Мониторинг законодательства РФ за период с 10 по 16 июня 2013 года
Содержание: |
ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
На Правительство РФ возложены полномочия по определению перечней ввозимых в РФ медицинских товаров, а также сырья и комплектующих изделий для их производства, подлежащих освобождению от обложения НДС
Соответствующее дополнение внесено в подпункт 2 статьи 150 Налогового кодекса РФ, предусматривающий перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС.
Изменения направлены на совершенствование существующего механизма администрирования льгот по уплате НДС в отношении, в частности, ввозимой важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, технических средств, очков (за исключением солнцезащитных), а также линз и оправ для них.
Установлены особенности применения НДС и налога на прибыль организаций при осуществлении деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков
Законом предусматривается распространение льготы (освобождение от налогообложения НДС услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков) на организации, создаваемые в соответствии с Федеральным законом "О банке развития" и осуществляющие указанную выше деятельность без получения лицензии. В настоящее время данная преференция предусмотрена для страховых организаций, оказывающих такие услуги на основании соответствующей лицензии.
Помимо этого устанавливаются особенности определения доходов и расходов по налогу на прибыль в отношении деятельности организации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. Так, в частности, согласно дополнению, внесенному в статью 294 НК РФ, к числу затрат, принимаемых к налоговому учету, отнесены суммы отчислений в страховые резервы, а также суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным по договорам перестрахования.
Утверждена форма документа, подтверждающего уплату сельскохозяйственными товаропроизводителями страховых премий страховым организациям
Необходимость утверждения такого документа (формы выписки из отчета о платежеспособности страховой организации) определена "Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1371.
Письмо Минтруда России от 29.05.2013 N 17-3/877
В случае частичной занятости сотрудника на работах с особыми условиями труда страховые взносы по дополнительному тарифу уплачиваются со всех начислений, включая оплату учебного отпуска, пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ
С 1 января 2013 г. введены дополнительные тарифы пенсионных взносов в отношении застрахованных лиц, занятых на некоторых видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Сообщается, что исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в пользу работника выплат и вознаграждений (включая оплату учебного отпуска).
Письмо Минтруда России от 29.05.2013 N 17-3/878
Если работник на условиях совместительства не занят на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, то на выплаты, производимые в рамках данных трудовых отношений, пенсионные страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются
Дополнительные тарифы пенсионных взносов уплачиваются в отношении застрахованных лиц, занятых на некоторых видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда (статья 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах...").
Работа по совместительству выполняется в свободное от основной работы время на основании отдельного трудового договора. Сообщается, что в случае если работы, выполняемые в рамках данных трудовых отношений, не связаны с особыми условиями труда, то с соответствующих выплат работнику страховые взносы по дополнительному тарифу не уплачиваются.
Письмо ФНС России от 23.05.2013 N ЕД-4-3/9277@
ФНС России даны разъяснения по вопросу отнесения к подакцизным товарам топлива печного бытового и судового топлива
Сообщается, что с 1 июля 2013 года к подакцизным товарам отнесено топливо печное бытовое, при условии соответствия определенным характеристикам. В случае, если топливо не содержит дизельных фракций или содержит указанные фракции, кипящие при температуре ниже нижней границы интервала (интервал - от 280 до 360 градусов Цельсия), такой продукт не признается подакцизным товаром.
Указано также, что судовое маловязкое топливо не соответствует установленным характеристикам, в связи с чем не отнесено к подакцизным товарам.
Письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355
"О мероприятиях налогового контроля"
ФНС России даны разъяснения по вопросам, возникающим при осуществлении мероприятий налогового контроля
Разъяснения коснулись, в частности, следующих вопросов:
- проведения выездной налоговой проверки в отношении физического лица (истребование документов и информации, осмотр помещений), а также применения расчетного метода при определении налоговой базы по НДФЛ;
- принятия налоговым органом обеспечительных мер в отношении имущества, находящегося в залоге, а также возможности частичной отмены решения об обеспечительных мерах;
- продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки;
- направления материалов проверки в следственные органы, а также осуществления информационного обмена между МВД РФ и ФНС России;
- формирования налоговыми органами доказательственной базы по определению рыночных цен для целей налогообложения.
Письмо ФНС России от 24.05.2013 N СА-4-9/9466
Затраты организации, связанные с открытием и обслуживанием банком невозобновляемой кредитной линии, могут учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций
Кредитная линия - юридически оформленное обязательство банка предоставлять заемщику в течение определенного периода денежные средства в пределах согласованного лимита. Зарезервированная банком сумма денежных средств приравнена к фактически выданному кредиту.
Сообщается, в частности, что платежи за открытие и обслуживание кредитной линии включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (как расходы на оплату услуг банка), либо в состав внереализационных расходов (как расходы в виде процентов).
В письме ФНС России разъяснен также порядок налогообложения НДС монтажных и пуско-наладочных работ, выполненных иностранным подрядчиком, не состоящим на учете в налоговых органах на территории РФ.
Указано, в частности, что местом реализации работ в отношении оборудования, находящегося на территории РФ, признается Российская Федерация. В случае приобретения услуг иностранного подрядчика российская организация признается налоговым агентом, обязанным удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
С 4 июня 2013 года на территории всех субъектов РФ начал действовать усовершенствованный сервис "Подача заявления физического лица о постановке на учет"
Сообщается, что теперь у налогоплательщиков появилась возможность направлять в налоговый орган электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, в составе транспортного контейнера с использованием сети Интернет для постановки физического лица на учет и (или) получения Свидетельства о постановке на учет (в электронном виде либо по почте заказным письмом).
С помощью данного сервиса также можно:
получать информацию о статусе документов (в том числе, электронных документов, поданных в составе транспортного контейнера) в налоговом органе по адресу электронной почты или при повторном обращении на сайт ФНС России, получать свидетельство о постановке на учет, подготовленное налоговым органом, в электронном виде по адресу электронной почты, указанному заявителем при направлении документов.
<Письмо> Казначейства России от 05.06.2013 N 42-7.4-05/3.3-330
"Об актуализации справочников КБК"
Федеральное казначейство сообщает о порядке обновления Справочника прикладного программного обеспечения "Автоматизированная система Федерального казначейства"
Указано, в частности, что в случае отсутствия в Справочнике действующих 20-значных КБК, необходимых для постановки на учет бюджетных обязательств (перерегистрации неисполненной части бюджетных обязательств) необходимо:
- обеспечить загрузку Справочника 20-значных КБК, руководствуясь письмом Федерального казначейства от 9 августа 2012 г. N 42-7.4-05/95-450;
- в случае невозможности выгрузки Справочника согласно Порядку сопровождения и технического обслуживания прикладного программного обеспечения в рамках Государственного контракта от 14 декабря 2011 г. N УИС - 84/2011 (версия 1.0), утвержденному 14 марта 2012 года, - обратиться в региональные центры технического обслуживания.
<Письмо> Минфина России от 06.06.2013 N 07-02-05/20990
Минфином России даны рекомендации по проведению аудита в части соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) "преступных" доходов и финансированию терроризма
Сообщается, что при проведении аудита особое внимание должно быть уделено клиентам, осуществляющим операции с контрагентами из государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (перечень таких государств и территорий утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н), а также не выполняющих или частично выполняющих рекомендации ФАТФ (соответствующий перечень государств (территорий) утвержден приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 N 361).
В письме приведен подробный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны направляться в контролирующий орган (в том числе перечень операций с наличными денежными средствами, объем которых равен или превышает 600 тыс. рублей), сообщено о действиях аудитора по проверке соблюдения клиентами требований об идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации.
В приложении к письму приведен перечень нормативных актов в области противодействия легализации "преступных" доходов и финансированию терроризма по состоянию на 1 июня 2013 года.
НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
10.06.2013 Создание новой должности незадолго до обращения в ФСС за возмещением пособия еще не говорит о его незаконности
Целесообразность введения в штат сотрудницы определяет страхователь, если соблюдены требования закона
По мнению представителей ФСС, общество «Инвалиды войны в Афганистане» злоупотребило правом на получение возмещения суммы пособия по беременности и родам. В рамках разбирательства дела чиновники утверждали, что принятие на работу на новую должность «специалист по связям с общественностью» сотрудницы с окладом 20 тыс. руб. и последующая выплата пособия являются необоснованными.
Доводы фонда основывались на том, что организация не имела потребностей в указанной должности, работница «не успела поработать» на новом месте до выхода в отпуск по беременности и родам, кроме того, заплата была начислена из заемных средств.
Все это, по мнению ФСС, говорит о необоснованном обращении за возмещением пособия. Судебные инстанции провели анализ материалов и сделали вывод о надуманности выводов ФСС. Как гласит п. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», выплата пособия осуществляется по месту работы сотрудника. Документальным подтверждением является листок нетрудоспособности, выданный медицинским центром (который был представлен и в ФСС, и в суд).
Выполнение сотрудницей своих обязанностей подтверждено трудовым договором, штатным расписанием, расчетной ведомостью, должностной инструкцией, приказом о приеме на работу. Суды, на основании оценки документов и обстоятельств, сочли обращение общества обоснованным и отклонили жалобу ФСС.
Постановление ФАС Уральского округа от 22.05.2013 г. № Ф09-4047/13
Источник: Российский налоговый портал
10.06.2013 При привлечении налогового агента к ответственности надо учитывать смягчающие обстоятельства
Ст. 114 НК РФ требует снижения размера штрафа
Общество «Теплоэнергетик» обратилось в арбитражный суд с требованием признать недействительным привлечение его к ответственности по ст. 123 НК РФ за неисполнение обязанностей налогового агента и уменьшения размера штрафа. Требования налоговиков были мотивированы тем, что общество не исчислило и не перечислило НДФЛ в бюджет, в то же время, осуществляя выплату дивидендов.
Это, по мнению проверяющих, было свидетельством злостности нарушения. Как отметили суды, КС РФ в разъяснениях, содержащихся в постановлении от 15.07.1999 г. № 11-П, сказал о необходимости дифференциации наказания и учета смягчающих обстоятельств. Налоговый агент представил в суд свидетельства затруднительного материального положения, сезонного характера своей деятельности.
В материалах дела также содержались данные о добровольной уплате НДФЛ в бюджет, что расценено инстанциями как раскаяние в совершенном правонарушении. Требования налогового агента были частично удовлетворены и размер штрафа уменьшен на 1 млн руб.
Постановление ФАС Уральского округа от 16.05.2013 г. № Ф09-3827/13
Источник: Российский налоговый портал
11.06.2013 Конкретизация мероприятий контроля и сделок налогоплательщика в требовании о предоставлении документов не предусмотрена
Такие сведения содержит поручение, также вручаемое налогоплательщику
Общество обратилось в арбитражный суд, не согласившись с привлечением его к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление документов в связи с проведением налогового контроля. Как было видно из материалов дела, в адрес налогоплательщика от налоговой инспекции поступило требование о предоставлении документов по взаимоотношениям с индивидуальным предпринимателем в рамках поручения инспекции № 6.
Требование было исполнено частично, и организация обратилась к налоговикам с просьбой конкретизировать реквизиты товарных и товарно-транспортных накладных. Как отметили налоговики в суде, в поручении инспекции № 6 о предоставлении документов был ясно определен временной промежуток, наименование актов и контрагент, взаимоотношениями с которым интересовались проверяющие. Просьба с конкретизацией реквизитов «первички» была расценена как уклонение от их предоставления.
Такую же оценку действиям общества дали и судебные инстанции (как при первом, так и при повторном рассмотрении дела). Судьи отметили, что ходатайства о продлении срока истребования от организации не поступало. То, что налогоплательщик частично «не понял», что от него требует налоговый орган, не может служить основанием для освобождения его от ответственности. Суд оставил кассационную жалобу общества без удовлетворения.
Постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2013 г. № А65-27105/2011
Источник: Российский налоговый портал
11.06.2013 Использование объекта в коммерческой деятельности является основанием для начисления амортизации
Проведение работ по реконструкции не говорит о выводе помещений из эксплуатации
Как отметили налоговики в акте проверки, общество «Смоленский пассаж» неправомерно начисляло и учитывало в расходах амортизацию по торговым помещениям, находящихся на реконструкции. В обоснование проверяющие ссылались на п. 3 ст. 256 НК РФ. Суд, на основании заявления общества, разбирался в материалах дела.
Было установлено, что заявитель заключил 9.01. 2009 договор с компанией «ПРОКОНС», в соответствии с которым часть помещений торгового центра передавались контрагенту для проведения реконструкционных работ. Вывод из эксплуатации и снижение выручки общества за 2009 и 2010 год расценены налоговым органом как фактическое выведение помещений из коммерческой деятельности.
Материалы дела доводы эти опровергли. Налогоплательщик отметил в суде, что в указанный период здания использовались: сдавались в аренду, открывались салоны. Оснований для «консервации» помещений не было: ни экономических, ни правовых. В указанных обстоятельствах начисление амортизации было правомерным, а ссылка налоговиков на п. 3 ст. 256 НК РФ необоснованной. Требования общества «Смоленский пассаж» удовлетворены.
Постановление ФАС Московского округа от 27.05.2013 г. № А40-34857/12-90-169
Источник: Российский налоговый портал
11.06.2013 Деятельность по организации перевозки груза через третьих лиц не попадает под ЕНВД
Предприниматель не смог доказать обоснованность применения режима
Индивидуальному предпринимателю были доначислены налоги по общей системе налогообложения, и было признано неправомерным применение режима ЕНВД в отношении оказания транспортных услуг. Как указывала заявитель в своих пояснениях, ее деятельность подпадает под действие главы 26.3 НК РФ, и предприниматель с помощью принадлежащих ей автомобилей оказывала транспортные услуги.
Арбитражный суд обратил внимание сторон на то, что ГК РФ, транспортными уставами предусмотрено составление товарно-транспортных накладных как подтверждающих перевозку документов. Исходя из свидетельских показаний, предпринимателем такие документы не составлялись, а услуги, оказываемые клиентам, состояли в поиске потенциальных перевозчиков груза и организацией таких перевозок.
Анализ договоров показал судьям, что это были не договоры перевозки. Поэтому вывод налоговиков о неправомерном применении предпринимателем ЕНВД был обоснованным. В удовлетворении кассационной жалобы налогоплательщику было отказано.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2013 г. № А05-8465/2012
Источник: Российский налоговый портал
13.06.2013 Момент привлечения налогоплательщика к ответственности важен для определения трехлетнего срока, отведенного на возврат налога
Добровольная и принудительная уплата налога имеют одинаковую правовую природу – отметил ВАС
Напомним обстоятельства дела, рассмотренного по заявлению унитарного предприятия «Миассдорблагоустройство». Налогоплательщику было отказано в возврате излишне уплаченного налога на прибыль, со ссылкой на истечение трехлетнего срока с момента его уплаты в бюджет и образования переплаты, т.е. с 2007 года.
Налогоплательщик утверждал, что о нарушении своих прав узнал с момента получения решения о привлечении его к ответственности 29.12.2010 г. и последующего оспаривания решения. Судебные инстанции с данным выводом не согласились и признали неправомерность самостоятельного продления срока для возврата налога.
ВАС, при передаче дела в Президиум, отметил, что добровольная уплата и принудительное взыскание налога имеют одинаковую природу. На заседании Президиума ВАС, которое состоялось 11 июня 2013 года, коллегия признала правоту унитарного предприятия и отменила решения всех трех инстанций.
Определение ВАС РФ от 18.03.2013 г. № ВАС-17231/12
Источник: Российский налоговый портал
13.06.2013 Без лицензии на добычу золота общество не имело права на получение льготы
На вычет могли претендовать участники простого товарищества
В рамках дела, рассмотренного судами трех инстанций, было видно, что общество «Хэргу» претендовало на получение льготы (вычета) по НДС по операциям добычи и реализации «Сбербанку» РФ золота. Деятельность велась организацией в рамках договора простого товарищества, и общими делами «заведовал» именно заявитель, на него было возложено также ведение бухгалтерии.
Налоговики и суды отказали в вычете на том основании, что лицензия на добычу нефти налогоплательщиком не оформлялась, а принадлежала другим членам простого товарищества. При передаче дела в Президиум коллегия отметила довод общества о том, что НК РФ не запрещает получать льготу участникам, не обладающим лицензией.
В рамках рассмотрения дела в Президиуме ВАС, заседание которого состоялось 11 июня 2013 года, арбитры отметили несоблюдение налогоплательщиком необходимых условий и признали отсутствие лицензии на добычу золота важным обстоятельством. ВАС отказал обществу в удовлетворении его требований, а решения судебных инстанций оставил в силе.
Определение ВАС РФ от 10.04.2013 г. № ВАС-710/13
Источник: Российский налоговый портал
НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
10.06.2013 Минфин рассмотрел вопрос списания дебиторской задолженности, обеспеченной поручительством
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ
Как объяснил Минфин России, учитывая наличие поручителя и, следовательно, неисполненного обязательства, организация-кредитор не может признать задолженность по обязательству безнадежной и, следовательно, учесть ее в расходах для целей налогообложения.
Безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым:
– истек установленный срок исковой давности,
– обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).
Письмо Минфина России от 27.05.2013 г. № 03-03-06/1/19021
Источник: Российский налоговый портал
10.06.2013 Имущественный вычет через работодателя: налоговые последствия и порядок предоставления
Как получить «остаток» налогового вычета?
Сотрудник компании предоставил в бухгалтерию налоговое уведомление (о предоставлении ему имущественного вычета в связи с покупкой жилья). Документы был сданы в марте 2013 года. Какой порядок предоставления имущественного вычета и как получить «остаток» вычета за январь и февраль 2013 года?
Минфин России разъяснил, что данный вычет предоставляется, начиная с месяца, в котором гражданин обратился за его представлением, применительно ко всей сумме дохода, начисленной налогоплательщику нарастающим итогом с начала налогового периода. В нашем примере, это будет март 2013 года.
Получить «остаток» имущественного вычета за январь – февраль 2013 года (как указано в примере) гражданин сможет по окончании 2013 года, подав налоговую декларацию 3-НДФЛ.
В помощь налогоплательщикам Российский налоговый портал разработал специальный раздел «Мастер 3-НДФЛ», который содержит информацию о порядке и сроках декларирования доходов, получения налоговых вычетов, порядка расчета НДФЛ.
«Мастер 3-НДФЛ» поможет заполнить налоговую декларацию быстро и без затруднений, скачать образец можно бесплатно. Кроме этого новый сервис содержит ответы на часто задаваемые вопросы налогоплательщиков.
Письмо Минфина России от 30.05.2013 г. № 03-04-05/19643
Источник: Российский налоговый портал
10.06.2013 Судебные расходы можно принять к учету, не дожидаясь решения суда
Расходы на юридические услуги учитываются при условии их обоснованности и наличия подтверждающих документов
Может ли организация включить расходы на услуги адвоката в состав внереализационных расходов, не дожидаясь вступления в законную силу решений суда? Как ответил Минфин России, расходы на юридические услуги учитываются для целей налогообложения при условии их обоснованности и наличия подтверждающих документов (договора с юридической фирмой, отчетов об оказанных услугах).
Следует помнить, что для расходов в виде платы сторонним организациям за выполненные ими работы датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:
– дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
– дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
– последнее число отчетного (налогового) периода.
Письмо Минфина России от 27.05.2013 г. № 03-03-06/1/18995
Источник: Российский налоговый портал
10.06.2013 Арифметическая ошибка в счете-фактуре может послужить основанием для отказа в вычете НДС
Какие неточности «допустимы» для целей принятия НДС к возмещению из бюджета?
Как объяснил Минфин России, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать:
– продавца (покупателя товаров);
– наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– стоимость товаров (работ, услуг);
– налоговую ставку;
– сумму НДС, предъявляемую покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога. Основание – п. 2 ст. 169 НК РФ.
А вот счета-фактуры, в которых неверно (в том числе с арифметическими и техническими ошибками) указаны либо отсутствуют показатели стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав) и суммы НДС, не могут являться основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
Письмо Минфина России от 30.05.2013 г. № 03-07-09/19826
Источник: Российский налоговый портал
11.06.2013 Страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских рисков: новые льготы по НДС
В главу 21 и 25 НК РФ внесены изменения
Федеральным законом орт 07.06.2013 г. № 131-ФЗ были внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Изменения коснулись порядка применения НДС и налога на прибыль организаций при осуществлении деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. А именно:
1) В ст. 294 НК РФ внесены дополнения. К числу затрат, принимаемых к налоговому учету, будут относиться суммы отчислений в страховые резервы, а также суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным по договорам перестрахования;
2) Освобождение от НДС услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков) будет распространяться на компании, создаваемые в соответствии с Федеральным законом «О банке развития» и осуществляющие деятельность без получения лицензии.
Напомним, что на сегодня такая льгота предусмотрена только для страховых организаций, оказывающих такие услуги на основании соответствующей лицензии.
Источник: Российский налоговый портал
11.06.2013 Как получить справку для подтверждения статуса налогового резидента?
183 дня пребывания в России исчисляются путем суммирования всех календарных дней
УФНС по Республике Тыва объяснило, что налоговыми резидентамипризнаются физические лица, фактически находящиеся в нашей стране не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Основание – п. 2 ст. 207 НК РФ.
183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых гражданин находился в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Дни нахождения за пределами Российской Федерации независимо от цели выезда не учитываются за исключением случаев, прямо предусмотренных НК РФ (краткосрочное (менее шести месяцев) лечение или обучение).
Выдачу документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (МИ ФНС по ЦОД).
Для получения Справки о подтверждении статуса налогового резидента Российской Федерации следует представить следующие документы:
а) заявление, в произвольной форме с указанием:
– календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации;
– наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;
– фамилии, имени, отчества заявителя и его адрес;
– ИПП (при наличии), который указан в документе, подтверждающем постановку данного физического лица на налоговый учет в налоговом органе Российской Федерации;
– перечня прилагаемых документов и контактного телефона;
б) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:
– договор (контракт);
– решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;
– документы, подтверждающие право на получение пенсии из-за границы;
– иные документы;
в) таблицу расчета времени пребывания на территории Российской Федерации;
г) копии всех страниц общегражданских российского и заграничного паспортов.
Источник: Российский налоговый портал
11.06.2013 Об открытии расчетного счета надо уведомлять своевременно
В случае нарушения срока представления направления информации, штраф составит 5000 руб.
Как напомнило УФНС по Саратовской области, организации и индивидуальные предприниматели в случае открытия (закрытия) расчетного счета в банке, обязаны об этом сообщать в ИФНС. Срок подачи сведений – 7 дней.
Если налогоплательщик нарушит срок подачи информации об открытии (закрытии) расчетного счета, его ожидает штраф размером 5000 руб. Основание – ст. 118 НК РФ.
Во избежание применения штрафных санкций, налоговая инспекция напоминает о необходимости своевременно предоставлять сообщения об открытии (закрытии) счетов в налоговый орган.
Источник: Российский налоговый портал
11.06.2013 Вычет НДС по транспортным расходам содержит свои особенности
Все зависит от условий договора
Может ли покупатель принять к вычету НДС, связанный с расходами по транспортировке товаров, если в соответствии с условиями договора доставку товаров организует продавец, привлекая транспортную компанию, а покупатель возмещает продавцу стоимость понесенных расходов? Как оформляется счет-фактура на стоимость возмещаемых услуг?
Как рассказала ФНС России, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются при реализации товаров (работ, услуг). Счет-фактуру на услуги по транспортировке товаров выставляет компания-перевозчик.
Если согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель – возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, не указываются.
Источник: Российский налоговый портал
11.06.2013 Получить вычет по НДФЛ можно в течение всего года
Подать заявление о возврате налога гражданин вправе одновременно с декларацией или после окончания камеральной проверки
УФНС по г. Москве напомнило, что 30 апреля 2013 года закончился срок подачи налогоплательщиками деклараций 3-НДФЛ, однако лица, претендующие на получение налоговых вычетов, могут подать декларацию в течение всего года.
Представленные документы обязательно подлежат налоговой проверке. Срок проведения такой проверки составляет три месяца со дня представления физическим лицом налоговой декларации и документов. Основание – ст. 88 НК РФ.
В какой срок инспекция вернет НДФЛ?
Как объяснило Управление, чтобы вернуть налог, надо подать заявление о возврате. Это заявление можно подать как одновременно с 3-НДФЛ (вместе со всем пакетом документов), так и после окончания проведения камеральной проверки.
Что касается срока возврата суммы излишне уплаченного налога, то он начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате. Например, декларация представлена 13 мая 2013 года, одновременно подано заявление о возврате излишне уплаченного налога. В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка декларации должна быть завершена в срок не позднее 13 августа 2013 года. Возврат налога должен быть осуществлен не позднее 13 сентября 2013 года.
Источник: Российский налоговый портал
11.06.2013 Налоговая служба напомнила, что с 1 июля 2013 года вводится единый корректировочный счет-фактура
Единый корректировочный счет-фактура составляется только в отношении счетов-фактур, выставленных в адрес одного и того же покупателя
УФНС по Тверской области напомнило, что Федеральным законом № 39-ФЗ в п. 5.2 ст. 169 НК РФ внесены изменения, которые вступают в силу с 1 июля 2013 года. Изменения предусматривают возможность выставления единого корректировочного счета-фактуры к двум и более счетам-фактурам, ранее выставленных налогоплательщиком.
Единый корректировочный счет-фактуру можно будет выписывать только в случае предоставления премий? Нет, новый документ можно будет оформлять и в любых других случаях изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав). Единый корректировочный счет-фактура составляется только в отношении счетов-фактур, выставленных в адрес одного и того же покупателя.
В едином корректировочном счете-фактуре необходимо указывать:
– порядковые номера и даты составления всех счетов-фактур, к которым составляется единый корректировочный счет-фактура;
– количество товаров, работ, услуг по всем счетам-фактурам до и после уточнения количества; стоимость всего количества товаров, работ, услуг по всем счетам-фактурам без НДС и с НДС до и после внесенных изменений;
– разницу между показателями счетов-фактур.
Источник: Российский налоговый портал
13.06.2013 Правительство поставило перед Минфином задачу завершить приведение российских стандартов в соответствие с МСФО до конца 2014 года
Будут приняты новые федеральные стандарты, у которых среди действующих ПБУ нет аналогов
Как напомнила Федеральная налоговая служба, Минфином России в преддверии принятия Закона № 402-ФЗ был подготовлен ряд новых стандартов бухгалтерского учета. Но в силу ряда причин их не удалось принять в канун 2013 года. Теперь они будут приниматься в качестве федеральных стандартов по новой процедуре, предусмотренной Законом № 402-ФЗ.
Правительство РФ поставило перед Минфином России задачу завершить приведение российских стандартов в соответствие с МСФО до конца 2014 года. Уже намечено, какие стандарты необходимо принять в первую очередь (в течение 2013—2014 гг.), с тем, чтобы ввести их в действие, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности соответственно за 2014 и за 2015 год.
Прежде всего, планируется принять пакет бухгалтерских стандартов, проекты которых подготовлены до вступления в силу Закона № 402-ФЗ, взамен некоторых действующих ПБУ:
– «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» (взамен ПБУ 4/99);
– «Учет запасов» (взамен ПБУ 5/01);
– «Учет основных средств» (взамен ПБУ 6/01);
– «Учет доходов» (взамен ПБУ 9/99);
– «Учет расходов» (взамен ПБУ 10/99).
А также будут приняты новые федеральные стандарты, у которых среди действующих ПБУ нет аналогов:
– «Учет аренды»;
– «Учет вознаграждений работникам».
Источник: Российский налоговый портал
13.06.2013 Подтвердить факт уплаты денежных средств, для целей получения имущественного вычета, поможет договор
Гражданин вправе уменьшить доход от продажи имущества на сумму понесенных расходов на его приобретение
Напомним, что в случае продажи имущества гражданин имеет право наимущественный вычет, размер которого составляет 1 млн руб. (для жилья) и 250 тыс. руб. (для «иного» имущества). Основание – подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ.
Следует помнить, что вместо использования права на получение имущественного вычета, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. Например, доход от продажи квартиры, гражданин может уменьшить на сумму расходов, понесенных на ее покупку ранее.
Какой документ будет служить подтверждением уплаты денежных средств?
Как рассказало УФНС по Еврейской автономной области, при расчетах между физическими лицами следует учесть, что исполнение обязательств подтверждается распиской в получении исполнения. Основание – ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем если в текст договора включено положение о том, что на момент подписания договора расчеты между сторонами произведены полностью, то исполнение обязательств, в том числе факт уплаты денежных средств по договору, также можно считать подтвержденным.
Источник: Российский налоговый портал
13.06.2013 Приобретение имущества должника (банкрота): порядок уплаты НДС в бюджет
В каком случае налоговый агент имеет право на вычет НДС?
Минфин России рассмотрел порядок исчисления и уплаты НДС при реализации имущества должника, признанного банкротом. Как объяснило финансовое ведомство, обязанность по исчислению НДС у покупателей – налоговых агентов возникает при перечислении ими денежных средств в оплату приобретаемого имущества. При этом на основании ст. 174 НК РФ уплату налога в бюджет следует производить по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
Суммы налога, уплаченные покупателями – налоговыми агентами, подлежат вычетам при наличии документов, подтверждающих уплату налога в бюджет. А в случае перечисления должнику покупателем стоимости имущества без уплаты налога в бюджет, данные суммы у покупателя вычету не подлежат.
Письмо Минфина России от 27.05.2013 г. № 03-07-11/19119
Источник: Российский налоговый портал
13.06.2013 Излишки товаров, выявленные по итогам инвентаризации, должны быть учтены при расчете единого налога по УСН
Внереализационными доходами признаются доходы в виде стоимости излишков, которые выявлены в результате инвентаризации
Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», в ходе проведения инвентаризации выявила излишки товара. Как компания должна учитывать стоимость излишков ТМЦ?
Как рассказал Минфин РФ, стоимость излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации, включается в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы.
В случае реализации товаров, в том числе излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации, следует иметь в виду, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права. Основание – п. 1 ст. 249 НК РФ.
Доходы, полученные от реализации излишков товаров, компания должна учитывать при определении единого налога по УСН. При этом, поскольку организация выбрала объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то она вправе уменьшать доходы на сумму расходов по оплате товаров (в виде стоимости излишков товаров).
Письмо Минфина России от 24.05.2013 г. № 03-11-06/2/18968
Источник: Российский налоговый портал
13.06.2013 Депутаты в третьем чтении приняли закон о противодействии незаконным финансовым операциям
Этот документ значительно осложнит жизнь предпринимателям
Государственная дума на этой неделе приняла в третьем чтении проект закона о противодействии незаконным финансовым операциям, который способен значительно осложнить жизнь бизнесу, сообщает газета «Коммерсантъ».
Документ объявляет войну компаниям-однодневкам. Для этого среди прочего налоговым инспекторам предоставляется доступ к информации о счетах россиян и даются дополнительные основания для блокировки счетов фирм. Для борьбы с утечкой капитала и уходом от налогов ужесточается уголовное наказание за невозвращение валютной выручки, возрождается статья о контрабанде наличности и вводится понятие бенефициарного собственника.
Стоит отметить, что законодателям при втором чтении удалось лишь несколько ограничить «любознательность» налоговиков. Согласно новой редакции ст. 86 Налогового кодекса России, справки о наличии счетов и вкладов физлиц, как и об остатках денег на них, могут быть запрошены налоговиками лишь с согласия руководителя регионального УФНС или самого главы налоговой службы и его заместителей.
Также для проверки того, жива организация или нет, ФНС будет ждать ответа не на обычные, а на электронные письма. В НК РФ вводится статья, которая обязывает фирмы, сдающие налоговые декларации через интернет, обеспечить получение документов от налоговиков в электронном виде. Компания в течение шести дней обязана будет подтвердить ФНС факт получения таких документов. Если такой электронной квитанции не будет по истечении десяти дней после окончания контрольного срока, счета фирмы могут быть заблокированы.
Источник: Российский налоговый портал
13.06.2013 Изменились формы документов для регистрации юридического лица и ИП
Изменения вступают в силу с 4 июля 2013 года
УФНС по Ростовской области напомнило, что приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@ были утверждены новые формы документов, представляемых в налоговые органы при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Изменения вступают в силу 4 июля 2013 года.
Среди новых бланков:
– «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании»;
– «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации»;
– «Уведомление о начале процедуры реорганизации»;
– «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица»;
– «Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица»; – «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц» и др.
Таким образом, «старые» формы документов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439, а также формы, рекомендованные ФНС России, не подлежат применению и в случае предоставления их в налоговые органы после 4 июля, заявителю может быть вынесен отказ в государственной регистрации.
Одновременно УФНС России по Ростовской области проинформировало, что в соответствии с приказом Минюста России от 07.05.2013 г. № 68 при регистрации некоммерческих организаций теперь используются формы документов, подаваемые в налоговые органы для регистрации юридических лиц.
Источник: Российский налоговый портал
14.06.2013 Минфин рассмотрел перечень выплат, которые не облагаются НДФЛ
Способ выплаты материальной помощи на порядок освобождения от налогообложения не влияет
Не подлежат обложению НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых, в частности:
– в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством;
– работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
– налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации, независимо от источника выплаты. Основание – п. 8 ст. 217 НК РФ.
Как отметил Минфин России, указанные положения применяются также к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
В случае принятия организацией решения о выплате материальной помощи способ выплаты (единовременно или периодическими платежами) на порядок освобождения от налогообложения не влияет.
Кроме того, как указано в п. 28 ст. 217 НК РФ отмечено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период, в числе которых:
– стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций;
– суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
– возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным (в возрасте до 18 лет), бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
Письмо Минфина России от 30.05.2013 г. № 03-04-06/19678
Источник: Российский налоговый портал
14.06.2013 Сдача автомобилей в аренду: особенности выбора системы налогообложения
Что делать, если произошло изменение физического показателя?
У налогоплательщика 29 транспортных средств, из которых 20 используются для оказания услуг по перевозке, а 9 транспортных средств переданы в аренду. Правомерно ли применять систему налогообложения в виде ЕНВД?
Как объяснил Минфин России, налогоплательщик, имеющий 29 транспортных средств, из которых 20 используются для оказания услуг по перевозке, а 9 транспортных средств переданы в аренду, вправе применять ЕНВД в отношении деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов.
А вот, что касается деятельности по сдаче транспорта в аренду – необходимо применять или УСН, или общепринятую систему налогообложения.
Письмо Минфина России от 23.05.2013 г. № 03-11-06/3/18433
Источник: Российский налоговый портал
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Налог на прибыль
Можно ли расходы на размещение рекламных материалов на счетах-фактурах организаций ЖКХ отнести к ненормируемым расходам на рекламу для целей главы 25 НК РФ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Произведенные организацией расходы на размещение рекламной информации на счетах-фактурах организаций ЖКХ для целей формирования налогооблагаемой прибыли следует рассматривать в качестве нормируемых расходов на рекламу.
При расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик имеет право учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
При этом в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ приведен закрытый перечень видов расходов на рекламу, которые признаются для целей налогообложения прибыли в размере фактически осуществленных налогоплательщиком затрат (далее - ненормируемые расходы на рекламу). Расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (далее - нормируемые расходы на рекламу).
Так, к ненормируемым расходам на рекламу относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы на размещение рекламной информации на первичных документах и (или) счетах-фактурах сторонних организаций прямо не поименованы в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ. По нашему мнению, не подпадают они и под определение видов расходов на рекламу, перечисленных в указанных абзацах (с учетом п. 1 ст. 11 НК РФ).
Поэтому считаем, что произведенные организацией в рассматриваемой ситуации расходы на рекламу следует рассматривать в качестве нормируемых.
Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
В то же время следует отметить, что Минфин России исходит из возможности отнесения расходов на изготовление видов полиграфических материалов, содержащих рекламную информацию, прямо не поименованных в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ (таких как листовки, буклеты, флаерсы, лифлеты), к ненормируемым расходам на рекламу (смотрите, например, письма Минфина России от 12.10.2012 N 03-03-06/1/544, от 02.11.2011 N 03-03-06/3/11, от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157).
Однако считаем, что прямо распространять указанные выводы Минфина России на расходы на размещение рекламной информации на счетах-фактурах сторонних организаций нельзя.
Напоминаем, что организация может воспользоваться правом, предоставленным налогоплательщикам пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за соответствующими разъяснениями в Минфин России.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
НДС
После окончания строительства нового цеха организацией будет приобретаться импортное и российское оборудование. Монтаж оборудования будет произведен силами поставщика - российской организации. При этом оборудование планируется принять к учету в качестве самостоятельных объектов основных средств.
Относятся ли работы по монтажу оборудования к строительно-монтажным работам для собственного потребления в целях главы 21 НК РФ?
Когда возникает право на вычет НДС по приобретенному оборудованию и монтажным работам?
Рассмотрев вопросы, мы пришли к следующему выводу:
Работы по монтажу оборудования, выполненные силами подрядных организаций, нельзя рассматривать в качестве строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации не возникает объекта обложения НДС, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Право на применение вычета сумм НДС в отношении оборудования, требующего монтажа, возникает после его оприходования в бухгалтерском учете на счете 07 "Оборудование к установке" при выполнении иных обязательных условий применения вычета, предусмотренных п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
Суммы НДС, предъявленные организации подрядчиками при монтаже основных средств, принимаются к вычету по мере отражения расходов на выполненные работы на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" при соблюдении иных требований, предусмотренных п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.
При этом дожидаться ввода приобретенного оборудования в эксплуатацию необязательно.
Обоснование вывода:
Строительно-монтажные работы для собственного потребления
Одним из объектов обложения НДС признаются операции по выполнению строительно-монтажных работ (далее - СМР) для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Нормы законодательства о налогах и сборах не раскрывают понятия "СМР для собственного потребления".
В письме от 05.11.2003 N 04-03-11/91 Минфин России разъяснил, что строительно-монтажные работы для целей применения НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т.п.), или изменяется первоначальная стоимость данных объектов, находящихся в эксплуатации, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Специалисты налоговых органов для раскрытия рассматриваемого понятия рекомендовали руководствоваться определениями, содержащимися в нормативных актах Госкомстата России (смотрите, например, письма МНС России от 24.03.2004 N 03-1-08/819/16, УФНС по г. Москве от 31.01.2007 N 19-11/8073 и от 25.02.2005 N 19-11/11713).
Так, согласно п. 3.1 приказа Федеральной службы государственной статистики от 11.03.2009 N 37 "Об утверждении Методологических положений по системе статистических показателей, разрабатываемых в статистике строительства и инвестиций в основной капитал" к СМР, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках договоров строительного подряда, а например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительству собственной производственной базы и т.п.). В этом же пункте приведен и конкретный перечень СМР.
Из изложенного следует, что одним из обязательных критериев отнесения СМР к работам для собственного потребления является факт их выполнения собственными силами организации, на что обращают внимание специалисты уполномоченных органов власти и судьи (смотрите, например, письмо Минфина России от 09.09.2010 N 03-07-10/12, письмо ФНС России от 15.10.2007 N ШТ-6-03/777@,постановление ФАС Поволжского округа от 25.04.2007 N А57-11919/06-6).
Кроме того, работы по монтажу оборудования не относятся к СМР. Это следует из анализа общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции, услуг ОК 004-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17. В данном классификаторе строительно-монтажные работы (код 4560521) и работы по монтажу оборудования (код 4560522) отнесены к различным кодам классификации.
Поэтому полагаем, что работы по монтажу оборудования, выполненные силами подрядных организаций, нельзя рассматривать в качестве СМР, выполненных для собственного потребления. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации не возникает объекта обложения НДС, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ (дополнительно смотрите постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2007 N Ф04-3601/2007(34912-А27-42)).
Применение налоговых вычетов по НДС
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:
- товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
При этом, на наш взгляд, для применения вычета имеет значение не сам факт использования приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, облагаемых НДС, а такое целеполагание.
Кроме того, из п. 1 ст. 172 НК РФ следует, что обязательными условиями принятия к вычету НДС являются:
- наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ;
- принятие на учет приобретенных (ввезенных на территорию РФ) товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии соответствующих первичных документов.
1. Абзац 3 п. 1 ст. 172 НК РФ предусматривает, что вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в п.п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.
Для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрен счет 07 "Оборудование к установке".
С учетом изложенного полагаем, что право на применение вычета сумм НДС в отношении оборудования, требующего монтажа, которое предназначается для использования в операциях, подлежащих обложению НДС, возникает после его оприходования в бухгалтерском учете на счете 07 при выполнении иных обязательных условий применения вычета, указанных ранее.
Аналогичной точки зрения придерживаются специалисты финансового и налогового ведомств, а также судьи (смотрите, например,письмо Минфина России от 23.07.2012 N 03-07-08/211, письмо ФНС России от 22.04.2013 N ЕД-4-3/7543@, постановление ФАС Московского округа от 20.03.2009 N КА-А41/1916-09 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 13.07.2009 N ВАС-8688/09),определение ВАС РФ от 17.03.2008 N 2862/08, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.01.2008 N Ф08-8924/07-3340А).
2. Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями, в том числе при монтаже основных средств.
Указанный вычет производятся в общем порядке, установленном абз.абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172 НК РФ (п. 5 ст. 172 НК РФ) по мере принятия на учет работ, выполненных подрядными организациями, на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП, профессиональный бухгалтер Каратаева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
УСН
Организация заключила агентский договор, предметом которого является приобретение товаров у иностранного поставщика по поручению принципала.
Договор поставки товаров агент заключает от своего имени за счет принципала. Расходы, возникающие при исполнении поручений, компенсируются принципалам на основании отчета агента. Агент применяет УСН с объектом "доходы".
Должен ли агент учитывать курсовые разницы, проводить переоценку долга?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация-агент не отражает в составе доходов для целей формирования налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, курсовые разницы, возникающие из операций, связанных с исполнением поручения принципала, расходы на которые компенсируются последним, а также не осуществляет переоценку имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, для целей налогового учета.
Обоснование позиции:
Отношения по агентскому договору, в рамках которого агент принимает на себя обязательства по совершению сделок от своего имени и за счет принципала, регулируются положениями главы 52 "Агентирование" ГК РФ, а также нормами главы 51 "Комиссия" ГК РФ, в части, не противоречащей правилам главы 52 ГК РФ или существу агентского договора (ст. 1011 ГК РФ).
Как следует из ст.ст. 991, 1001, п. 1 ст. 1005, ст.ст. 1006, 1008 ГК РФ, принципал обязан уплатить агенту вознаграждение, а также возместить ему расходы, связанные с исполнением агентского договора. Основанием для уплаты вознаграждения и возмещения расходов является отчет агента, порядок и сроки предоставления которого принципалу предусматриваются агентским договором; при отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.
Порядок исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (далее - Налог), регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.
В случае если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой по Налогу признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения по Налогу налогоплательщик, применяющий УСН, учитывает доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При этом не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Так, в составе внереализационных доходов учитываются доходы:
- в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту (п. 2 ст. 250 НК РФ);
- в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов, выданных (полученных), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ (п. 11 ст. 250 НК РФ).
В силу пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных агентом за принципала, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов агента в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится агентское вознаграждение.
Согласно позиции Минфина России и налоговых органов комиссионер, исполняя определенные договором комиссии юридические и иные действия по поручению комитента, не ведет налоговый учет операций, совершенных им по договорам комиссии. Налоговый учет операций по указанным сделкам осуществляет комитент. Налоговый учет курсовых разниц, возникающих при исполнении договора комиссии, осуществляется комитентом в соответствии с положениями ст.ст. 250 и 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (расходов). Применительно к агентскому договору чиновники также указывали, что денежные средства в иностранной валюте, которые поступают на валютный счет агента в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, включая возмещение понесенных расходов (кроме средств, являющихся агентским вознаграждением), не являются его собственностью и не образуют курсовую разницу у агента (смотрите, например, письма Минфина России от 27.02.2013 N 03-03-06/1/5561, от 09.06.2006 N 03-03-04/1/512, УФНС России по г. Москве от 22.09.2010 N 16-15/099696@).
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 346.17 НК РФ переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ, в целях главы 26.2 НК РФ не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются. Указанное положение вступило в силу с 01.01.2013 (п. 14 ст. 2, ст. 9 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).
С учетом изложенного полагаем, что организация-агент не отражает в составе доходов для целей формирования налоговой базы по Налогу курсовые разницы, возникающие из операций, связанных с исполнением поручения принципала, расходы на которые компенсируются последним, а также не осуществляет переоценку имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, для целей налогового учета.
В то же время считаем, что в налоговом учете агента могут возникать доходы, подлежащие учету при формировании налоговой базы по Налогу, вытекающие из особенностей договорных отношений с принципалом в части порядка возмещения расходов агента, например, в случае, если из-за изменения курса валюты агенту поступит сумма большая, по сравнению с той, которую он фактически израсходовал на выполнение поручения принципала.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
Разное
ООО осуществляет оптовую торговлю строительными материалами и является плательщиком налога на прибыль и НДС. Установлено несколько типов цен для реализации товаров (в зависимости от объема выборки товаров контрагенту устанавливается определенный тип цены), по взаимной договоренности с клиентом ему также может быть предоставлена скидка на определенные группы товаров. Клиентом ООО является ИП, применяющий УСН. ООО и ИП являются взаимозависимыми лицами. Цена реализации для ИП является минимальной, но отличается не более чем на 20% от цены реализации другим клиентам. Сделки между ООО и ИП не являются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ.
Каков порядок применения ст. 105.3 НК РФ при проведении камеральных и выездных налоговых проверок в данной ситуации? Учитываются ли в данном случае положения ст. 40 НК РФ?
Если сделки, совершаемые между указанными в вопросе взаимозависимыми лицами, не являются контролируемыми, налоговые обязательства сторон этих сделок не могут быть скорректированы исходя из корректировки цен соответствующих сделок. Поясним подробнее.
С введением в действие раздела V.1 НК РФ (а именно - с 1 января 2012 года) положения ст.ст. 20 и 40 НК РФ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до 1 января 2012 года (ч.ч. 5,6 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ), а критерии взаимозависимости в целях налогообложения определяются ст. 105.1НК РФ.
В случае если коммерческие или финансовые условия сделок между взаимозависимыми лицами отличаются от условий сделок, которые имели бы место в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, и если соответствующие сделки признаются сопоставимыми (ст. 105.5 НК РФ), то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).
При этом определение в целях налогообложения таких доходов (прибыли, выручки) производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (то есть ФНС России), с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ (п. 2 ст. 105.3 НК РФ). Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Как следует из п. 1 ст. 105.17 НК РФ, указанная в п. 4 ст. 105.3 НК РФ проверка может проводиться ФНС в следующих случаях:
- при получении уведомления о контролируемых сделках, направляемого налогоплательщиком (п. 1 ст. 105.16 НК РФ);
- при получении извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, о контролируемых сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ);
- при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Этот перечень является исчерпывающим, и иных оснований для проверки правильности цен, примененных в сделке между взаимозависимыми лицами, НК РФ не предусматривает.
Таким образом, цены, применяемые в сделках, могут проверяться исключительно ФНС (а не территориальными налоговыми органами) и только в отношении тех сделок между взаимозависимыми лицами, которые признаются контролируемыми (смотрите также п. 5 письма Минфина России от 24.02.2012 N 03-01-18/1-13). При этом сделки между взаимозависимыми лицами подлежат контролю не во всех случаях, а только при наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 105.14 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 17.10.2012 N 03-01-18/8-144, от 24.02.2012 N 03-01-18/1-17). Корректировка соответствующих налоговых баз и доначисление сумм налогов (при наличии на то оснований) производится только по результатам указанных проверок, проводимых ФНС в порядке, предусмотренномст. 105.17 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Комментарии (0)
Оставьте свой комментарий: