Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 10 по 16 июля 2023 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Федеральный закон от 10.07.2023 N 300-ФЗ
"О внесении изменения в статью 333.38 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Физлица освобождены от уплаты госпошлины в случае оформления нотариальной доверенности при оказании им бесплатной юридической помощи

Законодательством в качестве одной из форм оказания бесплатной юридической помощи предусматривается представительство интересов граждан адвокатами или работниками государственных юридических бюро в судах, государственных органах, органах местного самоуправления и организациях.

Бесплатная юридическая помощь оказывается, как правило, социально не защищенным гражданам (категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, поименованы в статье 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ).

Принятым законом предусмотрено освобождение таких лиц от уплаты госпошлины в случае нотариального удостоверения доверенности на представительство их интересов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.

 

Федеральный закон от 10.07.2023 N 302-ФЗ
"О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О рекламе"

Физлица, не являющиеся ИП и уплачивающие налог на профессиональный доход, обязаны указывать о себе сведения в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи

В рекламе товаров указываются: фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика - физического лица.

Обязанность установлена на период проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

 

Федеральный закон от 10.07.2023 N 318-ФЗ
"О внесении изменений в статью 24.1 части первой и статью 278.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Скорректирован порядок налогообложения доходов от участия в инвестиционном товариществе

Закон упрощает порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль. В частности, сокращен перечень операций, по которым определение прибыли (убытка) инвестиционного товарищества осуществляется раздельно.

Вносятся уточнения также в положения, касающиеся определения прибыли (убытка) участника договора инвестиционного товарищества, в том числе при выходе налогоплательщика из инвестиционного товарищества либо прекращении такого договора.

Форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества теперь утверждается ФНС, раньше - Минфином.

 

Проект Федерального закона N 397458-8 "О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Законопроект о введении нового инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль в виде расходов на капитальные вложения направлен в Госдуму

В законопроекте речь идет о расходах, осуществленных в рамках реализации инвестиционного проекта, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации российской экономики, или инвестиционного проекта, соответствующего критериям, устанавливаемым Правительством РФ.

Инвестиционный налоговый вычет применяется к объектам основных средств, сведения о которых содержатся в реестре инвестиционных проектов, введенным в эксплуатацию, либо первоначальная стоимость которых изменена не позднее 5 лет начиная с даты заключения инвестиционного соглашения.

Налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода сможет включать в совокупности не более 25% суммы расходов, составляющих первоначальную стоимость основного средства.

 

Постановление Правительства РФ от 06.07.2023 N 1112
"О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"

Дополнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

Позиция, классифицируемая кодом 8451 50 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, после слов "машина для продольной резки тканей ZC" дополнена словами "опорная рама размотки BIANCO"; позиция, классифицируемая кодом 9508 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, после слов "Аттракцион SUPER FLUME, Antonio Zamperla S.p.A." дополнена словами "аттракцион Disco Coaster, Antonio Zamperla S.p.A.".

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2023 N 1819-р
<Об утверждении перечня рыбной и иной продукции, произведенной из переработанных уловов водных биологических ресурсов на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих плательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности или используемых ими на основании договора финансовой аренды (договора лизинга) либо договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера), или на предприятиях как имущественных комплексах, предназначенных для производства рыбной и иной продукции и построенных на территории Российской Федерации, принадлежащих указанным плательщикам на праве собственности или используемых ими на основании договора финансовой аренды (договора лизинга)>

Для целей налогообложения утвержден перечень продукции, произведенной из переработанных уловов водных биологических ресурсов

В целях применения вычета при исчислении суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в соответствии со статьей 333.1 НК РФ Правительством утвержден перечень продукции, произведенной из переработанных уловов водных биологических ресурсов на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих налогоплательщикам на праве собственности или используемых ими для производства продукции.

 

Приказ СФР от 05.06.2023 N 980
"Об утверждении форм документов для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2023 N 74203.

Установлены формы документов, представляемых в СФР для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов

Признан утратившим силу Приказ ФСС РФ от 25.04.2017 N 196, которым утверждены аналогичные формы, представляемые в ФСС РФ.

 

Приказ СФР от 06.06.2023 N 1000
"Об утверждении форм документов, применяемых при выявлении недоимки и обеспечении исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2023 N 74189.

СФР утверждены формы документов, используемых при выявлении и взыскании недоимки по страховым взносам

Утверждены: форма решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя; форма постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества страхователя; форма справки о выявлении недоимки у страхователя.

Признан утратившим силу приказ ФСС РФ от 21 июня 2017 г. N 301 "Об утверждении форм документов, применяемых при выявлении недоимки и обеспечении исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

 

Приказ СФР от 07.06.2023 N 1027
"Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74232.

СФР утверждены новые формы документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на "травматизм"

Приказ содержит: форму акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, формы заявлений о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов, о возврате излишне взысканных сумм взносов, а также формы решений, принимаемых СФР.

Признан утратившим силу приказ ФСС РФ от 17 ноября 2016 г. N 457.

 

Приказ Росстата от 23.06.2023 N 303
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта"

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте"

Данные по форме предоставляют юридические лица, включая общественные организации, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и видов экономической деятельности, осуществляющие деятельность по физической культуре и спорту (полный перечень респондентов приведен в указаниях по заполнению формы). При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 27.03.2019 N 172.

 

<Письмо> Минфина России от 20.06.2023 N 27-03-09/56804
"О направлении информации"

Разъяснены условия освобождения от НДС ввоза на территорию РФ авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий

Условием предоставления освобождения от НДС при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является наличие документа, подтверждающего целевое назначение товаров, выданного Минпромторгом России.

Форма документа и порядок подтверждения утверждены приказом Минпромторга России от 8 ноября 2019 г. N 4176.

 

<Письмо> Минфина России от 07.07.2023 N 10-10-05/63437
<О налоге на добавленную стоимость>

Минфином разъяснены условия признания осуществленных расходов для целей налогообложения

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы налогоплательщика в виде предъявленной суммы НДС в целях налогообложения прибыли организаций учитываются на основании статьи 170 НК РФ.


<Письмо> ФНС России от 07.07.2023 N СД-4-3/8705@
"О направлении письма Минфина России от 11.05.2023 N 03-11-09/42674"

С учетом индексации скорректирована величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перехода на УСН

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев ее доходы не превысили 112,5 млн рублей.

На 2023 год установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,257.

В этой связи величина предельного размера доходов для целей перехода на УСН составляет 141,4 млн рублей (112,5 млн рублей x 1,257).


Письмо ФНС России от 28.06.2023 N ЕА-4-15/8183
"Об установлении 26.06.2023 нерабочим днем в г. Москве"

ФНС сообщает о переносе сроков, установленных НК РФ, приходящихся на 26.06.2023, на следующий за ним рабочий день

Решение оперативного штаба об установлении 26.06.2023 нерабочего дня в Москве принято в рамках его компетенции в соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму".

Поскольку решение принято в рамках компетенции, установленной федеральным законом, в этом случае правомерно применение правила пункта 7 статьи 6.1 НК РФ о переносе последнего дня срока, приходящегося на нерабочий день, на следующий за ним рабочий день.

 

<Письмо> ФНС России от 10.07.2023 N СД-4-3/8716@
"О представлении Уведомлений (КНД 1110355) с отрицательными значениями"

ФНС даны разъяснения по вопросу отражения налогоплательщиками, применяющими УСН, сумм авансовых платежей "к уменьшению" в уведомлении об исчисленных суммах налогов

ФНС сообщен порядок формирования совокупной обязанности и ее учета на едином налоговом счете (ЕНС), в том числе на основе представленных уведомлений налогоплательщиков.

Для ситуации, когда сумма авансового платежа по УСН в отчетном периоде меньше размера авансовых платежей в предшествующих отчетных периодах, в декларации по УСН предусмотрена возможность отражения суммы авансового платежа к уменьшению. Уведомление показателя "к уменьшению" не содержит.

В этой связи сообщается о необходимости представить в налоговый орган уведомление с указанием по строке 4 суммы авансового платежа к уменьшению в виде отрицательного значения.

Порядок отражения в уведомлении "отрицательных" сумм авансовых платежей разъяснен на конкретных примерах.

 

Информационное письмо Минфина России от 10.07.2023 N 24-04-08/64183
"Об уплате налога на добавленную стоимость в случае заключения с зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза поставщиком контракта, предусматривающего поставку товара, импортируемого в Российскую Федерацию из государства - члена Евразийского экономического союза"

Даны разъяснения по вопросу уплаты НДС в случае заключения с поставщиком, зарегистрированным на территории ЕАЭС, контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ

При ввозе товаров в РФ заказчик выступает налогоплательщиком косвенных налогов (НДС и акцизов). При этом у него возникает обязанность направить поставщику, зарегистрированному на территории государства - члена ЕАЭС, сведения, подтверждающие факт уплаты косвенных налогов.

Разъяснен порядок представления налоговой декларации и заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также получения от налогового органа документа, подтверждающего факт уплаты косвенных налогов.

Отмечено при этом, что в соответствии с Законом N 44-ФЗ заказчик вправе при оплате контракта уменьшить подлежащую уплате такому поставщику сумму на размер НДС и акцизов, уплаченных заказчиком в бюджеты бюджетной системы РФ.


<Информация> ФНС России
"В новых субъектах РФ создана свободная экономическая зона"

С 1 июля 2023 года на территории новых субъектов РФ создана свободная экономическая зона

Участникам СЭЗ предоставлен ряд налоговых преференций.

На получение статуса участника СЭЗ может претендовать любое лицо, зарегистрированное либо имеющее филиал на соответствующей территории. Полномочиями по принятию решения об установлении статуса участника СЭЗ наделена управляющая компания - ППК "Фонд развития территорий".

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

11.07.2023 Предприниматель, имеющий статус адвоката, вправе применять УСН в отношении предпринимательской деятельности, не связанной с осуществлением адвокатской деятельности

Налоговый орган полагает, что предприниматель, имеющий статус адвоката, не вправе применять УСН.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной и направил дело на новое рассмотрение.
НК РФ не содержит запрета на право применения УСН лицами, зарегистрированными в качестве ИП, в целях осуществления предпринимательской деятельности, не связанной с осуществлением адвокатской деятельности, но имеющими при этом статус адвоката.
В данном случае ИП приводил доводы о том, что предпринимательская деятельность, в отношении которой он планирует применять УСН, не связана с осуществлением адвокатской деятельности. Поскольку эти доводы нижестоящими судами не проверены, дело будет рассмотрено повторно.

 Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2023 г. № 305-ЭС22-27144 по делу № А40-68033/2022 Дело по иску о признании незаконными решений налоговой службы об отказе в применении к заявителю упрощенной системы налогообложения при осуществлении им предпринимательской деятельности направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили исключительно из отсутствия у адвоката права на осуществление предпринимательской деятельности, не проверив при этом, от какого вида деятельности заявитель планирует получать доход, облагаемый по упрощенной системе налогообложения

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

12.07.2023 Подотчетные деньги являются доходом сотрудника, если фактически он приобрел стройматериалы в своих интересах, а работодатель их на учет не принимал и списал на расходы без оприходования

Налоговый орган полагает, что общество, являясь налоговым агентом, неправомерно не исчислило НДФЛ с денежных средств, признанных доходом физического лица.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Работнику общества были выданы денежные средства под отчет, однако оправдательные документы о приобретении ТМЦ (стройматериалов) не представлены. Спорные ТМЦ налогоплательщиком на учет не приняты, а списаны единовременно на расходы без их оприходования на 10 счете "Материалы".
По данным Росреестра, земельный участок, на котором планировалось строительство, был приобретен непосредственно указанным сотрудником, а не обществом, что подтверждает отсутствие намерений у последнего по строительству объекта недвижимости, а следовательно, потребность в спорных стройматериалах возникла непосредственно у работника, а не у общества.

 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 апреля 2023 г. N Ф09-1073/23 по делу N А60-26860/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

12.07.2023 Застройщик определяет долю НДС, подлежащего вычету при строительстве объекта, в соответствии с методом расчета, закрепленным им в учетной политике

Налоговый орган доначислил НДС, указав, что застройщик неправильно определил размер НДС к возмещению из бюджета, поскольку завысил процент суммы налога, приходящейся на налоговый вычет.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией налогового органа.
Для расчета пропорции инспекция использовала общую площадь объекта по данным экспликации, не обосновывая применение данной методики, которая является произвольной, как и использованный процент распределения. В итоге сумма к возмещению определена меньше фактической.
Кроме того, является необоснованным вывод налогового органа о том, что налогоплательщику необходимо применять нормы для организации раздельного учета и распределения НДС в рамках осуществления функций инвестора. Установлено, что общество выполняло функции застройщика, применяя нормы действующего законодательства и локальных нормативных актов, в том числе Учетной политики, осуществляя ведение регистра учета "НДС, подлежащий распределению у застройщика при строительстве объекта", применяя методику Учетной политики для распределения сумм НДС.

 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 мая 2023 г. N Ф05-3458/23 по делу N А40-132070/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

13.07.2023 Нельзя учитывать в расходах по УСН зарплату и выплаты социального характера, если расчеты по страховым взносам и НДФЛ поданы “нулевые”, а подтверждающие документы не представлены

Практика высших судебных органов

Налоговый орган начислил налог по УСН, ссылаясь на необоснованное включение обществом в состав расходов неподтвержденных затрат на заработную плату и выплаты социального характера.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с выводами налогового органа.
Инспекция установила, что расчет по страховым взносам и расчет по форме 6-НДФЛ за проверяемый период представлены "нулевые".
То есть инспекция констатировала факт неподтвержденного использования (расходования) обществом для выплаты заработной платы и выплат социального характера денежных средств, снятых в кассу с расчетного счета организации с назначением "выдачи на заработную плату и выплаты социального характера".
При этом общество не представило документы, подтверждающие расходную часть декларации по УСН, пояснения или уточненные декларации.

 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2023 г. N Ф08-3551/23 по делу N А15-3008/2021

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

13.07.2023 В рамках камеральной проверки декларации по НДС, в которой заявлены вычеты, налоговый орган не вправе запрашивать документы, относящиеся к операциям по реализации

По мнению инспекции, перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения вычетов по НДС, не является закрытым.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с выводами налогового органа.
Налогоплательщик представил инспекции необходимые первичные документы, подтверждающие правомерность заявленного вычета по НДС, достаточные для проведения камеральной проверки.
Инспекция также запросила счета-фактуры, отраженные в книге продаж, акты к этим счетам-фактурам, договоры.
Данные документы относятся к операциям по реализации, отраженным в книге продаж, а не к вычетам по книге покупок, и основанием для формирования налоговых вычетов не являются. Поэтому их истребование в данном случае является излишним администрированием.

 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2023 г. N Ф08-2113/23 по делу N А53-20394/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.07.2023 Временное покрытие земельного участка, не обладающее самостоятельными полезными свойствами, а лишь обеспечивающее твердую поверхность для перемещения транспорта, не облагается налогом на имущество

Инспекция доначислила обществу налог на имущество по участкам лесовозных веток, посчитав их самостоятельными объектами недвижимости.
Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с инспекцией.
Созданное налогоплательщиком покрытие не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. Назначением спорных участков лесовозных веток является обеспечение твердой поверхности для перемещения транспортных средств с целью вывоза заготовленной древесины.
Использование спорных объектов носит временный характер с учетом сроков действия договоров аренды и положений Лесного кодекса РФ, обязывающих снести объекты лесной инфраструктуры (в данном случае лесные дороги) после того, как в них отпадет надобность, и осуществить работы по рекультивации земли, на которых они располагались.
Улучшения земельного участка, необходимые для использования этого участка по назначению, по общему правилу не подлежат обложению налогом на имущество, поскольку не формируют самостоятельного объекта гражданских прав.
С учетом указанных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что спорные объекты не образуют объекта обложения налогом на имущество.

 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2023 г. N Ф07-5498/23 по делу N А13-15027/2020

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.07.2023 При полном отсутствии выручки по заявленному коду ОКВЭД, относящемуся к отраслям, пострадавшим от коронавируса, налогоплательщик не вправе применить пониженную ставку по УСН за 2020 г.

Практика высших судебных органов

Налоговый орган начислил налог по УСН, ссылаясь на неправомерное применение предпринимателем пониженной ставки, предусмотренной для отраслей, пострадавших в связи с коронавирусной инфекцией.
Суд, исследовав обстоятельства дела, согласился с позицией налогоплательщика.
Льготная налоговая ставка по УСН применяется в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Осуществление организациями и ИП деятельности в соответствующих отраслях экономики определяется по коду вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г.
В результате анализа выписки по расчетному счету предпринимателя за 2020 г. инспекцией установлено поступление денежных средств исключительно от деятельности по коду, не относящемуся к пострадавшим отраслям.
При полном отсутствии выручки по заявленному коду основной экономической деятельности, относящемуся к пострадавшим отраслям, налогоплательщик не имеет права на применение пониженной ставки налога по УСН за 2020 г.

 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2023 г. N Ф08-3444/23 по делу N А53-35433/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

14.07.2023 Отсутствие перегородок между помещениями, наличие единого входа, персонала и меню свидетельствуют о наличии общей площади оказания услуг для целей применения ЕНВД

Практика высших судебных органов

Инспекция доначислила налогоплательщику налог по УСН, посчитав неправомерным применение им ЕНВД, поскольку площадь зала обслуживания посетителей превысила 150 кв. м.
Суд, исследовав обстоятельства дела, поддержал позицию налогового органа.
Установлено, что помещения объекта являлись едиными, перегородок или конструктивных разделений не имелось. Меню и обслуживающий персонал также были едиными. После завершения реконструкции достроены помещения для оказания услуг общественного питания и организации досуга. При этом имелся только один вход на объект, из которого посетитель попадал в общий холл, где располагались туалетные комнаты и гардероб, а также выходы в другие помещения.
Инспекция, установив, что предпринимателем используется площадь более 150 кв. м, пришла к обоснованному выводу о неправомерном применении предпринимателем системы налогообложения в виде ЕНВД.

 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2023 г. N Ф07-1454/23 по делу N А05-1010/2022

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

10.07.2023 С 1 октября расчеты за сдачу металлолома будут только по безналу

Платить наличными за металлолом больше нельзя. Переходного периода до 1 июля 2024 года не будет. Закон вступит в силу с 1 октября 2023 года.

Расчет с теми, кто сдает металлолом, будет производиться только в безналичной форме с 1 октября 2023 года. Об этом пишет «ТАСС».

Президент Владимир Путин подписал закон, по которому запрещено скупать металлолом у населения за наличные.

Изначально эту норму хотели ввести с 1 июля 2024 года. Правительство собиралось установить переходный период и лимиты по наличным расчетам за металлолом.

Однако от этого решили отказаться, закон доработали раньше. Он вступит в силу 1 октября 2023 года.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

10.07.2023 Как грамотно учесть расходы на благоустройство территории

Затраты на последующие расходы в строительстве — асфальтирование, ограждение, озеленение, традиционно вызывают пристальное внимание ИФНС. Нюансы учета зависят от того, что именно проводится в рамках процедуры благоустройства. Подготовили для вас подсказку с проводками.

Обычно по окончанию строительных работ застройщик за счет средств инвестора производит работы по благоустройству прилегающей к объекту территории.

Вот базовые направления благоустройства:

Подготовка территории, обеспечение ее сохранности.

Посадка растений.

Установка ограждений.

Сооружение малых объектов.

Установка спортивного оборудования.

Установка освещения.

Монтаж рекламных и информационных стендов.

Сооружение некапитальных объектов.

Улучшение наружного вида имеющихся зданий.

Создание пешеходных переходов и проездов для транспорта.

При этом затраты на произведенное до ввода в эксплуатацию построенного объекта благоустройство относятся на увеличение расходов на строительство данного объекта: Дт 08 Кт 60 (10, 23, 25, 26, 69, 70, 76) — расходы на благоустройство отражены в стоимости объекта строительства.

Если работы по благоустройству пришлось отложить из-за изменения погодно-климатических условий (сильные дожди и тд), предусмотренные строительной сметой расходы такого рода включаются в стоимость строящегося объекта посредством формирования оценочного обязательства — счет 96 «Резервы предстоящих расходов». А списание выполненных в последующем работ следует производить за счет данного резерва.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

11.07.2023 При вендинге можно применять ПСН

ИП на ПСН может заниматься розничной торговлей через стационарную сеть без торгового зала и через нестационарную торговую сеть.

Розничная торговля – это деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи.

При этом в целях применения ПСН к данному виду деятельности относится, в частности, реализация товаров через торговые автоматы.

Таким образом, по рознице через торговые автоматы (вендинг) можно применять ПСН.

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 02.06.2023 № 03-11-11/51014.

Ранее Минфин пояснял, что даже если ИП стал налоговым нерезидентом, он все равно может применять ПСН по вендингу.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

11.07.2023 Кому грозит внеплановая проверка ККТ: установлены новые индикаторы риска

Минфин расширил перечень индикаторов риска нарушений законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Минфин расширил перечень индикаторов риска нарушений, связанных с применением контрольно-кассовой техники (Приказ № 88н от 06.06.23). Согласно документу, налоговые инспекторы теперь будут вправе проводить внеплановые проверки, если треть чеков за месяц составляют чеки коррекции или с пометкой «возврат чека».

Ранее в перечень индикаторов риска входил только один критерий — длительная непередача фискальных данных с зарегистрированной онлайн-кассы. Если такие данные не передавались в информационную систему налоговых органов в течение 60 календарных дней, это могло стать поводом для проведения внеплановой проверки (как сообщалось ранее в статье «Налоговые органы будут проверять налогоплательщиков с «неработающими» кассами»).

Теперь Минфин добавил в перечень факторов риска еще два показателя. Согласно обновленному приказу, поводом для проведения проверки могут стать следующие признаки:

Отсутствие фискальных документов в течение 60 календарных дней в автоматизированной информационной системе налоговых органов (для зарегистрированных кассовых аппаратов).

Процент чеков с пометкой «Возврат прихода» составляет 30% и более от общего количества чеков с пометкой «Приход», сформированных в течение 30 календарных дней (данный критерий не распространяется на ломбарды).

Доля чеков коррекции (фискальных документов коррекции) составляет 30% и более от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 30 календарных дней.

Указанный приказ вступает в силу с 17 июля.

Источник: Российский налоговый портал

 

11.07.2023 При торговле со склада ИП нельзя применять патент

Минфин сообщил, что индивидуальные предприниматели не вправе применять патентную систему в отношении розничной торговли со склада.

Специалисты Минфина в письме от 08.06.23 № 03-11-11/53038 указали, что индивидуальные предприниматели не вправе применять патентную систему в отношении розничной торговли, осуществляемой со склада.

По мнению министерства, патентная система может применяться в отношении розничной торговли через следующие виды торговых объектов:

Стационарные объекты торговой сети с торговыми залами.

Стационарные объекты торговой сети без торговых залов.

Нестационарные объекты торговой сети (указанные в подпунктах 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ).

К первой категории относятся магазины и павильоны, а ко второй - розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы и аналогичные объекты (указанные в подпунктах 2 и 7 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ).

Поскольку склады не упомянуты в перечне торговых объектов, подпадающих под патентную систему, Минфин делает вывод, что индивидуальные предприниматели не могут перейти на патентную систему налогообложения, если они реализуют товары со склада.

Источник: Российский налоговый портал

 

12.07.2023 Страховые взносы для ИП в новых регионах будут втрое ниже общероссийских

Правительство уменьшит в три раза страховые взносы для индивидуальных предпринимателей в Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР и ЛНР), Запорожской и Херсонской областях.

Правительство планирует снизить страховые взносы для индивидуальных предпринимателей в Донецкой и Луганской Народных Республиках (ДНР и ЛНР), а также в Запорожской и Херсонской областях, согласно поправкам, предложенным во втором чтении законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс, сообщает Forbes.

Предлагаемые поправки определяют конкретные фиксированные страховые взносы для индивидуальных предпринимателей в пострадавших регионах. Эти страховые взносы будут постепенно снижаться с годами: 14 400 рублей в 2023 году, 25 200 рублей в 2024 году и 36 000 рублей в 2025 году. В конечном счете, начиная с 2026 года, они будут приведены в соответствие с общенациональным уровнем.

Министерство экономики подтвердило Forbes, что законопроект направлен на снижение страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. В пресс-службе уточнили, что законопроект конкретно касается страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя.

После присоединения этих четырех регионов к России 30 сентября до конца 2022 года действовал переходный налоговый режим. Начиная с 2023 года, все федеральные налоги были собраны в полном объеме. Жители этих регионов, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, должны были перерегистрироваться в налоговых органах Российской Федерации до 30 июня.

Источник: Российский налоговый портал

 

13.07.2023 ИП совмещает ПСН и УСН: как платить налоги по окончания срока патента

В Минфине рассказали, как платить налоги по окончания срока патента при совмещении ИП патента и «упрощенки».

Минфин России дал разъяснения по вопросу о том, должен ли индивидуальный предприниматель, применявший одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему, переходить на упрощенную систему налогообложения по видам деятельности, ранее подпадавшим под действие патента, после окончания срока его действия. Данная информация изложена в письме от 02.06.23 за номером 03-11-11/51011.

Следует отметить, что патентная система может применяться совместно с другими режимами налогообложения, а сам патент служит документом, подтверждающим право на применение патентной системы налогообложения (ПСН). В таких случаях отдельный документ, подтверждающий снятие с учета в качестве налогоплательщика по ПСН (как сказано в п. 1 ст. 346.46 НК РФ), не выдается.

Если индивидуальный предприниматель, применявший и упрощенную систему налогообложения, и патентную систему, решает не продлевать патент, он вправе применять упрощенную систему налогообложения по всем видам деятельности. Однако при этом необходимо соблюдать ограничения, накладываемые на упрощенную систему налогообложения, такие как лимиты по доходам и работникам (указаны в п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Несоблюдение этих требований приведет к необходимости перехода на общий режим налогообложения.

Источник: Российский налоговый портал

 

16.07.2023 Для НДС по строительным работам имеет значение дата в КС-2, а не в КС-6

По строительным работам на территории новых регионов до конца 2022 года не было НДС. Но если работы приняты в 2023 году, ставка будет 20%, даже если они выполнялись в прошлом году.

Разъяснение дает Минфин в письме от 24.04.2023 № 03-07-11/37563.

Для контрактов, заключенных после 5 октября 2022 года, есть условия для НДС – оплата работ до 25.01.2023.

Компания по госконтракту, заключенному после 5 октября, выполняла работы в 2022 году, что зафиксировано в журнале общих работ КС-6. Оплата тоже поступила в прошлом году. А вот акт КС-2 датирован 2023 годом.

Минфин пояснил, что в целях определения момента налоговой базы по НДС днем выполнения работ следует признавать дату подписания акта о приемке выполненных работ заказчиком.

Хотите разбираться в НДС? Пройдите курс «Все про НДС: от нуля до сложных моментов».

Ранее условия для безНДСной реализации работ на территории новых регионов Минфин разъяснял в письме от 23.12.2022 № 03-07-08/126764.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

В составе малоценного имущества завода за балансом числится автомобиль "КамАЗ", приобретенный в 2016 году на торгах, стоимостью 3 800 рублей. В июне 2023 года для автомобиля "КамАЗ" был приобретен кузов стоимостью 206 000 рублей.
Как в бухгалтерском учете учесть стоимость нового кузова?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В ФСБУ 6/2020 вопрос модернизации и реконструкции, замены частей малоценных активов, учтенных за балансом, или установки на них дополнительного оборудования не раскрыт.
Исходя из общих требований ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, затраты на приобретение имущества (кузова, предназначенного для установки на автомобиль "КамАЗ", не учитываемый в составе основных средств) учитываются в качестве капитальных вложений.
Кузов необходимо учитывать как самостоятельный объект ОС (на счете 01), с установлением отдельного срока полезного использования и ликвидационной стоимости.
Стандартами не предусмотрена обязанность по восстановлению стоимости уже списанного в расходы ОС, увеличению его первоначальной стоимости и учету в составе основных средств в рассматриваемом случае.

Обоснование позиции:
Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и их списания в бухгалтерском учете устанавливают федеральные стандарты бухгалтерского учета (п. 1 части 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)).
Понесенные организацией затраты на приобретение имущества могут быть квалифицированы для целей бухгалтерского учета в зависимости от ожидаемого срока использования этого имущества (срока, в течение которого организация будет получать экономические выгоды от использования имущества):
- как запасы (если имущество подпадает под понятие "запасы" - активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев, п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы"). К запасам, в частности, относятся запасные части, комплектующие изделия, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые будут использоваться (приносить экономические выгоды) в течение короткого срока (менее 12 месяцев) (подп. "а" п. 3 ФСБУ 5/2019). Стоимостного критерия для запасов законодательством не установлено;
- как объект основных средств (ОС) (если имущество предназначено для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, подп "в" п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства", п. 5 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения"). В т.ч. как капитализируемые расходы, связанные с ремонтом, дооборудованием, модернизацией имеющихся объектов ОС;
- как расходы (если имущество не относится ни к запасам, ни к объектам ОС (например, при приобретении актива, подпадающего под определение ОС, но его стоимость ниже лимита, установленного организацией, п. 5 ФСБУ 6/2020)).
Таким образом, отличие основных средств (ОС) от запасов, расходов - в цели и сроке их использования. Если предполагается длительный период получения дохода при использовании актива, то возникает необходимость переноса стоимости актива в расходы равномерно в течение всего периода получения дохода (экономических выгод).
При этом среди условий отнесения актива к ОС отсутствует такой критерий, как способность работать самостоятельно*(1).
Согласно ФСБУ 26/2020 под капитальными вложениями понимаются в том числе затраты организации на приобретение имущества, предназначенного для использования непосредственно в качестве объектов основных средств или их частей либо для использования в процессе приобретения, создания, улучшения объектов основных средств, объектов нематериальных активов, а также восстановления объектов основных средств (подп. "а" п. 5 ФСБУ 26/2020).
Таким образом, затраты организации на приобретение имущества, предназначенного для использования непосредственно в качестве частей объектов основных средств или для использования в процессе создания объектов основных средств, выступают в качестве капитальных вложений.
При этом в общем случае приобретение такого имущества для совершенствования функций другого ОС приводит к увеличению стоимости того ОС, на которое оно устанавливается. Это следует из п. 24 ФСБУ 6/2020, согласно которому первоначальная стоимость объекта ОС увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта, в момент завершения таких капитальных вложений. Улучшение и восстановление объекта ОС может осуществляться в виде модернизации, реконструкции, достройки, дооборудования или ремонта (подп. "ж" п. 5 ФСБУ 26/2020).
Однако в рассматриваемом случае стоимость имущества (КамАЗа) уже учтена в расходах, т.к. при его признании в учете она не превышала установленного учетной политикой лимита*(2). Поэтому сам объект учитывается за балансом согласно требованиям второго абзаца п. 5 ФСБУ 6/2020.
В ФСБУ 6/2020 вопрос модернизации и реконструкции малоценных активов, учтенных за балансом, не раскрыт. Официальных разъяснений по этому поводу нам, к сожалению, обнаружить не удалось.
Из буквального прочтения п. 12 ФСБУ 6/2020 можно сделать вывод, что увеличение первоначальной стоимости производится в отношении основных средств, на которые распространяются требования Стандарта. К активам же, стоимость которых ниже установленного лимита, ФСБУ 6/2020 не применяется, о чем прямо говорится в п. 5 ФСБУ 6/2020. Если придерживаться такой позиции, то у организации отсутствует обязанность по восстановлению стоимости уже списанного в расходы ОС, увеличению его первоначальной стоимости и учету в составе основных средств.
При этом из буквального прочтения п. 12 ФСБУ 6/2020 можно сделать вывод, что увеличение первоначальной стоимости производится в отношении основных средств, на которые распространяются требования Стандарта. К активам же, стоимость которых ниже установленного лимита, ФСБУ 6/2020 не применяется, о чем прямо говорится в п. 5 ФСБУ 6/2020. Если придерживаться такой позиции, то у организации отсутствует обязанность по восстановлению стоимости уже списанного в расходы ОС, увеличению его первоначальной стоимости и учету в составе основных средств*(3).

Учет кузова как вспомогательного оборудования

Кроме того, отметим, что согласно п. 8 МСФО (IAS) 16 "Основные средства")*(4) запасные части, резервное оборудование и вспомогательное оборудование признаются основными средствами, если они отвечают определению основных средств (т.е. предназначены для использования при производстве товаров (работ, услуг) в течение длительного периода). В противном случае такие объекты классифицируются как запасы.
Единицей учета основных средств является существенная часть стоимости основных средств, в отношении которой может быть определен самостоятельный продолжительный период поступления будущих экономических выгод и, соответственно, срок полезного использования (п. 2 решения в Рекомендации Р-82/2017 КпР "Единицы учета основных средств в составе комплексных объектов").
При наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Также если объект основных средств состоит из частей, которые по своему характеру и функции различны, следует выделять отдельные единицы учета основных средств (смотрите, например, пп. 3 и 4 Рекомендации Р-45/2013-ОК Связь "Комплексные ОС (ЛЭП, ВОЛС)).
То есть в таком случае стоимость приобретенного имущества с длительным сроком использования, которое будет использоваться совместно с другим объектом (независимо от того, учитывается ли он в составе ОС или нет), может отражаться как отдельный объект ОС на счете 01.
В таком случае стоимость рассматриваемого имущества (кузова) будет погашаться посредством начисления амортизации в течение установленного срока полезного использования (п. 27 ФСБУ 6/2020, пп. 8, 9, 33, 34, 37 ФСБУ 6/2020).

Учет кузова, предназначенного для замены имеющегося (учтенного в стоимости КамАЗа)

В том случае, если новый кузов приобретен с целью замены имеющегося (установленного на объекте, который не учитывается в составе ОС в связи с низкой стоимостью), то необходимо учесть следующее.
В общем случае если речь идет о замене деталей на объекте ОС, то рекомендуется использовать схему учета частичной ликвидации объекта основных средств (основанную на пунктах 13, 70 МСФО (IAS) 16) (смотрите Рекомендацию БМЦ Р-32/2016-КпР "Ремонт и техническое обслуживание объектов основных средств").
В таком случае производится уменьшение стоимости ОС на сумму остаточной стоимости выбывающей части и увеличение стоимости ОС на сумму затрат на приобретение новой части, а также на сумму иных связанных затрат (например, затраты на монтаж этой части) (смотрите Иллюстративный пример N 3). Затраты на замену частей основных средств включаются в стоимость объектов основных средств (п. 2 Решения).
Но в рассматриваемом случае КамАЗ (и учитываемый в его стоимости кузов, подлежащий замене на новый) не является объектом ОС.
В таком случае также необходимо учитывать новый кузов как самостоятельный объект ОС, с установлением для него отдельного срока полезного использования и ликвидационной стоимости, так как КамАЗ и, соответственно, включенный в его стоимость заменяемый кузов не имеют остаточной стоимости, подлежащей отнесению на расходы в соответствии с п. 13 МСФО (IAS) 16 и Рекомендацией БМЦ Р-32/2016-КпР.

К сведению:
Правила налогового учета содержат собственные условия для отнесения того или иного имущества к амортизируемым объектам ОС.
Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (которые используются налогоплательщиком для извлечения дохода).
С одной стороны, материальный объект (допоборудование, запчасть и т.п.) рассматривается в целях налогообложения основным средством только в том случае, если он способен исполнять определенную функцию, используемую в производстве или управлении организацией (письмо ФНС России от 29.11.2010 N ШС-17-3/1835). В письме УФНС России по г. Москве от 21.06.2010 N 16-15/064586@ говорится о том, что запасные детали, используемые при ремонте основного средства (амортизируемого имущества), в принципе не обладают совокупностью признаков, указанных в п. 1 ст. 257п. 1 ст. 256 НК РФ, поэтому учитываются в расходах независимо от стоимости.
В своих разъяснениях чиновники подчеркивают: отнесение затрат организации к расходам на ремонт или на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение должно осуществляться в соответствии с нормами Налогового кодекса (смотрите письма ФНС РФ от 12.02.2021 N СД-4-3/1777, Минфина РФ от 27.06.2018 N 03-03-06/1/44329, от 06.10.2017 N 03-03-06/1/65431).
Поэтому расходы на ремонт основных средств (в том числе расходы на проведение капитального ремонта, в т.ч. в виде замены запчастей) учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 260 НК РФ. Если же запчасть используется при проведении дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения ОС, то такие расходы включаются в первоначальную стоимость этого ОС и подлежат списанию через механизм амортизации в соответствии со статьями 256-259.3 НК РФ (письмо Минфина РФ от 04.09.2018 N 03-03-06/1/63046).
Полагаем, что при замене кузова на объекте, не учитываемом как амортизируемое имущество, для целей налогового учета приобретенный кузов должен учитываться как отдельный объект амортизируемого имущества. Которому может быть присвоен код ОКОФ 310.30.99.10.000 "Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки" (4 амортизационная группа со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
Вопрос: Учет модернизации основного средства, списанного ранее на забалансовый счет, согласно ФСБУ 6/2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга

Ответ прошел контроль качества

 

НДС

 

Арендатор организации выплатил аванс за май 03.05.2023 по нескольким договорам одним платежом. Счет-фактуру на аванс нужно выписывать на каждый договор отдельно или допускается сформировать счет-фактуру на общую сумму по нескольким договорам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Исчисленный НДС с сумм предварительной оплаты, который организация-арендодатель в данном случае обязана предъявить арендатору, может быть выставлен как путем оформления одного счета-фактуры, так и оформления двух или более счетов-фактур по числу заключенных договоров.

Обоснование позиции:
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Причем порядок, условия и сроки уплаты арендных платежей обычно устанавливаются самим договором.
С точки зрения гражданского законодательства (ст. 487ст. 711 ГК РФ) авансом (предоплатой) является передача денежной суммы или другого имущества в оплату товаров (работ, услуг) до их поставки (приемки заказчиком). Аванс засчитывается в счет окончательного платежа при надлежащем исполнении договора.
Объектом налогообложения НДС в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ являются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории РФ. Сдача имущества в аренду признается оказанием услуги для целей налогообложения (смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162). Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услуга - это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления (смотрите письмо от 23.01.2019 N 03-07-11/3435). Указанные операции подлежат налогообложению по ставке 20% исходя из суммы доходов в виде арендной платы без включения суммы НДС (п. 1 ст. 154п. 3 ст. 164 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В случае получения налогоплательщиком (налоговыми агентами, указанными в пунктах 45 и 5.1 статьи 161 НК РФ) сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик (налоговые агенты, указанные в пунктах 45 и 5.1 ст. 161 НК РФ) обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном п. 4 ст. 164 НК РФ (абзац второй п. 1 ст. 168 НК РФ).
Таким образом, исчисленную сумму налога с суммы предварительной оплаты организация-арендодатель обязана предъявить покупателю. На основании авансового счета-фактуры (счетов-фактур), выставленного продавцом, а также документов, подтверждающих фактическое перечисление предоплаты, при наличии договора (договоров), предусматривающего предварительную оплату, покупатель вправе принять к вычету НДС с суммы аванса, перечисленного продавцу (п. 12 ст. 171 НК РФ, п. 9 ст. 172 НК РФ).
Абзацем вторым п. 1 ст. 154 НК РФ установлено, что при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров налоговая база по НДС определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. НДС при этом исчисляется с применением расчетной ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Пунктом 8 ст. 169 НК РФ определено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы НК РФ принято постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1137). Приложением N 1 к Постановлению N 1137 утверждена форма счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, и правила его заполнения (далее - Правила заполнения счета-фактуры).
То есть документ является счетом-фактурой, если он оформлен по форме и в порядке, установленными Постановлением N 1137.
Правила ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утверждены Постановлением N 1137 и приведены в разделе II приложения 5 (далее - Правила).
При получении денежных средств в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав продавцы регистрируют в книге продаж счета-фактуры, выставленные покупателю на полученную сумму оплаты, частичной оплаты (п. 17 Правил).
Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
На основании пп. 2, 3 Правил регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями.
У продавца, получившего сумму оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, обязанность по начислению НДС возникает в периоде получения указанных сумм (п. 4 ст. 166п. 1 ст. 167 НК РФ).
Налогоплательщики-продавцы обязаны определять налоговую базу по НДС, исчислять сумму налога, а также предъявлять его покупателям посредством выставления "авансовых" счетов-фактур по каждому факту получения ими оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежащих обложению НДС, независимо от того, когда будут осуществляться поставки (выполнение, оказание) предварительно оплаченных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 167пп. 13 ст. 168п. 4 ст. 164 НК РФ).
Выставление продавцом товаров (работ, услуг, имущественных прав) счетов-фактур покупателю при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) является не правом, а обязанностью продавца.
При этом НК РФ не предусматривает никаких исключений и особенностей в действиях поставщика при получении предоплаты одним платежом и осуществлении многочисленных поставок услуг по разным договорам с одним и тем же контрагентом в одном налоговом периоде.
Требования составлять отдельный счет-фактуру на сумму предоплаты, поступающей по каждому отдельному договору, нет ни в НК РФ, ни в Постановлении N 1137.
Продавец должен выписывать счет-фактуру или счета-фактуры на полученную предварительную оплату.
Сделать это он сможет как путем оформления одного счета-фактуры на всю сумму полученной предоплаты, так и путем оформления двух или более счетов-фактур в зависимости в данном случае от числа договоров, налоговая база по НДС в которых будет соответствовать сумме полученной предоплаты.
В схожей ситуации при выставлении обычного счета-фактуры на отгрузку, исходя из п. 3 ст. 168 НК РФ, при регулярных поставках одному покупателю продавец может выставить один сводный счет-фактуру (УПД), в котором можно одновременно указать всю отгрузку (товары, работы, услуги) в адрес одного покупателя за пять дней, если поставки носят регулярный характер и подобный порядок выставления счетов-фактур предусмотрен договором (письма Минфина России от 12.01.2016 N 03-07-09/140, от 02.05.2012 N 03-07-09/44, от 10.11.2015 N 03-07-09/64493, от 30.10.2009 N 03-07-09/51).
Согласно п. 5.1 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должно быть указано в том числе наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав (подп. 4 п. 5.1 ст. 169 НК РФ).
При заполнении данного показателя (графы 1а) счета-фактуры следует руководствоваться наименованием поставляемых товаров (описанием работ, услуг), передаваемых имущественных прав, указанных в договорах, заключенных между продавцом и покупателем (подп. "а(1)" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры (приложение N 1 к Постановлению N 1137, письма Минфина России от 11.02.2021 N 03-07-09/9089, от 06.03.2009 N 03-07-15/39).
То есть для работ, услуг установлено требование об указании их описания (не наименования). Конкретных требований к описанию услуг для целей оформления счета-фактуры не установлено. Главное - информация об услугах, работах, указанная в счете-фактуре, должна подлежать идентификации налоговым органом (исходя из п. 2 ст. 169 НК РФ).
При этом степень детализации в счетах-фактурах наименований поставляемых товаров (описание работ, услуг) ни НК РФ, ни Постановление N 1137 не регламентируют.
Полагаем, что для целей такой идентификации в первом случае (выставлении одного счета-фактуры) организации-арендатору возможно будет указать в соответствующих графах 1а такого счета-фактуры (по числу договоров) информацию о предоплате и реквизиты каждого из договоров, например: "Предварительная оплата по договору N ___ от _________" и описание вида услуги.
В подп. "з" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры закреплено, что в строке 5 счета-фактуры указываются реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетного документа или кассового чека (при расчете с помощью платежно-расчетных документов или кассовых чеков, к которым прилагается счет-фактура) в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
То есть дата составления платежно-расчетного документа при получении предоплаты в денежной форме является одним из обязательных реквизитов "авансового" счета-фактуры. Тот факт, что данный реквизит не упоминается в подп. 3 п. 5.1 ст. 169 НК РФ, на наш взгляд, не означает, что его можно не указывать, так как п. 8 ст. 169 НК РФ содержит прямую и четкую отсылочную норму на Постановление N 1137, где указанный реквизит поименован. Следовательно, "авансовый" счет-фактура с незаполненной строкой 5 в таких ситуациях не может рассматриваться в качестве удовлетворяющего требованиям п. 5.1 ст. 169 НК РФ.
Следовательно, во втором случае (при оформлении двух или более счетов-фактур) организации-арендатору потребуется указать в строке 5 каждого счета-фактуры, приходящегося на конкретный договор, номер и дату платежно-расчетного документа.
Таким образом, с учетом изложенного полагаем. что продавец при исполнении обязанности сформировать счет-фактуру на сумму предварительной оплаты может выставить покупателю несколько счетов-фактур, в которых сумма НДС будет определена исходя из суммы предварительной оплаты, указанной в платежном поручении, или продавец может выставить один документ, в котором сумма НДС будет определена исходя из суммы предварительной оплаты, отраженной в платежно-расчетном документе или даже в нескольких платежно-расчетных документах.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

 

Разное

 

Сотрудник призван на военные сборы.
Какие документы потребовать из военкомата? Как оплатить дни прохождения работником военных сборов? Как работодателю получить компенсацию расходов? Какую отметку поставить в табеле учета рабочего времени?

Согласно п. 17 Руководства по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах РФ в редакции приказа Министра обороны РФ от 17.05.2007 N 185 о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых работают граждане. В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане.
То есть основным документом, свидетельствующим о призыве сотрудника на военные сборы, является повестка из военкомата. Бланк повестки приведен в приложении 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Постановление N 333). Документ включает три части: расписку в получении, саму повестку и извещение для работодателя. Достаточным основанием для освобождения сотрудника от работы с сохранением должности и средней заработной платы является последний раздел бланка повестки - извещение, предназначенное для информирования работодателя. В извещении указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане, то есть период, на который придется освободить работника от исполнения им трудовых обязанностей. В него входит время пребывания сотрудника на территории воинской части, а также в пути до места сбора и обратно (смотрите также постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 N 17АП-6743/13).
Дни прохождения работником военных сборов являются периодом исполнения им государственных обязанностей, поэтому в табеле учета рабочего времени за все дни прохождения военных сборов проставляется отметка "Г" (цифровой код "23") - "Выполнение государственных обязанностей" (смотрите титульный лист унифицированной формы N T-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
Подтверждением периода прохождения сборов является справка военного комиссариата по форме согласно приложению N 2 к Постановлению N 333. Издания какого-либо приказа трудовое законодательство в этой ситуации не требует.
В соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. В этих случаях государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения (часть вторая ст. 170 ТК РФ).
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.
Таким образом, работодатель обязан освободить работника на время прохождения им военных сборов и выплатить ему за этот период средний заработок, рассчитанный в соответствии со ст. 139 ТК РФ.
Эти расходы работодателя компенсируются за счет средств федерального бюджета (часть вторая ст. 170 ТК РФ, подп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила)). Для получения компенсации работодателю, понесшему соответствующие расходы, следует обратиться в военный комиссариат с заявлением о компенсации затрат, в котором указываются сведения о размере фактических расходов и банковские реквизиты счета для перечисления компенсации (п. 5 Правил). Сведения предоставляются на официальном бланке организации, документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации. Для подтверждения расходов представляются заверенные в установленном порядке копии подтверждающих документов, в данной ситуации - копии табеля учета рабочего времени, расчета среднего заработка, платежной ведомости, а также представленной работником справки о прохождении военного сбора (п. 26 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением N 333).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"МеталлоПрофиль
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения