Точка Июридические консультации и аудит (473) 240-90-40
Быстрые выписки

Получить совет специалиста

Задать вопрос
Быстрые выписки

Быстрые выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП

Получить выписку
Быстрые выписки

Заявления и бланки

Скачать бесплатно

Мониторинг законодательства РФ за период с 8 по 14 августа 2022 года

Содержание:

  1. ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ
  2. НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
  3. НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
  4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ

 

Указ Президента РФ от 08.08.2022 N 529
"О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями"

Подписан указ о временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями

Документом установлено в числе прочего, что впредь до внесения изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

- при реализации Указа Президента РФ от 5 июля 2022 г. N 430 "О репатриации резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты и валюты Российской Федерации" не применяется ограничение в 5 тыс. долларов США по сумме переводов денежных средств в иностранной валюте физлицом-резидентом;

- при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юрлицами и ИП не применяются требования о проведении расчетов при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках и переводами электронных денежных средств, а также требования о зачислении иностранной валюты на свои банковские счета в уполномоченных банках;

- при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российские юрлица и ИП вправе осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, за исключением случаев, определенных Правительством РФ по согласованию с Банком России (если иное не предусмотрено указами Президента РФ).

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Приказ ФНС России от 03.06.2022 N ЕД-7-1/464@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 17.03.2020 N ЕД-7-1/168@ "О создании федерального и региональных ситуационных центров ФНС России для оперативного мониторинга ситуации в экономике"

В России создаются федеральный и региональные ситуационные центры (ФСЦ и РСЦ) в целях мониторинга социально-экономической ситуации и выработке предложений по мерам поддержки бизнеса и граждан

ФСЦ создается на базе Центрального аппарата ФНС России и осуществляет сбор и агрегирование информации от РСЦ.

РСЦ осуществляют еженедельный сбор и мониторинг информации, в том числе по обращениям налогоплательщиков, о рисках возникновения экономических и социальных проблем.

 

Приказ Росстата от 10.08.2022 N 561
"О внесении изменения в форму N 12-ГА "Сведения о перевозках пассажиров и грузов"

Скорректированы форма N 12-ГА "Сведения о перевозках пассажиров и грузов" и указания по ее заполнению

Внесено уточнение в графу 9 формы в части указания сведений о перевозках по видам сообщения.

Предусмотрено, что данные по форме предоставляются в адреса и сроки, указанные на бланке формы.

 

<Письмо> ФНС России от 27.05.2022 N ЕА-4-15/6495@
"О согласовании ответов на обращения по вопросам прослеживаемости"

ФНС сообщено об организации подготовки ответов на вопросы налогоплательщиков, касающихся применения законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров

В письме содержится подробное описание процесса и сроков подготовки проектов ответов и их согласования.

 

<Письмо> ФНС России от 04.08.2022 N ШЮ-4-13/10104@
<О порядке возврата излишне удержанного налога при выплате дивидендов резидентам недружественных стран>

ФНС разъяснила, как осуществить возврат налога, излишне удержанного при выплате дивидендов резидентам недружественных стран, с учетом введения специального счета типа "С"

Ставка налога при выплате дивидендов, предусмотренная соответствующим международным договором, может быть меньше, чем ставка налога, установленная НК РФ.

При этом законодательством предусмотрена возможность возврата излишне удержанного налога при соблюдении установленных условий (пункт 2 статьи 312 НК РФ).

Сообщается, что сумма налога, излишне удержанная у источника при выплате дивидендов, уменьшает сумму дивидендов, предназначенную участнику (акционеру).

В случае принятия налоговым органом решения о возврате излишне удержанного налога нерезиденту - лицу, упомянутому в пунктах 1 Указа N 95 и Указа N 254, возврат может быть произведен только на специальный счет типа "С" нерезидента в российском банке.

При указании в заявлении иных счетов налоговый орган вправе отказать в возврате излишне удержанного налога.

 

<Письмо> ФНС России от 29.07.2022 N СД-4-3/9846@
"О налогообложении сумм возмещения, полученных при изъятии недвижимого имущества налогоплательщиками, при применении УСН"

В налоговую базу по УСН не включается возмещение, полученное налогоплательщиком при изъятии у него недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд

Президиум ВАС РФ в постановлении от 23.06.2009 N 2019/09 указал, что взимание с собственника такого имущества налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.

Минфином в письме от 06.10.2021 N 03-11-09/80781 было также отмечено, что поскольку изъятие у налогоплательщика находящегося в его собственности земельного участка для государственных и муниципальных нужд и недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке, производится без учета его воли, то такое изъятие не должно иметь для данного налогоплательщика налоговых последствий.

 

Письмо ФНС России от 08.08.2022 N 3-4-06/0071
"По вопросу уплаты акциза"

Приведена позиция Минфина по вопросу уплаты акциза в отношении жидкости для электронных систем доставки никотина (ЭСДН)

Сообщается, что особенности налогообложения жидкости для ЭСДН в зависимости от того, поставляется она в комплекте ЭСДН, в составе компонентов ЭСДН или отдельно, НК РФ не предусмотрены.

Таким образом, жидкость для ЭСДН рассматривается как самостоятельный подакцизный товар, исчисление и уплата акциза в отношении которого осуществляется в порядке, установленном НК РФ.

 

<Письмо> ФНС России от 08.08.2022 N СД-4-3/10308@
"О порядке исчисления и уплаты НДС при оказании услуг в электронной форме"

ФНС разъяснила, в каких случаях при реализации иностранной организацией услуг в электронной форме у покупателя возникает обязанность налогового агента по НДС

В письме приведены различные ситуации, связанные с реализацией иностранными организациями услуг в электронной форме на территории РФ, а также разъяснены налоговые последствия по уплате НДС в бюджет.

Так, в частности, сообщается, что с 1 октября 2022 года иностранные организации (иностранные посредники), оказывающие услуги в электронной форме на территории РФ, в адрес физлиц, не являющихся ИП, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДС (Федеральный закон от 14.07.2022 N 323-ФЗ). При оказании услуг в адрес организаций и ИП, НДС подлежит исчислению и уплате налоговым агентом - покупателем.

Если до даты вступления в силу Федерального закона N 323-ФЗ покупателем в адрес иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе, перечислена предоплата, включая сумму НДС, то обязанности налогового агента у покупателя не возникает.

 

<Информация> ФНС России
"Заявления на вступление в налоговый мониторинг с 2023 года принимаются до 1 сентября"

До 1 сентября 2022 ФНС России принимает заявления от налогоплательщиков на вступление в налоговый мониторинг с 2023 года

Для вступления в налоговый мониторинг организация должна соответствовать суммовым критериям: общая сумма налогов должна превышать 100 млн рублей; выручка и стоимость чистых активов должны составлять более 1 млрд рублей. Критерии не распространяются на консолидированные группы налогоплательщиков и участников СЗПК.

Вместе с заявлением организация обязана также предоставить ряд документов (регламент информационного взаимодействия; информацию об участниках с долей более 25%, учетную политику для целей налогообложения и др.).

 

<Информация> Минэкономразвития России от 08.08.2022 "Правительство запускает новую программу кредитования МСП"

Субъекты МСП смогут получить льготное финансирование на инвестцели под 3 - 4,5% годовых

Сообщается, что Правительство РФ запускает новую программу кредитования МСП, в рамках которой в пилотном режиме будут объединены программа субсидирования процентной ставки в рамках нацпроекта "МСП" и льготное фондирование по программе стимулирования кредитования.

Предприятия смогут получить инвестиционный кредит сроком до 10 лет на закупку оборудования или запуск новых производств, льготный период при этом составит до 5 лет. В течение указанного льготного периода процентная ставка для среднего бизнеса составит 3%, для малого и микробизнеса - 4,5%.

В качестве приоритетных отраслей для реализации программы определены сферы обрабатывающего производства, переработки сельхозпродукции, логистики, гостиничный бизнес.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ

 

08.08.2022 Волоконно-оптические линии связи не относятся к недвижимости и не облагаются налогом на имущество, если они являются частью воздушной линии электропередачи, могут быть демонтированы и использованы в другом месте

Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2022 № 305-ЭС22-10313 по делу N А40-255623/2018
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно исключил из налоговой базы по налогу на имущество объекты недвижимости (группа объектов "волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС)"), которые имеют прочную связь с землей, перемещение которых без нанесения несоразмерного ущерба их конструктивной целостности и проектным функциональным назначениям невозможно. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной. Установлено, что объекты ВОЛС не имеют в своем составе объектов недвижимости, а именно кабельной канализации, наземных и подземных сооружений. Волоконно-оптический кабель связи посредством кронштейнов и линейной арматуры размещен на опорах, которые являются частью другого объекта - воздушной линии электропередачи, что исключает возможность их регистрации в качестве отдельного объекта недвижимости. В случае необходимости демонтажа ВОЛС демонтируются и могут быть использованы для решения аналогичных задач в другом месте. Суд пришел к выводу, что спорные объекты ВОЛС (исходя из их физических свойств) должны квалифицироваться в узком смысле - для обозначения волоконно-оптического кабеля - ВОК, который не является сооружением связи и не относится к объектам недвижимости.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

08.08.2022 Суд признал правомерным доначисление налогов в связи с отсутствием раздельного учета средств целевого финансирования, т. к. из документов невозможно установить, на строительство каких объектов привлечены и израсходованы средства дольщиков

Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2022 № 308-ЭС22-902 по делу N А15-2016/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что ему неправомерно доначислены налоги в связи с отсутствием раздельного учета средств целевого финансирования, т. к. при осуществлении строительства жилья он вел учет поступающих ему средств дольщиков. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, предусматривает не только отражение их поступления на соответствующих регистрах учета, но и отражение их расхода на соответствующих регистрах учета. Из документов, представленных в ходе проверки, и из регистров учета поступлений целевых средств, представленных суду, невозможно установить, на строительство каких объектов привлечены и израсходованы средства дольщиков. Руководитель налогоплательщика пояснил, что предприятие в основном занимается строительством жилья с привлечением средств дольщиков, и коммерческую реализацию квартир он посчитал частью этой деятельности, поэтому вел общий учет. С учетом этих и иных обстоятельств суд признал доначисление налогов обоснованным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

08.08.2022 Зарплату иностранцу-нерезиденту надо выплачивать через банковский счет, даже если он против этого

Постановление Верховного Суда РФ от 15.07.2022 № 9-АД22-8-К1
Суд оставил без изменения вынесенные ранее судебные решения, поскольку в действиях лица содержится состав административного правонарушения, выразившегося в нарушении валютного законодательства

Директора фирмы оштрафовали за незаконные валютные операции. Поводом для этого стала выплата зарплаты в рублях иностранным работникам-нерезидентам наличными деньгами минуя банковских счет. Пытаясь обжаловать штраф, директор сослался на то, что он был вынужден выплачивать зарплату в наличном порядке, т. к. упомянутые работники возражали против открытия им счетов в банке и зачисления денег на таковые. Имела место крайняя необходимость. Кроме того, все факты таких выплат - единое нарушение. ВС РФ счел штраф законным. Закон устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда юрлица-резиденты могут рассчитываться наличными деньгами с физлицами-нерезидентами без использования банковских счетов. Среди них не указана выплата резидентом работнику-нерезиденту зарплаты наличными деньгами, минуя счет в банке. Ссылка директора на вынужденность таких действий несостоятельна. При заключении трудовых договоров с иностранцами было известно, что они нерезиденты. Выполнение резидентом-работодателем требований валютного законодательства не может зависеть от волеизъявления работника-нерезидента. При этом каждая такая выплата, произведенная в разное время за различные расчетные периоды работы, - самостоятельное правонарушение.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

09.08.2022 Финансовый результат в отношении построенного дома определяется застройщиком на дату разрешения о вводе объекта в эксплуатацию, а не на дату подписания документа о передаче объекта в эксплуатацию управляющей компании

Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2022 № 304-ЭС22-7896 по делу N А70-9841/2019
(ключевые темы: финансовые результаты - строительство многоквартирного дома - застройщик - экономические споры - жилой дом)

Налогоплательщик (застройщик) полагает, что датой определения финансового результата в отношении построенного дома является дата подписания документа о передаче объекта строительства в эксплуатацию управляющей компании по акту передачи, а не дата ввода объекта в эксплуатацию по нормам градостроительного законодательства. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Как отметил суд, оформление акта приема-передачи объекта долевого строительства управляющей организации (в первый рабочий день следующего года) фактически зависело от волеизъявления застройщика и обусловлено не тем, что строительство объекта продолжалось, а намерением перенести финансовый результат на следующий год. Суд проверил правильность расчета финансового результата застройщика от использования денежных средств дольщиков по объекту строительства и пришел к выводу, что в спорный период (период, в котором получено разрешение на ввод дома в эксплуатацию) доход налогоплательщика превысил установленный для УСН лимит. Соответственно, ему обоснованно доначислен налог на прибыль.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

10.08.2022 Штраф за несвоевременное представление документов в ходе налоговой проверки исчисляется исходя из количества фактически представленных документов, даже если они не поименованы конкретно в требовании

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2022 № 305-ЭС22-7552 по делу N А40-97438/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, взыскании государственной пошлины

Налогоплательщик полагает, что штраф за несвоевременное представление документов в ходе налоговой проверки неправомерно исчислен исходя из количества фактически предоставленных документов, не поименованных конкретно в требовании о представлении документов. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование о представлении документов (информации) для проведения мероприятий налогового контроля. Требование исполнено несвоевременно, при этом уведомлений или ходатайств относительно необходимости дополнительного времени для представления документов либо о невозможности их предоставления налогоплательщик не подавал. Суд признал привлечение налогоплательщика к ответственности обоснованным, а расчет штрафа - правильным.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

11.08.2022 Если стороны сделки не согласовали иного, поставщик товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) после 01.01.2019, имеет право на получение с покупателя НДС по ставке 20%, за исключением государственных (муниципальных) контрактов

Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2022 № 307-ЭС22-8165 по делу N А52-4566/2020
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Истец (исполнитель) полагает, что с ответчика (заказчика) подлежит взысканию задолженность по договору, образовавшаяся в связи с повышением ставки НДС с 18% до 20%. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию истца обоснованной. Как указал суд, если стороны сделки не согласовали иного, поставщик товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) после 01.01.2019, имеет право на получение с покупателя НДС по ставке 20%, за исключением государственных (муниципальных) контрактов. В данном случае заключенный сторонами договор не является государственным или муниципальным контрактом. Принимая во внимание условия договора, возлагающие на ответчика обязанность по оплате спорных платежей, в том числе НДС, а также учитывая право поставщика товаров (работ, услуг) на получение с покупателя НДС по ставке 20%, суд удовлетворил иск в полном объеме.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

12.08.2022 Суд признал правомерным включение инспекцией кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов налогоплательщика, т. к. она была ликвидирована путем умышленного создания формального документооборота с подконтрольными лицами

Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2022 № 306-ЭС22-8244 по делу N А55-2762/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налоговый полагает, что налогоплательщик неправомерно не учел в составе доходов спорную кредиторскую задолженность перед поставщиком, т. к. она была ликвидирована формально. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной. Установлено, что налогоплательщиком умышленно создан формальный документооборот с целью невключения в состав внереализационных доходов спорной кредиторской задолженности путем совершения последовательных сделок между ним и подконтрольными ему лицами. Посредством спорных сделок, имеющих согласованный и транзитный характер, реальность которых не подтверждена, налогоплательщиком фактически ликвидирована имеющаяся кредиторская задолженность, при этом увеличены чистые активы. Суд пришел к выводу о правомерности включения инспекцией спорной суммы в состав внереализационных доходов.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

12.08.2022 Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС при строительстве объекта, если инвестиционный проект финансировался за счет его участника, а налогоплательщик выполнял посредническую роль

Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2022 № 304-ЭС22-8394 по делу N А03-3801/2021
Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Налогоплательщик полагает, что правомерно принял к вычету НДС по счетам-фактурам подрядной организации при строительстве объекта в целях реализации инвестиционного проекта. Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогоплательщика необоснованной. Установлено, что налогоплательщик был наделен функцией реализации инвестиционного проекта в части строительства объекта. Он выполнял посредническую роль при реализации инвестиционного проекта, финансируемого за счет денежных средств (инвестиций), предоставляемых в соответствии с условиями бизнес-проекта обществом, являющимся 100% участником налогоплательщика. При этом доля налогоплательщика в инвестиционном проекте отсутствует. Суд согласился с выводом налогового органа об отсутствии инвестиционного характера участия налогоплательщика в строительстве объекта и об отсутствии оснований для применения спорных налоговых вычетов.

Источник: http://www.pravovest.ru/

 

НОВОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

08.08.2022 Для бизнеса на ПСН предусматриваются новые льготы в части применения ККТ

ФНС РФ сообщает о внесении поправок правительством в проекты законов, которые предусматривают поправки в законодательство о применении ККТ и в Закон о розничных рынках (письмо ФНС РФ от 19 июля 2022 г. № 20-2-04/0004@), пишет ГАРАНТ.

Напомним, что документу предусматривают введение льготы, освобождающей от применения ККТ компании и ИП на ЕСХН, при торговле продовольственными товарами на розничных рынках, ярмарках и выставках при условии наличия не более 3 торговых мест с совокупной площадью не более 15 кв. м (включая места для хранения товара).

При этом кабмин решил освободить от применения ККТ для ИП на ПСН, которые осуществляют некоторые виды предпринимательской деятельности. Среди них такие как изготовление и ремонт ключей, изготовление изделий народного художественного промысла, звукозаписывающая деятельность, охота и рыболовство, розничная торговля, услуги общепита, производство молочной и хлебобулочной продукции, сбор и заготовка лесных ресурсов, переработка овощей и фруктов, животноводство и другие. При этом такая льгота будет распространяться на случаи осуществления деятельности на территории ярмарки, регулярно организуемой и проводимой только в выходные, праздничные и (или) нерабочие дни, общее число торговым мест на которой не превышает 50. Кроме того, без ККТ смогут осуществлять расчета на территории ярмарок, рынков, выставок и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Также предусматривается отсрочка по отражению на кассовом чеке наименования товаров, работ, услуг до 1 января 2024 года для тех, кто ранее осуществлял деятельность на розничных рынках, ярмарках, выставках, и у которых ранее отсутствовала обязанность по применению ККТ.

Источник: Российский налоговый портал

 

09.08.2022 Суточные облагаются НДФЛ, если выплачены сверх лимитов

При оплате работодателем налогоплательщику расходов, которые связаны со служебной командировкой, в доход, подлежащий обложению НДФЛ, не включаются суточные. Сейчас их размер не более 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории РФ и не свыше 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной служебной командировке, пишет ГАРАНТ.

При этом размер суточных, а также порядок их выплаты определяется коллективным договором или локальным нормативным актом (исключение составляют организации бюджетной сферы). В итоге фактический размер суточных, выплачиваемых работникам при направлении их в служебные командировки, может превышать размеры суточных, освобождаемые от налогообложения.

Минфин РФ отмечает, что все суточные, выплаченные сверх определенных налоговым законодательством размеров, будут облагаться НДФЛ в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 7 июня 2022 г. № 03-04-05/53719). Дата фактического получения такого дохода определяется как последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.

Источник: Российский налоговый портал

 

  1. Поменялись формы СЗВ-ТД и СЗВ-СТАЖ

Шесть форм отчетности, которые работодатели сдают в ПФР, с 19 августа изменятся.

Опубликовано постановление правления ПФР от 21.04.2022 № 62п.

Изменения будут в таких формах:

В этих формах слова: «Наименование должности руководителя» заменили словами: «Наименование должности руководителя (уполномоченного представителя страхователя)».

Кроме того, в порядок заполнения СЗВ-ТД теперь сказано, что при численности свыше 10 человек надо сдавать отчет электронно.

Также  обновили коды периодов, за которые взносы платить не надо, а баллы на пенсию начисляются.

В частности, речь идет о таких кодах:

С 2023 года новые формы отчетов будут уже не актуальны. После объединения ПФР и ФСС будет единый отчет с множеством разделов.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

10.08.2022 На агентское вознаграждение от юрлиц и ИП не надо выбивать чек ККТ

При удержании денег в качестве вознаграждения за оказанные услуги надо применять ККТ и выдавать чек клиентам, если это физлица. С юрлицами расклад другой.

Разъяснения дает Минфин в письме от 22.07.2022 № 30-01-15/70768.

При расчетах надо выбивать чек. Расчеты — это, в частности, прием и выплата денег наличными или безналом за товары, работы, услуги.

Как утверждает Минфин, удержание денег — это расчет.

Но в то же время в законе № 54-ФЗ сказано, что безнал между организациями и ИП не обязывает применять ККТ.

А значит, делает вывод Минфин, в случае удержания вознаграждения с организации или ИП за оказанные им услуги субброкера, ККТ можно не применять.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

11.08.2022 Если российская компания до 1 октября перечислит аванс иностранной фирме за электронные услуги, она не будет агентом по НДС

С 1 октября меняются правила по уплате НДС с иностранных услуг, которые оказывают иностранные компании.

Если услуга оказана физлицу, платить НДС должна иностранная фирма-исполнитель.

Если услуга оказана юрлицу или ИП, платить НДС будет российский заказчик услуги как налоговый агент.

Такие поправки внесены Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ.

Если покупатель уплатил аванс иностранной фирме до дня вступления данного закона, он не будет налоговым агентом по НДС.

Более того, в таком случае бизнес может взять на вычет НДС, уплаченный иностранному исполнителю, даже если реализация свершится после 1 октября.

Такое разъяснение дает ФНС в письме от 08.08.2022 № СД-4-3/10308@.

При этом если иностранная компания оказывает какие-то иные услуги (не электронные), местом реализации которых считается РФ, то никакого налогового агентства по НДС тут нет. Платить налог должна сама иностранная фирма, которая стоит на учете в ФНС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.08.2022 ИП-кулинар на ОСНО может не платить НДС

Отделы кулинарии организаций и ИП освобождены от НДС. Но надо соблюдать условие о доходах их доле.

Разъяснение дает ФНС в письме от 08.08.2022 № СД-4-3/10286@.

Условия применения льготы:

доход — не более 2 млрд рублей:

доля дохода от общепита ­— не менее 70 %;

среднемесячный размер зарплаты (с 2024 года) — не ниже средней по отрасли в регионе.

Пользоваться льготой можно, в том числе, в отделах кулинарии.

Магазин (отдел) кулинарии — это магазин (отдел) по реализации населению продукции общественного питания в виде кулинарных изделий, полуфабрикатов, кондитерских и хлебобулочных изделий.

Он может быть расположен в предприятии питания или самостоятельно вне предприятия питания.

Если все это соблюдается, то ИП, у которого кулинария, может применять освобождение от НДС.

Источник: Отдел новостей ИА "Клерк.Ру

 

12.08.2022 Как рассчитать лимиты доходов для УСН в 2022 году

Если доходы на УСН не превысили 150 млн рублей, и средняя численность персонала составляет 100 человек или менее, налоговые ставки равны: 6% — для объекта налогообложения «доходы» и 15% — для объекта налогообложения «доходы минус расходы». Начиная с квартала, в котором доходы (посчитанные нарастающим итогом с начала года) оказались свыше 150 млн рублей, и (или) средняя численность сотрудников стала больше 100 человек, необходимо применять повышенные ставки:

для объекта «доходы» — 8%;

для объекта «доходы минус расходы» — 20%.

Если же доход превысил 200 млн рублей, то налогоплательщик теряет право на УСН. (Также с УСН придется уйти, если численность работниов больше 130 человек, либо не выполняются критерии по стоимости основных средств или доле в уставном капитале).

В ФНС отметили, что эти лимиты рассчитываются с применением коэффициента-дефлятора. В 2022 году он равен 1,096. Соответственно, в 2022 году предельные величины дохода составляют:

164,4 млн рублей (150 млн рублей × 1,096) — для применения обычных налоговых ставок по УСН;

от 164,4 млн рублей (150 млн рублей × 1,096) до 219,2 млн рублей (200 млн рублей × 1,096) — для применения повышенных ставок по УСН.

Источник: Российский налоговый портал

 

12.08.2022 С 2023 года МРОТ может быть увеличен до 30 тысяч рублей

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму

Законопроект, направленный на обеспечение приемлемого уровня жизни граждан РФ в условиях роста инфляции и снижения доходов из-за введения антироссийских санкций, поступил в Госдуму 11 августа 2022 года. Согласно документ, МРОТ должен вырасти до 30 тысяч рублей, пишет ГАРАНТ.

Напомним, что в э этом году МРОТ увеличился дважды: с 1 января на 8,6% и с 1 июня на 10%. В результате с начала лета МРОТ составляет 15 279 рублей, что ниже 42% значения медианной зарплаты. Отметим, начиная с 1 января 2021 года величина МРОТ рассчитывается по-новому: теперь его величина привязана к медианной зарплате по стране, которую определяет Росстат. МРОТ не может быть меньше 42% от значения медианной зарплаты и в любом случае – не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом на текущий год он не должен быть меньше предыдущего.

Авторы законопроекта отмечают, что нынешняя величина МРОТ и после изменения методики его установления обеспечивает только физиологическое выживание работающего человека и, как показывает опыт, только на короткий период. Они полагают, что низкий уровень МРОТ приводит к повсеместной коррупции, снижению совокупного спроса, спаду производства. Также он не стимулирует работодателей внедрять новые технологии и применять рациональные и справедливые системы оплаты труда, повышать производительность труда, а также тормозит рост ВВП РФ, приводит к обширной теневой экономике и росту социальной напряженности.

Предполагается, что рост МРОТ до 30 тысяч рублей позволит в текущей ситуации вывести из нищеты существенную часть населения России, снизить дифференциацию в доходах населения и обеспечить развитие отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок. По замыслу авторов законопроекта, в условиях действующих ограничений со стороны недружественных государств нужно кардинально пересмотреть политику в отношении доходов граждан. Предлагаемая величина МРОТ должна будет обеспечить приемлемый уровень жизни как для самих работающих граждан, так и для их детей.

Источник: Российский налоговый портал

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Бухгалтерский учёт

 

В ООО на общей системе налогообложения числится автопогрузчик, который полностью самортизирован, в ходе его эксплуатации было принято решение приобрести на него новое оборудование (киповый захват), но его не установили на погрузчик, и оно числится, как отдельное основное средство (на сегодняшний день оно еще не самортизировано).
Возможно ли 01.01.2022 установить его на автопогрузчик? Как это отразить в бухгалтерском учете (объединение объектов в одно основное средство)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Объединение объектов основных средства в данном случае может осуществляться путем отражения в бухгалтерском учете нового объекта после объединения или как дооборудование автопогрузчика. Подробности изложены ниже.

Обоснование позиции:
С 2022 года бухгалтерский учет основных средств ведется на основании ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее - ФСБУ 6/2020).
Согласно п. 10 ФСБУ 6/2020 единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплексом конструктивно сочлененных предметов считается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. При наличии у одного объекта основных средств нескольких частей, стоимость и сроки полезного использования которых существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом, каждая такая часть признается самостоятельным инвентарным объектом.
Указанным нормативным актом не предусмотрен порядок учета объектов основных средств в случае их объединения.
Также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) не предусмотрена корреспонденция счетов, связанная с объединением объектов основных средств.
Вместе с тем, если инвентарные объекты, учтенные в разное время по отдельности, представляют собой единый объект и могут работать только совместно, то объединение объектов с разными инвентарными номерами возможно (смотрите, например, письмо Минфина России от 22.10.2021 N 03-03-06/2/85549*(1)).
Установка нового оборудования кипового захвата на автопогрузчик в данном случае будет означать, что инвентарные объекты, учтенные в разное время по отдельности, будут представлять собой единый объект.
Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также МСФО.
Отметим, что порядок учета основных средств в МСФО регламентируется стандартом (IAS) 16 "Основные средства". Согласно п. 9 указанного стандарта стандарт (IAS) 16 "Основные средства" не определяет единицу измерения для целей признания, т.е. что именно составляет объект основных средств. При использовании критериев признания применительно к конкретной ситуации, в которой находится организация, требуется суждение*(2).
Согласно абзацу седьмому п. 3 Рекомендации Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (далее - Рекомендация Р-96/2018-КпР) также указано, что вопрос выработки способа бухгалтерского учета при его отсутствии в стандартах становится предметом профессионального суждения в области бухгалтерского учета.
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации объединение объектов основных средств возможно отразить двумя способами.

Объединение через создание нового объекта

Объединение может осуществляться путем последующего отражения создания нового объекта под новым инвентарным номером.
При этом фактически выбытия старых объектов при таком их объединении не происходит.
Списание объекта основных средств осуществляется в ситуациях, перечисленных в п. 40 ФСБУ 6/2020. Рассматриваемый случай в этой норме не поименован.
Поэтому отражать в учете списание старых объектов не потребуется.
По нашему мнению, в данной ситуации первоначальная стоимость нового объекта складывается из суммирования первоначальной стоимости двух прежних объектов и отражается в учете внутренними записями:
Дебет 01 (новый инв. номер) Кредит 01 (инв. номер погрузчика)
Дебет 01 (новый инв. номер) Кредит 01 (инв. номер кипового захвата)
- сформирована первоначальная стоимость объединенного объекта.
В аналогичном порядке складывается сумма начисленной амортизации:
Дебет 02 (инв. номер погрузчика)*(3) Кредит 02 (новый инв. номер)
Дебет 02 (инв. номер кипового захвата) Кредит 02 (новый инв. номер)
- отражена сумма начисленной амортизации по объединенному объекту.
При этом объединение производится на основании приказа руководителя, акта об объединении, сопровождается записями в инвентарных карточках.
Годовая сумма амортизационных отчислений в этом случае определяется исходя из первоначальной стоимости нового объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования.
Срок полезного использования в этом случае определяется в общем порядке в соответствии с п. 9 ФСБУ 6/2020 исходя из:
- ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации в отношении использования объекта;
- ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов;
- ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств;
- планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения.

Дооборудование автопогрузчика

Профессиональное суждение должно основываться на экономическом содержании фактов хозяйственной жизни и исходить из приоритета этого содержания над юридической формой указанных фактов (п. 6 Рекомендации Р-96/2018-КпР).
Это соответствует требованию приоритета содержания перед формой, установленному абзацем пятым п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", которым определена необходимость отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.
Согласно второму способу объединение двух объектов возможно отразить в бухгалтерском учете организации как дооборудование автопогрузчика, осуществляемое на основании приказа руководителя.
При оценке ОС по первоначальной стоимости такая стоимость и сумма накопленной амортизации не подлежат изменению, за исключением случаев, установленных ФСБУ 6/2020 (пункты 13 и 14 ФСБУ 6/2020).
Так, в силу п. 24 ФСБУ 6/2020 первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта в момент завершения таких капитальных вложений.
Понятие капитальных вложений устанавливает ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", утвержденный приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее - ФСБУ 26/2020). Под капитальными вложениями понимаются затраты организации на приобретение, создание, а также на улучшение и (или) восстановление объектов основных средств (п. 5 ФСБУ 26/2020).
Улучшение и восстановление объекта основного средства может осуществляться в виде достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, замены частей, ремонта, проведения технических осмотров, технического обслуживания) (подп. "ж" п. 5 ФСБУ 26/2020).
То есть фактические затраты организации на дооборудование объектов являются капитальными вложениями, включаемыми в первоначальную стоимость основных средств (п. 12, п. 24 ФСБУ 6/2020, п. 5 ФСБУ 26/2020).
В соответствии с п. 6 ФСБУ 26/2020 капитальные вложения могут осуществляться при первоначальном приобретении, создании объектов основных средств или при последующем улучшении и (или) их восстановлении.
Единицей учета капитальных вложений является приобретаемый, создаваемый, улучшаемый или восстанавливаемый объект основного средства (п. 7 ФСБУ 26/2020).
Применительно к рассматриваемой ситуации объединение автопогрузчика и кипового захвата может быть отражено как дооборудование автопогрузчика.
Для отражения списания остаточной стоимости кипового захвата с кредита счета счету 01 "Основные средства" в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Расходы на дооборудование" к счету 01 может быть открыт специальный субсчет "Объединение основных средств". В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.
Таким образом, объединение во втором случае возможно отразить следующими записями по счетам:
Дебет 01, субсчет "Объединение основных средств" Кредит 01
- отражена первоначальная стоимость присоединяемого основного средства.
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Объединение основных средств"
- отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации присоединяемого объекта.
Дебет 08, субсчет "Расходы на дооборудование" Кредит 01, субсчет "Объединение основных средств"
- остаточная стоимость присоединенного объекта включена в расходы на дооборудование другого ОС;
Дебет 08, субсчет "Расходы на дооборудование" Кредит 10, 69, 70
- учтены иные расходы на дооборудование ОС;
Дебет 01 Кредит 08, субсчет "Расходы на дооборудование"
- увеличена первоначальная стоимость основного средства на сумму затрат по дооборудованию.
В отношении начисления амортизации отметим, что в период действия ПБУ 6/01 специалисты Минфина России (смотрите письма от 15.12.2009 N 03-05-05-01/81, 23.06.2004 N 07-02-14/144) давали следующие разъяснения о порядке начисления амортизации по модернизированным объектам: при увеличении первоначальной стоимости объекта в результате модернизации (реконструкции) сумма амортизационных отчислений должна пересчитываться исходя из остаточной стоимости объекта основных средств, увеличенной на затраты по модернизации (реконструкции), и оставшегося срока полезного использования, в том числе пересмотренного СПИ обновленного объекта. Причем предложенный порядок расчета амортизации касается только линейного метода. Вместе с тем, в связи с отсутствием специальных правил, полагаем, что приведенный принцип расчета можно распространить и на другие способы начисления амортизации.
ФСБУ 6/2020 не содержит норм о порядке расчета амортизации по модернизированным (реконструированным) объектам основных средств. По нашему мнению, в связи с отсутствием на данный момент каких-либо разъяснений финансового ведомства в схожей ситуации, при пересчете амортизации по дооборудованному ОС следует придерживаться ранее действовавшего порядка, с той поправкой, что вместо остаточной стоимости основного средства следует использовать его балансовую стоимость на дату завершения модернизации (реконструкции).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Вопрос: Здание, в котором размещены офисные помещения, используется для основного вида деятельности организации. На балансе организации учитывались три основных средства: здание со сроком полезного использования 1714 мес. в бухгалтерском учете и 170 мес. в налоговом учете; помещение со сроком полезного использования 361 мес. в бухгалтерском и налоговом учете; помещение со сроком полезного использования 361 мес. в бухгалтерском и налогом учете. Произошло объединение этих трёх основных средств в новое основное средство. Какой срок полезного использования необходимо установить в бухгалтерском и налоговом учете при принятии нового ОС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2017 г.);
Вопрос: Основной вид деятельности организации - предоставление нежилой недвижимости в аренду. На балансе учитывались три основных средства: здание, которое принято к учету 01.12.2003 со сроком полезного использования 588 месяцев; платформа уравнительная (инвентарный объект N 01560), которая принята к учету 15.10.2014 со сроком полезного использования 37 месяцев; к данному ОС применялась амортизационная премия; сигнализация пожарная (инвентарный объект N 1316), которая принята к учету 23.08.2012 со сроком полезного использования 61 месяц. В августе 2017 года произошло объединение трёх основных средств в новое основное средство. Правомерно ли такое объединение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2017 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качеств

 

Налог на прибыль

 

Общество является застройщиком. Наряду со строительством объекта застройщик осуществляет благоустройство прилегающей территории. Прилегающая территория не входит в границы земельного участка, предоставленного для целей строительства. Меры по благоустройству прилегающей территории, принимаемые застройщиком, заключаются как в поддержании нормативного состояния (уборка и проч.), так и в создании и размещении таких объектов, как фонтаны. Есть ли риски непризнания таких расходов в целях налогообложения прибыли? Строительство еще не закончено.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Контролирующие органы в ряде случаев высказываются о возможности признания расходов на благоустройство.
Однако преимущественно их точка зрения сводится к невозможности учета подобных расходов.
Если организация считает произведенные расходы на благоустройство обоснованными, то их возможно признать в целях налогообложения.
При этом с большой вероятностью свою позицию организации-застройщику придется доказывать в суде.
Если смета на строительство предусматривает расходы на благоустройство, то их возможно учесть в первоначальной стоимости объектов строительства.

Обоснование позиции:
Понятие "благоустройство" налоговым законодательством не определено.
На основании п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 36 ст. 1 ГрК РФ под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная:
- на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;
- на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
- на содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Объектами благоустройства являются территории различного функционального назначения, на которых проводятся мероприятия по инженерной подготовке к озеленению, по устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленные на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка (пп. 3.12, 3.2 Свода правил СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий", утвержденного приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр).
Финансовое ведомство под расходами на благоустройство территории понимает затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации, на улучшение потребительских свойств участка. К таким расходам относятся, например, устройство дорожек, скамеек, посадку деревьев и кустарников, устройство газонов и т.д. (письма Минфина России от 01.04.2016 N 03-03-06/1/18575, от 10.08.2012 N 03-03-06/4/83, от 03.08.2012 N 03-03-06/1/386, от 17.07.2012 N 03-03-06/2/81, от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35).
Поскольку, по мнению финансистов, такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации, для целей исчисления налога на прибыль они не учитываются, так как не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
Вместе с тем в ряде случаев Минфин России все же признает, что если объекты внешнего благоустройства необходимы для деятельности организации, направленной на получение дохода, то затраты на их создание учитываются для целей налогообложения.
К подобным расходам относятся, например:
- затраты на озеленение территории аквапарка (письмо Минфина России от 09.11.2011 N 03-03-06/1/736);
- расходы санатория по озеленению своей территории (письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-03-06/1/443).
Таким образом, главный критерий признания подобных расходов - их экономическая обоснованность.
Мы не можем с уверенностью утверждать, что расходы на возведение фонтана, построенного за пределами земельного участка, на котором осуществляется строительство, однозначно являются для организации-застройщика обоснованными расходами.
В то же время если организация придерживается позиции, что данные расходы отвечают критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то их признание, по примеру приведенных выше расходов на озеленение, возможно. На наш взгляд, например, отдел продаж может создать документ, в котором создание входной группы будет увязано с планами по реализации квартир и привлечением потенциальных клиентов. Возможно, как полагаем, и иным способом показать использование их в деятельности, направленной на получение дохода, например, размещение фото входной группы в буклетах, журналах, сети Интернет, на сайте застройщика и пр.
В таком случае затраты на обустройство фонтана могут списаны посредством начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ) или быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В случае учета фонтана в качестве отдельного инвентарного объекта следует учитывать, что согласно подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты не подлежат амортизации.
С точки зрения чиновников, нельзя амортизировать любые объекты внешнего благоустройства (смотрите, например, письма Минфина России от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35, от 20.05.2011 N 03-03-06/4/49, от 04.12.2008 N 03-03-06/4/94, от 12.08.2008 N 03-03-06/1/461, от 30.01.2008 N 03-03-06/1/63, от 07.11.2007 N 03-03-06/1/777, от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745, от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203, от 15.11.2006 N 03-03-04/2/241, от 30.05.2006 N 03-03-04/1/487).
Однако судьи из буквального прочтения нормы подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ делают вывод, что не подлежат амортизации только объекты внешнего благоустройства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Соответственно, иные объекты внешнего благоустройства, созданные за счет средств организаций и непосредственно использующиеся в ее хозяйственной деятельности, могут амортизироваться (смотрите постановления ФАС Московского округа от 05.12.2012 N Ф05-13776/12, от 31.05.2011 N КА-А40/4466-11-2, от 12.10.2010 N КА-А40/12233-10, ФАС Поволжского округа от 28.08.2008 N А65-20868/07, ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 N А28-1630/2008-43/29, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 N А56-33207/2008, от 14.01.2008 N А56-4910/2007, постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.05.2008 N Ф03-А73/08-2/1322).
Как видим, имеется обширная арбитражная практика, складывающаяся в пользу налогоплательщиков.
Однако можно констатировать, что как учет расходов на благоустройство посредством начисления амортизации, так и единовременный их учет в составе прочих расходов несет существенные налоговые риски.
Обращаем внимание на письмо Минфина России от 05.07.2016 N 03-03-РЗ/39299.
В нем финансисты пришли к выводу, что если в ходе реализации строительных проектов у застройщиков возникает обязанность по строительству, в том числе объектов благоустройства, которые в дальнейшем будут передаваться органам государственной власти или органам местного самоуправления либо по их поручению (решению) специализированным эксплуатирующим организациям, то расходы на их создание могут учитываться в составе расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль от реализации построенного жилого фонда и нежилых помещений.
Поэтому возникает вопрос о возможности включения расходов на благоустройство в первоначальную стоимость строительства.
НК РФ не устанавливает конкретный перечень расходов, включаемых в первоначальную стоимость основных средств, и не определяет понятие "расходы на приобретение, сооружение, изготовление основных средств", что дает основания в силу ст. 11 НК РФ применять данное понятие в том значении, в котором оно используется в иных отраслях российского законодательства, в частности, ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее - ФСБУ 6/2020), ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (далее - ФСБУ 26/2020) (смотрите также постановление АС Северо-Кавказского округа от 19.04.2017 N Ф08-2079/17 по делу N А32-27000/2016).
При этом, по мнению финансистов (письмо Минфина России от 02.03.2006 N 03-03-04/1/178), в состав капитализируемых расходов в целях налогообложения не могут включаться расходы, которые не признаются капитальными и не включаются в первоначальную стоимость основных средств в целях бухгалтерского учета.
Мы придерживаемся позиции, что, исходя из взаимосвязи п. 12 ФСБУ 6/2020, пп. 10, 16 ФСБУ 26/2020, расходы на создание фонтана прямо не связаны со строительством и, на наш взгляд, не являются необходимыми для создания жилых домов.
В то же время стоимость строительства определяется сметой на строительство (п. 4 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр, далее - Методика).
Из п. 138 Методики следует, что в сводный сметный расчет включаются в том числе затраты на благоустройство и озеленение территории.
В свою очередь, в п. 152 Методики говорится, что в сводный сметный расчет включается сметная стоимость затрат по благоустройству и озеленению территории объекта строительства, в том числе работ по вертикальной планировке (без образования рельефа), устройству дорожек, тротуаров, малых архитектурных форм, ограждению территории, наружному освещению, посадке деревьев, кустарников, устройству газонов и клумб и других элементов благоустройства и озеленения.
Учитывая изложенное, полагаем, что если смета строительства включала в себя создание фонтана, то предпосылки для включения данных расходов в общую стоимость строительства у Застройщика имеются.
Что касается иных расходов на благоустройство (например, уборка и т. п.), если указанные затраты носят характер обоснованных, то их признание в целях налогообложения возможно.
При этом, на наш взгляд, допустимо учитывать такие расходы как в качестве прочих расходов, так и включив их непосредственно в стоимость строящихся объектов.
В целях минимизации налоговых рисков организация вправе обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (подп. 12 п. 1 ст. 21подп. 4 п. 1 ст. 32п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России, пройдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Также в ФНС России можно обратиться по телефону единого контакт-центра: 8-800-222-22-22.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

 

АУСН

 

Ограничение по количеству сотрудников для применения автоматизированной упрощенной системы налогообложения - пять человек.
Включается ли в расчет сам индивидуальный предприниматель?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ограничение (пять человек) распространяется именно на наемных работников индивидуального предпринимателя, то есть сам предприниматель в этот расчет не включается.

Обоснование вывода:
Автоматизированная упрощенная система налогообложения (далее - АУСН) относится к специальным налоговым режимам, введенным в порядке эксперимента (подп. 7 п. 2 ст. 18 НК РФ). Он установлен Федеральным законом от 25.02.2022 N 17-ФЗ (далее - Закон N 17-ФЗ).
Спецрежим могут применять организации и ИП, состоящие на учете по месту нахождения (жительства) на территории Москвы, Московской и Калужской областей, а также Республики Татарстан. Период проведения эксперимента - с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года включительно (ч. 2 ст. 1ч. 1 ст. 2 Закона N 17-ФЗ).
В ч. 2 ст. 3 Закона N 17-ФЗ перечислены организации и ИП, которые применять специальный налоговый режим АУСН не вправе. К ним относятся, в частности, организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает пять человек (п. 28 ч. 2 ст. 3 Закона N 17-ФЗ, смотрите также Вопрос: Кто может воспользоваться специальным налоговым режимом "Автоматизированная УСН"? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", апрель 2022 г.)).
Из данной нормы прямо следует, что ограничение (пять человек) распространяется именно на наемных работников индивидуального предпринимателя, то есть сам предприниматель в этот расчет не включается.
Кроме того, отметим следующее.
Указания по расчету средней численности установлены приказом Росстата от 24.11.2021 N 832 (далее - Указания). Так, в соответствии с п. 75 средняя численность работников включает в себя:
- среднесписочную численность работников;
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении действия трудового договора (контракта) (п. 76 Указаний).
В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации (п. 77 Указаний).
Таким образом, при расчете среднесписочной численности нужно учитывать работников и собственников организации, получающих зарплату.
Однако заработная плата подразумевает наличие трудовых отношений, регулируемых трудовым законодательством. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 1656 ТК РФ).
Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, которым, в свою очередь, может выступать физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 20 ТК РФ).
Соответственно, сторонами трудовых отношений являются два разных субъекта: работодатель и работник (ст. 20ст. 56 ТК РФ).
Регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не образует нового субъекта правоотношений. Иными словами, физическое лицо, приобретая статус ИП, получает ряд дополнительных прав и обязанностей, не утрачивая статуса гражданина. Поэтому, являясь работодателем, индивидуальный предприниматель не может одновременно быть другой стороной в трудовом договоре (работником). Заключение двустороннего соглашения с самим собой противоречит Трудовому кодексу РФ и здравому смыслу. Деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (с привлечением третьих лиц или нет) трудовой деятельностью по смыслу трудового законодательства не является.
ИП не может установить трудовые отношения с самим собой, в такой ситуации заключение трудового договора не представляется возможным из-за отсутствия второй стороны. Соответственно, сам себе начислять и выплачивать заработную плату ИП также не имеет права. Аналогичной точки зрения по данному вопросу придерживаются специалисты Роструда (смотрите письмо от 27.02.2009 N 358-6-1, Вопрос: Если работник до трудоустройства был ИП, может ли он сам себе оформить справку о сумме заработной платы за последние два года для расчета пособия? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2020 г.)), Минфин России (смотрите письмо от 16.01.2015 N 03-11-11/665) и налоговые органы (смотрите письма УФНС России по г. Москве от 26.07.2007 N 18-12/3/071422, от 11.01.2011 N 20-14/2/000066, от 24.09.2012 N 20-14/089723).
Таким образом, исходя из порядка расчета средней численности, сам ИП в расчет в принципе не включается. Аналогичный вывод выражен в письме Минфина России от 28.03.2013 N 03-11-12/38.

К сведению:
В связи с новизной п. 28 ч. 2 ст. 3 Закона N 17-ФЗ разъяснений контролирующих органов по данному вопросу нами не обнаружено. Поэтому напоминаем о праве налогоплательщика на обращение за письменными разъяснениями в Минфин России или территориальный налоговый орган (подп. 12 п. 1 ст. 21подп. 4 п. 1 ст. 32ст. 34.2 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
Энциклопедия решений. Специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН, АвтоУСН)";
Энциклопедия решений. Налогоплательщики АУСН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Комментарии (0)

Оставьте свой комментарий:

Поля помеченые * обязательны для заполнения.

Старик ХоттабычООО СЗ "ЖБИ2-Инвест"ЗАО Регистраторское общество "СТАТУС"Борисоглебский трикотаж"ЭФКО" - аграрно-промышленная компанияФутбольный клуб "Авангард"Фтбольный клуб "Факел"Футбольный клуб "Калуга"ООО «Выбор»Ресторан "Артист"Бутик-отель "Ветряков"ООО "Мануфактура Софт"МеталлоПрофиль
Регистрация ООО Воронеж | Регистрация ЗАО Воронеж | Аудит Воронеж | Перерегистрация ООО в Воронеже | Бухгалтерский учет Воронеж | Налоговые споры и оптимизация налогообложения