива будущих экономических выгод, устанавливают, например, ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019), ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".

Согласно п. 3 Рекомендации Р-138/2022-КпР, в случае если извлекаемые ценности предназначены для потребления или продажи в рамках обычного операционного цикла организации либо использования в течение периода не более 12 месяцев, то они признаются запасами. Такие запасы оцениваются на момент, указанный в п. 5 Рекомендации Р-138/2022-КпР, по наименьшей из следующих величин:

а) стоимости, по которой учитываются аналогичные запасы (в том числе с учетом их обесценения), приобретаемые (создаваемые) организацией в рамках обычного операционного цикла;

б) суммы балансовой стоимости основных средств в части, приходящейся на извлекаемые ценности, и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.

То есть извлекаемый металлолом, предназначенный для продажи, является запасом (подп. "г" п. 3 ФСБУ 5/2019).

Как определено п. 16 ФСБУ 5/2019, если в качестве запасов признаются материальные ценности, остающиеся от выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов или извлекаемые в процессе текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции внеоборотных активов, затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, считается наименьшая из следующих величин:

а) стоимость, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в рамках обычного операционного цикла;

б) сумма балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов.

Уточнили, что балансовая стоимость выбывающего имущества крайне мала. Поэтому можно предположить, что организации при оприходовании металлолома следует ориентироваться на балансовую стоимость списываемых активов и расходов, связанных с демонтажем и разборкой объектов основных средств, извлечением металлолома и приведением его в состояние, необходимое для продажи.

В учете при этом может делаться запись:

Дебет 10 (41) Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - оприходованы запасы за счет остаточной стоимости объекта основных средств (п. 3 Рекомендации Р-63/2015-КпР "Материальные ценности от ликвидации основных средств", далее - Рекомендация Р-63/2015-КпР).

Однако поскольку остаточная стоимость основных средств крайне мала, то оприходование таким образом второй (третьей и т.д.) партии металлолома будет невозможно, поскольку остаточная стоимость будет уже уменьшена до нуля.

Если балансовая стоимость объекта основных средств, выбывшего из эксплуатации, равна нулю, то из п. 16 ФСБУ 5/2019 усматривается возможность признания запасов по стоимости, равной сумме фактических затрат на демонтаж и разборку, основного средства и извлечение запаса, но не выше стоимости аналогичных запасов организации (смотрите п. 6 Рекомендации Р-63/2015-КпР).

В этом случае в учете может быть сделана запись:

Дебет 10 (41) Кредит 60 (23) - оприходованы запасы по стоимости фактически понесенных на их извлечение затрат.

Все сказанное выше справедливо и в отношении запасов, извлекаемых в связи с проведением модернизации или ремонта основного средства.

Бухгалтерские записи могут быть следующие:

Дебет 10 (41) Кредит 08 - принят к учету металлолом по балансовой стоимости выбывающего имущества;

или

Дебет 10 (41) Кредит 60 (23) - оприходован металлолом (запасы) по стоимости фактически понесенных на его извлечение затрат.

При этом разная методика оценки извлекаемого металлолома может привести к тому, что стоимость разных партий металлолома, извлеченных за небольшой промежуток времени, будет отличаться.

Подобного запрета ни ФСБУ 5/2019, ни указанные выше Рекомендации не содержат.

Также мы полагаем, что в общем случае, если извлечение металлолома происходит в течение периода разборки отдельными партиями, с учетом профессионального суждения бухгалтера (и с помощью технических специалистов организации), не исключаем возможности условно распределить балансовую стоимость выбывающего основного средства на стоимость получаемого при демонтаже металлолома (с включением в стоимость партий затрат на демонтаж) с поэтапным переносом стоимости основного средства на приходуемые запасы (смотрите п. 3 Рекомендации Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (принята фондом "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учёта "Бухгалтерский методологический центр" от 17.12.2018)).

Однако применительно к данной ситуации, когда балансовая стоимость основного средства крайне мала, полагаем, что такой подход неоправданно увеличит расходы на учет операций, притом что одним из принципов бухгалтерского учета является принцип рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", далее - ПБУ 1/2008).

Вместе с тем имеется способ, который основан на пп. 4, 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации".

В результате извлеченный металлолом принимается к учету записью:

Дебет 10 (41) Кредит 91.

Представляется, что оценку металлолома в этом случае возможно осуществить на основании подп. "б" п. 28 ФСБУ 5/2019 как чистую стоимость его продажи, определяемую в соответствии с п. 29 ФСБУ 5/2019.

Данный способ оценки и оприходования следует закрепить в учетной политике организации (пп. 7, 7.1 ПБУ 1/2008, смотрите также материалы: - Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материальных ценностей, полученных в результате ликвидации основных средств (ноябрь 2023), - Вопрос: Как в бухгалтерском учете оприходовать запчасти (металлолом), полученные при ликвидации или ремонте, модернизации основного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2023 г.)).

Однако мы придерживаемся позиции, что применять такой способ следует только в том случае, если по тем или иным причинам нельзя применить п. 16 ФСБУ 5/2019.

Кроме того, в п. 9 Рекомендации Р-138/2022-КпР сказано, что ни в каком случае оприходование извлекаемых ценностей без факта их продажи не может приводить в бухгалтерском учете к признанию дохода. В Рекомендации Р-138/2022-КпР также сказано, что во всех случаях получение ценностей от выбытия, в том числе частичного, основных средств или от их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции не является безвозмездным получением актива, так как организация уже несла затраты как минимум в связи с данным основным средством. Указанные в Рекомендации Р-138/2022-КпР ФСБУ, как и другие ФСБУ, не содержат оснований для признания дохода в связи с извлечением ценностей до того момента, пока не состоялся факт продажи или иного возмездного отчуждения.

Приведенная позиция является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной выше. Организация может применять альтернативные способы оценки и оприходования металлолома. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл 

Ответ прошел контроль качества

 

Налог на прибыль

 

Признание в целях налогообложения прибыли морально устаревшего НМА и капитальных вложений в ПО

1. Нематериальные активы (НМА) введены в эксплуатацию, но устарели.
Можно ли оставшуюся (недоамортизированную) стоимость НМА учесть в расходах в целях налогообложения?
2. Разрабатывалось программное обеспечение (далее - ПО), но поменялась концепция учета, и система стала неактуальной (непригодной для использования). Затраты, понесенные на ее разработку, нужно списать.
Возможно ли отнести такие капитальные вложения в НМА к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли?
3. Какие документы нужно оформить для учета расходов? Достаточно ли внутреннего документа, или нужно заключение сторонней организации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

1. Расходы на списание НМА, включая суммы недоначисленной амортизации, учитываются в составе внереализационных расходов.

2. По нашему мнению, налогоплательщик вправе учесть в целях налогообложения прибыли расходы на создание программного обеспечения, которое признано непригодным для использования по обоснованным причинам. При этом мы не можем исключить налоговых рисков при признании таких расходов (смотрите обоснование позиции).

3. Причины, по которым НМА и капитальные вложения в ПО списываются, можно указать в акте, составленном комиссией и утвержденном руководителем организации.

Состав комиссии утверждается руководителем организации, например, приказом. В комиссию могут войти работники организации, компетентные специалисты (в том числе которые не являются сотрудниками компании). 

Обоснование позиции:

В силу норм статей 256 и 257 НК РФ затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость амортизируемого имущества (в том числе нематериальных активов, далее - НМА) и списываются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, путем начисления амортизации. Суммы начисленной амортизации по амортизируемому имуществу включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ (письмо Минфина России от 17.07.2019 N 03-03-06/1/53019).

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 3 ст. 257 НК РФ).

1. Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ позволяет включить в состав внереализационных расходов расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации.

Расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном п. 13 ст. 259.2 НК РФ.

Таким образом, расходы на списание НМА, включая суммы недоначисленной амортизации, учитываются в составе внереализационных расходов на основании подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы. В свою очередь, подтверждением данных налогового учета на основании ст. 313 НК РФ являются первичные учетные документы. На основании положений чч. 1 и 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) первичные учетные документы должны составляться по формам, утвержденным руководителем организации, и содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (письмо Минфин России от 26.01.2021 N 03-03-06/1/4252).

Списание НМА в связи с прекращением использования вследствие морального износа (устаревшего) можно произвести на основании акта, составляемого специально созданной комиссией и утверждаемого руководителем организации. В акте должны быть указаны: первоначальная стоимость списываемого НМА, сумма начисленной за время эксплуатации амортизации, балансовая (остаточная) стоимость объекта, причины, по которым объект списывается с бухгалтерского учета, и другие данные, касающиеся списываемого НМА. Акт о списании объекта НМА может быть разработан на основании унифицированной формы акта о списании объекта основных средств N ОС-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Состав комиссии утверждается руководителем, например, приказом. В комиссию могут войти представители администрации, работники бухгалтерии, компетентные специалисты (в том числе которые не являются сотрудниками компании).

О выбытии объекта НМА необходимо сделать соответствующую запись в карточке учета нематериальных активов. Форма данного документа может быть разработана на основании унифицированной формы карточки учета нематериальных активов N НМА-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. Подробнее рекомендуем ознакомиться в Энциклопедии решений. Учет списания НМА в связи с невозможностью дальнейшего использования.

2. Что касается учета расходов на создание программного обеспечения, которое признано непригодным для использования в предусмотренных целях (не принесет доход организации в дальнейшем), хотим обратить внимание, что в настоящее время НК РФ не предусмотрены непосредственно нормы, дающие возможность списать такие расходы в целях налогообложения прибыли.

Созданные (приобретенные) налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них) не способные приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход) и не используемые им для извлечения дохода (в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации), не признаются нематериальными активами и амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ (п. 1 ст. 256п. 3 ст. 257 НК РФ). Следовательно, амортизация по таким активам не начисляется.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы:

в виде расходов на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270 НК РФ);

в виде расходов на приобретение, создание объектов основных средств и нематериальных активов, в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со ст. 286.1 НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ, либо воспользовался или воспользуется правом на применение налогового вычета для СЗПК, указанного в ст. 25.18 НК РФ (п. 5.1 ст. 270 НК РФ).

В то же время общие критерии, которым должны удовлетворять все расходы налогоплательщика для признания их в целях налогообложения прибыли, поименованы в п. 1 ст. 252 НК РФ (постановление АС Поволжского округа от 12.12.2014 N Ф06-18264/13 по делу N А12-16466/2014). В соответствии с ними в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (письма Минфина России от 09.12.2019 N 03-03-06/1/95331, от 17.12.2019 N 03-03-06/1/98767). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, носит открытый характер (подп. 49 п. 1 ст. 264подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в составе расходов любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, при условии, что они не поименованы в ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-07/12896 и от 28.01.2019 N 03-03-06/2/4675).

При этом, как указывает Минфин России, расходы налогоплательщика должны соотноситься с характером его деятельности, а не с фактом получения прибыли (смотрите письма Минфина России от 19.12.2011 N 03-03-06/1/833, от 20.09.2011 N 03-03-06/1/578, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565, от 21.04.2010 N 03-03-06/1/279 и др., ФНС России от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494). Иными словами, для признания конкретных затрат при налогообложении не учитывается итоговый результат деятельности налогоплательщика. Организация учитывает расходы в целях налогообложения прибыли как в периоде получения доходов, так и в периоде, в котором она доходы не получает, при условии, что осуществляемая деятельность в целом направлена на получение доходов (смотрите письма Минфина России от 11.08.2023 N 03-03-06/1/75383, от 24.06.2022 N 03-03-06/1/60328).

Чиновниками неоднократно обращалось внимание на то, что признание расходов для целей налогообложения прибыли должно иметь связь с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода, а сами расходы должны быть надлежащим образом документально подтверждены (письма Минфина России от 23.12.2020 N 03-03-06/1/113071, от 03.12.2020 N 03-03-07/105691). При этом оценка налоговых последствий совершаемых сделок для целей налогообложения прибыли должна проводиться налогоплательщиком самостоятельно на основании положений НК РФ с учетом конкретных обстоятельств таких сделок, обусловленных соответствующими договорными отношениями (письмо Минфина России от 11.10.2019 N 03-03-06/1/78175). Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (письма Минфина России от 27.11.2019 N 03-03-06/1/92160, от 25.10.2019 N 03-03-06/1/82233, от 08.05.2020 N 03-03-06/1/37506, от 08.04.2020 N 03-03-06/1/29951).

Эта же логика демонстрируется высшими судьями. Так, в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П указывается на то, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (определение КС РФ от 25.01.2012 N 134-О-О).

Из этого же исходит и Пленум ВАС РФ в постановлении от 18.02.2014 N 12604/13: обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, и не зависит от ее результата (смотрите также определение КС РФ от 18.07.2019 N 2174-О).

Отметим также, если речь идет о создании нового объекта НМА в результате научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР), то расходы налогоплательщика на НИОКР, предусмотренные подп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК РФ, признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих НИОКР в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ, после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки (п. 4 ст. 262 НК РФ, смотрите также п. 9 ст. 262 НК РФ, подробнее можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Учет расходов на НИОКР).

С учетом указанного, по нашему мнению, налогоплательщик вправе учесть в целях налогообложения прибыли расходы на создание программного обеспечения, не введенного в эксплуатацию и признанного непригодным для использования по обоснованным причинам. Причины, по которым капитальные вложения в ПО списываются, можно указать в акте, составленном комиссией и утвержденном руководителем организации.

При этом мы не можем исключить налоговых рисков при проверке, исходя из того, что НК РФ не предусмотрены непосредственно нормы, дающие возможность списать такие расходы в целях налогообложения прибыли (смотрите, например, письма Минфина России от 20.11.2019 N 03-03-06/1/89746, от 21.02.2007 N 03-03-06/4/17 (до внесения изменений в подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ), а также письмо УФНС России по г. Москве от 11.10.2006 N 20-12/90583). Минфин России также разъясняет, например, что стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства не уменьшает базу по налогу на прибыль в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 14.03.2019 N 03-03-06/2/16615, от 14.03.2019 N 03-07-11/16750, от 20.01.2017 N 03-03-06/1/2486, от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58471письмо ФНС России от 27.08.2018 N СД-4-3/16501@).

К сожалению, официальными комментариями и судебной практикой, соответствующими рассматриваемой ситуации, мы не располагаем. Напоминаем, что организация вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (подп. 12 п. 1 ст. 21подп. 4 п. 1 ст. 32ст. 34.2 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Например, обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Признание расходов в целях налогообложения прибыли;

Вопрос: В 2016 году компания заключила договор о разработке программного обеспечения (ПО). Цель - автоматизация бизнеса от заявки клиента до ее обработки (вид деятельности - оценка недвижимости). Работы по созданию ПО выполнялись и принимались поэтапно. Принятые компанией промежуточные результаты учитывались на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", а по завершении работ общая сумма затрат должна была быть отнесена на счет 04 "Нематериальные активы". Исполнитель по договору не выполнил работы до конца, а использовать то, что уже сделано, невозможно. Как списать в бухгалтерском и налоговом учете стоимость... (журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 4, апрель 2018 г.);

Об учете в налоговых расходах сумм списанных капвложений (Т.Ю. Кошкина, журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2022 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия 

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Нужно ли включать внешних совместителей в списки по форме согласно приложению N 23 к Инструкции, которые подаются в военкомат?

Раз в год организация обязана проводить сверку сведений о воинском учете граждан, пребывающих в запасе. Нужно ли включать внешних совместителей в списки по форме согласно приложению N 23 к Инструкции, которые подаются в военкомат?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, работники-совместители не упоминаются. Следовательно, работодатель должен вести воинский учет таких работников и подавать сведения о них в военкомат, в том числе по форме согласно приложению N 23 к Инструкции. 

Обоснование вывода:

Пунктом 32 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), помимо прочего действительно предусмотрена необходимость сверки сведений. Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления.

Порядок проведения такой сверки приведен в п. 36 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 (далее Инструкция). Для сверки данных о гражданах, состоящих на воинском учете в других военкоматах, туда направляются списки граждан, пребывающих в запасе, с указанием данных раздела II по форме согласно приложению N 23 к Инструкции. Списки составляются в двух экземплярах, второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года. Отметка в карточке о проведении сверки дополняется в этом случае регистрационным номером списка.

При этом законодательством не установлена зависимость исполнения данных обязанностей по воинскому учету от вида трудового договора (срочный или бессрочный; по основному месту работы или по совместительству и т.п.).

В соответствии с п. 14 Положения воинскому учету в организациях подлежат:

граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);

граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные).

Согласно п. 15 Положения не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";

б) проходящие военную службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Как мы видим, среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, работники-совместители не упоминаются. Следовательно, работодатель должен вести воинский учет таких работников и подавать сведения о них в военкомат, в том числе по форме согласно приложению N 23 к Инструкции (смотрите также ответ Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"МеталлоПрофиль
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения