Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 11 по 17 апреля 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона N 104796-8 "О внешней администрации по управлению организацией"

В Госдуму поступил законопроект о внешнем управлении иностранными организациями, которые уходят из России

Внешняя администрация может быть назначена по решению суда в отношении организаций, имеющих существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в РФ в целом или в отдельном регионе, в которых иностранные лица прямо или косвенно владеют более 25% акций (долей).

Устанавливаются критерии, свидетельствующие о существенном значении организации. Предусматриваются основания назначения внешней администрации.

Внешняя администрация назначается на срок до 18 месяцев с возможностью продления на этот же срок.

 

Постановление Правительства РФ от 07.04.2022 N 611
"О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности"

Организации и ИП из наиболее пострадавших отраслей, получившие льготные кредиты на восстановление деятельности, смогут воспользоваться отсрочкой по выплате долга

Согласно постановлению срок такого кредитного договора (соглашения) может быть увеличен в случае приостановления исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ.

Если для заемщика установлен льготный период, оплата основного долга и процентов осуществляется по его окончании ежемесячно равными долями до окончания срока действия кредитного договора (соглашения).

 

Приказ ФНС России от 07.04.2022 N ЕД-7-26/285@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@"

Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов

В частности, в новой редакции изложены:

раздел IX приложения N 1 к унифицированному формату - формат описания представления отдельных документов в налоговые органы (версия 52);

таблица 16.5 приложения N 16 к унифицированному формату - типы содержимого приложений.

 

Приказ ФНС России от 01.03.2022 N ЕД-7-15/173@
"Об утверждении форм и форматов представления в электронной форме реестров документов, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3, 4, 5, 7 пункта 19 и подпунктами 4, 5, 6, 7 пункта 29 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации, порядков их заполнения и порядка их представления в налоговые органы"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2022 N 68156.

Обновлены формы (форматы) реестров документов, представляемых в налоговые органы в целях применения налоговых вычетов по акцизам

Утверждены новые формы (форматы) реестров документов, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3, 4, 5, 7 пункта 19 статьи 201 НК РФ, а также предусмотренных подпунктами 4, 5, 6, 7 пункта 29 статьи 201 НК РФ.

Приказ содержит также требования к заполнению и представлению данных форм документов.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 26.04.2021 N ЕД-7-15/419@.

 

Указание Банка России от 22.03.2022 N 6094-У
"О внесении изменений в приложение 1 к Указанию Банка России от 27 ноября 2017 года N 4623-У"

Внесены уточнения в формы отчетности о деятельности негосударственных пенсионных фондов

Скорректированы отдельные строки некоторых форм отчетности, в том числе: "Бухгалтерский баланс негосударственного пенсионного фонда в форме акционерного общества (код формы по ОКУД 0420201)"; "Отчет о финансовых результатах негосударственного пенсионного фонда в форме акционерного общества (код формы по ОКУД 0420202)"; "Отчет о потоках денежных средств негосударственного пенсионного фонда в форме акционерного общества (код формы по ОКУД 0420204)".

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

 

Указание Банка России от 28.03.2022 N 6106-У
"О внесении изменений в приложение 3 к Указанию Банка России от 3 февраля 2021 года N 5724-У"

Внесены изменения в формы отчетности страховщиков

Включены новые строки и скорректированы наименования некоторых строк ряда отчетных форм, в том числе: "Бухгалтерский баланс страховой организации (код формы по ОКУД 0420125)"; "Отчет о финансовых результатах общества взаимного страхования (код формы по ОКУД 0420142)"; "Отчет о потоках денежных средств общества взаимного страхования (код формы по ОКУД 0420144)".

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

 

Указание Банка России от 28.03.2022 N 6105-У
"О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных рейтинговых агентств, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, имеющих лицензии на осуществление дилерской, брокерской, депозитарной деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности форекс-дилера, организаторов торговли, клиринговых организаций, страховых брокеров и бюро кредитных историй"

Скорректированы формы отчетности некоторых НФО

Уточнения коснулись, в частности, отчетности кредитного рейтингового агентства, страховых брокеров, отчетности бюро кредитных историй, профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, инвестиционных фондов и НПФ.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

 

<Письмо> ФНС России от 28.03.2022 N АБ-4-20/3688@
"О направлении разъяснения по исчислению НДФЛ при применении АУСН"

ФНС даны разъяснения о порядке исчисления кредитными организациями НДФЛ с доходов физлиц, выплачиваемых работодателями, применяющими Автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН)

Налогоплательщики АУСН передают уполномоченной кредитной организации информацию в отношении сумм доходов, подлежащих выплате работнику, и налоговых вычетов, на которые может быть уменьшена эта сумма дохода.

Кредитная организация исчисляет НДФЛ с суммы доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяя ставку НДФЛ, установленную пунктом 1 статьи 224 НК РФ.

При этом отмечено, что на кредитную организацию не возлагаются обязанности по получению информации о ранее выплаченных суммах дохода или суммах дохода, подлежащих выплате (выплаченных) через другую уполномоченную кредитную организацию.

 

<Письмо> ФНС России от 01.04.2022 N ЕА-4-15/3971@
"О направлении информации"

ФНС подготовлены разъяснения по применению заявительного порядка возмещения НДС

Право применения заявительного порядка возмещения налога распространено на налогоплательщиков, которые не находятся в процессе реорганизации или ликвидации и не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Указанные налогоплательщики имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога за налоговые периоды 2022 и 2023 годов.

Сообщается, какие условия должны быть соблюдены для применения данного порядка, а также установлены формы необходимых документов (заявления, формы решений налогового органа о возмещении НДС и решения об отказе в возмещении).

 

<Письмо> ФНС России от 07.04.2022 N СД-4-3/4214@
"О налоге на добавленную стоимость"

ФНС сообщены коды операций для заполнения налоговой декларации по НДС организациями туриндустрии

Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ для налогоплательщиков данной отрасли предусмотрены налоговые льготы по НДС.

До внесения изменений в приложение N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налогоплательщики при отражении льготных операций вправе использовать приведенные в письме коды.

 

<Письмо> ФНС России от 11.04.2022 N БС-4-21/4331@
"Об особенностях заполнения заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу"

ФНС сообщен код, необходимый для заполнения заявления о предоставлении налоговой льготы в отношении транспортных средств организациями, местом нахождения которых является федеральная территория "Сириус"

От уплаты транспортного налога освобождены автомобили, оснащенные исключительно электрическими двигателями мощностью до 150 лошадиных сил включительно.

В случае заполнения организацией заявления о предоставлении налоговой льготы по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@, в поле 5.5 "Код налоговой льготы" рекомендуется указывать код 40300.

 

<Письмо> ФНС России от 06.04.2022 N АБ-4-19/4152@
"Об информировании о добровольном декларировании"

ФНС России: с 14 марта 2022 года по 28 февраля 2023 года физлица могут задекларировать свои активы и счета в зарубежных банках

Так, до 28 февраля 2023 года физлица могут сообщить о своих счетах и вкладах в заграничных банках, ценных бумагах, долях участия в иностранных организациях, а также о контролируемых иностранных компаниях. Предусмотрено, что в рамках четвертого этапа могут быть задекларированы и иные финансовые активы.

Специальную декларацию декларант вправе подать лично или через представителя в любом территориальном налоговом органе или центрально аппарате ФНС России в двух экземплярах.

Форма указанной декларации и порядок ее заполнения размещены на официальном сайте ФНС России в разделе "Специальная декларация".

Отмечено, что специальные декларации, отправленные по почте, не считаются поданными.

Кроме того, в письме также закреплен план проведения информационной кампании о четвертом этапе декларирования в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ.

 

Письмо Росстата от 28.03.2022 N 1184/ог
"Об особенностях заполнения формы федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников"

Рассмотрен вопрос о заполнении формы федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников"

Сообщается, что стоимость медицинского осмотра, оплаченного работодателем, в состав фонда заработной платы и выплат социального характера не включается и, соответственно, компенсация работнику пройденного самостоятельно обязательного медосмотра в графах 8 и 11 формы N П-4 не отражается.

 

<Информация> ФНС России от 12.04.2022 "ФНС России рекомендует налогоплательщикам проверить адрес своей электронной почты перед отправкой обращений в службу"

ФНС России рекомендует гражданам для отправки электронных почтовых сообщений использовать почтовые серверы в российских доменах (.ru, .su) или зарегистрированные в сервисах стран, не попадающих под ограничения

Это связано с тем, что прием электронных писем из доменов-отправителей, местом происхождения которых являются недружественные страны, сейчас заблокирован.

Запрет на прием электронных писем с зарубежных доменов установлен и в других государственных органах.

 

<Информация> ФНС России
"ФНС России напоминает, что вычет на лекарства можно получить на основе сведений медкарты"

Для получения налогового вычета по НДФЛ в сумме расходов на лекарства достаточно представить документы, подтверждающие приобретение препаратов, назначенных лечащим врачом

Сообщается, что к документам, подтверждающим назначение врача (к примеру, бумажному рецептурному бланку либо сведениям из медкарты) необходимо приложить чек из аптеки, отпустившей лекарство (письма Минфина России от 07.08.2020 N 03-04-07/69356 и от 26.12.2019 N 03-04-07/102264).

 

<Информация> Минэкономразвития России от 14.04.2022 "Бизнес с кредитами ФОТ 3.0 получит отсрочку до полугода с сохранением льготной ставки"

Компании, которые в период ковидных ограничений получили кредиты под 3% годовых, могут взять отсрочку платежей на любой срок в пределах 6 месяцев

Льготные кредиты по программе ФОТ 3.0 выдавались на срок до 18 месяцев, из которых первые 6 месяцев заемщик освобождался от выплаты основного долга и процентов, а в течение последующих 12 месяцев мог погашать кредит ежемесячно равными долями.

Теперь можно до 30 сентября 2022 года оформить отсрочку. Таким образом, максимальный срок кредита по программе ФОТ 3.0 увеличится до 2-х лет.

При этом обращено внимание на то, что заемщик обязан сохранять 90% сотрудников от численности, которая была зафиксирована в его кредитном договоре в момент его заключения.

 

<Информация> ФСС РФ
"Отчетность в Фонд социального страхования за 1 квартал 2022 года предоставляется по старой форме 4-ФСС"

ФСС напоминает о форме отчетности за I квартал 2022 года и порядке ее направления, если численность работников превышает 10 человек

Сообщается, что:

отчетность за указанный период представляется по форме, утвержденной Приказом фонда от 26.09.2016 N 381;

если численность работников превышает 10 человек, расчеты представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

 

Информационное сообщение Банка России от 08.04.2022
"Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 300 б.п., до 17,00% годовых"

С 11 апреля 2022 года ключевая ставка Банка России составит 17,00% годовых

Сообщается, в частности, что риски для финансовой стабильности сохраняются, но на сегодняшний день перестали нарастать, в том числе благодаря принятым мерам по контролю за движением капитала. Годовая инфляция продолжит возрастать в силу эффекта базы, но последние недельные данные указывают на существенное замедление текущих темпов роста цен, в том числе благодаря динамике обменного курса рубля. Ужесточение денежно-кредитных условий частично компенсировано программами поддержки кредитования со стороны Правительства и Банка России, но в целом продолжит ограничивать проинфляционные риски.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 29 апреля 2022 года.

 

<Информация> Банка России от 08.04.2022
"Банк России смягчает правила приобретения и продажи валюты через брокеров и банки"

Банк России с 11 апреля 2022 года отменяет комиссию на покупку валюты через брокеров, которая ранее была установлена на уровне 12%

Также Банк России с 11 апреля 2022 года отменяет требование к банкам ограничивать разницу курса покупки-продажи валюты, за исключением юридических лиц - импортеров. Банк России рекомендует банкам устанавливать для импортеров, приобретающих валюту для оплаты импортных контрактов, спред курсов не больше 2 рублей от биржевого.

 

<Информация> Банка России от 08.04.2022
"Банк России смягчил временный порядок операций с наличной валютой"

Банк России возобновляет с 18 апреля 2022 года возможность для банков продавать наличную валюту гражданам, но только ту, которая поступила в кассы банков начиная с 9 апреля 2022 года

Кроме того, граждане, у которых были открыты валютные счета или вклады до 9 марта 2022 года и которые еще не выбрали установленный лимит получения наличной валюты со своих счетов, с 11 апреля 2022 года смогут получить наличными не только доллары, но и евро. Общий лимит снятия сохраняется - 10 тыс. долларов США или их эквивалент в евро и действует до 9 сентября. Средства сверх лимита с валютных счетов граждане в течение действия временного порядка по-прежнему смогут получить в рублях.

 

<Информация> ФНС России
"Новый сервис на сайте ФНС России поможет узнать о переносе срока уплаты налога по УСН"

На сайте ФНС запущен интерактивный помощник, позволяющий узнать о возможности отсрочки уплаты налога по УСН в 2022 году

Постановлением Правительства сроки уплаты налога по УСН за 2021 год и авансового платежа за первый квартал 2022 года перенесены на шесть месяцев для ИП и юрлиц, осуществляющих деятельность в определенных отраслях экономики.

В сервисе достаточно ввести свой ИНН - система проверит и подскажет: может ли налогоплательщик воспользоваться данной мерой поддержки.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

11.04.2022 ОБЩЕСТВО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НА ВОЗВРАТ НДФЛ, УПЛАЧЕННОГО ИМ КАК НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ, В СВЯЗИ С УМЕНЬШЕНИЕМ СТОИМОСТИ ОПЛАЧЕННЫХ УСЛУГ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЕСЛИ ДОСТОВЕРНО НЕ ПОДТВЕРЖДЕН ВОЗВРАТ ИМИ ОБЩЕСТВУ ПОЛУЧЕННЫХ СУММ

Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2022 № 309-ЭС21-26663 по делу N А47-18234/2019
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Общество полагает, что ему должен быть возвращен НДФЛ, уплаченный им как налоговым агентом, т. к. стоимость оплаченных услуг по договорам с физическими лицами была уменьшена по дополнительным соглашениям. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию общества необоснованной. Приходные кассовые ордера, подтверждающие возврат физическими лицами излишне выплаченных денежных средств, представлены обществом только в суд в процессе производства по делу. В то же время выписка из расчетного счета общества за соответствующий период не подтверждает факт внесения на счет излишне выплаченной суммы. Уточненная декларация по УСН с уменьшением суммы расходов обществом не представлялась. Суд пришел к выводу, что обществом не доказан факт возникновения права на возврат излишне уплаченного НДФЛ, а дополнительные соглашения к договорам с физическими лицами заключены формально.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

11.04.2022 Суд отказал налоговикам в отмене сделки с активами воронежской «Галереи Чижова»

Продажа активов снижала для ФНС шансы на возврат долгов по налогам

Арбитражный суд Воронежской области отказал региональному УФНС в заявлении об отмене сделки по объединению активов крупнейшего в городе ТРЦ «Галерея Чижова» в руках структур депутата Госдумы Сергея Чижова, передает газета «Коммерсантъ».

ФНС считает, что покупка АО «Галерея Чижова» за 2,17 млрд рублей. 15% ТРЦ у банкротящегося экс-совладельца актива ООО «Стройсервис», а фактически у Сбербанка как у залогового кредитора ущемляла интересы бюджета. УФНС тоже участвует в банкротстве с требованиями в 125 млн рублей. Там сочли, что продажа активов снижала для ведомства шансы на возврат долгов по налогам. В «Галерее Чижова» отмечали, что провели сделку без нарушений.

Источник: Российский налоговый портал

 

13.04.2022 СРОК НА ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ К ВЫЧЕТУ НДС ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ОБОРУДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННОГО ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА, ИСЧИСЛЯЕТСЯ В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ, А НЕ С МОМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО ОБЪЕКТА (НЕ ЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВОМ)

Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2022 № 307-ЭС21-23437 по делу N А13-902/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что не пропустил срок на предъявление к вычету НДС при приобретении оборудования, использованного для строительства объекта, т. к. срок на применение налоговых вычетов исчисляется с момента реализации этого объекта, не завершенного строительством. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Оборудование, приобретенное для строительства объекта, налогоплательщик списал на затраты по строительству до 01.01.2005, включив их в состав объекта незавершенного строительства. Данные затраты в бухгалтерском учете отражены на счете 08.03 "Строительство объектов основных средств". По состоянию на 01.01.2005 НДС по счетам-фактурам, выставленным поставщиком, к вычету не предъявлен. Впоследствии налогоплательщиком зарегистрировано право на объект незавершенного строительства. Суд пришел к выводу, что налогоплательщиком пропущен трехлетний срок применения налоговых вычетов. Обстоятельств, препятствующих налогоплательщику реализовать право на предъявление к вычету НДС в установленные сроки после внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство, не представлено.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

13.04.2022 ДОХОД ИП, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АГЕНТСТВ НЕДВИЖИМОСТИ, ОТ ПЕРЕУСТУПКИ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ОБЪЕКТОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГОМ ПО УСН

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.03.2022 № Ф01-269/22 по делу N А17-9698/2020

По мнению предпринимателя, доходы, полученные им от реализации объектов долевого строительства и имущественных прав, не связаны с предпринимательской деятельностью и не подлежат обложению налогом по УСН. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Предприниматель, осуществляющий деятельность агентств недвижимости, переуступил физическим лицам право требования от застройщика передачи в собственность нескольких квартир. Суд пришел к выводу, что данная реализация произведена не в личных, семейных и т. п. целях, а связана с предпринимательской деятельностью налогоплательщика, и доход от нее облагается налогом по УСН.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.04.2022 НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК НЕ ВПРАВЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ АМОРТИЗАЦИОННУЮ ГРУППУ И СРОК ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ИСХОДЯ ТОЛЬКО ИЗ ЕГО ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ; НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ, УКАЗАННЫЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ПАСПОРТЕ

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.02.2022 № Ф04-441/22 по делу N А70-22525/2020

Налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на имущество в связи с неверным определением амортизационной группы транспортного средства. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Налогоплательщик отнес принадлежащее ему легковое ТС к третьей амортизационной группе "автомобили легковые" со сроком полезного использования 60 месяцев, поскольку оно используется только для служебных поездок директора. Между тем согласно техническому паспорту ТС имеет рабочий объем двигателя свыше 3,5 куб. см, в связи с чем оно должно относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Суд отметил, что каждому виду основного средства должен соответствовать такой срок полезного использования, который был бы приближен к объективному сроку его фактической эксплуатации.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.04.2022 ПРИ ПРОДАЖЕ ГОДНЫХ ОСТАТКОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ СТРАХОВАТЕЛЕЙ - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НДС В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ, А НЕ КАК РАЗНИЦУ МЕЖДУ ЦЕНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕНОЙ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИМУЩЕСТВА

Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2022 № 305-ЭС21-26775 по делу N А40-212739/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик (страховая компания) полагает, что при реализации годных остатков транспортных средств (ГОТС) правильно определял налоговую базу по НДС как разницу между ценой реализации и стоимостью ГОТС при получении от страхователей с учетом НДС. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Как указал суд, при приобретении ГОТС у юридических лиц налогоплательщик не вправе был учитывать суммы налога, предъявленные страхователями - юридическими лицами, в стоимости приобретенного имущества. Соответственно, при дальнейшей продаже ГОТС налоговая база по НДС должна быть определена в общем порядке, а не как разница между ценой реализации и ценой приобретения.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.04.2022 СРОК НА ВОЗВРАТ НАЛОГА ПО УСН, УПЛАЧЕННОГО С СУММ, ФАКТИЧЕСКИ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ВЫРУЧКОЙ ВЗАИМОЗАВИСИМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ИСЧИСЛЯЕТСЯ С МОМЕНТА УПЛАТЫ НАЛОГА, А НЕ С ДАТЫ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПО ИТОГАМ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2022 № 301-ЭС21-26964 по делу N А43-5791/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что не пропустил трехлетний срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога по УСН в судебном порядке, поскольку о возникшей переплате ему стало известно только с момента вынесения налоговым органом решения по итогам проверки контрагента. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. В рассматриваемом случае указанный срок исчисляется с момента уплаты налога. Вынесенное налоговым органом решение, на которое ссылается налогоплательщик, не повлияло на порядок исчисления срока, поскольку налогоплательщик, участвуя в схеме "дробления бизнеса", знал или должен был знать, что его выручка является выручкой взаимозависимой организации. Суд отметил, что налогоплательщик производил уплату налога по УСН, сознавая необоснованность такой уплаты. Доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы до момента вынесения решения по итогам проверки контрагента, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок не представлено.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

15.04.2022 СУД ПРИЗНАЛ ПРАВОМЕРНЫМ ДОНАЧИСЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ НАЛОГА ПО УСН С ДОХОДА ОТ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЕРЕПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО ОН НЕ ЯВЛЯЛСЯ АГЕНТОМ (ИП ЯВЛЯЛСЯ ЕДИНОЛИЧНЫМ СОБСТВЕННИКОМ ОБЪЕКТОВ И НЕС БРЕМЯ ИХ СОДЕРЖАНИЯ; ПРИОБРЕТЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЛИСЬ ИП В СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСАХ)

Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2022 № 304-ЭС21-26681 по делу N А67-4151/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Предприниматель полагает, что ему неправомерно доначислен налог по УСН в связи с продажей объектов, т. к. он выступал в качестве агента и получал доход только в виде агентского вознаграждения. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию предпринимателя необоснованной. Установлено, что приобретение и реализация имущества осуществлялись ИП в собственных интересах. Спорные объекты приобретены по договорам купли-продажи, предприниматель являлся их единоличным собственником и нес бремя их содержания, уплачивал налог на имущество. Все приобретенные объекты недвижимости находились в его собственности непродолжительный период времени в связи с их последующей реализацией по договорам купли-продажи. Доход от продажи данных объектов ИП отразил как физическое лицо в первой уточненной декларации по НДФЛ, уплатил налог. При этом документы относительно агентских отношений и вторая уточненная декларация по НДФЛ, из которой исключен доход, полученный от реализации объектов, представлены только в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Деятельность предпринимателя по реализации недвижимого имущества носит систематический характер, кроме того, установлено занижение стоимости реализуемых объектов.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

11.04.2022 Для малого бизнеса снизят страховые взносы до 15 %

Владимир Путин дал поручение снизить с 30 % до 15 % страховые взносы на зарплаты в пределах МРОТ в малом и среднем бизнесе. Также должны повысить порог дохода для попадания в реестр МСП.

Сейчас по тарифу 15 % облагается только часть зарплаты, превышающая МРОТ.

Снижение тарифа будет для бизнеса из реестра МСП.

Более того, критерии отнесения к МСП изменят. Увеличат лимит по доходу. То есть еще больше компаний будут подпадать под льготу по взносам.

Таким образом, у малого бизнеса в РСВ не будет раздела с кодом тарифа 01, останется только тариф 20.

До 15 июля 2022 года правительство должно отчитаться о выполненном поручении.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

11.04.2022 На патенте можно продавать еду на вынос. Например, развозить пиццу

ПСН можно применять по услугам общепита, оказываемым как через объекты с залом обслуживания, так и без залов (например, в киосках). Если продукцию развозит сторонний курьер, это не помешает применять патент.

К такому выводу пришел Минфин в письме № 03-11-11/22345 от 17.03.2022.

По ГОСТу услуги общепита включают в себя, в частности, доставку продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому.

То есть если ИП продал, например, пиццу или какую-то другую приготовленную еду на вынос или все это клиенту доставил курьер, можно применять ПСН.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

11.04.2022 Компания-агент не платит страховые взносы с выплат самозанятому принципалу

Если по агентскому договору компания переводит деньги принципалам- физлицам, будет НДФЛ и взносы. Но если принципалы на НПД, то зарплатных налогов не будет при наличии чека из приложения «Мой налог».

В письме № 03-04-06/20552 от 17.03.2022 Минфин разобрал следующую ситуацию:

Юристы-принципалы оказывают услуги физлицам через сайт организации-агента. Клиенты платят деньги не напрямую исполнителям-юристам, а агенту (система безопасных расчетов). Потом компания-агент, удерживая свое вознаграждение, переводит деньги юристам.

Минфин указал, что эти выплаты облагаются страховыми взносами на ОПС и ОМС. Кроме того, компания будут налоговым агентом по НДФЛ.

Однако юристы могут быть оформлены самозанятыми. В этом случае компания агент, перечисляя им деньги, не удерживает НДФЛ и не начисляет взносы.

Самозанятые сами платят налог с этого дохода. Они должны сформировать чек в своем приложении и отдать его владельцу сайта. Наличие чека — это обязательное условие для неначисления взносов на выплаты самозанятым, отмечает Минфин.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

 12.04.2022 Изготавливать золотую ювелирку на УСН будет нельзя, а ремонтировать ее – можно

Продажу золота населению с 1 марта 2022 года освободили от НДС, а для торговли ювелиркой с 2023 года отменили УСН и ПСН.

Нельзя будет применять УСН и ПСН при:

производстве ювелирных и других изделий из драгметаллов;

оптовой (розничной) торговле ювелирными и другими изделиями из драгметаллов.

Но эти ограничения не действуют для организаций и ИП, которые производят бижутерию и ремонтируют ювелирные изделия.

Минфин в письме № 03-11-10/24681 от 28.03.2022 объяснил, зачем ввели эту норму.

Дело в том, что сейчас производители ювелирки на ОСНО платят НДС, а спецрежимники — не платят. Тем самым они находятся в неравных условиях. Кроме того, это приводит к выводу существенной доли оборота ювелирки из-под НДС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.04.2022 В России за год компаний стало на 4,7% меньше

Тренд на уменьшение числа юрлиц, который сложился еще 3 года назад, сохраняется

Количество компаний в России с апреля 2021 года по апрель 2022 года снизилось на 4,7%, говорится в результатах исследования экосистемы для бизнеса «Контур».

Исследование показало, что тренд на уменьшение числа юрлиц, который сложился еще 3 года назад, сохраняется. За апрель 2021 года — апрель 2022 года число компаний в России уменьшилось с 3,14 млн до 3 млн. За период 2020-2021 гг. численность ИП упала на 15%.

«В связи с отменой вмененки предприниматели стали закрывать ИП и регистрироваться как самозанятые. Этот режим привлекателен низкой налоговой нагрузкой, 4% с доходов при работе с физлицами, 6% — с юрлицами. Добавим простую регистрацию в приложении «Мой налог» или на сайте ФНС России, расчет налога к уплате самим налоговым органом. Еще немаловажно и отсутствие штатного персонала при том, что ничто не мешает привлекать к работе сторонних подрядчиков. Это особенно выгодно при сезонном или позаказном способе работы», — сообщил эксперт «Контура» Павел Орловский.

Источник: Российский налоговый портал

 

14.04.2022 В Воронеже налоговые поступления выросли на 21%

Местные налоговики за 2021 год собрали 110 млрд рублей налогов

За минувший год, несмотря на сложности с осуществлением хозяйственной деятельности в условиях продолжающейся пандемии коронавируса, в бюджеты всех уровней с территории Воронежа перечислено 110 млрд рублей налогов, что на 21% выше уровня 2020 года, заявил мэр города Вадим Кстенин. Из данной суммы в федеральную казну направлено 39 млрд рублей, или 36%, в областной бюджет — 60,5 млрд рублей (56%), в городской бюджет — 8,9 млрд рублей (8%). Налоговые доходы городской казны выросли на 226 млн рублей, сообщил мэр Воронежа, пишет газета «Коммерсантъ».

«Важным моментом проводимой бюджетной политики является концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, программах и проектах повышения качества жизни горожан. Сохраняется тенденция ежегодного роста расходов социальной направленности (15,4 млрд руб., прирост на 12% по сравнению с 2020-м)», — сообщил Кстенин.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

Организация торгует на маркетплейсе по комиссионному договору с торговой площадкой. Комиссионер (торговая площадка) предоставляет скидки покупателям за свой счет. Отчет о реализации содержит отдельную графу по реализации без скидок и дополнительной скидке. Комиссионное вознаграждение рассчитывается из суммы без скидки. На расчетный счет комитента поступают деньги в полном объеме (без учета скидки за счет комиссионера).
Какие суммы, документы и операции должны быть отражены у комитента?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае комиссионер продает товар комитента по цене ниже согласованной. Поэтому разницу он должен компенсировать комитенту (как упущенную выгоду).
Таким образом, комитент отражает в своем налоговом и бухгалтерском учете на основании отчета комиссионера:
1) выручку за реализованные покупателям товары (с учетом скидки, предоставленной комиссионером). Эта сумма является базой для начисления НДС, и исходя из этой цены стороны будут вести расчеты в случае выявления покупателем недостатков товара. Кроме этого, в кассовых чеках, оформляемых комиссионером (если он участвует в расчетах) указывается цена продажи товара и скидка (либо окончательная цена товара с учетом скидки);
2) возмещение убытков в виде компенсации, равной сумме скидки, предоставленной комиссионером за свой счет (согласно ч. 2 ст. 995 ГК РФ). По нашему мнению, компенсация, полученная в связи с продажей комиссионером товара организации по цене, ниже согласованной, является поступлением в возмещение причиненных организации убытков, а не в оплату товара, поэтому она не включается в налоговую базу по НДС. Однако не исключаем риск спора с налоговым органом;
3) вознаграждение, подлежащее выплате комиссионеру в размере, установленном в договоре комиссии.
Порядок бухгалтерского учета указанных сумм и документальное оформление описаны далее.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 2 ст. 995 ГК РФ комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки.
Как следует из вопроса, комиссионер вправе предоставлять скидки покупателям за свой счет. Следовательно, он обязан возместить комитенту разницу между ценой товара, указанной в накладной, по которой комитент передавал товар комиссионеру, и продажной ценой товара с учетом скидки.
Таким образом, комитент получает от комиссионера:
- выручку за реализованные покупателям товары (с учетом скидки, предоставленной комиссионером);
- возмещение убытков в виде компенсации, равной сумме скидки, предоставленной комиссионером за свой счет (согласно ч. 2 ст. 995 ГК РФ).
Комитент уплачивает комиссионеру вознаграждение в размере, установленном в договоре комиссии.

Отчет комиссионера

Основанием для отражения в бухгалтерском и налоговом учете комитента операций по договору комиссии является отчет комиссионера. Специальных правил в отношении формы и содержания составляемого отчета законодательством не установлено. Поэтому стороны договора комиссии могут самостоятельно определить для себя форму этого документа, и перечень необходимых комитенту сведений, а также периодичность составления (достаточную для исполнения комитентом своих обязательств как налогоплательщика).
Отчет комиссионера должен содержать все обязательные реквизиты, установленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
На практике к отчету комиссионер прикладывает документы, подтверждающие заключение сделок (накладные, акты выполненных работ, платежные поручения и т.п.). Кроме этого, комиссионер сообщает комитенту показатели выставленных покупателям счетов-фактур. Для случая продажи товаров комитента в розницу физическим лицам предоставляются сводные отчеты, содержащие информацию о реализованных за период товарах, а также о суммах НДС, предъявленных покупателям.
При этом в отчете комиссионера следует указать фактическую цену продажи товаров (т.е. с учетом скидки) или цену товара, согласованную с комитентом и отдельно сумму скидки, предоставленную комиссионером; суммы, подлежащие перечислению комитенту (в т.ч. в виде компенсации разницы между продажной ценой и ценой, согласованной с комитентом, равной сумме скидки, предоставленной комиссионером за свой счет), а также расчет комиссионного вознаграждения*(1).

Налог на прибыль

1. Выручка от реализации товаров является доходом комитента (п. 1 ст. 248п. 1 ст. 249 НК РФ). При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (п. 2 ст. 249 НК РФ).
Таким образом, налогооблагаемым доходом комитента является вся выручка, полученная в результате исполнения договора комиссии (включая комиссионное вознаграждение и возмещаемые комитентом расходы) (письма Минфина России от 05.06.2008 N 03-03-06/1/347, УМНС по г. Москве от 11.07.2003 N 26-08/38889).
При предоставлении скидки комиссионером в момент продажи доходом от реализации товаров (работ, услуг) комитента признается выручка с учетом скидки. Отметим, что в кассовых чеках, оформляемых комиссионером (если он участвует в расчетах) указывается цена продажи товара и скидка (либо окончательная цена товара с учетом скидки). Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Применяет ли ККТ продавец при заключении договора реализации с маркетплейс? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.)
Это означает, что выручка в целях налогообложения прибыли и НДС отражается в размере фактически полученного дохода. Аналогичный вывод представлен в письме Минфина России от 26.12.2008 N 03-03-06/1/722, в котором, в частности, отмечено, что при реализации физическим лицам в розничной торговле товаров по ценам с учетом скидок налоговая база по НДС и налоговая база по налогу на прибыль организаций определяются с учетом указанных скидок.
Таким образом, в доходы комитента включается именно та сумма, которая поступает ему или комиссионеру от покупателей. И если покупателям предоставлена скидка (что предусмотрено договором комиссии), то в учете комитента будет фигурировать сумма с учетом скидки (исходя из этой цены, стороны будут вести расчеты в случае выявления покупателем недостатков товара).
Датой получения дохода от реализации у комитента является дата реализации принадлежащих ему товаров, указанная в извещении комиссионера о реализации и (или) в отчете комиссионера (п. 3 ст. 271 НК РФ). При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавших ему товаров (пятый абзац ст. 316 НК РФ).
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 268 при реализации товаров комитент вправе уменьшить доходы на стоимость приобретения этих товаров.
2. Сумма комиссионного вознаграждения учитывается комитентом в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату утверждения комитентом отчета комиссионера (подп. 3 п. 1 ст. 264подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
3. Разницу между ценой по накладной комитента и ценой продажи (т.е. с учетом скидки), которую компенсирует комиссионер, комитент учитывает как возмещение расходов (компенсация упущенной выгоды*(2)) - во внереализационных доходах в день получения денежных средств или в день осуществления взаимозачета в счет подлежащего выплате комиссионеру вознаграждения (т.е. на дату утверждения отчета комиссионера) (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Суммы, полученные от комиссионера в качестве возмещения убытков (ввиду продажи товара комитента по цене ниже установленной комитентом), по нашему мнению, НДС не облагаются, поскольку такая компенсация не связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), указанной в подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ*(3), и поэтому в налоговую базу по НДС не включаются.
Однако официальных разъяснений или примеров судебной практики по вопросу обложения НДС сумм, выплачиваемых комиссионером комитенту в качестве компенсации расходов последнего при продаже его товаров ниже согласованной цены, не обнаружено. Поэтому не исключаем претензии налоговых органов. Во избежание налоговых рисков рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России с официальным запросом относительно отсутствия оснований для налогообложения НДС суммы компенсации, полученной от комиссионера согласно ч. 2 ст. 995 ГК РФ.

НДС при реализации товара через посредника

Поскольку товары, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью последнего, то обязанность по уплате НДС при реализации товаров возникает у комитента.
Налоговая база в данном случае определяется им в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Таким образом, при реализации товаров по договору комиссии налоговой базой по НДС у комитента признается стоимость товаров, по которой они фактически реализуются комиссионером покупателю (смотрите письмо Минфина России от 28.12.2020 N 03-07-14/114700).
При отгрузке товаров в адрес комиссионера НДС не начисляется, так как такая операция не влечет перехода права собственности, а следовательно, и не является реализацией товаров (письмо Минфина России от 18.05.2007 N 03-07-08/120).
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат:
- день отгрузки товаров;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.
Если получение предоплаты от покупателей не предусмотрено, то при реализации товаров через комиссионера моментом определения налоговой базы по НДС у комитента признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя товаров (смотрите письма Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-11/36, ФНС России от 17.01.2007 N 03-1-03/58).
Таким образом, при реализации товаров через комиссионера обязанность исчислить НДС возникает у комитента по дате отгрузочных документов на товар, выписанных комиссионером конечному покупателю, а не по дате передачи товара комитентом комиссионеру. При этом НДС начисляется на стоимость товара, по которой они реализуются комиссионером (т.е. после предоставления им скидки).

Составление счетов-фактур

Поскольку комиссионер в сделках с покупателями выступает от своего имени, это влияет на оформление первичных документов, а также счетов-фактур (и кассовых чеков).
1. Так, первичные документы покупателям, в том числе и счета-фактуры, оформляет комиссионер, указывая себя в качестве продавца (письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-11/1401). В выставленном покупателю счете-фактуре комиссионер указывает в строках 2, 2а и 2б соответственно свое наименование, место нахождения и ИНН (письма Минфина России от 19.07.2017 N 03-07-09/45747, от 19.10.2015 N 03-07-14/59665, от 25.06.2014 N 03-07-РЗ/30534, от 29.04.2013 N 03-07-09/15077).
Если составляется УПД, то в строке 14 "Наименование экономического субъекта - составителя документа (в т.ч. комиссионера/агента)" также указываются сведения о комиссионере (агенте).
Дополнительно он может также указать сведения о принципале (комитенте) и об агентском (комиссионном) договоре (письмо Минфина России от 23.04.2012 N 03-07-09/40).
Выставленные покупателям счета-фактуры регистрируются агентом (комиссионером) только в части 1 журнала учета счетов-фактур в хронологическом порядке по дате их выставления. В книге продаж они не отражаются, поскольку собственником товара и плательщиком НДС с реализации в данном случае является принципал (комитент) (подп. "а" п. 7 Правил ведения журнала учета счетов-фактур, п. 20 Правил ведения книги продаж).
2. Комитент на основании полученных от посредника данных о реализованных товарах (работах, услугах) выставляет счет-фактуру посреднику той же датой, которой комиссионером выписан счет-фактура покупателю. Номер счету-фактуре присваивается в соответствии с индивидуальной хронологией составления счетов-фактур принципала (комитента). В строке "Поставщик" указываются реквизиты принципала (комитента). В строке "Покупатель" указывается наименование фактического покупателя, а не посредника (подпункты "а", "в" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры). Смотрите также письма Минфина России от 23.11.2012 N 03-07-09/153, от 10.05.2012 N 03-07-09/47. В табличной части повторяются все данные счета-фактуры, выставленного агентом в адрес покупателя.
3. Сумму НДС, предъявленную комиссионером по комиссионному вознаграждению, организация-комитент вправе принять к вычету после принятия к учету оказанных комиссионером услуг при наличии счета-фактуры комиссионера (подп. 1 п. 2 ст. 171п. 1 ст. 172 НК РФ).

Розничные продажи

Физлица не являются плательщиками НДС и этот налог к вычету не принимают. Поэтому счет-фактура им не требуется. Вместо этого продавец (посредник) оформляет кассовые чеки (п. 7 ст. 168 НК РФ, письма Минфина России от 15.07.2019 N 03-07-09/52125, от 17.11.2016 N 03-07-09/67585п. 1 письма ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8565@).
Минфин России в письме от 19.10.2015 N 03-07-09/59679 разъясняет, что при реализации физлицам товаров (работ, услуг) можно составлять бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ, содержащие суммарные (сводные) данные по таким операциям, совершенным в течение определенного периода (день, месяц, квартал). В письмах Минфина России от 01.04.2014 N 03-07-09/14382, от 25.05.2011 N 03-07-09/14 указано, что счета-фактуры по товарам, работам, услугам, оплаченным физическими лицами в безналичном порядке, возможно выписывать в одном экземпляре для учета данных услуг продавцом по итогам налогового периода. При этом в случае отсутствия у продавца информации о физических лицах в соответствующих строках счета-фактуры проставляются прочерки.
Такой сводный документ или сводный счет-фактура может регистрироваться комиссионером в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур вместо счетов-фактур.
Комитент на основании полученных от посредника данных о реализованных товарах (работах, услугах) выставляет счет-фактуру посреднику той же датой, которой комиссионером оформлен сводный документ или сводный счет-фактура.
В условиях отсутствия конкретных правил для отражения предъявления покупателям НДС комиссионером при розничных продажах возможно составление комитентом на основе отчета комиссионера собственного первичного документа (справки бухгалтера, сводного расчета), содержащего суммарные (сводные) данные по операциям реализации товаров физическим лицам, в том числе за наличный расчет, совершенным в течение определенного периода. Такой документ, подлежащий регистрации в книге продаж, заменяет собой "отгрузочный" счет-фактуру, обязанность по составлению которого возложена на налогоплательщика-продавца (п. 3 ст. 169 НК РФ).
В любом случае полагаем, главное, чтобы указанный документ нашел отражение в книге продаж комитента, а соответствующие сведения были включены в его налоговую декларацию по НДС (п. 5.1 ст. 174 НК РФ, п. 8 Правил ведения книги продаж, письмо Минфина России от 13.10.2016 N 03-07-05/59705).

Бухгалтерский учет

Реализация товара комиссионером в бухгалтерском учете комитента отразится следующими записями:
Дебет 45 Кредит 41
- отгружен товар комиссионеру по ценам, указанным в накладной. При отгрузке товаров в адрес комиссионера НДС не начисляется, так как такая операция не влечет перехода права собственности, а следовательно, и не является реализацией товаров (смотрите письмо Минфина России от 18.05.2007 N 03-07-08/120).
Далее, на основании отчета комиссионера отражается:
1. Дебет 76, субсчет "Расчеты с комиссионером" Кредит 90, субсчет "Выручка"
- отражена реализация товара по цене за минусом скидки;
Дебет 90, субсчет "НДС" Кредит 68, субсчет "НДС"
- на основании счетов-фактур, составленных комиссионером, или сводного отчета начислен НДС с реализации товара покупателям;
Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 45
- списана фактическая себестоимость реализованного товара;
2. Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44
- начислены расходы на комиссионное вознаграждение, указанное в договоре;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с комиссионером" Кредит 91 "Прочие доходы"
- начислена задолженность комиссионера по возмещению убытков (на сумму скидки);
Дебет 44 Кредит 76, субсчет "Расчеты с комиссионером"
- отражена задолженность перед комиссионером по выплате вознаграждения на основании отчета;
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с комиссионером"
- получены денежные средства от комиссионера за реализованный товар и в качестве компенсации убытков за минусом его вознаграждения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет у комитента при реализации товаров через комиссионера;
Вопрос: Порядок оформления счетов-фактур при реализации товара через комиссионера (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.);
- Вопрос: Между комитентом и комиссионером заключен договор комиссии на продажу товара на сумму 200 000 руб., в том числе НДС 30 508 руб. Фактическая себестоимость товара равна стоимости его приобретения и составляет 140 000 руб. Вознаграждение комиссионера составляет 20 000 руб., в том числе НДС 3051 руб. Комиссионером был продан товар по более низкой цене. Согласно подписанному с комиссионером соглашению разница в цене компенсируется им в полной сумме. Как отразить в учете организации-комитента операции, связанные с реализацией товара через комиссионера? (Журнал "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", N 8(152), август 2012 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

УСН

 

Организация находится на УСН (доходы минус расходы). При растаможивании товара организация уплачивает сбор и пошлину на таможне, а также оплачивает складские услуги в аэропорту. Это две разные структуры. На данные услуги организации выставляют акты и счета-фактуры. Растаможить без прохождения через склад организация не может. То есть товар выгружают сразу на склад, где он хранится в период оформления таможенных документов. Склад выставляет документы, в которых указаны услуги: выполнение формальностей, связанных с исполнением требований госорганов; телеграмма о прибытии груза; обработка генерального груза; хранение груза на складе.
Может ли организация принять эти расходы в затраты полностью по УСН согласно п. 11 ст. 346.16 НК РФ как таможенные платежи? Или нужно разбить услуги: телеграмма - почтовые услуги, хранение - расходы на хранение и так далее?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Услуги, перечисленные в вопросе, не относятся к таможенным платежам.
Организация вправе все перечисленные расходы учесть на основании подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и списывать их в расходы по мере реализации товаров, при приобретении которых они были уплачены (при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ).

Обоснование позиции:
Порядок определения расходов для целей применения УСН установлен в ст. 346.16 НК РФ. Положения этой статьи применяются только к налогоплательщикам, выбравшим в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". При этом для цели определения налоговой базы учитывают только те расходы, которые приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Данный перечень носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит (письмо Минфина России от 19.12.2016 N 03-11-06/2/76035). Расходы признаются в порядке, установленном в пп. 23 ст. 346.16 НК РФ.
Расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть они должны быть:
1) экономически обоснованны;
2) документально подтверждены;
3) произведены в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
Расходами признаются лишь реально понесенные затраты, причем повторное их включение в налоговую базу недопустимо (пп. 15 ст. 252п. 2 ст. 346.16п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Согласно подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе уменьшить полученные ими доходы на суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
К таможенным платежам относятся ввозная (вывозная) таможенная пошлина; НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС; таможенные сборы. Причем, согласно официальной позиции налоговых органов суммы таможенных платежей списываются в расходы по мере реализации товаров, при приобретении которых они были уплачены (подробнее смотрите в Энциклопедия решений. Таможенные платежи и НДС, уплаченные при ввозе товаров налогоплательщиками, применяющими УСН). Таким образом, все эти платежи могут быть учтены при определении налоговой базы по УСН, однако услуги, указанные в вопросе, не относятся к таможенным платежам.
Как указано в подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы на хранение, обслуживание и транспортировку товаров.
Так, если налогоплательщик приобрел товары для последующей реализации, то расходы, связанные с приобретением указанных товаров, должны учитываться в составе расходов по мере реализации этих товаров при условии их фактической оплаты продавцу (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письма Минфина России от 21.04.2020 N 03-07-14/32018, от 29.10.2019 N 03-11-11/83065, от 20.01.2010 N 03-11-11/06, УФНС РФ по г. Москве от 03.08.2011 N 16-15/075978@).
В рассматриваемом случае организация приобретает услуги, связанные непосредственно с покупкой импортного товара, в частности:
- выполнение формальностей, связанных с исполнением требований госорганов;
- телеграмма о прибытии груза;
- обработка генерального груза;
- хранение груза на складе.
Расходы по оплате услуг связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) упомянуты в закрытом перечне расходов как самостоятельный вид расходов. Иные расходы отдельно в закрытом перечне расходов, предусмотренных данной статьей, не упоминаются.
Однако учитывая то, что данные расходы связаны с приобретением импортного товара и конструкция нормы подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусматривает закрытого перечня таких расходов, считаем, что организация вправе все перечисленные расходы учесть по этому основанию и списывать их в расходы по мере реализации товаров, при приобретении которых они были уплачены (с учетом кассового метода признания расходов). Однако полностью исключить риск возникновения налогового спора при учете данных расходов мы не можем, поскольку в подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в качестве дополнительных расходов к стоимости самих товаров конкретизированы только расходы по их хранению, обслуживанию и транспортировке.
При этом необходимо иметь в виду, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ, Энциклопедия решений. Учет расходов при УСН). Из разъяснения финансового ведомства, на наш взгляд, следует, что не исключен учет указанных затрат по основанию подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (смотрите письмо Минфина России от 08.09.2011 N 03-11-06/2/124).
Нам не удалось найти официальных разъяснений и судебной практики по порядку отнесения данных затрат на расходы, уменьшающие налоговую базу при УСН. Возможно, данный факт свидетельствует о том, что споры по этому основанию в правоприменительной практике встречаются редко.
Обращаем внимание на то, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. В связи с этим напоминаем, что организация вправе обратиться с письменным запросом в Минфин России или налоговый орган по месту учета (подп. 12 п. 1 ст. 21ст. 34.2 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация применяет УСН, ввозит товар из-за границы воздушным транспортом. Она оплачивает контрагенту извещение о прибытии груза, наземную обработку груза, погрузо-разгрузочные работы. Погрузо-разгрузочные работы осуществляются на территории аэропорта и включают в себя весь процесс загрузки (выгрузки) груза из воздушного судна в машины организации. Контрагент представляет организации счет, акт о выполнении работ, счет-фактуру. Имеет ли право организация учесть при налогообложении эти расходы? Или эти расходы учитываются как аэродромные сборы, которые можно учесть только в рамках общего режима налогообложения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2012 г.)
- Вопрос: Предприятие применяет УСН (доходы минус расходы). Как учитываются в 2013 году расходы, связанные с импортом товаров: таможенные пошлины, сборы, НДС, стоимость услуг брокера, стоимость услуг хранения товара на складах временного хранения и услуг по доставке этого товара, а также расходы на сертификацию товара и добровольное страхование груза? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2013 г.)
Энциклопедия решений. Учет товаров при УСН;
Энциклопедия решений. Учет расходов при УСН;
Вопрос: Каков порядок учета НДС и таможенной пошлины, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2016 г.)
Вопрос: Организацией, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", по договору с поставщиком, который находится в другом регионе, приобретается мебель с целью последующей перепродажи. Со сторонней организацией заключен договор возмездного оказания услуг, в соответствии с которым осуществляются проверка соответствия комплектации товара спецификации на отгрузку, подготовка автотранспорта, осуществляющего доставку товара, обеспечение погрузо-разгрузочных работ, обеспечение сохранности товара. Могут ли затраты организации по договору возмездного оказания услуг быть учтены в составе расходов при применении УСН? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2013 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Каковы меры поддержки ИТ-компаний с учетом указа Президента РФ от 02.03.2022 N 83? Какие условия должны выполняться для получения мер поддержки?

Сразу отметим, что и до 2022 года существовали налоговые преференции ИТ-сферы в виде трехпроцентной ставки по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов по п. 1.15 ст. 284подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ в действующей с 01.01.2021 редакции). А уже в рамках исполнения указа Президента РФ от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" (далее - Указ N 83) Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 2022 года на три года "обнулена" налоговая ставка по налогу на прибыль организаций.
Льготное налогообложение и применение пониженных тарифов страховых взносов касается (и касалось) российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных.
При этом первым из обязательных условий для применения пониженных ставок и тарифов названо получение (наличие) в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий.
1. На данный момент этот порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 18.06.2021 N 929 (далее - Порядок) и предусматривает, что для получения государственной аккредитации организация подает соответствующее заявление в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" с использованием электронного сервиса "личный кабинет".
Государственную аккредитацию вправе получить российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что указанная организация разрабатывает и реализует разработанные ею программы для электронных вычислительных машин, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации, модификации программ для электронных вычислительных машин, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливает, тестирует и сопровождает программы для электронных вычислительных машин, базы данных.
Кодами ОКВЭД, подтверждающими осуществление деятельности в области информационных технологий для целей государственной аккредитации, являются:
62.01 - разработка компьютерного программного обеспечения;
62.02 - деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий;
62.02.1 - деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем;
62.02.4 - деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;
62.03.13 - деятельность по сопровождению компьютерных систем;
62.09 - деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
63.11.1 - деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.
Подтверждением наличия указанных кодов ОКВЭД являются сведения об организации, содержащиеся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Указанная информация представляется от соответствующего государственного органа в Минцифры России в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Иными словами, IT-компании (только юридические лица) могут получить аккредитацию в Минцифры путем оформления заявления на портале "Госуслуг". Решения по заявлениям выносятся в течение одного рабочего дня. Для подачи заявления необходимо только, чтобы организация осуществляла деятельность с указанными выше кодами ОКВЭД (заявила при регистрации или внесла сведения позже). Результат оказания услуги автоматически вносится в электронный реестр аккредитованных ИТ-компаний.
Подтверждением наличия у ИТ-компании государственной аккредитации является запись в реестре аккредитованных ИТ-компаний (со статусом "Действует").
В отношении аккредитованной организации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может быть проведена проверка на предмет соответствия деятельности, фактически осуществляемой этой организацией, заявленной деятельности.
Государственная аккредитация аннулируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае:
а) добровольного отказа организации от государственной аккредитации;
б) установления несоответствия деятельности, фактически осуществляемой организацией, деятельности, необходимой для аккредитации;
в) внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности организации.
Порядок не устанавливает срок, на который предоставляется государственная аккредитация. Таким образом, государственная аккредитация является бессрочной, но, видимо, может быть аннулирована.
2. Повторим, в части налогообложения и исчисления страховых взносов только аккредитации недостаточно, необходимо соответствовать требованиям к структуре доходов ("профильные" доходы должны составлять не менее 90% от всех поступлений) и численности (не менее семи человек) (ст. 284427 НК РФ). Нулевая ставка и пониженный тариф применяются к организации в целом (как к налогоплательщику и страхователю).
Как отмечено в письме ФНС России от 17.03.2022 N СД-4-2/3289@, соответствующие положения распространяются на налогоплательщиков, как созданных до введения нового регулирования, так и созданных после вступления новых норм в силу.
Применительно к страховым взносам, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из условий (о доле доходов или численности работников), а также если ее лишили государственной аккредитации, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие (лишение статуса) (смотрите письмо Минфина России от 21.01.2022 N 03-03-06/1/3668). Контроль за соблюдением требований, установленных п. 5 ст. 427 НК РФ, осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со ст. 431 НК РФ.
3. Также в Указе N 83 прозвучали следующие направления, по которым будет осуществлена поддержка отрасли:
- выделение финансовых средств аккредитованным организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, на улучшение жилищных условий работников этих организаций и обеспечение повышения уровня их заработной платы, а также определить категории работников, на улучшение жилищных условий которых будут выделяться финансовые средства;
- обеспечить предоставление льготных кредитов по ставке, не превышающей три процентов, на обеспечение текущей деятельности аккредитованных организаций и реализацию новых проектов;
- упрощение процедур трудоустройства иностранных граждан, привлекаемых для работы в аккредитованных организациях, и получения этими гражданами вида на жительство;
- установление налоговых льгот и преференций для аккредитованных организаций, получающих доходы от распространения (размещения) рекламы или оказания дополнительных услуг с использованием приложений и онлайн-сервисов этих организаций либо доходы, связанные с реализацией, установкой, тестированием и сопровождением отечественных решений в области информационных технологий;
- освобождение аккредитованных организаций от налогового контроля, валютного контроля и других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на срок до трех лет;
- на обеспечение консолидации и стимулирования закупок критически важных отечественных разработок в области информационных технологий, проводимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд или проводимых отдельными видами юридических лиц, а также на упрощение порядка проведения таких закупок.
Предоставлять гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, право на получение отсрочки от призыва на военную службу до достижения ими возраста 27 лет (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на получение указанной отсрочки, и порядок предоставления этого права определяются Правительством Российской Федерации.
На момент подготовки ответа еще не все из заявленных мер поддержки были реализованы в виде принятых НПА. Поэтому укажем только те, информация о которых нами оперативно обнаружена.
Так, постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 N 448 запрещено осуществление всех видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля - осуществляются ли они в соответствии Законом N 248-ФЗ о госконтроле или в соответствии с Законом N 294-ФЗ о защите бизнеса при осуществлении госнадзора, - в отношении субъектов ИТ-бизнеса, включенных в реестр аккредитованных организаций.
Также Минцифры России передало в Правительство РФ законопроект о предоставлении отсрочки от армии ИТ-специалистам. Предполагается, что отсрочку распространят на работников аккредитованных компаний, но если компания входит в список системно значимых, то мера распространится на всех ее сотрудников. Кроме того, на рассмотрение в Правительство РФ передано предложение о льготной ипотеке, ее смогут получить ИТ-специалисты в возрасте от 22 до 40 лет с доходом от 200 тыс. рублей в месяц в городах-миллионниках и от 150 тыс. рублей - в российских регионах. Эта мера призвана привлечь молодых специалистов в российский IT-сектор, заинтересовать их остаться в стране (https://tass.ru/obschestvo/14193101 и http://government.ru/news/44954/).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Налоговые льготы и пониженные страховые взносы для организаций сферы информационных технологий (IT-отрасли);
Энциклопедия решений. Пониженные тарифы страховых взносов для организаций сферы информационных технологий;
- Как ИТ-компании получить государственную аккредитацию (https://digital.gov.ru/ru/events/41443/);
- раздел "Часто задаваемые вопросы" на сайте Минцифры России в части такой деятельности ведомства, как аккредитация ИТ-компаний (смотрите https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/1/#section-docs и https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/1/#section-faq )

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения