Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 11 по 17 сентября 2023 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Постановление Правительства РФ от 08.09.2023 N 1468
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 311"

Уточнены полномочия ФТС по реализации Указа Президента о запрете на вывоз товаров за пределы территории РФ

Пунктами 1 и 1(1) Постановления Правительства РФ от 09.03.2022 N 311 определены сроки и перечень товаров, на которые распространяется запрет, предусмотренный Указом от 8 марта 2022 г. N 100.

Настоящим постановлением включен пункт 1(2) "Для служебного пользования" и предписано Федеральной таможенной службе обеспечить контроль за выполнением указанных выше положений постановления N 311.

 

Приказ ФНС России от 11.08.2023 N СД-7-21/533@
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о кадастровых номерах земельных участков и нормативной цене земли, определенной в отношении земельных участков"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2023 N 75192.

Утверждена форма представления сведений о кадастровых номерах земельных участков и нормативной цене земли, определенной в отношении земельных участков

С 31.08.2023 вступила в силу статья 11 Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ, обязывающая орган или лицо, уполномоченные органами исполнительной власти ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области, представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о кадастровых номерах земельных участков и нормативной цене земли.

Утверждены форма (формат) и порядок представления указанных выше сведений.

 

Приказ ФНС России от 11.08.2023 N СД-7-21/534@
"Об утверждении формы заявления о прекращении исчисления транспортного налога (авансового платежа по налогу) в отношении транспортного средства, находящегося в розыске в связи с его угоном (хищением), транспортного средства, находившегося в розыске в связи с его угоном (хищением), розыск которого прекращен, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме, форм уведомления о прекращении исчисления транспортного налога (авансового платежа по налогу) в отношении транспортного средства, находящегося в розыске, или транспортного средства, розыск которого прекращен, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога (авансового платежа по налогу) в отношении указанных транспортных средств"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2023 N 75193.

С 1 января 2024 года вводится в действие форма (формат) заявления о прекращении исчисления транспортного налога

С указанной даты вступит в силу пункт 3.5 статьи 362 НК РФ, на основании которого по заявлению налогоплательщика прекращается исчисление налога в отношении транспортного средства, находящегося в розыске в связи с его угоном (хищением), а также транспортного средства, находившегося в розыске в связи с его угоном (хищением), розыск которого прекращен.

ФНС утверждены форма (формат) и порядок заполнения формы заявления о прекращении исчисления транспортного налога (авансового платежа по налогу).

 

Приказ ФНС России от 11.08.2023 N СД-7-21/537@
"Об утверждении формы и формата представления в электронной форме сведений о лицах, указанных в подпункте 2 пункта 9.4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения указанной формы"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2023 N 75194.

Актуализирована форма представления сведений Социальным фондом России в налоговые органы

С 1 января 2024 года вступит в силу новая редакция пункта 9.4 статьи 85 НК РФ, предусматривающего перечень сведений, представляемых фондом в налоговые органы.

С этой связи утверждены форма (формат) и порядок представления сведений о лицах, указанных в пп. 2 п. 9.4 статьи 85 НК РФ.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 19.02.2021 N ЕД-7-21/152@.

Приказ Росстата от 31.07.2023 N 371
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью религиозных организаций"

Актуализирована годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО(Р) "Сведения о деятельности религиозной организации"

Обновленная форма вводится в действие с отчета за 2023 год. Первичные статистические данные предоставляются в соответствии с указаниями по ее заполнению, по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланке.

Признается утратившим силу Приказ Росстата от 18 октября 2022 г. N 707 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью религиозных организаций".

 

<Письмо> ФНС России от 22.08.2023 N КЧ-4-8/10713@
"О начислении пени на суммы доначисленных налогов по результатам налоговой проверки"

Даны разъяснения по вопросу о начисления пени на сумму доначислений, указанную в решении налогового органа, в том числе погашенную налогоплательщиком до вступления в силу этого решения

Сообщается в числе прочего, что действия налоговых органов по начислению пеней на недоимку, указанную в решении налогового органа, в отношении которого налогоплательщиком было представлено заявление о распоряжении путем зачета, а также последующему списанию ЕНП в счет погашения таких пеней не противоречат действующему законодательству о налогах и сборах.

 

<Письмо> ФНС России от 07.09.2023 N БС-4-11/11402@
"О направлении информации"

Доходы, безвозмездно полученные членом семьи лица, призванного на военную службу по мобилизации, освобождаются от НДФЛ только в случае, если они связаны с прохождением военной службы

Данный вывод основан на положении, согласно которому освобождение от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств и (или) иного имущества распространяется также на лиц, проходящих военную службу в ВС РФ по контракту или находящихся на военной службе (службе) в войсках Росгвардии, воинских формированиях и органах, указанных в пункте 6 статьи 1 Федерального закона "Об обороне", и (или) на налогоплательщиков, являющихся членами семей указанных лиц, при условии, что такие доходы получены в связи с участием указанных лиц в специальной военной операции.


<Информация> ФНС России
"Какие изменения учтены при расчете налогов на имущество физических лиц в налоговых уведомлениях за 2022 год"

ФНС: началась рассылка налоговых уведомлений для уплаты физлицами транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество за 2022 год

В письме приведена информация о том, какие изменения произошли по сравнению с предыдущим периодом в расчете налогов.

В частности, сообщается, что по налогу на имущество физических лиц во всех регионах в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость и приведены понижающие коэффициенты, которые использованы для исчисления налога.

Также применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (городов федерального значения) по месту нахождения объектов налогообложения.

Налоги, указанные в направленных уведомлениях, необходимо оплатить не позднее 1 декабря 2023 года.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

11.09.2023 Доходы от продажи имущества налогоплательщика в ходе конкурсного производства являются его доходом и отражаются в декларации по налогу на прибыль в периоде реализации

Налогоплательщик полагает, что в случае реализации имущества в процедуре банкротства сроки уплаты налога на прибыль определяются с учетом очередности удовлетворения требований кредиторов.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Доходы от реализации имущества организации в ходе конкурсного производства, в том числе реализации с публичных торгов в установленном порядке, являются доходом этой организации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Следовательно, эти доходы подлежат отражению в налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
В этой связи вопрос об очередности уплаты налога на прибыль и начисления пеней с указанной хозяйственной операции подлежит разрешению в деле о банкротстве.

 Определение Верховного Суда РФ от 13 июня 2023 г. N 309-ЭС22-21122 по делу N А34-8709/2021 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

12.09.2023 Налогоплательщик не вправе признать расходы, оплаченные векселями третьего лица, если не подтверждено несение реальных затрат на приобретение этих векселей

Налоговый орган считает, что налогоплательщик необоснованно включил во внереализационные расходы суммы оплаты по договорам уступки прав требования, т. к. фактически затраты не были понесены.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа.
Налогоплательщик не представил документы, подтверждающие расходы на приобретение векселей третьего лица, которыми были оплачены договоры цессии по сделкам с банком.
Однако для выяснения обоснованности вексельных требований должны быть представлены доказательства, подтверждающие реальность сделок, лежащих в основании выдачи векселей, при этом обязанность доказывания указанных оснований возлагается на кредитора. Если обязательства, лежащие в основе выдачи векселя, не могут быть подтверждены в судебном заседании, то ставится под сомнение действительность такой сделки по выдаче векселя.
Формальное наличие векселя у лица, получившего его в отсутствие какого-либо обязательства, не может являться основанием для признания вексельного долга обоснованным. В данном случае налогоплательщиком не подтверждена оплата векселей, поэтому он не вправе признать расходы, оплаченные этими векселями.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 июля 2023 г. N Ф05-13561/23 по делу N А40-204637/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

13.09.2023 НДФЛ, необоснованно не удержанный из выплат физическим лицам, может быть взыскан с налогового агента по результатам налоговой проверки

Общество ссылается на необоснованность предложения налогового органа об уплате недоимки по НДФЛ, поскольку уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами общества.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности удержания налога из выплат физическим лицам и перечисления его в бюджет, общество не представило. Также не представлены доказательства направления сообщения о невозможности удержания налога налогоплательщикам и налоговому органу.
Суд отметил, что НК РФ допускает доначисление (взыскание) налога за счет средств налоговых агентов по итогам налоговой проверки.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 июля 2023 г. N Ф05-11632/22 по делу N А40-220968/2021

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.09.2023 Если налогоплательщик реализовал взаимозависимому лицу лизинговое имущество по стоимости значительно ниже суммы лизинговых платежей по договору, то НДС исчисляется исходя из рыночной стоимости имущества, определенной по результатам экспертизы

Налоговый орган доначислил НДС в связи с неправомерным занижением суммы реализации транспортного средства взаимозависимому физическому лицу.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Налогоплательщик реализовал автомобиль, ранее приобретенный в лизинг, взаимозависимому лицу по цене значительно ниже стоимости приобретения.
При этом именно характер взаимоотношений сторон сделки позволил заключить сделку после оплаты налогоплательщиком лизинговых платежей по цене существенно меньше рыночной, фактически безвозмездно. Доказательств того, что налогоплательщик предлагал неопределенному кругу лиц приобрести принадлежащие ему имущественные права, не представлено.
Соответственно, при определении налоговых обязательств налогоплательщика инспекция исходила из рыночной стоимости имущества, определенной по результатам экспертизы.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 июля 2023 г. N Ф04-3186/23 по делу N А67-3702/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.09.2023 Доход ИП от реализации административного здания, приобретенного для предпринимательской деятельности, учитывается при исчислении налога по УСН, даже если объект был передан в безвозмездное пользование взаимозависимому лицу

Предприниматель считает, что правомерно не отразил в составе доходов по УСН выручку от реализации объекта недвижимого имущества, т. к. оно было передано в безвозмездное пользование (взаимозависимому лицу) и не приносило ему финансовой выгоды.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию предпринимателя необоснованной.
Спорное имущество представляет собой административное здание и относится к нежилому фонду. Доказательств использования такого имущества в личных (семейных) целях налогоплательщиком не представлено. Кроме того, здание использовалось налогоплательщиком в предпринимательских целях путем размещения в нем офисов организаций, руководителем которых являлся непосредственно он сам. Таким образом, целью приобретения спорного имущества являлось использование в предпринимательской деятельности.
Следовательно, денежные средства, полученные налогоплательщиком в результате реализации данного имущества, должны включаться в налоговую базу по УСН.

 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2023 г. N Ф09-2912/23 по делу N А71-13422/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.09.2023 Ошибочное уведомление о смене объекта налогообложения по УСН не лишает налогоплательщика права применять первоначально выбранный объект, если он в течение нескольких периодов исчислял налог исходя из него без претензий со стороны налогового органа

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не обладал правом на изменение объекта налогообложения по УСН ввиду непредставления уведомления.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной.
Налогоплательщиком было ошибочно направлено уведомление о смене объекта налогообложения по УСН "доходы, уменьшенные на величину расходов" на объект "доходы". При этом он продолжал представлять декларации и исчислять налоговую базу исходя из объекта "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Налоговым органом указанные декларации принимались неоднократно, при этом претензий налогоплательщику не было предъявлено.
Таким образом, действия налогоплательщика, подававшего декларации по УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" противоречили его волеизъявлению (уведомлению о смене объекта налогообложения). Тем не менее налоговый орган, принимая указанные декларации без замечаний, данные действия налогоплательщика фактически одобрил, тем самым утратив в последующем право ссылаться на нарушение налогоплательщиком условий применения УСН.

 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июня 2023 г. N Ф09-3273/23 по делу N А60-44632/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.09.2023 Налогоплательщик не имеет права на вычет НДС, если фактически приобретал не гранулы золота, а лом ювелирных изделий, предназначенный для аффинажа, т. е. товар, реализация которого не облагается НДС

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не имеет права на возмещение НДС, поскольку фактически приобретал не гранулы золота, а лом ювелирных изделий, предназначенный для аффинажа, т. е. товар, реализация которого не облагается НДС.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Подтверждено, что завод фактически принимал от налогоплательщика на аффинаж не гранулы золота в чистом химическом виде, а лом ювелирных изделий, содержащих золото. В частности, акты приемки товара, составленные налогоплательщиком, напрямую указывают на получение именно лома драгоценных металлов (цепочек, колец и прочего).
При этом налогоплательщик заключал договоры комиссии с заводом, по которым последний реализовывал аффинированное золото на экспорт, перечисляя выручку налогоплательщику, но в последующем налогоплательщик под видом "возврата авансов" возвращал заводу выручку и возмещенные суммы НДС.

 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июня 2023 г. N Ф09-3321/23 по делу N А60-39654/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.09.2023 Нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов выездной проверки само по себе не является основанием для признания решения по ее итогам незаконным

Налогоплательщик полагает, что инспекцией нарушены сроки рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, что само по себе является основанием для признания решения по итогам проверки незаконным.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной.
Нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность.
Поэтому такое процессуальное нарушение не является безусловным основанием для отмены итогового решения налогового органа.

 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2023 г. N Ф09-2272/23 по делу N А50-9564/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

11.09.2023 Когда для продуктов можно применять ставку НДС 10%

Есть перечень продовольственных товаров, облагаемых ставкой НДС 10%. Если товар есть в этом перечне, ставка будет 10%, если нет ¬ ставка 20%.

Перечень утвержден постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908.

Но в этом документе есть два перечня – по кодам ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС. Можно ли ориентироваться на ТН ВЭД ЕАЭС, если по коду ОКПД 2 такая продукция не значится?

Такой вопрос задали Минфину.

Ранее Минфин четко и ясно пояснял, что при реализации продуктов на территории РФ можно ориентироваться на любой из этих перечней (письмо от 06.05.2019 № 03-07-14/32743).

Еще есть письмо ФНС на эту тему (от 17.03.2017 № СД-4-3/4837@). Оно про шпикачки. Их нет в списке с кодом ОКПД 2, но они есть с кодом ТН ВЭД ЕАЭС. Поэтому можно применять ставку НДС 10%.

Решение о том, что для ставки 10% подойдет код из любого перечня, ранее вынес Пленум ВАС (от 30.05.2014 № 33).

Между тем в свежем письме от 20.06.2023 № 03-07-07/56831 Минфин такого четкого ответа не дает.

Ведомство сообщает, что есть перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых НДС 10%.

Если товара в этом перечне нет, ставка будет 20%. В частности, там нет кулинарных изделий, блюд (за исключением блюд, супов, поименованных в перечне).

Ранее мы рассказывали о проблемах со ставкой 10% на блины, а также на семена.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

11.09.2023 При увольнении сотрудника расходы по ДМС можно продолжать учитывать, а страховые взносы надо пересчитать

Взносы по ДМС работников включают в расходы по налогу на прибыль. Но только если договор заключен как минимум на 1 год.

Между тем, бывают ситуации, когда одни сотрудники увольняются, другие принимаются.

Минфин в письме от 01.06.2023 № 03-03-06/1/50307 пояснил, что если меняется список застрахованных лиц, но не происходит изменения или прекращения срока действия договора, то взносы по такому договору о ДМС можно принять в расходы.

Если же договор изначально был на срок не менее 1 год, но потом его досрочно расторгли, то все взносы по нему надо убрать из расходов.

Что касается страховых взносов, то по ДМС их нет, если договор заключен на срок от 1 года. Но если работник увольняется раньше, то надо пересчитать страховые взносы (доначислить) за прошлые периоды.

Также нужно сдать уточненные РСВ. Эти доначисленные взносы СФР учтет при начислении пенсионных баллов на ИЛС сотрудника.

Самые важные письма Минфина и ФНС в августе мы собрали в этом обзоре.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.09.2023 Еда на дом по заказам физлиц не облагается НДС

Компания готовит еду и доставляет ее по заказам физлиц, а также продает юрлицам. По физлицам НДС не будет, по юрлицам – будет.

Общепит не платит НДС на основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Условия такие:

доходы до 2 млрд рублей;

доля профильных доходов 70%;

зарплата не ниже среднеотраслевой в регионе (условие с 2024 года).

Предприятие общественного питания, классифицируемое по характеру деятельности как заготовочный цех, вправе при доставке продукции общепита по заказам потребителей применять освобождение от НДС. Это будут услуги общепита.

При этом доставка может быть как собственными силами, так и с привлечением третьих лиц.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 19.06.2023 № 03-07-07/56371.

Если идет реализация продукции общепита организациям и ИП, то будет НДС, потому что это реализация продукции, а не услуга общепита.

Если компания раньше не пользовалась освобождением от НДС при услугах физлицам, то вернуть уплаченный НДС не получится, утверждает Минфин. Для этого нет оснований в НК РФ.

Ранее налоговики также разъясняли, что общепит не платит НДС при любом способе доставки блюд (письмо ФНС от 18.03.2023 № СД-4-3/3172@).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.09.2023 Как не платить НДФЛ при дарении жилья между родственниками: какие документы нужны

При получении квартиры от близкого родственника по договору дарения, не нужно представлять документы, подтверждающие родство. Но есть случаи, когда может возникнуть необходимость представить пояснения.

Если налогоплательщик получил квартиру от близкого родственника по договору дарения, у него может возникнуть вопрос, нужно ли предоставлять документы, подтверждающие родство и позволяющие избежать уплаты НДФЛ. В общем случае представлять такие документы не требуется. Однако если налоговые инспекторы не располагают информацией о родственных связях, может возникнуть необходимость представить соответствующие пояснения. Эту информацию можно легко найти на сайте Федеральной налоговой службы.

Согласно законодательству, доходы в виде недвижимости, полученной в дар, облагаются НДФЛ, за исключением случаев, указанных в пункте 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Согласно этой норме, недвижимость, полученная в дар, освобождается от НДФЛ, если даритель и получатель являются членами семьи или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом. К таким лицам относятся супруги, родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, а также полнородные и неполнородные братья и сестры.

Таким образом, если даритель и получатель действительно являются членами семьи или близкими родственниками, то доход, полученный от получения квартиры в дар, не облагается НДФЛ. Следовательно, нет необходимости подавать декларацию 3-НДФЛ.

Представление каких-либо документов, подтверждающих родственные отношения между сторонами, участвующими в договоре дарения, не является обязательным для налоговых органов. Исключение составляют случаи, когда ФНС России не располагает информацией о родственных отношениях между дарителем и получателем.

В этом случае налогоплательщику следует представить в налоговую инспекцию необходимые пояснения. Данное действие позволит обосновать отсутствие декларации и предотвратить возможные принудительные действия в отношении налогоплательщика, подтвердили в ФНС. Кроме того, чиновники отметили, что подтверждением родства могут служить такие документы, как копии свидетельств о рождении.

Источник: Российский налоговый портал

 

12.09.2023 С октября начнет действовать новый реквизит в счетах‑фактурах по прослеживаемым товарам

С 1 октября вступают в силу новые правила составления счетов-фактур при продаже прослеживаемых товаров. Появится требование включения показателя «стоимость продукции, подлежащей прослеживанию».

С 1 октября 2023 года вступают в силу новые правила составления счетов-фактур при реализации прослеживаемых товаров. Эти изменения предусматривают дополнительное требование к заполнению счетов-фактур, а именно включение в них показателя «стоимость товаров, подлежащих прослеживанию». Данные поправки в Налоговый кодекс были внесены Федеральным законом № 389-ФЗ от 31 июля 2023 года.

В настоящее время счета-фактуры на прослеживаемые товары уже должны содержать следующую дополнительную информацию:

Регистрационный номер партии прослеживаемого товара (указывается в графе 11 табличной части счета-фактуры).

Количественная единица измерения прослеживаемого товара (включая код и символ, в графах 12 и 12а соответственно).

Количество прослеживаемого товара, измеренное в вышеуказанной единице (графа 13).

С 1 октября 2023 года при заполнении счета-фактуры, в том числе корректировочного, также будет обязательным указание стоимости прослеживаемых товаров. Это требование распространяется на случаи продажи товаров в составе наборов (комплектов) и при передаче в составе выполненных работ, обеспечивая предоставление исчерпывающей информации о прослеживаемых товарах, включая номер партии, количество, а теперь и стоимость.

Источник: Российский налоговый портал

 

15.09.2023 В Налоговом кодексе появился новый лимит расходов на «рекламные» товары, не облагаемые НДС

В Налоговый кодекс внесли изменения по поводу лимита расходов на «рекламные» товары, которые не облагаются НДС. Он увеличился в 3 раза.

Лимит был увеличен в три раза и теперь составляет 300 рублей. Эти изменения в Налоговый кодекс, внесенные Федеральным законом от 31 июля 2023 г. № 389-ФЗ, вступили в силу 31 августа.

Напомним, что в соответствии с подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ передача товаров, услуг или затрат на создание их единицы в рекламных целях стоимостью, не превышающей 100 рублей, освобождалась от НДС.

Однако Закон № 389-ФЗ увеличил этот лимит в три раза. Согласно обновленным правилам, при передаче "акционных" товаров или услуг стоимостью до 300 руб. платить НДС не требуется.

Важно отметить, что налогоплательщики, реализующие товары в рекламных целях, имеют возможность отказаться от освобождения от уплаты НДС по таким операциям, напоминает Управление ФНС по г. Москве.

Источник: Российский налоговый портал

 

15.09.2023 ЦБ поднял ключевую ставку до 13%

Сразу на 100 базисных пунктов с 12% до 13% выросла ключевая ставка ЦБ.

Такое решение принял сегодня совет директоров ЦБ.

Инфляционное давление в российской экономике остается высоким, констатирует ЦБ. Поэтому нужно ужесточить денежно-кредитные условия, чтобы вернуть инфляцию к 4% в 2024 году.

Предыдущее повышение ставки было с 15 августа сразу с 8,5% до 12%.

Историю изменения ключевой ставки смотрите здесь.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

16.09.2023 ФНС: лимит рекламных расходов без НДС вырос в три раза

Лимит расходов на создание рекламных материалов, не облагаемых НДС, повышен до 300 руб, напомнили налоговики. И указали, что от данного освобождения можно отказаться.

С 31 августа лимит расходов на создание рекламных материалов, не облагаемых НДС, повышен до 300 руб., ранее он составлял всего 100 рублей. Об этом напоминает ФНС и указывает, что от данного освобождения можно отказаться.

По новым правила расчета лимитовне будет НДС, если для рекламы передают товары по 300 рублей за штуку.

Отказаться от своего права применять освобождение в налогообложении можно направив в ИФНС заявление, составленное в произвольной форме. Главное — сделать это до 1-го числа месяца того налогового периода, в котором собираетесь прекратить пользоваться привилегиями (письмо ФНС от 26.08.2010 № ШС-37-3/10064).

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете регулярной премии и премии за производственный результат.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Для работодателей - коммерческих организаций нормативными правовыми актами не предусмотрено ни конкретных видов стимулирующих выплат, подлежащих начислению работникам, ни правил такого начисления, ни ограничений по размерам выплат. Коммерческая организация полностью самостоятельно разрабатывает систему премирования работников.

В данном случае речь идет о намерении организации выплачивать премии производственного характера по двум основаниям: первую регулярно, она носит постоянный характер, вторую за определенный производственный результат работы сотрудника.

Выплачиваемая работникам премия по любым основаниям, независимо от ее характера, является доходом работников и облагается НДФЛ в общем порядке. Налоговая ставка в отношении доходов в виде оплаты труда резидентов РФ установлена в размере 13% (15%).

Любые премии включаются в базу для начисления страховых взносов. Начиная с 2023 года единый тариф страховых взносов установлен в размере 30% (15,1% - сверх лимита базы).

Премии также облагаются страховыми взносами по "травматизму".

Особенности учета рассматриваемых премий отражены в обосновании. 

Обоснование вывода:

Вопросы премирования работников регулируются статьями 57129135191 ТК РФ.

Системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст. 135 ТК РФ).

Для работодателей - коммерческих организаций нормативными правовыми актами не предусмотрено ни конкретных видов стимулирующих выплат, подлежащих начислению работникам, ни правил такого начисления, ни ограничений по размерам выплат. Соответственно, коммерческая организация полностью самостоятельно разрабатывает систему премирования работников. При ее разработке организация по своему усмотрению устанавливает критерии, условия, размеры, периодичность, источник премирования и т.д.

В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ в трудовой договор с работником включаются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Согласно части первой ст. 191 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе путем выплаты премий. Добросовестным считается исполнение трудовых обязанностей в точном соответствии с предъявляемыми к работникам требованиями, предусмотренными в должностных инструкциях, тарифно-квалификационных справочниках и других документах, определяющих содержание выполняемой трудовой функции.

В соответствии со ст. 129191 ТК РФ премии являются видом поощрения работников стимулирующего характера и входят в систему заработной платы (оплаты труда работника) наряду с компенсационными и иными стимулирующими выплатами.

В отличие от компенсационных выплат (раздел VII ТК РФ "Гарантии и компенсации"), порядок расчета, назначения и выплаты начислений стимулирующего характера, равно как и их предельный размер, законодательно не установлен. Следовательно, такой порядок может быть определен коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 58135 ТК РФ) (смотрите также определение СК по гражданским делам ВС РФ от 21.01.2010 N 45-В09-13). При этом принятые коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты не могут содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с нормами трудового права.

Трудовое законодательство напрямую предусматривает выплату только премий за добросовестное исполнение трудовых обязанностей (ст. 191 ТК РФ). Однако выплачивать непроизводственные премии ТК РФ не запрещает*(1).

Премии также могут быть предусмотрены системой премирования конкретной организации, при этом не соответствовать требованиям ст. 57129132135191 ТК РФ, согласно которым премии являются составной частью заработной платы, только если выплачиваются:

за трудовые показатели в соответствии с установленной в организации системой премирования;

за работу в рамках трудового договора (за работу, связанную с выполнением трудовых функций).

Порядок и условия выплаты премий могут быть установлены:

в трудовом договоре;

в коллективном договоре (в отдельном его разделе);

в локальном нормативном акте.

Как мы поняли из рассматриваемой ситуации, в данном случае имеет место начисление премий по двум основаниям:

1) как постоянная ежемесячная выплата в неизменной величине без учета результатов работы (в качестве доплаты к окладу или тарифной ставке),

2) за определенный производственный результат работы.

Полагаем, что премия, выплачиваемая организацией по обоим основаниям, относится к производственной премии, поскольку в случае выплаты непроизводственной премии имеют место иные по характеру начисления в пользу сотрудника, в частности:

за выслугу лет,

за общественную активную деятельность на предприятии,

за участие в конференциях, победу (участие) в профессиональных конкурсах,

за вклад в развитие отрасли, новаторство, изобретательство,

в связи с определенными событиями, не связанными с трудовой деятельностью (государственными, профессиональными или личными праздниками (юбилеем, свадьбой), рождением ребенка, выходом на пенсию и т.п.).

В отношении премии, выплачиваемой организацией в данном случае по первому основанию, следует лишь отметить, что если премия не связана с показателями работы сотрудника, то ее выплата для работодателя приобретает обязательный характер. Так, например, в определении СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 по делу N 8Г-2857/2020[88-2846/2020] суд отметил, что поскольку согласно положению об оплате труда ежемесячная премия выплачивается организацией регулярно и носит постоянный характер с учетом положений локальных актов организации и сложившегося порядка их применения, то ее невыплата является неправомерной и нарушает трудовые права работников. 

Бухгалтерский учет 

Затраты на оплату труда работников признаются расходами организации по обычным видам деятельности в периоде начисления заработной платы (пункты 5, 8, 16, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Затраты на выплату премии, предусмотренной положением об оплате труда и премировании, принятым в организации, так же как и затраты на оплату труда, включаются в расходы по обычным видам деятельности.

В бухгалтерском учете расходы признаются при наличии условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации", в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денег и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (письмо Минфина России от 25.07.2019 N 07-01-10/55513).

Одним из обязательных условий, перечисленных в указанной норме, является наличие конкретного договора, либо требование законодательных и нормативных актов, либо существование обычаев делового оборота, в соответствии с которым производится расход. При этом сумма расхода может быть определена.

В связи с этим в бухгалтерском учете расходы в виде премий, всевозможных доплат, производимых работникам, следует начислять в том месяце, в котором издан соответствующий документ (к примеру, приказ о выплате премии и др.)*(2).

В бухгалтерской отчетности расходы на оплату труда отражают в составе показателя "Себестоимость продаж" (строка 2120 Отчета о финансовых результатах за отчетный период) (приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н). 

Налог на прибыль организаций 

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщики уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). В составе расходов, связанных с производством и реализацией, могут быть учтены и расходы на оплату труда (подп. 2 п. 2 ст. 253 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Вместе с тем, как установлено пп. 21 и 22 ст. 270 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.

С учетом изложенного, в общем случае для учета в расходах при налогообложении прибыли выплат в виде премий должны соблюдаться следующие условия:

премии имеют производственный характер, то есть удовлетворяют общим критериям признания расходов, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Смотрите также письма Минфина России от 10.07.2009 N 03-03-06/1/457, от 16.11.2007 N 03-04-06-02/208;

премии, связанные с производственными результатами, должны осуществляться в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда, закрепленными в нормативных правовых актах, коллективном и трудовых договорах.

Смотрите также письма Минфина России от 20.02.2021 N 03-03-06/1/12061, от 04.12.2020 N 03-03-06/1/106100, от 08.07.2019 N 03-03-06/1/49986, от 02.06.2014 N 03-03-06/2/26291, от 15.03.2013 N 03-03-10/7999.

Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей (смотрите письмо Минтруда России от 14.02.2017 N 14-1/ООГ-1293).

Если расходы на выплату премий не связаны с производственными результатами работников и не соответствуют критериям ст. 252 НК РФ, то независимо от их названия они не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли (письма Минфина России от 23.04.2012 N 03-03-06/2/42, от 03.12.2010 N 03-03-06/2/205)*(3).

Премия считается предусмотренной трудовым договором (контрактом):

если в трудовом договоре прописаны сумма и условия начисления премии;

в трудовом договоре (контракте) имеет место отсылка к действующему у работодателя локальному нормативному акту, которая означает, что соответствующие выплаты предусмотрены договором (смотрите, например, письма Минфина России от 22.09.2010 N 03-03-06/1/606, от 05.02.2008 N 03-03-06/1/81, от 22.05.2007 N 03-03-06/1/288, УФНС РФ по г. Москве от 24.03.2005 N 20-08/18981).

При этом локальными нормативными актами должен быть предусмотрен порядок, размер и условия выплаты премии (письма Минфина России от 17.04.2017 N 03-03-06/2/22717, от 10.01.2017 N 03-03-06/1/80071, от 16.12.2016 N 03-03-06/1/75456, от 23.09.2016 N 03-03-06/1/55653, от 18.02.2016 N 03-05-05-01/9022).

Если же премия выступает как разовая выплата, которая приурочена к празднику, и в отношении такой премии не выполняются условия, перечисленные выше, следовательно, на сумму такой премии организация не может уменьшить налогооблагаемые доходы.

По мнению представителей налогового органа, выраженному в письме ФНС России от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5165, для обоснования и документального подтверждения расходов на выплату премий необходимы:

1) документы, подтверждающие достижение работниками конкретных показателей оценки труда (фактически отработанное время, количество созданных трудом материальных ценностей, суммы полученных с привлечением труда доходов и пр.);

2) первичные документы о начислении конкретных сумм выплат в пользу работников по действующей в организации системе оплаты труда, оформленные в соответствии с законодательством.

Расходы на оплату труда при методе начисления признаются ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ). Одновременно с этим действует общее правило определения даты осуществления расходов, сформулированное в п. 1 ст. 272 НК РФ, по которому расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Вознаграждения работникам в виде премии за результаты работы за отчетный период учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в периоде начисления данных премий при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 18.02.2016 N 03-05-05-01/9022).

Основанием для выплаты сотрудникам премии по итогам месяца, начисляемой как по первому основанию, так и по второму, будет являться приказ руководителя о премировании, оформленный по унифицированной форме N Т-11а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Для оформления расходов на оплату труда с учетом ч. 4 ст. 9ст. 32 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" возможно разработать бланки документов на основе форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (смотрите также письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617, письма Роструда от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1).

Следовательно, если премия будет выдаваться по итогам месяца, то приказ на ее выплату может быть оформлен не ранее последнего рабочего дня месяца, учитывая, что для начисления премии необходимо подвести итоги работы организации за прошедший месяц и оценить критерии, необходимые для начисления премии в соответствии с Положением об оплате труда и премирования.

В письме Минфина России от 10.12.2010 N 03-03-06/4/122 было отмечено, что если начисление премии произведено в месяце, следующем за отчетным, то вознаграждения, при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ, учитываются для целей расчета налога на прибыль в месяце начисления, то есть в следующем за месяцем, по итогам которого начислено вознаграждение. Смотрите также письма Минфина России от 19.10.2015 N 03-03-06/59642, от 20.10.2011 N 03-03-06/2/156).

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что если организация при выплате месячной премии за производственные результаты, достигнутые в августе, учитывает затраты на выплату премии в составе расходов на оплату труда, начисленных организацией в августе 2023 года, то руководителю следует подписать приказ о премировании работников 31.08.2023.

Также необходимо учитывать, что в силу п. 1 ст. 318 НК РФ к прямым расходам могут быть отнесены расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся не только суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда, но и начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (ст. 255 НК РФ). Соответственно, положения ст. 318 НК РФ к прямым расходам относят все расходы на оплату труда работников, непосредственно связанных с производством, а не только их заработную плату, о чем говорится в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.11.2015 N Ф04-24146/15 по делу N А27-19327/2014 (смотрите также постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2015 N Ф06-22131/13 по делу N А72-5832/2014).

На наш взгляд, при формировании перечня прямых расходов организации изначально следует учитывать непосредственную взаимосвязь расходов с производственным процессом и, руководствуясь данным критерием, отнести производственные премии, начисляемые работникам основного производства, к прямым расходам. Смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 24.05.2005 N 20-12/38429. Пунктом 2 ст. 318 НК РФ установлено, что прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ, а сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ.

Также в отношении премий за производственные результаты поощрительной направленности отметим, что НК РФ не ставит в прямую зависимость экономическую обоснованность расходов на премии, выплаты которых связаны с добросовестным исполнением трудовых обязанностей или с производственными результатами отдельных работников, от наличия прибыли у организации.

В случае выплаты премии за производственные результаты в коллективном договоре и в локальном нормативном акте не должно быть указано, что источником средств на выплату премий является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. В противном случае при отсутствии прибыли соответствующие расходы не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли. 

НДФЛ 

Выплачиваемая работникам премия по любым основаниям, независимо от ее характера, является доходом работников и облагается НДФЛ в общем порядке (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При этом рассматриваемые в вопросе виды премий являются доходом работников, подлежащим обложению НДФЛ на основании нормы подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ.

Организация, выплачивающая физическому лицу доход, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с такого дохода (п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговые агенты должны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в следующих размерах:

13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет менее пяти миллионов рублей или равна пяти миллионам рублей;

650 тысяч рублей и 15 процентов суммы налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, превышающей пять миллионов рублей, - если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет более пяти миллионов рублей.

Статья 210 НК РФ с 2021 года дополнена пунктом 2.1. В этой норме приведен перечень налоговых баз, определяемых в отношении доходов физических лиц - налоговых резидентов РФ, к которым применяются указанные ставки (13% и 650 тыс. руб. + 15%). То есть в п. 2.1 ст. 210 НК РФ поименованы налоговые базы, общая сумма которых и будет представлять собой величину, подлежащую сравнению с показателем пяти миллионов рублей.

Заработная плата и премии формируют основную налоговую базу, отличную от налоговой базы*(4).

Согласно п. 3п. 4 ст. 210 НК РФ основная налоговая база (ОНБ) определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2.3 и 6 ст. 210 НК РФ). Если иное не установлено ст. 210 НК РФ, в отношении налоговых баз, не относящихся к основной налоговой базе, налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218-221 НК РФ, не применяются. При определении налоговой базы, не указанной в п. 2.1 или 2.2 ст. 210 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение соответствующих доходов, подлежащих налогообложению, если иное не установлено п. 6 ст. 210 НК РФ.

Сумма премии и исчисленный с нее НДФЛ отражаются в Разделе 2 в полях 110, 112, 140, 160 по общим правилам (письмо ФНС России от 06.04.2021 N БС-4-11/4577@).

С 1 января 2023 года датой фактического получения дохода в виде премии и удержания налога с нее признается день выплаты премии, в том числе перечисления на счета в банках (подп. 1 п. 1 ст. 223п. 4 ст. 226 НК РФ). Это правило применяется ко всем видам премий независимо от периода, за который она начислена (ежемесячная, квартальная, за полугодие, годовая, единовременная).

Налог в зависимости от даты удержания уплачивается в следующие сроки (п. 6 ст. 226 НК РФ):

НДФЛ удержан 1-го по 22 января - не позднее 28-го января;

с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца - не позднее 28-го числа текущего месяца;

с 23 по 31 декабря - не позднее последнего рабочего дня календарного года. 

Страховые взносы 

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций и ИП, если иное не предусмотрено ст. 420 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в рамках, в частности, трудовых отношений.

Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 425 НК РФ начиная с 2023 года единый тариф страховых взносов установлен в размере 30% (15,1% - сверх лимита базы).

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения физлицам, перечисленные в пунктах 4-7 ст. 420 НК РФ.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, установлен ст. 422 НК РФ и является исчерпывающим.

Таким образом, любые премии, даже если они не предусмотрены трудовым договором (или) коллективным договором или же локальным нормативным актом, а выплачиваются по приказу руководителя, включаются в базу для начисления страховых взносов.

В целях исчисления страховых взносов датой выплаты премии работнику является день начисления в бухгалтерском учете организации определенной суммы премии, подлежащей выплате в пользу конкретного работника, независимо от даты непосредственной выплаты данной суммы в пользу работника и даты издания приказа о премировании (смотрите письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-15-06/38515). 

Страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний с производственных премий 

Заработная плата работников и в ее составе сумма любой премии облагается страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 3п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, далее - Закон N 125-ФЗ). Предельная величина базы для начисления таких страховых взносов не установлена, поэтому они начисляются независимо от общей величины оплаты труда работника в течение года.

Согласно ст. 3 Закона N 125-ФЗ суммы страхового взноса рассчитываются исходя из ставки страхового взноса с сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.

Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом (ст. 21 Закона N 125-ФЗ). В настоящее время действуют тарифы, утвержденные Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Энциклопедия решений. Учет производственных премий и других стимулирующих выплат;

Энциклопедия решений. Учет непроизводственных премий. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег 

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Каков порядок налогообложения в новых регионах РФ: льготы, СЭЗ, НДС, НДФЛ? Каковы различия в налоговом учете с другими регионами РФ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

С 01.01.2023 налогоплательщики новых регионов РФ действуют в рамках российского правового поля. В то же время для них установлены временные переходные положения и применяются налоговые льготы. 

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территории ДНР с 01.01.2023.

Это же установлено в ст. 15 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", ст. 15 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", ст. 15 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области".

Указанные статьи перечисленных федеральных конституционных законов предусматривают также, что федеральными законами могут предусматриваться ограничения и (или) особенности применения отдельных положений НК РФ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (далее в совокупности - новые регионы). 

Налоговое администрирование в новых регионах 

Для налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов), которые на день принятия в Российскую Федерацию новых регионов (30.09.2022) имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) или имели место жительства на этих территориях (далее - действовавшие налогоплательщики), установлены переходные положения для представления налоговой отчетности (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ).

Налоговые декларации (расчеты) по налогам (сборам, страховым взносам), предусмотренные НК РФ, за налоговые (отчетные, расчетные) периоды, начало которых приходится на период с 30.09.2022 до 31.12.2023 включительно, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур и другие документы, представление которых предусмотрено НК РФ, такие налогоплательщики могут направлять в налоговые органы и в электронном виде, и на бумажном носителе.

Напомним, что согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) подаются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ*(1), следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек.

Это общее правило касается как налогоплательщиков из старых российских регионов, так и налогоплательщиков из новых регионов РФ, если они были созданы там после 30.09.2022 или (физические лица) не проживали в них на эту же дату.

К действовавшим налогоплательщикам из новых регионов до 31.12.2023 включительно не применяется ответственность за налоговые правонарушения, указанные в подп. 4 п. 3.1 ст. 4 НК РФ. Такой порядок предусмотрен п. 5 Особенностей применения законодательства о налогах и сборах на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в 2023 году (далее - Особенности), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 N 2529).

Это означает, что в течение всего 2023 года к ним не применяются основные виды ответственности, предусмотренные НК РФ. Таким образом, освобождение распространяется на:

нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета);

нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов);

неуплату сумм налога (сбора, страховых взносов). 

Налог на прибыль 

В соответствии с Федеральным законом N 443-ФЗ в ст. 313 НК РФ было включено положение, согласно которому налогоплательщики новых регионов должны были провести инвентаризацию имущества, имущественных прав, требований и обязательств по состоянию на 31.12.2023.

Это необходимо было, прежде всего, для выявления фактического наличия имущества, имущественных прав, сопоставление фактического наличия имущества, имущественных прав с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств (требований) и последующего отражения в регистрах налогового учета согласно положениям ст. 313 и 314 НК РФ объектов учета для целей налогообложения.

По итогам инвентаризации следовало составить инвентаризационные описи, в которые занести сведения о фактическом наличии имущества, имущественных прав, требований и обязательств и их стоимость в рублях. Стоимость, выраженная в иностранной валюте, пересчитывалась в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату, непосредственно предшествующую дате начала применения в отношении налогоплательщика положений законодательства РФ о налогах и сборах.

Результаты инвентаризации оформлялись актом об итогах инвентаризации, который подписывался руководителем юридического лица. Инвентаризационные описи прилагались к данному акту и вместе с ним представлялись в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 31.03.2023.

Такой порядок говорит о том, что если имущество, которое фактически имелось у налогоплательщика до 31.12.2023, не отражено в акте инвентаризации, при выявлении будет считаться излишками. Сведения инвентаризационных описей уточнять нельзя.

Также для действовавших налогоплательщиков установлены особые правила исчисления дохода при реализации имущества и имущественных прав (п. 1.1 ст. 268 НК РФ).

Если эти активы были приобретены до даты начала применения в отношении данных налогоплательщиков положений законодательства РФ о налогах и сборах (кроме амортизируемого имущества), то налогоплательщики вправе уменьшить доход от реализации такого имущества или имущественных прав на стоимость этого имущества и (или) имущественных прав, прописанную в инвентаризационной описи.

Данные налогоплательщики вправе уменьшить доход от реализации такого имущества или имущественных прав на стоимость этого имущества и (или) имущественных прав, прописанную в инвентаризационной описи.

Если доход окажется меньше обозначенной стоимости, то у налогоплательщика образуется убыток, учитываемый в целях налогообложения (п. 2 ст. 268 НК РФ). 

НДС 

В статье 162.3 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС и исчисления налога на территориях новых регионов Российской Федерации. Она учитывает, что налогоплательщики этих регионов ранее не были плательщиками НДС по российскому законодательству. В связи с этим к товарам, которые отражены в актах инвентаризации, представленных в ИФНС, применяются следующие правила.

По таким товарам база по НДС рассчитывается данными налогоплательщиками как разница, определяемая на основании ст. 154 НК РФ, между стоимостью реализованных товаров с учетом налога и стоимостью приобретения указанных товаров с учетом налога.

То есть исчисление НДС по этим товарам производится расчетным методом с применением расчетных налоговых ставок 9,09 и (или) 16,67% либо налоговой ставки 0% в случаях, предусмотренных ст. 164 НК РФ (по товарам, для которых установлены ставки по НДС 10, 20 и 0% соответственно).

Порядок заполнения счета-фактуры, ее регистрации в книге продаж и заполнения декларации по налогу на прибыль в этой ситуации приведен в письме ФНС России от 22.03.2023 N СД-4-3/3361@.

Этот порядок не применяется к амортизируемому имуществу, то есть по нему облагаемая база рассчитывается со всей стоимости реализации.

Поэтому при покупке товаров у таких поставщиков контрагент должен иметь в виду, что ему может быть предъявлен НДС к вычету (с межценовой разницы) в существенно меньшем размере, чем если бы он исчислялся поставщиком по ставке 20 или 10%. 

Акцизы 

В статье 206.1 НК РФ установлены особенности для действовавших налогоплательщиков - плательщиков акциза, осуществляющих производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, табачной продукции.

Такие организации, осуществляющие производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, табачной продукции на территории ДНР или ЛНР, обязаны были по состоянию на 01.01.2023 провести инвентаризацию этилового спирта, приобретенного и не использованного для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также инвентаризацию остатков алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, табачной продукции, сумма акцизного налога по которым уплачена в соответствии с законодательством ДНР или ЛНР.

Соответственно, такие организации, осуществляющие производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции на территориях Запорожской и Херсонской областей, обязаны были по состоянию на 01.01.2023 провести инвентаризацию этилового спирта, приобретенного и не использованного для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.

Сведения о результатах инвентаризации направлялись организациями в налоговые органы по месту учета.

Если налогоплательщики ДНР или ЛНР с учтенной таким образом продукцией совершают операции, оговоренные в п. 1 ст. 182 НК РФ (то есть в общем случае подлежащие обложению акцизами), то исчисленная указанными налогоплательщиками сумма акциза по таким операциям подлежит уменьшению на сумму акцизного налога, уплаченную в соответствии с законодательством ДНР и ЛНР в отношении этой продукции.

Для плательщиков акциза из всех новых регионов, осуществлявших на 30.09.2022 производство сигарет и (или) папирос, и (или) сигарилл, и (или) биди, и (или) кретека и (или) ввоз в Российскую Федерацию указанных подакцизных товаров, коэффициенты Т и Тв за периоды с 01.09.2023 до 31.12.2023 включительно принимаются равными 1. 

ЕСХН 

При переходе на уплату ЕСХН с 01.01.2024 налогоплательщики новых регионов могут не указывать в уведомлении о переходе на уплату ЕСХН данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции (от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ) или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученном ими за 2021 и 2022 годы соответственно (п. 2 Особенностей).

Имеется в виду уведомление, которое представляется в налоговый орган налогоплательщиком, желающим перейти на данный спецрежим (его форма утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41@). Это значит, что условие о соблюдении доли доходов не будет приниматься во внимание.

Отметим, что согласно закону Донецкой Народной Республики от 04.08.2023 N 467-IIHC в республике установлена ставка по ЕСХН в размере 0%.

В Запорожской области указом председателя Совета Министров ВГА Запорожской области от 29.11.2022 N 914-у (https://mineconom.zapgov.ru/wp-content/uploads/2022/12/ukaz-N914-u-ot-29.11.2022.pdf) на 2023 год ставка по ЕСХН установлена в размере 0,5%.

В Херсонской области указом губернатора Херсонской области от 24.11.2022 N 171-у (https://khogov.ru/wp-content/uploads/2023/01/Указ-N171-у-от-24.11.2022.pdf) ставка по ЕСХН установлена в размере 2%.

В ЛНР применяется общая ставка в размере 6%. 

УСН 

По УСН во всех новых регионах установлены льготные ставки. В случае выбора объекта налогообложения "доходы":

Запорожская область - 2% (указ врио губернатора Запорожской области от 29.11.2022 N 913-у) (https://mineconom.zapgov.ru/wp-content/uploads/2022/12/ukaz-N913-u-ot-29.11.2022.pdf);

Херсонская область - 2% (указ губернатора Херсонской области от 24.11.2022 N 172-у) (https://khogov.ru/деятельность-указы-губернатора-2022/об-установлении-ставки-налога-взимае-2/);

ДНР - 3% (закон Донецкой Народной Республики от 30.11.2022 N 425-IIНС);

ЛНР - 3% (закон Луганской Народной Республики от 30.11.2022 N 419-III).

Теми же документами в соответствующих регионах установлены ставки по УСН для случая выбора объекта налогообложения "доходы минус расходы":

Запорожская и Херсонская области - 5%;

ДНР и ЛНР - 7%. 

ПСН 

Во всех четырех новых регионах РФ для ИП введена патентная система налогообложения и установлен потенциальный годовой доход по видам деятельности следующими документами:

указом губернатора Херсонской области от 24.11.2022 N 174-у (https://khogov.ru/деятельность-указы-губернатора-2022/о-патентной-системе-налогообложения/);

законом Донецкой Народной Республики от 30.11.2022 N 426-IIНС;

законом Луганской Народной Республики от 30.11.2022 N 417-III;

указом врио губернатора Запорожской области от 29.11.2022 N 915-у (https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruHErFlJK75Icu6vB21jseZKNcfP0DPyc2xf472RHhB7emQsm5Ej3xUfzNV_Kj-854LWirdiby_jmO7BL38vyo3dX6JXqdTKoDgIxULIDqEiQiZu6n0LHoj_wOqjeNjWE3w%3D%3D%3Fsign%3DHgzBABxvLbdpeH9TO3Wz3b9OXOHLB_BSz8r3lwRfWVs%3D&name=Указ_915-у_29.11.2022.docx&nosw=1).

При этом на территориях Херсонской и Запорожской областей для ИП, впервые зарегистрированных после 1 января 2023 года, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг, установлена ставка 0%. 

НПД (самозанятые) 

Во всех четырех новых регионах РФ введен налог на профессиональный доход:

указом губернатора Херсонской области от 24.11.2022 N 173-у (https://khogov.ru/деятельность-указы-губернатора-2022/о-введение-в-действие-на-территории-хе/);

указом врио губернатора Запорожской области от 29.11.2022 N 22-у (https://zapgov.ru/wp-content/uploads/2022/12/Приложение-1.-1.pdf);

законом Донецкой Народной Республики от 30.11.2022 N 427-IIНС;

законом Луганской Народной Республики от 30.11.2022 N 418-III. 

Имущественные и другие местные и региональные налоги 

В соответствии с чч. 6 и 7 Федерального закона от 28.12.2022 N 564-ФЗ в новых регионах региональные и местные налоги (ст. 14 и 15 НК РФ) вводятся не ранее 01.01.2024 или позже после принятия соответствующих нормативных актов в этих субъектах РФ (то есть в 2023 году эти налоги не применяются):

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

транспортный налог;

земельный налог;

налог на имущество физических лиц;

торговый сбор. 

НДФЛ 

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2022 N 564-ФЗ граждане новых регионов, имевшие постоянное место жительства на территории одного из них по состоянию на 30.09.2022, на каждую дату получения ими дохода в течение 2023 года признаются налоговыми резидентами Российской Федерации, но при условии, что до 30.04.2023 они представили в ИФНС по месту своего жительства заявление о признании их резидентами РФ.

По итогам 2023 года надо будет проверить для таких граждан, соблюдались ли в отношении налогового периода этого года общие условия признания физического лица налоговым резидентом, предусмотренные п. 2 ст. 207 НК РФ.

Если не соблюдались, то в налоговый орган эти физические лица должны представить заявление о неподтверждении статуса налогового резидента для налогового периода 2023 года, составленное в произвольной форме не позднее 30.04.2024. 

Страховые взносы для ИП 

Индивидуальные предприниматели, поставленные на учет в налоговых органах на территориях новых регионов и осуществляющие деятельность в указанных субъектах Российской Федерации, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование только в совокупном фиксированном размере 14 400 рублей за расчетный период 2023 года, 25 200 рублей за расчетный период 2024 года, 36 000 рублей за расчетный период 2025 года (п. 1.3 ст. 430 НК РФ).

В эти периоды фиксированный страховой взнос в размере 1% при превышении уровня годового дохода в размере 300 000 руб. данные ИП не уплачивают. 

О применении ККТ 

Федеральным законом от 28.12.2022 N 564-ФЗ установлено, что на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими расчетов применять ККТ в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" наступает с 01.02.2025.

При осуществлении расчетов наличными деньгами или с использованием электронного средства платежа с его предъявлением по требованию покупателя (клиента) организации и индивидуальные предприниматели новых регионов выдают покупателю (клиенту) документ, подтверждающий факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащий его наименование, порядковый номер и реквизиты, установленные абзацами 4-12 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ. 

Свободная экономическая зона 

По аналогии с Республикой Крым и Севастополем в новых регионах РФ с 01.07.2023 будет установлена СЭЗ (свободная экономическая зона) в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2023 N 268-ФЗ. Ее участникам предоставлены налоговые льготы:

1. По налогу на прибыль организаций:

ставка 0% в части федерального бюджета в течение десяти лет с момента получения первой прибыли по инвестпроекту и от 0% до 13,5% в части бюджета субъекта (п. 1.7-1 ст. 284 НК РФ);

ускоренная амортизация основных средств с коэффициентом 2 (подп. 3 п. 1 ст. 259.3 НК РФ);

освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога в течение десяти и трех лет соответственно в период действия договора об условиях деятельности (п. 29 ст. 381подп. 14 п. 1 ст. 395 НК РФ);

0% акциз на жидкую сталь, НДПИ на уголь и (или) железную руду, полученные в рамках инвестпроекта, в течение пяти лет при соблюдении показателей среднесписочной численности сотрудников и средней заработной платы, а также начиная с шестого года до налогового периода, в котором сумма акциза либо НДПИ, рассчитанная нарастающим итогом по обычным ставкам, превысит размер капитальных вложений по проекту (пп. 13 и 14 ст. 193подп. 22 п. 1 ст. 342 НК РФ);

по страховым взносам ставка 7,6% (вместо 30%) в пределах 1 917 000 рублей (в 2023 году) и 0% (вместо 15,1%) свыше 1 917 000 рублей (в 2023 году) (подп. 22 п. 1п. 17 ст. 427 НК РФ).

В качестве органов управления свободной экономической зоны определены Минстрой России и управляющая компания ППК "Фонд развития территорий".

На получение статуса участника СЭЗ может претендовать любое лицо, зарегистрированное либо имеющее филиал на территории ЛНР или ДНР, а также Запорожской или Херсонской областей. Оно не должно вести деятельность, осуществление которой признано Минстроем России не допустимым. Полномочиями по принятию решения об установлении статуса участника СЭЗ наделена управляющая компания ППК "Фонд развития территорий" (Федеральный закон от 24.06.2023 N 268-ФЗ). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подкопаев Михаил 

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения