Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 10 по 16 октября 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)

Предложен проект поправок в НК РФ, направленных на совершенствование механизма предоставления налоговых льгот резидентам Дальнего Востока и Арктической зоны

Проектом, в частности, предлагается упростить переход на налоговый мониторинг для организаций, получивших статус резидента территории опережающего развития, статус резидента свободного порта Владивосток, статус резидента Арктической зоны РФ, исключив обязательное соответствие установленным суммовым критериям.

Предлагается также исключить положения НК РФ о возмещении НДС на основании договора поручительства, заключаемого резидентами с управляющей компанией, определенной Правительством РФ, поскольку при отсутствии бюджетного финансирования данные положения не получили практического применения.

Кроме того, предусматривается освобождение управляющей компании и ее дочерних обществ от уплаты госпошлины при обращении в судебные инстанции, в связи с тем что их деятельность фактически осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Для резидентов Арктической зоны предлагается вместо действующего в настоящее время механизма субсидирования расходов на уплату страховых взносов установить пониженные тарифы в совокупном размере 7,6 процента.

 

Приказ ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-19/884@
"Об утверждении порядка ведения ведомственного классификатора документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий"

Обновлен порядок ведения ведомственного классификатора документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий

Данным приказом необходимо руководствоваться при разработке и применении форм, используемых налоговыми органами, а также при использовании сведений, содержащихся в Классификаторе КНД.

Признаны утратившими силу приказы ФНС России:

от 26.08.2014 N ММВ-7-6/433@ "Об утверждении перечня классификаторов (справочников), используемых в автоматизированных информационных системах ФНС России";

от 20.10.2020 N ЕД-7-19/765@ "Об утверждении порядка ведения ведомственного классификатора документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий".

 

Приказ ФНС России от 09.09.2022 N ЕД-7-21/821@
"О внесении изменений в приложения к приказам Федеральной налоговой службы от 12.11.2014 N ММВ-7-11/578@ и от 27.06.2018 N ММВ-7-21/419@"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2022 N 70466.

Скорректированы формы (форматы) представления сведений о морском, речном судне, а также сведений о маломерных судах и об их владельцах

В форме сведений о маломерных судах исключена строка "Количество". Вместо этого необходимо указывать признак учета подвесного мотора при госрегистрации другого маломерного судна.

В разделе "Сведения о физическом лице, на которое зарегистрировано маломерное судно" исключена строка "Гражданство".

В форме представления сведений о морском, речном судне, в частности, также исключена строка "Количество" и уточнен порядок отражения сведений о двигателе.

Приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.

 

Приказ ФНС России от 03.08.2022 N ЕД-7-13/715@
"Об утверждении форм, форматов представления и порядка заполнения документов, предусмотренных статьями 24.2 и 284.10 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2022 N 70490.

Утверждены формы документов, применяемых для целей налогообложения в связи с приобретением статуса международной холдинговой компании

Приказ содержит, в частности:

форму и формат заявления о приобретении статуса международной холдинговой компании;

форму сообщения о принятом решении о признании обязанности международной холдинговой компании, предусмотренной пунктом 4 статьи 284.10 Налогового кодекса Российской Федерации, исполненной (неисполненной);

форму и формат сведений о соблюдении международной компанией (организацией, указанной в пункте 1.1 статьи 24.2 Налогового кодекса Российской Федерации) условий международной холдинговой компании для применения пониженных налоговых ставок;

форму и формат сведений о контролирующих лицах международной компании (организации, указанной в пункте 1.1 статьи 24.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 05.06.2019 N ММВ-7-3/279@, которым были утверждены формы, форматы и порядок представления сведений о контролирующих лицах международной компании.

 

Приказ Росстата от 29.07.2022 N 534
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению, транспортом и правонарушениями в сфере экономики"

Обновлены формы для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей, платными услугами населению, транспортом и правонарушениями в сфере экономики

Утверждены в том числе следующие формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению и введены в действие: годовая с отчета за 2022 год (N 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле"); квартальные с отчета за январь - март 2023 года (N 3-ТОРГ (ПМ) "Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия"), с отчета по состоянию на 1 января 2023 года (N 1-ТОРГ (МО) "Сведения об объектах розничной торговли и общественного питания").

Первичные статистические данные по утвержденным формам предоставляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

С введением в действие новых форм признаны утратившими силу некоторые приказы Росстата и их отдельные положения.

 

Проект Приказа Минэкономразвития России "О внесении изменений в требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2021 г. N 142"

Минэкономразвития предлагает предоставить отсрочку исполнения обязательств субъектами МСП и самозанятыми лицами до демобилизации

В случае призыва на военную службу по мобилизации или прохождения военной службы по контракту проектом приказа предусматриваются приостановление исполнения обязательств получателя микрозайма или получателя гранта и заключение дополнительного соглашения, в котором оговаривается, в частности, продление сроков достижения результатов предоставления гранта или расторжение соглашения без применения штрафных санкций. Получатель микрозайма вправе подать заявление о продлении срока займа (максимальный срок не должен превышать 5 лет).

Проект также устанавливает максимальный размер микрозайма на одного субъекта МСП, организацию, образующую инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в размере до 5 млн рублей, а также на физлицо, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в размере до 500 тыс. рублей для государственной МФО, осуществляющей свою деятельность в виде микрокредитной компании, и до 1 млн рублей для государственной МФО, осуществляющей свою деятельность в виде микрофинансовой компании.

 

Письмо ФНС России от 30.09.2022 N ШЮ-4-13/13043@
"О раскрытии информации о контроле над лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия (подпункт "б" пункта 12 Указа Президента РФ от 05.02.2022 N 95)"

ФНС разъяснила, как направить запрос и получить подтверждение о представлении контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК

Разъясняется, кто признается контролирующим лицом иностранной организации, приведены сроки представления уведомлений о КИК в налоговые органы, сообщен порядок формирования запроса и способы его направления, а также представлены примеры ответов налоговых органов в зависимости от соответствия/несоответствия запрашиваемой информации с данными, отраженными в ранее поданном уведомлении о КИК.

 

<Письмо> ФНС России от 04.10.2022 N КВ-4-14/13178@
"О постановке ФЛ на учет в НО и выдаче документов, содержащих сведения об ИНН, в ускоренном порядке в связи с мобилизацией"

Выдача свидетельства ИНН мобилизованному лицу осуществляется в максимально короткий срок, не превышающий 2-х часов с момента обращения

Отмечено при этом, что в условиях отсутствия автоматизации допускается печать свидетельства ИНН без использования программных средств АИС "Налог-3". Сведения о выданных в указанном порядке свидетельствах подлежат внесению в программный комплекс не позднее одного рабочего дня со дня возобновления автоматизации.

Также сообщается, что сведения об ИНН можно получить "в режиме 24 Х 7" с помощью сервиса на сайте ФНС России "Сведения об ИНН физического лица" (https://service.nalog.ru/inn.do).

В личном кабинете налогоплательщика реализована возможность получения свидетельства, выписки из ЕГРН в форме PDF-документа с электронной подписью налогового органа, доступного для скачивания и печати.

 

<Письмо> ФНС России от 07.10.2022 N КВ-4-14/13416@
"По вопросу подачи заявлений о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в особый период в связи с частичной мобилизацией"

Представить заявление о прекращении деятельности в качестве ИП в связи с мобилизацией можно с помощью сервиса, размещенного на сайте ФНС

Сервис размещен в разделе "Сервисы / Государственная онлайн-регистрация бизнеса / Индивидуальные предприниматели / Прекращаем деятельность".

Одновременно с заявлением направляются скан-образ или фотография страниц документа, удостоверяющего личность, и собственное фото (селфи) заявителя с этим документом.

Документы по результатам рассмотрения заявления в течение пяти рабочих дней направляются на адрес электронной почты, указанной при формировании заявления.

 

<Письмо> ФНС России от 07.10.2022 N СД-4-3/13328@
"О направлении письма ФНС России"

Даны разъяснения о применении санаториями ставки 0 процентов по НДС при реализации услуг по проживанию

Услуги по предоставлению мест для временного проживания, оказываемые санаторно-курортными, оздоровительными организациями, в случае их оформления соответствующими путевками освобождаются от налогообложения НДС на основании подпункта 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ. В случае отсутствия оформленных путевок указанные услуги подлежат налогообложению НДС по налоговой ставке 20 процентов.

Также отмечено, что объекты санаторно-курортного лечения и отдыха не относятся к гостиницам и иным средствам размещения, поименованным в подпункте 19 пункта 1 статьи 164 НК РФ, поэтому к услугам по проживанию, оказываемым санаториями, данная норма не применяется.

 

<Письмо> ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@
<О направлении обзора судебной практики по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика по итогам налоговой проверки>

ФНС представлен обзор судебной практики по вопросам доначисления налогов по взаимоотношениям налогоплательщика с "техническими" организациями

В письме отмечено, что судебной практикой сформулирован подход, согласно которому выявление необоснованной налоговой выгоды не предполагает определения налоговой обязанности налогоплательщика в более высоком размере. Это, по сути, означало бы применение санкции. В таком случае налоговые органы не освобождаются от обязанности принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика, как если бы он не злоупотреблял правом.

На основе вышеприведенных позиций приведены решения судебных инстанций, предусматривающие, в частности, следующее:

если в цепочку поставки товаров включены "технические" компании, и в распоряжении налогового органа имеются доказательства, позволяющие установить лицо, которое действовало в рамках легального хозяйственного оборота, то необоснованной налоговой выгодой покупателя может быть признана та часть расходов, которая приходится на наценку, добавленную "техническими" компаниями;

раскрытие налогоплательщиком после налоговой проверки реального контрагента посредством подачи уточненных налоговых деклараций за уже проверенный период, не допускает формального подхода и влечет необходимость оценки доводов о раскрытии реального контрагента.

 

<Письмо> Минсельхоза России от 04.10.2022 N ОЛ-10-27/21597
<О разъяснении действий, которые необходимо предпринять в целях урегулирования правоотношений, возникающих при призыве получателей государственной поддержки в форме грантов на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации>

Минсельхоз разъяснил порядок действий при призыве получателей грантов на военную службу

Сообщается, в частности, что при призыве на службу главы КФХ, являющегося ИП, необходимо избрать нового ИП в качестве главы КФХ, осуществить госрегистрацию ликвидации ИП, при этом сохранив ОГРНИП КФХ. В данном случае ИП ликвидируется, но КФХ сохраняется.

В МФЦ или ИФНС действующим главой КФХ подаются документы: заявление о внесении изменений в сведения о КФХ, соглашение между членами КФХ о смене и назначении нового главы КФХ, копия паспорта нового главы КФХ.

При призыве главы КФХ, являющегося юрлицом, порядок действий аналогичен - необходима смена главы КФХ.

Также даны рекомендации для случаев, когда смена главы КФХ невозможна и ликвидация ИП ведет к ликвидации деятельности в полном объеме.

 

<Информация> ФНС России от 07.10.2022 "Узнать ИНН и при желании получить его на бумаге мобилизованные граждане могут в любой инспекции без очереди"

При предъявлении мобилизационного предписания (повестки) гражданин вправе получить бумажное свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН) в любой инспекции вне очереди

Свидетельство или выписка из ЕГРН будут выданы в течение двух часов с момента обращения.

Кроме того, в личном кабинете налогоплательщика можно получить свидетельство ИНН или выписку с электронной подписью налогового органа.

ФНС напоминает, что "бумажный" ИНН не требуется для уплаты налогов за мобилизованного гражданина.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

10.10.2022 Налоговый орган вне рамок налоговых проверок не вправе истребовать документы (информацию) по нескольким сделкам общества, если это фактически можно расценивать как проведение комплексного мероприятия налогового контроля в отношении общества

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.08.2022 № Ф04-3339/22 по делу N А70-13651/2021

Общество полагает, что требования налогового органа о представлении документов (информации) в запрашиваемом объеме вне мероприятий налогового контроля не подлежат исполнению. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика обоснованной в части. Объем истребуемых налоговым органом документов (информации) в совокупности составляет большую часть всего объема взаимоотношений общества с подрядчиками (поставщиками). При этом совокупность запрошенных документов обеспечивает налоговым органам без назначения в отношении общества налоговой проверки возможность фактического проведения полного документального анализа его деятельности. Истребуемый объем документов фактически следует расценивать как проведение комплексного мероприятия налогового контроля в отношении общества. Суд сделал вывод о том, что налоговым органом не доказана необходимость получения документов (информации), указанных в части оспариваемых требований, и взаимосвязь такой информации с какой-либо конкретной сделкой.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

12.10.2022 Налоговая задолженность, в отношении которой своевременно проводилась процедура принудительного взыскания, не является безнадежной

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2022 № Ф05-14675/22 по делу N А40-207650/2021

Налогоплательщик считает, что налоговым органом утрачена возможность взыскания в бесспорном или судебном порядке сумм налога. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами налогоплательщика. Установлен факт длительного уклонения общества от погашения налоговых обязательств. При этом инспекцией были приняты все меры для принудительного взыскания налога, пеней, штрафов с соблюдением установленных сроков. Поэтому отсутствуют правовые основания для признания спорной задолженности безнадежной к взысканию и для признания факта утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания указанных сумм.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

12.10.2022 Трехлетний срок на возврат излишне уплаченного налоговым агентом НДФЛ исчисляется со дня уплаты соответствующей суммы в бюджет, если корректирующие сведения по форме 6-НДФЛ (в связи с возвратом физическим лицом полученного дохода) своевременно представлены не были

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.08.2022 № Ф05-17191/22 по делу N А40-212090/2021

Общество считает, что ему необоснованно отказано в возврате излишне перечисленного НДФЛ, т. к. сумма дохода, выплаченного физическому лицу, была возвращена обществу. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией общества. Датой получения физическим лицом дохода в денежной форме признается день его выплаты. Следовательно, на дату передачи обществом дохода оспариваемая сумма НДФЛ правомерно включена в налоговую базу. Корректировочные расчеты по форме 6-НДФЛ за период возврата физическим лицом полученного дохода не представлены. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога общество подало спустя более трех лет со дня уплаты указанной суммы, в связи с чем в возврате отказано обоснованно.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

12.10.2022 Некоммерческая организация должна учитывать в составе доходов суммы, не соответствующие понятию пожертвования, данному в гражданском законодательстве (получены по ненадлежащим образом оформленным договорам от аффилированных лиц и лиц, не обладающих достаточным доходом, и пр.)

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2022 № Ф05-16948/22 по делу N А40-111766/2021

Некоммерческая организация указывает, что полученные суммы в виде добровольных пожертвований не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль при наличии документов, подтверждающих использование приобретенного имущества в соответствии с уставной деятельностью организации. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами налогоплательщика. Пожертвования, не учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, должны признаваться таковыми на основании положений гражданского законодательства. Для приобретения спорных объектов недвижимости некоммерческой организацией использовались денежные средства, не являющиеся добровольными поступлениями (получены от аффилированных лиц и лиц, не обладающих достаточным доходом для осуществления пожертвования; ненадлежащим образом оформлены договоры пожертвования с участием третьих лиц), что является нарушением учредительных документов организации. Кроме того, спорные объекты недвижимости переданы некоммерческой организацией другому фонду по договору пожертвования, что не может служить основной цели в виде формирования имущества.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

12.10.2022 Выставление счетов-фактур с выделенной суммой НДС не дает право организации, применяющей УСН, применять налоговые вычеты по НДС

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.08.2022 № Ф05-17298/22 по делу N А40-230304/2021

Налоговый орган доначислил НДС в связи с неправомерным заявлением обществом к вычету сумм НДС, поскольку обществом применяется УСН. Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогового органа. На организацию, не являющуюся плательщиком НДС в связи с применением УСН, возлагается обязанность исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога в случае выставления им покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС. При этом возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты НК РФ не предусмотрена. У общества отсутствует право на применение налоговых вычетов по НДС, так как в проверяемый период оно применяло УСН и не являлось плательщиком НДС.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

13.10.2022 Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленные решением комиссии в размере его рыночной стоимости, должны применяться с начала года, в котором налогоплательщиком было подано заявление
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 сентября 2022 г. N Ф08-8822/22 по делу N А20-583/2020

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик необоснованно исчислил налог на имущество по рыночной стоимости, которая не соответствует кадастровой, установленной в проверяемом периоде. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Общество инициировало процедуру обжалования кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в уполномоченный орган. Поэтому сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленные решением комиссии в размере его рыночной стоимости, должны применяться с начала года, в котором было подано заявление.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.10.2022 Подготовили очередное обобщение практики ВС РФ
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 октября 2022 г.)

Обобщена практика ВС РФ по гражданским, уголовным, административным делам. Разобраны споры, связанные с исполнением обязательств, с применением исковой давности, с жилищными и социальными отношениями. Рассмотрены процессуальные вопросы. Проиллюстрированы выводы по экономическим спорам. Приведена практика применения земельного и природоохранного законодательства, норм о госзакупках, положений КоАП РФ. Выделены материалы Дисциплинарной коллегии и СК по делам военнослужащих. Признать отсутствующим право собственности на недострой не получится, если он уже фактически возведен и введен в эксплуатацию. Условие договора, которое предусматривает исключительную неустойку и ограничивает ответственность должника, само по себе не является недействительным. Если страховщик и СТОА ненадлежаще исполнили обязанность по ремонту поврежденного транспорта, потерпевший может потребовать страховую выплату. Если организация-истец пропустила исковую давность и ответчик заявил об этом, такой срок не восстановят независимо от причин пропуска. Если нет решения общего собрания собственников помещений МКД, суд не может удовлетворить требование одного из них отремонтировать фасад этого дома. Письмо уполномоченного органа с предложением добровольно возместить вред окружающей среде самостоятельно в суде не оспорить. Заказчик обязан разъяснить документацию о закупке согласно 223-ФЗ лишь тогда, когда запрос от участника закупки поступил своевременно. Приставы вправе взыскать с исполнителя государственного оборонного заказа деньги в доход казны, находящиеся на спецсчетах. Отдельно разъяснен вопрос о взыскании компенсации морального вреда гражданином, заключившим договор участия в долевом строительстве.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

10.10.2022 Об участии в иностранной компании надо уведомить ФНС

Физлица должны оповещать ИФНС о том, что они являются участниками иностранной организации или иностранной структуры без образования юрлица (с долей более 10%). Но есть исключение – владение через публичную компанию.

Уведомление (КНД 1120411) надо направить не позднее 3 месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации.

Если участие в иностранной фирме идет через прямое или косвенное участие в российских публичных компаниях, то уведомление отправлять не надо.

Но если изменилась организационно-правовая форма российской публичной компании, появляется обязанность направить уведомление.

В поле «Основание подачи уведомления (код)» в этом случае можно указать цифру 1 — начало участия.

Такое разъяснение дает ФНС в письме от 30.09.2022 № ШЮ-3-13/10626@.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

10.10.2022 НКО уменьшает налог по УСН на взносы за всех работников, даже если они не приносят доход

НКО кроме своей основной некоммерческой деятельности может заниматься чем-то, приносящим доход. С этого дохода надо уплатить налог. При УСН «доходы» налог можно уменьшить на взносы (но не более 50%).

Участница обсуждения в «Красном уголке бухгалтера» уменьшала налог по УСН на все уплаченные взносы (в пределах 50% от налога).

Но аудитор сделал замечание — дескать, в расчет надо брать взносы только за тех сотрудников, которые непосредственно участвуют в деятельности, приносящей доход. То есть, часть взносов, на уменьшение налога не пойдет.

Мнения наших подписчиков по этому вопросу разделились.

Одни считают, что аудитор прав и надо вести раздельный учет, чтобы высчитывать часть взносов, уменьшающую налог.

Однако многие коллеги с таким утверждением не согласны. Минфин с ними солидарен.

Есть много разъяснение Минфина, в которых говорится, что УСН применяется в целом по организации. А значит, НКО вправе уменьшить сумму налога на страховые взносы, уплаченные за всех работников.

Об этом, в частности, говорится в письмах от 20.12.2017 № 03-11-06/2/85170от 08.07.2020 № 03-11-11/58987от 12.10.2021 № 03-11-06/2/82452.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

11.10.2022 Оборудование, которое не производят в России, можно импортировать без НДС

В общем случае при ввозе товаров в РФ из заграницы надо платить НДС. Но есть исключения. Это технологическое оборудование (в том числе комплектующих и запчасти к нему), аналоги которого не производятся в РФ.

Перечень такого оборудования утвержден постановлением Правительства от 30.04.2009 № 372.

В этом перечне указано оборудование и код ТН ВЭД ЕАЭС. По этому коду определяют, подходит оборудование под льготу или нет.

Минфин, отвечая на вопрос о ввозе из Китая станка для производств термобумаги, в письме от 31.08.2022 № 03-07-08/84847 поясняет, что если станок есть в перечне, НДС не будет, а если его там нет — будет НДС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

11.10.2022 Нулевой РСВ сдают с титульным листом, разделом 2 и приложением 1

До 31 октября включительно надо сдать РСВ за 9 месяцев 2022 года. Состав расчета по страховым взносам зависит от того, были начисления в пользу физлиц или нет.

Если выплат не было, в РСВ включаются:

титульный лист;

раздел 2;

приложение 1 к разделу 2.

Если выплаты были, в РСВ обязательно включают:

титульный лист;

раздел 1;

подразделы 1.1 и 1.2 приложения 1 к разделу 1;

приложение 2 к разделу 1;

раздел 3.

Другие листы включают в РСВ по необходимости (в зависимости от ситуации).

ИП без работников не сдают РСВ. А организации должны сдавать, даже если не было начислений, поясняет Минфин в письме от 28.07.2022 № 03-15-05/73009.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

11.10.2022 Фиксированные взносы, уплаченные с опозданием, тоже уменьшают налог по УСН

Если ИП на УСН уплатил 1-процентные взносы за 2021 год не до 1 июля 2022 года, как положено, а позже, то будут пени. Но на возможность уменьшить на них налог это не влияет.

Речь идет об уменьшении налога по УСН за 2022 год — период, в котором произошла уплата взносов.

Обсуждение на эту тему ведут наши подписчики в «Красном уголке бухгалтера».

Бухгалтера смутило, что взносы уплачены позже установленного срока. Поэтому она засомневалась, можно ли такую оплату учитывать при расчете налога.

Ведь в НК сказано о взносах, «уплаченных в соответствии с законодательством». А в данном случае законодательство нарушено — уплата произошла с опозданием.

Но коллеги пояснили:

— За то, что уплачено не в срок, могут быть только пени, но от этого взносы не перестанут быть уплаченными в 2022 году.

Кстати, Минфин неоднократно пояснял, что в текущем году можно уменьшить налог на взносы, уплаченные за предшествующий год. Такое разъяснение, в частности, содержится в письмах № 03-11-11/45216 от 20.06.2019№ 03-11-11/13909 от 04.03.2019.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.10.2022 При оплатах по системе быстрых платежей надо формировать чеки ККТ

Оплата по QR-коду (через систему быстрых платежей) приравнивается к безналичной оплате электронными средствами платежа (ЭСП). А значит для целей применения онлайн-кассы надо ориентироваться на нормы по ЭСП.

Такое разъяснение дает эксперт Контур.Маркета по кассовому законодательству Оксана Кобзева, отвечая на вопрос нашей подписчицы в разделе «Клерк.Консультации».

О том, что оплата по СБП = безнал с ЭСП, в частности, говорится в письме Минфина от 08.11.2021 № 30-01-15/89950 и письме ФНС от 15.06.2022 № ЗГ-3-20/6261@.

Таким образом, руководствоваться нужно теми же положениями, которые регулируют момент выдачи чека при оплатах ЭСП.

Но в законе № 54-ФЗ момент выдачи чека при таких оплатах не определен.

В более ранних письмах Минфин предлагал ориентироваться на Закон о защите прав потребителей. Например, в письме от 10.02.2017 № 03-01-15/7516 сказано, что при расчете в Интернете электронными средствами платежа надо применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе ЭСП банком.

То есть, при оплате по QR-коду через СБП чек нужно формировать, как только вы получите уведомление, что оплата получена. А приходит оплата практически мгновенно.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.10.2022 ФНС опубликовала инструкции по регистрации и перерегистрации бизнеса в новых субъектах РФ

Налоговая служба рассказала как открыть и перерегистрировать бизнес в новых регионах России

ФНС России обнародовала на своем сайте подробные инструкции для предпринимателей в новых субъектах РФ. На специальной странице на сайте налоговой службы они смогут узнать, как перерегистрировать действующий бизнес по российскому законодательству, зарегистрировать новую компанию и выбрать наиболее выгодный налоговый режим с помощью специального калькулятора, передает ПРАЙМ.

Один из разделов страницы посвящен перерегистрации уже существующих компаний. «Информация из реестров будет перенесена в ЕГРЮЛ автоматически до конца этого года. Владельцам и руководителям этих юрлиц необходимо будет до 31 декабря 2023 года привести свои учредительные документы в соответствие с российскими законами, а также сообщить дополнительные сведения (виды деятельности, сведения об участниках и др.) Если информация о действующей компании не появилась в ЕГРЮЛ, то сообщить сведения о ней нужно до 31 марта 2023 года», — отмечается на сайте ФНС.

Подробно описана очередность действий при создании нового юрлица, начиная от выбора названия и заканчивая обращением к нотариусу или самостоятельной отправкой документов в регистрирующий орган. В течение 3 рабочих дней компанию зарегистрируют и выдадут следующие документы: лист записи в ЕГРЮЛ, устав с отметкой и свидетельство о постановке на налоговый учет.

Регистрация ИП также описана максимально подробно. Будущему ИП нужно определиться с видом деятельности, выбрать соответствующие коды ОКВЭД, налоговый режим (для этого есть специальный калькулятор на сайте налоговой службы), представить заявление и российский паспорт. Так же через 3 дня предприниматель получит лист записи ЕГРИП и свидетельство о постановке на учет в ФНС России.

Источник: Российский налоговый портал

 

13.10.2022 В чеке ККТ агентов должна быть информация о поставщике. Иначе всю сумму чека посчитают доходом агента

Когда агенты (комиссионеры) продают чужие товары, они должны указывать в кассовом чеке обязательные реквизиты, потому что их выручка – это только вознаграждение. Если реквизитов нет – всю сумма из чека налоговики посчитают выручкой агента.

Реквизиты ФНС перечислила в письме от 10.10.2022 № АБ-4-20/13456@.

К товарной позиции должны быть такие данные:

признак агента;

данные поставщика;

ИНН поставщика.

Реквизит «признак агента по предмету расчета» (тег 1222) включается в состав реквизита «предмет расчета» (тег 1059) в зависимости от применяемой версии ФФД.

Реквизит «ставка НДС» (тег 1199) включается в состав реквизита «предмет расчета» (тег 1059), если компания на ОСНО.

Если корректно заполнять кассовые чеки, компания не войдет в группу риска по данным автоматизированной системы контроля ИАС КБ.

А налоговики повысят качество администрирования НДС при одновременном сокращении срока камеральной проверки по НДС до 1 месяца, заявляет ФНС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

 

Организация приобрела сборно-разборный ангар (2014 года), состоящий из металлических конструкций производственного здания каркасного типа, стоимостью 90 тыс. руб. и тент к нему стоимостью 366 тыс. руб.
Бывший собственник отнес ангар ко второй амортизационной группе со сроком полезного использования 24 месяца.
Каким образом ангар и тент принять к бухгалтерскому учету: вместе или отдельно? К какой амортизационной группе следует отнести?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ангар и тент к нему принимаются к учету как единый объект основных средств "ангар".
Для целей бухгалтерского учета срок полезного использования определяется исходя из профессионального суждения и намерений организации по его использованию.
Для целей налогового учета ангар подлежит отнесению к четвертой амортизационной группе.
При этом срок полезного использования может быть установлен:
- как для нового объекта основных средств, то есть от 61 мес. до 84 мес.;
- исходя из рекомендаций изготовителей каркаса ангара и тента к нему.
Ликвидационная стоимость может быть:
- определена исходя из цены реализации ангара (металлолома, который может быть получен при разборе ангара) после окончания срока его полезного использования за вычетом расходов на выбытие;
- равной нулю, если она является несущественной, не может быть определена, или организация не предполагает получения поступлений от выбытия ангара после окончания срока его полезного использования.
При необходимости ликвидационная стоимость может быть пересмотрена.

Обоснование вывода:

Амортизационная группа и срок полезного использования

Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Часть объекта имущества может признаваться самостоятельной единицей, если имеет отличный от остальных частей срок полезного использования и ее стоимость составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества (п. 10 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее - ФСБУ 6/2020)).
В рассматриваемой ситуации ангар и тент к нему будут выполнять свои функции только при совместном использовании. В такой ситуации, на наш взгляд, указанные объекты должны приниматься к учету в качестве единого объекта - ангара.
Для целей бухгалтерского учета организация может установить срок полезного использования самостоятельно исходя из профессионального суждения и намерений по использованию (п. 9 ФСБУ 6/2020).
Для целей налогового учета, как правило, срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация).
При этом объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации бывший собственник отнес ангар ко второй амортизационной группе со сроком полезного использования 24 мес.
При этом, на наш взгляд, ангар следовало отнести к четвертой амортизационной группе (ОКОФ 210.00.00.00.000 "Здания (кроме жилых)") со сроком полезного использования 61 мес. - 84 мес. (Классификация)
В такой ситуации руководство п. 12 ст. 258 НК РФ приведет к неверному отнесению имущества к амортизационной группе и спорам с налоговым органом (определение ВС РФ от 13.09.2016 N 304-КГ16-11024, постановление АС Северо-Западного округа от 25.11.2021 N Ф07-16361/21).
Поэтому при принятии к учету ангара организации следует отнести его к четвертой амортизационной группе.
Срок фактической эксплуатации ангара бывшим собственником равен верхней границе срока полезного использования, предусмотренного четвертой амортизационной группой. В такой ситуации, на наш взгляд, при определении срока полезного использования организация вправе:
- установить его исходя из рекомендаций изготовителей каркаса ангара и тента к нему (п. 6 ст. 258 НК РФ);
- руководствоваться общими положениями ст. 258 НК РФ и Классификацией, то есть установить указанный срок как для нового основного средства.

Ликвидационная стоимость

Согласно п. 30 ФСБУ 6/2020 ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта. Причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования.
При этом ликвидационная стоимость считается равной нулю (п. 31 ФСБУ 6/2020), если:
- не ожидаются поступления от выбытия объекта (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
- ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта не является существенной;
- ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта не может быть определена.
Ликвидационная стоимость является оценочным значением и при необходимости может быть пересмотрена (п. 37 ФСБУ 6/2020).
Таким образом, организация вправе определить ликвидационную стоимость ангара исходя из:
- предполагаемой цены продажи ангара после окончания его срока полезного использования за вычетом расходов на выбытие;
- предполагаемой цены продажи металлолома, который будет получен при разборе ангара после окончания срока его полезного использования, за вычетом расходов на выбытие;
- предположения, что такая стоимость является нулевой в силу своей неопределенности, несущественности или отсутствия поступлений от выбытия ангара в будущем.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Учет основных средств, бывших в эксплуатации. Установление срока полезного использования;
Энциклопедия решений. Амортизация основных средств, бывших в употреблении у предыдущего собственника, в целях налогообложения прибыли;
Вопрос: Определение срока полезного использования приобретенного реконструируемого здания, бывшего в эксплуатации (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хмелькова Елена

Ответ прошел контроль качества

 

 

Налог на прибыль

 

Организация на общей системе налогообложения занимается оптовой торговлей. По договору с поставщиками товар переходит в собственность на складе поставщика. Доставка товара на склад осуществляется самовывозом. Организация нанимает предпринимателей для перевозки. В качестве первичного документа оформляется акт выполненных работ на перевозку груза.
Достаточно ли этих документов для подтверждения факта доставки товара и принятия расходов по доставке груза к учету? Возможны ли претензии со стороны налогового органа?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии транспортной накладной у организации - заказчика услуг перевозки могут возникнуть разногласия с налоговым органом. Поэтому оформить такой документ представляется целесообразным.

Обоснование вывода:
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза соответствующие обязанности.
По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Под грузоотправителем понимается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (п. 4 ст. 2 Закона N 259-ФЗ). В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Также в соответствии с п. 20 ст. 2 Закона N 259-ФЗ транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем (ч. 1 ст. 8 Закон N 259-ФЗ). Форма и порядок ее заполнения предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200, далее - Правила).
Отметим также, что согласно ч. 3 ст. 8 Закона N 259-ФЗ груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, перевозка которого осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования (ч. 1 ст. 18 Закона N 259-ФЗ).
В соответствии со ст. 252 НК РФ и п. 1 ст. 172 НК РФ для учета расходов при исчислении налога на прибыль и для принятия "входного" НДС к вычету необходимо иметь первичные документы, подтверждающие затраты на приобретение транспортных услуг.
Транспортная накладная является частью документов договора перевозки грузов в целях подтверждения расходов в рамках главы 25 НК РФ (письмо ФНС России от 02.07.2019 N СД-4-3/12855@). Поэтому в настоящее время она является документом, подтверждающим расходы по перевозке груза автомобильным транспортом (смотрите, например, письма Минфина России от 21.12.2017 N 03-03-06/1/85703, от 06.09.2016 N 03-03-06/1/52112, от 20.07.2015 N 03-03-06/1/41407, от 06.11.2014 N 03-03-06/1/55918, от 30.04.2013 N 03-03-06/1/15213, от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014 и др.).
Законодательство не определяет, кто должен заполнять транспортную накладную в ситуации, когда организация-покупатель забирает товар со склада поставщика, используя сторонний транспорт, то есть когда заключает с перевозчиком договор перевозки груза покупатель, а отгружает товар продавец.
По нашему мнению, в таком случае транспортная накладная может заполняться, например, продавцом от имени грузоотправителя (покупателя), но только если покупатель наделил его соответствующими полномочиями. Такие полномочия могут содержаться, например, в выданной покупателем продавцу доверенности как отдельном документе или в договоре купли-продажи (поставки) (пп. 14 ст. 185 ГК РФ).
В ином случае оформлять транспортную накладную в двух экземплярах (для себя и перевозчика) следует организации-покупателю (ч. 1 ст. 8 Закона N 259-ФЗ, п. 7, п. 8 Правил). Так, в письме УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079006@ указано: При самовывозе товаров покупателем посредством привлечения сторонней организации, когда право собственности на товар переходит к покупателю на складе поставщика, грузоотправителем выступает покупатель, который и должен оформлять транспортную накладную (постановления АС Поволжского округа от 15.10.2015 N Ф06-1913/2015, ФАС Московского округа от 24.12.2010 N Ф05-14841/10).
Отметим также, что в соответствии с правовой позицией, выработанной в судебной практике, отсутствие транспортной накладной само по себе не является основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26).
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что подтверждением факта принятия груза, осуществления его перевозки и выдачи груза получателю может быть не только транспортная накладная, но и иные документы, в частности, договор, акт о приеме груза к перевозке, акт об оказанных транспортных услугах, товарно-транспортная накладная, товарная накладная и т.д. (постановления АС Северо-Кавказского округа от 18.11.2020 N Ф08-7920/20, АС Центрального округа от 18.11.2019 N Ф10-5589/19, Второго ААС от 03.11.2020 N 02АП-6525/20, Тринадцатого ААС от 05.04.2019 N 13АП-30566/18).
Таким образом, транспортная накладная является частью договора перевозки грузов в целях подтверждения расходов на перевозку в рамках гл. 25 НК РФ.
При отсутствии транспортной накладной по смыслу ст. 252 НК РФ иные документы могут быть расценены как документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы (смотрите письма ФНС России от 19.04.2021 N СД-4-2/5238@, от 20.02.2021 N СД-3-3/1280@).
Принимая во внимание общие требования к признанию расходов для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252 НК РФ), а также учитывая позицию судов относительно возможности подтвердить отношения перевозки груза иными документами, помимо транспортной накладной, и приведенные разъяснения Минфина России, полагаем, что наличие транспортной накладной не является обязательным условием для учета транспортных расходов на оплату услуг перевозчика при исчислении налога на прибыль организаций.
Однако нельзя исключить вероятности того, что в отсутствие транспортной накладной у организации - заказчика услуг перевозки могут возникнуть разногласия с налоговым органом. Поэтому оформить такой документ представляется целесообразным.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Транспортная накладная;
Энциклопедия решений. Учет расходов на приобретение работ и услуг производственного характера;
Вопрос: Кто является грузоотправителем при самовывозе товара покупателем? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.)
Вопрос: Покупатель заключил договор с транспортной компанией на доставку товара. Товар забирается со склада продавца. Доставка товара осуществляется автомобильным транспортом. Кто должен быть указан в транспортной накладной в качестве грузоотправителя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)
Вопрос: ООО является заказчиком по договору транспортного обслуживания с ИП (исполнитель). ООО заключило договор на транспортное обслуживание с ИП. ООО отправляет свой товар (не спирт) покупателям. Ежемесячно составляется акт выполненных услуг. У ИП в штате никого нет, он нанимает водителей для грузоперевозок. ИП привлекает водителей - физических лиц (далее также - ФЛ) со своим автотранспортом. Неизвестно, являются ли ФЛ предпринимателями. В настоящее время ИП не выдает водителям никаких документов. Какие документы на товар должны быть у водителя? Кто выписывает водителю путевой лист? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.)
- Документальное подтверждение затрат на перевозку груза в целях исчисления налога на прибыль (Е.А. Маслова, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 7, июль 2021 г.);
- Вопрос: Вправе ли организация учесть для целей налогообложения затраты по транспортным услугам сторонних организаций при отсутствии транспортной накладной, но при наличии иных документов, подтверждающих грузоперевозку? (журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 7, июль 2016 г.)
- Вопрос: Между организацией (общий режим налогообложения) и сторонней транспортной компанией заключен договор об оказании транспортных услуг по доставке товара. Организация является грузоотправителем. Может ли организация признать в налоговом учете расходы на транспортировку товара при отсутствии оформленной товарно-транспортной накладной? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2011 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

В 2021 году с подрядчиком был заключен договор об установке уличной рекламной конструкции.
В 2022 году с подрядчиком было подписано соглашение о расторжении договора. Подрядчиком была проведена оценка состояния существующего фундамента для проектируемой конструкции, которая была оплачена подрядчику.
Можно ли отчет о состоянии существующего фундамента отнести в расходы по бухгалтерскому и налоговому учету?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Учитывая, что отказ от сооружения рекламной конструкции осуществляется по инициативе заказчика и не вызван техническими проблемами, допускаем возможность спора с налоговым органом по поводу обоснованности принятия к налоговому учету расходов, связанных с подготовкой отчета.
В бухгалтерском учете затраты организации по несостоявшимся работам, от которых организации полностью пришлось отказаться, следует учесть в составе прочих расходов.

Обоснование позиции:
Правила размещения наружной рекламы установлены в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и иными нормативными правовыми актами. Например, в г. Москве это Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 N 712-ПП (далее - Правила N 712-ПП).
Полагаем, что технический отчет о состоянии фундамента под рекламной конструкцией является обязательным условием для установки такой конструкции.

Налоговый учет

В целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, носит открытый характер (подп. 49 п. 1 ст. 264подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в составе расходов любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, при условии, что они не поименованы в ст. 270 НК РФ.
При этом ст. 270 НК РФ не содержит запрета на учет расходов, понесенных организацией на выполнение работ, при последующем отказе заказчика от продолжения исполнения договоренностей.
Так, п. 5 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, в том числе и НМА, которые должны формировать его первоначальную стоимость (п. 3 ст. 257 НК РФ) и списываться через амортизационный механизм (п. 1 ст. 256 НК РФ). Однако считаем, что данное ограничение не распространяется на указанные в вопросе расходы после принятия решения о расторжении договора. Иные нормы ст. 270 НК РФ к рассматриваемой ситуации также прямо применены быть не могут.
Таким образом, полагаем, что организация в рассматриваемой ситуации имеет право признать расходы на технический отчет на основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на дату расторжения договора по установке рекламной конструкции (п. 1 ст. 272 НК РФ) при выполнении всех требований п. 1 ст. 252 НК РФ.
Данную точку зрения косвенно подтверждает определение ВАС РФ от 20.01.2011 N ВАС-18063/10, а также постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2011 по делу N А56-60826/2010, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2012 N Ф01-2933/12 по делу N А29-5041/2011.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.06.2011 по делу N А56-60826/2010 было обращено внимание на следующее - недостижение запланированного результата налогоплательщиком не может являться основанием для признания произведенных Обществом затрат экономически неоправданными, поскольку налоговое законодательство не исключает возможности получения убытка от предпринимательской деятельности.
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 N 15АП-6598/2014 суд пришел к выводу, что общество правомерно осуществило списание расходов на изготовление неиспользованного проекта как издержек, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), что не противоречит законодательству, поскольку данные расходы были связаны с осуществлением деятельности, направленной на извлечение обществом прибыли, и являлись документально обоснованными.
Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указал, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Конституционный Суд РФ в определении 04.06.2007 N 366-О-П обратил внимание, что НК РФ не содержит закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы. При этом положения п. 1 ст. 252 НК РФ не допускают их произвольного применения и требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
В то же время признавать такие расходы в налоговом учете рискованно, поскольку отказ от сооружения рекламной конструкции был осуществлен по инициативе заказчика и не вызван какими-либо техническими проблемами.

Бухгалтерский учет

Затраты на подготовку проектной, рабочей и организационно-технологической документации (архитектурных проектов, разрешений на строительство, др.) относятся к капитальным вложениям (подп. "г" п. 5 ФСБУ 26/2020).
Полагаем, что и технический отчет в данном случае можно отнести к капитальным вложениям.
Так, все затраты на сооружение (а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию), включая и расходы на ПИРы, учитывают по дебету счета 08 в корреспонденции со счетами учета расчетов и в дальнейшем списывают в дебет счета учета основных средств.
Если на стадии подготовки к установке рекламной конструкции принято решение о ее нецелесообразности, указанные затраты должны быть списаны, поскольку не способны принести организации экономические выгоды в будущем.
Затраты организации по несостоявшимся работам, от которых организации полностью пришлось отказаться, по нашему мнению, следует учесть в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99) и отразить по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы". Указанные расходы могут быть списаны на основании внутренней распорядительной документации на дату расторжения договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"АО «ППК «Черноземье»
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения